Выберите словосочетания

  • Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
  • Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
  • Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).

От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом).

Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Сравните: фразеологизм водить за нос (обманывать) — свободное словосочетание водить за руку.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.

Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи.

При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.

) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе В.В. Бабайцевой.

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:

определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);- объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;- обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? И куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.

  1. По характеру главного слова словосочетания делятся на:
  2. именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным),
  3. глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием),
  4. наречные и местоименные.
  5. К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.

Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью в двенадцать часов два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

  • Связь слов в словосочетании
  • Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
  • Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

  1. Зависимое слово при согласовании может быть выражено
  2. 1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу; 3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу; 4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу; 5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем; 6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.
  3. Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.
  4. Главное слово при управлении выражается
  5. 1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу; 2) существительным: чтение книги; 3) прилагательным: довольный успехом; 4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.
  6. Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

  • Главное слово при примыкании:
  • 1) глагол: бежать быстро,2) прилагательное: очень быстрый,3) наречие: очень быстро,4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.
  • Зависимое слово при примыкании выражается
  • 1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,2) деепричастием: говорил заикаясь,3) инфинитивом: просил написать,4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».
  • Следует различать словосочетания и сочетания слов:

1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;3.

сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А.

Пушкин) (Онегин, добрый — не словосочетание).

Свободные и несвободные словосочетания

В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).

В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:

— с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;- с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.

;- с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.

;- с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора

I. Выделить словосочетание из предложения.II. Охарактеризовать строение словосочетания:а) указать главное и зависимое слова;б) назвать части речи, которыми они выражены;в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Образец разбора

Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

Выберите словосочетания

  1. ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
  2. Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
  3. Устный разбор
  4. В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

 1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно. 2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе.

О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено). 3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование.

Читайте также:  Как можно проверить букву "и" в слове "считаются"?

Грамматическое значение определительное (признак предмета).

Письменный разбор 

Выберите словосочетания

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/172

Как определять вид связи в словосочетаниях, чтобы быстро и без ошибок?

Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.

Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:

  • словосочетания;
  • способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.

Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:

  • сочетание слова служебного со знаменательным;
  • предикативную (то есть грамматическую) основу,

тогда как в формулировке определения чётко сказано:

  • словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
  • в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.

А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.

Выберите словосочетания

Необходимо УМЕТЬ:

  • свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
  • составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
  • вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).

ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)

Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.

  • Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
  • Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.

Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения.

Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ.

При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:

  • СБОРНИКИ СТИХОВ,
  • О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
  • СБОРНИКУ СТИХОВ.

Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют.

Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут.

Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:

  • ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
  • ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.

ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.

При согласовании слова зависимые – это:

  • прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
  • существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
  • количественные числительные: два стула, десять упражнений.

При управлении «солдатики» – это:

  • существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
  • числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.

При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):

  • наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
  • деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
  • глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
  • местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.

Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:

Выберите словосочетания

СПОСОБ ПРОВЕРКИ:

  • Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
  • Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
  • Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1547698-kak-opredeljat-vid-svjazi-v-slovosochetanijah-chtoby-bystro-i-bez-oshibok.html

Тест по теме "Словосочетание"

  • Словосочетание— это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
  • Подчинительнойназывается связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
  • Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).

От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом).

Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Сравните: фразеологизм водить за нос (обманывать) — свободное словосочетание водить за руку.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.

Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи.

При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.

) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе В.В. Бабайцевой.

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие

 основные значения:- определительные(атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);- объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;- обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений.

Например: поездка в город — какая? И куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.По характеру главного слова словосочетания делятся на:

  1. — именные(с главным словом существительным, прилагательным или числительным),
  2. — глагольные(с главным словом глаголом, причастием или деепричастием),
  3. — наречныеи местоименные.
  4. К именнымотносятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным— совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; кнаречным— совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; кместоименным— мы с тобой, каждый из нас.
Читайте также:  "кованный" или "кованый", как правильно пишется?

Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью в двенадцать часов два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

  • Связь слов в словосочетании
  • Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
  • Согласование— подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательнымв любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу; 3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же:пятую / одну книгу; 4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу; 5) существительным— согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем; 6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.Управление— подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

  1. Главное слово при управлении выражается
  2. 1) глаголомв любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу; 2) существительным: чтение книги; 3) прилагательным: довольный успехом; 4) количественным числительнымв именительном (винительном) падеже:три стула, пять стульев.
  3. Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного:посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание— вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

  • Главное слово при примыкании:
  • 1) глагол: бежать быстро,2) прилагательное: очень быстрый,3) наречие: очень быстро,4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.
  • Зависимое слово при примыкании выражается
  • 1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения:идти пешком, пиши быстрее,2) деепричастием: говорил заикаясь,3) инфинитивом: просил написать,4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».Следует различать словосочетания и сочетания слов:

1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей):около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.2. фразеологические сочетания:бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;3.

сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения:Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы(А. Пушкин)(Онегин, добрый — не словосочетание).

Свободные и несвободные словосочетания

В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например:Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).

В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года(как долго?) ждут(Пословица).Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:

— сглавным словом существительным, например: большинство(меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;- с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.

;- с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.

;- с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора

I. Выделить словосочетание из предложения.II. Охарактеризовать строение словосочетания:а) указать главное и зависимое слова;б) назвать части речи, которыми они выражены;в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).III. Определить грамматическое значение словосочетания.Образец разбора

Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

  1. Выберите словосочетания
  2. ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
  3. Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
  4. Устный разбор
  5. В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

 1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как?с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно. 2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? —о школе.

 О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено). 3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей— зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование.

Грамматическое значение определительное (признак предмета).

Источник: https://infourok.ru/test-po-teme-slovosochetanie-1183456.html

Как определить словосочетание

Словосочетанию посвящены работы многих исследователей. Но и сейчас существуют спорные вопросы: предложение или словосочетание является главной единицей синтаксиса? Какая связь должна быть между компонентами словосочетания? Рассмотрим общепринятые отличительные признаки словосочетания. Выберите словосочетания Словосочетание характеризуется номинативной функцией, а предложение коммуникативной. Пример. Деревянный стол (словосочетание). Деревянный стол стоял в гостиной (предложение). По грамматической структуре предложение является более сложной единицей, в которой имеется предикативная единица (оба главных члена предложения или один из них). Словосочетание включает два (реже три) компонента. Словосочетание не обладает интонационной завершенностью и законченным смыслом. Например: «У меня нет всего того, что я люблю, но я люблю все, что у меня есть». В этом предложении можно выделить такие словосочетания: нет у меня; нет того; всего того; что люблю; люблю все; есть у меня. Словосочетание дает развернутое наименование чего-либо, а предложение является более ёмкой единицей и содержит сообщение о чем-либо. Пример. Долгожданная встреча (словосочетание). Вчера состоялась долгожданная встреча с преподавателями и друзьями. Компоненты словосочетания связаны по смыслу подчинительной связью, которая осуществляется с помощью окончания или окончания и предлога. В каждом словосочетании есть главное и зависимое слово. Главный компонент по смыслу и грамматически не зависит от второго слова, к которому можно поставить вопрос. По смыслу и грамматически зависимое слово подчинено главному. От того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на несколько групп:- именные (две книги, студент Иванов, студенты-четверокурсники);

— прономинальные, т.е. главным словом является местоимение (что-нибудь интересное, кто-нибудь из нас);

— глагольные, т.е. главным словом могут быть глаголы, причастия и деепричастия (писать красиво, связанная шапочка);- наречные (далеко от родных);

— слово категории состояния (несколько путей).

В предложении необходимо правильно определять границы словосочетаний:- в состав простых словосочетаний могут входить фразеологизмы (нельзя гонять лодыря, т.е. нельзя бездельничать) и аналитические формы (самый красивый (степень прилагательного) город);- в сложном словосочетании может быть разная подчинительная связь между словами, но оно легко делится на простые (скоро пойдем домой – скоро пойдем, пойдем домой);- главное или зависимое слово может быть распространено (увлеченно читать книгу, читать интересную книгу);

— в комбинированных словосочетаниях содержится не одно главное слово (увлеченно (как?) читать интересную (какую?) книгу).

Словосочетанием не являются:а) сочетание подлежащего и сказуемого, хотя некоторые исследователи выделяют их как предикативные словосочетания (А.Н. Гвоздев);б) объединение двух компонентов соединительной связью (но В.А. Белошапкова, В.В. Бабайцева относят сочинительную связь к словосочетаниям);в) сочетание предлога и существительного (во время лекции, в лесу);г) аналитические формы (самый красивый, очень хорошо);

д) фразеологизмы (спустя рукава).

  • Войти на сайт
  • или
Читайте также:  Существительные только множественного числа (50 примеров)

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-38860-kak-opredelit-slovosochetanie

выберите словосочетание!

5-9 класс

Москва и Париж С каждым днем Он капризничал Постоянно заботиться Благодаря маме Стройная береза Синий и красный Поворот на площадь Спустя рукава

1 словосочетание или несколько?

1 словосочетание или несколько?

Ответить

Dvdv1 / 02 нояб. 2013 г., 6:37:54

Помогите плиз

Входное тестирование по русскому языку. 8 класс. 1 вариант. 1. Выбери строку, во всех словах которой пишется буква О. 1) к…ндидат, изл…жение, н…рисовал, пред…нность; 2) оз…рение, ст…ронка, тр…диция, р…стение; 3) при…ритет, пор…жать, к…ндидат, к…сание; 4) …белиск, р…весник, пл…вец, погл…щать. 2.

Выбери слово, которое состоит из приставки, корня , суффикса и окончания. 1) приветливый; 2) подталкивает; 3) покрикивал; 4) выход. 3. Выбери слово, в котором выделенная буква показывает правильное ударение в слове. 1) красивЕе; 2) кАучук; 3) жалюзИ; 4) клалА. 4.

Способ связи в словосочетании, при котором изменяются и главное, и зависимое слова. 1) согласование; 2) примыкание, 3) управление. 5. Выбери словосочетание со способом связи примыкание. 1) удачных попыток; 2) стаю птиц; 3) неописуемо красивый, 4) укатили в город. 6.

Выбери сложное предложение (знаки препинания не расставлены). 1) Летом при солнце и жаре приятно пахло водой и тиной. 2) Старушка ушла и Стёпка стал расхаживать по валу. 3) На смелого собака лает а трусливого кусает. 4) Шли два приятеля домой и дельный разговор вели между собой. 7.

Каким по цели высказывания предложение не бывает? 1) повествовательным; 2) побудительным; 3) восклицательным.

Zykova23 / 12 марта 2014 г., 4:45:16

1. В каком словосочетании прилагательное употреблено в мужском роде? 1) крупн.. соль 2) головн.. боль 3) главн.. роль 4) красив.. рояль 2. В каком

случае слово верно разделили для переноса? 1) объ – яс – ня – ю 2) об – ъяс – няю 3) объ – яс – няю 4) об – ъя – сняю 3. В каком прилагательном на месте пропуска не надо писать букву Т? 1) соглас..ные (звуки) 2) крепос..ной (вал) 3) облас..ной (центр) 4) доблес..ные (воины) 4.

В каком падеже стоит существительноеШЛЯПАМ? 1) предложном 2) дательном 3) творительном 4) родительном 5.Укажите буквы, расположенные в алфавитном порядке. 1) РПСТ 2) МЛОН 3) ГДЁЕ 4) РСТУ 6. Укажите слово, не являющееся однокоренным с остальными. 1) поводок 2) приводить 3) наводнение 4) водитель 7.

Какое слово отличается от других по составу? 1) собрал 2) задержал 3) догнал 4) долбил 8. В каком слове на месте пропуска следует писать Ь? 1) тягач.. 2) (пять) встреч.. 3) чуш.. 4) точ..ный 9. Найдите неправильно выписанное словосочетание. На лесных полянках растут красноголовые подосиновики.

1) красноголовые подосиновики 2) растут подосиновики 3) на лесных полянках 4) растут на полянках 10. Какая часть речи отсутствует в предложении? Спит черёмуха в белой накидке. 1) союз 2) прилагательное 3) глагол 4) предлог 11. В каком слове все согласные звуки глухие? 1) жить 2) кофта 3) скользко 4) соль 12.

В какой паре антоним (слово с противоположным значением) подобран неверно? 1) далёкий – близкий 2) узкий – широкий 3) высокий – низкий 4) больной – сильный 13. Каким словом надо проверять безударную гласную? 1) х..лодный 2) х..лодильник 3) пох..лодела 4) х..лод 14. В каком слове букв больше, чем звуков? 1) ветер 2) заяц 3) сердце 4) лампа 15.

В каком предложении главные члены расположены в соответствии со схемой ? 1) Вьюги да метели под февраль полетели. 2) Пуганая ворона куста боится. 3) В бездонную бочку воды не натаскаешь. 4) Дёшева рыба на чужом блюдце. 16. Укажите существительное 3-его склонения. 1) (из) деревни 2) (из) области 3) (без) крыши 4) (о) циркуле 17.

Из перечисленных существительных выберите три, в окончании которых на месте пропуска пишется буква И. Обведите их порядковые номера. 1) в журнал.. 2) без тревог.. 3) к пристан.. 4) в картофел.. 5) на скатерт.. 6) в спектакл.. Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми. Ответ: _______________. 18. Прочитайте стихотворение.

Шёл охотник на охоту, Увидал в кустах кого-то. Он затвором щёлк да щёлк, И … на снимке вышел волк. Обведите номер самого точного заголовка к стихотворению. 1) Охотник. 2) На охоте. 3) Необычная охота. 4) Волк. 5) Цветная фотография. Обведённую цифру запишите ответ. Ответ: __________.

Aleksandrshiro / 13 дек. 2013 г., 15:24:43

1)Распределите словосочетания по группам в зависимости от того, в какой морфеме пропущена буква. Сколько групп у вас получиться? Ш…лковая лента,

дубовый ж…лудь, грозовой туч…й, вкусной лапш…й, порос камыш…м, ч…рный котёнок, торговать парч…й, ш…пот на уроке, зимней стуж…й, живет за границ…й, ж…

сткая постель, отправился за добыч…й, кормить птенц..в, гулять с товарищ…м, деш…вые овощи. 2)Запишите группы словосочетаний, обозначьте орфограммы.

3)Выберите по два словосочетания из каждой группы и составьте с ними предложения.

Вы находитесь на странице вопроса «выберите словосочетание!«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/2171889_vyberite-slovosocetanie/

Составить словосочетания и предложения

Добрый день, помогите, пожалуйста, составить словосочетания и предложения со словами: аморальный, аполитичный, асимметрия, антидемократичный, антигуманный, антиморальный, антиконституционный, антинародный.

Слово «аморальный» означает безнравственный, распущенный.

Словосочетания со словом «аморальный»

  • аморальный человек,
  • аморальный тип,
  • аморальное действие,
  • аморальный поступок,
  • аморальный способ,
  • аморальное поведение

Предложения со словом «аморальный»

  • Аморальный поступок вызвал негодование толпы.
  • Общественность осуждала его за аморальное поведение.

Слово «аполитичный»

Значение слова «аполитичный»

Слово «аполитичный» то есть стоящий в стороне или уклоняющийся от участия в политической жизни.

Словосочетания со словом «аполитичный»

  • аполитичный взгляд,
  • аполитичный человек

Предложения со словом «аполитичный»

  • Аполитичный настрой граждан очень опасен.
  • До первой русской революции 1905 года столичные актеры в подавляющем большинстве представляли собою инертную аполитичную массу, лишенную какой бы то ни было сознательной общественной целеустремленности.

Слово «асимметрия»

Значение слова «асимметрия»

Слово «асимметрия» означает отсутствие или же нарушение симметрии. Чаще всего термин употребляется в отношении визуальных объектов и в изобразительном искусстве.

Словосочетания со словом «асимметрия»

  • асимметрия искусства,
  • внешняя асимметрия,
  • заметная асимметрия,
  • асимметрия лица

Предложения со словом «асимметрия»

  • Асимметрия в твоей детали — брак.
  • В этой фигуре мы наблюдаем асимметрию.
  • Асимметрия часто используется в искусстве.
  • Архитектор использовал асимметрию при проектировании.

Слово «антидемократичный»

Значение слова «антидемократичный»

Слово «антидемократичный» означает противоречащий принципам демократии, направленный против демократии.

Словосочетания со словом «антидемократичный»

  • антидемократичный правитель,
  • антидемократичный режим

Предложения со словом «антидемократичный»

  • Антидемократичный подход властей — не самое лучшее решение проблемы.

Слово «антигуманный»

Значение слова «антигуманный»

Слово «антигуманный» означает жестокий или дикий, не гуманный; относящийся к бесчеловечности и равнодушной жестокости.

Словосочетания со словом «антигуманный»

  • антигуманный акт,
  • антигуманный поступок

Предложения со словом «антигуманный»

  • Меня возмутил антигуманный поступок по отношению к животному.

Слово «антиморальный»

Значение слова «антиморальный»

Слово «антиморальный»означает противный нравственности или отвергающий ее.

Словосочетания со словом «антиморальный»

  • антиморальное действие,
  • антиморальный образ,
  • антиморальное поведение
  • антиморальный анекдот

Предложения со словом «антиморальный»

  • Из него вырос антиморальный человек.

Слово «антиконституционный»

Значение слова «антиконституционный»

Слово «антиконституционный» значит нарушающий Конституцию, противоречащий её положениям.

Словосочетания со словом «антиконституционный»

  • антиконституционный перевод,
  • антиконституционная политика,
  • антиконституционные действия,

Предложения со словом «антиконституционный»

  • Создание антиконституционных ассоциаций влечет за собой надлежащие меры наказания.
  • Понятие «антиконституционная деятельность» может, по их мнению, стать чем-то вроде «антисоветчины» во времена СССР.

Слово «антинародный»

Значение слова «антинародный»

Слово «антинародный» означает, что что-то делается против народа или направлено против народа, например это может быть какой-либо закон, который ухудшит условия жизни людей.

Словосочетания со словом «антинародный»

  • антинародный закон,
  • антинародный акт,
  • антинародный характер,
  • антинародное государство

Предложения со словом «антинародный»

  • Белое движение по своей сути было такой же антинародной силой, как и большевизм.
  • Совершенная Петром антинародная, по своему духу революция, никакого блага народу принести не могла и не принесла.
  • Антинародный митинг вызывает бурю эмоций.

Источник: https://shkolnaiapora.ru/question/sostavit-slovosochetaniya-i-predlozheniya

Ссылка на основную публикацию