Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • ·                   Сегодня мы будем рисовать схемы сложноподчиненных предложений.
  • ·                   Поговорим о размещении главного и придаточного предложения в сложноподчиненных предложениях.
  • ·                   И узнаем о пунктуации в сложноподчиненных предложениях.
  • Мы помним, что сложноподчиненное предложение – это предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации.
  • В сложноподчиненном предложении одна часть главная, а вторая – придаточная.
  • От главной части к придаточной можно поставить вопрос.

Анализ сложноподчиненных предложений проводить гораздо легче, если умеешь чертить их схемы. Давайте освоим эту науку.

Наш класс отправится в поход, когда станет тепло.

Перед нами сложноподчиненное предложение. Прежде всего, пронумеруем части в том порядке, в каком мы их видим. Теперь обозначим главное и придаточное предложение. Наш класс отправится в поход – главное предложение. Когда станет тепло – придаточное. Потому что именно от первого предложения ко второму мы можем поставить вопрос.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  1. А теперь давайте поменяем части местами.
  2. Когда станет тепло, наш класс отправится в поход.
  3. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
  4. Наш класс, когда станет тепло, отправится в поход.

Здесь придаточное предложение стоит внутри главного. Главное предложение начинается, потом идет придаточное, потом опять главное, которое мы обозначаем той же единицей.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • Есть и другой способ нарисовать схему сложноподчиненного предложения.
  • Наш класс отправится в поход, когда станет тепло. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
  • Таким же способом можно изобразить схему второго и третьего  предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  1. А теперь давайте сравним все три предложения, которые мы приводили в пример.
  2. Наш класс отправится в поход, когда станет тепло.
  3. Когда станет тепло, наш класс отправится в поход.
  4. Наш класс, когда станет тепло, отправится в поход.
  5. В первом предложении придаточное предложение стоит после главного.
  6. Во втором придаточное предложение стоит перед главным.
  7. И в третьем придаточное предложение стоит внутри главного предложения.
  8. А это значит, что придаточное предложение в сложноподчиненном предложении может находиться перед главным, после главного и внутри главного предложения.

Грецкие орехи нужное есть, потому что они полезны и вкусны. Придаточное предложение стоит после главного.

Если долго сидеть за компьютером, можно нанести вред здоровью. Придаточное предложение стоит перед главным.

Остап, когда приехал в деревню, и думать забыл об усталости.  Придаточное предложение находится внутри главного.

  • Не для всех сложноподчиненных предложений порядок следования частей является одинаковым.
  • В некоторых сложноподчиненных предложениях этот порядок является свободным: главная часть может стоять перед придаточной, после нее и внутри нее.
  • Но в других сложноподчиненных предложениях расположение частей является фиксированным.
  • Рассмотрим предложения с фиксированным порядком частей.

Мы заблудились, потому что забыли взять с собой карту. Придаточное предложение может стоять только после главного, его нельзя переставить.

Правильный путь нам указала девочка, которая случайно проходила мимо.

Мы можем переставить придаточное предложение. Девочка, которая случайно проходила мимо, указала нам правильный путь. Но в любом случае придаточное предложение будет стоять после слова девочка, к которому оно и относится.

А вот в предложениях со свободным порядком частей позиции главного и придаточного предложений обычно зависят от цели высказывания.

Я не знаю, откуда приехал этот человек. Поскольку актуальная информация обычно сообщается в конце предложения, мы подчеркиваем содержание придаточной части.

Откуда приехал этот человек, я не знаю. Подчеркиваем содержание главной части.

  1. А может ли главное предложение стоять внутри придаточного?
  2. Где, я спрашиваю, мы должны встретиться?
  3. Что ты, хотелось бы узнать, нашёл на чердаке?
  4. Чтоб было, я люблю, на улице солнечно.

В этих предложениях главные стоят внутри придаточных, разрывая их. И потому предложения кажутся несколько неестественными.

  • Такие предложения могут употребляться только в устной речи и никогда – в письменной.
  • А теперь давайте поговорим о знаках препинания в сложноподчиненных предложениях.
  • Мы помним, что в сложноподчиненных предложениях употребляются выделительные знаки препинания.
  • Поскольку в таких предложениях одна часть главная, а вторая – придаточная, то придаточную часть нужно как-то выделить.
  • Для выделения используются запятые и тире, причем запятые – часто, а тире – крайне редко.

Он наслаждался свободой, как птица наслаждается полётом. Придаточная часть стоит после главной, выделяем ее одной запятой.

Если посмотреть ночью в небо, можно увидеть множество звёзд. Придаточная часть стоит перед главной, и мы выделяем ее запятой.

Мальчик, который заблудился в толпе, громко плакал. Придаточная часть стоит внутри главной, и мы выделим ее двумя запятыми.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложенииЗнаки препинания в сложноподчиненном предложенииМежду частями сложноподчинённого предложения может стоять и тире. Обычно придаточная часть при этом стоит перед главной, а тире служит для подчеркивания какой-либо информации.

Когда грустно – хорошо бывает послушать музыку.

Что мы предприняли – это уже неважно. Есть указательное слово это, и потому ставится тире.

А что такое дисциплина – ты знаешь? Здесь тире служит для усиления вопроса.

  1. Что же нам требуется запомнить?
  2. Порядок расположения главной и придаточной части в сложноподчиненном предложении может быть как фиксированным, так и свободным.
  3. Придаточные части в сложноподчиненном предложении выделяются запятыми.
  4. Иногда между главной частью и придаточной может стоять тире.

Источник: https://videouroki.net/video/17-miesto-v-pridatochnom-priedlozhienii-po-otnoshieniiu-k-ghlavnomu-znaki-priepinaniia-v-slozhnopodchiniennom-priedlozhienii.html

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Рубрика: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

А24.

Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Пример:

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • Правило.
  • Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
  • [ Мелиховы выехали на покос], (когда уже на лугу была чуть не половина хутора).

(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).

Ловушка №1!

В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!

  1. [Скоро пять лет], (как я работаю в институте).
  2. Ловушка №2!
  3. Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.
  4. Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!
  5. Помни!
  6. В сложном предложении есть вводные конструкции,  определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!
  7. I. Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
с одним придаточным с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)
1) если придаточное = одно союзное слово(относительное местоимение или наречие):
Меня упрекают, но не знаю в чем
[   ], но [ ] (в чем).
1) если перед ними стоит отрицание не:
Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобыпомочь.
[     ] (не чтобы), а (чтобы   )
2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнетсясезон дождей.
[   ], а именно (если    ).
2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):
Студент не мог вспомнить ни как называетсяпроизведение, ни кто его автор.
[   ] (ни как   ), (ни кто   )

II. При составных союзах:

благодаря тому что

  • ввиду того что
  • вследствие того что
  • в силу того что
  • оттого что
  • потому что
  • несмотря на то что
  • вместо того чтобы
  • для того чтобы
  • с тем чтобы
  • в то время как
  • после того как
  • перед тем как
  • с тех пор как
  • так же как
В начале предложения  – запятой НЕ разделяетсяhttps://5-ege.ru/znaki-v-slozhnom-predlozhenii/
В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ!
(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].
[Я собирался  стать геологом], (потому чтогеологом был Сергей).

  1. НЕ + составной союз:
  2. [Я пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).
  3. Усилительная частица + составной союз:
  4. [Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКОпотому], (что представление было бесплатное).
  5. Вводное слово + составной союз:
  6. [Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).

Алгоритм действий.

1. Выделить грамматические основы.

2.  Выделить союз или союзное слово.

3. Определить границы главного и придаточного предложений.

4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая  перед придаточным не ставится.

5. Проставить знаки препинания (желательно, не обращая внимание на ответы).

6. Выбрать вариант ответа.

  • Разбор задания.
  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
  • Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
  • 1)             1, 2
  • 2)             3
  • 3)             2, 4
  • 4)             2
  • Выделяем грамматические основы предложения.
  • Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.

Подсказка. Чтобы вспомнить типы сказуемых, перечитай задание А8.

  1. Основы связаны союзным словом которых.
  2. Определяем границы главного и придаточного предложений:
  3. [Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней] (2) (в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать).
  4. На границе основ поставим запятую:
  5. [Вера старалась и не вспоминать тех страшных дней], (в течение которых ей так много пришлось страдать).
  6. Таким образом, правильный вариант – ответ №4.
  7. Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не восстанавливаются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.

1) 1, 4              2) 2              3) 1, 3             4) 3, 4

Читайте также:  Кампании или компании?

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.

1) 1, 4               2) 2               3) 1, 3            4) 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • Легкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.
  • 1) 1                   2) 2                 3) 3                 4) 2, 3
  • Ответы: 1, 2, 1.
  • Рекомендуем:
  • Проверка пунктуации онлайн – знаки препинания
  • Запятая перед союзом и
  • Знаки препинания в простом предложении
  • Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания
  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью

Источник: https://5-ege.ru/znaki-v-slozhnom-predlozhenii/

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 19. Знаки препинания в СПП союзным словом КОТОРЫЙ

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчинённое предложение имеет в своём составе главное и придаточное, то есть зависимое предложение. Между ними в одних случаях ставятся запятые , в  других нет. Рассмотрим данные случаи.

Запятые в сложноподчинённых предложениях ставятся:

  • Основное правило: запятая ставится между главным и придаточным предложением.

Например:

Ученики писали контрольную работу по теме, которую повторили  на предыдущем уроке.

  • Если придаточное предложение находится в середине главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон.
  • Например:
  • Книга, которую так рекламировали, действительно оказалась очень интересной.

Запятые в сложноподчинённых предложениях НЕ ставятся:

  • Если два придаточных предложении соединены союзом И, то между ними запятая не ставится.

Например:

  • Если придаточное состоит из одного слова.
  1. Например:
  2. Он ушёл, но не сказал ЗАЧЕМ.
  • Если придаточное начинается с частицы НЕ:

Важно НЕ что вы сказали, а как  вы это сделали.

  • Если перед придаточным стоит повторяющийся  сочинительный союз, то перед первым придаточным запятая не ставится
  • Например:
  • Было шумно И когда дети играли в комнате, И когда они вышли на улицу.
  • Если придаточное предложение — это фразеологизм или цельное по смыслу выражение.
  1. Например:
  2. Играли  кто во что горазд.
  3. Он терпел что есть силы.
  4. Ему было над чем задуматься.
  • Если придаточное предложение начинается с оборота НЕ ТО ЧТО или  НЕ  ТО ЧТОБЫ.
  • Например:
  • Мы не то чтобы испугались, скорее очень удивились .

В задании № 19 чаще всего предлагаются предложения, в которых придаточное присоединено к главному союзным словом  КОТОРЫЙ. Что необходимо помнить ?

Запятая в сложноподчинённом предложении с союзным словом КОТОРЫЙ.

  • Между главным и придаточным в сложноподчинённом предложении ставится запятая, если придаточное начинается со слова КОТОРЫЙ.

Например:

Я купил в магазине книгу, которую долго искал.

  • Если слово КОТОРЫЙ стоит не в начале придаточного, то запятая ставится не перед ним, а после главного — по смыслу предложения. После слова  КОТОРЫЙ запятая не ставится никогда.
  1. Например:
  2. Мы подошли к озеру, по берегам КОТОРОГО росла ива.
  3. Таковы правила, которые необходимо помнить, когда ставите знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
  4. Конечно, сложноподчинённое предложение имеет и другие знаки препинания, однако в задании № 18 достаточно этих, особенно помните последнее правило: запятая при союзном слове КОТОРЫЙ.
  5. Удачи вам!
  6. Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/knigi/150-lichnosti

Как ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), нужно определить его тип. Для этого необходимо обозначить границы главного и придаточных предложений. В большинстве случаев части СПП отделяются друг от друга запятой. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Сложноподчиненное предложение – сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и грамматически. Придаточные предложения соединены с главным подчинительными союзами: что, как, где, зачем, когда и др.В зависимости от количества придаточных предложений СПП делятся на две основные группы: СПП с одним придаточным и СПП с двумя и более придаточными.

Если придаточных несколько, то они могут присоединяться непосредственно к главному предложению. Бывают как однородными (имеют равнозначное значение, при произношении отделяются интонацией перечисления) или неоднородными. Другой вариант – цепная связь, когда первое придаточное зависит от главного, второе придаточное – от первого и т.д.

Правила расстановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении основываются на том, к какой группе оно относится. Именно с определения главного и придаточных, а также типа связи между ними стоит начинать постановку знаков.

Придаточное предложение отделяется от главного запятой: «Я ценю, когда мне доверяют». Если оно стоит внутри главного, то нужны две запятые – перед придаточным и после него. Например: «В машине, в которой мы ехали, играла музыка».

Запятая не ставится, если придаточное неполное, то есть состоит только из союза (союзного слова). К примеру: «Меня спросили, кто меня привез. И я рассказал кто».

Если придаточное начинается с составного союза, то запятая ставится либо перед ним, либо между его частями. Всё зависит от интонации: «Я здесь, потому что люблю тебя!» или «Я здесь потому, что люблю тебя».

Если придаточные однородные, то каждая часть такого сложноподчиненного предложения отделяется от других запятой. Пример: «Я вижу, как ты хочешь мне понравиться, как искренне смотришь на меня».Если же однородные придаточные разделены союзом и, то запятая между ними не ставится: «Я хочу, чтобы мы были вместе и чтобы не ссорились».

Запятая будет нужна, если придаточные предложения разделены повторяющимися союзами: «Я люблю и когда светит солнце, и когда льет дождь». Обратите внимание, что знак ставится только перед вторым союзом и.Если придаточные неоднородные, запятые между частями СПП нужны в любом случае.

Пример: «Когда мы встретились, я сказал ей, что она хорошо выглядит». При цепной связи в СПП части предложения также всегда отделяются друг от друга знаком: «Я сказала, что приготовлю торт, который всем понравится».Если подчинительные союзы оказываются рядом, запятая между ними ставится: «Мой друг уточнил, что, если я не приду, он обидится».

Знак не нужен, если далее в предложении есть вторая часть союза – «то» или «так». Например: «Мы договорились, что если она не вернется в течение часа, то я пойду ее искать».

Могут встречаться предложения и с комбинированной связью. Если сомневаетесь, как поставить знаки препинания, нарисуйте схему предложения.

Обозначьте все связи между его частями. Четкая схема и знание основных правил помогут не запутаться.

  • Войти на сайт
  • или

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-846382-kak-stavit-znaki-prepinaniya-v-slozhnopodchinennyh-predlozheniyah

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Сложноподчиненное предложение — это сложное предложение, имеющее в своем составе главную и придаточную(-ые) части.

Придаточная часть в сложноподчиненном предложении выделяется запятыми.

Придаточная часть может располагаться перед главной.

(Когда …), [ … ].

Например: Когда наступит лето, мы отправимся на море.
Придаточная часть может располагаться после главной.

[ … ], (когда …).

Например: Все очень быстро ушли, когда закончился концерт.
Придаточная часть может располагаться в середине главной.

[ … , (когда …), … ].

Например: Весной, когда растает снег, появятся первые цветы.

Подчинительные союзы

В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова: будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только, нежели, откуда, отчего, пока, поскольку, почему, словно, так как, так что, только что, точно, хотя, чей, чем, что, чтобы и др.

Бывают случаи, когда запятая между частями сложноподчиненного предложения не ставится:

  • если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и или частица не.

Например: Мне понравилась комната и когда ее изменили.
Идти к врачу надо не когда ты уже заболел.

  • Типы подчинения придаточных
  • 1. Однородное подчинение
  • [ … ], (что …) и (что …).

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то имеет место тип подчинения этих придаточных.
Придаточные части зависят от одной главной части, от одного слова в этой части и отвечают на один и тот же вопрос.
Например: Мы решили, что сейчас не лучшее время для поездки и что лучше остаться дома.
Примечание: если между однородными придаточными частями есть одиночный союз и, то запятая не будет ставиться (как и при однородных членах).

2. Последовательное подчинение

Каждая последующая часть зависит от предыдущей, части связаны принципом «паровозика»

[ … ], (что …), (когда …).

Например: Он сказал, что вернется, когда наступит вечер.

3. Параллельное подчинение

Придаточные части зависят от одной главной части, но от разных слов в этой части или отвечают на разные вопросы.

[ … , (где …), … ], (который …)
Например: В том городе, где я жил, есть дом, который я очень любил.

Источник: https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/punktuaciya_slognopodchinennoe

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • Простые предложения (предикативные части) в составе сложноподчиненного разделяются запятыми.
  • Например: Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимание сторожей (Пушкин); Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько озер, какие чудесные растут леса (Аксаков).
  • Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон.
  • Например: Над долиной, где мы ехали, спустились тучи (Пришвин); Думаю, что, если не поленишься, напишешь недурно; Гостю постлали в зале на диване и, чтобы ему не было темно, зажгли лампу (Чехов).
  • Запятаяне ставится в следующих случаях:
  • — если однородные придаточные предложения соединены одиночными соединительными или разделительными союзами и, да (=и), или, либо.
  • Например: Очевидно, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением (Пушкин);
  • — если перед подчинительным союзом (союзным словом) стоит отрицательная частица не.
  • Например: Я хочу знать не как это делается, а зачем делается;
Читайте также:  Обобщающие слова при однородных членах предложения (примеры)

— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит повторяющийся сочинительный союз и, или, либо и т. п.

  1. Например:  Ученик не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор;
  2. — если придаточное предложение состоит из одного слова.
  3. Например:  Меня упрекают, но не знаю в чем;
  4. — при двух рядом стоящих подчинительных союзах что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть двойного союза то или так.

Например: Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться (Л. Толстой).

Если перед простым подчинительным союзом стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова) особенно, даже, в частности, в том числе, в особенности, а именно, а также, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и др., то запятая ставится перед ними, а не перед союзом.

Например: Хорошо в лесу весной, особенно когда (если) почки на деревьях только-только начинают раскрываться. Она обещала приехать, но только когда закончатся экзамены. Он приехал в город, чтобы походить по выставкам, а также чтобы навестить своих родственников.

Хорошо отдохнуть летом в деревне, в частности если год урожайный на грибы, ягоды. Он приехал вовремя,как раз когда должны были начаться занятия. Перед ними предстал овраг, лишь когда рассеялся туман. Он приехал в Москву, исключительно чтобы попасть в Большой театр.

Я узнал о выставке поздно, а именно когда она уже закрылась.

В сложноподчиненных предложениях могут употребляться сложные по составу союзы: благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, в силу того что, вследствие того что, в случае если, в то время как, из-за того что, исходя из того что, между тем как, несмотря на то что, оттого что, перед тем как, подобно тому как, по мере того как, потому что, прежде чем, ради того чтобы, раньше чем, с тем чтобы, с тех пор как, с той целью чтобы, так же как, так что, тем более что и др.

Союзы могут входить целиком в придаточную часть, и тогда запятая ставится перед первой частью союза.

Например: Он [день] казался громадным, бесконечным и деятельным, несмотря на то что в пути мы даже не говорили друг с другом (Пауст.). Читать в рассеянном блеске белой ночи было нельзя,так же как нельзя было зажигать свет (Пауст.). Следует почаще менять девчат на постах, потому что к вечеру мороз крепчает (Б. П.). Только скучнел, по мере того как поезд приближался к Кружилихе (Пан.).

В некоторых случаях составные союзы (потому что, оттого что, в связи с тем что, для того чтобы, по мере того как и т. д.) в сложноподчиненном предложении могут расчленяться. При этом запятая ставится перед второй частью составного союза. Расчленение составного союза зависит от смысла и интонации предложения.

Сравните: Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. — Мы стали делать зарубки на деревьях для того, чтобы не заблудиться в лесу.

Не расчленяются сложные союзы тогда как, как если бы, словно как, между тем как.

Например: Начальник строительства распорядился возводить плотину туземным способом, тогда как, по мнению Ивина и других работников, следовало возводить бетонную (О. Б.). Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль (Пришв.). Послышался шорох, словно как по крыше пробежал кот.

Союзы в то время как, по мере того как, перед тем как, если придаточная часть стоит перед главной, обычно не расчленяются.

Например:  По мере того как снег в котелке серел и обращался в молочно-мутноватую жидкость, Павел добавлял снегу из ведра (Бергг.). В то время как я потрошил и чистил ярких морских рыб, около меня остановилась женщина лет шестидесяти (Сол.).

Расчленяемость союза в то время как обнаруживается лишь при усилении временного значения, особенно при включении слов как раз, еще, самое, именно.

Например: Я спросил об этом деда как раз в то время, как он замахнулся было вторым валенком (Пришв.).

Такие предложения близки предложениям с союзом когда (в то время, когда): Грибы по-настоящему начинают расти в то время, когда рожь выметывает колос (Тендр.).

Союз так что не расчленяется, если он имеет значение следствия.

Например: Он в три приема раскачался, и вдруг, описав всем телом полный круг, так что на один момент его ноги находились прямо над головой, он с силой оттолкнулся от брусьев и ловко, по-кошачьи, присел на землю (Купр.

) — придаточная часть следствия; сравните с предложениями, имеющими в придаточной части значение «таким образом»: …

описав всем телом полный круг так, что на один момент его ноги находились прямо над головой — значение слова так в главной части предложения конкретизируется придаточной частью образа действия.

Расчленение сложного союза обязательно:

 а) при наличии слов, примыкающих к первой части союза и логически выделяющих ее: при употреблении отрицания, усилительных, ограничительных и других частиц, вводных слов, наречий. Все эти слова перетягивают ударение на первую часть союза, способствуя переходу его в соотносительное (указательное) слово.

Например: Пастухов сошелся с Цветухиным не потому, что тяготел к актерам (Фед.). Неравнодушен я к ней только потому, что она ко мне равнодушна (Эренбург); Окна в доме были открыты, видимо, оттого, что было очень душно (Чехов).

  • б) при включении первой части союзного сочетания в однородный ряд членов предложения.
  • Например: Ромашов же краснел до настоящих слез от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорбленную Шурочку, и оттого, что ему сквозь оглушительные звуки кадрили не удавалось вставить ни одного слова (Куприн).
  • в) при противопоставлении.

Например: Мелодии, смешиваясь со слезами, текут прямо по вашему нерву к сердцу, и вы плачете не оттого, что вам печально, а оттого, что путь к вам вовнутрь угадан так верно и проницательно (Б. Паст.).

В сложноподчиненном предложении может ставиться тире:

1) после придаточной части, стоящей перед главной частью (особенно при наличии слов это, вот, то в главной части).

Например: Когда тоска — хорошо писать (Пауст.). Что в воздухе хлябь — на то уже не обращалось внимания (Ч.). Когда это кричит орел, сокол, ястреб, наконец, — это и красиво и мощно (М. Г.);

2) при усилении вопросительного характера предложения для подчеркивания необычности расположения придаточной части перед главной.

Например: А что такое влияние — ты знаешь? (Зерн.).

Зачем всё это у вас произошло — скажи мне (обычное расположение изъяснительной придаточной части — после главной части);

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/299-znakiprepinaniyavspp.html

Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения

  • Знаки препинания ставятся
  • В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания: 1) запятой, 2) точкой с запятой, 3) тире,
  • 4) запятой и тире.
  • Если придаточное предложение находится внутри главного, то оно выделяется знаками препинания с двух сторон.
  • Сравните:

Когда дверь открылась1, /девочки тут же замолчали2.

Схема: (когда…)1, […]2. (Главная часть 2 находится после придаточной 1.)

Девочки1,  /когда дверь открылась2, /тут же замолчали1.

Схема: […, (когда…)2, …]1 (Придаточная часть 2 находится внутри главной1.)

1. Запятая – это самый распространённый знак. Он ставится перед подчинительными союзами.

Он мечтал1, /чтобы все были счастливы2.

Схема: […]1, чтобы (…)2.

2. Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами1; / если бы я не стремилась не обижать людей2;/ если бы не выбирала средств, идя к цели3;/ то я была бы не я4.

Схема: (если бы…)1; (если бы…)2; (если бы…)3; [то…]4 .

3. Тире может ставиться в разных случаях, например если придаточная часть стоит перед главной:

Когда есть любовь 1/– праздник в душе2.

Схема: (когда…)1 – […]2. (Придаточная часть1 находится перед главной2.)

4. Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них, например:

Когда на улице непогода1,/ когда свирепствует сильный ветер2,/ когда идёт злой, хлёсткий дождь3, -/ остаться дома – уже большое счастье4.

Схема: (когда…)1, (когда…)2, (когда…)3, — […]4 (Главная часть4 стоит в конце, ей предшествует несколько однородных придаточных 1, 2, 3.) 

§2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными

1. В предложениях с несколькими придаточными запятые ставятся между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами, например:

Она не могла понять1, /что написано в инструкции2,/ как ей следовать3, /как всё сделать правильно и не ошибиться4.

Схема: […]1, (что…)2, (как…)3, (как…)4.

Понять1, / что написано в инструкции2,/ как ей следовать3,/ как всё сделать правильно и не ошибиться4,/ она не могла1.

Схема: […, (что…)2, (как…)3, (как…)4, …]1 (Придаточные части 2, 3, 4 находятся внутри главной части1.)

2. В сложноподчинённых предложениях со сложными союзами потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы запятая ставится:

  • перед союзом (нейтральный вариант оформления), например:  Я не собираюсь к ним в гости, потому что мне не хочется туда ехать. (нейтральный вариант интонации: тон повышается на слове гости, потому что произносится слитно)
  • перед второй частью союза, если она выделена интонационно (при подчеркивании), например: Я не собираюсь к ним в гости потому, что мне не хочется туда ехать. (слово потому выделено повышением тона, после него пауза, произношение союза расчленено, вариант более эмоциональный)
Читайте также:  Правомерна ли постановка одновременно и тире и запятой?

§3. Случаи, когда запятая не ставится

Знаки препинания не ставятся:

1) между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо, например:

Она не могла понять1,/ что написано в инструкции2/ и как ею пользоваться3.

Схема: […]1, (что…)2 и (как …)3.

2) перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не, например:

Он позвонил нам 1/ не когда все страсти улеглись2,/ а когда скандал только-только начал разгораться3.

Схема: […] 1(не когда…)2, (а когда…)3.

3) перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли и др., например:

Он позвонит нам 1/либо когда объявят посадку в самолёт2,/ либо когда они уже доберутся до места3.

Схема: […]1 (либо когда …)2, (либо когда…)3

4) перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова, например:

Он обиделся на нас, но не сказал 1/почему2.

Схема: […]1 (почему)2.

Примечание:

Запятая не ставится перед устойчивыми сочетаниями типа во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи, есть над чем подумать, есть чем заняться и др. под., т.к. они не являются придаточными предложениями. Примеры:

Я никак не мог понять чем бы мне заняться. Мне было о чём подумать. Она хотела исправить допущенную оплошность во что бы то ни стало.

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/475

Задание 19. ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Скачать материал

  • Формулировка задания:
  • Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
  • Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.

Показать ответ

  1. Правильный ответ: 14.

  2. [Могучая дальневосточная тайга, (удивительной красотой которой мы любовались), представляла безбрежный зеленый океан].
  3. Придаточное определительное стоит внутри главного, его границы обозначены запятыми 1 и 4.

Это нужно знать:

Что такое сложноподчинённое предложение (СПП)?

СПП — это сложное предложение, в котором есть главное предложение и придаточное, то есть зависящее от главного, причём в предложении может быть несколько придаточных.

Например:
[
Большую роль в операх Чайковского играет оркестр], какой? (в разных партиях которого нередко развиваются самостоятельные музыкальные темы).

​​​​
[Слышно было], что именно? (как в саду шагал дворник) и (как скрипела его тачка) (А.П. Чехов).

Тип придаточного предложения определяется по вопросам. Но об этом ниже.

Типы придаточных частей в СПП

 Типы придаточных Вопросы Примеры
Изъяснительные придаточные Отвечают на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Сопоставимы с дополнением в предложении.  [Всё-таки мне кажется], (что вы не имеете право так поступать).
Определительные придаточные Отвечают на вопросы определений — какой? какая?, поставленные не от всей главной части, а от существительного. [Она напевала мотивы], (которые трогали до слёз).
Обстоятельственные придаточные Отвечают на обстоятельственные вопросы и делятся на подтипы по принципу наречий. Придаточная цели Вопросы: с какой целью? зачем? (Для того чтобы скорей пришёл Новый год), [мы стрелки часов перевели вперёд].
Придаточная уступки Вопросы: вопреки чему? несмотря на что? [У князя глуповатое лицо], (хотя многие считали его человеком унылым).
Придаточная следствия Вопросы: что из этого следует? [У лодки не было вёсел], (так что пришлось грести доской).
Придаточная причины Вопросы: почему? по какой причине? [Он опоздал](потому что задержался автобус).
Придаточная условия Вопрос: при каком условии? (Если бы знал все последствия), [не полез бы в воду].
Придаточная образа действия Вопросы: как? каким образом? каким способом? [Он кушал так], (как будто три дня не ел).
Меры и степени Вопросы: в какой мере? в какой степени? [Было так темно], (что я ничего не видел).
Придаточная сравнения Вопросы: как что? точно что? [Воздух изредка дрожал], (как дрожит возмущённая вода).
Придаточная времени Вопросы: когда? как долго? до какого времени? (Когда я проснулся), [уже рассвело].
Придаточная места Вопросы: где? в каком месте?  [Они договорились встретиться там], (где встречались в прошлый раз).

Подчинительные союзы

В роли грамматических средств связи придаточной части с главной выступают подчинительные союзы (служебная часть речи) и союзные слова (то есть самостоятельные части речи, которые выполняют роль союзов, оставаясь  при этом членами предложения).

Вспомним эти союзы, чтобы зрительно находить их в предложении, а значит, видеть те запятые, которые разделяют части предложения, связанные подчинительной связью (именно так требуется по заданию).

Типы подчинительных союзов

Типы подчинительных союзов Примеры
Изъяснительные чтобы, будто, что,  как
Временные когда, как только, как, лишь, лишь только, между тем как, едва лишь, пока
Причинные оттого что, потому что, ибо, из-за того что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что
Сравнительные как будто, словно, будто бы, , словно бы, словно как, как, точно
Следствия так как
Условные если, если бы, когда, когда бы, коли, коль, ежели,  ежели бы, раз
Уступительные хотя, хоть, хотя бы, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, даром что

Союзные слова

Средством связи между частями сложноподчиненного предложения могут служить и союзные слова. Это самостоятельные части речи: относительные местоимения и наречия.

Виды союзных слов

Относительные местоимения Наречия
кто, что какой, который, сколько, чей где*, куда, когда*, откуда, почему, зачем, как*
  • *где, что, когда, как могут быть как союзными словами, так и союзами.
  • Сравните:
    [Я увидел], (что выпал снег)
  • Выделенное слово в этом предложении является союзом, так как выполняет только грамматическую роль средства связи главной части и придаточной.
  • [Я понял], (что ты имел в виду)
  • В данном предложении выделенное слово является относительным местоимением в роли союзного слова, так как, с одной стороны, имеет лексическое значение местоимений, так как указывает на явление, не называя его, с другой стороны, выполняет грамматическую роль средства связи, как союз. 

Запятые между частями СПП ставятся в следующих случаях:

1. Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:
Когдамама вошла в комнату, я проснулся.

  1. (Когда…), [     ].
  2. Я встал, когда прозвенел будильник. 
  3. [     ], (когда…).
  4. 2. Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:
  5. Произведения Куинджи, каждое из которых вызывало огромный интерес зрителей, представляли различные направления в рамках русского реалистического пейзажа.
  6. [   , (которых…),   ].
  7. 3. Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:
  8. Он знал, что автобус опоздает, на дороге будут пробки.
  9. [     ], (что …), (        ).
  10. 4. Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:
  11. Он знал, что автобус опоздает, и что на дороге будут пробки, и что до урока осталось всего 15 минут.
  12. [     ], (что…), и (что…), и (что …).

5. Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:

  • По мере того как смеркалось, птицы стали петь реже.
  • (По мере того как…), [     ].
  • Птицы стали петь реже, по мере того как смеркалось.
  • [     ], (по мере того как…).
  • Птицы, по мере того как смеркалось, стали петь реже.
  • [   (по мере того как…)    ].
  • Сложные союзы могут распадаться на две части, если:
  • 1) перед ними есть отрицательная частица не
  • Она не ответила потому, что испугалась.
  • 2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение: 
  • Она ответила только потому, что испугалась.
  • Внимание:
  • Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
  • Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то.

Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:

  1. Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.
  2. Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.
  3. Это правило, узнав которое ты избежишь множества ошибок.
  4. Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится.
Перейти к выполнению тренировочных упражнений по заданию 18

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

Источник: http://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/publ/russkiy_jazyk/teoriya_ege/zadanie_19_egeh_po_russkomu_jazyku_znaki_prepinanija_v_slozhnopodchinennykh_predlozhenijakh/12-1-0-94

Ссылка на основную публикацию