- Сегодня мы ответим на такие вопросы:
- · Что такое корень?
- · Что обозначает корень?
- · Какими бывают корни?
- А начнём мы с одной басни Ивана Андреевича Крылова. В этой басне есть такие строки:
- …Вы кто такие там,
- Что дерзко так считаться с нами стали? −
- Листы, по дереву шумя, залепетали. Мы те,−
- Им снизу отвечали,−
- Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
- Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
- Красуйтесь в добрый час!
- Да только помните ту разницу меж нас:
- Что с новою весной лист новый народится,
- А если корень иссушится,−
- Не станет дерева, ни вас.
- Басня называется «Листы и корни»
Корень дерева. Коренные жители. Коренные зубы. И даже высказывание «Зри в корень!».
- Мы привыкли, что корень – это нечто самое важное.
- И неудивительно, что именно корнем назвали самую главную часть слова, самую важную морфему.
- Но что же такого особенного в этой морфеме?
- Без корня значение слова попросту невозможно понять.
- Чтобы осознать это – давайте послушаем одну поучительную историю!
Как-то раз Сеня путешествовал по сказке. И получил он занимательное приглашение: отправиться в какое-то царство и познакомиться с гномом. К сожалению, послание пострадало при пересылке. Можно было разобрать только приставку под-, суффикс -эн- и окончание -ое.
– В какое же царство мне нужно отправиться? – задумался Сеня. – А-а, наверное, в подводное.
И тут же оказался он в подводном царстве. Обитатели подводного мира очень удивились.
– Сеня, ты ошибся адресом, – заверила его Русалочка, — под водой гномы точно не живут. Будь внимательнее!
– Буль-буль, – выдавил Сеня в ответ, потому что разговаривать под водой неудобно. А сам подумал: «Наверное, нужно было отправляться в подземное царство!»
И тут же он оказался в сыром, наполненном призраками подземелье. Мало того – из стены выплыло привидение.
– Се-еня-а-а, – укоризненно протянуло привидение, и Сеня тут же завопил:
– Да я и так вижу, что ты не гном! И вообще, отстань от меня, я понял, что ошибся.
А сам призадумался. «Наверное, мне нужно в подгорное царство?»
И точно, стоило только очутиться в подгорном мире, как Сеню поприветствовал Гном.
– Где это ты так долго был? – удивился он. – Я приглашение уже давненько посылал.
– Где был – не скажу, а вот что буду делать – точно знаю, – отозвался Сеня. – Буду учить морфемику!
Так почему же корень – главная часть слова? Посмотрите на три слова – подводный, подземный и подгорный. У них всё одинаковое, кроме корней. При этом у этих слов разные значения.
- Значит, корень выражает значение слова.
- Корень -вод- – обозначает, что предмет связан с водой.
- Корень -зем- – что предмет связан с землёй.
- А корень —гор- связывает предмет с горой.
- Мы можем смело сказать, что корень – носитель значения слова.
А ещё мы можем сказать, что корень – смысловое ядро слова. Поэтому слов без корня не существует в природе, не только в русском языке, но и в любых других языках. Потому что в каждом слове должно быть смысловое ядро.
Даже в самых маленьких служебных словах – предлогах и союзах – есть корень.
При этом корней в языке, конечно, меньше, чем слов.
Мы не выдумываем новый корень каждый раз, когда собираемся создать новое слово. Мы пользуемся готовыми корнями и комбинируем их с приставками и суффиксами, как игрушечные кубики. Так что от одного корня образуется иногда много разных слов.
Рассмотрим корень -уч-, с которым мы часто сталкиваемся в школе.
Учить, ученик, учитель, учебный, учебник, научиться, учёба и так далее. У всех этих слов – корень -уч-.
- Эти слова – однокоренные.
- Заметьте, что однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным частям речи.
- Посмотрим на наши однокоренные слова.
- Ученик, учитель, учебник, учёба – эти слова относятся к одной части речи, это существительные.
- Учить и научиться – глаголы.
- А учебный – прилагательное.
Но все эти слова объединяются общим корнем, а значит – связаны по смыслу. Получается, что корень выражает самое общее лексическое значение всех однокоренных слов.
А значит, чтобы выделить в слове корень, нужно подобрать к этому слову однокоренные слова.
Рассмотрим слово подосиновик. Чтобы выделить корень, подберём однокоренные слова! Осина, осиновый… А теперь выделим общую для трёх слов часть. —Осин-. Это и будет корнем.
Однако при подборе однокоренных слов нас могут подстерегать всевозможные проблемы! Рассмотрим самые серьёзные из них.
Первая проблема. Разные корни могут быть похожи.
Возьмём три слова. Вода, водица, водитель.
У всех слов корень – вод.
Но однокоренными являются только слова вода и водица. Потому что у них корень -вод- имеет общее значение – относящийся к воде. А у корня -вод- в слове водитель – другое значение, которое никакого отношения к воде не имеет.
То есть, внешнего сходства корней недостаточно. Нужно обращать внимание и на значение корня.
Рассмотрим слова горочка, горячий и горевать. Внешне корни этих слов похожи. Но эти слова – не однокоренные. Их корни сильно отличаются своим значением.
А вот и вторая проблема! Выделить корни в некоторых словах нам может помешать история этих слов.
Посмотрим на слово рябина.
Эту ягоду назвали так, потому что она рябая, то есть, пёстрая, будто покрытая рябью. И поэтому сначала в слове выделялся корень ряб-. Но потом название ягоды утвердилось и утратило связь со словом «рябой». И теперь мы выделяем в этом слове корень рябин-.
То есть, морфемный состав слов может меняться на протяжении их истории.
Вот слово медведь. Оно образовалось от двух слов «мёдом ведать». Поэтому сначала в нем было два корня – -мед- и -вед-.
Но теперь мы не воспринимаем это слово как то, что состоит из двух корней. И выделяем единый корень.
Очень интересна и история слова немец.
В древние времена на Руси так называли любого иностранца.
Подразумевалось при этом, что человек не говорит по-русски, а значит, он немой. И у слова немец был корень -нем-. Но постепенно связь со словом «немой» потерялась, немцами начали называть представителей только одной национальности, и теперь мы выделяем корень -немец-.
Ну, а третья проблема? Она в том, что корни бывают разные.
В словах льют и бьют корни состоят всего из одной буквы.
А в слове университетский корень вмещает целых одиннадцать букв!
В слове вечнозелёный – вообще два корня – -вечн- и -зелён-. Это слово – сложное.
- И вот что нам нужно помнить:
- Корень – самая главная морфема.
- Корень – носитель значения слова.
- Слова с одинаковыми корнями – однокоренные слова.
- Корень выражает общее лексическое значение для однокоренных слов.
- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение корня.
Источник: https://videouroki.net/video/48-koren-slova-odnokorennye-slova.html
Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова, с. 24 — 25
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
1∗. Прочитай. Найди и подчеркни в каждой группе слово, не однокоренное другим словам.
Гор/а, гор/ка, гор/ный, горелый, гор/истый.
Пятн/о, пятёрка, пятн/ышко, пятн/истый.
Гусь/, гус/иный, гусеница, гус/ята, гус/ыня.
• Выдели в однокоренных словах корень.
• К любому из лишних слов подбери и запиши однокоренные слова.
Пятёрка, пять, пятый, пятак, пятёрочка.
2. Прочитай. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность действий при нахождении корня в слове.
3. Сравниваю однокоренные слова и выделяю их общую часть.
1. Читаю слово. Выясняю его смысл.
2. Подбираю к слову родственные (однокоренные) слова.
4. Обозначаю корень знаком ∩.
3∗. Прочитай. Вставь пропущенные в словах буквы. Отметь √ пары слов, которые являются однокоренными. Выдели в однокоренных словах корень.
√ жёлт/ый – желт/ок √ горох/ – горош/инка
корова – телёнок дорога – тропинка
√ песок/ – песоч/ница снегирь – снегурка
• Подчеркни в однокоренных словах чередующиеся согласные в корне.
4. Прочитай. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.
Сын пись/мо пис/ал отцу
И поставил точку.
Дочка тоже к пись/мецу
При/пис/ала строчку.
(С. Маршак)
• Подбери и запиши однокоренные слова к выделенному слову. Обозначь в словах корень.
Сын/, сын/ок, сын/очек.
5. Прочитай. Найди среди данных слов сложные слова. Выдели в них корни. Подчеркни соединительные гласные.
• Составь и запиши предложение с любым сложным словом.
Утконос охотится по ночам.
6∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст.
Барсучья семья
• Найди однокоренные слова и обозначь в них корень.
• Обозначь корень в выделенных словах.
• Найди и подчеркни слово, однокоренное слову ползти.
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Источник: https://volzsky-klass.ru/sostav-slova-koren-slova-odnokorennye-slova-s-24-25/
Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Видеоурок. Русский язык 3 Класс
Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».
О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?
Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов естьобщая часть и общее значение.
Например, сахарница, сахар, конфета – родственные слова?
1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)
2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)
Сахарница – предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар – родственные слова. Конфета – не родственное слово.
Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.
Соберём семью родственных слов.
Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.
Рыбачить – заниматься ловлей рыбы. Рыбка – это маленькая рыба. Рыбный – сваренный из рыбы. Рыбак – тот, кто ловит рыбу.
Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак – родственные слова.
У нас остались слова ловить и окунь.
Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий – родственные слова?
Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)
Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк – это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь — это родственные слова.
Окунул – погрузил в жидкость. Окунь, окунул — у этих слов нет общего значения.
Улов – количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов — это родственные слова.
Ловкий – искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий – у этих слов нет общего значения.
- Как называется общая часть родственных слов?
- Общая часть родственных слов называется корнем.
- Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.
Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.
- Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.
- Вывод: гласные и согласные звуки разные.
А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.
Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково.
Чтобы найти в слове корень, нужно:
1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.
Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый.
Подарок – вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть –дар.
Выкрикнуть – громко крикнуть, издать крик. Корень – крик.
Серебристый – цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень – серебр.
К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.
1. Ласковое название снега (снежок).
2. Кристаллик снега (снежинка).
3. Снежная баба (снеговик).
4. Обильная снегом (снежная).
5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).
У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.
Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки»?
Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.
- В данных словах корень снег-снеж, в корне – чередование букв согласных г-ж.
- Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?
- Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.
- пух-пушок
- ухо-ушко х-ш
- водить-вожак
- глядеть-гляжу д-ж
- река-речка
- мука-мучной к-ч
- весы-взвешивал
- коса-кошу с-ш
- возить-вожу
- сказ—скажи з-ж
- А в словах лёд-ледяной, ёлочка-ель буква ё заменяет букву е.
Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё, г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.
- Как-то
- Много лет назад
- Посадили странный сад.
- Не был он фруктовым,
- Был он только словом.
- Это слово,
- Слово-корень,
- Разрастаться стало вскоре
- И плоды нам принесло –
- Стало много новых слов.
- Вот из сада
- Вам рассада,
- Вот ещё посадки рядом.
- А вот
- Садовод.
- С ним садовник идёт.
- Очень интересно
- Гулять в саду словесном!
- (Е. Измайлов)
- Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).
- Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?
- Садовый – имеющий отношение к саду.
- Сажать – то же, что садить.
Саженцы – растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.
А вот сажа не имеет общего значения. Сажа – это чёрный налет от сгорания.
Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.
На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.
Список рекомендованной литературы
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
Рекомендованное домашнее задание.
- Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.
- 1) Небольшой сосуд для столовой соли — …
- 2) Класть во что-нибудь соль для вкуса — …
- 3) Обладающий вкусом соли — …
- Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.
- 1) С ложью правда не дружит.
- 2) В дружном коллективе дела спорятся.
- 3) Прочёл книжку – с другом встретился.
- 4) Умей дорожить дружбой.
- Раздели слова на две группы однокоренных слов.
Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/koren-slova-odnokorennye-slova-napisanie-kornya-v-odnokorennyh-slovah
Однокоренные слова
Слова, у которых одинаковый корень, принято называть однокоренными. Корень слова – это старейшая часть лексемы, именно от корня образовывались все другие слова. Что же такое корень и чем однокоренные слова отличаются от похожих на них форм слова?
Каждое слово обязательно имеет в своем составе корень. Именно в нём заключён основной лексический смысл слова, общий для всех однокоренных слов. Например, дом, домашний (то есть имеющий отношение к дому), домик (маленький дом) и так далее.
Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называется словообразованием. Приставки и суффиксы придают слову определенный оттенок. Например, котёнок – это не то же, что кот, это детеныш.
В результате изменения однокоренные слова не образуются! Если мы изменим только окончание (скажем, при склонении), смысл слова останется тот же, то есть мы не образуем новые слова, а всего лишь меняем форму.
Эта тема – различение однокоренных слов и форм одного итого же слова – изучается в 3 классе и затем закрепляются на протяжении ещё четырех лет.
Иногда встречаются слова не с одинаковым корнем, а с омофоническим, то есть так же звучащим. Различия в том, что смысл у этих слов разный. Например, в слове «вода» корень –вод- и в слове «водитель» тоже корень –вод-. Но это разные слова: у них разное значение.
Чтобы найти в тексте или в списке однокоренные слова, нужно сначала найти слова с подобным смыслом. Например, «снег», «снежный», «снеговик», «Снегурочка».
Затем выделить в них общую часть и удостовериться, что корни одинаковые, и с одним и тем же значением.
Иногда бывает несколько групп однокоренных слов.
Если в задании требуется подобрать однокоренные слова самому, это тоже нетрудно сделать. Лучше использовать разные способы подбора: образовывать слова других частей речи, менять приставки и суффиксы, то есть изменять строение слова.
В процессе развития русского языка происходили различные изменения. Так появились чередования. Некоторые из них подчиняются определённым правилам, которые действуют до сих пор. Например, Г чередуется с Ж: снег – снежок, нога – ножка.
Некоторые чередования уже трудно объяснить, потому что они затрагивали звуки, которых сейчас нет в фонетической системе русского языка. Но чередования сохранились. При подборе и поиске однокоренных слов надо это учитывать.
Иногда формы одного и того же слова образуются от разных основ, которые называется супплетивными; также и однокоренные слова могут образовываться от разных основ: идти – шёл – пришедший.
Очевидно, что в таких случаях на различие основ и отдельных звуков обращать внимание не следует.
Из статьи мы узнали, что корень слова – это старейшая часть лексема, которая присутствует во всех однокоренных словах. Мы узнали, что однокоренные слова могут делиться на несколько групп, что в некоторых корнях возможно чередование букв.
Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 231.
Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/odnokorennye-slova-skloneniya-3-klass.html
Однокоренные слова к слову «корень»
Однокоренные слова к слову «корень» укажем среди разных частей речи. Выясним, можно ли назвать «коренья» и «коренастый» однокоренными к слову «корень».
Прежде чем подобрать однокоренные слова к слову «корень», выделим в его морфемном составе главную значимую часть. Общий корень объединяет по смыслу слова разных частей речи.
Главная морфема слова «корень»
Чтобы узнать, какая главная значимая часть в этом слове, выполним морфемный разбор. Его начнем с выделения окончания. Для этого изменим по падежам это неодушевленное существительное мужского рода в форме единственного числа:
- и. п. (что?) ко́рень
- р. п. рост (чего?) ко́рня
- д. п. дотронусь (к чему?) к ко́рню
- в. п. очистим (что?) ко́рень
- т. п. интересуемся (чем?) ко́рнем
- п. п. расскажет (о чём?) о ко́рне
Как видим, во всех падежных формах окончание обозначено буквами, кроме форм именительного и винительного падежа.
Это значит, что это слово мужского рода второго склонения имеет нулевое окончание в начальной форме именительного падежа единственного числа. Далее оно не делится на значимые части.
Основа слова совпадает с корнем. В нем содержится общий смысл однокоренных слов:
- «корень — это подземная часть растения, с помощью которой оно питается водой и полезными веществами».
- Представим морфемный состав слова в виде схемы:
- ко́рень — корень/окончание
Это слово является многозначным. Корень есть не только у дерева, но и у зуба, у волоса и ногтя. В математике с помощью корня получают из числа определенную величину. А в лингвистике (науке о языке) созвучный омоним называет главную часть слова, выражающую его основное значение.
В лексике русского языка существуют однокоренные слова, которые принадлежат к разным частям речи. В их подборе исходим из основного значения этого слова.
Родственные слова к слову «корень»
Однокоренные существительные
В русском языке слов, называющих предмет, совсем немного:
- корешок
- корневище
- корнеплод
- корнеед
В главной морфеме чередуются согласные звуки н//ш (сравним: карман — кармашек, окно — окошко), а также имеется беглая гласная «е»:
корень-/кореш-/корн-
В этот список не включаем слово «коренья», которое является формой множественного числа существительного. Это одно и то же слово, но в другой грамматической форме.
Однокоренные прилагательные
Укажем однокоренные слова, обозначающие признак:
- корневой рост;
- прикорневой отросток;
- закоренелый побег (укоренившийся);
- коренной зуб.
Созвучное слово «коренастый» обозначает толстый стебель растения или ствол дерева. В переносном значении им называют невысокого, крепкого, кряжистого, широкоплечего человека. Посмотрим, какая главная морфема в этом слове:
коренастый — корень/окончание.
Следовательно, это слово не включаем в список однокоренных.
Однокоренные глаголы
Перечислим однокоренные слова, обозначающие действия:
- укоренять
- укоренить
- закоренеть (укрепиться с помощью корня).
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sostav-slova/koren/koren-odnokorennye-slova.html
Урок русского языка «Однокоренные слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах.»
Урок русского языка
2 класс «Школа России»
«Однокоренные слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах.»
Проблема:
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
Новые знания:
- Корень – общая часть родственных слов.
- Родственные слова иначе называются однокоренными.
- Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова, единообразно писать корень в однокоренных словах.
Задачи:
- Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, единообразно писать корень в однокоренных словах.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
- Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
- Обогащать словарный запас учеников.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Минутка чистописания.
Запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу.
— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
— Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
3.Создание проблемной ситуации.
- а) — Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
- Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
- — На какую тему все эти слова?
— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
— Зимой очень часто идет снег. А что такое снег? (Кристаллики воды — снежинки).
— Сегодня вы свою классную работу, тоже украсите снежинками, но не просто так. На полях, около правильно выполненного задания вы будете рисовать снежинку. В конце урока узнаем, кому больше «поймать» снежинок удалось.
— первое задание можно уже оценить, кто очень красиво списал пословицу, нарисуйте снежинку.
— А теперь, вернемся к словам, которые вы прочитали. Что можете сказать о них?
- Как вы думаете, какое будет задание?
- — Верно, надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
- — Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
— Пишем с большой буквы, через запятую. ( Дети делают запись ).
б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).
— Почему, именно, эти слова выписали?
4. Целеполагание.
— Какова будет цель нашего урока? (Научиться распознавать однокоренные слова).
— А чтобы распознать их, что нужно сделать? (Найти общую часть и определить лексическое значение слов.)
— Это учебные задачи нашего урока. Когда легче учиться? (Когда работают дружно, помогают друг другу).
— То есть, когда сотрудничаем друг с другом. Что ж удачи вам!
5. Работа по теме урока.
— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
- Зимушка – так ласково называют зиму.
- Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
- Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- — Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- — Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
- д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- — Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- — Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
— Назовите эту общую часть. (зим- ).
— Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
- — А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
- — Что же такое «корень слова» ?
- ( Общая часть родственных слов )
- — Какие слова называются родственными или однокоренными ?
- (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
6. Упражнения в распознавании однокоренных слов .
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
— Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас — это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.
- 1 ряд — — лис-
- Лиса, лист, лисонька, лисий.
- 2 ряд — — мор-
- Морской, моряк, море, мороз.
- 3 ряд — — вод –
- Вода, водичка, водный, водитель.
- — Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, запишите в строчку через запятую только родственные (однокоренные) слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 рядов )
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. У кого все правильно, поймайте снежинку.
б) Единообразное написание однокоренных слов.
— Вы только что сказали, что родственные (однокоренные) слова, это слова, которые имеют одинаковое лексическое значение и общую часть. Обратите внимание на домики, которые вы только что заселили, а что ещё можно сказать о корне? (Пишется во всех словах одинаково.)
— Совершенно верно! Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.
в) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа(по выбору).
— Я предлагаю вам 3 задания. Выберите, то задание, которое вам больше нравиться и выполните его.
— Когда будете выполнять, что должны помнить? .( Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.)
1. Спиши, выдели корень в каждой группе слов
Пробег, б.гать, б.гун, б.говой.
Домик, д. машний, д. мишко, д. мовой.
Травка, тр. вянистый, тр. винка, тр.ва.
2. Выпиши только однокоренные слова.
Пятнышко, пять, п. тно, п. тнистый.
Лётчик, л. тучий, лето, л. тать.
Горный, горе, г.ра, г.ристый.
3. Дописать по одному слову.
Б.резняк, б.рёзовый, …. .
Сосняк, с.сновый, ….. .
Осинник, .синовый, …. .
— Как пишется корень в однокоренных словах?
г) Работа в группах.
— Сейчас пришло время поработать в группах. Снежинка принесла вам задания. На карточках, загадки, если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой урока, надо будет устранить лишнее слово, которое не будет однокоренным и подобрать еще одно свое слово.
- 1 группа
- Он всю зиму в шубе спал,
- Лапу бурую сосал,
- А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной-…..(медведь).
Медведь, медленно, медвежата, медвежий ,………..онок.
- 2 группа
- На овчарку он похож,
- Что ни зуб- то острый нож.
- Он бежит, оскалив пасть,
- На овцу готов напасть.( волк)
Волк, волчий, волокно, волчица, ………..онок.
- 3 группа
- Что за зверь со мной играет?
- Не мычит, не ржет, не лает,
- нападает на клубки,
- прячет в лапки коготки! (кошка)
Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.
- 4 группа
- Вот иголки и булавки
- Вылезают из-под лавки.
- На меня они глядят,
- Молока они хотят.
Еж, ежиха, ежевика, ежовый, ……..ик.
ПРОВЕРКА.
8. Проверочное задание-тест.
— У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
Послушайте внимательно задание. Сейчас проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Я буду читать вам группы однокоренных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
- Так же как и у кустов,
- Корень есть у разных слов.
- Будь внимателен к словам
- И проверь-ка ты все сам:
- Все ли слова родные – однокоренные?
- Белка, беленький, белить,
- Водяной, вода, водить,
- Лист, лиса, лисенок,
- Горный, горка, городок,
- Пес, песочный, песок,
- Моряки, морской, моржи,
- Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
- -Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.
- 1) 1, 2, 3.
- 2) 1, 2, 3.
- 3) 1, 2, 3.
- 4) 1, 2, 3.
- 5) 1, 2, 3.
- 6) 1, 2, 3.
- 7) 1, 2, 3 .
- — Слов на свете нам не счесть,
- В каждом слове корень есть.
- Чтобы грамотно писать,
- Надо корень выделять.
9. Домашнее задание.
— Домашнее задание будет разное. У кого на последней карточке синий кружок, поднимите руку, у вас с. 64 №93;
У кого зеленый – задание на карточке.
10. Итог урока.
- -Ребята, наш урок подходит к концу.
- — Кто на уроке открыл для себя что – то новое?
- — В начале урока мы ставили цель: Научиться распознавать однокоренные слова.
— А чтобы распознать их, что нужно сделать? (Найти общую часть и определить лексическое значение слов.)
— Что нового узнали? Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.)
— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
— А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
— Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
— А теперь посчитайте, сколько вы поймали снежинок за урок.
11. Рефлексия.
- — Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. (Смайлики)
- -Кто из вас доволен своей работой?
- — Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?
— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!
Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-odnokorennie-slova-edinoobraznoe-napisanie-kornya-v-odnokorennih-slovah-1891780.html
Корень слова. Однокоренные слова
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель: закрепить усвоение понятий «корень слова», «однокоренные слова».
Задачи:
- повторить изученные признаки однокоренных слов;
- развивать умение находить и подбирать однокоренные слова;
- воспитывать умение работать совместно;
- коррекционная задача: обогащение словарного запаса через использование в речи родственных слов.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, авторская презентация, раздаточный материал.
Этап урока | Педагогические технологии, методы и приемы | Результаты |
Организационный момент | Диалоговая | Мотивирует настрой на урок и переход к следующему этапу урока. |
Чистописание | Проблемная ситуация | Вырабатывает навыки умственных операций, развивается внимание, умение самостоятельно решать проблему. |
Актуализация знаний | Фронтальный опрос Здоровьесберегающая | Развивает внимание и умение слышать друг друга. Коррекция психоэмоционального напряжения детей. |
Закрепление знаний | Проблемная ситуация, парная и групповая работа, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая. Самостоятельная работа с консультированием учителя. | Развитие операций анализа и синтеза, самостоятельного поиска решения, развитие межличностных отношений, преодоление утомляемости, создание ситуации успеха. Дети учатся адекватно выражать свои мысли. РК способствует расширению знаний о своем крае. |
Подведение итогов | Коллективная | Развивает умения задавать вопросы и отвечать на них. |
На протяжении всего урока | ИКТ Коммуникативная | Обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала и объем выполняемой работы, развивает навыки самоконтроля и самооценки. Облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться. |
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1455811953.pptx (Однокоренные слова)
Ход урока
I. Организационный момент.
– На календаре уже весна. Ребята, а вы почувствовали весенние изменения? Какие? (Ответы детей). Солнышко с каждым днем все больше радует нас. Давайте и мы порадуем его, покажем, как красиво умеем писать.
II. Чистописание.
Сс Сс сссссооооо ос сл ол
Много солнца, солнышко, солнечный, подсолнух, солнце.
– Как вы думаете, почему я выбрала такие слова для чистописания? (Ответы детей). Выделите корень.
– Все ли эти слова однокоренные? (солнце, солнца – изменение формы слова)
III. Постановка цели и задач.
– О чем же сегодня будем говорить на уроке? (Дети формулируют тему урока). (Слайд 1)
– Как вы думаете, чем будем заниматься? (Ответы детей)
– Правильно. Будем закреплять знания об однокоренных словах.
IV. Актуализация знаний.
- – Вместе с солнечными зайчиками мы совершим с вами небольшое путешествие, в ходе которого разгадаем очень важное слово.
- – Первый зайчик показывает нам букву К. (Слайд 2)
- Картины сегодня в музее у нас зимней природой порадуют вас.
– Хотя по календарю уже весна, но у нас на севере все еще зима. Посмотрите, как красива зимняя природа! Вы согласны со мной? (Слайд 3)
– Обратите внимание на эту картину. (Слайд 4)
– Какие однокоренные слова здесь спрятались?
Будьте внимательны. (Ответы детей). (Слайд 5)
- лыжа снег зима
- лыжня снежный (ком) зимушка
- лыжник снежинка зимний
- лыжница снеговик зимовать
– Молодцы! Запишите в тетрадь любую группу однокоренных слов. Выделите корень.
- – Второй зайчик приносит нам букву О. (Слайд 6)
- Отдых даст вам настроение и энергию в учении.
- Физкультминутка:
- Руки к верху поднимаем,
- А потом их опускаем,
- А потом их разведем
- И к себе скорей прижмем.
- А потом: быстрей, быстрей
- Хлопай, хлопай веселей!
V. Закрепление знаний.
– Третий зайчик показывает нам букву Р. (Слайд 7)
Разыщите лишнее слово и свой выбор объясните толково.
– Перед вами карточка со словами. Прочитайте внимательно и в каждой строчке найдите лишнее слово.
|
- (После выполнения задания — взаимопроверка, коллективное обсуждение результатов.) (Слайд 8)
- – Перечислите признаки однокоренных слов. (Слайд 9)
- • общий корень
- • общее лексическое значение
– Помните об этом при выполнении следующего задания. Перед вами текст. (У каждого ученика карточка с текстом, который взят из «Справочного пособия по русскому языку для 2 класса» О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой). Спишите его, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Затем найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
Я поехал рыбачить (на) (В,в)олгу. (Р,р)ыбаки нал.вили много рыбы. Изрыбёшек св.рили рыбный су(п,б). А из очень мелкой ры(п,б)ки мама испекла рыбник. |
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, объясните орфограммы. (Слайд 10)
- Оцените себя.
- – Следующий зайчик приносит букву Е. (Слайд 11)
- Если устали немного сейчас, погуляйте, отдохните
- и слова нужные найдите.
Дети ходят по классу, находят карточки с однокоренными словами и приносят их учителю. Учитель прикрепляет все карточки на доску в один столбик.
– Давайте посовещаемся. На какие группы можно разделить эти слова?
- На доске получилось:
- 1 группа – гости, гостиница, гостиные, погостить
- 2 группа – весна, весенний, веснушки, веснянка
- – Объясните свой выбор.
– Ребята, слово гостиные связано с нашим городом. Как? Кто знает?
– Правильно. Это Гостиные дворы, исторический памятник Архангельска. Сюда приезжали гости из разных городов и стран торговать. (Слайд 12)
– Сейчас гости города живут в гостиницах. Какие гостиницы нашего города вы знаете?
(Слайд 13)
– Можете ли вы объяснить значение слова ВЕСНЯНКА? (Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны).
– Какие вы молодцы! Вы замечательно справились с заданием.
VI. Домашнее задание.
– Снова зайчик показался, теперь с буквой Н. (Слайд №14).
На дом задание запишите и объяснение получите.
– Дома составьте и запишите группы однокоренных слов со следующими корнями: вар, корм, холод (Слайд 15)
VII. Подведение итогов.
– Вот и последняя буква перед нами. Это Ь. Что за слово получилось? Дети хором: КОРЕНЬ (Слайд 16)
- – Как вы считаете, почему это важное слово?
- (Ответы детей).
- – Сейчас вы можете задать Мудрой Сове вопросы по уроку и получить в ее справочном бюро ответы. (Слайд 17)
(Мудрая Сова — учитель или кто-нибудь из детей. Остальные ребята задают вопросы по материалу урока. Мудрая Сова отвечает на них).
- Например:
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными?
- Назови, пожалуйста, признаки однокоренных слов.
- Как пишется корень в однокоренных словах?
- Что такое форма слова?
- Какие орфограммы нам встретились?
- Какое задание показалось трудным?
- Что больше всего понравилось на уроке?
– Умнички! Вы показали сегодня хорошие знания и очень дружно работали на уроке. Спасибо вам!
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/koren_slova_odnokorennie_slova_181308.html
Однокоренные слова | Развивайка
46. Рассмотрите рисунки. Подпишите каждый рисунок.
Слон⁄ и слон⁄ёнок. Гус⁄ь и гус⁄ёнок.
- Обозначьте в однокоренных словах корень так: ∩.
- Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.
Гусь вёл своего гусёнка к озеру.
Упражнение 47, с. 23
47. Напишите слова. Корень каждого слова «спрятался» в рисунке.
куб⁄ик гриб⁄ник еж⁄онок
- Объясните значение записанных слов.
Кубик — небольшой предмет в форме куба. Грибник — человек, который собирает, любит собирать грибы. Ежонок — детёныш ежа.
Упражнение 48, с. 24
48. Прочитайте. Впишите в слова пропущенный корень -лес- или -бобр-.
пере⁄лес⁄ок
лес⁄ник бобр⁄иха
лес⁄ной бобр⁄овый
лес⁄ок бобр⁄ёнок
- Составьте предложение с одним из однокоренных слов. Запишите его.
Бобр⁄ёнок строил плотину.
Упражнение 49, с. 24
49. Прочитайте.
Рыж⁄ий рыж⁄ик рыж⁄ не зря:
Рыж⁄ик — вестник сентября.
- Найдите в предложении однокоренные слова. Обозначьте корень.
- Спишите предложение. Проверьте себя.
Упражнение 50, с. 25
50. Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Запишите каждую пару этих слов. Выделите в них корень.
Пыл⁄ь — пыл⁄инка, школ⁄а — школ⁄ьник, пер⁄о — пер⁄ина, пис⁄ьмо — пис⁄атель, сахар⁄ — сахар⁄ница.
Упражнение 51, с. 25
51. Прочитайте. Найдите в каждой строке только родственные (однокоренные) слова. Обозначьте в них корень.
- Белка, бел⁄енький, бел⁄ить.
- Вод⁄яной, вод⁄а, водить.
- Лист, лис⁄а, лис⁄ёнок.
- Лос⁄ь, лоскут, лос⁄ёнок.
- Гор⁄ный, гор⁄ка, городок.
- Выпишите каждое выделенное слово и рядом с ним запишите однокоренное.
Вод⁄а — вод⁄яной, лис⁄а — лис⁄ёнок, гор⁄ка — гор⁄ный.
Упражнение 52, с. 26
52. Прочитайте выразительно.
Еж⁄овы рукавицы
Еж⁄ата — детки хоть куда!
И что же тут дивиться
Ведь мама держит их всегда
В еж⁄овых рукавицах!
Е. Серова
- Объясните, как вы поняли значение выделенных выражений.
В ежовых рукавицах, то есть строго воспитывать.
- Выделите корень в однокоренных словах.
Упражнение 53, с. 26
53. Прочитайте. Какая группа слов лишняя? Объясните ответ.
вороб⁄ей тигр⁄ ворон⁄а грач⁄
вороб⁄ушек тигр⁄ята ворон⁄ята грач⁄иха
Лишняя группа — грач-грачиха (самка и самец грача, а везде птица — птенец)
- Вставьте пропущенные буквы.
- Выделите корень в однокоренных словах.
Упражнение 54, с. 26
54. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и слова.
- В сентябре, в сентябре
Утром лужи в серебрé,
Как серебряные блюдца,
Блещут травы на заре. - С. Козлов
- ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
- ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Источник: https://razviwaika.ru/odnokorennye-slova/