Способ образования сложных слов: многоуважаемый, телохранитель, малоподвижный, труднодоступный

  •    Русский  язык  6 класс                   
  • Тема:   Образование  сложных слов
  • Цели: 
  • Образовательные:
  •           углубить  знания  учащихся  о  сложных словах, способы  их  образования;  дать понятие  о  сложносокращенных словах  и  употребление  их в  речи.
  • Воспитательные: 
  •          привить интерес  к  достижениям  техники и  науки;
  • Развивающие: 
  •       развить навыки разбора  слов по  составу,  расшифровка  сложносокращенных  слов,  согласование их со  сказуемым  в предложении.
  •  Тип урока:     изучение  нового  материала
  • Вид урока:     урок – путешествие
  • Метод:        комбинированный
  • Оборудование: доска, интерактивная доска, иллюстрации,   задания, слайды
  •                                                                    Ход  урока:

І. Оргмомент.

  1. ІІ. Опрос домашнего задания:
  2. Назовите  части  слова.
  3. Что называется  корнем  слова?

Что такое суффикс? Для чего  он  служит?   Приведите  примеры.

Что такое  приставка?  Для  чего  она служит?  Приведите  примеры.

Что  называется  окончанием?

Какие  способы  образования  слов вы знаете?  Приведите  примеры.

ІІІ.  Объяснение  новой  темы.

  1. Чтение  текста  «Чудесные   очки».

             Найдите в  тексте  сложные  слова.

  1. Дать  понятие  о  сложносокращенных  словах.

Слова, образованные  путем  сложения  сокращенных  основ, называются  сложносокращенными.

   3.   Определение  грамматического рода  у  сложносокращенных слов.

 Построена новая АТС. – автоматическая  телефонная станция – ж.р.

ПТУ   начало набор  учащихся.– ПТУ про-фессиально-техническое  училище — с.р.

Род определяется  по роду главного существительного в  словосочетании.

РК  —  Республика  Казахстан  — ж.р.

ТЮЗ —  театр  юного зрителя —  м.р.

ВУЗ  —  высшее учебное  заведение – с.р.

4.  Беседа  об  ОБСЕ

ОБСЕ – организация  по  безопасности  и сотрудничеству    в  Европе

      Она  пройдет  в  Казахстане  1 – 2  декабря  2010  года.

   Приедут  главы  государств  и  правительств  55  стран- участниц  ОБСЕ,  12  стран-партнеров  организации, руководители 69  между-народных  организаций, представители  около  500  НПО  и  более 1000 журналистов.

І?.  Закрепление

  • Упражнение  № 3  —  письменно.
  •          Юннат, РК, КазГУ, ТЮЗ,  колхоз, универмаг, автоинспекция, завхоз, селькорр.
  •          Разбор  слов  по  составу.
  • Утро,  листопад, змеелов,  строитель, поездка,  луноход,  земля,  планета.
  • Выразительное  чтение  стихотворения   “От  кареты  до  ракеты”.
  • Работа по  тексту  стихотворения.
  • Домашнее задание:

Урок  22.  Упражнение   № 4 – письменно.

Подготовиться  к  сочинению  по  теме “Зима”.

  1. Русский язык 6 класс
  2. Тема: Образование сложных слов
  3. Цели:
  4. Образовательные:
  5. углубить знания учащихся о сложных словах, способы их образования; дать понятие о сложносокращенных словах и употребление их в речи.
  6. Воспитательные:
  7. привить интерес к достижениям техники и науки;
  8. Развивающие:
  9. развить навыки разбора слов по составу, расшифровка сложносокращенных слов, согласование их со сказуемым в предложении.
  10. Тип урока: изучение нового материала
  11. Вид урока: урок – путешествие
  12. Метод: комбинированный
  13. Оборудование: доска, интерактивная доска, иллюстрации, задания, слайды
  14. Ход урока:

І. Оргмомент.

  • ІІ. Опрос домашнего задания:
  • Назовите части слова.
  • Что называется корнем слова?

Что такое суффикс? Для чего он служит? Приведите примеры.

Что такое приставка? Для чего она служит? Приведите примеры.

Что называется окончанием?

Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.

ІІІ. Объяснение новой темы.

  1. Чтение текста «Чудесные очки».

Найдите в тексте сложные слова.

  1. Дать понятие о сложносокращенных словах.

Слова, образованные путем сложения сокращенных основ, называются сложносокращенными.

3. Определение грамматического рода у сложносокращенных слов.

Построена новая АТС. – автоматическая телефонная станция – ж.р.

ПТУ начало набор учащихся.– ПТУ про-фессиально-техническое училище — с.р.

Род определяется по роду главного существительного в словосочетании.

РК — Республика Казахстан — ж.р.

ТЮЗ — театр юного зрителя — м.р.

ВУЗ — высшее учебное заведение – с.р.

4. Беседа об ОБСЕ

ОБСЕ – организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Она пройдет в Казахстане 1 – 2 декабря 2010 года. Приедут главы государств и правительств 55 стран- участниц ОБСЕ, 12 стран-партнеров организации, руководители 69 между-народных организаций, представители около 500 НПО и более 1000 журналистов.

  1. ІҮ. Закрепление
  2. Упражнение № 3 — письменно.
  3. Юннат, РК, КазГУ, ТЮЗ, колхоз, универмаг, автоинспекция, завхоз, селькорр.
  4. Разбор слов по составу.
  5. Утро, листопад, змеелов, строитель, поездка, луноход, земля, планета.
  6. Выразительное чтение стихотворения “От кареты до ракеты”.
  7. Работа по тексту стихотворения.
  8. Домашнее задание:

Урок 22. Упражнение № 4 – письменно.

Подготовиться к сочинению по теме “Зима”.

Способ образования сложных слов: многоуважаемый, телохранитель, малоподвижный, труднодоступный

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/obrazovaniie-slozhnykh-slov-russkii-iazyk-6-klass

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) по теме: Трудные случаи словообразования | Социальная сеть работников образования

Трудные случаи словообразования

(по материалам журнала «Русский язык в школе»: № 7, 2010 г.; № 2, 2011 г.)

  •      Анализируя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений, можно прийти к выводу, что в непрофильных классах можно ограничиться повторением четырёх способов словообразования: приставочного, приставочно-суффиксального, суффиксального и бессуффиксного;
  • рассмотрим трудные случаи словообразовательного разбора и научимся решать экзаменационные задания с наименьшей затратой времени;
  • вспомним способы образования слов:
Аффиксальные способы Комбинированные способы Безаффиксные способы
  1. 1) Префиксация, или приставочный способ:
  2. всегда   навсегда
  3. 2) Суффиксация, или суффиксальный способ:
  4. синий  синева;
  5. нулевая суффиксация:
  6. тёмный  тьм—а
  7. 3) Постфиксация, или постфиксальный способ:
  8. радовать  радоваться
  • 1) Префиксально-суффиксальный, или приставочно-суффиксальный:
  • дорога  без-дорож-j (е)
  • 2) Префиксально-постфиксальный:
  • читать  за-читать-ся
  • 3) Суффиксально-постфиксальный:
  • нужда  нужд-а-ть-ся
  • 4) Префиксально-суффиксальный-постфиксальный:
  • шептать  пере-шёпт-ыва-ть-ся
  1. 1) Словосложение:
  2. вагон + рестроран  вагон-ресторан
  3. 2) Сращение:
  4. много + уважаемый  многоуважаемый
  5. 3) Аббревиация, или сложение сокращённых элементов слов:
  6. «Русский язык в школе»  РЯШ
  7. Исторический факультет  истфак
  8. 4) Усечение:
  9. заместитель  зам
  10. метрополитен  метро
  11. 5) Субстантивация – образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий:
  12. раненый (боец)  раненый (в госпитале)
  • — рассмотрим трудные случаи; запомним:
  • 1. Суффиксальным способом образуются :
  • а) наречия:
  • беспомощный  беспомощн-о
  • бесконечный  бесконечн-о
  • досрочный  досрочн-о
  • б) существительные женского рода, обозначающие живые существа женского пола:
  • пианист-пианист-к-а
  • поэт  поэт-есс-а
  • учитель  учитель-ниц-а
  • в) существительные, имеющие значение «невзрослости»:
  • лиса  лис-ёнок
  • г) существительные, имеющие значения «отвлечённое действие» (они образуются от глаголов):
  • заготовить  заготов-к-а
  • доверить  довери-j-(е)
  • сложить  слож-ениj-(е)
  • рыдать  рыд-аниj-(е)
  • 2. Нулевая суффиксация используется при образовании:
  • а) существительных от глагола:
  • переходить  переход
  • подъезжать  подъезд  
  • разделить  раздел
  • подписать  подпись
  • б) существительных от прилагательных:
  • широкий  ширь
  • зелёный  зелень
  • глухой  глушь
  • активный актив
  • 3.  Приставочно-суффиксальным / постфиксальным способом образуются разные части речи; учащимся раздаётся памятка:
Имена существительные Имена прилагательные Глаголы Наречия
  1. под –
  2. со –                  +        -ник-
  3. без –
  4. на –
  5.  Например: соратник, бездельник, напарник
  6. без-  +  -иц-
  7. Например: безработица
  8. без–
  9. под–
  10. при–                      +      -j(е)
  11. за–
  12. пред-
  13. Например: безделье, Поволжье
  • На-
  • Под-
  • Без-           +          -н-
  • При-
  • За-
  • Например: наручный
  • За  +  ск
  • Например: заморский
  1. до-
  2. в-
  3. за-        +        -ся
  4. о-
  5. рас-
  6. Например: дозвониться
  7. по-
  8. раз-
  9. вы-
  10. на-                    +    -ива- (-ыва-)
  11. под-
  12. при-
  13. Например: покашливать, присвистывать
  14. по-
  15. о-
  16. за-
  17. на-                   +               -и-
  18. под-
  19. раз-
  20. у-
  21. Например: пояснить, озеленить, углубить
  • из- + -а
  • издалека
  • до- + -а
  • досуха
  • с- + -а
  • справа
  • в- + -ые
  • впервые
  • по- + -ому (-ему)
  • по-моему
  • по- + -и
  • по-волчьи
  • во- + — ых
  • во-первых
  1. — самый трудный случай словообразования – «нулевая суффиксация»; с помощью нулевого суффикса образуются, в основном, имена существительные от глаголов (тогда они сохраняют в своём значении сему действия) или прилагательных (сохраняют указание на признак), реже – от других существительных (при образовании пары по полу); и на этот раз воспользуемся таблицей.
  2. В представленной таблице использован принцип сопоставления: в первой части находятся слова, образованные с помощью нулевого суффикса, в правой – с помощью материально выраженных суффиксов, имеющих такое же значение.
  3.          При работе с таблицей  закрепляется навык обнаружения связей между близкородcтвенными и одноструктурными словами, осмысляется такое явление, как морфемная синонимия.
Существительные, образованные от прилагательных
  • Сухой  сушь
  • Тихий  тишь
  • Синий  синь
  • Высокий  высь
  • Зелёный зелень
  1. Сырой  сырость
  2. Тихий  тишина
  3. Синий  синева
  4. Высокий  высота, вышина
  5. Белый  белизна
Отприлагательные существительные со значением лица
Интеллектуальный  интеллектуалНейтральный  нейтрал Добрый  добрякГлупый  глупец
Отглагольные существительные со значением процесса
  • Бегать  бег
  • Поливать  полив
  • Выходить  выход
  1. Бегать  беготня, бегание
  2. Поливать  поливка
  3. Бороться  борьба
Отглагольные существительные со значением лица
Заикаться  заикаЗадирать  задира Говорить  говорунОбманывать  обманщик
Наименование лиц женского пола
  • Супруг  супруга
  • Кум  кума
  • Вожатый  вожатая
  1. Артист  артистка
  2. Учитель  учительница
  3. Пловец  пловчиха
Другие части речи
Золото  золотойХворать  хворый Медь  медныйГореть  горелый

Надеемся, это поможет избежать ошибок при выполнении заданий ЕГЭ.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/14/trudnye-sluchai-slovoobrazovaniya

Способы образования сложных слов в русском языке

Словарный запас языка является наиболее чувствительным к жизни народа — носителя и творца языка. Непосредственно связный с разнообразной деятельностью человека в обществе, он изменяется почти непрерывно.

Самым ярким и определяющим процессом в развитии лексики языка выступает постоянное и интенсивное обогащение ее за счет новых, ранее неизвестных говорящим слов.

Этот непрерывный и все увеличивающийся в темпах процесс появления новых лексических единиц осуществляется двумя путями — путем заимствования и путем использования различных способов словообразования, однако значение и удельный вес их в этом процессе далеко не одинаковы.

Заимствование из других языков всегда, так или иначе, ограничено и затрагивает отдельные, вполне определенные категории лексических единиц. И играет подчиненную, в общем относительно небольшую, хотя в отдельные периоды развития языка и довольно заметную роль.

Словообразование же позволяет сказать о том, особенно в поэтической речи, о чем нельзя сказать словами уже существующими. Особенно это касается словоупотребления поэтов начала XX века, в частности, футуристов.

Отличительными чертами словотворчества поэтов-футуристов следует признать «функционирование деривационных гнезд, состоящих из неологизмов разных авторов, и наличие идентичных неологизмов, которые являются неотъемлемой частью неолексикона поэтов Серебряного века» [28].

Неолексикон — это совокупность индивидуально-авторских лексических единиц в языке писателя, занимающегося словотворчеством. Василий Каменский и Велимир Хлебников проводят эксперименты в области узуального, и значительно реже — окказионального, словообразования: «желтоокий», «небоглазый» — абсолютные двойники, встречаются у того и другого поэта.

Подобное слово «желтоглазый» мы встречаем и у Николая Клюева — «желтоглазая луна», «желтоглазая рысь», «желтоглазое солнце». В.П. Григорьев отмечает, что «субстантивные сложения с опорным компонентом глаз, око характерно для творчества Хлебникова»» [26:57].

У него оно выполняет характеризующую роль, у Каменского функцию метафорического эпитета, у Клюева и ту и другую функцию в разных поэтических контекстах.

Читайте также:  Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Если говорить о способах, то можно сказать что, без словообразования язык не мог бы иметь словарного состава, который соответствовал бы развитию общества. В системе языка словообразовательные процессы тесно связаны как с лексикой, для пополнения которой они служат, так и с грамматикой, в соответствии с которой оформляется каждое вновь появляющееся в языке слово.

Связь словообразования с лексикой проявляется особенно ярко в том, что в нем находят прямое и непосредственное отражение все постоянные изменения в общественной жизни.

Связь словообразования с грамматикой в первую очередь сказывается о том, что все вновь возникающие слова появляются в языке в виде слов определенных и, главное, уже существующих в нем грамматических категорий.

Сложная и многообразная связь словообразования с лексикой, с одной стороны, и грамматикой — с другой, тесное и глубокое взаимодействие лексических и грамматических категорий объясняют то многообразие способов словообразования, которое характеризует русский язык на всем протяжении его развития.

Итак, в современном словообразовании действует следующие способы словообразования для производства сложных слов.

1. Чистое сложение — производное слово является соединением одной или нескольких основ какой-либо части речи с самостоятельным словом. Последний компонент — основой в сложении, так как именно он является носителем морфологических показателей. Этот способ действует в словообразовании существительных и прилагательных (например: морозоустойчивый, лесостепь).

Чистые сложения с опорным компонентом, равным самостоятельному прилагательному или причастию, характеризуются сочинительным или подчинительным отношение основ.

Прилагательные с сочинительным отношением обозначают признак, являющийся суммой признаков, названных составляющими основами. В качестве компонента, предшествующего опорному, выступают основы прилагательных и основы существительных.

В прилагательных с подчинительным отношением основ компоненты, предшествующие опорному, уточняют значение опорного компонента.

В качестве устойчивых компонентов выступают:

  • 1) основы существительных и прилагательных, в том числе и усеченные;
  • 2) основы числительных;
  • 3) связанные компоненты.
  • 2. Сложение в соединении с нулевой суффиксацией используется для производства прилагательных от тех же субстантивных основ, которые участвуют в производстве прилагательных способом префиксации в соединении с нулевой суффиксацией. В первой части сложения обычно выступает основа имени прилагательного, числительного или наречия (например: гладкокожий, круглолицый)
  • 3. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ — это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки (например: хлебоуборочный, умиротворить).

Как и в других случаях, при образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть нулевым.

4. Сращение — этот способ действует только при образовании имен прилагательных.

Сращения отличаются от сложений тем, что они во всех своих формах тождественны по морфемному составу словосочетаниям, на базе которых они образованы. От соответствующих сочетаний сращения отличаются тем, что имеют единое ударение и закрепленный порядок частей (например: долгоиграющий, вышеуказанный).

При анализе словообразования слов сращение и сложение часто путают. Чтобы не ошибиться, можно использовать приём перифраза. При определении слова, образованного путём сложения, мы можем использовать производящие слова, но сам перифраз не будет равен производному слову.

Источник: https://studwood.ru/586253/literatura/sposoby_obrazovaniya_slozhnyh_slov_russkom_yazyke

Правописание сложных прилагательных

Пишутся слитно:

1.

Сложные прилагательные, одна из частей которых отдельно не употребляется в качестве самостоятельного слова или в самостоятельном употреблении имеет другое, не связанное с данным сложным словом значение: быстротечный, влаголюбивый, длинноногий, седобородый, каждодневный, свежевыбритый, судоходный, пустоголовый, общедоступный, общепонятный, общенародный, позднеспелый, ранневесенний, узкогрудый; великодушный, англоязычный, стекловидный (слова душный, язычный, видный в свободном употреблении имеют другое лексическое значение).

2.

Сложные прилагательные с иноязычными корнями: авиа-, авто-, агро-, астро-, аэро-, баро-, библио-, био-, вело-, гелио-, гео-, гетеро-, гидро-, гомо-, графо-, дека-, дендро, зоо-, изо-, квази-, кино-, лже-, лито-, макро-, мега-, медиа-, метео-, микро-, моно-, мото-, мульти-, невро-, нео-, орто-, орфо-, палео-, пиро-, пневмо-, поли-, псевдо-, психо-, порно-, радио-, ретро-, сейсмо-, теле-, термо-, турбо-, стерео-, ультра-, фито-, фоно-, фото-, эвако-, экзо-, электро-.

3. Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно: железобетон — железобетонный, лесостепь — лесостепной, четвертьфинал — четвертьфинальный.

4. Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний, составленных по способу согласования, управления, примыкания: первобытная община — первобытнообщинный (согласование); ремонт вагонов — вагоноремонтный (управление); вечно зеленеть — вечнозелёный (примыкание). Исключение: всемирно-исторический.

5. Сложные прилагательные, образованные из двух неоднородных прилагательных, между которыми нельзя поставить союзы и, но, не только…но и: новогреческий язык (новый греческий язык), сложносочинённое предложение (сложное сочинённое предложение).

6. Сложные прилагательные, образованные из сочетания наречия и прилагательного или причастия. Ряд подобных прилагательных пришёл в литературный язык из терминологической лексики: дорогостоящие товары, долгоиграющая пластинка, малообеспеченная семья. Некоторые прилагательные возникли в книжной речи: высокохудожественный, малосимпатичный, многообещающий.

Первые компоненты подобных слов могут употребляться и как самостоятельные элементы словосочетаний: высокоорганизованный — высоко расположенный, многоуважаемый — много прочитавший.

Их следует отличать от свободных словосочетаний, состоящих из наречия с причастием или прилагательным, обозначающих раздельные понятия: Лекарство, особенно сильно действующее на детей. (В какой степени?); Очень тяжело больной брат.

(В какой степени?); Деятели, много обещающие и легко забывающие свои обещания. (В какой мере?)

Постановка вопроса намного облегчит выбор правильного написания.

Наречия, не сливающиеся с прилагательным, отвечают обычно на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? Чаще других в этой роли выступают слова абсолютно, жизненно, истинно, исконно, особо, подлинно, прямо, резко, смертельно, строго, сугубо, угрожающе, уморительно, чисто, экстренно и некоторые другие: абсолютно невозможное решение; жизненно важный этап; истинно преданный человек; исконно русские слова; особо важный объект; подлинно виновный человек; прямо противоположное мнение; резко отрицательный отзыв; смертельно больной человек; строго конфиденциальный разговор; сугубо личная информация.

  • Пишутся раздельно наречия на -ски в сочетании с прилагательным (по традиции), при том что наречие выделяет или подчёркивает признак в каком-либо отношении: ангельски кроткое создание, детски наивный взгляд, рабски покорное отношение, фанатически преданный поступок, юридически сложная ситуация.
  • Следует различать сложные прилагательные и сходные с ними сочетания наречия с прилагательным (или причастием): диаметрально противоположные взгляды, плохо скрываемое недовольство, всемирно знаменитый артист, но свежеиспечённый хлеб, близлежащий посёлок, гладкоокрашенный материал.
  • Первой частью сложных прилагательных могут быть следующие наречия:

быстро — с данным наречием пишутся слитно только термины: быстрорежущий аппарат, быстросохнущая краска, быстротвердеющая смесь, быстрорастущая порода кустарников.

В литературном языке сложные прилагательные с наречием быстро не образуются и пишутся раздельно.

В предложениях с подобными сочетаниями слово быстро является обстоятельством, так как не теряет своего лексического значения: быстро растущий город, быстро произнесённая речь, быстро наступившая ночь;

вечно — слитно пишется только сложное прилагательное терминологического происхождения вечнозелёный;

высоко — если вторая часть сложного слова является прилагательным, то слово пишется слитно: высокопрофессиональный, высококвалифицированный, высоконравственный. Слитно пишутся с данным наречием и краткие формы прилагательных: высоконравственна, высокопродуктивна.

Если вторая часть сложного слова является причастием и в предложении есть пояснительные слова, то слово пишется раздельно: идти с высоко поднятой головой, весьма высоко оплачиваемая работа (но возможно и такое написание: высокооплачиваемая работа, высокопоставленные члены общества);

выше — с данным наречием прилагательные пишутся, как правило, слитно: вышеназванный, вышеприведённый, вышесказанный, вышеупомянутый и т. д. Возможно и раздельное написание подобных словосочетаний, если слово выше получает самостоятельное ударение;

  1. гладко — слитно пишется только слово терминологического происхождения гладкокрашеный.
  2. В литературном языке все слова с гладко пишутся раздельно: гладко причёсанные волосы, гладко отшлифованные плиты.
  3. глубоко — во всех случаях рекомендуется раздельное написание: глубоко прочувствованная речь, глубоко страдающий человек, глубоко страстная речь (слитно пишется только словоглубокоуважаемый);
  4. густо — если причастие стоит в краткой форме, то оно пишется с наречием раздельно: Эта местность густо населена;

Слитно пишется прилагательное густонаселённый. Слитно следует писать также и слова, имеющие чётко выраженное терминологическое значение: густонасыщенный раствор.

Во всех остальных случаях наречие с причастием пишется раздельно: густо смазанные маслом детали, густо поросший склон горы, густо покрытый зеленью двор, густо посеянная трава, густо разросшийся кустарник, густо расположенные домишки.

Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис: густо-синее ночное небо, густо-синие чудесные глаза.

  • давно — в общелитературном употреблении это слово рекомендуется писать раздельно: Давно прошедшее время отзывалось в сердце ностальгией (слитно пишется тольколингвистический термин давнопрошедшее время);
  • долго — слитно следует писать слова терминологического характера: долгоиграющая пластинка, долгоживущие бактерии. Во всех остальных случаях написание раздельное;
  • дорого — слитно пишутся термин дорогостоящий: дорогостоящие товары;

Практика современной русской письменной речи показывает, что и в ряде других случаев написание может быть слитным: дорогостоящая работа, дорогостоящее удовольствие, дорогостоящая предвыборная кампания.

Возможны и случаи раздельного написания, если логическое ударение делается на первом компоненте словосочетания: Это дорого стоящее увлечение.

В сочетании с другими причастиями наречие дорого всегда пишется только раздельно: дорого заплативший, дорого оценённый.

легко — слитно пишутся слова в терминологическом употреблении: легковоспламеняющиеся смолы, легкобронированный автомобиль, легковооруженное войско, легкоусвояемые витамины. Не в терминологическом употреблении наречие рекомендуется писать отдельно от стоящего за ним причастия: легко читаемый текст бестселлера, легко устранимый недостаток;

мало — сложные прилагательные этой группы пишутся слитно.

Их вторая часть, как правило, представлена прилагательными, реже — причастиями: малознакомый человек, малоизвестный текст статьи, малообщительный человек, малообоснованный отказ, малообразованный человек, малооблачная погода, малообжитой район, малопригодный материал, малоподвижный больной сустав, малоприятный разговор, маловероятный вариант, малоизученный текст, малоисследованный район. Следует, однако, помнить, что наречие может быть самостоятельным членом предложения (может отвечать на вопросы в какой мере? в какой степени?), может произноситься с отчётливым ударением, и тогда словосочетание должно писаться раздельно: Это мало исследованные районы Арктики;

Читайте также:  "дерево" - 22 одкоренных слова

много — сложные прилагательные данной группы пишутся слитно: многоуважаемый, многообещающий, многозначащий, многозначительный, многоопытный, многоотраслевой, многослойный.

В целом ряде случаев слово много выступает в своём прямом значении, в особенности это касается словосочетаний, вторая часть которых представлена причастием: Это много требующее от человека дело.

Успех мероприятия зависел от этого много знающего человека. Это много значащий для меня случай;

  1. мелко — сложные прилагательные терминологического характера пишутся с наречием слитно: мелкосидящие суда, мелкобитое стекло, мелкооптовая база, мелкоплодный сорт яблони, мелколиственный лес. В случае свободных словосочетаний наречие и следующее за ним слово пишутся раздельно: Вкусным бывает только мелко нарезанное мясо; Мелко исписанные листы бумаги были разбросаны по всему кабинету;
  2. ниже — написание слов данной группы аналогично словам с наречием выше. Слово нижеподписавшиеся в качестве существительного пишется всегда слитно;
  3. низко — как правило, сочетания наречия и причастия являются свободными и пишутся раздельно: низко нависшие брови, но низкооплачиваемый (в значении неквалифицированный) труд. Всегда слитно по общему правилу пишутся прилагательные низкорослый (низкий рост), низкосортный (низкий сорт), низкопробный (низкая проба);
  4. остро — остродефицитный, остросатирический, острогнойный;
  5. слабо — слабокислый, слабосолёный;
  6. толсто — толстостенный, толстоногий;
  7. трудно — труднодоступный, труднопроходимый;
  8. узко — узковедомственный, узкоспециальный;
  9. чисто — чистосеребряный, чистошерстяной.
  10. Пишутся через дефис:

1.

Сложные прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис: северо-восток — северо-восточный, дизель-мотор — дизель-моторный цех, социал-демократ — социал-демократическая партия, Орехово-Зуево — орехово-зуевские предприятия.

Слитно пишутся: Москворецкий (от Москва-река), Китайгородский (от Китай-город).

2.

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных сочетаний слов, если между компонентами можно вставить сочинительные союзы и, но, не только…, но и: научный и технический прогресс — научно-технический, вагонное и паровозное депо — вагонно-паровозное депо, вопросы и ответы — вопросно-ответная форма беседы.

3. Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, чувств, качеств: ярко-зелёный, иссиня-чёрный, горько-солёный, раскатисто-громкий.

4. Географические названия, начинающиеся с основ северно-, южно-, верхне-, нижне-, дальне-, ново-: Южно-Китайское море, Средне-Русская возвышенность, но южнокитайские диалекты, среднерусские говоры (в нарицательном употреблении).

5. Прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии: вальтер-скоттовские романы (Вальтер Скотт), джек-лондоновские рассказы (Джек Лондон).

6. Сложные прилагательные, у которых основа первой части, образованная от иноязычных слов, оканчивается на -ико: механико-математический факультет, историко-архивный институт, химико-фармацевтическая лаборатория.

  • Упражнение 1. Образуйте от приведённых ниже слов сложные прилагательные, распределите их на две группы:
  • а) с дефисным написанием; б) со слитным написанием.
  • Составьте с ними словосочетания.
  • Например: Техника и экономика — технико-экономический отдел.
  • Рабочие и крестьяне, справки и информация, высокий рост, широкие плечи, внешняя торговля, профессора и преподаватели, целлюлоза и бумага, юг и восток, научный и популярный, добродушный и хитрый, военный и спортивный, мелкий собственник, левый берег, общий для человечества, дальний бой, широкий экран, плавка меди, способный к труду, лишиться ума, помрачить ум, любить себя, стремиться к центру, бежать от центра.
  • Упражнение 2. Распределите следующие примеры на три группы:
  • а) сложные прилагательные со слитным написанием; б) сложные прилагательные с дефисным написанием; в) сочетания наречий с прилагательными (причастиями).
  • (Вечно) зелёные растения; (греко) римское государство; (древне) римские полководцы; (средне) суточный прирост; (молочно) белый пар; (бело) снежная скатерть; (резко) отрицательное воздействие; (экологически) опасный проект; (целлюлозно) бумажная промышленность; (торгово) промышленный капитал; (финансово) промышленные группы; (диаметрально) противоположные взгляды; (практически) ненужные советы; (сердечно) сосудистая система; (сине) фиолетовые волны; (чисто) восточная мелодия; (бесконечно) малые величины; (абсолютно) неприемлемые решения; (декоративно) прикладное искусство; (народно) хозяйственный отдел; (электронно) вычислительные машины; (естественно) научный подход; (всемирно) историческое значение; (всемирно) известный учёный.

Упражнение 3. Напишите текст под диктовку. Сверьте написанное с текстом упражнения.

Интересно, живёт ли в нашем надёжно упрятанном подсознании память о предках? Наверное…

Я люблю исконно русские пейзажи — уютно-тихие рощи, привольно раскинувшиеся леса и луга, неизменно спокойные озёра, прозрачно-быстрые ручьи и речки.

Но когда я впервые увидела серовато-жёлтую, выжженную безжалостно палящим солнцем степь и вдохнула дразняще-терпкие ароматы, принесённые добела раскалённым юго-восточным ветром, то почувствовала, как забурлила во мне долго дремавшая кровь монголо-татарских кочевников…

В лесу мы ласково-кротки, легкомысленно-веселы, всемогущи и одновременно настороженно-наблюдательны. Шелковисто-прохладные покровы широколиственных пород словно бы умиротворяют нас, зовут отдохнуть под сенью гостеприимных дерев.

Берёзово-терпкий дух рощ радует наши души, а шелест ветлы над призывно-прохладным ручьём делает нас невероятно легкомысленными.

Абсолютно невозмутимые сосновые боры придают нам силы и уверенность, торжественно-мрачные еловые чащи и осиновые заросли слегка пугают и навевают тоску, а в болотах и омутах селится всякая таинственно-жуткая нечисть.

Но Восточно-Европейская равнина — это не только изумрудно-зелёные леса и весело-пёстрые поляны, не только серебристо-синие реки и озёра, но и дикая, маняще-прекрасная степь, по которой можно доскакать от лесостепного приокского приволья до южноуральских, заросших лесами холмов — из уважения к прошлому их именуют горами. Вот в этой-то степи и оживает безудержно-бесшабашная мечта русского человека о заманчиво-прекрасных странах, рождённая много столетий назад от глуховато-торжественного стука тысяч и тысяч конских копыт и воинственно-кочевого духа чингисхановской орды…

Тестовые задания к теме 6.2

1.

В каком ряду все слова пишутся слитно?

  1. А (трудно)доступная вершина, (военно)воздушный
  2. Б (лето)писный, (тридцати)километровый, (ярко)пунцовый
  3. В (кругло)суточный, (лево)сторонний, (светло)волосый
  4. Г (чёрно)белый, (всемирно)известный, (русско)английский

2.

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  • А (ново)сибирский, (глухо)немой, (выше)указанный
  • Б (плохо)скрываемый, (всемирно)известный, (мало)пригодный для жизни
  • В (дико)растущий, (близ)лежащий, (ясно)видящий
  • Г (пепельно)серый, (выпукло)вогнутый, (иссиня)чёрный

Источник: https://compendium.su/rus/practical/12.html

Способы словообразования слов в русском языке

1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы.

Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать.

Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.

2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных.

При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.

).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается.

Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования.

Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

5. Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол).

При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п.

, заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

https://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya — uchim.org

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Обобщение в виде таблицы (к B1)

1. Приставочный Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах
  • писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать.
  • внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ
  • модный → СВЕРХмодный
  • всегда → НАвсегда
2. Суффиксальный Этот способ действует в образовании всех основных частей речи
  1. желтый→ желтОК,
  2. мечтать→ мечтаТЕЛЬ,
  3. глаз →глазНой,
  4. красный → краснЕТЬ,
  5. красивый→ красивО
  6. два → двоЕ,
  7. белый → белИЗНа
3. Приставочно-суффиксальный Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ)
  • город → ПРИгородНый,
  • звук → ОзвучИТЬ,
  • пятеро → ВпятерОМ,
  • плотный → ВплотнУЮ,
  • свеча → ПОДсвечНИК
  • мечтать → РАЗмечтатьСЯ
4. Бессуффиксный Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
  1. синий → синь
  2. входить → вход
  3. переходить → переход
5.Сложение:

  • -слов или основ
  • — сокращением основ
  • — аббревиатура
Этот способ часто действует в образовании существительных.
  1. Язык, знание – языкознание
  2. Физическая культура – физкультура
  3. Московский Государственный Университет – МГУ
6. Переход слов одной части речи в другую Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.)
Читайте также:  Строчные буквы это какие? пример

Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya

Соедините основы так,чтобы получились сложные слова.Запишите образованые слова, выделите в них морфемы.Определите способ образования

5-9 класс

  • светло | подвижный человек | летие трудно | доступный рок | группа тело | травье долго | зелёный разно | наставник много | амфибия учитель | уважаемый
  • мало | хранитель

Труднодоступный, малоподвижный, долголетие, светло-зеленый, разнотравье, рок-группа, человек-наставник.

Ответить

Ira7899 / 14 янв. 2015 г., 3:02:28

заменить одну букву чтобы получились названия, в словах :

ПЕСОК, ГАЛКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, КОЛЕНО,ОРЕЛ,НОРКА,РАМОЧКА заменить одну букву чтобы получились новые слова

2013c09 / 07 окт. 2014 г., 7:28:58

Если из слов шарф,

  1. влажность, совет, стройка, салон выбросить по одной букве так, чтобы получились новые слова, то из выброшенных букв вы получите новое слово.
  2. Запишите его.

Anastasiageorg / 18 апр. 2013 г., 12:52:21

Расположите предложения так, чтобы получился текст.

1) Такими этикетками как бы увешано всё вокруг нас; и приклеены они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира.

2) Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе: ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то назвать, именовать.

3) Есть два типа слов: первые называют мир (в них хранятся знания языка о мире), вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке (это слова-организаторы).4) Самые простые слова — имена того, что человек видит вокруг себя; они как этикетки: «это кошка», «это куст», «это снег».

5) С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует свою связную речь.

Dumanuane / 21 июля 2014 г., 23:48:35

Подчеркните грамматические основы

Дополните предложения так чтобы получилось сложные предложения 1 Мой друг систематически занимался спортом так как ……….. 2 Заповедники играют важную роль в сохранении биологического разнообразия там где ………. 3 нефть приносит огромную пользу человечеству потому что ……. 4 в этом году завершилось строительство нового завода где …….

5 мы хотели посетить музей когда ……….

Вы находитесь на странице вопроса «Соедините основы так,чтобы получились сложные слова.Запишите образованые слова, выделите в них морфемы.Определите способ образования.«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/1151758_soedinite-osnovy-takctoby-polucilis-sloznye-slovazapisite-obrazovanye-slova-vydelite-v-nih-morfemyopredelite-sposob-obrazovania/

Словообразование

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

  • Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
  • Примечания.
  • Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.
Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

Корень слова.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    — де — — надеть, переодеть;
    — ня — — занять, нанять, отнять;
    — пт — — птенец, пташка, птица;
    — сяг — — присяга, досягать, посягать;
    — у — — разуть, обуть;
    — ул — — улица, переулок;
    — й — — войти, отойти, пройти, зайти.

В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

  1. Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
  2. Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.

Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий.

Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня.

Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е.

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятилетний.
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.

Сложные слова образуются:

  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп);
  3. С помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов. В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; колхоз — колхозный — колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

Другие заметки по русскому языку и литературе

Источник: http://edu.glavsprav.ru/info/slovoobrazovanie

Ссылка на основную публикацию