Что такое олицетворение в литературе? примеры

Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Море — смеялось. (М. Горький)

Олицетворение и метафора

Синонимы к слову олицетворение — одушевление, персонификация, прозопопея.

Олицетворение — средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.

  • Примеры олицетворения:
  • Снег идет
  • Лес проснулся
  • Ласковый дождь
  • Ночь подкралась
  • Поющая гитара
  • Голос ветра
  • Компьютер ожил
  • Ударил мороз

А бывают неповторимые, авторские олицетворения:

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин

Олицетворение — это всегда перенос качества с живого на неживое («посмотри, как дремлют ивы»), а метафора может возникать и на основе сходства неодушевленных предметов («зеркало реки»), и на основе переноса свойств неживого на живое существо («каменное лицо»).

Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно («за окном злится буря»). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:

  1. И когда, обезумев от муки,Шли уже осужденных полки,И короткую песню разлукиПаровозные пели гудки.
  2. Звезды смерти стояли над нами,И безвинная корчилась РусьПод кровавыми сапогамиИ под шинами черных марусь.
  3. Анна Ахматова

Зачем нужно олицетворение и где его используют

Олицетворение позволяет автору создать глубокий художественный образ — яркий и неповторимый. С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.

Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:

Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель. «Я! я! я!»-звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.

М.М. Пришвин

Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:

  • Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
  • Дело мастера боится.
  • Морда просит кирпича.

Олицетворение и эпитеты

Олицетворение может быть украшено эпитетами — образными определениями. Это делает олицетворение более ярким и оригинальным. Например, в стихотворении Заболоцкого «Утренняя песня»:

А там, внизу, деревья, звери, птицы,Большие, сильные, мохнатые, живые,Сошлись в кружок и на больших гитарах,На дудочках, на скрипках, на волынкахВдруг заиграли утреннюю песню

Николай Заболоцкий

Олицетворение и аллегория — в чем разница?

Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).

Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: «Горные вершины спят во тьме ночной». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.

Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.

Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,И мачта гнется и скрыпит…Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов

Что такое олицетворение в литературе? ПримерыМорской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова

Олицетворение. Примеры из литературы

Я свистну, и ко мне послушно, робкоВползет окровавленное злодейство,И руку будет мне лизать, и в очиСмотреть, в них знак моей читая воли.А.С. Пушкин

Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу И звезда с звездою говорит.М.Ю. Лермонтов

И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,Вдоль туч скользя вершиной заострённой,Где воздух, свет и думы — заодно,И грудь дрожит от страсти неминучей,И веткою всё просится пахучейАкация в раскрытое окно!А.А. Фет

Сияет солнце, воды блещут,На всем улыбка, жизнь во всем,Деревья радостно трепещут,Купаясь в небе голубом.Поют деревья, блещут воды,Любовью воздух растворен,И мир, цветущий мир природы,Избытком жизни упоен.Ф.И. Тютчев

Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.

  1. У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»Сергей Есенин
  2. Осторожно ветерИз калитки вышел,Постучал в окошко,
  3. Пробежал по крыше:
  4. Поиграл немногоВетками черемух,Пожурил за что-то
  5. Воробьев знакомых.
  6. И, расправив бодроМолодые крылья,Полетел куда-тоВперегонку с пылью.

М.В. Исаковский

Снег идет, снег идет,Словно падают не хлопья,А в заплатанном салопеСходит наземь небосвод.Словно с видом чудака,С верхней лестничной площадки,Крадучись, играя в прятки,Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.Не оглянешься – и святки.Только промежуток краткий,Смотришь, там и новый год.Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,В том же темпе, с ленью тойИли с той же быстротой,Может быть, проходит время?

Б.Л. Пастернак

Источник: https://www.anews.com/p/110467944-chto-takoe-olicetvorenie-primery-metafora-olicetvorenie-i-ehpitet/

Олицетворение — это искусство оживлять неживое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:

  • Финансы поют романсыПогода шепчетЧасы бегут/отстаютТруба зовет
  • Дела пошли в гору

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление. Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

  1. Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬНАШЛА коса на каменьЕсли гора НЕ ИДЕТ к Магомету
  2. Дело мастера БОИТСЯ

И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

  • Как на нашем на базареПироги пекут с глазами.Их пекут — они БЕГУТ,
  • Их едят — они ГЛЯДЯТ!

Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

  1. Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬКруглый год по небу, сводишьЗиму с теплою весной,
  2. Всех нас ВИДИШЬ под собой.
  3. Месяц, месяц, мой дружок,Позолоченный рожок!Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокий,И, обычай твой ЛЮБЯ,
  4. Звезды СМОТРЯТ на тебя.
  5. Ветер, ветер! Ты могуч,Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,НЕ БОИШЬСЯ никого,
  6. Кроме бога одного.

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

  • Сквозь лазурный сумрак ночиАльпы снежные ГЛЯДЯТ;Помертвелые их очи
  • Льдистым ужасом разят.

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ИЩЕТ он в стране далекой?

Что КИНУЛ он в краю родном?

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

  1. ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
  2. РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …
  3. У плетня заросшая крапиваОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутромИ качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
  4. — С добрым утром!

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол. Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Что такое олицетворение в литературе? Примеры

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/olicetvorenie-chto-ehto-takoe-primer-literature.html

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения — все это средства художественной выразительности, активно применяемые в русском литературном языке. Их существует огромное многообразие. Они необходимы для того, чтобы сделать язык ярким и выразительным, усилить художественные образы, привлечь внимание читателя к мысли, которую хочет донести автор.

Какими бывают средства художественной выразительности?

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения относятся к разным группам средств художественной выразительности.

Ученые-лингвисты выделяют звуковые или фонетические изобразительные средства. Лексические — это те, которые связаны с определенным словом, то есть лексемой. Если выразительное средство охватывает словосочетание или целое предложение, то оно является синтаксическим.

Отдельно также рассматривают фразеологические средства (в их основе лежат фразеологизмы), тропы (особые обороты речи, используемые в переносном значении).

Где используются средства художественной выразительности?

Стоит отметить, что средства художественной выразительности применяются не только в литературы, но и в различных сферах общения.

Наиболее часто эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения можно встретить, конечно, в художественной и публицистической речи. На также они присутствуют в разговорном и даже научном стилях.

Они играют огромную роль, так как помогают автору воплотить в жизнь свой художественный замысел, свой образ. Полезны они и для читателя.

С их помощью он может проникнуть в потайной мир создателя произведения, лучше понять и вникнуть в авторский замысел.

Эпитет

Эпитеты в стихах — один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример — вторая жизнь).

Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.

Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе «приложенный». То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.

Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.

Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.

В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились.

Функция эпитетов

Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному — все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета — это еще и сильная эмоциональность.

Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.

Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.

Что такое метафора?

В переводе с древнегреческого языка метафора — это «перенос значения». Это как нельзя лучше характеризует это понятие.

Метафора может быть как отдельным словом, так и целым выражением, которое употребляется автором в переносном значении. В основе этого средства художественной выразительности лежит сравнение предмета, который пока не назван, с каким-то другим на основе их общего признака.

В отличие от большинства других литературных терминов, у метафоры есть конкретный автор. Это известный философ Древней Греции — Аристотель. Первоначальное рождение этого термина связано с представлениями Аристотеля об искусстве как о методе подражания жизни.

При этом те метафоры, которые использовал Аристотель, практически невозможно отличить от литературного преувеличения (гиперболы), обычного сравнения или олицетворения. Он понимал метафору намного шире, чем современные литературоведы.

Примеры употребления метафоры в литературной речи

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.

В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.

Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.

При этом с развитием литературы метафора начинает не только отражать, но и сама творить окружающую нас жизнь. Яркий пример из классической русской литературы — повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос».

Нос коллежского асессора Ковалева, отправившийся в собственное путешествие по Петербургу, это не только гипербола, олицетворение и сравнение, но и метафора, которая придает этому образу новый неожиданный смысл.

Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы «Облако в штанах».

При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.

Хотя совсем без метафоры представить себе художественное произведение, даже советских авторов, невозможно. Слова-метафоры встречаются практически у всех. У Аркадия Гайдара в «Судьбе барабанщика» можно встретить такую фразу — «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто».

В советской поэзии 70-х годов Константин Кедров вводит в оборот понятие «метаметафора» или как ее еще называют «метафора в квадрате». У метафоры появляется новая отличительная черта — она постоянно участвует в развитии литературного языка. А также речи и самой культуры в целом.

Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.

Олицетворение

Для того чтобы разобраться, что такое олицетворение в литературе, обратимся к происхождению этого понятия. Как и большинство литературоведческих терминов, оно уходит своими корнями в древнегреческий язык.

В дословном переводе означает «лицо» и «делаю». С помощью этого литературного приема природные силы и явления, неодушевленные объекты обретают свойства и приметы, присущие человеку. Как бы одушевляются автором.

Например, им могут придать свойства человеческой психики.

Такие приемы часто используют не только в современной художественной литературе, но и в мифологии, и религии, в магии и культах.

Олицетворение было ключевым средством художественной выразительности в сказаниях и притчах, в которых древнему человеку объяснялось, как устроен мир, что стоит за природными явлениями.

Они одушевлялись, наделялись человеческими качествами, ассоциировались с богами или сверхлюдьми. Так древнему человеку было проще принять и понять окружающую его действительность.

Примеры олицетворений

Понять, что такое олицетворение в литературе, нам помогут примеры конкретных текстов. Так, в русской народной песне автор утверждает, что «лыко горем подпоясалось».

С помощью олицетворения появляется особое миросозерцание. Для него характерно ненаучное представление о природных явлениях. Когда, например, гром ворчит как старик, или солнце воспринимается не как неодушевленный космический объект, а как конкретный бог по имени Гелиос.

Сравнение

Для того чтобы разобраться в основных современных средствах художественной выразительности, важно понять, что такое сравнение в литературе. Примеры в этом нам помогут. У Заболоцкого встречаем: «Раньше он был звонкий, точно птица» или Пушкина: «Он бежал быстрее лошади».

Очень часто сравнения используются в русском народном творчестве. Так мы наглядно видим, что это троп, в котором один предмет или явление уподобляются другому на основании какого-го общего для них признака. Цель сравнения — найти в описываемом объекте новые и важные свойства для субъекта художественного высказывания.

Подобной цели служит метафора, эпитеты, сравнения, олицетворения. Таблица, в которой представлены все эти понятия, помогает наглядно разобраться в том, чем они отличаются друг от друга.

Виды сравнений

  • Рассмотрим для детального понимания, что такое сравнение в литературе, примеры и разновидности этого тропа.
  • Он может использоваться в виде сравнительного оборота: мужик глуп, как свинья.
  • Бывают сравнения бессоюзные: мой дом — моя крепость.

Часто сравнения образуются за счет существительного в творительном падеже. Классический пример: он ходит гоголем.

Книга рассказала…

Книга не может рассказать, но при помощи олицетворения мы понимаем о чм идт речь…

  • Олицетворение. Этим словом обычно называют какой-то предмет, либо явление, которое что-то символизирует.

    1. К примеру:
    2. Крест — это олицетворение христианства.
    3. Голуби — это олицетворение мира и любви.
    4. Сердечко — это олицетворение любви.
  • Олицетворение — это особый литературный прием, который используется для создания более образной речи. Обозначает одушевление какого-то неживого предмета. Примеры олицетворения: часы идут, водопад бежит, солнышко улыбается и так далее.

  • Олицетворение объединяет два греческих слова — лицо и делаю. На самом деле олицетворение, это наделение неживого предмета качествами живого существа. Например, мотор пот, река бежит, часы идут или труба зовт.

  • Олицетворение, согласно значению греческого слова , это персонификация, то есть наделение любого существа, явления или предмета человеческими чертами.

    http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/136-2014-07-25-16-35-07.html

  • часы идут, зима уходит, солнце греет, река бежит.

  • Олицетворение — перенесение свойств одушевлнных предметов на неодушевлнные, метафора.

    Чаще всего такой вид метафоры, как олицетворение применяется при изображении природы как живого существа. Пример: небо плачет, ветер воет.

    В разговорной речи также нередко применяется олицетворение чего-либо, но ко многим выражениям мы давно уже привыкли. Например: финансы поют романсы.

    Но не стоит путать олицетворение с антропоморфизмом, где человеческие (и только таковые) качества переносятся на неживой или живой объект.

    Что такое олицетворение в литературе? Примеры

  • Олицетворение — это когда какому нибудь не живому (неодушевленному) предмету приписывают свойства живого (одушевленного). Примеры олицетворения: солнце улыбается, звезды смотрят с неба. Слово quot;смотрятquot; тут как раз и является олицетворением. Думаю, что объяснил доходчиво и вы поняли, что же это за вещь такая — олицетворение ?

  • Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/chto-takoe-olitsetvorenie-v-literature-ego-funktsii-primery.html

    Олицетворение: примеры в русском языке и литературе

    Русский язык

    Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
    Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к  литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

    Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

    В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

    Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

    Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

    Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
    Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

    История появления олицетворения

    Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души).
    Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

    Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

    Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

    Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

    Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

    Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

    Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
    Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

    Какой частью речи выступает олицетворение?

    Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

    Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

    Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет).
    Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

    Олицетворение — литературный троп

    В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.

    В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

    Примеры олицетворения в русском языке

    Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.

    И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

    Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
    Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.

    Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

    Как отличить олицетворение от метафоры?

    Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

    Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

    Например:
    Пчела из кельи восковой
    Летит за данью полевой

    Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
    Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

    Например:
    Утешится безмолвная природа
    И резвая задумается радость

    Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
    Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

    Чем отличается метафора от олицетворения

    Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

    Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

    Использование олицетворения в разговоре

    Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

    Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

    Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

    Олицетворение и художественная литература

    Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

    Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.

    Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
    Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

    Олицетворение и антропоморфизмы

    Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

    Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.
    Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

    Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.
    Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

    Примеры олицетворения

    Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:

    • воет море ( нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
    • плакала ива (ива — это дерево и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
    • играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).

    Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.

    Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.

    Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.

    Самый яркий пример олицетворения — отстают часы.
    Основные источники подобного приема — сказки и мифы.

    кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

    Присоединиться

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Источник: https://lisel85.ru/copywhiting/russkij-yazik/olicetvorenie

    Олицетворение. Использование в художественной литературе, научном стиле и публицистике

    10 класс Тема: Олицетворение. Использование в художественной литературе, научном стиле и публицистике.

    Цель: дать понятие о новом худ. приеме во взаимосвязи с другими изобразительными средствами языка; развивать худ. речь и образное мышление; воспитывать любовь к природе на материале текстов.а) Эпитет — это художественное определение.  Кудрявая березкаб) Сравнение — это художеств.

    прием, когда один предмет сравнивается с другим.Глазки, как в поле цветы (Н.А.Некрасов)в) Олицетворение — это перенос свойств человека на неодушевленные предметы и явления природы. н-р: Котелок сердится и бормочетг) Стили речи: научный, разговорный, публицистический, художественный.

    2) Оформление доски: число, тема урока, четверостишие И.Бунина:Равнина вод на горизонте млеет,И в ней луна столбом отражена,Склонив лицо прозрачное, светлеетИ грустно в воду смотрится она.З) Раздаточный материал: отрывки стихотворений, содержащие олицетворения.

    Тропинкой темною, лесною,Где колокольчики цветут,Под тенью легкой и сквозною

    Меня кустарники ведут

    . И.Бунин. «В лесу».

    • С намеренным однообразьем
    • Как мазь, густая синеваЛожится зайчиками наземь
    • И пачкает нам рукава

    . Б. Пастернак. «Сосны». Гуляют тучи золотыеНад отдыхающей землей,Поля просторные, немые

    Блестят, облитые росой.

    И.С.Тургёнев. «Весенний вечер».

    ^ ПЛАН УРОКА1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ^ 2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАА) Учитель: Какие художественные приемы использует автор в текстах повести “Мещерская сторона”?Что такое эпитет?  Сравнение?Б) Учитель: В каком стиле речи используются эти художественные приемы? — таблица «Стили речи».^ 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. Учитель: Сегодня мы изучаем еще один художественный прием – олицетворение. С его помощью создаются художественные образы писателями.

    Еще поэты древности замечали, что разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, явлениями и атрибутами жизни людей. Достаточно вспомнить множество суеверий, касающихся, например, погодных условий.

    Ведь не зря же дождь сравнивали со слезами неба, а гром и молнию – с его гневом.

    С течением времени, науке, все-таки, удалось убедить человечество в том, что во время ливня небо не грустит и не рыдает, а гром – это, всего лишь звук, который издают нагревающиеся от удара молнии, атмосферные газы.

    Но стремление наделить неживые объекты, предметы или абстрактные понятия качествами живых существ так никуда и не исчезло. Это уникальное свойство человеческой психики создало все предпосылки для появления олицетворения, образного средства языка, используемого в художественной литературе и разгов. речи.

    1. Определение и примеры олицетворений
    2. В широком смысле олицетворение – это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия.
    3. Примером олицетворения могут стать такие привычные для нашего слуха словосочетания как: идет дождь (на самом деле дождь не умеет ходить), небо плачет ебо не может плакать так, как это делает живой человек), ветер воет (шум ветра лишь похож на вой зверя, в действительности ветер выть не умеет), тучи хмурятся.
    4. Ива плачет (ива является деревом, и следовательно не может плакать, это всего лишь описание её развесистых гибких ветвей, который напоминают собой неустанно льющиеся слёзы).
    5. Играет гитара(сама по себе гитара не может играть, она всего лишь издаёт звуки, когда на ней играет кто-то).

    Природа уснула (явление, когда на улице тихо и спокойно, называют сонным состоянием природы, хотя она спать не может, на самом деле просто не дует ветер, и кажется, будто всё вокруг околдовано сном).

    Гром прокатился по небу (у него нет тележки, чтобы на ней прокатиться, на самом деле издался звук грома, который распространился в пространстве).

    Дремучий лес призадумался(в лесу спокойно и бесшумно, что якобы характеризует его задумчивость и угрюмость). Козёл сидит в снопе (он ест сено, опустив голову и не отрывая её, а не в прямом смысле сел в сноп и сидит в нём).

    Зимапришла(ходить она, по сути, не умеет, просто наступило другое время года. К тому же глагол «наступило» тоже является олицетворением).

    Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

    Олицетворение в разговорной речи

    В живой разговорной речи олицетворения встречаются настолько часто, что многие просто перестали их замечать.

    Например, задумывались ли вы о том, что фраза: “Финансы поют романсы”, — это тоже олицетворение? Это изобразительно-выразительное средство языка в разговорной речи используется для того, чтобы придать ей большую образность, сделать ярче и интереснее, а потому чрезвычайно популярно. Но, даже несмотря на широкое применение олицетворения в обыденной речи, наибольшим “спросом” этот троп пользуется в художественной литературе. Поэты и прозаики всего мира постоянно используют олицетворения в своих произведениях. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением. Использование этого литературного приёма в разговоре делает речь образной и интересной.

    Олицетворение в художественной литературе

    Возьмите любой томик стихотворений любого русского или зарубежного поэта. Откройте его на любой странице и прочтите любое стихотворение. Вам наверняка удастся обнаружить хотя бы одно олицетворение.

    Если это произведение о природе, то не миновать олицетворений с использованием природных явлений (мороз рисует узоры, листья шепчут, волны умирают, и т.п.). Если это любовная лирика, то часто используются олицетворения с использованием абстрактных понятий (любовь поет, радость звенит, тоска съедает).

    В социальной или политической лирике нередки олицетворения с использованием таких понятий как: Родина, мир, братство, смелость, отвага (родина – мать, мир облегченно вздохнул). 

    Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора — это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

    Примеры олицетворений:

    1. А и горе, горе, гореваньице!

    • А и лыком горе подпоясалось,
    • Мочалами ноги изопутаны. (Народная песня)
    • Олицетворение зимы:
    • ИДЕТ седая чародейка,
    • Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;
    • И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,
    • И воды претворяет в льды.
    • От хладного ее ДЫХАНЬЯ

    Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ…

    1. (Г. Державин)
    2. Ведь уж осень на двор
    3. Через прясло ГЛЯДИТ.
    4. Вслед за нею зима
    5. В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,
    6. Путь снежком порошит,

    Под санями хрустит… (М. Кольцов)

    Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

    «…Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури…/и спорить стало ей не в мочь…/ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела…/и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась…/Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

    «Ночевала тучка золотая…». (М. Лермонтов)

    • «Сквозь лазурный сумрак ночи
    • Альпы снежные ГЛЯДЯТ,
    • Помертвелые их ОЧИ
    • Льдистым ужасом РАЗЯТ» (Ф.Тютчев)
    • «Теплый ветер тихо веет,
    • Жизнью свежей ДЫШИТ степь» (А.Фет)
    • «Белая береза
    • Под моим окном
    • ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,
    • Точно серебром.
    • На пушистых ветках
    • Снежною каймой
    • Распустились кисти
    • Белой бахромой.
    • И стоит береза
    • В сонной тишине,
    • И горят снежинки
    • В золотом огне.
    • А заря, ЛЕНИВО
    • ОБХОДЯ кругом,
    • ОБСЫПАЕТ ветки

    Новым серебром». (С.Есенин «Береза»):

    Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

    Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения.

    Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину.

    Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

    Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

    1. Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:
    2. Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.
    3. К белым звездочкам в буране
    4. Тянутся цветы герани
    5. За оконный переплет.
    6. Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,
    7. Всё пускается в полет, –
    8. Черной лестницы ступени,
    9. Перекрестка поворот.
    10. Снег идет, снег идет,
    11. Словно падают не хлопья,
    12. А в заплатанном салопе
    13. СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.
    14. Словно с видом чудака,
    15. С верхней лестничной площадки,
    16. КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,
    17. СХОДИТ небо с чердака.
    18. Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.
    19. Не оглянешься – и святки.
    20. Только промежуток краткий,
    21. Смотришь, там и новый год.
    22. Снег идет, густой-густой.
    23. В ногу с ним, СТОПАМИ теми,
    24. В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ
    25. Или с той же быстротой,
    26. Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?
    27. Может быть, за годом год
    28. Следуют, как снег идет,
    29. Или как слова в поэме?
    30. Снег идет, снег идет,
    31. Снег идет, и всё в смятеньи:
    32. Убеленный пешеход,
    33. УДИВЛЕННЫЕ растенья,
    34. Перекрестка поворот».

    Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

    Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

    Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра.

    Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е.

    наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

    • Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи:
    • • Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.
    • • Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.
    • • Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.
    • • Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.
    • • Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.
    • • Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.
    • • Гром ВОРЧАЛ, как старик.

    Какой член предложения делает неодушевленные предметы одушевленными? — Сказуемое.

    В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения.

    4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ1. Нахождение олицетворений в тексте: 2. Поэтическая минутка — дети под руководством учителя работают с раздаточным материалом.5. МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЕ.^ 6. ТВОРЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА1.Задание. Олицетворить предметы окружающего мира и записать примеры в тетрадь.Ответы: Ластик спорил с карандашом на бумаге.

    Пол охал и стонал, когда по нему ходили.^ 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1. Всем — выучить определение олицетворения.2. Выбрать и выполнить задание по желанию:1-й уровень — пересказать теор. мат.. 2-й уровень — найти в текстах и записать олицетворения.3-й уровень — придумать и записать олицетворения; развить некоторые из них до сказочного сюжета.^ 8.

    ИТОГ УРОКА:  Что такое, олицетворение? 

    Источник: https://infourok.ru/olicetvorenie-ispolzovanie-v-hudozhestvennoy-literature-nauchnom-stile-i-publicistike-2523791.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика