Какой морфемный разбор слов: нашелестит, табличка?

Русский язык 5 — 9 классы Какой морфемный разбор слов: нашелестит, табличка? Keralen
2018-09-23 00:00:00

ОТВЕТЫ

Отв. дан
2018-09-28 00:00:00
Ефрем

Для написания вопросов и ответов необходимо зарегистрироваться на сайте

Какой морфемный разбор слов: нашелестит, табличка?

Tygranaya

Какой морфемный разбор слов: нашелестит, табличка?

Brarad

Какой морфемный разбор слов: нашелестит, табличка?

Сергей

Munith

Какой морфемный разбор слов: нашелестит, табличка?

Леонид

Источник: https://istinaved.ru/post/39855

Русский язык и Литература

  • ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ ДИКТАНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
  • Русский язык, 7 класс
  • «Правописание причастий и деепричастий», диктант.
  • Колыбель Ворши.

На дне оврага безмолвие охватило меня. Тогда в лунном безмолвии послышалось далёкое, но явственное булькание воды. Я пошёл на звук.

От главного большого оврага отходил в сторону небольшой овражек-тупичок. Он был не более ста шагов в длину и кончался крутой поперечной горкой. У входа в него росла высокая ветвистая ива. Никаких деревьев или кустов вокруг этой ивы не было видно. По овражку-тупичку, гремя, журча, переливаясь, бежал ручеёк.

Он пробил себе узкое углубленное руслице, над которым разрослись травы так, что самого ручейка не было видно.

У крутой поперечной горки, то есть у задней стенки овражка, травы буйствовали невероятно. Оттуда плыл, наполняя овражек до краёв, резкий, душноватый аромат дягиля. Его белые пышные соцветия зеленовато светились. Там, окружённая могучими травами, и была колыбель Ворши.

Выливаясь из сруба, вода обретала голос и видимость, потому что начинала переливаться, течь, быть ручьём. Текущий по овражку, переливающийся ручей был зелёный, но я уже видел, представлял, как ярко сверкает и блестит он при утреннем солнце.

Только так, среди травы, цветов, пшеницы, и могла начаться наша река Ворша. (168 слов.)

(В.А. Солоухин).

  1. Русский язык, 8 класс,
  2. «Знаки препинания при однородных членах предложения», диктант.
  3. Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок повела тропа. Прошли по ней, и через полчаса матерый сосновый лес окружил нас. И было цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружило пас. Медлен¬но оседала в безветрии золотая пыльца.

Еще вчера, еще сегодня утром принуждённые жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от боровых цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня еще сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная «огромной птицей», выпорх-нувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода, и вскоре дорожка привела к большому озеру. Озеро это было, можно сказать, без берегов. Шла, шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем.

Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и что затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, которое уходило всё глубже и глубже, и, чем больше уходило оно в глубину, чернее и чернее становилась озёрная вода.

(205 слов.)

(В.А. Солоухин.)

  • Русский язык, 8 класс,
  • «Знаки препинания при однородных членах предложения», диктант.
  • Цена экзотики.

Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. На табличках были написаны мудреные названия: пестро-окаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… Уже не поражала нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина ство¬лов, ни причудливость листьев.

И вдруг мы увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем однообразном по колориту фоне. Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценивали по-новому.

Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.

А попробуйте лечь под березой на мягкую прохладную траву так, чтобы только отдель-ные блики солнца и яркой полднев¬ной синевы процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чуд-ных сказок, каких не навеет светлых чувств!

Что же пальма! Под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает тихой прелести среднерус-ского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа? (170 слов.)

(В. Солоухин.)

  1. Русский язык, 8 класс,
  2. «Знаки препинания при однородных членах предложения», диктант.
  3. На утренней заре.
  4. Старик рыболов прошел по лугам, и в руках у него крас¬ным огнем полыхала крупная пойманная рыба.

