Найдите в предложениях опасные места написания слов

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с'н'] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.             Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник – весть

грустный – грусть

В этих словах ясно слышится звук [т'] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами. вестник – известие

грустный – грустит

В этих словах ясно слышится звук [т'], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами (см. Рис. 1).

Найдите в предложениях опасные места написания слов

Рис. 1. Образец

  • Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
  • Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:
  • согласный звук ясно слышится на конце слова;
  • согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.
  • Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с'н']ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с'н'].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т (см. Рис. 2).

Найдите в предложениях опасные места написания слов

Рис. 2. Образец

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

  1. звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую
  2. звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з'н']ий, пра[з'н']ик, прока[з'н']ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з'н']?
  3. На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.
  4. На месте звуков [зн], [з'н'] могут быть буквы зн, здн.
  5. [00:05:22 Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з'н']?]
  6. Найдите в предложениях опасные места написания слов

Рис. 3. Образец

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

(см. Рис. 4).

Найдите в предложениях опасные места написания слов

Рис.4. Образец

грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д (см. Рис. 5).

Найдите в предложениях опасные места написания слов

Рис. 5. Образец

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

[00:07:05 Что интересного в обозначении звуков [нц], [рц]?] Что нарисовано? (см. Рис. 6)

Найдите в предложениях опасные места написания слов

Рис. 6. Солнце и сердце

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

  • солнышко, (какой?) солнечный – солнце
  • сердечко, (какой?) сердечный – сердце
  • В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

  1. Окрестность можно проверить словом окрест.
  2. Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:
  3. [сн], [с'н'], [зн], [з'н'], [ств], [нц], [рц].
  4. При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.
  5. Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.
  6. Властный, радостный, несчастный,
  7. и прелестный, и ненастный,
  8. доблестный, бескорыстный, честный.
  9. Этих слов не забывайте.
  10. При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

  • Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?
  • властный – (что?) власть
  • радостный – (что?) радость
  • несчастный – (что?) несчастье
  • прелестный – (что?) прелесть
  • ненастный – (что?) ненастье
  • бескорыстный – (что?) корысть
  • доблестный – (что?) доблесть
  • честный – (что?) честь
  • Вкусный, гласный, интересный,
  • безопасный и небесный,
  • и чудесный, и прекрасный,
  • и ужасный, и напрасный.
  • Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.  (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

  1. вкусный – (каков?) вкусен
  2. гласный – (что?) глас
  3. интересный – (каков?) интересен
  4. безопасный – (каков?) безопасен
  5. небесный – (что?) небеса
  6. чудесный – (что?) чудеса
  7. прекрасный – (каков?) прекрасен
  8. ужасный – (каков?) ужасен
  9. напрасный – (каков?) напрасен
  10. В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

  • [л'эс'н'ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м'эсный'] – местный 6 звуков, 7 букв [св'эрсн'ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв
  • В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый
  • Слово лестница проверить нельзя.
  • Местный проверим словом место.
  • Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

На уроке вы узнали, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными звуками.

    Необычная операция.

    Это произошло в Антарктиде. На станции работала группа учёных. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него не находилось. Никто не болел.

    Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто её ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам.

    В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать всё, глядя в зеркало. И он блестяще провёл эту операцию!

  2. Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимым согласным звуком.

    Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый город – …

  3. Прочитай строки и впиши в слова опасное сочетание звуков. Укажи проверочные слова, рядом припиши слова с выбранными буквами. Реши и другие задачи, устно объясняя выбор букв.

    1. Л.стопа., л.стопа.,

    Утопает в листьях са.,

    Листья гру[   ]о ш.лестят. (А. Барто)

    2. День с утра ст.ял нена[   ]ый, Лужи серые везде.

    Так и быть, зв.рёк несча[   ]ый, Пом.гу твоей беде!

    (Е. Благинина)

    3. Вместе с Юрой на разве.ку

    Мы приходим в этот двор.

    Красят ле[   ]ичную клетку. Провода несёт монтёр.

    (А. Барто)

    4. Нар.дилась и рябинка

    В белый пра[   ]ичный наряд. (Е. Трутнева)

    5. К.тята за к.пустой

    Х.дили в ог.род.

    Там у к.пу[   ]ых грядок

    Им повстр.чался крот.

    (И. Токмакова)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Gramota.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-proverki-napisaniya-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi

Закрепление опасностей письма

  • Тема урока: Закрепление сведений об «опасностях письма»
  • Тип урока: комбинированный
  • Цель: создать условия для осознания, осмысления и расширения знаний об «опасностях письма»
  • Задачи урока:
  • образовательные:
  • уточнить знания о том, что «опасность» представляют как твердые парные согласные, так и мягкие;
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов и классифицировать слова на группы
  • упражнять в чтении слов, предложений с изученными буквами.

развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной стране;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • прививать навыки культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
  1. Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично — поисковый.
  2. Формы обучения: фронтальная работа, парная, индивидуальная.
  3. Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карта России, «лента букв», карточки с заданиями
  4. Используемые источники:

Букварь: Мой первый учебник: для 1 класса общеобразовательных учреждений. / М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012

Соловейчик М.С. Методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник»./ — Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

  • Прозвенел звонок и смолк,
  • Начинается урок.
  • На меня все посмотрели
  • И за парты тихо сели.

