«лоцманы» или «лоцмана», как правильно?

«Небольшой корабль огибал мыс, который был одной из сторон маленькой бухты. На противоположном берегу находилось поле, где стояли рыбаки. Только самые небольшие суда да и то лишь изредка, осмеливались подходить близко к этому берегу, где было много подводных скал и песчаных мелей.

Отчаянные мореплаватели, которые пустились в столь опасное плавание, находились на продолговатой черной шхуне. Корабль, на котором были распущены только грот и легкий кливер, протянутый к самому концу бушприта, грациозно и легко скользил по воде, вызывая почти у всех суеверное изумление. Лоцман вглядывался в темноту так, как будто у него было нечеловеческое зрение.

Все на корабле чувствовали, что их руководитель превосходно знает науку мореплавания, и воскресшая уверенность пробуждала в них удвоенное усердие.

Команда над кораблем была без разговоров передана ему; и в наиболее тревожные минуты, когда брызги от волн перескакивали через реи, все, до последнего человека, жадно ловили каждое слово незнакомца, приводившее их к столь магическому послушанию».

Это слова из книги «Лоцман» американского писателя Джеймса Фенимора Купера. Действительно это древняя и нужная профессия, которая по сей день помогает морякам. Я постараюсь вкратце рассказать о смелых и умных людях этой касты. 

Лоцман старейшая профессия, известная истории мореплавания с глубокой древности. Около 500 лет до н. э. был создан сборник для информирования мореплавателей, в котором описывались берега, где сейчас находятся страны Западной Европы.

Существуют источники об арабских лоцманах, которые повествуют о том, как они пользовались инструментами из металла, а также компасом и морскими картами. Параллельно развитию мореплавания совершенствовалось лоцманское дело как неотъемлемый элемент мореплавания.

Лоцманы принимали активное участие в развитии всемирного судоходства, в обеспечении портов, в мероприятиях по обеспечению безопасности мореплавания.

Они создавали навигационные карты, устанавливали средства навигационного обеспечения, были советниками при выборе мест для маяков и подходов к портам, участвовали в расследовании морских происшествий.

выход судна из реки непростая задача


Средневековое морское право определяло две категории лоцманов: к первой категории относились лица, занимающиеся проводкой только в открытом море и на различные расстояния; ко второй категории – лица проводившие корабли и суда исключительно у побережья или производили вывод и заход судов в порты. Моряков первой категории называли лоцманами открытого моря, второй категории — прибрежного плавания.
Широкую известность лоцманам принесла эпоха великих открытий, так как в этот период появилась острая нужда в опытных  моряках. Известно, что первым, кто сообщил Христофору Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис. Но не всем морякам капитаны доверяли свои корабли. За ошибки и недостаток знаний лоцманов ожидала жестокая кара.

Лоцман входил в состав экипажа судна, поскольку нанимался на весь рейс, и функциями его было знание специфики пути следования и безаварийная проводка судна в порт назначения. Кроме этого он нес одинаковую ответственность со всеми членами команды корабля. Таким образом, капитан не отвечал за проводку судна, а эта функция возлагалась на лоцмана и рулевого.

С развитием судоходства в мире все большее значение приобретал прибрежный лоцманский промысел, так как в таких районах возросла реальная угроза безопасности мореплавания.

На эту проблему начали обращать внимание руководители государства и естественно начали определять районы лоцманских проводок, регулировать порядок прохождения фарватеров, производить лицензирование лоцманской деятельности.

Тенденция мореплавания привела к появлению большого количества лоцманов, поэтому со временем стали образовываться союзы, которые занимались регулированием лоцманского дела.

Со временем стала меняться организация лоцманской службы, в результате которой изменилась роль лоцмана на борту судна, а также его права во время проводки корабля.

В разных странах по-своему была узаконена их деятельность, что привело к возникновению разных форм лоцманских служб и видов проводок.

Была изменена ответственность лоцманов: жестокие наказания были постепенно заменены более гуманными методами.

Появилось определение слова «лоцман» (от голландского имени «lootsmann») — это рулевой, опытный судоводитель знакомый с конкретной акваторией, на которую распространяется действие его лицензии с правом обслуживания кораблей и судов.

Но это понятие относится лишь к раннему развитию лоцманской службы. Все более развивающее судоходство сделало профессию лоцмана достаточно выгодной.

Каждая страна, имеющая выходы к морю была заинтересована в развитии безопасности мореплавания.

С расширением территории Российской Империи лоцманские учреждения стали появляться в конце XVIII века. В южной территориальной части лоция развивалась в портах Батуми, Керчь, Николаев и Одесса. Развитие морского транспорта и рост коммерческих перевозокспособствовало развитию лоцманского дела. Именно с Николаева началось развитие лоции в России на Черном море.

В 1903 году появились первые лоцманские бригады.

Изначально лоция носила государственный характер, и проводку судов выполняло военно-морское ведомство, но со временем лоцманская служба была передана в частные руки и состояла, как правило, из жителей конкретного региона. Капитаны кораблей были обязаны воспользоваться услугами лоцманов, так как это контролировало морское ведомство.

Отношение руководства к «морской аристократии» было уважительным: семьям лоцманов выделялась земля, предоставлялось бесплатное обучение детей в церковно-приходских школах. С особым уважением к ним относился царь Петр I — он освободил лоцманов и членов их семей от всех повинностей и перевел на полное государственное обеспечение.

Уже во второй половине XIX века побережье российских морей разделялось на семь лоцманских округов, где действовали государственные гидрографические службы, лоцманские общества и вольных специалистов.

Кроме проводки судов, причем приоритет отдавался боевым кораблям, на общество было возложено немало других обязанностей.

Они следили за своевременной установкой бакенов и других предупреждающих знаков, за всеми изменениями глубин фарватеров и сообщали начальнику порта и водной полиции о сбросах судами мусора, угля или балласта в фарватерах.

переход на судно опасная работа

 по курсу остров

когда лоцман на борту капитан спокоен

лоцман осуществляет проводку контейнеровоза

украинскую лоцию обеспечивает организация «Дельта-лоцман»

В настоящее время в функциях лоцманов мало что изменилось. В лоцманах нуждаются там, где плавание по фарватеру представляет особые трудности на местности. Лоцман должен прибывать на судно по первому сигналу, состоящему в поднятии на мачте особого флага — лоцманский. Предъявив свой бланк капитану судна, лоцман переходит на борт судна и берет управление на себя, однако присутствие опытного моряка не освобождает капитана от ответственности по управлению судном. На бланке лоцмана капитан судна указывает фактическую осадку и водоизмещение корабля, а также сумму, причитающую к выдаче за проводку. Также в нем указываются и другие замечания, которые могут иметь отношение к проводке судна. Лоцманы обязаны отдавать предпочтение военным кораблям.

Лоцманы — это особое подразделение. Они знают свои места как никто другой. Навигация в закоулках портов не простая задача, особенно когда это касается больших кораблей.

Чтобы приступить к выполнению своих функциональных обязанностей лоцман должен пересесть с лоцманского катера на борт корабля даже при неблагоприятных условиях. Если моряка затянет под судно, ему суждено встретиться с огромным винтом. В некоторых больших портах во время непогоды или ночное время для пересадки используют вертолет.

маяк верный помощник лоцманов

Лоцманы для поддержания курса корабля используют системы навигации. Для того чтобы заниматься навигацией огромных кораблей или танкеров лоцман обучается около 10 лет. Чтобы обрести знания этой профессии необходимо сдать экзамен в портовом управлении или в управлении лоцманского округа, а затем принять присягу. Лоцману присваивается особый знак, который он носят на груди при выполнении служебных обязанностей, он не имеет права разглашать посторонним лицам о знаках и особенностях фарватеров и акваторий.

Стоимость платы за услуги лоцмана и порядок выплаты устанавливается правилами, которые издают морские министерства по согласованию с министрами силовых ведомств, а также уставами лоцманских обществ. Кроме провода кораблей и судов к обязанностям лоцманов относится производство в портах промеров рейдов и фарватеров, принимают участие в постановке предупредительных знаков и т.п.

Лоцманы имеют в своем распоряжении лоцманские катера. Один из таких проекта 70161 «Лоцман Коханов» построен в 2001 году на судостроительном заводе в городе Николаеве.

лоцманский катер «Лоцман Коханов»

Технические данные лоцманского катера «Лоцман Коханов»:
Длина — 25 м;
Ширина — 6 м; 
Осадка — 2 м;
Водоизмещение — 111 тонн;
Скорость — 12,5 узла;
Силовая установка — два дизельных двигателя  «VOLVO PENTA» общей мощностью 960 л. с.;
Экипаж — 3 человека;

Количество мест для лоцманов — 7;

Источник: http://korabley.net/news/locman_drevnejshaja_morskaja_professija/2009-09-27-370

Профессия – лоцман

Лоцманы работают на судоходных реках и в морских просторах. Лоцманы всегда были уважаемыми людьми, ведь без них корабли не могли безопасно вернуться в гавань или пройти сложные участки незнакомого пути.

Ответственная морская профессия

Люди давно превратили море в дорогу для грузов и пассажиров, тысячелетиями развивая судоходство. Лоцманы появились с первыми лодками и кораблями, а сейчас работают на самых современных судах. О них не слагали легенды, хотя их работа спасала жизни, суда и грузы.

Слово «лоцман» пришло к нам из голландского языка. Это опытный капитан-проводник, хорошо знающий особенности фарватера и все подводные камни местности в прямом и переносном смысле. Кроме того профессиональный лоцман должен уметь пользоваться инструментами для измерения глубины и ориентирования на местности.

Получить свидетельство и лицензию, позволяющую работать лоцманом, может человек со средним или высшим образованием, имеющий диплом капитана и досконально изучивший акваторию, в которой собирается работать. Местность, к которой допускается лоцман, зафиксирована в его документах.

Моряк, который хочет стать лоцманом, должен отличаться физической выносливостью (работать придется при любых погодных условиях и температурном режиме), не страдать морской болезнью, иметь хорошие лидерские качества и уметь находить общий язык с людьми.

В основном лоцманы состоят при портовых лоцманских службах, но иногда могут наниматься на судно на весь рейс, вливаясь в ряды экипажа.

Лоцман обязан прибыть на судно по первому сигналу (капитан приказывает поднять на мачте лоцманский флаг), предъявить капитану разрешительные документы и бланк.

В бланке фиксируются технические параметры судна (водоизмещение, осадка) и гонорар за услугу, именуемый «лоцманский сбор».

Лоцман несет ответственность за проводимый им корабль, в случае аварии – возмещает ущерб. По сути, он становится главным советником капитана, однако последний может не соглашаться с рекомендациями, и тогда лоцман вправе отказать в помощи экипажу.

Древнее морское ремесло

Лоцманы были и в Древнем Египте, и в Древних Греции и Риме. Многого добились арабские профессионалы, взявшие на вооружение компасы, квадранты и карты.

С начала XI века зарождается морское право, закрепившее разделение лоцманов на категории (работающих в открытом море или у берегов), зафиксировавшее их права и обязанности. Специалисты по сопровождению корабля в открытом море стали популярными в век открытий. Их нанимали в длительное путешествие первооткрыватели непознанных земель.

Читайте также:  Плеоназм - это... (300 примеров словосочетаний плеоназмов)

Первые славянские лоцманы (рыбаки или крестьяне) проводили суда по пути «из варяг в греки» – из Балтийского в Черное море. Государство узаконило лоцманский промысел только в 1653 году, позволив проводить суда астраханцу Ивану Хабарову. Первая полноценная лоцманская служба появилась в России только при Петре I.

Увековеченные в истории

Лоцманы никогда не были публичными или популярными личностями, но некоторые имена все же сохранились на скрижалях истории.

Наверное, самым известным был американский писатель Марк Твен, водивший суда по водам Миссисипи. Живший в США Сэмюэл Клеменс с детства «болел» рекой и судами.

Он рано пошел работать, поступил на судно «щенком» (помощником лоцмана) и начал осваивать профессию на просторах великой реки Миссисипи.

Будущему писателю Марку Твену понадобилось две года, чтобы досконально изучить все изгибы и отмели реки, после чего он сдал экзамен и получил лицензию. Лоцман из него вышел отменный, и скорее всего он бы посвятил всю жизнь судоходству, если б не война между Севером и Югом, угробившая процветавшую отрасль.

Профессию лоцмана освоил еще один известный человек. Иногда важных гостей, прибывавших на судах в порт Санкт-Петербурга, встречал лично Петр I.

В городе по его указу была создана команда из одиннадцати лоцманов, но кораблей было слишком много, и люди просто физически не успевали оказывать всем помощь.

Вот царь и подключался, брался самолично выполнять лоцманскую работу, со знанием дела в любую погоду проводил суда безопасным путем в гавань.

Лоцманские навыки Петра I пригодились во время войны со шведами, он лично направлял суда в акватории Балтийского моря. Царь садился в лодку, закреплял на мачте фонарь и подавал капитанам сигналы, отыскивая безопасный для флота проход.

Кстати, в списке известных лоцманов числится некий Пелорус Джек, но это не человек, а дельфин, добровольно занявшийся этим ремеслом на трудном морском пути. Он выбрал шестиметровый участок в Проливе Кука и двадцать четыре года проводил пароходы (другие суда он не признавал) по безопасному маршруту.

Пелорус Джек поджидал пароходы в море возле Веллингтона, подплывал к судну и терся о корпус, зачастую игриво выскакивал из воды и кувыркался, привлекая внимание команды и туристов. Потом он вел судно по проливу, обгоняя его и прокладывая маршрут. Хвостатый лоцман заканчивал свою работу у прохода Френч Пасс и возвращался на исходную позицию поджидать новый пароход.

Свою добровольную работу он выполнял круглосуточно, если пароходов было несколько – выбирал самый стремительный. Дельфин пользовался невероятной популярностью у туристов и любовью капитанов, ценивших помощь Пелоруса Джека.

И только одно судно лишилось услуг хвостатого лоцмана. Путешествовавший на борту парохода «Пингвин» турист зачем-то выстрелил в дельфина. Морской «лоцман» не пострадал, но с тех пор игнорировал злосчастный корабль.

После этого случая уникального дельфина взяли под охрану. А «Пингвин», на который отказывались наниматься капитаны, вместе с пассажирами затонул в 1909 году. Добровольный лоцман «работал» в проливе вплоть до 1912 года.

О профессии лоцмана писали книги, перу Жюля Верна принадлежит произведение «Дунайский лоцман», а Джеймс Фенимор Купер воспел этих героических людей в романе «Лоцман». Лучшие режиссеры снимали фильмы про море и ответственную работу лоцманов.

Источник: http://proboating.ru/articles/people-and-sea/sea-profession-pilot/

Лоцман — это … Кто такой лоцман и его обязанности

Добавлено в закладки: 0

Кто такой лоцман? Описание и определение понятия.

Лоцман – это должностное лицо морского или речного флота, судоводитель, который отлично знаком с данной акваторией и береговой обстановкой, и к услугам которого прибегают проходящие по фарватеру речные или морские суда.

Применение услуг лоцмана особенно востребовано, если на данной местности существует повышенная опасность для проходящих судов. В согласии со своими должностными обязанностями, лоцман проводит по фарватеру все суда, которые вошли в порт и выходят из него. Лоцмана попадает на борт корабля, как правило, при помощи лоцманского катера, реже вертолетом.

Но если на корабле есть капитан, то командование остаётся за ним , лоцман, лишь делает необходимые рекомендации.

Обязанности лоцмана

Лоцман является обученным знаток фарватера, специалист в порту по проводке судов, и отвечает за их беспрепятственное прохождение по сложным места порта. Лоцман хорошо изучает и знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал.

По статистике, почти девяносто процентов аварий возникает в районах, ограниченных для мореплавания, в портах или же на подходах к ним.

Лоцман как правило может провести по фарватеру необходимое судно при входе и при выходе из порта, так как лучше капитана знает местные условия навигации. При входе в гавань, корабль просит предоставить лоцмана.

Тот на специальном катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и обеспечивает капитану безопасный маршрут.

Услуга лоцмана соответственно оплачиваются из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман является лишь советником капитану, и конечно же он его его не заменяет. Присутствие на корабле лоцмана, не снимает с капитана его ответственности. Но лоцман должен отвечать за качество той работы, которую он проводит.

В согласии с российским законодательством, если по вине лоцмана произошла авария, тогда порт будет возмещать убытки. Если же капитан оставляет без учёта рекомендаций лоцмана, тогда лоцман имеет право отказаться от проводки. Иногда бывает что лоцмана нет, в таком случае суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину.

В морских портах обыкновенно лоцман всегда есть. В условиях движения по реке роль лоцмана чаще всего берёт на себя сам капитан судна. С одной стороны, он ориентируется по карте (лоции), бакенам , с другой, если он постоянно водит судно по известному маршруту, то со временем сам становится знатоком фарватера. Лоцманы назначаются в портовые лоцманские службы.

Лоцман – это человек с лидерскими способностями, который не боится ответственности, любящий водную стихию. Лоцман по состоянию здоровья, должен быть физически крепким человеком, без склонности к морской болезни. Временами лоцманам необходимо работать во время штормов, под дождём или градом, соответственно это требует хорошей физической подготовки.

Лоцман является дипломированным капитаном-судоводителем. Но помимо профессиональных навыков судовождения, он обязан отлично ориентироваться в фарватере конкретной области реки или моря. Как правило лоцманами становятся капитаны,а для этого лоцману приобрести среднее или высшее судоводительское образование.

Только дипломированный капитан получает право, исследовав конкретный район плавания, пройти аттестацию и стать лоцманом. В удостоверении лоцмана чётко указан бассейн, где ему разрешено работать.

Мы коротко рассмотрели лоцмана и его обязанности. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/locman.html

Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна

СТ 102 КТМ РФ

1. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном.

При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить лоцмана.

2. Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.

Комментарий к Ст. 102 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Ответственность капитана судна не устраняется наличием лоцмана на борту. Это правило соответствует нормам национального законодательства подавляющего числа государств и косвенно определяет правовое положение самого лоцмана как советника капитана. Прямо об этом говорится в п. 39 Положения о государственных морских лоцманах: лоцман является только советником капитана.

Последний использует практические знания лоцмана и его опыт плавания в данном районе. Вопросы ответственности сторон при лоцманской проводке регулируются национальным законодательством (см. § 3 к ст.

85), а в ряде международных соглашений лишь подчеркивается ответственность капитана за управление судном независимо от того, находился ли лоцман на судне, и от характера лоцманской проводки (обязательная или факультативная). Так, согласно ст. 5 Международной конвенции для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г.

ответственность наступает и в том случае, если столкновение произошло по вине лоцмана, даже если лоцманская проводка была обязательной. Перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, повреждение или просрочка в доставке груза произошли вследствие навигационной ошибки, допущенной в том числе и лоцманом (подп. «а» п. 2 ст. 4 Гаагско — Висбийских правил).

Согласно Кодексу по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (Приложение 1 к Конвенции ПДНВ-78/95, Раздел А-VIII/1, п. 49) присутствие лоцмана на борту и выполнение им своих обязанностей не освобождает капитана от обязанностей по обеспечению безопасности судна.

§ 2. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан вправе не пользоваться его рекомендациями или отказаться от его услуг. Однако для принятия такого решения необходимо, чтобы:

а) основания были достаточными, например, капитан должен убедиться в низкой квалификации лоцмана или в том, что состояние лоцмана не позволяет ему давать правильные рекомендации.

Не следует дожидаться, пока следование рекомендациям лоцмана приведет к созданию аварийной ситуации, однако и незначительные сомнения в отношении второстепенных действий лоцмана не должны приводить к отстранению лоцмана от участия в лоцманской проводке;

б) дальнейшая лоцманская проводка представляла угрозу для безопасного плавания судна.

§ 3. В том случае, если по вине лоцмана лоцманская проводка осуществляется ненадлежащим образом, он может быть лишен лоцманского удостоверения.

В зависимости от обстоятельств и последствий ненадлежащей проводки может быть назначена досрочная аттестация лоцмана.

Лишение лоцманского удостоверения производится по решению квалификационной комиссии под председательством капитана порта или начальника гидробазы. Это решение может быть обжаловано в Минтранс России.

Источник: http://KTMRF.ru/glava-6/paragraf-2/st-102-ktm-rf

Лоцман

Нидерл. Loodsman (от loodsen — вести корабль).
Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, ОБЖ и география (см.

выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Лоцман – знаток фарватера, специалист порта по проводке судов, отвечающий за их беспрепятственное прохождение в сложных местах.

Особенности профессии

Лоцман хорошо знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал и пр.

По статистике, почти 90% аварий происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним. Лоцман проводит по фарватеру каждое судно при входе и при выходе из порта, т.к.

лучше капитана знает местные условия навигации. На входе в гавань, корабль запрашивает лоцмана.

Тот на своём катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и указывает капитану безопасный маршрут.

Услуга лоцмана оплачивается из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман – лишь советник капитана, и ни коим образом его не заменяет, его присутствие не снимает с капитана ответственности.

Читайте также:  Как правильно: "ей" или "ему" собаке?

В то же время лоцман отвечает за качество своей работы. По российскому законодательству, если по его вине произошла авария, порт возмещает убытки. Если же капитан действует без учёта рекомендаций лоцмана, лоцман может отказаться от проводки.

В тех случаях, когда лоцмана нет, суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину.  В морских портах обычно лоцманы есть. На реках роль лоцмана чаще всего берёт на себя капитан. С одной стороны, он ориентируется по карте (лоции), бакенам пр. знакам, с другой – постоянно водя судно по одному маршруту, он сам становится знатоком фарватера.

Историческая справка

Известно, что в Древней Греции мореходы пользовались пери?плами, описаниями морских походов с практическими рекомендациями по навигации.

Там указывались ориентиры, места якорных стоянок, места пополнения пресной воды и т.д.  И там же имелись указания,  в каких районах следует пользоваться услугами лоцмана и как его вызвать.

Самый ранний известный перипл подобного относится к середине IV века до н. э. В нем  описывается побережье Чёрного и Средиземного морей.

Есть сведения о древних арабских лоцманах, которые пользовались компасом и морскими картами.

Средневековое морское право разделяло лоцманов открытого моря (отвечали за проводку корабля только в открытом море) и лоцманов прибрежного плавания. В эпоху великих географических открытий роль лоцманов возросла.

Известно, что первым, кто сообщил Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис.

Лоцман входил в состав экипажа корабля, поскольку нанимался на весь рейс. С развитием судоходства в мира развивался прибрежный лоцманский промысел.

Официальное зарождение лоцманской службы в России произошло в 1653 году, когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову было разрешено проводить к единственному тогда российскому Архангельскому порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли».

Рабочее место

Лоцманы работают в портовых лоцманских службах.

Важные качества

Лоцман – это человек с лидерскими способностями, не боящийся ответственности, любящий водную стихию. Лоцман должен быть физически крепким человеком, без склонности к морской болезни. Иногда лоцману приходится работать в во время шторма, под дождём или градом – это требует хорошей физической формы.

Оплата труда

Знания и навыки

Лоцман – это дипломированный капитан-судоводитель. Но помимо навыков судовождения он должен хорошо знать фарватер конкретной области реки или моря.

Где учат

Лоцманами становятся капитаны, т.е. лоцману необходимо среднее или высшее судоводительское образование.

Только дипломированный капитан имеет право,  изучив конкретный район плавания, пройти аттестацию и стать лоцманом. В удостоверении лоцмана чётко оговаривается бассейн, в котором он может работать.

Высшее образование:

Специальности «Судовождение», «Морское судовождение», «Судовождение на морских путях»

  • Московская государственная академия водного транспорта,
  • Волжская государственная академия водного транспорта (Нижний Новгород)
  • Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова,
  • Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
  • Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток)
  • Сахалинское высшее морское училище имени Т.Б. Гуженко филиал Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского
  • и др.
  • Среднее специальное образование
  • Специальности «Судовождение»
  • Архангельское мореходное училище имени капитана В.И. Воронина,
  • Нижегородское речное училище имени И.П. Kyлибина

и др.

Источник: https://www.profguide.io/professions/Lotsman.html

Лоцман

Лоцманское дело ведет свою историю с давних времен. В начале истории мореплавания в лоцманах нуждались не только в портовых водах, но и те, кто отправлялся в дальние страны морскими путями. Это были путешественники, мореплаватели, негоцианты, а порой и пираты.

Лоцманы были нужны и Колумбу, и Магеллану и Джеймсу Куку. Они помогали всем мореплавателям. Лоцманы были основателями обозначения на картах морских путей. Лоцман обычно появлялся на каждом судне, осуществляющем международные перевозки.

Де-юре, он подчинялся капитану или шкиперу корабля, но де-факто — это был независимый профессионал, знакомый с навигацией, картами, обладающий знанием фарватеров и береговой линии, умеющим вычислить курс судна по звездам и солнцу.

Экипажи судов полагались на него, т.к. зачастую от его профессиональности зависели их жизни. Неслучайно, законы в средние века устанавливали очень суровое наказание для лоцмана, который не справлялся со своими обязанностями или не знал верного пути. Как правило, это была смертная казнь. К примеру, шведские законы 15 века устанавливали смертную казнь для провинившихся морских проводников.

Шло время, капитан и шкиперы набирались опыта и знаний, и уже могли в море сами вести свои суда. Но осталась необходимость встречи и проводки судна в порту назначения, а также безопасного вывода из порта после выгрузки и погрузки. Это и стало сейчас основной обязанностью лоцманов. Во многих портах с середины семнадцатого столетия лоцманская проводка стала обязательной.

В России лоцманское дело тоже известно давно. Жители древнего Новгорода в 12–13 веках в договорах с Ганзейским торговым союзом оговаривали порядок найма и условий оплаты лоцманов. Русские лоцмана очень ценились, водя суда из Невы в Варяжское (Балтийское) море.

На Белом море были поморские «корабельные вожи», которые в 16 веке сопровождали иностранные суда, заходившие в порт Холмогоры (Архангельск). Особым расцветом для лоцманского дела считается начало 18 века, когда Петр Первый начал осваивать Балтийское и Белое моря. Тогда и вошло в обиход слово «лоцман».

На Балтике, в устье Невы, где разворачивались основные морские битвы со шведами, необходимость в лоцманах была очень большая. Петр лично участвовал в организации лоцманских команд и сам неоднократно выступал в качестве морского провожатого. В 1709 году в Санкт-Петербурге создается особая лоцманская команда в количестве 11 человек.

