Эпифора — это… примеры из литературы

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ Эпифора - это... Примеры из литературы Свидетельствоо создании электронного портфолио Эпифора - это... Примеры из литературы Эпифора - это... Примеры из литературы Грамота заинформатизацию образования Эпифора - это... Примеры из литературы Рецензияна любой материал бесплатно Эпифора - это... Примеры из литературы Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций Эпифора - это... Примеры из литературы
×

Эпифора - это... Примеры из литературы

Эпифора - это... Примеры из литературы
Эпифора - это... Примеры из литературы

ПрезентацияАнафора. Эпифора. Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9

г. Павлодар

Эпифора - это... Примеры из литературы

Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого­то слова, такого­то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

А. С. Пушкин.

«Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои условные выражения» ­

утверждал А.С. Пушкин.

ааАн фора ἀναφορά(от др. – греч. «анафора», букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сл ва оаили группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф

или прозаических отрывков).

Анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и

в метрических стихах.

Анафора звуковаяПовторение одних и тех же сочетаний звуков:Грозой снесённые мосты,Гроба с размытого кладбища

А. Пушкин

Анафора морфемнаяПовторение одних и тех же морфем или частей слов:Черноглазую девицу,Черногривого коня.

М. Лермонтов

Анафора лексическаяПовторение одних и тех же слов:Не напрасно дули ветры,Не напрасно шла гроза.

С. Есенин

Анафора синтаксическаяПовторение одних и тех же синтаксических конструкций:Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.

А. Пушкин

Анафора синтаксическая «Ветки, темным балдахином свешивающиеся, Шумы речки, с дальней песней смешивающиеся, Звезды, в ясном небе слабо вздрагивающие, Штампы роз, свои цветы протягивающие…»

В.Я. Брюсов.

Анафора строфическаяЗ е м л я!..От влаги снеговойОна ещё свежа.Она бродит сама собойИ дышит, как дежа.З е м л я!..Она бежит, бежитНа тыщи верст вперед,Над нею жаворонок дрожитИ про неё поет.З е м л я!..Всё краше и виднейОна вокруг лежит.И лучше счастья нет, — на нейДо самой смерти жить.З е м л я!..На запад, на восток,На север и на юг…Припал бы, обнял Моргунок,

Да не хватает рук… (А. Твардовский)

Строфико­синтаксическая анафораПока не жаждет пулемётРаспотрошить людскую гущу,Живёт и здравствует омётСредь мельниц, урожай жующих.Пока не страждет командармРассечь врага одним ударом,Амбары полнятся недаромПолей золотоносным даром.Пока не скажет вражий громСвоё вступительное слово,В полях не может быть иногоЛовца пространств, чем агроном.

Н. Тихонов

Ритмическая анафораОчень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах:Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни.

/Си|дишь / при|лежно и | скромно ты.| / /Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /Про|шли / в те | дальние | комнаты.| / /Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /По|ёт / и к свету всё | просится |.

/ /Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /Ку|да / ду|ша пере|носится…| / /

А. Фет

Анафора может соединяться с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением эмоционального характера слов в речи: «Умирает скот, умирает друг,

умирает и сам человек».

На анафоре может строиться и целое стихотворение. Ярчайшим примером тому служит знаменитое стихотворение Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,А.А. Фета:Этот синий свод.

Этот крик и вереницы,Эти стаи, эти птицы,Этот говор вод,Эти ивы и березы. Эти капли ­ эти слезы,Этот пух ­ не лист,Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы.

Этот зык и свист,Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья,Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели,

Это все ­ весна.

как и всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву Анафора, (лейтмотив)

в музыкальном произведении.

В строфе Блока:Опять с вековой тоскоюПригнулись к земле ковыли,Опять за туманной рекоюТы кличешь меня издали –анафорическое «опять» в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность» русской тоски и несмолкаемость голоса,

который зовет куда­то поэта.

анафорическое «край» или приближающиеся к полной словесной анафоре «эти» и «эта» У Тютчева:в знаменитой строфе:Эти бедные селенья,Эта скудная природа —Край родной долготерпенья,Край ты русского народа – подчеркивает, что именно «эти селенья» и

«эта природа» ­ родной поэту край.

иаЭп фора — (от др. – греч. принесение, прибавление) —ἐπιφορά риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце

смежных отрезков речи.

Эпифора [греч. epiphora – повторение, добавление] – стилистическая фигура, противоположная анафоре: одинаковая концовка нескольких

подряд идущих предложений.

Лексическая эпифора Повторение в конце отрезка речи одного и того же слова:Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

Н. В. Гоголь

Лексическая эпифораКогда подымет океанВокруг меня валы ревучи,Когда грозою грянут тучи,Храни меня, мой талисман.В уединенье чуждых стран,На лоне скучного покоя,В тревоге пламенного бояХрани меня, мой талисман…

А.Пушкин

Грамматическая эпифораПовторение в конце отрезка речи формы одного и того же слова:Встали девочки в кружок,Встали и примолкли.Дед Мороз огни зажегНа высокой елке.Наверху звезда,Бусы в два ряда.Пусть не гаснет елка.Пусть горит всегда.

А. Барто

Семантическая эпифораПовторение в конце отрезка речи синонимичного слова:…под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конец копия въскръмлени… .

«Слово о полку Игореве».

Самое лучшее и дорогое – Родина.Горе твое – это наше горе, Родина.Слава твоя – это наша слава, Родина! Р.Рождественский. «Реквием».Правда твоя – это наша правда,

Родина.

ТАВТОЛОГИ´ЧЕСКАЯ РИ´ФМА ταὐτός — тот же самый и (греч. λόγος — слово; речь) — повторение в конце стихотворных строк в известном порядке одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифмы и тем самым определяющих строфическое строение

стиха.

Горю, от пламени не тает лед,И льдом я погасить не в силах пламень.Льду мертвому живой враждебен пламень,Весь пламень я живой, и мертвый лед.На полюсе не столь холоден лед,Не столь в небесной сфере жарок пламень.

Так я скорблю, что сердце больше пламень,Не опалит, не заморозит лед.Я в жизни мертв и жив в духовной смерти,И длится бесконечно смерть и жизнь,Затем что жизни есть росток и в смерти.

Ты, в мертвый дух вселяющая жизнь!Зачем, живой, сражен стрелой я смертиИ мертвому зачем сулишь ты жизнь?

Фернандо де Эррера

Меня зовут юнцом безусым,Мне это, право, всё равно.

Зато не величают трусом…Давным­давно… Давным­давно…Иной усищи крутит яро,Бутылкам всем глядится в дно,Но сам лишь копия гусара…Давным­давно… Давным­давно…Иной клянётся страстью пылкой,Но, коли выпито вино,Вся страсть его на дне бутылки…Давным­давно… Давным­давно…Влюблённым море по колено,Я с ними в этом заодно,Но караулит всех измена…Давным­давно… Давным­давно…

А . Гладков

Удачного анализа лирического произведения!

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/prezentatsiya_anafora_epifora-61918/74275

Эпифора — это повторение с особым смыслом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Повторение – не только мать ученья.

Именно так можно перефразировать известную поговорку, когда речь идет об определенном стилистическом приеме в русском языке. Называется он ЭПИФОРА.

Определение — что это такое

Как и многие термины в русском языке, этот пришел к нам из Древней Греции. Слово «epiphora» в переводе означает «повторение, добавление». Кстати, правильное произношение с ударением на второй слог, то есть эпИфора.

Определение этого термина будет звучать так:

Эпифора – это повторение звуковых сочетаний, слов, словосочетаний, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.

Примеры эпифоры в литературе

Чаще всего эпифору можно встретить в поэзии. Ведь любая рифма, по сути, может считаться повторением звукового ряда.

  • В полях такая благоДАТЬ,Что словами и не переДАТЬ!Прохладцей манит старый лЕС,
  • Вольный дух во мне воскрЕС. (Миркина)
  1. Заколдован невидимКОЙ,Дремлет лес под сказкой СНА.Будто белою косынКОЙ
  2. Подвязалася соСНА. (Есенин)

Но есть примеры более явной эпифоры. Когда в повторении участвуют целые слова.

  • Милый друг, в этом ТИХОМ ДОМЕЛихорадка бьет меня.Не найти покоя в ТИХОМ ДОМЕ
  • Возле мирного огня. (Блок)

Иногда можно встретить эпифоры и в прозе. Но там этот прием используется гораздо реже, так как велик риск, что повторение будет выглядеть как тавтология. А это всегда плохо для любого текста. И все-таки некоторые писатели умело пользуются всем литературным арсеналом.

Например, часто эпифоры можно найти в произведениях Николая Васильевича Гоголя.

Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.

Последняя фраза наиболее известна как пример использования эпифоры. В ней слово «фестончики» (разновидность декора в виде цветов и листьев) повторено 7 (!!!) раз. И сразу понятен эмоциональный посыл автора. Гоголь не просто говорит, а прямо кричит о том, как сильно его раздражают эти фестончики.

Разновидности эпифор

Все эпифоры можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы:

  1. грамматическая;
  2. лексическая;
  3. риторическая.

Грамматическая эпифора – это совпадение отдельных звуков в конце строк. То есть те самые рифмы в стихотворениях, о которых мы уже говорили. Кстати, очень часто идеальные повторения можно встретить в произведениях для детей. Это сделано для того, чтобы юные читатели лучше запоминали.

  1. На балконе дружно жилиНарцисс и мак.
  2. Они дружили.
  • Птичка невеличкаМеньше, чем спичкаПо полю летала,
  • Комариков глотала.

Лексическая эпифора – это повторение отдельных слов на конце разных строчек. Мы уже приводили подобные примеры. Но иногда в качестве эпифоры используются целиком определенные строчки. Например, как в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Мой талисман»:

  1. Когда поднимет океан,Вокруг меня валы ревучи,Когда грозою грянут тучи,
  2. ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН.
  3. В уединении чуждых стран,На лоне скучного покоя,В тревоге пламенного боя
  4. ХРАНИ МЕНЯ МОЙ ТАЛИСМАН.

Кстати, примером лексической эпифоры может быть практически любая песня, в которой есть припев. Ведь он, как правило, повторяется несколько раз.

Риторическая эпифора – повторение некой конструкции в произведении. Некоторые авторы любят начинать и заканчивать стихотворения одними и теми же (или слегка измененными) строчками. Один из таких примеров – стихотворение «Есть время любить», которое написала Юлия Друнина:

ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,ЕСТЬ — ПИСАТЬ О ЛЮБВИ.Зачем же просить«Мои письма порви»?Мне радостно,Что жив на земле человек,Который не видит,Как времени снегДавно с головойТу девчонку занес,Что много хлебнулаИ счастья, и слез.Не надо просить«Мои письма порви».ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,

ЕСТЬ — ЧИТАТЬ О ЛЮБВИ.

А еще примеры риторических эпифор можно найти в русско-народных песнях. Вспомните хотя бы известную песню про двух гусей. В ней после каждого куплета повторяется «Один серый, другой белый», а уже дальше идет повтор последней строчки.

Эпифора в рекламе

Любой литературный прием повышает выразительность текста и акцентирует внимание на наиболее важных деталях. А потому неудивительно, что их в своих целях используют и акулы рекламного бизнеса. И эпифора тут не исключение.

Вот лишь несколько известных слоганов:

  1. «Не просто чисто – а безупречно чисто» (порошок для стирки «Ариэль»)
  2. «Один раз «Персил», всегда «Персил» (еще одна реклама стирального порошка)
  3. «Майский чай — любимый чай» (собственно чай «Майский»)
  4. Буксировка с места аварии? — Фирма «Гарант».Ремонт в дороге? — Фирма «Гарант».

    Доступные цены? — Фирма «Гарант».

Эпифора в повседневной речи

Редко, но и этот литературный прием некоторые из нас используют в повседневной жизни. Приведем только один пример:

Ты сумеешь. Ты обязательно сумеешь всё преодолеть!

Этой фразой тренер может настраивать спортсмена на очередные свершения. Или родители успокаивать ребенка перед важным экзаменом. Или начальник так дает ц/у своему подчиненному.

Но в любом случае, этой короткой фразой с применением эпифоры можно заменить огромный мотивационный текст, типа «Я в тебя верю. У тебя достаточно сил, чтобы преодолеть возникшие сложности. Просто соберись и сделай все то, чему тебя учили. И так далее…»

Отличие от анафоры

По аналогии с эпифорой в русском языке есть еще один стилистический прием – это АНА́ФОРА. Они очень похожи по своей сути, так как речь также идет о повторении определенного звукового ряда или слов. Вот только в эпифоре эти повторы всегда в конце строчки, а в анафоре – в начале.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эпифора - это... Примеры из литературы

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehpifora-chto-ehto-takoe-primery-literatury.html

Что такое эпифора в литературе? Примеры эпифоры. Эпифора и анафора

Эпифора — это повторение звуков, слов, выражений в конце смежных отрезков текста. Эпифора может повторяться в конце предложений, строк, стихотворных строф. Например, в знаменитом стихотворении Пастернака рефреном повторяются две строчки:

Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.

Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столе,Свеча горела.

И все терялось в снежной мглеСедой и белой.Свеча горела на столе,Свеча горела.

Борис Пастернак

Эпифора — противоположность анафоре, то есть повтору в начале смысловых отрезков. И эпифора, и анафора — стилистические приемы, позволяющие подчеркнуть смысл определенных слов, усилить эмоциональную окраску текста.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Н.В. Гоголь

Слово эпифора происходит от древнегреческого ἐπιφορά — принесение, прибавление. Ударение ставится на второй слог эпи́фора.

Иногда эпифорой также называют стертую метафору. Об этом значении слова подробнее читайте в статье: Что такое метафора? Примеры метафоры в русском языке.

Эпифора в риторике

Эпифора используется и в литературе, и в риторике — когда говорящий раз за разом бьет в одну точку, убеждая слушателей.

Древнеримский оратор Цицерон использовал этот прием во второй филиппике против Марка Антония: «Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, — истребил их Антоний. Вы не досчитываетесь прославленных граждан — и их отнял у нас Антоний. Авторитет нашего сословия ниспровергнут — ниспроверг его Антоний».

За многие века этот прием не утратил актуальности. Так, в 1916 году, в ходе Первой мировой войны, лидер партии кадетов Павел Милюков выступал в Думе с критической антиправительственной речью. Каждую свою претензию к министрам он завершал вопросом-эпифорой: «Что это — глупость или измена?»

Виды эпифоры: грамматическая, лексическая, риторическая

Эпифора, как и анафора, бывает различной — повторяться могут не только слова, но и звуки, обороты речи, риторические фигуры и т.п.

  • Подробнее читайте в статье: Что такое анафора. Виды и примеры анафоры

Грамматическая эпифора — это повторение словоформ и звуковых рядов. По сути, любая идеальная рифма является грамматической эпифорой:

Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог,Он уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог.

А.С. Пушкин

Лексическа (словесная) эпифора — повторение одних и тех же слов, это частный случай лексического повтора.

Жили у бабуси Два веселых гуся, Один — серый, другой — белый, Два весёлых гуся. Один — серый, другой — белый, Два веселых гуся!

В стихах лексическая эпифора превращается в тавтологическую рифму — когда рифмуются одинаковые слова:

Все мое, сказало злато;Все мое, сказал булат.Все куплю, сказало злато;

Все возьму, сказал булат.

А.С. Пушкин

Риторическая эпифора — повторение восклицаний и других риторических оборотов.

Развернутая эпифора содержится в пушкинском стихотворении «Моя родословная». Каждую строфу Пушкин заканчивает одним и тем же словом, иронически называя себя мещанином, а не дворянином: «И я родился мещанин», «Я просто русский мещанин» и т.п.

Эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора. Но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) — гораздо чаще, отмечал литературовед Михаил Гаспаров.

Эпифора в литературе. Примеры

Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи — Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран, На лоне скучного покоя, В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман, Души волшебное светило… Оно сокрылось, изменило… Храни меня, мой талисман.А.С. Пушкин

Прорытые временемЛабиринты -Исчезли.Пустыня -Осталась.

Несмолчное сердце -Источник желаний -Иссякло.Пустыня -Осталась.

Закатное маревоИ поцелуиПропали.Пустыня -Осталась.

Умолкло, заглохло,Остыло, иссякло,Исчезло.Пустыня -Осталась.Фредерико Гарсиа Лорка (перевод Марины Цветаевой)

Милый друг, в этом тихом домеЛихорадка бьет меня.Не найти покоя в тихом домеВозле мирного огня.Александр Блок

Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человекОсип Мандельштам

Одиночество с Вами… Оно такое,Что лучше и легче быть ОДНОМУ.Оно обнимает густою тоскою,И хочется быть совсем ОДНОМУ.Тоска эта — нет! — не густая — пустая.В молчаньи проще быть ОДНОМУ.Птицы-часы, как безвидная стая,Не пролетают — один к ОДНОМУ.Но ваше молчание — не беззвучно,Шумы, иль тень их, все к ОДНОМУ.

С ними, пожалуй, не тошно, не скучно,Только желанье — быть ОДНОМУ.В этом молчаньи ничто не родится,Легче родить самому — ОДНОМУ.В нем только что-то праздно струится…А ночью так страшно быть ОДНОМУ.Может быть, это для вас и обидно.Вам, ведь, привычно быть ОДНОМУ -И вы не поймете… И разве не видно,Легче и вам, без меня — ОДНОМУ.

Зинаида Гиппиус

Есть время любить, Есть — писать о любви. Зачем же просить: «Мои письма порви»? Мне радостно — Жив на земле человек, Который не видит, Что времени снег Давно с головой Ту девчонку занес, Что вдоволь хлебнула И счастья, и слез… Не надо просить: «Мои письма порви!» Есть время любить, Есть — читать о любви. Юлия Друнина

Ну, а я… Иду дорогой,Не тяжел привычный труд:Есть кой-где, что верят в бога.Нет попа,А я и тут.

  • Там жених с невестой ждут, -Нет попа,А я и тут.
  • Там младенца берегут, -Нет попа,а я и тут.Александр Твардовский
  • Самое лучшееи дорогое -Родина.Горе твое -это нашегоре,
  • Родина.

Правда твоя -это нашаправда,Родина.Слава твоя -это нашаслава,Родина!

Роберт Рождественски

Источник: https://www.anews.com/p/110460299-chto-takoe-ehpifora-v-literature-primery-ehpifory-ehpifora-i-anafora/

Эпифора

В художественной литературе, в поэзии в частности, существует немало способов привлечь внимание читателя к определённой мысли. Иногда это делается с помощью выразительного образа или красивой метафоры. В других случаях авторы прибегают к многократному повторению высказывания.

Повторы относятся к фигурам речи, а конкретнее – к фигурам прибавления. Они бывают различными. Они могут располагаться в начале строф. Могут следовать друг за другом. А могут помещаться в конце строфы, как бы подытоживая сказанное в ней. Такой приём называется эпифорой и часто встречается в произведениях русских и зарубежных авторов.

Термин «эпифора» заимствован из греческого языка.

Он происходит от слов «epi» – «после» и «phoros» – «несущий» и определяется как повторение одних и тех же сочетаний звуков, слов или речевых конструкций в конце соседних или близких друг к другу отрезков текста (предложений, стихов, строф и др.). Эпифора является противоположностью анафоры – повторения начала соседних отрезков речи.

В литературоведении выделяют несколько видов эпифоры:

1. Грамматическая эпифора представляет собой повторение нескольких звуков, сочетаний букв в конце соседних ритмических рядов. Эта разновидность эпифоры характерна для детской поэзии, считалок и т. д.:

Я сказала: — Ты поёшь нескладно! —
А сама притихла и стою.

А оно в ответ мне: «Ладно, ладно

Значит, понимает речь мою.

«Эхо», Е. А. Благинина.

Нередка грамматическая эпифора и для лирических стихотворений. В следующем отрывке видим такую конструкцию в сочетании с анафорой:

Вот, друг, плоды моей небрежной музы!
Оттенок чувств тебе несу я в дар.

Хоть ты презрел священной дружбы узы,

Хоть ты души моей отринул жар…

«Посвящение. N.N.», М. Ю. Лермонтов.

2. Лексическая эпифора заключается в дублировании отдельных слов или речевых оборотов в конце строки, строфы, предложения и т. д. Вот несколько примеров использования такой эпифоры:

  • Пышные гнутся макушки,
    Млея в весеннем соку;
    Где-то вдали от опушки
  • Будто бы слышно: ку-ку.
  • Сердце! — вот утро — люби же
    Всё, чем жило на веку;
    Слышится ближе и ближе,
  • Как золотое, — ку-ку.

«Кукушка», А. А. Фет.

  1. Правда, ночь при свете лунном
    Холодна, тиха, ясна;
    Правда, ты недаром, друг мой,
  2. Покидаешь ложе сна:
  3. Бриллианты в свете лунном,
    Бриллианты в небесах,
    Бриллианты на деревьях,
  4. Бриллианты на снегах.

«Знаю я, что ты, малютка…», А. А. Фет.

Здесь эпифора служит углублению образа. Дважды указывая на одно и то же явление, поэт подчёркивает его важность.

  • То-то праздник мне да Маше,
    Другу сердца моего;
    Никогда про счастье наше
  • Мы не скажем ничего.

Стойте — тотчас угадаю
Горе сердца твоего.
Понимаю, понимаю! —

Не болтай же ничего.

«Будь подобен полной чаше…», А. С. Пушкин.

Ах, Отец мой, Отец – да,
Ты зиждительный Творец – да,
Приведи меня в конец – да,
Что в конец всех сердец – да,
Где игра колоколец – да,
Где таинственный ларец – да,
Где венчальный свет колец – да

«Да», К. Д. Бальмонт.

В этом стихотворении повторяющееся «да» напоминает о словах, произносимых влюблёнными во время бракосочетания. Кроме того, эпифора здесь отражает бурный восторг и преклонение лирического героя перед высшей силой, всемогущим Творцом.

3. Риторическая эпифора предполагает повторение целых предложений в конце строф и других параллельных отрезков речи. Такая эпифора часто встречается в стихотворениях русских классиков:

У нас за робостью лица
Скрывается иное.
Мы непокорные сердца.

Мы молоды. Нас трое.


Служить свободе — наш девиз,
И кончить, как герои.
Мы тенью Шиллера клялись.

Мы молоды. Нас трое.

«Тройственный союз», М. И. Цветаева.

  1. Бог метелей, бог ухабов,
    Бог мучительных дорог,
    Станций — тараканьих штабов,
  2. Вот он, вот он русский бог.
  3. Бог голодных, бог холодных,
    Нищих вдоль и поперек,
    Бог имений недоходных,
  4. Вот он, вот он русский бог.

«Русский бог», П. А. Вяземский.

В этом отрывке эпифора помогает придать строкам твёрдость, убедительность. Благодаря ней мы чувствуем отчаяние автора, убёжденного в истинности своих выводов.

  • Тихо вечер догорает,
    Горы золотя;
    Знойный воздух холодает, –
  • Спи, мое дитя!
  • Соловьи давно запели,
    Сумрак возвестя;
    Струны робко зазвенели, –
  • Спи, мое дитя!
  • Смотрят ангельские очи,
    Трепетно светя;
    Так легко дыханье ночи, –
  • Спи, мое дитя!

«Серенада», А. А. Фет.

В данном случае повторяющаяся фраза придаёт стихотворению сходство с настоящей колыбельной песней. Эпифора как бы гипнотизирует читателя, успокаивает и убаюкивает его.

Эпифора также распространена в произведениях зарубежных авторов. Вот, как применяет эту стилистическую фигуру Уильям Шекспир:

Бассанио:
Знай ты, мой друг, кому я отдал перстень,
Знай ты, из-за кого я отдал перстень.
Пойми лишь ты, за что я отдал перстень,
И как я неохотно отдал перстень,
Когда принять хотели только перстень, –
Смягчила б ты свое негодованье.

  1. Порция:
    Знай вы, как драгоценен этот перстень,
    Знай цену той, что отдала вам перстень,
    Знай честь, что вам хранить велела перстень.
    Вы б никогда не отдали тот перстень;
    И кто ж бы был настолько неразумен, –
  2. Когда бы вы отстаивали перстень
  3. Хоть умереть – у женщины мой перстень.
  4. «Венецианский купец».

С горячностью, — кто был бы так нескромен,
Чтоб требовать то, что другим святыня?
Нерисса подсказала, что мне думать:

Как видим по этому отрывку, эпифора часто удачно сочетается с анафорой. Такая комбинация приёмов делает речь более напористой, назидательной, придаёт ей большую убедительность и энергичность.

Вот фрагмент из известного стихотворения Эдгара Аллана По, которое построено вокруг риторической эпифоры:

И вскричал я в скорби страстной: «Птица ты – иль дух ужасный,
Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, –
Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,
В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!
О, скажи, найду ль забвенье, — я молю, скажи, когда?»

Каркнул Ворон: «Никогда».

«Ты пророк, — вскричал я, — вещий! «Птица ты – иль дух зловещий,
Этим небом, что над нами, – богом, скрытым навсегда, –
Заклинаю, умоляя, мне сказать – в пределах Рая
Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,
Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?»

Каркнул Ворон: «Никогда».

«Ворон», перевод К. Д. Бальмонта.

Эпифора широко используется в ораторской речи. Этот приём помогает подытожить главную мысль, сосредоточить внимание слушателей и читателей на наиболее важных идеях. Ниже представлен отрывок из речи Мартина Лютера Кинга 1963 года:

«С верою этой мы сможем трудиться вместе, молиться вместе, бороться вместе, в неволе томиться вместе, стоять за свободу вместе, зная, что однажды мы будем свободны».

Как видим, в конце каждого отрезка находится одно и то же слово, с помощью которого подчёркивается единство американской нации.

Мы можем выделить основные функции эпифоры.

  1. Эпифора создаёт эффект кульминации высказывания. Благодаря этой фигуре обнажаются и обостряются накапливающиеся в ходе чтения эмоции.
  2. С помощью эпифоры происходит концентрация внимания читателя на главной мысли, идее автора.
  3. Эпифора заставляет читателя предполагать и предвкушать дальнейшее развитие речи.

Следовательно, эпифора играет в художественном тексте важную роль. Поэтому этот приём широко используется не только в литературе, но и в повседневной речи.

Источник: https://pishi-stihi.ru/epifora.html

Эпифора (литература) — это… Что такое Эпифора (литература)?

  • Эпифора — Эпифора: В Викисловаре есть статья «эпифора» Эпифора (риторика) риторическая фигура. Эпифора (литература) стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз (или единоокончание). Эпифора (медицина) заболевание системы… …   Википедия
  • эпифора — (греч. epiphora – добавка), стилистическая фигура, соединяющая лексическим повтором концы речевых рядов: «Потому что обратили в лошадь добродетельного человека потому что изморили добродетельного человека потому что лицемерно призывают… …   Литературная энциклопедия
  • Фигура (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… …   Википедия
  • Оборот речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия
  • Риторическая фигура — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия
  • Риторические фигуры — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия
  • Фигура речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия
  • Фигуры речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия
  • Параллелизм (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Параллелизм. Параллелизм (др. греч. παραλληλισμος  расположение рядом, соположение)  риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и… …   Википедия
  • Евангелие — Определение. Е. (от греческого evangelion в переводе «благая весть») термин, прилагаемый теперь почти исключительно к четырем так называемым «каноническим» Е., т. е. принятым христианской церковью в качестве единственно подлинного рассказа об… …   Литературная энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1896172

Что такое эпифора: примеры из художественной литературы и способы ее определения

Чтобы сделать текст более интересным и выразительным, в литературе используются различные стилистические фигуры. Это специальные фиксированные обороты речи, которые служат для усиления экспрессивности речи. Одним из них является эпифора.

Этот прием в своих произведениях применяли многие поэты и писатели. Он схож с параллелизмом, но в русском языке используется гораздо реже. Расскажем, что это за прием, и приведем примеры.

Что такое эпифора

Определение звучит следующим образом. Эпифора – это повторение одних и тех же фраз, слов или даже звуков в конце фразы. 

С греческого языка это слово переводится как «прибавление». Исходя из определения, можно догадаться, что существует несколько видов данной фигуры. Ниже приведены основные виды и соответствующие примеры предложений.

Основные разновидности:

Грамматическая – в конце строк повторяются одни и те же звуки, что является основой для идеальной рифмы.

Риторическая – это использование одной и той же строчки или целого четверостишия. Такой прием можно часто встретить в поэзии: автор повторяет одинаковый катрен в начале и в кольце стихотворения. Отметим, что такое использование приводит к созданию кольцевой композиции, и произведение приобретает завершенность.

  • Лексическая – повторение словосочетания или одного слова.
  • Семантическая – прием, при котором писатель использует в конце фразы синонимы.
  • Иногда трудно определить конкретный вид, ведь используется сразу несколько разных, что придает тексту еще большую экспрессивность.

Эпифора в прозе

Однако эпифора широко используется не только в поэзии, но и в прозе. Один из самых ярких примеров – это фраза из произведения Н.В. Гоголя:

В данном случае использованная стилистическая фигура дает читателю понять, что автор думает насчет этих фестончиков и как к ним относится. В этой фразе с помощью анафоры выражено раздражение и гнев. Есть и примеры из классиков античной риторики и из художественной литературы:

Для чего нужен этот прием

Эпифора применяется, чтобы выразить значимость какого-то предмета, человека или события. Кроме того, он может выражать какую-то важную фразу, девиз, совет, который герой постоянно повторяет. Эпифора в тексте используется и для передачи воспоминаний, создания атмосферы ностальгии.

Это интересно! Как определяется и что такое литота: примеры из русского языка и литературы

Другое назначение – связывание целого текста воедино, установление связей в произведении, построение определённой композиции. Благодаря эпифоре текст становится более мелодичным, легким для прочтения и запоминается гораздо легче. То есть, данная фигура речи выполняет разные функции и помогает более точно выразить мысль.

В основном она встречается в публицистических и художественных текстах и, в отличие от анафоры, направлена на передачу в большей степени отрицательных эмоций.

Важно! Зачастую эпифора усиливается такими приемами, как градация, и другими.

Примеры эпифоры в художественной литературе:

Антоним эпифоры

Похожий прием – это анафора, которая с греческого переводится как «вынесение». По сути, это антоним эпифоры, поскольку слова повторяются уже в начале строк или предложений. Совпадают и разновидности.

Как и эпифора, анафора делится на фонетическую и лексическую, только добавляется еще два вида. Первый – морфемная анафора, при которой повторяются одинаковые части слова (корень, суффикс, приставка и другое). Примером могут послужить следующие строчки:

Есть и синтаксическая анафора, когда автор использует одинаковые грамматические формы слова, например, в начале каждой строки вставляет глагол 1 лица единственного числа. Так задается особая выразительность речи. Пример: Вхожу я в темные храмы, Свершаю бедный обряд (А. Блок).

Яркий пример анафоры:

Анафора способна задать четкий ритм произведению, создать уникальную мелодию, лейтмотив, который врезается в память, акцентировать внимание на важных для автора моментах и деталях.

Важно! Данную стилистическую фигуру можно применять в текстах совершенно разных стилей.

Когда одновременно используются анафора и эпифора, получается прием под названием симплока (с греческого переводится как «сплетение»): «Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза». (М. И. Цветаева). Чаще всего примеры симплоки можно увидеть в фольклоре:

Симплока включает несколько подвидов. К примеру, есть синтаксическая симплока:

Симплока или же анаэпифора (другое название) используется и в научных текстах для придания тексту логичности и последовательности:

«Точка ставится: 1) в конце повествовательного предложения; 2) в конце побудительного предложения (В.Ф. Греков)».

Это интересно! Значение слова гротеск – что это такое в литературе

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/chto-takoe-epifora.html

Эпифора Выполнила: Сидоренкова Анастасия. Эпи́фора (от др.-греч. πιφορά принесение, прибавление) риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних. — презентация

1 Эпифора Выполнила: Сидоренкова Анастасия

2 Эпи́фора (от др.-греч. πιφορά принесение, прибавление) риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф Эпи́фора (от др.-греч.

πιφορά принесение, прибавление) риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф Противоположностью эпифоры является анафора.

Противоположностью эпифоры является анафора.

3 Ана́фора или единоначатие (греч. anapherein «относить назад, возводить, возвращать»), использование языковых выражений, которые могут быть проинтерпретированы лишь с учетом другого, как правило предшествующего, фрагмента текста. Ана́фора или единоначатие (греч.

anapherein «относить назад, возводить, возвращать»), использование языковых выражений, которые могут быть проинтерпретированы лишь с учетом другого, как правило предшествующего, фрагмента текста. Космонавт вернулся на борт станции. Он сообщил, что чувствует себя нормально. Космонавт вернулся на борт станции.

Он сообщил, что чувствует себя нормально.

4 Силы даны мне судьбой; удача дана мне судьбою, И неудача – судьбой; всё в мире вершится судьбою. Силы даны мне судьбой; удача дана мне судьбою, И неудача – судьбой; всё в мире вершится судьбою.

Вот пример эпифоры из опубликованной этим исследователем средневековой дидактической поэмы, условно названной «Стихи о фигурах красноречия»: Вот пример эпифоры из опубликованной этим исследователем средневековой дидактической поэмы, условно названной «Стихи о фигурах красноречия»:

5 Хрестоматийный пример из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя Хрестоматийный пример из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики. Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

6 Интересное использование эпифоры находим в стихотворении поэта русского зарубежья первой волны Юрия Одарченко «Плакат».

Слово «пароходик» в нем повторяется в конце первого и последнего стиха каждой строфы: Интересное использование эпифоры находим в стихотворении поэта русского зарубежья первой волны Юрия Одарченко «Плакат».

Слово «пароходик» в нем повторяется в конце первого и последнего стиха каждой строфы:

7 Пароход, пароход, пароходик Красным лезвием режет плакат, Пассажиры по бортику в ряд, Опершись о перила, стоят, Путешествию кто же не рад? Очень рад и стальной пароходик! Ах как рад, ах как рад пароходик! Красный носик, а винт позади, От земли нелегко отойти, Дыму сколько из труб, погляди: Дым кругом и вода впереди, Веселее плыви, пароходик! Это новый совсем пароходик: В трюме нету всезнающих крыс, Голубеет прозрачная высь, Он далёко, далёко, вглядись – Вот и скрылся за радужный мыс, Очень нравится мне пароходик. Помолюсь за стальной пароходик. Шепчет на ухо ангел: «Не так Ты молитву читаешь, чудак. Повторяй потихоньку за мной: Со святыми Господь упокой Пароход, пароход, пароходик. Пароход, пароход, пароходик Красным лезвием режет плакат, Пассажиры по бортику в ряд, Опершись о перила, стоят, Путешествию кто же не рад? Очень рад и стальной пароходик! Ах как рад, ах как рад пароходик! Красный носик, а винт позади, От земли нелегко отойти, Дыму сколько из труб, погляди: Дым кругом и вода впереди, Веселее плыви, пароходик! Это новый совсем пароходик: В трюме нету всезнающих крыс, Голубеет прозрачная высь, Он далёко, далёко, вглядись – Вот и скрылся за радужный мыс, Очень нравится мне пароходик. Помолюсь за стальной пароходик. Шепчет на ухо ангел: «Не так Ты молитву читаешь, чудак. Повторяй потихоньку за мной: Со святыми Господь упокой Пароход, пароход, пароходик.

8 Пример строфической эпифоры видим в стихотворении А. Григорьева «В час томительного бденья…». Здесь повторяются заключительные стихи первой и последней строф: Пример строфической эпифоры видим в стихотворении А. Григорьева «В час томительного бденья…».

Здесь повторяются заключительные стихи первой и последней строф: В час томительного бденья, / В час бессонного страданья / О тебе мои моленья, / О тебе мои стенанья Отчего в часы томленья, / В ночь бессонную страданья / О тебе мои моленья, / О тебе мои стенанья? В час томительного бденья, / В час бессонного страданья / О тебе мои моленья, / О тебе мои стенанья Отчего в часы томленья, / В ночь бессонную страданья / О тебе мои моленья, / О тебе мои стенанья?

9 М.Л. Гаспаров отмечает, что к «ослабленной» эпифоре можно отнести параллелизм синонимов или параллелизм грамматических форм: М.Л.

Гаспаров отмечает, что к «ослабленной» эпифоре можно отнести параллелизм синонимов или параллелизм грамматических форм: Лежала общая на них Печать проклятья или избранья, И одинаковый у них В груди таился червь страданья Лежала общая на них Печать проклятья или избранья, И одинаковый у них В груди таился червь страданья (А. Григорьев) (А. Григорьев)

10 Спасибо за внимание

Источник: http://www.myshared.ru/slide/997423/

Педагогическая статья. Средства выразительности русского языка

ЭПИФОРА.

Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. И. Солженицын)

ГРАДАЦИЯ.

Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

      Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин) Найдите в текстах примеры градации .1)   Принес — и ослабел, и лег             Под сводом шалаша на лыки,             И умер бедный раб у ног             Непобедимого владыки. (А. С.

Пушкин) 2)   Найду ль там прежние объятья?             Старинный встречу ли привет?             Узнают ли друзья и братья             Страдальца, после многих лет? (М. Ю.

Лермонтов) 3) Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе… (Н. В. Гоголь)

Эллипсис.

Эллипсис (в пер. с греч. — недостаток, нехватка) — стилистический прием, состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения:

      — Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Н. В. Гоголь);      И через минуту капитан, Чанг и художник уже на темной улице, где ветер с снегом задувает фонари. (И. А. Бунин)      При эллипсисе чаще всего опускается глагол-сказуемое, что придает тексту особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя.      Эллипсис может выражаться также в пропуске других членов предложения, в том числе всей предикативной основы: А если уж слишком поэта доймет Московский, чумной, девятнадцатый год, Что ж, — мы проживем и без хлеба!

Недолго ведь с крыши — на небо (М. И. Цветаева);

Моторный рев, надсадный, вынимающий душу вой — водопад из поднебесья… И незыблемо-прочная земля сотрясается, ломается, крошится… Лицом, грудью, животом, коленями в ненадежную землю. (В. Ф. Тендряков)

Помимо создания особой экспрессивности текста, эллипсис может выполнять и другие стилистические функции:      — придавать началу текста (зачину) интригующий характер:      После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней (И. А.

Бунин);      — выражать авторскую оценку содержания предшествующей части текста:      А потом подумаешь: и на нашем глобальном космическом корабле, где тоже одни живут так, а другие эдак (это касается и отдельных людей, и целых государств, и целых наций), перед лицом вплотную надвигающейся экологической катастрофы окажемся все равны: и у президента с последним «работягой», у миллиардера с последним нищим… в конце концов шансы окажутся равными нулю. Утешает. (В. А. Солоухин)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ.

Парцелляция (в пер. с франц.—частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.

      Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский);      Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет);      Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)      Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому

  • Задание: найдите случаи эллипсиса, инверсии и парцелляции.
  • РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦÁНИЕ.
  • Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРÓС.

1) Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности… Этих народ не примет. Получит — сбросит. (И. Е. Шмелев)      2)   Мы хотели песен — не было слов.             Мы хотели спать — не было снов.             Мы носили траур — оркестр играл туш. (В. Цой)      3) И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! (А. С. Пушкин)      4) О ты, Родина! …Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов ты берешь на мощную грудь, обнимаешь руками многоверстными, поишь извечною силою. (Б. К. Зайцев)      5) Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет — будет Россия новая. (И. С. Шмелев)      6) Между прочим, в пасмурный день перед дождем приглядитесь к свету. До дождя он один, во время дождя — другой, а после дождя — совершенно особый. Потому что мокрые листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и теплый. (К. Г. Паустовский) .То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению .

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩÉНИЕ.

Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте.

Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт) Найдите в текстах риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения.

1)   Орлам случается и ниже кур спускаться:             Но курам никогда до облак не подняться!  (И. А. Крылов)      2)   Доколе, счастье, ты венцами             Злодеев будешь украшать? (М. Ю. Лермонтов)      3)   Земля — владычица! К тебе чело склонил я.  (В.

Соловьев)      4) Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в огонь.

Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? (М. А. Шолохов)

ИНВЕРСИЯ.

Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.

      Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:      — согласованное определение стоит после определяемого слова:

      Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов);

      Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);      — дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся:

      Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

      — сказуемое стоит перед подлежащим, известным из предшествующего контекста (подлежащее является «данным» в предложении, а сказуемое — «новым»):

Мила черкесу тишина,

Мила родная сторона, Но вольность, вольность для героя Милей отчизны и покоя (М. Ю. Лермонтов);

ПАРАЛЛЕЛИЗМ.

Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,       Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);      Я был вам звенящей струной,       Я был вам цветущей весной,       Но вы не хотели цветов,       И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

  1. БЕССОЮЗИЕ.

  2. Бессоюзие (асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения:
  3. МНОГОСОЮЗИЕ.

  4. Многосоюзие (полисиндетон) — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство:

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри… (А. С. Пушкин);День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне (И. А.

Бунин);Встанет Россия — все споры рассудит… Встанет Россия — народности сгрудит… И уж у Запада больше не будет Брать от негодной культуры росток. (И. Северянин) Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста.

      Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле.      Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога (Н. В. Гоголь); Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье (А. С. Пушкин);

Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается. (С. П. Залыгин)

Найдите случаи параллелизма, многосоюзия и бессоюзия .1)   Черный ворон в сумраке снежном,             Черный бархат на смуглых плечах. (А. А. Блок)      2)   Часовая стрелка близится к полночи.             Светлою волною всколыхнулись свечи.             Темною волною всколыхнулись думы.

            С Новым годом, сердце! (М. И. Цветаева) 3) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном. (Ф. М.

Достоевский)      4) Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, — это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации. (А. И.

Солженицын)

Задание: какой троп используется в тексте?

Отговорила роща золотаяБерезовым веселым языком. (С.Есенин).

  1. Метафора;
  2. Метонимия.
  3. Ирония;
  4. Литота;

Люблю я пышное природы увяданье…(А.С.Пушкин).

  1. Оксюморон.

  2. Олицетворение;
  3. Эпитет;

4) Метафора;

Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.” (С.

Есенин)

1).Гипербола;2)Градация;3)Риторическое восклицание;4).Сравнение

Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)

  1. Антитеза;
  2. Многосоюзие;
  3. Перифраза;
  4. Метафора.

Укажите, какое из средств выразительности используются в отрывке: “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)

  1. Метафора;
  2. Олицетворение;
  3. Сравнение;
  4. Градация.
  5. 1) Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть куда понесет. (2) Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. (3) И лишь одно спросил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. (4) Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю и умиротворить себя и его безбрежным добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке.
  6. (5) Берегите матерей, люди! (6) Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может – говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать на сорок уже с лишним лет.
  7. Астафьева адресован молодым людям. Автор предлагает задуматься над мнением опытного, многое осмыслившего человека. Основную мысль текста автор выражает с помощью ___________________________ (Берегите матерей, люди! Берегите!). Выразить собственную позицию автору помогают _____________________ (“человек выбирает жизнь”, “возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми”). Описать собственную жизнь, а также отношение матери к своему ребенку автору удалось благодаря использованию
  8. __________________________ (предложения 2,4). Текст делается более понятным вследствие использования в нем ___________________________ (“просить судьбу”, “доброе сердце”).

Список терминов:

  1. Метафоры;
  2. Сравнение;
  3. Эпитет;
  4. Ряды однородных членов;
  5. Риторические восклицания;
  6. Умолчание;
  7. Градация;
  8. Устойчивые выражения;
  9. Синтаксический параллелизм;
  10. Анафора

Источник: https://him.na5bal.ru/literatura/7895/index.html?page=4

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика