Составное глагольное сказуемое — это… примеры предложений

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

Мы уже знаем, что такое простое глагольное сказуемое.

Сегодня на уроке нам предстоит близкое знакомство с составным глагольным сказуемым. Рассмотрим его компоненты и узнаем, в чем его главное отличие от составного именного сказуемого.

На уроке мы

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

Приступим к изучению данного вопроса. Наверняка вас заинтересовало слово «составное». Это значит, что сказуемое будет состоять из еще не известных нам компонентов. На что же мы обратим внимание в первую очередь?

Чтобы понять, какова структура составного глагольного сказуемого, обратим внимание на слово «глагольное».

Структура СГС

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

Рассмотрим несколько примеров.

Она долго болела. Она что делала? Болела. Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени изъявительного наклонения.

Она засмеялась. Она что сделала? Засмеялась. Мы уже знаем, что это простое глагольное сказуемое. Попробуем изменить пример.

Она стала смеяться. Она что сделала? Стала смеяться. Сказуемое выражено двумя глаголами: стала плюс смеяться.

Ребенок присел. Ребенок что сделал? Присел. Простое глагольное сказуемое, выраженное одним глаголом.

Ребенок хочет присесть. Ребенок что делает? Хочет присесть. Сказуемое выражено двумя глаголами: хочет плюс присесть.

Структура СГС

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

Вывод: составное глагольное сказуемое будет состоять из двух компонентов, которые обязательно будут являться глаголами или его формами.

Если мы вновь обратимся к нашим примерам, то поймем, что компоненты составного глагольного сказуемого неравноправны: один из них является вспомогательным, выражающим время и наклонение, то есть грамматическое значение. Как правило, это глагол в спрягаемой форме. Основная часть сказуемого выражается инфинитивом и выражает лексическое значение сказуемого.

Обратимся к примерам:

Я боюсь выступать. Я что делаю? Боюсь выступать. Составное глагольное сказуемое, которое состоит из основной части выступать, выраженной инфинитивом, и вспомогательной боюсь, выраженной глаголом настоящего времени изъявительного наклонения.

Она продолжала играть. Она что делала? Продолжала играть. Составное глагольное сказуемое, которое состоит из основной части играть, выраженной инфинитивом, и вспомогательной части продолжала, выраженной глаголом прошедшего времени, изъявительного наклонения.

Структура СГС

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

Что же такое составное глагольное сказуемое?

Составное глагольное сказуемоеэто главный член предложения.

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – во вспомогательной части.

Получается следующая формула:

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив.

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

А всегда ли инфинитив будет частью составного глагольного сказуемого?

Безусловно, нет. Как же не запутаться в дебрях сказуемых и отличать разные синтаксические роли инфинитив друг от друга?

Запомните:

1. Если лексическое значение вспомогательного глагола без инфинитива не понятно, то это – часть составного глагольного сказуемого.

Например: Я хочу… непонятно, если будет употребляться в такой форме. Дополним выражение и скажем: «Я хочу петь». Я хочу что делать? Петь. Это составное глагольное сказуемое.

Скажем: «Я начала…» Начала что? Я начала танцевать. Начала что делать? Танцевать. Начала танцеватьсоставное глагольное сказуемое.

Если же в сочетании глагола с инфинитивом глагол понятен, то есть является знаменательным, то это – простое глагольное сказуемое.

Я прилегла отдохнуть. Если мы скажем: «Я прилегла», то смысл предложения понятен и без инфинитива. Зададим к инфинитиву вопрос: прилегла с какой целью? Отдохнуть. Слово отдохнуть будет обстоятельством. Мы имеем дело с простым глагольным сказуемым, а инфинитив будет второстепенным членом предложения.

Вывод: в составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол должен быть неполнозначным лексически, то есть без вспомогательного слова смысл предложения не должен быть понятен.

Запомни!

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

2. Действие инфинитива должно относиться только к подлежащему.

Я хочу есть. Составное глагольное сказуемое. Я хочу. Есть буду — я.

Я просил ее станцевать. Просил простое глагольное сказуемое, так как просил я, а танцевать будет она. Инфинитив в данном случае не относится к подлежащему.

Запомни!

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

Перейдем к значению вспомогательных глаголов.

Вспомогательные глаголы могут обозначать:

1. Начало действия: Я начал читать.

2. Продолжение действия: Он продолжал упорствовать.

3. Окончание действия: Он перестал бороться.

Глаголы начала, продолжения, окончания действия обычно называют фазовыми. К ним относятся такие глаголы: начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Значение вспомогательных глаголов

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

Существуют еще модальные глаголы со значением необходимости, желательности, способности, предрасположенности, эмоциональной оценки действия и т.п.

К ним относятся следующие глаголы: мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь.

Значение вспомогательных глаголов

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

  • Рассмотрим примеры:
  • Я намереваюсь спеть (значение желательности).
  • Я стыжусь выступать (значение эмоциональной оценки).
  • Модальные глаголы в составе СГС
  • В состав составного глагольного сказуемого могут входить фразеологизмы в качестве вспомогательного слова:

Люда задалась целью выучить английский. Составное глагольное сказуемоезадалась целью выучить.

Я имею честь представиться. Составное глагольное сказуемоеимею честь представиться.

  1. Фразеологизмы в составе СГС
  2. Вспомогательные глаголы в составном глагольном сказуемом могут выражаться с помощью слов категории состояния.
  3. Например:

 Я рад вас приветствовать. Составное глагольное сказуемоерад вас приветствовать, где слово рад – краткое прилагательное.

Он должен к вам приехать. Составное глагольное сказуемоедолжен приехать, где слово должен – глагол долженствования.

Хорошо быть на опушке леса. Составное глагольное сказуемоехорошо быть. Хорошо – слово категории состояния.

  • Слова категории состояния в СГС
  • Запомните, что…

Источник: https://videouroki.net/video/15-sostavnoie-ghlaghol-noie-skazuiemoie.html

Составное глагольное сказуемое

Система сказуемого в русском языке довольно разнообразна и включает в себя три вида: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. В этой статье мы поговорим о составном глагольном сказуемом.
Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

По названию понятно, что составное сказуемое состоит из нескольких компонентов. Из каких же?

В его состав входит часть, выражающая основной смысл сказуемого, во-вторых – часть, которая берет на себя выражение грамматического значения. Если в простом глагольном сказуемом обе функции выполняло одно слово, то в составном они поделены между двумя элементами.

Со смысловой частью все понятно – это инфинитив глагола, называющего основное действие, о котором и сообщается в предложении. В примере «Я хотел поговорить» это слово «поговорить», ведь о том и речь, что говорящий стремится совершить именно это действие.

Грамматическая же часть составного глагольного сказуемого может выражаться разными способами.

Вариантов здесь три:

  • глагол с фазовым значением;
  • глагол с модальным значением;
  • краткое прилагательное с модальным значением (как это ни странно).

Рассмотрим первое. Слово «фаза» означает «стадия, этап какого-нибудь процесса». Иногда мы говорим: «На какой фазе находится работа над сочинением?» и т.п. То есть фазовый глагол называет фазу: начало (начать, стать» и т.п.), середину («продолжить» и т.п.) или конец («закончить», «завершить» и т.п.)

Модальность выражает отношение говорящего к предмету речи (хочу, например) или отношение предмета речи к действительности (реально ли происходит то, о чем говорят). Модальные глаголы: хотеть, мочь, желать, пытаться, намереваться и др.

Наконец, в русском языке в том же значении используются и несколько кратких прилагательных: рад, должен, обязан, готов, намерен, способен.

Они также могут выступать в качестве грамматической части, но, конечно, не самостоятельно: ведь прилагательное не может выражать глагольный смыл.

Так что в этом случае сказуемое состоит не из двух, а из трех компонентов: инфинитив, краткое прилагательное и глагол «быть» в нужной форме (он и берет на себя всю грамматическую работу).

В настоящем времени глагол «быть» в русском языке не употребляется: Я был рад помочь ему – Я рад помочь ему (а не «есть рад»).

Глагол, выражающий грамматический смысл, может стоять в любой форме любого времени и наклонения.

Надо сказать, что тема эта непростая и требует внимания и четкого рассуждения, поэтому изучающие в 8 классе русский язык школьники нередко испытывают сложности с этим материалом.

Ошибки чаще всего возникают тогда, когда школьники принимают два глагола в предложении (личную форму и инфинитив) за одно составное сказуемое. Например, в предложении «Я пошел купить хлеба» простое глагольное сказуемое «пошел», инфинитив же выступает в роли обстоятельства цели (я пошел зачем? – купить).

Глаголы движения никогда не бывают грамматической частью составного глагольного сказуемого.

Приведем несколько примеров составного глагольного сказуемого.

  • Продолжайте рассказывать, пожалуйста.
  • Мне хотелось бы вам ответить.
  • Я был бы рад сделать все от меня зависящее.

Составное глагольное сказуемое состоит из смысловой части (инфинитива) и вспомогательной, выражающей грамматический смысл. В роли вспомогательной части могут выступать глаголы с фазовым или модальным значением в любой форме, кроме инфинитива, или краткие прилагательные с модальным значением (тогда требуется еще глагол-связка «быть» в нужной форме).

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 185.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-primery-8-klass.html

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему: Составное глагольное сказуемое | Социальная сеть работников образования

  • Открытый урок в 8 классе.
  • Составное глагольное сказуемое (Слайд №1)
  • Цели: (Слайд № 2)
  • закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умения различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать, анализировать похожие языковые явления;
  • развивать лингвистическую компетентность; уметь анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему;
  • прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру.

Задачи:        

  • активизировать творческий потенциал учащихся;
  • развивать самостоятельность, активность;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, карточки для индивидуальной работы, памятки, презентация к уроку в формате Power Point.

ХОД УРОКА

Слово учителя. Наш урок мы посвятим сказуемому, о котором уже многое знаем. Знакомство с простым глагольным сказуемым уже состоялось, и сегодня мы продолжим изучать сказуемое и его виды.

Восстановите определения (устно): Слайд №3

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. … и …-это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и ….

Подлежащее –это … главный член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или …. Сказуемое –это … член предложения, который обозначает … или … и отвечает на вопросы …. Простое глагольное сказуемое может быть только ….

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражены….

Я предлагаю вам задания на ваш выбор. Если вы решитесь выполнить задание под номером I, вы  вряд ли столкнетесь с трудностями и сделаете ошибку. А смелым я предлагаю задание под номером II; при его выполнении необходимо подумать, применить все свои знания.

Читайте также:  Что такое спряжение глагола и как его определить?

Задание. Подчеркнуть грамматическую основу в предложении. (Слайд № 4-5)

  1. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао Цзы)

Самого главного глазами не увидешь. (Сент-Экзюпери)

  1. Когда я научусь  плыть, я смогу плыть по течению, обгоняя его.
  1. Если хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека)
  2. С каждого старайся спрашивать то, что он может знать. (Сент-Экзюпери)
  3. ( I – мы спрашиваем, путешествие начинается, не увидешь:.
  4. II- я научусь плыть, я смогу плыть, хочешь жить, живи, старайся спрашивать, он может дать.)
  5. Вопросы:
  6. Что означают данные афоризмы?
  7. Какие сказуемые встретились вам в этих примерах?
  8. В каком наклонении стоят эти сказуемые?
  9. Что необычного в сказуемых второй группы?
  10. Как вы думаете, что это за сказуемые?
  11. Вывод: сказуемые из второй группы – это  составные глагольные сказуемые, о которых мы сегодня и поговорим.
  1. Понятие о составном глагольном сказуемом. (Слайд №6)

Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

Составное глагольное сказуемое  =
  • вспомогательный глагол
  • грамматическое значение
  • (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)
  • и дополнительное  лексическое значение
+
  1.  Неопределенная     форма глагола
  2.              ↓
  3.    лексическое значение

!!! Обратить внимание на грамматическое и лексическое значения глаголов в составе СГС.

  • Вопросы:
  • Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
  • Какая часть составного глагольного сказуемого несёт в себе лексическое значение?
  • Какую роль играет вспомогательный глагол?
  • (Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение, и неопределённой формы, выражающей лексическое значение сказуемого).
  1. Работа с таблицей (Приложение № 1) (Слайд № 7)

— Рассмотрим таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она даётся вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы
Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания
  1. начать
  2. стать
  3. Закончить
  4. принять
  5. продолжить
  6. бросить
  7. пустить
  8. прекратить
  • уметь
  • успеть
  • желать
  • мечтать
  • хотеть
  • стыдиться
  • предполагать
  • привыкнуть
  • пытаться
  1. любить
  2. нравиться
  3. надеяться
  4. бояться
  5. стыдиться
  6. готовиться
  7. ненавидеть
  8. страшиться
  9. трусить
  • рад
  • должен
  • готов
  • обязан
  • достоин
  1. иметь желание
  2. сделать усилие
  3. дать согласие
  4. гореть желанием
  5. иметь честь
  6. иметь намерение
  7. дать обещание
  8. иметь привычку
  1. Цифровой диктант. (Слайд №8)
  • Распределите предложения, указав только их номера, в 2 столбика: 1 – с простым глагольным сказуемым, во 2 – с составным глагольным сказуемым.
  1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент-Экзюпери)
  2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея. (В.Перелешин)
  3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С.Пушкин)
  4. Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент-Экзюпери)
  5. Иные радовались, другие так просто повесили носы. (Ф.М.Достоевский)
  6. В одиночестве способен жить не всякий. (И.А.Крылов)

(   I-2,5; II -1,3,4,6) (Слайд №9)

  • Назовите сказуемые во 2-ом и 5-ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.

( во 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом – ПГС является фразеологизмом «повесили носы» — огорчились, расстроились)

  • В чем особенность вспомогательного глагола в сказуемом 6-го предложения?
  • (оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть только не только глагол, но и краткое прилагательное)
  • (мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даёшь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить)
  • Пауза для отдыха.

А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что внутри вас очень маленькая частичка, которая спокойна и счастлива. Она не тронута никакими страхами и заботами.

Если вы захотите, то сможете представить её в виде маленького зелёного деревца, которое тянется к свету, добру, и теплу.

Это деревце растёт и крепнет внутри вас, в то время как вы проходите через самые сложные испытания, преодолеваете трудности.

  1. Зная, что это деревце с вами, вы обретаете покой и одновременно веру в себя и в свои силы.
  2. А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.
  3. Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль.
  4. Принять себя.

        Однажды король пришёл в сад и увидел  увядающие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза увядала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

        После долгих и утомительных поисков король всё же нашёл одно цветущее  растение. Он спросил, почему оно не увядает. Растение ответило, что считает радость жизни само собой разумеющейся.

Подумав, оно добавило: «Король, ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб или розу, ты посадил бы их. Видимо, я не могу быть ни розой, ни виноградом.

Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

(Притча о том, что у каждого существа в этом мире есть своё назначение. Основная мысль заключается в том, что важно оставаться самим собой и стараться развивать свои лучшие качества, не сравнивая себя с другими.)

  • (Слайд №11)
  • Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть составные глагольные сказуемые (комментировано).
  • Принять себя.

        Однажды король пришёл в сад и увидел  увядающие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал что он ум..рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашёл её оп..дающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув..дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

        После долгих и утомительных поисков король всё же нашёл одно цветущее  р..стение. Он спросил, почему оно не ув..дает. Р..стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся.

Подумав оно добавило Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб или розу, ты посадил бы их. Вид..мо, я не могу быть ни розой ни виноградом.

Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

  1. Работа с клеше. (Слайд № 12)

Задание: опираясь на притчу, закончите предложения.

  1. В этом мире все другие роли уже заняты, поэтому следует быть…
  2. Нужно работать над собой, чтобы стать…
  3. Не следует сравнивать себя с…
  4. Когда человек на своём месте, он становится…

( 1- самим собой, 2 – лучше, чем ты есть сейчас, 3- другими людьми, 4- счастливым, нужным, востребованным).

  1. Обобщение изученного на уроке. (Слайд № 13)
  1. Сказуемое может быть … и…
  2. Составное глагольное сказуемое состоит из … и …
  3. Грамматическое значение сказуемого выражается…
  4. Неопределенная форма глагола выражает…
  5. Самоанализ деятельности на уроке.
  1. Прочитайте цель урока.
  2. Достигли ли вы целей урока?
  3. В какой степени? Что помогло и что помешало вашей работе на уроке?
  4. Оцените свою работу.(если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему
  • ! – многое удивило и заинтересовало;
  • ? – осталось много неясного;
  • … — было то, о чём следует поразмышлять, подумать).
  1. Домашнее задание. (Слайд №14)

Выучить теоретический материал на стр. 61-62; упр. 103

Спасибо за работу на уроке.

I группа: заменить простые глагольные сказуемые составными

  1. Виноградная лоза увядала.

Приложение 1.

Основные вспомогательные глаголы
Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания
  1. начать
  2. стать
  3. Закончить
  4. принять
  5. продолжить
  6. бросить
  7. пустить
  8. прекратить
  • уметь
  • успеть
  • желать
  • мечтать
  • хотеть
  • стыдиться
  • предполагать
  • привыкнуть
  • пытаться
  1. любить
  2. нравиться
  3. надеяться
  4. бояться
  5. стыдиться
  6. готовиться
  7. ненавидеть
  8. страшиться
  9. трусить
  • рад
  • должен
  • готов
  • обязан
  • достоин
  1. иметь желание
  2. сделать усилие
  3. дать согласие
  4. гореть желанием
  5. иметь честь
  6. иметь намерение
  7. дать обещание
  8. иметь привычку
  • Приложение 2.
  • Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть составные глагольные сказуемые (комментировано).
  • Принять себя.

        Однажды король пришёл в сад и увидел  увядающие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал что он ум..рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашёл её оп..дающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув..дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.

        После долгих и утомительных поисков король всё же нашёл одно цветущее  р..стение. Он спросил, почему оно не ув..дает. Р..стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся.

Подумав оно добавило Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб или розу, ты посадил бы их. Вид..мо, я не могу быть ни розой ни виноградом.

Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/07/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe

Сказуемое в предложении. Типы сказуемых в русском языке. Примеры

Сказуемое — это один из главных членов предложения. Сказуемое описывает действие или состояние предмета. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделал? что будет делать? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?

  • Я молчу.
  • Девочка гуляла.
  • Ты будешь говорить
  • Юноша был высок и строен.
  • Мой друг остался верен себе.
  • Ваня — студент.

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается двумя чертами, подлежащее — одной чертой.

  1. Пример. Подлежащее и сказуемое в предложении
  2. Снег идёт весь день.
  3. Снег — подлежащее.
  4. Идёт — сказуемое.

Если в предложении есть только подлежащее и/или сказуемое, то это нераспространенное предложение. Если же кроме подлежащего и сказуемого есть второстепенные члены (дополнение, обстоятельство, приложение) — это уже распространенное предложение.

Читайте подробнее: Распространенное предложение — что это? Главные и второстепенные члены предложения

Бывают предложения, в которых есть сказуемое, но нет подлежащего:

  • В лесу вечерело.
  • Прошу внимания.
  • За окном громыхнуло.
  • Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.

Типы (виды) сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Примеры

  • Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:Из дома вышел человек с дубинкой и мешком.Девушка пела в церковном хоре.Умремте ж под Москвой.Простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов — например, в будущем времени изъявительного наклонения или в форме повелительного наклонения:Вы будете жить с нами? Давай обсудим планы на будущее. Пускай она пройдет в дом.
  • Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива — неопределенной формы глагола: Преподаватель прекратил говорить.Я хотел вам позвонить.Мы думали заглянуть в гости.Преподаватель продолжал приводить интересные примеры.В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.Рад стараться.Всегда готов буду вам помочь.Мы вынуждены откланяться.Сотрудник начал работать над вашим заданием.
Читайте также:  Из-под травы или в траве?

В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.п.

Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.

  • Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное).Андрей стал отцом.Она оказалась другой.В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть).Вода в море была холодная и чистая.Я не был смельчаком. Бог есть любовь.Глагол «быть» в русском языке часто опускается. Поэтому связка может отсутствовать — быть нулевой.​Золото — драгоценный металл.Ты тоже молодец.Он мой друг.

Как выписать или подчеркнуть сказуемое в предложении

Чтобы найти сказуемое в предложении, задайте подходящий вопрос:Я вас любил. Я что делал? Любил.

Если в предложении есть подлежащее (кто? что?), сказуемое зависит от него и согласуется с подлежащим.

Редкая птица долетит до середины Днепра!Птица что сделает? Долетит.

Мой дядя самых честных правил.Что говорится о дяде? Каков он? Самых честных правил.

Сказуемое описывает действие или состояние предмета, указанного с помощью подлежащего.

Во время синтаксического разбора предложения сказуемое подчеркивают двумя чертами.

Однородные сказуемые. Предложения с однородными сказуемыми — примеры

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Сказуемые также могут быть однородными, если относятся к одному и тому же подлежащему. Однородные сказуемые могут быть выражены разными частями речи — глаголами, прилагательными, существительными.

Примеры однородных сказуемых:

В деревне мы купались, катались на велосипедах и загорали.Однородные сказуемые: купались, катались, загорали.

Морковь — полезная еда, источник витаминов.Однородные сказуемые: еда, источник.

Чтобы опознать однородные сказуемые, нужно поставить вопрос и убедиться: они относятся к одному и тому же подлежащему, отвечают на один и тот же вопрос.

Дорога вела вперед, кружила, звала за собой.

Дорога что делала? Вела, кружила, звала. Это однородные сказуемые.

Однородные сказуемые. Как ставить запятые?

Запятые при однородных сказуемых ставятся по тем же правилам, что и при других однородных членах:

  • Запятая нужна, если однородные перечисляются без всякого союза. Мы бегали, прыгали, играли.
  • Запятая нужна, если использованы союзы а, но, однако, зато. Мы не бегали, зато плавали.
  • Запятая нужна, если есть повторяющийся или составной союз. Мы и бегали, и купались. Мы не только бегали, но и купались.
  • Запятая не нужна, если используется и не повторяются союзы и, или. Мы купаемся и бегаем. Мы будем купаться или загорать.
  1. Сложный случай. Союз «да»
  2. Если союз да используется в соединительном значении и, запятая не нужна:Мы гуляли да удивлялись.
  3. Если да используется в противительном значении но, запятая нужна:Мы хотели, да не смогли.

Однородные сказуемые, выраженные разными частями речи

Сказуемые могут быть выражены разными частями речи — глаголами, существительными, прилагательными, причастиями. Иногда однородные сказуемые выражаются разными частями речи.

Мебель куплена и уже собирается. Первое сказуемое — причастие, второе — глагол.

Ночь была темна и наполнена звуками. Первое сказуемое — прилагательное, второе — причастие.

  • Примеры предложений с однородными сказуемыми
  • Машина подъехала к дому и остановилась.
  • Мы приехали, оставили вещи в гостинице и пошли гулять по городу.
  • Оратор то говорил громко, то затихал.
  • Вася не только студент-отличник, но и хороший спортсмен.
  • Наш класс большой, дружный и веселый.

Что такое грамматическое сказуемое?

Грамматическое сказуемое — это сказуемое в собственном смысле, сказуемое как член предложения.

Этот термин используют, чтобы отличать настоящее сказуемое от «логического сказуемого» (по смыслу оно может включать дополнительные слова, другие члены предложения) и «психологического сказуемого» (состояния или действия, на котором автор акцентирует внимание, даже если оно выражено не сказуемым).

 Тире между подлежащим и сказуемым. Правило и примеры предложений

Источник: https://www.anews.com/p/110984358-skazuemoe-v-predlozhenii-tipy-skazuemyh-v-russkom-yazyke-primery/

Сказуемое в английском языке: простое, составное

Сказуемое в английском языке (The predicate) обозначает действие или состояние предметов, лиц, действий, которыми выражено подлежащее. Данный член предложения отвечает на следующие вопросы: Что делается с подлежащим? Что делает подлежащее? Что оно такое? Каково оно? Рассмотрим особенности образования сказуемого, основные его формы, а также наведем примеры для лучшего усвоения темы.

Сказуемое в английском языке: основные виды

Сказуемое подразделяется на несколько определенных видов. Оно бывает:

Если говорить о составных сказуемых, то они делятся на два типы:

  1. составное именное,
  2. составное глагольное.

Первое образуется следующим способом => глагол-связка + именная часть.

Способ образования второго => модальный глагол + инфинитив

Это только основная схема, но важно помнить, что в составном именном сказуемом глагол-связка выражается to be в разных формах, но… в качестве связки могут выступать слова to look, to seem, to turn, to get, to become и пр. Что касается именной части, то ею могут выступать – герундий, причастие, числительное, инфинитив, местоимение, наречие, прилагательное, существительное.

В составном глагольном сказуемом в качестве модальных глаголов используются must, may, can, ought etc. Причем обратите внимание, что составным глагольным сказуемым может служить также конструкция, которая состоит из некоторых глаголов + инфинитива или герундия.

Простые сказуемые

  • Выражаются глаголами в личной форме, причем они могут быть в любом наклонении, залоге и времени:
  • She wears a uniform => Она носит униформу.
  • He looks at the window => Он смотрит в окно.
  • Mary is cooking her favourite cookies => Мэри готовит ее любимое домашнее печенье.

Обратите внимание! Сказуемое в английском языке может представлять собой как одно слово, так и состоять из нескольких слов. В последнем случае мы будем использовать вспомогательные и смысловые глаголы.

Сказуемые могут выражаться глаголами в любых залогах и видоизмененных формах (таблица это наглядно показывает):

She has been watching her favourite movie => Она смотрела свой любимый фильм.
Our neighbours will come back in a minute => Наши соседи возвратятся через минуту.
Sarah will prepare for her exams in July => Сара будет готовиться к своим экзаменам в июле.
  1. На заметку! К простым сказуемым относятся также те, которые выражаются фразовыми глаголами и устойчивыми сочетаниями, которые в общем образуют одно целостное понятие, иными словами – фразеологическое выражение =>
  2. She pays no attention to his remarks => Она не обращает внимания на его замечания.
  3. The grandparents take care of their little grandchildren => Бабушка и дедушка заботятся о своих маленьких внуках.

Составное именное сказуемое

Как мы уже говорили, оно состоит из глагола связки и именной части. Говоря о глаголе-связке, то в большинстве случаев им будет выступать глагол to be, который может быть в любом лице и времени => is/are/were/was/am…

На заметку! в отличие от русского языка, в английском глагол to be не опускается в настоящем времени.

Что касается именной части, то она служит для выражения основного смыслового значения сказуемого. При этом именная часть характеризует подлежащее => что оно собой представляет, каково оно, что оно такое, или кто.

На заметку! Под именной частью речи мы подразуемваем любую часть речи, кроме междометия и союза. К тому же, именная часть может выражаться придаточным предложением.

  • Предложения, в которых именная часть представлена =>
  • The cake is yours => Пирожное твое.
  • It is him => Это он.
  • He was a gardener => Он был садовником.
  • She is the brightest student => Она самая умная (смышленная) студентка.
  1. Местоимением или существительным с предлогом
  1. My parents are strongly against it => Мои родители категорически против этого.
  2. Her grandmother was in despair => Ее бабушка была в отчаянии.
  3. She is twenty-five => Ей 25 лет.
  4. This young girl is seventeen => Этой молодой девушке 17 лет.
  5. The sky is blue => Небо голубое.
  6. The paper is yellow => Бумага желтая.
  7. The cake is delicious => Пирожное изумительно вкусное.
  8. My close friends are far away => Мои близкие друзья очень далеко.
  9. The theory was over so we began to practice => Теория закончилась, поэтому мы приступили к практике.
  10. Her task was to help them to cope with everything => Ее заданием было помочь им справиться со всем.
  11. His ideology is to help everybody who is in need => его идеология – помочь каждому, кто нуждается.
  12. The store is closed => Магазин закрыт.
  13. The eggs are boiled => Яйца сварены.
  14. His the most sincere wish was painting => Его самым заветным желанием было рисование.
  15. Her greatest wish is cooking => Ее самое большое желание – готовить.

Составное глагольное сказуемое

Схема образования такого сказуемого => комбинация modal verb+infinitive.

Модальные глаголы, которые используются в составных глагольных сказуемых:

  • Need – надо, нужно,
  • Shall/should – выражает необходимость, приказание,
  • Must – необходимо, нужно,
  • May – мочь, иметь возможность,
  • Can – уметь, могти,
  • Ought (to) – следует, должен
  • Will/would – выражает намерение, желание, обещание,
  • To have (to) – должен (сильная форма),
  • To be (to) – должен (в форме приказа).

После модальных глаголов идет смысловой глагол, который выражается инфинитивом без частицы to:

  • I can write an article => Я могу написать статью.
  • You must start learning English => Вы должны начать учить английский.
  • She may not come today => Вероятно, что она сегодня не придет.
Читайте также:  "извините" или "извените", как правильно пишется?

Но!

  • They are to start that project => Они должны начать тот проект.
  • I have to visit my relatives => Я должен навестить моих родственников.

Как вы заметили, в последних двух примерах частицу to мы используем. Но это не исключение из правил, а особенность образования модального глагола, который в своем составе имеет частицу to (have to, be to, ought to).

Еще несколько ярких примеров составных глагольных сказуемых в предложениях:

  • You should have followed their advice => Тебе следовало бы последовать их совету.
  • She may have seen that movie earlier => Вероятно, что она уже видела фильм ранее.
  • A lot of things are to be done because of this statement => Из-за этого указа нужно сделать много вещей.
  • Обратите внимание на глаголы, которые чаще всего используются с составными глагольными сказуемыми:
  • to start, to begin, to go on, to stop, to continue, to finish.
  • Несколько примеров:
  • He began to do everything as you said => Он начал делать все так, как ты сказал.
  • I have finished translating this => Я закончил переводить это.
  • She stopped explaining everything => Она прекратила объяснять все.

Подводим итоги

Сказуемое в английском языке играет важную роль при построении предложения. Научившись правильно их употреблять в разных формах, временах и лицах, вы научитесь грамотно говорить, без ошибок и ляпов. При этом обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого в английском языке.

С примеров, приведенных выше, видно, с какими предлогами, частицами и связками употребляются основные члены предложения и в какой форме, числе и лице их лучше использовать. Но… английская грамматика богата исключениями, что и определяет интересность ее изучения. Изучая подлежащее и сказуемое вместе, вы повышаете шансы на лучшее понимание темы. И тут грамматика вам тоже в помощь!

Источник: https://speakenglishwell.ru/skazuemoe-v-anglijskom-yazyke-vidy-s-primerami/

Составное глагольное сказуемое

В этой статье мы рассмотрим, что такое составное глагольное сказуемое, чем оно отличается от простого, а также выполним синтаксический разбор составных сказуемых.

Если у вас есть задания на синтаксический разбор, обращайтесь в х.

Что это

Это сказуемое, состоящее из двух слов, причем оба из них –  глаголы. Первый глагол – вспомогательная часть, а второй – основная смысловая часть.

Примеры предложений

Здесь составные глагольные сказуемые – «бросил курить», «начал петь», «перестал шуметь».

Основная и вспомогательная часть

В этих примерах «бросил», «начал», «перестал» самостоятельного смысла не имеют – непонятно, что именно бросил, начал и перестал. Если закончить предложение на первом глаголе, оно получится странным: «Он бросил», «Я начал», «Ветер перестал», и смысл потеряется полностью.

Смысл придает второй глагол – инфинитив: «курить», «петь», «шуметь». Он и считается основной частью. А первый глагол –  «начал», «бросил», «перестал» – вспомогательный.

Значения вспомогательной части (глагола)

Этих вспомогательных глаголов довольно много, и их можно разделить на две группы: фазовые и модальные.

Фазовые указывают на фазу действия: начал, продолжил, кончил. Вот только часть списка:

Модальные глаголы указывают на необходимость, желательность действия и т.д. Вот тоже часть списка:

Обе группы глаголов объединяет то, что сами по себе без основной части они не передают смысл предложения.  К ним обязательно прилагается основная часть.

Но есть также простые глагольные сказуемые, которые используются вместе с инфинитивом. Внешне они очень похожи на составные, но их следует отличать.

Не путайте составное глагольное сказуемое с простым глагольным сказуемым

Например:

«приказал уйти» – это НЕ составное сказуемое. Это простое сказуемое «приказал», за которым стоит дополнение «уйти». Приказал (что?)  уйти (кому?) людям.

Инфинитив «уйти» относится не к подлежащему – тому, кто приказал, а к людям. Поэтому это  не составное глагольное сказуемое.

Хотя бывает, что инфинитив относится к подлежащему, но все равно имеем  не составное глагольное сказуемое, а простое с дополнением или обстоятельством.

Например:

“Она присела” – это само по себе полноценное предложение, здесь нет незаконченности. “Отдохнуть” – обстоятельство. Присела зачем? Отдохнуть.

  • Так что это простое глагольное сказуемое «присела» с обстоятельством «отдохнуть», выраженным инфинитивом.
  • “Присела” – не модальный и не фазовый глагол, он имеет самостоятельное значение.
  • Согласитесь, что оборвать фразу после «присела» – это не то же самое, что после «бросил» в предложении «он бросил курить».
  • «Она присела» – звучит нормально.
  • «Он бросил» – звучит совершенно непонятно без инфинитива «курить».
  • Поэтому «бросил курить» – составное глагольное сказуемое,  а «присела отдохнуть» – простое глагольное сказуемое «присела» с обстоятельством цели «отдохнуть».
  • Разумеется, если сказуемое состоит из одного слова, то тут даже думать не надо. – Например, в предложении:

стоит один глагол «уехала» без инфинитива. Поэтому это простое сказуемое, так как оно состоит из одного слова.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Определить тип сказуемого – «составное глагольное сказуемое»
  2. Указать, чем выражена основная часть – «инфинитивом»
  3. Указать, чем какой формой глагола выражена вспомогательная часть
  4. И определить, какое она имеет значение (фазовое, модальное).

Образец разбора

Она даже не успела поздороваться с ним.

  1. Успела поздороваться – составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «поздороваться» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «успела» – выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «успела» имеет фазовое значение

Еще примеры разбора

А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься

  1. Не хотела униматься – составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «униматься» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «Не хотела» – выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «не хотела» имеет модальное значение

Я уважению к родной земле учить их стараюсь

  1. Стараюсь учить – составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «учить» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «стараюсь» – выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «стараюсь» имеет модальное значение

Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле

  1. Начали стучать – составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «стучать» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «начали» – выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «начали» имеет фазовое значение

Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком

  1. Умеет заставить – составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «заставить » выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «умеет» – выражена глаголом в настоящем времени
  4. «Умеет» имеет модальное значение

Примеры простых глагольных сказуемых

Старуха ушла хлопотать об отъезде

  • Ушла – простое глагольное сказуемое
  • Хлопотать – обстоятельство цели

За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи

  • начинались – простое глагольное сказуемое

Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл

  • не пошел – простое глагольное сказуемое, выраженное лексически полнозначным глаголом
  • завтракать – обстоятельство цели

Источник: https://itlang.ru/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe/

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое имеет следующую структуру: вспомогательная часть + инфинитив.

Во вспомогательной части используется вспомогательный глагол в форме одного из наклонений, выражающий грамматическое значение, а в основной части — инфинитив (или устойчивое сочетание глагольного типа в форме инфинитива), который выражает лексическое значение, т.е. непосредственно называет действие: Он охладительное слово в устах старался удержать (А. Пушкин); Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал делать свои наблюдения (= наблюдать) (М. Лермонтов).

Кроме грамматического значения наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают и дополнительные значения: 1) начала, конца или продолжения действия, т.е. фазы действия (такие глаголы называются фазисными): начать, стать (= начать), продолжать, закончить, перестать и т. п.

; 2) желательности/нежелательности, возможности/невозможности, целесообразности/нецелесообразности, и т. п.

действия, а также склонности, привычности, эмоционального отношения к действию (такие глаголы называются модальными, они выражают отношение деятеля к действию): хотеть, мочь, желать, стремиться, пытаться, стараться, решиться, любить, бояться и др.:

1) Между тем княжна Мери перестала петь (М. Лермонтов); Наташа начинала успокаиваться… (Л. Толстой); От горячих лучей солнца стал плавиться снег (М. Пришвин).

2) Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин); Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки? (М. Лермонтов); Мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный (А. Пушкин); Я сама стараюсь у огня по частям снежинку разобрать (Н. Мат­веева).

Во вспомогательной части вместо модальных глаголов могут использоваться также глагольные фразеологизмы и устойчивые глагольно-именные обороты с модальным значением: гореть желанием, иметь обыкновение, иметь право, дать обещание, иметь намерением, иметь возможность и под.

Например: Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения (= не намеревался) жениться (Н. Гоголь); Теперь хоть имеете возможность (= можете) возразить, если что не так (В. Вересаев); Я уже дал себе слово (= пообещал) больше не играть с ним (Л. Толстой).

Вместо глаголов и глагольных фразеологизмов во вспомогательной части составного глагольного сказуемого возможны и другие части речи (с модальным значением) в сочетании с глаголом-связкой быть (в настоящем времени связка опускается, т.е. имеет нулевую форту):

1) прилагательные (обычно краткие): рад, готов, обязан, вынужден, должен, согласен и др.: Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит! (А. Грибоедов); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин);

2) существительные мастер, мастерица, охотник, любитель: Он был охотник подшутить (М. Лермонтов); Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины (Н. Гоголь);

3) наречия и наречные сочетания, а также категория состояния (в односоставных безличных предложениях) с модальным значением: вправе, не прочь, в силах, надо, в состоянии, можно, нельзя и под.

: Не в силах Ленский снесть удара (А. Пушкин); Я думаю: он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя (М. Лермонтов); Мне нужно на кого-нибудь молиться (Б. Окуджава).

Следует помнить, что инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если: 1) у действий, названных инфинитивом и глаголом в форме наклонения, разные исполнители; инфинитив в таких предложениях является дополнением; 2) инфинитив зависит от глагола движения (или прекращения движения); такой инфинитив является обстоятельством цели.

Например: 1) Непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. (А. Чехов); 2) Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару (А. Пушкин); Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов).

Источник: http://lingvotech.com/sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe

Ссылка на основную публикацию