Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит. Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.

  • Содержание
  • Разделение на гласные и согласные звуки
  • Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки
  • Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду
  • Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?

В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.

Разделение на гласные и согласные звуки

В первую очередь ребенок должен узнать, что все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки.

Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что звуки делятся на гласные и согласные.

Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки

Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что существуют согласные твердые и мягкие.

Начать следует с исключений, рассказав историю о 6 упертых буквах: эти буквы ни за что на свете не хотят меняться. Например, существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые согласные звуки, которые не хотят становиться мягче.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменно мягкие и твёрдые согласные звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

Мягкие и твёрдые согласные звуки (таблица)

[Ч’], [Щ’], [Й’] [Ц], [Ж], [Ш]

Далее следует рассказать, что мягкие согласные в русском языке образуются:

  • если за ним следует мягкий знак, например, ЛЬВЯТА ([л’]);
  • в случаях, когда после согласного (кроме всегда твердых) идут такие гласные, как Е, Ё, И, Ю, Я, к примеру, СНЕГИРЬ ([н’], [г’]), МЁД ([м’]), ЛЮДИ ([л’]), МЯЧ ([м’]).

Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:

  1. как определить мягкость или твердость по гласной,
  2. какие звуки всегда мягкие,
  3. только звук, а не буква, бывает мягким или твердым.

Например, спросите у ребенка: буква Ч мягкая или твердая в словах ЧУЧЕЛО и ЧЕЛОВЕК?

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Дальше малышу следует больше узнать про твердые согласные звуки и, что они таковыми становятся, когда находятся перед:

  • твердым знаком, к примеру, ПОДЪЕЗД ([д]);
  • гласными А, О, У, Ы, Э: КУКЛА ([к], [л]), ДЫМ ([д]), ДОМ ([д]);
  • согласным звуком: ТОРТ ([р]);
  • а также в конце слова, если звук не относится к тем, что всегда мягкие: ШАР ([р]).

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Для лучшего восприятия необходимо проговорить с ребенком вслух пары слов, в одном из которых будет мягкий согласный звук, а в другом — твердый:

[б] — [б’] бал – белка
[в] — [в’] волк – вилка
[г] — [г’] год – гиря
[д] — [д’] дом – детки
[з] — [з’] зонт – зима
[к] — [к’] кот – кит
[л] — [л’] лото – лето
[м] — [м’] мука – миска
[н] — [н’] нос – низ
[п] — [п’] пыль – пёс
[р] — [р’] род – ряд
[с] — [с’] сыпь – сеть
[т] — [т’] таз – тир
[ф] — [ф’] фон – филин
[х] — [х’] ход – хит

Первоклассник должен запомнить, что звук мягкий или твердый, так как за ним идет определенный гласный.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознать мягкие и твердые согласные по положению губ.

Если, произнося слоги, ребенок улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такие слоги содержат в себе мягкие согласные звуки. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то на пути малыша встретился твердый согласный. Так учить мягкие и твердые звуки станет проще и веселее.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?

  1. Записав пары слов, включающих в себя мягкие и твердые согласные, можно попросить ребенка выделить определенные звуки следующими цветами:
  • гласные – красным;
  • твердые согласные – синим цветом;
  • мягкие звуки – зеленым.
  1. Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их на слух определить твёрдые и мягкие согласные звуки в них. Для первых попыток следует подбирать слова из трех букв, начинающиеся с согласного.

    По мере улучшения у ребенка навыков определения мягких и твердых звуков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.

  1. Можно модифицировать предыдущую игру, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя.

    Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого согласного Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ОБЕРТКА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).

  1. Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации согласных звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами.

    Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету звук в слове мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

  1. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать твердый или мягкий знак.

Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

  • Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее слово. Таким образом, схема: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ» соответствует слову «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
  • Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета — десять. Согласные мягкие и твердые в сумме составляют 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
  • Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
  1. Для детишек, только начинающих свой путь в фонетике русского языка, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый.

    В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков.

    Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

  1. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей.

    В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый игрок называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает это слово, называя степень каждого согласного звука (мягкий он или твердый). Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу.

    Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.

  1. Как только станет понятно, что с основами разбора согласных звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой.

    Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по типу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.

Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет различать твердые и мягкие согласные звуки в 1 классе не хуже своих одноклассников.

Твёрдые и мягкие согласные — Шишкина школа

Источник: https://www.rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html

Способы обозначения� мягкости согласных звуков на письме

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Русский язык, 2 класс

Урок №81

Жиленко Т.Я.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

  • Вспоминаем то, что знаем
  • Проверьте себя.
  • а) Звуки речи делятся наб) Гласные звуки бываютв) Согласные звуки бывают г) Твёрдые и мягкие звуки бываютд) Непарные мягкие звуки – этое) Не обозначают звуков буквы
  • гласные и согласные.
  • ударные и безударные.
  • твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.
  • парные и непарные.
  • [ч’], [щ’], [й’].
  • Ь и Ъ.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Введение в новый раздел

  • Рассмотрите центральный кадр плёнки.

Правописание букв Ъ и Ь.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Определяем тему урока

  • Приведите пример мягких звуков.
  • Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме.
  • Есть ли другие способы?
  • Назовите эти буквы.
  • Сколько же существует способов обозначения мягкости согласных звуков на письме?
  • Сформулируйте тему урока.
  1. Ь
  2. Буквы е, ё, ю, я, и
  3. Тема: «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

«Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»

1. Уметь определять, какими буквами обозначена мягкость согласных.

2. Определить, сколько существует способов обозначения мягкости согласных звуков.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Развиваем умения

Честный, зелёные, любить, зяблик.

  • Выполните работу по алгоритму.

1) Прочитайте слово. 2) Назовите в нём мягкие согласные. 3) Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. 4) Отметьте (если есть) звуки, мягкость которых не зависит от рядом стоящих звуков – эти звуки всегда мягкие. 5) Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных.

Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы е, и, ё, ю, я и буква ь.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

  • Развиваем умения
  • синее снежная неуклюжие зелёный душистая
  • клён зима мята тюлени море
  • Составьте и запишите словосочетания, выбирая слова по смыслу.
  • Подчеркните одной чертой буквы мягких согласных, двумя — буквы гласных, которые обозначают их мягкость.

Проверьте себя.

Зелё ный к лё н, с не жная зи ма, душистая мя та, не ук лю жие тюлени , сине е мо ре .

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Проверяем себя

  • Прочитайте слова. Распределите их по столбикам. Мягкость обозначается:
  1. Проверьте себя .
  2. буквой Ь
  3. Буквами гласных
  4. полёт люди земля кит лён клюква клякса липа
  5. конь большой зорька боль польза моль корь ноль
  6. полёт корь люди моль земля польза кит липа
  7. боль лён зорька клюква большой клякса конь ноль

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/sposoby-oboznachieniia-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-na-pis-mie.html

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Рис. 1. Кот (Источник)

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Рис. 2. Кит (Источник)

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.

  • Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
  • ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
  • люк – звук[л’] – лук – звук [л]
  • Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Рис. 3. Лук (Источник)

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Рис. 4. Люк (Источник)

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].  

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] — ?     [ж] — ?    [р’] — ?   [ч’] — ?    [с’] — ?   [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] – непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.

  1. Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:
  2. Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
  3. Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
  4. Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки (Источник)

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний (Источник)
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. (Источник)
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. (Источник)

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка? (В слове электричка – 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]).
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/tvyordye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-oboznachenie-myagkosti-soglasnyh-zvukov-na-pisme

Конспект урока русского языка на тему "Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я"

  • Предмет            Русский язык   Класс 2
  • Тема урока:      Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я.
  • Общая цель:    Формирование умения распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки.
  • Задачи:               Научить  распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме        мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я;
  • развивать навыки критического мышления, умение строить рассуждения в устной форме;
  • содействовать развитию инициативности, активности, навыков оценочной деятельности.
  • Конкретный результат обучения:  Учащиеся чётко определяют на слух твёрдые и мягкие согласные;
  •     умеют правильно и грамотно выражать свои мысли;
  •        проявляют инициативу на уроке;
  •        правильно планируют время при выполнении самостоятельных     заданий  и работе в группе.
  • Подход в преподавании / обучении:                Активизация критического мышления,  развитие у учащихся навыков групповой работы, коммуникативных навыков через обсуждение в группе, совместная постановка цели урока.
  • Ход урока

I.             Организационный момент. 5 мин.

Учитель: создаёт соответствующие условия, чтобы настроить учеников  на учебную деятельность. Делит учащихся на группы по стратегии «Цветные фигуры».

— Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.

Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!»

— Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).

Ученики: Выполняют специальные упражнения на активизацию биологических точек. Делятся на группы согласно цвету своей фигуры, повторяют правила работы в группе.

II.            Актуализация знаний. 3 мин.

  1. Учитель: Для повторения изученного применяется стратегия  «Незаконченное предложение».
  2. Ученики: Отвечают на вопросы, записывают в рабочих тетрадях число.
  3. — Жи-ши пиши (с буквой и)
  4. — Ча-ща пиши (с буквой а)
  5. — Чу-щу пиши (с буквой у)
  6. — Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
  7. —  Букв в русском алфавите? (33)
  8. — Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)
  9. — Наша речь состоит (из предложений)
  10. — Предложения (из слов)
  11. — Звуки мы (говорим, слышим)
  12. — Буквы мы (пишем, читаем, видим)
  13. — Какой сегодня день?

III.          Определение цели урока. 5 мин.

  1. Чистописание.
  2. Учитель: Просит учащихся назвать лишнюю букву, обосновать свой ответ.

Ученики: Называют лишнюю букву, обосновывают свой ответ. Отвечают на вопросы:

— Что вы можете сказать про буквы е, ё, ю, я? (эти буквы обозначают гласные звуки; они «хитрые», т.к. обозначают 2 звука в некоторых словах). Приводят примеры.

— Но, кроме этого, эти гласные выполняют еще одну очень важную роль в словах. Какова их роль? Как помогают эти гласные согласным?

Учитель: Акцентирует внимание на том, что на эти вопросы предстоит ответить на уроке.

IV.          Новая тема. 15мин.

Учитель: Для разбора новой темы применяется стратегия «Группировка». Предлагает учащимся поработать в группе, выполняя задание: сгруппировать слова в пары, ответить на вопросы, оформить ответы на листе ватмана.

  • Ученики:  работают в группах, объединяя слова в пары: лук,  ров, ряд, люк, нос,  рад, вол, лиса,  рёв, леса, вёл, нёс.
  • Сравнивают согласные звуки в каждой паре слов.
  • Отвечают на вопросы:

— Что общего в этих словах? Чем они отличаются?

— Произнесите и сравните  согласные звуки, с которых начинаются слова в каждой паре слов. Чем они отличаются?

  1. — От чего зависят мягкость и твердость согласных?
  2. — Какие буквы обозначают мягкость-твёрдость согласных звуков?
  3. — Сформулируйте вывод об обозначении мягкости-твёрдости согласных на листе ватмана.
  4. Если учащиеся затрудняются сформулировать вывод, можно предложить план ответа и опорные карточки:
  5. •             На  какие группы делятся согласные звуки по твёрдости-мягкости?
  6. •             Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме?
  7. •             Какие буквы обозначают твёрдость согласных на письме?                                                                                                                                                                                                              
  8. Для оценивания понимания применяется стратегия «Сигналы рукой».
  9. Каждая группа формулирует вывод на листе ватмана, пользуясь планом и опорными карточками, презентует свою работу.

V.           Физминутка. 3 мин.

VI.          Закрепление изученного материала. 10мин.

Учитель: объясняет задание, обращает внимание учащихся на то, что при работе в паре нужно помочь соседу, если тот затрудняется с отгадкой или определением мягкости – твёрдости согласного. 

Ученики: Каждый ученик в паре получает листок с загадками. Он загадывает загадку соседу, тот её отгадывает, записывает отгадку в тетрадь и подчеркивает твёрдые или мягкие согласные. При работе со словами можно пользоваться теми схемами,  которые учащиеся сделали в предыдущем задании.

 Учащиеся выполняют задание, помогая друг другу. Проверяют свои работы, сверяя их с образцом на доске. оценивают свои работы по критериям-стратегия «Светофор».

VII.         Рефлексия урока. 3 мин.

  • Учитель: Стратегия «Рефлексия точками».
  • Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
  • Для этого необходимо подумать, хорошо ли вы поняли тему, как вы работали в группе (активно, пассивно), понравился ли вам сегодняшний урок, какую пользу вы извлекли из занятия?

Каждая группа берет маркер своего цвета и с помощью точек на мишени оценивает себя. Чем ближе точка к центру, тем плодотворнее для вас прошел урок.

Ученики: Ставят точки на мишени. Некоторые могут обосновать свою точку зрения.

VIII.       Домашнее задание. 2 мин.

Учитель: выучить правило на с. 75, выполнить упражнение на с. 76, № 200.

Ученики: записывают задание в дневник.

IX.          Итог урока. 2 мин.

Учитель: Выставляет оценки за урок, комментируя каждую оценку. Прощается с ребятами.

Ученики: Подают дневники для выставления оценок. Прощаются  с учителем.

  1. Предмет Русский язык Класс 2
  2. Тема урока: Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я.
  3. Общая цель: Формирование умения распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки.
  4. Задачи: Научить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я;
  5. развивать навыки критического мышления, умение строить рассуждения в устной форме;
  6. содействовать развитию инициативности, активности, навыков оценочной деятельности.
  7. Конкретный результат обучения: Учащиеся чётко определяют на слух твёрдые и мягкие согласные;
  8. умеют правильно и грамотно выражать свои мысли;
  9. проявляют инициативу на уроке;
  10. правильно планируют время при выполнении самостоятельных заданий и работе в группе.
  11. Подход в преподавании / обучении: Активизация критического мышления, развитие у учащихся навыков групповой работы, коммуникативных навыков через обсуждение в группе, совместная постановка цели урока.
  12. Ход урока

I. Организационный момент. 5 мин.

Учитель: создаёт соответствующие условия, чтобы настроить учеников на учебную деятельность. Делит учащихся на группы по стратегии «Цветные фигуры».

— Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.

Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!»

— Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).

Ученики: Выполняют специальные упражнения на активизацию биологических точек. Делятся на группы согласно цвету своей фигуры, повторяют правила работы в группе.

II. Актуализация знаний. 3 мин.

  • Учитель: Для повторения изученного применяется стратегия «Незаконченное предложение».
  • Ученики: Отвечают на вопросы, записывают в рабочих тетрадях число.
  • — Жи-ши пиши (с буквой и)
  • — Ча-ща пиши (с буквой а)
  • — Чу-щу пиши (с буквой у)
  • — Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
  • — Букв в русском алфавите? (33)
  • — Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)
  • — Наша речь состоит (из предложений)
  • — Предложения (из слов)
  • — Звуки мы (говорим, слышим)
  • — Буквы мы (пишем, читаем, видим)
  • — Какой сегодня день?

III. Определение цели урока. 5 мин.

Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Учитель: Просит учащихся назвать лишнюю букву, обосновать свой ответ.

Ученики: Называют лишнюю букву, обосновывают свой ответ. Отвечают на вопросы:

— Что вы можете сказать про буквы е, ё, ю, я? (эти буквы обозначают гласные звуки; они «хитрые», т.к. обозначают 2 звука в некоторых словах). Приводят примеры.

— Но, кроме этого, эти гласные выполняют еще одну очень важную роль в словах. Какова их роль? Как помогают эти гласные согласным?

Учитель: Акцентирует внимание на том, что на эти вопросы предстоит ответить на уроке.

IV. Новая тема. 15мин.

Учитель: Для разбора новой темы применяется стратегия «Группировка». Предлагает учащимся поработать в группе, выполняя задание: сгруппировать слова в пары, ответить на вопросы, оформить ответы на листе ватмана.

  1. Ученики: работают в группах, объединяя слова в пары: лук, ров, ряд, люк, нос, рад, вол, лиса, рёв, леса, вёл, нёс.
  2. Сравнивают согласные звуки в каждой паре слов.
  3. Отвечают на вопросы:

— Что общего в этих словах? Чем они отличаются?

— Произнесите и сравните согласные звуки, с которых начинаются слова в каждой паре слов. Чем они отличаются?

  • — От чего зависят мягкость и твердость согласных?
  • — Какие буквы обозначают мягкость-твёрдость согласных звуков?
  • — Сформулируйте вывод об обозначении мягкости-твёрдости согласных на листе ватмана.
  • Если учащиеся затрудняются сформулировать вывод, можно предложить план ответа и опорные карточки:
  • • На какие группы делятся согласные звуки по твёрдости-мягкости?
  • • Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме?
  • • Какие буквы обозначают твёрдость согласных на письме?
  • Для оценивания понимания применяется стратегия «Сигналы рукой».
  • Каждая группа формулирует вывод на листе ватмана, пользуясь планом и опорными карточками, презентует свою работу.

V. Физминутка. 3 мин.

VI. Закрепление изученного материала. 10мин.

Учитель: объясняет задание, обращает внимание учащихся на то, что при работе в паре нужно помочь соседу, если тот затрудняется с отгадкой или определением мягкости – твёрдости согласного.

Ученики: Каждый ученик в паре получает листок с загадками. Он загадывает загадку соседу, тот её отгадывает, записывает отгадку в тетрадь и подчеркивает твёрдые или мягкие согласные. При работе со словами можно пользоваться теми схемами, которые учащиеся сделали в предыдущем задании.

Учащиеся выполняют задание, помогая друг другу. Проверяют свои работы, сверяя их с образцом на доске. оценивают свои работы по критериям-стратегия «Светофор».

VII. Рефлексия урока. 3 мин.

  1. Учитель: Стратегия «Рефлексия точками».
  2. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
  3. Для этого необходимо подумать, хорошо ли вы поняли тему, как вы работали в группе (активно, пассивно), понравился ли вам сегодняшний урок, какую пользу вы извлекли из занятия?

Каждая группа берет маркер своего цвета и с помощью точек на мишени оценивает себя. Чем ближе точка к центру, тем плодотворнее для вас прошел урок.

Ученики: Ставят точки на мишени. Некоторые могут обосновать свою точку зрения.

VIII. Домашнее задание. 2 мин.

Учитель: выучить правило на с. 75, выполнить упражнение на с. 76, № 200.

Ученики: записывают задание в дневник.

IX. Итог урока. 2 мин.

Учитель: Выставляет оценки за урок, комментируя каждую оценку. Прощается с ребятами.

Ученики: Подают дневники для выставления оценок. Прощаются с учителем.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-bukvami-ie-io-iu-ia

Мягкие согласные звуки

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. В свою очередь, согласные можно разделить на твердые и мягкие. Это одна из основных характеристик согласного звука.
Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

У большинства школьников не вызывает никаких сомнений, является ли звук мягким или твердым. Обычно мы их различаем просто на слух. Действительно, эти звуки слышатся иначе, нежели твёрдые. При их произношении язык двигается несколько вперед по направлению к зубам и локализуются в районе твёрдого нёба. Именно поэтому после мягких согласных чаще всего произносится гласные, которые тоже образуются впереди, рядом с зубами.

Твердые и мягкие звуки часто образуют пары. Например, твердому звуку [В] соответствует мягкий [В’]. В транскрипции мягкость обозначается апострофом.

б в г д з к л м н п р с т ф х ж ц ш
б’ в’ г’ д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’ т’ ф’ х’ й’ ч’ щ’

Мы видим, что в русском языке имеется несколько непарных твердых звуков и несколько непарных мягких.

Твердые и мягкие парные согласные могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, МАЛ и МЯЛ, МЕЛ и МЕЛЬ. Известно немало основанных на этом лингвистических загадок.

По правилу мягкие согласные звуки на письме могут обозначаться разными способами.

С помощью мягкого знака. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает лишь на мягкость парного согласного. Если же перед нами шипящий, его мягкость невозможно обозначить мягким знаком.

Шипящие либо всегда твёрдые (и тогда они не могут быть смягчены), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации излишен).

После шипящих мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различаются существительные 2 и 3 склонения.

Изучая уже во 2 классе русский язык, ребята узнают о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы стоят поле парного согласного, они читаются Э, О, У, А и обозначают одновременно мягкость предыдущего согласного: [Л’Э], [Л’О], [Л’У], [Л’А].

Аналогично первому случаю, после шипящих Е, Ё, Ю, Я не могут указывать на мягкость предыдущего согласного, поэтому правописание Е и Ё после шипящих представляет трудность и заучивается также в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например, слово «поджОг» – существительное, а слово «поджЁг» – глагол.

Некоторые мягкие согласные звуки и сочетания «не дружат» с мягким знаком.

Это непарный мягкий звук [Й’]. Поле него не ставится мягкий знак никогда.

В сочетаниях ЧК, ЧН-НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН-НЩ, РЩ мягкий знак не нужен.

Не требуется он и в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произношении перед мягким согласным: стихи [С’Т’], разница [З’Н’] и т.п.

После шипящего мягкий знак обычно выполняет грамматическую функцию, но может быть и разделительным: «шьёт», «чья» и т.п.

Из статьи по русскому языку для 2 класса мы узнали, что все звуки делятся на гласные и согласные. Согласные звуки, в свою очередь, делятся на мягкие и твердые. Мягкость звукам придает мягкий знак, но есть исключения и некоторым согласным для мягкости Ь не нужен.

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 64.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/myagkie-soglasnye-zvuki-2-klass.html

Проектирование урока по теме: Обозначение мягкости согласных звуков на письме

  • 2. Восприятие
  • 3. Осмысление
  • Цель: сформировать представление о звуках, которые обозначают мягкость согласных букв на письме, а так же мягком знаке, как показателе мягкости.
  • Название вида учебной работы: работа с учебником
  • Учебная задача для учителя: дать представление о звуках, которые обозначают мягкость согласных букв на письме
  • Учебная задача для учащихся: формировать умение обозначать на письме мягкие согласные звуки в слове с помощью гласных букв
  • Организация работы детей: индивидуальная, парная
  • Формы и организация контроля за работой: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга, самопроверка.
  • Подведение результатов работы: похвала, рефлексия
  1. Задача для учителя: сформировать умение записи текста по памяти, формировать умение слышать звуки в словах, которые обозначают мягкость согласных букв на письме, сформировать представление о мягком знаке, как показателе мягкости согласных звуков на письме .
  2. Задача для учащихся: записать предложение по памяти, слышать в слова звуки, которые обозначают мягкость согласных букв на письме.
  3. Форма организации: Фронтальная, парная
  4. Форма контроля: взаимопроверка
  5. Опять пять ребят нашли пять опят.

прочитайте скороговорку про себя. О чем говорится в скороговорке?

— прочитаем скороговорку в слух несколько раз. Расскажите скороговорку соседу по парте.

— запишем скороговорку по памяти.

— обменяйтесь тетрадью с соседом по парте и проверьте.

— кто написал все верно, без ошибок поднимите руки. Молодцы! Кто допустил одну и более ошибок – старайтесь, будьте внимательными и в следующий раз напишите лучше.

  • — подчеркните буквы обозначающие мягкость согласного звука. (я)
  • — Зажгите маячки под мягкими согласными буквами. (п)
  • — составьте звуковую модель первого и последнего слова.
  • [ о пя т”][ о пя т]

— сравните звуки. Что мы видим? Какой вывод можем сделать?

  1. — верно, делаем вывод, что мягкий знак так же обозначает мягкость согласных звуков на письме.
  2. Задача для учителя: познакомить с правилом
  3. Задача для учащихся: познакомиться с правилом
  4. Форма организации: Фронтальная, парная
  5. Форма контроля: парная
  6. — откройте учебник на странице 51 и прочитайте правило про себя.
  7. — мы верно с вами сделали вывод?
  8. — прочитаем правило хором.
  9. — расскажите правило соседу по парте.
  10. — ребята, назовите, какие гласные буквы служат для обозначения мягкости согласного звука на письме? (и, ю, ё, е, я)
  11. — какие гласные буквы показатели твердых согласных звуков на письме? ( а, у, о)
  12. — верно, молодцы!
  13. Задача для учителя: выполнить упражнение с целью закрепления правила «обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме»
  14. Задача для учащихся: правильно выполнить упражнение
  15. Форма организации: Фронтальная
  16. Форма контроля: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга
  17. — для того чтобы закрепить правило мы выполним упражнение 88 на странице 51.
  18. — прочитайте задание про себя.
  19. — что нужно сделать в этом упражнении?
  20. — верно, сначала нужно списать слова с твердыми согласными звуками , а потом с мягкими согласными звуками.
  21. — записываем слова с комментированием.
  22. Физкультминутка для глаз.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. — Поморгать глазами Посмотрите все в окно, — Посмотреть в окно и в другую сторону Ах, как солнце высоко. — Посмотреть вверх Мы глаза сейчас закроем, — Закрыть глазки ладонямиВ классе радугу построим, 

Вверх по радуге пойдем, — Посмотреть глазами по дуге 

Вправо, влево повернем, — Ворочать глазами вправо-влевоА потом скатимся вниз, — Посмотреть внизЖмурься сильно, но держись. — Зажмурить глаза, открыть и поморгать

Источник: https://multiurok.ru/files/proiektirovaniie-uroka-po-tiemie-oboznachieniie-mi.html

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].

Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:

Группы согласных Парные Непарные
Твёрдые [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] [ж], [ш], [ц]
Мягкие [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] [й’], [ч’], [щ’]

На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) — парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].

Мягкость согласных звуков на письме обозначается:

  • мягким знаком ь — мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
  • гласными буквами е, ё, и, ю, я — пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].
  • Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными — з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’]. 
  • Например: песня [п’эс’н’а], если[й’эс’л’и], хвостик[хвос’т’ик] и другие.
  • Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
  • Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
  • Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
  • Например:
  • [ж] — жара [жара], жёлтый [жолтый’]
  • [ш] — шар [шар], шью [шй’у]
  • [ц] — цапля [цапл’а], цирк [цырк]
  • Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
  • Например:
  • [й’] — йогурт [й’огурт], мой [мой’]
  • [ч’] — час [ч’ас], чек [ч’эк]
  • [щ’] — щука [щ’ука], щель [щ’эл’]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

  1. Глухие и звонкие согласные
  2. Алфавит
  3. Гласные звуки и буквы, их обозначающие
  4. Согласные звуки и буквы, их обозначающие
  5. Слог
  6. Ударение
  7. Фонетический разбор
  8. Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

  • 1 класс
  • Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник
  • Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
  • Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
  • Упражнение 96, Климанова, Макеева, Учебник
  • Упражнение 154, Климанова, Макеева, Учебник
  • Упражнение 166, Климанова, Макеева, Учебник
  • Упражнение 67, Полякова, Учебник
  • Упражнение 160, Полякова, Учебник
  • Упражнение 13, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
  • Упражнение 31, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
  • 2 класс
  • Упражнение 123, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 124, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 126, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 75, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 77, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 107, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 135, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 156, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 194, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
  • 3 класс
  • Упражнение 124, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 52, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 39, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 43, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 239, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • 4 класс
  • Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 54, Полякова, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 174, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  • 5 класс
  • Упражнение 279, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 280, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 312, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 187, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  • Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  • 7 класс
  • Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  1. © budu5.com, 2019
  2. Пользовательское соглашение
  3. Copyright
  4. Нашли ошибку?
  5. Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/98

Твёрдые и мягкие согласные

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.

Твёрдость-мягкость — второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] — [ м'], [з] — [ з']. Звонкие мягкие звучат выше, чем твердые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] — [б'], [ в] — [ в'] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б'], [м] и [м'], [п] и [п'], [в] и [в'], [ф] и [ф'], [з] и [з'], [с] и [с'], [д] и [д'], [т] и [т'], [н] и [н'], [л] и [л'], [р] и [р'], [к] и [к'], [г] и [г'], [х] и [х'].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например звуки [ж], [ш], [ц] — непарные твёрдые, а [й'] и [ч'] — непарные глухие.

Непарные по твёрдости-мягкости. Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц]. Мягкие непарные: [й'], [ч'], [ш':].

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

  • · йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя — [т'оґт'а], дяґдя — [д'аґд'а];
  • · буква и после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ниґтки — [н'иґтк'и], лист — [л'ист], миґлый — [м'иґлый'] ;
  • · буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: проґсьба — [проз'ба], мель — [м'эл'], даль — [дал'].

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.

Обсуждаем проблему толкования

В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш'] непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш'] — это мягкий аналог звука [ш].

Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш'] ещё и долгий, а твёрдый [ш] — нет. Пары — это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш'] — двумя. Поэтому [ш] и [ш'] не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников.

Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш'] изменить. Думается, что ребятам легче использовать еще один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

Для этого в лингвистической практике существует два значка:

  • 1) надстрочная черта над звуком;
  • 2) двоеточие.

Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш':] либо графемы, обозначающей букву [щ'].

Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки.

И значок [:] при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука.

[ш':] — мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.

Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш':] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

Источник: https://studwood.ru/1389409/literatura/tvyordye_myagkie_soglasnye

Ссылка на основную публикацию