Согласно чего или чему? синтаксическая норма употребления

Слайд 1Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребленияСлайд 2Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребленияОписание слайда:

Культура речи
тема Синтаксические нормы
преподаватель Н.П. Павлова, канд. филол.н., доцент

Слайд 3Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребленияОписание слайда:

Нормы русского литературного языка План Понятие синтаксической нормы Порядок слов в предложении Согласование подлежащего и сказуемого Варианты форм управления Употребление предлогов Употребление причастных оборотов Употребление деепричастных оборотов Употребление прямой и косвенной речи

Слайд 4Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребленияОписание слайда:

Синтаксические нормы Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

Слайд 5Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребленияОписание слайда:

Синтаксические нормы 1. Порядок слов в предложении В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое: Студенты пишут лекцию.

При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации.

Как понять фразу Хозяин дома спал? То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В предложении В древних документах подобного рода термин отсутствует сочетание подобного рода может относиться к сочетанию древних документах или к слову термин.

Слайд 6Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребленияОписание слайда:

Синтаксические нормы 1. Порядок слов в предложении Примеры: Велосипед разбил трамвай. Кто был виновником аварии? Солнце закрыло облако. Что чем было закрыто? Если бы мы сказали: Трамвай разбил велосипед. Облако закрыло солнце, — то никаких неясностей бы не было. Сопоставим два предложения: Он мне подал руку на прощание. / Руку мне подал на прощание (Чехов).

В первом примере, с обычным для прямого дополнения положением после глагола-сказуемого (подал руку), ничего не подчеркивается, сообщение носит чисто логический характер, эмоционально не окрашено. А в примере из Чехова приводятся слова мелкого чиновника, потрясенного тем, что высокое начальство снизошло до рукопожатия.

И автор приведенных слов выражает свое волнение при помощи особого построения предложения.

Слайд 7Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребленияОписание слайда:

Синтаксические нормы Изменения в порядке слов называется инверсией. Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки.

Обычно инверсия используется в художественных произведениях: Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов) Речевая ошибка: неоправданная инверсия – Неправильно: Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии.

Норма: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами.

Слайд 8Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребленияОписание слайда:

Синтаксические нормы 1. Порядок слов в предложении Однако нарушение правил расположения членов предложения может стать источником стилистической ошибки.

Примеры: После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

В университете Ломоносов боролся против чужеземцев, за развитие русской науки, ее разных направлений, которые всячески ему мешали.

Слайд 9Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребленияОписание слайда:

Синтаксические нормы 3. Согласование подлежащего и сказуемого Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Речевая ошибка: Детвора благодарны шефам за подарок. Норма: Детвора благодарна шефам за подарок. Или: Дети благодарны шефам за подарок.

Слайд 10Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребленияОписание слайда:

Синтаксические нормы 2. Согласование подлежащего и сказуемого Как правильно? Большинство учеников хорошо отвечали на уроке. Но: Большинство предметов лежало в беспорядке.

Слайд 11Описание слайда:

Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-kultura-rechi-sintaksicheskie-normy-lekciya-5

Согласно чего или чему? [contact-form-7 404 "Not Found"] Поделитесь данными о стоимости ▲▼ Пожаловаться ▲▼ В русском языке имеется множество словесных конструкций, вызывающих вопросы по их правильному произнесению и написанию. Например, как правильно: согласно чего или чему? Давайте разберемся вместе. Согласно – это предлог, который употребляют с существительным дательного падежа. Поэтому правильное произношение и написание будет «Согласно чему». Эта словесная конструкция применима и к официально-деловому стилю. Постановка слова в родительном падеже рядом с предлогом «Согласно» недопустимо в современном русском языке. В XIX веке конструкция «Согласно чего» употреблялась в канцелярской речи. К сожалению, многие современные люди считают произношение слов в таком контексте признаком хорошего тона.
Рассмотрим примеры. Правильно говорить: «Согласно графику» и не «графика», «Согласно распоряжению», а не «распоряжения», «Согласно кодексу», а не «кодекса». На заметку: кроме предлога «согласно» с дательным падежом произносятся и пишутся слова: благодаря, вопреки, навстречу. Также предлог «согласно» может употребляться в более сложной форме – «согласно с …». Такая словесная конструкция требует постановки после себя существительного творительного падежа: согласно с кодексом, согласно с графиком, согласно с распоряжением и пр

[contact-form-7 404 «Not Found»]

  • Поделитесь данными о стоимости ▲▼
  • Пожаловаться ▲▼

Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Синтаксическая норма употребления

В русском языке имеется множество словесных конструкций, вызывающих вопросы по их правильному произнесению и написанию. Например, как правильно: согласно чего или чему? Давайте разберемся вместе.

Согласно – это предлог, который употребляют с существительным дательного падежа. Поэтому правильное произношение и написание будет «Согласно чему». Эта словесная конструкция применима и к официально-деловому стилю.

Постановка слова в родительном падеже рядом с предлогом «Согласно» недопустимо в современном русском языке. В XIX веке конструкция «Согласно чего» употреблялась в канцелярской речи. К сожалению, многие современные люди считают произношение слов в таком контексте признаком хорошего тона.

Рассмотрим примеры. Правильно говорить: «Согласно графику» и не «графика», «Согласно распоряжению», а не «распоряжения», «Согласно кодексу», а не «кодекса».

На заметку: кроме предлога «согласно» с дательным падежом произносятся и пишутся слова: благодаря, вопреки, навстречу.

Также предлог «согласно» может употребляться в более сложной форме – «согласно с …». Такая словесная конструкция требует постановки после себя существительного творительного падежа: согласно с кодексом, согласно с графиком, согласно с распоряжением и пр.

Источник: http://mfina.ru/soglasno-chego-ili-chemu/

Синтаксические нормы

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Синтаксические нормы русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений.

Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений.

Эти ошибки относятся к разряду грамматических (критерий К9 при проверке сочинений ЕГЭ).При построении словосочетаний используются связи управление, согласование и примыкание.

Управление — подчинительная связь, в которой главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже. При этом допускаются ошибки типа пример доказывает (подтверждает) о том, что… вместо правильного пример доказывает (подтверждает) то, что…; автор поднимает проблему о воспитании вместо автор поднимает проблему воспитания.

  • Следует обратить внимание на различие управления слов, близких по значению: беспокоиться о сыне — тревожиться за сына;возмутиться его словам — обидеться на его слова;удивляться красоте — восхищаться красотой;осудить на два года — приговорить к двум годам;отзыв о фильме — рецензия на фильм;обращать внимание на проблему — уделять внимание проблеме — усилить внимание к проблеме;превосходство над соперником — преимущество перед соперником;типично (характерно) для него — свойственно (присуще) ему;предостеречь от опасности — предупредить об опасности;привычный для всех — знакомый всем.  
  • Часто встречаются ошибки при использовании ряда слов разных частей речи:бояться темноты (разговорное: бояться темноту);достигать полутора метров в длину (неверно: достигать полтора метра в длину);то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);принять участие в соревнованиях (неверно: принять участие на соревнованиях);избегать опасности (неверно: избегать опасность);касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса).  
  • Нужно учитывать, что однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:удивляться молчанию — удивлён молчанием;рассердиться на обман — рассержен обманом;верить в победу — уверенность в победе;заменить старую машину новой — сменить старую машину на новую;плата за услуги — оплата услуг;платить/заплатить/уплатить за проезд — оплатить проезд;подключиться к обсуждению — включиться в обсуждение;различать звуки и буквы — отличать звуки от букв;сверять копию с оригиналом — проверять слово по словарю.
  • При этом в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление: посвятить жизнь служению народу (неверно: посвятить жизнь служению народа) — служить народу.

Часто нарушение синтаксических норм связано с неправильным употреблением предлогов, например: прийти со школы вместо правильного прийти из школы (идти в школу — возвращаться из школы, идти на завод — прийти с завода).

 Использование этих предлогов с географическими названиями закреплено традицией.

Обычно предлог с употребляется с названиями островов, рек, горных областей, но есть и отступления: приехать с Сахалина, с Енисея, с Урала, с Дальнего Востока — приехать из Франции, из Крыма.

Обратите внимание: предлог ввиду требует родительного падежа (рейс задержан ввиду снегопада), а предлоги благодаря, согласно, вопреки — дательного (благодаря поддержке, согласно приказу, вопреки распоряжению).

 В некоторых часто употребляемых конструкциях предлог, обычно о, вообще является лишним: доказывать/подтверждать это (неверно: доказывать/подтверждать об этом);дать совет, как писать сочинение (неверно: дать совет о написании сочинения);привести примеры чуткого отношения к людям (неверно: привести примеры о чутком отношении к людям);коснуться темы защиты природы (неверно: коснуться темы о защите природы). 

К достаточно распространённым речевым недочётам относится так называемое «нанизывание падежей» (расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, чаще всего родительного): дом племянника жены кучера доктора.

 Такие конструкции характерны для официально-делового и научного стиля, и их не всегда можно избежать, однако к этому нужно стремиться, чтобы не затемнялся смысл высказывания. (Ср.: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни.

— Чтобы не упасть, держитесь за поручни.)  

Нормой русского языка является грамматическое согласование определения с главным (определяемым) словом в словосочетании подлежащего со сказуемым. 

При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо обращать внимание на следующие факторы: опытный врач Смирнова сразу поставила диагноз (определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным);Татьяна Петровна, учитель литературы, провела контрольную работу (в предложении с обособленным приложением сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным именем собственным), но: город Самара понравился мне; собака Мухтар лаяла; ребятня бегала по двору (при собирательных существительных — ребятня, молодёжь, родня, детвора и т. д. — сказуемое в форме единственного числа);все, кто побывал в этом месте, были в восторге; он рассказал о том, что случилось (кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что — в единственном числе среднего рода), но: те, что опоздали, стояли в дверях;большинство поддержало старосту; большинство участников уже выступило; часть спортсменов закончила тренировку; ряд абитуриентов покинул аудиторию (когда подлежащее выражено существительным с собирательным количественным значением, сказуемое согласуется с существительным в именительном падеже).

В подобных случаях сказуемое во множественном числе употребляется в тех случаях, если:между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения или придаточное предложение (Большинство людей, прочитавших книгу, высоко оценили её; Большинство людей, которые прочитали книгу, высоко оценили её);На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись (сказуемое во множественном числе, т. к. подлежащее выражено сочетанием с существительным в творительном падеже с предлогом с);если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое стоит в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде), если внимание обращается на совокупность предметов (На той стороне улицы стоит десять домов; В каждую машину село по четыре человека; но: прошло два года — два года пролетели незаметно), и во множественном числе, если обращается внимание на то, что каждый в отдельности является производителем действия (Семь учеников сдали экзамен на пятёрки); если подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много, мало с существительным, то сказуемое ставится в единственном числе (Несколько книг лежало на столе), но при названиях лиц обычно употребляется множественное число (Несколько ребят спорили о чём-то). 

Читайте также:  Чем метафора отличается от олицетворения? примеры

Предложения с однородными членами

И в устной, и в письменной речи употребляются предложения с однородными членами, и нередко при этом допускаются ошибки. Например, объединяются слова, обозначающие родовые и видовые понятия (в комнате два книжных шкафа и мебель), частично совпадающие по объёму (делал уроки и писал упражнения) или далёкие друг от друга по значению (любил собак и жареные семечки).

Следует избегать ситуаций, когда одно из слов может быть отнесено к разным рядам однородных членов (Клиент требовал устранения неполадок и директора). Не допускается объединение в ряду однородных полной и краткой формы прилагательных или причастий (Девушка была стройна и красивая; Дом достроен и заселённый), инфинитива и существительного (Люблю плавание и читать).

При использовании двойных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.) нужно помнить, что части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами. Недопустим такой порядок слов в предложении: Мы не только осмотрели сам город, но и некоторые музеи.

 Однородными являются дополнения город, музеи, и части союза должны стоять перед ними: Мы осмотрели не только сам город, но и некоторые музеи. 

Следует обращать внимание на употребление предлогов при однородных членах: если все однородные имеют один и тот же предлог, его можно пропустить, если же предлоги разные, пропуск одного из них недопустим: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, выставках; правильно: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, на выставках. Если однородные члены (часто сказуемые) имеют разное управление, то является ошибкой использование одного дополнения: Он любил и интересовался творчеством молодых поэтов. Сказуемое любил управляет винительным падежом (любил кого? что?), а интересовался — творительным (интересовался кем? чем?), поэтому при них не может быть общего дополнения. Предложение нужно построить, например, так: Он любил творчество молодых поэтов и интересовался им.  Не могут быть однородными разнотипные синтаксические конструкции: Мне запомнился клоун, всех смешивший и который был с красным носом; Когда пришла в дом Онегина и увидев его вещи, Татьяна поняла характер этого человека.  

Предложения с причастными оборотами  

При построении предложений с причастными оборотами нельзя нарушать порядок их расположения: Дети побежали купаться, приехавшие на дачу. Правильно: Дети, приехавшие на дачу, побежали купаться или Приехавшие на дачу дети побежали купаться.

 Необходимо учитывать категории вида и времени, присущие причастиям, чтобы не допускать ошибок и недочётов: Путешествие длилось три недели вместо предполагаемых двух. Поскольку речь идёт о прошлом, нужно использовать причастие прошедшего времени: Путешествие длилось три недели вместо предполагавшихся двух.

 Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (бегущий спортсмен, приземлившийся самолет). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (протираемая поверхность, изученный материал).

 Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями  с постфиксом -ся (обсуждаемая проблема — обсуждающаяся проблема). Не всегда подобные замены удачны: выполняющиеся учениками задания, посылающиеся сообщения. Уместнее сказать: выполняемые учениками задания, посылаемые сообщения. 

Предложения с деепричастными оборотами

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует помнить, что добавочное действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему: Прочитав книгу, я узнал много нового (Я прочитал книгу и узнал много нового).

 Поэтому деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях (Получив двойку, мне стало грустно; правильно: Получив двойку, я загрустил или Я загрустил, когда получил двойку), кроме тех, в которых есть инфинитив (Получив двойку, нужно её исправить).

 

Употребляя деепричастия совершенного и несовершенного, вида следует обращать внимание на порядок слов и ещё ряд факторов. Так, в предложении Подъезжая к дому, машина остановилась есть смысловая неточность, следовало бы сказать Подъехав к дому, машина остановилась.

 В другом примере нужно заменить деепричастие глаголом, а глагол — деепричастием и таким образом избежать бессмыслицы: Смертельно ранив Ленского, Онегин выстрелил.  Чтобы восстановить порядок действий, следует сказать: Выстрелив, Онегин смертельно ранил Ленского.

Сложные предложения

При построении сложного предложения не стоит загромождать его придаточными: Когда мы выходим в Интернет, мы узнаем о событиях, которые произошли в мире, пока наша жизнь шла своим чередом, потому что у каждого из нас достаточно дел и забот, чтобы не слишком-то следить всем, что случается в самых разных точках планеты, несмотря на то что это, безусловно, важно и интересно, ведь нам довелось жить в такое непростое время, хотя, пожалуй, любая эпоха в истории человечества была сложной, что подтверждается многочисленными свидетельствами. К нарушению синтаксической нормы приводит нанизывание однотипных конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения: На пороге школы, в которой нам предстояло учиться, нас встретила учительница, которая приветливо улыбалась и подбадривала ребят, которые чувствовали себя не очень уверенно; Даже самые маленькие участники похода не жаловались на усталость, а старшие ребята старались им помочь, а путь до лагеря был неблизкий. Следует указать на неуместную вставку или, наоборот, отсутствие указательных слов тот, то, такой и др.: Позиция автора заключается, что он призывает всех поступать по совести (Позиция автора заключается в том, что…); Необходимо то, чтобы все задумались над этой проблемой (то является лишним).Допускаются ошибки в предложениях с косвенной речью. Заменяя прямую речь косвенной, нужно помнить, что это разные конструкции. Необходимо заменять формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого и правильно выбирать средства связи частей предложения: Лермонтов писал: «Люблю отчизну я…» — Лермонтов писал, что он любит отчизну. Она спросила: «Ты придёшь?» — Она спросила, приду ли я. 

Источник: https://xn—-7sbbjc4bgc0a9b7a8eva.xn--p1ai/sintaksicheskie-normy

Синтаксические нормы и ошибки употребления

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.
Такие нормы связаны, например,

  • с выбором падежа существительных (не видеть ошибку — не видеть ошибки). Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п., т.е. нормативным будет вариант не видеть ошибок,
  • порядком слов (Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени). Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова, т.е. правильным будут варианты: Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;
  • использованием причастных и деепричастных оборотов (Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных). По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;
  • однородных членов предложения: Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.
    Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.
  • построением сложного предложения Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении. По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п., т.е. Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Типы синтаксических ошибок

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках. (Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

  • нарушение норм управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.

(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах- уверенность в победу. Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения — покрывает и потворствует дурным наклонностям. Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г)  нанизывание падежей — располагает составленным агентом списком. Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:
  • а) неверное соединение в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий:
  • учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;
  • б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:
  • Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;
  • из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);
  • в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:
  • детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье; прочитал не только книги, но и законспектировал их, нужно: не только прочитал, но и ….
  • ошибки при употреблении причастных оборотов:  
Читайте также:  Как пишется "почетный гражданин"?

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма): по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов: На столе лежала отредактированная рукопись редактором. Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду. Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно. Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

  • ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий. Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту. Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата. Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать. Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене. Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Вы можете подписаться на рассылку «Русский язык — это актуально» прямо здесь и получать на свою почту все наши новые публикации этого раздела

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/sintaksicheskie-normy-sinaksicheskie-oshibki

Синтаксические нормы. Причины изменения синтаксических норм

Синтаксические нормы связаны с правилами построения словосочетаний и предложений. Здесь сравнительно широко распространены варианты, отражающие борьбу между традицией и новыми явлениями, которые порождает живая устная речь. Как и при варьировании на уровне слова, синтаксическая вариантность является следствием развития языка и определяется внутрисистемными и внешними факторами.

Причинами возникновения синтаксической вариантности в современном русском языке являются:

  • а) приведение в соответствие формы и содержания языковой единицы;
  • б) смысловая и формально-структурная аналогия;
  • в) семантическое преобразование главного компонента словосочетания; г) воздействие формы управления у производящей основы;
  • д) появление стандартизованных словоблоков, что нередко ведет к переразложению структуры словосочетаний и к разрушению традиционных синтаксических связей.

В процессе эволюции синтаксических форм находит отражение и общее развитие человеческого мышления в сторону абстрагированности и замены конкретно-пространственных представлений более отвлеченными формами соотношения понятий. В этом смысле показательна, например, утрата предлога от в конструкциях, генетически связанных с пространственными взаимоотношениями.

Например, глагол сторониться в литературном языке 19 в. употреблялся во всех значениях с предлогом от: Он никогда не отличался общительностью, а за последний год стал еще больше сторониться от людей (Куприн. Лесная глушь). Нормой современного языка становится беспредложный оборот сторониться кого/чего: сторониться транспорта, друг друга, общества и т.п.

Следует отметить, что в реальной жизни языка изменение синтаксических потенций слова происходит обычно в результате воздействия не одного, а нескольких указанных выше факторов.

Типичным примером варьирования, возникшего в связи с неэквивалентностью содержания и формы и последующим воздействием аналогии, может служить параллельное управление у глагола вершить: вершить что (судьбы) или вершить чем (судьбами). Глагол вершить в 18-19 вв.

употреблялся в значении «оканчивать, совершать» с узким кругом семантически близких слов (вершить суд, дело, судебное дело). В 20 в. он вступает уже в сочетание со словами история, судьба и т.п., первоначально требуя от управляемых существительных только В.п.: вершить историю, судьбу. Воздействие нового окружения (т.е.

новой формы) приводит к появлению нового содержания — значения «распоряжаться, управлять». Этому содержанию перестает соответствовать старая форма — В.п. Под влиянием внешней аналогии глагол вершить перенимает новую форму управления (Т.п.) у синонимичных слов управлять, распоряжаться.

Такова одна из общих и очень продуктивных схем образования варьирования и сдвига нормы в управлении.

Расшатыванию традиционной синтаксической нормы способствуют как стилистические и иные свойства управляющего слова, так и различные фразовые особенности употребления. Активизация употребления и расширение смысловых и лексических связей ведет к росту вариантных форм управления: стимул чего, для чего, к чему, прогноз чего, о чем, относительно чего.

Синтаксическая вариантность приводит к возникновению ошибок на уровне словосочетания в согласовании и управлении, на уровне предложения — в координации.

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в тех же грамматических формах, что и главное.

Главное (определяемое) слово может иметь при себе приложение (определение, выраженное существительным). Согласование здесь подчиняется следующим правилам.

При сочетании видового и родового понятий прилагательное согласуется со словом, называющим родовое понятие (оперативное совещание — летучка).

Если при существительном, обозначающем лицо, стоит женская фамилия или имя, то прилагательное согласуется с ближайшим из них (опытный следователь Дмитриева).

Определения могут быть при двух и более однородных существительных.

Единственное число используется тогда, когда ясно, что определение относится не только к ближайшему слову, но и к другим (всеобщая законность и правопорядок).

В тех случаях, когда такой ясности нет, определение имеет форму мн.ч. (приобщенные к делу справка и характеристика, незаконные выговор и увольнение). В документах обычно используется множественное число.

Другим видом подчинительной связи является управление, при котором для выражения тех или иных смысловых отношений главное слово требует постановки зависимого существительного в определенном падеже.

Управление может быть беспредложным (вести следствие, приговор суда) и предложным (дело о хищении, кража со взломом). Подобно другим нормам, и здесь есть варианты: понятный каждому — понятный для каждого, заключение об уголовном деле — заключение по уголовному делу.

В ряде случаев варианты различаются оттенками значения. Так, необходимый следствию имеет значение «необходимый органам следствия», а необходимый для следствия означает «нужный для следствия».

Близкие по значению слова не всегда имеют одинаковое управление: превосходство над кем — чем, но преимущество перед кем — чем, предостеречь от чего и против чего, но предупредить что и о чем и т.д.

Употребляя предлоги в — из, на — в, нельзя забывать, что на выбор одного из них влияет значение управляющего слова: «приехал на вокзал», но «вошел в вокзал». В отдельных сочетаниях по традиции закрепился один из предлогов: «в учреждении», но «на предприятии», «в учебном заведении», но «на заводах и фабриках».

При существительных, называющих средства передвижения, употребляется предлог на: «ехать на трамвае, метро, поезде». Предлог в с соответствующими существительными имеет значение «находиться внутри»: «был задержан в поезде», «сидел в машине».

Предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря различаются употреблением.

Так, если речь идет о предстоящих событиях, следует остановиться на предлоге ввиду, а не вследствие: «ввиду предстоящего отъезда», но «вследствие наступившего похолодания».

Предлог благодаря употребляется с существительными в Д., а не в Р.п.: «благодаря решению собрания», «благодаря принятым мерам».

Координация — особый вид связи главных членов предложения (сказуемого с подлежащим).

Сказуемое при подлежащем, выраженном словом несколько и зависимым существительным, может употребляться как в ед., так и во мн.ч. Ед.ч.

более обычно, если сказуемое стоит перед подлежащим: «Пришло несколько человек».

Если подлежащее выражено сочетанием количественных числительных с существительными и надо подчеркнуть активность лиц, то сказуемое обычно употребляется во мн.ч.: «Пять следователей проходили практику в районе».

Сказуемое при подлежащем, выраженном словом большинство без зависимого существительного употребляется в ед.ч. Ед.ч. может быть и тогда, когда есть и зависимое существительное: «Большинство сотрудников выехало(и) в район».

Ед.ч. сказуемого употребляется:

  • 1) при обозначении меры, массы, пространства, времени: «На это ушло три с половиной часа», «Несколько километров осталось позади»;
  • 2) если сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования: «В конце документа стояло три подписи»;
  • 3) при составных числительных, оканчивающихся на один: «В совещании участвовал сорок один человек»;
  • 4) при наличии слов всего, лишь только: » Всего было допрошено семнадцать свидетелей».

Источник: https://studwood.ru/1343455/literatura/sintaksicheskie_normy_prichiny_izmeneniya_sintaksicheskih_norm

Синтаксические нормы. Согласование | Коллекции учебных материалов — Учисьучись.рф

1. Понятие синтаксической нормы

Итак, на предыдущих лекциях мы познакомились с четырьмя видами литературных норм: нормами ударения и произношения, лексическими и морфологическими нормами. На сегодняшней нашей лекции мы будем говорить о синтаксических нормах.

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Читайте также:  Требуется паспорт, устные сведения о работе, ну и трех контактных лиц

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

2. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое: Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме). Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор.

Изменения в порядке слов называется инверсией. Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки. Обычно инверсия используется в художественных произведениях: Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин).

Возможна и так называемая неоправданная инверсия – нарушение порядка слов в ущерб содержанию: Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами). Неоправданную инверсию следует устранять путём использования прямого порядка слов.

3. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу.

Однако существуют и трудные случаи координации. Обычно в таких случаях подлежащее имеет сложную структуру – в него входит несколько слов.

Рассмотрим основные трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого (в форме таблицы).

1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.)
  • Единств. число
  • (подчеркивает общность, а также для числительных на 1).
  • Множ. число
  • (указывает на отдельность предметов). 
В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов.
2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество) Единств. число (подчеркивает общность, также для числительных на 1, такжечасто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего). Множ. число (указывает на отдельность предметов). Большинство студентов уже сдали экзамен. На экскурсию записалось только восемь отдыхающих.
3. Однородные подлежащие
  1. Единств. число
  2. (однородные подлежащие соединяются предлогом С).
  3. Множ. число
  4. (однородные подлежащие соединяются союзом И).
Спортсмен и тренер отправились на соревнования. Директор с сотрудниками института подготовил этот проект.
4. Существительное + приложение Согласуется с главным словом (то есть с существительным). Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию материалов. Студентка-химик проводила эксперимент.

4. Согласование определений с определяемым словом

Как мы помним, определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа. Мы обратимся к трудным случаям такого согласования.

1) Определение + счётный оборот (=числительное + существительное). Важна позиция, которую занимает определение!

  • Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа: последние два года, новые пять писем, молодые три девушки .
  • Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже: два последних года, пять новых писем, три молодые девушки.

2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

  • существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер: В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.
  • существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений: Биологический и химический факультеты. Любительский и профессиональный турниры.

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию: Русская литература и искусство. Способные ученик и ученица.

4). Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным): новый вагон-лаборатория.

  • 5. Согласование приложений с определяемым словом
  • Приложения имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным:
  • 1)                        приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване-кровати.
  • 2)                        приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяем словом: в газете «Рабочий край».

þ Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий. Сегодня можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия: В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии.

  1. Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями: В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.
  2. 6. Особенности употребления однородных членов
  3. Есть свои правила в построении предложений с однородными членами:

1)            Нельзя делать однородными членами неоднородные по смыслу слова. Не правильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

2)            Нельзя делать однородными членами слова с родовым и видовым значением (только: род → вид!). Не правильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3)            Нельзя делать однородными членами лексически и грамматически несочетаемые слова. Не правильно: Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы). Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими).

4)            Нельзя делать однородными членами грамматически и синтаксически разные слова (разные части речи, слово и часть сложного предложения).

Не правильно: Книги помогают нам в учёбе и вообще узнавать много нового (только: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнавать много нового).

Не правильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (только: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро будут).

  • 5)            Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом: Сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников.
  • 7. Употребления причастного и деепричастного оборотов
  • Необходимо соблюдать правила построения предложений с причастным и деепричастным оборотом:

1) Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Не правильно: Выполненный план заводом (только: план, выполненный заводом или выполненный заводом план).

2) Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым – в форме времени. Не правильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (только: проложенному). Не правильно: Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (только: выступивший).

3) Причастия не могут иметь формы будущего времени и не сочетаются с частицей бы. Не правильно: Студент, сумеющий скоро получить диплом. Не правильно: Планы, нашедшие бы поддержку руководства.

þ В случае затруднения в коррекции предложения с причастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным определительным (с союзным словом который).

1) Действия сказуемого и деепричастного оборота выполняются одним субъектом. Не правильно: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (только: когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа).

2) Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и страдательным конструкциям. Не правильно: Открыв окно, мне стало холодно (только: открыв окно, я замерз).

þ В случае затруднения в коррекции предложения с деепричастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным обстоятельственного значения (с союзами когда

Задания. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

  1. 1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
  2. 2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
  3. 3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.
  4. 4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.

Вариант № 1. В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие. Вариант № 2. Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а Вариант № 3.

Предложение построено с учетом всех грамматических правил. Вариант №4. Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится – в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи.

Таким образом, правильный ответ – вариант № 3.

  • Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
  • 1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.
  • 2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.
  • 3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».
  • 4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.

3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».

4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.

  1. 2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.
  2.  3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.
  3.  4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.
  4. Ответы: 3, 1, 2.

Источник: https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/materials/shkolnaya-programma/russkiy-yzuk/sintaksicyeskie-normy/

Ссылка на основную публикацию