Почему не выделяется приложение: это усадьба старухи помещицы ярцевой

Почему не выделяется приложение: Это усадьба старухи помещицы Ярцевой
Коробочка и Чичиков.
Художник А. Лаптев

Усадьба помещицы Коробочки является важной деталью в характеристике этой героини в поэме «Мертвые души» Гоголя. В этой статье представлено описание усадьбы Коробочки в поэме «Мертвые души»: характеристика деревни (имения, поместья) героини.

Настасья Петровна Коробочка является деловитой и хозяйственной помещицей. Одинокая старая вдова Коробочка ведет хозяйство гораздо лучше, чем, например, Манилов и Плюшкин.

Господский дом Коробочки представляет собой небольшое, но ухоженное здание:

«… Бричка, въехавши на двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть. Только одна половина его была озарена светом, исходившим из окон…»

«… Дождь стучал звучно по деревянной крыше и журчащими ручьями стекал в подставленную бочку…»

Двор Коробочки сторожит стая псов:

«…Между тем псы заливались всеми возможными голосами …»
Крестьянская деревня Коробочки — ухоженная и не маленькая:

«… деревушка была порядочная…» 

«… Да у ней деревушка не маленька…» (Чичиков)

«…У вас, матушка, хорошая деревенька…»
 В деревне Коробочки живут около 80 крепостных крестьян:

«… Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят…»

Крестьянские дома в деревне выглядят хорошо, потому что помещица следит за их состоянием:

«… избенки крепкие…»

Почему не выделяется приложение: Это усадьба старухи помещицы Ярцевой
Двор Коробочки. Художник А. Лаптев

«… За огородами следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но… показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым…»
Ворота в деревне Коробочки сделаны хорошо и не подкашиваются:

«…ворота нигде не покосились…»
В усадьбе Коробочки большие огороды, на которых выращиваются овощи и фрукты:

«… пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья …»

У Коробочки имеются запасные телеги на случай, если старые сломаются:

«…в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две…»
Известно, что крепостные крестьяне Коробочки разводят пчел, птиц, свиней, производят пеньку, муку, крупы и т.д.:

«…если случится муки брать ржаной, или гречневой, или круп, или скотины битой, так уж, пожалуйста, не обидь меня…»  

«…У меня о Святках и свиное сало будет…» 

«…У меня к Филиппову посту будут и птичьи перья…»

«…лучше я вам пеньку продам…»

Таким образом, Коробочка является хозяйкой вполне благополучной и ухоженной усадьбы. Деловитая и бойкая Коробочка умеет хорошо вести хозяйство, несмотря на свою ограниченность и глупость.

Это было описание усадьбы и деревни помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души» Гоголя: характеристика имения, поместья героини.

Смотрите:

Все материалы о Коробочке
Все материалы по поэме «Мертвые души» 

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/06/usadba-korobochki-opisanie-derevnja-pomeste-imenie.html

Итоговая контрольная работа (тестирование в формате ГИА) по русскому языку в 8-х классах

Итоговая контрольная работа (тестирование в формате ГИА) по русскому языку в 8-х классах

8 класс. Часть I.

  • Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
  • Помните, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
  • Объём изложения – не менее 90 слов.
  • Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга.

Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

 И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия.

А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру. 

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл.

Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями.

Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. 

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг. (По материалам энциклопедии) (248 слов) 

Вариант 1

(2)Многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе. (4)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант.

(5)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (6)Как бы то ни было, зала была набита битком. 7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом.

(8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама, как говорили, жена музыканта.

(9)Южнорусская публика вообще любит и ценит свои родные мелодии, но здесь даже разношёрстная толпа была сразу захвачена глубокой искренностью выражения.

(10)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта.

(11)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом…

(12) Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу. (13)Слепой сидел с опущенною головой, удивлённо прислушиваясь к этому грохоту. (14)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам. (15)Многолюдная зала мгновенно притихла.

(16)В эту минуту вошёл Максим. (17)Старик слушал и ждал. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков…

(19)И вдруг сердце Максима упало. (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. (21)Вырвался, прозвенел и замер. (22)И опять живой рокот, всё ярче и сильнее, сверкающий и подвижный, счастливый и светлый. (23)Это уже не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (24)На глазах старика появились слёзы. (25)Слёзы были и на глазах его соседей.

(26)«Он прозрел, да, это правда — он прозрел, — думал Максим. (27) — Да, он прозрел… (28)На месте слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…»

(29)И старый солдат всё ниже опускал голову. (30)Вот и он сделал своё дело, и он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой…

  1. (По В. Короленко)
  2. Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
  3. А1 Какая тема не затрагивается в тексте?
  1. История личной жизни слепого музыканта.

  2. Отношение южнорусской публики к своим родным мелодиям.

  3. История жизни Максима.

  4. Впечатление, производимое музыкой слепого музыканта.

А2 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему сердце Максима упало?»

  1. (11)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом…

  2. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков…

  3. (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон.

  4. (24)На глазах старика появились слёзы.

A3  О чём свидетельствует информация, заключённая в предложениях 26—27?

  1. Слепой музыкант стал видеть.

  2. Музыкант, как всякий слепой человек, очень эгоистичен.

  3. Музыкант чувствует переживания людей.

  4. Слепой музыкант стал очень хорошо играть.

А4  В каком из предложений используются антонимы?

  1. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе.

  2. (5)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений.

  3. (7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом.

  4. (28) На месте слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…»

А5 В каком значении употреблено слово глубокой в предложении 9?

  1. имеющая большую глубину

  2. отдалённая, глубинная

  3. большая и сильная

  4. тщательно скрытая

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1 Замените стилистически окрашенный фразеологизм сердце упало в предложении 19 нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.

  • В2 Из предложений 2-4 выпишите слово с двойной согласной в корне.
  • В3 Из предложений 12—15 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от их значения.
  • В4 Из предложений 10—13 выпишите слова, в которых правописание суффикса (Н или НН) определяется тем, что это полные страдательные причастия прошедшего времени, имеющие приставки.
  • В5 Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью примыкание.
  • В6 Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

В7 Среди предложений 9—13 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В8 Среди предложений 17—25 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Вариант 2

(1)Я ушёл далеко за город. (2)По краям дороги, за развесистыми вётлами, волновалась рожь и тихо трещали перепела; звёзды теплились в голубом небе.

(3)В такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начинает казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая, что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная красота. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.

(5)Справа, над светлым морем ржи, темнел вековой сад барской усадьбы. (6)Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое, сдержанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон.

(7)Тёплый воздух тихо струился, звёзды мигали, как живые.

(8)Всё дышало глубоким спокойствием; каждый колебавшийся колосок, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.

(9)Меня потянуло в тёмную чащу лип. (10)Из людей я там никого не встречу: это усадьба старухи помещицы Ярцевой, и с нею живёт только её сын-студент. (11)Он застенчив и молчалив, но ему редко приходится сидеть дома. (12)Говорят, он замечательно играет на скрипке и его московский учитель профессор сулит ему великую будущность.

(13)Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. (14)Вдруг где-то недалеко за мной раздались звуки настраиваемой скрипки.

(15)Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь, неосвещённых окон. (1б)3начит, молодой Ярцев дома… (17)Музыкант стал играть.

(18)Я поднялся, чтобы уйти: грубым оскорблением окружающему казались мне эти искусственные человеческие звуки.

(19)Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация. (20)Но что это была за импровизация! (21)3вуки лились робко, неуверенно. (22)Они словно искали чего-то, словно силились выразить что-то.

(23)Не самою мелодией приковывали они к себе, — её, в строгом смысле, даже и не было, — а именно этим томлением по чему-то другому, что невольно ждалось впереди. (24)Вот-вот, казалось, будет схвачена тема.

(25)Но проходила минута, и струны начинали звенеть сдерживаемыми рыданиями: намёк остался непонятым.

(26)С новым и странным чувством я огляделся вокруг. (27)Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. (28)Но я смотрел на неё уже другими глазами: всё окружающее было для меня теперь лишь прекрасным, беззвучным аккомпанементом к тем боровшимся, страдающим звукам.

  1. (По В. Вересаеву)
  2. Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
  3. А1 Какая тема не затрагивается в тексте?
  1. Усадьба старухи помещицы Ярцевой.

  2. Ночная природа.

  3. Душевное расстройство героя-рассказчика.

  4. Странная музыка в загадочной ночи.

А2 Почему герой-рассказчик испытывал в душе глухое раздражение?

  1. Герой-рассказчик заблудился.

  2. Его оскорбили звуки скрипки — «искусственные человеческие звуки».

  3. Он чувствовал, что красота природы недоступна ему.

  4. Он не увидел молодого Ярцева и не поговорил с ним.

А3 В каком предложении раскрывается впечатление, которое произвела музыка на героя-рассказчика?

  1. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.

  2. (13)Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку.

  3. (19)Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация.

  4. (28)Но я смотрел на неё уже другими глазами: всё окружающее было для меня теперь лишь прекрасным, беззвучным аккомпанементом к тем боровшимся, страдающим звукам.

А4 В каком из приведённых ниже фрагментов использованы контекстные синонимы?

  1. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.

  2. (6)Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое, сдержанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон.

  3. (8)Всё дышало глубоким спокойствием; каждый колебавшийся колосок, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.

  4. (15)Я        с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь, неосвещённых окон.

А5 В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

  1. по краям дороги (предложение 2)

  2. волновалась рожь (предложение 2)

  3. воздух струился (предложение 7)

  4. глухим раздражением (предложение 13)

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1  Замените слово аккомпанементом в предложении 28 синонимом. Напишите этот синоним.

  • В2  Из предложений 5—6 выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
  • В3  Из предложений 13—14 выпишите слова с неизменяемыми на письме приставками.
  • В4  Из предложения 3 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется тем, что это действительное причастие образовано от глагола I-го спряжения.
  • В5  Из предложений 26-27 выпишите словосочетание со связью примыкание.
  • В6  Из предложений 13—18 выпишите составное глагольное сказуемое.

