«школа» — 27 однокоренных слов

Слайд 1Описание слайда:

Анализ урока русского языка ТЕМА: ПОДБОР ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ (2 КЛАСС)

Слайд 2Описание слайда:

Характеристика класса В классе 27 человек. Сегодня присутствовало __ учащихся. В классе ребята с разным уровнем развития, разным темпераментом. УМК РО Л.В. Занкова, учебник А.В. Поляковой «Русский язык» 2 класс. Это третий урок по теме «Однокоренные слова». Тип урока – введение нового знания.

Слайд 3Описание слайда:

Цели урока: ПРЕДМЕТНЫЕ: Познакомить со способом подбора однокоренных слов; Формировать умение подбирать однокоренные слова; Развивать орфографическую зоркость.

Слайд 4Описание слайда:

Цели урока: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Развивать умение формулировать цели своей деятельности; Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез; Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

Слайд 5Описание слайда:

Цели урока: ЛИЧНОСТНЫЕ: Воспитывать аккуратность; Воспитывать чуткое отношение к птицам.

Слайд 6Описание слайда:

Для реализации поставленных целей использовала системно-деятельностный подход. Осуществляла его с помощью технологии уровневой дифференциации, ИКТ, активные формы работы. Использовала материал учебника, а также дополнительный развивающий материал.

Слайд 7Описание слайда:

В уроке можно выделить несколько этапов: 1 Мотивирование к учебной деятельности 2 Планирование деятельности 3 Минутка чистописания и актуализация знаний 4 Орфографическая разминка и целеполагание 5 Открытие нового материала 6 Закрепление 7 Рефлексия учебной деятельности

Слайд 8Описание слайда:

Личностные УУД: Первый этап урока использовала для включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагал осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности:
— актуализировала требования к ним со стороны учебной деятельности («надо»)
— создавала условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)
— устанавливала тематические рамки («могу»).
Использовала приёмы: игра «Обмен настроением», настрой, вспомнили правила грамматики. На этапе закрепления содержание текстов способствовало воспитанию чуткого отношения к птицам.

Слайд 9Описание слайда:

Регулятивные УУД формировала на этапе планирования деятельности через деформированный план урока, а так же при проверке правильности выполненных заданий.

Слайд 10Описание слайда:

Познавательные УУД ОУУД: Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме развивала на всех этапах урока. Умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности — на этапах проверки индивидуальных заданий, открытия нового знания и закрепления. Использовала ИКТ.

Слайд 11Описание слайда:

Познавательные УУД Логические:
Развитию мышления, умения анализировать с выделением существенных и несущественных признаков способствовали задания минутки чистописания, орфографической разминки. Установи закономерность. Найди лишнее слово.

Слайд 12Описание слайда:

Коммуникативные УУД Умение задавать вопросы формировала на этапе актуализации знаний. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности формировала на этапе открытия нового знания. Для этого использовала парную форму работу. Развитию умений слышать и слушать, выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей способствовали все этапы урока.

Слайд 13Описание слайда:

Предметные УД Для актуализации знаний о частях речи использовала индивидуальную форму работы с последующей проверкой. Необходимые теоретические знания повторялись с помощью вопросов, которые ученики задавали друг другу.

Введение нового знания осуществляла через постановку проблемного вопроса, для решения которого использовала работу в парах. Формированию умения подбирать однокоренные слова способствовала самостоятельная работа. Использовала дифференцированный подход. Задания были дифференцированы по степени сложности.

Развитию орфографической зоркости способствовала орфографическая разминка, в которой слова подобраны на изученные орфограммы.

Слайд 14Описание слайда:

Учитель- ученик Урок строила в русле субъективизации. Учитель выступал в роли помощника, координатора деятельности учащихся.

Использовала демократический стиль общения, создавала психологический комфорт, ситуацию успеха для каждого ученика. Ученики в течение всего урока были включены в активную деятельность.

Все этапы урока были логически связаны между собой, способствовали достижению поставленных целей.

Слайд 15Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/analiz_uroka_russkogo_yazyka_tema_podbor_odnokorennyx_slov_2_klass

Урок русского языка 2 класс "Однокоренные слова" (Школа России)

Учитель: Казанцева Н.В.

  • Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме
  • «Корень слова. Однокоренные слова»
  • Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;
  • Задачи:
  1. развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

  2. научить находить корень в однокоренных словах;

  3. развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

  4. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

  5. воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Оргмомент.

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.

Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

II. Мотивация. Речевая разминка.

  1. Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
  2. нас, всё, у, сегодня, получится!
  3. Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
  4. — У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

III. Чистописание.

  • Я приготовила вам задание
  • Вы с закрытыми глазами
  • Угадаете буквы сами.
  • Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)
  • Итак, это буквы Д,Т.
  • — Какие звуки они обозначают?
  • Прежде чем повторить их написание, дайте характеристику этим звукам.
  • -Какие элементы мы используем при написании этих букв?

— Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, е, ё, ю, я) Какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

— Запишите строчку слогов, где буква Т будет обозначать мягкий согласным звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук.

2. Знакомство с новым словарным словом.

  1. Учитель загадывает загадку:
  2. Осень в сад к нам пришла,
  3. Красный факел зажгла.
  4. Много птичек здесь снуют
  5. И, галдя, его клюют. (Рябина)

(Рябина – это дерево с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами. Древняя легенда гласит, что слово рябина произошло от слова рябчик (рябой), т.к. ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков, и охотники часто видели эту птицу около рябины)

— Прочитайте слово орфографически грамотно.

— Какая гласная находится в сильной позиции? (и) Какая в слабой? (я) Это слово с непроверяемой безударной гласной. Запомните написание этого слова и запишите его в словарь.

3. Звукобуквенный анализ слова рябина.

  • Рябина [ р’ и б‘ и н а ] – 3 слога, 3 гласных, 3 согласных, 6 букв, 6 звуков.
  • — Составьте предложение с этим словом.
  • IV. Физкультминутка
  • — Сейчас мы немного отдохнём и продолжим нашу работу.

Ребята, какое сейчас время года? (осень).

Какое явление можно наблюдать осенью? (Листопад)

Многие писатели, поэты, композиторы посвятили свои творения временам года. Мы сейчас отдохнём под музыку П.И. Чайковского, которое так и называется «Конец ноября»

Музыка

  • Представьте что в нашем классе – листопад. Встаньте, протяните руки воображаемому листопаду, ощутите на ладонях красивые листья, покружитесь, попытайтесь поймать самые красивые листья.
  • Представьте, что мы поднимаем с пола листья, которые нападали в нашем классе, и кидаем их друг в друга.
  • А сейчас, ребята, мы отправимся на прогулку. Представьте, что мы надели куртки, шапки, варежки и выходим на улицу. Землю покрыл пушистый снег. Давайте поиграем в снежки. Берём руками снег, формируем шарики и бросаем друг в друга.

Пройдём по знакомой тропе к опушке леса. Шагаем, вдыхаем чистый свежий воздух, наблюдаем за изменениями в жизни живой и неживой природы. Но вот, к сожалению, время прогулки заканчивается и мы, отдохнувшие, с массой положительных эмоций, набравшись сил и энергии, возвращаемся в класс и продолжаем работу.

V. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

  1. — Какие части растения вы знаете?
  2. Учитель загадывает загадку:
  3. Я у дуба, я у зуба,
  4. Я у слов и у цветов.
  5. Я упрятан в темноту
  6. Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
  7. — О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень — многозначное:

  • 1) подземная часть растения;
  • 2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
  • 3) часть слова.

— Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

  1. — Это важная, необходимая часть.
  2. — Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
  3. — Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
  4. Обозначим проблемные вопросы:
  5. 1) Что такое корень?
  6. 2) Роль корня в слове.
  7. 3) Как выделить в слове корень?
  8. 4) Однокоренные слова
  9. 5) Признаки однокоренных слов

2. Работа на доске.

— (На доске появляется “дерево”, на нем — однокоренные слова.)

Сказка садовника:

Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.

… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники.

Корень как сердце в слове.

Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (Возить, извозчик, повозка). Как в сказке называются эти слова? (родственниками) Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – воз-) Как называется эта часть? (корнем).Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.

  • Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
  • — Прочитайте вывод в учебнике.
  • ( Показать обозначение корня)

3. Упражнение на внимание.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД.

  1. Как-то много лет назад
  2. Посадили странный сад.
  3. Не был сад фруктовым,
  4. А был садик — словом.
  5. Это слово,
  6. Слово – корень,
  7. Разрастаться стало вскоре
  8. И плоды нам принесло –
  9. Стало много новых слов.
  10. Вот из сада вам рассада,
  11. Вот еще посадка рядом,
  12. А вот садовый цветок,
  13. Садовник пересадил в горшок.
  14. Очень интересно
  15. Гулять в саду словесном.
Читайте также:  "подстричься" или "постричься", как правильно пишется?

— Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.

— Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?

— Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

4. Устная работа.

— Хотите сами стать садовниками? Попробуйте «вырастить словесное дерево с корнем -цвет-». Какие слова могут «вырасти» на этом дереве?

— Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.

а) стр.135.

— Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)

VII. Физкультминутка «Вот все пальчики мои»

2. Упражнение в распознавании однокоренных слов.

  • Задания на доске (экране): Раздели на группы, игра «Суета», «Редактор».
  • Работа в парах (дополнительно)
  • Игра «Засели домики»

— Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.

вода

лиса

морской

водичка

лист

лисонька

моряк

море

водный

водитель

лисичка

лисий

мороз

подводник

Проверка.

— Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).

— Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

Пропедевтическая работа: — Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.

VIII. Итог урока.

  1. — Что такое корень?
  2. — Роль корня в слове.
  3. — Как выделить корень в слове?
  4. — Какие слова называются однокоренными?
  5. IX. Домашнее задание: карточка «Редактор»

X. Рефлексия.

— Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.

-Спасибо за работу. Урок закончен.

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-klass-odnokorennie-slova-shkola-rossii-740700.html

План-конспект урока по русскому языку на тему: Урок русского языка "Корень. Однокоренные слова" | Социальная сеть работников образования

Урок русского языка «Корень. Однокоренные слова»

Цели:

  • уточнить представления о понятиях «однокоренные слова», «корень»; «общая часть», «родственные слова», отработать правило;
  • развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова,
  • развивать орфографическую зоркость;
  • продолжить развитие умений работать со словарём;
  • совершенствовать знания об окружающем мире.

Оборудование: учебник, карточки со словами, орфографический словарь, наглядность: рисунок Незнайки, Дерево с корнем СВЕТ.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Садитесь. Я рада видеть вас готовыми к уроку.

2. Минутка чистописания. (3 мин.)

На доске написаны слова: м. лина, р.бота, л.пата.

– Прочитайте написанные на доске слова. Напишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

  • – Найдите в данных словах общее.
  • (Данные слова существительные, это словарные слова, у всех слов ударение на втором слоге, в каждом слове по 3 слога).
  • – Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания.

(лишнее слово – лопата. В словах малина и работа непроверяемая гласная – а, а в слове лопата – о. Значит, мы будем писать букву о)

– Гласную мы напишем с двумя буквами, которые вы определите самостоятельно. В двух последних словах, написанных на доске, они обозначают согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Какие это буквы? (б-п)

  1. – Очерёдность написания букв в данном ряду: обп .
  2. – Напишите буквы в указанной последовательности до конца строки.
  3. – Не забывайте о посадке при письме.

3. Словарно-орфографическая работа. (5 мин.)

  • На доске изображено игровое поле: (внутри доски)
  • – Определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке.
  • Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова.

Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово получилось?

  1. Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки.
  2. (Получилось слово – товарищ).
  3. – Что обозначает слово товарищ в сочетании боевой товарищ?
  4. (Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам на что-либо.)

– Что обозначает слово товарищ в предложении: «Этот человек – хороший товарищ»? (Товарищ – это надежный человек, способный помочь в трудную минуту, дружески относящийся к кому-либо.)

– Найдите слово товарищ в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Какую особенность его написания вы заметили? (В слове товарищ непроверяемая безударная гласная о.) Подчеркните её, запомните правописание слова товарищ.

 – Прочитайте написанные на доске пословицы.

Конный пешему не товарищ.Волк коню не товарищ.

– Определите смысл данных пословиц. (Люди разного положения, разных взглядов не могут быть близкими.)

– Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть. (В этих словах сходные по значению слова: коню, конный. Они имеют общую часть – кон.)

– Определите тему сегодняшнего урока.

(Сегодня мы будем говорить о близких по значению словах, которые имеют общую часть.)

4. Изучение нового материала. (5 мин.)

– Послушайте сказку, которая поможет рассказать, чему будем учиться на уроке.

Деревья из слов.

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Самая главная «смыслиночка» из них – корень.

– Как? – спросите вы. Разве у слова может быть корень? Это же не растение!

– А вот послушайте.

Много-много лет назад появилось на свете слово СВЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

Посадили люди слово СВЕТ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…Много ростков появилось от слова СВЕТ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть.

 Вот какое дерево выросло! На доске: (Рисунок дерева)

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна ОБЩАЯ ЧАСТЬ. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, РОДСТВЕННЫЕ слова.

– А теперь образуйте группу слов, связанных со словом рыба (пишу на доске: слово рыба, а дальше – его производные в порядке их образования детьми.)

  1. Назовите одним словом сочетание: небольшая, мелкая рыба.Рыбка, рыбёшка.
  2. Рыбная ловля.Рыбалка.
  3. Человек, занимающийся рыбной ловлей.Рыбак.
  4. Ловить рыбу.Рыбачить.
  • – Прочитайте написанные на доске слова.
  • Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак.
  • – Сравните их и скажите, что в них общего?
  • (В этих словах есть общая часть – рыб.)
  • – Что можете сказать о значении данных слов?
  • (Данные слова сходны по значению.)

– Откройте учебник, страница 48. Прочитайте правило.

(Рисунок Незнайки)

– Объясните Незнайке, что значит общая (одинаковая) часть слова (не всё слово)

5. Закрепление нового материала. (20 мин.)

1) – Прочитайте слова. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему? (Однокоренные. В этих группах один и тот же корень и значение.) Работа на доске:

Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовник, горный, лесник.

– Выделите корень.

2) – Прочитайте. Напишите слова, устранив лишнее. Ответ обоснуйте.(Один корень и одно и тоже значение)

  • нос, носильщик, носик, носатый;
  • час, часок, часть, часовщик;
  • гусь, гусята, гусеница, гусыня;
  • циркуль, цирк, цирковой, циркач.

6. Физминутка.

  1. – А сейчас немного отдохнём и отправимся «В гости к родственникам»
  2. Участники получают карточки с родственными словами.

Снег, снежный, снеговик, снежинка, снежок, Снегурочка;Земля, земляной, землянка, землистый, землица;

Ветер, ветерок, ветрище.

Выигрывает та группа родственников, которая быстрее соберётся вместе.

– Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашёл своё словесное гнездо.

  • – Продолжаем с вами работать.
  • (Индивидуальные задания + коллективные, одновременно)
  • Карточки – Приложение 1.
  • 3) На доске:

– Прочитайте слова. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, запишите каждую пару по памяти в тетрадь. Выделите корень..

  1. (закрыть)
  2. Куст – кустик;
  3. море – моряк;
  4. зима – зимовать;
  5. сон – сонливый.

– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Исправления делать только карандашом.

Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!

4) На доске:

– Прочитайте. Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру, букву или слово. Ответ обоснуйте.

Вода – 2, водянка – 3, подводные — ?

с с ?
ветка веточка ветвистый

предмет – соль; качество – соленый; действие – ?

Сокол – соколиный; медь – медный; седина – ?

О кедре. Приложение 2.

– Сделайте проверку (с доской.)

Оцените себя сами. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки! Тот получает за урок оценку «5».Одну, две ошибки? Оценку «4».

  • 7. Обобщение
  • – Какие слова называются однокоренными?
  • – Что такое корень?
  • 8. Домашнее задание:
  • Упр.125, повторить с/с

– Урок окончен. Тетради сдайте на проверку. Можно готовиться к физической культуре.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы поднимаете руку.

Лес лесникРека плотСтена гвоздьКот котикСад садовыйДом домашнийДом дымПоле полюшко

Обед стол

  1. – Руки в стороны, вверх, вперед, на парту поставили, положили
  2. Литература:
  1. В.Волина «Занимательное азбуковедение»
  2. Журналы «Начальная школа»1986г.

Анализ урока:

Это урок – изучение нового материала. В словообразовании – он первый. Урок получился интересный. Цели достигнуты. Далее будет продолжено знакомство со строением слова. Найдём ответ на вопрос: какие части слова принимают в жизни слов участие и какую роль они играют в образовании новых слов? Разгадаем шарады и ребусы. Научимся разбирать слова по составу.

Читайте также:  Почему в слове "лисий", "ий" это суффикс, а не окончание?

Минутка чистописания: предусматривает совмещение нахождения букв, предназначенных для написания, с неполным фонетическим разбором.

Словарно-орфографическая работа: цель состоит в том, чтобы увеличить инициативу детей и усилить воздействие на их интеллект. Определение лексического значения слова осуществляется путем совместного участия учителя и учащихся. Благодаря таким рассуждениям у учащихся формируется понятие. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями сравнения, анализа, классификации, обобщения.

В словарно-орфографической работе существенным моментом является использование дополнительных сведений из истории слова, этимологических справок. Работа такого рода позволяет расширить интерес к изучению слова и языка в целом.

А также углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и орфографии, позволяет увидеть слово с разных сторон.

Изучение нового материала: предпочтение отдается частично-поисковому методу. Но так как материал стал намного сложнее, то предусматривается работа, направленная на углубленное его осмысление и активное запоминание в процессе обобщения и вывода.

Закрепление изученного материала: На этом этапе применяется лексико-орфографические упражнения, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта.

Работа с текстом: Текст носит воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребенка, совершенствовать знания об окружающем мире. При работе с этим текстом развивается мыслительная деятельность, формируется творческое воображение, образное мышление.

На уроке русского языка закладываются предпосылки логического мышления. При этом использованы такие приемы и формы деятельности, которые заинтересовали детей своей необычностью, нетрадиционными подходами, наполнение игровыми моментами. Это возбуждает детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/03/05/urok-russkogo-yazyka-koren-odnokorennye-slova

Однокоренные слова к слову «школа»

К сло­ву «шко­ла» ука­жем одно­ко­рен­ные сло­ва сре­ди лек­сем, кото­рые при­над­ле­жат к раз­ным частям речи: суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, гла­го­лам, наре­чи­ям.

Чтобы подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «шко­ла», выяс­ним его глав­ную мор­фе­му. Один и тот же смыс­ло­вой корень объ­еди­ня­ет сло­ва раз­ных частей речи в одну семью.

Корень слова «школа»

  • Чтобы понять, какой корень в сло­ве «шко­ла», сна­ча­ла выяс­ним часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит.
  • Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что?
  • Оно может соче­тать­ся с место­име­ни­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми:
  • она, моя шко­ла;
  • новая шко­ла.

Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки при­над­ле­жат неоду­шев­лен­но­му суще­стви­тель­но­му жен­ско­го рода. Его мор­фем­ный раз­бор нач­нем с выде­ле­ния окон­ча­ния. С этой целью изме­ним это суще­стви­тель­ное в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла по паде­жам:

  • р. п. зда­ние (чего?) школы;
  • д. п. иду (к чему?) к школе;
  • в. п. вижу (что?) школу;
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) школой.

Сравним его падеж­ные фор­мы и ука­жем в мор­фем­ном соста­ве сло­ва окон­ча­ние -а. Значимая часть школ- явля­ет­ся его кор­нем. В нем заклю­чён общий смысл род­ствен­ных слов.

  1. Итак, в мор­фем­ном соста­ве это­го сло­ва выде­лим две зна­чи­мые части:
  2. школа — корень/окончание.
  3. Это суще­стви­тель­ное обра­зу­ет одно­ко­рен­ные сло­ва сре­ди раз­ных частей речи.

Родственные слова к слову «школа»

Однокоренные существительные

С кор­нем школ- с помо­щью при­ста­вок и суф­фик­сов обра­зу­ем суще­стви­тель­ные:

  • школ­ка
  • школь­ник
  • школь­ни­ца
  • шко­ляр
  • шко­ляр­ка
  • шко­ляр­ство
  • школь­ни­че­ство
  • дошколь­ник
  • дошколь­ни­ца
  • дошко­лё­нок
  • вышко­лен­ность
  • спец­шко­ла
  • школа-интернат

Однокоренные прилагательные

С кор­нем школ- ука­жем сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие при­знак:

  • школь­ный
  • дошколь­ный
  • вне­школь­ный
  • меж­школь­ный
  • при­школь­ный
  • шко­ляр­ский
  • школь­ни­че­ский
  • вышко­лен­ный

Однокоренные глаголы

Отметим, что в рус­ском язы­ке суще­ству­ет немно­го одно­ко­рен­ных гла­го­лов:

  • шко­лить
  • вышко­лить
  • школь­ни­чать
  • шко­ля­рить

Однокоренные наречия

От при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са или толь­ко суф­фик­са  обра­зу­ем одно­ко­рен­ные наре­чия:

  • школь­ный — по-школьному;
  • школь­ни­че­ский — школь­ни­че­ски.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sostav-slova/koren/shkola-odnokorennye-slova.html

Однокоренные Слова К Словам Школа, Урок, Каникулы?

Вот несколько однокоренных слов к слову школа: школьный; школяр; вышколить; школоведение; внешкольный; партшкола; дошкольный; пришкольный; школьник; дошкольник; по школьному; авиашкола; дошколница; дошколята. А вот вам однокоренные слова к слову урок: урочный; сверхурочный; безурочный; поурочный. И наконец однокоренные слова к слову каникулы: каникулярный и каникул, больше однокоренных слов к слову каникулы не существуют.

К слову школа. Прилагательное школьный (школьное, школьная). Ходит в школу — школьник, школьница, школяр, школярка. От этих слов — школьничий, школьнический, школярный, школярство, школьничество, школьничать, школярить, школярничать. Есть ещё нехорошее жаргонное слово «школьня» — училище. Внешкольный, пришкольный, дошкольный, околошкольный, межшкольный.

Зашкольный и надшкольный (расположенный за школой и над школой, в т.ч. название некоторых переулков с большой буквы). Вышколенный. К слову урок. Урочить, урочный, внеурочный, послеурочный, поурочный, сверхурочный, приуроченный, заурочить, заурочный, недоурок (неполноценный урок), безурочный, межурочный. К слову каникулы.

Каникульный, каникулярный, каникульщики, межканикулярный, предканикульный.

Однокоренные слова к слову школа будут следующие: школьный, пришкольный, школьник, дошколёнок, автошкола, мотошкола.

Однокоренные слова к слову урок можно подобрать такие: урочная (система), внеурочная (система), внеурочка, сверхурочный, сверхурочно, приурочить, поурочно, поурочный (план).

Можно такие однокоренные слова подобрать к слову каникулы: каникулярный (отпуск), межканикулрный (период).

К слову школа можно подобрать следующие однокоренные слова: школьник, школьный, школота, школьница, дошкольник. Подбираем однокоренные слова к слову каникулы: межканикулярный и каникулярный. Для слова урок в качестве однокоренных подойдут такие слова как: сверхурочный, внеурочный, поурочный, приуроченный.

Школа — дошкольник, школьник, школьный. Урок — урочный, внеурочный, приуроченный. Каникулы — каникулярный

Однокоренные слова к слову «школа» такие ,как школьный, пришкольный, внешкольный,школьник, дошкольник, школяр, дошкольный, к слову «урок» — урочный, внеурочный, к слову «каникулы» — каникульный, каникулярный.

Ряд однокоренных слов к слову «школа» — школьный, школьник, внешкольный, школяр. Ряд однокоренных слов к слову «урок» — поурочно, приуроченный. Однокоренное слово к слову «каникулы» — каникулярный, например, план. От этих слов производных слов не так уж много, с помощью приставок больше всего получаются слова с корнем «школ-«.

Со словом «каникулы» мне известно только одно слово «каникулярный. И это связано с тем, что слово пришло из латыни, переводится слово «kanikula» как «собачка». И все дело в звезде , которую римляне называли «Пес Ориона». Как только планета приближалась к «Псу Ориона», то в Риме становилось так жарко, что никто не мог работать.

Очень нелегкая задача оказалась, подобрать такие слова, представляю, как мучаются сами ученики, которым предстоит справиться с этим заданием. Надеюсь, что эти ответы хоть как-то помогут им в учебе.

к слову «ШКОЛА» могу предложить такие — школьник, дошкольник, школьный; К слову «УРОК» уже сложнее придумать, но вот некоторые из них — сверхурочный, поурочный, урочный, приурочить; К слову «КАНИКУЛЫ» оказалось самым трудным, больше никакие приставки не помогают справиться с этим заданием — каникулярный, каникульный.

Однокоренными словами для слова » школа » — школьный, школьник, школярский, дошкольник и другие. Однокоренными словами для слова » урок » — внеурочный, поурочный, приуроченный и другие. Однокоренными словами для слова » каникулы » — каникулярный и все что я смогла придумать, очень сложное корень для образования однокоренного слова.

Школа (корень «-школ-«) — однокоренные слова: школьник, школьный, школяр, школьница, школярство, автошкола Урок (корень «-урок-«) — однокоренные слова — приуроченный, внеурочный, поурочно, сверхурочно Каникулы (корень «-каникул-«) — однокоренные слова: каникулярный

Источник: http://otvet.expert/odnokorennie-slova-k-slovam-shkola-urok-kanikuli-960175

Урок русского языка "Однокоренные слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

  • Самоанализ
  • урока русского языка во 2 классе
  • Тема урока «Однокоренные слова».
  • Урок, представленный вашему вниманию, по своей структуре является уроком комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
  • Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .
  • 1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

  • в знакомой ситуации (типовые)
  • в изменённой ситуации (конструктивные)
  1. 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
  2. 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  3. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
  4. Цели урока:
  5. Обучающая: закреплять умение подбирать и различать однокоренные слова, выделять корень слова
  6. Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные навыки, самооценку обучающихся
  7. Воспитательная: воспитывать взаимовыручку и товарищеские отношения между обучающимися.
  8. Планируемые результаты:
  9. Личностные результаты:
  10. — проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при изучении признаков однокоренных слов; рот распознании однокоренных слов и слов с похожим корнем; при анализировании однокоренных слова; при определении лексического значения корня и общего значения однокоренных слов.
  11. Метапредметные результаты
  12. Регулятивные УУД:
  13. — определение целей учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при распознавании однокоренных слов и слов с похожим корнем; анализировании однокоренных слов;
  14. при определении лексического значения корня и общего значения однокоренных слов;
  15. Познавательные УУД:
  16. Общеучебные УУД:
  17. — знаково – символическое моделирование при действии по алгоритму по нахождению корня;
  18. — поиск и выделение необходимой информации при определении лексического значения слов;
  19. — умение структурировать знания при подборе групп однокоренных слов;
  20. — умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при подборе групп однокоренных слов.
  21. Логические УУД:
  22. -анализ, синтез, классификация при нахождении лишнего слова в группе слов;
  23. — подведение под понятие признаков однокоренных слов;
  24. -установка причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при распознавании однокоренных слов и слов с похожим корнем;
  25. — определение лексического значения корня и общего значения однокоренных слов.
  26. Коммуникативные УУД:
  27. — осознанное выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками при работе в группах при определении лексического значения слов.
  28. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
  29. Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.
  30. Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками)
Читайте также:  "в первую очередь" выделяется запятыми или нет?

по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Для познавательной активности обучающихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

  • Стихотворение в начале урока способствовало эмоциональному настрою на урок.
  • Урок способствовал формированию УУД:
  • 1) Познавательных: сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;
  • 2) коммуникативных: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
  • 3)регулятивных: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся.

На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность частично-поискового и репродуктивного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу использования в обучении игровых методов, принципу доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных задач на уроке.

Обучащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.

Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к. темп урока позволил выполнить больший объём заданий.

Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Обучающиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-2-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka

Урок русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова." + презентация

  • Разработка урока
    по русскому языку
  • во
    2 классе
  • по программе
    «Школа 2100»
  • учитель начальных
    классов
    МОУ
    «СОШ № 5» Г.САРАТОВА

Лезина Е.Г.

Тема: Наблюдение
над однокоренными словами. Определение
корня слова.

  1. Цели:
  2. Образовательные:
  3. — познакомить
    с однокоренными словами;
  4. -научить
    определять корень слова;
  5. -повторить
    ранее изученные орфограммы
    .
  6. Развивающие:
  7. -развивать
    орфографическую зоркость, внимание,
    память;
  8. -развивать
    логическое мышление.
  9. Воспитательные:
  10. -воспитывать
    интерес к изучаемому предмету.
  11. Оборудование
  12. Демонстрационный
    материал:
    ПК, проектор;
    экран, презентация, запись на доске,
    толковый словарь.
  13. Для индивидуальной
    работы:
    тетрадь
    по чистописанию, рабочая тетрадь,
    дидактический материал, учебник
  14. Ход урока.

1. Организационный
момент.

-Проверьте свое рабочее место: все ли в порядке?

-Настроились на
работу. Сегодня на уроке у нас присутствуют
гости – Знайка и Незнайка. Они нам будут
помогать и давать задания.

2.Актуализация
знаний.

  • -Повторим то, что
    мы изучали на предыдущих уроках, то, что
    мы уже знаем.
  • -Для чего это нужно?
  • -Мы говорили о
    предметах, о признаках, о действиях.

3.Минутка
чистописания. СЛАЙД 2

Для чего каждый
урок работаем над чистописанием?(Чтобы
правильно и красиво писать)

Открыли
тетради по чистописанию урок 58 стр.25.
Какую букву будем писать? Дайте
характеристику. (Буква «ха» — согласная,
имеет звук [х ] и

[ х ] –твердый и
мягкий, глухой.

-Посмотрите и
вспомните, как правильно писать букву
«х». Запишите эту букву и слоги. А
наблюдать за вами будут герои Н.Носова
– ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА СЛАЙД
3

4. Работа со
словарем. СЛАЙД 4

-Вспомните, какой
следующий этап урока? ( словарные слова).
Зачем мы изучаем словарные слова? Мы
уже с вами знакомы с толковым словарем.
Я буду читать статьи из Толкового
словаря, поняв о чём статья, вы записываете
слово, выделяя опасные места и ставите
ударение.

1.Дерево с собранными
в кисти горьковатыми красно – оранжевыми
ягодами.( рябина)

2. Живое существо,
обладающее даром мышления и речи,
способностью создавать орудия и
пользоваться ими. (человек)

3.Узкая полоска
земли, по которой движутся машины, идут
люди. ( дорога)

4.Небольшая певчая
птица серая, с красной грудью.( снегирь)

5.Зверёк отряда
грызунов, с длинными ушами и сильными
задними ногами. Иногда так называют
безбилетного пассажира.(заяц)

5.Повторение
пройденного материала.

  1. Задание
  2. Незнайка вам
    приготовил задание: распределить слова
    в 3 столбика. СЛАЙД
    5
  3. 1 столбик — слова,
    обозначающие предмет;
  4. 2 столбик — слова,
    обозначающие признак предмета;
  5. 3 столбик – слова,
    обозначающие действие.
  6. СЛОВА: обед, веселый,
    заморозить, веселье, веселиться, мороз,
    обеденный, морозный, обедать.
  7. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
  8. -Проверьте работу
    соседа по парте, если есть ошибка,
    исправьте их простым карандашом.
  9. (Ученики сравнивают
    запись в тетради с записью на доске) СЛАЙД
    6
  10. Поставьте в словах
    ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2
    столбик, 3 ряд- 3 столбик)

Что вы заметили в
написании этих слов? ( среди них есть
однокоренные или родственные). Выделите
корень.

6.Объяснение
нового материала.

Учитель: Ребята,
вспомните, из каких частей состоят
растения? (корень, стебель, плод, цветок)

Правильно! Все на
свете из чего-нибудь состоит: облака из
множества водяных капель, лес- из
деревьев, речь – из предложений, а
предложения – из слов. Слова имеют
корень.

Я вам расскажу
одну историю.

Много-много лет
назад появилось на свете слово ход.
Нашли его люди и стали думать: «Что с
ним делать?»

А слово это и
говорит: «Посадите меня, и я разрастусь
в большое красивое дерево»

Посадили люди
слово ход,
и стало оно расти. Сначала один росток
пустило, потом второй, третий. Много
ростков появилось от слова ход.
Все они на него похожи, но и свое в каждом
есть.

  • Вот какое дерево
    выросло. СЛАЙД 8
  • Как-то много лет
    назад
  • Посадили странный
    сад.
  • Не был сад фруктовым-
  • Был он только
    словом.
  • Это слово,
    слово-корень
  • Разрастаться стало вскоре.
  • И плоды нам принесло-
  • Стало много новых
    слов.

Посмотрели люди,
сравнили все слова и увидели, что у всех
у них есть одна общая часть. Какая?

  1. -Что мы называем
    корнем? СЛАЙД
    9
  2. Корень- это общая
    часть родственных слов.
  3. Задание 1. СЛАЙД 10
  4. «Посадить» корень
    слова «сад», вырастить деревце и получить
    как можно больше листьев (однокоренных
    слов.)

7. Постановка
целей через проблемную ситуацию.

  • Проблема.
  • Послушайте диалог
    «Родня ли гусеница гусю?» СЛАЙД 11
  • — Вы кто такие?

— Я гусь, это гусыня,
а это наши гусята. А ты кто?

— А я ваша тетка –
гусеница.

Задание. Есть ли
в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

Учитель. Петя
выписал слова: гусь,
гусыня, гусята, гусеница
.
Алёша сказал, что гусеница
– это не
родственное слово. А Петя возразил:
«Ведь гусеница
сама сказала, что она родственница,
значит, гусеница
родственное
слово»

Вы согласны с
Петей? Почему не согласны? ( Слово
«гусеница имеет другое смысловое
значение)

— Какие слова
можно называть однокоренными?

Однокоренными
словами называются близкие по смыслу
слова с одинаковым корнем. СЛАЙД 12

Учитель. Что
нужно сделать, чтобы правильно найти
корень в слове?

Чтобы правильно
найти корень
,
нужно подобрать
как можно больше однокоренных слов
и посмотреть, какая часть в них
является общей

Задание.
На доске записаны слова в два столбика.
Слова второго – закрыты. Прочитайте
слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте,
являются ли однокоренными: СЛАЙД 13

  1. Пододеяльник одеяло
  2. Подорожник дорога
  3. Подосиновик осина
  4. Подберёзовик берёза
  5. Варианты ответа:
  6. — Да, они имеют
    одинаковый корень: «подо»

— Нет! Эти слова
разные по смыслу.

  • Вопрос: объясните
    смысл этих слов.
  • Пододеяльник-
    мешок из ситца, надетый на одеяло.
  • Подорожник –
    лекарственное растение, растущее вдоль
    дорог.
  • Подосиновик –
    гриб, растущий под осиной.

Подберезовик –
гриб, растущий под березой. После
объяснения смысла слов учитель открывает
на доске однокоренные слова во 2 столбике,
которые были закрыты.- Прочитайте слова.
Что можно сказать о парах слов в 1 и 2
столбиках? (Они однокоренные) Запишите
их, выделите корень.

Физ.минутка. СЛАЙД 14 – 19

Задание

Разделите слова
на группы, запишите их в 2 столбика,
выделите корень СЛАЙД
20

  • Лист хвостик
  • хвостатый листок
  • листочек хвост
  • листопад
  1. 8.Выполнить
    фонетический разбор
    : СЛАЙД 21
  2. У доски — слово лист
  3. Остальные самостоятельно слово хвост
  4. 9. Письмо по
    памяти СЛАЙД 22
  5. Землю вьюга
    белая
  6. Замела снежком.
  7. Мы из снега
    сделали
  8. Двухэтажный
    дом.
  9. Проверка в
    парах.
  10. Найти в стихотворении
    однокоренные слова, выделить корень.
  11. -В каждом предложении
    подчеркнуть грамматическую основу.
  12. 10.Самостоятельная
    работа
    СЛАЙД 23

(По учебнику Р.Н.
Бунеева, с.74, упражнение 120.)

11.Итог урока. СЛАЙД 24

Кто прав из сказочных
героев – Мальвина, Буратино или Золушка?

Прочитайте их
утверждения.

Итак. Корень – это
общая часть родственных слов.

Какие слова мы
называем однокоренными?

1.Какое задание
понравилось? СЛАЙД
25

2.Какое задание
было самым трудным? Лёгким?

3.О чём не знали, а
на уроке узнали?

12.Домашнее
задание. СЛАЙД 26

Для всех — упр.100,
101 ( из дидактического материала), ну, а
те ребята, которые хотят быть такими же
умным, как Знайка — ещё упр.103.

13.Рефлексия. СЛАЙД 27

  • В
    ы
    считаете, что урок прошёл для вас
  • плодотворно,
    с пользой. Вы научились и
  • можете помочь
    другим.
  • Вы считаете,
    что научились выделять корень
  • в словах, можете
    подобрать однокоренные слова,
  • но иногда вам
    ещё нужна помощь.
  • В
    ы
    считаете, что было трудно на уроке

Источник: http://pedsovet.su/load/238-1-0-5591

Ссылка на основную публикацию