Каким членами предложения являются собственные имена существительные?

Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение – «предмет». К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:

 Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные– нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые – число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

– Cергей! — зовёт меня мама со двора.

(Сергей – обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению – вводное слово)

Каким членами предложения являются собственные имена существительные?

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья — одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл.

В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж — это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам.

Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные – собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет. Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» — собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

§4. Одушевлённость — неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не «живые».

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.

 У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец  – мать , брат  – сестра, муж  — жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д.  Грамматический признак рода соотносится с полом.

 У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова  океан , море, река, озеро, пруд  – разного рода, и род не определяется значением слов.

  • Морфологическим показателем рода являются окончания.Если у слова окончания:
  •  а, у  или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода
  • а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода
  • о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.
  • Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола.

Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова  и т.п.

Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.  По-русски можно сказать:

Она такая умница! И: Он такой умница!  Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель, инженер, экономист, геолог, филолог и т.п.

Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач.

 Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.

Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

  1. Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу.
  2. Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.
  3. Тбилиси, Сухуми – слова — названия городов – мужского рода.
  4. Конго, Зимбабве – слова — названия государств – среднего рода.
  5. Миссисипи, Янцзы – слова — названия рек – женского рода.

Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются.

Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени.

Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у  слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.

Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я  в начальной форме. Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция — окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о, е  в начальной форме. Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание — окончание [э], гений , Алексей .

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие, ий: лекция, здание, гений.  

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е, которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и  — гласная, обозначают два звука? Лекция – [ий’а], здание – [ий’э], причем звук [й’] – это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание – [э], а в словах типа гений – нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя, слова путь и дитя. Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные – это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений. Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя. 

Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

§7. Число

Число — это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом – дома, девочка – девочки, слон – слоны, ночь – ночи.

Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой.

Например: человек – люди, ребёнок – дети, котёнок – котята.

Ме´ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.

Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург

Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также  группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту. У таких существительных число – неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж – это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. – кто?, что?
  • Р.п. – кого?, чего?
  • Д.п. – кому?, чему?
  • В.п. – кого?, что?
  • Т.п. – кем?, чем?
  • П.п. – (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых – им. п. и вин. п. Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.). 

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду(1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду(2). Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду(3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду(4)? У меня нет какаду(5). С какаду(6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? —  какаду – И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? – (к) какаду – Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? – (на) какаду – В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? – (о) какаду – П.п.
  • (5) нет кого?, чего? – какаду – Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? – (c какаду) — Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения.

Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е.

словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? — (о) ком?. чём? — П.п.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает  журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать – учитель географии. «Мама», — зову её я.

  • Мать — подлежащее
  • У окна – обстоятельство
  • Журнал — дополнение
  • Фотографии — дополнение
  • Людей — определение
  • Природы — определение
  • Мать — подлежащее
  • Учитель — сказуемое
  • Географии — определение
  • Мама – обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.
Читайте также:  70 примеров слов с чередующимися гласными е/и в корне

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)

Правильные ответы:

  1. Имена собственные
  2. Имена нарицательные
  3. Да
  4. По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Разносклоняемые
  6. Постоянным (неизменяемым)
  7. Кто? Что?
  8. П.п.
  9. Да
  10. Нет

Смотрите также

  • Морфология. Имя существительное

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/176

Какими членами предложения бывают имена существительные

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Член предложения – синтаксический компонент предложения.

Выделяют всего 5 членов предложения:

  • подлежащее;
  • сказуемое;
  • определение;
  • дополнение;
  • обстоятельство.

Первые 2 члена являются главными, остальные – второстепенными.

Синтаксическая роль существительных

  • Имена существительные в предложениях чаще всего являются подлежащими. Например:

Наступила зима.

В данном случае существительное «зима» – главное действующее лицо и поэтому является подлежащим.

  • Реже существительные в предложениях обозначают действие и выступают в роли сказуемых. Например:

Мой дом – моя крепость.

В этом предложении и подлежащее («дом»), и сказуемое («крепость») выражены именем существительным.

  • Существительные могут обозначать признак предмета и являться определением. Например:

В комнату вошел мужчина полного телосложения.

В данном предложении существительное «телосложения» в сочетании с прилагательным «полного» отвечает на вопрос какой? и является определением.

В русском языке существует особый вид определения – приложения. Они всегда выражаются существительными. Например: художник-портретист.

  • Чаще всего, наряду с подлежащими, существительные в предложениях выступают дополнениями. Практически все существительные в косвенных падежах являются дополнениями. Пример существительного в роли дополнения:

Катя на день рождения пригласила гостей.