Стога сена, копны, дерево, растущее поодаль, перелесок, шалаш старика — всё виделось особенно выпукло, ярко, как если бы произошло что-то с нашим зрением, а не игра великого солнца была причиной необыкновенности утра. Пламя костра, такое яркое ночью, было почти незаметно теперь, и бледность и незаметность его еще больше подчер¬кивала ослепительность утреннего сверкания.

Такими навсегда мне и запомнились те места на берегу Колокши, где прошла наша утренняя заря.

Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени. Пропала контурность, выпуклость земных предметов, подевались куда-то и свежая прохлада, и горение росы, и сверкание ее; луговые цветы померкли, вода потускнела, а на небе вместо ярких и пышных облаков вуалью рас-пространилась ровная, белесоватая мгла. (128 слов.)

(В.А. Солоухин.)

  • Русский язык, 8 класс,
  • «Вводные слова и предложения», диктант.
  • Грибная страда.
  • Понятно, что зайдя в лес, я то и дело натыкался, увы, на следы грибов, а не на самые грибы.

Там валяется обрезанный корешок, там грибная стружка — очищали корень от земли, — там изрезанная червивая шляпка, там среди мха беленькие ровные кружки от грибов, срезанных аккуратно и с толком. Впрочем, в первый раз зайдя в лес, я сразу же набрел на такое количество маслят, которые пренебрегались местными жителями, что за полчаса нарезал целую кошелку.

На третий день все же решил и я, по примеру ребятишек, пренебречь всевозможным грибным плебейством и начать охоту за белыми. Все «белые места» с детства знакомы мне. Но, как и нужно было ожидать, оставались мне теперь одни оборыши, по случайному недогляду уцелевшие, особо надежно спрятавшиеся за еловыми ли ветками, за сухим ли пнем, в густой ли траве.

Тем дороже был каждый найденный гриб. (137 слов.)

(По В. Солоухину.)

  1. Русский язык, 8 класс,
  2. «Обособление определений, выраженных прилагательными и причастиями», диктант.
  3. Морские рыбы.

Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведенные в Лидзаве. Скажу только, что я никогда не пожалею о часах, что просидел с удочкой, намотанной на указательный палец.

Читайте также:  "ищите" или "ищете", как правильно пишется?

Вот перечень пород рыб, которые ловились там (правда, названия все местные, а научных я не знаю): морской ерш, описанный выше; морской карась — рыба, напоминающая по форме нашего карася, но совершенно серебряная, с фиолетовым отблеском и острыми, как бритва, выдающимися вперед как бы лошадиными зубами, способными перекусить крючок, если он плох; зеленуха, барабулька — очень изящная рыбка с мордой, срезанной наискосок, в кровавых пятнах по туловищу, исчезающих, как скоро рыба обсохнет от воды; колючка, напоминающая по форме речного окуня, с синеватым пятном на боку; петух — самая яркая и самая красивая, самая желанная для любого рыбака рыба; собака — кусающаяся рыба леопардовой расцветки; кефаль и, наконец, ставридка, самая массовая, самая надоедливая, но, пожалуй, и самая вкусная. Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Все говорят, что оно походит на курятину, но я нашел, что мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде. Идет ерш почти ис-ключительно на уху. (188 слов.)

(В. Солоухин.)

  • Русский язык, 8 класс,
  • «Разные случаи обособления», диктант.
  • Вперегонки.

Самойловские елки должны были спасти нас от дождя. Туча гналась за нами по пятам.

Хорошо было видно, как затуманилось оставшееся позади родное село, совсем завесила его кисея, как кисея эта, одним концом пристегнутая к двигающейся туче, другим концом волочится по земле, задевая за деревья, дома, заборы.

Вот она поволоклась по ржаному полю и, знать, была не такая уж легкая и воздушная, если рожь под нею ложилась, славно приглаживал, ласкал ее кто-нибудь шершавой тяжелой рукой, как приглаживает мужик непокорные, ржаные же вихры сынишки.

Нарастающий шум только подбадривал пас, и мы бежали до тех пор, пока погоня не захлестнула, не смяла, обрушим на плечи бурлящую, по-июльски теплую, ливневую волну.

Бежать дальше не было смысла — не играть же с дождем вперегонки. (119 слов.)

(В.А. Солоухин.)

  1. Русский язык, 8 класс,
  2. «Вводные слова и предложения», диктант.
  3. Радость жизни.

Говорят, что человек создан для счастья, как птица для полета. Наверное, это так и есть. Важно еще и другое: человек создан для того, чтобы жить окруженным природой. В одной книжке, мне рассказывали, написано про революционера-узника, томившегося в одиночной камере царской тюрьмы.

Книги, конечно, радовали его. Но вот он нашел прилипшее к странице книги крохотное зернышко неведомого пока для него растения.

Он посадил это зернышко в зем-лю, поливал его, и вскоре, о чудо, к неописуемой радости узника, в сером камен¬ном мешке взросла и вызрела веточка лесной земляники с крупными темно-красными ягодами.

Узник при-знавался потом, что радость, которую принесла ему веточка земляники, безусловно, невозможно измерить никакой человеческой мерой. Итак, какими бы стенами не отделялись мы от природы, природа всегда будет властно и требовательно звать нас к себе, потому что она наша мать, а мы ее дети. (137 слов.)

(По В. Солоухину.)

  • Русский язык, 8 класс
  • «Повторение изученного в 8 классе», диктант.
  • Я больше люблю ходить в лес в тихие, пасмурные дни, даже если временами начинает сеять мелкий нешумный дождь.
  • Ещё приятнее уйти в лес осенним днём с пронзительным холодным ветром.
  • Ни на реке, ни в поле в это время нечего делать… В такой день в лес входишь как с улицы в теплый уютный дом… Но вообще-то были бы грибы…
  • Радостно и в дождь, и в холодный резкий ветер, и в грозу возвращаться домой с полной корзиной.
  • Но как неловко идти через всё село, неся пустой кузовок!
  • Всегда, когда охотник, рыбак или грибник возвращается пустой, ему досадно встречаться с людьми, которые будут заглядывать в ведро, сумку, корзину.

В середине осени, в конце сентября, в октябре устанавливается иногда удивительная ясная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса… (151 сл.)

(В.А. Солоухин).

  1. Русский язык, 9 класс
  2. «Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными», диктант.
  3. Рябина.
  4. Каждому дереву — своя цена!

Нанесет ветерком, и за версту услышишь, как цветет липа! Незримая река медового аро-мата льется из нее по яркому июльскому разнотравью. В тихую погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Старое дерево, посветлев от цветения, гудит, шумит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев.

С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветущей гречихи. От цвета черемухи нет подобного троку, ню цветет она рано, в пору весеннего пробуждения и буйства всех земных сил и соков. Но отцветают черемуха и сирень, жухнут травы, желтеют листья.

Кто заметит в сентябре ту же черемуху, кто обратит внимание на куст жасмина, кто заглядится на голые заросли шиповника!

Но есть иное дерево. Мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле.

Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие костры рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни. (164 слова.)

(По В. Солоухину.)

  • Русский язык, 9 класс
  • «Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными», диктант.
  • Дорога.
  • Во всякое время года и днем и ночью приходилось мне ездить на станцию из своего села или, наоборот, в село со станции.

Летом окажется, что дорога, которая зимой могла показаться и однообразной и скучной, необычно paзнообразна и живописна.

То она спускается в глубоченный лесной овраг, где сырой лесной прелью обдаст из-под темного полога леса, где трухлявеют и разваливаются пни, истлевают упавшие деревья и перегорает в сырости прошлогодняя, слежавшаяся листва; то, поднявшись из оврага, заденет дорога лесную опушку, где к припеку над цветами весёлое кипение и пчел, и ос, и шмелей, и бабочек, и жужелиц, где тотчас въедешь в жаркое испарение пестрых июльских цветов, горячего цветочного меда; в эту пору если и поле, то не то чтобы ровное пустое место, а, к примеру, хлеба. С холма не наглядишься на матово-зеленое, трону¬тое желтизной ржаное море или, лучше оказать, озеро, по которому перекатывается легкая зыбь, а над ним прозрачными струями струится жара. Подвода въезжает в рожь по узкой дороге, и, наверно, даже верхушки нашей дуги не видать теперь со стороны, или, может быть, только ее-то одну и видно. Тележные оси задевают за рожь по сторонам дороги, оставляя на пригнутых стеблях черные метины колесной мази. Тут наступает полное безветрие, и слепни начинают кружить над белой лошадью, облепляют ее со всех сторон. (208 слов.)

Читайте также:  "в первую очередь" выделяется запятыми или нет?

(По В. Солоухину.)

  1. Русский язык, 9 класс
  2. «Сложные предложения с разными видами связи», диктант.
  3. Косьба.

В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордятся этим.

У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат, и каждый из нас хочет, чтобы именно у моего отца был самый широкий, самый чистый прокос, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шел впереди и вел всю растянувшуюся цепочку.

Косцы радовались, увидев нас, спускающихся с холма. Впрочем, никто из них не бросал прокоса на середине, но, дойдя до конца, пучком мокрой травы вытирал косу, а если прокос привел к реке, то окунал косу в сонную воду. Омоется с косы прилипшая к ней травяная мелочь, и, когда вскинет косец ее на плечо, будут стекать с острого носка речные капли.

Подложив под себя свежекошеной травы, косцы рассядутся завтракать, но не очень кучно, не очень близко друг к другу: с одной стороны, чтобы далеко не идти, а с другой стороны, боязно: вдруг у соседа блины окажутся белее наших! Однако такая рассредоточенность косцов не мешает перекидываться шутками.

Непременно (так уж заведено) каждый косец оставит и блинов, и яичко, и молочка в полулитровой бутылке. Отойдя шагов двести — триста, мы рассаживаемся в кружок, и у нас начинается свой завтрак. (233 слова.)

(В. Солоухин.)

  • Русский язык, 9 класс
  • «Знаки препинания при диалоге»
  • Пешком по родной земле.

I. Пассажиров в машине было трое. Их могло бы быть и двое, если бы утром в Москве моя жена не поставила на своем и не поехала провожать меня в это «ужасное» путешествие.

Всегда тревожно и боязно перед неизвестностью. Я не знал, где и чем пообедаю уже сегодня, где и как проведу эту ночь.

  1. Но думать было поздно, да и некогда.
  2. — Остановите, пожалуйста, машину.
  3. Легко подпрыгнув, автомобиль соскользнул на обочину и остановился, как бы натолк-нувшись на невидимую стенку. Во¬дитель озабоченно обернулся:
  4. — Кому-нибудь плохо?

— Нет, хотим выйти. Спасибо, что подвезли.

— Но у вас билет до Владимира. До него еще почти сто километров!

— Тем лучше. Мы остановимся здесь. Нам понравилось это место.

— Вольному воля, — пробурчал водитель, и автомобиль исчез.

Рюкзак показался мне гораздо тяжелее, чем когда я примерял его в Москве. (132 слова.)

II. — Пошли. Проводишь меня на ту сторону речки и проголосуешь на обратную машину.

Пройдя мост до конца, мы очутились во Владимирской области. Попрощались. Я сбежал с насыпи влево и пошел вдоль реки навстречу ее течению. Поодаль остановилась «Победа», и семейство, приехавшее в ней, располагалось на отдых, натягивая в виде тента сверкающую белизной простыню.

В это-то время я и услышал за спиной учащенное дыхание бегущего человека. Обернулся — Роза.

— Что-нибудь я забыл?

— Ничего не забыл. Я пойду с тобой.

— Куда?

— Куда ты, туда и я. И не возражай. Так я тебя одного и отпустила. И не смотри, пожалуйста, таким взглядом на мои босоножки. Каблуки мы у них сейчас отобьем, а то дойдем до магазина и купим какие-нибудь парусиновые.

— До какого магазина?

— До сельпо. Думаешь, я меньше твоего понимаю в деревенской жизни? В каждом селе есть сельпо, там и купим. Короче говоря, давай мне половину вещей и пойдем дальше.

—Так сразу и половину!

— Ну ладно, не хочешь половину, дай фотоаппарат.

Вот каким образом я утратил свое одиночество, еще не успев насладиться им. (168 слов.)

(По В. Солоухину.)

Источник: http://kudyaplik.blogspot.com/2011/

Урок по русскому языку на тему"Работа над тестовой частью.Подготовка к ЕГЭ" (11 класс)

  • Тема: Работа над тестовой частью ЕГЭ по русскому языку
  • Цели: 1) Вырабатывать навыки работы над тестовой частью ЕГЭ.
  • 2) Продолжить подготовку к государственной аттестации.
  • 3) подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.
  • 4) Воспитывать и формировать любовь к Родине, родной природе.
  • Ход урока.
  • Слайд 1
  • Опять она, родная сторона,
  • С ее зеленым, благодатным летом,
  • И вновь душа поэзии полна.
  • Да, только здесь могу я быть поэтом.
  • Некрасов.
  • Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала?
  • Ученики: Родины, родной природы.
  • Учитель: Да, это так, и это четверостишие я выбрала не случайно, потому что единая разговорная тема нашего урока – это тема Родины, родной природы.
  • А почему только на родной земле можно творить поэт?
  • -Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?
  • Ученики: метафора («душа поэзии полна»); эпитеты («зеленое, благородное лето», «родная сторона»); текст отличается образностью, эмоциональностью.
  • Лингвистическая разминка.

1. Синтаксис.

Учитель: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их.

Опять она р.дная ст.р.на,

С ее з.леным благ.датным летом

И вновь душа поэзии п.лна.

2. Словообразование.

  1. Учитель: Сделать словообразовательный разбор и разбор слова по составу.
  2. благодатный благодать благодатный
  3. 3. Лексика
  4. Учитель: Объясните значение слова благодатный
  5. 1. Приносящий довольства, радость, полный благ

2. 2. Исполненный Божественной благодати// дарующий счастья, блаженства.

  • Учитель: В каком значении употреблено слово в стихотворении?
  • Ученики: В первом .
  • Учитель: Давайте вспомним об этапах подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
  • Слайд
  • Состоит из трех частей, которые выполняются последовательно:
  • 1 часть – подробное изложение прослушанного текста;
  • 2 часть – чтение и анализ текста, выполнение тестовых заданий;
  • 3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Учитель: Прослушайте текст. Постарайтесь запомнить ключевые слова.

… Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали.

Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко. Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую.

Читайте также:  Заимствованные слова в русском языке. примеры слов и их значение

Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, — ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты.

Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце.

К.Г. Паустовский

  1. Учитель: Каким чувством проникнут текст?
  2. Ученики: Чувством любви к родной природе.
  3. — К какому типу речи относится данный текст?
  4. Ученики: Описание
  5. Учитель: На слова какой части речи необходимо опираться, пересказывая описание?
  6. Ученики: Существительные.
  7. Учитель: На каком приеме построен текст?
  8. Ученики: Антитеза: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков.
  9. Учитель: Учитывая это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн (с французского переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения)
  10. Слайд
  11. Природа русская чужеземная природа
  12. д
  13. пейзаж

али красоты тропиков и Запада ситец путешествие небеса блеск жизнь пожар моря свидетели мрамор и олеандры Эллады память о стране воздух Сицилии городок Спас-Клепики дымка Парижа сердце сады Версаля позолота пышность

  • Учитель: Как нам может помочь этот синквейн?
  • Ученики: Здесь отображены все ключевые слова текста, что поможет более быстрому запоминанию.
  • Учитель: Давайте поработаем со словами, чтобы получился текст.
  • Учитель: А теперь немного отдохнем (под фонограмму запись «Шум моря»)

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу моря. Вас ласкает теплый ветерок… Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем.

И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь.

Теперь вы ученики 9 класса. Итак, продолжим нашу работу.

Учитель: Теперь рассмотрите следующий текст.

1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. 2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… 3)Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.

4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. 5) белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. 6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. 7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.

8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. 9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!

10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. 11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

13) Привыкли. 14) Набаловались. 15) Не знаем, чем владеем. 16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. 17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.

  1. По В.Солоухину
  2. Учитель: Какая мысль объединяет эти два текста?
  3. Слайд
  4. 1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую природу.
  5. 2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
  6. 3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
  7. 4) Нужно беречь и охранять природу.
  8. Учитель: О чем можно было бы написать, рассуждая на эту тему?
  9. Группа 1 — напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему, буквально несколько предложений (в это время звучит музыка и демонстрируются фотографии с пейзажами средней полосы России)

Группа 2 – поработаем над предупреждением ошибок, которые вы допускаете при написании сочинений: это и грамматические, и речевые ошибки. Пройдите к компьютерам.

Текст на компьютере

  • В каких предложениях допущены речевые ошибки?
  • 1) Все мои огорчения давно канули в лето.
  • 2) Глядя в небо меня всегда удивляют звезды.
  • 3) Вторая серия оказалась интереснее первой.
  • 4) Космонавты пробыли на орбите около двести суток.
  • 5) Проходя под железнодорожным мостом, над моей головой промчался поезд.
  • 6) Заглавную роль в фильме «Гамлет» исполняет Иннокентий Смоктуновский.
  • 7) Легкоатлетам оставалось пробежать до финиша еще более пятьсот метров.
  • 8) Пришлось скрипя сердцем садиться за уроки.
  • Какие слова и выражения характерны для публицистического стиля речи?
  1. 1) по истечении действия срока договора.
  2. 2) парламентские дебаты
  3. 3) придерживаться нейтралитета
  4. 4) реквизиты
  • Какие слова и выражения характерны для официально-делового стиля речи?
  • 1) саммит
  • 2) согласно приказу
  • 3) гражданский долг
  • 4) докладная записка
  • Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы:
  1. 1) устранить возгорание,
  2. 2) потушить пожар,
  3. 3) победить в битве с огнем.
  4. (официально-деловой, разговорный, художественный (публицистический))
  5. 1) дрыхнуть,
  6. 2) находиться в объятиях Морфея,
  7. 3) находиться в состоянии сна.
  8. (разговорный, художественный, официально-деловой)
  9. 1) встреча,
  10. 2) стрелка,
  11. 3) саммит.
  12. (художественный, разговорный, сленг, официально-деловой, публицистический)
  13. Учитель: Давайте проверим сочинения – рассуждения.
  14. Учитель: А сейчас поработаем с текстом.
  15. Слайд с текстом

Учитель: В каком предложении В. Солоухина употреблен фразеологизм? В 3, 8, 11, 16.

Ученики: 16. К черту на кулички.

  • Учитель: Объясните значение данного фразеологизма.
  • Слайд с текстом
  • Какое значение имеет слово экзотический в прочитанном тексте (предложение 17)
  • 1) искусственный
  • 2) расположенный на экваторе
  • 3) необычный, диковинный
  • 4) никем не изученный
  • Слайд с текстом
  • Какие средства выразительности не использованы в предложении № 9?
  • 1) олицетворение
  • 2) антонимы
  • 3) синонимы
  • 4) эпитеты, анафора
  • Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение.
  • Учитель: Я хотела бы, чтобы вы оценили себя, на сколько % вы готовы на сегодняшний день к новой форме ЕГЭ.

— Какой % поставила себе ты..? Почему? Что ты считаешь тебе еще нужно повторить?

— Спасибо за урок.

Источник: https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temurabota-nad-testovoy-chastyupodgotovka-k-ege-klass-1754082.html

Ссылка на основную публикацию