«учителя» или «учители», как правильно во множественном числе?

Главная » Прочее »

Загрузка…

Вопрос знатокам: как правильно учителя или учители?

С уважением, Нюта

Лучшие ответы

Вполне возможно, что допустимы оба написания для множественного числа слова учитель.

правильней будет сказать учителя.

учителя и по другому никак

Учителя. П, с. мой ответ лучший.

Вот оно что, Михалыч!… ТренерА, двигателЯ, кабелЯ, голубЯ, секторА… Все это правильно, оказывается… А я то, святая наивность… Зря меня передергивает от «Вот вам телефон, вам ответят ДИСПЕТЧЕРА…», «Пройдите в конец коридора, там лифтЫ»

Написание –я или –и в окончании множественного числа существительного учитель зависит от его лексического значения.Существительное учитель со значением «преподаватель школьного предмета» во множественном числе имеет окончание –я.

Если слово учитель обладает значением «наставник, идейный руководитель», во множественном числе оно пишется с окончанием –и: учители. Подробнее: thedifference /kak-pishetsya-pravilno-uchiteli-ili-uchitelya/

Учители! Как и не скутера-а скутеры… не токоря-а токори, не слесаря-а слесари… эх… портится русский язык… и общество тоже декультуризируется…

полный бред, ни единого весомого ответа на поставленный вопрос.Все сводится к тому, что кому удобнее произносить и не более того.

И это кстати не единственный ресурс где нет четкого ответа на этот вопрос. ИМХО

Видео-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

УчителЯ — это преподаватели, а учИтели — авторы учения, идейные вдохновители. Все правильно, вы просто не указали в каком контексте.

В значении «преподаватель» — мн. ч. учителЯ, дат. п. учителЯм. В значении «основоположник, глава учения, имеющий последователей» — мн. ч. учИтели, дат. п. учИтелям.

Тенденция действительно есть (в начале прошлого века говорили не «дома», а «домы», не «тома», а «томы»). Только не надо путать тенденции с безграмотностью.

Я своими ушами слышал, как 1 сентября одна учительница сказала: «дорогие родителя, поднимайтесь на 2-й этаж! » Форма «учителя» употребляется, когда речь идет об обыденных, сиюминутных наставниках (наши учителя могут превратить процесс обучения в пытку) , а более возвышенное «учители» употребляется тогда, когда мы хотим придать их миссии непреходящий характер (Великие учители несли в этот мир свет своих знаний) . Это касается и других слов, например: «слесаря эти запороли нам все заготовки» или «наши слесари были самыми квалифицированными мастерами на свете».

Потому что ед. ч — учитель, а мн. ч — учителя, слова учители нет в русском языке!

Смотря в каком контексте)

это общая тенденция языка — переход множественного от -и к -я или -а.

Причем — не новая. Пушкин писал «бревны», и даже «лесы». Еще недавно (лет 50 назад) в норме были учители и профессоры.

Погодите, будут и шофера, и клапана. Общие тенденции языка не переломить.

А еще всего полвека назад было нормальным словом «учительница». Теперь — только учитель…

это слово имеет вариантные окончания так же как профессор профессоры профессора лагерь лагери лагеря

одно окончание стандартное другое нестандартное но оба правильные

Oкончание множественного числа зависит от значения слова. Учитель (“педагог”) — учителя

Учитель (“глава, автор учения”) — учители

Первое-нормальная форма множественного числа от слова «учитель», а второе чаще используется в ином смысле, более высоком-«те, люди, последователями которых я или кто-то стал, основатели направлений, учений, теорий»…По поводу формы слова «учителЯ»: это не остаток двойственного числа, поскольку ударение двойственного числа, совпадающего с род. или вин. ед. ч. , НЕ СОХРАНЕНО, должно быть «наши учИтеля»…

УчИтель (ед. ч) учИтели ( мн. ч.) ударение не может меняться-закон грамматики.

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/kak-pravilno-uchiteli-ili-uchitelya

Множественное число имен существительных

  • Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС).
  • Тема урока: «Множественное число имен существительных».
  • Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)
  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
  • Цели урока:
  • Обучающие:
  • познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных;
  • освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

Развивающие:

  • развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к процессу познания;
  • интерес к родному языку.
  1. Оборудование:
  2. Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.
  3. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
  4. Планируемые результаты:
  5. 1. Предметные:
  • знать особенности образования множественного числа существительных;
  • освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

2. Метапредметные:

Познавательные:

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • извлекать информацию из различных источников;
  • давать определения понятиям;
  • объяснять языковые явления;
  • строить рассуждение;
  • приводить примеры в качестве доказательства;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • составлять план действий, работать по плану;
  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • выдвигать версии решений;
  • анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

  • уметь сотрудничать в группе;
  • учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
  • высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • договариваться, задавать вопросы по теме;
  • выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

  • выражать положительное, осознанное отношение к учению;
  • оценивать собственную учебную деятельность;
  • применять правила сотрудничества в группе.

Ход урока

Язык наш – универсальное средство общения, средство передачи знаний, мудрости от одного поколения другому. Свободное владение родным языком – признак культуры человека. И потому, чтобы стать культурными людьми, уметь свободно общаться, грамотно писать, нам нужно постигать тайны языка. Эти тайны вы открывали в начальных классах, уже узнали о том, что изучает орфография, можете назвать некоторые виды орфограмм, знаете, как правильно произносить слова. Сегодня мы продолжим работу над совершенствованием культуры нашей речи

2.Орфоэпическая разминка. (На столе у каждого ребенка карточки со словами, в которых нужно поставить ударение): (3 слайд)

  • Алфавит, ворота, у доски, на доску, жила, жило, звонишь, километр, облегчить, свёкла, торты, без торта, углубить, упростить, шофёр, щавель.
  • (взаимопроверка с соседом по парте, сверяются по слайду презентации, выставление друг другу оценок)
  • После проверки хором прочитать слова, соблюдая нормы постановки ударения.
  • 3.Актуализация знаний – определение темы урока

Орфографическая разминка. (4 слайд) Записать существительные, определить склонение. ( пишут на этом же листочке под диктовку учителя):

Баскетбол, вагон, гардероб, здание, компьютер, маршрут, почерк, профессии, хоккей. (Проверка по слайду презентации, выставление оценок друг другу.)

  1. Какое из всех слов является лишним? (профессии)
  2. Почему? (Оно одно во множественном числе)
  3. Определите тему сегодняшнего урока. (Множественное число существительных)
  4. Запишите в тетради число и тему урока «Множественное число имен существительных» (5 слайд)
  5. Если я вас попрошу образовать существительные множественного числа, вы сможете это сделать?
  6. Гриб — , стул — , окно — , цветок —

А договор? договора или договоры?

4.Целеполагание. Проблема урока.

  • Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа? (6 слайд)
  • Определите цель свою на урок.
  • Материал для наблюдения: Поставьте пропущенную букву. (7 слайд)

Болото – болот.., войско – войск.. болото – болот.., век – век.. шелк – шелк…, инженер – инженер…, директор – директор…, договор – договор…, мысль – мысл…, буква – букв… тон (о цвете) — тон…и тон (о звуке) – тон…, хлеб (о злаках) – хлеб… и хлеб (о печеном хлебе) – хлеб…,

Год – (года и годы), цех – (цеха и цехи (на предприятии), шторм – (шторма и штормы).

Затрудняетесь?

5.Решение проблемы. ( 8 слайд)

Как узнать, правильно ли вы выполнили задание? (спросить у учителя, найти в словаре, отыскать в интернете). Работа в группах. Первым предлагается таблица в учебнике и на слайде, вторым – орфоэпический словарь с указанием страниц, на которых расположены трудные слова, третьим – интернет в помощь.

  1. После того как окончания определены, обобщается способ действия.
  2. — можно ли как–то сгруппировать слова?
  3. 1. мужской род
  4. 2. женский род
  5. 3. средний род
  6. Попробуйте в виде таблицы или в виде словообразовательной модели представить новые знания. ( 9 слайд)
  7. 1. мужской род — а (- я); — ы (- и)
  8. 2. женский род — и ( — ы)
  9. 3. средний род — а ( — я)
  10. — Как различить окончания мужского рода?
  11. По произношению: — а ( — я) под ударением, дополните таблицу.

Сравните полученную таблицу с таблицей в учебнике с. 218.

А как быть со словами (хлеб, тон?) (зависит от значения, нужно сверяться со словарем). А слова: год, цех, шторм? (двоякое или равноправное употребление обеих форм).

6. Рефлексия

Что было самым трудным? Интересным? (10 слайд)

7. Физкультминутка. (11 слайд)

Упражнение 550

Что общего у слов 1 – й, 2 – й, 3 – й группы? Прочитайте и запомните слова (читает 1 ученик вслух). Учитель называет слово в единственном числе, если во множественном числе – ы, то стоя хлопают, если – а, приседают. Во время выполнения движения проговариваем хором слова.

Адрес – адреса, инженер — инженеры, профессор – профессора, офицер –

офицеры, мастер – мастера, торт – торты, приз – призы, доктор – доктора

8. Применение полученных знаний в новых условиях.

Упр. 552 (12 слайд)

Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой – листья; под какой – зубы, под какой – зубья; под какой – корни, под какой – коренья? Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.

Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо . 1-й говорит: «Сколько звездов на небе!» 2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!»

А как правильно?

Форму какого падежа не могли правильно образовать мальчики? (родительного)

(13, 14 слайды) Перед вами слайд с изображением предметов. Употребите в речи эти существительные во множественном числе родительного падежа. (Много апельсин, помидоров, носков, чулок). Проверка по слайду. Запомнить!

  • Выполнить упр. 554
  •  Найдите четвертое лишнее, объясните. (15 слайд)
  • Пара ботинок, сапог, чулок, носок;
  • много мест, дел, консерв, макарон;
  • килограмм апельсинов, яблоков, абрикосов, помидоров;
  • группа инженеров, партизанов, офицеров, тренеров;
  • песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.
  • Упражнение на внимание (устно):

 Будь внимателен! Образуйте множественное число от единственного: дуга — дуги, рука — руки, мука — ? Звонарь — звонари, грек — греки, человек — ? 

Будь внимателен! Образуйте единственное число от множественного: певцы – певец, венцы – венец, щипцы – ? Олени – олень, пони – ? успехи — успех, доспехи – ?  Объясните.

Перед вами существительные, оканчивающиеся на шипящий. В каких из этих слов на конце пишется ь, а в каких нет? Сформулируйте правило. (ь пишется в сущ. Ж.р. ед ч.; не пишется в сущ. М.р. ед. ч. И в сущ. Мн.ч. р.п.) (16 слайд)

Дочь, меч, плач, с крыш, врач, около дач, товарищ, много задач, помощь, молодёжь, вещь, печь, нет передач, из училищ, этаж, малыш, луч, речь, кирпич, из-за туч .

Письменно упр. 553 ( С ь или без ь? Проверка, объяснение орфограмм).

9. Домашнее задание: (17 слайд)

Параграф 98, упр. 551 или 555 (на выбор)

Индивидуальное задание (карточка): Образовать от данных слов множественное число И.п. и множественное число Р.п. Поставить ударение во всех формах.

Лектор, инженер, шофёр, бухгалтер, инспектор, слесарь, токарь, конюх, договор, возраст, крем, суп, госпиталь,  директор, профессор, доктор, веер, тетерев, окорок, якорь, катер.

10.Рефлексия (18 слайд)

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…

P.S.

  1. В уголок русского языка в классе вывешиваю дополнительный материал: Правописание имен существительных
  2. Падежные окончания существительных во множественном числе.Существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа:
  3. У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я)курсы, сады, гвозди, берега, краяФормы на -а(-я) употребляются:
  • у многих односложных слов: бег — бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога, снега, сорта, стога, шелка;
  • у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слогеадрес — адреса, буера, буфера (и буферы), веера, векселя, вечера, вороха, голоса, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера, невода (и неводы), номера, окорока, округа, ордера, острова, откупа (и откупы), отруба (отруб), паруса, паспорта, перепела (и перепелы), повара, погреба, поезда, потроха, сторожа, тенора (и теноры), терема, тетерева, трактора, фельдшера (и фельдшеры), флюгера (и флюгеры), холода, хутора, черепа, шафера, штемпеля (и штемпели), штуцера (и штуцеры), шулера (и шулеры), также у некоторых других слов типа директора, обшлага, профессора, рукава;
  • у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): боровы (самец свиньи) — борова (часть дымохода), корпусы(туловище человека или животного) — корпуса (здание, войсковая единица), лагери (общественно-политические группировки) — лагеря(временная стоянка), мехи (механизм для нагнетания воздуха, емкость для вина) — меха (выделанная шкура зверя), образы (обобщенное представление) — образа (то же, что икона), ордены (организация с определенным уставом) — ордена (знак отличия), пропуски (что-нибудь пропущенное, недосмотренное) — пропуска (документ на право входа куда-либо), соболи (пушной зверек) — соболя (мех соболя), токи(движение электрического заряда в проводнике) — тока (место токования птиц, площадка для молотьбы), тоны (музыкальный звук) — тона(оттенок цвета по яркости, колориту), тормозы (перен. препятствие в развитии чего-либо) — тормоза (устройство для замедления или остановки движения), учители (глава учения) — учителя (преподаватель), хлебы (продукт, выпекаемый из муки) — хлеба (злаки на корню), цветы (цветущее растение) — цвета (окраска, световой тон).Ср. также различие существительных, имеющих формы единственного и множественного числа, и существительных, имеющих только форму множественного числа: проводы (от провожать) и провода (от провод), счёты (приспособление для счета, отношения) — счета (финансовый документ).Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а (-я) выполняют в следующих словах: зубы — зубья, корни — коренья, крюки — крючья, листы — листья, мужи — мужья, сыны — сыновья, клоки — клочья [ср. также у слов среднего рода: колени (сустав) — колена (особый прием в танцах) — коленья (сочленение у трубы)].Примечания:1. От слова камень форма множественного числа камни (форма каменья — устаревшая).2. При выборе соответствующей формы необходимо учитывать, что одна из форм может быть употребительной только в определенном лексическом окружении. Так, при нормативной форме века форма веки употребляется в устойчивых выражениях во веки веков , в кои веки; нормативная форма крендели уступает место форме кренделя в выражении кренделя ногами выписывать.3. В современном языке у слов мужского рода форма на а(я) более продуктивна, особенно в устной речи, в связи с чем она чаще употребляется как средство стилистической и стилевой дифференциации; ср.: договоры (книжн.) — договора (разг.), инспекторы — инспектора, корректоры — корректора, крейсеры — крейсера, пекари — пекаря, прожекторы — прожектора, редакторы — редактора, секторы — сектора, слесари — слесаря, токари — токаря, цехи — цеха, штурманы — штурмана.

Источник: https://infourok.ru/mnozhestvennoe-chislo-imen-suschestvitelnih-2782475.html

Поиск ответа

Всего найдено: 7

Скажите пожалуйста, как правильно: «факела» или «факелы», «учителя» или «учители»? Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно во множественном числе: факелы, учителя (если учитель в знач. 'преподаватель') и учители (в знач. 'глава учения, имеющий последователей').

Подскажите, корректно ли составлено предложение «Лжеучителя, проникшие в коринфскую церковь, осыпали апостола Павла множеством обвинений»?

Ответ справочной службы русского языка

Множественное число слова лжеучитель: лжеучители. В остальном предложение составлено корректно.

Добрый день! По проверке слова на вашем сайте я нашёл, что слово «учитель» пишется по-разному во мн. числе:

учитель, -я; мн. учителя,-ей (преподаватель) и учители, -ей (глава учения,имеющий последователей).

Возник вопрос, с каким окончанием правильно писать во мн. числе «учитель закона», в том значении, как он использовался в Библии. Если можно объясните почему вы выбрали тот или иной вариант.

Ответ справочной службы русского языка

Употребительно: Учители Церкви (о святых отцах).

множественное число слова документ — документы множественное число слова пропуск (в значении документ) — пропуска

учитель — учители

профессор — профессора

какое правило регулирует окончание существительных во множественном числе?

Ответ справочной службы русского языка

Правило изложено в рубрике «Письмовник» на нашем портале: Трудные формы множественного числа имен существительных.

Доброе утро! Спасибо вам за ваши ответы. Становлюсь образованней.

Поскажите, пожалуйста, как правильно произносить: учители (удар.на и) или учителя (удар.на я) (мнж.числ.)? Сорить деньгами (удар.на е) или сорить деньгами (удар.на а)?

Школа юнг или школа юнгов (от слова юнга (морск.))?

Спасибо огромное.

Ответ справочной службы русского языка

Ответы на все эти вопросы Вы найдете в «Проверке слова» на нашем портале. Вводите искомое слово в начальной форме — юнга, деньги, учитель.

Вопрос № 211104 Почему: договор — договорЫ, штурман — штурманЫ, двор — дворЫ, танкер — танкерЫ, пропуск — пропускИ, бухгалтер — бухгалтерЫ, а доктор — докторА, повар — поварА, учитель — учителЯ (а не докторЫ, поварЫ, учителИ) ? А объясните, пожалуйста, есть хоть какие-то правила, когда «инженеры», а когда «доктора»? Или это перечень исключений, только выучить можно?

Ответ справочной службы русского языка

Определенных правил нет, в спорных случаях формы следует проверять по словарю. Почему: договор — договорЫ, штурман — штурманЫ, двор — дворЫ, танкер — танкерЫ, пропуск — пропускИ, бухгалтер — бухгалтерЫ, а доктор — докторА, повар — поварА, учитель — учителЯ (а не докторЫ, поварЫ, учителИ) ?

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление объясняется традицией.

Источник: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8

Чем отличается педагог от учителя и преподавателя?

По мнению подавляющего большинства людей, слова «учитель» и «педагог» являются синонимами и взаимозаменяемыми понятиями в русском языке. Однако не все так просто, и в этом вопросе есть свои нюансы. Попробуем детально разобраться, чем отличается педагог от учителя.

Сначала обратимся к терминам:

  • Учитель – это штатный сотрудник общеобразовательной школы, который занимается преподаванием какого-либо предмета ученикам.
  • Педагог (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий подростка») – это специально подготовленный человек, деятельность которого направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения. Также этим термином называют ученого, который работает над теоретическими проблемами развития педагогики как науки.

Таким образом, понятие «педагог» более широкое: оно, кроме непосредственно преподавательского аспекта, включает в себя воспитательный и наставнический момент.

Наука педагогика представляет собой целенаправленную и системную деятельность, которая направлена на формирование человека, она разрабатывает методы и содержание обучения и воспитания. Педагоги передают человеку не только знания, но и личный социальный и жизненный опыт.

Среди знаменитых педагогов можно вспомнить Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцции, Марию Монтессори, Василия Сухомлинского, Константина Ушинского.

Поскольку педагогика – это наиболее широкое понятие, связанное со сферой формирования человеческой личности, то педагогом может быть:

  • воспитатель детского сада;
  • школьный учитель;
  • преподаватель вуза;
  • спортивный тренер;
  • ученый, развивающий передовые педагогические идеи.

Учитель же – это специалист, окончивший педагогический вуз и преподающий определенный предмет. Работа в школе является более конкретной сферой приложения педагогической мысли.

Учитель обязан преподавать свой предмет по утвержденной Министерством образования программе, использовать различные методики и приемы для подачи необходимой информации, помогать формированию личности и социализации своих учеников.

Результатом его работы должен стать такой уровень знаний и навыков учащихся, который соответствовал бы утвержденным государством образовательным стандартам.

Кстати, между словами «учители» и «учителя» разница тоже есть.

Если речь идет об авторитетном человеке, духовном наставнике, который часто никак не связан с педагогикой, но имеет последователей, если его идеи оказывали или оказывают большое влияние на людей, то во множественном числе таких людей называют «учители».

В этом контексте можно вспомнить Виссариона Белинского, Льва Толстого, Конфуция, Махатму Ганди и многих других выдающихся людей прошлого и современности. А учителя – это работники сферы образования, обучать других – их функциональная обязанность.

Также имеется разница между учителем и преподавателем.

Учитель – это работник общеобразовательной школы, который закончил педагогический колледж или вуз. Его задача развивать – доносить нужные знания, применяя различные педагогические техники и методики.

В школе ученик осваивает навыки поиска, осмысления и систематизации нужной информации, умение делать правильные выводы из полученных разрозненных данных, что пригодится ему в дальнейшем образовании.

Преподаватель работает в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Он сам является выпускником университета или академии, нередко имеет ученую степень.

У преподавателя нет необходимости заинтересовывать ученика в своем предмете и разъяснять его нужность, поскольку он работает с более взрослыми людьми, которые уже определились с выбором профессии.

Воспитательная функция становится и вовсе второстепенной.

Преподавателю достаточно квалифицированно доносить нужный материал до учеников и студентов, давать им задания для самостоятельной работы, во время которой они получают около 80% необходимой информации, и контролировать ее выполнение.

Чем еще различаются учитель и преподаватель, так это тем, что последний должен обязательно заниматься научной деятельностью и приобщать к ней студентов. Для учителей это требование не является обязательным. Научная деятельность преподавателей – это:

  • разработка новых учебных программ;
  • научные исследования;
  • подготовка методических рекомендаций;
  • написание учебных пособий;
  • участие в различных мероприятиях (семинарах, научно-практических конференциях, дискуссиях);
  • проведение лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий.

Следовательно, задача учителя – учить и воспитывать ребенка. Преподавателю нужно делиться своими знаниями по конкретному предмету, помогать осваивать информацию и привлекать студентов к научной деятельности. Однако представители обеих этих профессий относятся к очень уважаемой в нашем обществе когорте педагогов.

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/pedagogical/pedagog-i-uchitel-v-chem-raznica.html

Множественное число существительных

  • Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС).
  • Тема урока: «Множественное число имен существительных».
  • Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)
  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
  • Цели урока:
  • Обучающие:
  • познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных;
  • освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

Развивающие:

  • развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к процессу познания;
  • интерес к родному языку.
  1. Оборудование:
  2. Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.
  3. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
  4. Планируемые результаты:
  5. 1. Предметные:
  6. знать особенности образования множественного числа существительных;
  7. освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.
  8. 2. Метапредметные:
  9. Познавательные:
  10. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  11. извлекать информацию из различных источников;
  12. давать определения понятиям;
  13. объяснять языковые явления;
  14. строить рассуждение;
  15. приводить примеры в качестве доказательства;
  16. устанавливать причинно-следственные связи.
  17. Регулятивные:
  18. определять и формулировать цель деятельности;
  19. составлять план действий, работать по плану;
  20. прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  21. выдвигать версии решений;
  22. анализировать и оценивать собственную работу.
  23. Коммуникативные:
  24. уметь сотрудничать в группе;
  25. учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
  26. высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  27. договариваться, задавать вопросы по теме;
  28. выступать перед аудиторией.
  29. 3. Личностные:
  30. выражать положительное, осознанное отношение к учению;
  31. оценивать собственную учебную деятельность;
  32. применять правила сотрудничества в группе.
  33. Ход урока
  34. Вступительное слово учителя. (2 слайд)

Язык наш – универсальное средство общения, средство передачи знаний, мудрости от одного поколения другому. Свободное владение родным языком – признак культуры человека.

И потому, чтобы стать культурными людьми, уметь свободно общаться, грамотно писать, нам нужно постигать тайны языка.

Эти тайны вы открывали в начальных классах, уже узнали о том, что изучает орфография, можете назвать некоторые виды орфограмм, знаете, как правильно произносить слова. Сегодня мы продолжим работу над совершенствованием культуры нашей речи.

2.Орфоэпическая разминка. (На столе у каждого ребенка карточки со словами, в которых нужно поставить ударение): (3 слайд)

  • Алфавит, ворота, у доски, на доску, жила, жило, звонишь, километр, облегчить, свёкла, торты, без торта, углубить, упростить, шофёр, щавель.
  • (взаимопроверка с соседом по парте, сверяются по слайду презентации, выставление друг другу оценок)
  • После проверки хором прочитать слова, соблюдая нормы постановки ударения.
  • 3.Актуализация знаний – определение темы урока

Орфографическая разминка. (4 слайд) Записать существительные, определить склонение. ( пишут на этом же листочке под диктовку учителя):

Баскетбол, вагон, гардероб, здание, компьютер, маршрут, почерк, профессии, хоккей. (Проверка по слайду презентации, выставление оценок друг другу.)

  1. Какое из всех слов является лишним? (профессии)
  2. Почему? (Оно одно во множественном числе)
  3. Определите тему сегодняшнего урока. (Множественное число существительных)
  4. Запишите в тетради число и тему урока «Множественное число имен существительных» (5 слайд)
  5. Если я вас попрошу образовать существительные множественного числа, вы сможете это сделать?
  6. Гриб — , стул — , окно — , цветок —

А договор? договора или договоры?

4.Целеполагание. Проблема урока.

  • Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа? (6 слайд)
  • Определите цель свою на урок.
  • Материал для наблюдения: Поставьте пропущенную букву. (7 слайд)

Болото – болот.., войско – войск.. болото – болот.., век – век.. шелк – шелк…, инженер – инженер…, директор – директор…, договор – договор…, мысль – мысл…, буква – букв… тон (о цвете) — тон…и тон (о звуке) – тон…, хлеб (о злаках) – хлеб… и хлеб (о печеном хлебе) – хлеб…,

Год – (года и годы), цех – (цеха и цехи (на предприятии), шторм – (шторма и штормы).

Затрудняетесь?

5.Решение проблемы. ( 8 слайд)

Как узнать, правильно ли вы выполнили задание? (спросить у учителя, найти в словаре, отыскать в интернете). Работа в группах. Первым предлагается таблица в учебнике и на слайде, вторым – орфоэпический словарь с указанием страниц, на которых расположены трудные слова, третьим – интернет в помощь.

  1. После того как окончания определены, обобщается способ действия.
  2. — можно ли как–то сгруппировать слова?
  3. 1. мужской род
  4. 2. женский род
  5. 3. средний род
  6. Попробуйте в виде таблицы или в виде словообразовательной модели представить новые знания. ( 9 слайд)
  7. 1. мужской род — а (- я); — ы (- и)
  8. 2. женский род — и ( — ы)
  9. 3. средний род — а ( — я)
  10. — Как различить окончания мужского рода?
  11. По произношению: — а ( — я) под ударением, дополните таблицу.

Сравните полученную таблицу с таблицей в учебнике с. 218.

А как быть со словами (хлеб, тон?) (зависит от значения, нужно сверяться со словарем). А слова: год, цех, шторм? (двоякое или равноправное употребление обеих форм).

6. Рефлексия

Что было самым трудным? Интересным? (10 слайд)

7. Физкультминутка. (11 слайд)

Упражнение 550

Что общего у слов 1 – й, 2 – й, 3 – й группы? Прочитайте и запомните слова (читает 1 ученик вслух). Учитель называет слово в единственном числе, если во множественном числе – ы, то стоя хлопают, если – а, приседают. Во время выполнения движения проговариваем хором слова.

Адрес – адреса, инженер — инженеры, профессор – профессора, офицер –

офицеры, мастер – мастера, торт – торты, приз – призы, доктор – доктора

8. Применение полученных знаний в новых условиях.

Упр. 552 (12 слайд)

Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой – листья; под какой – зубы, под какой – зубья; под какой – корни, под какой – коренья? Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.

Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо . 1-й говорит: «Сколько звездов на небе!» 2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!»

А как правильно?

Форму какого падежа не могли правильно образовать мальчики? (родительного)

(13, 14 слайды) Перед вами слайд с изображением предметов. Употребите в речи эти существительные во множественном числе родительного падежа. (Много апельсин, помидоров, носков, чулок). Проверка по слайду. Запомнить!

  • Выполнить упр. 554
  •  Найдите четвертое лишнее, объясните. (15 слайд)
  • Пара ботинок, сапог, чулок, носок;
  • много мест, дел, консерв, макарон;
  • килограмм апельсинов, яблоков, абрикосов, помидоров;
  • группа инженеров, партизанов, офицеров, тренеров;
  • песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.
  • Упражнение на внимание (устно):

 Будь внимателен! Образуйте множественное число от единственного: дуга — дуги, рука — руки, мука — ? Звонарь — звонари, грек — греки, человек — ? 

Будь внимателен! Образуйте единственное число от множественного: певцы – певец, венцы – венец, щипцы – ? Олени – олень, пони – ? успехи — успех, доспехи – ?  Объясните.

Перед вами существительные, оканчивающиеся на шипящий. В каких из этих слов на конце пишется ь, а в каких нет? Сформулируйте правило. (ь пишется в сущ. Ж.р. ед ч.; не пишется в сущ. М.р. ед. ч. И в сущ. Мн.ч. р.п.) (16 слайд)

Дочь, меч, плач, с крыш, врач, около дач, товарищ, много задач, помощь, молодёжь, вещь, печь, нет передач, из училищ, этаж, малыш, луч, речь, кирпич, из-за туч .

Письменно упр. 553 ( С ь или без ь? Проверка, объяснение орфограмм).

9. Домашнее задание: (17 слайд)

Параграф 98, упр. 551 или 555 (на выбор)

Индивидуальное задание (карточка): Образовать от данных слов множественное число И.п. и множественное число Р.п. Поставить ударение во всех формах.

  1. Лектор, инженер, шофёр, бухгалтер, инспектор, слесарь, токарь, конюх, договор, возраст, крем, суп, госпиталь,  директор, профессор, доктор, веер, тетерев, окорок, якорь, катер.
  2. 10.Рефлексия (18 слайд)
  3. сегодня я узнал…
  4. было интересно…
  5. было трудно…
  6. я выполнял задания…
  7. я понял, что…
  8. теперь я могу…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…

P.S.

  • В уголок русского языка в классе вывешиваю дополнительный материал: Правописание имен существительных
  • Падежные окончания существительных во множественном числе. Cуществительные мужского рода в именительном падеже множественного числа:
  • У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я): курсы, сады, гвозди, берега, края. 
  • Формы на -а(-я) употребляются:
  • у многих односложных слов: бег — бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога, снега, сорта, стога, шелка;
  • у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге: адрес — адреса, буера, буфера (и буферы), веера, векселя, вечера, вороха, голоса, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера, невода (и неводы), номера, окорока, округа, ордера, острова, откупа (и откупы), отруба (отруб), паруса, паспорта, перепела (и перепелы), повара, погреба, поезда, потроха, сторожа, тенора (и теноры), терема, тетерева, трактора, фельдшера (и фельдшеры), флюгера (и флюгеры), холода, хутора, черепа, шафера, штемпеля (и штемпели), штуцера (и штуцеры), шулера (и шулеры), также у некоторых других слов типа директора, обшлага, профессора, рукава;

у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): боровы (самец свиньи) — борова (часть дымохода), корпусы(туловище человека или животного) — корпуса (здание, войсковая единица), лагери (общественно-политические группировки) — лагеря(временная стоянка), мехи (механизм для нагнетания воздуха, емкость для вина) — меха (выделанная шкура зверя), образы (обобщенное представление) — образа (то же, что икона), ордены (организация с определенным уставом) — ордена (знак отличия), пропуски (что-нибудь пропущенное, недосмотренное) — пропуска (документ на право входа куда-либо), соболи (пушной зверек) — соболя (мех соболя), токи(движение электрического заряда в проводнике) — тока (место токования птиц, площадка для молотьбы), тоны (музыкальный звук) — тона(оттенок цвета по яркости, колориту), тормозы (перен. препятствие в развитии чего-либо) — тормоза (устройство для замедления или остановки движения), учители (глава учения) — учителя (преподаватель), хлебы (продукт, выпекаемый из муки) — хлеба (злаки на корню), цветы (цветущее растение) — цвета (окраска, световой тон). Ср. также различие существительных, имеющих формы единственного и множественного числа, и существительных, имеющих только форму множественного числа: проводы (от провожать) и провода (от провод), счёты (приспособление для счета, отношения) — счета (финансовый документ).

Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а (-я) выполняют в следующих словах: зубы — зубья, корни — коренья, крюки — крючья, листы — листья, мужи — мужья, сыны — сыновья, клоки — клочья [ср. также у слов среднего рода: колени (сустав) — колена (особый прием в танцах) — коленья (сочленение у трубы)].

Примечания:

1. От слова камень форма множественного числа камни (форма каменья — устаревшая). 2. При выборе соответствующей формы необходимо учитывать, что одна из форм может быть употребительной только в определенном лексическом окружении. Так, при нормативной форме века форма веки употребляется в устойчивых выражениях во веки веков , в кои веки; нормативная форма крендели уступает место форме кренделя в выражении кренделя ногами выписывать.

3. В современном языке у слов мужского рода форма на а(я) более продуктивна, особенно в устной речи, в связи с чем она чаще употребляется как средство стилистической и стилевой дифференциации; ср.: договоры (книжн.

) — договора (разг.

), инспекторы — инспектора, корректоры — корректора, крейсеры — крейсера, пекари — пекаря, прожекторы — прожектора, редакторы — редактора, секторы — сектора, слесари — слесаря, токари — токаря, цехи — цеха, штурманы — штурмана.

Литература:

  1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: справочник.- М.: «Неолит», 2001.
  2. Ладыженская Т.А. , Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. — СПб.: ИК «Комплект», 1997

Здесь будет файл: /data/edu/files/f1459450045.pptx (презентация к уроку)

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/mnozhestvennoe_chislo_sushestvitelnih_204756.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика