«что» — это союзное слово или союз в предложении?

expat_rusdeНавигация Немецкий языкДля меня в бытность на уровне А2 была большая загадка, почему, когда мы присоединяем вторые части предложений с одним и тем же пояснительным значением, но разными союзами (denn, weil, deshalb), порядок слов все время меняется. Та учительница (русскоязычная) не смогла мне этого внятно объяснить — меняется и все, надо запомнить. Надо сказать, что на курсе В2 преподававшая носительница языка тоже не смогла грамотно эту тему разрулить, а главное, представить весь список — где как менять порядок слов. Посему разруливаем сами.Речь пойдет о союзах и союзных словах, а для полноты картины прихватим еще и предлоги.Если мы припомним русский, то обнаружим похожую ситуацию с разными способами передачи одного значения (вот только она не влияет на порядок слов, а только угнетает школьников при разборе предложения):Я не пришел, потому что я заболел (союз «потому что»).Я заболел, поэтому я не пришел (союзное слово «поэтому»).Я не пришел из-за болезни (предлог «из-за»).Союзные слова отличаются от союзов тем, что являются членами предложения. В немецком языке так же. Есть союзы (Konjunktionen), есть союзные слова (нас интересуют в данном случае наречия — Konnektoradverbien, или Verbindungsadverbien). А поскольку союзные слова являются членами предложения, то они занимают в этом предложении определенную позицию (к примеру, первую, а не нулевую, как союз), а отсюда следует и определенное место глагола.Как запомнить? Союзные слова имеют собственное значение и употребляются как обычные слова в простых предложениях. Многие из них могут переставляться в середину предложения (соответственно поменяется и порядок других слов).Таким образом, предложение с двумя главными частями, соединенными союзом (HS + HS), будет выглядеть так:

  • подлежащее + глагол + другие члены предложения,                                                       союз + подлежащее + глагол + другие члены предложения
  • подлежащее + глагол + другие члены предложения,                                                      союзное слово + глагол + подлежащее + другие члены предложения
  • подлежащее + глагол + другие члены предложения,                                                     подлежащее + глагол + союзное слово + другие члены предложения
  • подлежащее + глагол + другие члены предложения,                                                    подчинительный союз + подлежащее + другие члены предложения + глагол
  • подчинительный союз + подлежащее + другие члены предложения + глагол,                                                    глагол + подлежащее + другие члены предложения
  •                  Sie lernt Deutsch und (sie lernt) Englisch.
  •                  Sie lernt sowohl Deutsch, als auch Englisch.
  •                 Sie lernt nicht nur Englisch, sondern (sie lernt) auch Deutsch.
  •                 Sie lernt weder Englisch, noch (lernt sie) Deutsch.

Предложение с двумя частями, соединенными союзным словом, будет выглядеть так:илиПредложение с главной и придаточной частью, соединенными подчинительным союзом (HS + NS), будет выглядеть так:илиТеперь попробуем представить полный список в виде таблиц. Подлежащее и сказуемое подчеркнуты. Если они стоят в скобках, значит, их можно в данном случае опустить (они повторяются в первой и второй части). Но если вторая часть будет отличаться от первой, то их опускать нельзя.Но сначала коротко о том, как выразить значение «и».- союз und- sowohl… als auch (используется только с однородными членами)- nicht nur… sondern auch- weder… noch (союзное слово!), «и» при отрицании: нет одному и нет другому

Теперь противительные предложения (контраст, противопоставление: а, однако, же, зато, но…)

Adversativsatz

  1. Уступительные предложения (ограничение: хотя, несмотря на то что)
  2. Альтернатива (или, вместо)

KonzessivsatzAlternativsatz

Причина (так как, потому что, ведь…)

Kausalsatz

  • Цель (чтобы)

Finalsatz

Следствие (следовательно, так что…). Слова deshalb (daher, darum, deswegen), also по-разному рассматриваются в разных источниках (вместе с придаточными причины или вместе с придаточными следствия, но это никак не влияет на порядок слов, поэтому несущественно.

Konsekutivsatz

  1. Условие (если, при условии что, иначе).

Konditionalsatz

Время (в то время как, когда). Временные отношения в предложениях сложны тем, что там есть различия: является ли действие повторяющимся и является ли оно одновременным.

Образа действия (как, без чего, каким образом, источник информации). Indem часто переводится деепричастием.

Modalsatz

Сравнения (как, чем… тем, чем, как если бы, будто, как будто). Сравнительные предложения рассматриваются как часть предложений образа действия. В предложениях с je… desto придаточной является первая часть (как и в русском).