Существительное в винительном падеже «гостей» отвечает на вопрос кого? и является дополнением.

  • Также существительные в предложениях могут являться обстоятельством и, соответственно, отвечать на вопросы как? зачем? почему? сколько? когда? каким образом? и т.д. Например:

Мы всегда с удовольствием (как?) слушаем рассказы дедушки.

В данном случае существительное в творительном падеже «удовольствием» в сочетании с падежным предлогом «с» образуют обстоятельство.

Таким образом, существительные в предложениях могут выступать любыми членами предложения: как главными, так и второстепенными.

Источник: http://VashUrok.ru/questions/kakimi-chlenami-predlozheniya-bivayut-imena-suschestvitelnie

Существительные как члены предложения

Главными членами в предложении или его основой являются подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны друг с другом. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто или что. Например: «Наступила (что?) осень». «Ученики (кто?) подготовились к уроку».

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже. «Густо пошел (что?) снег».

Сказуемое – второй главный член предложения, который, как правило, связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что предмет делает, что с ним происходит, кто он такой, каков он? Сказуемые бывают простыми глагольными и составными.

Составное именное сказуемое обычно состоит из глагола-связки и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.

В составном именном сказуемом именная часть также может быть выражена существительным. Например: «Она моя сестра».

«Она была моей сестрой». В первом предложении существительное «сестра» стоит в именительном падеже и является сказуемым, а во втором предложении существительное в творительном падеже «сестрой» является именной частью составного сказуемого «была сестрой».

Сказуемым может быть существительное с предлогом или без, стоящее в косвенном падеже. К примеру: «Он без гроша». Здесь «без гроша» — сказуемое.

Оно также может выражаться цельным словосочетанием, в котором главным словом является существительное в родительном падеже (в значении качественной оценки). Например: «Этот юноша высокого роста».

В этом предложении словосочетание «высокого роста» — сказуемое.

Второстепенные члены предложения, выраженные существительным

Слова, поясняющие в предложении главные и остальные члены, называют второстепенными членами предложения. По грамматическим значениям выделяют дополнение, определение и обстоятельство. Чаще всего существительное в предложении является дополнением. Это второстепенный член, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.

К примеру: «Еще в школе я выбрала себе (что?) профессию». Существительное «профессию» в этом предложении стоит в винительном падеже и является дополнением.

Оно может также выражаться неделимым словосочетанием, в которое включаются существительные в косвенных падежах. К примеру: «На зимние каникулы Маша поехала к дедушке с бабушкой».

Здесь словосочетание «дедушка с бабушкой» — дополнение.

Особый вид определения – приложение всегда выражается существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово. Например: «На пороге появился сторож-старик». Существительное «старик» — приложение.

Другой второстепенный член предложения – определение, обозначая признаки предмета, отвечает на вопросы: какой и чей? Оно также может выражаться существительным или синтаксически цельным словосочетанием (существительного и прилагательного). Например: «Охота (какая?) с собакой прекрасна». Существительное «с собакой» в этом предложении является определением.

Или: «В комнату вошла женщина (какая?) высокого роста». Здесь в роли определения выступает неделимое словосочетание «высокого роста».

Обстоятельство отвечает на вопросы: как, почему, когда, отчего? Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и обозначает признак действия или другого признака. Оно также может выражаться существительным.

К примеру: «Маша (как?) с любопытством рассматривала книгу». «Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком». «От радости (отчего?) она захлопала в ладоши».

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-806176-suschestvitelnye-kak-chleny-predlozheniya

Существительные собственные и нарицательные. Что это такое и как отличить одно от другого?

  • Имена существительные нарицательные — это слова, которые являются названием большой группы однородных предметов (одушевл енных или неодушевл енных). Например: словом писатели называют большую группу людей, которые создают книги.
  • Имена существительные собственные— это слова, которые представляют названия единичных предметов. Например: Александр Сергеевич Пушкин — имя, отчество и фамилия одного из писателей.

Все дело в том, что имена существительные из разряда нарицательного очень легко может перейти в разряд собственных и наоборот. Вот пример: мы знаем такие нарицательные существительные как вера, надежда и любовь, но со временем они превратились в имена собственные Вера, Надежда и Любовь.

Итак, рассмотрим основные правила определения имен существительных: нарицательных и собственных.

Существительное: собственное или нарицательное

  • Имена существительные собственные

К собственным именам существительным относятся: имена, фамилии и отчества людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, морей и океанов. Имена собственные всегда пишутся с прописной (заглавной) буквы. А названия организаций, литературных произведений также заключаются в кавычки.

  • Например: Очень дружно жили кот Пушок и собака Дружок.
  • В этом предложении словаПушок и Дружок— клички животных, поэтому записываем с заглавной буквы — это имена существительные собственные.
  • Еще примеры собственных имен существительных:
  • Самуил Маршак, Григорий Распутин, Наталья Петровна Сахаорова (имена людей);
  • Брянск, Тула, Владивосток (названия городов);
  • Большое Мурашкино, Сибирское, Криуши, Польцо, Курдома (названия деревень и сел);
  • Килиманджаро, Эверест, Урал (названия гор);
  • Байкал, Альпзее, Мичиган (названия озер);
  • Россия, Чехия, Узбекистан, Абхазия (названия стран);
  • «Росбизнесконсалтинг», «Газпром», «ВАЗ» (названия организаций — пишутся не только с заглавной буквы, но и в кавычках»).
  • Имена существительные нарицательные
  1. Все остальные существительные — нарицательные. Они пишутся с прописк
  2. Например, само слово город, названия животных собака и кошка, типы водоемов: река, море и озеро — нарицательные существительные.
  3. То есть Москва — имя существительное собственное (название города), а город или столица — нарицательные.
  4. Бурёнка — имя существительное собственное (кличка животного), а само корова или животное — нарицательные.

Как определить нарицательное или собственное существительное?

Определение имени существительного, является ли оно собственным или нарицательным, зачастую вызывает затруднение, особенно у ребят начальных классов. Попробуем разобраться.

Во-первых, именем собственным или нарицательным может быть только существительное. На какие вопросы отвечает существительное? Кто? Что?

Далее постарайтесь определить, объединяет ли данное существительное в себе группу слов? Что это: предмет, явление, класс однородных предметов (город, человек, улица, собака) или название организации, улицы, дома, имя?

Источник: http://21vu.ru/publ/688/25105

Существительное

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Примечание.
Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?

По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

Примечание.
Имена существительные по родам не изменяются.

Имена существительные изменяются по падежам и по числам.
Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а так же несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.

Имена существительные собственные и нарицательные

Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов.
К собственным именам существительным относятся:

  1. фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.
  2. географические названия
  3. астрономические названия
  4. названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.

Примечание.
Следует отличать собственные имена существительные от собственных наименований.

Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные (например: Ампер — французский ученый, ампер — единица силы электрического тока

Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля — суша, Земля — планета Солнечной системы).

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
К неодушевленным также относятся такие имена существительные как группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д.

Число имен существительных

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.

Существительные, которые имеют только форму единственного числа:

  1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.
  2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.
  3. Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.
  4. Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.
  5. Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.
  6. Слова: бремя, вымя, пламя, темя

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:

  1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.
  2. Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.
  3. Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.
  4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.
  5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.

Падежи имен существительных

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.
Именительный — кто? или что?
Родительный — кого? или чего?
Дательный — кому? или чему?
Винительный — кого? или что?
Творительный — кем? или чем?
Предложный — о ком? или о чем?

Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:

  1. найти слово, к которому относится данное существительное;
  2. поставить от этого слова к имени существительному вопрос.
Читайте также:  50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным

Склонение имен существительных

Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.

Первое склонение.
К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

Второе склонение.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

Третье склонение.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

Разносклоняемые имена существительные.


Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

Несклоняемые имена существительные.
Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.

Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

Морфологический разбор имени существительного.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки:

а) падеж,
б) число.

III. Синтаксическая роль.

Другие заметки по русскому языку и литературе

Источник: http://edu.glavsprav.ru/info/sushestvitelnoe

Собственные и нарицательные имена существительные

  • Урок 116. Собственные и нарицательные имена существительные
  • (Урок-экскурсия по Московскому Кремлю)
  • Цели:
  • 1. Образовательные:
  • – активизировать полученные ранее знания учащихся о существительных нарицательных и собственных (без применения данных терминов); – познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;
  • – формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.
  • 2. Коррекционно-развивающие:
  • – развивать чёткость, выразительность речи учащихся;– развивать внимание учащихся;
  • – развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных
  • Формирование УУД:
  • Личностные действия:
  •  понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
  • -интерес к изучению языка;
  • -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово
  • Регулятивные действия: 
  • -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Познавательные действия: 
  • — пользоваться словарями, справочниками;
  • — осуществлять анализ и синтез;
  • Коммуникативные действия: 
  • — высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • — слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • — задавать вопросы.
  • — учащиеся научатся различать смысловые отличия собственных и нарицательных имен супу тельных: называние одного (единичного) предмета или I однородных предметов;
  • — оценивать правильность выполнения действия;
  • — контролировать свои действия.
  • Тип урока: открытие новых знаний
  • Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
  • Оборудование: распечатки текста, проектор, компьютер, путеводные листы
  • Ход урока
  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, я очень рада вас видеть. Я шла на урок с отличным настроением. А вы? А почему, вы знаете? Да, у нас сегодня очень интересный урок.

Сначала повторим, что мы знаем об имени существительным.

  1. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.

  • Раздел науки о языке, в которой изучается слово как часть речи
  • Имена существительные изменяются по родам
  • В предложении являются разными членами предложения
  • Имена существительные бывают одушевленнее и неодушевленные
  • Имя существительное обозначает признак предмета

Панцирь, нарцисс, лекция, циркуль, цыкнуть, коллекция, операция, птицын, столицы

Слайд 3. Взаимоконтроль (поставьте оценки друг другу в путеводные листы)

  1. Постановка проблемы урока.

Слайд 4. Как вы понимаете слово столица?

  1. — Дополните предложения:
  2. … — столица России.
  3. … — столица нашего округа
  4. Вывод: Москва, Россия, Анадырь – собственные имена существительные.

— Как пишутся собственные имена? Какие слова относятся к собственным именам?

  • — Подумайте, чем будем заниматься на уроке, что еще узнаем про имена существительные?
  • — Мы сегодня отправляемся на экскурсию в Москву, побываем в Московском Кремле.
  • Слайд 5. Запишите тему нашего урока «Собственные и нарицательные имена существительные»
  • Слайд 6. Сформулируйте цели нашего урока
  • «Мозговой штурм»
  • — Что вы знаете об именах собственных?
  • — Об именах нарицательных?
  •  — Чем они отличаются друг от друга?
  • Учитель коротко записывает все предположения детей на доске.
  • Прием «Чтение с пометами».
  • Вам предлагается текст. Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометами»
  • Текст.

В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор, заводов, книг, людей, животных.

Река, книга, кошка – это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов. Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся своё название. Существительные собственные и являются названиями единичных предметов.

Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей), у каждого человека есть своё имя, отчество, фамилия. Свои собственные заглавия имеются у всех книг.

К существительным собственным относятся не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.

Для обозначения единичных предметов, выделенных из ряда однородных, используются не только отдельные слова (имена собственные), но и устойчивые словосочетания (собственные наименования). Например, Млечный Путь, Московский Кремль.

Имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. Это заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов и т.д. Например, издательство «Просвещение», газета «Крайний Север»

—  Какие Ваши знания подтвердились?

—  Какие Ваши представления не подтвердились

Слайд 6. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. Записи делаем краткие, вписываем в нее только ключевые слова или фразы. Таким образом, у нас получится мини-конспект.

  1. V
  2. +
  3. ?
  4. Слайд 7. Вот что у нас получилось:
  5. Уже знал
  6. V
  7. Узнал новое
  8. +
  9. Думал иначе
  10. Есть вопросы
  11. ?

Собственные: имена, отчества, фамилии, географические названия, названия книг, картин и т.д.

  • Большая буква, кавычки
  • Обозначают единичные предметы и группу предметов
  •  единичные однородные
  • что такое однородные, единичные предметы?

Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие – с маленькой, а третьи – в кавычках?

— Обсудите содержание заполненных таблиц друг с другом в парах, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения. (Таблица обсуждается по «колонкам». То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.)

  1. (работа в парах)
  2. Слайды 8, 9. Беседа по вопросам:
  3. — Чем отличаются имена собственные от нарицательных? (единичные – однородные)
  4. Какие существительные относятся к собственным?

— Названиями каких предметов являются собственные имена? Нарицательные?

— Как пишутся собственные имена? Приведите примеры.

— Приведите примеры устойчивых сочетаний, которые являются именами собственными (называют Млечный Путь, Московский Кремль)

Слайд 10. Молодцы, быстро приехали в столицу нашей Родины. Мы находимся у стен знаменитого Московского Кремля, который издавна называли каменной сказкой. Это настоящий музей под открытым небом.

Нет, ни Кремля, ни зубчатых стен его, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть… надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!.., — писал М.Ю.Лермонтов.

Так какими же достопримечательностями он славится?

1)давайте прочитаем текст упр. 498.

— Выпишите имена собственные: Московский Кремль, река Неглинная, князь Дмитрий Иванович Донской, Успенский собор, Архангельский собор, Тайницкая башня, Царская башня, Спасская башня, Боровицкий холм.

Слайд 11. Главные достопримечательности Кремля – это соборы и башни. Сейчас мы находимся у Троицкой башни, отсюда мы можем попасть в Кремль.

Есть еще «парадный» вход – Спасские ворота, но нас туда не пустят, они считаются «святыми»: через них нельзя было проходить с непокрытой головой, и отсюда по традиции въезжали в только русские цари и императоры.

Мы сейчас будем проходить по двое, так что нам нужно собрать пары.

  • Слайд 10. «Собери пару» (работа в парах)
  • Газета Андерсен
  • Море Байкал
  • Озеро «Волга»
  • Машина «Известия»
  • Сказки Черное

Слайд 12. Самоконтроль (по количеству правильных ответов). Оценки в листы.

  1. Перед тем как осмотреть достопримечательности Кремля, давайте немного отдохнем.
  2. Физминутка
  3. Я буду вам кидать мяч и называть нарицательное имя, а вы мне его возвращаете называя имя собственное.
  4. Девочка (Катя), собака (Шарик), рассказ («Муму»), поэт (Лермонтов), река (Лена), село (Лорино), город (Москва).

— Молодцы! Хорошо отдохнули. А теперь начинаем нашу экскурсию.

Слайд 13. Мы находимся в Кремле, и, конечно же, сразу бросается в глаза башня с курантами. Это символ Кремля — знаменитая Спасская башня. Здесь, в Кремле, 20 башен. Давайте подойдем к самой «старшей» башне – Тайницкой (слайд 14.) . Так ее назвали потому, что от нее к реке вел тайный подземный ход. Нам разрешат осмотреть ее, если мы выполним

самостоятельную работу (упр. 500 с. 56)

  1. Самостоятельная работа (упр. 500, с. 56)

Слайд 15. Проверь соседа!

  1. Включение знаний в систему повторения.

Слайд 16. Слева от Спасской башни прямо на кремлевской стене находится самая маленькая Царская башня, которая считается самой «юной». Ей нет еще и 300 лет. Ее высота – 16, 7 м. Давайте сначала поиграем, а затем подойдем к ней и посмотрим на нее поближе.

  • А.С.Пушкин, И.А.Крылов, Л.Н.Толстой, Ю.Рытхэу (писатели).
  • Москва, Анадырь, Билибино, Певек, (города).
  • Шарик, Жучка, Рекс, Мурка, Полкан, Мухтар (клички собак).
  • П.И.Чайковский, М.И.Глинка, Д.Д.Шостакович, Бетховен (композиторы).
  • Лоринка, Аккани, Обь, Ока (реки)
  • «Морозко», «Репка», «Лиса и Волк», «Гуси — лебеди» (сказки).
  • «Лада», «Опель», «Жигули», «Нива» (марки машин)

Слайд 17. В Кремле можно увидеть не только башни, но и соборы. Самые известные храмы – это Успенский и Архангельский. 1 группа пойдет к Успенскому (изображение в учебнике на с.

55), другая – к Архангельскому. Для этого нужно составить кластер: 1 группа – по теме «Имена собственные», 2 – «Имена нарицательные».

Работают на ватмане, наклеивая на него ключевое слово и картинки вокруг него.

Составление кластеров.

1 группа составляет кластер по теме «Имена собственные». 2 группа  составляет кластер по теме «Имена нарицательные». Работают на ватмане, наклеивая на него ключевое слово и картинки вокруг него. Учитель контролирует и помогает.

1 группа

Ключевые слова: имя собственное, единичный предмет. Иллюстрации с изображением, например, котёнка Гав, собаки Каштанки, Буратино, куклы Мальвины и .др. Каждая иллюстрация или фотография подписана  только именем собственным.

2 группа

Ключевые слова: имя нарицательное, однородные предметы. Иллюстрации с изображением горы, реки, ребенка, собаки и т. д. (абстрактные предметы) не подписаны.

Каждая группа выступает с презентацией кластеров.

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями. Понравилась экскурсия?

Слайд 18. Рефлексия учебной деятельности.

  • Продолжите фразу:
  • — Мне сегодня понравилось …
  • — Меня удивило …
  • — Мне понятно …
  • — Мне не очень …

§91, 1) упр. 489 (на «3»), 2) упр. 495, 496 (на «4»), 3) творческая работа «В Московском Кремле»

Использованная литература.

Источник: https://infourok.ru/sobstvennie-i-naricatelnie-imena-suschestvitelnie-937451.html

Собственные и нарицательные имена существительные

Сафина Гульгена Ирековна

  • Тип урока: комбинированный
  • Цель:
  • Образовательная: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы,  в кавычках)
  • Развивающая: развивать способность  сравнивать,  анализировать,  делать выводы,  обобщения.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к  русскому языку, прививать интерес к его познанию .
  • Планируемые результаты:
  • Предметные УУД: формирование новых  понятий: имя собственное —  имя нарицательное; воспитание любви к русскому языку и интереса к слову;
  • личностные УУД: выстраивание добрых отношений в учебном коллективе;
  • регулятивные УУД: умение определять цель , корректировать ответы товарищей.
  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Тип урока: комбинированный
  • Формы работы: фронтальная,  индивидуальная
Читайте также:  "техническая" или "технологическая поддержка", как правильно?

Средства обучения: учебник,компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

I. Мотивация к обучению.

Учитель: Здравствуйте,  ребята! Я очень рада видеть вас. Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику —  удача, учителю — радость».

  1. Запишите в тетрадь сегодняшнее число.
  2. II.  Постановка учебной задачи
  3. Учитель: Аксубаевский район – родина многих  видных  деятелей и поэтов, ученых  и просветителей, государственных  деятелей и людей искусства.
  4. Прочитайте предложение. Слайд № 1
  5. В страницы истории края золотыми буквами вписаны имена писателей и поэтов: Наджипа  Думави, Шелеби —  Полорусова,  Хасана  Туфана, Ефрема Еллиева,  Газиза Кашапова и других.
  6. — Объясните,  почему некоторые слова в предложении написаны с большой буквы?

Ученик: Это имена, отчества, фамилии людей. Их надо писать с большой буквы.

Учитель: Запишем тему сегодняшнего урока «Имена существительные собственные  и нарицательные». Что мы должны узнать?

Ученик:  1. Какие существительные называются собственными?

2. Какие существительные называются нарицательными?

3. Как они пишутся, научимся правильно их писать.

III. Формирование новых знаний.

Учитель : Проведем наблюдение и составим таблицу.

Запишем слово «город» в 1-ую колонку. Он большой и красивый . Здесь прошла Универсиада. запишем другой город- это город, где будет проходить зимняя олимпиада.

Он является столицей нашей Республики. Назовите его.

Ученик:  Я думаю, что это Казань.

Ученик 2.Город, где будет проходить зимняя олимпиада-Сочи.

Учитель: Записываем слово «Казань « во 2-ую колонку.

По нашей Республике протекает полноводная река. Люди давно дали ей свое название.  Как называется это река?

Ученик:  Эта река называетсяВолга. 

Учитель: У вас в классе есть мальчики и девочки. Какое имя девочки вам  нравится, а мальчика?

  • Ученик: Мне нравится имя мальчика Саша, а девочки — Таня.
  • Учитель: Какие животные живут у вас дома?
  • Ученик:  У нас дома живут собака и кошка.
  • Учитель: А какую кличку вы им дали?
  • Ученик: Собаку мы назвали Тузиком  ,а кошку – Муркой.
  • Учитель: Вы живете в городе или в деревне?
  • Ученик: Мы живем в поселке.
  • Учитель: В каком?
  • Ученик: Мы живем в поселке Аксубаево.

Учитель: Мы записали с вами слова в два столбика. А можете объяснить почему?

Ученик: Городов и рек у нас много. Думаю, что нельзя назвать один и тот же город одним названием, поэтому  каждому городу, реке дают свое название.

Ученик: У меня есть свое имя и фамилия. Меня нельзя спутать с другим мальчиком.

Учитель: Все верно, ребята. В 1-ом столбике  нарицательные существительные .Они называют однородные , похожие предметы . множество. Во 2-ом столбике –единичные предметы. Это собственные существительные, важные, значительные сами по себе. Это могут быть имена, отчества, фамилии людей, клички животных, рек , озер, городов…

Посмотрите, как выглядит таблица. Слайд №2

Нарицательные Собственные
Город Казань, Сочи
Река Волга
Девочка Таня
Мальчик Саша
Собака Тузик
Кошка Мурка
Поселок Аксубаево

                                                                                                                                                                                Учитель:  Проверим по учебнику, правильно ли мы  сделали вывод. Чтение выделенного фрагмента в учебнике, стр. 52.

Учитель: Как  мы написали имена собственные?

Ученик: С большой буквы.

IV. Происхождение терминов (познакомить с новой информацией).

Учитель: Послушаем сообщение  вашей одноклассницы о происхождении терминов «собственный» и «нарицательный».

Ученица: В Толковом словаре С. Ожегова слово «собственный»  происходит от старославянского «собство», что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее».  Например, Москва – имя собственное.

Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского  слова «нарицати» — называть. Например, вера, надежда, любовь

Учитель: К собственным именам существительным  принадлежат исторические события. Выполним  упр.489.

Задание: 1.Прочитайте отрывок  из статьи О. Бергольц, рассмотрите Рисунок.

2. Что вы знаете об этих исторических событиях?

Ученик: Об этом событии мы узнали из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Во время Отечественной войны 1812 состоялось знаменитое  Бородинское сражение.

  1. Ученик: Мне известно, что во время Великой Отечественной войны  близ Бородина шли тяжелые бои.
  2. Учитель: Запишите исторические события в тетрадь, обращая внимание на то, как они пишутся, проверьте по слайду.
  3. Проверь себя. Слайд № 3
  4. Отечественная война 1812 года
  5. Великая Отечественная война
  6. Бородинское сражение
  7. Бородинское поле

Учитель: Рассмотрим орфограмму № 16 на стр.56.

Какие имена существительные пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки?

Ученик: Собственные  имена,  являющиеся, заглавием книг,  названием журналов, газет, картин,  фильмов,  фабрик и заводов,  кораблей и т.д.  не только пишутся с большой буквы,  но и заключаются в кавычки.

Просмотр электронной книги через проектор

Учитель: Запишите имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные. Работа у доски  с ми.

Газета…. («Сельская новь»), журнал… («За рулем»), картина («Три богатыря»), кинофильм…. («Муму» ), спектакль… («Колобок»), фабрика… («Заря»), корабль («Борис Годунов)

  • V. Физкультминутка
  • Мы, ребята, потрудились,
  • На уроке мы учились.
  • Не пора ли нам размяться
  • И немного посмеяться?
  • Превратимся в зайчиков!
  • Приседайте, мальчики!
  • Приседайте, девочки,
  • Девочки-припевочки.
  • Потрясем руками:
  • Наши пальчики устали.
  • И наклоны нам полезны –
  • Физкультуре будем верны.
  • Мы немножко отдохнули,
  • Очень глубоко вздохнули,
  • Косточки свои размяли
  • И учиться снова стали.
  • VIПроверка понимания изученного.
  • 1) Работа с текстом. Слайд № 4

Слоненок. Летом в Московском зоопарке у слонихи Молли родился необыкновенный слоненок. С первых  дней слоненок крепко держался на ножках. Он пытался отходить от матери и все время норовил приблизиться к ограде, за которой находился его  величественный отец Шанго.

Неуклюжий малыш  был очень забавный. Он подпрыгивал,  приплясывал, топал ножками, скакал вокруг  слонихи,  играл  свеклой,  которую  приносили слонам для еды.

Работникам зоопарка очень нравился слоненок. Они назвали его  Малыш.

  1. Задание:
  2. 1) Выпишете собственные имена существительные, обозначающие клички животных.
  3. 2) Найдите предложение с однородными членами.
  4. 3) Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

Ученик:  Данный текст написан художественным стилем, т. к. автор изображает события.

Ученик: Выпишем собственные имена существительные, которые обозначают клички животных: слониха Молли, отец Шанго, слоненок Малыш.

Ученик: Выпишем  предложение с однородными членами « Он подпрыгивал,  приплясывал, топал ножками, скакал вокруг  слонихи,  играл  свеклой,  которую  приносили слонам для еды» Запятые ставятся ,потому что идет перечисление однородных  членов. Они отвечают на один и тот же вопрос что делал? (подпрыгивал, приплясывал, топал, скакал, играл)

2) А вы это знали?   

Ученик. Да , но не все.

Учитель:

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными.Употребляя в своей речи многие слова, мы порой даже не подозреваем, что эти слова —  своеобразные памятники людям.

  • Мансарда – жилое помещение на чердаке,  под  сводами крыши, которое придумал выдающийся французский архитектор Франсуа Мансар.
  • Пирожное и торт, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид  кондитерских изделий.
  • Мороженое и город
  • При Наполеоне III в Париже впервые вырабатывается мороженое в стаканчиках и пломбир (знаменитый пломбир  родом из  французского  города Пломбьер – де —  Бен)
  • Слово брюки происходит от названия голландского  города Брюгге.
  • Боян и Баян

Баян получил названия от собственного имени. Баян  назван именем легендарного древнерусского поэта Бояна, того самого, о котором упоминается в начале «Слова о полку Игореве».

VII Применение новых знаний

1)  Работа с учебником.

Учитель: Выполним упр. 500.

  1. Задание: вставьте подходящие по смыслу слова , выбрав их из взятых в скобки.
  2. I вариант –работает с 1-м предложением.
  3. II вариант –работает со 2-ым предложением.
  4. III вариант –работает с  3-м предложением.
  5. Сделайте вывод: какие имена собственные пишутся в кавычках?

Ученик: Город орел я написал с маленькой буквы. Теплоход «Орел» написал с большой буквы и в кавычках, потому что это название корабля. Птица орел напишем с маленькой буквы, это существительное  нарицательное

Учитель: Какие были допущены ошибки в ответе вашего одноклассника?

Ученик: Я думаю, что город Орел нужно написать с большой буквы, т.к. это название города. Города, реки, поселки и т.д. пишутся с большой буквы. Это имена существительные собственные.

Ученик Журнал «Огонек» напишем в кавычках и с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет картин, не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки. Сочетание «яркий огонек» напишем с маленькой буквы. Это существительное  нарицательное.

Ученик: Добросовестный «Труд», газета «Труд» я написал с большой буквы и в кавычках.

Учитель: Какие ошибки допущены в ответе?

Ученик Я думаю, что сочетание «добросовестный труд» надо написать с маленькой буквы и без кавычек. Это не название газеты, фильма, спектакля, это имя существительное нарицательное.

  • 2) «Найди пару»  Слайд № 5
  • Учитель: найдите соответствие, исправьте ошибки и запишите в столбик.
  • Озеро                       Опять двойка

Спектакль                  А. С. Пушкин

Писатель                   байкал

Картина                     Шурале

Поэт                          Л. Н. Толстой

Учитель: Какие имена существительные написали с большой буквы и без кавычек, а какие в кавычках и почему? Проверьте себя по таблографу.

  1. Проверь себя.  Слайд №6
  2. Озеро Байкал
  3. Спектакль «Шурале»

Писатель Л. Н.Толстой

Картина «Опять двойка»

Поэт А. С. Пушкин

Ученик: В кавычках и с большой буквы написали такие словосочетания: спектакль «Шурале», картина «Опять двойка». Это существительные собственные, обозначают название спектакля и картины.

Ученик: Остальные имена существительные тоже напишем с большой буквы ,но без кавычек. К именам собственным относятся  имена, отчества, фамилии людей и географические названия.

VIII Подведение итогов.

Учитель:  Какую  тему мы сегодня изучили на  уроке?

Ученик: Мы познакомились с именами существительными собственными и нарицательными. Например, нарицательное- высокая гора, собственное_ гора Эльбрус.

  • Учитель: Чему научились?
  • Ученик: Отличать имена существительные собственные от нарицательных     
  • Учитель: С  какими трудностями столкнулись?
  • Ученик: Трудности в написании имен существительных собственных в кавычках.
  • Учитель: Что вам показалось самым интересным?
  • Ученик: Интересным показалосьмножество примеров, когда имена собственные становились нарицательными.
  • Учитель: Спасибо за урок.  Выставление оценок

IХ. Домашнее  задание.

  1. Комментирование домашнего задания.
  2. 1) Выучить правило  на стр. 56,  орфограмма №16;
  3. 2) I вариант – упр. 499, 497 (дополнить своими примерами)
  4. II вариант – (тексты раздаются учащимся)

Задание: раскройте скобки и выберите верное написание. В каких случаях  необходимо поставить кавычки?

Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич, коренной (М,м)осквич, кинотеатр (С, с)лава, громкая (С,с)лава, завод (С, с)лава, дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым.

III вариант — (тексты раздаются учащимся)

Задание: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какими членами предложения являются имена собственные? Какие из них нужно заключить в кавычки?

Карточки с заданием

Ваня приехал к бабушк.. Елен.. Сергеевн.. в деревню (Ф, ф)едоровка. Она угощала внука румяными п..рогами и к..нфетами Белоч?ка. Ваня вместе с с..бакой (А, а)лькой бегал  на реч?ку (С, с)ульча. Там купался, загорал и ч..тал журналы Юный натуралист и Мурзилка. 

Источник: https://open-lesson.net/551/

Ссылка на основную публикацию