Укажи СППс придаточными образа действия Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту. Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь.
Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). (А. Чехов).
Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг. ), подобно тому как (книжн. ), как если бы и др. : [Станет как-то радостно и больно], (будто кто-то шепчет о любви). (Н. Рубцов).
Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом , к ним часто нельзя поставить вопрос.
Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени. Ср. : Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола. (К. Федин).
— Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед. (В. Катаев).
В первом примере придаточное сравнительное, во втором — образа и способа действия.
Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. [Служите мне], (как вы ему служили). (А. Пушкин). [С глухими звуками, (как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты]. (Е. Первенцев). (Чем ближе подходит дневная съемка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер]. (А. Куприн).
Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем. . . тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно.
Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением: (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей]. (А. Пушкин).
Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов , в составе которых отсутствует сказуемое: Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению.
Часто смешивают сравнительный оборот, с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения: [Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).
Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так в данном предложении в степи — обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет: /Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём. (Н. Гоголь).
Домашнее задание Упр. 156 (разбор предложений как в классе)
Источник: https://present5.com/slozhnopodchinennye-predlozheniya-s-pridatochnymi-obraza-dejstviya-mery-i/
"Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия и степени» (9 класс)
Инфоурок › Русский язык ›Презентации›»Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия и степени» (9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени Урок в 9 классе Лычагина Людмила Борисовна МОУ “СОШ №24” г.Барнаул
2 слайд Описание слайда:
“Верные и неверные утверждения” Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные союзы. Определение не отвечает на вопрос ЧЕЙ? ОДНАКО – подчинительный союз. Предложение – это синтаксическая единица. Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.
В сложносочинённом предложении все предложения равноправны. В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение. Союзное слово не является членом предложения. Придаточное предложение может стоять только после главного предложения.
(0-0-0-1-1-1-0-0-0)
3 слайд Описание слайда:
Сложное определительные ССП обстоятельственные … союзное … бессоюзное СПП … изъяснительные
4 слайд
5 слайд Описание слайда:
“Парная мозговая атака” (Не) пр.од.лимые пр.грады Звон (не) см.лкающий (н.) на минуту нарушал (после) обеде.ый сон. Ум одежда которая (н.) когда (н.) износ.тся.
6 слайд Описание слайда:
Непреодолимые преграды. Звон, не смолкающий ни на минуту, нарушал послеобеденный сон. Ум – одежда, которая никогда не износится. “Парная мозговая атака”
7 слайд Описание слайда:
Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени
8 слайд Описание слайда:
Цели урока – формирование умений: Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных придаточных.
находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчинённого предложения; различать способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с данными придаточными.
9 слайд Описание слайда:
Текст №1 В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе. Надо жить и поступать так, как будто на тебя смотрит следующее поколение. На улице стало так светло, словно ее осветили тысячами прожекторов. Воздух так прозрачен и густ, что пейзаж теряет перспективу и кажется как бы плоским.
10 слайд Описание слайда:
План действий Найти главное и придаточное предложение. Определить, к чему относится придаточное: ко всему главному предложению или к какому-то слову. Определить средство связи. Есть ли указательные слова в главном предложении? Задать вопрос от главного предложения к придаточному.
11 слайд Описание слайда:
Виды придаточных предложений К указ. сл. + глаг., сущ., прил., нареч. как сколько насколько что чтобы словно точно будто как будто Как? Каким образом? В какой степени?
12 слайд Описание слайда:
Только ли союзами присоединяются П «ОБД и СТ» к главному? Всегда ли после главного предложения стоит П «ОБД и СТ»? Когда придаточные «ОБД и СТ» могут быть многозначными? Какими дополнительными оттенками значения осложняется придаточные «ОБД и СТ»? Придаточные образа действия и степени – это один вид придаточного или два отдельных вида?
13 слайд Описание слайда:
Вопросы к придаточному: Как? Каким образом? В какой степени?
14 слайд Описание слайда:
Поясняет: сочетание указ. сл. + глаг., сущ., прилаг., наречие
15 слайд Описание слайда:
Указательные слова Так такой до того с такой настолько столько же
16 слайд Описание слайда:
Придаточные однозначные, если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько
17 слайд Описание слайда:
Придаточные многозначные, если присоединяются к главному союзами что, чтобы, словно, точно, будто, как будто
18 слайд Описание слайда:
Дополнительные оттенки значения придаточных: СЛЕДСТВИЯ — с союзом что; ЦЕЛИ — с союзом чтобы; СРАВНЕНИЯ — с союзами будто, словно, как будто, точно.
19 слайд Описание слайда:
Примеры Машина мчалась так быстро , как мы и ожидали . Ук. сл. + нареч. , .
20 слайд Описание слайда:
Укажите номера придаточных «ОБД и СТ»: Бубенчик под дугой лепечет о том, что счастие прошло. (Бл.) Вверху ветви деревьев так переплелись между собой, что совершенно скрыли небо. В своих книгах В.К.
Арсеньев рассказывает, как он путешествовал в дебрях Уссурийского края. В воздухе было тепло и так тихо, что, казалось, ни одна травинка, ни одно облачко не шевелились. (Л.Т.
) Что хорошо понятно, то хорошо и свободно излагается. (Бел.)
21 слайд Описание слайда:
Итоги урока Научились: находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчиненного предложения; определять многозначность придаточных образа действия и степени; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными образа действия и степени.
22 слайд Описание слайда:
Домашнее задание: Выступление ученика с мини-исследованием на тему «Роль союза И в названии «Придаточные образа действия и степени » (Индивидуально) (В результате исследования нужно было сделать вывод: придаточные образа действия и степени – это один вид придаточного или два отдельных вида?) Выступление ученика с мини-исследованием «Роль сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени в речи». (Индивидуально) Для всех: Рассказ о придаточном «ОБД и СТ» (стр.60).Упр.№132.
23 слайд
Краткое описание документа:
Общая информация
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.
); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!
- Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
- Подать заявку
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/slozhnopodchinennoe_predlozhenie_s_pridatochnymi__obraza_deystviya_i_stepeni_9_klass-394799.htm
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Слайд 1
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени
Слайд 2
Придаточными образа действия называются предложения, которые указывают на способ действия, названного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом? Пример: [Человек этот вёл себя так], (как будто никого рядом не было).
Слайд 3
Эти придаточные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов как, что, чтобы, словно, как будто, точно; иногда имеют дополнительные оттенки значения сравнения , следствия . Пример: [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда)
Слайд 4
Таким придаточным в главной части часто соответствует указательное слово так , выполняющее функцию обстоятельства образа действия: Пример : Бьется насмерть парень бравый — так, как бьются на войне (А. Твардовский). Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, — выпуклым, сочным языком (К. Паустовский).
Слайд 5
Придаточные меры и степени указывают на меру и степень проявления признака или действия в главном предложении и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?
Слайд 6
Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько. Они обозначают высокую меру проявления действия, состояния, признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными, существительными: Пример : [Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это возможно в 20 лет). (А. Куприн).
Слайд 7
Если указательного слова со значением меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного.
Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию.
Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака: Пример : [Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух захватывает).
Слайд 8
Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению союзами что, чтобы, будто, словно, точно, как будто и союзными словами как, сколько, насколько, поскольку: Пример : [Это было сказано так твердо и властно], (что Лунину оставалось только подчиниться). ( Н.Чуковский ). [Люди были интересны Самгину настолько], (насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них). (М. Горький).
Слайд 9
Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия. Для этого надо правильно задать вопрос : Пример: Рукава и верхние полы рубашки засалились и залоснились до такой степени, что походили на юфть. (М. Горький). — засалились и залоснились до какой степени? как сильно? , а не как? каким образом?
Слайд 10
Укажи СПП с придаточными образа действия Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, — выпуклым, сочным языком. Стрелки поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть. Поляна так пестреет, что рябит в глазах.
Слайд 11
Укажи СПП с придаточными образа действия Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту . Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь.
Слайд 12
Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). (А. Чехов).
Слайд 13
Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг.), подобно тому как (книжн.), как если бы и др.: [Станет как-то радостно и больно], (будто кто-то шепчет о любви). (Н. Рубцов).
Слайд 14
Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом , к ним часто нельзя поставить вопрос .
Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени. Ср.: Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола. (К. Федин).
— Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед. (В. Катаев).
- Слайд 15
- В первом примере придаточное сравнительное, во втором — образа и способа действия.
- Слайд 16
Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением , в середине главного предложения . [ Служите мне], (как вы ему служили). (А. Пушкин).
[С глухими звуками, (как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты]. (Е. Первенцев).
(Чем ближе подходит дневная съемка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер]. (А. Куприн).
Слайд 17
Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем… тем . В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно.
Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением : (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей]. (А. Пушкин).
- Слайд 18
- Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов , в составе которых отсутствует сказуемое: Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению.
- Слайд 19
- Часто смешивают сравнительный оборот, с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения: [Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).
- Слайд 20
Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так в данном предложении в степи — обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет: /Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём. (Н. Гоголь).
Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/18/slozhnopodchinennye-predlozheniya-s-pridatochnymi-obraza
Урок Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени
Урок №40. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. 9класс
Глездунова С.Н., учитель русского
- языка и литературы МБОУ «МСШ»
- Цели
- Обучающие:
- познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;
- формировать умения находить данные виды придаточных, определять средства их связи с главным предложением;
- формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;
- формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изучаемыми видами придаточных, составлять их схемы.
Коррекционно-развивающие:
- различать изученные виды придаточных предложений;
- закреплять умения находить подчинительные союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;
- формировать умение самостоятельной работы;
- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
Воспитывающие:
- пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка;
- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать умение работать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний по изученной теме «СПП с придаточными предложениями».
- Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. (прид. места)
- Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. (изъяснит.)
- В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. (опр.)
- Хороша земля, если рук не жалеть.(условия)
- Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ. (причины).
- Лишь только мы вступили в этот очаровательный сад, усталость была забыта. (времени)
- Мальчик рассеянно повторял слова молитвы, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах. (места)
- Несмотря на то, что у меня не было ни одной свободной минуты, я решил помочь своему другу. ( уступки)
III. Объяснение нового материала. Определение цели урока обучающимися. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы изучим ещё несколько видов СПП и должны будем научиться отличать их от других видов СПП и друг от друга, правильно ставить знаки препинания внутри предложений, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения одного из придаточных в тексте.
В стилистическом отношении сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных.
Они широко используются в разговорном, художественном, публицистическом стилях, где очень важна качественная характеристика действия.
Сложные предложения с этими придаточными — одно из ярких средств образной конкретизации и эмоциональной оценки явлений действительности.
IV. Используя материал учебника §20, стр. 88, вместе заполним таблицу. (у каждого на парте )
Составление таблицы «Виды придаточных предложений по значению».
Образ действия | Мера и степень | |
Вопросы | Как? Каким образом? | Как? Насколько? До какой степени? Сколько? |
Союзы и союзные слова | как, что, чтобы, словно, как будто, точно, как | что, чтобы, будто, словно, точно, как будто, как, сколько, насколько, поскольку |
Указательные слова | так, таким образом (могут быть опущены) | так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько |
Место в предложении | Находятся после главного предложения | Находятся после главного предложения |
Примеры | [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда). | [Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет). [Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно |
Вид | Отвечают на вопрос | Союзы | Союзные слова | К чему присоединяется? | Указательные слова |
Образа действия | как? каким образом? | как, будто | как, что | Сказуемое, обстоятельство образа действия… | так, такой, таким образом… |
Меры | как? насколько? … | что, чтобы… | как? насколько? … | К главному при помощи союзов … | Местоимения такой, таков… |
Степени | до какой степени? … | как будто, словно… | как? насколько? … | К главному … | указательные слова, наречия настолько… |
- Примеры
- [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец).
- [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда).
- [Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет).
- [Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно).
- Башня была построена так, что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным (образ действия)
С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (образ действия) Выполняют задания. [гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).
Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (степень) [кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).
Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.
Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.
Общее | Различие |
1. Могут быть однозначными и многозначными. | 1. Отвечают на разные пары вопросов. |
2. Поясняют словосочетания. | 2. Поясняют словосочетания различного строения. |
3. Одинаковые указательные слова являются обстоятельствами и не могут быть опущены. |
[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).
Как? Каким образом?
[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)
[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).
Как? В какой степени?
[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)
V. Закрепление
1.Выполнение упр.141(1-2) на стр. 88.
2. Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.
-
На войне солдаты поступали так, как велел им долг.
-
Из груди так сильно била кровь, что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
-
Мина взорвалась так неожиданно, что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
-
Засмеялся он, точно сталь зазвенела.
-
Ветер дул так сильно, что стоять на ногах было невозможно.
-
Где-то рядом грянуло так, что задрожала вся улица.
-
Это были люди настолько страшные, что они были закутаны и одеялами и платками.
VI. Рефлексия.
- — Все ли вам было понятно сегодня на уроке?
- -Какие затруднения вы испытывали?
- Какой материал показался вам сложным?
-Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.) — Какие задания были для вас интересными?
VII. Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу.
— О чём мы сегодня говорили?
Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.
- Упражнение с самостоятельной проверкой.
- • Определите вид придаточного предложения (А — Отвечают на вопрос, выполняют задание придаточное места; Б — придаточное времени; В — придаточное уступительное; Г — придаточное образа действия; Д — придаточное условия; Е — придаточные меры и степени).
- 1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.
- 2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.
- 3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.
- 4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.
- 5) Служите мне, как вы ему служили.
- 6) Мать плачет, что река льется.
- 7) Раз дал слово, нужно его держать.
- 8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.
- 9) Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только искры засверкали.
- 10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.
- VIII. Домашнее задание:
-
Выучит правила §20, стр.88, повторить § 14-19, 1группа — упр. 141(3-5предлож.).
-
Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными образа действия, меры и степени.
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/urok-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pri-2.html
Признаки сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными
Придаточные степени и образа действия
Примеры предложений | Подчинит. союзы | Союзные слова | Указ. сл. при поясняемом слове | Место придат. предложения | Придаточное предложение | ||
отвечает на вопросы | поясняет | выражает значение | |||||
I. 1. Работать каменщиком было не так трудно, как казалось в первые дни. | – | как | так | После поясняемого словосочетания | в какой степени? как? | так + нареч. (или прилаг., или сущ.) | степени качества |
2. Рельсы укладывали так, как советовал бригадир. | – | как | так | как? каким образом? | глаг. + так | образа действия | |
II. 3. Мастер полировал мебель так, чтобы поверхность ее была зеркальной |
|
|
как? каким образом? | глаг. + так | образа действия и дополнит. знач. цели | ||
4. Охотники за целый день настолько устали, что решили переначивать у лесника. |
|
сколько насколько | в какой степени? как? | настолько + наречие (или прилаг., или сущ.) | степени качества и дополнит. знач. следствия |
Придаточные места, времени, условия, причины, цели, сравнительные, уступительные, следствия.
|
Примеры предложений | Подчинит. союзы | Союзные слова |
Указ. сл.
|
|
Придаточное предложение | ||
отвечает на вопросы | поясняет | выражает значение | ||||||
Следс- твия | В лесу было очень тихо, так что слышен был треск замерзших деревьев. Заморский гость, подсолнух, очень понравился европейцам, вследствие чего этим растением стали украшать цветники. |
|
– | – | после главного | что из этого следует? | все главное | следствия того, о чем говорится в главном предложении |
Цели | Школу надо к осени отремонтировать, чтобы выглядела она как новая. Для того чтобы иметь хорошие знания, надо упорно учиться. |
|
– | + – | любое |
|
все главное | цели того, о чем говорится в главном предложении |
|
Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. Залп грянул, словно кто-то рванул надвое огромное полотнище. |
|
– | – | любое | как? | все главное | сравнения с тем, о чем говорится в главном предложении |
Места | Хорошая музыка всегда звучит там, где хорошие люди. Все посмотрели туда, откуда надвигалась грозовая туча. | – |
|
|
любое |
|
|
места действия, названного в главном предложении |
Вре- мени | Когда в небо взвилась ракета, началась переправа через реку. Пулеметчик стрелял до тех пор, пока черные силуэты танков не отползли |
|
– | + – | любое |
|
все главное | времени действия, названного в главном предложении |
Причи- ны | Сирень зацвела рано, потому что установилась теплая погода. Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было достаточно влаги. |
|
– | + – | любое | почему? отчего? | все главное | причины того л чем говорится в главном предложении |
Усло- вия | Если счастье видишь впереди, быстрее идешь. Неисчерпаем мужества запас, когда мечта высокого разбега. |
|
– | – | любое | при каком условии? | все главное | условия того, о чем говорится в главном предложении |
|
Хотя моросил холодный дождь, уборка картофеля продолжалась. Сколько ни пытались в прежнее время разводить в Сибири сады, ничего из этого не получалось |
|
сколько ни как ни | – | любое | несмотря на что? | все главное | уступки, то есть факта, вопреки которому произошло то, о чем говорится в главном предложении |
Признаки сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными
Примеры предложений | Подчинит. союзы | Союзные слова | Указ. сл. при поясняемом слове | Место придат. предл. | Придаточное предложение | ||
отвечает на вопросы | поясняет | выражает значение | |||||
1. Его не было дома, почему я и оставил записку(А. Пушкин) 2. Ей нужно было не опоздать в театр, отчего она очень торопилась (А. Чехов) 3.Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду (Д. Мамин-Сибиряк) | – |
|
– | после главного | – | все главное | содержит дополнительное сообщение, пояснение, выражает эмоциональную реакцию на событие, о котором говорится в главном предложении |
Источник: http://borzova5.narod2.ru/sp1.html