Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

  • Значимые части слова
  • Окончание слова
  • Основа

Морфемика – это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

Значимые части слова

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой – :

Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

корнем является -сол-, который содержит общий смысл родственных слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

Окончание – это изменяемая часть слова, окончание служит для связи слов в предложении и указывает на форму слова. Окончание обозначается    .

  • слон   , слоны, о слонах
  • Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.
  • Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:
  • горячо, тепло, стыдно
  • метро, пальто, кофе

Основа

Основа – это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

  1. Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа – это основа, состоящая только из корня, например:
  2. Производная основа – это основа, образованная из непроизводной основы. Например:
  3. Непроизводная основа, от которой образовано новое слово, называется производящей. Например, для слова
  4. производящей основой будет слово , к которой присоединён суффикс -инк-.

Если основа содержит один корень, то она называется простой. Основа, содержащая несколько корней, называется сложной. Например:

Источник: https://naobumium.info/russkiy/sostav_slova.php

Тест 5 тема: «состав слова. основа и окончание. корень, приставка, суффикс. однокоренные слова»

ТЕСТ 5

Тема: «Состав слова. Основа и окончание. Корень, приставка,

суффикс. Однокоренные слова»

Что проверяет тест

  1. Представление о морфемном строении слова: о составе слова, его значимых частях (основа и окончание, корень, приставка, суффикс), о воз­можных вариантах состава слова.

  2. Владение терминологией, связанной с харак­теристикой слова по составу.

  3. Понимание значения каждой морфемы (кор­ня, приставки, суффикса) для построения слова и его смысла.

  4. Знание того, что называется основой и окон­чанием, корнем, приставкой и суффиксом.

5) Представление об однокоренных словах и о разных формах одного и того же слова.

  1. Умение различать слова однокоренные и раз­ные формы одного и того же слова.

  2. Умение подбирать (выделять) группы однокоренных слов.

  3. Умение разбирать слова (существительные, прилагательные) по составу, выделять корень и при­ставку в глаголах.

  4. Представление о способах словообразования в русском языке: образование новых слов при по­мощи суффиксов и приставок.

  5. Представление о словах, близких по значе­нию, но не являющихся однокоренными; о словах, имеющих одинаково звучащие корни, но не состав­ляющих группу однокоренных слов.

1. Прочитай. Впиши недостающие слова.

  • Главная часть основы слова называ­ется ________________________________;
  • часть основы слова, стоящая перед корнем, называется ________________;
  • часть основы слова, стоящая после корня, называется___________________.

2. Разбери слова по составу, используя услов­ные обозначения каждой части слова.

Прогулка, переход, поле, зимушка; безголосый, лесная, голубой; пробега­ет, светит.

3. Разбери слова по составу. Стрелками ука­жи, по какой схеме построено каждое слово.

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

4. Прочитай. Вставь пропущенные слова.

  1. Основа слова может состоять только
  2. из ;
  3. из
  4. и ; из
  5. и ; из ,
  6. и .
  7. 5. Запиши по одному или более слов, постро­енных так:

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

6*. Прочитай.

  • Лес, лесник, снег, леса, лесом, снега, лесок, снежок.
  • В первый столбик запиши однокоренные слова, во второй столбик — разные формы одного и того же слова.
  • 1-й столбик2-й столбик
  • ______________ _______________
  • ______________ _______________
  • ______________ _______________
  • ______________ _______________
  • ______________ _______________

7*. Прочитай. Укажи, являются ли слова каж­дой группы однокоренными.

Очи (глаза), очки, очевидец. (Да, нет.)

Водопровод, вода, водитель. (Да, нет.)

Пароход, пар, ход. (Да, нет.)

Мореплаватель, море, плавать. (Да, нет.)

Лесник, лес, лесная. (Да, нет.)

Забор, бор (хвойный лес), борец. (Да, нет.)

Мел, мельница, мель. (Да, нет.) Стол, столовая, столик. (Да, нет.)

8*. Составь (и запиши) слово с корнем -вод-. Приставка у него должна быть такая, как в слове подсказка, суффикс — как в слове дворник.

_________________________________________________________________________________

Источник: https://infourok.ru/test-tema-sostav-slova-osnova-i-okonchanie-koren-pristavka-suffiks-odnokorennie-slova-3626160.html

Состав слова

Предложения состоят из слов, но и у слов есть свои составные части. Если разобрать слово по составу, можно многое понять о его происхождении и значении. Изучение состава слова – тема 3 класса русского языка – помогает лучше понять правила правописания и родной язык в целом.
Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

Есть четыре вида “кирпичиков”, из которых состоят слова. Два из них есть в слове всегда – это корень и окончание. Приставка и суффикс используются во многих словах, но это не обязательные части.

Корень – это то, что выражает значение слова, его главная часть. Он объединяет родственные слова, которые еще называют однокоренными.

После корня ставится окончание – та часть слова, благодаря которой оно меняет свои формы. Эта часть также изменяется, она служит для того, чтобы связывать слова в словосочетании и предложении.

Что касается приставки, то она стоит перед словом и необходима для того, чтобы образовывать новые слова. Ту же функцию выполняет и суффикс, но он ставится не перед корнем, а после него. В слове одновременно может использоваться и то, и другое, а может только что-то одно.

У каждого слова также есть основа – это все, что стоит до окончания. То есть существуют такие единицы языка, основа которых состоит только из корня, есть такие, где она включает дополнительные составляющие части.

В русском языке есть слово, у которого нет… корня – вынуть. Когда-то оно звучало как вынять, и корень в слове был – ня. Но языковые процессы привели к тому, что он трансформировался в суффикс – ну -.

Умение определять, из каких частей состоит слово, очень важно, проще всего сделать это на практике. Вот несколько примеров состава слова.

Так, слово леса имеет корень лес – (он же – основа) и окончание – а. Определить, что это именно окончание, можно, просклоняв его: лесам, лесов и т.д.

В русском языке есть слова с нулевым окончанием, когда в начальной форме после основы нет никаких букв, а проявляется окончание только при склонении: мяч – мяча – мячом и т.д.

Если разобрать по частям слово поход, то основа у него будет такая же – поход, корень – ход –, образовано оно с помощью приставки по-. Окончание – нулевое.
Слово поездка, разобранное по составу, даст основу поездк –, которая разбирается на приставку по-, корень – езд – и суффикс – к-, а также окончание а.

Любое слово в русском языке можно разобрать по составу. Всего есть четыре единицы, на которые оно “разбирается” – это корень, окончание, приставка и суффикс. Основная часть слова – корень, к ней “пристраивается все остальное, слова с общим корнем называются однокоренными.

Есть слова, состоящие только из корня и окончания, причем последнее может быть и нулевым. Окончание выполняет важную функцию, оно изменяется, делая устную и письменную речь связной. С помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка ставится перед корнем, а суффикс – после него.

Та часть слова, которая идет до окончания, называется его основой.

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 96.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sostav-slova-primery-3-klass.html

Состав слова. (Корень, приставка, суффикс, окончание, основа). Алгоритм разбора слов по составу

Ответ:

Корень – это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных однокоренных слов. (Например: гриб, грибок, грибной, грибник – корень гриб-).

Основа слова – это часть слова без окончания. В основу могут входить приставка, корень, суффикс. (грибной, основа грибн-)

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. ( у дома, к дому,за домом).

  • Окончание не служит для образования новых слов!
  • Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (прибежал, отбежал, забежал)
  • Суффикс– это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  • (дом, домик, домовой, домище)
  • Алгоритм разбора слов по составу:

1. Прочитай слово. Измени форму слова. Выдели окончание.

2. Выдели основу слова – всё слово без окончания.

3. Подбери несколько родственных слов. Выдели общую часть – корень.

4. Укажи приставку.

5. Укажи суффикс.

  1. Билет№4.
  2. Правило «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
  3. -Как проверить безударный гласный в корне слова?
  4. — Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?
  5. — Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
  6. Ответ:
  7. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

( моря́ – мо́ре, река́ – ре́чка и т.д) .

— Чтобы проверить две безударные гласные в корне слова, надо подобрать два проверочных слова (однокоренное или изменить слово) так, чтобы на эти гласные падало ударение. (зелене́ли – зе́лень, зелёный)

— Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.( пена́л, горизо́нт)

  • Билет № 5
  • Правописание согласных по глухости-звонкости в корне слова
  • Ответ:
  • — Чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова надо подобрать родственное слово, так, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или звонкий согласные(л,р,м,н) . (мороз — морозы, морозный, узко – узенький)
  • Билет № 6
  • Правописание непроизносимых согласных в корне слова
  • Ответ:

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова): тростник — тросточка, трость, вестник — весточка, весть.

2. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить: чувствовать .

  1. Билет № 7
  2. Правописание разделительных Ь и Ъ знаков
  3. Ответ:
  4. — Разделительный ъ (твердый знак) пишется после приставок оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я. (подъезд, разъяснил)
  5. Разделительный ь (мягкий знак) пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и( крестьянин, вьюга, соловьи)
  • Билет № 8
  • Правила переноса
  • Ответ:

1. Слова переносят с одной строки на другую по слогам: оси-на, осен-ний, чай-ник, маль-чик.

2. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку: я/ма, аро|мат.

3. От предшествующих букв не отрывают буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, рель-сы, подъ-ём.

4.Если в слове двойные согласные (две одинаковые буквы), то одна переносится, а вторая остается на строке: ван-на, осен-ний, рас-сказ.

Билет № 9

Имя существительное. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, людей, животных, явления природы и др.

Начальная форма – И.п., ед.ч. (отв. на вопрос кто? или что?).

  1. Морфологические признаки:
  2. 1) Постоянные:
  3. · собственное (обозначает ФИО людей, клички животных, названия
  4. литературных произведений, газет и журналов,
  5. географические названия)
  6. или нарицательное,

· одушевлённое (обозначает только людей и животных, отв.на вопрос кто?)

или неодушевлённое (отв.на вопрос что?)

· род (м.р.- он, мой; ж.р.- она, моя; ср.р.- оно, моё),

· склонение (1,2 или 3).

2) Непостоянные:

· число (ед.ч. или мн.ч.) ( Есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч., например: молоко, сметана, рожь,

а также сущ., которые употребляются только в форме мн.ч.,

например: каникулы, ворота, ножницы.

У сущ., которые употребляются только в форме мн.ч., не определяется род и склонение.)

· падеж.

Билет № 10

Что такое склонение. Падежи имён существительных.

  • Как определить падеж имени существительного.
  • Ответ:
  • Склонение– это изменение имён существительных по падежам с помощью вопросов.
  • В русском языке 6 падежей:
Название падежа Слово-помощник Вопросы
Именительный есть кто? что?
Родительный нет кого? чего?
Дательный дать кому? чему?
Винительный вижу кого? что?
Творительный доволен кем? чем?
Предложный думаю о ком? о чём?

Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти слово, от которого зависит это существительное.

2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.

3. По вопросу и предлогу определить падеж.

Билет № 11

Имя прилагательное. Начальная форма.

Морфологические признаки

Ответ:

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета.

Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).

  1. Морфологические признаки:
  2. · род ( только в единственном числе)
  3. · число
  4. · падеж
  5. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.
  6. Билет № 12

Глагол. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Глагол — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета.

Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени

2) Непостоянные:

· время ( прошедшее, настоящее или будущее)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени

· род ( м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе

Билет № 13

Местоимение. Начальная форма.

  • Морфологические признаки.
  • Ответ:
  • Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, но не называет его.

Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица — на вопросы кто? или что?

  1. Личные местоимения употребляются вместо имён существительных.
  2. Начальная форма личного местоимения – это именительный падеж.
  3. Морфологические признаки:
  4. 1) Постоянные:
  5. · лицо (1 лицо– я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· род ( м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе

  • 2) Непостоянные:
  • · Падеж
  • При изменении личного местоимения по падежам меняется не только его окончание, но и само слово.
  • Билет № 14

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.

