В этой статье речь пойдет о мягком знаке. Для чего он нужен и в каких случаях его используют.
Мягкий знак – это буква, которая не имеет звука. А ещё она не может быть заглавной, стоять в начале слова. Так зачем же она нужна?
Ранее мы говорили о твердых и мягких согласных, а также о смягчающих гласных буквах. Вспомним, каким образом согласный звук становится мягким?
В одном случае согласный звук смягчается гласной буквой, а в другом мягкость согласному звуку придает мягкий знак.
Мягкость согласных на письме обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и. Если после парной согласной буквы стоят эти гласные, то получается мягкий согласный звук и гласные звуки [э], [о], [и], [у], [а]. Например, мел, люк.
Если после парной согласной стоят гласные буквы э, о, ы, у, а, то согласный звук будет твердым.
Пример:
ряд | рад |
лисий | лысый |
гнём | гном |
люк | лук |
мила | мыла |
- Но вспомним о мягком знаке.
- Мягкий знак не имеет собственного звука, но он смягчает согласный звук, стоящий перед ним.
- Мягкий знак может выполнять свою функцию, как в середине, так и в конце слова.
- В середине слова мягкий знак может стоять между двумя согласными.
- Пример: угольки, пеньки, львица, письмо.
- Сочетание в словах согласных букв чк, чн, нч, нщ пишутся без мягкого знака.
- В конце слова мягкий знак ставится для смягчения согласного звука.
- Пример: уголь, пень, огонь, конь.
- Давайте теперь изменим слова из этого примера так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
- У нас получилось:
- угольки, пеньки, огоньки, коньки.
- Сделаем звуко-буквенный (фонетический) разбор слова с мягким знаком в середине:
- яблонька [й`а б л а н` к а]
- 3 гласных, 4 согласных
- я – [й`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
- – [а] – гласный, ударный
- б – [б] – согласный, твердый, звонкий, парный
- л – [л] – согласный, твердый, звонкий, непарный
- о – [а] – гласный, безударный
- н -[н`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
- ь – без звука
- к – [к] – согласный, твердый, глухой, парный
а – [а] – гласный, безударный.
________________________________________
- 8 букв, 8 звуков 3 слога: яб-лонь-ка
- Разделительный мягкий знак пишется внутри слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, и, я, если в словах слышится звук й.
- Например: вьюга, деревья, обезьяна, ученье.
- Также разделительный мягкий знак пишется в середине слова в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой о.
- Например: бульон, синьор.
- Давайте сделаем фонетический разбор слова с разделительным мягким знаком:
- деревья [д` э р` э в` й` а]
- 3 гласных, 4 согласных
- д – [д`] – согласный, мягкий, звонкий, парный
- е – [э] – гласный, безударный
- р – [р`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
- е – [э] – гласный, ударный
- в – [в`] – согласный, мягкий, звонкий, парный
- ь – без звука
- я – [й`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
– [а] – гласный, безударный.
___________________________________________
- 7 букв, 7 звуков 3 слога: де-ре-вья
- Подробнее о фонетическом разборе здесь.
- Итак, сведем в таблицу примеры слов с мягким знаком:
Мягкий знак | ||
В середине слова | В конце слова | Разделительный |
банька | стебель | деревья |
ельник | пень | вьюга |
огоньки | мель | бульон |
яблонька | лошадь | приморье |
Спасибо, что вы с нами.
Источник: http://beginnerschool.ru/gen_rules/gen_russ/myagkiy-znak
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
27.10.2012
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук.
Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача.
Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Если есть вопросы, пишите в х.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
Источник: http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/kakie-raznyie-soglasnyie-zvuki-tverdyie-i-myagkie.html
Мягкий знак перед согласной
В русском и некоторых других языках имеется необычная буква – мягкий знак. Удивительна она тем, что не обозначает звука. Зачем же нужна такая буква и какую роль она играет в слове – ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Мягкий знак в слове может выполнять три функции:
- Обозначать мягкость предыдущей согласной (ель, сельдь, площадь).
- «Разделять» согласный и следующий за ним гласный Е, Ё, Ю, Я, И (в иноязычных словах также О) (пьют, чьи, воробья, шевалье, перельёт, бульон).
- Помогать определить часть речи и ее грамматические признаки (тушь – женский род, туш – мужской род).
В разных местах слова эта буква выполняет разные функции.
Мягкий знак никогда не пишется после гласной, буквы Й и после приставки, а также в абсолютном начале слова.
Чаще всего встречается смягчающий мягкий знак. Он служит для того, чтобы показать, что предыдущий согласный мягкий. Такая буква может оказаться как в конце слова, так и в середине: гроздь, калька, Анька. Рассмотрим эти случаи.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце слова возможно лишь в том случае, если предшествующий согласный – не шипящий. И в самом деле, ведь все шипящие или постоянно твердые и смягчить их невозможно, либо всегда мягкие – тогда мягкий знак излишен.
- Другими словами, мягкий знак пишется на конце слов там, где слышится мягкий согласный, если только этот согласный не шипящий и не Й.
- Приведем примеры: пень, голень, полынь, капель, егерь, заводь.
- Мягкий знак перед согласной пишется в нескольких случаях.
- После [л’] всегда: кельт, мультфильм, стульчик
- В середине числительных: пятьдесят, восемьсот.
- Перед твердой согласной, а также перед мягкой, если при изменении слова эта согласная становится твердой, тогда как предыдущая остается мягкой: полька, польки, банька, баньки.
- В прилагательных, образованных с помощью суффикса –ск-, мягкий знак ставится лишь в тех, которые образованы от названий месяцев, исключение – январский. Примеры: казанский, январский, но октябрьский.
Мягкий знак не пишется в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ и некоторых других: пончик, качнуть, платочки, каменщик.
В слове маньчжурский мягкий знак пишется, хотя он и оказывается в сочетании НЧ.
Мягкий знак для смягчения пишется в конце после парных мягких согласных, а также в середине слова после [л’], в числительных, после мягкой перед твердой (и перед мягкой, если она становится твердой при изменении слова), в прилагательных перед –ск-; есть исключения.
Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 255.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/myagkiy-znak-pered-soglasnoy.html
Произношение смягченных согласных перед мягкими
Твердые согласные, если они оказались перед мягкими согласными звуками, в старомосковском произношении чаще всего звучали мягко. В современном литературном русском языке такое смягчение утрачивается. Т.к.
это активный процесс, существуют колебания, которые с трудом поддаются регламентации. В одних случаях (в зависимости от характера согласных и от их места) правомерной является как старая норма произношения, со смягчением согласного, так и новая, без смягчения.
В других случаях преобладает одна их норм.
В произношении согласных звуков [в], [ф], [м] перед мягкими [б], [п], [м] имеются варианты: вбежать — [в'б]ежать и [вб]ежать, в Бежице — [в'-б']ежице и [в-б']ежице, впервые — [ф'п']ервые и [фп']ервьіе, в Пензе — [ф'-п']ензе и в[ф-п']ензе, вместе — [в'м]есте и [вм']есте, в Медыни — [в'-м']едыни и [в-м']едыни, о рифме — о ри[ф'м']е и о ри[фм']е, на клумбе — на клу[м'б']е и на клу[мб']е.
В иностранных собственных именах такое смягчение, обычно не происходит: Коломбина — коло[мб']ина, о Лумумбе — о луму[мб']е.
Не смягчается и конечный согласный предлога, если иностранное имя собственное, которое идёт после него, начинается с мягкого звука: в Бергене- [в-б']ергене, в Пенджабе- [ф-п']енджабе, в Меконге — [в-м']еконге, против Медичи — проти[ф-м']едичи.
Согласный [в] всегда смягчается перед мягким согласным звуком [в], звук [ф] — перед мягким [ф], согласный звук [м] — перед мягким [м]. Сливаясь, они образовывают длинный мягкий звук: вверх — [в':]ерх, Введенский — [в':]еденский, эффект — э[ф':]ект, Эффендиев — э[ф':]ендиев, в гамме — в-га[м':]е, о Джемме — о-дже[м':]е.
Произношение губных согласных [п], [б], [в], [ф], [м] перед мягкими зубными [г], [д], [с], [з], [н], [л] по правилам орфоэпии — твёрдое: вдеть — [вд']еть, дровни — дро[вн']и, камни — ка[мн']и, вафли — ва[фл']и, Мдивани — [мд']ивани, Мнишек :- [мн']ишек, Пнин — [пн']ин, Флинтшир — [фл']интшир.
Зубные согласные [г], [д], [с], [з] перед мягкими губными [б], [п], [в], [ф], [м] произносятся двояко — и со смягчением и без него, в независимости, находятся они в корне либо на стыке приставки и корня: четверг — че[т'в']ерг и че[тв']ерг, Матвей — ма[т'в']ей и ма[тв']ей, дверь — [д'в']ерь и [дв']ерь, свеча — [с'в']еча и [св']еча, звезда — [з'в']езда и [зв']езда. Но преобладает второй вариант произношения. В слове разве согласный [з] смягчается: ра[з'в']е.
Зубные согласные в сочетании [ст] перед мягким [в] не смягчаются: лиственный — ли[ств']енный, государственный — государ[ств']енный, девственный — дев[ств']енный. Согласный [н] также сохраняет твердость, если он предшествует сочетанию [ст]: единственный — еди[нств']енный, пространственный — простра[нств' ]енный, женственный — же[нств']енный.
- По правилам орфоэпии русского языка, зубные согласные звуки [с] и [з] перед мягкими зубными [т], [д], [с], [н], [л] внутри корня или на стыке корня и суффикса обычно смягчаются: растить — ра[с'т']ить, «Вестингауз» — ве[с'т']ингауз, здесь- [з'д']есь, снимок- [с'н']имок, Снечкус- [с'н']ечкус, если — е[с'л']и, после — по[с'л']е, Весляна — ве[с'л']яна.
- Произношение согласного звука [н] перед мягкими зубными, а также перед [ч] и [ш':] — мягкое: зонтик — зо[н'т']ик, Антильские острова — а[н'т']ильские острова, стипендия — стипе[н'д']ия, Индия — и[н'д']ия, пенсия — пе[н'с']ия, рецензия — реце[н'з']ия, утонченный — уто[н'ч]ённый, Кончак — ко[н'ч]ак, каменщик — каме[н'ш':]ик, женщина — же[н'щ':]ина, Смоленщина — смоле[н'ш':]ина.
- Произношение [р] перед мягкими губными и зубными согласными — твёрдое: орбита — о[рб']ита, Орбели — о[рб']ели, армия — а[рм']ия, «Армида» — а[рм']ида, партия — па[рт']ия, орден — о[рд']ен, форсировать — фо[рс']ировать, Арсеньев — а[рс']еньев, корзина — ко[рз']ина, гарнизон — га[рн']изон, стерлядь — сте[рл']ядь, горчица — го[рч]ица, Угырчин — угы[рч]ин, наборщик — набо[рш':]ик.
Источник: https://avernus.ru/normi-orfoepii/proiznoshenie-smyagchennich-soglasnich-pered-myagkimi
Ассимилятивное смягчение согласных
Данный тип позиционных изменений связан с системными отношениями твердых и мягких согласных. Непалатализованные согласные под влиянием последующих палатализованных звуков могут приобретать ассимилятивную мягкость, т.е. уподобляться мягким согласным по данному признаку.
Ассимилятивное смягчение было очень характерно для русского языка конца ХIХ – начала ХХ века, однако в настоящее время рамки смягчения сузились: стала господствующей тенденция к твердому произношению.
Обязательным – по нормам литературного языка — является только смягчение переднеязычных зубных согласных перед мягкими переднеязычными в пределах корневой морфемы, например: [с’т’]ена́; [с’н’]е́г; [д’н’]и́.
На стыке приставки и корня произношение зубных перед мягкими переднеязычными уже является вариативным, зависит от характера приставки и качества начального согласного корня.
Так, в приставках раз- (рас-), из- (ис-), без- (бес-), воз- (вос-), чрез- (чрес-) конечный зубной согласный приобретает ассимилятивную мягкость перед палатализованными [з’] и [с’] корня, перед другими же мягкими зубными он может произноситься как мягко, так и твердо, например: ра[з’д’]е́ть – ра[зд’]е́ть. Последовательно смягчаются приставка [c] и предлог [c] перед мягкими зубными. В остальных сочетаниях согласных ассимилятивное смягчение почти полностью утрачено. Вариативным остается смягчение зубных перед мягкими губно-зубными, однако доминирующим вариантом является произношение с твердым согласным: [д’в’]е́рь — [дв’]е́рь. Смягчение губных перед мягкими губными наблюдается только в отдельных словоформах, например: лю[б’в’]и́. Смягчение губных и зубных перед мягкими заднеязычными не сохранилось даже как вариант произношения. В подобных сочетаниях предшествующий согласный произносится твердо: гри[пк’]и́; ко́[фт’]е. Твердое произношение характерно и для звука [р] в позиции перед мягкими согласными: а[рт’]и́ст.
Неупорядоченность, неустойчивость данного процесса, колебания и вариативность свидетельствуют о том, что ассимилятивное смягчение согласных следует рассматривать как позиционное изменение, а не позиционную мену звуков.
Фонетический слог. Понятие фонетического слога
Слог фонетический – часть фонетического слова, обычно состоящая из гласного звука или сочетания согласного (согласных) с гласным звуком, объединенных в соответствии с принципом восходящей звучности. С физиологической точки зрения слог представляет собой комплекс звуков, произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха.
- В современном языкознании существует несколько теорий слога:
- 1) экспираторная теория: слог рассматривается как сочетание звуков, произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха, границей слога считается момент самого слабого выдоха;
- 2) мускульная теория слога: слог определяется как отрезок звучащей речи, произносимый одним импульсом мускульного напряжения речевых органов;
- 3) артикуляционно-акустическая теория: фонетический слог понимается как минимальная произносительная единица речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно;
- 4) сонорная теория: слог рассматривается как сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным.
В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, которая была разработана Р.И.Аванесовым. Слог понимается как волна звучности, сонорности. В слоге сочетаются звуки, которые обладают разной степенью звучности. Наиболее звучные образуют вершину слогов, являются слоговыми, остальные звуки рассматриваются как неслоговые.
Слоговыми обычно бывают гласные звуки, так как они наиболее звучные. Поэтому количество слогов в слове соответствует количеству гласных звуков. Слоговыми могут быть также и согласные звуки, чаще в этой роли выступают сонорные звуки как самые звучные из согласных.
Однако в качестве слогообразующих они используются нечасто: это наблюдается при быстром темпе речи.
Слова в русском языке бывают односложными (дом, стол, я), двусложными ([н’é- бъ], [трá-вы]), многосложными ([н’ь-б’ие-сá],[/-в’и-á-цы-jъ]). В фонетические слова могут входить от двух до пяти слогов.
- Классификация слогов
- Фонетические слоги классифицируются по нескольким признакам:
- 1) по характеру конечного звука: закрытые и открытые.
- Открытый фонетический слог – слог, оканчивающийся на гласный: [р/-бо- тъ], [н/ — фстр’`ê- чу ], [ту-мá-ны ]
- Закрытый фонетический слог – слог, который оканчивается на согласный звук (в том числе и Й): [ч`äй-н’ик].
- 2) по характеру начального звука: неприкрытые и прикрытые.
Прикрытый фонетический слог – слог, который начинается с согласного звука: [слý -жбъ], [к/-рáбл’]. Неприкрытыми называются слоги, начинающиеся гласными звуками: [/р-бýс], [и-глá].
3) по месту в слове: начальные, серединные, конечные.
4) по отношению к ударению: ударные и безударные – предударные (первый предударный, второй предударный) и заударные.
Ударный слог отличается от других наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука, а также большей напряженностью артикуляции. В безударных слогах происходит редукция гласных звуков: в первом предударном, находящемся непосредственно перед ударным слогом, редукция гласных меньше, чем во втором предударном прикрытом слоге и заударных слогах.
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/9990.html
Смягчение согласных [г], [к], [х] | О жизни слов
В предыдущей статье было рассказано о слоговом сингармонизме в праславянском и древнерусском языке; теперь поговорим об одном из наиболее ярких примеров действия этого закона.
Согласные звуки [г], [к], [х] в лингвистике относят к заднеязычным и задненёбным согласным, поскольку при их произнесении смыкаются или сближаются в ротовой полости задние части языка и нёба. Как правило, в древнерусском языке [г], [к], [х] не сочетались с гласными переднего ряда (в артикуляции которых участвует передняя часть языка) и не могли быть мягкими.
Исключений было немного. Во-первых, в некоторых формах слов в результате действия аналогии, например: кѣмъ (кем) по аналогии с къто (кто). Во-вторых, в заимствованных словах: ангелъ, китъ, хитонъ и др.
В большинстве исконно славянских слов заднеязычные сочетались с гласными непереднего ряда: нога, духъ, реку. Кроме того, столица Древней Руси именовалась словом Кыевъ, хитрый звучало как хытрыи, а гибель – как гыбѣль.
Если же за заднеязычным следовал гласный переднего ряда, заднеязычный претерпевал большие изменения. Он не просто смягчался в результате действия закона слогового сингармонизма, но менял свою артикуляцию настолько, что превращался в другой звук – шипящий или свистящий.
Такое смягчение заднеязычных произошло еще в праславянском языке. В истории праславянского это случилось два или три раза, соответственно, лингвисты говорят о двух или трех палатализациях (смягчениях) заднеязычных согласных.
Разное количество – всего лишь результат разной классификации: то, что некоторые языковеды относят к разным палатализациям, другие считают разновидностями одной. Мне привычнее говорить о трех… Итак, давайте их рассмотрим.
- Первая палатализация
- Перед гласными переднего ряда *i, e, ь, ē звук *g смягчался и превращался в *ž [жʼ], *k – в *č [ч] , *h – в *š [шʼ].
- Примеры из древнерусского языка:
- другъ – дружина, богъ – боже;
- рука – поручити, крикъ – кричати (из праславянского *krikēti);
- грѣхъ – грѣшьникъ, сухъ – сушити.
Долгий звук *ē, вызывавший палатализацию стоящих перед ним заднеязычных, впоследствии переходил в гласный *а (см. выше праславянскую форму слова кричать).
В результате первой палатализации приобрели привычный для нас облик слова: жена (из *gena ‘рождающая’, ср. искусственные, но образованные от этимологически родственного корня термины генетика, генезис и др.), черта (праславянское *kĭrta), жар (праславянское *gerъ, ср. гарь, гореть) и многие другие.
Палатализация происходила и в некоторых сочетаниях заднеязычных с другими согласными. Так, перед гласными переднего ряда смягчались сочетания *sk и *zg, образуя сложные шипящие звуки (подробнее см. здесь).
Вторая палатализация
Мы не знаем точного времени описываемых смягчений. Наука пока смогла установить только относительное время: какая палатализация случилась раньше, какая – позже.
Звуки [i] (и), [ě] (ѣ), существовавшие во времена первой палатализации, происходили от индоевропейских гласных [ī] и [ē].
Но прошло время, и [i] (и), [ě] (ѣ) появились в праславянском еще раз, теперь уже из дифтонгов [oi] и [ai]. Напомню, что дифтонг – это сочетание двух гласных в одном слоге.
В нашем случае второй гласный – [i] – был неслоговым, а первый мог быть долгим или кратким.
Итак, в языке из-за преобразования дифтонгов возникли два новых гласных переднего ряда [i] (и), [ě] (ѣ). Заднеязычные [г], [к], [х] в позиции перед ними снова подверглись смягчению, только на сей раз результаты были такими: [г] перешел в [зʼ], [к] – в [цʼ] , [х] – в [сʼ].
- Примеры из древнерусского языка:
- нога – нозѣ (ноге), другъ – друзи, совр. друзья;
- рука – руцѣ, влъкъ – влъци (волк – волки);
- муха – мусѣ, послухъ – послуси.
Примеры второй палатализации в начале корня: цена (древнерусское цѣна, праславянское *koina), цвет (древнерусское цвѣтъ, праславянское *kvoitъ), звезда (древнерусское звѣзда, праславянское *gvoizda).
В двух последних словах – цвет и звезда – наблюдается интересная особенность: если между заднеязычным и гласным переднего ряда стоял звук [в], палатализация все равно происходила (правда, не во всех славянских диалектах, кое-где осталось квѣтъ и гвѣзда).
Из всех восточнославянских диалектов второй палатализации не было только в новгородско-псковском, о чем убедительно свидетельствуют данные современных говоров и берестяных грамот.
Чередования согласных г//з, к//ц, х//с до сих пор имеют место при склонении существительных в разных славянских языках (например, совр. украинское дорога – на дорозi, муха – на муci), но в современном русском языке они отсутствуют: дорога – на дороге, муха – на мухе.
Третья палатализация
Некоторыми исследователями она рассматривается как разновидность второй, потому что результат смягчения здесь такой же: [г] перешел в [зʼ], [к] – в [цʼ] , [х] – в [сʼ]. Отличаются, однако, условия палатализации: не перед гласным, а после него. Гласные: [и], [ę] (ѧ), [ь].
Третье смягчение произошло, например, в словах девица (древнерусское дѣвица, праславянское *děvika), отец (древнерусское отьць, праславянское *otьkъ), князь (заимствованное слово, от германского kuningos; праславянское *kъnęgъ) и др.
У третьей палатализации были ограничения. Так, смягчения не происходило, если после заднеязычного стоял звук [ъ], или [ы], или какой-либо согласный: ликъ, кънѧгыни.
Тогда почему есть смягчение в словах отьць (праславянское *otьkъ) и князь (праславянское *kъnęgъ)? По всей видимости, в этих словах палатализация произошла сначала в формах косвенных падежей (там, где не было окончания -ъ), а потом и форма именительного падежа изменилась по аналогии с остальными.
Также третье смягчение не наблюдается в именах прилагательных: тѧжькъ, тѧжька и т. д.
Есть мнение, что третья палатализация прошла в языке раньше, чем вторая.
Праславянские смягчения заднеязычных оставили след в русском языке в виде многочисленных чередований заднеязычных с шипящими и свистящими согласными: друг – дружный – друзья, лик – лицо – личина и др.
Источник: https://rus-et.ru/istoriya-yazyka/istoricheskaya-grammatika/smyagchenie-soglasnyh-g-k-h/
Методическая разработка по логопедии по теме: Дефект смягчения. Специфика работы. | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Выступление подготовила : Шаяхметова Н.С. , учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 6» г. Саратов Дефект смягчения. Специфика работы .
Слайд 2
Дефект смягчения. В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т.е . охватывать все согласные.
Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар . Если у ребенка выявился дефект смягчения, то свою работу начинаем именно с него, предварительно отработав с гласными звуками .
Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи . Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях.
- Слайд 3
- Факторы предрасполагающие к возникновению дефекта: Снижение физического слуха Несформированность фонематических процессов Нарушение в строении артикуляционного аппарата Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры
- Слайд 4
Виды Среди дефектов смягчения наблюдаются : 1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи , то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п .). Ф онетико-фонематический дефект ; 2.
Излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябякя идёть дямёй ).В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твёрдости. Фонетико-фонематический дефект ; 3.
Смешение мягких и твердых звуков в речи ( паралалии ), то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону . Фонематический дефект.
Слайд 5
Особенности артикуляции При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация -( от лат.
смягчение ) дополнительный к основной артикуляции согласных подьём средней части языка к твёрдому нёбу ( или йотовая артикуляция) Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены ).
твёрдый мягкий На профилях видно — переход твёрдого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу . Рассмотрим в таблице что происходит при дефектном произношении парных согласных звуков.
- Слайд 6
- Таблица При дефектном произношении согласных : Твердых Мягких в произношении мягкие твердые дефект твердости смягчения язык напряжен спастичный изогнут (палатализация) расслаблен мягкий плоский средняя часть спинки языка не опускается выгибается не поднимается не выгибается кончик языка не выражен выражен тонус повышен гипертонус понижен гипотонус
- Слайд 7
Специфика работы Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры.
Таким образом, работа по исправлению дефектов смягчения ведется в двух направления х: 1 ) коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия ; 2 ) выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных.
При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков . Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова.
Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.
Слайд 8
Этапы работы (классика) 1. Полное отсутствие мягких согласных звуков 2. Излишнее смягчение звуков 3. Смешение мягких и твердых звуков в речи 1. Подготовительный этап 2. Этап постановки звука 3. Этап автоматизации звука 4.
Этап дифференциации звуков 5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой) 4. Этап дифференциации звуков 5.
Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой) На этапе дифференциации звуков важно проводить работу более тщательно и не только на слух, но и в произношении !
Слайд 9
Подготовительный этап На 1 этапе первоначально формируем у ребёнка понятие о мягкости и твёрдости. Можно показать: мячики — пластмассовый и резиновый или кубики — деревянный и тряпичный.
Здесь проводиться весь комплекс логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика), работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т.д.
При подборе артикуляционных упражнений учитываем структуру нарушения в произношении: 1. Нет мягких 2. Излишнее смягчение Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъём средней части спинки языка.
Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять. Научить язык двигаться вперёд-назад: в напряжении в расслабленном виде Положение языка Изогнут «Горка» Прямой «Лопатка»
- Слайд 10
- Артикуляционные упражнения Нет мягких Излишнее смягчение Домик открывается Любопытный язык Улыбка — Хоботок Оскал Тянем язык к подбородку Обезьянка Тянем язык к носу Бульдог Хомяк Кружок Толстячки-худышки Шарики нижние Чистим зубки (снаружи) верхние Самовар Горка Ветерок дует с горки Катушка Жуём блинчик Змейка Накажем язык Лопатка Дуем на лопатку Покусаем язык Маятник Иголочка Качели Упражнения для постановки необходимого звука
- Слайд 11
Нормализация мышечного тонуса Основная задача при дефекте смягчения –научить ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата . Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением и противодействием, т.к. они и укрепляют и расслабляют мышцы.
Можно использовать ватные палочки в работе как на картинке, или язык в положении «Горка», а палочка под языком.
В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приёмами классического : в первом случае, когда нет мягких — активирующий (укрепляющий), во втором – расслабляющий .
Его можно выполнять только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний, лучше иметь справочку. В нашей работе не всегда находится время для этого, поэтому рекомендуем родителям .
Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можем проводить, как индивидуально, так и с группой. (в памятке описание). Более подробно про всё это описано в книге О.И. Крупенчук «Исправляем произношение». Изотонические упражнения и самомассаж там в стихотворной форме. Про массаж также множество книг различных авторов: Е.Ф. Архиповой, Е.А. Дьяковой, И.В. Блыскиной и т.д. Также много информации в интернете.
Слайд 12
Последующие этапы На последующих этапах работаем по известным методикам. На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении ! Можно показывать профили или на бегемотике .
Чтобы отдифференцировать твердые свистящие [ с ] , [ з ] от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу.
При произношении звуков [ к ] , [ г ] , [ х ] их мягкие пары отличаются тем, что кончик языка прижимается к нижним зубам. При переходе от [ м ] в [ м ] ' – кончик языка прижимается к нижним зубам и спинка выгибается, также меняется напряжение губ.
Работая над вибрантом [ р ] , следует обратить внимание на то, что при переходе от [ р ] к [ р ] ' язык заметно перемещается вперед по направлению к верхним резцам. При [ л ] к [ л ] ' наоборот – назад.
Слайд 13
Рекомендации учёных. Татьяна Борисовна Филичева рекомендует проводить коррекцию дефекта смягчения при помощи гласных [ Ы ] и [ И ] . Закреплять понятие твёрдости и мягкости на базе сохранных согласных звуков [ К ] , [ В ] , [ П ] , [ Б ] и др.
(Эта методика неэффективна при работе с переднеязычными [ Т ] , [ Д ] , [ Н ] ) Марина Анатольевна Полякова рекомендует постановку мягких и твёрдых звуков с опорой на мышечные ощущения твёрдости – мягкости. Где отталкиваться следует от губных и губно-зубных.
Ставить в паре в такой последовательности [ М ] , [ Б ] , [ П ] , [ В ] , [ Ф ] , [ Н ] , [ Д ] , [ Т ] . Ольга Владимировна Правдина рекомендует постановку звуков проводить с учетом : 1. Уже правильно поставленных, опираясь на готовый артикуляционный уклад. 2.
На противопоставлении каких звуков более наглядно будет видна разница между парными мягкими и твердыми звуками. Согласные [ Т ] , [ Д ] , [ Н ] удовлетворяют обоим поставленным условиям. Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.
Во время работы с этими звуками должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее Фёдор Андреевич Рау , учитывая сложность артикуляции, рекомендует коррекцию дефекта проводить в следующей последовательности : [ Т] — [Т'], [Д] — [Д'], [Н] — [Н'] , [ Ф] — [Ф'], [В] — [В'], [П] — [П'], [Б] — [Б'], [М] — [М'], [ С] — [С'], [З] — [З'], [Л — [Л'], [Р] — [Р'] .
- Слайд 14
- Литература …
- Слайд 15
Дополнения… В комплекс самомассажа включаются упражнения для губ, щёк, языка, нижней челюсти и мышц шеи. Расслабление шейной мускулатуры рефлекторно вызывает расслабление мышц корня языка. Это проводится в положении сидя: 1. Уронили голову – «уснули». 2. Запрокинули – покачали вправо-влево. 3. Опустили и тоже покачали .
В самомассаже дети не могут самостоятельно погладить заднюю поверхность шеи, что тоже очень важно, поэтому я дополняю это своими руками, а также использую массажёр . Ещё в памятке описано упражнение на распластывание языка «Пожуём грушу» — не очень эстетично, но эффективно ! Для этого можно использовать и заменитель зонда — «Ракетку», деревянный одноразовый шпатль .
Из точечного массажа можно использовать массирование точек в области подчелюстной ямки, двумя указательными пальцами 5-15 секунд: при непрерывной вибрации-расслабляем мышцы языка, при прерывистой вибрации – укрепляем. Для мелкой моторики мячики – ёжики. Можно обыграть синий и зелёный на этапе дифференциации . Также раскрывающийся мяч.
Для формирования правильной воздушной струи карандаш с вертушкой и т.д . Зонд Томилиной «Клювик» для постановки С СЬ, зонд «Ёжик».
- Слайд 16
- Спасибо за внимание!
- Слайд 17
Литература 1 . Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям). 2. Архипова Е.Ф . Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель ; Владимир: ВКТ, 2008. 3. Блыскина И. В . Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.
Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008. 4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. 4-е изд. — М.: Академия, 2012 . 5. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. 6. Краузе Е.
Н . «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» — СПб.: КОРОНА принт ; М.: Бином Пресс, 2005 г. 7 . Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. — (Популярная логопедия ). 8. Новиковская О.А « Весёлая зарядка для язычка» — М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г. 9. Поваляева М. А.
«Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М.: АСТ: Астрель : Полиграфиздат , 2010 г. 10 . Полякова М.А. самоучитель 11. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. + Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге «Логопедическая азбука» -М.
: 2000. + сайты по массажу, обучение
Слайд 19
Этап постановки звуков Используем приёмы: по подражанию и показу артикуляции ; в слоге с помощью гласных [ И ] – [ Ы ] ; с механической помощью; с использованием временного варианта (для звуков [ Л ] , [ ЛЬ ] ) Приём, основанный на подражании , предполагает слуховое восприятие мягких (твердых) звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем.
Следует пояснить ребёнку, что при произнесении твердых звуков язык имеет плоскую форму (показать), при произнесении мягких – кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу. В случае с губными тоже самое, только за закрытыми губами. В слоге с помощью гласных [ И ] – [ Ы ] , более подробно описано в методике Т.Б. Филичевой.
Некоторые нюансы в постановке с механической помощью…
Слайд 20
Механический способ Постановка задненебных [ к ] , [ г ] , [ х ] производиться от базовых слогов: [ к ] от -» та -» тя -» кя -» ка [ г ] от -» да -» дя -» гя -» га [ х ] от -» са -» ся -» хя -» ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем ребенка до второй фаланги.
При дефекте смягчения коррекцию следует проводить по методике Филичевой. Постановку переднеязычных [ т ‘ ] , [ д ‘ ] , [ н ‘ ] О.В. Правдина предлагает следующим образом: произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т , то есть слоги АТЬ, ТЯ.
По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ . С механической помощью на начальном этапе можно получить [ л‘ ] с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, при постановке временного нижнего варианта артикуляции этого звука . Следует удерживать кончик языка внизу при помощи шпателя.
При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами. Твердый звук [ л ] ставим от межзубных гласных [ а ] или [ ы ] , предварительно уточнив их артикуляцию: а—л , мал, дал; ы—л , мыл.
После четкой дифференциации твердого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции [ л ] к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/04/19/defekt-smyagcheniya-spetsifika-raboty
Садовников В.И. Орфоэпия в пении. Введение Понятие об орфоэпии
Подборка по базе: 1. Понятие андрология.docx, 2. Понятие нормы права.docx, Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ.doc, Тема 1 Лекция Введение в токсикологию.doc, Реферат введение в спец.docx, Макроэкономика Тема 1. Введение в макроэкономику.docx, Макроэкономика Тема 1. Введение в макроэкономику.docx, Макроэкономика Тема 1.
Введение в макроэкономику.docx, Органы государственной власти. Понятие и функции.docx, Заражение ВИЧ-инфекцией уголовно-правовой анализ введение.doc.§ 13. Звонкие и глухие согласные перед согласными
В виду ошибок .
в произношении, наблюдаемых в исполни-тельской практике, следует обратить внимание на то, чтобы вместо звонких согласных б, д, з, в, г, если они стоят перед глухими согласными, произносились соответствующие глухие, то есть вместо б произносилось п, вместо д—т, вместо з—с, вместо в—ф, вместо г—к и т. п. В музыкальной фразе «Трубка, никак, догорела…» (романс Даргомыжского «Старый капрал») звонкий согласный б в слове трубка должен переходить в соответствующий глухой согласный п: трупка. Также надо оглушать согласный д в слове лодка (баллада Бородина «Море») — «….лотка все дальше и дальше плывет…»; согласный з в слове глазки из романса Чайковского «Глазки весны голубые» (гласки); «Трафка зеленеет», а не травка надо произносить в детской песне того же автора «Весна». Исполнители-певцы должны уделить большое внимание этой орфоэпической норме, так как здесь наблюдается много отклонений, и особенно среди украинцев и белорусов, поющих на русском языке.
Следует упомянуть о часто встречающемся в перед глухими согласными в начале слова, где также происходит оглуше-ние его в ф. Например, Мазепа во втором действии одноименной оперы Чайковского должен петь: «Фсё, что цены себе не знает…
», то есть на месте в в слове всё произносить ф, так как в стоит перед глухим согласным с.
Другой пример из сочинения Римского-Корсакова «Анчар», где звонкий согласный в стоит перед глухим согласным п — «В пустыне чахлой и скупой»; здесь также звонкий в в произношении заменяется глухим ф: ф-пустыне. Перед звонкими же соглас-
ными в звучит, как в, то есть звонко: «…Бедняжка принесла мне в-дар» (оп. «Мазепа» Чайковского).
И еще одна орфоэпическая норма должна всегда соблюдаться в пении: это — озвончение глухих согласных п, к, т, ш, с перед звонким); Например, пишется с горы, а произносится з-горы.
Из этого примера видно, что глухой согласный с (произносящийся без голоса) перед звонким согласным г (произносящимся с голосом) озвончается в з (то есть про износится также с голосом). Отсюда во фразе Любаши из оп.
Римского-Корсакова «Царская невеста» — «Чтоб не совсем сгубило человека», в слове сгубило надо произносить вместо глухого с звонкий з—згубило. Исключение представляет со-гласный в перед которым глухие согласные не озвончаются.
Во фразе романса Чайковского «Нам звезды кроткие сияли»— «и с верой вдаль смотрели мы»глухой согласный с, который стоит перед звонким в, не переходит в з, а остается глухим с. Что касается озвончения глухих согласных перед звонкими на стыке двух слов с самостоятельным ударением, то в этих случаях в «речи возможно двоякое произношение:
1) слитное, с единой артикуляцией, с озвончением (как в описанных выше случаях произношения слов с предлогами или
частицами), например, пу |дь-д| алек, сте| бь-б| езмолвна (ро
манс Рахманинова «Ночь печальна»), и
2) раздельное, с новой артикуляцией, без озвончеиия, то есть путь далек, степь безмолвна.
Однако раздельное произношение требует хотя бы минимальной паузы, которая, не будучи предусмотрена композитором, нежелательна в пении; поэтому слитное произношение с озвончением здесь целесообразнее, так как оно будет способствовать 1еgаtо и более четкой Дикции.
Случаи слитного произношения, как мы уже говорили, обозначаются знаком дефис (стр. 15). Слитное произношение двух слов с самостоятельным ударением, кроме дефиса, мы будем отмечать еще знаком | | .
§ 14. Твердые и мягкие согласные в певческомпроизношении
Проф. Р. И. Аванесов в своем труде «Русское литературное, произношение» так говорит о твердых и мягких согласных: «Одной из самых характерных особенностей звуковой системы русского языка является различение твердых и мягких согласных. Большая часть согласных употребляется в русском языке как в твердом так и в мягком виде.
В речи русских эта норма редко нарушается, так как в большей части русских говоров твердые и мягкие согласные представлены почти в одних и тех же условиях… Следует указать, что твер-дые и мягкие согласные в русском языке служат для различения слов».
Из этих высказываний видно, какая существует настоятельная необходимость всегда правильно произносить твердые и мягкие согласные. Это легко понять хотя бы на следующем простом примере: слова кров (в произношении кроф) и кровь (в произношении крофь) различаются благодаря твердости или мягкости в произнесении окончания.
(Сравните две фразы различного значения — «кров родимый» и «кровь родимой»). Поэтому все поющие на русском языке дол жны подчинить свое произношение русским орфоэпическим нормам.
§ 15. О произношении мягких губных согласных на конце слова
Обратим внимание на слова, имеющие на конце мягкие губные согласные, например, озимь, рябь, насыпь, вновь, верфь. Здесь также, если и встречается твердое произношение, то скорее у украинцев и белорусов.
Чаще это нарушение происходит в формах повелительного наклонения единственного и, особенно, множественного числа.
Например, в словах прибавьте, убавьте иногда приходится слышать произношение твердого в, даже не оглушенного в ф, то есть прибавте, убавте или прибафте, убафте.
§ 16. О произношении мягких согласных перед а, у, о
Для смягчения согласных перед гласными а, у, о, вместо последних ставятся соответствующие им йотированные гласные (я, ю, ё), причем при произнесении таких, например, слогов, как мя, мю, мё, йотировать гласный звук не надо (мья, мью, мьё).
Однако в произнесении подобных сочетаний иногда можно услыхать орфоэпическую ошибку, происходящую, вероятно, от южнорусских говоров.
Поют, например,— «Я всей душой к жене привьязан» (романс Даргомыжского «Червяк»), то есть после в йотируют гласный звук, читая слово, написанное как бы с мягким знаком. Также нельзя произносить мьясо, вместо мясо.
В таких же словах, как пьяный, пьют, пьёт, наоборот, обязательна йотация гласного звука, для чего и ставится между ним и предыдущим согласным мягкий знак.
Не будет излишним заметить, что после мягких согласных гласные и и е нельзя заменять гласными ы и э. Например, некоторые ради ложного эстетизма поют такие слова, как сирень, сердце, честь, произнося согласные перед е твердо, то есть сирэнь, сэрдце, чэсть.
- § 17. О сочетании конечного твердого согласного
- предшествующего слова и начального гласного и или э
- следующего слова
По законам русской орфоэпии гласный и при слиянии с твердым согласным предыдущего слова должен уподобляться ы. Например, во фразе Татьяны (оп. «Евгений Онегин» Чайковского, последняя картина) «…
что муж в сраженьях изувечен» — слово сраженьях оканчивается на твердый согласный, а следующее слово — изувечен — начинается с гласного и. Следовательно, в данной фразе надо петь, произнося — …
в сраженья |х-ы|зувечен, то есть на месте слияния будет слог хы,
а не хи. На это мы обращаем особое внимание, так как часто слышим погрешности против этой нормы.
Также во фразе Князя из оп. «Русалка» Даргомыжского— «…все, как и прежде, ты сердцу мила…» надо петь, произнося как-ы-прежде, а не какипрежде. Но при раздельном произношении, то есть когда между двумя этими словами имеется пауза или вдох, и не переходит в ы, а произносится как и.
Эта произносительная норма относится также и к часто встречающимся сочетаниям предлогов, оканчивающихся на твердый согласный с начальным и следующего за ним слова.
Мы имеем в виду предлоги — к, с, в, от, над, из, под. Особенно часты ошибки в произношении с предлогом к. Например, в письме Татьяны (оп. «Евгений Онегин») фразу — «..приникнув тихо к изголовью» надо петь, произнося к-ыз-головью. Или «Мы будем жить в Италии счастливой», надо петь — в-ыталии, а не виталии и т. п.
При слиянии гласного э с указанными выше предлогами или словами, оканчивающимися на твердые согласные, надо следить, чтобы э не переходил в е, то есть, чтобы конечный согласный предыдущего слова оставался твердым.
Так, например, в каватине Князя из оп. «Русалка» Даргомыжского, во фразе — «Невольно к этим грустным бере
гам»— предлог к надо произносить твердо, то есть к-этим,а не кетим. В особо порочных случаях произношения после кслышится даже и — киэтим. ,
- § 18. Смягчение твердых согласных перед мягкими согласными
- 24
- § 19. О произношении зубных согласных перед мягкими губными
Вопрос о смягчении твердых согласных перед мягкими согласными как в речи, так и в пении одинаково сложен. Сложность эта выражается, например, в тонком различии степени их смягчения, обусловленной местом сочетания этих согласных в составе слова. Наиболее ясно смягчение осуществляется внутри корня и на стыке корня и суффикса (суф-фикс — изменяемая часть слова, находящаяся между корнем и окончанием). В других местах, например, на стыке приставки и корня или на стыке предлога и следующего слова смягчение менее заметно. Эти смягчения принадлежат в большинстве своем к старым московским произносительным нормам и в современном произношении постепенно уступают место новым. Поэтому мы коснемся только тех случаев, которые явно противоречат устойчивым русским произносительным нормам.
Когда зубные согласные т, д, с, з находятся перед мягкими губными согласными п, б, м, в, ф, то они должны произноситься с известной степенью мягкости. Эта произносительная норма часто нарушается и потому мы постараемся обеспечить ее достаточным количеством примеров из соответствующей музыкально-словесной литературы.
Очень часто можно услышать, например, как исполнитель романса Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей», в слове ветвей произносит твердо зубной согласный т, стоящий перед мягким губным согласным в, тогда как его надо произносить мягко — ветьвей.
Или в балладе Глинки «Ночной смотр» в первой фразе — «В двенадцать часов по ночам» в слове двенадцать, согласный д надо произносить мягко — дьвенадцать. Также в собственном имени Людмила из фразы Фарлафа (оп. «Руслан и Людмила» Глинки) — «Людмила, жениха забудь» д лучше произносить мягко — Людьмила.
Зубной согласный з, находясь перед мягким губным в, смягчается, например, в слове зверь (фраза Мельника из оп. «Русалка» Даргомыжского «…как дикий зьверь, брожу один…»)
Также зубной согласный з, находясь перед мягким со-гласным м, смягчается, например, в слове изменись из; фразы Молодого цыгана в оп. Рахманинова «Алеко» — «Люби одно, не изьменись…»
Если зубной согласный с стоит перед мягким согласным в, например, в слове святой, то с надо смягчать (фраза Зи-беля из оп. Гуно «Фауст» — «…сьвятой водой омыть мне надо руки…»)
Смягчению подлежит зубной согласный с, если он стоит перед мягким губным п, например, во фразе Няни из оп. «Евгений Онегин» Чайковского—«…и с пеньем в церковь повели». Здесь предлог с, стоя перед мягким губным согласным п, с которого начинается слово пеньем, должен произ-
носиться мягко—съ-пеньем; в слове спеши из фразы Любови в оп. «Мазепа» Чайковского — «сьпеши… скорей… молю, спаси отца…» Во фразе Любаши из оп. «Царская невеста» Римского-Корсакова — «заплатишь ты за этот смех», в слове смех согласный с также надо произносить мягко — сьмех.
О смягчении зубных согласных перед мягкими губными проф. Р. И. Аванесов пишет: «Описанное смягчение наиболее последовательно проводится в тех случаях, когда зубной согласный при любом изменении слова находится перед мягким губным. В некоторых из таких слов мягкое произношение надо считать единственно правильным.
Таковы, например, слова ветьви, лезьвие, четьверть… Однако в языке современной молодежи встречается твердое произношение зубных согласных перед мягкими губными… В современном языке распространено, и притом весьма широко, произношение без смягчения или со слабым смягчением…
» Из приведенной цитаты видно, что по наблюдениям такого крупного языковеда-орфоэписта, как проф. Р. И.
Аванесов, происходит борьба новых произносительных норм со старыми московскими нормами, но пока эта борьба не разрешилась окончательно в пользу того или другого положения, нам следует придерживаться некоторой компромиссной линии, то есть смягчение все же производить, но не в резких формах, кроме случаев, оговоренных выше.
- § 20. О зубных согласных перед мягкими зубными
- Согласные с и з, стоящие перед мягкими зубными т, д, с,л внутри слова, должны произноситься мягко. Например, во
- ду до денницы», в слове гостить согласный с, стоящий перед
фразе Демона из оп. «Демон» Рубинштейна — «…гостить я бумягким согласным т, надо произносить мягко, то есть госьтить.В партии Татьяны из оп. «Евгений Онегин» Чайковскогоесть фраза: «…везде, везде он предо мной…»; согласный з
в сочетании с мягким д надо произносить мягко — везьде.Если встречается сочетание двух с, причем второй с мят-
кий, то и первый смягчается, но произносить их надо слитно, как один удлиненный мягкий с; например, в слове рассеет («Нет, не рассеет дум тяжелых» — фраза Князя из оп. «Русалка» Даргомыжского) согласный с должен быть долгий мягкий — расьсеет.
- В «Колыбельной» Чайковского во фразе «спи, усни», в слове усни, согласный с, стоящий перед мягким согласным н, надо произносить мягко, то есть усьни.
- В сочетаниях з и мягкого н как, например, в слове казнь з также надо произносить мягко: «не казьнь страшна, страш-
- 26
на твоя немилость» (фраза Шуйского из оп. «Борис Годунов> Мусоргского). Сочетание с и мягкого л подчинено тому же правилу, и потому во фразе Еремки из оп. «Вражья сила» Серова — «Широкая масленица», в слове масленица согласный с, стоящий перед мягким согласным л, исполнитель дол-жен произносить мягко — масьленица.
Если корень слова начинается с одной из мягких зубных
- согласных т, д, н, л, то стоящая перед ним приставка с дол
- стянутый тобой», в слове стянутый с надо произносить мяг
- т — сьтянутый.
жна произноситься также мягко.
В романсе Чайковского«Песня цыганки» во фразе — «на груди моей развяжет узел,ко, так как этот согласный стоит перед мягким согласным
Или, например, в оп, «Евгений Онегин» Чайковского у, Ленского, при объяснении с Ольгой, есть фраза — «Ах, Ольга, как жестоки вы со мной! Что сделал я?» В слове сделал согласный с
Источник: https://topuch.ru/vvedenie—ponyatie-ob-orfoepii/index2.html