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее оно было на протяжении всего урока. Предлагаю на уроке отправиться в путешествие с героем одной известной вам сказки. Отгадаете его по его песенке:

«Я от дедушки ушел и от бабушки ушел…» Кто же это? (Колобок)

Но наш герой не знает, о чем его хотели предупредить бабушка и дедушка, вышив такие знаки на платочке.

Найдите в предложениях опасные места написания слов

(В словах часто встречаются «Опасные места», и о них надо помнить и уметь их замечать, чтобы не допустить ошибки)

2. Актуализация знаний.

Сразу же у калитки нас провожает Ученый. Он просит нас помнить о главных работниках слов – буквах и их звуках. Посмотрите на «ленту букв». Скажите, пожалуйста, какие группы букв мы уже изучили. (Буквы гласных, буквы звонких непарных согласных, буквы парных согласных)

  1. Напомните, пожалуйста, о «работе» этих букв.
  2. С какими из букв чаще всего могут быть трудности письма? (С буквами гласных и парных согласных)
  3. С какими из букв трудностей чаще всего не бывает? (С буквами ударных гласных и непарных звонких согласных)

3. Постановка учебной задачи.

— А теперь попытайтесь определить, с какими трудностями столкнемся в пути? Что же мы будем делать на уроке? (Будем искать «опасные места» в словах, чтобы не допустить ошибки при письме)

Чтобы все «опасные места» отыскать, не забывайте о том, что друзьям в пути надо помогать, а не мешать, быть внимательными и старательными.

4. Классификация «опасностей письма»

Только Колобок пустился в путь, как повстречался на пути Зайка. Он не может справиться с заданием, полученным в лесной школе: разложить слова по нужным полочкам, как указано на карточках. На какие «опасности» надо обратить внимание? (На парный согласный в конце слова и слова с сочетаниями ЖИ-ШИ)

Работа на доске с карточками слов: камыш, стриж, шалаши, маки, этажи, душ, пляж, ландыш, моржи. Коржи, сад, лимон.

  • Обобщение:
  • Когда же буквам парных согласных нельзя доверять? (Когда они стоят в конце слова)
  • В этих словах буквы обозначают твердые или мягкие согласные звуки? (твердые)
  • Как вы думаете, а мягким парным согласным можно доверять или нельзя?
  • 5. Уточнение и расширение сведений об «опасностях письма»

На лесной полянке повстречался голодный Серый Волк. Чтобы спасти Колобка, надо выполнить его задание: прочесть слова в столбиках и пронаблюдать за выделенными буквами и их звуками.

Чтение столбцов слов с рассуждением: слышится ,] , а послали буквы дь. Значит, доверять согласному в конце слова нельзя, это «опасное место».

Никак не может успокоиться голодный Волк. Требует объяснить рамку.

На доске – карточка

Найдите в предложениях опасные места написания слов

Объясните Волку, что обозначает этот значок. (Это буквы парных согласных)

Давайте хором прочтем эти пары.

Вы заметили, что пар мягких согласных меньше, чем пар твердых согласных? Каких букв нет на рамке?

В русском языке мягкие звуки , — к, ] на конце слова исчезли, и их больше нет, звуки [ж — ш] твердые и превратиться в мягкие не могут. А звук [ф,] обозначен в табличке, но встречается очень редко.

Теперь все задания Волка мы выполнили и спокойно можем продолжить путь.

Можно ли доверять мягким парным согласным на конце слова? Почему?

6. Закрепление знаний, умений, навыков.

На пеньке поджидает нас хитрая Лиса. Она очень расстроена: не может прочесть слова. Поможем ей?

  1. (Чтение слов на листке: жить, жизнь, житель, жители;
  2. Москва, Петербург, Россия )
  3. Можно ли слова первого листка объяснить с помощью одного? (жить)
  4. Попробуйте найти в словах «опасные места».

Почему слова второго листка написаны с большой буквы? (Это слова названия городов и страны) В какой стране есть такие города?

Показать на карте России расположение городов.

Знаете ли вы, как называется наш край, где мыс вами живем? (Ростовская область) Показ Ростова-на-Дону.

  • Лиса отпустит нашего приятеля, если сможете прочесть текст с этими словами.
  • Найдите в словах «опасные места».
  • Сверьте свою работу с соседом по парте.
  • Все задания хитрой Лисы мы выполнили, можно возвращаться домой.

Да Хитрый вопрос тут как тут. Спрашивает, как зовут героя, с которым путешествовали? (Колобок)

Как думаете, есть ли опасности в его имени? (Карточка КОЛОБОК)

7. Итог урока. Рефлексия

  1. 1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения
  2. Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
  3. 2. Беседа:
  4. — Какие «опасности» нам встретились на пути?
  5. — Удалось ли их решить?
  6. — Возникали у вас затруднения?

У вас на партах лежат смайлики разного цвета. Ими оцените свою работу.

  • — Если вам было интересно, все понятно, все получалось, покажите зеленый смайлик.
  • — Если было трудно – покажите красный смайлик.
  • — Если было не интересно, скучно – нужен желтый смайлик.
  • Спасибо всем за работу!

Источник: https://multiurok.ru/files/zakrieplieniie-opasnostiei-pis-ma.html

А теперь разберёмся, что же это за «опасные места» и «буквы-мины»

Для ГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми позициями, являются:

1)безударное положение [сасна];

2)место после шипящих или Ц [шёл, шомпол, циновка, цыплёнок).

Но «опасное место» станет действительно опасным, если там встанет «буква-мина». Какие же буквы становятся «минами» в безударном положении? А или О, Е или И или Я [иногда в суффиксах и окончани­ях в эту компанию попадают буквы Ю и Ы].

Проблемы правописания гласных после шипящих и Ц будут волновать учителей в средней школе. Нам достаточно рассказать детям об орфограммах ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Для ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми пози­циями, являются:

1) конец слова [лев, шкаф);

2] перед глухой согласной, чаще всего это бывает суффикс -К- [сказка, маска);

3) перед звонкой согласной [молоть ба, косьба). К счастью, суффикс -Б- встречается крайне редко. А как определить «опасное место» для НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ? «Буквы-мины» для них

выделить вообще очень сложно — нет никакой системы. Обратим внимание на то, перед какими суффикса­ми они чаще всего появляются. Это суффиксы -Н-, -СК-. И это прекрасно, потому что этим суффиксам ученики будутуделнть бопьшое внимание и в средней школе. Так что привыкнем заранее побаиваться их! Для МЯГКОГО ЗНАКА «опасными местами» будут:

1)положение после шипящих [молодёжь, шалаш, туч, хорош, молчишь, беречь, прочь и т.д.);

2)положение перед -СЯ- [смеяться, смеётся). Теперь подведём итоги.

д

1.Ставим в слове ударение.

2.Мысленно разбираем слово по составу.

3.Определяем, в каких частях слова остались безударными гласные А, О, Е, И, Я. Каждая часть слова подчиняется своим правилам. По мере написания применяем их.

4.Предлог или приставка? После приставки подумали о Ь.

5.Опасные места — после шипящих и Ц [гласные, Ь).

В. Опасные места — перед суффиксами -К-, -СК-, -Н- (для парных и непроизносимых согласных). 7. Опасное место — перед -СЯ- [-СЯ- правильно называть постфикс] (ДЛЯ Ь).

  • Разберём пример.
  • По узкой дороге мчится машина.
  • Размышляю, говорю

По узкой. Безударная гласная.

Предлог это или приставка? По очень узкой. Значит, ПО — предлог.

Выделяю зелёным заглавную букву в начале предложения. Ударная гласная У. Парная по глухости -звонкости согласная перед суффиксом -К-. Проверяю: узенький. Услышал 3, помогла гласная Е. Указываю корень -УЗ-. Безударная гласная в окончании. Рисую пустую рамочку.

Это имя прилагательное. По дороге какой? -ОЙ, -ЕЙ. Вписываю в рамочку оконча­ние -ой.

дороге Безударная гласная в корне. Слово словарное. Орфограмма -ОРО-. Выде­ляю её зелёным.

Безударная гласная в окончании. Рисую пустую рамочку. Это имя существительное в единственном числе. Относится к 1 -му склонению. Стоит в Д.п. Вписываю в ра­мочку окончание-Е

мчится. Пишу мчит. Останавливаюсь перед суффиксом -СЯ-. Нужен ли Ь? Что делает? Ь не нужен, Пишу ~ся~. Указываю суффикс.

машина. Непроверяемая безударная гласная а в корне. Выделяю зелёной ручкой. Орфограмма ЖИ-ШИ. Выделяю её зелёной ручкой. Безударная гласная в окончании а. В конце предложения ставлю точку.

Сейчас вам всё это может показаться громоздким и долгим. На самом деле я привела пример ком ментария четвероклассника, который три с половиной года учился по этой системе. Если начать учить детей подобному анализу с первого класса, они с лёгкостью всё усвоят хотя бы потому, что писать по-другому им просто не придёт в голову!

Вот ещё чем полезна эта методика: привыкнув анализировать то, что они пишут, ваши ученики само­стоятельно смогут работать по ней в средней школе. Просто «минные поля» расширятся.

И ещё одна очень важная вещь. Если вы что-то детям не обьясняли, вы просто обязаны прокоммен­тировать это сами. Например, как нужно продиктовать слово задумывались: «Задумывались. Суффикс -ЫВА-» (с правописанием приставки ЗА- и окончания -И- перед -СЯ дети уже знакомы].

После моих открытых уроков учителя иногда спрашивали: «Зачем ты так диктуешь? Пусть развивают чутьё!» Но по-моему, таким образом чутьё не разовьёшь.

Что они знают о правописании суффиксов -ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-, -ВА-? Как смогут применить нашу систему? Сильные и средние ученики могут задать вопрос, а слабые сделают ошибку. Вот и всё.

Система контроля

Даже самое логичное расположение тем не даст результата, если учитель не будет знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял.

Мои ученики знали, что в конце каждого урока их ждёт маленькая, минут на 5-7, самостоятельная работа. На русский язык обычно выделяется 5 часов в неделю.

Один раз в две недели мы должны проводить контрольный словарный диктант. Один раз в две недели — контрольное или обучающее изложение [сочинение].

  1. Вот примерное расписание самостоятельных и контрольных работ на неделю:
  2. Понедельник — «Вставь букву!»;
  3. Вторник — «Найди ошибку!»;
  4. Среда — небольшой диктант [или контрольный, если подошло время);
  5. Четверг — контрольный словарный диктант или изложение [сочинение);

Пятница — «Подбери слово!».

Система работ над ошибками

Но от самостоятельных не было бы большой пользы для детей, если бы я не требовала ежедневного добросовестного выполнения работ

над ошибками [РНО). Самостоятельные работы я раздавала в этот же день, а на следующее утро (до уро­ков) дети мне сдавали в две стопочки тетради, а в третью — скреплённые листочки: вчерашнюю с/р и РНО. Я проверяла и в своей тетрадочке обводила кружочком оценку за эту работу. Конечно, это отнимало до­вольно много времени, но приносило прекрасные результаты.

Причём прорабатывали ошибки, допущенные не только в самостоятельных работах. Домашняя рабо­та начиналась так: писали число, «Домашняя работа», «Рабата над ошибками».

И по пунктикам её делали [за две последние работы]. Если ошибок не было, так и писали: «Ошибок нет». Поэтому можете себе представить, как старались все дети не допустить ошибок.

За работу «5» — ура, потому что РНО делать не нужно!

Я считаю, что лучше в какой-то день не задать на дом упражнение, а вот проработать свои ошибки нужно обязательно. Этому есть несколько причин.

Во-первых,некоторые дети просто невнимательны и довольно спокойно относятся к плохим оцен­кам.

Но они гораздо серьёзнее подойдут к выполнению самостоятельной или контрольной работы, если будут знать, что «расплатой» за плохо выполненную работу будет не привычное возмущение учителя и родителей, а дополнительный труд. Рекомендации к выполнению РНО я дала в «Справочнике для началь-

^классов». Например, допустил 1 ошибку на проверяемую безударную гласную в корне слова — подбери белов с аналогичной орфограммой и правильно её оформи. А это значит, чта нужно выделить зелёной ручкой безударную гласную, указать корни в проверяемом и проверочном словах, поставить ударения -столько хлопот. А если 2 ошибки на орфограмму-это значит уже 10слов! Ужас!

Расскажу один случай из своей практики. Может быть, это было не очень здорово с точки зрения пресловутой «перегрузки», зато этого урока хватило ученику надолго, Мне пришлось, помимо моего класса, взять во вторую смену выпускной [тогда ещё 3-ий) класс внезапно уволившейся в начале сентября моло­денькой учительницы.

Девочка, видимо, работала не очень тщательно. После первой же проверочной я поняпа, что пробелов очень много. Но в двух классах вести такую кропотливую работу… И так каждый день нужно проверять по 12Отетрадей! Я решила, что РНО в новом классе делать не будем.

Дела 8 этом классе пошли из рук вон плохо: дети допускали ужасающее количество ошибок и совершенна не расстраивались из-за «двоек» — они к ним давно привыкли [родители, кстати, тоже)! Я поняла, что без моих испытанных РНО с места мы не сдвинемся, и в один прекрасный день обьявипа, что теперь над каждой ошибкой допустивший её будет кропотливо работать.

Раздала всем памятки. Один из мальчиков, Алёша, отнёсся к этому с абсолютным равнодушием. РНО выполнял спустя рукава. В контрольном диктанте он умудрился допустить 20 ошибок только на правописание проверяемых безударных гласных. Остальных ошибоктоже было немало! Он ожидал, что я хорошенько отругаю его.

Но какой от этого толк? После уроков [это была вторая смена) мы с ним позвонили его маме и предупредили её, что мальчик задержится, потому что нам нужно позаниматься; зашли в столовую, подкрепились. А потом наметили «фронт работ». 20 ошибок на проверяемую безударную гласную в корне слова, за каждую по 5 слов — получилось 100 слов.

В поисках этих ста слов мы очень внимательно изучили книгу «Незнайка в Солнечном городе» и нашли их! Осталь­ные ошибки мы прорабатывать даже не стали — не было сил и была уже пора ужинать. Вы не поверите, но в следующем диктанте Алёша сделал всего четыре ошибки.

И тогда, в начале ноября, я впервые увидела его маму, которая пришла узнать, что это случилось с её абсолютно безграмотным ребёнком. А он просто думал над каждым словом, прежде чем его написать. Видима, ему очень не хотелось снова искать 100 слов. Человек понял, что он отвечает за свои поступки.

Во-вторых,ребёнок, выполняя РНО, сам себе объясняет, что за ошибку он допустил. Ведь с каждой из них ведётся «индивидуальная» работа!

В-третьих,расширяется словарный запас.

Ну, и так далее. Вы — учителя, и сможете сами продолжить этот список.

Система поощрений

Те дети, которые ни разу в течение всей четверти не забыли сдать мне РНО [т.е. все «непятёрки» в моей тетрадочке обведены кружочком), на две последние недели четверти освобождались от домашних заданий (за исключением, конечно, всё тех же РНО). Сразу определимся: я говорю о «непятёрках» за. ошибки, а не за грязь, плохой почерк и т.д,

Система оценки и самооценки

Сейчас много говорят о беэоценочной системе обучения детей. Мне кажется, что это в корне неверно. Любой человек, выполнив работу, ждёт её оценки окружающими. Вы сварили суп. Вам интересно, вкусный он или нет. Вы провели открытый урок, вам интересно, понравился ли он вашим коллегам.

Ребёнок выпол­нил работу. Ему интересно мнение человека, самого уважаемого для него на этом этапе жизни, — его учительницы. Просто надо объяснить и детям, и родителям, что плохая оценка — это сигнал беды! Нужно помочь ребёнку, а не ругать его.

Да и понятие «плохая оценка» весьма относительное: для кого-то «трой­ка»— праздник, для кого-то «четвёрка» — горе. Поэтому оценка за письменные работы, как мне кажется, — это примерный показатель количества ошибок. Любая «непятёрка» говорит о том, что какая-то ошибка всё-таки допущена.

Поэтому очень важно это заметить, ошибку проработать — «задушить» пробпему в корне.

Да и что значит безоценочная система? Как только ни изощряются учителя, чтобы всё-таки выс­казать своё мнвние о работах учеников: рисуют квадратики и треугольнички, выдают или наклеивают картинки… А как ждут этих оценок малыши!

Поэтому от оценок отказываться, как мне кажется, нельзя. Просто любую оценку ребёнку нужно про­комментировать, объяснить.

А если уж вы забыли объяснить ребёнку почему, например, поставили ему «4» за ответу доски, не обижайтесь и не возмущайтесь, когда он спросит об этом! Я помню, как я хвалила свою ученицу за «двойку». Она допустила 5 ошибок. По действующим нормам за административный диктант пришлось поставить «2».

Но у медлительной девочки намечались явные успехи: во-первых, она всё успела написать, во-вторых, ошибок было значительно меньше, чем раньше. И девочка, и её родители понимали всё это и гордились успехами.

.8

Как искать ошибки в с/р «Найди ошибку!»(или всё же в каких-то своих работах)?

1.Читаем предложение.

2.Потом каждое слово в нём.

  • 3.Ставим ударение, мысленно разбираем слово по составу и определяем:
  • -в какой части слова остались безударными гласные А или CD, E или И или Я;
  • -предлог или приставка; не нужен ли Ь, не лишний ли он здесь;
  • -парные согласные в корне слова;
  • -суффиксы -К- (парные согласные], -СК- [парные и непроизносимые согласные), -Н- [непроиз­ носимые согласные], -Л- [суффикс перед ним], -СЯ- (Ь перед ним: нужен или нет);
  • -шипящие и Ц (гласные и Ь после них).
  • 4. Читаем ещё раз предложение и проверяем постановку знаков препинания:
  • -союзы А, НО, ДА [в значении НО], повторяющийся союз И;
  • -есть ли однородные члены предложения, не соединённые союзами;
  • -есть ли обращения.
  • А как же делать РНО?

В этом разделе не будет никакой теории. Разберём пример. Я постаралась включить в это предложе­ние как можно больше «разноплановых» ошибок.

CJT /и- 2$, 3« 4, 5м,,0 6~ ^

Уш ул/щф ut/bv крмлфншо пърхмоооАМ, a- р^шм, dfwiccuw,

Все ошибки уже нашла учительница. Осталось их объяснить и проработать. Для удобства поставим около ошибок цифры. Так, кстати, можно делать и в реальных РНО.

Рассуждаем Улице. Записываю слово правильно и разбираю его по составу.

Исправлена безударная гласная в суффиксе. Вспоминаю: суффикс -ЕЦ- пишется в существительных мужского рода. А это слово — жен­ского! Суффикс -ИЦ-! Подбираю слова с таким суффиксом.

Исправлена безударная гласная в окончании. Чтобы определить окон­чание имени существительного в единственном числе, определяю скло­нение и падеж. Улица. 1 -е склонение. Шёл (по кому? по чему?) по улице. Д.п. Окончание -Е. Подбираю слова с безударными падежными окон­чаниями, определяю окончания.

Шёл. Про это слово нам рассказывали. Здесь после шипящей пишется гласная Ё. Подберу однокоренные слова.

Красный.Записываю слово правильно и разбираю его по составу. Вижу в нём опасный суффикс -Н-. Подобирэю проверочное слово без этого ' суффикса. В этом слове нет непроизносимой согласной. Здесь соче­тание СН. Подберу другие слова с этой орфограммой. Разберу их по составу, подберу проверочные слова, «прогнав» суффикс -Н-.

Трамвай.Слово из словаря. Чтобы лучше его запомнить, пропишу строчку, выделяя букву, в которой ошибся. Подберу однокоренные слова.

За ним.Пишется отдельно. Это местоимение. Вспоминаю правило о правописании местоимений с предлогами. Местоимения могут иметь предлоги. Подберу аналогичные примеры.

Бежала.Разбираю слово по составу. Исправлена безударная глас­ная е корне. Подбираю проверочное слово. Подбираю слова с этой орфограммой {безударные гласные А, О, Е, И, Я].

— едпожения. Но путаницы уже не возникнет.

шим ученикам будут предлагг .ное. Они беэ труда будут подг
  1. |ый и рэспростанённь s»-«подлежащее», «п для разбора предлаа подписывать части речи над 41
  2. 1. ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1-3 КЛАССАХ
  3. Фонетика. Буквосочетания
  4. Заполни таблицу.
Буквы,     обозначающие гласные звуки Буквы обозначающие согласные звуки
~.. _ Парные Непарные
I ряда II ряда Звонкие
Глухие
Буквы, не обозначающие звуков I

Г. Закончи предложения.

  • Буквы, обозначающие твёрдость предшествующего соглас­ного звука: , ,
  • Буквы, обозначающие мягкость предшествующего соглас­ного звука: , , ,______ ,_ ,_
  • Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука
  • Найдите в предложениях опасные места написания слов ., например:
  • Буква И обозначает два звука____________
  • Например:___
  • Буквы_ ,_ ,_ ,_ , обозначают один звук и мягкость
  • предшествующего согласного звука
  • Например:_________________
  • Буквы__ обозначают только мягкие согласные звуки.
  • Буквы ,_ , обозначают только твёрдые согласные звуки.
  • Буквы , звуков не обозначают.



Источник: https://infopedia.su/13xc8ca.html

Орфограмма .Опасные места

Конспект урока во 2 классе по русскому языку

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

Жак В.Г.

  • Описание материала: предлагаемый конспект урока по русскому языку по УМК «Школа 2100». Учащиеся организуют работу в группах и парах
  • Тип урока: закрепление пройденного материала.
  • Цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формировать умения проверять безударный гласный звук в корне слова.
  • Формирование регулятивных УУД:
  • умения планировать, контролировать и оценивать действия.
  • Задачи:
  1. развивать способности коллективного/индивидуального планирования, контроля и оценки действий(совместных действий) в процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;

  2. формировать интерес к творческой(практической) работе;

  3. развивать умения определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность;

  4. формировать навыки работы по плану, сверяясь с целью;

  5. развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.

Формирование коммуникативных УУД:

Задачи:

  1. умение работать в команде, паре, группе;

  2. умение излагать своё мнение;

  3. умение участвовать в диалоге;

  4. умение понимать и принимать позицию другого;

  5. умение создавать устные и письменные тексты;

  6. использовать речевые средства;

  7. предотвращать и преодолевать конфликты.

Формирование познавательных УУД:

Задачи:

  1. Систематизировать и углубить свои представления о безударном, проверяемом и непроверяемом гласном звуке в корне слова;

  2. Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма .

  3. Развивать умение находить способ действия, формировать навыки работы с информацией;

  4. Продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;

  5. Развивать умение представлять информацию.

Формирование личностных УУД:

Задачи:

  1. строить отношения с коллегами в группе;

  2. пользоваться правилами поведения;

  3. осознавать и называть свои личные качества;

  4. признавать свои успехи и неудачи.

  1. Цели урока по линиям развития личности:
  2. 1. Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма
  3. 2. Развивать умение находить способ действия
  4. Оборудование:
  1. Карточки с заданиями

  2. Картинки к загадкам и карточки со словами.

1.Организационный момент:

Проверка рабочих мест (на столе лежат: дневник, учебник, тетрадь и пенал) и настрой на дальнейшую работу. Запись числа.

  • 2.Актуализация знаний:
  • Ребята вы любите загадки? (да)
  • На мне колючие иголки,
  • Но я не пихта и не ёлка.
  • Стройна, прекрасна, зелена

Весь год красавица … . (Сосна)

  1. Не заботясь о погоде,
  2. В сарафане белом ходит,
  3. А в один из тёплых дней
  4. Май серёжки дарит ей. (Береза)

-Можно ли допустить ошибку при записи этих слов? Почему? Докажите. (В этом слове есть опасное место в корне, т.к. не падает ударение на гласный звук. Можно записать в корне слова СОСНА букву А, в корне слова БЕРЁЗА букву И.)

Запишите эти слова в тетрадь.

Проверьте, правильно ли записаны слова у вас в тетради.

Чем отличаются эти безударные гласные в корне слова. (Проверяемый гласный звук в слове СОСНА и непроверяемый гласный звук в слове БЕРЁЗА.)

  • -Сегодня на уроке вы узнаете, как называется опасное место.
  • 3. Проблема:
  • Зачем нам надо уметь находить и видеть опасное место? (Нам надо уметь находить опасное место в словах для того, чтобы писать без ошибок, грамотно)
  • 4.Открытие нового знания
  • Выбери слово, которым, по-вашему мнению называют «опасные места» в словах.
  • — синоним
  • — орфограмма
  • — глагол
  • (глагол или орфограмма)
  • Проверим по учебнику :(правило, обратим внимание)
  • А почему называют «опасное место» орфограммой вы можете узнать, если прочитаете «страничку для любознательных» по учебнику
  • 5.Физкультминутка
  • 6.Работа в парах по карточкам
  • Составьте предложения в паре с товарищем:
  • трещит, озёрах, на, лёд, лесных
  • траву, в, лиса, легла
  • в, река, текла, лесах
  • лесной, тихо, на, осенью, полянке
  • 7.Итог урока

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/orfoghramma-opasnyie-miesta.html

Русский язык Русский языкТема: « « « «Опасные места» в словах русского языка МОУ СОШ 10 села Суворовского Усть-Лабинского района Учитель начальных классов. — презентация

1 Русский язык Русский языкТема: « « « «Опасные места» в словах русского языка МОУ СОШ 10 села Суворовского Усть-Лабинского района Учитель начальных классов Шагундокова Светлана Меджидовна

2 2 класс 2 класс Тема урока: «Опасные места» в словах русского языка Тема урока: «Опасные места» в словах русского языка Цели урока: находить «опасные места» в устном и письменном слове, развивать умение проверять написание слов с изученными орфограммами; развивать мышление, речь, внимание; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимание к слову, доброе отношение к животным. Цели урока: находить «опасные места» в устном и письменном слове, развивать умение проверять написание слов с изученными орфограммами; развивать мышление, речь, внимание; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимание к слову, доброе отношение к животным. РУССКИЙ ЯЗЫК РУССКИЙ ЯЗЫК

3 ХОД УРОКА СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. — Ребята, М ы с вами уже наблюдали, что в словах написание и произношение могут не совпадать. Назовите такие слова. Буквы- это одежда для звуков, но сшита она не для всех звуков одинаково.

Во многих словах есть опасные места. А что такое опасность? На уроке вы будете определять опасные места в словах, правильно писать и запоминать, как эти слова пишутся. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

— Дети, как назывался наш раздел? -Что вы можете рассказать о слове? -Что делать, если вы не знаете значения слова? -Почему в написании слов иногда допускают ошибки? -Назовите опасные места в словах русского языка.

(Показ через мультимедийный проектор) СЛАЙД 1 -Ребята, давайте вспомним «опасные места» в словах русского языка. Приведите свои примеры (Работа по таблице)

4 Слайд 2. -А на помощь к нам теперь придут загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие слова спрятались в кроссвордах Слайд 3 — Ребята, давайте поиграем. Но наши гости так спешили на урок, что растеряли первые слоги. Поможем им.

Физкультминутка -Пока слова приходят в себя, а мы немножко отдохнём. Раз, два, три, четыре. Встал с постели мишка Винни.

Потянулся, улыбнулся И отправился гулять, В лесу малину собирать — Как зовут нашего героя? Из какой он сказки? Какие «опасные места» напоминает его имя? Слайды 4,5 -Дети, что нас ожидает дальше, узнаем, прочитав следующее задание.

5 -А как зовут ваших питомцев? Как ухаживаете за ними? Слайд 6 -Эта игра поможет узнать, кто из вас больше всего дружит со словами-признаками. Слайд 7 -После всех испытаний не составит большого труда приготовить обед. Что для этого нужно? Сейчас узнаем.

6 (1) ОПАСНЫЕ МЕСТА В СЛОВАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (1) ОПАСНЫЕ МЕСТА В СЛОВАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1Буквы, обозначающие безударные гласные звуки обед, осенний 2Согласные на конце слова зуб, обед 3Место после ж, ш, ч, щ, ц жизнь, щучка 4Место после мягкого согласного Алёша, большая 5Обозначение звука /й/ перед гласными и после согласных отъезд, вьюга 6Первая буква в именах, фамилиях, географических названиях Саша, Россия, Москва

7 (2) Отгадай загадку и узнаешь, какое слово прячется в кроссворде. Назови «опасные места» в словах. Произнеси ласково отгадки. Запиши слова парами.

ооо оро Дремучий лес к стеклу прирос- нарисовал его… Дремучий лес к стеклу прирос- нарисовал его… Привезли во двор песок- Золотую гору: Без гвоздей и без досок Можно строить… Хочешь бегать далеко, Хочешь прыгать высоко, пей почаще …оро

8 (3) Игра «Потерялся первый слог» (3) Игра «Потерялся первый слог» Какое слово записано? Укажи «опасные места». К каждому слову подбери слова-действия. Запиши. Какое слово записано? Укажи «опасные места». К каждому слову подбери слова-действия. Запиши…роз..род..род..пор..роз..род..род..пор..рова..рона..ван..рока..рова..рона..ван..рока

9 (4, 5) Рассмотри картинки. Какое слово лишнее? Подбери подходящие клички животным, имя-девочке. Запиши. Подчеркни «опасные места».

10

11 (6) Игра «Кто больше» собака ягода город девочка К любому слову подбери подходящие по смыслу слова-признаки, назови «опасные места» в словах:

12 (7) Спиши только слова, которые называют то, из чего можно приготовить обед. Подчеркни буквы или опасные места, написание которых не можешь проверить. Составь предложение с одним из слов. Корзина, капуста, обед, огород, помидоры, яблоки, морковь, ягоды, картофель.

13 Работа по учебнику Упр.11 выполняется по заданию. -Дети, прочитайте задание. Найдите ответ на вопрос. Запишите ответ в тетрадях. -Вы увидели, как много надо знать, чтобы правильно писать слова, чтобы вас понимали.

Как этого добиться? Секрет прост: проникнуть в тайны слова, изучать русский язык. Итог урока -Почему в словах люди допускают ошибки? Очень важно научиться видеть в словах «опасные места».

Задание на дом Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 2 кл., с.1

14 Использованная литература: 1. Е,В. Бунеева.Русский язык. Метод. рекомендации для учителя 1-2кл. 2. Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 3. В. В. Лайло. Изучение алфавита и развитие восприятия. 4. В. М, Хрестоматия игровых приёмов обучения. 5. Журнал «Начальная школа»,4, 2007г. 6. Журнал «Начальная школа», »7,2005г.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/125561/

Русский язык "Опасные места в словах русского языка. Правила переноса. Обобщение по разделу" — скачать бесплатно

Ι. Актуализация знаний.

II. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирова-

ние правила (определения).

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

  • Комментированная запись числа.
  • – Какую запись должны сделать дальше?
  • – Напишите слова «Классная работа».
  • Создание мотивации к изучению языка. 4 3 1 3
  • Игра-разминка «Угадай слово».

Учитель читает стихотворение А. Шибаева, а дети должны угадать слово и записать его в тетрадях.

  1. Вёз водитель в магазин
  2. Много мётел и корзин.
  3. Как приятно было Зине
  4. Вместе с ним сидеть в … (кабине)!
  5. По дороге наша Машенька идёт,
  6. За верёвочку козу она ведёт.
  7. А прохожие глядят во все глаза:
  8. Очень длинная у девочки … (коса).
  9. Филиппок за окуньком
  10. В речку лезет босиком.
  11. Очень хочет Филиппок
  12. Окунька поймать в … (сачок)!
  13. Если дети затрудняются с отгадками, учитель может дать подсказку: назвать первые слоги слов-отгадок: ка-… (кабине), ко… (коса), са… (сачок).
  14. Задания к разминке.
  15. – Разделите записанные слова на слоги.

– Сколько слогов в каждом слове? Как это определить?

– Какое значение имеет слово коса? Подберите однокоренные слова к слову коса(косичка).

– А есть ли ещё какие-то значения у слова коса? Приведите пример. (Отец наточил косу.) Подберите к нему однокоренные слова. (Косить, косарь.) Совпадают ли они с однокоренными словами к слову коса«волосы, причёска»?

Учитель отмечает, что это слова особые, с которыми дети будут знакомиться в дальнейшем.

– Есть ли в записанных словах опасные места? Как вы это определили? (Гласные звуки находятся без ударения.) Обозначьте карандашом эти опасные места.

Подчёркивают.

– Вспомните, какие ещё опасные места могут быть в словах.

Дети называют остальные пункты правила на с. 15.

– Приведите примеры слов, в которых есть опасные места, из задания №6 в «Рабочей тетради» (друг, лью, шип). Объясните, какие здесь опасные места. Почему в слове домнет опасных мест?

– Какие опасные места есть в слове Чук(задание №7 в «Рабочей тетради»)? (Большая буква в имени Ч, гласный упосле шипящего ч, парный глухой [к] на конце слова.)

– Какой вариант ответа вы выбрали? (3, так как здесь три опасных места.)

– У кого всё выполнено правильно, может оценить себя: он молодец! Хорошо понял тему.

  • – Кто работал на повышенном уровне (Тема 1, №10), может прочитать текст из трёх предложений со словом сольи назвать опасное место, которое есть в этом слове (либо прочитать первую часть задания – текст со вставленными словами).
  • Учитель может попросить других учеников оценить услышанный ответ (тем самым учитель поможет детям разобраться, как в дальнейшем они самостоятельно будут выполнять тестовые задания и оценивать уровень своих умений).
  • – Сформулируйте тему и цель урока (зачем нам нужно это знать). 1 3
  • («Опасные места в словах русского языка».)
  • Цель: научиться находить опасные места и не ошибаться в написании букв в таких местах.
  • – Составим план урока.
  • План (примерный).
  1. Учиться находить опасные места в словах.

  2. Повторить перенос слов.

  3. Учиться правильно списывать слова, предложения, текст. (Добавляет учитель.)

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает эти действия?

– Запишите предложение, пропуская букву там, где есть опасное место. 4

Обезьяна ела банан. ( _б_з_яна ела б_нан.)

– Объясните, какой признак опасного места здесь есть. Сравните с записью на доске (учитель показывает правильно написанное предложение) и вставьте пропущенные буквы.

– Разделите на слоги слово обезьяна. (О|бе|зья|на.)

  1. – А теперь выберите правильные варианты переноса этого слова на другую строку.
  2. Мини-тест:
  3. 1) о-безьяна;
  4. 2) обе-зьяна;
  5. 3) обез-ьяна;
  6. 4) обезь-яна;
  7. 5) обезья-на.

– Сравните свой вариант с правилом в учебнике на с. 16.

– Почему нельзя перенести слово, как в варианте 1 и 3?

– В каком случае мы перенесли слово по слогам? Сравните с делением этого слова на слоги (варианты 2 и 5).

– Всегда ли слово можно переносить по слогам? (Только если нет приставок или суффиксов.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

  • Познавательные УУД:
  • 1)развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • 2)представлять информацию в виде схемы;
  • 3) выявлять сущность, особенности объектов;
  • 4) на основе анализа объектов делать выводы;
  • 5) обобщать и классифицировать по признакам;
  • 6) ориентироваться на развороте учебника;
  • 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
  • Регулятивные УУД:
  • 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Коммуникативные УУД:
  • 1) развиваем умение слушать и понимать других;
  • 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • 3) оформлять свои мысли в устной форме;
  • 4) умение работать в паре.
  • Личностные результаты:
  • 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/russkiy-yazik-opasnie-mesta-v-slovah-russkogo-yazika-pravila-per.html

Ссылка на основную публикацию