  1. Ответ:
  2. Предложение — это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль.
  3. Предложение по цели высказывания бывает:
  4. Повествовательным, в котором о чем- либо сообщают (повествуют);
  5. На улице идет дождь.
  6. вопросительным, в котором о чем то спрашивают;
  7. Ты рано вернешься домой?
  8. побудительным, в котором советуют что-либо сделать, приказывают, побуждают к действию.
  9. Принеси мне тетрадь.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!

  • В конце повествовательного и побудительного предложения чаще всего ставится точка, в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
  • По наличию второстепенных членов предложения делятся на
  • Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a33857.html

Словообразование

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

  • Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
  • Примечания.
  • Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.
Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

Корень слова.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    — де — — надеть, переодеть;
    — ня — — занять, нанять, отнять;
    — пт — — птенец, пташка, птица;
    — сяг — — присяга, досягать, посягать;
    — у — — разуть, обуть;
    — ул — — улица, переулок;
    — й — — войти, отойти, пройти, зайти.

В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

  1. Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
  2. Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.

Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий.

Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня.

Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е.

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятилетний.
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.

Сложные слова образуются:

  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп);
  3. С помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов. В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; колхоз — колхозный — колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

Другие заметки по русскому языку и литературе

Источник: http://edu.glavsprav.ru/info/slovoobrazovanie

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор – разбор, при котором у слова выделяют все его части: основу, приставку, корень, суффикс, окончания, префиксы, постфиксы.

 Морфемный разбор слова важен потому, что в русском языке морфемный принцип лежит в основе правописания.

Большинство правил строится на определении того, где находится буква, в правильности написания которой возникают трудности.

К примеру, чтобы правильно написать о или ё в слове, надо понять, где она расположена: в корне пишется ё (черный, желудь), кроме слов-исключений, а в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных, наречий – под ударением – о, без ударения – е. Потому так важно грамотно сделать разбор по составу. В этом окажет помощь «словообразовательный словарь Тихонова», печатный или электронный. Привычка делать разбор слова по составу со словарем позволяет проникнуть в тонкости языка.

Для того, чтобы выплонить разбор слова, воспользуйтесь алфавитным указателем по морфемному словарю или формой поиска справа

Краткая шпаргалка по разбору

  1. найти окончание;
  2. найти основу;
  3. найти приставки;
  4. найти суффиксы;
  5. выделить корень;
  6. обозначить все части графически;
  7. найти слова с таким же составом и привести примеры.

Основные правила разбора и исключения

Чтобы грамотно разобрать слово по составу, нужно придерживаться принципа так называемой матрешки (когда одна матрешка снимается с другой, пока не дойдешь до самой маленькой).

Слово нужно «раздеть», снимая с него «одежки» по одной, чтобы добраться до сути, корня, общей части всех однокоренных слов: чайник – чайный, чай.  Как это делают? Есть определенный порядок, по которому проводится разбор слова:

