Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи «согласование»?

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

  • Готовимся к ГИА!
  • Синтаксис
  • Словосочетание
  • СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
  • (Задание 7)
  • Михеева Марина Александровна,
  • учитель русского языка и литературы,
  • ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

  1. Цель урока
  2. Знать :
  3. виды подчинительной связи в словосочетаниях
  4. Уметь :
  5. Заменять словосочетание, построенное на основе одного вида связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи (задание 7 ГИА )
  6. Сформировать :
  7. навык выполнения задания 7 ГИА

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

  • СЛОВОСОЧЕТАНИЕ –
  • это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
  • Словосочетание называет
  • предметы, действия, признаки в их отношениях.
  • В зависимости от принадлежности
  • главного слова к той или иной части речи выделяются словосочетания
  • НАРЕЧНЫЕ
  • очень хорошо
  • ИМЕННЫЕ
  • ГЛАГОЛЬНЫЕ
  • петь песню,
  • лучший праздник, праздник в декабре
  • замечательно петь

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

  1. Виды связи в словосочетаниях
  2. подчинительная
  3. сочинительная
  4. связь между синтаксически 
  5.   связь,
  6. при которой
  7. равноправными единицами
  8. одно слово зависит от другого
  9.   (словами)
  10. Фабрики и заводы.
  11. Не утром, а вечером. 
  12. Трудно, но интересно.  

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

  • Виды подчинительной связи в словосочетании
  • примыкание
  • согласование
  • управление
  • Зависимое слово – неизменяемая часть речи или
  • Зависимое слово – изменяемая часть речи, но в данном словосочетании стоит только в одной, определённой форме
  • инфинитив глагола
  • Зависимое слово изменяется вместе с главным по родам, числам и падежам
  • Работать молча;
  • идти смеясь;
  • мечта прочитать
  • Мой портфель – моего портфеля;
  • зелёный лист – зелёных листьев; улыбающийся мальчик – улыбающимися мальчиками
  • Портфель друга – портфеля друга;
  • с портфелем друга; решить задачу – решаю задачу

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

  1. ЗАПОМНИТЕ!
  2. Способ связи легче всего определить по зависимому слову
  3. (какой частью речи оно выражено) .
  4. примыкание
  5. согласование
  6. управление
  7. Зависимое слово выражено:
  8. Зависимое слово выражено:
  9. зелёный луг;
  • Существительным: иду в школу; лес вокруг школы;
  • Местоимением (похожим на существительное): письмо для меня
  • Местоимением (похожим на прилагательное):

мой портфель;

  • Причастием: летящий шар;
  • Порядковым числительным: второй этаж

Зависимое слово выражено:

  • Наречием: говорить тихо;
  • Деепричастием: меняемся не глядя;
  • Неопределённой формой глагола: уехал учиться .

ЗАПОМНИТЕ!

Способ связи определяется  НЕ по главному,

а только по зависимому слову ! Не важно , на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено !

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

  • ЗАПОМНИТЕ!
  • Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое)
  • НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!
  • Однородные члены предложения словосочетанием с подчинительной связью НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

Выполним задания

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

Задание 7 ГИА:

Замените словосочетание «стеклянная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

Алгоритм действий:

  • Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.
  • Главное слово оставьте без изменения . В центре внимания зависимое слово! Определите, какой частью речи оно выражено.
  • Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить.
  • Если нужно преобразовать СОГЛАСОВАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ , то ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ заменяем однокоренным СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ:
  1. Прил.
  2. Стеклянная дверь (согласование)
  3. дверь из стекла
  4. (управление)
  5. Сущ.

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

Задание 7 ГИА:

Замените словосочетание «яростно рубить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

Алгоритм действий:

  • Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.
  • Главное слово оставьте без изменения . В центре внимания зависимое слово! Определите, какой частью речи оно выражено.
  •   Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить.
  • Если необходимо преобразовать ПРИМЫКАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ , значит НАРЕЧИЕ заменяем однокоренным СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ (можно использовать предлог).
  • Нар.
  • Яростно рубить
  • (примыкание)
  • Сущ.
  • Рубить с яростью
  • (управление)

Задание 7 ГИА:

Замените словосочетание «директор школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Ответ:
  2. Сущ.
  3. Директор школы
  4. Алгоритм действий:
  5. (управление)
  • Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.
  • Главное слово оставьте без изменения . В центре внимания зависимое слово! Определите, какой частью речи оно выражено.
  • Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить.
  • Если нужно преобразовать УПРАВЛЕНИЕ В СОГЛАСОВАНИЕ , то существительное заменяем однокоренным прилагательным.
  • Школьный директор
  • (согласование)
  • Прил.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот) 1. каша из гречки – __________________ 2.

снаряд для спортсменов – ______________________ 3. тропинка в гору — _______________________________ 4. человек без совести — ____________________________ 5.

вопрос по литературе — _______________________________

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ 1. бессонная ночь — ___________________ 2.

подземный переход -__________________ 3. алгебраическая задача -___________________ 4. клетчатый шарф -_________________________ 5. полковое знамя -______________________ 6.

солнечная энергия -___________________

Задание 3 . ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот) 1. говорил с тревогой – ______________________________ 2.

ждал с напряжением – _______________________________ 3. охранял с заботой – __________________________________ 4. глядел со смущением – ________________________________ 5.

уезжал со спокойствием — _______________________________

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ 1. жалостно посмотрел – _______________________________ 2. смело спрыгнул – __________________________________ 3. устало шагал – ________________________________________ 4. осторожно слез – ______________________________________

Молодцы!

Спасибо за работу.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ.

  • Интернет-ресурсы:
  • http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/125-pravopisaniebezudarnoyglasnoyvkorneslova.html
  • http://www.yamal.org/ook/doc/ook-korn(p).htm
  • http://orthographia.ru/orfografia.php?sid=14
  • http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=bukvi_posle_z
  • http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/133-pravopisaniemyagkogoznaka.html
  • http://rus.1september.ru/index.php?year=2009&num=08 — Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».
  • http://www.gramota.ru  — Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».
  • http://www.edu.ru/moodle/
  • http://www.levi.air.ru/tema/ZAVISIMOSTI/kotiknarkotik.htm
  • http://www.litra.ru/shortwork/
  • http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test102.xml
  • http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test117.xml
  • Фестиваль педагогический идей. Открытый урок. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://festival.1september.ru/craft/
  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/sintaksichieskiie-sviazi-slov-v-slovosochietaniiakh

Словосочетание

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

словословосочетание
стол обеденный стол письменный стол
лист лавровый лист лист малины
гулять гулять в парке гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

  • стол (какой?) обеденный
  • гулять (с кем?) с друзьями
  • Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
  • золотая монета – монета из золота
  • меховой воротник – воротник из меха
  • бритвенный станок – станок для бритья
  • Не являются словосочетаниями:
  1. подлежащее и сказуемое:

    ветер дует

  2. любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

    сильный дует

  3. слово с предлогом:

    у окна, возле дома

  4. члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

    (какой?) уставший и (какой?) сонный

  5. устойчивые выражения (фразеологизмы):

    спустя рукава

  6. сложные грамматические формы:

    будет играть, менее дорогой

  7. обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

    … ветка, сломанная ветром,…

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связьПримеры
предмет и его признак засохший цветок цветок (какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему
  1. Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
  2. домашние тапочки, тапочки (какие?) домашние
  3. ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезвию

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания – два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть – вода, зависимая – чистая.

  • По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание – это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
  • мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду
  • Сложное словосочетание – это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
  • гулять в зимнем саду, стол из красного дерева
  • Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
  • папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольныеименныенаречные
главным словом является глагол бегать по траве, листать книгу,решать задачу
главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска, очень скучный, пять уроков,кто-то знакомый
главным словом является наречие навстречу мечте, рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование – это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко – зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные: надувной шарик
  • местоимения-прилагательные: наши друзья
  • причастия: просмотренный фильм
  • порядковые числительные: второй год

Управление – это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.)

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова – книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.)

  1. Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
  2. гулять по парку
  3. грамматическая связь передаётся с помощью окончания  у  и предлога  по.
  4. Примыкание – это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
  5. учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно
  6. При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания – это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – ×.

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

Устный разбор.

В словосочетании засохший лист главное слово – лист. Лист  (какой?)  засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным.

Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову – именное.

Тип подчинительной связи – согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Письменный разбор.

Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

О сайте:   конспекты по математике, русскому языку и химии
Связь:   contact@izamorfix.ru
Новое на сайте | © 2018 – 2019

Источник: https://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/slovosochetanie.html

Способы связи слов в словосочетании

Речь человека состоит из предложений, а те, в свою очередь, – из словосочетаний, поэтому для грамотного ее построения важно понимать их структуру и связи, с помощью которых слова образуют сочетания. Существуют способы подчинительной связи, использующиеся с этой целью.

Учащиеся проходят их в 3 классе, и материал требуется хорошо усвоить, чтобы двигаться дальше.
Какие из словосочетаний основаны на синтаксической связи

Разобраться в особенностях подчинения поможет таблица:

Название вида связи Главное слово Зависимое слово Признаки
Согласование Существительное Прилагательное, числительное Зависимое слово принимает грамматическую форму главного, когда оно менется – меняется и зависимое
Управление Глагол, существительное Существительное, местоимение Главное слово может изменяться зависимое (стоящее всегда в косвенном падеже) с ним не меняется
Примыкание Глагол, наречие, прилагательное Наречие, глагол в начальной форме Слова связаны только значением, без грамматической связи

Все три вида связи в словосочетании предполагают, что вопросы задаются от главного слова к зависимому. Это дополнительный метод определения того, какая связь использована. Чтобы было понятнее, стоит рассмотреть разобранные примеры.

Согласование – самый простой из видов связи слов в словосочетании. Зависимое слово в нем полностью подчиняется главному и полностью совпадает с ним по грамматической форме. Чаще всего эта пара состоит из существительного и прилагательного, например, удобный стол.

В нем слово стол является главным, а это существительное мужского рода в единственном числе и именительном падеже, значит и зависимое прилагательное удобный также следует поставить в эту форму.

При изменении главного слова следом за ним изменяется и зависимое: удобные столы, удобного стола и т. п.

На примере словосочетания с управлением “кинуть в кота” легко понять, как работает эта связь. В качестве главного слова выступает глагол, зависимое – существительное в родительном падеже с предлогом.

В словосочетаниях с таким видом связи, как управление, зависимое слово может использоваться как с предлогом, так и без него.

Если в таком словосочетании изменить форму главного слова, то зависимое останется в той же форме: кинул в кота, кинули в кота, кинешь в кота.

Самым сложным из типов синтаксической связи в предложении является примыкание – и разбор помогает понять его лучше. Например, в словосочетании резко рвал главным словом будет глагол, зависимым – наречие: рвал (как?) резко. Здесь части словосочетания связаны только по смыслу, грамматические выражения связи (окончание, предлог и т.п.) отсутствуют.

Примыкание может быть сильным и слабым. Во втором случае зависимое слово с нем может изменяться по падежам, например: гулять ночами – гулять по ночам.

В русском языке слова в словосочетании могут объединяться разными видами связи – согласованием, управлением или примыканием. Они различаются по характеру отношений между главным и зависимым словом, которые могут связываться по смыслу и/или грамматически.

При разных видах связи в роли главного и зависимого слов выступают разные части речи. При согласовании зависимое слово полностью принимает форму главного по роду, числу и падежу. Изменяется главное – вместе с ним изменяется и зависимое.

При управлении же изменение основного слова не влечет за собой изменение зависимого, которое всегда употребляется в форме одного из косвенных падежей, с предлогом или без него.

Примыкание – это особая форма связи, при которой между главным и зависимым словом нет грамматической связи, есть только смысловая. Оно может быть слабым или сильным.

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 334.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sposoby-svyazi-slov-v-slovosochetanii-vidy-3-klass.html

Примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний с под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Слова в сло­во­со­че­та­нии свя­зы­ва­ют­ся грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу либо толь­ко по смыс­лу. При этом одно сло­во явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Различают три вида под­чи­ни­тель­ной свя­зи: согла­со­ва­ние, управ­ле­ние и при­мы­ка­ние.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + при­ла­га­тель­ное:

  • сол­неч­ным утром
  • белых лебе­дей
  • лег­ко­мыс­лен­ный чело­век
  • длин­ная доро­га
  • через новую сту­пень­ку
  • у сосед­не­го про­хо­да
  • на высо­ком крыль­це
  • с весе­лой пес­ней
  • певу­чая речь.

Существительное + при­ча­стие:

  • у роко­чу­ще­го моря
  • зеле­не­ю­щим лугом
  • перед цве­ту­щим дере­вом
  • пла­ва­ю­щей лод­кой
  • опав­шей лист­вой
  • запе­чен­ное ябло­ко
  • на вымы­том сто­ле
  • пре­ры­ва­е­мая бесе­да
  • опи­сы­ва­е­мый круг
  • раз­бро­сан­ные вещи
  • перед наве­шен­ной калит­кой.

Существительное + поряд­ко­вое чис­ли­тель­ное:

  • на седь­мое небо
  • до тре­тьих пету­хов
  • пер­вая скрип­ка
  • во вто­ром вагоне
  • воз­ле пято­го дома
  • через шестой этаж
  • на вось­мой стра­ни­це
  • с трех­со­тым поку­па­те­лем.

Существительное + место­име­ние:

  • с вашей соба­кой
  • у мое­го дома
  • каж­дый чело­век
  • любо­го про­хо­же­го
  • какой-то муж­чи­на
  • некий звук
  • с неко­то­ры­ми людь­ми
  • ничья сум­ка
  • о целом дне
  • через наш порог
  • такой маль­чик
  • у того моста.

Существительное (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное) + при­ла­га­тель­ное:

  • вкус­ное моро­же­ное
  • горя­чим жар­ким
  • в чистой сто­ло­вой
  • в голу­бой ван­ной.

Местоимение + суще­стви­тель­ное (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное, при­ча­стие):

  • о ком-то чужом
  • воз­ле неко­го про­хо­же­го
  • с чем-то весе­лым
  • в чем-либо тон­ком
  • над чем-нибудь неяс­ным
  • с нашим зна­ко­мым
  • с тем отды­ха­ю­щим
  • око­ло какого-то встре­ча­ю­ще­го
  • перед этим заго­ра­ю­щим.

Существительное + суще­стви­тель­ное (при­ло­же­ние):

  • мышь-полевка
  • художник-старик
  • белка-хлопотунья
  • журналист-международник
  • слесарь-инструментальщик
  • дуб-великан.

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + суще­стви­тель­ное:

  • рас­сер­дить­ся на шут­ку
  • купить хле­ба
  • составь­те кросс­ворд
  • рас­по­ло­жи­лись на ноч­лег
  • любу­юсь горо­дом
  • вер­нем­ся на рас­све­те
  • пла­ваю в бас­сейне
  • бегу в курт­ке
  • при­сту­пил к рабо­те
  • бесе­ду­ем с дру­зья­ми
  • зани­ма­юсь с неохо­той.

Прилагательное + место­име­ние:

  • нико­му не рад
  • не согла­сен ни с кем
  • не согла­сен с ним
  • не дол­жен нико­му
  • уве­рен в нём.

при­ла­га­тель­ное + суще­стви­тель­ное:

  • румя­ный от моро­за
  • крас­ный от сму­ще­ния
  • застен­чи­вый от вни­ма­ния
  • инте­рес­ный уче­ни­кам
  • понят­ный детям
  • слад­кий на вкус
  • злой на сына
  • доволь­ный резуль­та­том.

Существительное  + суще­стви­тель­ное:

  • сбор гри­бов
  • дирек­тор теат­ра
  • побел­ка потол­ка
  • увле­че­ние охо­той
  • радость от встре­чи
  • пла­тье в клет­ку
  • про­дол­же­ние жиз­ни
  • поле пше­ни­цы
  • луг за дерев­ней
  • рожь по пояс
  • грязь по коле­но
  • шляп­ка с лен­точ­кой
  • грудь в меда­лях
  • рубаш­ка в крас­ке
  • аль­бом на сто­ле
  • ложеч­ка из сереб­ра
  • мис­ка с моло­ком
  • ска­терть изо льна
  • ката­ние с горы.

Наречие + суще­стви­тель­ное:

  • смеш­но до слез
  • напра­во от дома
  • сле­ва у огра­ды
  • вниз по ули­це
  • впе­ре­ди у фон­та­на.

чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное:

  • семе­ро коз­лят
  • две­на­дцать меся­цев
  • оба рас­те­ния
  • через пять сту­пе­нек
  • сквозь два листа
  • три кап­ли.

Деепричастие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние:

  • стоя на вах­те
  • идя по дво­ру
  • пере­плыв реку
  • шагая по тро­пин­ке
  • вер­нув­шись в дом
  • обра­ща­ясь к нему
  • сле­дя за ним
  • отбро­сив от себя
  • раз­го­ва­ри­вая с ней
  • любу­ясь ею.

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное + инфи­ни­тив:

  • поз­во­лил прий­ти, решил остать­ся, любит сме­ять­ся;
  • нау­ка мыс­лить, реше­ние отдох­нуть, жела­ние при­лечь, стрем­ле­ние уйти;
  • наме­рен читать, дол­жен дого­во­рить­ся, рад встре­тить, согла­сен отве­чать, готов помочь.

Глагол + наре­чие:

  • читать мед­лен­но
  • отве­тил впо­пы­хах
  • сто­им рядом
  • вер­нем­ся позд­но
  • уедем зав­тра
  • ска­зал сго­ря­ча
  • про­из­нес гром­ко
  • ехал шагом (на лоша­ди)
  • вер­ну­лась домой
  • поплы­вём напе­ре­гон­ки.

Глагол + дее­при­ча­стие:

  • рисо­вал стоя у моль­бер­та
  • ушел бла­го­да­ря хозяй­ку
  • отве­тил улы­ба­ясь мне
  • каш­ля­нул отвер­нув­шись в сто­ро­ну.

Существительное + наре­чие:

  • паль­то нарас­паш­ку
  • взгляд испод­ло­бья
  • усмеш­ка невзна­чай
  • игра втём­ную
  • (люб­лю) кофе по-венски
  • пово­рот нале­во
  • бор­щом по-украински
  • с раз­го­во­ром начи­сто­ту.

Существительное + нескло­ня­е­мое при­ла­га­тель­ное:

  • цвет хаки
  • язык хин­ди
  • час пик
  • рука­ва реглан
  • юбка плис­се
  • крас­ка инди­го.

Местоимение, гла­гол, суще­стви­тель­ное, наре­чие + фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного/наречия:

  • с кем-либо весе­лее
  • у чего-то инте­рес­нее
  • сле­дить вни­ма­тель­нее
  • рабо­таю луч­ше
  • пры­га­ет выше
  • вста­нет рань­ше
  • вер­тит­ся быст­рее
  • о речи выра­зи­тель­нее
  • со взгля­дом ост­рее
  • по доро­ге длин­нее
  • чуть север­нее
  • спра­ва повы­ше
  • вда­ли левее.

Прилагательное + наре­чие:

  • очень весе­лый
  • совсем неглу­пый
  • весь­ма любо­пыт­ный
  • чрез­вы­чай­но заман­чи­вый
  • крайне невы­но­си­мый.

Наречие + наре­чие:

  • исклю­чи­тель­но ред­ко, слиш­ком позд­но, почти тем­но, совер­шен­но неглу­бо­ко, весь­ма при­лич­но, ничуть не скуч­но, совсем невеж­ли­во, крайне осто­рож­но.

Деепричастие + наре­чие:

  • улы­ба­ясь застен­чи­во
  • стоя вни­зу
  • подой­дя близ­ко
  • под­няв­шись наверх
  • мгно­вен­но откло­нив­шись.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/primeryi-slovosochetaniy-so-svyazyu-soglasovaniya-upravleniya-primyikaniya.html

Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться. 

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы.

Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч.

Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.

Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться озером (каким?) голубым – главное слово озером любоваться (как?) долго — главное слово любоваться

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

  • именные
  • глагольные
  • наречные
  • любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
  • озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
  • любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
  • три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
  • очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное

Схемы словосочетаний

Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.

любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога

озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.

любоваться долго – глагол + наречие

§2. Виды синтаксической связи в словосочетании

В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

  • согласование
  • управление
  • примыкание
  1. Примеры:
  2. озером голубым – согласование,
  3. любоваться озером – управление,
  4. любоваться долго – примыкание.

Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:

Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.

Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:

Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.

Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:

Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • сочинительная
    • подчинительная
    • именное
    • глагольное
    • наречное
    • именное
    • глагольное
    • наречное
    • именное
    • глагольное
    • наречное

Правильные ответы:

  1. да
  2. нет
  3. подчинительная
  4. нет
  5. любить
  6. музыкой
  7. читать
  8. именное
  9. глагольное
  10. наречное

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/436

Материал по русскому языку (8 класс) по теме: Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | Социальная сеть работников образования

  • Словосочетание.
  • Словосочетание – это соединение двух или нескольких слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма, трудно передать.
  • Не являются словосочетаниями:
  1. сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.
  2. сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.
  3. подлежащее и сказуемое: Наступила ночь.

  4. составные словоформы: более светлый, будет ходить.

Три главных способа подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

  1. Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег.

Главное слово: существительное

Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Вопрос к зависимому слову: какой? который? чей?

NB!!! В словосочетании до шести часов стоящее в форме родительного падежа числительное шесть является зависимым словом: до часов (скольких?) шести – это согласование. В словосочетании двадцать лет числительное двадцать является главным словом: двадцать (чего?) лет – это управление.

  1. Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) собой; двое (из кого?) из пяти.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

Вопрос к зависимому слову: вопросы косвенных падежей (т.е. все кроме И.п.).

NB!!! Если между словами стоит ПРЕДЛОГ – не сомневайся, что перед тобой управление (выйти ИЗ  дома; купить В магазине, рыбачить НА озере, дрожащий ОТ холода)

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, поможет отцу.

  1. Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь, яйца в всмятку, желание учиться.
  1. Главное слово: существительное, прилагательное, наречие, глагол, причастие, деепричастие.
  2. Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие,
  3. инфинитив).

NB!!! Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, позвал ее, вызвал их.

Вопрос: вопросы обстоятельств («вопросы следователя»: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?)

Советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:

  1. чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос (какой?), а затем найти слово от которого оно зависит;
  2. поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
  3. чтобы найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

NB!!! Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга, в этом случае отделить слова в словосочетание помогает вопрос.

ПРИМЕР: Мамин голос был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен. (Л. Чарская) находим словосочетание с управлением –

созданный (для чего?) для песен.

УДАЧИ!!!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/16/sintaksicheskie-svyazi-slov-v-slovosochetaniyakh

Словосочетание — Русский язык: к успеху шаг за шагом

Тест «Способы подчинительной связи в словосочетании» (Вариант 2)

Теоретические сведения. 

§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки

Словосочетание – это более сложная, чем слово единица языка, состоящая как минимум из двух слов, объединенных по смыслу и грамматически.

Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д.

Но не любые два слова являются словосочетанием. Так, например, это должны быть обязательно две самостоятельных части речи. Но словосочетанием не являются грамматическая основа, однородные члены предложения, существительное с предлогом, фразеологический оборот, повторы слов и составные формы слова.

Например:

Солнце встало, осветило все, согрело мир своим теплом.(солнце встало — это грамматическая основа; встало, осветило, согрело – однородные члены).Сегодня ребята будут играть в футбол.

(будут играть – составная форма будущего времени глагола; в футбол – сущ. с предлогом).Вот теперь жди у моря погоды. (фразеологический оборот).Они смеялись, смеялись до слез. (повтор слов).

Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения.

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.

По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные

  • К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.
  • § 2. Связь слов в словосочетании и предложении
  • В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). 

Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.

Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. 

Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их.

В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. 

Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.

§ 3. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора.I. Выделить словосочетание из предложения. II. Охарактеризовать строение словосочетания: а) указать главное и зависимое слова; б) назвать части речи, которыми они выражены; в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание). III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Образец разбора:

Язык есть вековой труд4 целого поколения (Даль).

         какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). 

ВАЖНО!!!

Соблюдение говорящим синтаксических норм русского
литературного языка, т. е. правил
построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры
речи.

  1. ЗАПОМНИТЕ:
          характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на
    ученика
          заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий)
    лабораторией
          командовать (командующий) чем: командовать (командующий)
    армией
          управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий)
    банком, трестом
          апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
          говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
          гордиться кем/чем: гордиться внуком
          задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
          неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
          непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
          указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на
    водителя, указать на недостатки, промахи
  2. ЗАПОМНИТЕ:
  3. благодаря
  4. согласно                   ЧЕМУ? (дательный падеж)
  5. вопреки
  6. (благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки
    указаниям)
  7. ввиду
  8. вследствие              ЧЕГО? (родительный падеж)
  9. в случае
  10. (ввиду болезни, вследствие засухи, в случае
    непогоды)
  11. в связи    С ЧЕМ? (творительный падеж)
  12. (в связи с выборами)
  13. ЗАПОМНИТЕ:
беспокоиться о ком тревожиться за кого
идентичный чему сходный с чем
надеть что на что одеть кого во что
обращать внимание на что уделять внимание чему
отзыв о чем        рецензия на что
превосходство над чем преимущество перед чем
предостеречь от чего предупредить о чем
препятствовать чему тормозить что
уверенность в чем вера во что
уплатить за что оплатить что

Источник: https://www.sites.google.com/site/russkijazykk5sagzasagom/8-klass/slovosocetanie

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика