Подчинительная связь в словосочетании. примеры

Для начала нужно усвоить, что словосочетанием можно считать только сочетание слов на основе подчинительной связи. Что это значит? Один из входящих в словосочетание компонентов подчиняется другому. Проще говоря, от одного слова к другому можно задать вопрос.

Слово, от которого задаём вопрос, – главное. Слово, к которому задаём вопрос, — зависимое:

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Какие же есть типы связи слов в словосочетании? Их три: согласование, управление и примыкание. Как же определить, к какому типу подчинительной связи относится конкретное словосочетание? Проще всего это сделать, если определить, какой частью речи является зависимое слово.

Согласование

При согласовании зависимое слово – прилагательное или слова с признаками прилагательного:

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Управление

При управлении зависимое слово – существительное или слова с признаками существительного:

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Примыкание

При примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи. Чаще всего это наречие, деепричастие или неопределённая форма глагола:

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Тест по теме «Типы связи слов в словосочетании»

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/zadanie-v3/

Виды связи слов в словосочетании: что это такое, согласование, примеры, способы подчинительной и синтаксической

Словосочетание – строительный материал предложения. Это самая маленькая синтаксическая единица, которая имеет свои методы соединения. Если мы умеем определять виды связи слов в словосочетании, то научимся разбирать более сложные синтаксические единицы – предложения….

Способы образования

Слова объединяются подчинительным способом. Это значит, что они неравноправны: одно – главное, другое – зависимое. Функция такого соединения – более подробно описать понятие (предмет, признак, действие).

Подчинительная связь в словосочетании. ПримерыВиды словосочетаний Важно! Не каждое сочетание слов может стать словосочетанием.

Какие разновидности словесных сочетаний не относятся к словосочетаниям:

  1. Грамматическая основа – подлежащее и сказуемое: папа приехал, окно открыто, задача решена.
  2. Однородные члены предложения. Они связаны сочинительными союзами: добрый и веселый, то грустно, то смешно, не только умный, но и красивый.
  3. Сложное будущее время: буду читать, будем смеяться.
  4. Сравнительная степень: самый быстрый, менее высоко.
  5. Служебные части речи с самостоятельными: в течение времени, возле реки, навстречу ветру.
  6. Фразеологизмы. По смыслу они приравниваются к словам: вешать нос (расстраиваться), скрепя сердце (неохотно).

Слова в словосочетании соединяются:

  • по смыслу (от главного элемента задается смысловой вопрос: написать (что?) книгу, зайти (куда?) домой),
  • грамматически: с помощью окончаний: курткой желтой, либо с помощью окончаний и предлогов: зацепиться за ветку.

Чтобы лучше понять, что такое зависимое слово, посмотрим, какие встречаются смысловые отношения:

  1. Определительные. Называется признак предмета: фрукты (какие?) вкусные.
  2. Объектные. Указывается на объект действия, место, направление: приехать (к кому?) к другу, повернуть (куда?) направо.
  3. Обстоятельственные. Обозначается признак действия: бежать (каким образом?) быстро.

Подчинение и его способы

Смысловое соединение есть во всех конструкциях, а грамматическое – нет. Основные виды словосочетаний определяют по форме его составных элементов. Смотрим, изменяемые это части речи или нет, какой вид они имеют, какие средства связи слов в конструкции. Чтобы быстро определять тип соединения, нужно уметь изменять словоформы по падежам и лицам.

Существует 3 типа грамматической связи слов в минимальных синтаксических единицах. Рассмотрим подробно каждый из них.

Согласование

Способ сочетания, при котором зависимое слово принимает форму главного: шляпа (какая?) красивая. Оба члена имеют одинаковые падеж, род, число.

Подчинительная связь в словосочетании. ПримерыСогласование Внимание! Изменяется основной компонент – изменяется и второстепенный: шляпой красивой, шляпами красивыми, о шляпах красивых.

Оба элемента в таких конструкциях – изменяемые части речи. Поэтому средства связи слов в сочетаниях такого типа – смысл и грамматический вид.

Главное Зависимое Примеры
Существительное и те словоформы, которые могут выполнять его функцию Прилагательное Что-то (какое?) красивое, небо (какое?) голубое,
столовая (какая?) чистая
Причастие Ученик (какой?) читающий, река (какая?) замерзшая
Числительное Дом (который?) второй, в городах (скольких?) трех,
руками (сколькими?) обеими
Местоимение Человек (какой?) какой-то, смысла (какого?) никакого,
тарелка (чья?) моя
Существительное (приложение) Девочка (какая?) Оля, глаза (какие?) бусинки (глаза-бусинки)

Управление

Главное слово управляет зависимым, ставит его в необходимую форму: пришел (с кем?) с другом – глагол указывает существительному на форму Т.п.

Если изменить словоформу ведущего элемента, ведомый останется в том же падеже.

Например: приду с другом, пришли с другом, придет с другом.

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Грамматические средства в этих конструкциях – смысл и падежная форма. Только при управлении между частями может ставиться предлог: думать о звездах, накричать на соседа, лететь навстречу ветру.

При управлении второстепенные слова – изменяемые части речи, так как соединяются с помощью падежных окончаний и/или предлогов.

Главное Зависимое Примеры
Глагол,

  • деепричастие, существительное, причастие, прилагательное,
  • числительное,
  • местоимение.
Существительное Приехать (к кому?) к другу,

  1. записывая (что?) лекцию,
  2. прочитана (кем?) мальчиком,
  3. память (о чем?) о прошлом,
  4. три (кого?) сестры,

не нужен (кому?) никому.

Местоимение Спросил (у кого?) у кого-то, увидел (что?) нечто,
подарок (кому?) ему
Прилагательное, называющее предмет Узнать (о ком?) о неизвестном, принесли (что?) горячее
Причастие, называющее предмет Множество (кого?) собравшихся, приветствовать (кого?) отдыхающих

Необходимо различать! Числительное в именительном и винительном падежах командует существительным. Это управление: пять собак, трое мальчиков. Если числительное стоит в других падежах, то это согласование: пятью собаками, о пяти собаках, с тремя мальчиками, о трех мальчиках.

Примыкание

К главному компоненту примыкает неизменяемая часть речи: ехать (куда?) вперед. Средство соединения здесь одно – смысл, потому что ведомое слово не может принять иной вид. Можно выделить дополнительные средства соединения в таких конструкциях – порядок слов и интонацию.

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Зависимые компоненты в примыкании – неизменяемые, поэтому средство грамматической связи отсутствует. Ведущее слово – любая часть речи.

Главное Зависимое Примеры
Глагол,

  • существительное,
  • наречие,
  • прилагательное,
  • причастие,
  • деепричастие,
  • местоимение
Наречие Приехал (когда?) вчера, дом (какой?) напротив,
быстро (в какой степени?) очень
Деепричастие Говорил (каким образом?) заикаясь
Инфинитив Мечта (какая?) жениться, пришел (с какой целью?) поговорить
Неизменяемое имя прилагательное Цвет (какой?) хаки
Сравнительная степень имени прилагательного Новость (какая?) поважнее, некто (какой?) поинтереснее
Притяжательными местоимениями (его, ее, их) Квартира (чья?) его, ребенок (чей?) их
Существительное (несогласованное приложение) Пьеса (какая?) «Бесприданница», роман (какой?) «Война и мир»

Как определить тип соединения

Выпишите из предложения необходимые конструкции – так разбирать будет удобнее. Помните, что не все соединения подходят. Когда верные единицы нашлись, определяем способы подчинительной связи. Попробуйте действовать по алгоритму:

Образец разбора:

  1. Возьмем такой пример: увидимся скоро.
  2. Задаем вопрос: увидимся (когда?) скоро. Увидимся – главный элемент, скоро – второстепенный.
  3. Изменяем: увижу скоро, увидишь скоро. Преобразовался только основной компонент, значит согласованием это быть не может. Остаются те виды синтаксической связи в словосочетании, в которых изменяемый только один компонент.
  4. Предлога нет.
  5. «Скоро» – это наречие. Наречие не изменяется, значит грамматическое средство в нашем случае отсутствует.
  6. Это примыкание.
  1. Связь слов в словосочетании
  2. Задание 6. Словосочетание

Вывод

При синтаксическом разборе удобно строить схему. Главную часть обозначаем крестиком, формальные средства подчеркиваем (предлоги и окончания), называем части речи членов конструкции. С помощью схемы и алгоритма легко разобрать любые примеры словосочетаний.

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/chto-takoe-vidyi-svyazi-slov-v-slovosochetanii

Что такое подчинительная связь в русском языке. Типы подчинительной связи в словосочетаниях

B3 — типы подчинительной связи

Комментарии преподавателя

Возможные трудности
Добрые советы
Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное
, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.
Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы
), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование. Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги
), то тип связи в этом словосочетании — управление.
Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.
Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке
. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.
Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу.
Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать
чем? летом
. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться
чем? летом
. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление. В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой?
и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу
какую? крутую
.
Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:слегка грустный, люблю поесть.
В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака
. В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.
  • Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании
  • Синтаксис

    это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений
    .

Предложение —
это основная единица синтаксиса, выражающая мысль,
содержащая сообщение, вопрос либо побуждение. Предложение обладает
интонационной и смысловой законченностью, т. е. оформляется как отдельное
высказывание.

На улице холодно (сообщение).

Когда отходит поезд? (вопрос).

Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).

Предложение имеет грамматическую основу

(подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения
делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

  1. Утренний туман над городом еще не рассеялся,
    хотя и поредел
    (простое предложение).
  2. Тот, который был с золотым зубом, оказался
    официантом, а не жуликом (сложное предложение).
  3. По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные
    .
  4. По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные
    .
  5. По цели высказывания предложения бывают повествовательные
    ,
    побудительные и вопросительные
    .
  6. По интонации предложения бывают восклицательные

    и невосклицательные
    .

  7. Словосочетанием
    называются два или несколько слов, объединенных по
    смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи
    ).

Словосочетание состоит из главного и зависимого
слов. От главного
слова можно задать вопрос к зависимому.

Зайти (куда?) в глушь.

Зарядка (чего?) аккумулятора.

  • Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их
    признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует
    смысл главного. Сравним:
  • Утро — летнее утро;
  • Спать — долго спать.
  • Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три
    вида подчинительной связи: согласование
    , управление и примыкание
    .
  • Подчинительная связь
  • Подчине́ние
    , или подчинительная связь
    — отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.
  • В такой свя́зи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный
    , другой — как зависимый
    .
  • Лингвистическому понятию «подчинение» предшествует более древнее понятие — «гипотаксис ».

Особенности подчинительной связи

Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми
отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.

Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа
, во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения
, во-вторых .

Подчинение в словосочетании и простом предложении

Виды подчинительной связи в словосочетании и предложении:

Подчинение в сложном предложении

Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной
частью, а зависимая — придаточной
.

Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении:

  • союзное подчинение
    — подчинение предложений при помощи союзов .Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть
    (Лермонтов).
  • относительное подчинение
    — подчинение предложений при помощи союзных (относительных) слов.Настала минута, когда я понял всю цену этих слов
    (Гончаров).
  • косвенно-вопросительное подчинение
    (вопросительно-относительное, относительно-вопросительное) — подчинение при помощи вопросительно-относительных местоимений и наречий, связывающих придаточную часть с главной, в которой поясняемый придаточной частью член предложения выражен глаголом или именем существительным со значением высказывания, восприятия, мыслительной деятельности, чувства, внутреннего состояния.Сначала я не мог отдать себе отчета, что именно эmo было
    (Короленко).
  • последовательное подчинение (включение)
    — подчинение, при котором первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная — к первой придаточной, третья придаточная — ко, второй придаточной и т. д.Надеюсь, что эта книга достаточно определённо говорит о том, что я не стеснялся писать правду, когда хотел этого
    (Горький).
  • взаимное подчинение
    — обоюдная зависимость предикативных частей сложноподчиненного предложения, в котором не выделяются главное и придаточное предложения; отношения между частями выражаются лексико-синтаксическими средствами.Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором
    (Гоголь).
  • параллельное подчинение (соподчинение)

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation
. 2010
.

Смотреть что такое «Подчинительная связь» в других словарях:

    Связь между двумя синтаксически неравноправными словами в словосочетании и предложениие одно из них выступает как главное, другое как зависимое. Новый учебник, выполнение плана, правильно ответить. см. согласование, управление, примыкание; В… … Связь, служащая для выражения взаимосвязи элементов словосочетания и предложения. Связь подчинительная см. подчинение. Связь сочинительная см. сочинение … Словарь лингвистических терминов

    Связь слов, служащая для выражения взаимозависимости элементов словосочетания и предложения. Подчинительная связь. Сочинительная связъ … Словарь лингвистических терминов

    Связь, возникающая между компонентами сложного предложения. Содержание 1 Описание 2 Типы синтаксической связи 3 Примечания … Википедия

    Подчинительная связь, формально выраженная зависимость одного синтаксического элемента (слова, предложения) от другого. На основе П. образуются синтаксические единицы 2 типов словосочетания и сложноподчинённые предложения. Слово (в… … Большая советская энциклопедия

    1. Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию об этом явлении в других языках и в типологическом освещении … Википедия
    2. Подчинение, или подчинительная связь отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. В такой связи один из компонентов (слов либо предложений)… … Википедия
    3. — (СПП) это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает… … Википедия аудиокнига

В состав сложных предложений всегда входят два или более простых (их также называют предикативными частями), соединяющихся различными видами связи: союзная сочинительная, бессоюзная и союзная подчинительная связь. Именно наличие или отсутствие союзов и их значение позволяют установить вид связи в предложении.

Определение подчинительной связи в предложении

Подчинение, или подчинительная связь
— вид связи, при котором одна из предикативных частей является главной, подчиняющей, а другая — зависимой, придаточной.

Такая связь передаётся посредством подчинительных союзов или союзных слов; от главной части к придаточной всегда возможно задать вопрос.

Таким образом, подчинительная связь (в отличие от сочинительной) подразумевает синтаксическое неравноправие между предикативными частями предложения.

Например:
На уроках географии мы узнали, (о чём?) почему бывают приливы и отливы,
где На уроках географии мы узнали
— главная часть, бывают приливы и отливы
— придаточная часть, почему — подчинительный союз.

Подчинительные союзы и союзные слова

Предикативные части сложного предложения, связанные подчинительной связью, соединяются с помощью подчинительных союзов, союзных слов
. В свою очередь, подчинительные союзы подразделяются на простые и сложные.

К простым союзам относятся: что, чтобы, как, когда, едва, пока, если, будто, словно, точно, ибо, хотя
и другие. Подчинительная связь в словосочетании. ПримерыМы хотим, чтобы все народы жили счастливо.

Сложные союзы включают в себя как минимум два слова: потому что, оттого что, так как, для того чтобы, как только, в то время как, до тех пор пока, несмотря на то что, как будто
и другие.Как только
взошло солнце, проснулись все певчие птицы.

В качестве союзных слов могут выступать относительные местоимения и наречия: кто, что, который, чей, какой, сколько
(во всех падежах); где, куда, откуда, когда, как, зачем, почему
и другие. Союзные слова всегда отвечают на какой-либо вопрос и являются одним из членов придаточного предложения. Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал!
(Г. Розен)

Нужно знать: что такое , его примеры в литературе.

Виды подчинения в сложном предложении

В зависимости от средства, связывающего предикативные части
, выделяются следующие виды подчинений:

  • союзное подчинение — части сложного предложения соединяются простыми или сложными союзами. Он открыл двери пошире, чтобы процессия прошла свободно.
  • относительное подчинение — между предикативными частями стоит союзное слово. После смерти люди возвращаются туда же, откуда
    они явились.
  • вопросительно-относительное подчинение — части сложного предложения связаны посредством вопросительно-относительных местоимений и наречий. В придаточной части поясняется выраженный глаголом или именем существительным член главного предложения, имеющий значение высказывания, мыслительной деятельности, чувства, восприятия, внутреннего состояния. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало.
    (М. Булгаков).

Нередко в одном сложном предложении содержится более двух предикативных частей, являющихся зависимыми по отношению к главной. В связи с этим различают несколько типов подчинения:

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Это интересно: в правилах русского языка.

Отталкиваясь от того, какой член главного предложения поясняет или распространяет зависимая, придаточные предложения в некоторых источниках подразделяются
на подлежащые, сказуемые, определительные, дополнительные и обстоятельственные.

  • Каждый
    , кого он здесь встретил, предложил ему помощь
    .
    Придаточная часть распространяет подлежащее главной части каждый
    .
  • Никогда не думайте, что вы уже всё знаете.
    (И. Павлов) Придаточная часть поясняет сказуемое главной думайте
    .
  • Никогда не стоит сожалеть о том, что уже нельзя изменить.

    В данном случае придаточная часть отвечает на вопрос предложного падежа.

Более распространена классификация, согласно которой в зависимости от вопросов, на которые они отвечают, придаточные части делятся следующим образом:

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Сложноподчиненные предложения (СПП) – синтаксические конструкции, содержащие два и более простых предложения, связанные подчинительной связью между собой и соединенные соответствующими союзами. Подчинительная связь в сложном предложении бывает нескольких видов в зависимости от смысловых отношений между его структурными элементами.

Для того, чтобы определить предложения с подчинительной связью, нужно их проверить на соответствие следующим параметрам:

  • два и более простых предложения, которые представляют собой неравноправные части: одна является главной, вторая – придаточной;
  • есть подчинительный союз или союзное слово;
  • на письме его части разделяются запятой.

В СПП от главной части к придаточной можно поставить вопрос. От него зависит тип связи. Примеры: «Мы не смогли получить вовремя инструкции (почему?), потому что очень устали и рано пошли домой», «Когда мне понадобится помощь, я обращусь к нужным источникам (когда?)».

Связь в словосочетании

Источник: https://mosmod.ru/chto-takoe-podchinitelnaya-svyaz-v-russkom-yazyke-tipy-podchinitelnoi.html

Как определять вид связи в словосочетаниях, чтобы быстро и без ошибок?

Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.

Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:

  • словосочетания;
  • способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.

Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:

  • сочетание слова служебного со знаменательным;
  • предикативную (то есть грамматическую) основу,

тогда как в формулировке определения чётко сказано:

  • словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
  • в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.

А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Необходимо УМЕТЬ:

  • свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
  • составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
  • вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).

ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)

Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.

  • Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
  • Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.

Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения.

Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ.

При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:

  • СБОРНИКИ СТИХОВ,
  • О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
  • СБОРНИКУ СТИХОВ.

Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют.

Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут.

Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:

  • ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
  • ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.

ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.

При согласовании слова зависимые – это:

  • прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
  • существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
  • количественные числительные: два стула, десять упражнений.

При управлении «солдатики» – это:

  • существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
  • числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.

При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):

  • наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
  • деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
  • глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
  • местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.

Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

СПОСОБ ПРОВЕРКИ:

  • Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
  • Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
  • Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1547698-kak-opredeljat-vid-svjazi-v-slovosochetanijah-chtoby-bystro-i-bez-oshibok.html

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

  • Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
  • Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое — зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Например: Сергей вовремя сдал свою работу. Найдем все словосочетания:

  • сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
  • вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
  • свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.

Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.

Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием

  1. Главные члены предложения.
  2. Равноправные сочетания — в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.

  3. Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом.

    Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.

  4. Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно).
  5. Неразделимые лексические единицы –фразеологизмы (ни рыба ни мясо, спустя рукава).

Типы подчинительной связи

Согласование

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:

  • серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
  • серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
  • для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.

Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.

Управление

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:

  • услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
  • услышу (я) друга (Вин. п);
  • услышите (вы) друга (Вин. п);
  • услышат (они) друга (Вин. п);
  • услышал бы (условное) друга (Вин. п);
  • услышьте (повелительное) друга (Вин. п).

Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже. Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:

фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.

Примыкание

Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.

Примеры:

  • прыгнул вверх: прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово — наречие;
  • стоит облокотившись: стоит (как?) облокотившись; зависимое слово — деепричастие;
  • ударишь сильнее: ударишь (как?) сильнее — сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
  • любитель пожаловаться: любитель (какой? чего?) пожаловаться — инфинитив примыкает к главному существительному;
  • распоряжение сверху: распоряжение (какое? откуда?) сверху — неизменяемое наречие;
  • её просьба: просьба (чья?) её — притяжательные местоимения примыкают к главному слову.

Трудные случаи

Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:

  1. Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
  2. Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
  3. Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) — управление, в дали (какой?) океана — управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения — в океанской дали (согласование).
  4. Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) — примыкание.
  5. Мы поговорим с тобой после: поговорим (когда?) после (наречие) — примыкание.
  6. Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) — управление.

Источник: https://bingoschool.ru/blog/210/

Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться. 

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы.

Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч.

Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.

Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться озером (каким?) голубым – главное слово озером любоваться (как?) долго — главное слово любоваться

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

  • именные
  • глагольные
  • наречные
  • любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
  • озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
  • любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
  • три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
  • очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное

Схемы словосочетаний

Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.

любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога

озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.

любоваться долго – глагол + наречие

§2. Виды синтаксической связи в словосочетании

В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

  • согласование
  • управление
  • примыкание
  1. Примеры:
  2. озером голубым – согласование,
  3. любоваться озером – управление,
  4. любоваться долго – примыкание.

Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:

Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.

Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:

Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.

Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:

Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • сочинительная
    • подчинительная
    • именное
    • глагольное
    • наречное
    • именное
    • глагольное
    • наречное
    • именное
    • глагольное
    • наречное

Правильные ответы:

  1. да
  2. нет
  3. подчинительная
  4. нет
  5. любить
  6. музыкой
  7. читать
  8. именное
  9. глагольное
  10. наречное

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/436

"Типы связи слов в словосочетании"

Конспект урока по теме «Типы связи слов в словосочетании»( 8 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой).Учитель русского языка и литературы Мухитдинова Дилноза Рустамовна.

  • Тема: Типы связи слов в словосочетании.
  • Цели урока: обобщать,систематизировать,развивать культуру устной, диалогической, письменной речи
  • Задачи урока:
  • Образовательные:
  • повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
  • отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

Развивающие:

  • развитие познавательной самостоятельности;
  • овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности за качество своих знаний;
  • воспитание любви к родному русскому языку
  1. УУД:
  2. Личностные УУД: формирование учебной мотивации; ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  3. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности;осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
  4. Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; на практике усваивают морально-этические принципы общения и сотрудничества;умеют согласовывать свои действия.
  5. Познавательные УУД: — умеют выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
  6. Тип урока: урок закрепления изученного
  7. Форма работы: коллективная, индивидуальная;
  8. Метод: словесный, наглядный ; поисковый;
  9. Оборудование: таблица, карточки,тестовые задания, учебник
  10. Ход урока:

— Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого урока.Удачи вам !

