Верен ли синтаксический разбор?

Верен ли синтаксический разбор?

Синтаксический разбор сложного предложения позволяет повторить и обобщить сведения о сложном предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой. Кроме того, при данном виде разбора привлекаются все имеющиеся сведения о простом предложении, таким образом происходит обобщение и систематизация изученного материала по синтаксису и пунктуации.

Список дидактических единиц, проверяемых на ЕГЭ

В перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене, включены следующие дидактические единицы (нумерация – код элемента содержания, для которого создаются задания):

Верен ли синтаксический разбор?Верен ли синтаксический разбор?Все эти дидактические единицы изучаются на уроках русского языка в 9 классе в разделе «Синтаксис и пунктуация», систематизировать и обобщить знания по данным темам помогает синтаксический разбор сложного предложения.

Общий план разбора с примерами

  1. Подчеркнуть члены предложения во всех частях сложного предложения. Указать тип сказуемого и типы второстепенных членов (дополнения, определения, обстоятельства) во всех частях сложного предложения.
    Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.

    • Я – подлежащее, выраженное местоимением;
    • я (что сделал?) выглянул и увидел – однородные простые глагольные сказуемые;
    • метель – подлежащее, выраженное существительным;
    • метель (что сделала?) разбушевалась – простое глагольное сказуемое;

    выглянул (куда?) в окно – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

    Утро было солнечным, и день должен быть жарким.
    Утро – подлежащее, выраженное существительным;

    утро (каково? было каким?) было солнечным – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой было и прилагательным солнечным;

    день – подлежащее, выраженное существительным;

    день (каков? должен быть каким?) должен быть жарким –  составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой  быть, кратким прилагательным должен и полным прилагательным в творительном падеже жарким.

    Наступила тишина: он начал петь.

    1. Тишина – подлежащее, выраженное существительным;
    2. тишина (что сделала?) наступила – простое глагольное сказуемое;
    3. он – подлежащее, выраженное местоимением;

    он (что сделал?) начал петь – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начал и инфинитивом петь.

  2. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.Каждое предложение из приведённых в №1 имеет две грамматических основы, следовательно, является сложным, состоит из двух частей.
  3. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.
    Верен ли синтаксический разбор?

    • Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.
    • [ O и O ], (что). Предложение сложное, в первом простом – однородные сказуемые;
    • союзное, части соединяются подчинительным союзом что;
    • сложноподчинённое;

    первое простое – главное, от него ставится вопрос ко второму предложению: увидел что? Следовательно, второе простое предложение – придаточное изъяснительное.

    1. Верен ли синтаксический разбор?Утро было солнечным, и день должен быть жарким.
    2. [  ], и [  ]. Предложение сложное, связь союзная, простые предложения связаны сочинительным союзом и;
    3. соединительный союз выражает смысловые отношения последовательности событий;
    4. предложение сложносочинённое.
    5. Верен ли синтаксический разбор?Наступила тишина: он начал петь.
    6. [  ]:[  ]. Предложение сложное, связь бессоюзная, простые предложения связаны по смыслу и интонационно;
    7. первое простое объясняет причину того, о чём говорится во втором, поэтому ставится двоеточие.
  4. Охарактеризовать предложение:
    • — по цели высказывания;
    • — по интонации;
    • — по количеству грамматических основ (сложное);
    • — указать тип сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное или предложение с разными видами связи (указать какими);
    • — если в сложноподчинённом предложении к одному главному относятся несколько придаточных, указать вид подчинения: последовательное, параллельное или однородное.
    • Верен ли синтаксический разбор?Мы вошли в лес, где было много грибов, которые встречались нам на каждом шагу.
    • Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;
    • союзное, сложноподчинённое;
    • первое простое Мы вошли в лес – главное, второе где было много грибов  – придаточное определительное (лес какой?), присоединяется к главному с помощью союзного слова где;
    • третье  которые встречались нам на каждом шагу  – придаточное определительное (грибов каких?), присоединяется ко второму простому с помощью союзного слова которые;
    • последовательное подчинение.
    • Верен ли синтаксический разбор?Я знал, что она права, что придётся извиняться.
    • Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;
    • союзное, сложноподчинённое;
    • первое простое Я знал – главное, второе и третье что она права, что придётся извиняться относятся ко всему главному и отвечают на вопрос о чём?;
    • присоединяются к главному с помощью союзов что;
    • являются придаточными изъяснительными;
    • однородное подчинение.
    • Верен ли синтаксический разбор?Если хотите достичь успеха, нужно забыть обо всём, что вас отвлекает от цели.
    • Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;
    • союзное, сложноподчинённое;
    • первое предложение Если хотите достичь успеха – придаточное обстоятельственное условия, отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется к главному с помощью союза если;
    • второе простое нужно забыть обо всём – главное, третье простое что вас отвлекает от цели – придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос о чём?;
    • присоединяется к главному с помощью союзного слова что;
    • параллельное (неоднородное) подчинение.
    • Верен ли синтаксический разбор?Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.
    • Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 простых;
    • предложение с сочинительной и подчинительной связью;
    • сочинительная связь: Он позвонил, и вышла девочка;
    • два простых предложения связаны сочинительным союзом и, союз соединительный, выражает смысловые отношения последовательности. Подчинительная связь между предложениями вышла девочка (главное), когда дверь открылась (придаточное обстоятельственное времени, присоединяется союзным словом когда), которую он видел вчера (придаточное определительное, присоединяется союзным словом которую);
    • параллельное (неоднородное) подчинение.
  5. охарактеризовать каждую часть:
    1. — указать роль в сложном предложении (главное или придаточное, вид придаточного), для придаточных назвать средство связи (союз или союзное слово);
    2. — по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать тип);
    3. — по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);
    4. — по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
    5. — по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).
    6. Продолжим разбор на примере последнего рассмотренного предложения:

    Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.

    • Первое простое  Он позвонил – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;
    • второе простое когда дверь открылась – придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено;
    • третье простое вышла девочка – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;
    • четвёртое простое которую он видел вчера – придаточное определительное, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.
  6. Если предложение содержит прямую речь или вставное предложение, они рассматриваются как самостоятельные предложения.

    1. Он сказал: «Помоги мне встать!»
    2. Он – подлежащее, выраженное местоимением;
    3. он (что сделал?) сказал – простое глагольное сказуемое;
    4. помоги – простое глагольное сказуемое;
    5. помоги (в чём?) встать – дополнение, выраженное инфинитивом;

    помоги (кому?) мне – дополнение, выраженное местоимением.

    Предложение представляет из себя прямую речь, первое предложение Он сказал – слова автора, второе Помоги мне встать – собственно прямая речь.

    Первое предложение Он сказал – повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено. Второе предложение Помоги мне встать – побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, ничем не осложнено.

    • Сергей (ему тогда исполнилось девять лет) тоже поехал вместе с родителями.
    • Предложение  Сергей тоже поехал вместе с родителями повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено вставной конструкцией  ему тогда исполнилось девять лет.
    • Вставная конструкция ему тогда исполнилось девять лет представляет собой предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное; ничем не осложнено.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Источник: http://olgadyachenko.ru/sintaksicheskij-razbor-slozhnogo-prelozheniya.html

Синтаксический разбор

Схема синтаксического разбора предложения (разбор под цифрой 4)

  1. Разобрать предложение по членам (подлежащееа – тот кто действует, о ком или о чем идет речь; сказуемоеб – что о нем говорится, что он делает, сделал; определениев – от существительного к нему можно задать вопрос какой, чей; дополнениег – от глагола к нему можно задать вопрос косвенного падежа; обстоятельствод — от глагола к нему можно задать вопросы как? когда? почему? с какой целью? и т.п.).
  2. Разделить предложение (если предложение сложное) на части, пронумеровать части по порядку.

III. Сделать описательный разбор (всего предложения) по следующей схеме:

– повествовательное (.),
– вопросительное (?),

– побудительное (глагол стоит в повелительном наклонении, выражает просьбу, приказ).

– невосклицательное,
– восклицательное (!).

  1. По количеству грамматических основ:

1) простое (одна грамматическая основа – одно подл.+ сказ),
2) сложное:

– сложносочинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены сочинительными союзами*),

– сложноподчинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены подчинительными союзами**),
– бессоюзное***,

– с разными видами связи (одни блоки предложения связаны сочинительным союзом, другие — подчинительным).

  1. По наличию одного или обоих главных членов (в сложном предложении каждого простого предложения):

1) двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).
2) односоставное (есть только один главный член предложения) с главным членом
а) подлежащим – назывное (Весна.);
б) сказуемым****
– определённо-личное,
– неопределённо-личное,
– обобщённо-личное,

– безличное.