  1. Поиск окончания. Нужно найти окончание у изменяемых слов, для этого слово нужно изменить: чайник — чайника, окончание – а, основа – чайник; многие школьники пробуют разобрать по составу слово, выделяя сразу корень. Это ошибочный путь, потому что есть слова, у которых корень найти сложно (снять, съем, подъем) или где его нет (вы-ну-ть – есть только приставка, суффикс, окончание). Если смотреть глубже, в слове вынуть корень –н- спрятался под суффикс – ну, наложился на него и слился с ним, ведь есть же однокоренное слово – вы- ним-а-ть, где корень -ним. Чтобы не ошибиться, можно в сложных случаях проводить разбор по составу слова онлайн на нашем ресурсе, а также заглянуть в морфемный словарь, его еще иногда называют словарь морфем.
  2. Выделение основы. Все, что у слова осталось после того, как выделили окончание, называется основой: чайник – основа чайник (чайник-а, чайник-у, о чайник-е); если слово не изменяется (наречие, деепричастие), то все слово составит его основу: тихо, издали, делая. Если есть проблема в выделении окончания и основы, можно сделать разбор слова по составу онлайн бесплатно. Нужно учитывать, что есть разные школы русского языка, и разные авторы учебников и программ придерживаются той или иной школы. По одной точке зрения, к примеру, в слове плы-ть выделяют окончание глагола -ть, а по другой теории это суффикс. На морфемный словарь русского языка можно ориентироваться, учитывая эти тонкости. Существенно и то, на каком уровне обучения находится пользователь: ученик начальной школы он или студент университета. Для студента важна этимология. Морфемный разбор слова онлайн позволит провести разбор с учетом этимологии (происхождения) слова. К примеру, существительного с учетом его этимологии покажет, что у слов червь, червленый, червонный, червонец один и тот же корень – червь-червл, где есть чередование в//вл.
  3. Поиск суффиксов. Сначала выделяют формообразующие суффиксы, для этого данное слово сравнивают с другими его формами – суффикс -л- прошедшего времени глагола (сдела-л, сдела-ю). Потом находят словообразовательные суффиксы, ищут цепочку, чтобы увидеть, от какого слова и с помощью какого суффикса образовалось данное слово и убедиться, что такой суффикс есть в других словах: учи – тель – от слова учить с помощью суффикса -тель, еще такой же суффикс можно найти в слове воспита – тель. Словарь морфем русского языка позволит не ошибиться в поиске суффиксов, увидеть их смысл, понять законы словообразования в русском языке.
  4. Выделение приставки. Для этого нужно попытаться поменять одну приставку на другую, привести слова с такой же точно приставкой, можно разобрать слово по составу онлайн, чтобы избежать ошибок.
  5. Нахождение корня. Чтобы выделить корень слова, подобрать однокоренные слова и убедиться в правильности найденной морфемы (грибной – гриб, грибок).
  6. Все найденные части слова обозначают графически условными обозначениями. Убедиться в правильности разбора поможет морфемный словарь. Стоит подобрать еще одно слово с точно таким же составом.

При затруднении в выделении частей слова поможет морфемно-орфографический словарь. Удобнее всего пользоваться электронной версией.

На нашем ресурсе дан большой морфемный словарь русского языка, он поможет учащимся любого уровня обучения провести разбор слова онлайн.

Источник: https://SostavSlova.ru/

Состав слова

Слово состoит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.

Морфема (от греч. — форма) — это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие eдиницы того же уровня. Морфема обладает грaмматической формой и грамматическим знaчением.

Она способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его является корневая морфема); 2) грамматическое (носителем его являются служебные морфемы); 3) словообразовательное (оно вносится аффиксами).

Кроме мaтериально выраженных, в языке иногда встречаются нулевые морфемы, т.е.

морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим знaчением, например, в слове дом материально не выражено окончание, а в слове нес — окончание и суффикс прошедшего времени

Главной мoрфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут,

Аффикс — этo служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражающая отношение между словами в словосочетании и предложении. В классификации служебных морфом учитывается не только их местоположение по отношению к корневой морфеме, но и выполняемая ими функция, а тaкже способность сочетаться с другими элементами этого же уровня.

Знaчимыми морфемами слова являются корень, приставка, суффикс.

  • Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный, подводный, водяной, водник — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень — вод-.
  • [] – нулевое окончание, имеет грамматическое значение: указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.

Слова с oдним и тем же корнем называются однокоренными. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (дом, домик, домишко, домовой) или к разным частям речи (свет, световой, светить, светло). В слове может быть один корень (земляной) или два корня (землекоп, землемер). Морфема, стoящая перед корнем, называется префикс (от лат. — приставленный впереди) или приставка. Приставка служит для образования новых слов или форм слов (ход — вход; добрый — предобрый). В слове могут быть не однa, а две и более приставки: выход, безвыходный. В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-, под-, над-, в-), но есть и иноязычные приставки; суб-, анти-, контр-, экс-, например: субъект, кoнтракт, экс-президент. Некоторые приставки имeют несколько значений, например: приставка при- может обозначать приближение (приплыть), близость (прибрежный), неполное действие (прилег). Морфема, стоящая после корня, называется суффиксом (от лат. — подставленный). Суффикс также служит для образования новых слов (школа — школьник) или новых форм (играть — играл). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи, например, суффиксы -чик, -щик, -тель, -ниц свойственны именам существительным: резчик, летчик, сварщик, учитель, ученица. Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией (от лат.- сгибание). Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений — падеж и число; у прилагательных, причастий и некоторых местоимений — падеж, число, род: у глаголов — лицо и число. Окончание может быть нулевым, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: нос, конь, мел. Кратко говоря: 1. Морфемика (от греч. «морфе» – форма) – раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. 2. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфемы – это минимальные значимые части слова. Они образуют морфемный состав языка. Каждая морфема имеет свое значение. Например: подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем: -вод- – корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова; под- – приставка, указывает на положение в пространстве – ниже чего-либо; -ник – суффикс, указывает на человека по роду деятельности.

15.01.2012 10:46 UTC

Источник: https://nashol.com/2012011562892/sostav-slova.html

Урок русского языка 4 класс "Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа"

Та?ырып: Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Ма?саттар: обобщить знания детей о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова; развивать умение анализировать слова;

К?рнекілігі: карточки для определения темы урока, работы в группах и в парах, таблица для проверки, тема урока, словарное слово, схемы, слова для загадки.

  • ?азір ?а?дай саба??
  • ?й ж?мысын тексереік.

Охотники выставляли кол перед собой и смело шли на медведя.

Б?гін нешесі?

Сауса?ты? кимылы.

  • Постучим в кулачки.
  • Похлопаем в ладоши.
  • Разогреем каждый пальчик.
  • Погреем ладошки
  • Помассируем подушечки пальцев
  • Покатаем ручку между ладонями.
  • Минутка чистописания
  • Буква «П» в спортивном зале
  • Перекладиной назвали.
  • — Ну-ка, милый, не ленись –
  • Подойди да подтянись.
  • Пекарь пёк калачи в печи.
  • Работа в парах.
  • Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  • Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й

— Внимательно посмотрите на это изображение.Зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости, и вы узнаете слова.

  1. — Какие непарные согласные по твердости-мягкости вы знаете? (ч, щ, й, ж,ш, ц)
  2. — Что вы прочитали? ( состав слова)
  3. — Это тема нашего урока.
  4. Работа в группах.
  5. ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.

— Распределите слова на группы. Сколько групп может получиться? Запишите в 4 столбика.

  • — Тексерейік.
  • — Как называются слова одной группы? ( однокоренные)
  • — Почему?
  • — А можно ли прибавить к первой группе слово – ГРИПП, ко второй – ГОРОХ, к третьей – ЛЕСТНИЦА, к четвертой – САЛАТ?
  • — Подберите к этим группам еще однокоренные слова. ( грибница, горнолыжник, предгорье, лесовичок, посадил, пересадка)
  • Работа в парах.
  • НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  • ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  • ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  • ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  • — Устраните «лишнее» слово.
  • — Почему эти слова оказались лишними?
  • — Какая часть слова самая главная?
  • — Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
  • — Как называется часть слова, которая стоит после корня?
  • — Какая изменяемая часть слова служит для связи слов в предложении?
  • Словарная работа.
  • Запишите предложение с комментированием
  • Надо собирать в дорогу багаж.
  • — Найдите слово, которое состоит из одного корня.
  • — Дайте лексическое значение этому слову.
  1. Упакованные для отправки поездом, пароходом и т. п. Вещи, груз пассажиров. Сдать в багаж.
  2. Перен. О запасе знаний. Умственный запас.

Французы взяли древнескандинавское слово «багги» — «узел», превратили его в свое «баг» — «пакет», произвели от этого «баг» слово «багаж» — разные тюки с вещами – и затем его перебросили нам.

— Как по-казахски это слово? ( ж?к)

  • Придумайте однокоренные слова к данным схемам
  1.                ^                    ^
  2. Багажник, багажный.
  3. — С каким словом познакомились на прошлом уроке? ( человек)
  • Придумайте и запишите предложение с эти словарными словами.
  • Разберите по составу:
  • Плотина, заморозит, сторожка,заползла, запах, поездка.
  • Отгадай слово.
  • Корень мой находится в «цене».
  • В «очерке» найди приставку мне.
  • Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.
  • Вся же – в дненике я и в журнале. ОЦЕНКА
  • — Что повторили на уроке?
  • — назовите части слова.
  • — Что такое однокоренные слова?
  • — Что вызвало затруднение?
  1. Домашнее задание. С. 8 упр. 18
  1. Работа в парах.
  2. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  3. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  4. Работа в парах.
  5. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  6. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  7. Работа в парах.
  8. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  9. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  10. Работа в парах.
  11. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  12. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  13. Работа в парах.
  14. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  15. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  16. Работа в парах.
  17. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  18. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  19. Работа в парах.
  20. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  21. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  22. Работа в группах.
  23. ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
  24. — Распределите слова на группы.
  25. Работа в группах.
  26. ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
  27. — Распределите слова на группы.
  28. Работа в группах.
  29. ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
  30. — Распределите слова на группы.
  31. Работа в группах.
  32. ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
  33. — Распределите слова на группы.
  34. Работа в парах.
  35. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  36. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  37. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  38. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  39. — Устраните «лишнее» слово.
  40. Работа в парах.
  41. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  42. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  43. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  44. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  45. — Устраните «лишнее» слово.
  46. Работа в парах.
  47. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  48. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  49. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  50. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  51. — Устраните «лишнее» слово.
  52. Работа в парах.
  53. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  54. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  55. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  56. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  57. — Устраните «лишнее» слово.
  58. Работа в парах.
  59. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  60. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  61. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  62. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  63. — Устраните «лишнее» слово.
  64. Работа в парах.
  65. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  66. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  67. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  68. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  69. — Устраните «лишнее» слово.
  70. Работа в парах.
  71. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  72. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  73. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  74. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  75. — Устраните «лишнее» слово.
  76. Грибник
  77. горный
  78. лесок
  79. садовник
  80. цена
  81. очерк
  82. тетрадка
  • Тақырып: Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа.
  • Мақсаттар: обобщить знания детей о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова; развивать умение анализировать слова;
  • Көрнекілігі: карточки для определения темы урока, работы в группах и в парах, таблица для проверки, тема урока, словарное слово, схемы, слова для загадки.
  • Қазір қаңдай сабақ?
  • Үй жұмысын тексереік.
  1. Конца, выставляли, медведя, погибал, задушить, принести.
  2. Охотник
  3. Охотники выставляли кол перед собой и смело шли на медведя.
  4. Бүгін нешесі?
  5. Саусақтың кимылы.
  • Постучим в кулачки.
  • Похлопаем в ладоши.
  • Разогреем каждый пальчик.
  • Погреем ладошки
  • Помассируем подушечки пальцев
  • Покатаем ручку между ладонями.
  • Минутка чистописания
  • Буква «П» в спортивном зале
  • Перекладиной назвали.
  • — Ну-ка, милый, не ленись –
  • Подойди да подтянись.
  • Пекарь пёк калачи в печи.
  • Работа в парах.
  • Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  • Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й

— Внимательно посмотрите на это изображение. Зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости, и вы узнаете слова.

  1. — Какие непарные согласные по твердости-мягкости вы знаете? (ч, щ, й, ж,ш, ц)
  2. — Что вы прочитали? ( состав слова)
  3. — Это тема нашего урока.
  4. Работа в группах.
  5. ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.

— Распределите слова на группы. Сколько групп может получиться? Запишите в 4 столбика.

— Тексерейік.

  • Гриб
  • Грибок
  • Грибной
  • грибник
  1. Горка
  2. Горняк
  3. Гора
  4. горный
  • Лес
  • Лесной
  • Лесник
  • лесок
  1. Сад
  2. Садовый
  3. Садик
  4. садовник
  • — Как называются слова одной группы? ( однокоренные)
  • — Почему?
  • — А можно ли прибавить к первой группе слово – ГРИПП, ко второй – ГОРОХ, к третьей – ЛЕСТНИЦА, к четвертой – САЛАТ?
  • — Подберите к этим группам еще однокоренные слова. ( грибница, горнолыжник, предгорье, лесовичок, посадил, пересадка)
  • Работа в парах.
  • НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  • ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  • ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  • ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  • — Устраните «лишнее» слово.
  • — Почему эти слова оказались лишними?
  • — Какая часть слова самая главная?
  • — Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
  • — Как называется часть слова, которая стоит после корня?
  • — Какая изменяемая часть слова служит для связи слов в предложении?
  • Словарная работа.
  • Запишите предложение с комментированием
  • Надо собирать в дорогу багаж.
  • — Найдите слово, которое состоит из одного корня.
  • БАГАЖ
  • — Дайте лексическое значение этому слову.
  1. Упакованные для отправки поездом, пароходом и т. п. Вещи, груз пассажиров. Сдать в багаж.

  2. Перен. О запасе знаний. Умственный запас.

Французы взяли древнескандинавское слово «багги» — «узел», превратили его в свое «баг» — «пакет», произвели от этого «баг» слово «багаж» — разные тюки с вещами – и затем его перебросили нам.

— Как по-казахски это слово? ( жүк)

  • Придумайте однокоренные слова к данным схемам
  1. ^ ^
  2. Багажник, багажный.
  3. — С каким словом познакомились на прошлом уроке? ( человек)
  • Придумайте и запишите предложение с эти словарными словами.
  • Разберите по составу:
  • Плотина, заморозит, сторожка,заползла, запах, поездка.
  • Отгадай слово.
  • Корень мой находится в «цене».
  • В «очерке» найди приставку мне.
  • Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.
  • Вся же – в дненике я и в журнале. ОЦЕНКА
  • — Что повторили на уроке?
  • — назовите части слова.
  • — Что такое однокоренные слова?
  • — Что вызвало затруднение?
  1. Домашнее задание. С. 8 упр. 18

  1. Работа в парах.
  2. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  3. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  4. Работа в парах.
  5. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  6. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  7. Работа в парах.
  8. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  9. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  10. Работа в парах.
  11. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  12. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  13. Работа в парах.
  14. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  15. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  16. Работа в парах.
  17. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  18. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  19. Работа в парах.
  20. Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
  21. Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
  22. Работа в группах.
  23. ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
  24. — Распределите слова на группы.
  25. Работа в группах.
  26. ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
  27. — Распределите слова на группы.
  28. Работа в группах.
  29. ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
  30. — Распределите слова на группы.
  31. Работа в группах.
  32. ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
  33. — Распределите слова на группы.
  34. Работа в парах.
  35. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  36. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  37. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  38. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  39. — Устраните «лишнее» слово.
  40. Работа в парах.
  41. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  42. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  43. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  44. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  45. — Устраните «лишнее» слово.
  46. Работа в парах.
  47. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  48. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  49. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  50. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  51. — Устраните «лишнее» слово.
  52. Работа в парах.
  53. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  54. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  55. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  56. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  57. — Устраните «лишнее» слово.
  58. Работа в парах.
  59. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  60. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  61. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  62. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  63. — Устраните «лишнее» слово.
  64. Работа в парах.
  65. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  66. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  67. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  68. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  69. — Устраните «лишнее» слово.
  70. Работа в парах.
  71. НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
  72. ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
  73. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
  74. ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
  75. — Устраните «лишнее» слово.
  76. Гриб
  77. Грибок
  78. Грибной
  79. Грибник
  80. Горка
  81. горняк
  82. гора
  83. горный
  84. Лес
  85. лесной
  86. лесник
  87. лесок
  88. Сад
  89. садовый
  90. садик
  91. садовник
  92. цена
  93. очерк
  94. тетрадка

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok-russkogho-iazyka-4-klass-sostav-slova-korien-pristavka-suffiks-okonchaniie-osnova

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика