Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. примеры

  • ·                   Сегодня мы познакомимся с многочленными предложениями.
  • ·                   Рассмотрим разновидности сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
  • ·                   И начертим схемы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
  • Как мы помним, придаточные части в сложноподчиненных предложениях позволяют раскрыть, дополнить информацию, которая сообщается в главной части.
  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями называется многочленным.
  • Можно выделить три основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

  1. Первой разновидностью многочленных предложений, с которой мы познакомимся, будут предложения с однородным подчинением.
  2. Я узнал, что мы делали на уроке и что задали на дом.
  3. При однородном подчинении все части присоединяются к одному предложению или к одному слову в нем.

В нашем примере обе части относятся к одному глаголу – слову узнал. То есть, придаточные ведут себя как однородные члены предложения.

Все придаточные при однородном подчинении отвечают на один и тот же вопрос. То есть, все придаточные – это части одного вида.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Узнал – что? – что мы делали на уроке. И что? – что задали на дом.

Точно так же, как при однородных членах предложения.

Обе части – придаточные изъяснительные.

Союзы и вообще средства связи в придаточных могут быть разными. Главное − чтобы вопрос был одинаковым.

Я узнал, что мы делали на уроке и какое правило нужно повторить.

Я узнал – что? – какое правило нужно повторить. Вопрос один и тот же. Обе части – придаточные изъяснительные. Однородное подчинение.

Я узнал, где найти информацию и как написать реферат. Средства связи различны. Я узнал – что? – где найти информацию. Я узнал – что? – как написать реферат. Вопросы одинаковые, обе части – придаточные изъяснительные. Значит, это однородное подчинение.

При однородном подчинении между частями может стоять сочинительный союз. При этом еще больше увеличивается сходство придаточных с однородными членами предложения.

Заметьте! В нашем примере между частями стоит сочинительный союз и, а запятая между частями не ставится. Здесь действует то же правило, что и для однородных членов предложения.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Теперь поговорим о неоднородном подчинении. Его также называют параллельным.

При неоднородном подчинении придаточные будут отвечать на разные вопросы. То есть, это будут придаточные разного вида.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что нам задали на дом.

Я узнал – зачем? – чтобы подготовиться к уроку. Это придаточное цели.

Узнал – что? – что нам задали на дом. Это придаточное изъяснительное.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

При этом придаточные все равно относятся к одному предложению. Правда, придаточное цели относится к главному предложению целиком. А придаточное изъяснительное относится к глаголу со значением мысли.

Иногда при параллельном подчинении придаточные могут быть даже одного вида. Но тогда они относятся к разным словам в главном предложении.

Я узнал, что нам задали на дом, и сказал, что обязательно подготовлюсь.

Оба придаточных – изъяснительные. Но первое относится к глаголу узнал: узнал – что? – что нам задали на дом. А второе – к глаголу сказал. Сказал – что? – что обязательно подготовлюсь.

Может быть, вы уже заметили, что однородное и неоднородное подчинение имеет общие черты.

И при однородном подчинении, и при неоднородном придаточные присоединяются к главному предложению или определенным словам в нем.

Поэтому две эти разновидности связи объединяются при помощи понятия соподчинение. Считается, что есть такой вид связи – соподчинение, а однородное и неоднородное подчинение – его подвиды.

Последовательное подчинение серьезно отличается от соподчинения. Каждое последующее предложение подчинено предыдущему.

То есть, получается цепочка, в которой каждое звено цепляется за другие.  

Я узнал, что мы повторяли тему, которую изучили на прошлой неделе.

Узнал – что? – что мы повторяли тему. Придаточное изъяснительное относится к слову из главного предложения. Тему – какую? – которую изучили на прошлой неделе. Придаточное определительное относится к слову из предыдущего придаточного.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Заметим, что при последовательном подчинении придаточные могут быть как одного вида, так и разных видов.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Прекрасным примером однородного подчинения одинаковых придаточных служит стихотворение в переводе Самуила Маршака – «Дом, который построил Джек». Вот как звучит последняя строфа этого стихотворения.

  • Вот два петуха,
  • Которые будят того пастуха,
  • Который бранится с коровницей строгою,
  • Которая доит корову безрогую,
  • Лягнувшую старого пса без хвоста,
  • Который за шиворот треплет кота,.
  • Который пугает и ловит синицу,.
  • Которая часто ворует пшеницу,
  • Которая в темном чулане хранится
  • В доме, Который построил Джек.

В этом предложении – восемь придаточных определительных. Из них первое относится к главному предложению, а остальные – к предыдущему придаточному. Это многочленное предложение с последовательным подчинением.

В многочленных предложениях могут сочетаться различные типы подчинения. Составим такое предложение из примеров, к которым мы уже обращались:

Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что мы повторяли тему, которую изучили на прошлой неделе.

Придаточные номер один и два связаны с главной частью при помощи неоднородного подчинения. Это придаточные разного вида, но они относятся к одному предложению. А придаточные номер два и три связаны по типу последовательного подчинения. Они относятся друг к другу.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных частей. Такие сложноподчиненные предложения называются многочленными.

Что же нам требуется запомнить?

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Источник: https://videouroki.net/video/26-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi.html

Однородное подчинение придаточных в сложноподчиненных предложениях

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. ПримерыСложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Однородное подчинение придаточных представляет собой один из нескольких видов подчинительной связи сложноподчинённого предложения. В общей сложности подобных видов в русском языке существует три и их можно определить по нескольким правилам.

Необходимо уметь различать данные виды предложений для того, чтобы речь была развитой и разнообразной. Основные типы придаточных предложений с множественными примерами и схемами будут представлены в данной статье. Для продуктивного изучения данного материала понадобится усердие. Поверхностное же изучение не даст положительных результатов. Итак, начнём.

Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных

Сложноподчинённое предложение (или попросту сложное), которое содержит в себе однородные придаточные, достаточно просто отличить от других видов связи. 

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Для этого необходимо проанализировать имеющееся предложение на предмет наличия нижеследующих признаков:

  1. Во-первых, все подчистую придаточные предложения должны отвечать на тот самый вопрос (общий), который задаётся к определяемому слову, либо только к главному предложению; то есть придаточные должны быть построены по аналогичному типу.

  2. Второй пункт подразумевает, что абсолютно каждое придаточное должно относиться к одному главному предложению, либо к одному определяемому слову, находящемуся в составе главного. Подобная связь называется соподчинением.

  3. В-третьих, придаточные между собой должны быть соединены с помощью сочинительных союзов (союзная связь) или бессоюзной связи (когда есть перечисление) так же, как связываются простые однородные члены предложения. Наглядными примерами сочинительных союзов являются: и; а; но; или; да; и др.

Виды подчинения придаточных

Помимо вышеизложенного вида подчинения, существует ещё подчинение последовательное и параллельное. Необходимо рассмотреть и такие виды подчинительной связи.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Параллельное подчинение также часто называют и неоднородным. Для его выявления необходимы следующие признаки:

  1. Придаточные предложения должны относиться только лишь к одному главному предложению, исключая отношение к единственному конкретному члену предложения;

  2. В данном виде придаточные предложения не являются выстроенными по одному типу, так как вопросы, поставленные к определяемой части, на которые они отвечают, существенно разнятся.

Необходимо знать, что неоднородными будут считаться также и предложения, имеющие сходную роль, но относящиеся к различным словам, находящимся в главном (определяемом) предложении. Потому что подобные придаточные сцеплены с разными предложениями.

Последовательное подчинение предложений являет собой третий тип придаточных предложений и обладает нижеперечисленными знаками отличия:

  1. Главному предложению подчиняется (привязывается) обычно лишь одно придаточное (также его возможно обозначить как придаточное предложение, имеющее первую степень), а вот последующее за ним (второе) придаточное предложение будет отнесено именно к придаточному первой степени, а вовсе не к самому главному предложению, и так далее. Вот так и получается то самое последовательное подчинение, в результате которого каждое предшествующее предложение становится определяемым для последующего.

  2. Иногда придаточные предложения принимают особое расположение. Например: одно придаточное может находиться внутри другого придаточного; на месте их состыковки может оказаться 2 подчинительных союза, либо подчинительный союз с союзным словом.

Схемы, примеры, запятые в сложноподчиненных предложениях

Разбор и анализ всякого предложения производится путем задавания вопроса от придаточных предложений к главному (определяемому), либо к определяемому слову.

Начать необходимо именно со сложноподчинённых предложений, придаточные которых относятся к обстоятельственным типам (времени, причины, условия).

Никак не следует сразу браться за придаточные изъяснительные, ведь для школьников они являются достаточно трудными.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Совет! Для упрощения задачи, можно составить таблицы, в которые следует занести союзы и союзные слова, связывающие предложения разных видов. Так информация усвоится гораздо быстрее.

Схема однородного подчинения выглядит так: [                   ], (союз …), (союз …) и (союз …).

Примеры:

Он знал (что?), что она вернётся, что найдёт его и что не сможет отпустить.

Но тут он понял (что?), что ему не жить и что теперь придётся бежать.

Ты вспомнила (кто? что?), дева, как бегала резво, как мы кувыркались в траве?

Первый снег (что?), если холодно, при сниженной температуре, если уже наступила поздняя осень (что?), выпадет уже в октябре.

Мне казалось (что?), что она мне соврала, что это именно она украла мою подвеску.

Ни один человек не сможет упрекнуть тебя (в каком случае? почему?), если у него нет доказательств, если он не знает всей правды.

Важно! Следует учесть, что если между какими-либо однородными придаточными употреблён впервые встречающийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то ставить запятую не нужно.

Схема неоднородного (параллельного) подчинения: (Союз …), [            ], (союз …).

Примеры:

Когда я сплю, я чувствую (что? когда?), что кто-то стоит надо мной.

Если бы он ещё тогда сознался, стало бы ясно (что? когда?), что у него всё ещё есть совесть.

Я знаю (что?), что он примет верное решение, и думаю (что? о чём?), что смогу ему в этом помочь.

Невозможно понять сразу (что?), чем так приятно пахнет с утра, но чувствуется (что?), что это нечто прекрасное.

Если ты увидишь это своими глазами, то поймёшь (что? при каких обстоятельствах?), что всё было взаправду.

Важно! В случае с неоднородным (параллельным) подчинением, между несколькими придаточными предложениями знаки препинания ставятся по общему правилу русского языка.

Схема последовательного подчинения: [                ], (союз …), (союз …).

Примеры:

Если бы каждый человек делал то (что?), что ему вздумается (какой вывод?), как бы мы жили?

Читайте также:  Способ образования сложных слов: многоуважаемый, телохранитель, малоподвижный, труднодоступный

Анастасия всегда думала (что? о чём?), что цель оправдывает средства, если она великая.

Когда он пришёл к ней с цветами (зачем?), чтобы сделать сюрприз, она недовольно отвернулась, не вымолвив ни слова.

С той поры (какой?) как сестра моя уехала из дому и вышла замуж и детишек родила, много (что?), очень много лет прошло.

Ульяна была в том состоянии (каком?), когда чувствуешь (что?), что преодолела себя.

Гром грянул так сильно, что, когда гроза стихла, уже было разрушено много домов.

Важно! Если предложения находятся в последовательном подчинении, то знаки препинания так же ставятся по общим правилам русского языка.

Заключение

В художественной литературе можно отыскать огромное множество примеров с придаточными предложениями совершенно разных видов. Столь многочисленные примеры необходимо рассмотреть для закрепления изученного материала. В интернете также имеются различные упражнения, помогающие научиться определять и разбирать предложения по составным частям.

Хорошей практикой для учеников разных классов станет самостоятельное составление сложносочинённых предложений, а затем их последовательный разбор. Это научит детей самостоятельно мыслить, а выучить все правила им будет гораздо легче (можно придумывать шуточные предложения, а затем менять местами главные и второстепенные предложения). Успешной практики!

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/odnorodnoe-podchinenie-pridatochnykh.html

Параллельное подчинение придаточных в сложноподчиненном предложении :

Раздел науки о нашем языке, посвященный строению предложений, таит в себе много интересного, а синтаксический разбор может стать увлекательным занятием для тех, кто хорошо разбирается в правилах русского языка.

Сегодня коснемся синтаксиса и пунктуации сложноподчиненного предложения, в частности того случая, когда имеется не одна придаточная часть, а несколько.

Какие бывают виды подчинения и чем интересно предложение с параллельным подчинением придаточных? Обо всем по порядку.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Сложноподчиненное предложение и его части

Сложноподчиненным (С/П) называют такое сложное предложение, в котором можно выделить главную часть (она несет основную смысловую нагрузку) и придаточную (она зависима от главной части, к ней можно задать вопрос).

Придаточных частей может быть две и больше двух, и они могут по-разному присоединяться к основной, главной части. Бывает последовательное, однородное, неоднородное, параллельное подчинение придаточных.

Чтобы узнать вид подчинения, нужно обратить внимание, отвечают ли зависимые части на один и тот же вопрос или на разные, относятся к одному слову в главной части или к разным. Более подробно рассмотрим материал в следующем разделе.

Виды подчинения придаточных

Итак, выделяют четыре вида подчинения.

  • Последовательное подчинение – придаточные части зависят последовательно друг от друга, а одна из них – от главной. Я знаю (о чем?), что делать (для чего?), чтобы попасть туда (куда?), куда мне нужно.
  • Однородное – придаточные части отвечают на одинаковый вопрос и относятся к одному слову. Я спросил (о чем?), который час, где мы находимся и как добраться до аэропорта. В этом предложении три придаточных (зависимых) части, все они относятся к слову «спросил» и отвечают на вопрос «о чем?».
  • Неоднородное подчинение – придаточные части также относятся к одному слову, но вопросы к ним при этом задаются разные. Я должен поехать в этот город (зачем должен?), чтобы выполнить все задуманное, (почему должен?) потому что дел накопилось очень много.
  • Параллельное подчинение придаточных – зависимые части относятся к разным словам главного предложения и отвечают на совершенно разные вопросы. (Для чего?) Чтобы успеть на поезд, я должен рано выехать из дома к вокзалу (какому?), который находится в другой части города.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Параллельное подчинение придаточных

В чем разница между различными видами подчинения, мы выяснили. Кстати, в некоторых источниках неоднородное параллельное подчинение придаточных выделяют как один вид.

Это присходит потому, что в обоих случаях вопросы к зависимым частям ставятся разные.

Если предложение сложноподчиненное с параллельным подчинением придаточных, то чаще всего одна зависимая часть располагается перед главной, а вторая – после.

Нужно выделить главную, основную часть предложения, определить количество придаточных и задать к ним вопросы. Только так мы убедимся, что перед нами действительно параллельное подчинение придаточных. Если вопросы будут разными, и задавать мы их будем от разных слов, значит, подчинение действительно параллельное.

Когда я вышел на улицу, я вдруг вспомнил о том, что давным-давно собираюсь проведать своего приятеля. В этом предложении от сказуемого основной части «вспомнил» мы задаем вопрос «когда?» к первой придаточной, а от дополнения «о том» задаем вопрос «о чем?» ко второй.

Значит, в данном случае используется параллельный способ подчинения.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Уметь определять границы частей предложения и правильно задавать вопросы от главной части нужно для того, чтобы не ошибиться при расстановке знаков препинания. Помним, что придаточные части отделяются от главной запятыми, которые ставятся перед союзом или союзным словом, связывающим части сложноподчиненного предложения.

Подведем итоги

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Параллельное подчинение придаточных – один из четырех видов подчинения в русском языке. Чтобы определить вид подчинения, нужно выделить простые предложения в составе сложноподчиненного, определить главную часть и задать от нее вопросы к зависимым. Если вопрос одинаковый, то это однородное подчинение, если разные от одного и того же слова – неоднородное, если неодинаковые вопросы от различных слов – параллельное, и если вопрос можно задать только к одной придаточной части, а от нее к другой и так далее, то перед нами последовательное подчинение.

Будьте грамотными!

Источник: https://www.syl.ru/article/230052/new_parallelnoe-podchinenie-pridatochnyih-v-slojnopodchinennom-predlojenii

РусОлимп — Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными

теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе — к первому придаточному и т. д.

I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с» помощью интонации). Например:

1) [Но грустно думать], (что напрасно была нам молодость дана), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она)… (А. Пушкин) — [глагол], (союз что), (союз что), (союз что )…

2) [Дерсу сказал], (что это не тучи, а туман) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.

Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:

(Где бодрый серп гулял) и (падал колос), [теперь уж пусто всё] (Ф. Тютчев). (где ) и ('), ['].

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) — (союз если ), [ сущ.], (с.слово которая ).

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.

II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:

[Она пришла в ужас'], (когда узнала), (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) — [ ], (с. когда глаг.), (с. что).

Такая связь называется последовательным подчинением.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).

[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),').

В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:

(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила).

(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже) (А. Чехов).

[сущ., (сел. на котором ), глаг.], (сел. почему), (сел. почему).определит. изъяснит. изъяснит.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное — придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные — придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).

2) [Всякий человек знает], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[глаг.], (союз что мест., (с.ел.что), мест.), (с.ел.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное — придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные — придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Читайте также:  Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что — причину, если — условие, однако — противопоставление и т. д.

В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие — к сложноподчинённым.

Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср.

, например: Зажглись прожектора — вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) — [ ], [ ].

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] (М. Горький) -[], [],[].

зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка] (В. Гаршин) — [],[].

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

[Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

  • III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):
  • 1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) —
  • 2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) —
  • Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) — []:[].

2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]… (А. Пушкин) — []:[].

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что…; глядит (и видит, что)…).

V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) — [],[].

2) [Чин следовал ему] — [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) — [ ] — [ ].

  1. Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.
  2. VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):
  3. 1) [Любишь кататься] — [люби и саночки возить] (пословица) — [ ] — [ ].

2) [Увидишься с Горьким] — [поговори с ним] (А. Чехов) -[]-[].

  • Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.
  • VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):
  • [Мелкий дождик сеет с утра] — [выйти невозможно] (И. Тургенев) — [ ] ^ТТ
  • теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением. Примеры

Источник: http://rusolimp.kopeisk.ru/sintaksis/?file=129

Задание 13. Виды подчинения придаточных частей в сложноподчиненном предложении

Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове.

(5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.

(6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!

Показать ответ Правильный ответ: 5

  • Комментарий:
  • Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.
  • Всем этим условиям соответствует предложение 5.
  • [На уроках, (когда его поднимали), он вставал, растерянный, не знающий], (что сказать), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.
  • Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.

Что нужно знать:
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:

Однородное подчинение

Подчинение считается однородным, а придаточные — однородными при двух условиях:

  1. Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.
  2. Являются придаточными одного типа.

Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно… (Ю. Герман).

[ – = ], (что – = ), (что = – )…

  Примечание

Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.

[ = ], (хотя – = ) и ((хотя) – = ).

Неоднородное (параллельное) подчинение

Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.

Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).

(Когда – = ), [то = ], (который – ).

Последовательное подчинение

При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье — ко второму (придаточное III степени) и т.д.

Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).

[ = – ], (которые = ), (когда – =).

При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.

Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).

[ = ], (что, (когда – = ), = )

Комбинированное подчинение

  1. В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).

  2. Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)

[ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –). (последовательное и однородное подчинение).

Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).

  • (Чтобы = ), [ = ], (иначе – =), (откуда – = ) и (куда = ).
  • (однородное, параллельное и последовательное подчинение).
     

Источник: http://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/publ/russkiy_jazyk/teoriya_oge/zadanie_13_vidy_podchinenija_pridatochnykh_chastej/10-1-0-61

Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Видеоурок. Русский язык 9 Класс

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Сложные предложения с несколькими придаточными бывают двух видов: первый случай – все придаточные прикрепляются непосредственно к  главному;  второй – когда первое придаточное прикрепляется к главному, а второе придаточное – к первому и т.д.

Придаточные, которые присоединяются к главному, бывают однородные и неоднородные. Однородные придаточные, так же как однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительной или бессоюзной связью (только с помощью интонации).

[Но грустно думать], что (напрасно была нам молодость дана), что (изменяли ей всечасно), что (обманула нас она).

Составим схему  предложения. Задаем вопрос от главной части: грустно думать о чем? что напрасно была нам молодость дана. 1-е придаточное – изъяснительное. Задаем вопрос ко второму придаточному: грустно думать о чем? что изменяли ей всечасно. 2-е придаточное – изъяснительное.

Задаем вопрос  к третьему придаточному: грустно думать о чем? что обманула нас она. Мы видим три придаточных одного вида, к которым задается вопрос от одного  и того же слова в главном предложении – перед нами  предложение с однородным подчинением (или соподчинением – см.

учебник М. Разумовской).

Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий. Два придаточных изъяснительных относятся к одному слову в  главном и между собой соединяются при помощи сочинительной связи (союз и).  Обратите внимание, что опять задается один и тот же вопрос от одного и того же слова в главном.

При однородном подчинении придаточных возможен пропуск союза и союзного слова: Где бодрый  серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все. Зададим вопрос от главного: пусто где? где бодрый  серп гулял,  пусто где? (где) падал колос. Во втором придаточном  предложении  где опущено, а между собой  придаточные места соединены сочинительным союзом и.

Читайте также:  Какое лишнее слово: предок, ребенок, список, знаток?

Подчинение  может быть однородным  и параллельным (неоднородным). Неоднородные придаточные имеют разное значение,  отвечают на разные вопросы и / или  зависят от  разных слов в главной части, но относятся к одному и тому же главному предложению.

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая  сжигает меня (В. Брюсов). Главное предложение: они не насытили бы всей жажды познания. Задаем вопрос: при каком условии? Если бы мне иметь сто жизней – придаточное условия.

 Еще один вопрос от главного: жажды какой? которая сжигает меня – придаточное определительное. Мы  задали  разные вопросы к разным придаточным  от главного предложения и от слова в главном предложении.

Такая связь  называется параллельным (неоднородным) подчинением.

Ко второму типу сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными  относятся предложения, в которых придаточные образуют как бы цепочку. Вопрос задается от главного к первому придаточному, затем от первого придаточного ко второму и т.д. 

Она пришла в ужас, когда  узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). Главное предложение – Она пришла в ужас, от него задаем вопрос: пришла в ужас когда? когда узнала – придаточное времени.Первое придаточное называется придаточным первой степени.

Задаем вопрос ко второму придаточному. Узнала о чем? что письмо нес отец –  придаточное изъяснительное. Такое придаточное (к которому задается вопрос от первого)  называется придаточным второй степени.

А  связь называется последовательное подчинение.

В зависимости от того, сколько будет придаточных, столько степеней и будет. Иногда при последовательном подчинении одно придаточное находится  внутри другого придаточного. В этом случае могут оказаться радом два подчинительных союза: что/если, что/когда, что/ так как и др.  Эти придаточные надо видеть и различать. О знаках мы поговорим на следующем уроке.

Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели  бушующие потоки. Главное предложение: Вода обрушилась так страшно.

Задаем вопрос: так страшно в какой степени? что  им вдогонку уже летели  бушующие потоки – придаточное меры и степени. Летели когда? когда солдаты бежали внизу – придаточное времени. Но вопрос уже задаем от придаточного меры и степени.

Это случай последовательного подчинения.  Важно понимать, что из чего следует.

В сложноподчиненных предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации: Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним  и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила. Главное предложение: тот может считать свою молодость бесследно потерянной. Задаем вопросы: какой тот? кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним  и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом – придаточное местоименно-определительное. Следующий вопрос: может считать свою молодость  бесследно потерянной  несмотря на что? как бы весело она ни прошла – придаточное уступки. Вопрос снова задан от главного предложения – связь между придаточными параллельная (разные вопросы от одного главного к разным придаточным). Тот может считать свою молодость  бесследно потерянной  несмотря на что? — сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила – придаточное уступки, вопрос задан от того же главного и тот же, что и к предыдущему предложению (однородное подчинение). Таким образом, в  этом предложении  мы имеем  и параллельное, и однородное подчинение.

Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди  самого гнетущего безобразия окружающей обстановки.

Писарев писал о чем? что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична – придаточное изъяснительное.

Природа до такой степени богата, сильна  и эластична  в какой степени? что может сохранить свою свежесть и красоту посреди  самого гнетущего безобразия окружающей обстановки – придаточное меры и степени. В этом предложении последовательное подчинение.

Добрый человек не  тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский). Добрый человек не  тот  какой тот? кто умеет делать добро. Добрый человек не тот, а тот  какой тот? кто не умеет делать зла. У нас получилось одно главное, в нем придаточное кто умеет делать добро, а после главного еще одно придаточное. Это параллельное подчинение.

  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в  научном стиле, такие предложения помогают передать сложные связи между фактами, что является целью научной литературы.
  • Домашнее задание
  • Вопросы

1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными?

2. С помощью чего придаточные присоединяются к  главным предложениям?

3. Чем объяснить, что  сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в  научном стиле?

Упражнение 1. Определите вид связи придаточных предложений в сложноподчиненном.

(1) Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно,  что обманула нас она (А. Пушкин). (2 ) Дерсу сказал, что это не тучи, а туман  и что завтра день будет солнечный и даже жаркий  (В. Арсеньев). (3) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая  сжигает меня (В. Брюсов).

(4) Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец  (Ф. Достоевский). (5) Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу,  им вдогонку уже летели  бушующие потоки.

(6) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним  и прекрасным делом или,  по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость  бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила.

Упражнение 2.  Задайте вопрос от главного к придаточному предложению, определите вид придаточного.

(1) Где бодрый  серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все (Ф. Тютчев).

(2) Кто в молодости не связал себя прочными связями с  внешним  и прекрасным делом  или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость  бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний  она ни оставила.

(3) Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна  и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди  самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. (4) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». gramota.ru

Использованные ресурсы Интернет

1. Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге (Источник).

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку (Источник).

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. – М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)  аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya/osnovnye-vidy-slozhnopodchinyonnyh-predlozheniy-s-neskolkimi-pridatochnymi

Глава 38. Синтаксис. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

  • 1) последовательное подчинение, 2) параллельное подчинение,
  • 3) однородное подчинение.

Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Пример:

Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.

Схема: [ … ], (союз что … ), (союзное слово который…).

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Пример:

Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.

Схема: (союзное слово когда … ), [ … ], ( союз чтобы …).

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Пример:

Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

Схема: [ … ], (союз как … ) и (союз как … ).

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и. Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

Важно, что при однородном подчинении союзы или союзные слова могут опускаться, что характерно для предложений с несколькими придаточными.

Пунктуация предложений с разными видами синтаксической связи.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение

Правильные ответы:

  1. да
  2. последовательное подчинение
  3. параллельное подчинение
  4. однородное подчинение
  5. параллельное подчинение
  6. последовательное подчинение
  7. однородное подчинение
  8. однородное подчинение
  9. нет
  10. да

Смотрите также

  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/453

Ссылка на основную публикацию