  1. По наличию второстепенных членов:

– распространённое (кроме главных членов есть второстепенные),
– нераспространённое (только главные члены).

  1. По наличию пропущенных членов:

– полное,
– неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

  1. По наличию осложняющих членов:

1) неосложнённое,
2) осложнённое:
– однородными членами предложения (указать какими);
– обособленными второстепенными членами предложения – определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
– вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
– прямой речью;
– обращением.

Образец синтаксического разбора

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.

1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространённое, полное, осложнено однородными обстоятельствами;

2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
3 часть: односоставное – неопределённо-личное (сказуемое открывали, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
4 часть: односоставное – безличное (сказуемое невозможно было сказать), нераспространённое, полное, неосложненное; (другой вариант разбора: двусоставное, неполное – место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространённое, неосложненное);
5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начинается, ПГС), распространённое, неполное (опущено подлежащее), неосложненное;
7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стоял, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опущено), распространённое, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.

Читайте также:  Наоборот как пишется? выделяется запятыми?

Примечания:
а) ТИПЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – одно слово:

  1. Имя существительное: Старший сын уехал в столицу.
  2. Местоимение: Он уехал в столицу.
  3. Имя прилагательное: Старший уехал в столицу.
  4. Причастие: Поднявший меч от меча и погибнет.
  5. Имя числительное: Двое уехали в столицу.
  6. Инфинитив (неопределённая форма глагола): Любить– это прекрасно.
  7. Наречие: Настало и роковое послезавтра.
  8. Предлог: «В»является предлогом.
  9. Союз: «А» – противительный союз.
  10. Частица: «Не» с глаголами пишется отдельно.
  11. Междометие: Неслось со всех сторон  «ау».
  12. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного: «Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» – было его девизом.

Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание:

  1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже: Пять стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены.
  2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом  из: Многие из нас поедут в столицу.
  3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом  с (только при сказуемом – во множественном числе!): Мать с сыном  поедут (мн. ч.) отдыхать. НО! Мать с сыном поедет отдыхать.
  4. Существительные начало, середина, конец+ существительное в родительном падеже: Стоял конец сентября.
  5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, словосочетание с метафорическим значением): Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
  6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя: Что-то неприятное было во всем его облике.
  • б) ТИПЫ СКАЗУЕМОГО (подробнее на стр. «Члены предложения»)
  • Верен ли синтаксический разбор?
  • в) ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение— второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в формах числа, падежа. Согласованные определения выражаются:
-прилагательным (Я надену к  а к у ю? белую рубашку.

);
-местоименным прилагательным (Дай мне ч ь ю? твою руку.);
-порядковым числительным (Принеси к а к о й? пятый том.);
-причастием (На столе лежит к а к о е? нераспечатанное письмо.

)
Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:
-существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы к а к и е? Чехова. На ней была юбка к а к а я? в клетку.);
-существительным в И. п.

(Я побывал на озере к а к о м? Байкал.);
-притяжательным местоимением его, её, их (Это ч е й? его дом.)
-наречием (Нам подали яйца к а к и е? всмятку и кофе к а к о й? по-варшавски.);
-глаголом в форме инфинитива (У него было желание к а к о е? учиться.

)
Несогласованные определения обычно стоят после определяемого слова.

Приложения — определения, выраженные существительными и связанные с определяемым словом согласованием или примыканием. Приложения имеют следующие значения:
-качество, свойство предмета (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

);
-возраст, звание, род занятий и т.п. (Сестра Лиза приехала на каникулы.)
-пояснение, более точное название (В саду растёт шиповник — кустарник с крупными, похожими на розу цветами.);
— название литературных произведений, предприятий, торговых марок и т. д.

(Я читаю роман «Евгений Онегин».)

  1. г) ДОПОЛНЕНИЕ
  2. Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет (взять книгу, читать книгу, заинтересоваться книгой) и отвечает на вопросы косвенных падежей.
  3. Дополнения зависят от тех членов предложения, которые так или иначе связаны с глаголами (гуляю с другом; гуляющий с другом; гуляя с другом; распространение листовок — существительное распространение образовано от глагола распространять; довольный обедом — отглагольное прилагательное).
  4. Дополнение выражается в первую очередь существительными и словами со свойствами существительного, а также неопределенной формой глагола (инфинитивом) и неделимыми словосочетаниями.

Прямое дополнение— это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие: Егор снял полушубок.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного падежа с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: всматриваться в даль; не горюю о пропаже; лечат лекарствами….

Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие:Он уговорил меня пойти на дискотеку. Запомнить:
— инфинитив-дополнение и инфинитив-сказуемое обозначают действия разных лиц,

— инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением — значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять и т.п.

Дополнение может быть выражено любой частью речи, замещающей имя существительное. Он не обращал никакого внимания на ее «но» в качестве дополнения употреблен союз но.

д) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Обстоятельства Вопросы Примеры
образа действия как? каким образом? Мы пошли пешком.
времени когда? с каких пор? до каких пор? Мы приехали вчера.
места (где? куда? откуда?): Я побежал вперёд.
причины почему? От усталости у меня кружится голова.
цели зачем? Я пришла мириться.
меры и степени в какой мере, степени? Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
условия при каком условии? Без звонка туда идти нельзя.
уступки несмотря на что? Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства бывают выражены

наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная) Мы приехали утром.
деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце.
именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. — сравнительными оборотами) Он читал стихи с выражениемкак профессиональный чтец.
инфинитивом Я хочу пойти прогуляться
устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад.Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

Сочинительные союзы*

  1. Соединительные: и, да(в значении «и»), да ини-ни, тоже, также
    2. Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли-то ли. Функцию разделительных союзов могут выполнять их аналоги, сохраняющие семантические связи с соответствующими вводными словами или наречиями: может быть … может быть; возможно … возможно; иногда … иногда … а иногда. Эти последние могут употребляться совместно с союзами (может быть … или, может быть; то ли … то ли … а может быть; иногда … а то и).
    3. Противительные: а, но, да(=но), зато, однако
    4. Сопоставительные (двойные или составные):

    как…, так и
    не только…, но и
    не столько…, сколько
    не так…, как
    хотя и…, но
    не то что(бы)…, но (а)
    если не…, то

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой.

Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование.

Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО».

Подчинительные союзы**
Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого.

Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.

Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:

1) временные: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, лишь только;

2) причинные: так как, потому что, ввиду того что, ибо (устар. / книжн.);
3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.), раз;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с тем чтобы;
5) уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, как будто, словно, будто, точно, чем, подобно тому как;
8) изъяснительные: что, как, чтобы, ли (частица в роли союза).

  • Бессоюзное сложное предложение***
    В бессоюзном сложном предложении его части связаны между собой:
  • 1)по смыслу (Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.);
  • — интонация перечисления (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес .),

2)интонационно
— противопоставления (Служить бы рад — прислуживаться тошно),
— пояснения (Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников),
— предупреждения (Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает),
— обусловленности (Любишь кататься — люби и саночки возить);
3)порядком расположения частей (Наступил вечер — стало прохладно. Стало прохладно: наступил вечер),
4)видо-временными формами глаголов-сказуемых (однородные глагольные формы, например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли).

Односоставные предложения с главным членом сказуемым****
1) В определенно-личных предложениях сказуемое выражено в такой форме, которая имеет значение 1-го или 2-го лица единственного числа или множественного (действие производят: я, ты, мы, вы), т.е.

в форме настоящего или будущего времени, а также повелительного наклонения (остальные формы глагола значения лица не имеют). Примеры: Хочу спать. Хотим спать.

Хочешь спать? Хотите спать? Спи! Спите!
2) В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом обязательно в форме множественного числа, это может быть форма 3-го лица настоящего или будущего времени или же форма прошедшего времени, а также условного наклонения (действие производят Они).

Пример: В киоске продают (продавали) газеты.
3) В обобщенно-личных предложениях сказуемое по форме совпадает со сказуемым в определенно-личном или неопределенно-личном предложении, однако значение предложения — обобщенное, т.е. действие совершает любой, каждый из нас, все. Примеры: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Цыплят по осени считают.
4) В безличных предложениях единственный главный член — сказуемое, которое может быть выражено наречием (На улице холодно. Можно простудиться.); безличным глаголом (Хочется стать.); личным глаголом в безличном значении (Из окна дует.); глаголом в неопределенной форме (Молчать!).

перейти на стр. «Разбор словосочетания«, «Предложение в таблицах«, «Члены предложения в таблицах«,   «Синтаксис в таблицах«, «Синтаксис в песнях«, вернуться на главную

Читайте также:  Правописание -н- и -нн- в наречиях. примеры

Источник: https://grammatika-rus.ru/glavnaya/sintaksicheskij-razbor/

Как выполнить синтаксический разбор предложения — Школьные Знания.com

1. Записать предложение, выделить грамматические основы — подлежащие и сказуемые, например:

Между нами тает лёд…

  •                       ===  ——
  • 2. По грамматическим основам определить простые части предложения и расставить их границы с помощью знаков, желательно обозначив номер части:
  • — обозначение границ независимых частей предложения;
  • — обозначение границ зависимых частей предложения.
  • Например:

Между нами тает лёд

Я обниму тебя, чтобы не стало холодней.

3. Над словами написать части речи, к которым они относятся:  (фразеологизм не часть речи!). Как правило, служебные части речи обозначаются графически (рекомендуемые обозначения: союз — кружок, предлог — прямоугольник, частица — треугольник).

4. Графически обозначить члены предложения, выделить обороты, указать однородность членов предложения (заключить их графическое обозначение в кружок).

  1. 5. Приступить к характеристике предложения, то есть указать, какое оно:
  2. по цели высказывания (повествовательное/побудительное/вопросительное);
  3. по интонации (восклицательное/невосклицательное);
  4. по количеству частей (простое/сложное).

6.1. Если предложение простое, то указать, какое оно:

  • по наличию главных членов предложения (двусоставное/односоставное, из односоставных определённо-личное/неопределённо-личное/безличное/назывное и др.);
  • по наличию второстепенных членов предложения (распространённое/нераспространённое);
  • по полноте строения и значения предложения (полное/неполное);
  • по наличию осложняющих элементов (осложнённое/неосложнённое).

6.2. Если предложение сложное, то указать:

количество частей (от двух и более);

связи простых частей (ССП/БСП/СПП/с различными видами связи).

Затем охарактеризовать каждую часть предложения отдельно (см. 6.1. пункт).

! В характеристике частей, связанных подчинительной связью, указывается, какая часть является главной, а какая — придаточной + вид придаточной части.

  1. 7. Рисуется графическая схема предложения:
  2. полная — с указанием границ частей,  всех членов предложения, союзов и союзных слов, оборотов;
  3. сокращённая — аналогично полной схеме, но указываются только главные члены предложения.

Источник: https://znanija.com/task/16308367

Синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн

Фонетический разбор слова Разбор слова по составу Подобрать однокоренные слова Проверить уникальность Проверить уникальность сайта + орфография и качество Подобрать синонимы к словам Проверить орфографию Распознать Поставить ударение в слове Играть в города

Сервис позволяет провести автоматический бесплатный синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн. Сервис выделяет члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, над каждым словом приводится морфологическая информация о части речи по данному слову. При использовании сервиса учитывайте, что правильность разбора на данный момент составляет примерно 80%, поэтому представленный результат необходимо подвергать тщательной проверке. В х можете указывать найденные ошибки, мы будем стараться их исправить 🙂

Буквы Е и Ё (две разные буквы), наличие орфографических и пунктуационных ошибок в тексте влияют на результат разбора.

Результаты хранятся 7 дней (сохраняйте адрес страницы с разбором вашего предложения).

Справочная информация

Понятие синтаксиса

Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями. Какие же именно темы затрагивает синтаксис?

  1. Правильное построение и верный состав предложений, а также словосочетаний.

  2. Рассмотрение связующих слов внутри синтаксических единиц.

  3. Темы, относящиеся к синтаксическим единицам, их главная роль в языке.

  4. Определение главных и второстепенных членов предложения, упор на грамматическую основу.

Если обратиться к созданию науки о синтаксисе, то придется углубиться в 19 век. А сами предпосылки появления термина «синтаксис» появились еще в далеком античном мире. Люди принимали синтаксические разбор, как нечто, которое способно прояснить предложение и длинное словосочетание. Спустя время синтаксис помог разбирать не только отдельные части, но и целые тексты.

Понятие синтаксического разбора предложения

Вся наша речь строится на словах, которые мы постоянно собираем в одно предложение. Для того, чтобы понять смысл, идею и посыл, важно провести анализ. Так, в каждом отрывке существуют особые составные части.

Синтаксический разбор включает в себя способность найти и выделить основные моменты в тексте, при этом поняв, каким именно является каждое предложение. Оно делится на простое и сложное. Помимо этого, важно учитывать, какой тип связи в тексте. Например, существует согласование, управление или примыкание.

Обычно, для этого устанавливается главное слово, по которому и определяется смысл синтаксиса. Затем, по правилу определяется время, наклонение, действующие лица и число главных членов.

Члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение

Если бы не было деления на определенные названия, то нельзя бы было вообще понять суть синтаксиса в речи. Но, русскому языку повезло. Здесь есть всё, что необходимо для разбора.

  1. Подлежащее. Главнейший член предложения, без которого буквально не существует нашей речи. Это может быть, как неодушевленный предмет, так и обычный живой человек. Единственные два вопроса, на которые отвечает подлежащие – это «Кто?» и «Что?».

    Часто употребляемые в роли подлежащего части речи – это существительное или местоимение. На письме выделять необходимо одной неразрывной чертой. Смотрите пример: моя кошка очень любит молоко. В данном предложении подлежащим будет слово «кошка», выраженное обычным существительным женского пола.

    Или такой пример: он обожает пиццу и морепродукты. А вот здесь подлежащим станет местоимение «он» мужского пола.

  2. Сказуемое. Еще один важный член предложения, которые необходимо подчеркивать двумя неразрывными линиями. Основной вопрос, на который отвечает сказуемое – это «Что делать?» и «Что сделать?», «Каков?», «Кто он / Что он?». Как правило, в 80% случаев сказуемое – это глагол, т.е. действие. Например: мама любит цветы. В данном предложении слово «любит» является сказуемым, так как это действие.

  3. Дополнение. Важный член в предложении, но не являющийся главным. Наоборот, дополнение – второстепенно. Оно относится к предмету, который отвечает на вопрос «Что?» или «Кто?», поставленный в винительном падеже. Подчеркивается такая основа пунктирной линией. Смотрите: я пишу письмо, слушаю песню. Слово «песню» будет дополнением, так как именно оно отвечает на вопрос винительного падежа.

  4. Обстоятельство. Вспомогательная часть в тексте, важная для наполнения и красочности речи. Не было бы данного пункта – было бы скучно, уж поверьте.

    Итак, обстоятельство – это качество, признак, отвечающий на вопрос «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». А вот и пример подоспел: мы уехали в Париж. Смотрите, было бы неинтересно знать, что люди просто уехали.

    Намного важнее узнать информация, куда именно было направление. Отсюда находим обстоятельство «в Париж», отвечающее на вопрос «Куда?».

  5. Определение. Для того, чтобы речь была красочной, многогранной, нескучной и разной – важно включать определения. Они отвечают на вопрос «Какой?», «Какая?». Часто в речи определение выражается прилагательным, т.е.

    частью речь, которая описывает предмет от и до. Поглядите на пример: животные обитают в дремучих джунглях.

    Слово «дремучий» — как раз является определением, так как отвечает на вопрос «Какой?» помогает конкретнее представить и понять, какими именно являются джунгли.

Как выполнять синтаксический анализ простого и сложного предложения

Чтобы было понятнее, давайте возьмем несколько примеров.

Разбор простого предложения

  1. Алексею вручили медаль за отвагу, мужество и героизм, проявленные в жестоких боях во время Великой Отечественной Войны.

Во-первых, определите основы в предложении: первая часть главная, так как здесь присутствует основное сказуемое, а вторая – придаточная, дополняющая то, о чем говорится в самом начале.

По структуре предложение является утвердительным, повествовательным. По эмоциональной окраске восклицание отсутствует. Считая основы, предложение простое, двусоставное и распространенное.

Здесь есть осложнение, которое выделяется запятой – как видите, вторая часть четко выражена причастным оборотом.

Разбор сложного предложения

  1. Вчера учитель по английскому языку не записал домашнее задание, мы всем классом ничего не сделали на сегодняшний урок.

Обратите внимание на предложение, в нем есть повествование, т.е. содержится определенный факт, мини-сообщение. Если же судить по эмоциональной окраске, то восклицание отсутствует. Посчитав грамматические основы, делаем вывод, что их целых две.

А это означает, что предложение сложное. Смотрите: в первой части основа слова «учитель не записал», а во второй – «мы не сделали». Союзов здесь тоже нет, а это значит, что оно – бессоюзное, но с запятой, которая разделяет две важные части.

Вот, наглядный пример того, как выглядит синтаксический разбор двух типов предложения. Нас учат в школе точно также, просто со временем все забывается.

Порядок разбора

Нас учат по-разному, с чего лучше начинать анализ. Кто-то считает, что приоритетно дать общую характеристику предложению. Другие же, наоборот, придерживаются мнения, что важно определить все части в предложении, а только затем приступать к основной характеристике. Лучше всего более верный вариант скомпоновать в небольшую памятку, чтобы вам же было впоследствии удобнее ею пользоваться.

  1. Для начала прочитайте внимательно исходное предложение с простым карандашом в руке, определив, какова цель высказывания.

  2. После этого посмотрите внимательно на интонацию, которая всегда прописывается в самом конце (вопросительный знак или восклицательный).

  3. Теперь, найдите состав предложения, выделяя карандашом основу. Это может быть, как простое, так и сложное предложение.

  4. Посмотрите, есть ли средства связи между частями, т.е. союзы, которые соединяют две части.

  5. Имеются ли второстепенные члены. Если да, то предложение считается распространенным, т.е. включает в себя разные части речи.

  6. Если можно, то найдите обороты. Они бывают причастными и деепричастными.

Читайте также:  Правописание наречий - таблица (слитное, раздельное, дефисное)

Вот так легко можно понять, что же такое синтаксический анализ. На самом деле, все это не сложно, если выучить и понять алгоритм выполнения. Вспомните, как на уроках нас часто «гоняли» и заставляли выполнять домашнее задание на синтаксис каждый раз. Набив руку, каждый школьник за считанные минуты сделает разбор предложения и представит его классу.

И еще один момент: никогда не бойтесь больших текстов. Да, они оснащены огромными основами, описаниями, моментами и знаками препинания, но тем они и красочные! Мы охотнее представляем себе что-то в подробных деталях, нежели сухое предложение из пяти слов. Так что, не паникуйте при виде предложения, где полно основ и частей речи.

Зато синтаксический анализ получится громоздким, но максимально открытым.

Морфологический разбор слова

Под морфологическим разбором слова понимают полную грамматическую характеристику той или иной словоформы. В ходе данного процесса нужно чётко определить, к какой из частей речи необходимо отнести анализируемое слово, какие у него постоянные и изменяемые признаки, а также в какой из форм его следует употреблять. Кроме того, определяется роль слова в заданном предложении.

Морфологическому разбору подвергаются лишь слова, которые представлены в определённом предложении. Это имеет большое значение, поскольку для русского языка характерно распространение омонимии форм, а также частей речи. Дать правильную характеристику слова, которое представляется изолированно, в отрыве от контекста, практически невозможно.

Важность морфологического разбора слова заключается в том, что быстрее осваиваются грамматические категории, а также они становятся легкоразличимыми в процессе практической деятельности.

При выполнении морфологического разбора, нужно помнить, что не для каждого слова характерно наличие стандартного набора категорий. Кроме того, могут возникнуть затруднения с чёткой идентификацией той или иной категории.

Несмотря на то, что имеются разночтения в сфере морфологического разбора слов, на текущий момент разработаны общие требования. Прежде всего, нужно следовать чёткому алгоритму.

При соблюдении установленных требований, гораздо легче осуществлять морфологический разбор того или иного слова.

Если отступать от правил, то это будет приводить к возникновению ошибок в ходе анализа, поскольку даже неправильный порядок разбора внесёт хаос в данный процесс.

Действия по морфологическому разбору слова осуществляют в следующей последовательности:

  1. Записывается словоформа слова, которое анализируется – оно должно быть указано так, как его используют в контексте, не подвергая каким-либо изменениям.

  2. Определяется для слова начальная форма. Каждая часть речи характеризуется индивидуальными правилами приведения слов в эту форму. К примеру, для существительного характерно наличие именительного падежа и единственного числа. Что касается глагола, то здесь всегда используется неопределённая форма.

  3. Указывается грамматическое значение анализируемого слова в качестве части речи. К примеру, для существительного это будет предмет, а для глагола – действие.

  4. Определяются грамматические категории, которые являются неизменяемыми. Такие категории также находятся в зависимости от частей речи. Если рассматривать существительное, то оно может быть собственное и нарицательное. Кроме того, используется род, склонение, а также одушевлённость и неодушевлённость. Для глагола характерно наличие возвратности, переходности, вида и спряжения.

  5. Указывается, в какой из форм применяется слово в обозначенном контексте. Категории, которые изменяются, определяются исключительно по словоформе.

  6. Определяется синтаксическая роль слова в указанном предложении. При этом данное предложение рассматривается очень внимательно, так как порой слова выполняют те функции, которые для них несвойственны. Например, существительное преимущественно выступает в качестве подлежащего и дополнения. Что касается глагола, то он бывает сказуемым.

Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.

Источник: https://progaonline.com/syntax

Тренинг «Синтаксический разбор»

Текст для разбора:

Костёр и муравьи Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы.

Но странно: они не убегали от костра.

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

 (А.И.Солженицын)

Выполни разбор предложений:

Пример 1:

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Ответ:

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел1,/ что изнутри оно густо населено муравьями2.

  • 1) Повествовательное, 2) невосклицательное, 3) сложное с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным изъяснительным):
  • Часть 1:

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел1

  • главное предложение
  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • осложнено однородными сказуемыми

Часть 2:

что изнутри оно густо населено муравьями2. 

  • придаточное изъяснительное, средство синтаксической связи — союз что
  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • неосложнённое

Схема: […], (что …)

Пример 2:

Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени.

Ответ:

Затрещало бревно1, / вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали  поверху и корёжились, сгорая в пламени2.

  1. 1) Повествовательное,
  2. 2) невосклицательное, 3) сложное с бессоюзное связью, состоит из 2-х частей (бессоюзное сложное предложение):
  3. Часть 1:
  • двусоставное
  • нераспространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 2:

вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени2.

  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • осложнено: а) однородными сказуемыми с повтором, б) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Схема: […], […]. Бессоюзное сложное предложение выражает последовательность событий.

Пример 3:

Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

Ответ:

Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

  • 1) Повествовательное, 2) невосклицательное, 3) простое, 4) двусоставное, 5) распространённое, 6) полное,
  • 7) осложнено однородными сказуемыми.

Пример 4:

Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы.

Ответ:

Теперь муравьи многие спасались1 –/ бежали на песок, на сосновые иглы2.

  1. 1) Повествовательное, 2) невосклицательное, 3) сложное с бессоюзной связью, состоит из 2-х частей: вторая поясняет первую (может быть вставлен союз а именно)
  2. Часть 1:

Теперь муравьи многие спасались 1

  • (здесь тире – авторский знак, должно быть двоеточие)
  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 2:

бежали на песок, на сосновые иглы2.

  • двусоставное
  • распространённое
  • неполное (опущено местоимение они)
  • осложнено однородными обстоятельствами
  • Примечание:
  • данное предложение не может рассматриваться как простое с однородными сказуемыми, поскольку: 1) глаголы: спасались и бежали – не однородные сказуемые: они обозначают одно и то же действие, глагол бежали поясняет, как именно спасались; 2) о том, что это сложное предложение, говорит пунктуация, а именно: тире, которое не ставится между однородными членами предложения;
  • 3) к бессоюзным предложениям многие авторитетные авторы относят и такие, когда описываемые в них события совершаются одним и тем же производителем действия, например:

Посмотрит – рублём подарит., С книгой поведёшься – ума наберешься., Не учи безделью – учи рукоделью., На месте застрял – от жизни отстал.

  (Примеры из пособия «Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др., 2-е изд., — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006., с.476 – 477)

Пример 5:

Но странно: они не убегали от костра.

Ответ:

Но странно1: /они не убегали от костра2.

  1. 1) Повествовательное,2) невосклицательное,
  2. 3) сложное с бессоюзной связью, состоит из 2-х частей: вторая дополняет первую (может быть вставлен союз что)
  3. Часть 1:
  • Односоставное
  • нераспространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 2:

они не убегали от костра2:

  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • неосложнённое

Схема: […]: […].

Пример 6:

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

Ответ:

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились  и – какая–то сила влекла их назад, к покинутой родине! –1 / и были многие такие2, / кто опять взбегали  на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…3

  • 1) Повествовательное, 2) невосклицательное,
  • 3) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями, состоит из 3-х частей: 1-я и 2-я связаны сочинительной соединительной связью, а 2-я и 3-я – подчинительной.
  • Часть 1:

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! -1

    • двусоставное
    • распространённое
    • полное
    • осложнено:
  1. а) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, б) однородными сказуемыми,
  2. в) вставной конструкцией
  3. Вставная конструкция:

— какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!-

  • 1) Повествовательное, 2) восклицательное, 3) простое, 4) распространённое, 5) полное,
  • 6) осложнено обособленным обстоятельством, выраженным именным словосочетанием с предлогом.
  • Часть 2:
  • двусоставное
  • нераспространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 3:

кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…3

  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • осложнено однородными сказуемыми

Схема: [… — вставная констр.!-], и […], (кто…)

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/491

Ссылка на основную публикацию