Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Укажи СППс придаточными образа действия Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту. Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь.

Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). (А. Чехов).

Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг. ), подобно тому как (книжн. ), как если бы и др. : [Станет как-то радостно и больно], (будто кто-то шепчет о любви). (Н. Рубцов).

Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом , к ним часто нельзя поставить вопрос.

Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени. Ср. : Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола. (К. Федин).

— Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед. (В. Катаев).

В первом примере придаточное сравнительное, во втором — образа и способа действия.

Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. [Служите мне], (как вы ему служили). (А. Пушкин). [С глухими звуками, (как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты]. (Е. Первенцев). (Чем ближе подходит дневная съемка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер]. (А. Куприн).

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем. . . тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно.

Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением: (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей]. (А. Пушкин).

Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов , в составе которых отсутствует сказуемое: Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению.

Часто смешивают сравнительный оборот, с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения: [Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).

Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так в данном предложении в степи — обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет: /Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём. (Н. Гоголь).

Домашнее задание Упр. 156 (разбор предложений как в классе)

Источник: https://present5.com/slozhnopodchinennye-predlozheniya-s-pridatochnymi-obraza-dejstviya-mery-i/

"Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия и степени» (9 класс)

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›»Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия и степени» (9 класс)

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия Описание слайда:

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени Урок в 9 классе Лычагина Людмила Борисовна МОУ “СОШ №24” г.Барнаул

2 слайд Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия Описание слайда:

“Верные и неверные утверждения” Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные союзы. Определение не отвечает на вопрос ЧЕЙ? ОДНАКО – подчинительный союз. Предложение – это синтаксическая единица. Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.

В сложносочинённом предложении все предложения равноправны. В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение. Союзное слово не является членом предложения. Придаточное предложение может стоять только после главного предложения.

(0-0-0-1-1-1-0-0-0)

3 слайд Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия Описание слайда:

Сложное определительные ССП обстоятельственные … союзное … бессоюзное СПП … изъяснительные

4 слайд Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия
5 слайд Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия Описание слайда:

“Парная мозговая атака” (Не) пр.од.лимые пр.грады Звон (не) см.лкающий (н.) на минуту нарушал (после) обеде.ый сон. Ум одежда которая (н.) когда (н.) износ.тся.

6 слайд Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия Описание слайда:

Непреодолимые преграды. Звон, не смолкающий ни на минуту, нарушал послеобеденный сон. Ум – одежда, которая никогда не износится. “Парная мозговая атака”

7 слайд Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия Описание слайда:

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени

8 слайд Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия Описание слайда:

Цели урока – формирование умений: Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных придаточных.

находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчинённого предложения; различать способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с данными придаточными.

9 слайд Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия Описание слайда:

Текст №1 В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе. Надо жить и поступать так, как будто на тебя смотрит следующее поколение. На улице стало так светло, словно ее осветили тысячами прожекторов. Воздух так прозрачен и густ, что пейзаж теряет перспективу и кажется как бы плоским.

10 слайд Описание слайда:

План действий Найти главное и придаточное предложение. Определить, к чему относится придаточное: ко всему главному предложению или к какому-то слову. Определить средство связи. Есть ли указательные слова в главном предложении? Задать вопрос от главного предложения к придаточному.

11 слайд Описание слайда:

Виды придаточных предложений К указ. сл. + глаг., сущ., прил., нареч. как сколько насколько что чтобы словно точно будто как будто Как? Каким образом? В какой степени?

12 слайд Описание слайда:

Только ли союзами присоединяются П «ОБД и СТ» к главному? Всегда ли после главного предложения стоит П «ОБД и СТ»? Когда придаточные «ОБД и СТ» могут быть многозначными? Какими дополнительными оттенками значения осложняется придаточные «ОБД и СТ»? Придаточные образа действия и степени – это один вид придаточного или два отдельных вида?

13 слайд Описание слайда:

Вопросы к придаточному: Как? Каким образом? В какой степени?

14 слайд Описание слайда:

Поясняет: сочетание указ. сл. + глаг., сущ., прилаг., наречие

15 слайд Описание слайда:

Указательные слова Так такой до того с такой настолько столько же

16 слайд Описание слайда:

Придаточные однозначные, если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько

17 слайд Описание слайда:

Придаточные многозначные, если присоединяются к главному союзами что, чтобы, словно, точно, будто, как будто

18 слайд Описание слайда:

Дополнительные оттенки значения придаточных: СЛЕДСТВИЯ — с союзом что; ЦЕЛИ — с союзом чтобы; СРАВНЕНИЯ — с союзами будто, словно, как будто, точно.

19 слайд Описание слайда:

Примеры Машина мчалась так быстро , как мы и ожидали . Ук. сл. + нареч. , .

20 слайд Описание слайда:

Укажите номера придаточных «ОБД и СТ»: Бубенчик под дугой лепечет о том, что счастие прошло. (Бл.) Вверху ветви деревьев так переплелись между собой, что совершенно скрыли небо. В своих книгах В.К.

Арсеньев рассказывает, как он путешествовал в дебрях Уссурийского края. В воздухе было тепло и так тихо, что, казалось, ни одна травинка, ни одно облачко не шевелились. (Л.Т.

) Что хорошо понятно, то хорошо и свободно излагается. (Бел.)

21 слайд Описание слайда:

Итоги урока Научились: находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчиненного предложения; определять многозначность придаточных образа действия и степени; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными образа действия и степени.

22 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: Выступление ученика с мини-исследованием на тему «Роль союза И в названии «Придаточные образа действия и степени » (Индивидуально) (В результате исследования нужно было сделать вывод: придаточные образа действия и степени – это один вид придаточного или два отдельных вида?) Выступление ученика с мини-исследованием «Роль сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени в речи». (Индивидуально) Для всех: Рассказ о придаточном «ОБД и СТ» (стр.60).Упр.№132.

23 слайд

Краткое описание документа:

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/slozhnopodchinennoe_predlozhenie_s_pridatochnymi__obraza_deystviya_i_stepeni_9_klass-394799.htm

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Слайд 1

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени

Слайд 2

Придаточными образа действия называются предложения, которые указывают на способ действия, названного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом? Пример: [Человек этот вёл себя так], (как будто никого рядом не было).

Слайд 3

Эти придаточные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов как, что, чтобы, словно, как будто, точно; иногда имеют дополнительные оттенки значения сравнения , следствия . Пример: [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда)

Слайд 4

Таким придаточным в главной части часто соответствует указательное слово так , выполняющее функцию обстоятельства образа действия: Пример : Бьется насмерть парень бравый — так, как бьются на войне (А. Твардовский). Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, — выпуклым, сочным языком (К. Паустовский).

Слайд 5

Придаточные меры и степени указывают на меру и степень проявления признака или действия в главном предложении и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

Слайд 6

Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько. Они обозначают высокую меру проявления действия, состояния, признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными, существительными: Пример : [Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это возможно в 20 лет). (А. Куприн).

Слайд 7

Если указательного слова со значением меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного.

Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию.

Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака: Пример : [Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух захватывает).

Слайд 8

Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению союзами что, чтобы, будто, словно, точно, как будто и союзными словами как, сколько, насколько, поскольку: Пример : [Это было сказано так твердо и властно], (что Лунину оставалось только подчиниться). ( Н.Чуковский ). [Люди были интересны Самгину настолько], (насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них). (М. Горький).

Слайд 9

Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия. Для этого надо правильно задать вопрос : Пример: Рукава и верхние полы рубашки засалились и залоснились до такой степени, что походили на юфть. (М. Горький). — засалились и залоснились до какой степени? как сильно? , а не как? каким образом?

Слайд 10

Укажи СПП с придаточными образа действия Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, — выпуклым, сочным языком. Стрелки поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть. Поляна так пестреет, что рябит в глазах.

Слайд 11

Укажи СПП с придаточными образа действия Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту . Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь.

Слайд 12

Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). (А. Чехов).

Слайд 13

Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг.), подобно тому как (книжн.), как если бы и др.: [Станет как-то радостно и больно], (будто кто-то шепчет о любви). (Н. Рубцов).

Слайд 14

Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом , к ним часто нельзя поставить вопрос .

Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени. Ср.: Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола. (К. Федин).

— Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед. (В. Катаев).

  • Слайд 15
  • В первом примере придаточное сравнительное, во втором — образа и способа действия.
  • Слайд 16

Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением , в середине главного предложения . [ Служите мне], (как вы ему служили). (А. Пушкин).

[С глухими звуками, (как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты]. (Е. Первенцев).

(Чем ближе подходит дневная съемка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер]. (А. Куприн).

Слайд 17

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем… тем . В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно.

Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением : (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей]. (А. Пушкин).

  1. Слайд 18
  2. Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов , в составе которых отсутствует сказуемое: Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению.
  3. Слайд 19
  4. Часто смешивают сравнительный оборот, с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения: [Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).
  5. Слайд 20

Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так в данном предложении в степи — обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет: /Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём. (Н. Гоголь).

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/18/slozhnopodchinennye-predlozheniya-s-pridatochnymi-obraza

Урок Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени

Урок №40. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

  • языка и литературы МБОУ «МСШ»
  • Цели
  • Обучающие:
  • познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;
  • формировать умения находить данные виды придаточных, определять средства их связи с главным предложением;
  • формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;
  • формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изучаемыми видами придаточных, составлять их схемы.

