«грустно» — проверочное слово к букве «т»

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с'н'] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.             Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник – весть

грустный – грусть

В этих словах ясно слышится звук [т'] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами. вестник – известие

грустный – грустит

В этих словах ясно слышится звук [т'], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами (см. Рис. 1).

Рис. 1. Образец

  • Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
  • Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:
  • согласный звук ясно слышится на конце слова;
  • согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.
  • Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с'н']ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с'н'].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т (см. Рис. 2).

Рис. 2. Образец

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

  1. звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую
  2. звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з'н']ий, пра[з'н']ик, прока[з'н']ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з'н']?
  3. На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.
  4. На месте звуков [зн], [з'н'] могут быть буквы зн, здн.
  5. [00:05:22 Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з'н']?]

Рис. 3. Образец

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

(см. Рис. 4).

Рис.4. Образец

грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д (см. Рис. 5).

Рис. 5. Образец

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

[00:07:05 Что интересного в обозначении звуков [нц], [рц]?] Что нарисовано? (см. Рис. 6)

Рис. 6. Солнце и сердце

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

  • солнышко, (какой?) солнечный – солнце
  • сердечко, (какой?) сердечный – сердце
  • В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

  1. Окрестность можно проверить словом окрест.
  2. Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:
  3. [сн], [с'н'], [зн], [з'н'], [ств], [нц], [рц].
  4. При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.
  5. Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.
  6. Властный, радостный, несчастный,
  7. и прелестный, и ненастный,
  8. доблестный, бескорыстный, честный.
  9. Этих слов не забывайте.
  10. При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

  • Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?
  • властный – (что?) власть
  • радостный – (что?) радость
  • несчастный – (что?) несчастье
  • прелестный – (что?) прелесть
  • ненастный – (что?) ненастье
  • бескорыстный – (что?) корысть
  • доблестный – (что?) доблесть
  • честный – (что?) честь
  • Вкусный, гласный, интересный,
  • безопасный и небесный,
  • и чудесный, и прекрасный,
  • и ужасный, и напрасный.
  • Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.  (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

  1. вкусный – (каков?) вкусен
  2. гласный – (что?) глас
  3. интересный – (каков?) интересен
  4. безопасный – (каков?) безопасен
  5. небесный – (что?) небеса
  6. чудесный – (что?) чудеса
  7. прекрасный – (каков?) прекрасен
  8. ужасный – (каков?) ужасен
  9. напрасный – (каков?) напрасен
  10. В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

  • [л'эс'н'ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м'эсный'] – местный 6 звуков, 7 букв [св'эрсн'ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв
  • В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый
  • Слово лестница проверить нельзя.
  • Местный проверим словом место.
  • Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

На уроке вы узнали, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными звуками.

    Необычная операция.

    Это произошло в Антарктиде. На станции работала группа учёных. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него не находилось. Никто не болел.

    Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто её ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам.

    В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать всё, глядя в зеркало. И он блестяще провёл эту операцию!

  2. Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимым согласным звуком.

    Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый город – …

  3. Прочитай строки и впиши в слова опасное сочетание звуков. Укажи проверочные слова, рядом припиши слова с выбранными буквами. Реши и другие задачи, устно объясняя выбор букв.

    1. Л.стопа., л.стопа.,

    Утопает в листьях са.,

    Листья гру[   ]о ш.лестят. (А. Барто)

    2. День с утра ст.ял нена[   ]ый, Лужи серые везде.

    Так и быть, зв.рёк несча[   ]ый, Пом.гу твоей беде!

    (Е. Благинина)

    3. Вместе с Юрой на разве.ку

    Мы приходим в этот двор.

    Красят ле[   ]ичную клетку. Провода несёт монтёр.

    (А. Барто)

    4. Нар.дилась и рябинка

    В белый пра[   ]ичный наряд. (Е. Трутнева)

    5. К.тята за к.пустой

    Х.дили в ог.род.

    Там у к.пу[   ]ых грядок

    Им повстр.чался крот.

    (И. Токмакова)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Gramota.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-proverki-napisaniya-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi

Как найти проверочное слово: советы школьникам и их родителям

Важной задачей при обучении русскому языку является формирование у ребенка навыков грамотного и правильного письма.

Для этого школьникам предлагается заучивать правила, выполнять определенные упражнения. В некоторых случаях, чтобы написать верно, достаточно просто подобрать проверочное слово.

А вот алгоритм данной операции ребенок должен запомнить, а также случаи, когда его можно применить.

Так, в орфографии имеется правило относительно безударной гласной в корне.

Чтобы определить, какая именно буква должна писаться, школьник должен подобрать такое однокоренное слово, чтобы на проверяемый звук падало ударение.

Примером могут служить такие простые случаи, как «коты — кот». Здесь нужно отметить, что проверочное слово должно быть не только однокоренным, но и близким по лексическому значению.

В русском языке существуют омофоны. Эти слова имеют одинаковое произношение, но различные лексические значения. К примеру, омофонами будут «примирять» и «примерять». В первом случае, глагол произошел от существительного «мир» (примирять товарищей), а во втором — от «мерить» (примерять одежду). Поэтому, подбирая проверочное слово, нужно учитывать и его значение.

В программу школы включены не только простые случаи, но и более сложные, когда имеется чередование в корне. Примером может служить слово «поглощать». Проверяется оно существительным «глотка».

Детям необходимо объяснить суть процесса чередования, и каким образом он происходит. Также примером может служить «укрощать». Проверочное слово в данном случае будет «кроткий» или «кротость».

Здесь ребенка важно познакомить с лексическим значением, а также показать подобные случаи (упрощать и т. д.).

Проверочное слово к безударному звуку не всегда можно подобрать. Существуют исключения, на написание которых влияют исторические закономерности развития языка. Школьникам их предлагается просто запомнить. Обычно они включаются в словари, которые имеются в учебниках.

Есть ситуации, когда правило применить не так просто, как кажется. Например, часто вызывает затруднения у детей написать слово «седой».

Проверочное слово в данном случае можно взять «сед», однако, оно практически вышло из обихода, и его можно встретить лишь в некоторых литературных произведениях.

Помимо этого можно взять уменьшительно-ласкательное «седенький», которое также встречается в речи достаточно редко.

Для того чтобы научить школьников подбирать проверочное слово по данному правилу, рекомендуется использовать определенный алгоритм. Можно взять те, которые предлагают авторы программ учебного предмета, или составить с учениками самостоятельно (в последнем случае отмечается лучший эффект запоминания).

Примером может служить следующий алгоритм. Во-первых, выделяется орфограмма. Далее подбираются однокоренные слова (в начале той же части речи, если не получается, то другой). Делается вывод, можно ли проверить безударный звук таким способом. Если да — пишем правильно, в противном случае — обращаемся к словарю.

Постоянное закрепление правила и упражнения, направленные на это, являются основой успеха и еще одним шагом к освоению грамоты.

Источник: https://autogear.ru/article/587/63/kak-nayti-proverochnoe-slovo-sovetyi-shkolnikam-i-ih-roditelyam/

«Запоминалки»

«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций. Если вы знаете интересные запоминалки, не вошедшие в этот список, – присылайте их по адресу электронной почты portal@gramota.ru

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.НОПРСТУ – погуляем по мосту.ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!ЪЫЬ – не запомнятся никак.

ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

  • Если буква гласная вызвала сомнение –Ты ее немедленно ставь под ударение!
  • ***
  • В городе Бордо,на улице Бордовой,закат бАгряный и бАгровый.
  • ***
  • На вЕранде  вЕтерНа вИтрине Игрушки.
  • (прислала Zelenkova Vlasta)
  • ***
  • ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
  • (прислала Ольга Четверикова)
  • Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
  • Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
  • Для верного определения начальной формы глагола:
  • вид не менять, -СЯ не терять.
  • ***
  • Вопросы, на которые отвечают наречия: где,когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
  • То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
  • ***

Либо, кое, ка, нибудь, –То, таки не позабудьНаписать через дефис,

Как предлог со словом из.

  1. (из-за, из-под)
  2. Анатолий Дядченко
  3. ***

Кое, либо, то, нибудьЧерточку-то не забудь,

А частицы же, ли, бы

Ты раздельно запиши.

  • ***
  • Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
  • Запоминалка для корректоров, которым приходится иметь дело с иенами и юанями:
  • У китайцев – юани, у японцев – иены.
  • Неправильный в предложении слов порядок – вот что инверсия значит такое (автор – К. Мелихан)
  • Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин  – пиши Н один!
  • Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

Одевать (кого?) НадеждуНадевать (что?) одежду.

  1. Иван
  2. Родил
  3. Девчонку,
  4. Велел
  5. Тащить
  6. Пелёнку.
  • Иван
  • Родионович,
  • Дайте
  • Вашу
  • Трубку
  • Покурить!
  1. Иван
  2. Рубил
  3. Дрова,
  4. Василиса
  5. Таскала
  6. Поленья.
  • Иван
  • Рубил
  • Дрова,
  • Варвара
  • Топила
  • Печку.
  1. Иван
  2. Родил
  3. Девочку
  4. Верочку,
  5. Толстенькую,
  6. Пузатую.

Уж замуж невтерпеж.

И ужасно, и опасноБукву Т писать напрасно!Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

  • ***

Интересно:Не чудесно, не прекрасно,А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

  1. ***
  2. Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
  3. ***

До чего ж сегодня день чудесНый,СоЛнце в небе празДнично горит,Освещает месТность и окресТность,И теплом своим серДца бодрит,Но лежит на пасТбище корова,ГрусТно смотрят карие глаза,Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

  • Носки короткие – слово длинное: носков,Чулки длинные – слово короткое: чулок.
  • ***

«Этой запоминалке меня научила мама еще в школе, и с тех пор я никогда не путала, что склоняется длиннее – носки или чулки», – пишет наш пользователь Ольга Бирюкова. Вот эта запоминалка: Чем короче, тем длиннее.

Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)сУб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)далИ за б(е)дный тот об(е)д

Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.

«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций. Если вы знаете интересные запоминалки, не вошедшие в этот список, – присылайте их по адресу электронной почты portal@gramota.ru

  1. Все согласные глухие в предложении:
  2. Степка Фец, хочешь щец?
  3. или:

– Степка, хочешь щец?– Фи!

  • Все согласные звонкие в предложении:
  • Где жизнь была в мире + й
  • или:
  • Мы же не забывали друга + й
  • Гнать, держать, смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть,И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
  • Гнать, держать, смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть,И зависеть, и вертеть,И обидеть, и терпеть –Вы запомните, друзья,Их на Е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

  1. ***
  2. Слышать, видеть, ненавидеть,И зависеть, и обидеть,Гнать, держать, терпеть, вертеть,А еще дышать, смотреть!
  3. Долго ели тОрты –Не налезли шОрты!
  4. ***

ЗвонИт звонарь,ЗвонЯт в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог.

  • ЗвонИт и говорИт.
  • ***
  • Фёкла красная, как свЁкла!
  • В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
  • Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль(от пользователя varik-varvarik)
  • Срубили ель, сорвали щавЕль.
  • ***

Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

***

ФенОмен звонИт по средАм,ПринЯв договОр по годАм,Он Отдал экспЕртам эскОрта

ХодАтайство аэропОрта.

  1. ***
  2. А у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы!
  3. ***
  4. Для строителей в моментПривезет шофЁр цемЕнт.
  5. МолЯщий в списки вас включИт,ПонЯвший душу облегчИт.
  6. КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров. 
  7. В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.
  8. БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг.
  9. (прислала Елена Пуриче)

Количество С в слове искусство: 1/2.На первом месте – одно, на втором – два.

  • ***
  • МошеННик у тружеНика одну Н украл!
  • ***
  • Запоминалка слов-исключений с двойной Ж: Сожжены вожжи и дрожжи. Жужжит можжевельник(прислал Pavel Stakhiv)
  • Собирать, стирать, задира –Повнимательней гляди:Если в слове имя Ира,Значит, в корне буква И.
  • ***

Если после корня — А,В корне будет И всегда.Вот пример, запоминай:Ноги вытЕр? — ВытИрай!

***

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

  1. (Прислала Ксения Мурашкина)
  2. ***
  3. СКАК напишем только так,СКОЧ без о писать невмочь.
  4. (прислала Дарья Конькова)
  5. Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:

Семь вопросов – просто чудо,Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Английский язык

Когда в английских словах для обозначения звука [i:] употребляется сочетание «ie» (chief, thief), а когда «ei» (receive, perceive): 

If the letter «C» you spy,Put the «E» before the «I».If you do not spy the «C»,Put the «I» before the «E».

  • ***

Источник: http://kabruss.blogspot.com/2019/10/blog-post_57.html

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

  • Весть, известие, вестник, известный, известно.
  • Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.     
  • Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.
  • Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник – весть

грустный – грусть

В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами.

вестник – известие

грустный – грустит

В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами.

  1. Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
  2. Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:
  3. — согласный звук ясно слышится на конце слова;
  4. — согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.
  5. Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т.

Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

  • звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую
  • звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?
  • На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.
  • На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.
  • Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

  1. В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д
  2. В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.
  3. Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.
  4. Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

  • солнышко, (какой?) солнечный – солнце
  • сердечко, (какой?) сердечный – сердце
  • В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

  1. Окрестность можно проверить словом окрест.
  2. Какие сочетания звуков при письме опасны?
  3. Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:
  4. [сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].
  5. При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.
  6. Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.
  7. Запоминаем способы проверки:
  8. Властный, радостный, несчастный,
  9. и прелестный, и ненастный,
  10. доблестный, бескорыстный, честный.
  11. Этих слов не забывайте.
  12. При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

  • Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?
  • властный – (что?) власть
  • радостный – (что?) радость
  • несчастный – (что?) несчастье
  • прелестный – (что?) прелесть
  • ненастный – (что?) ненастье
  • бескорыстный – (что?) корысть
  • доблестный – (что?) доблесть
  • честный – (что?) честь
  • Вкусный, гласный, интересный,
  • безопасный и небесный,
  • и чудесный, и прекрасный,
  • и ужасный, и напрасный.
  • Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.  (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

  1. вкусный – (каков?) вкусен
  2. гласный – (что?) глас
  3. интересный – (каков?) интересен
  4. безопасный – (каков?) безопасен
  5. небесный – (что?) небеса
  6. чудесный – (что?) чудеса
  7. прекрасный – (каков?) прекрасен
  8. ужасный – (каков?) ужасен
  9. напрасный – (каков?) напрасен
  10. В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.
  11. Размышляем над транскрипциями слов:

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

  • [л’эс’н’ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] – местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв
  • В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый
  • Слово лестница проверить нельзя.
  • Местный проверим словом место.
  • Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

  1. Заключение:
  2. Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
  3. вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>
  4. Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
  5. Присоединяйтесь к нам в

Источник: https://reallanguage.club/pravilo-proverki-napisaniya-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi/

Какое Проверочное Слово К Слову Грустный?

В слове «Грустный» пишется буква «т», хотя при произношении ее совсем не слышно. В этом случае проверочное слова «грусть», «грустить». Кстати, в слове «Радостный», также не слышно буквы «т», хотя она там тоже есть и проверочное слово «Радость»

Данное слово «грустный» относится к словам, которых в русском языке много и в которых не слышна согласная. В одной группе слов слова можно проверить, дав слову другую форму, а в другой группе слова с непроизносимыми согласными подлежат запоминанию. Слово «грустный» — слово «грустить».

Здесь очень четко слышится буква «т», которая также будет писаться в слове «грустный». Для лучшего запоминания, требуется проделать ряд упражнений, написав в столбик слова.

где согласную можно проверить и провести проверочные слова и рядом написать слова, которые запоминают, так как их другими словами не проверить, это словарные слова.

Грустный или грусный? Как написать правильно и проверить букву «т»?

При написании слов: грустный, грустно, грустное, грустной, грусть, грустная может возникнуть сомнение в том, нужно ли писать букву «т» в этих словах.

Проверочное слово для буквы «т» в этих словах слово грусть (грустить).

ГРУСТЬ и ГРУСТНЫЙ — это проверочные слова к слову ГРУСТНЫЙ. ГРУСТИТЬ — тоже запоминается легко.

Если при написании этого слова у вас в голове всплывут эти слова, то вы никогда не сделаете ошибку и не пропустите букву Т.

Проверочное слов к слову ГРУСТНЫЙ это ГРУСТЬ, ГРУСТИТЬ. Пишется это слово через букву Т. Это непроизносимая согласная в корне слова. Например: ГрусТить о Родине. ГрусТный человек. Осенняя грусТь. Перед правильным написанием слова, надо вспомнить проверочное слово.

Правильно писать — грустный, грустно, грустное, грустной, грусть, грустная, т.е. во всех словах должна быть буква «т». Но можно совершить ошибку и написать, как «грусный», для того чтобы этого не допустить нужно сделать букву Т отчетливо слышимой в однокоренном слове. Таким проверочным словом может быть — грусть, грустить.

В словах ГРУСТНЫЙ, ГРУСТНОЕ, ГРУСТНАЯ и т.д. Под сомнение попадает не произносимая согласная буква «Т». Но если подобрать к этим словам однокоренное слово «ГРУСТЬ» то сразу все встает на свои места. В этом слове четко слышится согласная буква «Т». Соответственно она и пишется в этих словах: грусТный, грусТное, грусТная.

Чтобы не допустить ошибки в таких словах как: грустный, грустно, грустная и грустной, нужны проверочные слова. Для этого используем слова грусТь или грусТить. В этих словах отлично слышна буква «т» и теперь вы никогда не допустите ошибку.

Итак, в слове грустный можно сделать ошибку в том, пропустить при написании букву Т. Чтобы избежать ошибку, поможет проверочное слово. В данном случае проверочным словом является слово грусть. Как видите, без Т не получится слово.

Грустный — проверочное слово Грусть. Не произносимый согласный «т».

Вы сами написали проверочное слово ко всем этим словам. Это слово ГРУСТЬ. Ну если хотите, то можете взять как проверочное слово ГРУСТИТЬ. Вы уроки по-русскому языку делаете, что задаете такие вопросы? Я не для того, чтобы обидеть, мне просто любопытно.

Источник: http://otvet.expert/kakoe-proverochnoe-slovo-k-slovu-grustniy-299622

Конспект урока обучения грамоте на тему «Согласные звуки [л],[л`], буквы Л, л (закрепление)»

  • Конспект открытого урока
  • литературного чтения
  • (обучение грамоте)
  • в 1 классе «Г»
  • на тему
  • «Согласные звуки [л],[л`], буквы Л, л (закрепление)»
  • Планируемые результаты
  • Предметные
  • Обучающийся научится: читать слова с изученными буквами, выделять звуки [л] и [л`] из слов.
  • Обучающийся получит возможность научиться: распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов; составлять схемы к словам с изученными буквами.
  • Метапредметные

Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы

Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД: Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены.

Оборудование: учебник, схемы слов, буквы (изученные), мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый!

Все готовы? Всё готово?

  1. Мы сейчас не отдыхаем,
  2. Мы работать начинаем.
  3. II.Мобилизующая часть урока
  4. — Что такое речь? ( Все, что пишем и произносим)
  5. — Какие виды речи вы знаете? ( Письменная, устная, внутренняя)
  6. — Из чего состоит речь? ( Из предложений)
  7. — Из чего состоит предложение? (Из слов)
  8. — На какие части делим слова? (На слоги)
  9. — На какие части делим слоги? (На звуки)
  10. — Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)
  11. — Какой звук может образовать слог? (Гласный)
  12. — Признаки гласных звуков? (Тянутся, поются, при произношении воздух не встречает преград)
  13. — Назовите гласные звуки.
  14. — Какие звуки произносятся с шумом? (Согласные)

— Назовите согласные, которые изучили? Молодцы! А теперь задания!

III. Основная часть.

  • Игра «Соотнеси картинку и букву».
  • На магнитной доске выставляются буквы А, У, О, К, Л и картинки с
  • изображением акулы, утки, ослика, кита и лисы.
  • Дети соотносят картинку и букву. А – акула, У – утка, О – ослик, К – кит, Л
  • – лиса.
  • Слова печатаются в тетрадях.
  • Физкультминутка
  • Вы, наверное, устали?
  •                 Ну, тогда все дружно встали.
  •                 Ножками потопали,
  •                 Ручками похлопали.
  •                 Покрутились, повертелись
  •                 И за парты все уселись.
  •                 Глазки крепко закрываем,
  •                 Дружно до пяти считаем.
  •                 Открываем, поморгаем
  •                 И работать продолжаем.
  • Подготовка речевого аппарата к чтению.
  • Ла — ла – ла — в гости осень к нам пришла.
  • Ло – ло — ло – грустно нам смотреть в окно.
  • Ли-ли-ли – ливни льют до зари.

Что называют ливнем? Какие виды дождей вам известны? ( Ливень – это очень сильный дождь, его называют проливным и «как из ведра». Грибной, космический, кислотный, метеоритные, снежные, косой и т.д.)

А что может нас защитить от дождя? ( Зонтик.) Вот и у нас два зонтика. Вам нужно распределить капли-буквы: буквы, обозначающие гласные звуки к красному зонтику, а согласные — к синему.

Совсем недавно было жаркое лето с теплым дождями, а определять погоду нам помогали птицы. Вспомните, каких животных мы называем птицами. ( Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями)

  1. Загадки
  2. Она летом мошек ловит,
  3. Гнёздышко из глины строит.
  4. Коль летает высоко,
  5. Значит дождик далеко,
  6. Если же летает низко,

Это значит дождик близко. ( Ласточка) Составление схемы слова на доске.

  • В лесных районах обитает,
  • И на зимовку улетает,
  • И шея птицы той всегда,

Напоминает цифру два! ( Лебедь) Составление схемы слова на доске.

  1. Птичка хищная, сама
  2. Под луною рождена.
  3. Как назвать нам птичек этих,
  4. Что летают на планете?
  5. Люди думали, гадали,
  6. В честь Луны её назвали.
  7. А названье дали так:

Вместо «А» там «мягкий знак». ( Лунь) Составление схемы слова на доске.

  • Мерзнет желтенькая пташка,
  • Накорми ее, бедняжку.
  • Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. ( Лазоревка) Составление схемы слова на доске.

Действительно, скоро зима, и нам нужно помогать птичкам, делать кормушки и подкармливать крошками хлеба, семенами растений. А из чего делают хлеб? ( Из пшеницы, ржи, из колосьев)

  1. Разгадывание ребусов и анаграмм.
  2. Переставляются буквы в слове:
  3. 34521
  4. Колос – сокол
  5. А все ли семена растений подходят для подкормки птиц? Послушайте загадку:
  6. Птица в норе,
  7. Хвост во дворе.
  8. Кто перья выдирает,
  9. Тот слезы утирает. (Лук)
  10. Составьте схему слова лук.
  11. Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 60.

Чтение предложений. Работа с многозначными словами.

  • Лук – в значении предмета стрельбы с использованием стрел.
  • Лук – овощ.
  • Рассматривание рисунков и правильное их определение в предложениях.

Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по картинке.

Чтение слов в столбиках. Чтение предложений.

  1. Вопросы:
  2. – Кого видите на картинке?
  3. – Как зовут мальчика?
  4. – Как зовут девочек?
  5. – Кого искал Алик?
  6. – Где стоит Алла?
  7. – А где Нина?
  8. Физкультминутка
  9. Мы все вместе улыбнемся,
  10. Подмигнем слегка друг другу,
  11. Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
  12. И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
  13. Все идеи победили,
  14. Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
  15. Груз забот с себя стряхнули
  16. И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)

Игра «Паутинка», с. 61.

  • Соотнести картинки со схемами данных слов.
  • ( работа в парах)
  • Итог урока.
  • – Что повторяли сегодня на уроке?
  • – Что запомнилось и было интересным?
  • – Что вызвало затруднения?
  • Графический диктант. (Работают на листочках)
  • — Первое слово в предложении пишется с большой буквы +
  • — В слове может быть только 2 слога —
  • — Согласные поются —
  • — Речь состоит из предложений +
  • — А, О, У, Э, И – гласные +
  • Сверка с эталоном на доске.

— Поднимите руку, кто все сделал без ошибок? А теперь те, кто нашел и исправил ошибки. Молодцы, все постарались.

IV. Подведение итогов.

— Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к

концу. Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. 

— Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л,]

(Звук [л]-согласный, твёрдый. Звук [л,]-согласный, мягкий.)

— Какая буква обозначает звуки [л], [л,]? (Буква Л)

V. Рефлексия.

Урок сегодня был удачный,Не прошёл для вас он зря.Вы все очень постарались.

  1. Вам понравилось, друзья?
  2. Оценим свою работу на уроке.
  3. Зеленый смайлик – тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса.
  4. Желтый смайлик – на уроке возникали вопросы, не все задания было легко выполнить.

Красный смайлик – было сложно, тему не понял. Нужна помощь учителя.

  • — Объясните свой выбор.
  • — Сегодня на уроке очень хорошо работали…
  • Использованные материалы:
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/11/01/pourochnye-plany-po-obucheniyu-gramote
  • https://abvgdee.ru/zagadki/pro-bukvu-l

http://skio.ru/pal/l.phphttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/23/kompleks-fizminutok http://www.vseznaika.org/priroda/chto-takoe-liven/

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-obucheniya-gramote-na-temu-soglasnie-zvuki-ll-bukvi-l-l-zakreplenie-3910958.html

Упражнение по русскому про утицу. Тренировочные упражнения по русскому языку

Русский язык, а также культура речи – это одни из основных предметов в школьных программах. Однако далеко не всегда знания усваиваются учащимися надлежащим образом, а еще чаще они просто теряются за последующие годы жизни.

Между тем, знать русский язык и уметь не только грамотно выражаться, но и правильно писать очень важно.

Смешно и грустно, когда слышишь, как телеведущие или политики несут какую-то белиберду, произнося слова совершенно неправильно, или когда читаешь в газетах, журналах или том же интернете вроде бы серьезные и полезные статьи, но видишь, что слова в них написаны как попало, например, вместо «налицо» пишут «на лицо», вместо «к маме» пишут «к мами», вместо «непогода» пишут «не погода» и т.д. Но, по сути, не имеет значения, какие цели и задачи вы ставите перед собой, знать русский язык нужно, причем хотя бы по той простой причине, что тем самым вы выражаете уважение к родной речи и культуре, проявляете уважение к себе и окружающим людям.

И сегодня мы поговорим на тему того, как можно уже взрослому человеку. Но перед описанием подготовленных для вас десяти способов устранения пробелов в знаниях, мы хотели бы указать на один крайне важный момент.

На самом деле повысить свою грамотность достаточно просто, но следует понимать, что сделать это за неделю или две не получится. В лучшем случае этот процесс может занять у вас несколько месяцев, а то и лет.

Поэтому, приняв решение о том, что вы действительно хотите в должной степени овладеть родным языком, позаботьтесь, чтобы такие книги как грамматический справочник и словарь русского языка стали вашими верными спутниками.

Не обязательно, конечно, всегда иметь их с собой (хотя можно скачать на планшет, ноутбук или смартфон), но сделать своими настольными пособиями нужно обязательно.

И если вдруг в какой-то ситуации вы испытываете затруднение, к примеру, не уверены точно, как пишется слово или что оно означает, не пренебрегайте использованием словаря. Точно так же и когда узнаете новый термин, уделите минутку на выяснение его точного определения. Поступая так, вы всегда будете повышать свою грамотность и расширять словарный запас.

Итак, если вы готовы, предлагаем вашему вниманию способы устранения пробелов в грамотности по русскому языку.

10 способов устранить пробелы в грамотности

Каждый из представленных способов по-своему интересен. Использовать их вы можете как по-отдельности, так и в комплексе. К слову, если вы отдадите предпочтение второму варианту, ваши успехи будут более впечатляющими, а сам процесс будет проходить намного быстрее.

Способ первый – читать

Чтение – это, пожалуй, самый лучший и верный способ повышения грамотности по русскому языку.

Но с учетом того, что многие люди привыкли интеллектуально лениться, большую часть информации они получают, слушая радио, смотря новости, тематические передачи, кино и т.п.

Это, конечно, хорошо, но грамотнее (в прямом смысле этого слова), к сожалению, не делает. Повысить уровень знания родного языка и улучшить правописание вам поможет чтение.

Дело в том, что книги содержат в себе невероятное количество слов.

И во время чтения человек получает сразу несколько преимуществ: во-первых, расширяется его словарный запас, во-вторых, развивается навык сочетания и комбинирования лексических единиц, и, в-третьих, при чтении мозг визуально фиксирует правильное написание различных терминов и понятий, благодаря чему уменьшается количество орфографических ошибок на письме (кстати, если вы ознакомитесь с нашим , вы сможете пройти небольшой тест на правописание). А еще одним существенным плюсом чтения является расширение кругозора.

Способ второй – писать

Несмотря на то, что уроки (сеансы) чтения крайне полезны, конкретно правописание можно улучшать, если больше писать.

Уделяйте этому хотя бы по 30 минут каждый день, и уже совсем скоро вы заметите, что при написании различных слов у вас появилась уверенность. К тому же это позволяет изучить всевозможные тонкости пунктуации.

Но, конечно, работать этот способ будет только в том случае, если написанное (правильность написания слов и расстановки знаков препинания) вы всегда будете проверять.

Если же вас волнует вопрос – что именно писать, то здесь подойдет абсолютно все. Можете написать небольшую историю из жизни, описать прошедший день, изложить в краткой форме содержание любимого фильма. Также полезно вести дневник.

Кстати, если писать ручкой на бумаге вам почему-то не хочется, воспользуйтесь текстовым редактором на компьютере.

При желании можно даже задаться целью вести собственный блог в интернете на интересную тему (а если вам понравится, со временем вы сможете сделать это одним из источников дохода или даже основным).

Способ третий – проверять и устранять сомнения

Хорошие способы изучения русского языка – это не только чтение и писательство, но и постоянная самопроверка и устранение своих сомнений. Вам наверняка знакома ситуация, когда вы пишите что-то или даже просто говорите о чем-то, а у вас возникают сомнения, что вы написали или произнесли это правильно (сюда же можно отнести вопрос смысловой правильности употребления терминов и понятий).

Так вот: такие ситуации не следует считать чем-то из ряда вон выходящим, с ними сталкивается каждый. Но вопрос в том, что вы будете делать с этим. Мы рекомендуем не жалеть времени и уделить его поиску ответов и устранению сомнений. Загляните в интернет или откройте словарь, чтобы удостовериться: не совершили ли вы ошибки.

Кстати, именно такие случаи позволяют запоминать информацию лучше всего, ведь даже небольшая неуверенность в чем-то – это всегда микростресс, сопровождаемый эмоциональной реакцией. А, как известно, то, что вызывает у человека эмоции, запоминается надолго.

Таким образом, устраняя сомнения, вы будете усваивать полученные уроки на всю жизнь.

Способ четвертый – использовать онлайн-сервисы

Доступ к интернету есть сегодня практически у каждого человека, и если еще лет десять назад это можно было назвать диковинкой, то сейчас иметь под рукой планшет, смартфон или ноутбук стало так же естественно, как чистить зубы по утрам. Кроме того, точки доступа к всемирной Паутине есть в настоящее время во множестве публичных мест и заведений.

Во-первых, в интернете можно найти специализированные курсы по русскому языку.

К таким относится на 4brain, а также материалы таких платформ как «Универсариум », «Интуит », «Лекториум », «ПостНаука », «Лекторий » и другие (более подробно о них вы можете прочитать ).

А во-вторых, существует немало «облегченных» сервисов, где есть возможность, например, просто ввести слово и узнать его правописание или значение. Также такие ресурсы зачастую предлагают проверку грамматики, пунктуации и т.д.

Поэтому, когда возникают какие-то затруднения, смело обращайтесь к таким сайтам как gramota.ru , therules.ru , online.orfo.ru , text.ru , languagetool.org и другим. Это, конечно, не уроки по русскому языку, но все равно хорошие способы изучения.

Способ пятый – установить приложение «Слово дня»

Приложение «Слово дня» представляет собой очень простой и в то же время эффективный инструмент для пополнения словарного запаса. Очень хорошо, кстати, о нем написал Игорь Манн в своей книге « ». Приложение совершенно просто устанавливается на компьютер или гаджет – вот .

Когда вы установите его, ваш словарный запас будет увеличиваться на одно слово ежедневно. Кто-то может сказать, что в этом нет ничего особенного, но это будет неправильно. Дело в том, что ежедневно мы все общаемся, используя по большей части только знакомые нам слова, а новые узнаем лишь случайно. Поэтому «Слово дня» станет хорошей альтернативой этим «случайностям».

А если провести несложные математические расчеты, то за год вы узнаете 365 новых слов, за два года – 730, за пять лет – 1825 и т.д.

Согласитесь, неплохой результат? Таким образом, уже по прошествии даже одного месяца вы заметите, что ваша речь стала богаче, а стиль письма – более совершенным.

Плюс ко всему – глядя на высветившееся на экране слово, даже хорошо вам известное, вы будете запоминать его правописание.

Способ шестой – учить правила

Если уроки по русскому языку – уже пройденный вами этап, а, например, репетитор по какой-то причине неактуален, но повышать грамотность необходимо, учите правила самостоятельно.

В идеале этот способ предполагает изучение одного правила ежедневно.

Но если взять во внимание то, что, скорее всего, у вас есть работа, хобби, семейные дела и все прочее, а правила нужно не только зазубривать, но и усваивать, вы можете уделять на изучение чего-то одного два или три дня.

Можно, например, сегодня выучить, немного попрактиковаться, а завтра повторить правило и снова попрактиковаться. А уже послезавтра – выполнить несколько упражнений без повторения правила.

Если подобные способы изучения правил русского языка станут неотъемлемой частью вашей жизни, со временем вы овладеете этим предметом в совершенстве.

И если спешить вам некуда, занимайтесь спокойно, ведь даже медленно идущий достигнет своей цели, пока толпы зевак будут стоять и смотреть.

А узнавать и изучать эти самые правила можно при помощи все тех же учебников, сборников правил и онлайн-сервисов.

Способ седьмой – перечитывать и редактировать

Источник: https://stomatp22.ru/uprazhnenie-po-russkomu-pro-uticu-trenirovochnye-uprazhneniya-po.html

Ссылка на основную публикацию