Чем отличаются производная от непроизводной основы?

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.

Ночь, стол, читать.

Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.

Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.

Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Обратите внимание!

1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени -л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита-ть.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.

Ср.: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива -ть) в русском языке очень немного.

Бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Ср.: пи-ть – пьj-ю (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть – моj-ю (чередования в корне мы-/моj-).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

Ср.: пис-а-ть – пиш-у, беж-а-ть – бег-у.

3) Не забывайте, что постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться – это разные слова, а не разные формы одного слова!).

3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.

  • Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару. Например: ночь → ночной; читать → читатель.

5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.

Например: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-); чита-ть (производящая основа чита-) → читатель□ (производная основа читатель-).

  • Сложные слова имеют две и более производящие основы. Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос□, рог□ → нос-о-рог□.

6. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-).

  • При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Например, в паре: берёз-а → берез-няк□ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса -ник не совпадают), а в паре: сосн-а → сос-няк□ – конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.

Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.

8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом.

Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда.

Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.

Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.

  • Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
  • Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

Обратите внимание!

Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!

Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).

9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:

  • производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н-ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);
  • производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»). Однако из этого правила есть исключения. Например, наречия с префиксом по-, которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

Обратите внимание!

1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным – существительное женского рода.

Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:

пе-ть → пе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-лив-ый → береж-лив-ость□ (отвлечённый признак).

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

защищать → защищаться; умыть → умыться.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть; чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть.

5) Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:

хороший → хорошо; весёлый → весело.

10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.

Например, в паре: агит-ирова-ть – агит-атор□ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).

Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я – истор-ик□. Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»).

Чем отличаются производная от непроизводной основы?

  • Иногда производная основа может быть даже проще производящей. Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и-ть → в-ход□. При этом производная основа существительного включает две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).
Читайте также:  У наречий с суффиксами о, е пишется н или нн? примеры

Обратите внимание!

1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола – лицо женского пола – производящим является существительное мужского пола:

худож-ник□ → худож-ниц-а («женщина-художник».

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:

за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть.

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:

Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:

беж-а-ть → бег□, торг-ова-ть → торг□, вы-ход-и-ть → вы-ход□, осад-и-ть → осад-а.

  • 5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:
  • Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:
  • син-ий → синь□, тих-ий → тишь□, ран-н-ий → рань□.

 Упражнение к теме «2.10. Словообразование. Основные понятия»

другие темы раздела 2 «Морфемика. Словообразование. Орфография»:

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/653-210_slovoobrazovanie_osnovnye_ponyatiya.html

Московский государственный университет печати

95.

Непроизводные и производные основы

Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок — производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).

Непроизводная основа (немотивированная) — это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части);
производная основа (мотивированная) — составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает ее от непроизводной.

Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной.

Основы слов горец, курица, палочка являются производными; они расчленяются на отдельные морфемы потому, что в современном языке имеются соответствующие им непроизводные основы: гор-а, кур-ы, палк-а.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней.

Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка.

Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Непроизводная основа, соотносимая с производной, может наличествовать в языке в двух разновидностях: как отдельное слово (в чистом виде) и как отдельная морфема (в связанном виде), сочетающаяся с аффиксами или другой основой.

Основы слов хвостик, звонарь, лесок являются производными, так как соотносятся с непроизводными основами хвост, звон, лес, которые выступают в современном русском языке в качестве отдельных, самостоятельных слов.

Основы слов спешк-а, выдержк-а, стирк-а являются производными, но соотносимые с ними непроизводные основы (спеш-, держ-, стир-) не являются самостоятельными словами, а выступают исключительно как связанные основы, в качестве морфем-корней (по-спеш-и-ть, за-держ-а-ть, вы-стир-а-ть).

Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.

: павлин — пава, палец — шестипалый, ветка — ветвь). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.

: молодой — молодежь, тлеть — тлен).

Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не дает возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным.

Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны.

Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник — как «подставка, в которую вставляется стакан», городище — как «громадный город», приморский — как «расположенный на берегу моря».

Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа — непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.: ножик — нож, зонтик — зонт.

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что производная основа: 1) расчленяется на отдельные морфемы, 2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная, 3) обозначает предметы действительности опосредствованно; непроизводная основа: 1) морфологически не расчленяется, 2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

Источник: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-045.htm

Производящее и производное слово

Напомним, что производящим называется слово, от которого непосредственно образовано данное производное. Представляя собой материальный костяк производного, производящее слово выступает в его структуре обычно не полностью, а в той или иной степени усеченным (без окончаний, а нередко и без конечных суффиксов).