В7  Среди предложений 13—18 найдите предложение(-я) с  обособленными определениями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В8  Среди предложений 19—24 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Источник: https://infourok.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-testirovanie-v-formate-gia-po-russkomu-yaziku-v-h-klassah-3175507.html

Читать

Викентий Вересаев

Загадка

Я ушел далеко за город. В широкой котловине тускло светились огни го рода, оттуда доносился смутный шум, грохот дрожек и обрывки музыки; был праздник, над окутанным пылью городом взвивались ракеты и римские свечи. А кругом была тишина. По краям дороги, за развесистыми ветлами, волновалась рожь, и тихо трещали перепела; звезды теплились в голубом небе.

Ровная, накатанная дорога, мягко серея в муравке, бежала вдаль. Я шел в эту темную даль, и меня все полнее охватывала тишина. Теплый ветер слабо дул навстречу и шуршал в волосах; в нем слышался запах зреющей ржи и еще чего-то, что трудно было определить, но что всем существом говорило о ночи, о лете, о беспредельном просторе полей.

Все больше мною овладевало странное, но уже давно мне знакомое чувство какой-то тоскливой неудовлетворенности. Эта ночь была удивительно хороша. Мне хотелось насладиться, упиться ею досыта. Но по опыту я знал, что она только измучит меня, что я могу пробродить здесь до самого утра и все-таки ворочусь домой недовольный и печальный.

Почему? Я сам не понимаю… Я не могу иначе, как с улыбкою, относиться к одухотворению природы поэтами и старыми философами, для меня природа как целое мертва.

В ней нет души, в ней нет свободы…

Но в такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начинает казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая; что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная красота. Я чувствую, – эта красота недоступна мне, я не способен воспринять ее во всей целости; и то немногое, что она мне дает, заставляет только мучиться по остальному.

Никогда еще это настроение не овладевало мною так сильно, как теперь.

Огни города давно скрылись. Кругом лежали поля. Справа, над светлым морем ржи, темнел вековой сад барской усадьбы. Ночная тишина была полна жизнью и неясными звуками.

Над рожью слышалось как будто чье-то широкое сдержанное дыхание; в темной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон; крикнула ли это в небе спугнутая с гнезда цапля, пискнула ли жаба в соседнем болоте, – бог весть… Теплый воздух тихо струился, звезды мигали, как живые.

Все дышало глубоким спокойствием и самоудовлетворением, каждый колебавшийся колос, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я один стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.

Она жила для себя. Мне было обидно, что ни одной живой души, кроме меня, нет здесь. Но я чувствовал, что ей самой, этой ночи, глубоко безразлично, смотрит ли на нее кто или нет и как к ней относится. Не будь и меня здесь, вымри весь земной шар, – и она продолжала бы сиять все тою же красотою, и не было бы ей дела до того, что красота эта пропадает даром, никого не радуя, никого не утешая.

Слабый ветер пронесся с запада, ласково пригнул головки полевых цветов, погнал волны по ржи и зашумел в густых липах сада. Меня потянуло в темную чащу лип и берез.

Из людей я там никого не встречу: это усадьба старухи помещицы Ярцевой, и с нею живет только ее сын-студент; он застенчив и молчалив, но ему редко приходится сидеть дома; его наперерыв приглашают соседние помещицы и городские дамы.

Говорят, он замечательно играет на скрипке и его московский учитель-профессор сулит ему великую будущность.

Я прошел по меже к саду, перебрался через заросшую крапивою канаву и покосившийся плетень. Под деревьями было темно и тихо, пахло влажною лесною травою. Небо здесь казалось темнее, а звезды ярче и больше, чем в поле.

Вокруг меня с чуть слышным звоном мелькали летучие мыши, и казалось, будто слабо натянутые струны звенят в воздухе. С деревьев что-то тихо сыпалось. В траве, за стволами лип, слышался смутный шорох и движение.

И тут везде была какая-то тайная и своя, особая жизнь…

На востоке начинало светлеть, но звезды над ивами плотины блестели по-прежнему ярко; внизу, под горою, по широкой глади пруда шел пар; открытая дверь купальни странно поскрипывала в тишине.

Однообразно кричал дергач. «Ччч-чи! Ччи-чи!» – спокойно и уверенно звучало в воздухе.

Спокойно мерцали звезды, спокойно молчала ночь, и все вокруг дышало тою же уверенною в себе, нетревожною и до страдания загадочною красотою.

Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. Вдруг где-то недалеко за мною раздались звуки настраиваемой скрипки.

Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел зад небольшого флигеля, и звуки неслись из его раскрытых настежь, неосвещенных окон. Значит, молодой Ярцев дома… Музыкант стал играть.

Я поднялся, чтобы уйти; грубым оскорблением окружающему казались мне эти искусственные человеческие звуки.

Я медленно подвигался вперед, осторожно ступая по траве, чтоб не хрустнул сучок, а Ярцев играл…

Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация. Но что это была за импровизация! Прошло пять минут, десять, а я стоял не шевелясь и жадно слушал.

Звуки лились робко, неуверенно. Они словно искали чего-то, словно силились выразить что-то, что выразить были не в силах.

Не самою мелодией приковывали они к себе внимание – ее, в строгом смысле, даже и не было, – а именно этим исканием, томлением по чем-то другом, что невольно ждалось впереди. – Сейчас уж будет настоящее – думалось мне.

А звуки лились все так же неуверенно и сдержанно. Изредка мелькнет в них что-то – не мелодия, лишь обрывок, намек на мелодию, – но до того чудную, что сердце замирало.

Вот-вот, казалось, схвачена будет тема, – и робкие ищущие звуки разольются божественно спокойною торжественною неземною песнью. Но проходила минута, и струны начинали звенеть сдерживаемыми рыданиями: намек остался непонятным, великая мысль, мелькнувшая на мгновенье, исчезла безвозвратно.

Что это? Неужели нашелся кто-то, кто переживал теперь то же самое, что я? Сомнения быть не могло: перед ним эта ночь стояла такою же мучительною и неразрешимою загадкой, как передо мною.

Вдруг раздался резкий, нетерпеливый аккорд, за ним другой, третий, – и бешеные звуки, перебивая друг друга, бурно полились из-под смычка. Как будто кто-то скованный яростно рванулся, стараясь разорвать цепи.

Это было что-то совсем новое и неожиданное. Однако чувствовалось, что именно нечто подобное и было нужно, что при прежнем нельзя было оставаться, потому что оно слишком измучило своею бесплодностью и безнадежностью… Теперь не слышно было тихих слез, не слышно было отчаяния; силою и дерзким вызовом звучала каждая нота.

И что-то продолжало отчаянно бороться, и невозможное начинало казаться возможным; казалось, еще одно усилие – и крепкие цепи разлетятся вдребезги и начнётся какая-то великая, неравная борьба. Такою повеяло молодостью, такою верою в себя и отвагою, что за исход борьбы не было страшно.

«Пускай нет надежды, мы и самую надежду отвоюем!» – казалось, говорили эти могучие звуки.

Я задерживал дыхание и в восторге слушал. Ночь молчала и тоже прислушивалась, – чутко, удивленно прислушивалась к этому вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков.

Побледневшие звезды мигали реже и неувереннее; густой туман над прудом стоял неподвижно; березы замерли, поникнув плакучими ветвями, и все кругом замерло и притихло.

Над всем властно царили несшиеся из флигеля звуки маленького, слабого инструмента, и эти звуки, казалось, гремели над землею, как раскаты грома.

С новым и странным чувством я огляделся вокруг. Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. Но я смотрел на нее другими глазами: все окружавшее было для меня теперь лишь прекрасным беззвучным аккомпанементом к тем боровшимся, страдавшим звукам.

Теперь все было осмысленно, все было полно глубокой, дух захватывающей, но родной, понятной сердцу красоты. И эта человеческая красота затмила, заслонила собою, не уничтожая ту красоту, по-прежнему далекую, по-прежнему непонятную и недоступную.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=129801&p=1

Характеристика образа Коробочки, ее хозяйства и усадьбы из поэмы Гоголя «Мертвые души»

В образе Коробочки Гоголь олицетворяет жадность и убогость. Давайте подробнее познакомимся с персонажем «Мертвых душ»

В поэме Гоголя «Мертвые души» основные события разворачиваются вокруг путешествия мошенника Чичикова по российским губерниям. Автор представляет читателю несколько ярких персонажей помещиков. Раскрывая их образ жизни и хозяйственную деятельность, Гоголь отображает тяжелое положение русского народа и обличает недостатки существующего строя начала 19 века.

Одним из центральных персонажей в произведении «Мертвые души» выступает помещица Коробочка.

Характеристика помещицы Коробочки

Ее личность сочетает в себе сложные и противоречивые черты характера. Способность помещицы грамотно вести хозяйство и внимательное отношение к крестьянам наделяют ее некоторой привлекательностью. В женском образе Настасьи Петровны воплощены недостающие черты российских помещиков, ранее представленных Гоголем.

Преодолевая расстояние от помещика Собакевича к Манилову, покупатель «мертвых душ» сбивается с пути. Позднее время суток и непогода вынуждают его попроситься на ночлег в ближайшее поместье, в котором проживает одинокая помещица Коробочка. Чичиков представляется дворянином, что сразу же подкупает Настасью Петровну. Она радушно принимает незнакомого гостя в своем доме.

Автор представляет нам помещицу как вдову преклонного возраста. Она не обладает внешним обаянием, но располагает к себе своим внимательным отношением. Настасья Петровна не носит пышных нарядов и имеет странноватый вкус в одежде. Его шея постоянно обвешана какими-то лохмотьями непонятного назначения.

Вдова преклонного возраста

Имя Коробочка подчеркивает «дубинноголовость» помещицы. Такое явление было весьма распространенным среди служащих. Суть такого типа людей заключается в их узколобости и зацикленности на собственных решениях.

Гоголь очень мало пишет о ее семье. Единственным родственником выступает московская сестра, которую Настасья Петровна иногда проведывает. Неизвестно, есть ли у старухи дети, но в разговоре она упоминает о подаренных сестрой сапожках для детей.

У старухи имеются некоторые проблемы со здоровьем. По ночам ее одолевает бессонница, а в непогоду беспокоит поясница и суставы. Обладая ценными практическими знаниями, помещица активно использует народные средства для лечения.

За помещицей неоднократно подмечается бережливое отношение ко всему, что ее окружает. Она во всем поддерживает чистоту и порядок. Интерьер и бытовые принадлежности давно не обновлялись, но зато проверены временем и полностью устраивают хозяйку. Дом помещицы можно смело назвать коробочкой, которая битком набита старинными забытыми вещами.

  • Настасья Петровна относилась к категории людей, которые постоянно преувеличивают свои проблемы и жалуются на жизнь: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».
  • Даже в своих сбережениях помещица организовала определенный порядок. «Целковички», «четвертачки» и «полтиннички» хранятся по отдельности, в разноцветных мешочках.
  • Ей нравится пересчитывать ежедневно свои сбережения и копить, не преследуя конкретной цели. Не имея близких родственников, помещице некому передать свои сбережения. Если бы она могла, то точно забрала бы их на «тот свет». Наталья Петровна мастерски прибедняется перед Чичиковым, пытаясь повлиять таким образом на цену предлагаемого товара.

Круг общения помещицы воспринимает ее как глупую и необразованную женщину. Настасья Петровна не использовала в разговоре красивых слов и не претендовала на образованность. Она была проста и прямолинейна. Недальновидность старухи проявлялась в отрицании всего нового и современного.

В поступках людей она прежде всего выискивала отрицательные моменты, после чего увидеть что-то полезное и положительное становилось очень сложно. Настасья Петровна обладала неким упрямством, которое становилось препятствием на пути к правильным решениям. Самой важной для нее была собственная точка зрения, доводы окружающих практически не брались во внимание.

Жадная

В помещице сочетаются противоречивые поступки. Она часто крестится и молится, что говорит о ее вере во Всевышнего. В разговоре упоминает не только Бога, но и черта. Но при этом позволяет себе раскинуть карты и погадать сразу после молитвы. Она искреннее верит, что следствием карточной раскладки становятся вещие сны.  Излишняя суеверность подчеркивает невежество Коробочки.

Символические приемы Гоголя указывают на мистичность образа Коробочки. Расположение дома на отшибе, устрашающие детали интерьера, вечные причитания старухи и ее своеобразная одежда приближают ее образ к сказочному персонажу.

Усадьба и хозяйство Коробочки

По сравнению с жилищами других помещиков, усадьба помещицы выглядела самой практичной. Речь не идет о внешней привлекательности. Никаких декоративных украшений на ней не было. Несмотря на небольшой размер постройки, каждая деталь дома находилась на своем месте.

Даже дождевая вода, стекающая с крыши, собиралась в бочку и наверняка находила свое применение. Владение помещицы охраняется собаками, что подчеркивает ее дальновидность. Попасть в дом незамеченным не представляется возможным.

На приезд Чичикова собаки отреагировали очень агрессивно.

Внутри дома был давний ремонт и старая мебель. Стены дома украшали картины, написанные масляными красками. Среди них ярко выделялись изображение Кутузова и какого-то старика в мундире.

В интерьере присутствовали зеркала, к которым были прикреплены бумаги и безделушки. Мрачную обстановку дополняли часы. Их работа сопровождалась неприятными звуками, напоминавшими эхо из прошлого. Все в доме представляется застывшим и безжизненным.

На фоне убранных комнат Гоголь изображает летающих мух, которые подчеркивает внутренний застой персонажа.

Двор

Все сооружения в деревне ухожены и отремонтированы. В сравнении с деревней Собакевича, жилье крестьян выглядит несколько проще, но ни одного ветхого элемента не замечено.

Помещица Коробочка управляет хозяйством с 80 крепостными. Такое количество значительно ниже, чем у ее соседей, но абсолютно не мешает старухе получать стабильный финансовый доход. Хозяйственность помещицы придавала деревне особенный уют. Чичиков был приятно удивлен порядку в деревне. Коробочка не упускает возможности заработать денег.

Помещица выращивает и продает большой ассортимент фруктовых и овощных культур. Занимается разведением домашней живности. В ее хозяйстве большое количество домашней птицы и свиней.

Также значительный доход приносит пчеловодство и выращивание манильской пеньки. Помещицу полностью устраивало собственное положение.

Поэтому она живет в своей комфортной среде и не видит никакой необходимости что-либо менять.

Дом со старой мебелью

Коробочка знает всех крепостных по именам. Помещица всегда в курсе текущих дел. Все процессы, касающиеся имения, не проходят без ее участия. Она умеет налаживать нужные знакомства. Не дает себя в обиду и по любым спорным вопросам обращается в суд.  В сделке с Чичиковым Наталья Петровна готова продать 18 «мертвых душ».

Она с благодарностью вспоминаем о каждом умершем, об их проделанной работе и человеческих качествах. Не забывая при этом упомянуть собственные интересы. Это характеризует ее с положительной стороны. Несколько крепостных довелось увидеть Чичикову. Их крепкое мужское телосложение произвело на него приятное впечатление.

Несмотря на короткое знакомство с Чичиковым, Коробочка окружает гостя комфортом и заботой. Старается всячески угодить с обедом и беспокоится, чтобы прислуга вычистила одежду.

Поздний приезд непредвиденного гостя не мешает хозяйке обеспечить достойный ночлег. В самом начале знакомства помещица позволяет себе открытые высказывания, подчеркивающие ее примитивное развитие. Старуха применяет к Чичикову нелепые сравнения.

Когда их разговор переходит на повышенные тона, помещица бесцеремонно поправляет собеседника.

Каждое решение принимается Коробочкой с осторожностью и чрезмерной подозрительностью. Предложение о продаже «мертвых душ» поражает ее и вводит в недоумение. В ее голове один за другим возникают глупые вопросы.

Как же продать то, что нельзя отнести к материальным вещам? Предмет сделки она приравнивает к продаже муки, меда и др. продуктов. Сопоставление ценности душ и товара добавляет старухе морального уродства.

Примитивное мышление наводит ее на мысль о том, что души будут выкапывать из земли.

Старуха привыкла к определенной последовательности своих действий и боится упустить собственную выгоду. Несмотря на симпатию к Чичикову, она не доверяет ему: «... Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят…«.

Помещица склоняется к тому, что нужно повременить с продажей, тем самым пытается повлиять на решение торговца и набить цену. Старуха готова отправиться в город, чтобы проверить истинную цену необычного товара. Ее упрямство выводит Чичикова из равновесия. Несмотря на деловитость старухи, для продавца очевидна ее глупость.

Но повлиять на ее решение практически невозможно.

Боится упустить выгоду

Любые аргументы, расходящиеся с ее точкой зрения, не берутся во внимание: «… Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены…«.

Единственное предложение, которое смягчило позицию помещицы, это обещание Чичикова купить у нее продукты питания. У Коробочки все переводится в денежный эквивалент. Проанализировав возможность пополнения собственного капитала, старуха соглашается на сделку.

Вопреки некоторым недостаткам, Чичиков воспринимает Коробочку как деловую предприимчивую помещицу.

Наталья Петровна выступает в произведении как противоречивый персонаж. Ее положительными качествами выступает хозяйственность и бережливость, забота о крепостных. Неприятное впечатление создают глупость и ограниченность старухи. Постоянные беспочвенные жалобы помещицы отбивают желание от дальнейшего общения. В подобных проявлениях свой отпечаток наложил ее преклонный возраст.

Персонаж в поэме противоречивый

Гоголь называет ее убогой. Основная задача помещицы – накопить. В вечной гонке за материальным, она не замечает серость и бессмысленность собственной жизни. Автор наводит читателя на мысль о том, что накопление финансовых средств путем эксплуатации труда простого народа убивает моральный облик человека. Наталью Петровну можно причислить к «мертвым душам».

Черты, которые отображены в Коробочке, присущи для большинства представителей господствующего класса. Жажда наживы и любовь к деньгам подкрепляются невежеством и тупостью. Приземленный народ существует в своем примитивном мире преследуя лишь одни интерес – дешевле купить и выгодно продать.

Видео: Что такое «Мертвые души» Гоголя?

Источник: https://heaclub.ru/harakteristika-obraza-korobochki-ee-hozyajstva-i-usadby-iz-poemy-gogolya-mertvye-dushi

Усадьба Коробочки

В третьей главе поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» описывается Настасья Петровна Коробочка, усадьба которой помогает точнее и подробнее раскрыть образ героини.

Заблудившись ночью, Чичиков оказывается у небольшого по размерам домика, перед входом которого красовалась лужа, освещенная светом, исходившим из окон половины дома.

Крыша дома была деревянная, по ней стекали капли дождя, для чего была припасена бочка.

Поместье Коробочки охраняли псы, которые «заливались всеми возможными голосами». Автор особое внимание уделяет подробному описанию воя каждой собаки, в связи с этим он приходит к выводу, что деревушка довольно «порядочная».

Огромную роль играет комната, в которой остановился Чичиков. Она была обклеена старенькими полосатыми обоями, на стенах находились картины с нарисованными птицами.

Однако при внимательном осмотре было заметно, что на этих картинах были не только птицы: был и портрет Кутузова, и портрет «какого-то старика с красными обшлагами на мундире», нарисованный масляными красками.

Вероятно, это был портрет покойного мужа Коробочки, про которого она несколько раз упоминает.

На стене также висели часы, на циферблате которых были нарисованы цветы. Н. В. Гоголь этим часам отводит особую роль. То, как они показывали время, описывается несколько раз.

Перед тем как часам приходила «охота бить», они издавали странное шипение, которое было схоже с наполняющими комнату змеями. Шипение, которое пугало гостей, сменялось на хрипение, после которого часы били нужное время, «понатужась всеми силами».

Звук был похож на то, будто кто-то палкой бил по разбитому горшку. Вскоре часы приходили в обратное положение.

Рядом с окнами висели маленькие старинные зеркала, рамки которых были в виде темных свернувшихся листьев. За каждым из этих зеркал были заложены всевозможные предметы: письмо, старая колода карт, чулок.

После разговоров с Коробочкой Чичиков понял, что он находится в «порядочной глуши», потому что поблизости нет ни одного богатого помещика. До города было целых шестьдесят верст.

Чичиков говорит героине, что у нее хорошая деревенька, однако делает он это для того, чтобы узнать, сколько крестьян находится в ее владении.

Эта «хорошая деревенька» выглядела следующим образом: окно комнаты, в которой находился главный герой, выходило прямо на узенький дворик, который, вероятно, служил курятником, так как он был весь заполнен птицами и домашней «тварью»: индейки и куры, которым «не было числа», петух, семейство свиней, цыплята.

За курятником были «пространные» огороды, на которых выращивались капуста, лук, картофель, свекла и другие овощи. Также стояли яблони и другие фруктовые деревья. Для их защиты от птиц были сооружены сети, а также поставлены чучела, на одном из которых был надет чепец самой хозяйки.

После огородов тянулись избы, в которых жили крестьяне. Эти строения, как отмечал Чичиков, «показывали довольство обитателей», так как дома не отличались своей обветшалостью. Ворота нигде не были покошенными, тес на крышах был новый, а где-то даже стояли новые телеги. Крестьяне разводят свиней, птиц и пчел, а также готовят муку, пеньку и различные крупы.

Чичиков приходит к выводу, что деревня Коробочки «не маленька».

Н. В. Гоголь широко описывает усадьбу Коробочки, которую можно назвать хорошей хозяйкой. Имение ее ухожено, огород приносит огромные плоды. Избы крестьян не рушатся, они находятся в хорошем состоянии.

Однако писатель показывает, что, несмотря на умение вести хозяйство, героиня является скупой помещицей. Она умственно ограниченна, живет определенным распорядком дня, который полностью занимают хозяйственные дела.

Усадьба героини является «коробочкой» для нее. Жизнь Настасьи Петровны скучна и примитивна, в ней нет никаких событий, кроме самых обыденных, связанных с домашним хозяйством. Это указывает на то, что Коробочка духовна уже мертва.

Данная статья поможет написать сочинение «Усадьба Коробочки», подробно рассмотрит составляющие поместья и деревни героини, а также поможет понять, зачем Н. В. Гоголь дает описание имения.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/usadba-korobochki.html

Усадьба бабушки А.С. Пушкина Захарово под Звенигородом

В выходные мы отправились с подругой на осмотр двух подмосковных усадеб под Звенигородом, связанных с именем нашего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Первая,  Захарово – это бывшее имение его бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, в которой он провел пять лет своего детства. Вторая — Большие Вяземы, которая была до революции усадьбой князей Голицыных, живущих по соседству, у которых Александр Сергеевич не раз останавливался в гостях.

Мы заранее по телефону, найденному на сайте музея, выяснили, что сборные экскурсии начинаются в 12-00 и в 14-00 в каждой усадьбе. Нам посоветовали начать с Захарово, так как она поменьше, чтобы успеть в Вяземы к 14-00.

Мы решили выехать заранее, чтобы успеть пофотографировать парк, но, к сожалению, приехали всего лишь за пятнадцать минут до начала экскурсии, поэтому все снимки делали уже в процессе осмотра усадьбы с гидом.

  • Усадьба

Итак, несмотря на то, что известно сельцо Захарово с давних времен и принадлежало оно нескольким дворянским и купеческим родам, нам больше интересен тот период, когда в нем бывал маленький Александр Сергеевич Пушкин. В 1804 г.

его бабушка Мария Алексеевна купила это имение у вдовы капитана И. Тинкова. В первом зале музея можно увидеть археологические находки, которые были найдены во время реставрации на месте помещичьего дома.

Возможно, каких-то предметов касалась рука Пушкина или его бабушки.

  1. Декор

 

Судьба этой женщины была необычна и полна загадок. Ее девичья фамилия тоже Пушкина, выросла она в достаточно обеспеченной и уважаемой семье. В довольно позднем возрасте для той эпохи, в 27 лет вышла замуж за одного из сыновей Абрама Петровича Ганнибала знаменитого «Арапа Петра Великого».

Молодые поселились в имении свекра, где у них родилась дочь Надежда Осиповна Ганнибал – мать Александра Сергеевича. Но семейная жизнь пары не заладилась: очень скоро Осип Абрамович растратил приданое своей супруги и стал ей изменять. А спустя время вообще забрал восьмимесячную дочь, объявил себя вдовцом и женился повторно на Устинье Толстой.

Мария Алексеевна подняла все свои связи, обратилась с прошением даже к императрице Екатерине Второй, с просьбой разобраться в деле о двоеженстве ее супруга и вернуть ей дочь. Когда обман вскрылся, вторая супруга также подала на Осипа Абрамовича в суд за растрату ее состояния.

После разбирательств Ганнибала принудительно сослали на флот, а Надежду Осиповну вернули матери уже в возрасте трех лет и определили для ее содержания передать одно из имений Ганнибалов Кобрино. Кстати, все браться Осипа Абрамовича Ганнибала в этом конфликте поддержали его первую жену Марию Алексеевну и дочь.

В следующем зале мы видим портреты участников всей этой запутанной истории. Также здесь представлены изображения отца поэта и его дяди Сергея и Василия Пушкиных.

  • Интерьер

 

Сергей Львович Пушкин женился на своей троюродной племяннице Надежда Осиповне Ганнибал. Воспитанием их детей занималась бабушка Мария Алексеевна. Для того, чтобы внуки росли на природе, она и приобрела подмосковное имение Захарово. В одном из залов музея мы видим бюст маленького Пушкина. Именно таким он впервые приехал в это место.

  1. Пушкин

 

До общения с бабушкой дети Пушкиных не знали даже русского языка, а первые стихи поэт писал на французском. Однако именно Мария Алексеевна привила им любовь к родине и родному языку. Печальное событие произошло в семье в  1807, когда Александру было всего восемь лет.

Неожиданно заболел его младший брат Николай и вскоре скончался. Это оставило глубокий отпечаток в душе поэта на всю жизнь. Похоронен Николай Пушкин был за алтарной частью Преображенской церкви в соседней усадьбе Большие Вяземы.

Сейчас его могила восстановлена, и мы можем видеть даже небольшой памятник, который, между прочим, венчает знак масонов всевидящее око.

  • Захарово
  • В усадебном доме в Захарово воссоздана комната Марии Алексеевны, парадная столовая и импровизированная детская с партой.
  • Интерьер
  • В то время дети учились стоя, наверное, считалось, что так обучение будет более эффективным.
  • Интерьер
  • Кроме того в бывших хозяйственных помещениях мы видим предметы крестьянского быта: посуду, мебель, прялки, и другую домашнюю утварь.
  • Интерьер
  • Здесь невозможно не вспомнить о няне Александра Сергеевича Арине Родионовне, которая открыла ему богатый мир русского фольклора и сказок.
  • Интерьер

         

К ее дочери поэт приезжал незадолго до свадьбы и был поражен тем, в каком упадке и разорении он застал любимое Захарово. Дело в том, что семья испытывала денежные трудности и в 1811 г. имение продали родственникам.

Александр в то время уже учился в лицее, но сквозь всю свою жизнь он пронес светлую память об усадьбе детства, где он бегал среди липовых аллей, купался в пруду, смотрел на крестьянские хороводы, пил чай в березовой роще.

Кстати, эту рощу попытались воссоздать, но после зимы молодые березки сильно погнулись и вряд ли уже поднимутся. Тот небольшой деревянный дом, который мы сейчас видим в Захарово, был воссоздан совсем недавно.

  1. Интерьер

 

Рядом с ним стоит чудесный памятник М. А. Ганнибал и  маленькому А. С. Пушкину. Автор очень точно передал любящее бабушкино лицо и ласковый взгляд, устремленный на внука.

  • Пушкин
  • Немного дальше у пруда еще один памятник Пушкину.
  • Памятник

   

Дом окружает фруктовый сад, и вероятно поздней весной или летом здесь будет очень красиво. Нам же немного не повезло с погодой, так как пейзажи вокруг своей суровостью напоминали глубокую осень.

  1. Захарово
  2. Кроме того, на территории усадьбы действует конный клуб и нам удалось пройти на конюшню, где мило рассказали о своих питомцах.
  3. Захарово
  4. Кроме лошадей на территории хозяйничает группа очень деловых гусей, которые ходили за нашей группой буквально по пятам.
  5. Захарово
  6. Захарово очень уютное и атмосферное место, которое сохранило память о детстве великого поэта.
  7. Захарово

       

Здесь регулярно проходят литературные вечера и другие мероприятия, связанные с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Мне кажется, этот музей обязательно стоит посетить, чтобы больше узнать о детстве нашего главного поэта и почувствовать, где становился его талант, какие пейзажи повлияли на его восприятие русской природы.

Источник: https://shagau.ru/2017/04/29/usadba-babushki-as-pushkina-zaharovo-pod-zvenigorodom

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики» | Литерагуру

Повесть «Старосветские помещики» входит в сборник  «Миргород», который вышел вслед за «Вечерами на хуторе близ Диканьки», и сильно отличается от сказочно-фантастичной книги. В ней описывается жизнь и смерть двух стариков, которые очень дороги Гоголю.

Главная мысль

Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями.

Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов.

Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.

По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.

Главные герои

  1. Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно.

    Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.

  2. Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику.

    Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят.  Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.

  3. Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен.

    Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.

Тема любви

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви.

Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой.

Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.

А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.

Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

Особенности произведения

Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях.

Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос.

И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.

Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.

День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.

Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.

Юлия Курганова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-gogolya-starosvetskie-pomeshhiki/

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика