Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов.
С грамматической точки зрения в предложении есть члены – главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это определения, дополнения, обстоятельства).
Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только самостоятельные части речи.
Синтаксическая роль существительного
Как правило, имя существительное выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения.
В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, порядковыми числительными с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж.
Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.
Синтаксическая роль имя прилагательного
Наиболее частая роль прилагательного в предложении – согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.
Синтаксическая роль наречия
Обычной ролью наречия является обстоятельство – образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.
Синтаксическая роль глагола
Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните — это неопределенная форма глагола) также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.
Синтаксическая роль причастия
Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения.
Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм.
Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый причастный оборот, который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.
Синтаксическая роль деепричастия
Синтаксическая роль местоимения
Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения – в зависимости от контекста.
Синтаксическая роль числительного
Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.
Источник: https://autogear.ru/article/977/27/sintaksicheskaya-rol-chastey-rechi/
Чем в предложении является наречие?
Наречия в разнообразных синтаксических единицах, называемых предложениями, могут играть роль любого члена, чаще второстепенного, ибо распространяют самые разные компоненты этих единиц, то есть:
- входят в состав глаголов-сказуемых (это чаще всего);
- распространяют члены, функции которых выполняются прилагательными или же другими наречиями;
- поясняют члены, выраженные существительными.
Находящиеся в прямой зависимости от глаголов-сказуемых наречия (а таких, безусловно, большинство) – это обстоятельства самых разных видов:
- образа действия: Отредактировав черновик, не забудьте переписать сочинение набело (каким образом, как переписать?);
- времени: На общешкольное родительское собрание нас пригласили сегодня (когда пригласили?);
- места: Пётр предпочитает шагать впереди (шагать где?);
- причины: Сгоряча Иван много неприятного высказал Михаилу (высказал почему?);
- цели: Николай нарочно прошёл мимо, приняв вид занятого и ничего вокруг себя не замечающего человека (прошёл зачем?).
Наречия, распространяющие любые компоненты предложений, выраженные либо прилагательными, либо иными наречиями, играют роль лишь обстоятельства меры и степени:
- Вещал Вадим Петрович весьма уверенно и чрезмерно громко (в какой степени (мере) уверенно? громко?);
- Фильм оказался крайне неудачным (неудачным в какой мере?)
Наречия в составе тех членов предложения, что выражены существительными, – это, конечно, определения, причём несогласованные:
- В новом ресторане национальной кухни я заказал котлеты по-полтавски, а мой товарищ – мясо по-казахски (котлеты какие? мясо какое?);
- Владик любит яйца вкрутую и часто просит их приготовить на завтрак (яйца какие?).
Кроме вышеперечисленного, слова этой части речи могут оказаться сказуемыми предложений двусоставных, а субстантивированные (то есть перешедшие в существительные или употребляющиеся в значении сей части речи) – подлежащими и дополнениями:
- Марина замужем уже года два (какова Марина?);
- Сапоги ему впору (каковы сапоги?).
- Наше завтра прекрасно (что?)
- Мы с нетерпением ждём прекрасное завтра (ждём что?)
- В предложении «Виктор шёл впереди» впереди – наречие (что?)
Слова состояния (категории состояния) представляют собой особую группу, выделяющуюся из наречий, и прекрасно справляются с ролью главного члена предложения безличного:
- Почему-то сегодня мне грустно (как? каково?);
- В большой комнате светло, но душно (как? каково?).
Наречия относительные (зачем, когда, почему, где и др.), являясь в придаточной части СПП различными по значению и функциям обстоятельствами, ещё и играют роль звена связующего между частями этих СПП, потому и получили название особое – союзные слова:
- Я никак не вспомню, куда положил учебник физики.
- Он забрался на верхний этаж строящегося высотного здания, откуда весь город был как на ладони.
- Трудно сразу понять, зачем чеховский Беликов навещает своих сослуживцев.
Наконец, наречия довольно часто и вовсе не члены предложения, так как «довольствуются» в сих синтаксических единицах ролью слов, называемых вводными:
- Во-первых, в твоём сочинении не раскрыта тема, во-вторых, части его несоразмерны, в-третьих, в работе допущен ряд стилистических и фактических ошибок, наконец, ты допустил много орфографических и пунктуационных ошибок.
- Видимо, синоптики в очередной раз ошиблись: никаких осадков не предвидится – зря зонт взяла.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1421094-chem-v-predlozhenii-javljaetsja-narechie.html
Урок русского языка "Роль в речи наречий, их синтаксическая роль, грамматические признаки."
Тема: Роль в речи наречий, их синтаксическая роль, грамматические признаки.
Цель: обеспечить закрепление понятий учащихся о наречии, обобщить представления о значении наречий, способствовать формированию орфографической зоркости.