В предложениях с нереальным сравнением (как будто, будто — он бежал так быстро, будто за ним черти гнались) есть два варианта с разным порядком слов. Одно из них обычное придаточное — als ob. Ничего особенного, кроме необходимости использовать Konjunktiv 2. И второе — сочинительные отношения с als.

Оба предложения являются главными, а als ведет себя как союзное слово, поэтому вторым будет глагол, третьим подлежащее. Ни в одном источнике при этом als как союзное слово не рассматривается, поэтому я поместила его в первую колонку.

Может быть, где-нибудь в глубоководном мире научной немецкой грамматики это объясняется, но в средних глубинах объяснения я не нашла.

Источник: https://expat-rusde.livejournal.com/125443.html

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)

  • Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:
  • [=], (которые =).
  • [—= и, (когда ——), =].
  • (Если — =), [=]

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.

Например: 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (К. Паустовский.)

В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

 Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.

Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал.

В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.

Особого требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения.

Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.

Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня.

Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу.

В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким.— Я встретился с человеком, которого давно не видел.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) — Таня говорит: «Трава по ночам растёт»;

2) союз можно заменить только другим союзом.

Например:  Когда ( — если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.)

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)

  1. Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей) и словом песни (Вспомни песни: эти песни пел соловей).
  2. Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
  3. Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами
  4. Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:
  5. 1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;
  6. 2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;
  7. 3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:

Читайте также:  "в порту" или "в порте, как правильно писать?

Например: Я хорошо помню день, когда мы встретились. Никто не знал, когда он появился в нашем городе. Когда закончится метель, можно будет пойти погулять.

Роль указательных слов в подчинении предложений

  • В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.
  • Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.
  • Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).
  • Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

Во-вторых, соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова. 

  1. Указательные слова являются членами главного предложения.
  2. Особенности присоединения придаточных предложений к главному
  3. Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:
  4. — одно слово (один член главного предложения);

Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал, что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда надо стрелять. (М. Бубеннов.);

— словосочетание;

Например: Стояла та сказочная тишина, которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал… (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.);

— всё главное предложение: Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо. (К. Паустовский.)  

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/289

Чем отличаются союзы от союзных слов

При устном общении для точного и полного выражения мыслей простого высказывания, состоящего из одной грамматической связки, бывает недостаточно. Возникает необходимость такие разрозненные высказывания соединять в сложное предложение. Использованные при этом союзы или союзные слова помогают понять, как одно высказывание в смысловом плане соотносится с другим. Указать признаки предмета, обозначить причинно-следственную связь действий или явлений, указать на условия, место, время, цель действия можно при помощи сложноподчинённого предложения. Передать эти значения и соединить основное с зависимыми от него предложениями помогают служебные речевые единицы: союзы и союзные слова. Этим обусловлено их сходство.

Союзы

Союз – это служебная часть речи, находящая применение в случаях:

  • При образовании высказываний с рядом слов, отвечающих на один и тот же вопрос.
  • При соединении отдельных простых высказываний в сложное.
  • Для образования сложных высказываний, состоящих из нескольких простых, находящихся в смысловой зависимости, где союз показывает их смысловое единство.

Союзы бывают сочинительными и подчинительными, простыми и составными.

В связи с этим они разделены на три группы: соединительные, разделительные и противительные. В сложносочинённом предложении каждое из простых высказываний в смысловом отношении будет самостоятельной единицей, не зависящей от других высказываний. Их легко можно разбить на простые предложения, поставив в конце завершающий пунктуационный знак.

Подчинительные союзы и союзные слова применяются тоже как средство связи при создании сложного высказывания из простых предложений. Но в сложноподчинённом предложении одно простое высказывание всегда находится в смысловой зависимости от других, и употреблённые для их связи союзы помогают определить характер этого подчинения. Такие союзы выражают следующие значения:

  • Время.
  • Место.
  • Причина.
  • Цель.
  • Условие.
  • Сравнение.
  • Противоречие одного действия другому.
  • Следствие произошедшего.
  • Предмет обсуждаемого в ведущем высказывании.

Союзы не проявляют себя как члены предложения, они лишь связующий элемент между его частями. Их невозможно подменить знаменательными словами. Состоящие из одного слова называются простыми, из нескольких — составными.

Союзные слова

Союз и союзное слово: отличительные особенности

Схожесть данных языковых единиц нашей речи заключается в использовании их в качестве связующего звена для образования сложноподчинённого высказывания. Важно помнить, что одно и то же слово может быть и союзом, и союзным словом.

Отличить друг от друга эти две речевые единицы не составит затруднений, а именно:

  • Союз не входит в состав членов придаточного предложения, а союзное слово заключает в себе признаки главного либо второстепенного члена. Определяется это довольно просто: к союзному слову свободно задаётся вопрос, из которого видно, каким членом предложения оно является. Для примера: «Вера знает, что брат не приедет» (союз) или «Я уже решила, что подарить ему в день рождения» — подарить что? – что выполняет здесь функцию дополнения.
  • При произношении союз не выделяется интонационно, то есть на него не делается акцентирование. Таким образом, ЧТО подарить – на союзное слово что при звуковом воспроизведении высказывания чувствуется акцент – логическое ударение.
  • При употреблении союза нет возможности использовать его в сочетании с различными частицами, а союзные слова дают возможность быть дополненными ими. Из примера «Я уже решила, что же подарить (что именно подарить) ему в день рождения» — видно, что здесь имеется возможность употребления частиц же, именно, что невозможно при наличии союза.
  • Опознать союзное слово или союз можно, удалив их из высказывания. При использовании союза предложение не утратит смысловой наполненности, нужно лишь поменять пунктуационные знаки, если убрать союзное слово – речевое выражение утратит смысл. Сравним: «Вера знает: брат не приедет» — отсутствие союза не повлияло на смысл предложения; или «Я уже решила, … подарить ему в день рождения».
  • Союзы возможно заменить только союзами, близкими по значению. Например: «Если (когда) приложишь усилия, всё получится». Союзные же слова с лёгкостью заменяются знаменательными из числа слов основного высказывания, которые они и поясняют: «В дерево, которое (дерево) растёт на опушке, ударила молния».

Уметь различать союзы и союзные слова является важным для выразительности речи, ведь при произношении важно суметь правильно интонационно, при помощи логического ударения, выделить речевую единицу, являющуюся смысловым центром сказанного.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichayutsya-soyuzy-ot-soyuznyh-slov/

Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных слов

  • Сегодня мы…
  • ·                   Вспомним, при помощи его соединяются части в сложноподчинённых предложениях.
  • ·                   Выясним, как определить, союз перед нами или союзное слово.
  • ·                   Поразмышляем, зачем нам нужно отличать союзы от союзных слов.
  • На уроках русского языка мы довольно часто встречаемся со сложноподчинёнными предложениями.
  • Например:
  • Он торопился, потому что не хотел опоздать на урок.

Это предложение состоит из двух частей. Первая часть главная. А за ней идёт придаточная часть. От главной части к придаточной ставится вопрос.

Придаточные предложения, как мы помним, отвечают на вопросы членов предложения.

И иногда у нас могут возникнуть проблемы со средствами связи в сложноподчинённых предложениях.

В этих предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза или союзного слова.

У нас уже есть один пример. Рассмотрим ещё одно предложение.

Он расстроился, когда опоздал на урок.

В первом предложении средство связи – союз. Во втором предложении – союзное слово.

Но как мы это определили?

Подробнее посмотрим на подчинительные союзы.

В сложноподчинённых предложениях мы можем встретиться с союзами что, как, потому что, так что, чтобы, поскольку, если, пока и так далее. Это служебные части речи, и они используются в предложении только для связи между частями.

А что можно сказать о союзных словах?

Куда, где, когда, откуда, как – это наречия. Такие слова, как какой, который, что, — местоимения.

И получается, что союзные слова – это уже самостоятельные части речи, которые используются для связи в предложении. Но при этом они выполняют и другие функции. Они не утрачивают своей самостоятельности и поэтому являются членами предложения.

  1. Проблема состоит в том, что союзы и союзные слова похожи.
  2. Вот предложение:
  3. Мальчик так и не понял, почему ему не дают конфет.

И сходу бывает сложно сказать – местоимение перед нами? Или союз, который образовался от местоимения? Конечно, через некоторое время мы вспомним, что перед нами на самом деле – наречие. Значит, это союзное слово.

Но иногда догадаться бывает сложно.

И тут возникает ещё один вопрос – зачем нам вообще отличать союз от союзного слова?

На уроках мы довольно часто сталкиваемся с таким заданием – подчеркнуть главные и второстепенные члены в сложноподчинённом предложении. Или, например, с необходимостью выполнить морфологический разбор слов в предложении. И невозможно выполнить эти задания правильно, если мы путаем союзы с союзными словами.

Конечно, у нас есть ещё и синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Где эти знания тоже необходимы.

Так как быстро отличить – что перед нами?

Посмотрим на союзные слова. Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, какой, который, чей. Эти слова союзами быть не могут. Так что мы просто можем выучить их и действовать по принципу: если слово к этому списку не относится – перед нами скорее всего союз.

  • А ещё эти слова можно встретить в простых предложениях.
  • И после них так и хочется поставить вопросительный знак!
  • Именно вопрос может помочь нам запомнить союзные слова.
  • И игра в вопросы – это один из способов, который позволяет различить союзные слова с союзами.
  • Мы не поняли, откуда взялись звуки.

Отсекаем придаточную часть. И пробуем сделать из неё вопрос: а откуда неслись звуки?

Вопрос звучит нормально. Значит, перед нами союзное слово.

  1. Вот другой пример.
  2. Лектор остановился, чтобы передохнуть.
  3. Выделяем придаточную часть.
  4. Пробуем сделать из неё вопрос: а чтобы передохнуть?
  5. Вопрос звучит ущербно, неполно и несамостоятельно.
  6. Значит, перед нами союз.
  7. Но есть особые слова, с которыми и возникают обычно проблемы.
  8. Это слова что, как и когда.
  9. Они в некоторых предложениях могут быть союзами, а в некоторых – союзными словами.
Читайте также:  Наречия образованные от существительных (примеры)

Ведь именно от самостоятельных союзных слов образовались омонимичные им союзы. И теперь нам предстоит отличать слова-омонимы.

Мы можем попробовать сыграть в вопросы.

Я знаю, что вы будете делать завтра. Выделяем придаточную часть, пробуем поставить вопрос. А что вы будете делать завтра? Вопрос нормальный, перед нами союзное слово.

Вы рассказали, что собираетесь заняться йогой. Мы выделяем придаточную часть – и сразу же заметно, что вопрос тут поставить невозможно. Значит, перед нами союз.

Они пойдут по тропинке, что огибает лес. Выделяем придаточное. А что огибает лес? Вопрос поставлен, но звучит он достаточно странно.

Перед нам действительно союзное слово.

Но вопросы можно поставить не всегда, у нас могут возникнуть сомнения.

Так что нужно обращать внимание на другие приметы. Например, на логическое ударение. На союзное слово логическое ударение будет падать. Например:

  • Не представляю, как можно жить без телефона.
  • Вы не подскажете, когда отходит поезд со второй платформы?
  • Что ты собираешься дарить сестре, мне хотелось бы знать.
  • Во всех случаях мы можем просто прокричать союзное слово.
  • Вы не подскажете, КОГДА отходит поезд?
  • И так далее.

А вот на союз логическое ударение не падает. Например.

  1. Я увидел, как чёрная машина скрылась за углом.
  2. Когда облетят последние листья, мы вернёмся в город.
  3. Нужно помнить, что даже безобидный хомяк может оказаться опасным.
  4. Во всех случаях союзы мы произносим быстро, не выделяя голосом.

Иногда роль союза настолько незначительна, что его вообще можно выбросить из предложения. Посмотрим на предложения.

Он вдруг почувствовал, как по спине бегут холодные мурашки. Мы можем просто поставить двоеточие и убрать союз.

Когда я позвоню тебе, возьми трубку, пожалуйста. А здесь мы можем поставить тире между частями – и союз не понадобится.

Учитель сказал, что завтра состоится родительское собрание. Это предложение, как и другие, мы легко можем переделать в бессоюзное предложение.

А вот союзное слово из предложения не удаляется.

Скажите мне, как вы собираетесь выходить из этой ситуации? Кажется, что мы можем здесь удалить наречие как. Но на самом деле это изменит значение всего предложения.

Я не представляю, когда мы можем встретиться. Здесь невозможно удалить союзное слово.

Взгляд её упал на картину, что висела на стене. И здесь невозможно удалить союзное слово.

Мы можем также мысленно разобрать предложение на члены. Потому что союзные слова являются членами предложения.

Никто так и не понял, как они нашли клад. Здесь союзное слово – обстоятельство.

Кто знает, когда ещё выпадет такой шанс. Здесь наречие тоже будет обстоятельством.

Что они рассказали, ты можешь передать? Здесь союзное слово – дополнение.  

  • А вот союзы членами предложения не являются. Посмотрим на примеры:
  • Не успел никто глазом моргнуть, как ребят уже и след простыл.
  • Старуха, когда мы вошли, торопливо подхватилась с места.
  • Команда была твёрдо уверена, что нужно тренироваться дальше.
  • Здесь выделенные слова – не члены предложения.
  • Этот способ не очень удобен, ведь у нас не всегда есть время, чтобы мысленно представить – является ли слово членом предложения.
  • Так что легче прибегнуть к следующему способу – вставка слов.
  • Мы можем подставить к союзным словам частицы же или именно.

Сегодня мы выясним, как преступнику удалось сбежать. Можно подставить же или именно.

Уточните, пожалуйста, когда мне следует с вами связаться. Когда именно мне следует связаться.

Никто не может представить, что творится в душе у поэта. Что же творится в душе у поэта.

А вот после союзов такие слова вставить нельзя.

Например.

Они не переставали верить, как верят во всё отчаявшиеся люди. Как же верят во всё люди? Нет.

Когда Виктор наконец поверил в свои силы, задача вдруг поддалась ему. Когда именно Виктор поверил? Тоже нет.

Я слышал, что у вас намечается праздник? И здесь после что нельзя вставить же или именно.

Есть и ещё один способ – мы можем попробовать заменить союзное слово другим местоимением или наречием.

День, когда мы встретились, будет лучшим днём в моей жизни. Здесь можно сказать – в который мы встретились.

Этот способ можно использовать не всегда.

Знаете ли вы, где обитали динозавры? Здесь можно сказать – там обитали динозавры.

Самое полезное в этом способе – замена союзного слова что.

Юноша не отводил взгляд от фигуры, что появилась в дверном проёме. Здесь что можно заменить на которая.

Если что можно заменить на который – это сразу же союзное слово.

Итак, как мы можем различать союзные слова и союзы в сложноподчинённых предложениях?

Придаточное с союзным словом можно переделать в вопрос. А придаточное с союзом нельзя.

На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.

Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.

К союзным словам можно подставить частицы же, именно. А к союзам нельзя.

Но союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы иногда можно.

Источник: https://videouroki.net/video/56-trudnosti-russkogo-yazyka-otlichiya-soyuzov-ot-soyuznyh-slov.html

Что такое «союзное слово»?

Союзное сло­во (отно­си­тель­ное место­име­ние или наре­чие) соеди­ня­ет глав­ную и при­да­точ­ную часть в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Между эти­ми пред­ло­же­ни­я­ми суще­ству­ет связь в виде под­чи­ни­тель­ных сою­зов и союз­ных слов.

Сама слу­жеб­ная часть речи «союз» весь­ма огра­ни­че­на в выбо­ре средств свя­зи, поэто­му она при­вле­ка­ет, образ­но гово­ря, «на служ­бу» к себе дру­гие само­сто­я­тель­ные части речи, а имен­но:

отно­си­тель­ные место­име­ния и место­имен­ные наре­чия.

Определение:

Союзным сло­вом в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии могут быть сле­ду­ю­щие отно­си­тель­ные место­име­ния: «что», «кто», «кото­рый», «какой», «каков», «сколь­ко», «чей».

Всех инте­ре­су­ет, какая будет пого­да в выход­ной день.

Все, кто молод, дай­те нам руки, в наши ряды, дру­зья!

Мы долж­ны быть бла­го­дар­ны при­ро­де за то, что она дает нам.

День, кото­ро­го все жда­ли, нако­нец насту­пил.

Я все вспо­ми­наю эту певи­цу, чей голос тро­гал слу­ша­те­лей до глу­би­ны души.

Сколько пом­ню себя, нико­гда не поз­во­лял себе тако­го опро­мет­чи­во­го шага.

В роли сою­зов могут исполь­зо­вать­ся отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия. Вот их пере­чень: «где», «когда», «отку­да», «как», «поче­му», «отче­го», «зачем».

Никто не зна­ет, где пира­ты пря­чут свои сокро­ви­ща.

В ту дав­нюю пору, когда мы жили в деревне, все каза­лось про­ще.

Я слу­шаю, как мур­лы­чет кош­ка у меня на коле­нях.

Никак не могу опре­де­лить, отку­да несет­ся этот надо­ед­ли­вый скрип.

На дво­ре, куда выхо­ди­ло окно моей ком­на­ты, цвел рос­кош­ный куст сире­ни (куда — союз­ное сло­во, к нему мож­но задать вопрос чле­на пред­ло­же­ния, окно выхо­ди­ло куда? -куда, то есть во двор, мож­но пере­фра­зи­ро­вать пред­ло­же­ние: во двор выхо­ди­ло окно моей ком­на­ты, сло­во «куда» = во двор, с сою­зом такую заме­ну не сде­ла­ешь, так как союз, как слу­жеб­ная часть речи не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния).

Я не знаю, зачем сюда при­нес­ли этот све­тиль­ник.

Людям инте­рес­но, поче­му на этом месте воз­ник­ло это посе­ле­ние.

Многие заду­мы­ва­ют­ся, отче­го ста­но­вит­ся так груст­но позд­ней осе­нью.

Как отличить союзное слово от союза?

  • Главным отли­чи­ем сою­за от союз­но­го сло­ва явля­ет­ся то, что союз не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния, его мож­но изъ­ять из пред­ло­же­ния, и тогда оно ста­нет бес­со­юз­ным, смысл пред­ло­же­ния не постра­да­ет.
  • Союзное сло­во явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния, на него пада­ет логи­че­ское уда­ре­ние и изъ­ять его из пред­ло­же­ния, не нару­шив смысл сооб­ще­ния, невоз­мож­но.
  • Сравните:

Я знаю, что в этом лесу мно­го гри­бов.

Я знаю: в этом лесу мно­го гри­бов.

Мы зна­ем, что  дала при­ро­да чело­ве­ку.

Мы зна­ем… дала при­ро­да чело­ве­ку.

А что дала при­ро­да?

Как види­те, сло­во «что» нель­зя опу­стить, не нару­шив смысл выска­зы­ва­ния.

Дала при­ро­да что? — что (допол­не­ние).

Местоимение «что» соот­но­сит­ся с  име­нем суще­стви­тель­ным, кото­рое оно заме­ща­ет.

Пищу, одеж­ду, сырье и мно­гое дру­гое дала при­ро­да чело­ве­ку.

Придаточную часть с союз­ным сло­вом «что», в роли кото­ро­го высту­па­ет отно­си­тель­ное место­име­ние, мож­но пре­об­ра­зо­вать в само­сто­я­тель­ное вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние:

Что дала при­ро­да чело­ве­ку?

Все ука­зан­ные при­зна­ки помо­гут отли­чить отно­си­тель­ное место­име­ние «что»  в роли союз­но­го сло­ва от под­чи­ни­тель­но­го сою­за «что».

Каким членом предложения бывает союзное слово?

Союзное сло­во, выра­жен­ное место­име­ни­ем или наре­чи­ем, может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния: под­ле­жа­щим, допол­не­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем, обсто­я­тель­ством, реже — имен­ной частью ска­зу­е­мо­го.

  1. Сельчане не зна­ли, кто жил в этих местах в древ­но­сти.
  2. Они не мог­ли разо­брать, что невнят­но шеп­чет ста­рик.
  3. Было вид­но, какая сила скры­ва­ет­ся в бур­ном тече­нии реки.
  4. Непонятно, сколь­ко дней при­дет­ся месить нога­ми это боло­то.
  5. Выйдя на уют­ную лес­ную поля­ну, тури­сты сра­зу ста­ли решать, где рас­по­ло­жить кост­ри­ще.
  6. Интересно, каким дедуш­ка был в моло­до­сти.
  7. Мы так и не поня­ли, кто это был.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/chto-takoe-soyuznoe-slovo.html

Как отличить союз от союзного слова: признаки, особенности

Союз и союзное слово вроде бы и похожи, но отличаются друг от друга. Давайте поговорим, в чем заключаются эти различия.

Когда мы общаемся, то для качественного выражения своих мыслей нам не хватит пары слов, и потому мы используем сложные предложения.

Для создания связей используются союзы или союзные слова, которые помогают разобраться, как одна часть предложения связана с другой. Кроме того, они могут обозначить место, время, связь, условия и так далее.

Как раз передача всех этих значений и соединение основных частей возлагается на служебные части речи — союзы и союзные слова. Но что это такое и как их отличить? Давайте разберемся.

Что такое союз?

Союзы

Союз представляет собой служебную часть речи и его постоянно можно встретить в предложениях:

  • Он позволяет соединять разные выражения, которые отвечают на единый вопрос
    Создает из нескольких простых высказываний одно
  • Образует сложные предложения путем соединения простых. Они должны быть зависимы друг от друга, а союзом обозначается их единство
  • Союзы встречаются разных типов. Так, сочинительные используются для однородных слов и соединяют несколько простеньких предложений. Они обозначают последовательные действия, факты и так далее. Кроме соединения, они бывают противительными и разделительными. В сложносочиненных предложениях любую из частей можно использовать отдельно.
  • Более того, каждая из рассматриваемых частей речи может использоваться в качестве средства связи, но при этом в сложноподчиненных предложениях все части зависят друг от друга и они не могут употребляться отдельно. Посредством союзов можно определить характер связи.
  • Такие союзы могут выражать, место и время, причины, цели, условия и так далее.
  • Еще важно отметить, что союзы не являются членами предложения, они только связывают все его части. Они не могут быть заменены знаменательными словами. Если союз состоит из одного слова, то он простой, а если их нескольких, то составной.
Читайте также:  Ледовый ледяной

Что такое союзные слова?

Союзные слова

Под союзными словами, как правило, скрываются наречия или относительные местоимения. Они тоже позволяют создавать разные виды связей в предложениях. В отличие от союзов, они могут являться членами предложения, потому что они не зависят от других слов. К тому же, они заменяемы и для этого используются знаменательные слова.

Чем отличается союз и союзное слово: признаки

Союзы и союзные слова похожи только лишь потому, что оба могут соединять части сложноподчиненных предложений. Кроме того, одни и те же слова могут быть обеими частями речи. Различить их несложно:

Отличие союзов и союзных слов

Союзы никогда не являются членами предложения, а союзное слово может иметь его признаки. Для определения достаточно задать вопрос. Если это можно сделать, значит перед вами явно не союз.

  • Интонационно союзы при чтении никак не окрашиваются, то есть внимание на них не заостряется.
  • Союз нельзя применять с частицами, в то время как союзные слова позволяют это делать.
  • Распознать союз или союзное слово перед вами можно с помощью удаления их из предложения. Если смысл теряется, значит вы убрали союз.
  • Союз можно заменить на другой, но схожий по значению.

Научиться отличать две этих части речи важно, чтобы передать всю выразительность высказывания. Ведь произношение должно быть правильным по интонации. Логическое ударение позволяет выделять речевые единицы, являющиеся смысловым центром.

Видео: Русский 9. Союзы и союзные слова. Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

Источник: https://heaclub.ru/kak-otlichit-soyuz-ot-soyuznogo-slova-priznaki-osobennosti

"Когда" и "где" — союзные слова или союзы?

Союзы и союзные слова различаются по синтаксической роли : союз — это служебное слово, а союзное слово — член предложения. Формальное различие? Нет, не совсем, так как эта классификация в действительности тесно связана со структурой предложения.

Все СПП можно разделить на три принципиально различных группы: а) местоименная (взаимообусловленная) связь с союзными словами (это определительные придаточные и часть обстоятельственных — образа действия, степени, места, иногда времени); б) союзная связь (большая часть обстоятельственных придаточных); в) изъяснительные придаточные (в основном союзы и союзные слова в качестве варианта).

1) Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников, и они построились парами, как строились, когда шли на урок. Формально это союз, но для союза КОГДА граница очень размытая.

Это слово считается (также формально) союзом при отсутствии указательного слово тогда, при его наличии это союзное слово и местоименная связь (тогда- когда).

(Но всё это касается именно союза КОГДА.

Примечание для пояснения темы: Сравним: (1) Они построились парами, когда пошли на урок. Главное предложение самодостаточное (придаточное можно убрать), это союз. (2) Они строились парами (всегда), когда шли на урок.

Здесь ситуация в первом предложении требует продолжения, предложения взаимосвязаны по смыслу, но подстановка местоимения уже переводит союз в союзное слово.

Именно поэтому роль «когда» в заданном предложении сложно определить: формально — союз, а неформально — союзное слово с пропущенным местоимением.

2) Мне захотелось немедленно отправиться в город-крепость, где сейчас тускло горели фонари, висящие на цепях, и ставни были закрыты.

Это классическая местоименная связь, придаточное определительное относится к существительному «город-крепость», ГДЕ — союзное слово, его можно заменить союзным словом В КОТОРОМ.

Интересно, что в этом случае нельзя использовать указательное слово (в тот город-крепость), так как это распространительный тип придаточного предложения (как бы способ описать две ситуации): (1)Мне захотелось немедленно отправиться в город-крепость, (2)в этой крепости сейчас тускло горели фонари, висящие на цепях, и ставни были закрыты.

Источник: https://rus.stackexchange.com/q/426611

Конспект урока по русскому языку на тему: "Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении"

  • Тема: Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
  • Цели урока: 1) уяснить, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов, что подчинительные союзы и союзные слова могут быть омонимами; 2) познакомить учащихся с приёмами различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов, научить определять, каким членом придаточного предложения является союзное слово, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, составлять схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами.
  • Ход урока
  1. I. Лингвистическая разминка

1.Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные -в тетрадях ,проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописание каждого слова)

Участник, прочувствованный, расчет , карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.

2.Грамматическое задание.

1-й вариант: выделить слова с приставками;

2-й вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.

II. Объяснение нового материала.

  1. Подчинительные союзы и союзные слова.

Один из трудных вопросов ,касающихся СПП, как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.

В качестве союзных слов ,связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия( где, когда, куда, откуда, отчего, как и т.д.). Сомнения возникают ,когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста понять различие невозможно.

Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения , к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.

  1. Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):
  2. 1)Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
  3. В данном случае «что» — подчинительный союз : он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.

2) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне(А. Ахматова, «Мужество»). «Что» в обоих случаях – союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим) , отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба» , второе – словом «трагедия»

Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется , а служебное слово – союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазанно.

Обратим внимание ,что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит. Почему?

  1. Причина отсутствия запятой – общее главное предложение «Мы знаем», а два придаточных предложения рассматриваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относящемуся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.

  2. Схемы сложноподчиненных предложений.

Условимся обозначать главные предложения квадратными скобками, а придаточные — круглыми. Отметим аналогию с ролью квадратных и круглых скобок в математике. Вспомним, что для обозначения сложносочиненных предложений применяются только квадратные скобки , т.к. предложения равноправны.

Предлагаю в схемах союзные слова вносить в скобки : они являются членами предложения, а союзы оставлять за скобками : их роль вспомогательная , служебная; они не члены предложения.

Изобразим схематически наши предложения :

  1. [ ] , что ( ).

  2. [ ] , (что…) и (что…).

— Как отличить союзное слово что от союза что?

Заполняем таблицу «Как отличить союз от союзного слова»

Союз

Союзное слово

1. Не может быть выделен логическим ударением.

2. Можно заменить другим союзом.

3. Иногда союз можно опустить.

4. Не является членом придаточного предложения

1. Произносится с ударением, обычно выделяется и логическим ударением.

2. Можно заменить другим союзным словом или тем словом главной части предложения, к которому относится придаточная часть.

3. Союзное слово нельзя опустить.

4. Является членом придаточного предложения

Девятиклассники делают вывод, что подчинительные союзы не являются членами предложения, их функция — быть средством связи между частями сложноподчинённого предложения. Союзные слова — это самостоятельные части речи (относительные местоимения, наречия).

Учащиеся читают теоретический материал на с. 58, 60,61, 62.

III. Закрепление материала.

1. Из упр. 93 ученики выписывают сложноподчинённые предложения, расставляют знаки препинания, союзные слова подчёркивают как члены предложения, союзы заключают в овал.

2. Выборочный диктант по упр. 94.

Учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, союзные слова подчёркивают как члены предложения, союзы заключают в овал.

3. В упр. 97 учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами по образцу.

  1. Эту семейную историю я столько раз слышал , что знал ее почти наизусть.

,Если б мишки были пчелами, то они бы нипочем, никогда бы не подумала так высоко строить дом.

  1. Чем дальше в лес, тем больше дров.

  2. Никогда не говори о том, чего не знаешь.

  • В каких предложениях встречаются двойные союзы , а в каких – указательные слова?
  • (Двойные союзы — в предложениях 2 (если- то)и в 3 (чем – тем);
  • Указательные слова — в предложениях 1 (столько), 2(так) и4( о том).)
  • IV.Словарная работа
  • Записать в словарик слова в рамках на с. 58,59,62, составить словосочетания, предложения, обратить внимание на произношение
  • V. Занимательная лингвистика
  • Найдите предложения ,в которых что является союзом ; определите роль остальных «что» :
  • Что ты для сердца значишь?
  • (А.Блок)
  • (что — относительное местоимение, дополнение)
  • 2) а) Знаю я ,что в той стране не будет
  • Этих нив, златящихся во мгле.
  • (что – подчинительный союз)
  • б)Оттого и дороги мне люди,
  • Что живут со мною на земле.
  • (что =которые – относительное местоимение, подлежащее)
  • (С.Есенин)

VI. Домашнее задание: § 20, упр. 95 или упр. 96 (по выбору учащихся).

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-soyuzi-i-soyuznie-slova-v-slozhnopodchinyonnom-predlozhenii-632143.html

Ссылка на основную публикацию