Словообразовательный разбор слова — как делать, примеры

Словообразование – неотъемлемая часть языка. Без него не было бы новых слов, профессиональных жаргонов, названий новых изобретений и многого другого.

Без словообразования современный язык не был бы настолько богат и удобен для общения, многие слова не канули бы в лету, не стали бы историзмами. Благодаря этому процессу наша повседневная речь усложняется и совершенствуется.

Именно поэтому нужно знать законы словообразования и уметь делать словообразовательный разбор слова.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Немного теории

Словообразование (деривация) – процесс создания новых, зачастую более сложных слов из более простых. Этот процесс является неотъемлемой составляющей такой науки, как лингвистика. В разделе словообразования слова делятся на первичные (из которых получают новое слово) и производные (которые получаются при помощи словообразования).

Словообразование — сложный процесс, и именно поэтому для него есть несколько методов. О них (или некоторых из них) мы и поговорим в этой статье, а в итоге узнаем, как произвести словообразовательный разбор слова и многое другое. Кроме того, мы узнаем намного больше того, что говорили нам в школе, на уроках русского языка.

И, может быть, вы сможете объяснить ребёнку то, что не смог доходчиво объяснить учитель.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Сложение двух основ

В современном мире из-за обилия слов и их спецификации всё чаще используется такой метод словообразования, как сложение двух основ. Чаще всего это сложение происходит так: у двух слов, например, «вода» и «проводить», выделяется корень. Получается: «вод» и «провод».

Эти корни соединяются при помощи соединительной гласной «о». Получается новое слово: «водопровод», означающее систему сооружений, чаще всего находящуюся под землёй, доставляющую воду от места «добычи» в места её потребления. Это один из самых простых методов словообразования.

Сложение основы и слова

Разумеется, есть способы и посложнее, чем первый. Допустим, сложение основ и целого слова. Возьмём слово «гидроэлектростанция» и разобьём его на основы. «Гидр», «электр» и «станция».

Как вы видите, гласные «о» являются соединительными, от слова «электричество» взяли только корень «электр» (от «электрон»). А вот слово «станция» осталось полноценно жить в данном производном.

Так с помощью словообразовательного разбора слова можно определить способ его образования.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Аббревиация

Часто мы используем в своей речи аббревиатуры, а не целые слова. Например, название организаций, учебных заведений и даже стран. Например, «МГУ» – Московский Государственный Университет. Этот способ называется буквенной аббревиацией, т. е.

при произнесении аббревиатуры мы обязаны проговаривать буквы слова. Однако есть и звуковая аббревиация, например, «НАТО», «ООН» и «вуз». При такой аббревиации мы произносим звуки, а не буквы.

Создание аббревиатур тоже поможет в словообразовательном разборе слова.

Субстантивация

Не стоит бояться этого термина, ведь субстантивацией называют всего лишь такое свойство слов, как переход из одной части речи в другую.

Например, «мороженое» (как существительное и как прилагательное), «выходной» (то же самое), «зубной», «жаркое» и т. д. Стоит отметить, что в русском языке переход обычно совершается как раз между существительными и прилагательными.

Разумеется, морфемный и словообразовательный разбор слова, которое перешло из одной части речи в другую, будет изменяться.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Приставочный

Этот способ мы знаем ещё со школьной скамьи. «Бежал – прибежал», «шёл – отошёл», «дорожный – придорожный» и т. д. Здесь всё просто и понятно. К основе слова добавляется приставка со значением приближения, неполноты действий, близости к предмету и т. п. Часто приставочным способом образуются прилагательные (непричастный — причастный) и местоимения (нигде — где).

Суффиксальный

Обычно эти два способа словообразования изучаются параллельно. Часто этим способом образуются существительные (от глаголов) и такие части речи, как причастие и деепричастие. Например: «положение – положить» и «бегущий – бежать».

Здесь, чтобы не путаться, можно выучить суффиксы разных частей речи. Это поможет вам сделать словообразовательный разбор слова и разбор по составу намного быстрее и легче.

Например, словообразовательный разбор слова «карманный» будет таким: «карманный –карман» (при помощи суффикса прилагательного -н-).

Приставочно-суффиксальный

Один из самых сложных способов словообразования. Ведь здесь нужно смотреть не только на производное слово, но и на лексическое значение каждой из его морфем. Например, слово «поморье», образовано от слова «море». А вот «приморский» образовано от «морской», а уже оно от «море». Вот такая сложная словообразовательная цепь.

Но понять её довольно просто: если слово без приставки или суффикса отдельно не употребляется, тогда способ образования – приставочно-суффиксальный. Если же слово может спокойно существовать без приставки, но с суффиксом, то способ приставочный. Если слово употребляется без суффикса, но с приставкой, то способ суффиксальный.

Это всё, что нужно запомнить и уяснить.

Бессуффиксный

Поговорим о таком способе словообразования, как бессуффиксный. Этим способом в русском языке образовано немало имён существительных. Разумеется, они образовываются от глаголов. Каким образом? Возьмём глагол «насыпать» и уберём окончание «ть» и суффикс глагола «а».

У нас останется имя существительное женского рода, третьего склонения «насыпь». То есть бессуффиксный способ образования – способ, при котором у глагола отсекается окончание и суффикс, а в итоге получается существительное. Так образованы существительные: «загар» и «просека».

Но этим способом имена существительные могут образовываться и от прилагательных, например: «глубь», «тишь», «интеллектуал» и т. д.

Усечение корня

Тут тоже всё понятно. «Танцевальный + пол = танцпол». То есть в этом способе слово отрезается до голой косточки — корня — и в таком виде живёт. Ничего необычного, сложного или специфического. Часто этот способ используется для создания жаргонных слов: «преподаватель – препод», «доктор — док» и т. д. Это, пожалуй, самый простой способ появления на свет новых слов.

Как сделать словообразовательный разбор слова?

