Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

Виды подчинительной связи, члены предложения, разбор предложения, средства связи предложений — все это синтаксис русского языка. Определительное придаточное — пример одной из самых сложных тем в изучении русского синтаксиса. Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

Придаточное предложение: определение

Неотъемлемая часть сложноподчиненного предложения — придаточная часть. Придаточной называется та часть сложного предложения, которая является зависимой от главной. На полях лежал белый снег, когда они ездили в деревню. Здесь главное предложение На полях лежал снег. От него задается вопрос к зависимой части: лежал (когда?) когда они ездили в деревню.

Придаточная часть — это отдельное предложение, так как в нем есть предикативная основа. Однако связываясь с главным членом семантически и грамматически, оно не может существовать самостоятельно. Этим отличается главная часть сложного предложения от придаточной.

Таким образом, придаточное предложение — часть сложноподчиненного предложения, зависимая от главной части.

Придаточное предложение: виды

В синтаксисе русского языка выделяется четыре типа придаточных предложений. Вид зависимой части определяется по вопросу, задаваемому от главного предложения.

Виды придаточных частей

Название Значение Пример
Определительная От одного слова в главном предложении задается вопрос какой? В то время он руководил ансамблем, где играл Ильин. (ансамблем (каким?) где играл Ильин)
Изъяснительная От одного слова в главном предложении задается вопрос косвенного падежа: чего? чему? чем? о чем? кого? кому? кем? о ком? Представляешь, как она обрадуется! (представляешь (что?) как она обрадуется)
Обстоятельственная От одного слова в главном предложении задается вопрос обстоятельства: где? когда? откуда? как? зачем? и другие Он поступил так, как поступают трусы. (поступил (как?) как поступают трусы)
Присоединительная От всего главного предложения задается любой вопрос. Был сильный ветер, почему и отменили рейсы. (рейсы отменили (почему?) потому что был сильный ветер)

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

Придаточное определительное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) с придаточными определительными, примеры которых даны в таблице, состоит из двух или более частей, где главная часть характеризуется придаточной. Определительная часть относится к одному слову из главного предложения. Это либо существительное, либо местоимение.

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительнымОпределительное придаточное — пример становления определительных отношений между главной и зависимой частями. Одно слово из главной части согласуется с целым придаточным предложением. Например, Виктор смотрел на море, в просторах которого показался корабль. (Море (какое?), в просторах которого показался корабль).

Придаточное определительное: особенности

Есть некоторые особенности в СПП с придаточными определительными. Примеры из таблицы помогут разобраться.

Предложения с придаточными определительными: примеры и особенности

Особенности Примеры
Придаточное определительное присоединяется к главному предложению, обычно союзным словом (чей, который, что, где, какой и другими). Его потрясла картина (какая?), что висела в гостиной.Город (какой?), где растут магнолии, запомнился ему навсегда.
В главной части СПП могут находиться связанные с союзными словами указательные местоимение тот, то, такой и другие. В том городе (каком?), где мы отдыхали, много исторических памятников.От яблоневого сада шел такой аромат (какой?), который бывает только в теплые майские дни.
Придаточные определительные должны следовать сразу после определяемого слова. Фотография (какая?), что лежит у него в записной книжке, была подарена ему Ольгой.День (какой?), когда они встретились, запомнили все.
Придаточное определительное (примеры предложений с союзным словом который) может отделяться от главного слова другими членами предложений. Комната, в пределах которой находилась галерея, была хорошо освещена.Вечерами в курортном городке слышался шум моря, на фоне которого кричали чайки.

Соотносительные придаточные

У сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью есть еще одна особенность.

Если в главной части СПП подлежащее или именная часть составного именного сказуемого выражены определительным или указательным местоимением, от которого зависит придаточная определительная часть, то такая часть называется соотносительной (местоименно-определительной).

То есть предложения, в которых есть соотношение местоимения в главной части и союзного слова в зависимой, — это предложения, где есть местоименно-определительные придаточные.

Примеры: Ему рассказали только то, что было необходимо (соотношение то+что). Женщина ругалась так громко, что слышала вся площадь (соотношение так+что). Ответ был таким, каким был сам вопрос (соотношение таким+каким).

Голос капитана был такой громкий и строгий, что вся часть сразу слышала и строилась (соотношение такой+что).

Отличительной чертой местоименно-определительных придаточных является то, что они могут предшествовать главному предложению: Кто не был на Байкале, тот не видел истинной красоты природы.

Придаточное определительное: примеры из художественной литературы

Вариантов сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью множество. Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительнымПисатели активно используют их в своих произведениях. Например, И.А Бунин: Северный уездный городок (какой?), где осталась моя семья,… был от меня далеко. На ранней заре (какой?), когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно…

А.С. Пушкин: В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле (какой?)…, сквозь которую летели белые хлопья снегу… Берестов отвечал с таким же усердием (каким?), с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.

Т. Драйзер: Нам остается только утешать себя мыслью (какой?), что эволюция человека никогда не прекратится… На нее нахлынули чувства (какие?), которые испытывает отверженная. Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

Нарушение построения предложений с придаточным определительным

В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где неверно употреблено определительное придаточное. Пример подобного задания: Чиновник приехал в город, который отвечал за финансирование проекта.

В данном предложении из-за отрыва придаточной части от главной произошел смысловой сдвиг. Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительнымНеобходимо видеть ошибку и верно употреблять определительное придаточное. Пример: Чиновник, который отвечал за финансирование проекта, приехал в город. В предложении исправлена ошибка. В речи носителей языка и в творческих работах обучающихся встречаются и другие ошибки при употреблении предложения с придаточными определительными. Примеры и характеристика ошибок даны в таблице.

Ошибки при определительных придаточных

Пример Характеристика ошибок Исправленный вариант
Ее выручил, кому она помогала в прошлом. Необоснованное опущение указательного местоимения Ее выручил тот, кому она помогала в прошлом.
Нарвал — уникальное млекопитающее, который обитает в Карском море. Неверное согласование союзного слова с главным словом Нарвал — уникальное животное, которое обитает в Карском море.
Люди открыли от удивления рты, которые были поражены происходящим действием. Не соблюдены логические и смысловые связи Люди, которые были поражены происходящим действием, открыли от удивления рты.

Определительное придаточное и причастный оборот

Предложения, где есть причастный оборот, семантически схожи со сложноподчиненным предложением, в котором есть придаточное определительное. Примеры: Дуб, посаженный прадедом, превратился в огромное дерево.

— Дуб, который посадил прадед, превратился в огромное дерево. Два схожих предложения имеют разные оттенки значений. В художественном стиле предпочтение отдается причастному обороту, который носит более описательный и выразительный характер.

В разговорной речи придаточное определительное используется чаще, чем причастный оборот.

Источник: https://autogear.ru/article/239/840/opredelitelnoe-pridatochnoe-primeryi-predlojeniya-s-pridatochnyimi-opredelitelnyimi-primeryi/

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

  • ·                   Сегодня мы узнаем, какими бывают придаточные предложения.
  • ·                   Поговорим о придаточных определительных.
  • ·                   И выясним особенности сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
  • Придаточное предложение – это такая часть сложноподчиненного предложения, которая находится в подчиненном положении по отношению к главной.

К придаточному предложению ставится вопрос от главного. Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов и союзных слов.

Наконец, придаточное предложение раскрывает ту информацию, которая сообщается в главном предложении.

  1. Основная классификация сложноподчиненных предложений – это классификация по видам их придаточных частей. Бывают сложноподчиненные предложения с придаточными:
  2. ·                   определительными,
  3. ·                   изъяснительными,
  4. ·                   обстоятельственными.

Это самая общая классификация. И она похожа на известную нам классификацию второстепенных членов предложения. Мы легко можем вообразить себе на месте придаточных определительных – определения, изъяснительных – дополнения, а обстоятельственных – обстоятельства.

Это сходство совсем не случайно. Как мы определяем вид придаточных предложений? Как и в случае с второстепенными членами предложения, мы в первую очередь ставим вопросы.

В нашем классе есть дверь (какая?), которая все время скрипит. Перед нами придаточная определительная (вопрос определения).

Когда учитель входит, мы встаем. Встаем – когда? – когда учитель входит. Перед нами придаточная обстоятельственная (вопрос обстоятельства).

Во вторую очередь мы обращаем внимание на средства связи главной и придаточной части. Так, в первом предложении союзное слово который указывает на придаточную определительную. Во втором предложении союзное слово когда подсказывает, что мы имеем дело с придаточной обстоятельственной.

Придаточные определительные настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы встречаем их даже в сказках для самых маленьких. Вы, конечно, помните замечательное стихотворение, которое мы знаем в переводе Самуила Маршака – «Дом, который построил Джек».

  • Вот дом, который построил Джек.
  • А это пшеница.
  • Которая в темном чулане хранится
  • В доме, который построил Джек.
  • А это веселая птица-синица,
  • Которая часто ворует пшеницу,
  •  Которая в темном чулане хранится
  • В доме, который построил Джек.
  • Все стихотворение строится на использовании придаточных определительных.
  • Как мы видим, придаточные определительные отвечают на вопрос какой?

Кому принадлежит зонтик (какой?), который мы нашли в классе?

Девочка (какая?), чей зонтик мы нашли в классе, очень спешила.

В классе (каком?), где мы нашли зонтик, никого не было.

Придаточные определительные присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов. Это такие слова, как который, какой, чей, что. А еще – где, куда, откуда и т. д..

Будьте осторожны! Союзные слова бывают коварными! Если ориентироваться только на них, то можно легко перепутать виды придаточных.

Мы хотим поехать туда, куда не ступала нога человека. Хотим поехать – куда? Обстоятельственный вопрос. Это придаточное обстоятельственное.

Вот и место, куда мы отправимся завтра! Место – какое? Это – придаточное определительное.

Средства связи одинаковые. А виды предложений разные.

Тепло там (где?), где друзья. Вопрос обстоятельства – придаточное обстоятельственное.

Это дом (какой?), где живут мои друзья. Вопрос определения – придаточное определительное.

  1. Именно поэтому мы всегда сначала ставим вопросы, а уже потом обращаем внимания на средства связи.
  2. Я заметил, что на столе стоит ваза.
  3. Я заметил вазу, что стояла на столе.

В двух предложениях средство связи – что. Но на него мы не обращаем внимания. Необходимость поставить вопрос заслоняет собой все.

Я заметил – что? – что на столе стоит ваза.

Вопрос дополнения – придаточное изъяснительное.

Я заметил вазу – какую? – что стояла на столе.

На вопрос «какую?» отвечает придаточное определительное.

Обратите внимание на еще одну любопытную деталь. В первом предложении что – союз. А во втором – союзное слово.

Читайте также:  Словообразовательная пара - это... (30 примеров)

Дело в том, что придаточные определительные в основном присоединяются к главной части при помощи союзных слов.

Настроение нам подняла музыка, что радостно звучала из окна. Что в данном случае – союзное слово.

Это город, куда хочет поехать каждый. Куда – союзное слово.

За лесом находится болото, где нужно проявлять особенную осторожность. Где – союзное слово.

Мы легко можем доказать, что во всех предложениях у нас используются союзные слова. Любое союзное слово в придаточном определительном можно заменить словом который.

Подсказкой может служить и то, к чему относится придаточное предложение. Придаточные определительные относятся к существительному в главном предложении.

  • В первом предложении придаточное определительное относится к существительному музыкамузыка какая?
  • Во втором примере придаточное определительное относится к существительному городгород какой?
  • В третьем примере придаточное относится к существительному болото: болото – какое?

Однако придаточные определительные могут также относиться и к местоимению. Обычно это местоимения тот, такой, таков, каждый, всякий, все и так далее.

В таком случае в качестве средств связи могут выступать союзные слова кто, что, какой, который, чей. И даже союзы: как, словно, как будто, что.

  1. Я тот, чью машину вы видите на улице.
  2. Все, кто собирался идти в музей, пришли вовремя.
  3. У тебя такой вид, словно ты увидел что-то страшное.

Несмотря на то, что вопрос «какой?» мы можем поставить не во всех таких предложениях, придаточное в них раскрывает смысл местоимения. И потому считается, что это придаточное определительное.

Нужно правильно сочетать придаточное предложение и существительное, к которому оно относится. Избегайте ошибок!

Москва – город, которая является столицей России.

Это предложение не согласовано, потому что придаточная часть в нем относится не к существительному город, а к существительному Москва. Правильно не которая, а который.

Это птица страус, который не умеет летать. В данном примере придаточное определительное относится к слову «птица». Значит, средство связи – местоимение которая.

Ошибок можно избежать, если твердо запомнить, что придаточные определительные стоят после слова, к которому относятся.

Эта книга, которую он открыл случайно, увлекла его не на шутку.

Его не на шутку увлекла эта книга, которую он открыл случайно. Придаточное определительное все равно стоит после слова книга.

Увлекла его не на шутку, которую он открыл случайно, эта книга.  Предложение является несогласованным. Это ошибка.

Нельзя отрывать придаточные определительные от определяемого слова.

Это кот соседа, который вечно спасается от собак на деревьях.

Придаточное определительное относится к последнему существительному, которое стоит перед ним. Здесь это слово соседа. И потому получается, что от собак на деревьях спасается сосед. Но ведь на деревьях должен был спасаться кот!

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

 Это соседский кот, который вечно спасается от собак на деревьях. Теперь придаточное определительное относится к слову кот. И на дереве оказывается именно кот, который принадлежит соседу.

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

  • Для чего нам нужны сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?
  • Придаточное определительное характеризует предмет или явление, о котором говорится в главном предложении.
  • Именно поэтому все определения, с которыми вы встречаетесь в учебниках, построены по принципу: нечто – это что-то, которое… дальше идет определение.
  • Что же нам требуется запомнить?

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

Источник: https://videouroki.net/video/20-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-opriedielitiel-nymi.html

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

 Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении — к имени существительному (иногда к словосочетанию «существительное + указательное слово»); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др. 

Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно — через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) — союзное слово который является подлежащим.

  • Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).
  • Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда).
  • Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Например: Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок… (А. Пушкин) — [существительное, (где),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) — [существительное (что).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла… (Ф. Тютчев) — [существительное], (когда).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Например: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме Д.Д. Минаева: Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой…

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Например: Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. (И. Тургенев.)

  1. Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого существительного.
  2. Нельзя сказать: Мы бегали купаться на речку каждый день после работы, которая была совсем близко от нашего дома.
  3. Правильный вариант: Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на речку, которая была совсем близко от нашего дома.
  4. Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. (К. Паустовский.)

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой, например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.

Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который.

Например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.

Он не такой, каким мы хотели его видеть — средство связи — союзное слово каким, являющееся определением.

Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) — средство связи — союзное слова что, являющееся подлежащим.

Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова — кто и что).

Сравните: Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся — придаточное определительное. [указательное слово + существительное, (который),   ]. Тот, кто приходил вчера, сегодня не появлялся — придаточное местоименно-определительное. [ местоимение, (кто),   ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом.

Например: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей … (А. Пушкин) — (Кто), [местоимение   ]. 

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/293-sl

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

  • Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
  • (Осень в поэзии, живописи и музыке наших соотечественников.)
  • Цели урока:
  • Обучающие:
  • –  находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);– составлять схемы предложений с придаточными определительными.

–  производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

–  правильно употреблять в речи данные виды предложений;

  1. Развивающие:
  2. — развивать навыки исследовательской деятельности.
  3.          — развивать интерес к поэзии — помочь вызвать зрительные образы при              чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
  4. Воспитывающие:
  5. — воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  6. — воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях    работы в группах,
  7.         – воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
  8. Оформление и оборудование урока:
  9. — компьютер;
  10. — видеопроектор
  11. На доске: (в слайдах)
  12. — тема урока, эпиграф:
  13. Я люблю эти дни,…
  14. Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом.
  15.                  Ю. Левитанский
  16.                Ход урока
  17. Организационный момент
  18. Повторение теоретических сведений на примере эпиграфа.
  19. — Дать определение СПП.

— Из каких частей состоит СПП? Как эти части называются?

— Где может находиться придаточная часть по отношению к главной? Привести примеры.

— При помощи чего могут  присоединяться придаточные предложения к главному?

— Как отличить подчинительные союзы от союзного слова? (Союзные слова:  местоимения: кто, что, какой, который, чей; наречия: где, куда, откуда,, почему, зачем, сколько, насколько.  Союзное слово: 1) является членом предложения 2) на него падает логическое ударение 3) его можно заменить другим знаменательным словом 4) его нельзя исключить из предложения .

Читайте также:  Предлог - это слово или нет в предложении?

— Приведите примеры (Я сказал, мальчикам, что заблудился. Не знаю, что произошло .

— Какие слова бывают в главной части СПП? Для чего они нужны? (указывают на наличие  придаточного  предложения, указательные слова: тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др. Не говори о том, чего не знаешь)

Сегодня мы познакомимся с основными группами СПП, попытаемся, погружаясь в тайны природы, познакомиться с  СПП с придаточными определительными .

Сначала напишем словарный диктант

Золотые отблески. Застыли в оцепенении. Расцвело последним цветом. Надоедливый дождь, молчаливый лес, прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем, светлая печаль, тихая радость, совершенное очарование, предназначение, лирическое время года, пейзажная лирика.

ПЕЙЗА'Ж, а, м. [фр. paysage].

1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п.  2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов.

(Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.)

Понаблюдаем над  следующими предложениями и определим в них второстепенные члены:

1 Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

2 (Чей?) Мой дом находится в новом районе.

3 Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

  • Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим их так, чтобы они стали СПП.
  • 1 Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
  • 2 Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
  • 3 Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
  • Поставим вопросы к придаточным предложениям:
  • 1 предчувствовало (что?)
  • 2 дом (какой?)
  • 3 добрались (когда?)
  • Вывод:

Придаточные пред-я сходны по смыслу со второст-ыми членами. Мы записали 3 основных группы СПП: сходные с определением – СПП с придаточными определительными; сходные с дополнениями – СПП с придаточными изъяснительными; сходные с обстоятельством – обстоятельственными.

  1. — Как мы определяем, какой  второстепенный член перед нами? (по вопросу)
  2. Точно также мы определим и тип придаточного пред-я . Здесь главное – задать правильно вопрос
  3. Давайте обратимся к тексту.

       В каждом  времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние  дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы.

 Ему  нравилась  и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения  и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке.

Слушая ее, мы проникаемся   любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

                                                                                  (Из периодической печати)

Работа с текстом:

– Какова тема текста? О чем( о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе)

– Какова основная мысль? ( Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)

–  Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.

  • (Слушая ее, мы проникаемся глубокой  любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)
  • – Выделите главную и придаточные части графически.
  • – Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)

– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).

– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? ( какой?)

– Выделим грамматическую основу.

– Построим схему предложения.

– Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы. Главное здесь не союзные слова, а правильно поставленный вопрос

  1. – При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов)
  2. – Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)
  3. Итак, заполним таблицу:
1. Вид придаточного определительное
3. Контактное слово (часть речи) к сущ.
4. Средства связи. союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др.
5. Возможны  указательные слова. тот, такой
6. Позиция по отношению к контактному слову всегда постпозиция

(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)

– Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.

IV. Закрепление.

Прочитайте теоретический материал учебника  — параграф 10

Что нового вы узнали из статьи учебника

— к придаточным определительным  близки местоимённо-опред-ые прид-ые. В них придаточное отн-ся к местоимениям, употреблённым в значении существительного: тот, все, всё, каждый и др.

Ещё волнует всё, (что именно?) что было.

Кто ищет, (кто именно?) тот всегда найдёт. (в отличие от прид-ых опр-ых местоимённо-опр-ые могут стоять и перед определяемым словом.

  • Конструирование предложений
  • И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
  • В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.
  • Мы в ответе за тех, кого приучили.
  • На дне лесного оврага, куда мы пришли, бежал по каменистому руслу ручей.
  • Самое прекрасное в мире то, что создано трудом, умной головой.
  • Из яйца, что на земле лежит, птица в небо полетит.
  • Из ПП составить СПП с придаточным определительным

Передо мной круглое болото. Из болота торчат редкие травянистые кочки.

  1. Мила мне осенняя роща. Каждый лист шелестит надо мной
  2. Правильно ли построено предложение
  3. Мы въехали в посёлок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.
  4. Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой
  5. На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.
  6. Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
  7. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас  отказаться от прогулки.
  8. Которые ученики не сдали книги, пусть придут в библиотеку
  9. Дом стоял на пригорке, который смотрел окнами на речку.
  10. V. Работа устная:
  11. – Замените причастный оборот придаточным определительным:

1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)

2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)

3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)

– А теперь обратная работа.  В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом.  Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:

1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.

2.Осенняя панорама, которая открывается с крутого берега  Цны, неповторима в своей красоте.

3. Но ведь есть на белом свете  далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

(В 1-2 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 3 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием,  причастие  не будет характеризовать существительное края.)

VI. Творческая работа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? ( Об осени, предложение СПП с придаточным определительным)

  • – Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, нашего соотечественника, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны.
  • Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
  • Что становится явной вся тайная суть естества,-
  • Все просторней, все глуше в осеннем лесу — музыканты уходят —
  • Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача —
  • И последняя флейта замрет в тишине — музыканты уходят —

Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча…

  1. Я люблю эти дни,  в их безоблачной,  в их бирюзовой оправе,
  2. Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
  3. Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
  4. И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

– О чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите  композицию П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

– Напишите сочинение-миниатюру на тему  «Осень – вечная поэзия» или «Что я чувствую, погружаясь в тайны осени». Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.

  • (…,  какие кружились вчера в незатейливом танце.
  • …, которые  радуются последним теплым лучам.
  • …, что пестреет на увядающей траве.
  • …, что благоухают свежестью.
  • …, которое наполнено чувством безысходной грусти.
  • …, который словно жалеет о чем-то.)
  • – Ребята  1 варианта пусть составят 3-4 предложения, используя данные придаточные и вдохновляясь репродукцией картины Левитана.
  • VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
  • Что особенно понравилось?
  • Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;4)  правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/22/slozhnopodchinennoe-predlozhenie-s-pridatochnym

Виды придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях

  • ЗНАЧЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
  • Вопросы, на которые отвечают придаточные
  • Свойства
  • Средства связи с главным предложением
  • Примеры
  • Определительные придаточные
  • какой?

Относятся к существительному и всегда стоят после него. К определяемому сущ-ному может прибавляться указательное слово.

  1. Только союзные слова
  2. КАКОЙ,КОТОРЫЙ, КТО, ЧТО, ГДЕ ,КУДА,ОТКУДА,КУДА, и др.( все они заменяются на КОТОРЫЙ)
  3. Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб. На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер
  4. Местоимённо-определительные

(если подставляем ВСЕ ТО и предложение получается,то это мест.-определит.)

какой? Кто именно? что именно?

Относятся к местоимениям ТОТ, КАЖДЫЙ, ВЕСЬ,ТАКОЙ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ,ЛЮБОЙ,ДРУГОЙ, НИКТО,НИЧТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ,ЧТО-ЛИБО и др., употреблённым в значении сущ-ного. Могут стоять до и после определяемого слова.

Только союзные слова

КТО, ЧТО, (ТОТ…КТО,КАКОЙ,ЧЕЙ,ЧТО); ТАКОЙ…КАКОЙ, (ВЕСЬ,КАЖДЫЙ,ВСЯКИЙ…КТО).

Каждый, кто был летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи. Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. Кто ищет, тот всегда найдёт.

Читайте также:  Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)

Изъяснительные

падежные вопросы

Относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства, чаще всего к глаголам(сказать,думать,чувствовать), реже к сущ-ным( просьба, мысль,надежда и др.), прилагательным( уверен, рад и др.), наречиям( хорошо,надо,странно и др.) Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения)

В главной части может быть указ.слово

Союзы: ЧТО, КАК, БУДТО, ЧТОБЫ,КАК БЫ. Союзные слова: КТО, ЧТО,КАКОЙ, КАКОВ, СКОЛЬКО, КАК, ПОЧЕМУ,ГДЕ,КУДА, ОТКУДА, ЗАЧЕМ,ПОЧЕМУ и др.

Частица ЛИ, употреблённая в значении союза

Я сказал мальчикам, что заблудился. Недаром говорится, что дело мастера боится. Говорили, будто его видели в городе. Сообщение о том, что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир. Дети чувствуют, кто их любит. Я не знаю, буду ли дома вечером.

  • Присоединительные
  • Что можно к этому добавить?
  • Похожи на добавочные замечания
  • Только союзные слова

ЧТО( в косв. Пад.), ОТЧЕГО, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ

  1. ( можно заменить на ЭТО,ЭТОМУ)
  2. Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же.
  3. Придаточные обстоятельственные
  4. Образа действия

как? каким образом?

  • Присоединяются к слову ТАК или к сочетанию ТАКИМ ОБРАЗОМ,часто встречаются указат.слова
  • Прид.часть стоит после главного
  • Союзное слово КАК союзы ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, СЛОВНО,ТОЧНО,КАК БУДТО
  • Ученик всё сделал так, как требовал мастер.
  • Меры и степени

сколько? насколько? в какой степени? в какой мере?

  1. Присоединяются к одному слову- обстоятельству ,выраженному наречием СТОЛЬКО,СТОЛЬКО,ТАК,ДОСТАТОЧНО и др.
  2. часто встречаются указат.слова
  3. Прид.часть стоит после главного
  4. Союзные слова СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО союзы , ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, СЛОВНО,ТОЧНО,КАК БУДТО
  5. Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил
  6. Места

Где? куда? откуда?

  • Присоединяются к одному слову- обстоятельству ,выраженному местоименным наречием ТАМ,ТУДА,ОТТУДА,КУДА-ТО,ГДЕ-НИБУДЬ,НИГДЕ,ВЕЗДЕ,ВСЮДУ
  • Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения)
  • часто встречаются указат.слова
  • Только союзные слова
  • ГДЕ ,КУДА,ОТКУДА
  • Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт
  • Времени

Когда? Как долго? В какое время? С каких пор? До каких пор?

  1. Присоединяются ко всей главной части или к одному слову- местоименному наречию ТОГДА, ВСЕГДА
  2. Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения
  3. Союзы КОГДА, (КОГДА…ТО), ПОКА, ЕДВА,ТОЛЬКО, КАК ВДРУГ, КАК ТОЛЬКО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ, В ТО ВРЕМЯ КАК,ДО ТОГО КАК,ПЕРЕД ТЕМ КАКС ТЕХ ПОР (С ТЕХ ПОР, КАК), ДО ТЕХ ПОР ПОКА и др.

Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек. Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся.

Условия

При каком условии? В каком случае?

  • Присоединяются ко всей главной части др
  • Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения.
  • Только союзы ЕСЛИ (ЕСЛИ…ТО, ЕСЛИ…. ТАК, ЕСЛИ… ТОГДА), КОГДА(=ЕСЛИ), РАЗ,КОЛИ,КОЛЬ СКОРО, ЕЖЕЛИ
  • Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком
  • Причины

Почему? Отчего? по какой причине?

  1. Присоединяются ко всей главной части.
  2. Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения
  3. Только союзы ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТАК КАК( ТАК КАК …ТО), ИБО, БЛАГО,БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО,ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО И ДР
  4. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
  5. Цели

С какой целью?Зачем?

  • Присоединяются ко всей главной части.
  • Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения
  • Только союзыЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ,С ТЕМ ЧТОБЫ,ЗАТЕМ ЧТОБЫ, ВО ИМЯ ТОГО ЧТОБЫ, ДАБЫ и др
  • Союзы-частицы ЛИШЬ,ЛИШЬ БЫ,ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ ТОЛЬКО
  • Все молчали, чтобы расслышать, шорох цветов
  • Сравнения

Как что? Подобно чему? Чем что? Как? В срвнении с чем?

Присоединяются ко всей главной части или к одному слову-сравнит. Степени прил. Или наречия, а также к словам ИНОЙ,ДРУГОЙ, ПО-ИНОМУ, ПО-ДРУГОМУ,ИНАЧЕ

  1. Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения
  2. .
  3. Только союзы КАК ,БУДТО, КАК БУДТО,СЛОВНО,ТОЧНО,ПОДОБНО ТОМУ КАК ,ТАК ЖЕ КАК, КАК БЫ, БУДТО БЫ, КАК БУДТО БЫ, ЧЕМ, ЧЕМ — ТЕМ,НЕЖЕЛИи др
  4. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то.
  5. Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?

  • Присоединяются ко всей главной части
  • Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения
  • Союзы ХОТЯ, ХОТЬ,НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, НЕВЗИРАЯ НА ТО ЧТО,ДАРОМ ЧТО,ПУСТЬ, ПУСКАЙ;
  • Союзные слова КТО,ЧТО, КАКОЙ,СКОЛЬКО…НИ ; ГДЕ,КОГДА,КУДА,ОТКУДА,КАК …НИ

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки.

Следствия

Что является следствием этого? И что в результате?

  1. Присоединяются ко всей главной части
  2. Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения
  3. Союз ТАК ЧТО
  4. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

Источник: https://infourok.ru/vidi-pridatochnih-predlozheniy-v-slozhnopodchinennih-predlozheniyah-2259789.html

Спп с местоименно-определительной придаточной

Не всё золото, что блестит. [всё …], (с. сл. что…).

Не тот стар, кому стукнуло шестьдесят, а тот, кто скис в тридцать.[не тот …, (кто …), а тот], (кто…).

Каков сад, таковы и яблоки. (Каков …), [таков …].

Кто на борзом коне жениться поскачет, тот скоро поплачет.(Кто …), [тот …].

  • Предложения этого типа часто передают обобщённую мысль, афоризм, сентенцию.
  • Тот, кто посвятил себя науке, не свободен от неё и в дни отдыха.
  • Тот, кто спорит, ссылаясь на авторитет, применяет не свой ум, а скорее память (Леонардо да Винчи).
  • Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя (Гёте).

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит (М. Булгаков).

  1. СПП с изъяснительной с то 2
  2. В СПП с придаточной изъяснительной указательное местоименное слово в главной части, как правило, является факультативным.
  3. Он сказал о том, что скоро вернётся.
  4. Он не отрицал того, что виновен.

Я убеждён в том, что этот человек честен.[… глаг. + _ то 2], (с. что…).

  • Тип связи – присловный, механизм — союзный.
  • Соотносительное слово то 2 в СПП с придаточной изъяснительной является обязательным в следующих случаях:
  • 1) при глаголах начать(ся), начинать(ся), кончить(ся), кончать(ся), состоять, сводиться, заключаться.
  • Всё началось с того, что я пропустил занятие по синтаксису.

А закончилось всё тем, что я не сдал экзамен.[… глаг. + то 2], (с. что …).

  1. Тип связи – корреляционный, механизм – местоименно-союзный.
  2. 2) в сочетаниях дело в том, вопрос в том, проблема в том.
  3. Дело в том, что нужно разобраться в тонкостях структуры СПП.
  4. Моя проблема в том, что некогда этим заниматься.
  5. 3) при глаголах эмоционального состояния и соотносительных с ними причастиях (поражён тем, смущён тем, оскорблен тем).
  6. Её застарелая нравственность была оскорблена тем, что дочь её позволила целовать себя до брака (Помяловский).
  7. 4) при прилагательных с качественно-характеризующим значением (замечателен тем, хорош тем, удивителен тем, страшен тем).

Разумихин был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали (Ф. Достоевский).

  • Филологический факультет знаменит тем, что здесь учатся самые красивые девушки.
  • 5) если придаточная изъяснительная занимает позицию одного из членов однородного ряда.
  • Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине нелепость

(А. Ахматова).

  1. 6) если при опорном слове имеется отрицание с дальнейшим противопоставлением.
  2. Рад не тому, что лекция закончилась, а тому, что впереди ещё две пары.
  3. 7) если соотносительное местоимение акцентируется усилительной частицей или вводным словом.
  4. Радуюсь именно тому, что впереди ещё две пары.
  5. СПП с придаточной места

Придаточными места называются части СПП, содержащие указание на место действия или проявления признака, выраженного в главной части, и отвечающие на вопросы где?, куда?, откуда?.

Средства связи

Придаточные места связываются с главной частью при помощи союзных слов где, куда, откуда. В качестве соотносительных слов в главной части выступают местоименные наречия там, туда, оттуда, всюду, повсюду, отовсюду, везде.

Смелый там найдёт, где робкий потеряет.[… там …], (где…).

Где кто родился, там и пригодился.Где любовь да совет, там и горя нет.(Где …), [там …].

Куда иголка, туда и нитка.(Куда …), [туда …]

Везде, где приятное заменяют полезным, приятное почти всегда на этом выигрывает (Ж. Ж. Руссо).[Везде, (где… ), …].

СПП с придаточными места характеризуются наличием корреляционной пары:

там – где, туда – где, туда – куда, туда – откуда, всюду – где, везде – где, повсюду – куда.

Место придаточной части не является фиксированным: она может находиться в постпозиции, в интерпозиции, в препозиции.

Союзные слова где, куда, откуда могут осложняться усилительной частицей ни. В главной части при этом употребляется наречие с обобщённым значением – всюду, везде. Благодаря этому СПП места получает обобщённо-усилительный оттенок.

Всюду, куда я ни обращался, мне помогали.[Всюду, (куда ни…), …].

NB! Подводные камни!

1. Иногда указательное слово в главной части может отсутствовать.

Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё (Ф. Тютчев).(Где …) и ( … ), [ ].

В РГ подобные конструкции рассматриваются как СПП расчлененной структуры.

2. Придаточные места могут употребляться для уточнения обстоятельства места.

Впереди, где кончалась чаща, стояли березы.[Обст-во места, (где …), …]. Впереди (где именно?)

Структура расчлененная, связь детерминантная (распространяется член предложения), придаточная – уточняющая места.

Мы спускались вниз, куда вёл указатель «Спортивный зал».[…обст-во места], (куда …).Вниз (куда именно?)

Структура расчлененная, связь детерминантная (распространяется член предложения), придаточная – уточняющая места.

Все посмотрели туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели налево, где были вывешены таблицы. [ …обст.места], (где…).

Все посмотрели налево, туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели на доску, туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели на доску, где были вывешены таблицы. [ …сущ.], (где…).

  • Многие придаточные места превратились в устойчивые сочетания:
  • где угодно, куда следует, куда прикажете, куда хочешь, куда глаза глядят, куда ворон костей не уносил, куда Макар телят не гонял.
  • Выпускников филфака можно встретить где угодно.
  • Едут они по распределению куда глаза глядят.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/29923.html

Ссылка на основную публикацию