«не» с деепричастиями — слитно и раздельно (правило, примеры)

  • ·                   Сегодня мы с вами прослушаем ковбойскую историю о приручении дикой частицы НЕ.
  • ·                   Узнаем, что в русском языке бывают и легкие правила.
  • ·                   И поймем, что даже в легких правилах бывают исключения.
  • Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
  • Деепричастие образуется от глагола.
  • играть – играя,
  • пробежать – пробежав,
  • ненавидеть – ненавидя            
  • Поэтому вспомним сначала, как пишется НЕ с глаголом.
  • Правильно – раздельно!
  • Из этого правила есть только одно исключение: если без «не» глагол не употребляется, мы пишем НЕ с глаголом слитно.
  • Аля никогда не играла с куклами
  • Спортсмены не пробегут эту дистанцию.
  • Вадим просто ненавидит лечить зубы.

А как же пишется не с деепричастиями? Это правило прекрасно укладывается в пять слов. Не с деепричастиями пишем раздельно.

Чтобы догадаться об исключениях из этого правила, давайте прослушаем историю в духе ковбойского вестерна.

Перенесемся в прерии Великой Грамматики, по которым преспокойно разгуливает дикая частица НЕ. Эта частица славится своим неуживчивым нравом и не каждому дается. Например, от шерифа Глагола она почти всегда убегала.

Но нашелся смельчак, который решился поймать и приручить дикую частицу – этим смельчаком был ковбой Деепричастие. «Я поймаю эту частицу, и мы всегда будем вместе!», − заявил он.

 И стал пытаться поймать мустанга НЕ. Сидя в засаде, подползая по земле и даже разложив приманку! И что же вы думаете? НЕ ни разу не подпустила его к себе!

Так и гонялся ковбой за частицей, не останавливаясь, не жалея себя и ни разу не отдохнув. Тщетно: частица упорно держалась на расстоянии!

 В конце концов, ковбой окончательно заблудился в прерии и понял, что без частицы ему никак до дома не добраться. В отчаянии он завопил: «Да как ты не понимаешь, я же без НЕ просто не могу!»

Видимо, совесть у частицы все-таки была, потому что, услышав такое, она подошла поближе… И, конечно, Деепричастие смогло частицу заарканить. 

И пришлось частице НЕ, хоть и недоумевая, и негодуя, и даже невзлюбив своего нового хозяина, но служить ему!

Правда, такое положение дел длится только до того момента, как минует опасность. А как только Деепричастие может существовать и не прибегая к частице НЕ – она не жалея расстаётся с ним.

После чего дикая-предикая частица в прерии Великой Грамматики налегке, а для ковбоя деепричастия погоня начинается сначала.

В нашем грамматическом вестерне можно найти намек на исключения из правила, которые мы так искали. Действительно, деепричастия пишутся с НЕ раздельно, кроме тех случаев, когда деепричастия не употребляются без НЕ.

Ну, а сейчас попробуем-ка заарканить те предложения, деепричастия в которых пишутся с НЕ раздельно!

Гости ушли не прощаясь. Деепричастие будет писаться с НЕ раздельно.

Аня заговорила, не дождавшись ответа. Деепричастие дождавшись может употребляться и без НЕ, поэтому пишем раздельно.

Коля, недоумевая, смотрел на новую задачку. Нет такого слова – доумевая. Значит, здесь деепричастие с НЕ пишется слитно.

Игорь ушел с концерта, не дослушав до конца. Мы можем сказать: дослушав до конца. Значит, пишем раздельно.

Невзвидев света от страха, охотник убежал. Что это за слово такое – взвидев? Это слово не употребляется без НЕ. Пишем слитно.

Что же нам требуется запомнить?

Источник: https://videouroki.net/video/16-razdiel-noie-napisaniie-nie-s-dieieprichastiiami.html

Не с причастиями пишется раздельно

Ехать навстречу (сущ.) с товарищем.Ввиду (= по причине) болезни друга я не пошёл не рыбалку. Он тоже (= И) был на собрании. Успех в учёбе зависит также (= И) от умения организовать работу. Изучая части речи, мы обязательно говорим о правописании с ними частицы НЕ. На уроке вы узнаете, как пишется НЕ с деепричастиями. 2. Если слово начинается с приставки недо- со значением неполноты, недостаточности.

3. С прилагательными в сравнительной степени. В остальных случаях правила написания не с прилагательными и причастиями более тонкие. Пример:Погода не жаркая и не холодная.

Если прилагательное или причастие употребляется со словами, обозначающими степень качества: очень, весьма, крайне, почти, совершенно, чрезвычайно, совсем (в значении очень).

Кроме того, прилагательное употребляется со словом очень, обозначающим степень качества.

Правописание не с причастиями

Эти животные вовсе не опасны для человека.Прилагательное опасны употребляется с сочетанием вовсе не, поэтому не пишется раздельно. Частица не и слово оправданный (в значении «разумный, целесообразный») вместе образуют новое слово, противоположное по значению слову оправданный.

Не с причастиями, слитно и раздельно. объясняем на примерах!

В предложении «Неспавший врач был мрачен» не писалось бы слитно. Но все же в рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет слит­ное напи­са­ние дее­при­ча­стий с не-, когда эта гла­голь­ная фор­ма обра­зо­ва­на от сло­ва, в кото­ром началь­ное не- явля­ет­ся частью кор­ня.

Невзирая на, несмотря на пишутся слитно и в том случае, если между несмотря, невзирая и предлогом на стоит частица ни: невзирая ни на какие трудности, несмотря ни на какие трудности. 4. Пишется слитно наречие нехотя, образованное от не употребляющегося в современном русском языке деепричастия хотя: Расступились базарные люди нехотя, исподволь, не спеша (Фед.).

Причастие является самостоятельной частью речи и представляет собой особую форму глагола. Причастие имеет в себе совмещенные свойства имени прилагательного и глагола.

Основные сложности у учащихся возникают при написании частицы не с причастием. В случаях же с прилагательными постановка такого вопроса невозможна. Это же различие наблюдается и в кратких формах; ср.

: чай не выдержан — человек невыдержан.

Частица «не» с разными частями речи

Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он обвинял себя в излишней осторожности (Фадеев). В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т.п.

Примеры выберем максимально показательные, чтобы в будущем вопросов по написанию не с причастиями не возникало. По-простому, причастие есть характеристика того, что происходит с предметом.

Важно не путать причастия с отглагольными прилагательными. Отличаются отглагольные прилагательные тем, что обозначают общий признак предмета, не связанный с описанием процесса. В данном случае, блестящее – это прилагательное. Зависимые слова – это слова, к которым можно задать вопрос от причастия. Тут 2 зависимых слова: «совершенно» и «печати».

Слитное написание не с причастиями

1) Слитно пишем, когда без «не» причастие не употребляется. Ты для меня непрочитанная книга. Хотя тут есть зависимое слово «меня», однако мы имеем дело не с причастие, а с прилагательным, о чем говорили вначале.

Тридцати грамотных предложений с причастиями будет вполне достаточно. Да пребудет с вами грамотность и чистописание! Статья-то полезная, но с ошибками орфографическими! Например: о чем говорили (вначале — слитно, наречие); пребудет с вами (т.е.

будет находиться), а не прибудит(т.е.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица непишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане. V. Работаем с алгоритмами. 2.Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

«Не» с различными частями речи. Слитно или раздельно?

После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без нене употребляются). Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны.

Приступая к работе над заданием, вы должны помнить, что написанная раздельно со словом частица НЕ выражает отрицание. Если вы выбираете слитное написание с НЕ, то в большинстве случаев речь идет уже о новом значении слова (синониме). Если вы используете усиливающие отрицание слова далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, то в этом случае написание будет раздельным.

Смотреть что такое «Правописание не с причастиями» в других словарях:

При двойном использовании частицы НЕ с глаголами наступает обратный эффект, вместо отрицания НЕ выражает здесь необходимость действия. Следует различать приставку НЕ и приставку НЕДО, которая указывает на недостаточность норме.

Например, малыш не доел кашу (отрицание действия, поэтому пишется раздельно). С местоимениями других разрядов НЕ пишется раздельно.

С существительными, наречиями, оканчивающимися на – о-е-, качественными прилагательными, если можно заменить синонимами, нет слов «вовсе», «далеко», «ничуть», «совсем» и нет противопоставления.

Мы часто сталкиваемся с проблемой слитного раздельного написания частиц «не» и «ни» с другими словами. 1.

Частица не пишется слитно со всеми словами, которые без «не» не употребляются (небылица, нелюдим, невежественный, нелепый, невзлюбить, недоумевать, нельзя, неужто). В других случаях написание «не» подчиняется следующим правилам. Примечание.

Не путать с глаголами с приставкой до- и частицей «не», обозначающими «незаконченность действия» (не дочитать книгу, не досмотреть фильм).

Если слово без НЕ не употребляется, то оно и произведенные от него слова пишутся с НЕ слитно. Все эти слова могут употребляться и с прилагательными без не (очень умный).

О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо-см. 3) «Не» пишется отдельно, когда у причастиям есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени.

Мы рассмотрим основные правила, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.

Читайте также:  Как отличить суффикс -ий от окончания -ий?

Источник: http://zvondrobyndl.ru/ne-s-prichastiyami-pishetsya-razdelno/

Не с деепричастиями: правило, исключения и трудные случаи

Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:

  • Не научившись различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная основ морфологии, невозможно.

  • Кириллов, ненавидя чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.

Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:

  • Отец, недосыпая, ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев за детьми, случайно пролившими реактивы на стол.

Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.

Сравним:

  • Мария, всегда, не доедая (не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу.
  • Во время войны, люди жили, недоедая (ели мало, плохо питались) месяцами.
  • Ориентируясь на категорически раздельное написание НЕ с деепричастиями, многие забывают о производных предлогах и наречиях.
  • Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи – самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».
  • Примеры трудных случаев правописания:
  • Не смотря (деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне.
  • Несмотря на (производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно.
  • Не медля (деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву.
  • Выходите из комнаты немедля (наречие)!

Чтобы не допустить ошибку, нужно знать грамматические признаки этих частей речи и правильно задать к интересующему слову вопрос. Если перед нами деепричастие, то к нему можно задать вопросы («что делая?» и «что сделав?»).

Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.

Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:

  • Невзирая на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием.

Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.

Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». Это наречие, утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком – деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:

  • Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя начали расходиться.

К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в современном русском языке не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».

Источник: https://autogear.ru/article/617/68/ne-s-deeprichastiyami-pravilo-isklyucheniya-i-trudnyie-sluchai/

"Не" с деепричастиями: правила правописания :

Деепричастие – такой же полноправный «участник» речи в русском языке, как и другие. Употребляется оно довольно часто, и нередко возникает трудности с его правописанием. В частности, в случаях употребления частицы «не» с деепричастиями. Слитно или раздельно – вот в чем вопрос!

Когда употребляется раздельное написание

Поскольку деепричастие является ближайшим «родственником» глагола, правила написания у этих двух частей речи схожи. Как известно, в большинстве случаев частица «не» с глаголами пишется раздельно.

Это золотое правило каждому известно еще со школьных лет. Вот и «не» с деепричастиями почти всегда имеет раздельное написание. Например: не вынуждая, не отчаиваясь, не отказываясь, не закрывая и т. д.

Когда необходимо слитное написание

Слитное написание «не» с деепричастиями, опять же, ориентируется на глаголы. Если деепричастие образовано от глагола, который без «не» не употребляется, о раздельном написании не может быть и речи. Слитное употребление «не» с деепричастиями – примеры: ненавидя, недомогая, негодуя.

Поскольку слов «навидя», «домогая», «годуя» в русском языке не существует и без «не» они полный ноль, писать их с этой частицей нужно только слитно. Иначе получится грубейшая ошибка.

Нестандартные ситуации

Большинство людей допускают оплошности при написании «не» с деепричастиями не потому, что не знают правила, а потому, что путают данную часть речи с другими. Эта омонимия порой способна ввести в заблуждение даже знатоков русского языка.

Легче всего деепричастие перепутать с производным от него предлогом. Например, в предложении «Он шел вперед несмотря ни на что» «несмотря» – это предлог. И написание здесь слитное.

А в предложении «Он шел вперед, не смотря по сторонам» «не смотря» – деепричастие. И с частицей «не» оно пишется раздельно, как и глагол-родитель – «смотреть» (не смотреть). Отличить предлог от деепричастия несложно.

К первому вопрос подобрать не получится, а ко второму – можно.

Также путают иногда деепричастие «не медля» с наречием «немедля»: «Не медля ни минуты, приступил к обязанностям» и «Приступил немедля к своим обязанностям». Обычно (хоть и не всегда) в связке с деепричастием идет еще частица «ни», что и является «опознавательным знаком».

И еще один вариант неразберихи. Частица «не» плюс приставка «до» и просто приставка «недо» – это две большие разницы. В первом случае будет раздельное написание, во втором – слитное. Например: не доглядев (незавершенность действия) и недосыпая (неполнота действия).

Пожалуй, эти нюансы являются самыми сложными в теме правописания деепричастий с «не». Само же правило, как и в случае с глаголами, понятное и простое.

Источник: https://www.syl.ru/article/205127/new_ne-s-deeprichastiyami-pravila-pravopisaniya

Правило не с деепричастиями слитно или раздельно

Деепричастия – это неизменяемая самостоятельная часть речи (по некоторым учебникам – форма глагола), обозначающая добавочное действие. В русском языке выделяют слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Как правило, НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

Слитное написание НЕ деепричастиями возможно в двух случаях:

  • Если деепричастие не употребляется без НЕ(недомогая, негодуя, недоумевая);
  • Если деепричастие образовано от глагола с приставкой недо- и имеет значение неполноты, недостаточности (недослышав, недоплатив, недосчитавшись).
  • Не понравилось? — Напиши в х чего не хватает.

    • Деепричастный оборот
    • Что такое деепричастие в русском языке
    • Как подчеркивать деепричастный оборот в предложении
    • На какие вопросы отвечает деепричастный оборот
    • Запятые при деепричастном обороте
    • Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
    • Суффиксы причастий и деепричастий
    • Как выделяется деепричастный оборот
    • Виды деепричастий
    • Как найти деепричастный оборот
    • Морфологический разбор деепричастия
    • Обособление деепричастного оборота
    • На какие вопросы отвечает деепричастие
    • Знаки препинания при деепричастном обороте
    • Деепричастный оборот в начале предложения
    • Каким членом предложения является деепричастный оборот
    • Как пишется не с деепричастиями
    • Деепричастие совершенного вида
    • Деепричастие несовершенного вида
    • Написание не с глаголами и деепричастиями

    • По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

      1. 1. Олег Чувилин 413
      2. 2. Тома Третьякова 206
      3. 3. Олеся Евдокимова 196
      4. 4. Лана Гурьева 140
      5. 5. Кирилл Соловьёв 86
      6. 6. Артём Гаврик 59
      7. 7. Евгений Токугава 58
      8. 8. антон воевод 50
      9. 9. Артем Хохлачёв 48
      10. 10. Виктория Белозерова 47
      11. 1. Ramzan Ramzan 6,306
      12. 2. Елизавета Анчербак 5,056
      13. 3. Iren Guseva 4,925
      14. 4. admin 3,579
      15. 5. Анастасия Гудяева 3,482
      16. 6. Александра Люханчикова 3,122
      17. 7. Мухаммад Амонов 3,084
      18. 8. Гузель Миннуллина 2,389
      19. 9. Артём Чекуров 2,016
      20. 10. User1 1,939

      Самые активные участники недели:

    • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

    • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

    Источник: https://dobroedeloufa.ru/osobennosti/pravilo-ne-s-deeprichastijami-slitno-il/

    Внеклассный урок — Деепричастие. Признаки, правописание, синтаксическая роль

    Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом,  и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? и др.

    Морфологические признаки деепричастия.

    Деепричастие имеет признаки глагола и наречия:

    Признаки глагола Признаки наречия
    Могут быть возвратными и невозвратнымивытирая – вытираясь Деепричастие, как и наречие, неизменяемое слово
    Могут быть совершенного и несовершенного видачитая  – прочитав Деепричастие зависит от глагола-сказуемого.Тип подчинительной связи – примыкание.
    Распространяются, как глаголычитать книгу – читая книгу
    Постоянные признаки деепричастия Непостоянные признаки деепричастия
    Видсовершенный, несовершенный Деепричастие не имеет непостоянных признаков, так как является неизменяемой частью речи
    Возвратностьвозвратные, невозвратные

    Вид

    Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

    Деепричастие совершенного вида Деепричастие несовершенного вида
    • Обозначает завершенное действие.
    • Отвечает на вопрос ч т о  с д е л а в?
    • Образуется при помощи суффиксов
    • -в-, -вши-, -ши-
    1. Обозначает незавершенное действие
    2. Отвечает на вопрос ч т о  д е л а я?
    3. Образуется при помощи суффиксов
    4. -а-, -я-
    Примеры: выучив, наигравшись, испёкши Примеры: играя, спеша
    Читайте также:  Не спится или не спиться, как правильно пишется?

    Возвратность

    Деепричастия бывают возвратные и невозвратные.

    Возвратные Невозвратные
    Имеет постфиксы -ся, -сь Не имеет постфиксов
    Примеры: поскользнувшись, решившись Примеры: упав, решив
    • Написание НЕ с деепричастиями.
    • НЕ с деепричастиями обычно пишется раздельно.
    • Например: не читая, не решив.
    • НЕ с деепричастиями пишется слитно, если деепричастие образовано:1) от глаголов, которые без НЕ не употребляются;2) от глаголов с приставкой НЕДО-.
    • Например:негодуя
    • недоглядев, недосыпая
    • Синтаксическая роль деепричастия.
    • Деепричастие в предложении всегда является обстоятельством.
    • Мальчик, наигравшись, пошел домой.
    • Он открыл дверь, разговаривая по телефону.

    Источник: http://raal100.narod.ru/index/0-160

    Видеоурок «Раздельное написание НЕ с деепричастиями»

    Раздельное написание НЕ с деепричастиями

    • В этом уроке познакомимся с правилами написания частицы НЕ с деепричастиями.
    • Как Вы помните, частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ глагол не употребляется.
    • Рассмотрим пословицу:
    • Не зная броду, не суйся в воду.
    • Как видим из примера, и глагол, и деепричастие с частицей НЕ пишутся раздельно.
    • Деепричастия образуются от глаголов, обозначают добавочное действие, поэтому правила написания частицы НЕ с деепричастиями такие же, как у глаголов.
    • Сформулируем правило:
    • частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно (не читая книг), кроме случаев,
    • 1) когда деепричастие образовано от глагола, который не употребляется без частицы НЕ: недоумевать – недоумевая, негодовать – негодуя;
    • 2) когда деепричастие образовано от глагола с приставкой НЕДО-: недоедать – недоедая, недосыпать – недосыпая, недовыполнить – недовыполнив.
    • Применяя данное правило, рассуждаем следующим образом:
    • Не работая, сыт не будешь.
    • Не работая – деепричастие, без НЕ употребляется (работая), поэтому с НЕ пишем раздельно.
    • Следует отметить, что деепричастия, образованные от глаголов с приставкой НЕДО-, указывающих на несоответствие требуемой норме, и с частицей НЕ и приставкой ДО-, обозначающих не доведенное до конца действие, сохраняют написание в зависимости от значения.

    Не доев суп, ребёнок встал из-за стола (т.е. оставив суп).

    Ежедневно недоедая (т.е. голодая), дети блокадного города были похожи на призраков.

    1. В русском языке существуют предложные сочетания «несмотря на», «невзирая на» с уступительным значением, которые пишутся слитно, в отличие от деепричастий, которые с НЕ употребляются раздельно.
    2. Несмотря на неприятности, мы решили продолжить путешествие.
    3. Не смотря на меня, мама продолжила разговор.

    Различие проявляется в значении: если мы употребляем деепричастие в прямом значении, т.е. можем посмотреть на предмет, он материально выражен – перед нами деепричастие, пишем с НЕ раздельно.

    В противном случае, если перед нами отвлечённый предмет: неприятности, обстоятельства, значит это предложное сочетание с уступительным значением, с НЕ пишем слитно.

    Таким образом, мы рассмотрели правила раздельного написания НЕ с деепричастиями и выяснили, что деепричастие с НЕ пишется раздельно, кроме случаев, когда оно не употребляется без НЕ, образовано от глагола с приставкой НЕДО-, а также когда выступает в роли предложного сочетания с уступительным значением.

    Источник: https://znaika.ru/catalog/7-klass/russian/Razdelnoe-napisanie-NE-s-deeprichastiyami

    Написание НЕ с деепричастиями

    Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

    Слитное или раздельное написание НЕ с существительными.

    Пишется слитно Пишется раздельно
    1. Если слово не употребляется без НЕ: небылица, ненастье, невежда   2. Если слово с НЕ можно заменить синомимом без НЕ: недруг – враг, неправда – ложь Если есть или подразумевается противопоставление: Не друг, а враг. Не правда, а ложь. Он мне не друг.

    Слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными.

    Пишется слитно:

    Правила Примеры
    Если слово не употребляется без НЕ ненасытный, неуклюжий, ненастный, нелепый
    Если нет противопоставления и можно подобрать синоним без НЕ Небольшая речка, т.е. маленькая Неинтересный концерт, т.е. скучный Невысокий домик, т.е. низкий
    Если присутствует значение присоединения, а не противопоставления Речка неширокая, а ( = и) глубокая. Роман небольшой, но (= и) интересный
    Если прилагательное употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти Абсолютно неинтересный концерт. Совершенно неважный документ
    Наличие зависимого слова не влияет на правописание НЕ с прилагательными Неизвестный мне автор. Непонятное для меня правило

    Пишется раздельно:

    Правила Примеры
    Если есть или подразумевается противопоставление Речка не глубокая, а мелкая. Концерт не интересный, а скучный. Домик не высокий, а низкий
    Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или частицами Никому, ничем, нисколько НЕ известный автор. Ни на кого НЕ похожий ученик
    Со сравнительной степенью прилагательных Не хуже и не лучше других. Не более и не менее
    Запомнить: Не рад, не должен, не способен, не обязан, не готов, не нужен, не согласен, не намерен, не прав, не похож, не горазд

    Эти же правила в обоих случаях действуют при написании НЕ с краткими прилагательными:

    речка неглубока, речка отнюдь не глубока, речка ничуть не глубока, речка абсолютно неглубока, речка не глубока, а мелка и т.д.

    • Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами.
    • Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
    • Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
    • Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
    • Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.
    • В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.

    НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

    НЕДО- (в значении «мало», антоним ПЕРЕ-) Значение недостаточности действия: завершить действие НЕВОЗМОЖНО! НЕ ДО- (в значении «сделал не до конца»). Значение незавершённости действия: завершить действие ВОЗМОЖНО!
    недоедать (голодать) – антоним: переедать   недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным) недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком) не доедать суп из-за спешки(можно потом доесть) не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз) не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

    ЗАПОМНИТЬ!

    1) Глагол «недоставать»(в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

    1. Например:
    2. Этой семье постоянно недоставало денег.
    3. В пейзаже недоставало красок.
    4. НО!

    Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

    • 2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:
    • недолюбливать, недооценить, недопонимать, недослышать.
    • Слитное или раздельное написание частицы НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными.
    • Пишется слитно:
    Если слово не употребляется без НЕ Негодующий, ненавидящий  
    Если нет зависимых слов и противопоставления Неподготовленная рукопись Непрочитанная книга
    Если причастие употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти, совсем (в значенииочень), весьма, полностью   Крайне неподготовленная работа

    Пишется раздельно:

    С краткими причастиями   Работа не подготовлена, письмо не написано
    Если при причастии есть зависимое слово, т.е. в причастном обороте Не подготовленная к печати работа
    Если в качестве зависимого слова выступают частицы отнюдь не…; вовсе не…; далеко не…; едва ли не…; чуть ли не… Вовсе не подготовленная рукопись. Отнюдь не исследованная проблема
    Если есть противопоставление   Не подготовленная, а испорченная рукопись
    1. Если помимо наречий меры и степени при причастии имеются другие пояснительные (зависимые) слова, то предпочтение отдаётся более общему правилу, и НЕ пишется раздельно.
    2. Например:
    3. Совершенно не подготовленная к набору рукопись.
    4. Написание НЕ с деепричастиями.

    Рекомендуемые страницы:

    Источник: https://poisk-ru.ru/s5731t8.html

    «Раздельное написание не с деепричастиями»

    • Урок
    • Тема урока: «Раздельное написание не с деепричастиями»
    • Цель урока:
    • — создать условия для усвоения обучающимися теоретических сведений о правописании не с деепричастиями;
    • — дать общее понятие о правописании не с деепричастиями;
    • — развивать умение правописания не с различными частями речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;
    • — воспитывать интерес к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
    • Тип урока: комбинированный
    • Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, опорные схемы; алгоритм ; раздаточный материал, карточки.
    • І.Организационный момент:
    • Цель для учителя: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.
    • Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.
    • Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.
    • Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
    • Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.
    • Эмоциональный настрой.
    • (включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки к изучению новой темы)
    • Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
    • Прием «Метафорический образ».

    За окном зима, а я представляю лето, поле ромашек, и каждая ромашка-это вы, дети, которые пришли на урок с одной целью — учиться. Ромашка- символ надежды. Надеюсь на вашу поддержку и понимание.

    Читайте также:  Возможно ли употребление именно в таком виде?

    ІІ.Актуализация опорных знаний.

    Мотивация учебной деятельности.

    1. Повторение пройденного материала.Лингвистическая разминка. Постановка проблемной ситуации.

    1. Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность, выделить проблемную ситуацию Цель для учеников: повторить орфограммы « Не с глаголами», « Раздельное и слитное написание не с причастиями»
    2. Задачи: уметь определять выбор написания не со словами, выделить проблему написания не с деепричастиями
    3. Регулятивные: коррекция, оценивание
    4. Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность
    5. Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения
    6. Организует работу, объясняет цели.
    7. «Мозговой штурм»:
    8. -Вспомните правило о правописании не с глаголами, не с причастиями, объясните правописание слов с не.
    9. — Какое возникло затруднение в последнем словосочетании?
    10. Почему возникло затруднение в написании не с деепричастиями?
    11. ( рассказывают правило).
    12. Работа у доски.
    13. Не хочу играть; ненавидеть мороженое; не придуманная история; ответ не проду­ман; нере­шенная проблема; не пришёл в школу; стоял, не двигаясь.
    14. Выделяют слово, в котором возникло затруднение.
    15. Вывод делают учащиеся.

    ІІІ. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели урока

    • Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность.
    • Цель для учеников: уметь ставить цели урока.
    • Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.
    • Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

    Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.

    — Как пишется не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с деепричастием мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока «НЕ с деепричастиями».

    1. Задание:
    2. — Определите тему урока.
    3. Что нужно делать, чтобы правильно написать не с деепричастиями?
    4. — Какие цели поставим?
    5. Тему урока называют учащиеся.

    ІV. Объяснение нового материала. Поиск решения: открытие нового, формулирование правила.

    • 1. Исследование
    • Цель для учителя: показать закономерность слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
    • Цели для учеников: сравнить написание деепричастий, сделать выводы
    • Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы
    • Личностные : стремятся развивать внимание.
    • Регулятивные: прогнозирование, Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.
    • Коммуникативные:
    • выражение мыслей, сотрудничество с учителем.
    • Познавательные : анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность.
    • — Проведем исследование:

    Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?

    – Сделайте вывод о написании не с деепричастиями

    .

    1. не_ задумываясь       ненавидяне_думая                 негодуяне_прочитав           недоумеваяне_двигаясь          невзлюбив
    2. 2. Работа с правилом
    3. « Ти — мне , я — тебе»

    Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.

    Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ?

    НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями). Записывают слова – слитное написание.

    Читают правило вслух (упр. 244).

    • НЕ с глаголами
    • 3. Составление алгоритма
    • Цель для учителя: научить учающихся сделанные выводы, записать алгоритм.
    • Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в алгоритм.
    • Коммуникативные : выражение мыслей
    • Личностные : имеют мотивацию к учебной деятельности.
    • Познавательные : анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли
    • Составьте алгоритм.
    • — Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.

    1. Определить часть речи.

    2. Проверить — употребляется слово без не.

    Да Нет

    Раздельно Слитно

    4. Возвращение к проблеме.

    1. Тренировочное упражнение:
    2. 1. Объяснительный диктант
    3. Личностные : стремятся развивать внимание.
    4. Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия.
    5. Коммуникативные : выражение мыслей, сотрудничество друг с другом.
    6. — Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями.
    7. Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения  сам, к  остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):
    8. Работа у доски.( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения  сам, к  остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):
    9. Дети записывают в тетрадь.
    10. Записывают слова в две группы.

    Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.). 

    5.Физкультминутка№1

    Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

    Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.

    Контролирует выполнение правильности упражнений.

    Ребята, сядьте на стул, руки положите на колени, расслабьтесь, все внимание сосредоточьте на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

    • Ребята, берегите свое зрение!
    • Выполняют действия.
    • Во время всей физкультминутки следят глазами за движением круга и потом следят за направлениями линий.

    V.Систематизация и обобщение знаний.

    1. Работа в паре (раздаточный материал ).

    1. Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль.
    2. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.
    3. Задачи: формировать умение работать в группе; отрабатывать навык анализировать и делать выводы, обобщать.

    Познавательные : анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают в паре, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли.

    • Личностные: развивают навыки сотрудничества.
    • Регулятивные : коррекция знаний.
    • Докажите, что  перед нами текст.
    • Озаглавьте текст – Определите стиль текста (художественный)
    • Определите тип речи (повествование)
    • — Выпишите деепричастия, в которых допущены ошибки, исправьте , обозначьте изученную орфограмму.
    • Предложения связаны по смыслу и грамматически.
    • « Песня волчицы ».
    • Вывод:

    -Художественный , т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи.

    -Повествование , т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций.

    1. 2. Диктант с взаимопроверкой
    2. Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме, умение различать суффиксы чик , ек , ик и звуки, определять их роль.
    3. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.
    4. Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы.
    5. -Познавательные: контролируют результаты деятельности.
    6. -Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
    7. Попробуйте применить алгоритм и выполнить задание.
    8. Распределите слова в две группы:
    9. 1. Раздельное написание
    10. 2. Слитное написание

    1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради. Выполняют взаимопроверку.

    Негодуя на людей, не разбирая дороги, не подумав о других, не задев его, не вытирая пол, недоумевая, не веря своим ушам, не заметив людей.

    3.Физкультминутка№2.

    • «Дружно маме помогаем-
    • Пыль повсюду вытираем.
    • Мы белье теперь стираем,
    • Все полощем, отжимаем.
    • Подметаем все кругом
    • И бегом за молоком.
    • Маму вечером встречаем,
    • Двери настежь открываем,
    • Маму крепко обнимаем!

    4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    Цель для учителя : выявить качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала.

    Задачи: проверить полученные знания, умения, навыки.

    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

    Познавательные .-построение логической цепи рассуждений, контролируют результаты деятельности.

    Регулятивные — оценка-осознание качества уровня усвоения.

    1.Распределите слова в два столбика.

    1. -Самостоятельно с опорой на алгоритм выполняете задание в карточке.
    2. — Проверим.
    3. (Не) уставая, ( не)доумевая, (не)желая, (не) присев, (не) ответив,
    4. ( не)навидя, (не)годуя, (не)дыша.

    2.Выполнить упражнение учебника №246 ( стр.98).

    VІ. Подведение итогов. Рефлексия.

    • Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели.
    • Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.
    • Pегулятивные. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

    Коммуникативные .— умение выражать свои мысли, правильно, грамотно составлять предложения.

    1. 1.« Блиц-опрос »:
    2. — О какой теме мы сегодня говорили на уроке?
    3. — Какую цель мы ставили в начале урока?
    4. — Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями.
    5. — Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.
    6. 2. «Микрофон»:
    7. Мы вспомнили, что –
    8. Мы поняли –
    9. Было интересно –
    10. Вызвало затруднение –
    11. Нужно выучить –

    3..Оценивание.

    — Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке?

    — На каждой парте лежит ромашка, снежинка и подснежник ( ромашка — тема урока усвоена, подснежник- что-то не понятно, не усвоено, снежинка -не усвоил, не понял).

    VІІ.Домашнее задание.

    • Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
    • Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.
    • Задачи: закрепление изученного материала, контроль.
    • 1.Параграф 35 выучить;
    • 2.упражнение 247 на повторение (заполнить таблицу);

    3.упр. 250-письменно.

    Источник: https://multiurok.ru/files/razdiel-noie-napisaniie-nie-s-dieieprichastiiami-1.html

    Ссылка на основную публикацию