Например: работникработ(ать); прицепщицаприцеп(ить); наследницанаслед(овать); лакомкалаком(итъся); безумецбезум(ный); украинизмукраин(ский); крепышкреп(кий) и т.п.

Та часть производящего слова, которая материально выступает в структуре производного, называется производящей основой (работ-, прицеп-, наслед- и т.д.).

Она не совпадает с обычной основой слова (той его частью, которая остается по вычитании флексии): работник-, прицепщиц-, наследниц-, лакомк-.

Если по отделении от слова флексии остается непроизводная с синхронной точки зрения основа, дальнейший словообразовательный анализ невозможен, например: дорог-a, озер-о.

При наличии в слове производной основы последующий анализ должен идти по линии сопоставления (в целях выявления производящей основы) со словом, от которого первое образовано.

В этот ряд желательно также включение при возможности других производных с той же производящей основой. Это можно передать следующим образом: Ба — Б, Бб, Бв, Бг и т.п., где Б — производящее слово (или основа), а строчные буквы обозначают любые словообразовательные элементы.

Нельзя сопоставлять анализируемое производное просто с родственными словами (близкими по звучанию и смыслу), как это часто делается.

Этот термин слишком широк, он охватывает целое словообразовательное гнездо, куда входят производные не только с интересующей нас производящей основой, но и не имеющие к ней непосредственного отношения другие родственные образования.

Например, к прилагательному разговорчивый могут быть приведены такие родственные слова, как разговор-ить-ся (разговор-юсь), разговор-ный, разговор-ились. Однако только первое может быть признано производящим, от которого непосредственно было образовано прилагательное разговорчивый.

Последние два не являются таковыми, представляются лишними, не способствующими избранному направлению анализа: прилагательное разговорный образовано не от глагольной, а от субстантивной производящей основы разговор, форма же прошедшего времени — от инфинитива, включающего еще дополнительные элементы — суффиксы -и-, -сь.

Не менее часто сопоставляется рассматриваемое слово с однокоренными производными. Такой подход в известной степени может быть оправдан лишь тогда, когда мы имеем дело с простыми по структуре образованиями, в которых корень является и производящей основой.

Например, для доказательства того, что существительные вазочка, стеночка, булочка, ласточка не относятся к одному словообразовательному типу, подберем однокоренные слова.

В существительных вазочка и булочка этот прием помогает выявить корни (ваз-а, булк-а), суффиксы (-очк-, —к-) и окончание (-а), потому что здесь корни являются и производящими основами.

В существительном же стеночка при таком подходе (корень стен) мог быть неправильно выделен суффикс —очк(а), ибо в данном случае корень не совпадает с производящей основой. Во избежание ошибки здесь встает необходимость сопоставить производное стеночка не просто с однокоренными образованиями, а с производящим существительным стенка.

Ориентация на подбор однокоренных производных может толкнуть неискушенного в тонкостях словообразования человека на сопоставление существительного ласточка с такими словами, как ласт, ластик, ластиться, не говоря уже о том, что люди, в какой-то степени знакомые с народной речью, могут указать на действительно однокоренные образования ластица,ластовка и т.п. Они не воспримут существительное ласточка как непроизводное в общенародном русском языке.

Читайте также:  Сохраняют ли заимствованные сложные слова корни?

Особый случай представляют производные, производящие слова которых не употребляются в свободном состоянии, например: плотва, плотица, плотка; телиться, теленок, телята, телица, телка, телят, телок, телыш и др. Естественно, что при анализе таких производных сопоставление может идти не с производящими словами, а только со словами, непосредственно образованными от них, т.е. Ба, Бб, Бв, Бг.

Если только производящая основа определена правильно, остаточный элемент в производном и должен быть тем слово- или формообразующим аффиксом, посредством которого создана анализируемая производная основа. Однако правильность произведенного вычленения производящей основы может и должна быть подкреплена данными еще одного ряда.

Источник: http://www.fio.ru/pravila/grammatika/proizvodyaschee-i-proizvodnoe-slovo/

Словообразование

Продолжение. См. № 16/2002

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 2. Производное и исходное слово

Задание 17. Проверьте, верно ли утверждение, что все данные слова – производные. Для этого разъясните каждое слово через более простое однокоренное. Но не забывайте, что более простое слово должно отличаться от производного минимальным количеством морфем. Крылышко, законность, скворчонок, крикун, законный, сиреневый, обеспокоить, подражатель, разложиться, бесприютный, подтаять, иссушить, несчастный, беспринципный, пренеприятный, прогнозирование, наследственный, подсолить, преподаватель. Получившиеся у вас пары слов – производное («сделанное») + исходное (из которого «сделали») – назовем словообразовательными парами*. Важно понять следующее: все, что касается образования слов, связано именно с отношениями исходного и производного слова. Сравните два таких слова, например, лес и лесник. То, чем они различаются, и будет тем строительным материалом, с помощью которого язык создал новое производное – слово. Сделаем выводы:

  • Какое слово называется исходным?
  • Всегда ли исходное слово является непроизводным?
  • Чем отличается производное слово от непроизводного?

Задание 18. Запишите к перечисленным исходным словам производные, чтобы получились словообразовательные пары. а) Образуйте производный глагол с помощью приставки на-: резать – нарезать; пилить, рубить, колоть, строить, гореть, расти, калить, рассказывать, давать, плодить, печь, таскать. Какое значение придает приставка на- этим глаголам? Переставьте ударение в глаголе нарезать. Сохранилось ли в глаголе нарезать то же значение? б) Образуйте производное прилагательное с помощью одновременного присоединения приставки без-(бес-) и суффикса. Что общего в значении всех производных слов? Сердце – бессердечный; конец, смысл, граница, край, цель, грамота, лошадь, авария, инициатива, след, забота, контроль, совесть, жалость, страх, интерес. в) Образуйте производное прилагательное с помощью суффикса -ист-. Что обозначают производные прилагательные? Мгла – мглистый; камень, холм, гора, болото, лес, игла, жила, плечо, железо, заноза, куст, голос, мох. Нет ли здесь пары с переносным значением? Объясните значение производного прилагательного занозистый. Задание 19. Как вы, наверное, заметили, производные слова с одинаковым аффиксом имеют общее значение (с приставкой на- – «сделать чего-то много»; с приставкой бес-(без-) – «отсутствие чего-либо» и т.д.). А в чем их отличие от исходных? Кто самостоятельно ответил на этот вопрос, может следующее задание не выполнять. Но вместо этого придумайте несколько производных слов и сравните их с исходными. Выводы сделайте сами. Остальным же предлагаю понаблюдать: бороздка = борозд-а + суффикс -к- + ‘маленький’; пребогатый = богатый + приставка пре- + ‘очень’; загрохотать = грохотать + приставка за- + ‘начало’; киоскерша = киоскер + суффикс -ш- + ‘женщина’; кисленький = кисл-ый + суффикс -еньк- + ‘немного, чуть-чуть’; наконечник = конец (ц/ч) + приставка на- + суффикс -ник- + ‘назначение’; верблюжонок = верблюд (д/ж) + суффикс -онок- + ‘детеныш’; талантливый = талант + суффикс -лив- + ‘имеющий, содержащий’; свистнуть = свист-еть + суффикс -ну- + ‘однократное действие’; каменщик = камень + суффикс -щик- + ‘профессия’; всмотреться = смотреть + приставка вс- + суффикс -ся- + ‘законченное действие’; разоружение = разоруж-ить + суффикс -ений- + ‘название действия’; пристанционный = станций-а + приставка при- + суффикс -онн- + ‘близость’; тараканище = таракан + суффикс -ищ- + ‘большой’; сверхлегкий = легкий + приставка сверх- + ‘высшая степень признака’; сдержанность = сдержанн-ый + суффикс -ость- + ‘отвлеченное название’; перечница = перец (ц/ч) + суффикс -ниц- + ‘для…’; предъявитель = предъяви-ть + суффикс -тель- + ‘лицо по действию’. Слева – производное слово. А что в правой части равенства? Нетрудно догадаться, что в ней три составляющих: а) исходное слово (с окончанием или без); б) словообразовательный аффикс (приставка; суффикс; приставка и суффикс одновременно);в) дополнительный компонент значения.

И это характерно для любого производного слова! Его основа всегда делится на две части: исходную основу и словообразовательный аффикс (аффиксы) с определенным значением. Более подробно о словообразовательном значении мы поговорим немного позднее. А пока потренируемся.

Задание 20. Вернемся к заданию 19. Подберите свои примеры производных слов, образованных с помощью тех же словообразовательных аффиксов и с тем же значением. Например:

льдинка = льдин-а + суффикс -к- + ‘маленький’.

Задание 21. Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список ошибочно. Найдите их и устно объясните суть ошибки.

Гора – гореть; табун – табунщик; созерцать – созерцательность; скакать – подскочить; воодушевлять – воодушевление; брошюра – брошюровать; мороз – лед; возмездие – безвозмездный; важный – заважничать; бисквит – расквитаться; копейка – рубль; валять – валюта; великий – величина; вера – зверь; баян – баянист; аттракцион – аттракционный; бойкот – бойкотировать;

болт – болтун.

«Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное средство. Вернитесь к ошибочным парам. Может быть, некоторые из них вы сможете исправить? Например, важный ® важн-ича-ть.

Задание 22. При изучении морфемики мы часто пользовались критерием Г.О. Винокура. Выдающийся лингвист сформулировал его и для соотношения производного и исходного слов. Познакомьтесь с ним на стр. 10 учебника.

А теперь, опираясь на критерий Винокура, попробуйте с одного взгляда определить, являются ли производными следующие слова.

Учтите: в толковании слова обязательно должно присутствовать исходное! Например: синеть – да (‘быть или становиться синим’).

больной свалить второй гадать приставка гигиенарева железка ириска концертный платок суффикс смирныйгорностай рулить синяк зрелый диалектный окончание дешеветьо’кей

Задание 23. Восстановите словообразовательные пары, используя материалы двух колонок, выделите словообразовательные аффиксы. (Подсказка: одно и то же слово может служить исходным не для одной пары!)

а) Для мальчиков

исходные производные
скоростной ускорить скорость скоренькийскорый ускориться скоренький ускорить сверхскоростной ускорение скоренько скоростной вскорескорость

б) Для девочек

исходные производные
сладость сласть сладкий слащавый сластитьсладковатый пересластить слащавость насластить слащавый сластена сластить несладкий сладко сладостный сладковатыйсладковато

Образец:

Для проверки можно заглянуть в словообразовательный словарь.

Задание 24. Словообразовательные рисунки. Задание для любящих и умеющих рисовать. Даны словообразовательные пары; попробуйте передать смысл каждой пары в рисунках. Одинаково ли вы изобразите исходное и производное слово?

Стриж – стрижонок; чемодан – чемоданчик; опрокинуть – опрокинуться; динамит – динамитчик; ковырять – расковырять; мыло – мыльница; красивый – некрасивый; картофель – картофелина; крыса – крысища;

колоть – наколоть.

Кто не умеет рисовать, не огорчайтесь: о различии слов в парах вы можете рассказать в миниатюре. Желательно с юмором.

Задание 25. Спишите текст, заполняя орфографические и пунктуационные пропуски.

ШАРИК ДЕЛАЕТ БУДКУ

Шарик сразу за дело взялся. Достал кис_ть м_лярную из сарая св_рил из кр_хмала ведро клея к_сельного типа и нач_л ящики клеем мазать и друг к другу пр_сл_нять. Ящики легкие веселые яркие. И работа легкая веселая яркая. Если делать ее а(к,кк)уратно.

А Шарик делал все тяп-ляп. Сначала _делал картонно-ящичный пол потом картонно-ящичные стены потом из реек которые Матроскин пр_г_товил для ремонта забора _делал обреш_тку для крыши и тоже о_клеил ящиками.

Дом вышел сикось-накось но очень яркий и симпатичненький.

Тут уж и вечер наступил звезды высыпали на небо, как веснушки. Вым_танный Шарик как стоял на картонном полу, так и спать св_лился а клеевую кисть под голову подл_жил.

(Э.Успенский)

Найдите в этом тексте предложение, в котором все слова – непроизводные. Используя их в качестве исходных, переделайте предложение так, чтобы оно состояло только из производных слов. Как изменится смысл предложения?

Задание 26. Прочитайте текст.

СЕНТЯБРИТ…

Осенью начинает «сентябрить». Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, с летучей паутиной и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды.

Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках.

«Унылая пора! очей очарованье!» Потом – ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.

Так вот и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземкой, снегопадами, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым снеговым небом.

(К.Паустовский)

Толковый словарик

ВЕШКА (ВЕХА) – шест в поле для указания пути, границ земельных участков, а также шест на поплавке для указания пути по воде. РОЗВАЛЬНИ – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.

Помогло ли вам знание словообразовательных законов понять значение слов стынь, стылость, поземка? В какие словообразовательные пары они входят?

Что значит слово сентябрить? Является ли оно общеупотребительным? Как оно образовано? Запишите словообразовательную пару. Напишите миниатюры «Заапрелило…».

Задание 27. Придумайте два небольших текста: а) первый – состоящий только из непроизводных слов. Второй текст – только из производных слов. С каким заданием справиться легче?

Задание 28. Восстановите нужную последовательность приведенных ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. К каждому пункту подберите примеры. Восполните пропущенное звено.

1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом (аффиксами) и дополнительным компонентом значения.

2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.

3. …

4. Непроизводное слово – это готовое слово, а производное – сделанное.

5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

6. Исходное слово – это слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного.

7. Производное слово образуется от исходного.

Задание 29. Этимологическая страничка.

Веротно, вы задумывались над тем, почему числительное сорок непохоже на другие числительные. Но можно ли объяснить его значение исходя только из внутренней его формы? Прочитайте рассказ о происхождении этого слова.

Л.В. Успенский

ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СОРОК

Давайте приглядимся к тем русским словам, которые обозначают у нас числа, кратные десяти, от первого десятка до сотни:

  • два + дцать, три + дцать, сорок,
  • пять + десят,
  1. шесть + десят, семь + десят, восемь + десят,
  2. девя + но + сто.

Очень легко понять, как построено большинство этих числительных. В первое, второе, четвертое, пятое, шестое и седьмое из них обязательно входит измененное слово десять:

двадцать = два + десять, шестьдесят = шесть + десять и т.д.

Резко отличается от них девяносто. Но и в его строении можно при некотором усилии разобраться. И вдруг среди всех этих близких «родичей» странным чужаком встает совершенно ни на кого из них не похожее сорок.

Как ни вслушивайся в это слово, ничего похожего на четыре или десять не найдешь. А в то же время значит-то оно, безусловно, четыре десятка.

Как же оно возникло? Откуда взялось? С какими другими русскими словами связано? Начнем с того, что заглянем в словари родственных нам славянских языков. Как те же числительные построены у них?

По-болгарски20 двадесэт 30 тридесэт40 четиридесэт По-чешскидвацет тршицетчтуржицет По-польскидвадзесця тршидзесцичтэрдзесци

Что же получается? Все эти слова похожи и между собою, и на наши числительные 20, 30, 50, 60, 70, 80. Но на наше сорок не похоже ни одно из них. Очевидно, слово сорок является не общеславянским, происходит не от общего для всех этих языков корня, а создалось только у нас на Руси и только в русском языке.

Мало того, судя по сходству остальных числительных во всех славянских языках, кроме русского, правильно будет допустить, что и у нас когда-то существовало для числа 40 слово, также похожее на них, что-то вроде четырьдесят или четыредцать.

Но затем по причинам, сейчас уже неясным, его вытеснило слово совсем другого происхождения – таинственное сорок. Что же могло означать это слово и почему оно получило именно такое числовое значение? Прежде всего мы часто сталкиваемся в древнерусских письменных документах с несколько особым значением его.

Некогда оно было не числительным, а существительным мужского рода и означало особую меру счета дорогих мехов.

Читая древние грамоты и летописи, то и дело встречаешься с тогдашними сороками:

«…Да пять сороков соболя…», «Да еще двадцать семь сороков бобра…». Это было особое существительное, применявшееся, однако, только при счете. Естественно, что до превращения его в имя числительное путь был уже недалек.

Сколько же шкурок-единиц входило в сорок?

Этого мы в полной точности не знаем. Но нам известно, что из сорока драгоценных шкурок можно было как раз сшить одно из тогдашних мужских меховых платьев, по-видимому, длинный кафтан. Можно думать, что и такой кафтан носил тоже название сорок. Это тем более вероятно, что мы и сейчас знаем один из видов одежды, обозначаемый этим названием. Это длинная ночная рубаха – сорочка. Вероятно, в ее покрое или мерке сохранилось что-то от покроя той меховой одежды, на которую когда-то шел сорок соболей или куниц (шел, а не шло и не шли – заметьте!). Весьма возможно, что на пошивку старинного мехового сорока шло примерно 40 собольих или куньих шкурок. И вот постепенно слово оторвалось от первого своего значения и приобрело второе: сорок стало значить уже не «кафтан из 40 шкур», а простое число: 40 шкурок. А затем – не 40 собольих шкурок, а 40 любых предметов вообще. Вот всмотритесь в эту примерную схему. Были слова, которые значили:

Сначала:

Слово сорок – кафтан из «четыредцати» шкур и слово четыредцать – 40 любых предметов, кроме шкур. Потом: Слово сорок – 40 всяких, например, собольих, шкурок и слово четыредцать – 40 любых предметов. Наконец: слово сорок – 40 любых предметов, в том числе и шкурок. Слово четыредцать ничего не значит. Оно исчезло.

* В учебниках под редакцией М.В. Панова нет термина «cловообразовательная пара». Использовать его уместно лишь в рабочем порядке. – Ред.

Продолжение следует

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200202005

Основа слова – носитель его лексического значения. Производная и непроизводная основа. Производящая основа РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 У рок 23 © ООО. — презентация

1 Основа слова – носитель его лексического значения. Производная и непроизводная основа. Производящая основа РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 У рок 23 © ООО «Баласс», 2012

2 Работа в парах. Выпишите слова в 2 столбика: 1) можно объяснить через однокоренное; 2) нельзя объяснить через однокоренное.

букет, старик, булка, трубач, воронка, сахарница, мечтатель Определяем проблему урока Основы слов 1-го столбика называются производными, 2-го – непроизводными.

старик трубач сахарница мечтатель Проверьте себя букет булка воронка Сформулируйте учебную проблему. Чем отличаются производные основы от непроизводных? Выделите основы в этих словах. П НП

3 Объясните значения слов (какие возможно) с опорой на данные однокоренные. Прочитайте стихотворение (упр. 107) в учебнике и выпишите выделенные однокоренные слова (в И.п.) группами. Запишите ключевые слова урока (виды основ) и проверьте себя по учебнику (тексты в рамках).

Проверьте себя птицелов, птицы, ловить; бузина, бузинный; сосна, сосновый. птицелов – тот, кто ловит птиц; бузинный – сделанный из бузины; сосновый – сделанный из сосны. Ближайшее однокоренное слово, через которое можно объяснить производное, называется производящим.

Решаем проблему, открываем новые знания

4 Закончите толкования производных слов с опорой на производящие. Выделите производную и производящую основу. Сравните их (запишите друг под другом). Назовите отличия. старик – …. трубач – ….

сахарница – … мечтатель – … старик – старый человек трубач – тот, кто играет на трубе сахарница – посуда (ёмкость) для сахара мечтатель – тот, кто мечтает старик старый трубач труба сахарница сахар мечтатель мечтать Проверьте себя.

Продолжаем наблюдение

5 Сделайте вывод о строении производных и непроизводных основ. Проверьте себя по учебнику (текст 1 в рамке) и ответьте на главный вопрос урока. Запишите в тетрадях и сравните состав производных и непроизводных основ. Проверьте себя.

производная основанепроизводная основа старик трубач сахарница мечтатель букет булка воронка старик трубач сахарница мечтатель букет булка воронка Чем отличаются производные основы от непроизводных? Производные основы можно объяснить через производящие, в их составе кроме корня могут быть другие морфемы.

6 Проверьте себя 1. Производное слово (основу) всегда можно объяснить через производящее слово (основу). 2. Производящим может быть любое однокоренное слово для данного. 3. Основа производного слова состоит только из корня. 4. В основе производного слова может быть две и более морфемы. 5.

Для слова учитель производящим будет слово учить. 6. Основа слова речка — непроизводная. 7. У слова безрукавка основа производная. 1. Производное слово (основу) всегда можно объяснить через производящее слово (основу). 2. Производящим может быть любое однокоренное слово для данного. 3.

Основа производного слова состоит только из корня. 4. В основе производного слова могут быть две и более морфемы. 5. Для слова учитель производящим будет слово учить. 6. Основа слова речка непроизводная. 7. У слова безрукавка основа производная.

Рефлексия Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетрадях). 1, 4, 5, 7

Источник: http://www.myshared.ru/slide/216996/

Ссылка на основную публикацию