Ть и ти

Ть и ти

Начну с того, что в русском языке на сегодняшний день существуют некоторые противоречия по поводу морфемного разбора слов, и касаются они, в том числе букв на конце глаголов в неопределенной форме — ть, ти, чь. В школе ученика учат выделять их как окончание, а в ВУЗЕ оказывается, что это вовсе не окончание, а суффикс. 

Точки зрения ЗА и ПРОТИВ

В большинстве действующих учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания…» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание.

В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений…» Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения.

Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е.

является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание… а в неизменяемых – только основа…».

И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива.

В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы.

Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997).

Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие.

В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)…

Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши)…» (с.

547).

В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По… своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие…

Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти…

Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу…».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы.

Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий).

На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, гораздо правильнее мыслить следующим образом.

1. Иметь в виду деление суффиксов на словообразовательные и формообразующие1.

Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

  • — суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);
  • — суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);
  • — суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)
  • — суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);
  • — суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);
  • — суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);

— суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и)2.

2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе следует обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком 3.

3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

4. Иметь в виду правильное определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса.

В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий).

В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а).

В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

Заключение

ТЬ, ТИ, ЧЬ — это не окончания, это суффиксы, а точнее — формообразующие суффиксы инфинитива, которые не входят в основу слова.

Такие формулировки позволяют избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям. К сожалению, большинству учителей легче следовать атавизмам программы, чем мыслить логически. Учеников жаль…

————————————

1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258.

В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к.

не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к.

окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е.

он лишен главных свойств и признаков окончания.

Источник: https://7gy.ru/shkola/russkij-yazyk/1156-t-ti-ch-v-glagolakh-neopredelennoj-formy-suffiks-ili-okonchanie.html

Что значит «ТЬ» в глаголах: окончание или суффикс?

В данной статье мы поговорим, что означает «ТЬ» в глаголах — суффикс или окончание.

Уже несколько десятков лет ведутся споры среди лингвистов, что значит в глаголах «ТЬ». Это суффикс или окончание? На сегодняшний день допускается существование обоих версий и обе они хороши по-своему. Но как быть нам, простым обывателям? Какой придерживаться точки зрения? Сейчас разберемся.

«ТЬ» в глаголах — это суффикс или окончание?

Длительное время грамматика принимала «ТЬ» и «ТИ» как окончание для начальной формы глагола. Такого же мнения придерживается большинство современных пособий, которые предназначены для ВУЗов.

Начальная форма глагола

Еще за окончание «ТЬ» принимается и многими лингвистами — Шанским, Барановым, Кузнецовым и другими. В защиту своей версии они говорят, что у начальной формы глагола (инфинитива) можно определить окончание. Конечно, эта версия спорна, потому что после нее появляется много вопросов. Это обусловлено тем, что инфинитив, по сути, не меняется и потому окончания у него точно быть не должно.

В современных школьных учебниках говорится, что «ТЬ» и «ТИ» в глаголах — это суффиксы. Данную теорию разработали Бабайцева и Валгина. Они пытались доказать, что первая позиция неверна.

Они заявили, что «ТЬ» не выражает грамматическое значение и потому оно не может быть окончанием, да и его нет в других формах, образованных из инфинитива. Вроде бы звучит убедительно, но все равно появляются вопросы.

ТЬ как суффикс

Если «ТЬ» является суффиксом, то почему он отсутствует в основе слова? Именно этот вопрос возник у каждого, кто изучал эту теорию. Хотя, найти ответ на него очень легко — в русском языке суффиксы бывают формообразующими и словообразующими. Морфемы второго вида в слово не входят, а первый мы как раз видим в инфинитиве.

«ЧЬ» в глаголах — это суффикс или окончание?

А как быть с «ЧЬ»? Ведь есть и такие глаголы, у которых в конце стоят именно эти две буквы.

Опять же, тут есть несколько теорий:

  • Суффикс
  • Флексия
  • Часть корня

Первые две версии уже устарели, но раньше «ЧЬ» определяли также как и первые два варианта.

Современные лингвисты считают, что это часть корня. Доказать правильность утверждения можно простой проверкой. К примеру, печь-печет. При образовании инфинитива «чь» сохранилось и значит его можно считать частью корня.

В завершение можно сделать вывод, что однозначно утверждать, что такое «ТЬ» и «ЧЬ» в глаголах нельзя. Обе теории верны с точки зрения русского языка и у каждой из них есть свои сторонники и противники.

Видео: Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий

Источник: https://heaclub.ru/chto-znachit-t-v-glagolah-okonchanie-ili-suffiks

-ТЬ и -ЧЬ в глаголах неопр. формы

Размещено 3.11.16 в рубрике 5 класс

Суффиксом или окончанием является -ть (-ти) в неопределённой форме глагола?

-ть (-ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть, вез-ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л, строи-вш-ий.

В школьном учебнике по традиции -ть (-ти) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек-у, печ-ёшь, печь.

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь, формировавший-ся, съешь-ка, кому-то, какого-нибудь, пришел-таки. Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс -ся (-сь) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся, рассердить-ся, бросить-ся.

В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака-ть-ся, вчита-л-ся, разгуля-вш-ий-ся.

Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся.

Источник: https://rusq.ru/?p=8947

Ответы@Mail.Ru: Так, морфема -ть в инфинитиве глаголов — это окончание или суффикс?

Долгие годы в школах эта морфема рассматривалась сначала как суффикс, потом как окончание (единые учебники для всего СССР позволяли это сделать) , но споры учёных мужей докатились и до средних учебных заведений.

Одни учёные считают, что -ТЬ, -ТИ в неопредлённой форме глагола — это окончание, так как при изменении глагольных форм эта морфема заменяется другими.

Другие же учёные говорят, что это словообразующий суффикс, и основания для этого тоже есть, такой суффикс присутствует только в одной форме, эта форма глагола считается неизменяемой (поэтому, кстати, ни о каком нулевом окончании не может быть и речи, так что Никуська неправа: рассматривать -ТЬ как суффикс вполне допустимо, но считать, что за ним следует нулевое окончание, — грубейшая ошибка) . При огромном разнообразии учебников в наши дни разночтения вошли и в школу, что, конечно же, было недопустимо во времена единых школьных программ и учебников. Каким же образом рассматривать данную морфему учителю и ученикам? Так и говорить, что -ТЬ, -ТИ — это, по мнению одних учёных, окончание инфинитива, по мнению других, — формообразующий суффикс (кстати, формообразующие суффиксы глаголов — а это ещё и суффикс -Л в глаголах прошедшего времени, суффикс -И, образующий повелительное наклонение глаголов, — в основу глагола не входят) . Учителя даже придумали для морфемы -ТЬ, -ТИ новое графической изображение — домик, совместив квадрат, обозначающий окончание, и крышу, обозначающую суффикс.

Суффикс, окончание там нулевое

Окончание — изменяемая часть слова, служащая для образования новых форм (по определению) , делать — это начальная форма, делать — делает, делают, образуются новые формы значит -ть является в данном случае окончанием

многие ученый спорят по этому поводу, одни говорят что окончание, другие что суффикс но мы в школе с учителем выделяем -ТЬ, как окончание

ТЬ-ОКОНЧАНИЕ а если по другому то НЕ СУФИКС А [ПОСТФИКС]

ть — это формообразующий суффикс, который не входит в основу слова, окончания у инфинитива быть не может!!!!

Лучше учите наш великий и могучий… ть — это окончание!!!! ся — постфикс (т. е. суффикс после окончания) . Учебник по русскому языку от 2015г.

Долгие годы в школах эта морфема рассматривалась сначала как суффикс, потом как окончание (единые учебники для всего СССР позволяли это сделать) , но споры учёных мужей докатились и до средних учебных заведений. Одни учёные считают, что -ТЬ, -ТИ в неопредлённой форме глагола — это окончание, так как при изменении глагольных форм эта морфема заменяется другими.

Другие же учёные говорят, что это словообразующий суффикс, и основания для этого тоже есть, такой суффикс присутствует только в одной форме, эта форма глагола считается неизменяемой (поэтому, кстати, ни о каком нулевом окончании не может быть и речи, так что Никуська неправа: рассматривать -ТЬ как суффикс вполне допустимо, но считать, что за ним следует нулевое окончание, — грубейшая ошибка) . При огромном разнообразии учебников в наши дни разночтения вошли и в школу, что, конечно же, было недопустимо во времена единых школьных программ и учебников. Каким же образом рассматривать данную морфему учителю и ученикам? Так и говорить, что -ТЬ, -ТИ — это, по мнению одних учёных, окончание инфинитива, по мнению других, — формообразующий суффикс (кстати, формообразующие суффиксы глаголов — а это ещё и суффикс -Л в глаголах прошедшего времени, суффикс -И, образующий повелительное наклонение глаголов, — в основу глагола не входят) . Учителя даже придумали для морфемы -ТЬ, -ТИ новое графической изображение — домик, совместив квадрат, обозначающий окончание, и крышу, обозначающую суффикс.

суффикс конечно окончания там НИКОГДА не бывает. Это закон

СУФФИКС! Даже некоторые учителя об этом не знают! В учебнике 6 класса написано!!!!

Это суффикс по мнению создателей учебника русского языка Гранник.

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко. В пособии М. Т. Баранова, Т. А. Костяевой, А. В.

Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания…» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д. Э.

Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109). Однако в том же «Сборнике упражнений…» Д. Э.

Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38).

И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т. е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М. Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание..

. а в неизменяемых – только основа…». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т. е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся.

Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А.

Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)». Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В. В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.

: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу. Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)…

Точного ответа на этот вопрос вы не найдёте, каждый учитель и учебник считает по своему. Но если вы выделите это как суффикс, то знайте, окончания никакого нулевого тут НЕТ!

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/29537649

Поиск ответа

Всего найдено: 92

Добрый день! У меня к вам вопрос: «Мне приходится сталкиваться с проблемами» и «Мне с проблемами сталкиваться приходится» — в этих предложениях слово «приходится» пишется без мягкого знака? Какое в этом случае действует правило?

Ответ справочной службы русского языка

В обоих предложениях приходится пишется без мягкого знака, поскольку это форма третьего лица настоящего времени, а не инфинитив. Мягкий знак в -ться пишется только в инфинитиве (начальной форме глагола, которая отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»).

Здравствуйте! Интересует глагол «стОит», а именно как объяснить его спряжение. Понятно, что 2-е, т.к. на -ить. Но в инфинитиве окончание не под ударением (стОить). Если глагол проспрягать — там тоже ни одной ударной позиции (стОил, стОят, стОите и т.д.). Как объяснить ребенку, что там именно И, а не «стОет, стОять» и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

В школе безударные гласные на конце глагольной основы перед -ть проверять не учат. Правила их проверки сформулированы были относительно недавно, и они достаточно сложные для применения.

В школе сложилась методическая традиция обходиться без правила. Дети благодаря языковой интуиции чувствуют, какую гласную нужно писать перед -ть, и ошибки здесь возникают редко.

 Слов, в которых ошибки встречаются, немного.

Если мы не помним точно, какая гласная пишется в инфинитиве, то ее нужно проверить по словарю. При этом некоторые простые правила о гласных перед -ть запомнить можно. 

1. В инфинитиве после гласной о пишется -ить, например: стоить, строить, удостоить, присвоить. 

2. В инфинитиве после гласных а, е, у пишется -ять, например: лелеять, маяться. Исключения: драить, клеить.  

  • Слов, относящихся ко второму правилу, немного, поэтому некоторым удобнее запоминать не правило, а сложные глаголы: 
  • 1) баять, веять, лаять, реять, сеять, таять, хаять (сниж.), чаять, чуять, блеять, лелеять, затеять, маяться, каяться, надеяться,
  • 2) драить, клеить, 
  • 3) кашлять.
  • Заучивая глаголы, важно помнить, что при присоединении приставки или постфикса гласная перед -ть не меняется: клеить — заклеить, клеиться.

3. Особую группу составляют глаголы с приставками обез-(обес-). Нужно научиться различать слова по значению: обессилить (лишить кого-то сил) — обессилеть (лишиться сил), обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).

Добрый день. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. В чем различие правил деления на слоги (не для переноса) слов: бра-тья, сы-но-вья и семь-я. Почему в словах «бра-тья» и «сы-но-вья» последний слог состоит из согласной, мягкого знака и гласной; а в слове «семь-я» последний слог состоит только из гласной ? Учебник «Азбука» «Школа России» В. Г. Горецкий.

Ответ справочной службы русского языка

О вопросах теории слогораздела см. здесь.

что такое -ть- у глаголов?

Ответ справочной службы русского языка

В лингвистике нет единой позиции по этому вопросу. Некоторые языковеды считают -ть суффиксом, некоторые – окончанием. В разных школьных курсах эта морфема тоже рассматривается и как суффикс, и как окончание.

Как разбирается по составу слово «наслаждаться»?

Ответ справочной службы русского языка

Корень: наслажд-; суффикс: -а-; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно переносятся слова листья и ручьи?

Ответ справочной службы русского языка

Правильные переносы: ли-стья и лис-тья; ру-чьи.

Здравствуйте. Почему в слове ЖУРЧАЩИЙ суффикс ащ, хотя это причастие образовано от глагола 1-го спряжения?

Ответ справочной службы русского языка

Журчать – глагол второго спряжения. Тип спряжения у глаголов с ударными личными окончаниями определяем по окончаниям (журчит, журчат), при этом не имеет значения, какая гласная в неопределенной форме перед -ть. По неопределенной форме глагола мы определяем тип спряжения только у глаголов с безударными личными окончаниями.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, -ТЬ и -ТИ в инфинитивах являются формообразующими суффиксами или окончаниями? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Это формообразующие суффиксы. В некоторых школьных учебниках они рассматриваются как окончания.

Добрый день. Просьба уточнить как перенести слова ДРУЗЬЯ и КРЫЛЬЯ в соответствии с действующими на данный момент в школьной программе нормами. И какое правило применяется. Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: дру-зья, кры-лья.

Нормы, регулирующие перенос в этих словах, неизменны уже много десятков лет: при переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву; нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной (ср. с примерами из сборников правил: бу-льон, крес-тьянин).

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой морфемный состав в слове организовывать? Являются ли сочетания «из» и «ов» суффиксами? В списках суффиксов глаголов я их не могу найти.

Ответ справочной службы русского языка

Морфемный состав этого слова: орган-из-ов-ыва-ть; -из- и -ов- – суффиксы.

Как правильно переносить слова «листья» и «счастье», если перенос возможен?

Ответ справочной службы русского языка

Возможные варианты: ли-стья, лис-тья, сча-стье, счас-тье.

-ТЬ. ПРИ МОРФОЛОГИЧЕСКОМ РАЗБОРЕ СЛОВА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРАВИЛЬНО ВЫДЕЛЯТЬ:КАК ОКОНЧАНИЕ ИЛИ СУФФИКС?

Ответ справочной службы русского языка

В лингвистике нет единой позиции по этому вопросу. Некоторые языковеды считают -ть суффиксом, некоторые – окончанием. В школьной практике -ть чаще выделяют как суффикс. Вопрос пока остается открытым.

Помогите, пожалуйста, разобраться, какое их слов (переделка, ненарядный, непролазный, подоконник) образовано приставочно-суффиксальным способом.

Мне самой кажется, что: 1) пределка от «передел-а-ть» — усекается глагольный суффикс -а- и к основе добавляется суффикс -к- (суффиксальный способ); 2) ненарядный от «нарядный» — добавляется приставка не- (приставочный способ); 3) непролазный от «пролазный»? (но такого слова нет, как мне кажется) и тут 2 приставки, если не ошибаюсь не-, про-???????? 4) подоконник — от «окно» с помощью суффикса -ник- и приставки под- (приставочно-суффиксальный способ)!!!!!!! Буду благодарна за помощь! С уважением, Сычёва Елена

Ответ справочной службы русского языка

В пунктах 1, 2, 4 Вы абсолютно правы. Слово непролазный образуется приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки не- и суффикса -н-. Таким образом, из перечисленных слов приставочно-суффиксальным способом образуются слова непролазный и подоконник.

Морфемный разбор слова ВСПОМИНАТЬ

Ответ справочной службы русского языка

Вс-помин-а-ть.

Здравствуйте! Как проверить слово прЕнЕбрегать? Первая «е» — в приставке пре- со значением «очень», верно? А как проверить вторую «е»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Морфемно-орфографическому словарю» А. Н. Тихонова в слове пренебрегать в современном русском языке приставка пре- не выделяется, слово состоит из корня пренебрег-  и суффиксов -а- и -ть. Таким образом, две первые гласные е попадают в категорию непроверяемых. Однако история слова показывает нам, почему в нем пишутся гласные е.

Слово пренебрегать исторически образовано из приставок пре- и не-, а также корня -бере- (беречь, бережливый). В современном русском языке смысловая связь слова пренебрегать со словами беречь, бережливый оказалась утраченой.

Слово оторвалось от своих корней и зажило собственной жизнью, оно перестало восприниматься носителями русского языка как однокоренное со словами, которые содержат корень -бере-. Поэтому произошло и переосмысление его структуры.

Однако орфография сохраняет для нас связь с прошлым этого слова.

Источник: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=-%D1%82%D1%8C

Ть — это суффикс или окончание?

В чудесном коллективе единомышленников побуду лингвистической бабой-ягой. Чем считать -ть у лингвистов действительно нет единого мнения, его по-всякому рассматривают и объявляют то суффиксом, то окончанием. Я считаю -ть окончанием.

Инфинитив объявлен неизменяемой формой, и на этом основании делается вывод, что у него не может быть окончания. Но где это видано, чтобы при формообразовании, влияющем исключительно на грамматические категории и никак не отражающемся на лексическом значении слова постоянно усекалась основа? Что это за «суффикс» такой, который мешает глаголу во всех формах кроме неопределённой?

С таким же успехом можно объявить неизменяемой формой именительный падеж имён существительных, окончание на этом «основании» назвать суффиксом, а все остальные падежи считать образованными путём отсекания суффикса и добавления на его места окончания.

Звучит дико, но логика та же.

Есть же у существительных понятия «начальная форма» и «косвенные падежи» — чем они лучше «инфинитива» и «личных форм глагола»? Есть слово «рука» или «озеро», как только мы начнём их склонять, неизменной останется лишь основа, но если в этом случае изменяемая часть считается флексией, то для глагола заведены двойные стандарты, и ему для начальной ф. требуется дополнительный аффикс, а не флексия. Достаточно лишь перестать называть «самостоятельной» ф. то, что ею не является, и включить инфинитив в парадигму спряжения наряду с личными формами.

Грамматика — это не комментирование Талмуда и не бюрократия в стиле ЖЭКа, схоластические построения и формализм ради себя самого, любимого, здесь ни к чему.

Реальный носитель русского языка воспринимает каждую часть речи как совокупность всех её форм, а не только тех, которые в грамматиках принято объединять в одну таблицу. Возможно, в латыни инфинитив был чем-то совершенно отличным от личных глагольных ф.

и так же дело обстояло в произошедших от неё романских языках — не буду спорить о том, чего не знаю, но в современном русском иная ситуация.

У инфинитива из всех грамматических категорий можно выделить лишь вид, нельзя — число, лицо и род. Но и у глаголов прошедшего времени нет личных форм, давайте объявим и их не глаголами, а чем-нибудь другим, тем более, что в древнерусском языке они изначально были особыми причастиями…

Однако мы руководствуемся здравым смыслом и уживаемся с тем противоречием, что в одном времени у глагола нет категории лица, а в другом — категории рода. Могли бы привыкнуть и к тому, что в безличной ф. можно потерять сразу две категории — это всего лишь вопрос готовности к разрыву шаблона.

Словом, если когда-нибудь -ть признают окончанием, я посчитаю это долгожданным восстановлением естественного порядка вещей.

Однако в данный момент параллельно сосуществуют обе точки зрения, поэтому следите за школьными учебниками и вестями из Министерства образования (у этого института власти название так часто меняется, что впору задаться вопросом, чем его следует считать с научной точки зрения).

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/626194-t-eto-suffiks-ili-okonchanie.html

Правописание глаголов

63. В окончании 2-го лица единственного числа глаголов пишется -шь: учишь, учишься.

64. Личные окончания глаголов I спряжения: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют); II спряжения: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

Когда личные окончания находятся под ударением, тогда бывает ясно, что́ писать: -ешь или -ишь, -ут или -ат и т.д.

Чтобы не сделать ошибки в правописании глаголов с неударяемыми личными окончаниями, нужно запомнить, что из числа таких глаголов имеют окончания II спряжения: 1) глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить; 2) одиннадцать следующих глаголов: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, а также производные от них. Остальные глаголы имеют окончания I спряжения.

Исключение. Глагол брить — I спряжения, хотя и оканчивается на -ить: бреешь, бреют.

Примечание 1. Полезно запомнить: они гонят, держат, дышат, слышат, вертят, видят, зависят, ненавидят, обидят, смотрят, терпят.

Глагол хотеть в единственном числе — I спряжения, а во мн. ч. — II спряжения: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Примечание 2. О том как писать безударные окончания в глаголе с приставкой вы-, надо судить по бесприставочному глаголу: выспишься — спишь, выпьешь — пьёшь.

Примечание 3. Наряду с формой стлать (постилать, разостлать и т. д.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.) Личные окончания употребляются только от формы стлать, т. е. I спряжения: стелешь (постелешь, расстелешь), стелет (постелет, расстелет), … стелют (постелют, расстелют).

65. В личных окончаниях глаголов I спряжения после шипящих под ударением вместо о пишется ё(е): влечёт, жжёт.

66. Окончания неопределённой формы глаголов: -ть, -чь, -ти, -ться, -чься, -тись.

Отличать окончания неопределённой формы -ться от окончаний 3-го лица -тся помогают вопросы: неопределённая форма отвечает на вопрос   что делать? (или сделать? ), а 3-е лицо — на вопросы   что делает? (или   сделает? сделают? )   что что делается?

Например: Товарищ хочет ( что делать? ) учиться. Он думает ( что сделать? ) заняться математикой. Он ( что сделает? ) займётся математикой.

67. В повелительном наклонении после согласных пишется ь: сядь, отрежь, съешь. Буква ь остаётся и во мн. ч.

: сядьте, отрежьте, съешьте, а также — перед -ся: брось — бросься, намажь — намажься.

Исключение. От глагола лечь повелительное наклонение ляг, лягте.

68.

В неопределенной форме и в прошедшем времени суффиксы -ова-, -ева- пишутся тогда, когда в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю: беседовать (беседую), горевать (горюю), воевать (воюю); если же 1-е лицо оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а, то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется ы, и: рассказываю — рассказывать, рассматриваю — рассматривать; при ударении на а пишется -еваю, -евать: одолева́ть — одолева́ю, надева́ть — надева́ю и т. п.

Далее        Назад

Источник: http://dictionary.liferus.ru/dictionary_12.htm

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку

 Распечатать запись

  • Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
  • Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:
  • друг, друж-ок, рам-оч-к(а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными).  При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

  • суффикс –ть ( -ти) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть, нес-ти
  • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л, дума-л.

Суффиксы –ть ( -ти),  -л-  не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять  после окончания:   пойд(ем)-те, поед(ем)-те.  

  1. Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя:
  2. причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя.
  3. Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после окончания:
  4. закрыва(ет)ся, умыва(ю)сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

  • словоизменение — это образование форм одного и того же cлова.
  • словообразование — это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник-:

  лес-ник, школь-ник, уче-ник, троеч-ник, спут-ник, курорт-ник, льгот-ник, суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск-:

сель-ск(ий), деревен-ск(ий), мор-ск(ой), москов-ск(ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи.
Например, суффикс -ник-, —от— .

ок— ( гриб-ник, крас-от(а), друж-ок) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск(ий)) — для образования только прилагательных; —ыва-,-ива— (обдум-ыва-ть) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр-: добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть;
  • от малин-: малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый);
  • от врем-: врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик.

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и приставки) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к(а) — доч-еньк(а), дом — дом-ик;
  • увеличительное значение: рука — руч-ищ(а);
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок, ут-ёнок;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель, трактор-ист, москв-ич, сибир-як, академ-ик, груз-ин, кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц(а), мастер-иц(а), фельдшер-иц(а), осет-ин-к(а), машин-ист-к(а), писатель-ниц(а) и т.д
  • выражение отношения к лицу : хитрюга, жадюга, малявка, козявка, лентяй, слюнтяй.

Суффиксы (и приставки) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род.

Например, суффикс —тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель),
суффикс —от— — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а));
суффикс —ск— — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.

После гласных и после Ь, Ъ  буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] ( или часто обозначается [j’]). Именно этот звук может оказаться  суффиксом или  частью суффикса.

Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр[/ацый’/а],  двое — дв[/ой’/э], лисьего [л’ис’/й’/ива], лисьей [л’ис’/й’/ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный:

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар-, окончание -ый;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн-. Находим слово стар-ин(а), в котором -ин— — суффикс, выделяем его: стар-ин-н(ый).
  3. Рассматриваем оставшееся -н-. Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н-, подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н(ый) (от модный), осен-н(ий) (от осень). Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н(ый).

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в  слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Суффиксы Пример Их работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба — рыбка
ключ — ключик
замок — замочек
друг — дружок
рука- рученька
лиса- лисонька
Ваня – Ванечка
игла – иголочка
дед – дедушка
поле — полюшко
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес — лесник
возить — возчик
барабан — барабанщик
учить — учитель
учить — учительница
радист — радистка
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала — скалистый
город — городской
горох — гороховый
шаль — шалевый
лето — летний
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звучать
рана –ранить
белый – белеть
зима – зимовать
кольцо — кольцевать
укачать — укачивать
открыть -открывать
-ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
лечить — лечиться — лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л- читаю – читал ;
говорю — говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь, часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н.

Словообразовательный словарь русского языка , Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т.

Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

© 2011 — 2019 Учим русский язык Карта сайта

Источник: http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-nachalnaya-shkola

Ссылка на основную публикацию

ссылка на кракен в тор браузере vk2 qt Яндекс.Метрика