С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

§ 1  Интонация и основные элементы интонации

  • Цель этого урока – обобщить знания об интонации, ее роли и значении как в простом предложении, так и в сложном; уточнить, в чем заключается существенное отличие интонации простого предложения от интонации сложного.
  • Интонация – это звуковая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.
  • Основными элементами интонацииявляются:
  • Мелодика речи, передающаяся повышением и понижением голоса во фразе.
  • Сравните интонацию повествовательного и вопросительного предложения:

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Следующим элементом интонации является ритм речи, или чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов.

Сравните речь прозаическую и стихотворную, передающие одну и ту же картину – описание грозы:

Теплый ветерок гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза.

(А. П. Чехов)

  1. Люблю грозу в начале мая,
  2. Когда весенний первый гром
  3. Как бы резвяся и играя,
  4. Грохочет в небе голубом.

(Ф. И. Тютчев)

Важным элементом интонации выступает и интенсивность речи, или сила и слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания. 

Для сравнения можно взять речь в комнатной обстановке и речь на площади, перед большим скоплением людей.

При характеристике интонации не последнюю роль играет темп речи. Он характеризуется скоростью протекания речи во времени и длительностью пауз между речевыми отрывками.

  • Например, замедленная речь и речь скороговоркой.
  • Немаловажен и следующий элемент интонации – тембр речи, или звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (тембр «веселый», «игривый», «мрачный»).
  • И, наконец, последним элементом интонации, или звуковой стороны речи, является фразовое или логическое ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе для усиления их смысловой нагрузки.
  • Сравните постановку логического ударения в предложениях:

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Как правило, если логическое ударение падает на слово, стоящее в начале или в середине предложения (я, сегодня, поеду), то интонация напряженная, а само логическое ударение сильное.

Если логическое ударение падает на слово, стоящее в конце предложения (в институт), то интонация всего предложения спокойная, а само логическое ударение слабое.

С логическим ударением тесно связано такое стилистическое понятие, как инверсия. Инверсия заключается в употреблении в предложении не прямого, а обратного порядка слов. При обратном порядке слов сказуемое стоит перед подлежащим, а определение может стоять после определяемого слова.

Например:

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

При инверсии наиболее важное слово произносится отчетливее, выделяется по смыслу и голосом.

§ 2  Отличия интонации простых и сложных предложений

Так как любое предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, представляя собой отдельное высказывание, то интонация является существенным признаком предложения. И простым, и сложным предложениям характерна интонация конца предложения, которая выражается в понижении голоса к концу предложения.

Например:

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Входя в состав сложного предложения, любое простое утрачивает интонацию завершенности, так как становится частью сложного. В сложном предложении интонация конца предложения реализуется один раз и выражается большой паузой в конце предложения. Это позволяет узнать, когда заканчивается сложное предложение.

Обычно пауза между частями сложного предложения фиксируется, и ей, как правило, предшествует повышение голоса.

Например:

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

  1. Можно сделать вывод, что интонация сложного предложения состоит из трех основных элементов: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения.
  2. Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, и тем самым выступает средством связи в сложном предложении.
  3. Например:

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения? С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения? С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Подводя итог уроку, можно подчеркнуть, что умелое и грамотное владение всеми интонационными особенностями русской речи дает безграничные возможности говорящему передать не только чувства и эмоции, но и свою речевую индивидуальность, а также многообразие поэтической и прозаической речи.

Источник: https://znaika.ru/catalog/9-klass/russian/Intonatsiya-slozhnogo-predlozheniya

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

  • ·                   Сегодня мы продолжим изучать сложное предложение.
  • ·                   Поговорим о знаках препинания в сложном предложении.
  • ·                   И подробнее рассмотрим интонацию сложного предложения.
  • В курсе русского языка мы часто обращаемся к правилам расстановки знаков препинания. Вы наверняка помните, как мы изучали знаки препинания в предложениях с однородными членами; предложения с обособленными членами; обособление вводных слов и вставных конструкций…

В середине предложения, как мы знаем, обычно ставятся такие знаки препинания: запятая, двоеточие, тире и точка с запятой.

Но зачем же они нужны?

Знаки препинания в предложении служат для обозначения смысловых отрезков, значение которых подчеркивается особо.

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Во-первых, знаки препинания помогают выделить смысловые отрезки. При этом знаки препинания служат для однозначного понимания текста.

  1. Рассмотрим предложение, в котором не проставлены знаки препинания:
  2. Дети бегающие без намордника собаки опасны.
  3. Что получится, если поставить запятые после слов дети и собаки?
  4. Дети, бегающие без намордника собаки, опасны!

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Передвинем вторую запятую, пусть она стоит перед словом собаки.

Дети, бегающие без намордника, собаки опасны!

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Уберём вторую запятую.

Дети, бегающие без намордника собаки опасны!

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

  • А вот теперь наше предложение звучит как предостережение детям: опасаться собак без намордника.
  • Во-вторых, знаки препинания помогают разделить части предложения.
  • При этом, конечно, тоже служат для однозначного понимания текста.

Наверное, каждый из нас знает фразу «Казнить нельзя помиловать», а также подобные ей: «Удалить нельзя сохранить» или «Повысить нельзя уволить». Значение этих предложений зависит от постановки запятой в каждом из них. Если запятая стоит после первого слова – значение одно, если после второго – значение меняется на противоположное.

  1. В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями, особенности строения, интонации.
  2. Знаки препинания в сложных предложениях могут быть разделительными и выделительными.
  3. Разделительные знаки препинания разделяют равноправные части.
  4. Выделительные знаки препинания выделяют какую-то особенную часть.

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором применяется знак.

Так, разделительные знаки препинания используются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. Выделительные знаки препинания используются в сложноподчинённых предложениях.

Разделительные знаки препинания характерны для предложений сложносочинённых и бессоюзных сложных.

В этих предложениях части равноправны. Между ними можно поставить знак равенства. И, значит, от одной части к другой нельзя поставить вопрос.

  • Поэтому в таких предложениях части нужно как-то разделять.
  • В сложносочинённом предложении части могут разделяться при помощи запятых, тире и точки с запятой
  • Запятая используется часто.
  • Тире и точка с запятой – редко.
  • Прозвучал длинный свисток, и поезд тронулся.
  •  Малейшее промедление – и всё пропало.
  • Громовые раскаты звучали всё реже и реже, отдаляясь и сдавая свои позиции; ветер тоже стихал.

В бессоюзных сложных предложениях части могут разделяться при помощи запятой, тире, двоеточия или точки с запятой. Все знаки препинания встречаются в бессоюзных предложениях достаточно часто.

  1. Трава зеленеет, солнышко блестит.
  2. Прозвучал выстрел стартового пистолета – гонка началась.
  3. Он решил задержаться после уроков: нужно было спросить кое-что у учителя.
  4. Алые, желтые, бурые листья крутились под напором ветра и летели в лицо; начинал накрапывать дождь.
  5. В сложноподчинённых предложениях употребляются выделительные знаки препинаниях.

В таких предложениях одна часть – всегда главная, вторая – придаточная. То есть, они неравноправны, и от одной части к другой можно поставить вопрос.

А это значит, что придаточную часть нужно как-то выделить.

Придаточная часть в сложноподчиненном предложении обычно выделяется при помощи запятой. Тире, которое также встречается в таком предложении, используется крайне редко.

Мы соберемся на охоту, когда выпадет первый снег.

Зачем ты всё это сделал – скажи мне. В данном случае придаточная часть выделяется тире.  Это помогает дополнительно интонационно отделить главную часть от придаточной.

Что же нам требуется запомнить?

Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором этот знак применяется.

Разделительные знаки препинания употребляются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. А выделительные знаки препинания – в сложноподчинённых предложениях.

При этом в предложении могут стоять также и авторские знаки препинания, которые иногда нарушают правила пунктуации.

Автор выставляет такие знаки препинания так, как необходимо ему. Например, Максим Горький очень любил авторское тире.

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

  • Деньги – исчезают, работа – остаётся.
  • Одни – воюют, другие – воруют.
  • Части бессоюзных предложений здесь разделены запятыми, но в каждой из частей стоит авторское тире между подлежащим и сказуемым.
  • При помощи таких знаков препинания художественному тексту придается особая выразительность.

Но, разумеется, какой-нибудь Вася Катава́сев из неизвестного нам девятого класса не может расставлять знаки препинания так, как ему вздумается. Не следует путать авторскую пунктуацию с безграмотностью.

  1. Поговорим теперь об интонации в сложном предложении.
  2. Для начала любого предложения характерна восходящая интонация, то есть, мы начинаем произносить предложение и повышаем тон.
  3. В конце предложения мы понижаем тон, то есть, для конца предложения характерна нисходящая интонация.
  4. С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Вчера мы писали диктант. Сначала тон повышается, а к концу предложения он понижается.

Вася Катавасев наделал ошибок. То же самое.

  • Но это – простые предложения.
  • Что будет, если мы соединим их?
  • Вчера мы писали диктант, и Вася Катавасев наделал ошибок.

Предложение стало сложным. Но это одно предложение. И потому тон будет повышаться в начале. И понижаться в конце.

Сложное предложение имеет интонацию законченности.

Части сложного предложения такую интонацию утрачивают.

Но все же сложное предложение состоит из простых. Мы обозначили их связь союзом «и». Интонационно мы обозначаем конец одной части и начало другой при помощи паузы.

Таким образом, у нас получилась схема интонации в сложном предложении.

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Источник: https://videouroki.net/video/9-razdielitiel-nyie-i-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-miezhdu-chastiami-slozhnogho-priedlozhieniia-intonatsiia-slozhnogho-priedlozhieniia.html

Предложение. Интонация. Логическое ударение. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Вы, конечно, знаете, что всё на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, облака – из водяных капель, все предметы и вещества из крошечных невидимых частичек – атомов, а сегодня на уроке мы поговорим о том, что состоит их слов – о предложении.

На уроке мы узнаем, что такое предложение и научимся отличать предложение от набора слов. Выясним, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, какие знаки препинания пишутся на конце предложения в письменной речи.

Читайте также:  Проверочное слово к слову "свидетелями"

Также откроем, что такое логическое ударение и как определить его место.

Ответьте на вопросы. Что такое предложение? Любые ли слова могут построить предложение?

  • Сравните две строки.
  • Кот, квадратный, хорошо, пишет.
  • Кот, рыжий, спит, крепко.

Из каких слов можно построить предложение, связав их по смыслу? Можно ли сказать – «квадратный кот»? «Хорошо пишет кот»? Нет, нельзя.

  1. Попробуем составить предложение из слов второй строки.
  2. Проверьте себя.
  3. Рыжий кот крепко спит.
  4. Мы узнали о том, что кот рыжий и что он спит.
  5. Поменяется ли эта мысль, если поменять слова местами?
  6. Крепко спит рыжий кот.
  7. Кот рыжий спит крепко.

Мысль осталась прежней. Её можно образно представить или нарисовать (рис. 1).

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Рис. 1. Рыжий кот крепко спит (Источник)

Сделаем вывод: предложение – это единица нашей речи, которая служит для выражения мысли. Предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу.

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Весна, ребята, каникулы, солнце.

Весна уже пришла. Дует тёплый ветерок.

  • Проверьте себя.
  • В первой строке записаны просто слова, во второй строке два предложения.
  • 1-е: Весна уже пришла.
  • 2-е: Дует тёплый ветерок. 

Каждое предложение выразило свою мысль. Слова в предложениях связаны так, что понятно, о чём и что надо сказать.

Произнесите ещё раз предложение спокойно и понаблюдайте за своим голосом: Весна уже пришла.

Голос был спокойный, а к концу предложения понизился. Работу голоса, его усиление и повышение учёные назвали научным словом интонация.

Когда мы произносим предложение-сообщение, то понижаем тон к концу предложения. Так мы показываем, что мысль закончена. В конце таких предложений надо ставить точку.

Называются эти предложения повествовательными. Они о чём-то рассказывают, повествуют. Это их цель.

Предложения могут побуждать кого-либо к действию. Интонация в таких предложениях будет иметь разные оттенки: просьбы, приказания, требования. Такие предложения называют побудительными.

Саша, принеси, пожалуйста, учебник.

Таня, не плачь!

В предложении можно о чём-то спрашивать. При вопросительной интонации тон резко повышается на важном слове в вопросе. Можно по-разному прочитать одно и то же предложение-вопрос, выделяя голосом каждый раз новое слово.

  1. Ребята ходили в субботу в кино?
  2. Ребята ходили в субботу в кино?
  3. Ребята ходили в субботу в кино?
  4. Ребята ходили в субботу в кино?

Интонация меняется в зависимости от того, что именно нужно спросить. Такие предложения называются вопросительными. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак. 

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Существуют предложения, которые выражают свои мысли весело, с восторгом, изумлением или гневом. Такие предложения произносятся с повышенной интонацией, с восклицанием. Их так и называют – восклицательные предложения.

  • В конце таких предложений стоит восклицательный знак.
  • Мама приехала!
  • Это очень интересная книга!
  • Предложениям, в которых чувства не выражаются, дали название невосклицательные.

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Потренируйтесь.

1. Прочитайте повествовательное предложение, понижая голос к концу.

Ребята ходили в субботу в кино.

2. Прочитайте восклицательное предложение, повышая голос к концу.

Ребята ходили в субботу в кино!

3. Прочитайте побудительное предложение.

Ребята, сходите в субботу в кино!

4. Прочитайте вопросительное предложение.

  1. Ребята ходили в субботу в кино?
  2. Сделаем вывод. Любое предложение бывает
  3. Сделаем вывод. Любое предложение бывает
по цели высказывания повествовательное
побудительное
вопросительное
по интонации восклицательное
невосклицательное

Итак, важно понимать, какое предложение ты читаешь, чтобы получалось выразительное чтение. Надо следить за знаками в конце предложений и правильно их интонировать. 

Прочитайте выразительно стихотворение Г. Чистяковой и подумайте, какие чувства надо передать при чтении и с какой интонацией необходимо читать.

  • Кто из вас, ребята, знает,
  • Отчего собака лает?
  • Чем собака недовольна:
  • Может, кто-то стукнул больно,
  • Может, лапу отдавили,
  • Может, кошки задразнили,
  • Может, ласки захотела,
  • Может быть, давно не ела,
  • Может быть, страшна её вьюга,
  • Может, потеряла друга?
  • Отчего собака лает?
  • Может, голос проверяет?

Голос звонок! Даже очень!

  1. Может быть, сказать нам хочет:
  2. — Посмотрите, умоляю,
  3. Как же я прекрасно лаю!

С какой интонацией произносится каждая часть сложного предложения?

Рис. 2. Собака

В этом стихотворении вы увидели ещё один знак – запятую, она говорит: читай с паузами, интонация перечисления.

У каждого предложения есть своя задача речи. Как же её определить?

Прочитайте предложение

На диване лежит котёнок.

Задачей этого предложения было сообщить, что именно котёнок, а не щенок и не взрослая кошка лежит на диване. При чтении необходимо выделить голосом слово котёнок. Выделение голосом важного по смыслу слова называется логическим ударением. Договоримся показывать его графически стрелкой над словом.

На диване лежит котёнок.

Теперь выделим голосом (поставим логическое ударение)  слово «лежит». Задача речи – сообщить, что котёнок не прыгает, не ест, а именно лежит.

Прочитайте.

На диване лежит котёнок.

Поменяем место логического ударения: перенесем его на слово «на диване». Задача этого предложения – сообщить, что котёнок лежит не на стуле, не на полу, а именно на диване.

Прочитайте.

На диване лежит котёнок.

Можно заметить, что предложения одинаково написаны, но различаются в прочтении, и зависит это от логического ударения.

В устной речи логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от того, какова цель сообщения, то есть задача речи.

Значит, чтобы выразительно читать, надо правильно ставить логическое ударение на нужные слова и произносить предложения с правильной интонацией.

Существуют ли правила написания предложений? Да. Предложение всегда записывается с заглавной буквы. В конце предложения ставят знак: точку, вопросительный или восклицательный знаки, иногда многоточие. Их называют знаками препинания. 

Сегодня на уроке мы узнали, что такое предложение, и научились отличать предложение от набора слов. Выяснили, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания и какие знаки препинания пишутся в конце предложений в письменной речи. Также на уроке открыли, что такое логическое ударение и как определить его место.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник. (Источник)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Продолжите предложения:

В конце предложения ставится …, или … знак, или … знак. В конце предложений, которые выражают сильные чувства, ставится …  … . В конце предложений, в которых содержится вопрос, ставится …  … .

3. Придумайте  предложение по заданному условию.

Кто? Что делает? Чем? Что? Где?

4. Прочитайте предложения, изменяя место логического ударения.

  • Мальчик пишет карандашом предложение в тетради. 
  • Мама поливает водой цветы в саду.
  • 5. Назовите строку, в которой записано побудительное предложение:
  • а) Ира, пойдём гулять в сад.
  • б) Ира и Света гуляли в саду.
  • в) Света гуляла в саду?
  • 6. Соберите рассыпанное предложение:
  • Вместе, петь, хором, лучше, а, порознь, говорить.
  • 6. Придумайте продолжение предложений:
  • Мой друг занимается… . 
  • Твой друг занимается… ?

7. Прочитайте стихотворение Г. Сапгира с правильной интонацией так, чтобы стало понятно, кто и как относится к футболу.

  1. Футбол
  2. Сказала тётя:
  3. — Фи, футбол!
  4. Сказала мама:
  5. -Фу, футбол!
  6. Сестра сказала:
  7. — Ну, футбол…
  8. А я ответил:
  9. — Во футбол!

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/predlozhenie/predlozhenie-intonatsiya-logicheskoe-udarenie

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 9 классе по учебнику авторов: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова

  • учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 12
  • г.Балаково Саратовской области
  • Бурдиной Татьяны Викторовны

Урок 12. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (§ 9).Интонация сложного предложения (§ 10)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с назначением знаков препинания в сложном предложении, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений, графическими способами их обозначения; 2) научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения, составлять схемы сложных предложений, уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения, интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых, составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

I. Повторение правописания гласных в личных окончаниях глаголов.

Проецируется текст с заданием: спишите, вставьте пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов. Аргументируйте постановку запятых.

ЕЩЁ ТРОЙКА

Тройка мчится, тройка скач..т,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плач..т,

И хохоч..т, и визжит.

По дороге голосисто

Раздаётся яркий звон,

То вдали отбрякн..т чисто,

То застон..т глухо он.

Словно леший ведьме втор..т

И аука..тся с ней,

Иль русалка таратор..т

В роще звучных камышей.

(П. А. Вяземский)

II. Изучение нового материала.

1. Учащиеся исследуют материал на с. 30, § 9, и отвечают на вопросы.

— Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

— В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких — выделяют части сложного?

Действия учителя: в процессе исследования материала на с. 30 предлагает учащимся рассмотреть таблицу «Знаки препинания в сложных предложениях» (упр. 53).

2. Девятиклассники приходят к выводу, что знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

3. Далее учащиеся читают теоретический материал нас. 30—31.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 54 на с. 31 выписываются предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания.

2. В упр. 53 рассматривается таблица, ученики подтверждают ответ примерами из диктанта в упр. 55, составляют сложные предложения, делают устное сообщение на тему «Знаки препинания в сложных предложениях.

Читайте также:  Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)

IV. Материал для наблюдений на с. 32, § 10.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/25/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-9-klasse-po-uchebniku

Как с помощью интонации влиять на людей

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация в русском языке и ее основные виды

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак.

Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение.

Интонационная вершина — это высокий тон, а интонационное понижение – низкий.

Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение.

Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова.

Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили.

Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн.

Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной.

Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи.

Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность.

Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются.

Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/articulation/chto-takoe-intonaciya.html

Курс: Синтаксис сложного предложения

Страница 25 из 27

Интонация в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью

В сложных предложениях есть особенности вза­имодействия синтаксиса и интонации. Они разнооб­разны.

Так, в сложноподчиненных предложениях с союзной связью наибольшие возможности интонации проявляются в структурах с препозицией главной синтаксически завершенной части: здесь средствами интонации передается увеличение или уменьшение смысловой самостоятельности главной части.

С по­мощью ИК-1 на стыке частей выражается увеличе­ние смысловой самостоятельности, по своим инфор­мационным возможностям главная часть сближается с простым предложением: Семинар в этот день отменили/, так как не закончилась конфе­ренция; По этому вопросу организовали отдельную се1кцию, /чтобы выслушать разные мне1ния; Он потерял кассе1ту, /на которой была записана диску1ссия. Уменьшение смысловой самостоятель­ности главной части передается с помощью ИК-3. Эта интонация функционально соответствует расчле­ненным союзам (потому… что, для того… чтобы и др.) и анафорическим словам (тот… который, тот самый… который и др.); ср.: Семинар в этот день отмени3ли, /так как не закончилась конфе­ренция. — Семинар в этот день отменили потому3, /что не закончилась конференция; Он поте­рял кассе3ту, / на которой была записана диску1ссия. — Он потерял ту самую кассе3ту, / на которой была записана диску1ссия.

Читайте также:  20 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным

Возможности варьирования смысловой самостоя­тельности главной части сложноподчиненного пред­ложения зависят от ее лексико-синтаксического со­става. Покажем это на примере предложения с ко­торый.

В данном случае существенно, чтобы распро­страняемое слово было информативно достаточным и обладало способностью включаться в ассоциативно-тематические связи: На студию он приехал по кон­тракту, / который заключили с ним после успеха его фи1льма.

Эти связи (в данном случае — по кон­тракту, по приглашению, как турист) сближают информативные возможности главной части сложно­подчиненного предложения с простым предложени­ем.

Если эти связи выражены лексически, то смыс­ловая самостоятельность главной части обычно не варьируется, на стыке частей, как правило, употребляется интонация завершенности: Кроме бо­лезни ма3тери, / были и други1е причины, / о ко­торых он не хотел говори1ть.

Если распространяемое слово в составе сложного предложения может передавать значение целого и части, то эти значения реализуются с помощью ИК-1 и ИК-3; ср.

: Льготные путёвки выдавали студе1нтам, / которым трудно было оплатить их полную стоимость (т.е. в отличие от сотрудников, аспирантов).

— Льготные путёвки выдали сту­де3нтам, / которым трудно было оплатить их пол­ную стоимость (т. е. некоторой части студентов).

В сложносочиненных предложениях посредством интонации сочинительные связи могут преобразовы­ваться в подчинительные; ср.

: Я не был в этих местах три го1да, / и не узнал знакомую пло1щадь.

— Я не был в этих местах три го3да, / и не узнал знакомую пло1щадь.

Говоря об особенностях взаимодействия синтак­сиса и интонации в сложных предложениях с бессоюзной связью, важно обратить внимание на роль интонации и смысловой связи между частями бес­союзного сложного предложения.

Интонация является средством разграничения в тексте синтаксически простых предложений (высказываний) и бессоюзного сложного предложения с недифферен­цированными значениями. Например: Учительница была больна1.

Уроки вела практикантка и Учи­тельница была больна3, / уроки вела практика1нтка — это соответствует предложению с союз­ной связью: Когда (если, так как) учительница была больна, уроки вела практикантка.

При инто­национной выделенности глаголов в форме будущего времени значение условия проявляется более от­четливо: Пройду3конкурс, / меня возьму1ут на эту работу.

Роль смысловой связи наиболее ярко проявляет­ся при выражении обоснования, когда в первой час­ти бессоюзного сложного предложения выражаются такие смысловые отношения (отрицание чего-либо, оценка, необычная ситуация), которые требуют или допускают обоснование, мотивацию. Такая смысло­вая связь является самодостаточным различительным признаком бессоюзных сложных предложений с отношениями обоснования. Интонация в таких предложениях отличается большим разнообразием:

Отрицать городскую культу3ру /глупо и кощу2нственно: / именно го2род сделал Шукшина профессионалом культуры/ (газ.) (один из возможных вариантов осмысления).

Тебе-то хорошо2! Сы6н поступил, / кварти6ру получила! (оценка, размышление)

Зря2ты переживаешь! / По ко2нкурсу-то / он прохо3дит! = По ко2нкурсу / он прохо3дит!

Употребление ИК-2 (или ИК-2 в сочетании с ИК-3) обычно усиливает обоснования и передает оттенки, которые словесно можно выразить так: вот в чём дело, вот почему.

Высказывания типа По ко2нкурсу-то/ он прохо3дит могут употребляться и как вопросительные, образуя вопросно-ответную связь высказываний, при­надлежащих разным говорящим.

Это еще один слу­чай проявления общей закономерности: в русском языке есть класс высказываний, в которых выражены синтаксическая структура, лексический состав, интонация, но еще остаются потенциальные значе­ния, реализуемые только с помощью смысловой свя­зи в контексте.

Таким образом, в разных высказываниях инто­нация завершенности (при нейтральной завершен­ности ИК-1, при подчеркивании ИК-2, при эмоцио­нальном подчеркивании ИК-5) связана с выражени­ем ремы или усилением смысловой важности, само­стоятельности какой-либо части внутри предложе­ния (высказывания); интонация незавершенности (ИК-3, ИК-4, ИК-6) связана с выражением усиления связи между частями высказывания в результате уменьшения их смысловой самостоятельности.

Часто задают вопрос: как же так? Такое интона­ционно-смысловое и интонационно-эмоциональное разнообразие речи — и всего семь типов интонаци­онных конструкций? Ответ кроется в множествен­ности комбинаций интонационно-звуковых и лексико-грамматических средств. Перечислим основные составляющие этой множественности.

Интонация представлена как система интонаци­онных средств: тип ИК, место центра ИК, членение предложения на ИК, пауза. Каждое из средств имеет свои системы оппозиций, обусловленных той или иной особенностью грамматического строя языка и семантических свойств интонационно выделенного слова.

Каждый тип ИК в потоке речи представлен ря­дом многочисленных реализаций, нейтральных и эмоциональных, имеющих какую-либо особенность строения. Средняя степень выраженности акустических компонентов каждого из средств является точ­кой отсчета, фоном, сравнением интонационных усилений или ослаблений.

Важнейшим является положение о том, что каж­дая из нейтральных и эмоциональных реализаций ИК может употребляться в предложениях с разным лексико-синтаксическим составом и в зависимости от этого имеет разную функциональную нагрузку и по-разному воспринимается.

Выражаясь метафори­чески, можно сказать, что один и тот же тип ИК в разной лексико-синтаксической одежде воспринима­ется по-разному и с точки зрения смыслового, и е точки зрения эмоционального содержания.

В звуча­щей речи разнообразные возможности лексико-синтаксических и интонационно-звуковых средств составляют неразрывное единство, поэтому пред­ставляется невозможным анализировать центр ИК вне интонационной конструкции, в отрыве от син­тагматического членения.

При таком подходе к из­учению интонации сокращается терминология: та­кие понятия как логическое, синтагматическое, эм­фатического ударение, акцентное выделение отра­жают частные случаи употребления центра интона­ционных конструкций, разного по качеству (в зави­симости от типа ИК), по местоположению (конечное/неконечное), по смысловому эффекту (в зависимости от семантических свойств выделенного слова).

Теперь переходим к сложному вопросу о вос­приятии звучащей речи носителями языка, то есть узнавании, различении и способности воспроизвести сознательно тот или иной тип интонации. Содержание проблемы становится более ясным при сравнении механизма восприятия звучащего слова и предложения.

Носители языка способны большей или меньшей точностью назвать звуки, составляющие какое-либо слово, например, стол, сто­лик. Но звучащее предложение воспринимается носителями языка в целом, как единство смыслового и эмоционально-стилистического содержания.

Обратим внимание на то, что в словарном составе русского языка есть такие выражения: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечислительная и др. интонации.

Это свидетельствует о том, что, на­чиная различать интонацию, носители языка в од­ном случае определяют ее с точки зрения коммуни­кативного типа предложения, в других — с точки зрения эмоционального состояния говорящего, в третьих случаях — по синтаксическому признаку.

В то же время носители языка, как правило, не заме­чают, что даже в нейтральной речи разными могут быть и вопросительная интонация (ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-6), и восклицательная (ИК-2, ИК-3, ИК-5, ИК-6, ИК-7), и перечислительная (при нейтральной лек­сике все типы ИК). Наиболее различаемыми явля­ются эмоциональные интонации, выражающие радость, гнев, испуг, растерянность и т. п.

Нерасчлененность восприятия интонации преодо­левается в процессе развития слуха, когда носи­тель языка начинает обращать внимание на опреде­ленные характеристики звучания, обобщает их и пробует воспроизвести сознательно.

С этой точки зрения более легкими являются те интонации, с по­мощью которых различаются те или иные значения предложений с одинаковым лексико-синтаксическим составом.

Наиболее трудными для различения и сознательного воспроизведения являются синоними­ческие употребления интонаций, например ИК-3, ИК-4, ИК-6, при выражении незавершенности в та­ких предложениях, как: Эту книгу / я еще не чи­тал.

Именно в результате различения интонацион­ной синонимии и проявляются качественные изменения в развитии слуха, способность услышать ин­тонацию вне лексико-синтаксических воздействий.

В интонационно-звуковом и эмоционально-сти­листическом разнообразии участвует ритмическая структура речи, которая понимается как последо­вательности количественных чередований акустиче­ских компонентов (длительности, высоты основного тона, интенсивности, степеней отчетливости тембра) в пределах звука, слога, фонетического слова, интонационной конструкции, сочетаемостей интонацион­ных конструкций. Перечисленные сегменты речевой цепи взаимосвязаны. Так, для ритмической струк­туры речи небезразличны длина составных частей ИК, ударность/безударность конечного слога ИК, расположение интонационных центров и др.

Основные типы ритмической организации речи перечислимы, наметим их, включая верлибры, сти­хотворения в прозе, располагая в направлении от более строгих построений к более свободным: стихо­творные размеры поэтической речи, включая вер­либры, стихотворения в прозе, послоговая речь, ритмизация речи, относительно нейтральная речь. Дадим краткие пояснения.

В поэтической речи ритмическая структура стро­ки или строфы может быть организована самим сти­хотворным размером, когда интонационные разли­чия нивелируются и обозначаются лишь слабым по­вышением или понижением тона (Буря мглою небо кроет…

). Роль интонации усиливается при выраже­нии противопоставлений, сопоставлений, оценок и других видов эмоционально-смысловых отношений, требующих разграничений и выделений (То как зве6рь она завоет, / то запла6чет, / как дитя1. А.С. Пушкин).

Ритмизация речи заключается в усилении фоне­тической самостоятельности нескольких слов и осуществляется как выделенность этих слов центром какого-либо типа ИК в его редуцированных реали­зациях, например: Ка5к жаль, / что этой чудесной пье3се / не хватает сло2в, — вырвалось у кого-то из гостей (из музыкальной радиопередачи; в этом высказывании хорошо сочетаются разные типы ИК, фонетическая самостоятельность слов, в данном слу­чае выделенных по типу ИК-2, убыстренный темп речи в длинной постцентровой части ИК-2).

Ритмическая структура слова, организуемая ударным слогом, его местом среди безударных сло­гов, является составной частью ИК. В звучащей ре­чи интонация вторгается в ритмическую структуру слова, способствуя его эмоционально-смысловому выделению как в изолированном произнесении, так и в составе предложения.

Это относится к словам с так называемым побочным ударением (ср.: пяти­этажный и пятиэтажный), которое на самом деле реализуется как центр какого-либо типа ИК, при этом слово может члениться на две синтагмы.

В зву­чащей речи наблюдаются разные произнесения, каждое из которых является достаточно распростра­ненным, например, самолётострое1ние (заметим, что отдельное слово всегда произносится с каким-либо типом ИК), самолё3то/строе1ние, самолё6то/строе1ние; в составе предложения: Здравомы3слящим / его не назовё1шь.

Здра3вомыслящим / его не назовёшь. Здра2во/мы3слящим / его не назовё1шь. Здра2во/мы4слящим / его не назовёшь и др.

В эмоционально окрашенной речи членение слова на две синтагмы используется довольно широко и зави­сит не столько от морфемного состава слова, сколько от коммуникативного намерения говорящего отве­тить в раздумье, ответить возражая, игриво и др.; например: хорошо — как хар?/шо1, ха3р?/шо4; интернет — как интерне1т, ивнтер/не1т, и3нтер/не4т.

Описанные выше членения показывают многоаспектность эмоционально-смысловой иерархии в звучащей речи.

Источник: https://madrace.ru/sintaksis/kurs-sintaksis-slozhnogo-predlozheniya/intonatsiya-v-slozhnich-predlozheniyach-s-soiuznoy-i-bessoiuznoy-svyaziu

Ссылка на основную публикацию