После того как мы разобрали основные способы словообразования в русском языке (а те, что мы описали, действительно, лишь основные, а не все способы), нужно разобраться, как же делать словообразовательный разбор слова. Этим и займемся. Для того чтобы всё было понятней, в качестве примера сделаем словообразовательный разбор слова «растапливать». Все данные об этом слове будут помещаться в скобках каждого пункта.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Поэтапный план словообразовательного разбора

  1. Итак, для начала разбора определяем часть речи (в нашем случае это глагол).
  2. Разбираем слово по составу, то есть делим его на морфемы. («рас» — приставка, «тап» — корень, «л» — глагольный суффикс, «ива» — суффикс, «ть» — окончание).

  3. Теперь смотрим, может ли слово существовать без приставки (в нашем случае получается несуществующее слово «тапливать»).
  4. Определяем способ образования (у нас приставочно-суффиксальный).
  5. Составляем словообразовательную цепочку, то есть от какого слова образовано.

    Должно получиться то слово, которое осталось после отделения приставок, суффиксов и т. д. («растапливать – топить»).

Вот так, на несложном примере, легко и просто можно разобраться с тем, как делать словообразовательный разбор. Главное, знать все способы словообразования.

Но на этом наш письменный урок не закончен.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Каких ошибок можно избежать, сделав словообразовательный разбор слова по составу?

Словообразовательный разбор поможет вам понять, какая перед вами часть речи, и не сделать ошибку по невнимательности.

Например, всем известно правило, что в суффиксах –ан- и –ян- у прилагательных пишется одна буква –н-, а у полных страдательных причастий, образованных от глагола совершенного вида, пишется две буквы -нн-.

Если же вы составили словообразовательную цепь, то вам сразу станет понятно, что же за часть речи перед вами, и вы не сделаете глупой ошибки.

Как ни странно, словообразование тесно связано и с пунктуацией. Это опять же касается прилагательных, причастных и деепричастных оборотов. Ведь предпоследние выделяются запятыми, если стоят после определяемого слова, а последние – всегда.

Словообразовательная цепочка поможет вам определить и значение слова, а это, в свою очередь, позволит облачить его в грамотную, стилистически нейтральную конструкцию, органично вписать в текст и искусно обыграть слово.

Это очень поможет вам при составление речей для публичного выступления и красивой, уверенной речи в повседневной жизни. Ведь у каждой морфемы есть своя смысловая нагрузка, которую она несёт.

И забывать об этой важной роли приставок и суффиксов никак нельзя.

Интересные факты о словообразовании

Существует слово, которое нужно произносить три с половиной часа! А для того, чтобы его записать, нужно сто восемьдесят девять тысяч восемьсот девятнадцать знаков алфавита (букв). Это название одного из белков титана. Упрощенное название этого белка читается сравнительно просто и быстро: коннектин.

Английский язык официально признан самым богатым языком в мире. В нём насчитывается четыреста девяносто тысяч слов и ещё триста тысяч профессиональных и технических терминов. Это в несколько раз больше, чем в любом другом языке мира. Учитесь образовывать новые слова у англичан, дамы и господа!

Существуют аспектные словари, которые отражают морфемный состав слова, всевозможные частные признаки этого слова, включая его словообразовательную производность. Вот бы всем такой словарь! Тогда бы проблем с написанием слов и получением оценок ни у кого не было.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

И в заключение хотелось бы сказать..

Как вы видите, словообразование – важнейший раздел русского языка, незнание которого может привести к элементарным и даже смешным ошибкам из раздела орфографии, пунктуации, лексики и даже стилистики.

Учите и любите свой родной язык! Не делайте глупых ошибок!

Источник: https://autogear.ru/article/143/663/kak-sdelat-slovoobrazovatelnyiy-razbor-slova-v-russkom-yazyike/

Словообразовательный разбор слова онлайн

Словоообразовательный анализ наряду с морфемным является одним из распространённых видов разбора структуры слова.

Осуществление данной операции (как и других видов лингвистических разборов) подчиняется определённым правилам, непосредственно определяющим суть и специфику выполнения указанной процедуры.

В этом материале я расскажу, что такое словообразовательный разбор слова, а также при помощи каких онлайн-сервисов можно его осуществить.

Последовательность словоообразовательного анализа слова

Обычно под словообразующим анализом понимается лингвистический метод, позволяющий определить от какой основы, и с помощью какого способа образовано нужная нам часть речи.

Алгоритм данного разбора состоит в следующем:

  1. Устанавливаем анализируемое нами слово в начальную (базовую) форму. Определяем основу слова, а также то, является ли данное слово производным;
  2. В случае если наше слово производное, тогда нам необходимо подобрать к нему словообразовательную пару (т.е. начальное слово, от которого образовано разбираемое нами слово);
  3. Затем в разбираемом слове необходимо выделить основу;
  4. Определяем словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (т.е. суффиксы, которые стоят после окончания, и к которым ныне относят -те, -ся/-сь, а также иногда -то, -таки, -либо);
  5. Определяем способ, благодаря которому было образовано разбираемое нами слово.
    Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

    Дефиниция словообразовательного разбора

При выполнении такого разбора в режиме online следует учесть, что:

  • Сложные слова обычно являются производными;
  • Для понимания, производное ли наше слово, стоит установить его основу в базовую (начальную) форму;
  • Когда в начальной форме имеется один корень, то такое слово обычно непроизводное (за исключением нулевой суффиксации, а также при переходе из одной части речи в другую).

Звуковой анализ слова — схема разбора.

Простые примеры анализа

Разберём несколько примеров осуществления данного вида разбора:

Слово «жители»

  • Начальная форма нашего слова – «житель»;
  • Основа данного слова производная;
  • жи-тель → жи-ть;
  • «тель» – это словообразовательный суффикс;
  • Способ образования данного слова — суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Суффиксальный способ образования слова предполагает образование новых слов с помощью суффиксов

Слово «тишайший»

  • Начальная форма анализируемого слова – «тихий»;
  • Основа данного слова «тих-». В данном случае основа непроизводная, и состоит лишь из одного корня.

Слово «побриться»

  • Начальная форма нашего слова – «освежить»;
  • Основа данного слова – о-свеж-и. Видим, что основа слова производная;
  • о-свеж-и-ть ← свеж-ий;
  • о – это словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс;
  • Как видим, способ образования данного слова – приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Ещё несколько примеров разбора слов

Рекомендуем к прочтению: Слова с корнем и окончанием примеры 10 слов.

Словообразовательный разбор слова при помощи онлайн-сервисов

При рассмотрении методики данного анализа нельзя обойти вниманием сетевые сервисы, работающие в режиме онлайн. На данный момент такие сервисы на просторах Рунета практически отсутствуют, имеется лишь один релевантный ресурс russkiy-na-5.ru, на котором размещён словарь словообразовательных разборов объёмом более 500 слов.

Работа с указанным инструментом шаблонна:

  1. Вы переходите на такой сервис.
  2. Перематываете страничку на самый низ, вводите нужное слово в поисковую строку, и нажимаете на «Найти».
  3. Если требуемое слово будет найдено в базе сервиса, вы получите информацию о значении слова, способе и средстве его словообразования.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Сервис russkiy-na-5.ru обладает базой словообразовательных разборов более чем 500 слов

Это может быть полезным: Как разделить слова на слоги.

Заключение

Словообразовательный и морфемный анализы довольно близки по своей сути. При этом если в последнем выделяются морфемы, из которых состоит рассматриваемое слово, то рассматриваемый анализ пытается определить, из какой основы образована часть речи.

Осуществление словообразовательного разбора какого-либо слова при помощи онлайн-сервисов затруднено по ряду причин. Довольно сложно создать сетевой ресурс, который бы в автоматическом режиме определял основу какого-либо слова.

Потому в сети представлен лишь один online-словарь с базой в более чем 500 слов, который продолжает пополняться с помощью участия заинтересованных пользователей.

Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/slovoobrazovatelnyj-razbor-slova-onlajn.html

Морфемный и словообразовательный разбор конкретного слова: что это такое – примеры

В русском языке слова состоят из морфем – минимальных значимых частей слова….

Понятие морфемы

К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание, соединительные гласные и постфикс. Каждая морфема имеет определенное положение в словоформе:

  • Приставка находится в начале. В одной лексической единице их может быть несколько. Приставка несет слово- и формообразовательную функцию. Например, крошить – рас-крошить, думать – об-думать, ход – про-ход.
  • В корне лежит главный лексический смысл. Слов без этой части не существует. Например, хлеб – хлеб-ный – хлеб-ец, волна – волн-истый – раз-волн-оваться.
  • Позиция суффикса находится после корня и перед окончанием. Он несет слово- и формообразовательную функцию. В одной лексической единице может быть от одного до трех суффиксов. Например, река – реч-к-а, совет – совет-ова-ть, камень – камен-н-ый.
  • Окончание не является частью основы и выделяется только у изменяемых частей речи (кроме неопределенных местоимений, возвратных глаголов, сложных числительных). Оно указывает на род, число, падеж, лицо, а также определяет связь слов в синтаксических конструкциях. В некоторых словах встречается нулевое окончание. Например, конь Ø – кон-я, крути-ть – крут-ят, тонк-ий – тонк-ая.
  • Соединительные гласные образуют сложные лексемы (имеют два и более корня). Наиболее распространенные соединит. гласные – -о и -е, но можно встреть -и, -а, -у. Например, звероловство, кашевар, шестиклассник, сорокалетие, сорвиголова, двустволка.
  • Постфикс стоит после окончания. К нему относят возвратный глагольный суффикс -сь/-ся, суффикс повелит. наклонения мн. ч. -те, местоименные -то, -либо, -нибудь, -ка и -таки. Постфиксы относятся к основе слова и прерываются окончанием. Например, жмуриться, выполняйте, так-то, когда-либо, кто-нибудь, покажи-ка, все-таки.

Важно! Все морфемы, за исключением окончания, составляют основу словоформы. Глагольный суффикс прош. вр. -л- также не входит в нее.

Как сделать морфемный разбор слова

Что такое морфемный разбор? Это разложение словоформы на составные части. Он имеет четкую структуру:

  1. Определить часть речи.
  2. Выделить окончание и основу.
  3. Выделить приставку(и) и суффикс(ы).
  4. Выделить корень.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Произведем морфемный анализ слова ограничиться:

Часть речи – глагол. Оконч. -ть указывает на инфинитивную форму. Неизменяемая часть слова -огранич + -ся. Выделяем словообразоват. прист. о-, возвратный суф. -ся, суф. -и-, указывающий на II спряжение. Корень -гранич от слова «граница».

Разберем слово происхождение (вариант 1):

Это существительное ср. р. 2-го скл., на что указывает оконч. -е. Основа -происхождени-. Выделили словобразов. прист. -про- и -ис- (вариант написания прист. -из- перед глухим согласным) и суффикс -ени-, указывающий на действие или состояние. Кор. -хожд-.

Морфемный разбор слова происхождение (вариант 2):

Основная часть та же – -происхождени-. Выделили словобразов. суф. -ени-. В этом слове есть 2 корня: -проис- и -хожд-.

Морфемный разбор слова скоросшиватель:

Это существительное муж. р., 2-го скл., на что указывает нулевое окончание. Основная часть -скоросшиватель-. Выделяем словообразов. прист. -с-, ударный суф. -ва-, отглагольный суф. -тель-, указывающий на название механизмов/профессий. Это сложная лекисическая единица, имеет два корня -скор- и -ши-, соединенные гласной -о.

Внимание! Для морфемного анализа всегда берется словоформа, использованная в данном тексте, независимо от того, в каком падеже/лице/числе оно стоит.

Как делать словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор слова всегда идет вместе с морфемным. Его целью является выяснение, как образована словоформа.

Словообразовательный разбор ведется по четкому алгоритму:

  1. Слово ставится в начальную форму.
  2. Определяется неизменяемая часть и устанавливается производность.
  3. Для производного подбираются однокоренные слова.
  4. Указывается основа в однокоренных словах.
  5. Указываются словообразовательные морфемы.
  6. Называется способ образования.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Сделаем разбор слова сороконожка:

Предложение «Размер тела у сороконожек может составлять до 30 см».

  • Начальная форма – сороконожка (сложное).
  • Основа существительного -сороконожк- –производная.
  • Имеет два корня: -сорок- и -нож-. Однокоренные слова: сорок и ног-а/нож-ка.
  • Соединит. гласная -о-, суффикс -к-.
  • Слияние нескольких основ, суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова объездили:

Обратимся к предложению: «Мы объездили полмира».

  • Начальная форма – объездить.
  • Основа глагола -объезди- – производная.
  • Кор. -езд-. Однокоренные слова: объ-езд, объ-езд-ной.
  • Словообразов. прист. -об-, разделительный Ъ, глагольные суф. -и- и -л-.
  • Приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова наушник:

Предложение: «Наушники перестали работать».

  • Начальная форма – наушник.
  • Основа -наушник- – производная.
  • Корень -уш-. Однокоренные слова: уш-и, ух-о, на-уш-ный.
  • Словообразов. прист. -на-, словообразов. суф. -ник-.
  • Приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный анализ слова заметный:

Возьмем предложение: «В ее глазах отразилась чуть заметная улыбка».

  • Начальная форма – заметный (у прилагательных начальной является форма муж. р., ед. ч., Им. п.).
  • Основа -заметн-.
  • Кор. -замет-. Однокоренные слова: замет-ить, замет-но, замеч-ание.
  • Суффикс прилагательного -н-.
  • Суффиксальный.
  • Словообразовательный разбор слова
  • Морфемный разбор слова

Вывод

Морфемный и словообразовательный разбор слова обязателен для школьной программы.

Если вы новичок, то трудности при разборах будут сопровождать вас до тех пор, пока вы не научитесь безошибочно определять морфемы.

Трудности в основном касаются выделения суффиксов, их легко можно спутать со схожими морфемами. Практикуйтесь больше, внимательно делайте морфемный и словообразовательный разбор слова, чтобы свести к минимуму количество ошибок.

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/kak-sdelat-morfemnyiy-i-slovoobrazovatelnyiy-razbor-slova-konkretnyie-primeryi

Внеклассный урок — Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфемный разбор слова – это выделение значимых частей (морфем) слова, из которых оно состоит.

Схема морфемного разбора:

  • 1) Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении.
  • 2) У изменяемого слова выделить окончание.
  • 3) Указать основу слова.
  • 4) Выделить суффиксы, приставки.
  • 5) выделить корень
  1. Пример морфемного разбора:
  2. Надо разобрать выделенное слово в предложении:
  3. Мы рассчитываем на внимательного слушателя.
  4. Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры 

Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе в слове указывается только то, с помощью чего оно образовано.

Схема словообразовательного разбора:

  • 1) Поставить слово в начальную форму (слушатель).
  • 2) Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает).
  • 3) Определить, от какого слова образовано разбираемое слово и выделить в нем основу.
  • 4) Определить, с помощью какой части слова оно образовано и выделить ее.

Пример словообразовательного разбора:

Словообразовательный разбор слова - как делать, примерыВ слове «слушатель» выделяем суффикс (-тел-), а в слове слушать – основу (слуша-). Читается так: слово «слушатель» образовано от слова «слушать» с помощью суффикса -тел-.

  1. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
  2. 1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.
  3. 2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Источник: http://raal100.narod.ru/index/0-31

Конспект урока 6 класс. Морфемный разбор слова. Примеры

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры Морфемный разбор или разбор слова по составу это последовательное выявление морфемного состава слова, то есть всех его элементов.

Начинать его нужно с определения части речи, к которой относится разбираемое слово. Это нужно для того, чтобы узнать, изменяется оно или нет, если изменяется – выделяем основу и окончание, если нет, то оно целиком входит в основу, а окончание отсутствует (нулевое).

Если у нас глагол, прилагательное, существительное и т. д.

, то есть изменяемые слова, то тогда подбором однокоренных слов, сопоставлением разных его форм мы обозначаем вначале окончание и основу, затем вычленяем все значимые и соединительные морфемы, которые имеются.

Иначе, у нас неизменяемое слово (деепричастие, наречие, служебная часть речи и т. д.), тогда мы обозначаем его как основу и опять же подбором однокоренных находим, из каких морфем оно состоит.

гонщик – существительное, изменяемое (гонщика, гонщику), следовательно, имеет нулевое окончание и основу гонщик. Оно образовано от слова гонять при помощи суффикса –щик, обозначающего человека по роду его деятельности (ср. барабанщик, сварщик и т. д.).

метро является неизменяемым, следовательно, у него нулевое окончание, всё слово является основой и корнем.

Знание части речи разбираемого слова может помочь нам выделить суффиксы различных форм: быстр-ее – суффикс сравнительной степени, чита-ть – суффикс инфинитива, уеха-вш-ий – суффикс действительного причастия прошедшего времени и т. д.

План разбора слова по составу

Полный морфемный разбор слова выполняется по плану:

  • определяем часть речи, выделяем окончание (если есть) и основу;
  • выделяем формообразующие суффиксы (если есть);
  • определяем, как образовано, то есть выявляем «обратную» словообразовательную цепочку, чтобы дойти до корня;
  • обозначаем морфемы (приставки, суффиксы, соединительные гласные, если они есть, и в последнюю очередь обозначаем корень).

Примеры морфемного разбора слов

Наполнивший

Наполнивший – действительное причастие, особая форма глагола наполнить; изменяется (наполнившая, наполнившие); окончание -ий, основа причастия наполнивш-.

Наполнивший – действительное причастие  прошедшего времени глагола наполнить, образованное от основы наполни— при помощи формообразующего суффикса –вш-: наполни-вш-ий.

Наполнить (сделать полным) образовано от полный с помощью приставки на- и суффикса – и -; полный является непроизводным. В слове наполнивший можно выделить приставку на- и суффикс –и-: на-полн-и-вш-ий.

Корень слова – -полн-: на-полн-и-вш-ий.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примерыРазбор слов по составу

В школьном обучении широко распространён графический морфемный разбор,  который представляет собой выделение всех входящих в морфемный состав слова частей при помощи специальных символов.

Рассмотрим ещё два примера морфемного разбора, чтобы проиллюстрировать важность определения части речи в самом начале разбора.

Просто

Оно может быть кратким прилагательным, а может быть наречием. Поэтому морфемное деление будет различным.

В предложении Это умозаключение (каково?) просто для восприятия слово просто является кратким прилагательным, следовательно, имеет окончание -О (прост-а, прост-ы) и основу прост-, которая является нечленимой, это корень слова.

В предложении Говорил он (как?) очень просто мы видим уже наречие. Так как наречие является неизменяемой частью речи, то у него не может быть окончания, поэтому получается просто – это основа, в которой выделяется суффикс наречия -О (образовано от прилагательного прост-ая, прост-ой, прост-ое) и корень прост-.

Розовый

Другой пример морфемного разбора иного рода. Разберём по составу прилагательное розовый. Здесь окончание -ЫЙ выделяется в любом случае, а вот дальнейшее деление на морфемы зависит от значения прилагательного.

Если, к примеру, розовое варенье, розовый куст, то это прилагательное напрямую относится к слову роза и имеет основу розов-, делимую на суффикс -ов- и корень роз- (роз-ов-ый).

Если же речь идет о цвете, розовое платье,  розовый закат, – то перед нами уже не относительное, а качественное прилагательное, имеющее неделимую основу розов-; это корень слова (розов-ый).

Конспект урока в 6 классе

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.
Морфемный разбор слова.

  • отработка умения производить морфемный разбор;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.

Источник: http://olgadyachenko.ru/morfemnyj-razbor-slova-primery.html

Словообразовательный разбор слова

Среди различных видов лингвистических разборов важное место занимает словообразовательный разбор слова. Этому виду разбора и посвящена наша статья.
Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Среди слов в русском языке есть те, которые ни от чего не образованы (дом, зима, лист), а есть те, которые произошли от других слов (домашний, зимородок, листочек). Основы первых называются непроизводными, основы вторых – производными. Как они произошли, изучают в 6 классе в теме «Словообразование».

Словообразование – это процесс получения нового слова от однокоренного. Новые слова образуются с помощью аффиксов – суффиксов и приставок.

Окончание не участвует в словообразовании; при анализе мы его просто игнорируем.

При словообразовании мы получаем новое слово с другим значением.

Например, ухо – ушко (маленькое ухо) – ушной (для уха) – ушанка (шапка, закрывающая уши) – ушастый (с большими ушами) и т.д.

При словообразовательном разборе слова необходимо указывать, как оно образовано. Существует несколько способов словообразования. Вот они.

Приставочный: ехал – при-ехал, правда – не-правда.
Суффиксальный: дом – дом-ик, село – сель-ск-ий.
Приставочно-суффиксальный: окно – под-окон-ник, дорога – по-дорож-ник.
Бессуффиксный (бессуффиксальный): бежать – бег, приказать – приказ.
Сложение: пар, воз – паровоз, высшее учебное заведение – вуз.
Переход из одной части речи в другую: столовая (комната) – (школьная) столовая, дежурный (ученик) – (кто сегодня) дежурный?

Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).

Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В нем обозначить производящую основу.

За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.

Приведем пример. Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.

  • Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.
  • Последнее – записываем способ образования.
  • Приведем примеры словообразовательного разбора слова.

Водопроводчик – водопровод + чик, суффиксальный.

Водопровод – вода + провод, сложение.

Слова в русском языке могут образовываться несколькими способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую). При словообразовательном разборе надо определить производящую основу (от какого слова образовано), с помощью чего и каким способом образовано слово.

Средняя оценка: 3.9. Всего получено оценок: 501.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/slovoobrazovatelnyy-razbor-slova-primery-6-klass.html

Морфемный и словообразовательный разбор конкретного слова: что это такое – примеры

В русском языке слова состоят из морфем – минимальных значимых частей слова.

Понятие морфемы

К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание, соединительные гласные и постфикс. Каждая морфема имеет определенное положение в словоформе:

  • Приставка находится в начале. В одной лексической единице их может быть несколько. Приставка несет слово- и формообразовательную функцию. Например, крошить – рас-крошить, думать – об-думать, ход – про-ход.
  • В корне лежит главный лексический смысл. Слов без этой части не существует. Например, хлеб – хлеб-ный – хлеб-ец, волна – волн-истый – раз-волн-оваться.
  • Позиция суффикса находится после корня и перед окончанием. Он несет слово- и формообразовательную функцию. В одной лексической единице может быть от одного до трех суффиксов. Например, река – реч-к-а, совет – совет-ова-ть, камень – камен-н-ый.
  • Окончание не является частью основы и выделяется только у изменяемых частей речи (кроме неопределенных местоимений, возвратных глаголов, сложных числительных). Оно указывает на род, число, падеж, лицо, а также определяет связь слов в синтаксических конструкциях. В некоторых словах встречается нулевое окончание. Например, конь Ø – кон-я, крути-ть – крут-ят, тонк-ий – тонк-ая.
  • Соединительные гласные образуют сложные лексемы (имеют два и более корня). Наиболее распространенные соединит. гласные – -о и -е, но можно встреть -и, -а, -у. Например, звероловство, кашевар, шестиклассник, сорокалетие, сорвиголова, двустволка.
  • Постфикс стоит после окончания. К нему относят возвратный глагольный суффикс -сь/-ся, суффикс повелит. наклонения мн. ч. -те; местоименные -то, -либо, -нибудь; -ка и -таки. Постфиксы относятся к основе слова и прерываются окончанием. Например, жмуриться, выполняйте, так-то, когда-либо, кто-нибудь, покажи-ка, все-таки.

Важно! Все морфемы, за исключением окончания, составляют основу словоформы. Глагольный суффикс прош. вр. -л- также не входит в нее.

Как сделать морфемный разбор слова

Что такое морфемный разбор? Это разложение словоформы на составные части. Он имеет четкую структуру:

  1. Определить часть речи.
  2. Выделить окончание и основу.
  3. Выделить приставку(и) и суффикс(ы).
  4. Выделить корень.

Изучим примеры:

Произведем морфемный анализ слова ограничиться:

Часть речи – глагол. Оконч. -ть указывает на инфинитивную форму. Неизменяемая часть слова -огранич + -ся. Выделяем словообразоват. прист. о-, возвратный суф. -ся, суф. -и-, указывающий на II спряжение. Корень -гранич от слова «граница».

Разберем слово происхождение (вариант 1):

Это существительное ср. р. 2-го скл., на что указывает оконч. -е. Основа -происхождени-. Выделили словобразов. прист. -про- и -ис- (вариант написания прист. -из- перед глухим согласным) и суффикс -ени-, указывающий на действие или состояние. Кор. -хожд-.

Морфемный разбор слова происхождение (вариант 2):

Основная часть та же – -происхождени-. Выделили словобразов. суф. -ени-. В этом слове есть 2 корня: -проис- и -хожд-.

Морфемный разбор слова скоросшиватель:

Это существительное муж. р., 2-го скл., на что указывает нулевое окончание. Основная часть -скоросшиватель-. Выделяем словообразов. прист. -с-, ударный суф. -ва-, отглагольный суф. -тель-, указывающий на название механизмов/профессий. Это сложная лекисическая единица, имеет два корня -скор- и -ши-, соединенные гласной -о.

Внимание! Для морфемного анализа всегда берется словоформа, использованная в данном тексте, независимо от того, в каком падеже/лице/числе оно стоит.

Как делать словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор слова всегда идет вместе с морфемным. Его целью является выяснение, как образована словоформа.

Словообразовательный разбор ведется по четкому алгоритму:

  1. Слово ставится в начальную форму.
  2. Определяется неизменяемая часть и устанавливается производность.
  3. Для производного подбираются однокоренные слова.
  4. Указывается основа в однокоренных словах.
  5. Указываются словообразовательные морфемы.
  6. Называется способ образования.

Сделаем разбор слова сороконожка:

Предложение «Размер тела у сороконожек может составлять до 30 см».

  • Начальная форма – сороконожка (сложное).
  • Основа существительного -сороконожк- –производная.
  • Имеет два корня: -сорок- и -нож-. Однокоренные слова: сорок и ног-а/нож-ка.
  • Соединит. гласная -о-; суффикс -к-.
  • Слияние нескольких основ; суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова объездили:

Обратимся к предложению: «Мы объездили полмира».

  • Начальная форма – объездить.
  • Основа глагола -объезди- – производная.
  • Кор. -езд-. Однокоренные слова: объ-езд, объ-езд-ной.
  • Словообразов. прист. -об-, разделительный Ъ, глагольные суф. -и- и -л-.
  • Приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова наушник:

Предложение: «Наушники перестали работать».

  • Начальная форма – наушник.
  • Основа -наушник- – производная.
  • Корень -уш-. Однокоренные слова: уш-и, ух-о, на-уш-ный.
  • Словообразов. прист. -на-; словообразов. суф. -ник-.
  • Приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный анализ слова заметный:

Возьмем предложение: «В ее глазах отразилась чуть заметная улыбка».

  • Начальная форма – заметный (у прилагательных начальной является форма муж. р., ед. ч., Им. п.).
  • Основа -заметн-.
  • Кор. -замет-. Однокоренные слова: замет-ить, замет-но, замеч-ание.
  • Суффикс прилагательного -н-.
  • Суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова

Морфемный разбор слова

Вывод

Морфемный и словообразовательный разбор слова обязателен для школьной программы.

Если вы новичок, то трудности при разборах будут сопровождать вас до тех пор, пока вы не научитесь безошибочно определять морфемы.

Трудности в основном касаются выделения суффиксов, их легко можно спутать со схожими морфемами. Практикуйтесь больше, внимательно делайте морфемный и словообразовательный разбор слова, чтобы свести к минимуму количество ошибок.

(-41 баллов, 77 оценок) Загрузка…

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/morfemnyj-i-slovoobrazovatelnyj-razbor-slova.html

Примеры и комментарии

Внимательно изучи образцы разбора.

Разговорчивость 

разговорчивость ← разговорчивый 

разговорчивость – сущ. со значением качества лица, способ словообразования (далее: сс) – суффиксальный.

  • Комментарий:Проверка правильности выделения словообразовательного средства* (далее: проверка). 
  • *Проверка — это необязательный элемент анализа, но он поможет не допустить ошибки: разговорчивость – разговорчивый; разговорчивость – разборчивость, сбивчивость. 

Угоднический

  1. угоднический – прил., обозначающее угождающий тип поведения, речи,сс – суффиксальный,
  2. процесс, сопровождающий словообразование (далее: пр-с) — чередование согласных: к//ч.
  3. Комментарий:Проверка: угоднический – угодник (чередование согласных г//к); угоднический – политический, полемический.

Обуваться

обуваться – гл. с возвратным значением, т.е. «обувать себя»,сс – суффиксальный.

Комментарий:Проверка:  обуваться – обувать;  обуваться – одеваться.

Подоконник

подоконник – сущ. со значением «горизонтальная доска или плита под оконным проемом».

сс – приставочно-суффисксальный,пр-с – чередование гласного о с нулём звука в корне.

Комментарий:Проверка: подоконник — подснежник, подстаканник (приставочно-суффиксальный способ словообразования, поэтому проверяем приставку и суффикс не по отдельности, а сразу).

Синенький

синенький – прил. с уменьшительно-ласкательным оттенком значения,сс – суффиксальный.

Комментарий:Проверка: синенький – синий, синенький – красненький, чёрненький.

Повыписывать

повыписывать ← выписывать 

повыписывать – гл. с добавочным значением производить действие «какое-то время или несколько раз»,сс – приставочный. 

Комментарий:Проверка: повыписывать – выписывать,  повыписывать – повыбрасывать, попришивать.

Вынуть

Вынуть – непроизводное слово, словообразовательной структуры не имеет.

Соловушка

  • соловушка – сущ. с ласкательным значением,сс – суффиксальный,
  • пр-с: чередование согласных [в']//[в], чередование [э] c нулём звука: соловей — соловья
  • Комментарий:Проверка: соловушка – соловей; соловушка – скворушка, журавушка.

Утёнок

  1. утёнок – сущ. со значением «маленькое существо, детёныш»,сс – суффиксальный,
  2. пр-с: усечение основы утк-.
  3. Комментарий:Проверка: утёнок – утк-; утёнок — котёнок, гусёнок

Лжец  

  • лжец – сущ. со значением лица, которое лжёт,сс – суффиксальный,
  • пр-с: чердование согласных г//ж, усечение основы лга-.
  • Комментарий:Проверка: лжец – лгать; лжец – певец, мудрец

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/207

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор необходим для определения:

  • Основы, от которой образовано слово;
  • Морфем, образующих слово;
  • Способа образования слова.

Например, слово «моряк» образовано от основы «мор» с помощью суффикса «як». То есть суффиксальным способом (море — моряк).

  • Важно: чтобы определить от чего образовано слово, нужно найти его лексическое значение.
  • Моряк — человек, который служит на море.
  • Словообразовательный разбор можно произвести только со словами, которые были образованы от других слов (производные).

Например, прилагательное «осенний» образовано от слова (существительного) «осень». Слово «слушатель» образовано от «слушать».

Слово, от которого образуется новое слово, называется производящим.

Непроизводные слова не поддаются разбору с помощью словообразовательного анализа. К непроизводные относятся такие слова, которые не образованы от иного слова.

Примеры: День, стул, стол.

Основа, от которой произошло новое слово, также может быть:

  • Производной («зимн» в слове зимний)

Состоит из нескольких морфем. Предполагает наличие другой однокоренной непроизводной основы.

  • Непроизводной (хвост, пляж)

Такая основа уже не может делиться на мелкие структурные части. И является одним целым, заключающим в себе лексическое значение.

Существует определенный порядок действий при словообразовательном разборе слова:

  1. Выявление начальной формы (прибежали — прибежать; клубничной — клубничный);
  2. Выделение основы слова (символы — основа «символ»; семейные — основа «семейн»; рассказать — основа «рассказ»)
  3. Определение является ли слово производным (ледник — производное; лёд — непроизводной)

Важно: если установлена непроизводное слово,  то оно не подвергается словообразовательному анализу.

  1. Подобрать пару для производного слова, то есть, то слово, от которого оно образовалось (рыбный — рыба; переходить — переход);
  2. Выделение основы в производящем слове (луч — лучик; основа «луч»);
  3. Указание словообразовательных морфем:
  • Приставок (прилететь — приставка «при»)
  • Суффиксов (темнота — суффикс «от»)
  • Постфиксов (умыться — постфикс «ся»)
  1. Обозначить способ образования слова:
  • Приставочный — приставка прикрепляется к исходному слову (вкусно — невкусно);
  • Суффиксальный — суффикс присоединяется к исходному слову (земля — земляк);
  • Приставочно-суффиксальный — к исходному слову присоединяются суффикс и приставка (век — навеки);
  • Бессуффиксный — от исходного слова убирается окончание или окончание и суффикс. Образуются только существительные (дарить — дар)
  • Сложение двух слов — два исходных слова складываются в одно (школа — интернат);
  • Переход из одной части речи в другую (Больной палец уже заживает. Больной прошел в палату).
  1. Пример 1.
  2. Слово «заморский».
  3. Прилагательное с лексическим значением — расположенный у моря.
  1. Начальная форма: заморский;
  2. Основа слова: «заморск»;
  3. Основа производная;
  4. Производящим словом является слово «море»;
  5. Основа производящего слова — «мор»;
  6. К производящей основе были присоединены словообразовательные:
  • Приставка «за»;
  • Суффикс «ск» (данный суффикс имеет значение близости признака и производящего слова);
  1. Способ образования: приставочно — суффиксальный.
  • Пример 2.
  • Слово «обуваться».
  • Глагол с лексическим значением — надевать обувь на себя (возвратное значение).
  1. Начальная форма: обуваться;
  2. Основа слова: «обува» и «ся» (постфикс входит в основу слова);
  3. Основа производная;
  4. Производящим словом является слово «обувать»;
  5. Основа производящего слова — «обува»;
  6. К производящей основе был присоединен постфикс «ся»;
  7. Способ образования: суффиксальный.
  1. Пример 3.
  2. Слово «парикмахерских».
  3. Имя существительное с лексическим значением — место, где делают прически, стригут волосы.
  1. Начальная форма: парикмахерская;
  2. Основа слова: «парикмахерск»;
  3. Основа производная
  4. Производящим словом является прилагательное «парикмахерская»;
  5. Основа производящего слова — «парикмахерск»;
  6. Слово перешло из прилагательных в существительное;
  7. Способ образования: переход из одной части речи в другую.

Важно: чтобы определить является ли слово производным, необходимо поставить его в начальную форму. Если в нем будет только один корень, то скорее всего оно непроизводное. Исключением являются слова, переходящие из одной части речи в другую.

Источник: https://russkyaz.ru/slova/slovoobrazovatelnyj-razbor-slova.html

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Словообразовательный разбор слова, 6 класс. | Социальная сеть работников образования

Конспект урока «Словообразовательный разбор слова»

      6 класс основной школы. Программа №1.  Уровень подготовки учащихся:1/3 часть класса — учащиеся средней подготовки, 2/3 слабые.

      Классический урок изучения новой словообразовательной темы. Программная тема: Словообразовательный разбор слова. Разговорная тема не заявлена.

  •        Специальные цели урока: 1) повторить способы словообразования; 2) рассмотреть словообразовательный разбор слова, научиться отличать его от морфемного способа образования слова; 3) развивать практические навыки словообразовательного анализа слова; 4) уметь производить словообразовательный разбор слова; 5) попутное повторение орфографии, пунктуации, морфологии.
  •         Общепредметные цели: 1) развивать логическое мышление учащихся; 2) умение самостоятельной работы с книгой.
  •         Средства обучения, оборудование:

— Русский язык. Учебник для 6 кл./ М.Т. Баранов и др.- М., 1997

— Рукописные: а) опорная таблица и б) таблица-алгоритм.

Ход урока

1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Запишите в тетрадях сегодняшнее число и новую тему урока «Словообразовательный разбор слова». Будем учиться отличать его от разбора слова по составу или морфемного.

 Для начала проведем словарную пятиминутку.

На доске записаны шесть слов с непроверяемыми гласными. Давайте запишем эти слова к себе в тетради и будем проговаривать их.  

(поскользнуться; сноровистость; оснащение; снарядиться; тарифицировать; растасовывать).

  1. Записываем в тетрадь, подчеркиваем непроверяемые гласные, расставляем ударение, выделяем корни.
  2. Необходимо запомнить эти слова,  как они пишутся.
  3. Ниже запишем эти же слова по слогам: по-сколь-знуть-ся; сно-ро-ви-сто-сть; о-сна-ще-ни-е; сна-ря-дить-ся;та-ри-фи-ци-ро-ва-ть; рас-та-со-вы-ва-ть.
  4. Значение слов: поскользнуться- оступиться на скользком месте или ошибиться, оступиться в каком-либо месте; сноровистость- это качество ловкого и расторопного человека, обладающего сноровкой в чем-нибудь; оснащение- от слова оснастить, т.е оборудовать снастями. Снабдить всеми необходимыми техническими средствами; снарядиться- устроить, снабдить всем нужным, готовить, улаживать, снаряжать; тарификация- франц. установление тарифа (система ставок, определяющая размер платы за различные услуги на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты); растасовывать- перебирать. Перекладывать, делать повторяющими движениями.

2. Повторение материала, базового для новой темы.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали состав слова и словообразование. Давайте вспомним, какие способы словообразования существуют в русском языке? (от 1-го слова и от 2-х. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с помощью гласн. о,е, бес соед.гласн., переход из 1 части речи в другую).

Учитель: Что такое морфема?(значащая часть слова); Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс);

Посмотрите на слова, которые записаны на доске и определите, какими способами они образованы? Потемнеть(пристав.), автозаводской (суффикс.), соединять (пристав-суф.), переход (бессуфиксн.).

Теперь обратимся к таблице и повторим этапы разбора слова по составу. Что такое разбор слова по составу? (это выделение частей, из которых состоит слово).

 Окончание Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть
Основа Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой
Корень Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью
Суффикс Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями
Приставка Приставка определяется по схеме аналогичной  определению суффикса
  1. И разберем по составу слово улетают.
  2. Учитель записывает слово на доске, учащиеся в тетрадь.
  3. И так: улетают

1.Окончание –ют. Улетают — улетает, улетаешь.

2.Основа слова –улета-.

3. Корень –лет- Улетают — прилет, прилететь, летать.

4. Суффикс –а-

5. Приставка –у- Улетает — прилет, летать.

3. Сообщение нового материала.

Словообразовательный разбор слова- это выяснение того, как образовано данное слово, т. е. от чего и с помощью чего.

Посмотрим на таблицу плана словообразовательного разбора слова, которая вывешена на доске.

             Процесс               Примеры
Дать толкование лексического значения анализируемого  слова Писатель – человек занятый написанием чего-либо
Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось Писатель – писать;-тель
Определить, от чего образовано слово Писатель – от основы писа- слова писать
С помощью чего образовано и способ образования

Учитель записывает еще раз на доске слово улетают, проговаривая, ученики записывают в тетрадь.

  1. Словообразовательный анализ.
  1. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.
  2. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.
  3. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».
  4. Способ образования – приставочный.

Учитель: Ребята, откройте учебник на стр. 63 и прочитайте теорию параграфа 29.

1 ученик читает вслух определения. 2-й раз читают все про себя. Необходимо выучить определение порядок разбора за 2-3 минуты.

Вопрос: Чем отличается словообразовательный разбор слова от разбора слова по составу?(по составу: выделение окончания, основы, суффикса, приставки, корня, а словообразовательный разбор: это лексическое значение слова, нужно подобрать однокоренные слова, определить от чего образована основа слова).

На стр. 64 нашего учебника выполним упр. 163. Начертите такую же табличку у себя в тетрадях. Устно прокомментируем те примеры, которые даны в табличке, а остальные слова разберем все вместе. По цепочке.

Разбор слова по составу Словообразовательный разбор слова
СверхсекретныйЗавхоз

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/13/slovoobrazovatelnyy-razbor-slova-6-klass

Ссылка на основную публикацию