Постоянным или непостоянным признаком является число у существительных…?

Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение – «предмет». К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:

 Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные– нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые – число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

– Cергей! — зовёт меня мама со двора.

(Сергей – обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению – вводное слово)

Постоянным или непостоянным признаком является число у существительных...?

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья — одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл.

В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж — это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам.

Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные – собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет. Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» — собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

§4. Одушевлённость — неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не «живые».

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.

 У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец  – мать , брат  – сестра, муж  — жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д.  Грамматический признак рода соотносится с полом.

 У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова  океан , море, река, озеро, пруд  – разного рода, и род не определяется значением слов.

  • Морфологическим показателем рода являются окончания.Если у слова окончания:
  •  а, у  или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода
  • а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода
  • о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.
  • Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола.

Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова  и т.п.

Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.  По-русски можно сказать:

Она такая умница! И: Он такой умница!  Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель, инженер, экономист, геолог, филолог и т.п.

Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач.

 Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.

Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

  1. Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу.
  2. Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.
  3. Тбилиси, Сухуми – слова — названия городов – мужского рода.
  4. Конго, Зимбабве – слова — названия государств – среднего рода.
  5. Миссисипи, Янцзы – слова — названия рек – женского рода.

Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются.

Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени.

Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у  слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.

Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я  в начальной форме. Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция — окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о, е  в начальной форме. Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание — окончание [э], гений , Алексей .

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие, ий: лекция, здание, гений.  

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е, которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и  — гласная, обозначают два звука? Лекция – [ий’а], здание – [ий’э], причем звук [й’] – это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание – [э], а в словах типа гений – нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя, слова путь и дитя. Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные – это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений. Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя. 

Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

§7. Число

Число — это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом – дома, девочка – девочки, слон – слоны, ночь – ночи.

Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой.

Например: человек – люди, ребёнок – дети, котёнок – котята.

Ме´ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.

Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург

Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также  группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту. У таких существительных число – неизменяемый морфологический признак.

Читайте также:  Безударные гласные в корне слова (упражнения и тест)

§8. Падеж

Падеж – это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. – кто?, что?
  • Р.п. – кого?, чего?
  • Д.п. – кому?, чему?
  • В.п. – кого?, что?
  • Т.п. – кем?, чем?
  • П.п. – (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых – им. п. и вин. п. Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.). 

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду(1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду(2). Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду(3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду(4)? У меня нет какаду(5). С какаду(6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? —  какаду – И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? – (к) какаду – Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? – (на) какаду – В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? – (о) какаду – П.п.
  • (5) нет кого?, чего? – какаду – Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? – (c какаду) — Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения.

Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е.

словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? — (о) ком?. чём? — П.п.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает  журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать – учитель географии. «Мама», — зову её я.

  • Мать — подлежащее
  • У окна – обстоятельство
  • Журнал — дополнение
  • Фотографии — дополнение
  • Людей — определение
  • Природы — определение
  • Мать — подлежащее
  • Учитель — сказуемое
  • Географии — определение
  • Мама – обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)

Правильные ответы:

  1. Имена собственные
  2. Имена нарицательные
  3. Да
  4. По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Разносклоняемые
  6. Постоянным (неизменяемым)
  7. Кто? Что?
  8. П.п.
  9. Да
  10. Нет

Смотрите также

  • Морфология. Имя существительное

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/176

Постоянные и непостоянные признаки глагола

Глагол — сложная и ёмкая часть речи. Занимает 2-е место (после существительного) по частоте употребления. Как самостоятельная часть речи характеризуется признаками (грамматическими категориями), помогающими отличить эту часть речи от других. Выделяют постоянные и непостоянные морфологические признаки. Первые не меняются никогда, вторые находятся в зависимости от контекста.

Формы глагола

У каждого глагола выделяют формы:

  1. Начальная (неопределённая, инфинитив). Глаголы на -ть, -ти, -чь (читать, нести, беречь). Инфинитив называет действие, но не указывает на число, время, лицо. Это неизменяемая форма, обладающая исключительно постоянными признаками.
  2. Спрягаемые (изменяемые, личные) формы (лежу, бежишь, знай). Имеют постоянные и непостоянные признаки глагола.
  3. Причастия и деепричастия (копающий, смотревший, открывая, написав). Особые формы имеют постоянные глагольные признаки и непостоянные, как у прилагательного либо наречия соответственно.

Постоянные признаки глагола определяются всегда, непостоянные — лишь в контексте.

Постоянные признаки

Постоянные признаки есть у каждой глагольной формы.

Вид выражает, как относится говорящий к действию во времени:

  • несовершенный — что делать? (пилить);
  • совершенный — что сделать? (выпилить).

Переходность выражает, как действие относится к объекту:

  • переходные направлены на объект, могут иметь прямые дополнения в вин. п. без предлога или в род. п., если указывают на часть предмета либо при отрицании (взять книгу, не выпить молока);
  • непереходные не направлены на объект (идти, сердиться).

Возвратность — направленность действия на предмет:

  • возвратные с -ся/-сь (упражняться);
  • невозвратные (стучать).

Спряжение определяется изменением по числам и лицам.

I спряжение II спряжение Разноспрягаемые
Остальные глаголы. Глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться, и 11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть. Есть, дать, бежать, хотеть.

Как определить спряжение, если окончание без ударения? Поставьте глагол в инфинитив.

Непостоянные признаки

Непостоянные признаки изменяются в зависимости от окружающего текста.

Наклонение выражает отношение к действительности:

  • изъявительное — реальное действие, что происходило, происходит и будет происходить (учу, учил и буду учить);
  • повелительное — действие, что просят либо требуют выполнить (говори, отдайте);
  • условное (сослагательное) — действие, что может быть выполнено при определённом условии (спал бы).

Время обозначает отношения действия с моментом речи:

  • настоящее (сижу);
  • прошедшее (сидел);
  • будущее (посижу).

Лицо указывает на производителя действия:

  • 1-е (смотрю, смотрим);
  • 2-е (смотришь, смотрите);
  • 3-е (смотрит, смотрят).

Глагол может не иметь лица (нет субъекта), быть безличным (светает, похолодало).

Род и число определяются, как у существительных/местоимений.

Взаимосвязь признаков

Все категории глагола связаны друг с другом:

  1. Лицо определяется только в настоящем и будущем времени, род — лишь в прошедшем времени. Это два взаимоисключающих признака.
  2. Время — только у глаголов в изъявительном наклонении.
  3. У глаголов совершенного вида не бывает формы настоящего времени.
  4. Если глагол возвратный, он всегда непереходный.

Пример:

Не ищи друга без недостатков, совсем без друга останешься.

(Не) ищи. Постоянные признаки: несовершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Непостоянные: повелительное наклонение, единственное число.

Останешься. Постоянные: совершенный вид, непереходной, возвратный, I спряжение. Непостоянные: изъявительное наклонение, будущее время, 2-е лицо, единственное число.

Источник: https://russkyaz.ru/slova/glagoly/postoyannye-i-nepostoyannye-priznaki-glagola.html

Морфологический разбор существительного

Существительное разбирается по следующей схеме:

1. Начальная форма.

  • 2. Морфологические признаки:
  • а) постоянные:
  • — собственное / нарицательное,
  • — конкретное / абстрактное / вещественное / собирательное,
  • — род,
  • — число (для тех существительных, для которых этот признак постоянный),
  • — одушевлённость,
  • — склонение;
  • б) непостоянные:
  • — число (для изменяющихся по числам),
  • — падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Дадим комментарий к разбору.

Существительное выписывается из текста в той форме, в которой оно стоит. Если существительное употреблено с предлогом, предлог может быть выписан вместе с существительным, однако его необходимо убрать в скобки, так как предлог является не частью формы существительного, а самостоятельным словом и отдельной частью речи.

Начальной формой существительного является форма И. п. единственного числа для существительных, изменяющихся по числам, и для существительных только единственного числа. Начальной формой существительных только множественного числа является, естественно, форма И. п. множественного числа.

Далее следует указать морфологические признаки существительного, разделив их на постоянные и непостоянные.

К постоянным признакам относятся разряд по значению, одушевлённость, род, склонение, а для существительных, не изменяющихся по числам, и число.

К сожалению, в школьных учебниках признак числа в схеме морфологического разбора существительного указан только в непостоянных признаках.

Так, в комплексе 3 приводится образец морфологического разбора существительного, в котором у слова небо признак единственного числа указан в непостоянных признаках.

До недавнего времени в комплексе 1 в качестве образца морфологического разбора было приведено слово север с непостоянным признаком единственного числа. Это неверно.

При указании разрядов существительного по значению в школьных учебниках предлагается указывать только собственность / нарицательность существительного, а указание на его конкретность, абстрактность и т. д.

опущено, хотя в ходе объяснения теоретического материала эти понятия используются. Это связано с тем, что для некоторых слов определение принадлежности к одному из разрядов является достаточно сложной задачей (см., например, слова деньги, мысль, звук и т. д.).

В сложных случаях принадлежность слова к конкретным, абстрактным, вещественным или собирательным можно не указывать.

При морфологическом разборе слова любой части речи необходимо обратить особое внимание на две вещи. Первая — это необходимость разграничения грамматических признаков слова и информации о внеязыковой действительности.

Для существительного это положение особенно ярко проявляется при анализе таких морфологических признаков, как одушевлённость, род и число.

Одушевлённость, как уже было сказано, — это не разряд по значению, а собственно морфологический признак, выражающийся в соотношении форм И. п., Р. п. и В. п.: у одушевлённых в единственном числе (для муж. рода — и в множественном) В. п. совпадает и Р. п., а у неодушевлённых — с И. п.. Если же у существительного жен. рода или ср.

рода представлены формы только единственного числа, оно формально не охарактеризовано по одушевлённости. Именно поэтому в предложенной нами схеме разбора одушевлённость стоит после рода и числа: комбинация постоянных признаков «жен. род, ед. число» или «ср. род, ед.

число» автоматически влечёт за собой формальную неохарактеризованность по одушевлённости.

Род, как уже было сказано, формальная характеристика: для большинства существительных русского языка (все неодушевлённые и часть одушевлённых) род условен и определяется по окончаниям согласуемых с существительным слов.

Читайте также:  "первое сентября" или "первого сентября", как правильно?

При определении рода надо быть особенно внимательными в том случае, когда грамматический признак рода и экстралингвистический признак пола лица не совпадают.

Так, в предложении Он просто свинья существительное свинья женского рода, хотя и характеризует мужчину, поскольку можно сказать Он так-ая свинья и нельзя сказать *Он так-ой свинья. Род всегда является постоянным признаком существительных.

Существительные — субстантивированные прилагательные или причастия (больной и больная, заведующий и заведующая) являются не формами одного слова, а разными словами.

Большого внимания требует морфологический признак числа. Для большинства существительных форма единственного числа обозначает один предмет, а форма множественного числа — множество объектов. Однако в некоторых случаях это соотношение нарушается.

  1. Так, многие собирательные, обозначая совокупность предметов, называют её формой единственного числа (листва, детвора).
  2. Существительные, обозначающие парные предметы или предметы, состоящие из нескольких частей, формой множественного числа называют и один предмет, и множество предметов (ножницы).
  3. Некоторые собственные существительные имеют только форму множественного числа и обозначают при этом один объект (Карпаты, Лужники).

В некоторых контекстах единственное число указывает на целый класс объектов, т. е. употребляется в несвойственном ему значении (Здесь рыба не водится).

Особого внимания требует определение числа существительных, управляемых количественными числительными. Так, числительные два, три и четыре управляют существительным в единственном числе (два, три, четыре стола), числительные пять и далее — формой множественного числа (пять столов).

Несклоняемые же существительные в некоторых своих употреблениях вообще не позволяют сделать вывод о том, в форме какого числа они стоят. Так, в предложении В магазине он стал примерять пальто нет внесловной информации, позволяющей определить число существительного пальто (ср.: В магазине он стал примерять сер-ое пальто и В магазине он стал примерять вс-е сер-ые пальто).

Второе, на что необходимо обратить внимание при разборе слова любой части речи, — это специфика объекта морфологического описания. Для морфологии небезразлично значение, в котором выступают слова в конкретном тексте.

Основной объект морфологического описания — не слово в целом, а слово в его определённом значении (лексико-грамматический вариант слова). Разные значения одного слова могут обладать различными морфологическими признаками (ср.

: слово гений в значении «свойство ума» одушевлённое, а в значении ‘человек, носитель этого признака’ неодушевлённое).

При определении склонения существительного надо помнить о том, что помимо существительных субстантивных склонений (существительные I, II, III склонения, разносклоняемые, существительные просто субстантивного склонения — с формами только множественного числа) в русском языке представлены существительные, склоняющиеся как прилагательные (адъективное склонение), и существительные смешанного склонения (см. склонение).

При указании на синтаксическую функцию слова его можно выписать и подчеркнуть соответствующей чертой, а можно и описать словами. Второй способ предпочтительнее, так как часто слово является не членом предложения, а частью неоднословного члена предложения, в том числе обособленного оборота.

Приведём пример морфологического разбора существительного.

Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).

дамы — существительное;

начальная форма — дама;

постоянные признаки: нариц., конкр., жен. род, одуш., I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Р. п.

  • синтаксическая роль: часть подлежащего.
  • (к) Лужину — существительное;
  • начальная форма — Лужин;

постоянные признаки: собств., конкр., муж. род, одуш., смешан. скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;

  1. синтаксическая роль: дополнение.
  2. ладонью — существительное;
  3. начальная форма — ладонь;

постоянные признаки: нариц., конкр., жен. род, неодуш., I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;

  • синтаксическая роль: дополнение.
  • пыль — существительное;
  • начальная форма — пыль;

постоянные признаки: нариц., веществ., жен. род, ед. число, не охарактеризовано по одуш., III скл.;

непостоянные признаки: В. п.;

  1. синтаксическая роль: дополнение.
  2. пальто — существительное;
  3. начальная форма — пальто;

постоянные признаки: нариц., конкр., ср. род., неодуш., несклон.;

непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;

синтаксическая роль: дополнение.

Источник: https://manyakov.net/russkiy-yazik-kratkiy-teoreticheskiy-kurs/morfologicheskiy-razbor-sushchestvitelnogo.html

3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

План разбора имени существительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).
  • Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey
  • Образцы разбора имён существительных
  • В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
  • (В) поезде
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд. А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. – Петербург. А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. – Москва. А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – отделение. А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. – курящий. А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.

(ехал) поручик

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – поручик. А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

  3. В предложении выполняет роль приложения.

(ехал) Климов

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – Климов. А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

 Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

Читайте другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/664-323_morfologicheskii_razbor_imen_suschestvitelnyh.html

Имя существительное. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имён существительных

  • Тема
  • « Имя существительное. Постоянные
  • и непостоянные
  • морфологические признаки имён существительных».
  • Тема : Заседание учёного совета по теме «Имя существительное. Постоянные и непостоянные
  • морфологические признаки имени существительного».
  • Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном, активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;
  • воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация. Организация урока: парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.

Ход урока.

I.Организационный моментВступительное слово учителя. Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров.

Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха.

Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.

II.Актуализация опорных знаний

Цель:

  • всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;
  • тренировать в нахождении имен существительных;
  • развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение
  1. Вступление.
  2. Итак, заседание начинается.
  3. Давно живу я в мире этом
  4. Даю названия предметам.(имя существительное)
  5. Прочитайте эпиграф к нашему заседанию
  6. «Имя существительное
  7. это хлеб языка»
  8. ( Лев Успенский).
  9. Прочитайте эпиграф к нашему заседанию
  10. 1)Вопросы учителя к эпиграфу

-Объясните значение слова «хлеб». Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

-Объясните значение слова «язык».

— Что значит выражение » хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание?

  • Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.
  • Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу. В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
  • -Что такое имя существительное? ( я считаю, я думаю)
  • — Ваше мнение?
  • — Что обозначает имя существительное?
  • — На какие вопросы отвечает имя существительное?
  • — Каким членом предложения является?
  • 2)Выступление докладчика
  • Докладчик (Пархоменко Д.)

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное.

Читайте также:  Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. примеры

Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя.

И всё это – имя существительное.

А теперь предлагаю размять наши пальчики.

III. Гимнастика для пальчиков.

IV.Минутка чистописания.

  1. — О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)
  2. СсСс
  3. Работа со словарём.
  4. Выпишите из словаря все существительные на букву С. ( салют, свобода, секрет, солдат)
  5. — Докажите что это существительные.
  6. — Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

— Почему? Докажите.

  • Вывод:
  • Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)
  • — Что вы сейчас перечислили?

V. Сообщение темы, постановка цели урока.

Цель:

  • Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.
  • формировать навык самоконтроля.

-Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? ( морфологические признаки)

— На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки? Имя существительное

? (постоянные) ?(непостоянные)

  1. 1. Собственное- нарицательное Число
  2. 2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж
  3. 3. Род
  4. 4. Склонение
  5. — Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.
  6. ( 2 группы признаков имён существительных) ( постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
  7. — какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков ) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)
  8. Изучение нового материала

У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Задание №1

(работа в группах), (собственные и нарицательные), ( разноуровневые карточки).

1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

  • ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.
  • УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

(собственные и нарицательные)

2).Найди и исправь ошибки.

  • Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша.
  • Какое правило не знает Незнайка?
  • Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?
  • Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

— Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь .

Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло ( столица Нарвегии). (Со́ло (итал. Solo — один) — исполнение всего музыкального произведения или его ведущей тематической партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется солистом.)

Вывод:

Задание №2 ( работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

  1. Одушевлённые неодушевлённые
  2. Трубач тягач
  3. Богач калач
  4. Циркач плач
  5. Ткач кума′ч
  6. Силач меч
  7. Врач кирпич
  8. Лихач луч
  9. Царевич обруч
  10. Москвич ключ
  11. Мяч
  12. — Как вы понимаете, что такое кумач? (работа с толковым словарём)
  13. Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

— Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

Вывод:

Задание №3(род, склонение)

(Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. ( У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

  • Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.
  • Сердце, юноша, желание, горе, олово.
  • Озеро, поломка, встреча, дружба, ходьба.
  • Вертолёт, стук, угощение, металлолом, музыкант.
  • Вывод:
  • Стрекоза, мужчина, басня, стекло, дядя.
  • Скорость, нефть, молодёжь, нота, рожь, метель.
  • Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.
  • Вывод:

— Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

-Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

— Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

— Как определить склонение?

-Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

— Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

  1. Вывод:
  2. Обобщение
  3. Непостоянные морфологические признаки имён существительных
  4. — Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)
  5. — как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?
  6. — Докажите свою точку зрения . (3-4 примера устно)

— Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

Обобщение.

VI. Физминутка.

Цель:

  • избежать перегрузки и переутомления учащихся,
  • сохранить мотивацию учения.

Задание №4

Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

  • Обобщение
  • VII. Подведение итогов
  • Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.
  • Какие задачи мы ставили перед собой?
  • Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?
  • VIII. Рефлексия
  • Домашнее задание
  • Сообщить учащимся о домашнем задании,
  • разъяснить методику его выполнения

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

— Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

— Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=121069

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку

 Распечатать запись

Имя существительное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто?, что?.

  1. Общее грамматическое значение — предмет
  2. Морфологические признаки:
    1. Начальная форма:
      • именительный падеж единственного числа у существительных, которые изменяются по числам или имеют только формы ед.числа: век, вечность;
      • именительный падеж множественного числа у существительных, которые имеют только форму множественного числа: сани, ножницы.
    2. Постоянные признаки:
      • собственное или нарицательное;
      • одушевленное или неодушевленное;
      • род  (мужской/женский/средний/общий/ род не определяется);
      • склонение.
    3. Непостоянные признаки:
  3. Синтаксическая роль — роль в предложении:
    • подлежащее;
    • дополнение
    • обстоятельство;
    • именная часть составного сказуемого;
    • несогласованное определение;
    • приложение.

Внимание!

  • Род:
    • Существительные могут быть  общего рода:
      забияка, ябеда, сластена, лакомка, невежа, соня, недотрога, растяпа, сирота  и т.п.
      В предложении они выступают иногда как существительные мужского рода, иногда как существительные женского рода. Можно указать, если возможно,  в каком роде выступает существительное в конкретном случае:
      Какой ты умница! (о мальчике)  — общий род , здесь — муж.р.
      Какая ты умница! (о девочке)   — общий род , здесь — ж.р.
    • Род не определяется у существительных, которые не имеют форм единственного числа: каникулы, сливки, чернила, брюки.
    • Определять род по значению слова и по  местоимению, которым может быть заменено существительное, нельзя.  Определять род надо с учетом сочетаемости существительного с другими частями речи. Напр.,    слово учитель в тексте может заменяться местоимением он или она  по контексту, но  верным является сочетание наш учитель, а не наша учитель.  Учитель — муж. р.
  • Склонение:
    • Разносклоняемые существительные имеют падежные окончания разных склонений:
      • путь;
      • 10 существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, племя, племя, семя, стремя, темя);
    • Несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) существительные не относятся ни к одному из трех типов склонения, имеют одну и ту же форму во всех падежах:
      купе, метро пальто, кашне,  кофе, какао, радио, шоссе, пенсне, жалюЗи, кенгуру, шимпанзе; Баку, Сухуми; МГУ,  ВТО; Золя, Дюма,  Седых,  и др.
      Число и падеж таких существительных можно определить в словосочетаниях и предложениях: выйти из метро (Р.п.),  встретиться в метро (П.п).
    • Особый тип склонения образуют существительные, которые имеют форму прилагательных и склоняются как прилагательные. В предложении существительные этого типа выполняют функции подлежащих и дополнений, а прилагательные выполняют функцию определения.
      • Существительные, образованные путем перехода из прилагательных и причастий, склоняются по типу качественных/относительных прилагательных:
        больной (больн(ого) Р.п., больн(ому) Д.п.), чайная (в чайн(ой) П.п.), отъезжающие (с отъезжающ(ими) Т.п.);  детск(ая), столов(ая), ванн(ая), прихож(ая) — ж.р.; портн(ой), скуп(ой), глух(ой), слеп(ой), нем(ой), вожат(ый) — м.р.; жарк(ое), животн(ое), насеком(ое), млекопитающ(ее) — ср.р.
      • Русские фамилии с суффиксами -ов, -ев, -ёв,  -ин, -ын склоняются по типу притяжательных прилагательных: Иванов — у Иванов(а) (Р.п.), Соловьёв — с Соловьёв(ым) (Т.п.).
  • Число:
    • Число может быть постоянным или непостоянным признаком:
      • постоянный признак — для существительных, которые имеют только формы ед.ч.  или только формы мн.ч.:
        ножницы — только мн.ч.,  морковь — только ед.ч.
      • непостоянный — для существительных, которые имеют и ед.ч., и мн.ч.: волна (ед.ч.) — волны (мн.ч.).
    • Существительные могут иметь  только одну форму числа: пшено (ед.ч.), ножницы (мн.ч.).
    • У существительных , употребляющиеся только в форме множественного числа,  род и тип склонения не определяются: сани, каникулы, сливки, брюки, Карпаты, «Известия» (газета).
  • Одушевленность/неодушевленность.
    • Этот признак не всегда связан с лексическим значением слова (живое или неживое), определяется по формальным признакам.

Пример морфологического разбора им. существительного

Книга — наш учитель.

  • Устный разбор.
    • Книга — существительное, обозначает предмет: (что?) книга, начальная форма — книга.
    • Имеет морфологические признаки.
      • Постоянные: нарицательное, неодушевленное, ж.р., 1-го склонения.
      • Непостоянные: употреблено в именительном падеже, в ед.числе.
    • В предложении является подлежащим (синтаксическая роль).
  • Письменный разбор.
    1. (Что?) книга
      н.ф. — книга
    2. Пост.признаки: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.,
    3. Непост. признаки: в Им.п., в ед.ч.
    4. (что?) книга — подлежащее.

© 2011 — 2019 Учим русский язык Карта сайта

Источник: http://tutrus.com/morpholog/imya-sushhestvitelnoe-morfologicheskij-razbor

Ссылка на основную публикацию