2. Орфоэпическая разминка(на доске написаны слова). 5 мин.

разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепа, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение.

-Ребята, проверьте правильность написания и ударения данных слов

3.Проверка домашнего задания в виде самостоятельной работы по вариантам с последующей взаимопроверкой (упражнение № 53).  5 минут.

4.Беседа по теме 12 мин.

— Что такое синтаксис?

(Раздел науки,изучающий строение словосочетаний и предложений)

— Верно. В чем отличие предложения от словосочетания?

  • (ССЧ входит в состав предложения).
  • -Назовите состав ССЧ?
  • (ССЧ состоит из главного и зависимого слова)
  • -Какое слово называется главным?
  • (Слово,которое называет предмет,признак,действие и т.д)
  • -Какое слово называется зависимым?
  • (Слово поясняет,распространяет главное)
  • -Назовите виды ССЧ по характеру главного слова?
  • (Именные,глагольные,наречные)
  • -Какие сочетания слов не являются ССЧ?
  • (сочетания подлежащего и сказуемого ГО;однородные члены предложения;составные формы слов;фразеологизмы)
  • — Какие ССЧ с подчинительной связью вы знаете?
  • (согласование,управление,примыкание)

Что такое согласование? Управление? Примыкание?

(Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное.

Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.

Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).

-Сейчас вам нужно начертить в тетради 3 колонки. Постепенно будем их заполнять.

На доске написано 3 ССЧ:окружающая среда, преимущество в игре , писать красиво . Определим главное и зависимое слово в данных ССЧ.

Для того, чтобы верно определить способ связи слов в ССЧ, необходимо определить часть речи зависимого слова и его грамматические особенности.

Как вы видите, зависимые слова во всех трех ССЧ выражены разными частями речи. Это говорит о том, что все три ССЧ выражены разными способами подчинительной связи слов.

— Итак, обратимся к нашей таблице (у всех учеников таблица на парте)

Способы подчинительной связи слов
согласование управление примыкание
Зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово. Зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога. Зависимое неизменяемо слово (или форма слова) связывается с главным только по смыслу и интонационно.
зависимое слово может быть выражено: именем прилагательным (трудная задача), местоимением-прилагательным (наш друг), причастием (набегающая волна), порядковым числительным (второй подъезд). Зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять). зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).

— Для того чтобы вам было проще определить способ подчинительной связи слов в ССЧ, воспользуйтесь алгоритмом:

1. Найдите в ССЧ главное и зависимое слово.

  1. Измените главное слово.

  2. Измените зависимое слово:

  1. Если зависимое слово изменяется, то способ связи СОГЛАСОВАНИЕ
  2. Если зависимое слово не изменяется, то определить его часть речи:
  3. Если это наречие, деепричастие, инфинитив, то способ связи ПРИМЫКАНИЕ
  4. Если это существительное, местоимение-существительное, количественное числительное, то способ связи УПРАВЛЕНИЕ

5.Коллективная работа 7 мин.

-. Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. (Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Предупредительный диктант).

1 задание: Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.

Ответ: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере

— Итак,а остальные не являются ССЧ? Докажите.

2 задание: Обратимся к тексту упражнения №58.Из текста из первых четырех предложений выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ (ученики записывают самостоятельно в таблицу тетради , затем задание проверяется коллективно):

— Итак, какой частью речи выражены зависимые слова в ССЧ?

6.Индивидуальная работа.12 мин.

Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.

Время на выполнение – 5 минут.

1 задание.Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.

Карточка 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).

Карточка 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).

  • 2 задание: следующее задание составлено по принципу задания на экзамене в 9 классе. Каждый ученик получает индивидуальную карточку
  • ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
  • 1. деревянная ложка – ложка из дерева
  • 2. алгебраическая задача – задача по алгебре
  • 3. учительский стол — стол учителя
  • ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ
  • 1. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
  • 2. совет отца – отцовский совет
  • 3.особняк в три этажа — трёхэтажный особняк
  • ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
  • 1. осторожно слез – слез с осторожностью
  • 2. спокойно делал – делал со спокойствием
  • 3. бесстрашно бросился – бросился без страха
  • ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ
  • 1. глядел со смущением – смущённо глядел
  • 2. уезжал со спокойствием — спокойно уезжал
  • 3. отзывался с гордостью – гордо отзывался

Сообщение домашнего задания.   1 мин.  

    П.8  «Синтаксический разбор словосочетаний» самостоятельное чтение.

    Упражнение 56

7. Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 мин.

  1.       — Какие три способа связи слов в словосочетаниях есть в русского языка?
  2.       — Какие из выполняемых на уроке заданий вызвали затруднения?
  3.       — Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”

8. Рефлексия.                          1 мин.

Источник: https://multiurok.ru/files/tipy-sviazi-slov-v-slovosochietanii.html

Словосочетание, виды подчинительной связи | Педагогический портал «Тривиум»

Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчлененное понятие.

Например:  Заря (явление) — утренняя заря (явление и его признак) — любоваться зарёй (действие и явление, на которое оно направлено).

Подчинительная связь — связь, при которой одно слово зависит от другого.
В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово.

Главное слово — это слово от которого мы задаем вопрос.

Например: купать (кого?) щенка,быстро прочитать — прочитать (как?) быстро.

Подлежащее и сказуемое (грамматическая основа), которые являются главными и равноправными членами предложения, НЕ составляют словосочетание.

Виды подчинительной связи

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в общих для них грамматических формах (род, число, падеж).
Главное слово всегда существительное; зависимое может быть: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.

Например: красивая шляпка, наше право, второй ряд.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно меняются и формы зависимого слова.
Например: интересное занятие (Им.п.) — интересным занятием (Т.п.) — об интересном занятии (П.п.)

Управление — вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже с предлогом или без предлога.
Зависимым словом при управлении может быть существительное или местоимение.

Например: ненависть к врагу, начало игры, попросить её.

Примыкание — вид связи, при котором зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному по смыслу.

Главное слово может быть выражено практически любой самостоятельной частью речи, зависимое — деепричастием, наречием, инфинитивом, а также притяжательным местоимением 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Например: спать стоя, хорошо учиться, вовремя проснуться.

Классификация словосочетаний по главному слову

1. Глагольные
Например: составить план, стоять у доски, читать про себя.

2. Именные

  • Субстантивные (с существительным в роли главного слова) Например: план сочинения, поездка по городу.
  • Адъективные (с прилагательным в роли главного слова) Например: достойный награды, весьма старательный, готовый помочь.
  • Количественные (с именем числительным в роли главного слова) Например: два карандаша, второй из претендентов.
  • Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Например: кто-то из учеников, нечто новое.
  • Наречные Например: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Например: новая квартира, седоволосый человек.

2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Например: весёлые прогулки по набережной, отдыхать зимой в горах.

Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания.

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

1. Синтаксически свободные
Например: высокий дом.

2. Синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Например: три сестры, анютины глазки.

Алгоритм определения вида синтаксической связи слов

1. При образовании нужного словосочетания определить как связаны между собой главное или зависимое слово:

  • если оба слова изменяются — это согласование;
  • если одно слово управляет другим в каком-либо падеже — это управление;
  • ели слова связаны только по смыслу и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания — это примыкание.

2. Проанализируйте зависимые слова в словосочетании:

  • если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное — это согласование;
  • если зависимым словом является  существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, — это управление;
  • если зависимым словом является деепричестие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного — это примыкание.

Источник: https://gordeevaln.ru/ruldef/2821

Ссылка на основную публикацию