Разряды наречий по значению (таблица с примерами)

Разряды наречий по значению (таблица с примерами)

Укажем, какие раз­ря­ды наре­чий по зна­че­нию выде­ля­ют в рус­ском языке.Разряды наре­чий объ­еди­ня­ют в груп­пы сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют каче­ствен­ный или коли­че­ствен­ный при­знак дей­ствия, при­зна­ка и состо­я­ния или обсто­я­тель­ствен­ные отно­ше­ния.

  • В свя­зи с этим по лек­си­че­ско­му зна­че­нию зна­ме­на­тель­ные наре­чия делят­ся на две груп­пы: наре­чия опре­де­ли­тель­ные и наре­чия обсто­я­тель­ствен­ные.
  • Ветви слег­ка шуме­ли от лег­ко­го вет­ра, жид­ко и голо, буд­то они ощу­пы­ва­ли друг дру­га (Г. Троепольский)
  • В зави­си­мо­сти от того, наре­чие назы­ва­ет при­знак дей­ствия, пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка или толь­ко ука­зы­ва­ет на него, все сло­ва этой части речи делят­ся на зна­ме­на­тель­ные и место­имен­ные.
  • В свою оче­редь по лек­си­че­ско­му зна­че­нию сре­ди зна­ме­на­тель­ных наре­чий выде­ля­ют две мно­го­чис­лен­ные груп­пы:
  1. опре­де­ли­тель­ные наре­чия;
  2. обсто­я­тель­ствен­ные наре­чия.

Таблица с примерами

РазрядыВопросыПримеры

Образа дей­ствия Как? Каким обра­зом? Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
Времени Когда? Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
Места Где? Куда? Откуда? Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, ввер­ху.
Меры и сте­пе­ни Сколько? Насколько? Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
Причины Почему? Отчего? Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспро­ста.
Цели С какой целью? Для чего? Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, напе­ре­кор.

Определительные наречия

Слова это­го раз­ря­да наре­чий обо­зна­ча­ют каче­ство дей­ствия, при­зна­ка, образ и спо­соб совер­ше­ния дей­ствия. Сюда вклю­ча­ют­ся

  • наре­чия обра­за дей­ствия;
  • наре­чия меры и сте­пе­ни;
  • сравнительно-уподобительные;
  • наре­чия со зна­че­ни­ем сов­мест­но­сти.

Наречия образа действия

Эти наре­чия назы­ва­ют качественно-определительными. Они пояс­ня­ют глагол-сказуемое или дее­при­ча­стие в пред­ло­же­нии и отве­ча­ют на вопро­сы как? каким обра­зом?

  • при­ят­но вспо­ми­нать;
  • зали­ви­сто сме­ять­ся;
  • вести себя вызы­ва­ю­ще;
  • выгля­деть без­упреч­но;
  • делать испод­тиш­ка.

Среди них выде­ля­ет­ся боль­шая груп­па наре­чий с суф­фик­сом -о/-е, обра­зо­ван­ных от одно­ко­рен­ных каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных (груст­но, весе­ло, быст­ро, мед­лен­но) и адъ­ек­ти­ро­ван­ных при­ча­стий (угне­та­ю­ще, вызы­ва­ю­ще, бле­стя­ще, кри­ча­ще). Укажем наре­чия обра­за дей­ствия, моти­ви­ро­ван­ные суще­стви­тель­ны­ми (шагом, пеш­ком, бегом).

Говорила она, как-то осо­бен­но выпе­вая сло­ва, и они лег­ко укреп­ля­лись в памя­ти моей, похо­жие на цве­ты, такие же лас­ко­вые, яркие, соч­ные (М. Горький).

Наречия меры и степени

Этот смыс­ло­вой раз­ряд наре­чий назы­ва­ет­ся количественно-определительным. Наречия меры и сте­пе­ни обо­зна­ча­ют коли­че­ство дей­ствия, сте­пень его интен­сив­но­сти или меру про­яв­ле­ния при­зна­ка.

Солнце гре­ет еще по-летнему, а тра­ва уже чуть-чуть пожел­те­ла.

Добьёмся мы уро­жая втройне (В. Маяковский).

Перечислим наре­чия меры и сте­пе­ни (количественно-определительные):

  • совсем
  • очень
  • страш­но
  • крайне
  • совер­шен­но
  • черес­чур
  • вдвое, втрое, впя­те­ро и пр.
  • почти
  • чрез­вы­чай­но
  • слег­ка
  • исклю­чи­тель­но
  • гораз­до
  • мно­го
  • немно­го
  • абсо­лют­но
  • чуть,
  • чуть-чуть
  • еле
  • еле-еле
  • едва
  • капель­ку и пр.

Причем одни наре­чия опре­де­ля­ют толь­ко при­ла­га­тель­ные, а дру­гие — толь­ко при­ла­га­тель­ные и наре­чия в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни:

  • крайне сер­ди­тый;
  • совер­шен­но неви­дим;
  • абсо­лют­но неузна­ва­е­мый;
  • немно­го рас­те­рян­ный вид;
  • гораз­до шире;
  • втрое тол­ще.

Сравнительно-уподобительные наречия

Разряд опре­де­ли­тель­ных наре­чий объ­еди­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем срав­не­ния или упо­доб­ле­ния. Сравнительно-уподобительные наре­чия обра­зу­ют­ся как от суще­стви­тель­ных, так и от при­ла­га­тель­ных и место­име­ний, напри­мер:

  • вздох­нуть по-бабьи;
  • ходить по-медвежьи;
  • сде­лать по-нашему;
  • сто­ять стол­бом;
  • под­стричь­ся ёжи­ком;
  • под­нять­ся дыбом;
  • свер­нуть­ся кала­чи­ком.

Наречия со значением совместности

В этот смыс­ло­вой раз­ряд опре­де­ли­тель­ных наре­чий вклю­че­ны сле­ду­ю­щие сло­ва:

Покамест у нас будут исправ­ни­ки заод­но с вора­ми, до тех пор не будет он [ Дубровский] пой­ман (А. Пушкин).

Мы раз­бре­лись пооди­ноч­ке и толь­ко пере­кли­ка­ем­ся друг с дру­гом (В. Мазалова).

У Павла сидел Николай Весовщиков, и, втро­ем с Андреем, они гово­ри­ли о сво­ей газе­те (М. Горький)

Обстоятельственные наречия

В свя­зи с семан­ти­кой эта мно­го­чис­лен­ная груп­па наре­чий име­ет сле­ду­ю­щую гра­да­цию:

  • наре­чия места;
  • наре­чия вре­ме­ни;
  • наре­чия цели;
  • наре­чия при­чи­ны.

Наречия места

Эти сло­ва, как вид­но из их назва­ния, обо­зна­ча­ют место дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы где? куда? отку­да?

  • око­ло
  • побли­зо­сти
  • рядом
  • спе­ре­ди
  • дома
  • квер­ху
  • изда­ле­ка
  • вле­во
  • спра­ва
  • вни­зу
  • ввер­ху
  • изнут­ри
  • изда­ли и пр.

Я забрёл дале­ко, и уже не толь­ко стем­не­ло, но луна взо­шла, а ночь, как гово­рит­ся, дав­но ста­ла на небе…(И. Тургенев).

Вокруг в пар­ном воз­ду­хе томи­лись кусты и тра­вы (В. Белов).

Тут же, неда­ле­ко, попа­лось мне целое гнез­до неза­бу­док, и букет мой начал попол­нять­ся (Ф. Достоевский).

Слева невда­ле­ке лежа­ло село Высоково (А. Мусатов).

Наречия времени

Эта семан­ти­че­ская груп­па наре­чий вклю­ча­ет сло­ва, кото­рые назы­ва­ют вре­мя дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы когда? с (до) каких пор? как дол­го?

Сначала мы слы­ша­ли и шелест лист­вы вокруг, и всплес­ки воды в озе­ре, чув­ство­ва­ли под собой зем­лю (М. Горький).

Наконец я заме­чаю под бле­стя­щи­ми, как буд­то кожа­ны­ми, листья­ми яго­ды брус­ни­ки (В. Мазилова).

Потом за моей спи­ной раз­дал­ся плеск, и вско­ре я уви­дел, что, высо­ко под­няв мор­ду и отча­ян­но шле­пая лапа­ми, выби­ва­ясь из послед­них сил, сбо­ку ко мне под­плы­ва­ет Брутик (А. Гайдар).

Наречия цели

В эту груп­пу вхо­дят сло­ва,  кото­рые обо­зна­ча­ют цель совер­ше­ния дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы зачем? с какой целью? для чего?

  • сде­лать назло;
  • уро­нить нароч­но;
  • под­нять на смех;
  • при­го­то­вить впрок;
  • ска­зать в насмеш­ку.

А теперь, кро­ме всех про­чих непри­ят­но­стей, нас ещё под­ни­мут на смех! (Жюль Верн).

Это зада­ние при­го­тов­ле­но спе­ци­аль­но для стар­ше­класс­ни­ков.

На зиму мно­гие хозяй­ки заго­тав­ли­ва­ют впрок ово­щи и фрук­ты в виде соле­ний и варе­нья.

Наречия причины

В этой груп­пе наре­чий объ­еди­не­ны сло­ва, кото­рые ука­зы­ва­ют на при­чи­ну, в силу кото­рой про­ис­хо­дит (про­изо­шло) дей­ствие:

  • выпа­лить сго­ря­ча;
  • посту­пить со зла;
  • задеть сосле­пу;
  • герой поне­во­ле;
  • заце­пить­ся спья­ну;
  • бол­тать сду­ру;
  • отка­зать­ся неспро­ста;
  • делать спро­ста.

Чему обра­до­вал­ся сду­ру? (И. Крылов).

Если быть точ­нее, сболт­нул сго­ря­ча, не поду­мал (В. Филиппов).

Неужто наши сна­ря­ды поне­во­ле попа­да­ли в кор­пус мое­го суд­на? (Жюль Верн).

Добавить сайт в избранное

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/narechie/gruppyi-narechiy-kakie-byivayut.html

Разряды наречий по значению, таблица и примеры

Разряды наречий по значению (таблица с примерами)

Наречия времени обозначают время совершения действия. Качественные наречия выражают характеристику или оценку действия или признака. По своему значению наречия бывают определительными и обстоятельственными.

Определительные наречиямогут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон.

Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия.

Наречие как самостоятельная часть речи было выделено ещё в античной грамматике. В наши дни по-прежнему существуют разные взгляды на наречие. Некоторые лингвисты (последователи известных учёных Л.В. Щербы и В.В. Виноградова) отделяют от наречий так называемую категорию состояния.

Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются. Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных и других наречий, образуя с ними словосочетания. По форме они похожи на наречия, отвечают на подобные вопросы. Но, в отличие от наречий, в предложении они не зависят от других слов и всегда являются сказуемыми в безличном предложении (ср.: На душе весело; Ночью светло).

1) Качественные наречия на -о (-е) совпадают по форме с формами среднего рода кратких прилагательных. 2) Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий.

Ср.: Он спокойнее меня (прилагательное – он более спокойный, чем я; он спокоен) – Говори спокойнее (наречие – говори более спокойно; говори спокойно). Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

В отличие от знаменательных наречий они не называют различных обстоятельств, а только указывают на них, в предложении служат для обобщения, а также для выражения вопроса.

Частица в русском языке — У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Определительные количественные наречия обозначают меру и степень качества, интенсивность действия.

Обстоятельственные наречия служат показателями пространственных, временных, причинных и целевых отношений.

Наречия места указывают на место совершения действия или его направление. Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие. Наречия цели обозначают цель, ради которой совершается действие. В отличие от обстоятельственных наречий, наречия определительные постоянно пополняются. Вопрос наречия зависит от выражаемого им значения.

В какой степени качественных наречий признак проявляется в наибольшей или наименьшей степени?

В предложении наречия чаще всего выступают в роли обстоятельств разных типов и именной части составного сказуемого. Обстоятельственные наречиячаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия.

Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умыш­ленно. Морфологический разбор наречия включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению и наличие форм степеней сравнения). Непостоянных признаков наречие не имеет, так как является неизменяемым словом.

141. Спишите фразеологизмы, подбирая к ним наречие-синоним. 142. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите словосочетания с наречиями. Да и для себя дважды, а то и трижды в день ставили самовар. Выпишите наречия. 145. Прочитайте текст. Назовите местоименные наречия и их группы.

146. Прочитайте песенку Винни — Пуха. В чём особенность выделенных наречий? Ответьте на каждый из вопросов, используя как можно больше наречий. А тут поют! 2. Подчеркните наречия как члены предложения. 3.

Найдите местоименные наречия. Домашнее задание.Чем местоименные наречия отличаются от других наречий? Найдите наречия, которые используются в роли сказуемого (или его части). 1.

В Гостиной было шумно и беспорядочно (Купр.).

9. Трофимов шагнул вперед и снова застыл навытяжку (Кетл.). Упражнение 377. Прочтите внимательно предложения и объясните, в чем выражается их особенность. Упражнение 379. Перепишите предложения, подчеркнув наречия.

Читайте также:  Наречия времени (примеры)

Упражнение 389. Прочтите внимательно и сравните следующие предложения. 4. Напомнить о синтаксической роли наречий. Объяснить на примерах, со словами какой части речи можно перепутать наречия, и выстроить алгоритм рассуждения во избежание дальнейших ошибок.

Верно ли полагать, что к наречиям относятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова?

Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. Начать разговор о наречии мы должны с определения.

Местоименные наречия одни из самых древних. Класс наречий пополняется за счёт слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, числительных. Превосходная степень также имеет простую и составную формы, но в современном языке составная форма более употребительна.

Смотреть что такое «разряды наречий» в других словарях:

Штат нашей компании насчитывает 30 постоянных переводчиков и более 1000 узкоспециализированных специалистов. С древнегреческого языка термин дословно можно перевести как «приглаголие», то есть слово, непосредственно относящееся к глаголу.

Данная категория формируется на основании того, что слова такого типа занимают несвойственную наречиям синтаксическую позицию (сказуемое) и называют не признак, а состояние субъекта. Начальная форма (неизменяемое слово; форма положительной степени – для качественных наречий).

Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна. Части речи — Части речи классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических (см. Синтаксис), морфологических (см. Морфология) и семантических (см.

Семантика) свойств.

В предложении наречия обычно являются обстоятельствами. Наречия причины обозначают причину совершения дейст­вия. В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия. Количественные наречия определяют меру или степень проявления действия или признака.

Источник: http://zvondrobyndl.ru/razryady-narechiy-po-znacheniyu-tablica-i/

Источник: https://obrazovane.ru/razryady-narechij-po-znacheniyu.html

Разряды наречий по значению

По своему лексическому значению наречия делятся на определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия – это группы наречий, обозначающие качественные и количественные признаки действий, качеств, состояний. Определительные наречия делятся на две группы: качественно-определительные (наречия образа действия) и количественно-определительные (наречия меры и степени).

Обстоятельственные наречия – это группы наречий, обозначающие временны́е, пространственные, причинные и целевые отношения. Обстоятельственные наречия делятся на следующие группы: наречия места, времени, причины и цели.

Определительные наречияРазрядыВопросыПримерыОбстоятельственные наречияРазрядыВопросыПримеры
меры и степени качества сколько? сколько раз? в какой степени? в какой мере?насколько? абсолютно, еле-еле, вдвое, вдвоём, вдвойне, весьма, втроём, втройне, вшестером, дважды, мало, много, очень, совершенно, трижды, чуть-чуть, нисколько, черезчур, слишком, вполовину, довольно, вполне, совершенно
образа и способа действия как? каким образом? быстро, бегом, вперемешку, вплавь, вхолостую, весело, галопом, наверняка, навзничь, печально, шагом, так, внезапно, по-прежнему, по-братски, дружески, пешком, насухо
места где? куда?откуда? вблизи, вдали, далеко, здесь, издали, издалека, навстречу, назад, налево, направо, около, рядом, сбоку, всюду, везде, вокруг, кругом, впереди, домой, наверх, вверху, внизу, вперёд, туда, оттуда
времени когда? как долго? как часто? с каких пор?до каких пор? весной, вечером, всегда, вчера, днём, завтра, ночью, погодя, позже, сегодня, сейчас, утром, смолоду, летом, зимой, иногда, раньше, тогда, скоро, сначала, уже, накануне, давным-давно, издавна, дотемна, часто, редко
причины почему? отчего?по какой причине? недаром, поневоле, сгоряча, сдуру, сослепу, спросонья, потому, оттого
цели зачем? для чего?с какой целью? в шутку, назло, наперекор, нарочно, неумышленно, нечаянно, специально, умышлено, затем

Местоименные наречия

Местоименные наречия – это наречия, которые имеют признаки и наречий, и местоимений. Они не называют признаки действий, а только указывают на них. В предложениях местоименные наречия выполняют функцию обстоятельства.

Мы были в магазине. Там мы купили подарок.

Местоименные наречиягруппыпримеры
указательные здесь, там, тут, оттуда, тогда, оттого, потому, туда, сюда, тогда, так, поэтому, затем
вопросительно-относительные где, куда, когда, зачем, как, почему, отчего, откуда
неопределённые где-то, когда-то, кое-где, кое-как, куда-то, куда-нибудь, почему-либо
определительные везде, всюду, всегда, иногда
отрицательные нигде, никуда, никогда, негде, ниоткуда, никак, некуда, некогда, неоткуда, незачем
О сайте:   конспекты по математике, русскому языку и химии
Связь:   contact@izamorfix.ru
Новое на сайте | © 2018 – 2019

Источник: https://izamorfix.ru/rus/morfologiya/razryady_narechiy.html

Что такое наречие? Разряды, степени сравнения и примеры наречий

Наречие — неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, а иногда — признак предмета или другого признака. Наречия отвечают на вопросы: «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». Чаще всего наречия относятся к глаголам.

Примеры наречий. Наречие, обозначающее признак действия: быстро бежать, трижды подумать, ненароком задеть, по-прежнему любить. Наречие, обозначающее признак предмета — яйцо всмятку. Признак другого признака — очень быстро двигаться, всегда приветливый юноша.

Наречия не склоняются и не спрягаются, они не имеют окончаний, не меняются по родам и числам. Это верно не только для русского — наречия не изменяются в большинстве других языков.

В предложении наречия обычно выполняют функцию обстоятельства. Реже — функции определения (Это был вечно недовольный человек) или сказуемого (Мне скучно).

Какие бывают наречия? Разряды наречий

Один из способов классифицировать наречия — делить их на разряды по значению.

Наречия образа действия отвечают на вопросы «Как?», «Каким образом?». Например: медленно, быстро, весело, по-другому, вдруг, еле-еле, верхом.

Наречия времени отвечают на вопросы «Когда?», «Как долго?» и т.п. Например: утром, вечером, накануне, сейчас, теперь, давно, зимой.

Наречия места отвечают на вопросы «Где?», «Откуда?», «Куда?». Например: тут, там, здесь, вдали, туда, сюда, направо, налево, вниз, вверх, издали.

Наречия причины отвечают на вопросы «Почему?», «По какой причине?» . Например: потому, оттого, поневоле, спросонья, сослепу.

Наречия цели отвечают на вопросы «Зачем?», «Для чего?». Например: специально, нечаянно, в шутку, наперекор, назло, умышленно.

Наречия меры и степени отвечают на вопросы «Сколько?», «В какой степени?», «Насколько?». Примеры: весьма, совсем, трижды, вдвоем, слишком, довольно, совершенно.

Особую подгруппу образуют предикативные наречия (предикативы) — они обозначают состояние и выступают не в роли обстоятельств, а в роли главного члена односоставного предложения — предиката. Примеры: На празднике весело. Было зябко.

Степени сравнения наречий: сравнительная и превосходная

Как было сказано, наречия не склоняются и не меняются в зависимости от числа и рода. Но иногда от них можно образовать сравнительную и превосходную степень. Простая форма образуется с помощью суффикса, сложная — с помощью дополнительного слова.

Сравнительная степень наречий образуется с помощью суффиксов (бодро — бодрее, медленно — медленнее) или с помощью вспомогательных слов «более», «менее» (строго — более строго).

Превосходная степень наречий образуется с помощью замены суффикса (ярко — ярчайше) или с помощью слов «всего», «всех», «наиболее», «наименее» (ярко — наиболее ярко; явно — наименее явно).

Правописание дефиса в наречиях. Через черточку или без черточки?

Согласно правилам русского языка, дефис ставят:

  1. В наречиях на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-прежнему, по-другому, по-русски).

  2. В наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, образованных от порядковых числительных (во-вторых, в-третьих, в-десятых).

  3. В неопределенных наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (как-то, почему-то).

  4. В наречиях, образованных повторением слов и основ слов (едва-едва, волей-неволей, как-никак) или сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно).

Приставка по- пишется слитно:

  1. В наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (потихоньку, попросту);

  2. С формами сравнительной степени наречий (почаще, посильнее);

Слитно пишутся:

  1. Наречия, образованные соединением предлогов с наречиями (доныне, посуху, навсегда);

  2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, впятеро);

  3. Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую).

  4. Наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверх, вдали, вследствие).

  5. Наречия, образованные путем соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, оттого).

Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую).

Примеры предложений с наречиями

Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых»… (И. Тургенев)

Без вас мне скучно, — я зеваю; при вас мне грустно, — я терплю… (А. Пушкин)

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. (Конституция РФ)

Латынь из моды вышла ныне. (А. Пушкин)

На дворе еще холодно, но солнце светит уже по-весеннему. (М. Горький)

Он взял в рот кинжал и пополз, бесшумно подтягиваясь на локтях, по-пластунски. (В. Катаев)

Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей. (М. Лермонтов)

Смуглая девушка, наверно киргизка, лежала навзничь… (А. Платонов)​

  • Читайте о других частях речи в русском языке
  • Существительное обозначает предмет.
  • Прилагательное — признак предмета.
  • Местоимение указывает на предмет.
  • Глагол обозначает действие.
  • Наречие — признак действия
  • Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

Источник: https://www.anews.com/p/101944203-chto-takoe-narechie-razryady-stepeni-sravneniya-i-primery-narechij/

Конспект урока русского языка в 7 классе "Разряды наречий по значению"

  • Конспект урока русского языка
  • «Разряды наречий по значению»
  • 7 класс
  • Составила:
  • учитель русского языка
  • МОУ «Медведевская школа»

Муединова Э.Р.

  1. Медведевка, 2016
  2. Тема урока: «Разряды наречий по значению»
  3. Цель: 1. уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;
  4. 2. отработать умение определять разряды наречий по значению;
  5. 3. грамотно применять наречия в речи;
  6. 4. продолжать развивать устную и письменную речь;
Читайте также:  Почему в словах "порт" и "аэропорт" при склонении по падежам ставятся разные ударения?

5. обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка домашнего задания.

2.Ведение в урок. Решить лингвистическую задачу. Даны слова: одеяло, начало, хорошо, смело, направо. Реши: окончанием или суффиксом является конечная О в этих словах. 3. Повторение и закрепление материала. — Вспомним о том, что такое наречие и на какие разряды делится.

— Применяю ресурс «Выбор соответствия».Задание: определить на какие вопросы отвечают наречия какго-либо разряда. -Применяю ресурс «Сортировщик текста».

Задание : распределить слова в колонки с названием разряда ( у доски попеременно работают два ученика , остальные работают с раздаточным материалом- задание такое же). — Лексическая разминка.

Задание: заменить фразеологизмы наречиями, определить разряд( наречия закрыты «шторкой» , при проверке — открыть). Положа руку на сердце- честно Рукой подать- близко Кот наплакал- мало Яблоку негде упасть- тесно Чуть свет- рано Битый час- долго Как кошка с собакой- плохо

На всю Ивановскую- очень громко

3.Сообщение темы и цели. Игра «Составь слово»

  1. Четвертая буква в слове кузНец

  2. Эта буква пишется в корне слова прилАгательное

  3. Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» — Р

  4. Эта буква пишется в окончании слова в деревнЕ

  5. Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч

  6. Эта буква пишется в корне слова собИрались

  7. Эта буква пишется в окончании слова борЕтся

— Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи. А для начала небольшая ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

  • К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)
  • Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)
  • Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)
  • Главный морфологический признак? (неизменяемость)
  • Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)
  • Синтаксическая роль? (обстоятельство)

4. Исследовательская работа. Актуализация нового материала

  • Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.
  • Разряд
  • Вопросы
  • Примеры
  • Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Внизу, направо, издалека

Наречия времени

Когда? Как долго?

Утром, допоздна, завтра

Наречия причины

Почему? По какой причине? Отчего?

Сгоряча, впопыхах, сослепу

Наречия цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, специально

Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Громко, быстро, шёпотом

Наречия меры и степени

Насколько? В какой степени? Сколько?

Очень, слишком, чересчур

Результат самостоятельной работы заполненная схема.

5.Физкультминутка. Игра “Волшебный мячик”.

— От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и отвечает на вопрос (ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
  • Бежать (откуда?) издалека.
  • Бежать (как?) быстро, медленно.
  • Бежать (зачем?) специально.
  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

6. Упражнения на закрепление

.Учитель: Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.

  1. А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.
  2. Фразеологизм
  3. Наречие
  4. Разряд
  5. Положа руку на сердце
  6. честно
  7. Образа действия
  8. У чёрта на куличках
  9. далеко
  10. наречие места
  11. Битый час
  12. долго
  13. наречие времени
  14. Бок о бок
  15. рядом
  16. наречие места
  17. Душа в душу
  18. дружно
  19. наречие образа действия
  20. Кот наплакал
  21. мало
  22. наречие меры и степени
  23. Ни свет ни заря
  24. рано
  25. наречие времени
  26. Рукой подать
  27. близко
  28. наречие места
  29. Черепашьим шагом
  30. медленно
  31. наречие образа действия
  32. Учитель: А сейчас пододвиньте к себе учебники и выполните предложенное задание (упр.206)

7.Подведение итогов. Рефлексия

  • На уроке я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я запомнил…
  • 8.Домашнее задание
  • Выполнить упражнение 205 в учебнике, записать правила в тетрадь для правил, выучить их.
  • Спасибо за урок!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-razryadi-narechiy-797329.html

Разряды наречий по значению

Разряды наречий по значению – это группы слов, которые отвечают на определенные вопросы и связаны общим лексическим значением. Выделяют определительные и обстоятельственные разряды наречий.

  • Определительные наречия – указывают на качество и способ совершения действия, могут относиться к глаголам, существительным, другим наречиям, прилагательным и словам категории состояния.
  • Обстоятельственные наречия – называют обстоятельства, в которых осуществляется действие, чаще всего употребляются с глаголами.

Основные виды наречий в русском языке приведены в таблице с примерами и вопросами.

Разряд по значению Вид Вопросы Примеры
Определительные Качественные (выражают оценку или характеристику) Как? Писать грамотно,говорить громко, посмотреть сердито
Образа и способа действия (выражают способ совершения действия) Как? Каким образом? Читать по-немецки, шагнуть беззвучно, сдавать устно
Меры и степени (количественные) Сколько? На сколько? Во сколько? В какой мере? В какой степени? В каком количестве? Увеличить вшестеро, много гулять, съесть чуть-чуть
Обстоятельственные Места (указывают на место действия) Где? Куда? Откуда? Вид сверху,поворот слева, возле подъезда
Времени (указывают на время действия) Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Поздно вернуться, тотчас закончить, пообещать сегодня,
Причины (указывают на причину действия) Почему? Отчего? По какой причине? Наказать сгоряча, согласиться поневоле, закричать сдуру
Цели (указывают на цель действия) Зачем? Для чего? С какой целью? Запастись впрок, отдать намеренно, сделать напоказ

В школе качественные наречия не выделяют в отдельную группу и относят к наречиям образа действия.

Как определить разряд наречия по значению?

Чтобы определить, к какому разряду относится наречие в словосочетании или предложении, надо поставить к нему вопрос от слова, к которому оно примыкает (от глагола, существительного, прилагательного, наречия, категории состояния).

Примеры: приехать (когда?) вечером – наречие времени; спрятать (с какой целью?) в шутку – наречие цели; втрое (насколько?) больше – наречие меры и степени.

По своему значению наречия бывают определительными и обстоятельственными.

Определительные наречия могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон. Среди определительных наречий выделяются: 1) качественные наречия, указывающие на качественный признак; 2) наречия меры и степени; 3) наречия образа или способа действия.

Обстоятельственные наречия чаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия. В состав обстоятельственных наречий входят: 1) наречия места, 2) наречия времени, 3) наречия причины, 4) наречия цели.

В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия. Затем идут наречия места и времени. Состав же наречий причины и в особенности цели весьма малочислен.

Источник: http://rus-learn.com/opredeleniya-i-terminy/chasti-rechi/razryady-narechij-po-znacheniyu

Разряды наречий по значению. способы

ОБРАЗОВАНИЯ НАРЕЧИЙ

Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или другого признака. Главным мор­фологическим признаком наречия является неизменяемость, а в связи с этим отсутствие грамматических категорий и отсутствие окончания. В наречии всё слово основа: высоко, по-летнему.

Изве­стное исключение составляют наречия на и -е, образованные от качественных прилагательных. Они имеют формы сравнитель­ной и превосходной степени, например: высоко — выше, выше всех. Главная синтаксическая функция наречия обстоятельственная.

Наречия могут быть обстоятельствами образа действия, степени, времени, места, причины, цели. Например: шёл шагом (образа действия), вернулся вечером (обстоятельство времени), был дома (обстоятельство места), сказал сгоряча (обстоятельство причины), сделал нарочно (обстоятельство цели).

Наречия чаще всего отно­сятся к глаголу, довольно часто относятся к качественным при­лагательным и другим наречиям: исключительно полезный, чрезвы­чайно способный, удивительно интересно рассказывать, весьма удачно выступить. Могут относиться к именам существительным: Свари­ли яйца всмятку.

Могут относиться ко всему предложению: Везде двери были открыты; Теперь он редко видится с друзьями. Наречия, относящиеся ко всему предложению, обычно стоят в начале пред­ложения.

Когда наречие относится к существительному, оно яв­ляется несогласованным определением: Прогулка верхом удалась; Он был в рубашке навыпуск. Наречия могут быть именной частью сказуемого: Ваш приход кстати. Мы здесь проездом.

Разряды наречий по значению

По значению наречия делятся на два основных разряда: 1)определительные (илисобственно – характеризующие)и2)обстоятельственные. Определительные наречия обозначают качество, образ действия и степень (интенсивность) действия или признака. Соответственно определительные наречия включают такие более частные разряды:

1) Качественные наречия, обозначающие качество действия. Они образуются от качественных прилагательных. К таким наречиям относятся слова с суффиксами – о, — е, — и: хорошо, красиво, открыто, певуче, иронически, дружески.

Эти наречия отвечают на вопрос как? Как и качественные прилагательные, могут иметь степени сравнения, формы субъективной оценки. Например: Поднялся выше (выше всех); Частенько вспоминал (форма субъективной оценки).

Качественные наречия характеризуют действие подобно тому, как качественные прилагательные характеризуют предмет. Ср.: Хороший ответ. – Отвечал хорошо;

2) Наречия образа действия. Они обозначают образ и способ действия, отвечают на вопросы: как? каким образом? каким способом?Образуются от существительных и глаголов. Примеры: пешком, верхом, порожняком, нараспев, наперебой, назубок, второпях.

Читайте также:  "конъюнктивит" или "коньюнктивит", как правильно пишется?

К этой же группе относятся наречия на – ому, — ему, — и, с приставкой – по, которые образуются от прилагательных и обозначают образ действия обычно путем сравнения: по-русски, по-детски, по-весеннему, по-старому.

Например: Ветер веет по-осеннему (как осенью); Улыбнулся по-детски (как улыбаются дети);

3) Наречия меры и степени(количественные). Обозначают степень интенсивности или меру действия или признака. Отвечают на вопросы: сколько? как много? в какой степени? насколько?Примеры: Много читал; увеличили вдвое; очень обиделся.

Наречия степени относятся к прилагательным, к другим наречиям, к существительным с качественным значением, к словам категории состояния и к глаголам: чрезвычайно способный, говорил очень тихо; совсем глупыш, чересчур романтик, почти старик; слишком душно.

Некоторые наречия степени относятся только к сравнительной степени прилагательного или наречия, например: гораздо интереснее.

Сочетаемость прилагательных и наречий с наречиями степени позволяет синтаксически выразить а) высокую степень признака или б) ослабленную степень признака.

Примеры: а) слишком, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, весьма; б) едва, еле-еле, чуть-чуть, почти, капельку, несколько, немного, крошечку.

Качественные наречия могут употребляться в значении количественных для обозначения высокой степени признака: ослепительно красива, невыносимо груб, страшно беден, нестерпимо больно.

Определительные наречия более тесно связаны с главным словом по значению, чем обстоятельственные. Они выражают признак, уточняющий значение слова, к которому наречия относятся. Обстоятельственные наречия выражают признак, внешний по отношению к значению слова, к которому наречия относятся.

Обстоятельственныенаречия делятся на четыре разряда: (разряды по значению соответствуют разновидностям их по выполняемым обстоятельственным функциям):

1) Наречия места, имеющие значение места (отвечают на воп­рос где?) и направления (вопросы куда? откуда?): далеко, внизу, поблизости, тут, рядом, дома, домой, издали, никуда, туда, отту­да и под.

2) Наречия времени (отвечают на вопросы: когда? до каких пор? с каких пор?): давно, издавна, сначала, сперва, раньше, теперь, смолоду, днём, накануне, допоздна, вчера, вовремя и под,

3) Наречия причины(отвечают на вопросы почему? отчего?): сгоряча, со зла, сослепу, поневоле, сдуру, потому, оттого, почему.

4) Наречия цели(отвечают на вопросы зачем? для чего?): назло, нарочно, затем, специально, умышленно, зачем, напоказ.

Образование наречий

Различаются два основных способа образования наречий: 1) мор­фологический способ образования и 2) образование наречий в результате перехода слов из других частей речи.

Морфологическое образование наречий осуществляется с по­мощью приставок и суффиксов. Очень продуктивно суффиксаль­ное образование наречий от качественных прилагательных. Ос­новные суффиксы: -о, -е, -и: интересный — интересно, гордый -гордо, искренний — искренне, дружеский дружески.

Продуктивен префиксально-суффиксальный способ образования наречий от прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов -ому, -ему, -и: по-летнему, по-старому, по-детски, по-немецки.

С помощью приставок наречия образуются от наречий: вежливо невежливо, туго — натуго, даром — задаром, завтра — послезавтра, ныне — доныне, всегда — навсегда,

Переход слов из других частей речи в наречия называется ад­вербиализацией, от лат. адУегЬтт — наречие. Адвербиализация сло­воформ обычно осуществляется постепенно. Для современного русского языка характерна адвербиализация существительных с предлогами и без предлогов и адвербиализация деепричастий.

Сущность адвербиализации имён существительных заключается в том, что существительное утрачивает предметное значение и при­обретает обстоятельственное значение, в результате чего проис­ходит отрыв падежной формы существительного от других па­дежных форм. Ср.

: превратить в шутку (во что?) — существитель­ное, — сказать в шутку (как?) – в значении наречия; Надейся на удачу (существительное с предлогом), — Ехал наудачу (наречие).

Из беспредложных падежных форм адвербиализации подвержен творительный падеж: приехать утром, лететь стрелой, идти ша­гом, быть рядом, ехать порожняком, произнести речь экспромтом (сразу, без подготовки).

Из деепричастий в наречия перешли лишь отдельные: лёжа, сидя, стоя, молча. На письме они не выделяются запятыми: Читал лёжа; Сидел молча.



Источник: https://infopedia.su/14xf42d.html

Разряды наречий по значению

По своему значению наречия бывают определительными и обстоятельственными.

Определительные наречия могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон. Среди определительных наречий выделяются: 1) качественные наречия, указывающие на качественный признак; 2) наречия меры и степени; 3) наречия образа или способа действия.

Группы определительных наречий и выражаемые значения Примеры
1. Качественные наречия выражают характеристику или оценку действия или признака. Грустно, странно, чудо­вищно, страшно, быстро, правильно.
2. Количественные наречия определяют меру или степень проявления действия или признака. Много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.
3. Наречия образа и способа действия указывают на спо­соб совершения действия. Бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхо­лостую, навзничь, наверняка.

Обстоятельственные наречия чаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия. В состав обстоятельственных наречий входят: 1) наречия места, 2) наречия времени, 3) наречия причины, 4) наречия цели.

Группы обстоятельственных наречий и выражаемые значения Примеры
1. Наречия места обозначают место совершения действия. Вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку.
2. Наречия времени обозначают время совершения действия. Вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас.
3. Наречия причины обозначают причину совершения дейст­вия. Сгоряча, сдуру, спьяну, сослепу, поневоле, недаром.
4. Наречия цели обозначают цель совершения действия. Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умыш­ленно.

В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия. Затем идут наречия места и времени. Состав же наречий причины и в особенности цели весьма малочислен.

Источник: http://lingvotech.com/razrnarechznach

Урок русского языка на тему "Разряды наречий"

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г. БЛАГОВЕЩЕНСКА
  • КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
  • ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
  • Тема: Разряды наречий.
  • Класс:

Дата: 18.12.2015

  1. Учитель: Безрукова Татьяна Александровна
  2. ТЕМА: РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ
  3. ЦЕЛИ УРОКА:
  4. 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
  • обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; разряды наречий и их смысловые группы.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Презентация.

  2. Таблицы разрядов наречиях.

  3. Карточки дифференцированных заданий.

  4. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, карта оценивания.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). 2 мин.

  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений 3 мин.

  3. Постановка учебной задачи. 3 мин.

  4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). 7 мин.

  5. Реализация построенного проекта (решение УЗ) 5 мин

  6. Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) 17 мин.

  7. Самостоятельная работа (закрепление способа действия) 5 мин.

  8. Рефлексия. Домашнее задание. 2 мин.

  9. Оценивание. 1 мин.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.

  2. Фронтальный, групповой, самоконтроль, взаимоконтроль.

      3.  Итоговый по теме (тест)

ХОД УРОКА

1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ).

  • — Прослушайте стихотворение Осипа Беленького
  • Замедленно, почти что на весу,
  • Плывут снежинки тихо, беззаботно.
  • Ловлю – они повсюду – на носу,
  • На лбу, ресницы трогают щекотно!
  • Мороз кусает! Что его укус –
  • Знакомые проделки и повадки!
  • Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
  • Пломбирны, восхитительны и сладки!
  •  — Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?
  •  — Чувством радости, счастья, восторженности!
  • — Я вам желаю такого же настроения на протяжении всего урока.
  • 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ
  • — Откройте тетради, запишите число, классная работа.
  • — Обратимся к первой строфе стихотворения и определим, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других.
  • Замедленно, почти что на весу,
  • Плывут снежинки тихо, беззаботно.
  • Ловлю – они повсюду – на носу,
  • На лбу, ресницы трогают щекотно!
  •  — Наречие
  • Назовите их.
  • — Назовите словосочетания с наречиями, задайте вопрос.

 На слайде: плывут (как?) замедленно, плывут (как?) на весу, на весу (в какой степени?) почти, плывут (как?) тихо, беззаботно, они (где?) повсюду, трогают (как?) щекотно.

3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

— Давайте посмотрим, что обозначает каждое из наречий. Можем ли мы их объединить? По какому принципу? Попробуйте сформулировать тему.

— РАЗРЯДЫ@наречий (запись в тетрадь) – Это наш логин

Поможет изучить новую тему социальная сеть ВК

— Сформулируйте цель урока по заданному началу..

 Для того чтобы разгадать пароль необходимо вспомнить, что мы знаем о наречии. Если вы согласны с утверждением ставим 1, если не согласны 0.

(работают самостоятельно)

  1. Наречие – это самостоятельная часть речи.(1)

  2. Наречие – служебная часть речи.(0)

  3. Наречие не имеет окончания.(1)

  4. Наречие – неизменяемая часть речи.(1)

  5. Наречие обозначает признак предмета по действию (0)

  6. Наречие обозначает признак действия.(1)

  7. В предложении наречие играет роль обстоятельства.(1)

  8. Наречие может отвечать на вопрос сколько? (1)

  1. — Какая часть речи называется наречием?
  2. — Оцените себя. 10110111

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-razriady-nariechii.html

Ссылка на основную публикацию