Постановка запятых в предложении: по вечерам ты всё же мониторишь headhunter…

Оказалось, что тема запятых животрепещущая и мало кого оставляет равнодушным. Оно и верно: лишние запятые хочется поставить везде, где в речи есть паузы. Но делать этого все же не рекомендуется, даже если Word усердно подчеркивает слово зеленым цветом. «Мел» продолжает составлять топ «лжевводных слов», которые регулярно путают с вводными и без нужды выделяют запятыми.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Постановка запятых в предложении: По вечерам ты всё же мониторишь headhunter...

Правильно: «Однажды мы с классом ходили на экскурсию в Планетарий»

Еще одно слово любителей ставить лишние запятые. Наречие «однажды» очень часто понапрасну выделяют в качестве вводного слова. Но мы помним, что вводные слова, как правило, не отвечают ни на какие вопросы, а к слову «однажды» можно задать очень простой вопрос: когда? «Мы ходили с классом в Планетарий когда?» — «Однажды».

Постановка запятых в предложении: По вечерам ты всё же мониторишь headhunter...

Правильно: «Ученики вели себя плохо. Однако учитель решил их не наказывать»

Пожалуй, рекордсмен по лжевводности — слово «однако». Если «однако» стоит в начале простого предложения и его можно заменить на «но» — значит, перед вами не вводное слово, а союз.

Запятая может стоять в том случае, если после «однако» следует другой обособляемый оборот, например: «Однако, как хорошо известно, Менделеев размещал элементы в порядке увеличения атомного веса».

Если «однако» стоит в середине или в конце предложения, то оно вполне может быть вводным словом со значением противопоставления: «Как он меня хитро обманул, однако».

Постановка запятых в предложении: По вечерам ты всё же мониторишь headhunter...

Правильно: «И вот наступило утро 1 сентября, когда все дети пойдут в школу»

«Вот» — это указательная частица, которую обычно мы не обособляем. Запятая ставится в том случае, если следующее за ним предложение раскрывает его конкретный смысл. К примеру: «Вот, возьмите эту фотографию на память».

Постановка запятых в предложении: По вечерам ты всё же мониторишь headhunter...

Правильно: «Тем не менее ученики продолжают дежурить в классе после уроков»

Почему-то после усилительных частиц особенно хочется поставить запятую. И «тем не менее» — не исключение. Сочетание «тем не менее» может быть союзом или частицей. В одном случае слово отделяется запятой как союз («Петя не любит математику, тем не менее он всегда получает пятерки»), а в другом — не выделяется запятыми вовсе, как в примере выше.

Постановка запятых в предложении: По вечерам ты всё же мониторишь headhunter...

Правильно: «То есть на первый план выходит не то, где ты учишься, а у кого»

Еще одно слово-уточнение, которое не является вводным и не обособляется с двух сторон запятыми. «То есть» — это союз, запятая ставится только перед ним. А если в каких-то текстах вы замечали запятую после, то по другим причинам. Например, чтобы обособить следующее слово или придаточное предложение.

  • 5 самых раздражающих ошибок в письменной речи
  • 20 русских фильмов, рекомендованных Гарвардом
  • 8 причин не переживать, если ребёнок читает только «Гарри Поттера»

Источник: https://mel.fm/pravopisaniye/3724869-comma2

Проверить пунктуацию онлайн!

Постановка запятых в предложении: По вечерам ты всё же мониторишь headhunter...Существует много разных приложений, чтобы проверить пунктуацию онлайн. Ведь очень важно читать грамотный текст, без орфографических и пунктуационных ошибок. Особенно если этот текст размещен на вашем личном сайте.

Сегодня мне хотелось бы напомнить, что поставленная запятая не в том месте, может полностью изменить смысл предложения. Всем известна фраза: «Казнить нельзя помиловать» или «Уехать нельзя остаться». Поэтому онлайн сервисов по проверке пунктуации, которые бы всё верно проставили вместо вас, просто не существует. Самый надежный способ – установить  программу «Майкрософт ворд».

Постановка запятых в предложении: По вечерам ты всё же мониторишь headhunter...

В ней сразу подчеркивается предложение, в котором была допущена ошибка пунктуации. Вы сможете перечитать предложение и поставить запятую или другой знак препинания в том месте, в котором считаете нужным. Если не знаете, где именно ставить запятую, можно кликнуть правой кнопкой мышки по этому предложению и программа сама выдаст верный вариант.

Нет универсальной программы, чтобы проверить пунктуацию онлайн. Даже «Майкрософт ворд» работает процентов на 90 не больше. В принципе, этого будет достаточно, чтобы текст выглядел грамотно.

С проверкой пунктуации вообще отдельная история.

Если для проверки грамматики ещё можно воспользоваться последней версией Mozilla Firefox или сайтом Адвего, то с пунктуацией наиболее качественно может справиться лишь «Майкрософт ворд».

Для проверки пунктуации текста предлагаю воспользоваться услугами сайтрепорт.рф. Но эта ссылка работает, когда нужно проверить свой собственный сайт. Она сможет проверить весь сайт целиком и сразу. По поводу качества – это вопрос, но попробовать можно. Вот несколько онлайн-сервисов по проверке пунктуации:

Вроде как разобрали некоторые сервисы проверки пунктуации.

Как по мне, то лучше установить «Майкрософт ворд» и пользоваться его качественными услугами, чем использовать сомнительные сервисы, чтобы проверить пунктуацию онлайн. На этом у меня все, буду заканчивать, а вас попрошу кликнуть по социальным кнопочкам в благодарность. Всем желаю огромного добра!

С Ув. Евгений Крыжановский

Источник: http://bezwindowsa.ru/fishki/proverit-punktuaciyu-onlajn.html

Тесты по пунктуации с ответами

  • Инструкция
  • Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и четыре варианта ответа к нему, среди которых только один правильный.  
  • Знаки препинания в сложном предложении.
  • Задание 1
  • Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.

1) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело. 2) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.

3) Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды.

  1. 4) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?
  2. Задание 2
  3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Знайте_ он опасный человек. 2) Любишь кататься_ люби и саночки возить. 3) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.

  • 4) Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.
  • Задание 3
  • В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку. 2) Доверие_ всегда самый дорогой подарок. 3) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?

  1. 4) Я советую читать и изучать классиков_ Пушкина, Тургенева, Толстого.
  2. Задание 4
  3. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету. 2) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. 3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.

  • 4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.
  • Задание 5
  • В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Я доверяю любящим_ они великодушны. 2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны. 3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.

  1. 4) Слышу я  звенит синица средь желтеющих полей.
  2. Задание 6
  3. Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
  4. Теперь (1) когда машины повернули к перевалу (2) море осталось позади.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное. Запятая (2) ставится между частями сложного предложения. 2)Предложение сложное, сложноподчиненное. Придаточное предложение выделяется запятыми (1) и (2). 3) Предложение простое, имеет уточняющее обстоятельство времени, которое выделяется запятыми (1) и (2).

  • 4) Предложение простое, осложнено однородными членами, между которыми ставится запятая (2).
  • Задание 7
  • Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
  • Сонечка писала (1) что настроение тяжелое (2) но чтобы он о них не беспокоился.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из трех частей. Запятые (1) и (2) ставятся между частями сложного предложения.

2) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая ставится между частями сложного предложения. 3) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая (1) ставится между частями сложного предложения.

Запятая (2) ставится между однородными членами, которые имеются в придаточном.

4) Предложение сложное, состоит из двух частей. Запятые (1) и (2) выделяют с двух сторон придаточное изъяснительное, которое находится внутри главного.

  1. Задание 8
  2. Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
  3. Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.

1) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2). 2)Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2).

В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1). 3) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие.

В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.

4) Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.

  • Задание 9
  • Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Когда началась гроза, игра прекратилась_ и дети бросились бежать домой. 2) В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги. 3) От долгого сидения у него затекли ноги_ и заболела спина.

  1. 4) Воздух легок и чист_ и замерзла река.
  2. Задание 10
  3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Солнце пекло невыносимо_ и дул теплый ветер. 2) Кто из нас не был молод_ и кто не увлекался? 3) Странный старичок заговорил очень протяжно_ звуки его голоса также изумили меня.

  • 4) В доме все окна были закрыты_ дверь же была распахнута настежь.
  • Задание 11
  • Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Она сказала ему, что_ если он болен, то надо лечиться. 2) Он раздражителен_ и когда здоров, и когда болен. 3) Надвигалась гроза, и_ когда тучи заволокли небо, стало темно, как в сумерки.

  1. 4) Яков встал рано утром, когда солнце не палило так жарко_ и с моря веяло бодрой свежестью.
  2. Задание 12
  3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Чтобы отбить, отбросить вражий вал_ такие вынес город испытания, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существования. 2) У костра остался проводник, который_ пока путешественники охотились, приготовил ужин. 3)Пушкин не скрывал, что_ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.

  • 4) Луна светила ему прямо в лицо_ и я видел ужасные гримасы, которые появлялись то и дело на его лице.
  • Задание 13
  • Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака. 2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. 3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.

  1. 4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.
  2. Задание 14
  3. Отметьте номер предложений с пунктуационной ошибкой.

1) После завтрака экскурсанты пошли к морю, которое, хотя ветра не было, гулко шумело и плескалось. 2) Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги. 3) В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда потом не забываются, и надолго определяют его биографию.

  • 4) Мне выслали какие-то книги, но какие именно – не знаю.
  • Задание 15
  • Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Неприятель решил, что здесь нет защитников, и полез выше в гору. 2) Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход. 3) Поздно вечером раздался протяжный свисток и показался сияющий огнями паровоз.

  1. 4) Река еще не замерзла и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.
  2. Задание 16
  3. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
  4. Чаадаев без посторонних рассуждений просто сравнил (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть в Европе (5) и это как раз потрясло больше всего.
  5. 1) 2, 3, 4; 2) 2, 4, 5; 3) 1, 3, 5;
  6. 4) 2, 3, 4, 5.
  7. Задание 17
  8. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
  9. Собрались было плыть дальше (1) но (2) когда поднялся ветер (3) и пошла больше волна (4) то повернули к берегу.
  10. 1) 1, 2, 4; 2)1, 4; 3) 1, 3, 4;
  11. 4) 1, 2, 3, 4.
  12. Задание 18
  13. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
  14. Я совершенно уверен (1) что у этого лорда есть что-то очень смешное (2) чего он стыдится (3) что тайно мучает его (4) и (5) отчего он так злобно пишет свои книги.
  15. 1) 1, 2, 3, 4; 2) 2, 3, 4, 5; 3) 1, 2, 3;
  16. 4) 1, 3, 4.
  17. Задание 19
  18. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания в предложении?
  19. Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучить (4) даже и волка останавливают.
  20. 1) 1, 2; 2) 1, 3, 4; 3) 1, 2, 3;
  21. 4) 1, 2, 3, 4.
  22. Задание 20
  23. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
  24. Я люблю подмосковные леса (1) и (2) когда они весело шелестят при летнем ветерке (3) и (4) когда они (5) заснеженные (6) спокойно спят под холодным светом луны.
  25. 1) 1, 3; 2) 2, 4, 5; 3) 1, 3, 5;
  26. 4) 3, 5, 6.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • Ответы на тест по теме «Знаки препинания в  сложном предложении».
  • № вопроса
  • Ответ
  • 1
  • 4
  • 2
  • 2
  • 3
  • 3
  • 4
  • 2
  • 5
  • 2
  • 6
  • 1
  • 7
  • 1
  • 8
  • 3
  • 9
  • 1
  • 10
  • 4
  • 11
  • 4
  • 12
  • 2
  • 13
  • 2
  • 14
  • 3
  • 15
  • 1
  • 16
  • 1
  • 17
  • 1
  • 18
  • 4
  • 19
  • 4
  • 20
  • 4

Источник: https://infourok.ru/testy_po_punktuacii_s_otvetami-345827.htm

Впр по русскому языку 5 класс — 2017. вариант 3

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

В ту­ма­не кру­жат­ся жёлтые ли­стья(4). Я под­ни­маю из ко­лод­ца ведро воды. Из ведра вы­ска­ки­ва­ет ля­гуш­ка. Я об­ли­ва­юсь ко­ло­дез­ной водой и слу­шаю(3) рожок пас­ту­ха. Он слы­шит­ся ещё(1) да­ле­ко, у самой око­ли­цы.
Я иду в пу­стую баню, ки­пя­чу чай. На печке за­во­дит свою песню свер­чок.

Он поёт очень гром­ко и не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на мои шаги.
Све­та­ет. Я беру вёсла и иду к реке. Цеп­ной пёс Див­ный спит у ка­лит­ки. Он бьёт хво­стом по земле, и один глаз его косит в мою сто­ро­ну. Див­ный давно при­вык к моим ухо­дам на рас­све­те. Он толь­ко зе­ва­ет мне вслед и шумно вздыхает(2).

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

ещё (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
щ — [щ’] — согласный, глухой, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный

3 буквы, 4 звука, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

вздыхает(2)
вз- — приставка
-дых- — корень
-а- суффикс

-ет — окончание

(3) Морфологический разбор

(я) слушаю (3)

1) слушаю — глагол, обозначает действие предмета: я (что делаю?) слушаю;
2) начальная форма — слушать; несоверш. вид, 1-е спряжение; в единственном числе, в первом лице, в настоящем времени;

3) в предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор

В ту­ма­не кру­жат­ся жёлтые ли­стья. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: листья (подлежащее), кружатся (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (листья) жёлтые — определение; (кружатся) в тумане — обстоятельство (допустимо: дополнение).

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

нАчали, повторИм, каучУк, углубИть

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
мест. глаг. предл. сущ. прил. сущ.
Я добрался до края соснового леса
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимении (или личное местоимение), союз, частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Контролёр потребовал чтобы все предъявили билеты
  2. А когда у вас сегодня уроки кончаются поинтересовался папа
  3. По сообщению прессы новый торговый центр откроется в конце месяца
  4. Во сколько вам позвонить Ирина Ивановна

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«А когда у вас сегодня уроки кончаются?» — поинтересовался папа.

  1. Составление схемы предложения :

«П?» — а.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Я вам братцы еще одну историю расскажу.
  2. Совсем недалеко стояла и смотрела на нас рыжая собака.
  3. Порыв ветра унёс крик в другую сторону.
  4. Большой пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается.

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Я вам, братцы, еще одну историю расскажу.

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Поднял Иван богатыря и бросил в море
  2. Подарил атаман ему коня и за это попросил открыть тайну
  3. Заря разгорается и золотые полосы тянутся по небу
  4. Николай похудел и даже осунулся от работы

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Заря разгорается, и золотые полосы тянутся по небу.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Старый охотник очень любил музыку. (2) Он часто сидел на завалинке и пиликал смычком на скрипке. (3) Не очень красиво это у него получалось, но старик и тем был доволен. (4) У каждого ведь есть занятия, за которыми душа отдыхает. (5) Однажды мимо проходил знакомый и говорит старику:

(6) — Ну что ты глупостями занимаешься: брось-ка свою скрипку-то, я сейчас медведя видел в лесу!

(7) Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. (8) В лесу старик долго искал медведя, устал и присел на пенёк отдохнуть. (9) Тихо-тихо вокруг, слышно, как листья шепчут. (10) Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» (11) Красивый такой звук, как струна пропела. (12) Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (13) Звук слышался с опушки.

 (14 )Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (15) А под деревом сидит медведь, схватил одну щенку лапой. (16) Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. (17) Щепка задрожала, и в воздухе раздалось то самое ‹дзенн!..» (18) Медведь наклонил голову и слушает.

(19) Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20) Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.

(21) Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22) Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

  • (23) Давешний прохожий спросил старика:
  • — Ну что, убил медведя?
  • (24) — Нет, — ответил старик.
  • (25) — Что ж так?
  • (26) — Да как же в него стрелять, когда он в душе такой же музыкант, как и я?
  • (По В. Бианки)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Охотник пожалел медведя, увидев в нём родственную душу (или: Старик не смог удить медведя, потому что они оба музыканты)

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь, встреченный охотником, в душе музыкант?

Ответ

Медведь «играл» на щепке и прислушивался, как она звучит (медведь слушал как «поёт щепка»)

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-8 текста. Запишите ответ.

Ответ

Повествование

Задание 11

В предложениях 11-14 найдите слово со значением «подойти тихонько, незаметно» . Выпишите это слово.

Ответ

Подкрался

Задание 12

В предложениях 19-22 найдите антоним к слову «громко» и выпишите его.

Ответ

Тихонечко.

Источник: https://gdzotl.ru/vpr/vpr-5-klass/vpr-po-russkomu-yazyiku-5-klass-2017-variant-3/

Вечный вопрос: а надо ли здесь ставить запятую? Сложные предложения

Самый простой школьный пример постановки знаков препинания (запятых) — между однородными членами в простых предложениях. Напомню, что характерной их чертой является наличие лишь одной основы (подлежащего и сказуемого). Например, «Дети любят море, солнце и пляж». Кто? «дети» — подлежащее, что делают? «любят» — сказуемое, что любят? «море, солнце и пляж» — однородные члены предложения.

В данном случае мы будем говорить о сложных предложениях, которые имеют две или более основы. «Родители любят загорать, а дети обожают купаться». (Основы: «родители любят загорать» и «дети обожают купаться».)

Сложные предложения делятся на сложносочинённые, в которых каждая часть независима от другой (и если выкинуть союз, то предложение можно будет разбить на два без потери смысла), и сложноподчинённые, когда одна часть связана с другой и зависит от нее. Вышеприведённое предложение относится к сложносочинённым.

Чтобы привести пример сложноподчинённого предложения, немного изменим предыдущее: «Дети любят купаться, когда родители загорают». Представим себе картину: озорные дети резвятся на пляже.

Они с нетерпением ждут, когда их родители выйдут из воды и пойдут загорать, чтоб самим бесконтрольно беситься. То есть они, может, вовсе и не особо любят купаться, но когда без присутствия родителей, то просто обожают.

Действительно, первая основа «Дети любят купаться» без уточняющего придаточного предложения, указывающего на конкретное условие этой любви к купанию, не будет иметь такого смысла.

В рамках выбранной темы также стоит рассмотреть всякие сложные случаи, в которых в основном и делается наибольшее количество ошибок. Начнём с трудностей в сложноподчинённых предложениях.

Во-первых, не забываем, что придаточное предложение может находиться не только в начале или в конце предложения, но и в середине: «Дети любят, когда родители загорают, купаться».

(Не забываем обособлять с двух сторон.)

Во-вторых, придаточные предложения могут быть однородными, их может быть два и более («Дети любят купаться, когда родители загорают и нет волн»), тогда между ними знаки препинания ставят так же, как между однородными членами предложения.

Как узнать, являются ли они однородными? Если перед всеми придаточными предложениями можно поставить тот же союз, который стоит перед первым, смотрящийся там органично, значит они однородные. Например: «Дети любят купаться, когда родители загорают, море теплое и нет волн».

Или: «Дети любят купаться, когда и море теплое, и нет волн, и родители загорают».

В-третьих, и внутри придаточных предложений могут быть однородные члены предложения: «Мы любим купаться, когда они загорают и общаются с друзьями и коллегами». В придаточном предложении одна пара однородных членов — «загорают и общаются», другая — «друзьями и коллегами». Между этими парами запятая не ставится, так как между собой они однородными не являются.

В-четвёртых, стоит напомнить, что те самые придаточные предложения могут начинаться со слов «и хотя», «но если», «с тех пор как», «в то время как», «несмотря на то что» — и это уже будет конкретным указанием на наличие сложноподчинённого предложения. Какие фразы не следует считать подобными «маяками»? «Во что бы то ни стало», «что есть мочи», «что попало», «как ни в чём не бывало», «будь что будет», «куда глаза глядят», «кто во что горазд». Не путайте!

В-пятых, в некоторых случаях необходимо уловить истинный смысл: «Я знаю, что, если начнется дождь, мы зайдем в дом» и «Я знаю, что если начнется дождь, то мы зайдем в дом».

Почему в первом случае после «что» стоит запятая, а во втором — нет? В данном случае можно посоветовать применить такой приём: в первом случае конструкцию с «если» можно выкинуть из предложения без потери смысла, а во втором — это не получится.

Тот же прием можно использовать в таких предложениях, где вместо «что» — союзы «а» или «и»: «Мы сидим во дворе, а если начнется дождь, зайдем в дом» — запятая перед «если» не нужна, поскольку конструкцию «если начнется дождь» выкинуть нельзя.

Рассмотрим ещё несколько примеров затруднений. 1. «Он обиделся и не сказал почему». «Почему» тут является не придаточным предложением, а союзным словом.

2. «Я пришёл не когда ты просил, а когда смог». «Мы гуляем и если идет снег». Запятая не ставится между главной и придаточной частями, когда перед союзом или относительным словом есть отрицание «не» или союзы «и», «или» и т. п., тесно сливающиеся с придаточными предложениями.

3. «Семестр закончится досрочно, а именно когда начнутся зачёты». На месте «а именно» могут оказаться и следующие обороты: «особенно», «в частности», «лишь», «то есть» — не забываем правильно расставлять знаки препинания.

4. «Вернётся не раньше чем вечером». То есть вернётся не раньше вечера — запятую не ставим. В подобных случаях встречаются также обороты «больше чем», «меньше чем» и др.

Надеюсь, что представленная информация хоть немного поможет начать делать меньше ошибок при письме не только детям, но и взрослым.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/64296/

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

  • Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы:

    1)  с о е д и н и т е л ь н ы е:  и, да (в значении «и»), ни… ни.

    Например: Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова (Л.

    Толстой); Дикие и даже страшные в своём величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (Короленко); Ни калина не растёт между ними [крестами], ни трава не зеленеет… (Гоголь);

    2)  п р о т и в и т е л ь н ы е:  а, но, да (в значении «но»), однако, же, зато, а то, не то.

    Например: Старик явно возмущался, а Григорий морщился… (Шолохов); Я ему верю, да суд-то ему на слово не верит (Достоевский); Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать сюда, как и отсюда… (Сергеев-Ценский); Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера… (Симонов); Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато (Чехов); Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде… (Писемский);

    3)  р а з д е л и т е л ь н ы е:  или, либо, ли… или, ли… ли, то… то, не то… не то.

    Например: Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон (Серафимович); То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука (Сурков); Во сне ль всё это снится мне, или гляжу я в самом деле на что при этой же луне с тобой живые мы глядели? (Тютчев).

    Примечание.

    В сложносочиненном предложении пара ли… или рассматривается как повторяющийся союз, в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором ли… или не образуют повторяющегося союза, вследствие чего запятая перед или в последнем случае не ставится (см. § 87, п. 4). Ср. также: Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли во дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на ум, что Михаил Ильич серьёзно болен (Чехов);

    4)  п р и с о е д и н и т е л ь н ы е:  да, да и, тоже, также. Например: Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира (Федин); Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Чехов);

    5)  п о я с н и т е л ь н ы е:  то есть, а именно. Например: Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (Салтыков-Щедрин); Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Арсеньев).

  • Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения:
    • а) имеют общий второстепенный член, например: Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами (Чехов) (общий второстепенный член – тут); У Гаврилы смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (Горький) (общий второстепенный член – у Гаврилы); По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца, прорвавшиеся сквозь листву на столики, освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые руки (Федин) (общий второстепенный член – по утрам); но (при повторении союза): В спальне было и душно, и жарко, и накурено (Чехов) (хотя есть общий второстепенный член – в спальне);
    • б) имеют общее придаточное предложение, например: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Чехов); Но Леля спала так спокойно и в её ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Паустовский); Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом (Первенцев) (общий второстепенный член и общее придаточное предложение); Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину (Чехов);
    • в) выражены двумя назывными (номинативными) предложениями, например: Хриплый стон и скрежет ярый! (Пушкин); Тишина, темнота, одиночество и этот странный шум (Симонов);

    г) выражены двумя вопросительными, или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями, например: Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан? Как часто мы встречались вместе и какие вели интересные беседы! (Фурманов);

    д) выражены двумя неопределенно-личными предложениями, если имеется в виду один и тот же производитель действия, например: …Постояли, потолковали и пошли назад (Лермонтов); Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

    е) выражены двумя безличными предложениями, имеющими синонимические слова в составе сказуемых, например: Не нужно злоупотреблять цеховой терминологией или следует объяснять термины (Горький).

  • Источник: https://www.sinykova.ru/spravochnik-rozental/punct_xxvii/

    Обособление деепричастий

    Еще со школьной скамьи у многих сохранилось представление, что, в отличие от причастий, деепричастия выделяются запятыми всегда, вне зависимости от наличия зависимых слов и места в предложении.

    На самом деле это представление не вполне верно — обособление деепричастий и деепричастных оборотов имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассмотрим обособление (и не обособление) одиночных деепричастий.

    Об обособлении деепричастных оборотов читайте в соответствующей статье.

    • Общее правило таково — одиночные деепричастия обособляются (выделяются с обеих сторон запятыми), если выражают дополнительное действие, и не обособляются, если выражают оттенок основного действия. Например:
    • * «Она открыла дверь, засмеявшись» (два действия — «когда она открыла дверь, она засмеялась»).
    • * «Он шел по дороге не спеша и слушал пение птиц» («не спеша» — оттенок основного действия).

    В первую очередь такими оттенками становятся деепричастия, которые в принципе практически утратили глагольное значение и воспринимаются скорее как наречия — «молча», «не спеша». Сложнее ситуация с теми деепричастиями, которые обособляются или не обособляются в зависимости от контекста.

    Например, «Она открыла дверь смеясь». Это деепричастие можно рассматривать как оттенок действия (как именно она открыла дверь?) или как самостоятельное действие (когда она открыла дверь, она смеялась).

    Соответственно запятая будет или не будет ставиться в зависимости от того смысла, который автор вкладывает в предложение.

    Своеобразной подсказкой при принятии решения о постановке запятой может послужить следующее: как правило, оттенки действия выражаются деепричастиями, идущими сразу после глагола. При этом их можно заменить наречием или существительным с предлогом.

    Например «не останавливаясь» — «без остановок», «не спеша» — «без спешки», «улыбаясь» — «с улыбкой».

    Некоторые источники также указывают, что деепричастия, заканчивающиеся на «-а» и «-о» чаще являются оттенками, в то время как с «-в» и «-вш» — дополнительными действиями.

    1. Оторванные от глагола деепричастия зачастую обособляются.
    2. Сравните:
    3. * «Она поздоровалась улыбаясь».
    4. * «Она поздоровалась, улыбнувшись».
    5. * «Улыбаясь, девочка в красивом платье протянула ему шарик».

    Теперь обратим внимание на некоторые тонкости, касающиеся постановки запятых при обособляемых деепричастиях. В частности, если два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) одиночных деепричастия соединены союзом «и» (а также «либо», «или» и пр.

    ), то вокруг данного союза запятые не ставятся — по аналогии с однородными членами предложения. Например, «Бегая и подтягиваясь, она быстро привела себя в форму». То же самое касается обособления деепричастного оборота и одиночного деепричастия.

    Обособляясь по отношению ко всей фразе, между собой эти члены предложения являются однородными (для этого деепричастия непременно должны относиться к одному глаголу).

    Также запятые не ставятся, если союзом «и» соединены наречие и деепричастие, относящиеся к одному и тому же глаголу — такие члены предложения также считаются однородными (плюс к тому такие деепричастия часто выражают оттенки действия).

    Например, «Он ответил быстро и не задумываясь».

    При этом (по аналогии с однородными членами предложения) если соединительного союза нет или стоит союз «а» или «но», то между наречием и деепричастием стоит поставить запятую: «Он ответил быстро, не задумываясь».

    Если деепричастие начинает придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который», то данное деепричастие не обособляется. Это же справедливо, если у деепричастия есть и другие зависимые слова. «Я мечтаю о таком платье, найдя которое буду чувствовать себя королевой».

    Источник: http://ktvd.ru/obosoblenie-deeprichastiy/

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика