Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)

В русском языке слова образуются самыми разными способами, самым распространенным среди которых является морфемный. Как понятно из названия, новые слова образуются с помощью морфем – приставок и суффиксов.

Особенности суффиксального образования слов и их нюансы являются предметом пристального внимания лингвистов.
Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)

Общий принцип, опять же, понятен из названия: чтобы образовать новое слово, нужно использовать словообразовательный суффикс. При этом часть речи может оставаться такой же, как в слове, от которого была образована новая лексическая единица, или изменяться. Например, в паре береза – березка оба слова являются именами существительными, а вот в паре серый – сереть частиречная принадлежность изменяется – от имени прилагательного образуется глагол.

Именно суффиксальный способ является самым распространенным в русском языке. Таким образом могут образовываться все знаменательные части речи, то есть те, которые имеют собственное значение, самостоятельные.

Значение нового слова представляет собой часть значения того, от которого оно было образовано, с добавлением отдельных оттенков, которые идет от суффикса. При этом такие словообразовательные суффиксы делятся на определенные группы как раз по значению.

Есть еще один способ, который часто называют бессуффиксальным, но большинство лингвистов все же относят его в суффиксальную категорию, потому что суффикс при образовании нового слова участвует, просто он нулевой.

Примеры суффиксального способа образования слов: высь – существительное, образованное от прилагательного высокий с помощью нулевого суффикса, или задира – тоже существительное, тоже образованное с помощью нулевого суффикса, но уже от глагола задирать.

Суффиксальный способ словообразования, относящийся к категории морфемных, часто предполагает, что суффикс не просто присоединяется к основе, но часть основы при этом отсекается. Обычно это происходит, когда от глагола образуется имя существительное. В некоторых случаях усекается не вся основа, а только какая-то ее часть.

Суффиксы, которые служат для образования новых имен существительных, могут иметь как предметное значение, так и для обозначения лиц мужского или женского пола. Кроме того, есть суффиксы со значением абстрактности.

Для образования имен прилагательных в основном используются суффиксы со значением принадлежности, похожести и субъективной оценки.

Все они в любом случае изменяют значение исходного слова, добавляя к нему значительную смысловую составляющую, в результате чего слово, пусть и входящее в словообразовательную цепочку, становится самостоятельной лексической единицей.

Суффиксальный способ образования слов относится к морфемной категории, так как новые слова при таком способе образуются при помощи специальных словообразовательных морфем – суффиксов.

Эти морфемы влияют на значение слова – у образованного слова оно будет складываться из значения основы и значения суффикса, при этом морфемы разделяются на определенные категории в зависимости от того, какое именно значение ими придается.

При суффиксальном способе образования слов исходная основа может оставаться неизменной или усекаться, а сам суффикс – быть не только выраженным, но и нулевым (последний случай образования также часто выделяют в отдельную категорию и называют бессуффиксальным). Суффиксальным способом образовано наибольшее количество слов в русском языке.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 62.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/suffiksalnyy-sposob-obrazovaniya-slov-primery.html

Основные способы словообразования

Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)

В1. Основные способы словообразования

Для подготовки
материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК.
Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их
выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр»,
2012.

  • Выражаю благодарность
    авторам и издательству.
  • Формулировки
    задания:
  • 1)
    Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО в
    предложении «Мать беспомощно вглядывалась
    в бегущую мимо ораву гимназистов».
  • Правильный ответ: суффиксальный (беспомощно =
    беспомощный + суффикс -О).

2) Из данных
предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным
способом: «В реальности чаще бывает
по-другому.

Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в
обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся
книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки – и только видели вы
этого горе-змееборца».

  1. Правильный ответ: по-другому
    (приставка ПО- + ДРУГОЙ + суффикс –ОМУ).
  2. Что требуется от
    учеников:
    выписать слово, образованное указанным способом; либо
    определить способ образования указанного слова.
  3. Что следует знать
    ученикам для правильного выполнения задания:
    основные способы образования
    новых слов в русском языке; группы слов, которые образуются тем или иным
    способом.
  4. Основные способы образования слов в русском языке
  5. 1.
    БЕССУФФИКСНЫЙ
    способ

Самое
главное: бессуффиксным способом образуются только ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и
только от глаголов и имён прилагательных!!!

  • ·      
    Отглагольные имена существительные (от основы
    исходного глагола одновременно отсекаются суффикс и окончание).
  • Например,
    если взять начальную форму глагола ПЕРЕХОДИТЬ
    и одновременно отбросить окончание —ТЬ
    и суффикс –И-, получится
    образованное бессуффиксным способом отглагольное имя существительное ПЕРЕХОД.
  • ВЗРЫВ, ЗАЩИТА, ВСТРЕЧА, ПОИСК – эти
    имена существительные образованы бессуффиксным способом от глаголов ВЗРЫВАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ, ВСТРЕЧАТЬ, ПОИСКАТЬ.
  • ·      
    Имена существительные со значением признака; в этом
    случае от основы исходного имени прилагательного отбрасывается
    окончание.
  • Например, если взять имя
    прилагательное ГНИЛОЙ и отбросить
    окончание     -ОЙ, то получится образованное бессуффиксным способом
    существительное ГНИЛЬ.
  • ТИШЬ,
    СУШЬ, ВЫСЬ, СИНЬ, ЗЕЛЕНЬ
    – эти имена существительные образованы
    бессуффиксным способом от прилагательных ТИХИЙ,
    СУХОЙ, ВЫСОКИЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ
    .
  • Примеры слов, образованных
    бессуффиксным способом:
  • ·      
    (в) РАССКАЗАХ
    – отглагольное имя существительное, в котором выделяются корень –СКАЗ-,
    окончание –АХ и отсутствует суффикс; образовано путём одновременного отсечения
    от глагола «рассказать» суффикса –А- и
    окончания.
  • ·      
    ВЫБОР
    отглагольное имя существительное, в котором выделяются корень –БОР-, нулевое
    окончание и отсутствует суффикс; образовано путём одновременного отсечения от
    глагола «выбрать» суффикса –А- и
    окончания.
  • ·      
    СПОРОВ
    отглагольное имя существительное, в котором выделяются корень –СПОР-, окончание
    –ОВ и отсутствует суффикс; образовано путём одновременного отсечения от глагола
    «спорить» суффикса –И- и окончания.

·      
ШИРЬ – имя
существительное со значением признака. Образовано путём одновременного отсечения от
имени прилагательного «широкий»
суффикса –ОК- и окончания.

  1. 2.
    СУФФИКСАЛЬНЫЙ
    способ
  2. Суффиксальный способ
    заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.
  3. В тестах ЕГЭ представлены следующие группы слов,
    образованные суффиксальным способом:
  4. 1)
    Отглагольные
    имена существительные
    , оканчивающиеся на –НИЕ, -ИЕ.
  5. УГЛУБЛЕНИЕ
    (отглагольное существительное на -НИЕ) = УГЛУБИТЬ + суффикс –ЕНИ-;
  6. ПРЕДЧУВСТВИЕ (отглагольное существительное на –ИЕ) =
    ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ + суффикс –ИJ-.
  7. 2) Имена существительные,
    оканчивающиеся на –ОСТЬ (суффикс
    –ОСТЬ прибавляется к основе исходного имени прилагательного)
  8. БЕСПЕЧНОСТЬ (имя существительное на
    –ОСТЬ) = БЕСПЕЧНЫЙ + суффикс     
    –ОСТЬ.
  9. 3) Наречия, оканчивающиеся на –О, -Е (суффикс –О, -Е прибавляется к
    основе исходного имени прилагательного)
  10. НЕБЫСТРО (наречие на –О) = НЕБЫСТРЫЙ
    + суффикс –О
  11. БЕЗЖАЛОСТНО (наречие на –О) = БЕЗЖАЛОСТНЫЙ + суффикс –О
  12. ИСКРЕННЕ (наречие на –Е) = ИСКРЕННИЙ +
    суффикс –Е
  13. 4) Причастия и деепричастия (суффикс прибавляется к основе исходного глагола)
  14. ПРОЧИТАВ = ПРОЧИТАТЬ + суффикс –В
  15. ПРИЛЕТЕВШИЙ = ПРИЛЕТЕТЬ + суффикс
    –ВШ-
  16. 3.
    ПРИСТАВОЧНЫЙ
    способ

При образовании слов приставочным способом новое слово возникает
в результате присоединения приставки к уже готовому, существующему в языке
слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

  • Если в задании В1 ЕГЭ по русскому языку необходимо найти слово,
    образованное приставочным способом, прежде всего нужно обратить внимание
    на:
  • 1) глаголы с приставками (приставка
    меняет вид исходного глагола – с несовершенного на совершенный).
  • Приставку в
    глаголе следует «закрыть» пальчиком и убедиться в том, что в русском языке
    имеется глагол без этой приставки. Если глагол без этой приставки существует,
    то он образован приставочным способом:
  • ПРОЛИЛА (совершенный вид) = ЛИЛА
    (несовершенный вид) + приставка ПРО-
  • ОТОСЛАЛ
    (совершенный вид) = СЛАЛ (несовершенный вид) + приставка ОТО-
  • 2)
    отрицательные
    местоимения
    или наречия
    с приставками НЕ- или НИ-
  • НИКАК (отрицательное наречие) = КАК + приставка НИ-
  • НЕКОМУ (отрицательное местоимение) = КОМУ + приставка НЕ-
  • 3)
    имена
    прилагательные
    , причастия
    или наречия, которые пишутся с НЕ слитно.
    Если НЕ отбросить, то получится существующее в русском языке слово:
  • НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ =
    СПРАВЕДЛИВОСТЬ + приставка НЕ
  • НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ =
    БЛАГОПОЛУЧНАЯ + приставка НЕ
  • 4.
    ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ
    способ
  • Приставочно-суффиксальный
    способ
    заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и
    суффикса.
  • К исходному существительному
    СНЕГ одновременно прибавляется приставка ПОД- и суффикс –НИК, возникает новое
    существительное ПОДСНЕЖНИК.
  • К исходному существительному
    ГОРОД одновременно прибавляется приставка ЗА- и суффикс –Н-, возникает новое
    прилагательное ЗАГОРОДНЫЙ.
  • К исходному существительному МОРЕ одновременно прибавляется
    приставка ВЗ- и суффикс-невидимка -ИJ-,
    возникает новое существительное ВЗМОРЬЕ.
  • Как найти слово,
    образованное приставочно-суффиксальным
    способом
    :
  • Надо найти в тексте слова, в которых есть приставки, при этом
    помнить о том, что приставочно-суффиксальным способом образуются:
  • 1) Имена прилагательные со значением ОТСУТСТВИЯ,
    НЕХВАТКИ чего-либо:
  • БЕСШУМНЫЙ = без шума = приставка БЕС- + ШУМ + суффикс –Н-;
  • БЕЗЖАЛОСТЕН
    = без жалости = приставка БЕЗ- + ЖАЛОСТЬ + суффикс –Н-.
  • 2)
    Имена прилагательные со значением нахождения где-либо:
  • НАТЕЛЬНЫЙ = приставка НА- + ТЕЛО + суффикс –Н-;
  • ПРИБРЕЖНЫЙ
    = приставка ПРИ- + БЕРЕГ + суффикс –Н-.
  • 3)
    Имена существительные с приставками ПОД-, БЕЗ-, ПО-, ПРО-, ПРИ-, ВЗ- и
    последними буквами слова ЬЕ:
  • ПОБЕРЕЖЬЕ = ПО + БЕРЕГ +
    суффикс-невидимка Й (мы его пишем, но не произносим);
  • ПОДМОСКОВЬЕ, БЕЗДОРОЖЬЕ, ПРИУРАЛЬЕ, БЕЗДЕНЕЖЬЕ, ПРИМОРЬЕ – имена
    существительные, образованные приставочно-суффиксальным способом.
  • 4) Наречия с приставками, оканчивающиеся не
    на О:
  • СНОВА = приставка С- + НОВЫЙ + суффикс –А;
  • ВО-ПЕРВЫХ = приставка ВО- + ПЕРВЫЙ + суффикс
    –ЫХ;
  • ВСКОРЕ = приставка В- + СКОРЫЙ + суффикс –Е;
  • ПО-ОСОБЕННОМУ = приставка ПО- + ОСОБЕННЫЙ +
    суффикс –ОМУ.
  • 5) Некоторые глаголы:
  • РАЗБЕЖАТЬСЯ
    = приставка РАЗ- + БЕЖАТЬ + суффикс –СЯ;
  • ВЫСПАТЬСЯ = приставка ВЫ- + СПАТЬ + суффикс –СЯ.
  • 5.
    ПЕРЕХОД
    ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ
  • Проанализируем два предложения:
  • ·      
    В город
    приехало новое лицо.
  • ·      
    Я люблю всё
    новое.

В первом предложении слово
НОВОЕ отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо
какое? новое) и является именем
прилагательным.

Во втором предложении слово НОВОЕ отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? новое) и употребляется уже никак прилагательное, а выступает в роли
имени существительного.

Если в ЕГЭ по русскому языку требуется найти слово, образованное
переходом одной части речи в другую, то задание формулируется так: Выпишите существительное, образованное
путём перехода одной части речи в другую.
В этом случае действуем по
АЛГОРИТМУ:

1)
Ищем в тексте ВСЕ
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

2)
Выбираем из них ТО,
которое по происхождению является БЫВШИМ
ПРИЧАСТИЕМ
, или БЫВШИМ ИМЕНЕМ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
, или БЫВШИМ
МЕСТОИМЕНИЕМ
(то есть в тексте это слово отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, а
вне текста (в другом предложении, которое мы сами можем придумать) оно будет
отвечать на вопросы  КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
КАКИЕ? и характеризовать другое имя существительное).

Пример: Как
отделить подлинно ГЕРОИЧЕСКОЕ от
лжегероизма? (отделить (что?) ГЕРОИЧЕСКОЕ
– имя существительное). –
Его ГЕРОИЧЕСКОЕ
поведение достойно уважения. (поведение
(какое?) ГЕРОИЧЕСКОЕ – имя прилагательное).

Пример: Возле
сцены у ПРОХОДНОЙ у меня возникает
вопрос. (возле сцены (около чего?) у
ПРОХОДНОЙ – имя существительное).
ПРОХОДНОЙ
балл в этом году высок. (балл (какой?)
ПРОХОДНОЙ – имя прилагательное).

Пример: Командир
спросил у РЯДОВОГО. (спросил (у кого?) у РЯДОВОГО – имя
существительное).
– У РЯДОВОГО
солдата не так много прав. (солдата
(какого?) РЯДОВОГО – имя прилагательное).

Пример: ПРИСУТСТВУЮЩИЕ громко смеялись. (смеялись (кто?) ПРИСУТСТВУЮЩИЕ – имя
существительное).
ПРИСУТСТВУЮЩИЕ
журналисты задали много вопросов. (журналисты
(какие?) ПРИСУТСТВУЮЩИЕ – причастие).

Пример: Я пришёл
забрать СВОЁ. (пришёл забрать (что?) СВОЁ – имя существительное). – У каждого из
нас есть СВОЁ мнение. (мнение (чьё?) СВОЁ – притяжательное
местоимение).

  1. Запомните, как правильно пишутся
    названия способов словообразования в русском языке:
  2. БЕССУФФИКСНЫЙ,
    СУФФИКСАЛЬНЫЙ, ПРИСТАВОЧНЫЙ.
  3. АЛГОРИТМ выполнения задания В1:

1.
Определите, к какой части речи относится указанное слово.

  • 2. Вы определили, что это имя существительное:
  • ·                
    если это отглагольное имя существительное, в котором
    после корня сразу идёт окончание и нет суффикса, то оно образовано бессуффиксным
    способом (например, СПОРЫ, В ПЕРЕХОДАХ, ПРИ ПЕРЕЛЁТЕ);
  • ·                
    если это отглагольное имя существительное, которое
    оканчивается на –НИЕ, -ИЕ, то оно образовано суффиксальным способом
    (например, УГЛУБЛЕНИЕ, ПРЕДЧУВСТВИЕ);
  • ·                
    если это неотглагольное существительное с
    приставками ПОД-,  БЕЗ-, ПО-, ЗА-, ПРИ- и
    последними буквами в слове ЬЕ, то оно образовано приставочно-суффиксальным
    способом (например, БЕЗВРЕМЕНЬЕ, ПОЛЕСЬЕ, ПРИМОРЬЕ);
  • ·                
    если это отглагольное имя существительное, которое
    оканчивается на –ОСТЬ, то оно образовано суффиксальным способом
    (например, БЕСПОМОЩНОСТЬ, ДОВЕРЧИВОСТЬ);
  • ·                
    если это существительное начинается с НЕ, то оно
    образовано приставочным способом (например, НЕПОНИМАНИЕ).
  • 3. Вы определили, что это имя
    прилагательное:
  • ·      
    если это имя прилагательное со значением «отсутствие, нехватка чего-либо», то
    оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например,
    БЕСХИТРОСТНЫЙ, БЕЗДУМНЫЙ);
  • ·      
     если это имя
    прилагательное со значением «нахождение
    где-либо»
    , то оно образовано приставочно-суффиксальным способом
    (например, НАТЕЛЬНЫЙ, ПРИВОКЗАЛЬНЫЙ);
  • ·       если это
    имя прилагательное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным
    способом (например, НЕРАЗБОРЧИВЫЙ).
  • 4. Вы определили, что это глагол:
  • ·      
    если в этом глаголе есть приставка и её можно
    отбросить (получится глагол другого вида), то этот глагол образован приставочным
    способом (например, ПРИДУМАЛ, ПРОЧИТАЛ);
  • ·       если в
    глаголе есть приставка и суффикс –СЯ и их нельзя отбросить (при отбрасывании
    либо приставки, либо суффикса получается не существующее в русском языке
    слово), то этот глагол образован приставочно-суффиксальным способом
    (например, ВЫСПАТЬСЯ, РАЗБЕЖАТЬСЯ).
  • 5. Вы определили, что это причастие:
  • ·      
    если причастие не
    начинается с НЕ, то оно образовано суффиксальным способом, независимо от
    наличия в нём приставки (например, ПРИЛЕТЕВШИЙ, ПРОЧИТАВШИЙ);
  • ·       если
    причастие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом
    (например, НЕПРОЧИТАННАЯ книга).
  • 6. Вы определили, что это деепричастие:
  • ·      
    деепричастия образуются только суффиксальным способом (например, ПРОЛЕТАЯ, ПРИДУМАВ).
  • 7. Вы определили, что это наречие:
  • ·      
    если наречие оканчивается на –О, то оно образовано суффиксальным
    способом от исходного имени прилагательного (например, БЕЗЗВУЧНО, БЕСПОМОЩНО);
  • ·      
    если наречие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным
    способом (например, НЕМНОГО, НЕДАЛЕКО);

если наречие не начинается с НЕ, то оно чаще всего
образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ВО-ВТОРЫХ,
ВСКОРЕ, СМОЛОДУ).

Источник: http://tatyanarotenkova.blogspot.com/2013/02/blog-post_6.html

Бессуффиксный способ словообразования, суффиксальный, приставочный

Основные способы словообразования (бессуффиксный, суффиксальный, приставочный…)

Переходим к Б

B1

Возможные трудности Добрые советы
Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв. Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ←  кому.

  • Чаще всего, как в данном случае, в производящей основе меньше морфем, чем в производной.
  • Однако иногда бывает наоборот: новое слово образуется путём усечения суффикса и сокращения основы, например:
  • перерыв  ←  перерывать.
  • Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования.
  • Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом.
  • Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь ← рассыпать  (бессуффиксный).
Самая распространённая ошибка при определении способа словообразования — неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например:  переход ← ход (приставочный способ). По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом: переход ←переходить (бессуффиксный способ словообразования). 
Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например: сверхновый, постиндустриальный. Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов
следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью
сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.

Слово может быть образовано от другого слова с помощью
прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным.
При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи,
что и то, от которого оно образовано.

Бежать — у-бежать. (Оба слова являются глаголами.)

Школьный — до-школьный. (Оба слова являются прилагательными.)

Дедушка — пра-дедушка. (Оба слова являются существительными.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью
прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В
отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи
образовывать слова другой части речи.

Дом — дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное
значение. Часть речи не меняется.)

Сила — силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию
прилагательного от существительного.)

Удиви-ть — удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует
образованию прилагательного от глагола.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью
одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования
называют приставочно-суффиксальным.

Скорый — у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют
образованию глагола от прилагательного.)

Есть — на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют
образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого
глагола.)

https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=B1 bugaga.net.ru

Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим
способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть
— бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот,
пропадает (усекается).

Переход-и-ть — переход. (Усечение суффикса -и- способствует
образованию существительного от глагола.)

Крич-а-ть — крик. (Усечение суффикса -а- способствует
образованию существительного от глагола.)

Реже бессуффиксным способом образуются существительные от
прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они
вообще не используются.

Глуx-ой — глушь- .
(Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Тих-ий — тишь- .
(Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

С помощью сложения происходит образование сложных слов путем
соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое
целое два полных слова, а также несколько основ.

  1. При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова
    обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:
  2. ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.
  3. При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже
    не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.
  4. Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных
    гласных -О-, -Е-, -И-.
  5. Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа).
  6. Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь).
  7. Сем-И-летний (от словосочетания семь лет).

Иногда при сложении основ соединительные гласные не
используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не
полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не
только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное
сложное слово.

  • Стенгазета (от словосочетания стенная газета).
  • Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент).
  • ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности).

Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое
словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не
происходит сокращения основ и не используются соединительные гласные.

Ума лишенный — умалишенный. (В этом слове нет соединительной
гласной, потому что слово в р. п., ед. ч. с окончанием -а слилось с идущим далее
словом.)

Быстро растворимый — быстрорастворимый. (В этом слове нет
соединительной гласной -О-, потому что наречие с суффиксом -О- слилось с идущим
далее словом.)

Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из
одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Столовая (комната) — (заводская) столовая. (Прилагательное
столовая перешло в существительное столовая.)

Дежурный (курсант) — дежурный (при входе). (Прилагательное
дежурный перешло в существительное дежурный.)

Переход из одной части речи в другую очень типичен для русского
словообразования. Ниже приводятся наиболее распространенные типы подобных
переходов.

Переход из прилагательного в существительное. Дежурный (ученик) — дежурный (по подъезду).
Переход из причастия в существительное. Управляющий (производством человек) — (главный) управляющий.
Переход из причастия в прилагательное. Ведущий (судно штурман) — ведущий (специалист в отделе).
Переход из деепричастия в наречие. (Остроумно) шутя — нес бревно шутя (т.е. легко).
Переход из наречия в предлог. (Ходил) вокруг — (ходил) вокруг дома.
Переход из деепричастия в предлог. (Будь осторожен), включая (газ) — (пришли все), включая Вадика.

Источник: https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=B1

Морфологическое словообразование: суффиксальный способ

Один из продуктивных способов морфологического словообразования существительных — суффиксальный.

Огромное количество суффиксов, участвующих в образовании имён существительных, можно разделить на следующие группы:

  1. суффиксы, служащие для образования названий предметов;
  2. суффиксы, употребляемые для образования названий лиц мужского и женского пола;
  3. суффиксы, служащие для образования отвлечённых существительных;
  4. суффиксы, служащие для образования существительных, передающих субъективную оценку.
  1. суффиксы -льник, -лк-(а) и суффиксы -щик (-чик) — существительные со значением орудия действия, наименования прибора: будильник, холодильник, веялка, грелка, молотилка, счётчик, тральщик;
  2. суффикс -льн-(я) — существительные женского рода со значением места действия: читальня, купальня, наковальня;
  3. суффикс —ие (-ье) — существительные со значением места: заречье, подножье, предгорье, предплечье;
  4. суффикс —к-(а) — существительные, называющие предметы по характеризующему их признаку: кладовка, анисовка, жестянка; сюда же Третьяковка (Третьяковская галерея);
  5. суффикс —ник — существительные, называющие вместилище (приспособление) для чего-либо или подо что-либо: бумажник, кофейник, половник, свинарник;
  6. суффикс —ин-(а) — существительные со значением единичности: жемчужина, бусина, соломина; а также существительные со значением результата действия (образуются от основы глагола + —ин-(а) + приставка): вмятина, выбоина, завалина;
  7. суффикс —тор — существительные мужского рода, обозначающие орудия действия, приборы, механизмы: фиксатор, изолятор, сепаратор, аккумулятор;
  8. суффикс —л-(о) — существительные среднего рода со значением орудия действия: грузило, поддувало, покрывало.
  1. суффиксы -щик (-чик): подписчик, каменщик, гонщик, застройщик, докладчик, лётчик;
  2. суффикс -льщик (существительные, образованные от глагольных основ): бурильщик, строгальщик;
  3. суффиксы -тель (-итель): воспитатель, обвинитель, посетитель, заместитель;
  4. суффиксы -ик, -ник — называние лиц по их отношению к предмету, профессии, а также со значением отношения лица к действию, поступку: химик, академик, безбожник, ключник, завистник;
  5. суффиксы -овец, -ец, -ист — называние лиц по их отношению к учреждению, профессии, деятельности, идейному направлению: вузовец, полководец, мичуринец, журналист, криминалист;
  6. суффикс -ач — существительные для обозначения лиц по отношению к профессии, роду деятельности, а также по их характерному признаку: силач, циркач, бородач;
  7. суффиксы -ант (-янт), -ент — существительные для обозначения лиц по роду их занятий и деятельности: музыкант, эмигрант, ассистент, диссидент;
  8. суффикс -тор — существительные для обозначения лиц, связанных с определёнными действиями: оператор, агитатор, ликвидатор, консерватор;
  9. суффиксы -анец (-янец), -ин, -анин (-янин), -чанин используются для обозначения лиц по отношению к стране, нации, к личному имени, для выражения идейных взглядов: албанец, американец, иркутянин, горьковчанин, татарин, армянин, вольтерьянец;
  10. суффиксы -ич, -ович (-евич) используются для называния лиц по отчеству: Анатольевич, Сергеевич, Борисович;
  11. суффикс -ыш и суффиксы -ёнок, -онок (образование экспрессивно окрашенных существительных с оттенком фамильярности, пренебрежительности, ласкательности): малыш, глупыш, подкидыш; медвежонок, волчонок, пострелёнок.

Суффиксы, служащие для образования имён существительных женского рода:

  1. суффикс -к-(а) — принадлежность к какой-либо профессии, национальности, роду занятий, идейному направлению: артистка, циркачка, грузинка, итальянка, комсомолка, горожанка;
  2. суффикс -ниц-(а) и суффиксы -щиц-(а), -чиц-(а), -льщиц-(а) — обозначение лиц по их профессиональной деятельности, по отношению к учреждению, роду занятий (-ниц- присоединяется к существительным мужского рода на -тель или заменяет суффикс -ник-, к//ц): учительница, писательница, волшебница; банщица, газетчица, строгальщица;
  3. суффикс -ш-(а) используется для обозначения лиц по их профессии, роду деятельности, а также называния жён у лиц мужского пола: директорша, литераторша, генеральша;
  4. суффиксы -ичн-(а), -иничн-(а), -овн-(а), -евн-(а) используются для называния лиц по отчеству: Саввична, Кузьминична, Ильинична, Владимировна, Дмитриевна.

Суффиксы, служащие для образования имён существительных с абстрактным значением:

  1. суффикс -ость (-ность) — существительные со значением отвлечённого качества, свойства: бодрость, изысканность, готовность, газетность;
  2. суффикс -мость (-емость) — существительные со значением состояния: заболеваемость, сопротивляемость;
  3. суффиксы -ни-е (-н-ье), -ени-е — существительные со значением действия, процесса: достижение, изобретение, взыскание, строение, сцепление;
  4. суффиксы -аци-я (-яци-я), -фикаци-(я) — существительные со значением действия: агитация, калькуляция, мистификация;
  5. суффикс -к-а — существительные (от глагольных основ) со значением действия: заливка, браковка, вклейка;
  6. суффикс -и-е (-ьj-е) — существительные со значением признака, свойства: усердие, изобилие, раздоль[j]е;
  7. суффиксы -ств-о (-еств-о) — существительные со значением состояния, положения, деятельности: председательство, авторство; существительные с суффиксами -ианств-о (-янств-о) называют течение, идейное направление: конфуцианство, вольтерьянство;
  8. суффикс -изм- — существительные, называющие учения, направления, склонности: демократизм, материализм, классицизм, оптимизм, туризм;
  9. суффикс -ур-(а) — существительные, называющие сферу деятельности, отрасли искусства, профессии (образование слов иноязычного происхождения): скульптура, архитектура, адвокатура, магистратура;
  10. суффикс -аж- — существительные, называющие действия, количества, указывающие на собирательное значение: монтаж, инструктаж, метраж, антураж.

Поделиться публикацией:

Источник: https://goldrussian.ru/morfologicheskie-sposoby-slovoobrazovanija.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика