Юмористический рассказ м. зощенко «кочерга»

  • Методическая разработка
  • урока литературы
  • в 6 классе
  • (конспект урока)

М. М. Зощенко.

Юмористические и сатирические рассказы. Художественные средства изображения комического.

Урок литературы в 6 классе

М. М. Зощенко. Юмористические и сатирические рассказы. Художественные средства изображения комического.

Цели: 1. Вызвать у учащихся интерес к творчеству М. Зощенко. Познакомить учащихся с фактами биографии писателя, с его рассказами «Кочерга», «Стакан», «Галоша», «Галоша и мороженое».

2. Развить понятия «юмор» и «сатира», «художественные приёмы (средства) изображения комического».

3. Совершенствовать навык анализа художественного произведения, учить учащихся находить художественные средства изображения комического в рассказах М. Зощенко.

4. Способствовать выработке у обучающихся самостоятельного, личностного отношения к прочитанному.

5. Развивать познавательную активность и любознательность, творческие способности учащихся.

Предварительная работа: сбор обучающимися информации о биографии М. Зощенко, подготовка сообщений (2 человека), работа над выразительным чтением притчи (3 человека), подготовка инсценировки «Галоша и мороженое» (3чел.)

Оснащение урока: выставка книг М. М. Зощенко, портрет писателя, компьютер, аудиозапись рассказа М. Зощенко «Стакан»

Оформление доски:

Михаил Михайлович Зощенко (1895 – 1958) + портрет писателя.

Юмористический рассказ М. Зощенко

Художественные средства изображения комического.

цитата

« О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила». (Н. В. Гоголь)

таблица

юмор сатира
Смех… лёгкий, злой, жестокий, весёлый Смех…
Автор смеётся над…
  1. нелепые ситуации
  2. пороки общества
  3. отдельные недостатки человека
  4. недостатки жизни
  5. взаимоотношения между людьми
Автор высмеивает…
  • Ход урока
  • Ӏ. Организационный момент
  • ӀӀ Актуализация знаний о юморе и сатире.
  1. « О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».

— Как вы понимаете слова Н. В. Гоголя?

/Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих./

  1. — Назовите литературные произведения и их авторов, которые мы можем отнести к юмористическим и сатирическим.

  2. Работа с таблицей

— На доске записаны признаки юмора и сатиры. Распределите их, поместите в нужную колонку.

юмор сатира
Смех… лёгкий, злой, жестокий, весёлый Смех…
Автор смеётся над…
  1. нелепые ситуации
  2. пороки общества
  3. отдельные недостатки человека
  4. недостатки жизни
  5. взаимоотношения между людьми
Автор высмеивает…

— Сравните получившиеся колонки, сделайте вывод, чем юмор отличается от сатиры.

юмор сатира
Смех лёгкий, весёлый Смех злой, жестокий
Автор смеётся над нелепыми ситуациями, отдельными недостатками человека, взаимоотношениями между людьми Автор высмеивает пороки общества, недостатки жизни, взаимоотношения между людьми

ӀӀӀ Изучение нового материала.

1)Слово о М.М.Зощенко

Посмотрите внимательно на портрет Михаила Михайловича Зощенко. Писатель создавал юмористические и сатирические произведения. А глаза какие? /грустные, печальные/

— Как вы думаете, почему?

Послушайте притчу из книги Л.О. Утёсова «Михаил Зощенко в воспоминаниях современников» (подготовленные заранее ученики читают притчу по ролям. Приложение 1).

— В чём смысл притчи? Над чем она заставляет задуматься? /Смех – это тяжёлый труд, а не забава./

— Как же эта притча, её смысл связан с М.М.Зощенко? Биографическую справку о писателе приготовили учащиеся…(2 ученика рассказывают о жизни М.Зощенко.)

— Но не будем о грустном. Зощенко, действительно, удивительный писатель. И сейчас его книги быстро раскупаются в книжных магазинах, не залёживаются и на библиотечных полках. Почему? /В них много смеха./

2) Анализ художественных средств изображения комического

— Почему же возникает смех? Какие приемы, художественные средства использует автор?

На этот вопрос мы дадим ответ в течение урока. Запишите в тетрадь тему урока.

  1. Назовите любые прилагательные. /Ученики называют, например, жёлтый, музыкальный, скрипучий…Учитель вставляет их в заранее подготовленный текст на месте многоточий:

«Я, …Сидоров Пётр Иванович,…шофёр …леспромхоза, приглашаю Вас на мой…юбилей. Надеюсь, что Вам понравится …торжество, и у Вас будет…настроение». Читает получившееся приглашение./

— Почему смеялись? Что вызвало смех?

— Соответствуют ли прилагательные существительным?

Прием, который вас рассмешил, называется как? Несоответствие (запишите в тетрадь). Иногда писатель пытается совместить несовместимое.

  1. Ученик еле-еле втаскивает в класс мешок с огромным красным бантом и наклейками.

— Ожидали ли вы, что в класс притащат этот странный мешок?

— Как вы думаете, что в нём? /Ученики перечисляют возможные предметы. Затем учитель достаёт из мешка галошу, стакан, кочергу./

— Ожидали ли вы, что там будут эти вещи?

— Почему вы засмеялись? /не ожидали/

— Значит, как будет называться следующий приём? Неожиданность. Запишите в тетрадь.

  1. Это не просто предметы. Это герои рассказов М. Зощенко, которые так и называются «Кочерга», «Стакан», «Галоша», «Галоша и мороженое».

Вспомним Лелю и Миньку, героев рассказов «Великие путешественники», «Золотые слова», «Не надо врать», «Ёлка».

  1. Посмотрим сценку из рассказа М. Зощенко «Галоша и мороженое»

— Этот рассказ сатирический или юмористический?

— Почему юмористический? Какой смех?

— В какую нелепую ситуацию попали герои? /продали галоши гостей/

— Над какими недостатками смеётся автор? /легко хотели нажиться/

— Какие художественные средства использовал автор? /Несоответствие: машет галошей = как флагом, за рваную галошу просят 100 рублей. Неожиданность: наказание папы, хотели рубль – получили 3 копейки/

  1. Представьте, что вы пригласили в гости друга, а он во время чаепития разбил стакан.

— Как вы поступите? А как он?

Совершенно иначе поступают герои рассказа М. Зощенко «Стакан». Обратите внимание на речь героев.

  • Послушайте рассказ.
  • — Из-за чего поссорились герои? /Стакан – причина ссоры/
  • — Над какими недостатками людей смеётся автор? /мелочность, жадность, грубость, бескультурье/
  • — Как вы думаете, в жизни могло такое случиться? /нет/

— Чтобы высмеять недостойное поведение людей, автор преувеличивает. Как называется такой художественный приём? /гиперболой/. Запишите в тетрадь.

— Чем больше мы смеёмся на грубостью, невежеством людей, тем…Продолжите фразу, обратите внимание на слова Н. Гоголя. /…тем меньше хотим на них походить/

  1. — Какие слова героев вызвали смех? /нажрался, швабры ложите, чаю нахлебался, …/
  2. — Какие эти слова? /грубые, непристойные, вульгарные – вульгаризмы /
  3. Разве Зощенко не знал хороших слов?

Значит, речь героев – ещё одно художественное средство изображения комического. Запишите в тетрадь.

— Чем больше мы смеёмся над неверной, грубой, сниженной, глупой речью героев, тем…Продолжите фразу. /…меньше хотим на них походить/

— Какие ещё приёмы использовал автор в этом рассказе? /Несоответствие: 40 дней – пикничок устроила, «ничего не сказал, только говорит». Неожиданность: разбитый стакан – суд, трибунал/

  1. Обратимся к рассказу м. Зощенко «Кочерга». (Приложение 5) Суть его состоит в том, что в одном учреждении истопник нечаянно обжёг кочергой руку служащей. На строгий выговор директора ответил, что у него на 6 печей одна кочерга.

    Вот если бы на каждую печку иметь по кочерге, тогда не пришлось бы с единственной кочергой ходить от печки к печке и травмировать служащих.

    Эта простая мысль понравилась директору, и он стал диктовать машинистке требование на склад: «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…»

— Как правильно образовать форму слова «кочерга» — пять…? /кочерёг/

Чем же закончился рассказ? «Тотчас бумажка была составлена и послана на склад.

Самое смешное из всей этой истории это то, что вскоре бумажка была возвращена назад с резолюцией заведующего складом: ''Отказать за неимением на складе кочерёжек''».

— Что вызвало смех?

Смешными могут быть не только слова, но и неправильная форма слова. Этот приём и использовал М. Зощенко в рассказе.

ӀѴ. Рефлексия.

Ответьте на вопрос: «Хочу ли я прочитать другие рассказы М. Зощенко? Почему?»

Ѵ. Домашнее задание. Прочитать рассказ М. М. Зощенко «Галоша». Найти художественные средства изображения комического, записать их в тетрадь, подтвердив примерами из текста.

Приложение 1

Л. О. Утёсов

«В одном столичном городе жил и работал известный профессор-невропатолог. Много грустных людей перевидал он на своем веку. Но однажды к нему в качестве пациента явился человек, который поразил даже его своим унылым, почти трагическим видом.

– Профессор, – сказал пациент, – я близок к смерти, хотя, по утверждению докторов, ничем не болен. Единственная моя беда – мое настроение. Кажется, у вас в медицине оно именуется черной меланхолией. Никто и ничто не может вывести меня из этого состояния. Я близок к самоубийству. Помогите мне, если можете!

– Ну что ж, – сказал профессор, – я дам вам одно лекарство. Это травы, их привозят из Индии. Вы будете принимать настой из этих трав, и через месяц они превратят вас в человека, довольного жизнью.

Пациент поблагодарил профессора и, захватив рецепт лекарства, ушел. Прошел месяц, и он снова появился в кабинете профессора.

– Ну что, полегчало? – спросил профессор. – Помогло вам мое лекарство?

– Нет, – сказал пациент, – тоска моя не прошла.

– Что же мне с вами делать? – развел руками профессор. – Продолжайте пить травы и непременно сходите в театр. Сейчас там идет очень смешная, очень веселая оперетта. Она вас, надо полагать, выведет из тоскливого состояния.

Через неделю пациент появился вновь.

– Был в оперетте, – сказал он. – Но и это не помогло. Мало того, стало еще грустнее.

Читайте также:  Почему слово "заявление" стали писать с маленькой буквы?

– Ну что ж, – сокрушенно сказал профессор, – последнее, что я могу предложить вам, это сходить в цирк. Там выступает клоун, про которого говорят, что нет человека, которого бы он не рассмешил. Глядя на него, я сам хохотал до упаду. Сходите в цирк, посмотрите этого клоуна. Я уверен, что это поможет вам выздороветь.

  • – Увы, дорогой профессор, – отвечал пациент, – я не могу этого сделать.
  • – Но почему же?
  • – Потому что я и есть тот самый клоун, о котором вы говорите».
  • 8

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-po-literature-mm-zoshchenko-yumoristicheskie-i-satiricheskie-rasskazy-khudozhestvennye-sredstva-izobrazheniya-komicheskogo.html

Краткое содержание Кочерга Зощенко

Курьезный случай произошел в одном из учреждений, ютившемся в доме старинной постройки, отапливаемом печами. Работу всех шести печей контролировал специальный человек – истопник, который в течение дня переходил со своей кочергой от печки к печке.

Но однажды вышло так, что, спускаясь по лестнице, истопник случайно обжег своей кочергой стремительно мчавшуюся навстречу молоденькую служащую, пытавшуюся немного отстранить его и наткнувшуюся на кочергу.

Директор отчитал истопника за то, что тот своей кочергой причиняет вред здоровью сотрудников.

Однако истопник заметил, что вся беда в том, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он вынужден передвигаться по зданию.

Директор, не признававший волокиты, тут же принялся диктовать машинистке заявление на склад.

Но дойдя до места, где нужно было указать, сколько именно инструментов должен выделить склад в пользование учреждению, директор прервался и задумался, как правильно согласовать числительное со множественным числом существительного. Машинистка лишь пожала плечами.

Обратились за помощью к секретарю и еще двум служащим, но у всех данный вопрос вызвал затруднение. Слово пытались склонять, но верный ответ никак не приходил в голову.

Секретарь предложил написать два запроса – один на две кочерги, второй на три, и таким образом избежать каверзного словосочетания с числительным пять.

Но директор отклонил идею, потому как волновался, что его могут впоследствии упрекнуть за канцелярщину.

Секретарь собирался уже звонить в Академию наук, чтобы уточнить, как же правильно написать запрос на склад, но директор снова забеспокоился, что его посчитают неграмотным и недостойным своего места.

Было решено позвать истопника и наводящими вопросами вытянуть из него нужное словосочетание, поскольку с кочергой он имеет дело ежедневно и наверняка ему известно, как правильно это слово склонять.

Однако истопник явился насупленный, так как думал, что его снова будут упрекать, он замкнулся в себе и отвечал очень кратко.

Когда же он все-таки произнес то, чего от него ожидали, все услышали нелепое «пять кочерыжек».

Всех выручил служащий юридического отдела, который славился очень ловким составлением писем, в которых умело избегал все затруднительные моменты.

Вскоре запрос был составлен, и его почти отправили, но вмешалась машинистка, успевшая созвониться со своей мамой, которая была опытной машинисткой, и уверила, что правильный вариант «пять кочерег» либо «кочерг». В итоге было отправлено письмо с вариантом машинистки.

  • Забавным оказалось то, что в ответе, данном складом, содержался отказ удовлетворить запрос учреждения в связи с отсутствием «кочережек».
  • Этот рассказ учит тому, что очень часто боязнь показаться глупым и невежественным вынуждает человека изворачиваться и хитрить вместо того, чтобы обратиться за помощью к компетентным лицам, что в итоге оборачивается против человека и приводит к курьезным ситуациям.
  • Можете использовать этот текст для читательского дневника

Юмористический рассказ М. Зощенко

  • Краткое содержание Хемингуэй Прощай, оружие!
    Э. Хемингуэй написал роман “ Прощай, оружие!” в 1929 году. Действие в романе описывается в Италии, которая уже вступила в Первую мировую войну. Главный герой романа Фредерик Генри – доброволец из США, лейтенант итальянских санитарных войск.
  • Краткое содержание Как я был самостоятельным Сотника
    Родители Леши собрались в гости. Их сын — добрый и послушный мальчик — мечтал хоть раз остаться дома один. Этим он надеялся произвести впечатление на красивую девочку Аглаю, которая ему нравилась.
  • Краткое содержание Кузнецова Помощница ангела
    Произведение повествует о трех подростках, живущих в окрестностях богатого района. У них разные жизненные ценности, мечты и желания.
  • Краткое содержание Опера Верди Луиза Миллер
    Родольфо всегда скрывал от всех свое имя, недавно он приехал в деревню и назвался всем Карлом. На самом деле он является сыном графа.
  • Краткое содержание Достоевский Игрок
    Действие разворачивается в отеле на курорте Рулетенбург (Германия). Там живут учитель, Алексей Иванович, с падчерицей Полиной и двумя детьми генерала Загорянского, заложившего дом в России

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/zoshchenko/kocherga-pereskaz

Отзыв о рассказе Зощенко «Кочерга»

Юмористический рассказ М. Зощенко Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Кочерга» — сотрудники одного учреждения, которое размещалось в доме с печным отоплением. В здании было шесть печей, за которыми следил истопник, который ходил по этажам с кочергой. Однажды об эту кочергу случайно обожглась одна из сотрудниц, и директор принялся распекать истопника.

Истопник в свое оправдание сказал, что эта кочерга у него единственная и поэтому он всегда носит ее с собой. Истопник добавил, что если бы возле каждой печки была своя кочерга, ему бы не пришлось расхаживать с кочергой по учреждению.

Директор был человеком дела, и он сразу стал диктовать машинистке требование на склад. Но когда он дошел до фразы, в которой должен был указать количество, то споткнулся, потому что не знал, какое слово следует употребить с числом «пять». Он понимал, что написать «пять кочерг» будет неправильно.

Служащие стали думать и решать, как поступить в такой ситуации. Один из них предложил составить два требования: на три кочерги и на две кочерги. Но директор не хотел разводить бюрократию и от такого решения отказался.

Секретарь директора хотел позвонить в Академию наук, чтобы узнать правильное написание слова, но директор не позволил ему беспокоить ученых такой чепухой.

Он поступил по-другому – вызвал к себе истопника и стал допытываться, как бы тот сказал в таком случае. Истопник употребил слово «кочерыжек».

Этот ответ директора не удовлетворил и он дал поручению юридическому отделу так составить требование, чтобы не пришлось употреблять слово «кочерга» с числом «пять».

Когда один из юристов справился с его заданием, пришла машинистка, которая узнала у своей матери, тоже работавшей машинисткой, что правильно следует писать «кочерег» или «кочерг».

Тут же было составлено новое требование, которое отправили на склад. Но со склада пришла резолюция с отказом в связи с отсутствием «кочережек».

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Кочерга» заключается в том, что важные вопросы следует решать кардинальным образом. Директор учреждения пытался обеспечить каждую печь кочергой, в то время, как ему следовало озаботиться переводом здания на паровое отопление, потому что прогресс движется вперед и люди стали забывать такие старые слова, как «кочерга».

Рассказ Зощенко «Кочерга» учит серьезно относиться к изучению русского языка в школе, чтобы впоследствии не возникало таких курьезных ситуаций, какая случилась в учреждении с печным отоплением.

В рассказе мне понравился молодой юрист, который так составил требование на склад, что не пришлось упоминать слово «кочерга» вместе с числом «пять».

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Кочерга»?

В бане веник господин, в печи – кочерга.
Век живи – век учись.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_zoshhenko_kocherga/

Михаил Зощенко — Кочерга.Рассказ

Зощенко М.М. Кочерга. Рассказ

Забавное происшествие случилось минувшей зимой в одном учреждении.

Надо сказать, что это учреждение занимало небольшой отдельный дом. Причем дом был старинной постройки. Обыкновенные вульгарные печи отапливали это здание.

Специальный человек — истопник — наблюдал за печами. Он меланхолично ходил со своей кочергой из этажа в этаж, шевелил дрова, разбивал головешки, закрывал трубы и так далее, все в этом духе.

При современной технике, при водяном и паровом отоплении картинка эта была, можно сказать, почти что неприличная картинка, древняя картинка, рисующая варварский быт наших предков.

В этом году, в феврале, истопник, спускаясь по лестнице, слегка обжег кочергой одну служащую, Надю Р. Причем служащая эта была отчасти сама виновата. Она вихрем неслась но лестнице и сама наскочила на истопника. На ходу она отстранила его рукой и, по несчастной случайности, наткнулась на кочергу, которая была довольно-таки горяча, если не сказать — раскалена.

Девушка ахнула и закричала. И истопник тоже ахнул. В общем, ладонь и пальцы этой суетливой девушки были слегка обожжены.

Конечно, случай этот мелкий, пустой, недостойный попасть на страницы художественной литературы. Однако неожиданные последствия этого дела были весьма забавны. И они-то и настроили нас на этот маленький рассказ.

Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Он сказал:

— Тоже, ходишь со своей кочергой — выводишь мне из строя служащих. Надо не зевать по сторонам, а глядеть получше.

Истопник, сокрушенно вздыхая, ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он и ходит то туда, то сюда. Вот если бы на каждую печку была отдельная кочерга, вот тогда б и можно придираться. А при таких обстоятельствах он не может гарантировать неприкосновенность служащих.

Эта простая мысль — иметь кочергу на каждую печку — понравилась директору. И он, не будучи чиновником и бюрократом, тотчас стал диктовать машинистке требование на склад. Шагая но комнате, директор диктовал:

Читайте также:  Из-под травы или в траве?

«Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…»

Но тут директор осекся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке:

— Что за черт. Не помню, как пишется — пять коче… Три кочерги — ясно. Четыре кочерги — понятно. А пять? Пять — чего? Пять кочерги…

Молоденькая машинистка, пожав плечами, сказала, что она вообще впервые слышит это слово и уж во всяком случае в школе ей не приходилось склонять что-либо подобное.

Директор позвав своего секретаря и, смущенно улыбаясь, рассказал ему о своем затруднении.

Секретарь тотчас стал склонять это слово. Кто, что? — кочерга… Кого, чего? — кочерги… Кому, чему? — кочерге… Но, дойдя до множественного числа, секретарь запнулся и сказал, что множественное число вертится у него в голове, но он сейчас не может его вспомнить.

Тогда опросили еще двух служащих, но и те не внесли ясности в это дело.

Секретарь сказал:

— Есть отличный выход. Напишем на склад два требования — на три кочерги и на две кочерги. Итого получим пять.

Директор нашел это неудобным. Он сказал, что посылать две одинаковые бумажки — это разводить канцелярщину. Найдутся пройдохи, которые при случае уколют его этим. Лучше уж, если на то пошло, позвонить в Академию наук и у них запросить, как пишется пять коче…

Уже секретарь хотел звонить в академию, но директор в последний момент не позволил ему это сделать.

Еще, чего доброго, попадется какой-нибудь смешливый ученый, который напишет фельетон в газету — дескать, директор малограмотный, дескать, тревожат научное учреждение такой чепухой. Нет, уж лучше обойтись своими средствами.

Хорошо бы еще раз позвать истопника, чтоб услышать это слово из его уст. Все-таки человек всю жизнь вращается у печей. Уж кому-кому, а ему известно, как произнести пять коче…

Тотчас позвали истопника и стали его наводящими вопросами наталкивать на нужный ответ.

Истопник, предполагая, что его опять будут жучить, отвечал на все вопросы хмуро и односложно. Он бормотал: дескать, нужно пять штук, тогда, дескать, еще можно оберечься. А иначе пущай отдают под суд.

Потеряв терпение, директор прямолинейно спросил истопника, что ему нужно.

— Сами знаете что, — угрюмо ответил истопник.

Но тут, под давлением секретаря и директора, истопник наконец произнес искомое слово. Однако это слово в устах истопника звучало не так, как ожидалось, что-то вроде — «пять кочерыжек».

  • Тогда секретарь смотался в юридический отдел и оттуда привел служащего, который отличался тем, что умел составлять любые бумаги так ловко, что обходил все подводные камни.
  • Служащему разъяснили его задачу — составить нужное требование таким образом, чтобы слово «кочерга» не упоминалось во множественном числе и вместе с тем чтобы склад выдал пять штук.
  • Немного покусав карандаш, служащий набросал черновик:

«До сего времени наше учреждение, имея шесть печей, обходилось всего лишь одной кочергой. В силу этого просьба выдать еще пять штук, для того чтобы на каждую печку имелась бы одна самостоятельная кочерга. Итого выдать — пять штук».

Уже эту бумажку хотели послать на склад, но тут к директору явилась машинистка и сказала, что она сейчас звонила своей мамаше, старой машинистке с тридцатилетним стажем. И та ее заверила, что нужно писать — «пять кочерег». Или «пять кочерг».

Секретарь сказал:

— Я так и думал. Только на меня нашло затмение.

Тотчас бумажка была составлена и послана на склад.

Самое страшное из всей этой истории — это то, что вскоре бумажка была возвращена назад с резолюцией заведующего складом: «Отказать за неимением на складе кочережек».

Уже наступила весна. Потом будет лето. До зимы далеко. Об отоплении думать пока что не приходится. Весной хорошо думать о грамотности, хотя бы в связи с весенними испытаниями в средней школе. Что же касается данного слова, то слово действительно каверзное, доступное Академии паук и машинистке с тридцатилетним стажем.

В общем, надо поскорей переходить на паровое отопление. А то люди стали уже позабывать эти древние слова, связанные с дровяным отоплением.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-su-classics/339736-mihail-zoshchenko-kocherga-rasskaz.html

Инсценировка рассказа М.М. Зощенко "Кочерга". Для школьного театра

Инсценировка рассказа М.М. Зощенко «Кочерга»

  • Сценка для школьного театра
  • Действующие лица:
  • Истопник
  • Директор
  • Машинистка
  • 1 сотрудница
  • 2 сотрудница
  • Секретарша
  • Медицинский работник

Утро. По лестнице бегают сотрудники учреждения: секретарши, курьеры. Идет истопник, несет кочергу. Ворчит.

Истопник: Вот так ходи, ходи по этажам. Пять этажов, шесть печей, а одна кочерга.

Бежит сотрудник, сталкивается с истопником. Тот ругается.

Истопник: Куда ж вы бегите! Выпучили глаза. Она ж горячая!

Бежит машинистка, на ходу отстраняет его рукой, но дотрагивается до кочерги и обжигается. Кричит.

Машинистка:А-а-а! Вы почему здесь ходите с горячей кочергой? Безобразие! Вы меня обожгли! Как я теперь работать буду!

Собирается толпа. Подруги дают советы.

1 сотрудница:Нужно смазать маслом! Содой посыпать.

2 сотрудница: Нет, лучше сырой картофель приложить.

Машинистка: Что вы говорите! Где здесь сырой картофель и масло. Мы не на кухне.

1 сотрудница: (Истопнику) Возмутительно! Почему вы размахиваете горячей кочергой! Тут люди работают.

Истопник: А я что здеся делаю? Гуляю! На-ко вот походи — шесть печей на пять этажов. За каждой усмотреть надо. Куда ж она бегит? Гляделки вытаращит, а ничего не видит. Неужто не видит, что человек с кочергой идет. Несётся, ажно самому страшно – зашибет вместе с кочергой. Не ровен час – сам обожгешься.

2 сотрудница: Возмутительно! Надо идти к директору. Так можно всех травмировать. Нужно что-то предпринимать. Хорошо еще, что не в лицо!

Пошли к директору.

1 сотрудница: Иван Иваныч! У нас тут такое безобразие творится. Посмотрите. Наш истопник разгуливает по этажам с горячей кочергой, обжег сотрудницу. Теперь ей на больничный уходить нужно. Завтра это может повториться. Что-то нужно предпринимать.

Директор: (Истопнику) Ты что же ходишь с кочергой, выводишь мне из строя служащих. Надо не зевать по сторонам, а глядеть внимательно.

Истопник: Да я- то гляжу. А они куды глядят? Так бегают, что ажно боязно, что с ног сшибут, сам под эту кочергу попадешь. Вот посудите. У нас 5 этажов, 6 печей, а кочерга одна.

Ходишь туды-сюды, от одной печки к другой, там расшевелишь дрова, там подгребешь головешки. Она ж завсегда горячая. Вот если бы у каждой печки была бы своя отдельная кочерга, не надобно было бы ходить с горячей туды-сюды.

А так я не могу вам обещать ихнюю неприкосновенность. Они ж сами прикоснутся – носятся, как угорелые.

1 сотрудница:И вообще – дикость какая-то. Кругом паровое, водяное отопление, а у нас вульгарные печи. Целых шесть. Какая-то первобытная картинка при современном развитии техники.

2 сотрудница: Да, действительно, как-то неприлично: печи, кочерга — варварский быт наших предков.

Истопник: Че заздря языком чесать. Нет парового – хотя кочергу бы лишнюю дали.

Директор: Да, действительно, зачем говорить о том, чего нет. Водяное -отопление хорошо. Но его нет. Дом наш старинной постройки, будем мириться с тем, что есть. А вот предложение истопника очень разумное: нужно иметь отдельную кочергу на каждую печь. Все свободны. Я сейчас же отдам распоряжение.

Остается с машинисткой.

Директор: Вы, можете работать? Давайте сразу же отпечатаем требование на склад. Не будем откладывать в долгий ящик.

«Имея 6 печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования 5 коче…

Останавливается.

Что за черт. Не помню, как пишется 5 коче…Так…3 кочерги – ясно. Четыре кочерги, тоже ясно. А пять кочерг…Пять…? Чего – родительный падеж. Пять кочерги.

Вы недавно школу закончили – вспомните.

Машинистка: Я вообще такого слова не знаю. У нас паровое отопление в доме. С таким предметом я и не сталкивалась. А в школе мне не приходилось склонять это слово.

Директор: Как-то неудобно получается. Даже спросить неловко. Позови секретаршу. (Входит секретарша)

Директор: Скажите, пожалуйста, как употребить слово кочерга в родительном падеже мн. числа 5 чего?

Секретарша:Что? Кочерга. Чего – кочерги и т. д. нет, нужно множественное число. А множественное число? Именительный – кочерги. Родительный – кочер… Кочерг, кочергей – фу-ты господи. Вообще глупо. Что-то вертится в голове, но не могу вспомнить. Часто бывает так. Срочно нужно, а тут словно провал в памяти.

Директор: А ну-ка позовите Татьяну Николаевну с Анной Ивановной.

Входят сотрудницы.

Тут такое дело, вообще – то глупо. Не можем вспомнить. Кочерга, 5 штук. 5 коче…

  1. 1 сотрудница: Кочерг…
  2. 2 сотрудница: Нет, по – моему не так.
  3. Думают.

Странно, никогда не употребляли это слово. Надо было в словаре посмотреть.

Машинистка: А я словари дома оставила, когда печатала вчера.

Директор: Ну вот, нужно их всегда на месте держать.

Секретарша: Есть отличный выход. Напишем на склад 2 требования: на 2 кочерги и на 3 кочерги. Получим 5.

Директор: Это не совсем целесообразно. Найдутся пройдохи – скажут, что канцелярщину развожу. Будут этим колоть.

1 сотрудница: Нужно позвонить в Академию наук и спросить специалистов об этом.

Читайте также:  Употребление термина "измена"

2 сотрудница: Нет, это неудобно. Попадется какой — нибудь смешливый ученый, который фельетон в газету напишет.

Директор: Да-да, вы правы. Опозоримся только. Скажут, директор малограмотный, тревожат Академию из-за какой-то чепухи.

Секретарша: Было бы слово какое-нибудь особенное, научное, редкое. А то кочерга. Смешно даже. Давайте позовем истопника, узнаем у него. Он всю жизнь вращается у печей. Уж кому-кому, а ему известно, как произнести это слово. Я его позову.

  • Уходит.
  • Директор: Кто из великих сказал, что русский язык – громада!
  • 1 сотрудница: Это я знаю – Гоголь Николай Васильевич.

Директор: Уж действительно, громада. Сколько нужно знать!

2 сотрудница: Мне всегда казалось, что я хорошо владею языком, но встретится что-нибудь такое… Вроде простое, а заморочка.

Входит истопник.

Секретарша: Вы знаете, мы не совсем поняли вашу просьбу. Что вы хотели?

Истопник: Как что? Я и говорю: 5 этажов, 6 печков, одна кочерга. Ходишь туды-сюды, а они как угорелые…

Секретарша: Это понятно. Чего попросить на складе, чтоб вы не ходили туды-сюды.

Истопник: Как чего? Ишо 5 штук. Одна есть, 6 будет. Што не понятно?

Секретарша: Чего 5 штук?

Истопник: Не понял. Вы же сами согласились. Одна кочерга – мало, ишо 5 штук дадите.

Секретарша: Нужно 5 …? Ну…? 5 коче…? Чего? Ну?

  1. Истопник: 5 кочерыжек.
  2. Все в изнеможении вздыхают.
  3. Директор: Спасибо, вы свободны.
  4. Истопник бурчит, уходит.

Секретарша: А что мы мучаемся. Думаете на складе грамотнее нас. Да они и не поймут ничего.

Директор: Нет, это дело принципиальное. Я не могу допустить, чтобы кто-то заподозрил меня в безграмотности. Разве мы с вами не справимся с одним словом! Куча народу, и все считают себя грамотными, образованными. Какая – то глупая ситуация!

Машинистка: Позвольте, выйти на минутку.

1 сотрудница: Послушайте, что я набросала: «До сего времени наше учреждение, имея 6 печей, обходилось одной кочергой. В силу этого просьба: выдать еще 5 штук, для того чтобы на каждую печку имелась одна самостоятельная кочерга. Итого — выдать 5 штук.

Я предлагаю послать это требование, а дома пороемся в словарях, выясним.

Директор: Ну что же, я согласен. Давайте остановимся на этом решении. А то сегодня нам из-за этой кочерги работать некогда.

Машинистка: Я звонила своей маме. Она у меня машинистка с 30-летним стажем. Мама сказала, что писать нужно: 5 кочерег.

Секретарша: Вот-вот! Правильно. Я же знала. Какое – то затмение нашло.

  • Директор: Давайте печатайте быстрее.
  • Закрывается занавес.
  • Выходит машинистка.

Машинистка: А знаете, чем закончилась история. Бумажка наша возвратилась назад с резолюцией заведующего складом. Было написано: отказать за неимением на складе кочережек.

Вот такое трудное слово, доступное лишь Академии наук и машинистке с 30-летним стажем. А впрочем, выводы сами делайте.

Источник: https://infourok.ru/inscenirovka-rasskaza-mm-zoschenko-kocherga-dlya-shkolnogo-teatra-3091052.html

Кочерга

Забавное происшествие случилось минувшей зимой в одном учреждении.

 РќР°РґРѕ сказать, что это учреждение занимало небольшой отдельный РґРѕРј. Причём РґРѕРј был старинной постройки. Обыкновенные вульгарные печи отапливали это здание.

Специальный человек — истопник — наблюдал Р·Р° печами. РћРЅ меланхолично С…РѕРґРёР» СЃРѕ своей кочергой РёР· этажа РІ этаж, шевелил РґСЂРѕРІР°, разбивал головёшки, закрывал трубы Рё так далее, РІСЃС‘ РІ этом РґСѓС…Рµ.

При современной технике, при водяном и паровом отоплении картинка это была, можно сказать, почти что неприличная картинка, древняя картинка, рисующая варварский быт наших предков.

В этом году, в феврале, истопник, спускаясь по лестнице, слегка обжёг кочергой одну служащую, Надю Р. Причём служащая эта была отчасти сама виновата.

Она вихрем неслась по лестнице и сама наскочила на истопника.

РќР° С…РѕРґСѓ РѕРЅР° отстранила его СЂСѓРєРѕР№ Рё, РїРѕ несчастной случайности, наткнулась РЅР° кочергу, которая была довольно-таки горяча, если РЅРµ сказать — раскалена.

Девушка ахнула и закричала. � истопник тоже ахнул. В общем, ладонь и пальцы этой суетливой девушки были слегка обожжены.

Конечно, случай этот мелкий, пустой, недостойный попасть на страницы художественной литературы.

Однако неожиданные последствия этого дела были весьма забавны. � они-то и настроили нас на этот маленький рассказ.

Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Он сказал:

Конечно, случай этот мелкий, пустой, недостойный попасть на страницы художественной литературы.

Однако неожиданные последствия этого дела были весьма забавны. � они-то и настроили нас на этот маленький рассказ.

Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Он сказал:

 — Тоже, ходишь СЃРѕ своей кочергой — выводишь РјРЅРµ РёР· строя служащих. Надо РЅРµ зевать РїРѕ сторонам, Р° глядеть получше.

�стопник, сокрушённо вздыхая, ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он и ходит то туда, то сюда.

Вот если бы на каждую печку была отдельная кочерга, вот тогда б и можно придираться.

А при таких обстоятельствах он не может гарантировать неприкосновенность служащих.

Эта простая мысль — иметь кочергу РЅР° каждую печку — понравилась директору. Р� РѕРЅ, РЅРµ будучи чиновником Рё бюрократом, тотчас стал диктовать машинистке требование РЅР° склад. Шагая РїРѕ комнате, директор диктовал:

«Р�мея шесть печей РїСЂРё наличии РѕРґРЅРѕР№ кочерги, немыслимо предохранить служащих РѕС‚ несчастных случаев. Рђ посему РІ срочном РїРѕСЂСЏРґРєРµ прошу выдать подателю сего требования пять коче…»

Но тут директор осёкся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке:

— Что Р·Р° чёрт. РќРµ РїРѕРјРЅСЋ, как пишется — пять коче… РўСЂРё кочерги — СЏСЃРЅРѕ. Четыре кочерги — понятно. Рђ пять? Пять — чего? Пять кочерги…

Молоденькая машинистка, пожав плечами, сказала, что она вообще впервые слышит это слово и, уж во всяком случае, в школе ей не приходилось склонять что-либо подобное.

Директор позвал своего секретаря и, смущённо улыбаясь, рассказал ему о своём затруднении.

Секретарь тотчас стал склонять это слово. Кто, что? — кочерга… РљРѕРіРѕ, чего? — кочерги… РљРѕРјСѓ, чему? — кочерге…

Но, дойдя до множественного числа, секретарь запнулся и сказал, что множественное число вертится у него в голове, но он сейчас не может его вспомнить.

Тогда опросили ещё двух служащих, но и те не внесли ясность в это дело.

Секретарь сказал:

— Есть отличный выход. Напишем РЅР° склад РґРІР° требования — РЅР° три кочерги Рё РЅР° РґРІРµ кочерги. Р� того получим пять.

Директор нашёл это неудобным. РћРЅ сказал, что посылать РґРІРµ одинаковые бумажки — это разводить канцелярщину.

Найдутся пройдохи, которые при случае уколют его этим.

Лучше СѓР¶, если РЅР° то пошло, позвонить РІ Академию наук Рё Сѓ РЅРёС… спросить, как пишется пять коче…

Уже секретарь хотел звонить в Академию, но директор в последний момент не позволил ему это сделать.

Ещё, чего РґРѕР±СЂРѕРіРѕ, попадётся какой-РЅРёР±СѓРґСЊ смешливый учёный, который напишет фельетон РІ газету — дескать, директор малограмотный, дескать, тревожат научное учреждение такой чепухой. Нет, СѓР¶ лучше обойтись СЃРІРѕРёРјРё средствами. Хорошо Р±С‹ ещё раз позвать истопника, чтоб услышать это слово РёР· его СѓСЃС‚. Р’СЃС‘-таки человек РІСЃСЋ жизнь вращается Сѓ печей. РЈР¶ РєРѕРјСѓ-РєРѕРјСѓ, Р° ему известно, как произнести пять коче…

Тотчас позвали истопника и стали его наводящими вопросами наталкивать на нужный ответ.

�стопник, предполагая, что его опять будут жучить, отвечал на все вопросы хмуро и односложно. Он бормотал: дескать, нужно пять штук, тогда, дескать, ещё можно оберечься. А иначе пущай отдают под суд.

Потеряв терпение, директор прямолинейно спросил истопника, что ему нужно.

— Сами знаете что,— СѓРіСЂСЋРјРѕ ответил истопник.

РќРѕ тут, РїРѕРґ давлением секретаря Рё директора, истопник наконец произнёс РёСЃРєРѕРјРѕРµ слово. Однако это слово РІ устах истопника звучало РЅРµ так, как ожидалось, что-то РІСЂРѕРґРµ — «РїСЏС‚СЊ кочерыжек».

  • РўРѕРіРґР° секретарь смотался РІ юридический отдел Рё оттуда привёл служащего, который отличался тем, что умел составлять любые бумаги так ловко, что РѕР±С…РѕРґРёР» РІСЃРµ подводные камни.
  • Служащему разъяснили его задачу — составить нужное требование таким образом, чтобы слово «РєРѕС‡РµСЂРіР°» РЅРµ упоминалось РІРѕ множественном числе Рё, вместе СЃ тем, чтобы склад выдал пять штук.
  • Немного покусав карандаш, служащий набросал черновик.

«Р”Рѕ сего времени наше учреждение, имея шесть печей, обходилось всего лишь РѕРґРЅРѕР№ кочергой.

В силу этого просьба выдать ещё пять штук, для того чтобы на каждую печку имелась бы одна самостоятельная кочерга.

Р�того выдать — пять штук».

Уже эту бумажку хотели послать РЅР° склад, РЅРѕ тут Рє директору явилась машинистка Рё сказала, что РѕРЅР° сейчас звонила своей мамаше, старой машинистке СЃ тридцатилетним стажем. Р� та её заверила, что нужно писать — пять кочерёг. Р�ли пять кочерг.

Секретарь сказал:

— РЇ так Рё думал. Только РЅР° меня нашло затмение.

Тотчас бумажка была составлена и послана на склад.

Самое смешное РёР· всей этой истории это то, что РІСЃРєРѕСЂРµ бумажка была возвращена назад СЃ резолюцией заведующего складом: «РћС‚казать Р·Р° неимением РЅР° складе кочерёжек».

Уже наступила весна. Потом будет лето. До зимы далеко. Об отоплении думать пока не приходится.

Весной хорошо думать о грамотности, хотя бы в связи с весенними испытаниями в средней школе.

Что же касается данного слова, то слово действительно каверзное, доступное Академии наук и машинистке с тридцатилетним стажем.

В общем, надо поскорей переходить на паровое отопление. А то люди стали уже позабывать эти древние слова, связанные с дровяным отоплением.

1940 

Источник: http://www.zoshenko.ru/kocherga.html

Ссылка на основную публикацию