«дуб» — 25 однокоренных слов

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Дождитесь публикации материала и скачайте свидетельство

о публикации в СМИ бесплатно.

Опубликует не менее 15 материалов в методической библиотеке портала и скачайте

документ бесплатно.

Свидетельство участника экспертной комиссии

Оформить бесплатно документ можно здесь

Разработка урока по русскому языка для обучающихся 2 класса по теме: «Корень и однокоренные слова»

Оценить

988 18.11.2014

Содержимое разработки

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  • Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  • Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  • На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  2. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  3. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  • Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  • Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  • На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  2. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  3. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  • Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  • Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  • На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  2. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  3. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Также вас может заинтересовать

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/russkij-jazyk/76964-urok-russkogo-jazyka-koren-slova-i-odnokorenn/page-6

Конспект урока по русскому языку «Корень слова и однокоренные слова»

Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне слова и однокоренных словах.

  • Образовательная: совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.
  • Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
  • Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
  • Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
  • -ценностное отношение к процессу определения корня в однокоренных словах;
  • -ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • -осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
  • -знание об определение корня в однокоренных словах;
  • -умение применять знания в жизненных ситуациях;
  • -умение находить общую часть родственных слов;
  • -умение принимать и сохранять цель урока;
  • -умение находить способы решения поставленной цели;
  • -умение планировать,контролировать и оценивать свои действия;
  • -умение слушать собеседника и вести диалог,высказывать свою точку зрения,правильно говорить;
  • -умение провести рефлексию своих действий на уроке.
  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

1.Организационный момент.Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

  1. — Ребята, вы готовы к уроку?
  2. На вас надеюсь я, друзья.
  3. Мы хороший, дружный класс.
  4. — Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты русского языка.
  1. В алфавите 33 буквы.(да)

  2. В неделе 8 дней.(нет)

  3. Гласный звук образует слог. (да)

  4. В радуге семь цветов.(да)

  5. В слове конь три буквы. (нет)

  6. В слове цветы первый слог ударный. (нет)

Откройте тетради. Запишите …число. Классная работаМинутка чистописания.

На какие группы можно разделить буквы?

Какая буква лишняя в каждой группе?

е – обозначает два звука. В каких случаях буква е обозначает 2 звука?

-Минутка чистописания(1строчка-мо ма му ла ло лу ла ро ру,2строчка-ом ам ум ал ол ул ар ор ур)

— Итак, сегодня на уроке мы обобщим ваши знания о корне и однокоренных словах. Закрепим умение находить корень в однокоренных словах. Как вы думаете, все ли вы знаете о корне и однокоренных словах?

Все знания вы получаете постепенно, как бы поднимаясь по лестнице. У каждого на столе лежит «лист самооценки». Как вы думаете, на какой ступеньке вы стоите? Поставьте себя в начале урока. А в конце урока мы проверим, как повысилась ваша самооценка.

  • Как вы думаете, какие знания, будем обобщать и какие умения тренировать?
  • -На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
  • — Что такое корень слова?
  • — Как выделить корень в слове?

— Вы любите разгадывать загадки? Предлагаю вам несколько разгадать.

  1. Человечек, слепленный из комков снега. (снеговик)
  2. Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)
  3. Атмосферные осадки- белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда. (снег)
  4. Тонкий слой ледяных кристаллов на ветвях деревьев. (иней)

Небольшая певчая птичка с красной грудкой.(снегирь)Что можно сказать об этих словах?

— Запишите слова через запятую в тетрадь.

— Что можно сказать об этих словах?

-Все ли слова однокоренные? Почему?

3. Работа по теме.Вспоминаем, обсуждаем.

-Как вы думаете слово корень однозначное или многозначное? Докажите.

Слово корень – многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова.

  • Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.
  • Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)
  • А ещё в словаре говорится, что корень – это значимая основная часть слова.
  • Как по-другому можно сказать о корне слова?
  • Вывод: это главная часть слова.
Читайте также:  Обособленное обстоятельство - это... 40 примеров предложений

-Итак,мы ответили на первый вопрос.(Корень-это главная часть слова)Роль корня в слове.

  1. Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт.
  2. Послушайте стихотворение «Как растут слова?»
  3. Посадили странный сад.Не был сад фруктовым –
  4. Разрастаться стало вскоре

Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.

  • -Прочитайте слова, запишите, выделите корень.
  • соль, соленье, посолил, рассол, соленый.
  • Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.
  • Поняли, что означает это слово?
  • Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части.

Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?

  1. Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов.
  2. -Вот мы ответили и на второй вопрос.(В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов)
  3. Как выделить корень в слове?

Обсуждаем третий пункт плана. Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, кто на ней изображен? (Семья, родственники).

Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю вас побывать ещё в одной семье, даже в двух.

Итак, жил-был

тигр. У него была тигрица, а у неё маленький сынок тигрёнок.. Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?– Запишем эти слова через запятую в тетрадь(один человек работает у доски) Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?

-Что можно сказать об этих словах?

В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык … (какой? чей?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.

В семье слов выделите корень. Как выделить корень?

Вывод: Надо подобрать однокоренные слова и выделить у ниходинаковую часть – корень.

Вот мы нашли ответ и на третий вопрос.Как выделить корень в слове?(подобрать родственные слова и выделить общую часть-корень

Физкультминутка.

Раз – присели, два – привстали.

4. Тренировочные упражнения. «Играем, наблюдаем».

Мы вспомнили и обсудили все вопросы первой части нашего урока.

Следующая часть называется “Играем, наблюдаем”, в которой вы будете выполнять тренировочные упражнения.

Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в группах.

Игра «Засели домики»

На партах у учеников лежат слова. Дети читают и крепят свое слово в домике с нужным корнем

— Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно «заселите» родственников в домики, нет ли среди них «чужих»?

вода

лиса

морской

водичка

лист

лисонька

моряк

море

водный

водитель

лисичка

лисий

мороз

подводник

Проверка.

— Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).

— Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

-Пропедевтическая работа: — Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.

Игра “Зоркий глаз”

Мы отправляемся в гости еще к одной семье. Работа в парах. Карточка 1

Прочитайте внимательно задание. Выполните задание. Найдите в тексте однокоренные слова Выделите корень. Назовите лишнее.

Физминутка. Релаксация для глаз.

  • Игра “Помоги мальчику найти пары родственных слов”
  • Помогите мальчику найти пары родственных слов.
  • Объясните.

-Цепочкой у доски и в тетрадях

Игра « Быстрей, вперед» Работа в парах. Карточка 2прочитайте задание. Распределите задание. Выполните его в тетрадь. Вынесите его на доски

5. Итог, рефлексия.Найдите правильное определение корня.

Карлсон думает, что корень — это главная часть предложения.

Буратино думает, что корень – это общая часть всех слов.

Маша думает, что корень – это общая часть родственных слов. Кто из них прав?

-Давайте вспомним, какие проблемные вопросы мы ставили в начале урока?

-Удалось ли нам на них ответить?

-Молодцы! Справились с заданием.

Давайте проверим, изменилась ли ваша самооценка после урока.

Как вы думаете, на какую оценку вы знаете материал о корне и однокоренных словах? Оцените себя.

— Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.

-Спасибо за работу. Урок закончен.

6. Домашнее задание.

— Предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе, где потребуется умение доказывать и рассуждать. (Работа по карточкам)

— Спасибо за урок!- Урок окончен.

  1. Раздаточный материал
  2. Лист самооценки
  3. Знаю на 5
  4. Знаю на 4
  5. Требуется помощь
  • Не знаю
  • Лист самооценки
  • Знаю на 5
  • Знаю на 4
  • Требуется помощь
  • Не знаю
  • Лист самооценки
  • Знаю на 5
  • Знаю на 4
  • Требуется помощь
  • Не знаю
  • Лист самооценки
  • Знаю на 5
  • Знаю на 4
  • Требуется помощь
  • Не знаю
  • Карточки 1 для дополнительной работы

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Читайте также:  12 примеров сочинений егэ по русскому языку на 24 балла

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Карточка 2

Разделите слова на две группы.

  1. Выделите корень в однокоренных словах.
  2. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.
  3. Разделите слова на две группы.
  4. Выделите корень в однокоренных словах.
  5. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
  6. Разделите слова на две группы.
  7. Выделите корень в однокоренных словах.
  8. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.
  9. Разделите слова на две группы.
  10. Выделите корень в однокоренных словах.
  11. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
  12. Разделите слова на две группы.
  13. Выделите корень в однокоренных словах.
  14. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.
  15. Разделите слова на две группы.
  16. Выделите корень в однокоренных словах.
  17. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
  18. Разделите слова на две группы.
  19. Выделите корень в однокоренных словах.
  20. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.
  21. Разделите слова на две группы.
  22. Выделите корень в однокоренных словах.
  23. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
  24. Разделите слова на две группы.
  25. Выделите корень в однокоренных словах.
  26. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.
  27. Разделите слова на две группы.
  28. Выделите корень в однокоренных словах.
  29. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
  30. Домашнее задание

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  • Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  • Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  • На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  2. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  3. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  • Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  • Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  • На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  2. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  3. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  • Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  • Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  • На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  2. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  3. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  • Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  • Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  • На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. Стоит, поляна, могучий, на, дуб.
  2. Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
  3. На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Источник: https://infourok.ru/obobschenie-po-teme-koren-slova-i-odnokorennie-slova-1526010.html

Однокоренные слова 2 класс

Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.

  • Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.
  • Родственные — родственники — родители — родные — сородичи — род
  • Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и  общую часть — род.
  • Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.

Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.

Примеры однокоренных слов

Вот пример цепочек однокоренных слов:

    • лист — листик — листочек — листать
    • висит — виснет — зависнет — провис
    • С корнем -кот-: кот, котёнок.
    • С корнем -дуб-: дуб, дубок.
    • С корнем -лес-: лес, лесной, перелесок, лесник, лесочек.
    • С корнем -свет-: свет, светить, светлый, посветить, рассвет, светильник, светлячок.
    • С корнем -дар-: дар, дарить, подарочный, подарок.
    • С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
    • С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
    • С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
    • С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
    • С корнем -мор-: море, морской, приморский, моряк, морячка.
    • С корнем -рос-: роса, росистый, росы.
    • Слон, слоновый, слониха
    • Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
    • Кормить, кормушка, корм.
    • Летать — лётчик, лётный.
    • Город, городской.
    • Дом — домашний.
    • -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
    • -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
    • -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
    • -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
    • -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
    • гриб — грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб).
    • лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис).
    • Груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш).
    • Плод — бесплодие — бесплодный -выплод — оплодотворение — оплодотворить — оплодотворять — плодик — плодить —плодиться — плодный — плодовитый — плодовый — плодоносный — плодородие — приплод — расплодить — расплодиться.
Читайте также:  Односоставные и двусоставные предложения - как определить на примерах

Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.

Корень — это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.

Как найти корень в слове?

  1. Подберите к слову как можно больше родственных слов.
  2. Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.

Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.

Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.

  • снег — снега — снеговик
  • мороз — морозы — морозить
  • ложка — ложечка
  • рукавчик — рукава
  • гриб — грибок
  • рыбка — рыба
  • куст — кусты
  • холод — холода
  • дождь — дожди
  • шубка — шуба
  • берёзка — береза
  • травка — трава.

Какие однокоренные слова у слова «ветка»?

Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-Однокоренные слова к слову «ветка»:

  • веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
  • веточный, ветвистый, ветвяной;
  • ветвисто;
  • ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.

P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.

Тест на тему «Однокоренные слова»

Источник: http://chvuz.ru/odnokorennye-slova-2-klass.html

Однокоренные слова к слову «дуб»

К сло­ву «дуб» ука­жем одно­ко­рен­ные сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи: суще­стви­тель­ные (дубок, дуб­лён­ка), при­ла­га­тель­ные (дубо­вый, дуб­ле­ный), гла­го­лы (дубить, выду­бить).

Прежде чем под­би­рать одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «дуб», выяс­ним его зна­че­ние и вычле­ним в его мор­фем­ном соста­ве глав­ную мор­фе­му, кото­рая объ­еди­ня­ет по смыс­лу род­ствен­ные лек­се­мы в одну семью. Этим сло­вом назы­ва­ют вет­ви­стое могу­чее лист­вен­ное дере­во с плот­ной дре­ве­си­ной, пло­да­ми кото­ро­го явля­ют­ся жёлу­ди.

Корень слова «дуб»

В поле сре­ди зре­ю­щий пше­ни­цы рас­тет оди­но­кий ста­рый дуб.

Рассматриваемое сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что? Это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам:

  • лист чего? дуба;
  • идем к чему? к дубу;
  • любу­ем­ся чем? дубом;
  • креп­кие дубы.
  • Сравнив падеж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­но­го, ука­жем в его мор­фем­ном соста­ве нуле­вое окон­ча­ние в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла.
  • Оставшаяся мор­фе­ма дуб- явля­ет­ся кор­нем:
  • дуб   — корень/окончание.

Родственные слова к слову «дуб»

Однокоренные существительные

С помо­щью суф­фик­сов обра­зу­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва, при­над­ле­жа­щие к само­сто­я­тель­ной части речи, — име­ни суще­стви­тель­но­му:

  • дубок
  • дубо­чек
  • дуби́ще
  • дуб­няк
  • дуб­ня­чок
  • дубо­вик (назва­ние съе­доб­но­го гри­ба)
  • дубьё
  • дуб­ле­ние
  • дуб­лен­ка
  • дуби­тель
  • дубиль­щик
  • дубо­ва­тость

В эту груп­пу одно­ко­рен­ных слов отне­сем слож­ное по соста­ву назва­ние пев­чей лес­ной пти­цы «дубо­нос» с креп­ким кону­со­вид­ным клю­вом, при­спо­соб­лен­ным для раз­гры­за­ния косто­чек пло­до­вых дере­вьев (виш­ни, череш­ни и пр.).

Однокоренные прилагательные

В рус­ском язы­ке с кор­нем -дуб- насчи­ты­ва­ет­ся не так уж и мно­го род­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

  • дубо­вый лес;
  • дубо­ва­тый чело­век (разг.);
  • дуб­лё­ный жилет;
  • дуб­лё­ноч­ный мате­ри­ал;
  • заду­бе­лые руки.

Однокоренные глаголы

К этой части речи при­над­ле­жат сле­ду­ю­щие род­ствен­ные сло­ва:

  • дубить (ся);
  • заду­бить
  • заду­беть
  • выду­бить (ся);
  • оду­беть
  • про­ду­бить
  • наду­бить.

«Дуб» и «дубрава» — это однокоренные слова?

Часто к одно­ко­рен­ные лек­се­мам при­чис­ля­ют похо­жее сло­во «дуб­ра­ва». И в этом есть некий смысл, посколь­ку им назы­ва­ют лист­вен­ный лес с пре­об­ла­да­ни­ем дуба. Но вме­сте с тем это сло­во обла­да­ет более широ­ким лек­си­че­ским зна­че­ни­ем: «дуб­ра­ва» — это вооб­ще лес или роща, состо­я­щая из дере­вьев одно­го вида, то есть необя­за­тель­но из дуба.

  1. Посмотрим, какой мор­фем­ный состав оно име­ет:
  2. дуб­рава — корень/окончание.
  3. В соста­ве это­го суще­стви­тель­но­го невоз­мож­но выде­лить корень -дуб-, посколь­ку в совре­мен­ном рус­ском язы­ке не суще­ству­ет такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной мор­фе­мы -рав-, с помо­щью кото­рой обра­зу­ют­ся новые сло­ва.
  4. Как видим, «дуб­ра­ва» («дубро́ва») не явля­ет­ся одно­ко­рен­ным сло­вом к ана­ли­зи­ру­е­мо­му суще­стви­тель­но­му. Оно име­ет свой ряд одно­ко­рен­ных лек­сем:
  • дуб­равушка
  • дуб­равный
  • дуб­ровка
  • дуб­ровник.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sostav-slova/koren/dub-odnokorennyie-slova.html

Ссылка на основную публикацию