Коррекционно-развивающие:

  • различать изученные виды придаточных предложений;
  • закреплять умения находить подчинительные союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;
  • формировать умение самостоятельной работы;
  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитывающие:

  • пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка;
  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать умение работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по изученной теме «СПП с придаточными предложениями».

    1. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. (прид. места)
    2. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. (изъяснит.)
    3. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. (опр.)
    4. Хороша земля, если рук не жалеть.(условия)
    5. Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ. (причины).
    6. Лишь только мы вступили в этот очаровательный сад, усталость была забыта. (времени)
    7. Мальчик рассеянно повторял слова молитвы, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах. (места)
    8. Несмотря на то, что у меня не было ни одной свободной минуты, я решил помочь своему другу. ( уступки)

III. Объяснение нового материала. Определение цели урока обучающимися. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы изучим ещё несколько видов СПП и должны будем научиться отличать их от других видов СПП и друг от друга, правильно ставить знаки препинания внутри предложений, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения одного из придаточных в тексте.

В стилистическом отношении сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных.

Они широко используются в разговорном, художественном, публицистическом стилях, где очень важна качественная характеристика действия.

Сложные предложения с этими придаточными — одно из ярких средств образной конкретизации и эмоциональной оценки явлений действительности.

IV. Используя материал учебника §20, стр. 88, вместе заполним таблицу. (у каждого на парте )

Составление таблицы «Виды придаточных предложений по значению».

Образ действия Мера и степень
Вопросы Как? Каким образом? Как? Насколько? До какой степени? Сколько?
Союзы и союзные слова как, что, чтобы, словно, как будто, точно, как что, чтобы, будто, словно, точно, как будто, как, сколько, насколько, поскольку
Указательные слова так, таким образом (могут быть опущены) так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько
Место в предложении Находятся после главного предложения Находятся после главного предложения
Примеры [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда). [Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет). [Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно
Вид Отвечают на вопрос Союзы Союзные слова К чему присоединяется? Указательные слова
Образа действия как? каким образом? как, будто как, что Сказуемое, обстоятельство образа действия… так, такой, таким образом…
Меры как? насколько?  … что, чтобы… как? насколько? … К главному при помощи союзов … Местоимения такой, таков
Степени до какой степени? … как будто, словно… как? насколько? … К главному … указательные слова, наречия настолько…
  1. Примеры
  2. [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец).
  3. [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда).
  4. [Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет).
  5. [Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно).
  6. Башня была построена так, что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным (образ действия)

С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (образ действия) Выполняют задания. [гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).

Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (степень) [кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

Общее Различие
1. Могут быть однозначными и многозначными. 1. Отвечают на разные пары вопросов.
2. Поясняют словосочетания. 2. Поясняют словосочетания различного строения.
3. Одинаковые указательные слова являются обстоятельствами и не могут быть опущены.

[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

                      Как? Каким образом?

   [ …глагол + указательное слово], (  союзное слово как…….)  

[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).  

                     Как? В какой степени?

    [ … указательное слово +наречие ], (союз  что………………)  

V. Закрепление  

1.Выполнение упр.141(1-2) на стр. 88.

2. Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

  1. На войне солдаты поступали так,  как велел им долг.

  2. Из груди так сильно била кровь,  что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.

  3. Мина взорвалась так неожиданно, что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.

  4. Засмеялся он, точно сталь зазвенела.

  5. Ветер дул так сильно, что стоять на ногах было невозможно.

  6. Где-то рядом грянуло так, что задрожала вся улица.

  7. Это были люди настолько страшные, что они были закутаны и одеялами и платками.

VI. Рефлексия.

  • — Все ли вам было понятно сегодня на уроке?
  • -Какие затруднения вы испытывали?
  • Какой материал показался вам сложным?

-Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.) — Какие задания были для вас интересными?

VII. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу.

— О чём мы сегодня говорили?

Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.

  1. Упражнение с самостоятельной проверкой.
  2. • Определите вид придаточного предложения (А — Отвечают на вопрос, выполняют задание придаточное места; Б — придаточное времени; В — придаточное уступительное; Г — придаточное образа действия; Д — придаточное условия; Е — придаточные меры и степени).
  3. 1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.
  4. 2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.
  5. 3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.
  6. 4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.
  7. 5) Служите мне, как вы ему служили.
  8. 6) Мать плачет, что река льется.
  9. 7) Раз дал слово, нужно его держать.
  10. 8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.
  11. 9) Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только искры засверкали.
  12. 10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.
  13. VIII. Домашнее задание:
  1. Выучит правила §20, стр.88, повторить § 14-19, 1группа — упр. 141(3-5предлож.).

  2. Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными образа действия, меры и степени.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/urok-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pri-2.html

Признаки сложноподчиненных предложений  с обстоятельственными придаточными

Придаточные степени  и образа действия

Примеры предложений Подчинит. союзы Союзные слова Указ. сл. при поясняемом слове Место придат. предложения Придаточное предложение
отвечает на вопросы поясняет выражает  значение
I. 1. Работать каменщиком было не так трудно, как казалось в первые дни. как так После поясняемого словосочетания в какой степени? как? так + нареч. (или прилаг., или сущ.) степени качества
2. Рельсы укладывали так, как советовал бригадир. как так как? каким образом? глаг. + так образа действия
II. 3. Мастер полировал мебель так, чтобы поверхность ее была зеркальной
  • что
  • чтобы
  • будто
  • точно
  1. так
  2. такой
  3. до того
  4. настолько
как? каким образом? глаг. + так образа действия и дополнит. знач. цели
4. Охотники за целый день настолько устали, что решили переначивать у лесника.
  • словно
  • как
  • будто
сколько насколько в какой степени? как? настолько + наречие (или прилаг., или сущ.) степени качества и дополнит. знач. следствия

Придаточные места, времени, условия, причины, цели, сравнительные, уступительные, следствия.

  1. Вид
  2. прида-
  3. точных
   Примеры предложений                                          Подчинит. союзы Союзные слова Указ. сл.

  • при по-
  • ясняемом
  • слове
  1. Место
  2. придат.
  3. предл.
Придаточное предложение
отвечает на вопросы поясняет выражает значение
Следс- твия В лесу было очень тихо, так что слышен был треск замерзших деревьев. Заморский гость, подсолнух, очень понравился европейцам, вследствие чего этим растением стали украшать цветники.
  • так что
  • вследствие
  • чего
после главного что из этого следует? все главное следствия того, о чем говорится в главном предложении
Цели Школу надо к осени отремонтировать, чтобы выглядела она как новая. Для того чтобы иметь хорошие знания, надо упорно учиться.
  1. чтобы
  2. для того
  3.  чтобы
  4. с тем чтобы
+ любое
  • зачем?
  • с какой целью?
  • для чего?
все главное цели  того, о чем говорится в главном предложении
  1. Срав-
  2. нитель-
  3. ные
Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. Залп грянул, словно кто-то рванул надвое огромное полотнище.
  • как
  • точно
  • будто
  • словно
  • подобно тому как
  • чем – тем
  • чем
любое как? все главное сравнения с тем, о чем говорится в главном предложении
Места Хорошая музыка всегда звучит там, где хорошие люди. Все посмотрели туда, откуда надвигалась грозовая туча.
  1. где
  2. куда
  3. откуда
  • там
  • туда
  • оттуда
любое
  1. где?
  2. куда?
  3. откуда?
  • сказ.
  • +
  • указат.
  • слово
места действия, названного в главном предложении
Вре- мени Когда в небо взвилась ракета, началась переправа через реку. Пулеметчик стрелял до тех пор, пока черные силуэты танков не отползли
  1. когда
  2. пока
  3. едва
  4. как только
  5. с тех пор как
  6. до тех пор пока
  7. в то время как
+ любое
  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?
все главное времени действия, названного в главном предложении
Причи- ны Сирень зацвела рано, потому что установилась теплая погода. Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было достаточно влаги.
  1. потому что
  2. оттого что
  3. благодаря тому что
  4. так как
  5. ибо
  6. вследствие того что
+ любое почему? отчего? все главное причины того л чем говорится в главном предложении
Усло- вия Если счастье видишь впереди, быстрее идешь. Неисчерпаем мужества запас, когда мечта высокого разбега.
  • если
  •  (ежели)
  • когда
  • когда…то
  • раз
  • коль (коли)
  • если … то
любое при каком условии? все главное условия того, о чем говорится в главном предложении
  1. Усту-
  2. питель-
  3. ные
Хотя моросил холодный дождь, уборка картофеля продолжалась. Сколько ни пытались в прежнее время разводить в Сибири сады, ничего из этого не получалось
  • хотя
  • несмотря на то что
  • пусть
  • (пускай)
  • как ни
сколько ни как ни любое несмотря на что? все главное уступки, то есть факта, вопреки которому произошло то, о чем говорится в главном предложении

Признаки сложноподчиненных предложений  с придаточными присоединительными

Примеры предложений Подчинит. союзы Союзные слова Указ. сл. при поясняемом слове Место придат. предл. Придаточное предложение
отвечает на вопросы поясняет выражает  значение
1. Его не было дома, почему я и оставил записку(А. Пушкин) 2. Ей нужно было не опоздать в театр, отчего она очень торопилась (А. Чехов) 3.Пала роса, что предвещало завтра хорошую пого­ду (Д. Мамин-Сибиряк)
  1. что
  2. почему
  3. отчего
  4. после чего
  5. для  чего
после главного все главное содержит дополнительное сообщение, пояснение, выражает эмоциональную реакцию на событие, о котором говорится в главном предложении

Источник: http://borzova5.narod2.ru/sp1.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика