Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.
Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.
Что такое спряжение глаголов
Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни «наклоняться», «склоняться».
В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».
Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.
Как определить спряжение глагола по личным окончаниям
Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.
Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.
Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на -ать, т. е. оно является ударным.
Спряжение в ударных окончаниях
По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.
Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).
Примеры:
- «полоть» заканчивается на «-ть» 1 спряжение,
- «стоять» окончание «-ять» 1 спряжение,
- «дремать» на конце «-ать» 1 спряжение.
Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.
Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице
Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям
Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.
Примеры:
- «поднимает» глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение,
- «тает» глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
- «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению,
- «борешься» «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.
Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.
Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».
Первое спряжение:
- я поднимаю, мы поднимаем,
- ты поднимаешь, вы поднимаете,
- он поднимает, они поднимают.
А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:
- я клею, мы клеим,
- ты клеишь, вы клеите,
- он клеит, они клеят.
Подводя итоги, отметим для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:
- Первый способ поставить глагол в третье лицо множественного числа.
Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».
Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».
- Второй способ определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».
Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» «строит».
Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».
Исключения 1 и 2 спряжения
Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.
Заключение
Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.
Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyike-pravilo-i-tablitsa-s-primerami
Спряжение глаголов: Правило в русском языке
Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы.
Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение.
Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.
Что такое «спряжение глаголов»?
Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».
В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам).
Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка.
В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.
Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.
Виды спряжений в русском языке
В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)
Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения.
Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу.
Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.
Правила:
Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить», кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.
Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть» — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.
Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать» — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.
Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:
Примеры глаголов второго спряжения
К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать», «-оть», «-уть», «-ть».
Таблица спряжения глаголов
Как разделить слова на слоги.
Правила и примеры определения спряжения
При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме. Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.
При безударном личном окончании у глагола необходимо:
- Образовать от такого глагола начальную форму;
- Определить, какая гласная стоит перед окончанием «-ть» (определение по суффиксу инфинитива).
Определяем спряжение глагола
- В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.
- Например:
- Глагол «рисует» (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);
- Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);
Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.
- Глагол «рисует»
- Я рисую Мы рисуем
- Ты рисуешь Вы рисуете
- Он рисует Они рисуют
- Глагол «пилит»
- Я пилю Мы пилим
- Ты пилишь Вы пишете
- Он пилит Они пилят
Алгоритм спряжения
Рекомендуем прочесть на нашем сайте: Орфографический разбор слова.
Определяем гласную безударных личных окончаний глагола
Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.
Для этого существуют два способа:
Первый способ
- Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа
- -ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».
- В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).
- -ат, -ят – второе спряжение – буква «И»
- В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).
Второй способ
Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?
Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»
Чита_т – (что делать? – читать) – первое спряжение – значит будет «читает».
Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».
Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвалит.
Разноспрягаемые глаголы
Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).
- К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).
- Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.
- https://youtu.be/v0E06cT5Gw4
Заключение
Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.
Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/spryazhenie-glagolov-pravilo-v-russkom-yazyke.html
Спряжение глаголов — 4 класс — пособия для начальной школы
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю — они делают.
В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит.
Так обозначаются лица и числа:
Местоимение | Лицо и число | Возможные окончания I спряжение | Возможные окончания II спряжение, |
я | 1 лицо ед. число | -у, -ю | -у, -ю |
ты | 2 лицо ед. число | -ешь | -ишь |
он, она, оно | 3 лицо ед. число | -ет | -ит |
мы | 1 лицо мн. число | -ем | -им |
вы | 2 лицо мн. число | -ете | -ите |
они | 3 лицо мн. число | -ут, -ют | -ат, -ят |
Посмотри внимательно на таблицу и скажи, в каком числе и лице окончания не зависят от спряжения.
Запомни! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак,
глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.
К первому спряжению относятся
- Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).
- Все глаголы на -овать.
- Два глагола на -ить: брить и стелить.
Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например:
он чита?т => они читают => он читает
Я | читаю | пишу |
Ты | читаешь | пишешь |
Он | читает | пишет |
Мы | читаем | пишем |
Вы | читаете | пишете |
Они | читают | пишут |
Нач. форма | читать (lesen) | писать (schreiben) |
К второму спряжению относятся
- Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
- Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение).
- Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать — он лежит, стоять — мы стоим.
Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например:
он спеш?т => они спешат => он спешит
Я | говорю | лежу |
Ты | говоришь | лежишь |
Он | говорит | лежит |
Мы | говорим | лежим |
Вы | говорите | лежите |
Они | говорят | лежат |
Нач. форма | говорить (sagen) | лежать (liegen) |
Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения:
Ко второму же спряженью Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на «-ить», Кроме слов «стелить» и «брить». А ещё: «смотреть», «обидеть», «Слышать», «видеть», «ненавидеть», «Гнать», «дышать», «держать», «терпеть» И «зависеть» и «вертеть». |
- смотреть: я смотрю — он смотрит — они смотрят
- видеть: я вижу — он видит — они видят
- слышать: я слышу — он слышит — они слышат
- ненавидеть: я ненавижу — он ненавидит — они ненавидят
- дышать: я дышу — он дышит — они дышат
- держать: я держу — он держит — они держат
- обидеть: я обижу — он обидит — они обидят
- терпеть: я терплю — он терпит — они терпят
- — зависеть: я завишу — он зависит — они зависят
Особые спряжения глаголов
Глагол «хотеть» называют разноспрягаемым, т.к. он в единственном числе спрягается, как глагол I спряжения, а во множественном числе, как глагол II спряжения:
Я | хочу |
Ты | хочешь |
Он | хочет |
Мы | хотим |
Вы | хотите |
Они | хотят |
Infinitiv | хотеть (wollen) |
А какой глагол в в одной из форм состоит только из окончаний первого спряжения? Назови его начальную форму?
Я | ем |
Ты | ешь |
Он | ест |
Мы | едим |
Вы | едите |
Они | едят |
Начальныя форма | ???? |
А теперь проспрягай глагол «дать». Назови в каком ряду названы все формы правильно:
- даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают
- дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут
- дам, даешь, даст, дадим, даёте, дают
В первом ряду спрягается глагол «давать», а в третьем ряду формы глагола «давать» и «дать» перемешаны. Правильный ответ — во втором ряду.
Интерактивные тесты онлайн
Как правильно написать безударные окончания глаголов?
Безударные окончания глаголов определить сложнее, что там писать — Е или И. Для этого надо поставить глагол в начальную (неопределенную) форму. Глаголы, заканчивающиеся на АТЬ или ЕТЬ, то они относятся к 1 спряжению, если ИТЬ — то ко 2 спряжению.
Например:
Чита…м.
Ставим в неопределенную форму (что делать?) — читать. Это 1 спряжение. Смотрим в памятку: 1 спряжение — окончание «ЕМ», значит читаем.
2 способ: можно поставить в 3 лицо (подставить местоимение «они»).
Например:
Пиш…те.
Подставляем местоимение «они пишут»- окончание -УТ в 1 спряжении, значит писать надо — пишете.
Но есть глаголы, у которых все наоборот. Их называют глаголами-исключениями.
- Наверняка, ваши папы и мамы знают стишки, которые помогают запомнить эти слова.
- Итак, исключения 1 спряжения: БРИТЬ и СТЕЛИТЬ (оканчиваются на ИТЬ, но относятся к 1 спряжению).
- Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме слов «стелить» и «брить». - А ещё: «смотреть«, «обидеть«,
«Слышать«, «видеть«, «ненавидеть«,
«Гнать«, «дышать«, «держать«, «терпеть»
И «зависеть» и «вертеть«. - А когда я училась в школе, мы запоминали стишком не очень культурным, но запоминающимся:
- Захочу тебя ОБИДЕТЬ,
- Буду я тебя ВЕРТЕТЬ.
- Будешь ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
- Но ЗАВИСЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
- А еще покажем руками:
- ГНАТЬ — ДЕРЖАТЬ,
- СЛЫШАТЬ — ДЫШАТЬ.
- Вот еще стишок со смыслом:
Очень хочется
Через стеклышко смотреть –
Целый мир зеленым видеть,
Лук и слезы ненавидеть.
Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.
Как же хочется: все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать,
Целый мир зеленым видеть…
Не спешите мысли гнать,
Надо просто помечтать!
Выбирайте любой, который вам легче всего запомнить. А может, ваши родители помнят другой?
Упражнения
Задание 1. Задание 2. Задание 3. Задание 4. Задание 5. Задание 6. Задание 7.
- Тесты
- Тест 1
- Источники:
http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/texte.php?auswahl=konjugation
http://vesn.blogspot.ru/2013/11/blog-post_4241.html#more
Источник: http://klass1-4.ru/publ/8-1-0-164
Спряжение глаголов
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам:
ЧислоЛицоНастоящее времяБудущее простое времяЕд. | 1-ое (я) | вру | смотрю | навру | досмотрю |
2-ое (ты) | врёшь | смотришь | наврёшь | досмотришь | |
3-е (он, она, оно) | врёт | смотрит | наврёт | досмотрит | |
Множ. | 1-ое (мы) | врём | смотрим | наврём | досмотрим |
2-ое (вы) | врёте | смотрите | наврёте | досмотрите | |
3-е (они) | врут | смотрят | наврут | досмотрят |
Форма 1-ого лица единственного числа показывает, что действие совершает сам говорящий, множественное число показывает, что действие совершается несколькими лицами, включая говорящего.
Форма 2-ого лица единственного числа показывает, что действие совершает собеседник говорящего, множественное число показывает, что действие совершается несколькими лицами, включая собеседника. В некоторых случаях при вежливом обращении форма множественного числа обращена только на одного собеседника.
- Глаголы во 2-ом лице единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания -ешь (-ёшь) или -ишь. На конце этих окончаний обязательно пишется мягкий знак (ь), например:
- играешь — играешься, готовишь — готовишься
- Форма 3-его лица единственного числа показывает, что действие относится к лицу или предмету, о котором говорят, множественное число показывает, что действие относится ко множеству лиц или предметов.
Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. Спрягаться могут только глаголы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени. В русском языке есть два спряжения: первое и второе. Спряжения между собой различаются по окончаниям.
ЧислоЛицоОкончания1 спряжение2 спряжениеЕдинственноеМножественное1-ое – я | -у (-ю) | -у (-ю) |
2-ое – ты | -ешь (-ёшь) | -ишь |
3-е – он, она, оно | -ет (-ёт) | -ит |
1-ое – мы | -ем (-ём) | -им |
2-ое – вы | -ете (-ёте) | -ите |
3-е – они | -ут (-ют) | -ат (-ят) |
Окончания, указывающие на число и лицо глаголов, называются личными.
У глаголов в форме будущего сложного времени по числам и лицам изменяется глагол буду, а неопределённая форма при нём остаётся без изменений.
ЛицоЕдинственное числоМножественное число1-ое | я буд-у идти, стоять | мы буд-ем идти, стоять |
2-ое | ты буд-ешь идти, стоять | вы буд-ете идти, стоять |
3-е | он (она, оно) буд-ет идти, стоять | они буд-ут идти, стоять |
- В некоторых глаголах при изменении по лицам происходит чередование звуков, например:
- ходит — хожу
- пустит — пущу
- жгу — жжёт
- У возвратных глаголов к личному окончанию прибавляется частица -ся (или -сь), например:
- учил — учился
- играю — играюсь
- Обратите внимание, что в личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением слышится звук о, а пишется буква е (ё), например:
- жжёт, бережёт, печётся
Разноспрягаемые глаголы – это глаголы, которые имеют окончания разных спряжений. В русском языке всего 4 разноспрягаемых глагола: есть, дать, хотеть, бежать.
Глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по первому, частью по второму спряжению:
ЛицоЕдинственное числоМножественное число1-ое | я хочу | я бегу | мы хотим | мы бежим |
2-ое | ты хочешь | ты бежишь | вы хотите | вы бежите |
3-е | он хочет | он бежит | они хотят | они бегут |
По особому типу будут спрягаться глаголы есть и дать и образованные от них приставочные глаголы: поесть, съесть, подать, создать и так далее.
ЛицоЕдинственное числоМножественное число1-ое | я ем | я дам | мы едим | мы дадим |
2-ое | ты ешь | ты дашь | вы едите | вы дадите |
3-е | он ест | он даст | они едят | они дадут |
Безличные глаголы
Безличные глаголы – это глаголы, которые не изменяются по лицам и числам и не имеют формы повелительного наклонения.
Безличные глаголы обозначают действия, которые совершаются сами по себе, без участия действующего лица или независимо от него, они называют различные состояния природы, окружающего мира и человека, например:
Меня сейчас знобит. На улице смеркается.
- Безличные глаголы имеют форму условного наклонении:
- вечерело бы, стемнело бы
- В изъявительном наклонении безличные глаголы изменяются по временам и могут иметь две формы:
- Форма 3-его лица единственного числа настоящего и будущего времени:
вечереет, стемнеет
- Форма среднего рода единственного числа прошедшего времени:
вечерело, стемнело
В предложениях безличные глаголы являются сказуемыми, но при них нет и не может быть подлежащего, например:
Меня знобит. Уже смеркается.
Если в предложении отсутствует подлежащее, то личный глагол может быть употреблён в безличном значении, например:
На улице сильно шумело. По дороге несло поток машин.
Также безличный глагол может быть образован от личного с помощью суффикса -ся (-сь):
Она много придумывает. — Ничего не придумывается.
Ребёнок играл. — В дороге ему не игралось.
Источник: https://naobumium.info/russkiy/spryajenie_glagolov.php
"Как определить спряжение глагола"
- Презентация к уроку
- Общие сведения об уроке
- Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».
- Время проведения: 2 академических часа.
- Цели:
- = обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;
- = развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;
- = воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.
- Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске – стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски – задания самостоятельной работы), лист с темой урока – для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.
- План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
- Постановка проблемы.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного.
- Контроль знаний.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
- Ход урока
- I. Организационный момент:
Здравствуйте! Садитесь.
(На доске):
Интересная часть речи
В русском языке жив..т.
Кто что дела..т, расскаж..т,
Черт..т, пиш..т иль по..т,
Вышива..т, или паш..т,
Или забива..т гол,
Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т –
Все расскаж..т нам … (глагол.)
- — Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее – о спряжении глагола.
- II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания
- — И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.
— На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.
- 1 задание: (Слайды 2, 3)
- Продолжите предложения:
- Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.
- Имя существительное изменяется по числам и падежам.
- Глагол изменяется по лицам и числам.
- При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл – ставим напротив задания).
- — Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.
- — Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)
— Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)
— Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого – второе задание.
- 2 задание: (Слайды 5, 6)
- Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:
- -им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.
I | II |
-Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете | -Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят |
- При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла – ставим напротив задания).
- 3 задание: (Слайды 7, 8)
- Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:
Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.
— Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)
При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).
III. Постановка проблемы.
А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.
- Ты игра….шь
- человек тон….т
- лень вал….т
- кто расскаж….т
- мы не скуча….м
— Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).
- — Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)
- — А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)
- — Как вы думаете, почему? (Не знаем…)
- — В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)
— И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)
— Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)
— Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)
(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).
IV. Изучение нового материала.
- — Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 — первый щелчок):
- Топит – топИть поможет — помОчь
- светит – светИть греет — грЕть
- любит – любИть забудет — забЫть
- подарит – подарИть напишет — написАть
— Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.
— Они падают на окончания? (Нет)
— Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)
— Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 — второй щелчок)
— Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).
— Составим алгоритм определения спряжения глагола:
= итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)
= если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение – ешь, ет , ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).
= а если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:
— Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание – в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.
Как определить спряжение глагола. 1. Укажи ударение, выдели окончание. 2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение; –ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение. 3.Если окончание безударное, определи вид глагола. 4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид! 5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.
7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения. |
V. Физкультминутка.
Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.
Это легкая забава – Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно – Там стена, а там окно. Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
VI. Закрепление изученного.
1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):
- ты играЕшь (играть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕШЬ)
- человек тонЕт (тонуть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)
- лень валИт (валить – 2 спряжение, поэтому окончание –ИТ)
- кто расскажЕт (рассказать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)
- мы не скучаЕм (скучать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕМ)
2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов – поработаем в парах.
У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором – глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями.
Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом.
(Слайд 12)
Ножницами | пилят (пилить — II спр.) |
Молотком | ловят рыбу (ловить — II спр.) |
Пилой | выдергивают гвозди (выдергивать -1 спр ) |
Клещами | режут (резать — I спр.) |
Зубной щёткой | забивают гвозди (забивать -1 спр.) |
Удочкой | чистят зубы (чистить — П спр.) |
— Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.
3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.
4 задание: (Слайды 14, 15)
Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.
Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.
При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).
— Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).
— Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!
— Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов – «5», 10-13 баллов – «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.
VII. Контроль знаний.
— А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.
- Мини-тест.
- 1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…
- A) склонением В) спряжением C) чередованием
2. Сколько в русском языке спряжений?
- А) 3 B) 1 C) 2
- 3. Глаголы II спряжения имеют окончания…
- А) –ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) –ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.
4. Укажите строку с глаголами I спряжения.
А) читать, копать, звать B) кричать, лететь, строить C) брить, терпеть, дышать.
5. Укажите строку с глаголами II спряжения.
А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.
(Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).
— Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина – на «5», Андрей – на «4», Миша – на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.
VIII. Домашнее задание.
— Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.
Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою.
Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи.
Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.
Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.
IX. Рефлексия.
— Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:
— Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное – сразу вставляем окончание, если безударное – н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).
- Интересная часть речи
- В русском языке живёт.
- Кто что делает расскажет,
- Чертит, пишет иль поёт.
- Вышивает или пашет,
- Или забивает гол.
- Моет, чистит, жарит, варит –
- Все расскажет нам глагол.
— Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.
— До свидания!
Список использованной литературы.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. – Просвещение, 2006.
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. – М., Дрофа, 2004.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010.
Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. – СПб, 2004.
Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.
Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. – М.: 1972.
Махмутов М.И.. Проблемное обучение. – М.: 1975.
Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. – М.: ВЛАДОС, 1995.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kak_opredelit_spryazhenie_glagola_145249.html
Как определить спряжение глагола в русском языке? Учим правило легко
21.10.2013
Определение спряжения глагола многих ставит в ступор. Хотя при написании делового письма или поста на форуме само слово «спряжение» может даже не возникнуть в сознании. Однако, чтобы не прослыть безграмотным, окончания глаголов стоит писать правильно.
Что такое спряжение глагола?
Спряжение — это как раз та грамматическая категория глагола, которая, определяя его изменение по лицам и числам, диктует, какую букву писать в сомнительном его окончании.
Известно два спряжения глагола: первое и второе соответственно. В зависимости от того, к какому из них глагол относится, и происходит выбор буквы, которую необходимо писать в его окончании.
Стоит помнить, что глаголы прошедшего времени не имеют спряжения, так как тут просто не в чем сомневаться.
Как определить спряжение глагола?
Как определить спряжение глагола в русском языке, 5 класс, наверняка, ответит вам хором. Если, конечно, дети сами разобрались со сложным алгоритмом, представленным в учебниках.
Итак, давайте разбираться.
Чтобы узнать спряжение глагола и определить, какую гласную в его окончании нужно написать, сначала посмотрим, куда в слове падает ударение. Если ударным оказывается окончание, то с гласной сразу все понятно. Она стоит в сильной позиции, и сомнений быть не должно. Спряжение же определяется по самой гласной. Так, если под ударением гласные е, у, ю, то глагол первого спряжения, а если в сильной позиции и, а или я, то глагол второго спряжения. Например: спЯт — гл. 2 спр.; несУт — гл. 1 спр.
Все карты может спутать приставка вы- у глагола. Обычно, ударение всегда падает на нее (например, вЫгорит). В таком случае нужно отбросить помеху и рассматривать слово без приставки.Например: вЫгорит — вы- горит — горИт — гл. 2 спр.
В случае если ударение падает не на окончание глагола, спряжение его определятся по инфинитиву. Для тех, кто забыл: это неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? / что сделать?.Например: глагол (что делает?) рисует — инфинитив (что делать?) рисовать.
глагол (что сделает?) скажет — инфинитив (что сделать?) сказать.
Глаголами второго спряжения считаются глаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить. Тогда в личных окончаниях глаголы будут иметь гласные и, а, я.Например: трат_т — тратить — трятят, ход_те — ходить — ходите.
К глаголам первого спряжения можно смело относить все остальные глаголы.Например: встан_т — встать — встанет; побор_т — побороть — поборют.
Из каждого правила существуют исключения. Из этого — тоже. Так, к глаголам второго спряжения относятся 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать — и 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть.Например: смотреть — смотрят, гнать — гонят.
А к глаголам первого спряжения относятся глаголы на -ить: брить, стелить, зиждиться (т.е. основываться), зыбиться (т.е. качаться, колебаться).Например: брить — бреются, зиждиться — зиждется.
Способы запоминания
Спряжение глагола — одно из самых сложных правил «великого и могучего». И на сегодняшний день придумано огромное количество вариантов его запоминания алгоритмы, шуточные стишки и песни, таблицы.
Но суть одна: важно отследить зависимость буквы в безударном личном окончании глагола от буквы в инфинитиве, а также оставить в памяти 15 глаголов-исключений, и спряжение вы будете определять еще до того, как начнете записывать глагол.
Как определить спряжение глаголов в русском языке, лучше всего покажет таблица. Наглядность помогает подключить еще и зрительную память.
1 спр. | 2 спр. |
все остальные глаголы | глаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить |
искл.: брить стелитьзиждитьсязыбиться | искл.: гнать, держать, слышать, дышать, смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть |
- А вот стишок, который помогает с ответом на вопрос, как определить спряжение глагола в русском языке:
- Ко второму же спряженью
- Отнесем мы без сомненья
- Все глаголы, что на -ить,
- Исключая брить, стелить.
- А еще смотреть, обидеть,
- Слышать, видеть, ненавидеть,
- Гнать, держать, дышать, терпеть,
- И зависеть, и вертеть.
Один глагол — два спряжения
Известны в русском языке и так называемые разноспрягаемые глаголы. Это такие, у которых в одних формах используются буквы первого спряжения, а в других — второго. Среди них глаголы есть, хотеть, дать, бежать, чтить, брезжить.
Например: чтить — чтят (2 спр.) — чту (1 спр.), хотеть — хочет (1 спр.) — хотят (2 спр.).
Источник: https://nazvania.net/kak-opredelit-spryazhenie-glagola-v-russkom-yazyke-uchim-pravilo-legko_11093