Правильная постановка ударения — один из отличительных признаков грамотного и образованного человека. В русском языке есть ряд слов, в которых многие неправильно ставят ударение. Предлагаем запомнить, как старить ударение в этих словах. Остановимся на каждом из них поподробнее.
Как правильно ставить ударение в слове «девелопмент»? Всегда на вторую «е». Запомните правильное ударение: «деве́лопмент».
Как правильно ставить ударение в слове «договор»?
Всегда на последнюю «о». Запомните и строго соблюдайте правильное ударение: «догово́р».
Как правильно ставить ударение в слове «домен»? Всегда на «е». Это слово английское, поэтому ударение правильнее ставить так же, как в domain. Запомните как правильно ставить ударение: «доме́н».
Как правильно ставить ударение в слове «звонит» («позвонит»)? Всегда на букву «и». Для того чтобы запомнить ударение в этом слове, держите в голове строчку из песни Пугачёвой: «И писем не напишет, и вряд ли позвони́т».
Как правильно ставить ударение в слове «каталог»? Всегда на последний слог, на букву «о». Запомните и соблюдайте правильное ударение: «катало́г».
Как правильно ставить ударение в слове «квартал»? Всегда на конечную «а». Запомните и строго соблюдайте правильное ударение: «кварта́л».
Как правильно ставить ударение в слове «красивее»? Всегда на «и». Запомните как правильно ставить ударение: «краси́вее».
Как правильно ставить ударение в слове «инсульт»? Только на букву «у». Запомните как правильно ставить ударение: «инсу́льт».
Как правильно ставить ударение в слове «маркетинг»? Только на букву «а»! Многие неправильно ставят ударение в этом слове. Запомните как правильно ставить ударение: «ма́ркетинг».
Как правильно ставить ударение в слове «мышление»? Только на первую букву «е». Горбачёв неправильно ставил ударение в слове «мышление». Запомните как правильно ставить ударение: «мышле́ние».
Как правильно ставить ударение в слове «ненадолго»? Правильнее — на первую «о». Хотя даже в поэзии встречается ударение на «а». Рекомендуем ставить ударение именно так: «ненадо́лго».
Как правильно ставить ударение в слове «обеспечение»? Всегда на вторую «е». Запомните и строго соблюдайте правильное ударение: «обеспе́чение», как и «обеспе́чить».
Как правильно ставить ударение в слове «средства»? Всегда на «е». Запомните и строго соблюдайте правильное ударение: «сре́дства» (как в слове «посре́дственный»).
Как правильно ставить ударение в слове «творог»? Правильнее — на первую «о». Однако допустимой, хотя и более просторечной, является постановка ударения на втором «о».
Как правильно ставить ударение в слове «ходатайство»? Всегда на первую «а». Запомните и строго соблюдайте правильное ударение: «хода́тайство».
Источник: http://pochueva.com/index.php/novosti/164-genschina-v-biznese-prostranstvo-vozmognostey
Ударение в слове «углубленное»
Ударение в слове «углубленное» ставится на гласную «ё» третьего слога согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
В разговорной речи можно услышать оба варианта ударения в слове как «углублённое», так и «углу́бленное». Как правильно следует произносить это слово с точки зрения норм орфоэпии?
На какой слог ставить ударение в слове «углубленное»?
Интересующее нас слово является формой среднего рода единственного числа качественного прилагательного «углубленный»:
- углубленный курс;
- углубленная теория;
- углубленное изучение предметов.
- Чтобы выяснить, какой вариант произношения является верным, с ударением на гласной «у» или «ё», разделим это слово на слоги. Гласные звуки в сочетании с согласными образуют фонетические слоги:
- у-глу-бле-нно-е
- Пять гласных звуков организуют столько же фонетических слогов.
В русском языке ударение является отличительным фонетическим признаком слова. Оно может занимать позицию на первом, втором или третьем, четвертом и даже пятом слоге. Убедимся в этом, понаблюдав за постановкой ударения в следующих словах:
- то́р-ты
- у-про́-чение
- о-су-ждённый
- го-фри-ро-ва́ть
- за-плом-би-ро-ва́ть
При произношении исследуемого прилагательного голосом выделяем гласный третьего слога.
Углублённое изучение математики предлагают в профильном классе.
Это ударение на третьем слоге сохраняют все однокоренные слова и краткие формы лексемы «углублённый«, кроме краткой формы женского рода:
-
- полная углублённость;
- изучать предмет углублённо;
- углублён в созерцание картины;
- углублена́ в решение проблемы.
Как запомнить правильное ударение?
- Чтобы избежать орфоэпической ошибки в постановке ударения в рассматриваемом слове, выясним смысловую связь с производящим глаголом «углубить».
Это однокоренное слово правильно произносится с ударным гласным «и» суффикса:
- углуби́ть — приставка/корень/суффикс/окончание.
- В свою очередь указанный глагол образован от однокоренного прилагательного «глубокий», в котором голосом выделяется гласный «о». Понаблюдаем за словообразовательной цепочкой интересующего нас слова:
- глубо́кий→ углуби́ть → углублённый.
Отметим, что ни в одном из рассмотренных однокоренных слов гласный «у» не является ударным. Произношение слов «углу́бленный», «углу́бленная», «углу́бленное», «углу́бленные» является ошибочным с точки зрения орфоэпических норм русского литературного языка.
Чтобы потренироваться в правильной постановке ударения в анализируемом прилагательном, прочтем примеры предложений:
Углублённое изучение предметов организовано в гимназии №2.
Углублённое исследование дизельных двигателей проводят с помощью осциллографа и мультиметра.
Чтобы успешно сдать экзамен, его интересует углублённое изучение биологии.
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/kultura-rechi/udarenie-v-slove-uglublennoe.html
углублённое — звуко-буквенный, фонетический разбор
ПОИСК В ОРФОЭПИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ
В слове углублённое:1. 5 слогов (у-глу-блё-нно-е,у-глу-блён-но-е);2. ударение падает на 3-й слог: углублённое
См. тж. инфинитив углубить, от которого образовано слово «углублённое».
1) Транскрипция слова «углублённое»: [углубл❜о́нъj❜ъ].
БУКВА/[ЗВУК]ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКАу | — | [у] | — | гласн., безударный; ниже см. §§ 9, 10. |
г | — | [г] | — | согл., твёрд. (парн.), звон. (парн.). Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). Парный по твёрдости/мягкости звук перед твердым всегда твёрдый. |
л | — | [л] | — | согл., твёрд. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо. |
у | — | [у] | — | гласн., безударный; ниже см. §§ 9, 10. |
б | — | [б] | — | согл., твёрд. (парн.), звон. (парн.). Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). В современном русском литературном языке предпочтение отдаётся твёрдому произнесению звука [б] перед мягким [л❜]. |
л | — | [л❜] | — | согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3. |
ё | — | [о́] | — | гласн., ударный; ниже см. § 21. |
н | [н] | — | согл. (долгий), твёрд. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [н] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо. | |
н | ||||
о | — | [ъ] | — | гласн., безударный; ниже см. § 48. |
е | [j❜] | — | согл., звон. (непарн.), мягк. (непарн.) | |
[ъ] | гласн., безударный; ниже см. абз. 2 § 55. |
11 буква, 11 звук
§ 9. Гласный [у] как под ударением, так и в безударных слогах произносится в соответствии с написанием. Он обозначается на письме буквами у и ю.
§ 10.
Буква у обозначает звук [у] в следующих положениях; а) в начале слова: ум, у́лица, уда́р, убира́ть; б) после гласных: нау́ка, пау́к, заучи́ть, вы́учить, со́ус, кло́ун; в) после твердых согласных: сук, пух, куст, шум, жук, пучо́к, бука́шка, кула́к, шуме́ть, цука́ты, пулемёт, жуликова́тый, вы́куп, вы́ступ; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: чу́тко, чуб, щу́ка, чуда́к, чугу́н, чудаки́, на о́щупь, пла́чут.
§ 21. Буква ё (или буква е, т. к.
две точки над е на письме и в печати обычно не ставятся) обозначает ударяемый гласный [о] после мягких согласных: лён (произносится [л❜он]), вёл (произносится [в❜ол]), идём (произносится [ид❜о́м], пёк (произносится [п❜ок]), пасём (произносится [пас❜о́м]), рёв (произносится [р❜оф]), мёд (произносится [м❜от]), дёрну (произносится [д❜о́рну]), чёлн (произносится [чолн]), щёлкнуть (произносится [що́лкнут❜]).
Таким образом, слова вол и вёл (произносится [вол] и [в❜ол]), мол и мёл (произносится [мол] и [м❜ол]), гроб и грёб (произносится [гроп] и [гр❜оп]) имеют в своем составе один и тот же гласный [о] с предшествующим твердым или мягким согласным.
§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.
Таким образом, на месте букв а и о в заударных слогах произносится гласный [ъ]: а) вы́дан (произносится [вы́дън]), выбрана (произносится [вы́брънъ]), вытаскал (произносится [вы́тъскъл]), рабо́тал (произносится [рабо́тъл]), по забо́рам (произносится [пъ- забо́ръм]), на забо́рах (произносится [нъ-забо́ръх]), за заборами (произносится [зъ-забо́ръми]), коро́ва (произносится [каро́въ]), о́кна (произносится [о́кнъ]), дела́ (произносится [де́лъ]), вы́жал (произносится [вы́жъл]), по лу́жам (произносится [па-лу́жъм]), в лу́жах (произносится [в-лу́жъх]), за лу́жами (произносится [за-лу́жъми]), лу́жа (произносится [лу́жъ]), вы́царапал (произносится [вы́църъпъл]), ку́рица (произносится [ку́рицъ]), по у́лицам (произносится [па-у́лицъм]); б) вы́нос (произносится [вы́нъс]), вы́брос (произносится [вы́бръс]), го́лову (произносится [го́лъву]), на́ голову (произносится [на́-гълъву]), на́ дом (произносится [на́-дъм], у́зок (произносится [у́зак]), за до́мом (произносится [за-до́мъм]), на ста́ром (произносится [на-ста́ръм]), за кана́вой (произносится [зъ-кана́въй]), се́но (произносится [се́нъ]), де́ло (произносится [де́лъ]), мно́го (произносится [мно́гъ]), на́до (произносится [на́дъ]).
Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош.
времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [де́лъ], [зъхади́лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн.
родов: те́хником и те́хникам, забо́ром и забо́рам, ду́лом и ду́лам, кре́слом и кре́слам: [те́хникъм], [забо́ръм], [ду́лъм], [кре́слъм].
Примечание.
На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авизо́ (может произноситься [зо]), ве́то (может произноситься [то]), кре́до (может произноситься [до]), лега́то (может произноситься [то]), алле́гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.
§ 55. На месте буквы е, за исключением некоторых падежных окончаний (о них см. ниже в этом параграфе), в заударных слогах произносится гласный [ь]1. Ср.
вы́беру (произносится [вы́бьру]), вы́лезу (произносится [вы́льзу]), вы́чет (произносится [вы́чьт]), па́лец (произносится [па́льц]); оле́ней, сосе́дей (произносится [але́ньй], [сасе́дьй]); ка́плей, ба́ней, ту́чей, ро́щей (произносится [ка́пльй], [ба́ньй], [ту́чьй], [ро́щьй]); армя́не, горожа́не (произносится [арм❜а́нь], [гъража́нь]); в до́ме, в по́ле, на се́не (произносится [в-до́мь], [ф-по́ль], [на-се́нь]); к рабо́те, в ба́не, в ро́ще (произносится [к-рабо́ть], [в-ба́нь], [в-ро́щь]); краси́вее, угрю́мее (произносится [краси́вьйь], [угр❜у́мьйь]); деше́вле, бога́че (произносится [дееше́вль], [бага́чь]), ста́нешь, бу́дешь, пла́чешь (произносится [ста́ньш], [бу́дьш], [пла́чьш]); ста́нет, бу́дет, пла́чет (произносится [ста́ньт], [бу́дьт], [пла́чьт]); ста́нем, бу́дем, пла́чем (произносится [ста́ньм], [бу́дем], [пла́чьм]); ста́нете, бу́дете, пла́чете (произносится [ста́н❜те], [бу́дьте], [пла́чьть]); ста́ньте, бу́дьте, пла́чьте, купи́те, кладй`те (произносится [ста́н❜ть], [бу́т❜ть], [пла́чть], [купи́т❜], [клади́ть]).
В некоторых падежных окончаниях в заударном слоге на месте буквы е может произноситься гласный [ъ] (наряду с [ь]):
в им. п. ед. ч. средн. рода прилагательных: зло́е, друго́е (может произноситься [зло́йъ], [друго́йъ]); ста́рое, до́брое (может произноситься [ста́ръйъ], [до́бръйъ]); бара́нье, пти́чье (может произноситься [бара́н❜йъ], [пти́чйъ]);
в словах дво́е, тро́е (может произноситься [дво́йъ], [тро́йъ]);
в тв. п. ед. ч. существительных: ка́мнем, учи́телем, пла́чем (может произноситься [ка́мн❜ем], [учи́тьл❜ъм], [пла́чъм]);
в род. п. мн. ч. существительных: бра́тьев, сту́льев, су́чьев (может произноситься [бра́т❜йъф], [сту́л❜йъф]. [су́чйъф]);
в им. п. ед. ч. существительных средн. рода: мо́ре, по́ле, сча́стье (может произноситься [мо́р❜ъ], [по́л❜ъ], [ща́с❜т❜йъ]).
Произношение перечисленных форм с гласным [ъ] характеризует старые нормы и сейчас употребляется наряду с произношением их с гласным [ь]: [зло́йь], [дво́йь], [ка́мньм], [сту́л❜йьф], [мо́рь].
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср.
топ и топь (произносится [топ❜]), эконо́м и эконо́мь (произносится [экано́м❜]), уда́р и уда́рь (произносится [уда́р❜]), был и быль (произносится [был❜]).
Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ка́]), ба́нку и ба́ньку (произносится [ба́н❜ку]), ре́дко и ре́дька (произносится [ре́т❜къ]).
Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср.
мал и мял (произносится [м❜ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср.
мол и мёл (произносится [м❜ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ук]).
Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́, изба́, чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́.
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜]), бо́дро и бёдра (произносится [б❜о́дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜а́]), вал и вял (произносится [в❜ал]), плот и плоть (произносится [плот❜]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜а́]), ос и ось (произносится [ос❜]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜а́]), вол и вёл (произносится [в❜ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜оп]), стал и сталь (произносится [стал❜]), нос и нёс (произносится [н❜ос]), лук и люк (произносится [л❜ук]), го́рка и го́рько (произносится [го́р❜къ]).
1Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..
Источник: https://fonetika.su/?word=%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5
Конспект логопедического занятия "Ударение в словах"
- Цели:
- Образовательные:
- — показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения;
- — учить их в произнесении и определении ударного гласного звука в слове.
- — формировать навыки правильной постановки ударения.
- Коррекционно — развивающие:
- 1. Формирование познавательного интереса к родному языку на основе:
- — теоретического материала по русскому языку с пониманием его практического применения;
- — соединения теоретического материала по русскому языку с игровым сюжетом;
- — при использовании разноуровневых заданий, создании ситуации выбора.
- 2. Формирование умственных учебных действий:
- а) анализа и синтеза:
- — через постановку и определение места ударения в словах различной слоговой структуры;
- — через развитие фонематического восприятия;
- б) сравнение и обобщение:
- — через сравнение слов — омографов;
- — закрепление и коррекцию знаний по новому материалу (определение места ударения в словах);
- — через нахождение обобщающих понятий (назови общее слово)
- 3. Формирование действий самоанализа и самоконтроля:
- а) пошаговый:
- — при развитии фонематического слуха (при выполнении игровых приемов);
- — при организации взаимоконтроля, правильности подбора слов с ударением в разных позициях (работа в парах);
- — при выполнении разноуровневых заданий.
- б) итоговый:
- — при проведении игры — соревнования;
- — при выполнении самостоятельной работы;
- — при закреплении изученных способов постановки ударения в словах;
- — при выполнении тестового задания.
- 4. Развитие сенсорной сферы:
- — восприятия (звуки, буквы);
- — внимания (произвольного, непроизвольного);
- — памяти ( наглядно — образной, логической, словесной, двигательной, эмоциональной).
- 5. Развитие речи:
- — обогащение словарного запаса;
- — формирование лексико — грамматического строя речи;
- — коммуникативных навыков речи;
- — овладение выразительными средствами языка.
- 6. Воспитательные:
1. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, уверенность в себе.
2. Воспитывать чувство доброты, товарищества, скромность, ответственность.
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к имуществу школы, пособиям, раздаточному материалу, подготовка своего рабочего места, собранность, усердие, максимальную работоспособность на уроке.
- Оборудование:
- 1. предметные картинки, демонстрационный материал (таблицы);
- 2. наборы карточек с гласными буквами;
3. дидактический материал (индив. карточки, слова и предложения на отдельных листах);
4. волшебник Ударение, магниты;
5. карточки с тестами;
6. конверты с заданиями.
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и передадим наше хорошее настроение.
Выставляются 3 картинки: кружки, кружки и ученик.
Под ними надпись. «Ученик берёт кружки».
Прочитайте предложение. Скажите, к какой картинке его можно отнести.
— Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке. Какое по счёту слово в предложении изменило своё значение? (Кружки).
— Скажите, с чем связано изменение значения слова «кружки». Правильно, это связано с перемещением ударения в слове. Произнесём оба слова с ударением.
- — Как звучит ударный гласный звук в слове?
- ( громко и длительно)
- Посмотрите на эти 2 картинки и подпись к ним « Я плачу».
- — Скажите, к какой из картинок её можно отнести?
- Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке.
- Возьмите карточки под №1 и сделайте к картинкам подписи, поставив правильно ударение.
- — Прочитайте предложения.
- Ребята, так о чём мы с вами будем сегодня говорить?
- Сообщение темы и цели урока – сегодня мы будем учиться правильно ставить ударение в словах.
- Что же такое ударение?
- Ударение похоже на биение сердца, мы не вспоминаем о нём, пока кто — то не исказит слово неправильной постановкой ударения, и оно сразу теряет свой смысл и форму.
- Работаем с вами по такому плану:
- Вывешивается план занятия.
- Ребята, вы узнаете, кто к нам сегодня пришёл, если прочитаете слова через букву:
- ВНОДЛПШТЕФБСНИЯК УБДСАГРВЕАНМИШЕ
- (волшебник ударение)
- Принес задания. (синий конверт)
- Послушайте стихи и назовите слова, которые состоят из одинаковых звуков, но отличаются местом ударения.
1. Мне слово «Чудно» изменить не трудно: Поставил ударение на «О» — Исчезло«Чудно», родилось«Чудно».
— Какие слова в этом стих — нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )
2. Косит косец, а зайчишка Косит, Трусит трусишка, а ослик Трусит.
— Какие слова в этом стих — нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )
— Что значит трусит? Бежит.
3. От удивления ахнул кок и почесал затылок: капустный бросился вилок вскачь от ножей и вилок.
— Какие слова в этом стих — нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )
— Кто такой кок? (повар на корабле)
4. Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они! В ведёрко руку Окуни, не бойся, это Окуни!
— Какие слова в этом стих — нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )
5. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель. Я слышу звон весенних Капель, поёт весенняя Капель.
- — Какие слова в этом стих — нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )
- — Прочитаем ещё раз все слова. (читают хором)
- — Скажите, на какой звук всегда падает ударение, на гласный или согласный? (гласный)
- Запомним, что согласные звуки ударными или безударными не бывают.
- — Как мы определяем ударный гласный звук в слове?
- ( мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове. )
- — Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (один)
- — Как называются остальные гласные звуки в слове? (безударными)
— А как будет называться слог, в котором находится ударный гласный звук? Ударный слог.
Вот, что говорит Волшебник ударение об ударном слоге:
Ударный слог, ударный слог — он назван так недаром. .
Эй, невидимка молоток, отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит.
2. Предлагает нам выполнить следующие задания.
(зелёный конверт)
Карточка №2. Разноуровневые задания.
Инструкция:
Посмотрите на ваши листы. Там 2 задания. Каждый из вас может выбрать одно задание или сделать все.
1. Кто чувствует, что освоил материал прочно, хорошо, тот выбирает 1 задание.
2. Кто чувствует себя уверенно, хочет проверить свои силы, выбирает 2 задание.
1. Найдите и подчеркните в предложениях слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и поставьте над ними ударение.
Лена мела пол.
Вера принесла кусочек мела.
2. Поставьте ударение в словах белки – белки так, чтобы слова имели разное значение, составьте и запишите предложения с этими словами.
- — Кто выбрал 1 задание прочитайте правильно слова, которые вы подчеркнули.
- — Кто выбрал 2 задание прочитайте предложения, которые вы составили с указанными словами.
- — Молодцы.
- Я вижу, что вы справились с заданиями и волшебник Ударение доволен вашей работой.
- Смотрим на следующий пункт нашего плана.
- Весь материал — смотрите документ.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-udarenie-v-slovakh.html
Статья "Об углублённом изучении русского языка"
Изменения, которые происходят в современном российском образовании, активно обсуждаются общественностью, но при этом чаще всего сводятся к критике единого государственного экзамена, в то время как процессы, происходящие в российской школе, гораздо более многообразны.
Мне было бы интересно поделиться своими мыслями о некоторых аспектах профильного обучения.
Не секрет, что объём и глубина учебного материала, предлагаемого для изучения в курсе каждого из школьных предметов, достаточно велики, что приводит к невозможности овладения учащимися в равной степени каждой из учебных дисциплин.
Профильное обучение позволяет организовать учебно-воспитательное пространство таким образом, чтобы обеспечить выпускнику подготовку по ряду предметов, достаточную для поступления в вуз по избранной специальности.
При этом выбор профиля каждым из учащихся обусловлен определёнными практическими целями, и именно поэтому популярностью пользуются такие предметы, как, например, физика, информатика, иностранные языки.
В классы же гуманитарного профиля очень часто попадают те, кто ещё не определился с будущей специальностью, но хочет продолжать обучение в родном учебном заведении.
Когда несколько лет назад я стала классным руководителем 5В класса с углублённым изучением русского языка, перспективы этого класса и моей работы в нём виделись мне весьма туманно, ведь большая часть детей в классе испытывала серьёзные трудности в изучении профильного предмета.
Но в нашем учебном заведении уже был успешный опыт работы в классах углублённого изучения русского языка, и, заручившись поддержкой коллег, я стала работать с 5В. Путь, который мы проделали с этими детьми, хоть и был долог и тернист, но привёл к итогам весьма положительным и интересным.
В первую очередь таким итогом стали высокие баллы, полученные за ЕГЭ, серебряная медаль одной из выпускниц, успешное поступление нескольких девушек на факультеты филологии и журналистики. Но не эти результаты видятся мне главными.
Обучение по программе углублённого изучения русского языка дало возможность каждому из учеников развиться как личности даже в тех случаях, когда учебные результаты по предмету не были особо впечатляющими. Зато заметно изменилось отношение к учебному труду, в классе выросла успеваемость в целом.
Ученики стали активно участвовать в предметных конкурсах, исследовательской работе, неоднократно становились призёрами олимпиад различного уровня. Приоритет учебных интересов учащихся сместился в сторону таких предметов, как литература, история, обществознание.
Но даже и тем учащимся, чьи школьные отметки были скромнее, чем у одноклассников, углублённое изучение родного языка дало реальную возможность личностного роста. Необходимо добавить, что подобные результаты наблюдались и в предыдущих классах, работавших по программе углублённого изучения русского языка.
Что же способствовало тому, чтобы результаты обучения сложному для данных учеников предмету всё же появились? Причин здесь, мне кажется, несколько. Одна из них – организация учебно-воспитательного пространства. Учебный план включал достаточно большое количество уроков русского языка, при этом часть из них проводились по подгруппам.
Два учебных предмета: риторика и теория и практика написания сочинений – позволили не только глубоко работать над коммуникативными навыками, но и в рамках учебной ситуации обсуждать самые различные проблемы и высказывать собственное мнение.
Ещё одним положительным фактором стало и то, что очень большое количество времени учащиеся проводили в учебном общении с классным руководителем.
Но всё же важнейшим фактором, способствующим личностному развитию ребят, стали возможности языка как явления. Ещё в 60-х годах XIX века выдающийся русский педагог В.И.
Водовозов писал: «Родной язык, как уже признано всеми, должен служить главным проводником образования.
Здесь мы под образованием, конечно, разумеем не накопление всевозможных знаний в голове, а то душевное развитие, при котором слово становится делом и оба они служат выражением глубочайших нравственных убеждений в человеке».
Известно, что огромная доля информации поступает к нам через слово, и успех человека в обществе зависит от того, насколько он владеет словом не только в плане культуры речи, но и в умении использовать в полной мере мыслительные возможности языка.
Лингвистическое образование служит познанию мира средствами языка, способствует восприятию культуры во всём её богатстве и многообразии. Но лингвистические интересы сегодняшних учеников и их родителей смещены в сторону активного изучения иностранных языков.
Проблема мне видится не в самом интересе к иностранному языку (чаще всего английскому), а в том, что знания о чужом языке должны ложиться на основу глубокого познания языка родного, возможности чего предоставляет обучение в рамках гуманитарного профиля.
При этом наиболее зримыми оказываются результаты в классах, где глубокое изучение родного языка начинается на ранних этапах обучения.
Русский язык среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь именно он обеспечивает речевое, а значит и мыслительное развитие учащихся.
Кроме того, познавать родной язык – значит обогащать и свой духовный мир, учиться уважать прошлое, понимать настоящее и строить будущее своей Отчизны.
Именно поэтому мне кажется важным обращать пристальное внимание глубокому изучению русского языка и как можно полнее пользоваться возможностями обучения учащихся в рамках гуманитарного профиля.
Источник: https://infourok.ru/statya_ob_uglublennom_izuchenii_russkogo_yazyka-354080.htm