Какая часть речи слово «класс»?

Урок в 5 классе по теме«Части речи».

Выполнила: Прачун Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории МБОУ «СОШ № 5 г. Абакан.

  • Класс: 5 класс.
  • Предмет: русский язык.
  • Тема урока: Части речи.

Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять части речи.

  1. Задачи:
  2. 1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  3. 2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

  • Оборудование:  
  • 1.  компьютер, проектор, презентация к уроку;
  • 3. таблица для работы (доска)
  • 3. задание для групповой работы
  • 4раздаточные листы с индивидуальным заданием;

5. тест для каждого учащегося.

ХОД УРОКА:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

Добрый день, ребята! Давайте сейчас проверим вашу готовность к уроку.

Учитель:

— Готовы наши глазки? — Да. Готовы! (Хлопают глазками 4 раза).

— Готовы наши ушки? — Да. Готовы.

— Готовы наши ручки? — Да. Готовы.

— Готовы наши ножки?- Да. Готовы.

— Мы все готовы!

2. Актуализация знаний и умений.

Учитель:

А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её! (Слайд №2)

  1. Существительное — школа,
  2. Просыпается — глагол.
  3. С прилагательным весёлый
  4. Новый школьный день пришел.
  5. Встали мы — местоименье,
  6. Бьёт числительное семь.
  7. За ученье, без сомненья,
  8. Приниматься надо всем.
  9. Мы наречием отлично
  10. На уроках дорожим.
  11. Соблюдаем мы привычно
  12. Дисциплину и режим.
  13. Не и ни — у нас частицы.
  14. Нам их надо повторять.
  15. И при этом не лениться
  16. И ни часу не терять!
  17. После школы, как известно,
  18. Мы катаемся в санях.
  19. Здесь особенно уместны
  20. Междометья ох и ах!
  21. А потом
  22. У тёплой печи
  23. Повторяем … (части речи)
  24. Учитель:

Правильно. Тема нашего урока – части речи. В русском языке наряду с самостоятельными частями речи есть «маленькие» слова, которые называются служебными.

  • 2. Запись темы урока в тетрадь (проговорить) (Слайд №3)
  • Учитель:
  • Ребята, а что всегда мы проговариваем после того, как записали тему урока?(цель урока)
  • Учитель:

— Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.

Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять части речи. (Слайд №4)

Учитель:

Для плодотворной работы на уроке, для достижения цели нам необходимо спланировать работу по алгоритму (план действия). Как и зачем мы будем работать, что нового узнаем, чему должны научиться (конечный результат нашей работы).

Учитель:

— Что предполагает урок изучения нового материала? (Познание чего–то нового, изучение нового материала, применение этого материала, оценка и сравнение с эталоном).

Учитель:

Итак, начнем!!!!

3. Открытие новых знаний.

1. Учитель:

Внимательно послушайте сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

  1. помогали словам в предложении принять нужную форму;
  2. связывали слова в предложении и части предложения;
  3. вносили в предложение дополнительный смысл.
  4. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но

  • очень боялись, правильно ли они встали в колонны?
  • — Скажите, на какие группы делятся части речи?
  • — Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?
  • — Назовите, какие относятся к служебным?
  • — Давайте, ребята, посмотрим таблицу!
  • (Слайд №5)

Какая часть речи слово

Учитель:

А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу. Приложение 1.

2 . Помогите словам правильно встать в колонну, заполните таблицу:

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне,от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

  1. Самостоятельные части речи
  2. Особая часть речи
  3. Междометие
  4. Служебные части речи
  5. Имя существительное:
  6. Имя прилагательное:
  7. Имя числительное:
  8. Глагол:
  9. Наречие:
  10. Местоимение:
  11. Предлог:
  12. Союз:
  13. Частица:
  • Оценка работы группы (доска): Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки — «4», 3 -4 ошибки – «3»
  • Учитель:
  • — Проверьте и сравните с эталоном (слайд № 6).
  • Учитель:

А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.(Предположения, версии учащихся).

Учитель:

Поможет нам ответить на эти вопросы задание.

3.Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради. (Слайд №7)

Задуматься, части, речи. Перестать, спорить.

Стать, они, жить, большой, дружной, семья.(Слайд №8).

— Работа с текстом.

Учитель:

— Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

  1. Учитель:
  2. Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.
  3. Учитель:

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

— Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

— Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

— Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

Учитель:

Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

4. Работа с таблицей. (Слайд № 9) (Таблица на доске).

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

Физкультминутка. Учитель:

А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.

  • Ветер дует нам в лицо,
  • Закачалось деревцо.
  • Ветер тише, тише, тише.
  • Деревцо все выше, выше.

Вместе с детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» — присесть. На словах «выше, выше» — встать и вытянуть руки вверх.

3. Закрепление учебного материала.

Учитель:

— Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.

Задание 1. «Части речи» (Каждый самостоятельно выполняет индивидуальное задание). (Слайд № 11). Приложение 2.

Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

  1. красным – слова, обозначающие предмет;
  2. зеленым – слова, обозначающие действия предмета;
  3. синим – слова, обозначающие признак предмета;
  4. желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
  5. Учитель:

— Что нужно сделать для того, чтобы правильно выполнить задание? Проговорите алгоритм вашей работы.

  • Свет у лисица бежать за учить рыжий На
  • медведь жарит вкусные синее
  • пишет От нежный красивый
  • до домик огород смотрит
  • Учитель:

Проверьте себя и сравните с эталоном. (Слайд № 12). Оцените свою работу (критерии оценивания даны на доске).

Задание 2. (выполняют устно, на доске дана таблица).

Учитель:

А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Приведите 1-2 примера (Подсказка на доске)

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

  1. А чтоб не обижался весь честной народ,
  2. Оно всегда имеет и число, и род.
  3. У него к тому же три склоненья есть,
  4. Падежей различных сразу целых шесть.
  5. (Имя существительное.)
  6. Он предметы оживляет,
  7. Всех их в дело вовлекает,
  8. ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
  9. Строго сам за тем следит.
  10. Он три времени имеет
  11. И спрягаться он умеет.
  12. Детям строят много школ,

Чтоб все знали про …(Глагол.)

  • Художницу нашу знает весь свет:
  • Раскрасит художница всякий предмет.
  • Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

  1. С папой Существительным
  2. Живёт на редкость дружно:
  3. Изменит окончание,
  4. Когда ему так нужно.
  5. Она с ним не расстанется
  6. Никогда уже:
  7. Стоит с ним в одном роде,
  8. Числе и падеже.
  9. (Имя прилагательное.)
  10. Быстро предметы оно сосчитает,
  11. Строгий порядок при счёте их знает.
  12. На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

  • Цифры частенько его заменяют,
  • Люди его в устной речи склоняют,
  • Часто при этом они ошибаются,
  • Как его звать, кто скорей догадается?
  • (Имя числительное.)
  • Признаки действий оно означает,
  • Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

  1. Очень не любит оно изменяться,
  2. Род не имеет, не хочет склоняться.
  3. Как его имя, скорее ответьте!
  4. (Наречие. 1-2 примера)
  5. Применяем все мы это
  6. Вместо имени предмета,
  7. Вместо признака предмета
  8. Применяем тоже это,
  9. И количество предметов
  10. Заменяет часто это.
  11. Нам на всё оно укажет,
  12. Но имён ничьих не скажет.
  13. Часто очень применяется,
  14. Сильно очень изменяется.
  15. Без него, как ни крутись,
  16. В речи нам не обойтись.
  17. (Местоимение.)
  18. В предложении на службе
  19. С падежом всегда он в дружбе,
  20. На него показывает
  21. И слова все связывает.

Это ? (Предлог).

  • Объединять и связывать стараюсь
  • Я равных и неравных в нужный час.
  • Порою я совсем не повторяюсь,
  • Порою повторяюсь много раз.

— Это ? (Союз).

Учитель:

Молодцы! Вы справились с заданием.

Задание 3. Итоговый контроль.

Учитель:

А сейчас проведём итоговый контроль (Тест распечатан для каждого учащегося). (Слайд № 13). Приложение 3.

Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

  1. а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
  2. 4. Из данных слов выберите имена существительные:
  3. а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
  4. 5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
  5. а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
  6. 6. Из данных слов выберите глаголы:
  7. а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
  8. 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
  9. а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
  10. 8. Из данных слов выберите служебные части речи:
  11. а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать
  12. — Взаимопроверка по ключу: (Слайд № 14):
  13. 1 – а
  14. 2 – б
  15. 3 – в
  16. 4 – в
  17. 5 – а
  18. 6 – б
  19. 7 – а
  20. 8 — б
  21. — Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки — «4», 3 -4 ошибки – «3»

Домашнее задание (Слайд № 15). Сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (для сильных); нарисовать карту государства «Части речи».

  1. Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.

Учитель:

— Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?

Приложение 1.

— Помогите словам правильно встать в колонну, заполните таблицу:

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне,от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

  • Самостоятельные части речи
  • Особая часть речи
  • Междометие
  • Служебные части речи
  • Имя существительное:
  • Имя прилагательное:
  • Имя числительное:
  • Глагол:
  • Наречие:
  • Местоимение:
  • Предлог:
  • Союз:
  • Частица:
  1. Приложение 2.
  2. Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы:
  3. красным – слова, обозначающие предмет;
  4. зеленым – слова, обозначающие действия предмета;
  5. синим – слова, обозначающие признак предмета;
  6. желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
  7. Свет у лисица бежать за учить рыжий На
  8. медведь жарит вкусные синее
  9. пишет От нежный красивый
  10. до домик огород смотрит
  11. Приложение 3.
  12. Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

  • а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
  • 4. Из данных слов выберите имена существительные:
  • а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
  • 5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
  • а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
  • 6. Из данных слов выберите глаголы:
  • а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
  • 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
  • а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
  • 8. Из данных слов выберите служебные части речи:
  • а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Источник: https://infourok.ru/urok-v-klasse-po-teme-chasti-rechi-1775804.html

Части речи

Части речи – это строительный материал языка, причем каждая из них имеет свои особенности и функции, которые помогают человеку связно и красиво выражать свои мысли. Существует специальная наука, которая изучает части речи в русском языке – она называется морфологией. Каждый ученик 4 класса должен понимать, что это такое.
Какая часть речи слово

Части речи – это такие классы слов, которые выделяются по общности их грамматических свойств. То есть, те слова, свойства которых одинаковые, относятся к одной части речи. У них общие морфологические характеристики и синтаксические признаки.

В русском языке выделено всего десять частей речи. Шесть из них самостоятельные (второе их название – знаменательные), три – служебные и еще одна – особая, это междометие.

Самостоятельные части речи в обязательном порядке являются членами предложения, они могут обозначать как сами предметы, так и их признаки. К этой категории относятся имена прилагательное, числительное и существительное, глагол, наречие, местоимение.

Служебные части речи называются так потому, что они не имеют своего значения, а только обслуживают самостоятельные, помогают им соединяться друг с другом.

При этом междометие не относится ни к одной из этих двух категорий, выделяясь в морфологической структуре языка на особое место.

Современная частиречная классификация в русском языке опирается еще на античную традицию, хотя там частей речи было восемь. В разное время в русских грамматиках выделялось от восьми до четырнадцати частей речи.

Лучше понять тему поможет таблица частей речи с примерами:

Самостоятельные части речи Служебные части речи
Имя существительное (кот, стол, рубашка) Предлоги (по, из-за, на)
Имя прилагательное (белый, деревянный, красная) Союзы (также, или , но)
Глагол (гладить, ставить, носить) Частицы (бы, не, да)
Имя числительное (первый, третий, шесть)
Наречие (слитно, стыдно, близко)
Местоимение (он, чей, кто)

Междометие частью таблицы не является. Примеры слов, относящихся к этой части речи – ау, тпру, ну.

Части речи в русском языке делятся также по признаку изменяемости. Так, все служебные слова, междометие и наречие – это неизменяемые части речи. Остальные относятся к категории изменяемых, то есть они имеют формы словоизменения. Таким образом, по признаку изменяемости части речи делятся на две равные группы – по пять в каждой.

Все национальности в русском языке относятся к такой части речи, как существительное, и только “русский” – это прилагательное.

Части речи – это классы, на которые слова делятся по определенным признакам. Всего их в русском языке пять. Существует также внутренняя классификация их по нескольким признакам.

Первый – наличие или отсутствие значения. Слова могут быть самостоятельными и служебными, отдельно идет междометие.

Второй признак – изменяемость, то есть части речи делятся, соответственно, на изменяемые и неизменяемые.

Средняя оценка: 3.9. Всего получено оценок: 170.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/chasti-rechi-tablica.html

Части речи в русском языке

Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками.

В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.

В статье Морфологический разбор можно посмотреть многие дополнительные характеристики частей речи.

    Самостоятельные части речи(включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки):
  1. Имя существительное
  2. Глагол
  3. Имя прилагательное
  4. Имя числительное
  5. Местоимение
  6. Наречие
  7. Причастие
  8. Деепричастие
  9. Слова категории состояния
    Служебные части речи(не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними):
  1. Предлог
  2. Частицы
  3. Союзы
  4. Междометия, звукоподражательные слова.

Далее рассмотрим каждую часть речи в русском языке по отдельности.

Существительное

Существительное – это часть речи, с помощью которой обозначают предмет. Существительное отвечает на вопросы: кто? что? (папа, песня). Их различают по родам, а изменяются существительные по падежам и числам. Бывают одушевленными (человек) и неодушевленными (дом).

Прилагательное

Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие свойство предмета, которое может проявляться с разной интенсивностью: быстрый, белый, старый. Качественные прилагательные имеют степени сравнения и краткие формы: быстр, бел, стар.

Относительные прилагательные – это прилагательные, обозначающие свойство самого предмета по его отношению к действию или другому предмету: железный, измерительный, дверной, надувной.

Притяжательные прилагательные – это прилагательные, указывающие принадлежность определяемого ими предмета кому или чему-либо: сестрин, отцов, лисий.

Числительное

Числительное – это часть речи, которая обозначает:

  • количество предметов, отвечая на вопрос: сколько?, это количественные числительные: три, пятнадцать, сто тридцать пять;
  • порядок предметов при счете, отвечая на вопрос: который?, это порядковые числительные: третий, пятнадцатый, сто тридцать пятый;
  • общее количество предметов, это собирательное числительное: оба, двое, четверо, шестеро, девятеро и т. п.

Местоимение

Местоимение – это часть речи, указывающая на лицо, признак или предмет, не называя их. Местоимения подразделяются на:

  • личные: мы, я, ты, вы, она, оно, он, они;
  • возвратное: себя;
  • притяжательные: наш, мой, ваш, твой, свой;
  • вопросительно-относительные: что, кто, каков, какой, чей, сколько, который, который;
  • указательные: тот, этот, такой, столько, таков;
  • определительные: самый, сам, весь, все, вся, всё, каждый, всякий, иной, любой;
  • отрицательные: ничто, ничей, нечего, никоторый, некого;
  • неопределенные: некоторый, нечто, некий, некто, несколько, что-то, кто-то, сколько-нибудь, кое-что, какой-либо.

Подробнее о местоимении для начинающих в видео:

Глагол

Глагол – это часть речи, которая обозначает состояние или действие, отвечает на какой-либо из вопросов: что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать?, и обладает признаками вида, лица, залога, времени, числа, рода и наклонения (в сослагательном наклонении, в прошедшем времени). Существуют такие формы глаголов: инфинитив, причастие и деепричастие.

https://uchim.org/russkij-yazyk/chasti-rechi-v-russkom-yazyke — uchim.org

  1. Инфинитив – неопределенная форма без признаков лица, времени, числа, залога, рода и наклонения: спать, бежать, читать.
  2. Причастие – неспрягаемая форма глагола, обозначает действие или состояние предмета в изменяемой во времени форме; причастие может изменяться по падежам, числам и родам, а также имеет признаки вида, времени и залога (этим и отличается от прилагательного). Причастия, в свою очередь, подразделяются еще на несколько видов:
  3. Действительное причастие – действие, совершаемое носителем признака: расцветший сад, читающий ученик;
  4. Страдательное причастие – признак, который возник в результате воздействия чего-либо или кого-либо на носителя признака: гонимые ветром листья, брошенный камень.
  5. Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначает действие как признак другого действия: обессилев, присел на скамью; говорил, не глядя в глаза. От причастия отличается тем, что имеет признаки залога и вида, но не изменяется.

Наречие

Наречие – это часть речи, которая обозначает признак качества, действия или предмета, отвечая на вопрос: когда?, как?, где?, почему? и т. п.

Основным признаком наречия является неизменяемость: вчера, медленно, везде и др.

в состав наречий входят также местоименные наречия: нигде, где, так, никак, как, когда, иногда, никогда, откуда, отсюда, туда, куда, там, почему, поэтому, потому, зачем, затем и пр.

Предлог

Предлог – это неизменяемая служебная часть речи, применяемая для соединения слов: к, в, с, из, на, у, между, сквозь, ради, во время, посредством, кругом, подобно, около, относительно, благодаря, согласно, спустя, неужели, несмотря на, в силу, в связи с, в зависимости от, по отношению к и т. д.

Союз

Союз – это неизменяемая служебная часть речи, служащая для соединения членов предложения и (или) частей сложного предложения (необходимо отличать союз от предлогов, предлог соединяет слова, а не синтаксические единицы). Виды союзов:

  1. сочинительные союзы: да, и, а, или, но, либо, также, тоже.
  2. Подчинительные союзы: прежде чем, когда, пока, чтобы, что, как, потому что, так как, благодаря тому что, будто, так что, словно, раз, если, хотя, для того чтобы, несмотря на то что, не только… но и…, не столько… сколько… и пр.

Частица

Частицы – это служебные слова, которые придают смысловые или эмоциональные оттенки отдельным словам или предложениям: ни, не, кое-, -нибудь, -либо, -то, -ся (сь), -те, -ка, же, -де, ли, бывало, бы, да, пускай, пусть, даже, лишь, уж, почти, хотя бы, только, разве, дай, неужели, знай, ну, давай, дескать, ведь, мол, ну и, как будто, будто, точно, вроде, словно, якобы, пожалуй, чай, авось, именно, просто, чуть не, что ли, едва ли не и т. п.

Связка

Связка – это служебное слово, оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола. Связка указывает на синтаксические отношения компонентов предложения.

К связкам относятся слова, словосочетания, спрягаемые формы глаголов, формы глагола быть, например: это, это есть, есть, являться, значить, явиться, называться, означать.

Часто связки опускаются и на их месте в предложении ставят тире, например: Автомобиль – [есть] не роскошь, а средство передвижения.

Всё для учебы » Русский язык » Части речи в русском языке

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/chasti-rechi-v-russkom-yazyke

Части речи

Чтобы понять, какой частью речи является слово, надо задать к нему вопрос и определить, что оно обозначает:

Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначает сам предмет, отвечает на вопросы кто? и что? (например, книга, мальчик, почтальон).

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие, отвечает на вопросы что сделать?, что сделай?, что делать? (например, наливать, прочитай, писать).

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета (т.е. то, какой этот предмет), отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?(например, красивый, умная, большое, золотые).

Имя числительное – самостоятельная часть речи, обозначает число, количество, отвечает на вопросы сколько?, который? (например, шесть, шестой, шестеро).

Местоимение – самостоятельная часть речи, указывает на предмет, но не называет его (например, он, ты, я, ему, нам и т.д.); указывает на признак, но не называет его (например, твой, моему, каждый и т.д.); указывает на количество, но не называет его (например, сколько — нибудь, несколько и т.д.).

Наречие — самостоятельная часть речи, обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? откуда? каким образом? в какой степени? (например, внимательно, быстро, далеко, издали, громко, вдвойне и т.д.).

Частица – это служебная часть речи, вносит эмоциональные значения в предложения или образует новые формы слов, не является членом предложения и не изменяется (например, бы, не, вон, даже, ведь, как, неужели и т.д.)

Союз – служебная часть речи, связывает однородные члены предложения и простые предложения между собой (например, а, и, но, если, или, потому что и т.д.)

Предлог – служебная часть речи, связывает слова между собой, показывая, что одно слово главное, а другое зависимое (например, в, над, на, к, около, через, с, о и другие).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие
  • Частица
  • Союз
  • Предлог
  • Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

  1. 1 класс
  2. Упражнение 120, Полякова, Учебник
  3. 2 класс
  4. Упражнение 131, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  5. Упражнение 176, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  6. Упражнение 48, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  7. Упражнение 86, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  8. Упражнение 107, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  9. Упражнение 109, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  10. Упражнение 111, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  11. Упражнение 115, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  12. Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  13. Упражнение 211, Полякова, Учебник, 2 часть
  14. 3 класс
  15. Упражнение 237, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  16. Упражнение 2, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  17. Упражнение 10, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  18. Упражнение 11, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  19. Упражнение 217, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  20. Упражнение 165, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  21. Упражнение 40, Полякова, Учебник, 1 часть
  22. Упражнение 47, Полякова, Учебник, 2 часть
  23. Упражнение 14, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
  24. Упражнение 21, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
  25. 4 класс
  26. Упражнение 111, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
  27. Упражнение 116, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
  28. Упражнение 114, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  29. Упражнение 118, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  30. Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  31. Упражнение 233, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  32. Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  33. Упражнение 124, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  34. Упражнение 209, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  35. Упражнение 157, Полякова, Учебник, 1 часть
  36. 5 класс
  37. Упражнение 130, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  38. Упражнение 136, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  39. Упражнение 137, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  40. 6 класс
  41. Упражнение 32, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  42. Упражнение 394, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  43. Упражнение 83, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  44. Упражнение 89, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  45. Упражнение 92, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  • © budu5.com, 2019
  • Пользовательское соглашение
  • Copyright
  • Нашли ошибку?
  • Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/2

Грамматические средства современного русского языка

Содержание статьи

Грамматические средства современного русского языка. Основной класс грамматических средств – части речи. Помимо этого существуют морфемные средства (словообразовательные и словоизменительные морфемы) и синтаксические средства (словосочетание и предложение).

Части речи

В русском языке десять частей речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлоги, союзы, частицы, междометия.

Существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие – это знаменательные части речи; слова, принадлежащие к этим грамматическим классам, имеют собственное лексическое значение, обладают особыми грамматическими категориями и в предложении играют роль главных или второстепенных членов.

По синтаксическим функциям к знаменательным частям речи относится и местоимение, однако оно не имеет собственного лексического значения, а его грамматические категории повторяют, в зависимости от разряда местоимения, грамматические категории существительного, прилагательного, наречия или числительного.

Предлоги, союзы, частицы – служебные части речи; они указывают на отношения между словами или между предложениями, а также придают высказываниям различные смысловые и модальные оттенки. Междометие не принадлежит ни к знаменательным, ни к служебным частям речи.

Имя существительное

– часть речи, которая включает слова, называющие предмет или живое существо: сосна, учитель, тигр.

См. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Имя прилагательное

– часть речи, которая содержит слова, обозначающие признаки предмета или живого существа: высокая сосна, новый учитель, молодой тигр.

См. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Числительные

обозначают количество предметов (один, пятнадцать, сто двадцать семь) или их порядковый номер (первый вагон, пятнадцатое сентября, сто двадцать седьмая страница).

См. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

Местоимения

– это слова, не имеющие собственного лексического значения: они не называют предметы, свойства, действия, а указывают на них.

Местоимения употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных, а также вместо наречий: В комнату вошла женщина. Она несла в руках чайник; Плотники построили новый дом.

В этом доме решено разместить детский сад; Пятеро вышли из леса. На всех были маскировочные халаты; Я приеду вечером, тогда и поговорим.

См. МЕСТОИМЕНИЯ

Глагол

часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти, спать, находиться.

См. ГЛАГОЛ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Причастие и деепричастие

Помимо многообразных форм, выражающих различные специфически глагольные грамматические значения, глагол имеет такие формы, которые сближают его с другими частями речи.

Это причастие, которое, сохраняя присущее глаголу значение действия и состояния и грамматические категории залога, времени и вида, изменяется по родам, числам и падежам и тем самым сближается с прилагательным (читающий мальчик, читающая девочка, читающее устройство), – и деепричастие, которое, также сохраняя основные свойства глагола, по формальным признакам и синтаксической роли в предложении сближается с другой частью речи – наречием: так же, как наречие, деепричастие не имеет словоизменительных форм, а в предложении выступает в роли обстоятельства (ср. : Дожди льют беспрестанно. – Дожди льют, не переставая).

Наречия

– это неизменяемые слова, которые обозначают характер действия или состояния, качество или признак предмета. В предложении наречия примыкают к глаголу, прилагательному, существительному или к другому наречию и являются либо обстоятельствами, либо несогласованными определениями: быстро мчаться, повернуть направо, тяжело больной, яйца всмятку, мучительно долго.

См. также НАРЕЧИЯ.

  • По значению различают несколько разрядов наречий: 1) наречия места: справа, внизу, наверх, отовсюду;
  • 2) наречия времени: всегда, никогда, вчера, сейчас;
  • 3) наречия образа действия: сильно, весело, вслепую, досуха;
  • 4) наречия степени действия: очень (устал), наполовину (седой), совершенно (здоров), чуть-чуть (сдвинуть);
  • 5) наречия причины: сгоряча, сдуру; 6) наречия цели: назло, нарочно, намеренно.

Особую группу составляют т.н. предикативные наречия; они обозначают состояние человека или природы, возможность/невозможность или необходимость действия и исполняют роль сказуемого в безличных предложениях: Было уже светло; Жаль было расставаться; Можно войти? Пора вставать и т. п.

Подобно словам других частей речи, наречия различаются по стилистической окраске и условиям употребления.

Многие из них стилистически нейтральны и могут использоваться без каких-либо ограничений; таковы, например, местоименные наречия где, куда, туда, откуда, здесь, там, как, так, когда, тогда, значительная часть наречий места, времени, образа действия и др. : наверху, давно, издали, утром. неожиданно, хорошо, совсем и т.п.

Некоторые наречия имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжно-письменной речи: весьма, исключительно (ср. стилистически нейтральное очень), незамедлительно (ср. быстро), тщетно (ср.

напрасно, разговорное зря), поистине, непременно, чрезмерно и под.

Другие, напротив, обладают сниженной стилистической окраской и характерны главным образом для разговорной речи: сперва, зверски, впотьмах, сдуру, сослепу и под.

Предлоги

– это служебные слова, которые, сочетаясь с существительными или местоимениями, обозначают различные отношения между предметами или отношение предметов к действиям, состояниям, признакам: за шкафом, передо мной, из лесу, через минуту, для облегчения, во сне, от усталости.

См. также ПРЕДЛОГИ.

Бóльшая часть предлогов закреплена за определенными падежами: без, для, до, из, от, у употребляются с родительным падежом, к – с дательным, про, через, сквозь – с винительным, над, перед – с творительным, при – с предложным.

Некоторые предлоги могут употребляться с разными падежами существительных: в, на, о – с винительным и с предложным (пошли в лес – были в лесу, сдвинуть на край – сидеть на краю, удариться о камень – говорить о камне), за, под – с винительным и с творительным (закатиться за (под) шкаф –лежать за (под) шкафом), по – с дательным, винительным и предложным (провести по горлу – дел по горло – встретиться по окончании сеанса), с – с родительным, винительным и творительным (слезть с печи – высотой с печь – дом с печью).

Из особенностей употребления предлогов в речи необходимо отметить характер их сочетания с личными местоимениями 3-го лица. Так наз. первообразные предлоги – к ним относятся все однофонемные и односложные: в, к, о, с, без, до, за, из, от, над, по, под, при и др.

, а также предлоги из-за, из-под, между, перед, через, – присоединяясь к местоимению, «вызывают» вставку н- в его начале; ср. : ему – к нему, ей – с ней, ими – между ними, их – из-за них.

Непервообразные предлоги (исторически они появились в языке значительно позднее первых, из слов других частей речи) такого эффекта не вызывают: благодаря ему (не: *благодаря нему), навстречу ей (не: *навстречу ней) и т.п.

Союзы

  1. – это служебные слова, которые связывают предложения и члены предложения: Мальчик читает, а девочка пишет; Мальчик читает и пишет.

  2. Союзы делятся на два разряда:
  3. 1) сочинительные, которые связывают однородные члены предложения и подразделяются на соединительные (и, да – в функции и, – ни… – ни…), противительные (а, но, да – в функции но, – зато, однако), разделительные (или, либо, то… – то…, то ли… – то ли…, не то… – не то…);
  4. 2) подчинительные, которые связывают придаточное предложение с главным: чтобы, потому что, как, так как, если, хотя и др.

Частицы

– это служебные слова, с помощью которых говорящий придает высказываниям различные модальные оттенки – например, удивления (Неужели ты не мог это сделать?), восхищения (Что зауха! ), сомнения (Едва ли это верно) и т. п.

  • По значению частицы делятся на следующие разряды:
  • 1) усилительные: даже, же, то, и, ни, ведь, уж;
  • 2) ограничительные: только, лишь;
  • 3) указательные: вон, вот;
  • 4) вопросительные: разве, неужели, ли;
  • 5) восклицательные: что за, как
  • 6) отрицательные: не и содержащие не: вовсе не, далеко не, отнюдь не и некоторые другие.
  • Некоторые частицы являются словообразующими: -то, -либо, -нибудь, кое- (они служат для образования неопределенных местоимений) и формообразующими: бы, пусть, пускай, -ка (они служат для образования форм сослагательного и повелительного наклонений глагола: сказал бы, пусть (пускай)он скажет, скажи-ка).

К частицам близки слова, показывающие отношение содержания речи к действительности и оценку, которую говорящий дает сообщаемым фактам: конечно, безусловно, кажется, вероятно, говорят, значит, якобы и т.п. В предложении они являются вводными словами и выделяются интонационно (в устной речи) и запятыми (на письме): Кажется, я опаздываю; Говорят, он заболел; Ты, значит, и не собираешься уезжать?

Междометия

это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их: Ах, как я рад тебя видеть! Ох, попадет тебе от отца! Батюшки, да ты ли это?

См. также МЕЖДОМЕТИЯ.

Междометия можно подразделить на

1) выражающие чувства – удивление, досаду, одобрение, угрозу и т. п. : а! ах! ба! ура! э-эх! ох! увы! о!

2) выражающие различные побуждения: ну, ну-ка, вон! прочь!

3) выражающие реакцию на слова собеседника: ой ли?ну да?(недоверие), вот еще! (несогласие или возмущение) и нек. др. К междометиям примыкают звукоподражательные слова: бац! хлоп! мяу! кукареку!

Сфера употребления междометий и звукоподражательных слов – преимущественно разговорная речь и язык художественной литературы.

Морфемные средства русского языка

Они состоят из двух классов: словообразовательные средства и средства словоизменительные. Словообразовательные средства – это корневые и служебные морфемы.

Корневая морфема – это общая часть родственных слов, выражающая определенное лексическое значение.

Служебные, или аффиксальные, морфемы служат для образования слов (суффиксы, префиксы), а словоизменительные служебные морфемы – для  изменения слов по грамматическим категориям – падежам, числам, родам, лицам, временам и т.п. (окончания).

См. также МОРФЕМНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА.

Синтаксические средства (словосочетания и предложения)

Это языковые единицы, более протяженные, чем слово: словосочетания и предложения.

Словосочетание, простейшая непредикативная (в отличие от предложения) единица речи, которая образуется по синтаксической модели на основе подчинительной грамматической связи – согласования, управления, примыкания двух или более знаменательных слов (БСЭ).

Предложение, единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения – предмет синтаксиса.

См. также СИНТАКСИС.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/narody-i-yazyki/grammaticheskie-sredstva-sovremennogo-russkogo-yazyka

Части речи и члены предложения

Вам, наверно, знакомы вопросы, которые часто задают люди: Кто это? Что это? Что он делает? Какой? Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Сколько? Который по счёту?

Все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка. Части речи – группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Части речи: самостоятельные и служебные

Самостоятельные — части речи, которые могут употребляться без слов-помощников.

— имена существительные (отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предмет)

— имена прилагательные (отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета)

— глаголы (отвечают на вопросы что делать? что сделать?, обозначают действие предмета)

— наречия (отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда?, обозначают признак действия)

— имена числительные (отвечают на вопросы сколько? какой по счёту?, обозначают количество предметов, порядок предметов при счёте)

  • — местоимения (слова, которые употребляются вместо имени существительного или имени прилагательного)
  • Служебные — части речи, которые самостоятельно в предложении употребляться не могут; их назначение – быть помощниками.
  • —  предлоги
  • —  союзы
  • Потренируемся в определении частей речи
  • Определим, какие части речи использовал Сергей Есенин.
  • Разгулялась вьюга,
  • Наклонились ели
  • До земли. С испуга
  • Ставни заскрипели.
  • А в окно снежинки
  • Мотыльками бьются,
  • Тают, и слезинки
  • Вниз по стёклам льются.
  • Имена существительные.
  • Что? вьюга, ели, (земля) земли, (испуг) испуга, ставни, окно, снежинки, (мотыльки) мотыльками, слезинки, (стекло) стёклам
  • Глаголы.

Что сделала? разгулялась, что сделали? наклонились, заскрипели, что делают? бьются, тают, льются.

Наречие. Куда? вниз.

  1. Предлоги: до, с, в, по.
  2. Союзы: а, и.
  3. Ставни – это створки для прикрытия окна.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

Прочитаем слова: звёздочки, первые, на, небо, засветились.

Определим части речи.

Звёздочки (что?) — имя сущ., первые (какие?) — имя прил., на – предлог, небо (что?) – имя сущ., засветились (что сделали?) – глагол.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

  • Если из слов составить предложение, то самостоятельные части речи иногда вместе со служебными будут являться членами предложения.
  • Звёздочки засветились.
  • У каждого слова в предложении своя роль.

О чём говорится в предложении? Что? — звёздочки – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой.  Что говорится о подлежащем? Звёздочки что сделали? — засветились – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

  1. Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения, члены предложения, без которых оно существовать не может.
  2. Можно использовать и другие слова, которые помогут более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности.
  3. Засветились на небе первые звёздочки.
  4. В этом предложении есть второстепенные члены предложения – члены предложения, без которых оно может существовать.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены.

Какое слово поясняет подлежащее? Звёздочки (какие?) первые.

Какое слово уточняет сказуемое? Засветились (где?) на небе.

  • В предложении 2 главных и 2 второстепенных члена предложения.
  • А частей речи -5.
  • Служебные части речи (предлоги и союзы) не считаются отдельно как члены предложения.
  • Главные члены предложения и второстепенные
  • Выпишем из 1 и 2 предложений грамматическую основу и покажем графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.

Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у неё было белое пушистое перо. Настоящий жабий король! (Н. Сладков)

Я повстречал — основа предложения. Я – подлежащее, повстречал – сказуемое.

Повстречал (когда?) однажды, второстепенный член относится к сказуемому. Повстречал (кого?) жабу, второстепенный член относится к сказуемому.

Жабу (какую?) удивительную, второстепенный член относится к другому второстепенному члену.

Было перо — основа предложения. Перо – подлежащее, было – сказуемое.

Перо (какое?) белое, пушистое, второстепенные члены относятся к подлежащему. Было (где? на чём?) на голове, второстепенный член относится к сказуемому.

Было (у кого?) у неё, второстепенный член относится к сказуемому.  

Вам интересно узнать, откуда это непонятное и даже сказочное украшение? Рядом был курятник. Из него жаба и выползла. Там и прилипло к её голове пушистое куриное пёрышко.

Предложения распространённые и нераспространённые

Достаточно ли двух слов, чтобы понять смысл предложения?

Блеснула молния. Прокатился гром. Хлынул дождь.

Мы понимаем смысл этих предложений. В них говорится о молнии, о громе, о дожде. Это подлежащие, выражены именами существительными. Блеснула, прокатился, хлынул – это сказуемые, выражены глаголами. Это нераспространённые предложения.

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

Можно передать информацию более точно, подробно, выразительно. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространённым.

Распространите предложения, пользуясь схемами.

Над лесом блеснула яркая молния.

Молния (какая?) яркая, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Блеснула (где? над чем?) над лесом, второстепенный член относится к сказуемому, выражен именем существительным с предлогом.

Прокатился отдалённый гром.

Гром (какой?) отдалённый, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Над нами хлынул проливной дождь.

Дождь (какой?) проливной, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Хлынул (над кем? где?) над нами, второстепенный член относится к сказуемому, выражен местоимением с предлогом.

Определите, какие предложения являются нераспространёнными.

Завяли травы. Лето миновало. Лесные тропы осень замела. (М. Исаковский)

Завяли травы. Лето миновало.

1 и 2 предложения нераспространённые, так как в них есть только главные члены.

Что?- травы,  что сделали? – завяли. Это подлежащее и сказуемое.

Что?- лето, что сделало?- миновало. Это подлежащее и сказуемое.

Лесные тропы осень замела.

3 предложение распространённое, так как в нём есть второстепенные члены.

Что?- осень, что сделала? – замела. Это главные члены.

Замела (что?) тропы, тропы (какие?) лесные. Это второстепенные члены.

Вот какие можно составить предложения по схемам.

Прилетела Весна на лебединых крыльях. В лесу снег рушится. Льдинки в ручьях позванивают. В ветвях свежий ветер посвистывает. (По В. Бианки)

Какими частями речи выражены члены первого предложения?

Прилетела Весна на лебединых крыльях. 

Прилетела – глагол, Весна – имя сущ., на – предлог, лебединых – имя прил., крыльях – имя сущ.

Что мы можем рассказать про предложение:

Составьте схему предложения. Начните свою работу с главных членов.

  1. Ветер занёс под берёзу маленькое семечко.
  2. Что мы можем рассказать про предложение.
  3. Предложение по цели: повествовательное, вопросительное, побудительное;
  4. по интонации: восклицательное, невосклицательное;
  5. по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое;
  6. по составу: простое, сложное.
  7. Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.

В предложении говорится (о чём?) о ветре. Ветер — это подлежащее, выражено именем существительным.

Ветер (что сделал?) занёс.Занёс — это сказуемое, выражено глаголом.

Так как, кроме главных, есть другие члены, — предложение распространённое.

Занёс (куда?) под берёзу, второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным с предлогом.

Занёс (что?) семечко, второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным.

Семечко (какое?) маленькое, второстепенный член поясняет другой второстепенный член, выражен именем прилагательным.

  • В предложении одна основа, поэтому оно простое.
  • Заключение
  • Не смешивайте эти понятия.
  • Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз.
  • Члены предложения: (подлежащее и сказуемое) главные члены, второстепенные члены.
  • Части речи – группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.
  • Члены предложения – самостоятельные части речи (иногда со служебными) в составе предложения.
  • вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>
  • Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
  • Присоединяйтесь к нам в

Источник: https://reallanguage.club/chasti-rechi-i-chleny-predlozheniya/

Наречие (часть речи) — это… Что такое Наречие (часть речи)?

Наречие — это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца всмятку).

В предложении наречие обычно являются обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? или согласованным определением. Наречия организуются в словосочетания по типу связи — примыкание.

Характеризуя наречия с точки зрения морфологии, необходимо указать отсутствие парадигмы спряжения и склонения. Но говорить о полной неизменяемости наречия будет непоследовательно: наречия, образованные от прилагательных, во многих случаях сохраняют способность образовывать формы сравнения и формы субъективной оценки качества.

Так наречия могут иметь три степени сравнения: положительная, сравнительная, превосходная. Сравнительная и превосходная образуются либо синтетическим, либо аналитическим способом.

В русском языке

Классификация по лексическому значению

  • Обстоятельственные: характеризуют пространственные, временные, причинные и целевые отношения.
    • времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, иногда, сейчас, позже, погодя)
    • места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку)
    • причины — обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром)
    • цели — обозначают цель совершения действия(нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно)
  • Определительные:
    • качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно.)
    • количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно)

1) меры и степени; 2) определенного количества; 3) неопределенного количества.

    • способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка )
    • сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом)
    • совокупности или совместности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща)

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения

  • сравнительная степень выражается:
    • синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е — интереснее, дольше, сильней, громче. Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу — хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше
    • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия — более сильно, более интересно, более грустно и т. д.* превосходная степень
  • превосходная степень выражается:
    • синтетически (греч. sophos — sophotata): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш-, -айш- — (покорнейше прошу, нижайше кланяюсь). Очень редко употребляется в современном русском языке.
    • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия — (наиболее интересно, наиболее ярко, наиболее обидно и т. п.) Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике.
    • сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени — лучше всех, лучше всего, больше всего
  • Есть наречия знаменательные, если они образованы от знаменательных слов, то есть если наречия называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).
  • Есть также наречия местоименные, то есть если наречие не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так), места действия (там, здесь, тут, туда), время действия (тогда, тогда-то), причину (потому, поэтому), цель (затем).
  • В русском языке преобладают знаменательные наречия.

Классификация по способу образования

  1. суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
  2. приставочно-суффиксальный: сухой — досуха, изнанка — наизнанку;
  3. приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;
  4. сложение разных видов:
    1. сложение слов: еле, еле — еле-еле;
    2. сложение с первым элементом полу-: полулежа;
    3. сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; пол, сила — вполсилы.

Исключения и заблуждения

  1. ВПОСЛЕДСТВИИ — Позднее, по прошествии некоторого времени, после, когда-н. потом.

Впоследствии является исключением и вопреки распространенному ошибочному мнению пишется только слитно, в отличие от аналогичных наречий с предлогами (в течение, в следствие/и, в виду и т. д.)

Наречия в других языках

Литература

  • «Современный русский язык», под ред. Д. Э. Розенталя

Лекции Славкиной Инги Анатольевны

Медиа:Example.ogg

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1055194

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика