Синтаксическая роль наречия в предложении (примеры)

Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов.

С грамматической точки зрения в предложении есть члены – главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это определения, дополнения, обстоятельства).

Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только самостоятельные части речи.

Синтаксическая роль существительного Синтаксическая роль наречия в предложении (примеры)

Как правило, имя существительное выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения.

В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, порядковыми числительными с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж.

Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.

Синтаксическая роль имя прилагательного

Наиболее частая роль прилагательного в предложении – согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.

Синтаксическая роль наречия

Обычной ролью наречия является обстоятельство – образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.

Синтаксическая роль наречия в предложении (примеры)Синтаксическая роль глагола

Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните — это неопределенная форма глагола) также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.

Синтаксическая роль причастия

Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения.

Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм.

Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый причастный оборот, который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.

Синтаксическая роль деепричастия

Синтаксическая роль наречия в предложении (примеры)

Синтаксическая роль местоимения

Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения – в зависимости от контекста.

Синтаксическая роль числительного

Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.

Источник: https://autogear.ru/article/977/27/sintaksicheskaya-rol-chastey-rechi/

Чем в предложении является наречие?

Наречия в разнообразных синтаксических единицах, называемых предложениями, могут играть роль любого члена, чаще второстепенного, ибо распространяют самые разные компоненты этих единиц, то есть:

  • входят в состав глаголов-сказуемых (это чаще всего);
  • распространяют члены, функции которых выполняются прилагательными или же другими наречиями;
  • поясняют члены, выраженные существительными.

Синтаксическая роль наречия в предложении (примеры)

Находящиеся в прямой зависимости от глаголов-сказуемых наречия (а таких, безусловно, большинство) – это обстоятельства самых разных видов:

  • образа действия: Отредактировав черновик, не забудьте переписать сочинение набело (каким образом, как переписать?);
  • времени: На общешкольное родительское собрание нас пригласили сегодня (когда пригласили?);
  • места: Пётр предпочитает шагать впереди (шагать где?);
  • причины: Сгоряча Иван много неприятного высказал Михаилу (высказал почему?);
  • цели: Николай нарочно прошёл мимо, приняв вид занятого и ничего вокруг себя не замечающего человека (прошёл зачем?).

Наречия, распространяющие любые компоненты предложений, выраженные либо прилагательными, либо иными наречиями, играют роль лишь обстоятельства меры и степени:

  • Вещал Вадим Петрович весьма уверенно и чрезмерно громко (в какой степени (мере) уверенно? громко?);
  • Фильм оказался крайне неудачным (неудачным в какой мере?)

Наречия в составе тех членов предложения, что выражены существительными, – это, конечно, определения, причём несогласованные:

  • В новом ресторане национальной кухни я заказал котлеты по-полтавски, а мой товарищ – мясо по-казахски (котлеты какие? мясо какое?);
  • Владик любит яйца вкрутую и часто просит их приготовить на завтрак (яйца какие?).

Кроме вышеперечисленного, слова этой части речи могут оказаться сказуемыми предложений двусоставных, а субстантивированные (то есть перешедшие в существительные или употребляющиеся в значении сей части речи) – подлежащими и дополнениями:

  • Марина замужем уже года два (какова Марина?);
  • Сапоги ему впору (каковы сапоги?).
  • Наше завтра прекрасно (что?)
  • Мы с нетерпением ждём прекрасное завтра (ждём что?)
  • В предложении «Виктор шёл впереди» впереди – наречие (что?)

Слова состояния (категории состояния) представляют собой особую группу, выделяющуюся из наречий, и прекрасно справляются с ролью главного члена предложения безличного:

  • Почему-то сегодня мне грустно (как? каково?);
  • В большой комнате светло, но душно (как? каково?).

Наречия относительные (зачем, когда, почему, где и др.), являясь в придаточной части СПП различными по значению и функциям обстоятельствами, ещё и играют роль звена связующего между частями этих СПП, потому и получили название особое – союзные слова:

  • Я никак не вспомню, куда положил учебник физики.
  • Он забрался на верхний этаж строящегося высотного здания, откуда весь город был как на ладони.
  • Трудно сразу понять, зачем чеховский Беликов навещает своих сослуживцев.

Наконец, наречия довольно часто и вовсе не члены предложения, так как «довольствуются» в сих синтаксических единицах ролью слов, называемых вводными:

  • Во-первых, в твоём сочинении не раскрыта тема, во-вторых, части его несоразмерны, в-третьих, в работе допущен ряд стилистических и фактических ошибок, наконец, ты допустил много орфографических и пунктуационных ошибок.
  • Видимо, синоптики в очередной раз ошиблись: никаких осадков не предвидится – зря зонт взяла.
Читайте также:  Как правильно писать: предлог "в" или "на"?

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1421094-chem-v-predlozhenii-javljaetsja-narechie.html

Урок русского языка "Роль в речи наречий, их синтаксическая роль, грамматические признаки."

Тема: Роль в речи наречий, их синтаксическая роль, грамматические признаки.

Цель: обеспечить закрепление понятий учащихся о наречии, обобщить представления о значении наречий, способствовать формированию орфографической зоркости.

Формировать интерес к урокам русского языка, к самому языку, понимание его богатства, желание им умело пользоваться; умение соотносить результат действий с поставленной целью и выражать их в речи.

Формировать способность к организации учебной деятельности; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачею и условиями её реализации; контролировать процесс и результат деятельности; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок; адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

  • Тип урока: закреплениязнаний и способов деятельности
  • Ход урока.
  • п/п
  • Этапы урока
  • Формируемые УУД
  • I
  • Мобилизация внимания.
  • Посмотрите на слайд, как вы думаете, почему выбрано именно такое оформление слайда?
  • На доске пословица «Под лежачий камень вода не течет».
  • -Как вы понимаете пословицу?
  • Эта пословица используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни.
  • Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
  • II
  • Актуализация знаний.(слайд)
  • Работать спустя рукава —
  • Рукой подать –
  • Навострить уши –
  • Как курица лапой –
  • Засучив рукава –
  • С пятого на десятого –
  • Зарубить на носу –
  • В мгновение ока –
  • На глазок –
  • За тридевять земель –
  • Бок о бок-
  • Черным по белому-
  • Как в аптеке-
  • Какой частью речи являются слова, которые вы записали? (наречие)
  • -Оцените знания по данной теме.
  • Формировать эстетические чувства, в том числе чувство яркого слова, стремление к аккуратному, красивому письму;
  • контролировать процесс и результаты деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • осуществлять анализ ,синтез, классификацию,
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения..

  1. III
  2. Целеполагание
  3. Определите тему урока
  4. — Давайте составим кластер о наречии? (это неизменяемая часть речи, которая обычно поясняет глагол или прилагательное и имеет различное значение: образа, места, времени действия и степень качества, синтаксическая роль-обстоятельство, морфологическим признаком наречий является их неизменяемость
  5. осуществлять анализ имеющих знаний, умений
  6. IV
  7. Работа над изучаемым материалом.
  8. осуществлять анализ имеющих знаний, умений
  9. 1
  10. №451
  11. -Какие знания нам потребуются для выполнения данного задания?
  12. — Играло(как)однажды
  13. Прыгало ( куда?) вверх, вниз
  14. Догонял (как?)ловко
  15. Играй (каким образом?) осторожно
  16. Играли (как?) беспечно
  17. — Дальше продолжайте самостоятельно.
  18. Проверку самостоятельной работы в парах, взаимооценка

-Прочитайте задание под буквой б и скажите какой вид разбора нам предлагают сделать авторы. Для чего?

( рассмотреть какую синтаксическую роль выполняют наречия ,хар-ка предложения)

Ярко сверкнула молния и сильно ударил гром.(повест., невоскл.,сложное, союзная связь, не осложнено)

  • [ ] , и [ ]
  • Формировать стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним; осознание ответственности за себя и за свои действия;
  • способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
  • эстетические чувства, в том числе чувство яркого слова, стремление к аккуратному, красивому письму;
  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, обращаться к различным словарям,
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
  • допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.
  • 2
  • Физминутка
  • (выполняются действия по тексту)
  • Влевонаклонись, вправо наклонись,
  • Вниз опустись – вверх поднимись,
  • А теперь чуть-чуть попрыгай:
  • Влево, вправо повернись
  • И тихонечко садись
  • 3
  • Работа в группах
  • А)
  • Образовать словосочетания и определить связь
  • Подумай слишком
  • Выглядишь огромный
  • Пел красиво сначала великолепно
  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
  • Б)
  • Одно из наречий в каждом группе – лишнее, не соответствующее смыслу глагола, его писать не нужно.
  • РАБОТАТЬ – быстро, издалека, плохо, много
  • ПИСАТЬ – аккуратно, чисто, громко, разборчиво
  • ИГРАТЬ – весело, пешком, долго, дружно
  • допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.
  • В)
  • Ваша задача отредактировать текст, вставив в него наречия по смыслу, которые даны ниже.
Читайте также:  Ставится ли запятая в предложении "они писали (,) о чем хотели"?

Среди зелени охотник увидел бурую голову и грудь медведя, который ______________________ озирался по сторонам. Убедившись, что опасности нет, медведь двинулся ________________. Следом за медведем ____________ скатились два медвежонка.

Став на ноги, медвежата _____________________ кинулись догонять мать. __________ показался медведь-пестун. Он шел к воде __________, ___________ поглядывая на мать, и что-то дожёвывал на ходу.

Пестун переминался с ноги на ногу и ____________________ ворчал.

  1. Слова для справок:наконец, кубарем, подозрительно, вперед, вприпрыжку, недовольно, боком, искоса.
  2. -адекватно оценивать свои достижения
  3. Г)
  4. Допиши грамматическое значение и приведите примеры
  5. Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает ___________
  6. Если наречие присоединяется к прилагательному, то оно обозначает__________________________________________________________________________________________________________________
  7. Д)
  8. По значению наречия делятся на следующие группы:
  9. 1. Наречия образа действия______________________________
  10. 2. Наречия степени качества ____________________________________
  11. 3. Наречия места ______________________________________
  12. 4. Наречия времени __________________________
  13. 4
  14. Резерв(разбор слов по составу)
  15. Налево, вкусно,дружески,трудно
  16. V
  17. Итог урока
  18. Синквейн
  19. 1наречие
  20. 2 неизменяемая,самостоятельная
  21. 3 примыкает, обозначает,поясняет
  22. 4фраза
  23. 5 морфология
  24. VI

. Рефлексия. Используя наречия закончите фразу

  • На уроке мне было…
  • — Используя шкалу, знания на конец урока ,оцените свою работу на уроке
  • адекватно оценивать свои достижения
  • VII

Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из книги, которую читаете. Выпишите ССЧ с наречиями.

  1. Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
  2. «Гимназия №7» (полного дня)
  3. Открытый урок
  4. по русскому языку в 4 «Б» классе
  5. «Роль в речи наречий, их синтаксическая роль,
  6. грамматические признаки»
  7. Белоусова Ольга Юрьевна
  8. учитель начальных классов
  9. г. Оренбурга
  10. 2015г

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-rol-v-rechi-narechiy-ih-sintaksicheskaya-rol-grammaticheskie-priznaki-607029.html

Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль

К наречиям относятся неизменяемые слова, обозначающие признак действия, состояния, качества предмета или другого признака Например: Ему хотелось обнять и расцеловать Стрельцова, но горло внезапно сжала горячая спазма, и он, стыдясь своих слез, отвернулся, торопливо достал кисет (Шол.).

— Наречия внезапно и торопливо обозначают признаки действий, названных глаголами сжала и достал. Но об одном подумать так обидно (Фад.). — Наречие так обозначает признак состояния, названного словом обидно. На синем, ослепительно синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака (Шол.).

— Наречие ослепительно обозначает признак качества, названного прилагательным синем. Полковник-щеголь был заметно рад, что с памятником справился так скоро (Щип.). — Наречие так обозначает признак признака, названного наречием скоро. Дня через два… Гвоздев в синей блузе, подпоясанной ремнем, в брюках навыпуск, в ярко начищенных ботинках, в белом картузе…

и с суковатой палкой в руке степенно гулял по «Горе» (М. Г.). — Наречие навыпуск обозначает признак предмета, названного именем существительным брюках.

Наречие, относясь к глаголу, прилагательному, наречию и имени существительному, оформляет свою связь с ними путем примыкания. Морфологические признаки наречий:

1. Неизменяемость (отсутствие форм изменения по падежам и числам). Степени сравнения имеются лишь у наречий на -о, -е, образованных от качественных прилагательных (быстро — быстрее, разг. быстрей, смело — смелее, разг. смелей). Сравнительная степень наречий омонимична сравнительной степени прилагательного.

Различаются они синтаксически: сравнительная степень прилагательного относится к существительному, напр.: Теперь душистей лес, пышнее тень ночная (Фет); а сравнительная степень наречия — к глаголу, например: Длинней с горы ложится тень (Тютч.).

Редко, в особых стилистических целях, употребляется превосходная степень на -айше, -ейше, например: Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (Гр.).

2.

Наличие специальных словообразовательных суффиксов (некоторые из них образуют наречия совместно с приставкой по-): -о, -е (весело, искренне), -и (вражески, дружески), -ьи (по-волчьи, по-человечьи), -омy, -ему (по-хорошему, по-новому); суффиксов сравнительной и превосходной степени (у наречий, образованных от качественных прилагательных): -ее (удачнее, выгоднее), -е, -ше (ярче, дальше), -йше, -ейше (нижайше, покорнейше), а также суффиксов субъективной оценки — -оньк(о), -еньк(о), -охоньк(о), -онечк(о) (тихонько, хорошенько, легохонько, тихонечко), -оват(о), -еват(о) (плоховато, щеголевато). Суффиксы субъективной оценки возможны у качественных наречий.

3. Лексическая и словообразовательная соотносительность с другими частями речи.

По форме, значению и происхождению наречия соотносятся с различными падежными формами имен существительных (днем, летом, галопом; вперемежку, набок), с именами прилагательными (вкрутую, наудалую; налево; ученически), с местоимениями (по-вашему), с глаголами (молча, лежа, припеваючи); древнейшие по образованию наречия, по происхождению связанные с местоимениями в современном русском языке выступают как непроизводные (куда где, здесь, там).

Основная роль наречий в предложении — обозначение различных обстоятельств.

Как обстоятельственное слово, наречие чаще всего примыкает к сказуемому-глаголу: На склоне высоты ветер вылизал дорогу, начисто смел и унес пыль (Шол.

), хотя может относиться и к определению и обстоятельству: Мажордом раскрыл дверь, по-старинному низенькую и узкую (А.Н. Т.); Он заметил всадника, ехавшего довольно небрежно (Вс. Ив.).

Кроме обстоятельства, наречие может быть несогласованным определением: Он быстрыми костлявыми пальцами расстегнул сюртук, открыв рубаху навыпуск (Л. Т.) — и сказуемым: Ведь я ей несколько сродни (Гр.); …Губы алые, глаза навыкате (С.-Щ.).

В роли подлежащего и дополнения наречие выступает только при субстантивации. Подобные случаи крайне редки. Например: Ваши «завтра» мне надоели.

  • 205.
  • Разряды наречий по значению
  • По значению наречия делятся на две группы — наречия определительные и наречия обстоятельственные.
  • Определительные наречия характеризуют действие или признак со стороны его качества, количества и способа совершения.
Читайте также:  Пятая (часть) - числительное порядковое, простое, целое?

Определительные качественные наречия обозначают качество действия или признака. Например: весело, громко, взволнованно, неприглядно, ласково, смело, кое-как, как-нибудь и др. Он бережно размял колос в ладонях… (Шол.); На мягком вечернем небе только зажглась первая, трепетно мерцающая звездочка (Шол.); Командир дивизии держался вначале начальнически небрежно… (Перв.).

Определительные количественные наречия обозначают меру и степень качества, интенсивность действия. Например: очень, весьма, почти, еле-еле, нисколько, чересчур, слишком, чуть, вдвое, натрое, довольно — Тут у нас развязно ты себя держишь, очень даже развязно… (Шол.).

Определительные наречия образа или способа действия характеризуют то, как совершается действие. Например: вдребезги, пешком, на ощупь, вплавь врукопашную и др. Лопахин ползком передвинулся поближе к воде… (Шол.); Николай доел кашу, вымыл и насухо вытер котелок (Шол.).

Образ или способ действия может быть определен путем сравнения или уподобления; По-осеннему сыплет ветр, по-осеннему шепчут листья (Ес.); [Гостья] засмеялась и совсем по-деревенски выкрикнула частушку (Б. Пол.). Обозначение способа действия совмещается здесь с его качественной характеристикой.

Обстоятельственные наречия служат показателями пространственных, временных, причинных и целевых отношений. Наречия времени указывают на время совершения действия. Например: вчера, завтра, днем, ночью, летом, зимой, иногда, впоследствии, покамест, раньше и др. Только иногда глаза его отдыхали на не тронутых огнем зеленых разливах проса да на зарослях кукурузы и подсолнуха… (Шол.).

Наречия места указывают на место совершения действия или его направление. Например: взад, вперед, вверх, вниз, здесь, впереди, издали, всюду, дома, никуда и др. Ни кровинки и не было в его известково-белом лице, но он все же двигался вперед… (Шол.).

Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие. Например: спросонья, сослепу, сгоряча, сдуру, потому, оттого и др. Он осердился на приказчика и выпил сгоряча три бутылки пива, оттого и умер (П.).

Наречия цели обозначают цель, ради которой совершается действие. Например: зачем, затем, назло, нарочно и др. Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц, любит ночи мглу? Затем, что ветру, и орлу, и сердцу девы нет закона (П.).

  1. 206.
  2. Разряды наречий по образованию
  3. Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.

Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.

Например, наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, — со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).

  • Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.
  • Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость (например: здесь, там, так, тогда).
  • Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена (например: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку), а также от старых форм ныне существующих имен (например: поделом, справа, слева).
  • Другие наречия более поздние по своему образованию (например: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз).
  • Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:
  • 1) наречия, соотносительные с местоимениями;
  • 2) наречия, соотносительные с именами существительными;
  • 3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;
  • 4) наречия, соотносительные с именами числительными;
  • 5) наречия, соотносительные с глаголами.
  • 207.
  • Пути образования наречий
  • Образование наречий происходило и происходит различными путями. Наиболее характерными из них являются следующие:

1) отрыв одной из именных форм от системы словоизменения с одновременным переосмыслением ее на основе новой функции слова.

Например, наречия летом, зимой, днем, вечером представляют собой формы творительного падежа именного склонения, застывшие в результате употребления в качестве обстоятельственного слова при глаголе (приехать летом, ложиться вечером, работать днем) (ср. приехать ранним летом),

  1. 2) слияние предлогов с различными частями речи с одновременным переосмыслением падежных форм и превращением их (вместе с предлогами) в отдельные слова, например: вбок, вброд, вверх, книзу, втайне; набело, надолго, врукопашную, вчистую, наудалую; по-моему, по-твоему; вшестером;
  2. 3) повторение слова с прибавлением предлога-приставки на- к форме наречия, например: сухо-насухо, крепко-накрепко, скоро-наскоро; повторение разных падежных форм одного и того же слова, например: черным-черно, белым-бело, давным-давно; а также повторение синонимичных форм, например: подобру-поздорову, нежданно-негаданно;
  3. 4) переосмысление деепричастий путем потери видо-временных и залоговых значений, например: сидя, лежа, немедля, нехотя, шутя;
  4. 5) суффиксальное образование наречий, например от основ прилагательных и причастий настоящего времени действительного залога: широко, певуче, дружески, угрожающе, а также от основ количественных числительных: дважды, трижды.
  5. 208.



Источник: https://infopedia.su/14x11e46.html

Ссылка на основную публикацию