В 1722 году Морской регламент предписывает иметь «достаточное количество» лоцманов в устье Невы и Финском заливе для «провожания кораблей». В 18–19 веках лоцманские службы начинают образовываться на Азовском и Черном морях, позднее — на Дальнем Востоке. И конечно же, огромное количество лоцманов (кормщиков, якорщиков, спускщиков судов) действовало на реках.

В России такие «лоцманские команды» подчинялись капитанам в морских портах. Де-юре, они приравнивались к морским командам. Но только в 1836 году они получили форменную одежду.

В 1890 году вышло «Положение о морских лоцманах». Оно утверждало несколько лоцманских округов: Балтийский, Беломорский, Кронштадтский, Черноморский, Каспийский и Восточный. Все портовые лоцманские команды получили уставы.

В любую погоду встречали они суда на рейдах этих портов. В настоящее время, лоцман первым поднимается на борт судна, пришедшего в порт. Он является и представителем государства, которое приветствует судно, зашедшее в порт. При выходе из порта лоцман последним покидает судно, провожает его и желает доброго плавания.

Источник: http://www.Answer-Logistic.ru/baza-znanij/nemnogo-enciklopedii/locman.html

В век высоких технологий лоцманы всё ещё нужны

Работа лоцмана заключается в проводке судов на подходах к морским портам, внутри них, и в районах, затрудненных для мореплавания, а также швартовку и перестановку судов.

Время, когда общество сможет отказаться от их услуг и полностью положится на автоматику, придёт ещё не скоро. Пока ещё ни одна машина не может ориентироваться и чувствовать море так, как опытный лоцман.

Лоцман рискует жизнью во время шторма, что бы ввести корабль в устье

Это — очень технически трудная и опасная работа, немного известная вне братства лоцманов. Все эти мужчины и женщины, являются связующей нитью глобальной системы поставок, делающих возможным своевременную экономику 21-ого столетия.

Ниже мы расскажем про элитную лоцманскую службу устья реки Колумбия.

Река Колумбия жутко опасная, мелкая, корабли постоянно садятся здесь на мель. Полоса, где мощный поток реки сталкивается с океаном, является одним из самых коварных входов в реку на планете.

Зимние штормы превращают море в прожорливый водоворот, который давно заработал для этого участка воды прозвище «кладбище тихого океана». За два последних столетия здесь было потеряно около 2000 кораблей и 700 человек.

Например, в 1941 году в устье потерпело крушение советское судно «Вацлав Воровски».

Кораблекрушения в этом полосе происходили всегда. Первое письменно зафиксированное кораблекрушение относится к 1841 году, когда шлюп Павлин, прибывший для картографирования этой области, был вынесен на песчаную отмель в устье реки — с тех пор этот предательский ориентир носит название павлинья отмель.

Первые лоцман появился здесь в 1813 году. Им стал Конкомли, одноглазый индейский вождь чинуков, который за топоры, одеяла и рыболовные крючки, проводил суда через опасную полосу на каноэ.

Организация лоцманов реки Колумбии была официально основана в 1846 году. За 163 года существования, в группе погибло приблизительно две дюжины лоцманов. Последней жертвой океана стал 50-летний Кевин Мюррей.

В январе 2006 года, переходя на грузовое судно во время шторма, он сорвался в воду и погиб.

На реке Колумбия расположен крупнейший порт США Портленд. Войти в реку из океана очень сложно, так как из-за сильных течений постоянно меняется рельеф дна и река достаточно мелкая, поэтому на каждый танкер направляется лоцман.

Лоцманы на Колумбии особенные, про них рассказывают легенды. Все они в преклонном возрасте, от 40 и старше. Только самые опытные капитаны имеют возможность получить место в отряде.

Лоцман использует вертолёт, для высадки на борт украинского судна

В задачу лоцманов входит подход к танкеру на маленьком катере. Когда катер равняется с бортом танкера (а это нужно делать и в шторм), с танкера сбрасывается веревочная лестница длиной в 3-4-x этажное здание, по которой лоцман ползёт ввысь.

Проведя танкер через мели и другие опасные участки, он тем же путём должен слезть вниз, остановившись в 1.5-2 м от палубы катера, который также качается с амплитудой в 1.5-2 метра. Спускается лоцман лицом к борту танкера, спиной к катеру на который ему по команде штурмана катера надо прыгнуть.

Иногда лоцман промахивается (по статистике, каждые 2-3 года кто-нибудь не допрыгивает).

Лоцман должен просчитывать всё заранее. Ошибки лоцмана не простительны, так как они приводят к огромному материальному ущербу (возьмем, к примеру, корабль «Крыло Радуги», он перевозит 3508 легковых автомобилей стоимостью в $72 миллиона) и даже к смерти.

Дела у лоцманов редко идут не так, как надо — но когда это происходит, то масштаб этого впечатляет. В ноябре 2007 года, лоцман в Сан-Франциско, полагаясь, прежде всего на электронные схемы и радар, попытался провести под мостом контейнеровоз «Cosco Busan» в густом тумане.

270 метровое судно врезалось в опору моста, получила разрыв топливного танка длиной в 50 метров, и выбросило почти 220 000 литров топлива в залив.

Лоцман, который предположительно принимал лекарства, которые могли ослабить его работу, был осуждён за небрежность и нарушение экологических законов.

Читайте также:  Междометия

Кстати за расторопность лоцманам неплохо платят. Скорость транспортировки решает всё. Каждую минута простоя товара в пути – выкинутые на ветер деньги. В 2008 году устье реки Колумбия пересекли приблизительно 40 миллионов тонн груза стоимостью в $23 миллиарда. Порты реки являются первыми в США по экспорту пшеницы и ячменя, и третьими по импорту автомобилей.

Лоцман готовится к переходу на корабль

Работа лоцманов следует сезонному ритму. Начиная с октября, жестокая погодная система северного  Тихого Океана, охватывающая тысячи километров, начинает закатывать свирепые штормы прямо в устье реки.

В эти дни, лоцманы очень часто ползают вверх и вниз по верёвочным трапам, что со стороны похоже на абордажные сцены из фильма Пираты Карибского моря.

Лето приносит несколько лучшую погоду и совсем другую опасность: промысловый сезон, когда река заполняется маленькими рыбацкими лодками, которые часто не обращают внимания на контейнеровозы.

Они рискнут своей жизнью ради глупой рыбы на крючке. Лето также может принести сильный туман. Что может означать сильный туман во время рыболовного сезона.

И, конечно, судовые радары могут сломаться в неподходящий момент, скажем, в тяжелом тумане во время промыслового сезона.

Лоцманская служба идёт в ногу со временем. В её распоряжении находятся две быстрые лодки, «Чинук» и «Колумбия», 22 метра в длину, 2,600-лошадиные силы, водомётный движитель, которые выживают при 360 градусном перевороте.

Лоцманы реки Колумбия также являются одной из немногих экспериментальных групп, которая использует вертолет (итальянская копия Sikorsky SH-60 Seahawk), который может летать боком со скоростью в 45 узлов, чтобы подлетать к судам, когда подход на лодке не возможен из-за шторма.

Несмотря на все технические новшества, находящиеся в распоряжении лоцманов, главное для них чувство воды. Большая часть работы состоит в ожидании того, что море  попытается выкинуть, и использовании мощь природы в своих интересах. Они пытаются уравновесить все эти природные силы, различные в зависимости от ситуации. Такой вот лоцманский дзен.

Какие жеопасности могут ожидать современное технологичное судно?

Сильно нагруженное судно, или слишком короткое, которое не может попасть в две волны, может сломаться пополам. Судноможет сдаться сильному ветру и быть выброшенным на мелководье.

Иногда волны могут достать винт судна из воды и заглушить двигатель, оставляя судно во власти течения. Стандартный рабочий процесс в такой чрезвычайной ситуации является довольно простым — удерживать судно, в то время как команда пытается перезапустить двигатель. Судно может опустить свои якоря, чтобы удержаться в канале, однако, скорее всего их просто порвёт.

Любой из 16 лоцманов,  в случае слишком опасных условий, имеет право закрыть судоходство. Однако, они не любят этого делать, ведь когда они закрывают путь на несколько дней, происходит огромная пробка. «И точно так же, как в случае с пробкой на автостраде, как только вы очищаете препятствие, требуется много времени для того, чтобы движение вернулось в намеченное русло».

Вертолёт доставляет лоцмана на борт корабля

Лоцманы никогда не уверены, что они найдут, когда поднимутся на борт судна. Это походит на аренду автомобиля. Вы не знаете, ни как дать задний ход, ни как включить фары.

Раньше они все работали капитанами судов. У многих за плечами больше чем три десятилетия морского опыта, и все имеют лицензию «высшей категории», которая позволяет им управлять любым судном, любого вида, в любой точке мира.

Рубка лоцманского катера

Добавьте ко всему перечисленному языковый барьер на борту большинства судов. Вы можете знать шесть или семь языков, на которых говорят на этом судне. Однако когда вещи идут не так, как надо, все взволнованы и возвращаются на свой родной язык.

У всех лоцманов есть истории о дне, когда они чуть не погибли. В прошлом феврале, когда лоцман Ден Джордан вел танкер к морю, внезапно возник штормовой фронт. Волны стали настолько сильными, они начали двигать судно назад.

Лоцман вынужден был выполнить редкий и очень рискованный разворот, прежде чем увести судно вверх по течению в безопасный порт.

В 2005 году, другой лоцман был вынужден выбросить сухогруз Tilos на берег, чтобы избежать столкновения с рыбацкой лодкой.

Самый незабываемый день лоцмана Левина наступил пять лет назад. Шторм может выдвинуть судно в точку, где оно больше не может идти по воде и начинает выходить из-под контроля, как автомобиль на льду. Когда это случилось с ним, Левин был на борту китайского судна.

„Совершенно новое судно, первое плавание загруженного танкера, — рассказывает он. — И когда я вхожу в устье, внезапно эта волна стала намного больше, чем я ожидал. Удар волны направил мое судно по совсем другой траектории.

Я начал разворот, однако судно не хотело слушаться руля и начинало поворачиваться на неправильный путь. Я повернул руль в крайнее положение и выдал максимальную мощность. Однако судно все еще продолжало поворачивать на другой путь.

В результате оно шло прямо на Северный Причал, нагруженным танкером, полный бензина, на очень большой скорости. И я не имел никакого контроля. Море брало под свой контроль судно».

Лоцманский катер

И только после того, как другая волна захватила судно и чудесным образом качнула, разворачивая судно в правильном направлении. Это, возможно, был тот день, когда Левин понял дзен лоцманов.

По материалам Smithsonian

———-

Во многих сферах производства требуется рабочая одежда. «Одежда для работы» бывает 2 ух видов — униформа и специальная одежда. первая — для того чтобы выделить сотрудника из толпы, к примеру парикмахер, а вторая — имиджевая составляющая компании. Можно приобретать готовую робу, а можно сшить на заказ.

Источник: https://infuture.ru/article/1844

Аномалия — электронная библиотека

Лоцман, проводник судов

— лицо, которому предоставлено право провода судов по фарватеру в известном районе при входе в порт, на рейд и выходе из них в море, в каналах и реках (происходит от нем. Lootsmann или голланд. loods, одинаково происходящих от англосаксонского lead).

Лоцманы имеются там, где плавание по фарватеру представляет особые трудности или местность нуждается в них по особому своему положению и торговому значению. Лоцман должен являться на судно по первому сигналу, состоящему в поднятии на мачте особого флага, называемого лоцманским флагом; предъявив свой бланкет капитану судна, Л.

вступает в управление судном, но присутствие Лоцмана не освобождает капитана от ответственности по управлению судном согласно указаниям Л. На бланкете капитан судна означает углубление и число тонн вместимости судна и затем сумму, выданную или причитающуюся к выдаче за провод, и другие замечания, относящиеся к проводу судна Л. Л. обязаны отдавать предпочтение военным судам.

На основании существующих узаконений в России для поступления в Лоцманы или лоцманские ученики требуется: 1) пребывание в русском подданстве не менее 5 лет и возраст не менее 21 года для Л.

и 16 лет для лоцманского ученика; 2) обладание крепким здоровьем и хорошим зрением; 3) основательное знание местных фарватера и течений, равно и других особенностей, могущих влиять на успешность плавания. Чтобы получить звание Лоцмана , нужно выдержать экзамен в портовом управлении или в управлении лоцманского округа и затем принести присягу.

Размер платы за провод судна и порядок ее взимания устанавливается правилами, издаваемыми морским министерством по соглашению с министрами внутренних дел и финансов, а также частными уставами лоцманских обществ. Сверх провода судов, к обязанностям Л.

относится производство в портах (за исключением военных) промеров рейдов и фарватеров, участие в постановке предостерегательных знаков, наблюдение за правильностью ограждения фарватеров и заведование сигналами, показывающими глубину воды на баре, в устье рек и т. п. Лоцман не имеет права сообщать посторонним лицам о знаках, приметах и особенностях фарватеров. Л.

присваивается особый знак для ношения на груди при исполнении служебных обязанностей. В некоторых портах Л. могут назначаться от правительства и получать содержание от казны. Л. могут действовать как отдельно, так и соединяться в общества и товарищества. Лоцманское общество составляют: а) члены — лоцманский староста и Л., и б) лоцманские ученики.

Всякое общество действует на основании утвержденного морским министерством устава и находится в ближайшем и непосредственном подчинении лоц-командиру и его помощнику, назначаемым морским министерством. Заведование хозяйственными делами общества принадлежат его управе, члены которой избираются Л. из своей среды.

Суммы, принадлежащие обществу, распределяются по капиталам общему и аварийному.

Общий капитал, составляемый из выручек за провод, расходуется на содержание личного состава, заведение и ремонт имущества и на пенсии; аварийный, образуемый из особых залогов, вносимых при вступлении в члены общества, предназначается на производство вознаграждения судохозяевам за убытки по авариям, причиненным по вине Л. Лоцманские товарищества представляют соединения нескольких Л. для провода судов по данному фарватеру и действуют на основании письменного договора участников, утверждаемого начальником лоцманского округа. Лоцманские товарищества могут образовываться только там, где нет лоцманского общества. Делами товарищества заведует избираемый участниками староста. На прибрежье русских морей Л. имеют в настоящее время различную организацию, а в некоторых местах действуют вольные Л., по найму идя на свой риск, без всякой организации. Вот перечень действующих в России обществ, товариществ и вольных Лоцманов с показанием капиталов их к 1895 г. и выручки за провод судов за 1894 г.

Капитал к 1 янв. 1895 г. Сбор за провод судов в 1894 г.
Руб. К. Руб. К.
СПб. общество Л. 34777 20
Кронштадтское общ. 91669 77 31674 80
Рижское общ. в Больдераа 19530 44847 76
Либавская лоцм. команда 94539 07 16836 74
Виндавские Л., содержимые на счет купеч. 3405 50
Нарвские, содержим. на счет гор. управы 2858 10
Перновское общ., содержимое гор. управл. 2239 25
Аренсбургские Л., содержимые гор. упр. 439 90
Ревельские вольн. Л. 1824
Гапсальские » » 700
Архангельское общ. 3037 75 19286 49
Частные лоцманские артели изкрестьян:
— Онега 1705 94
— Мезень 1200
— с. Ковда 270
— Сороки 1252 32
Николаевское общество (Черн. м.) 128217 35 99415 66
Керчь-Еникальское общ. (Азовск. м.) 10616
Потийский портовой Л. 2097 98
Батумское лоцм. тов-во 7772 50

В Финляндии Лоцманы — коронные; они получают жалованье на основании штата и устава Л. и маячн. ведомства 9 мая 1870 г. Выручка их за 1894 г. — 273366 марок.

Источник: http://a-nomalia.narod.ru/bel2/250.htm

Ссылка на основную публикацию