Формировать интерес к урокам русского языка, к самому языку, понимание его богатства, желание им умело пользоваться; умение соотносить результат действий с поставленной целью и выражать их в речи.
Формировать способность к организации учебной деятельности; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачею и условиями её реализации; контролировать процесс и результат деятельности; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок; адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
- Тип урока: закреплениязнаний и способов деятельности
- Ход урока.
- п/п
- Этапы урока
- Формируемые УУД
- I
- Мобилизация внимания.
- — Посмотрите на слайд, как вы думаете, почему выбрано именно такое оформление слайда?
- На доске пословица «Под лежачий камень вода не течет».
- -Как вы понимаете пословицу?
- Эта пословица используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни.
- Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
- II
- Актуализация знаний.(слайд)
- Работать спустя рукава —
- Рукой подать –
- Навострить уши –
- Как курица лапой –
- Засучив рукава –
- С пятого на десятого –
- Зарубить на носу –
- В мгновение ока –
- На глазок –
- За тридевять земель –
- Бок о бок-
- Черным по белому-
- Как в аптеке-
- Какой частью речи являются слова, которые вы записали? (наречие)
- -Оцените знания по данной теме.
- Формировать эстетические чувства, в том числе чувство яркого слова, стремление к аккуратному, красивому письму;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- осуществлять анализ ,синтез, классификацию,
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения..
- III
- Целеполагание
- — Определите тему урока
- — Давайте составим кластер о наречии? (это неизменяемая часть речи, которая обычно поясняет глагол или прилагательное и имеет различное значение: образа, места, времени действия и степень качества, синтаксическая роль-обстоятельство, морфологическим признаком наречий является их неизменяемость
- осуществлять анализ имеющих знаний, умений
- IV
- Работа над изучаемым материалом.
- осуществлять анализ имеющих знаний, умений
- 1
- №451
- -Какие знания нам потребуются для выполнения данного задания?
- — Играло(как)однажды
- Прыгало ( куда?) вверх, вниз
- Догонял (как?)ловко
- Играй (каким образом?) осторожно
- Играли (как?) беспечно
- — Дальше продолжайте самостоятельно.
- —Проверку самостоятельной работы в парах, взаимооценка
-Прочитайте задание под буквой б и скажите какой вид разбора нам предлагают сделать авторы. Для чего?
( рассмотреть какую синтаксическую роль выполняют наречия ,хар-ка предложения)
Ярко сверкнула молния и сильно ударил гром.(повест., невоскл.,сложное, союзная связь, не осложнено)
- [ ] , и [ ]
- Формировать стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним; осознание ответственности за себя и за свои действия;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
- эстетические чувства, в том числе чувство яркого слова, стремление к аккуратному, красивому письму;
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, обращаться к различным словарям,
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
- допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.
- 2
- Физминутка
- (выполняются действия по тексту)
- Влевонаклонись, вправо наклонись,
- Вниз опустись – вверх поднимись,
- А теперь чуть-чуть попрыгай:
- Влево, вправо повернись
- И тихонечко садись
- 3
- Работа в группах
- А)
- Образовать словосочетания и определить связь
- Подумай слишком
- Выглядишь огромный
- Пел красиво сначала великолепно
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
- Б)
- Одно из наречий в каждом группе – лишнее, не соответствующее смыслу глагола, его писать не нужно.
- РАБОТАТЬ – быстро, издалека, плохо, много
- ПИСАТЬ – аккуратно, чисто, громко, разборчиво
- ИГРАТЬ – весело, пешком, долго, дружно
- допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.
- В)
- Ваша задача отредактировать текст, вставив в него наречия по смыслу, которые даны ниже.
Среди зелени охотник увидел бурую голову и грудь медведя, который ______________________ озирался по сторонам. Убедившись, что опасности нет, медведь двинулся ________________. Следом за медведем ____________ скатились два медвежонка.
Став на ноги, медвежата _____________________ кинулись догонять мать. __________ показался медведь-пестун. Он шел к воде __________, ___________ поглядывая на мать, и что-то дожёвывал на ходу.
Пестун переминался с ноги на ногу и ____________________ ворчал.
- Слова для справок:наконец, кубарем, подозрительно, вперед, вприпрыжку, недовольно, боком, искоса.
- -адекватно оценивать свои достижения
- Г)
- Допиши грамматическое значение и приведите примеры
- Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает ___________
- Если наречие присоединяется к прилагательному, то оно обозначает__________________________________________________________________________________________________________________
- Д)
- По значению наречия делятся на следующие группы:
- 1. Наречия образа действия______________________________
- 2. Наречия степени качества ____________________________________
- 3. Наречия места ______________________________________
- 4. Наречия времени __________________________
- 4
- Резерв(разбор слов по составу)
- Налево, вкусно,дружески,трудно
- V
- Итог урока
- Синквейн
- 1наречие
- 2 неизменяемая,самостоятельная
- 3 примыкает, обозначает,поясняет
- 4фраза
- 5 морфология
- VI
. Рефлексия. Используя наречия закончите фразу
- На уроке мне было…
- — Используя шкалу, знания на конец урока ,оцените свою работу на уроке
- адекватно оценивать свои достижения
- VII
Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из книги, которую читаете. Выпишите ССЧ с наречиями.
- Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
- «Гимназия №7» (полного дня)
- Открытый урок
- по русскому языку в 4 «Б» классе
- «Роль в речи наречий, их синтаксическая роль,
- грамматические признаки»
- Белоусова Ольга Юрьевна
- учитель начальных классов
- г. Оренбурга
- 2015г
Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-rol-v-rechi-narechiy-ih-sintaksicheskaya-rol-grammaticheskie-priznaki-607029.html
Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль
К наречиям относятся неизменяемые слова, обозначающие признак действия, состояния, качества предмета или другого признака Например: Ему хотелось обнять и расцеловать Стрельцова, но горло внезапно сжала горячая спазма, и он, стыдясь своих слез, отвернулся, торопливо достал кисет (Шол.).
— Наречия внезапно и торопливо обозначают признаки действий, названных глаголами сжала и достал. Но об одном подумать так обидно (Фад.). — Наречие так обозначает признак состояния, названного словом обидно. На синем, ослепительно синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака (Шол.).
— Наречие ослепительно обозначает признак качества, названного прилагательным синем. Полковник-щеголь был заметно рад, что с памятником справился так скоро (Щип.). — Наречие так обозначает признак признака, названного наречием скоро. Дня через два… Гвоздев в синей блузе, подпоясанной ремнем, в брюках навыпуск, в ярко начищенных ботинках, в белом картузе…
и с суковатой палкой в руке степенно гулял по «Горе» (М. Г.). — Наречие навыпуск обозначает признак предмета, названного именем существительным брюках.
Наречие, относясь к глаголу, прилагательному, наречию и имени существительному, оформляет свою связь с ними путем примыкания. Морфологические признаки наречий:
1. Неизменяемость (отсутствие форм изменения по падежам и числам). Степени сравнения имеются лишь у наречий на -о, -е, образованных от качественных прилагательных (быстро — быстрее, разг. быстрей, смело — смелее, разг. смелей). Сравнительная степень наречий омонимична сравнительной степени прилагательного.
Различаются они синтаксически: сравнительная степень прилагательного относится к существительному, напр.: Теперь душистей лес, пышнее тень ночная (Фет); а сравнительная степень наречия — к глаголу, например: Длинней с горы ложится тень (Тютч.).
Редко, в особых стилистических целях, употребляется превосходная степень на -айше, -ейше, например: Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (Гр.).
2.
Наличие специальных словообразовательных суффиксов (некоторые из них образуют наречия совместно с приставкой по-): -о, -е (весело, искренне), -и (вражески, дружески), -ьи (по-волчьи, по-человечьи), -омy, -ему (по-хорошему, по-новому); суффиксов сравнительной и превосходной степени (у наречий, образованных от качественных прилагательных): -ее (удачнее, выгоднее), -е, -ше (ярче, дальше), -йше, -ейше (нижайше, покорнейше), а также суффиксов субъективной оценки — -оньк(о), -еньк(о), -охоньк(о), -онечк(о) (тихонько, хорошенько, легохонько, тихонечко), -оват(о), -еват(о) (плоховато, щеголевато). Суффиксы субъективной оценки возможны у качественных наречий.
3. Лексическая и словообразовательная соотносительность с другими частями речи.
По форме, значению и происхождению наречия соотносятся с различными падежными формами имен существительных (днем, летом, галопом; вперемежку, набок), с именами прилагательными (вкрутую, наудалую; налево; ученически), с местоимениями (по-вашему), с глаголами (молча, лежа, припеваючи); древнейшие по образованию наречия, по происхождению связанные с местоимениями в современном русском языке выступают как непроизводные (куда где, здесь, там).
Основная роль наречий в предложении — обозначение различных обстоятельств.
Как обстоятельственное слово, наречие чаще всего примыкает к сказуемому-глаголу: На склоне высоты ветер вылизал дорогу, начисто смел и унес пыль (Шол.
), хотя может относиться и к определению и обстоятельству: Мажордом раскрыл дверь, по-старинному низенькую и узкую (А.Н. Т.); Он заметил всадника, ехавшего довольно небрежно (Вс. Ив.).
Кроме обстоятельства, наречие может быть несогласованным определением: Он быстрыми костлявыми пальцами расстегнул сюртук, открыв рубаху навыпуск (Л. Т.) — и сказуемым: Ведь я ей несколько сродни (Гр.); …Губы алые, глаза навыкате (С.-Щ.).
В роли подлежащего и дополнения наречие выступает только при субстантивации. Подобные случаи крайне редки. Например: Ваши «завтра» мне надоели.
- 205.
- Разряды наречий по значению
- По значению наречия делятся на две группы — наречия определительные и наречия обстоятельственные.
- Определительные наречия характеризуют действие или признак со стороны его качества, количества и способа совершения.
Определительные качественные наречия обозначают качество действия или признака. Например: весело, громко, взволнованно, неприглядно, ласково, смело, кое-как, как-нибудь и др. Он бережно размял колос в ладонях… (Шол.); На мягком вечернем небе только зажглась первая, трепетно мерцающая звездочка (Шол.); Командир дивизии держался вначале начальнически небрежно… (Перв.).
Определительные количественные наречия обозначают меру и степень качества, интенсивность действия. Например: очень, весьма, почти, еле-еле, нисколько, чересчур, слишком, чуть, вдвое, натрое, довольно — Тут у нас развязно ты себя держишь, очень даже развязно… (Шол.).
Определительные наречия образа или способа действия характеризуют то, как совершается действие. Например: вдребезги, пешком, на ощупь, вплавь врукопашную и др. Лопахин ползком передвинулся поближе к воде… (Шол.); Николай доел кашу, вымыл и насухо вытер котелок (Шол.).
Образ или способ действия может быть определен путем сравнения или уподобления; По-осеннему сыплет ветр, по-осеннему шепчут листья (Ес.); [Гостья] засмеялась и совсем по-деревенски выкрикнула частушку (Б. Пол.). Обозначение способа действия совмещается здесь с его качественной характеристикой.
Обстоятельственные наречия служат показателями пространственных, временных, причинных и целевых отношений. Наречия времени указывают на время совершения действия. Например: вчера, завтра, днем, ночью, летом, зимой, иногда, впоследствии, покамест, раньше и др. Только иногда глаза его отдыхали на не тронутых огнем зеленых разливах проса да на зарослях кукурузы и подсолнуха… (Шол.).
Наречия места указывают на место совершения действия или его направление. Например: взад, вперед, вверх, вниз, здесь, впереди, издали, всюду, дома, никуда и др. Ни кровинки и не было в его известково-белом лице, но он все же двигался вперед… (Шол.).
Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие. Например: спросонья, сослепу, сгоряча, сдуру, потому, оттого и др. Он осердился на приказчика и выпил сгоряча три бутылки пива, оттого и умер (П.).
Наречия цели обозначают цель, ради которой совершается действие. Например: зачем, затем, назло, нарочно и др. Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц, любит ночи мглу? Затем, что ветру, и орлу, и сердцу девы нет закона (П.).
- 206.
- Разряды наречий по образованию
- Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.
Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.
Например, наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, — со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).
- Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.
- Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость (например: здесь, там, так, тогда).
- Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена (например: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку), а также от старых форм ныне существующих имен (например: поделом, справа, слева).
- Другие наречия более поздние по своему образованию (например: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз).
- Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:
- 1) наречия, соотносительные с местоимениями;
- 2) наречия, соотносительные с именами существительными;
- 3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;
- 4) наречия, соотносительные с именами числительными;
- 5) наречия, соотносительные с глаголами.
- 207.
- Пути образования наречий
- Образование наречий происходило и происходит различными путями. Наиболее характерными из них являются следующие:
1) отрыв одной из именных форм от системы словоизменения с одновременным переосмыслением ее на основе новой функции слова.
Например, наречия летом, зимой, днем, вечером представляют собой формы творительного падежа именного склонения, застывшие в результате употребления в качестве обстоятельственного слова при глаголе (приехать летом, ложиться вечером, работать днем) (ср. приехать ранним летом),
- 2) слияние предлогов с различными частями речи с одновременным переосмыслением падежных форм и превращением их (вместе с предлогами) в отдельные слова, например: вбок, вброд, вверх, книзу, втайне; набело, надолго, врукопашную, вчистую, наудалую; по-моему, по-твоему; вшестером;
- 3) повторение слова с прибавлением предлога-приставки на- к форме наречия, например: сухо-насухо, крепко-накрепко, скоро-наскоро; повторение разных падежных форм одного и того же слова, например: черным-черно, белым-бело, давным-давно; а также повторение синонимичных форм, например: подобру-поздорову, нежданно-негаданно;
- 4) переосмысление деепричастий путем потери видо-временных и залоговых значений, например: сидя, лежа, немедля, нехотя, шутя;
- 5) суффиксальное образование наречий, например от основ прилагательных и причастий настоящего времени действительного залога: широко, певуче, дружески, угрожающе, а также от основ количественных числительных: дважды, трижды.
- 208.
Источник: https://infopedia.su/14x11e46.html