Спряжение глаголов в русском языке — как определить, правило

Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правило

Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.

Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.

Что такое спряжение глаголов

Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни «наклоняться», «склоняться».

Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правило

В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».

Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.

Как определить спряжение глагола по личным окончаниям

Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.

Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правило

Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.

Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на -ать, т. е. оно является ударным.

Спряжение в ударных окончаниях

По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.

Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).

Примеры:

  • «полоть» заканчивается на «-ть» 1 спряжение,
  • «стоять» окончание «-ять» 1 спряжение,
  • «дремать» на конце «-ать» 1 спряжение.

Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.

Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице

Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правило

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение,
  • «тает» глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению,
  • «борешься» «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

Первое спряжение:

  1. я поднимаю, мы поднимаем,
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете,
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим,
  • ты клеишь, вы клеите,
  • он клеит, они клеят.

Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правило

Подводя итоги, отметим для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

  • Первый способ поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

  • Второй способ определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

Исключения 1 и 2 спряжения

Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.

Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правило

Заключение

Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyike-pravilo-i-tablitsa-s-primerami

Спряжение глаголов: Правило в русском языке

Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы.

Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение.

Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.

Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правило

Что такое «спряжение глаголов»?

Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».

В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам).

Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка.

В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.

Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.

Виды спряжений в русском языке

В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)

Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения.

Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу.

Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.

Правила:

Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить», кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.

Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть» — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать» — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.

Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:

Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правило

Примеры глаголов второго спряжения

К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать», «-оть», «-уть», «-ть».

Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правило

Таблица спряжения глаголов

Как разделить слова на слоги.

Правила и примеры определения спряжения

При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме. Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.

При безударном личном окончании у глагола необходимо:

  • Образовать от такого глагола начальную форму;
  • Определить, какая гласная стоит перед окончанием «-ть» (определение по суффиксу инфинитива).
    Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правилоОпределяем спряжение глагола
  • В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.
  • Например:
  • Глагол «рисует»  (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);
  • Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);

Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.

  1. Глагол «рисует»
  2. Я рисую                    Мы рисуем
  3. Ты рисуешь              Вы рисуете
  4. Он рисует                 Они рисуют
  5. Глагол «пилит»
  6. Я пилю                     Мы пилим
  7. Ты пилишь               Вы пишете
  8. Он пилит                  Они пилят

Спряжение глаголов в русском языке - как определить, правило

Алгоритм спряжения

Рекомендуем прочесть на нашем сайте: Орфографический разбор слова.

Определяем гласную безударных личных окончаний глагола

Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.

Для этого существуют два способа:

Первый способ

  • Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа
  • -ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».
  • В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).
  • -ат, -ят – второе спряжение – буква «И»
  • В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).

Второй способ

Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?

Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»

Чита_т – (что делать? – читать) – первое спряжение – значит будет «читает».

Если глагол заканчивается на «-ить»  (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».

Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвалит.

Разноспрягаемые глаголы

Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).

  1. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).
  2. Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.
  3. https://youtu.be/v0E06cT5Gw4
Читайте также:  Верно ли обособление в грамоте

Заключение

Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.

Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/spryazhenie-glagolov-pravilo-v-russkom-yazyke.html

Спряжение глаголов — 4 класс — пособия для начальной школы

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю — они делают.

В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит.

Так обозначаются лица и числа:

Местоимение Лицо и число Возможные окончания I спряжение Возможные окончания II спряжение,
я 1 лицо ед. число -у, -ю -у, -ю
ты 2 лицо ед. число -ешь -ишь
он, она, оно 3 лицо ед. число -ет -ит
мы 1 лицо мн. число -ем -им
вы 2 лицо мн. число -ете -ите
они 3 лицо мн. число -ут, -ют -ат, -ят

Посмотри внимательно на таблицу и скажи, в каком числе и лице окончания не зависят от спряжения.

Запомни! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак,
глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.

К первому спряжению относятся

  • Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).
  • Все глаголы на -овать.
  • Два глагола на -ить: брить и стелить.

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например:
он чита?т => они читают => он читает

Я читаю пишу
Ты читаешь пишешь
Он читает пишет
Мы читаем пишем
Вы читаете пишете
Они читают пишут
Нач. форма читать (lesen) писать (schreiben)

К второму спряжению относятся

  • Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
  • Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение).
  • Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать — он лежит, стоять — мы стоим.

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например:
он спеш?т => они спешат => он спешит

Я говорю лежу
Ты говоришь лежишь
Он говорит лежит
Мы говорим лежим
Вы говорите лежите
Они говорят лежат
Нач. форма говорить (sagen) лежать (liegen)

Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения:

Ко второму же спряженью Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на «-ить», Кроме слов «стелить» и «брить». А ещё: «смотреть», «обидеть», «Слышать», «видеть», «ненавидеть», «Гнать», «дышать», «держать», «терпеть» И «зависеть» и «вертеть».
  • смотреть: я смотрю — он смотрит — они смотрят
  • видеть: я вижу — он видит — они видят
  • слышать: я слышу — он слышит — они слышат
  • ненавидеть: я ненавижу — он ненавидит — они ненавидят
  • дышать: я дышу — он дышит — они дышат
  • держать: я держу — он держит — они держат
  • обидеть: я обижу — он обидит — они обидят
  • терпеть: я терплю — он терпит — они терпят
  • — зависеть: я завишу — он зависит — они зависят

Особые спряжения глаголов

Глагол «хотеть» называют разноспрягаемым, т.к. он в единственном числе спрягается, как глагол I спряжения, а во множественном числе, как глагол II спряжения:

Я хочу
Ты хочешь
Он хочет
Мы хотим
Вы хотите
Они хотят
Infinitiv хотеть (wollen)

А какой глагол в в одной из форм состоит только из окончаний первого спряжения? Назови его начальную форму?

Я ем
Ты ешь
Он ест
Мы едим
Вы едите
Они едят
Начальныя форма ????

А теперь проспрягай глагол «дать». Назови в каком ряду названы все формы правильно:

  • даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут
  • дам, даешь, даст, дадим, даёте, дают

В первом ряду спрягается глагол «давать», а в третьем ряду формы глагола «давать» и «дать» перемешаны. Правильный ответ — во втором ряду.

Интерактивные тесты онлайн

Как правильно написать безударные окончания глаголов?

Безударные окончания глаголов определить сложнее, что там писать — Е или И. Для этого надо поставить глагол в начальную (неопределенную) форму. Глаголы, заканчивающиеся на АТЬ или ЕТЬ, то они относятся к 1 спряжению, если ИТЬ — то ко 2 спряжению.

Например:

Чита…м.

Ставим в неопределенную форму (что делать?) — читать. Это 1 спряжение. Смотрим в памятку: 1 спряжение — окончание «ЕМ», значит читаем.

2 способ: можно поставить в 3 лицо (подставить местоимение «они»).

Например:

Пиш…те.

Подставляем местоимение «они пишут»- окончание -УТ в 1 спряжении, значит писать надо — пишете.

Но есть глаголы, у которых все наоборот. Их называют глаголами-исключениями.

  • Наверняка, ваши папы и мамы знают стишки, которые помогают запомнить эти слова.
  • Итак, исключения 1 спряжения: БРИТЬ и СТЕЛИТЬ (оканчиваются на ИТЬ, но относятся к 1 спряжению).
  •  Ко второму же спряженью
    Отнесём мы без сомненья
    Все глаголы, что на «-ить»,
    Кроме слов «стелить» и «брить».
  • А ещё: «смотреть«, «обидеть«,
    «Слышать«, «видеть«, «ненавидеть«,
    «Гнать«, «дышать«, «держать«, «терпеть»
    И «зависеть» и «вертеть«.
  • А когда я училась в школе, мы запоминали стишком не очень культурным, но запоминающимся:
  • Захочу тебя ОБИДЕТЬ, 
  • Буду я тебя ВЕРТЕТЬ.
  • Будешь ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
  • Но ЗАВИСЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
  • А еще покажем руками:
  • ГНАТЬ — ДЕРЖАТЬ,
  • СЛЫШАТЬ — ДЫШАТЬ.
  • Вот еще стишок со смыслом:

Очень хочется
Через стеклышко смотреть
Целый мир зеленым видеть,
Лук и слезы ненавидеть.

Научиться боль терпеть,

Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется: все слышать,

Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать,
Целый мир зеленым видеть…

Не спешите мысли гнать,

Надо просто помечтать!

Выбирайте любой, который вам легче всего запомнить. А может, ваши родители помнят другой?

Упражнения

Задание 1.  Задание 2. Задание 3. Задание 4. Задание 5. Задание 6. Задание 7.

  1. Тесты
  2. Тест 1
  3. Источники:

http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/texte.php?auswahl=konjugation

http://vesn.blogspot.ru/2013/11/blog-post_4241.html#more

Источник: http://klass1-4.ru/publ/8-1-0-164

Спряжение глаголов

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам:

ЧислоЛицоНастоящее времяБудущее простое время
Ед. 1-ое (я) вру смотрю навру досмотрю
2-ое (ты) врёшь смотришь наврёшь досмотришь
3-е (он, она, оно) врёт смотрит наврёт досмотрит
Множ. 1-ое (мы) врём смотрим наврём досмотрим
2-ое (вы) врёте смотрите наврёте досмотрите
3-е (они) врут смотрят наврут досмотрят

Форма 1-ого лица единственного числа показывает, что действие совершает сам говорящий, множественное число показывает, что действие совершается несколькими лицами, включая говорящего.

Форма 2-ого лица единственного числа показывает, что действие совершает собеседник говорящего, множественное число показывает, что действие совершается несколькими лицами, включая собеседника. В некоторых случаях при вежливом обращении форма множественного числа обращена только на одного собеседника.

  • Глаголы во 2-ом лице единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания -ешь (-ёшь) или -ишь. На конце этих окончаний обязательно пишется мягкий знак (ь), например:
  • играешь — играешься, готовишь — готовишься
  • Форма 3-его лица единственного числа показывает, что действие относится к лицу или предмету, о котором говорят, множественное число показывает, что действие относится ко множеству лиц или предметов.

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. Спрягаться могут только глаголы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени. В русском языке есть два спряжения: первое и второе. Спряжения между собой различаются по окончаниям.

ЧислоЛицоОкончания1 спряжение2 спряжениеЕдинственное

Множественное

1-ое – я -у (-ю) -у (-ю)
2-ое – ты -ешь (-ёшь) -ишь
3-е – он, она, оно -ет (-ёт) -ит
1-ое – мы -ем (-ём) -им
2-ое – вы -ете (-ёте) -ите
3-е – они -ут (-ют) -ат (-ят)

Окончания, указывающие на число и лицо глаголов, называются личными.

У глаголов в форме будущего сложного времени по числам и лицам изменяется глагол буду, а неопределённая форма при нём остаётся без изменений.

ЛицоЕдинственное числоМножественное число
1-ое я буд-у идти, стоять мы буд-ем идти, стоять
2-ое ты буд-ешь идти, стоять вы буд-ете идти, стоять
3-е он (она, оно) буд-ет идти, стоять они буд-ут идти, стоять
  1. В некоторых глаголах при изменении по лицам происходит чередование звуков, например:
  2. ходит — хожу
  3. пустит — пущу
  4. жгу — жжёт
  5. У возвратных глаголов к личному окончанию прибавляется частица -ся (или -сь), например:
  6. учил — учился
  7. играю — играюсь
  8. Обратите внимание, что в личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением слышится звук о, а пишется буква е (ё), например:
  9. жжёт, бережёт, печётся
Читайте также:  Чем метафора отличается от сравнения. примеры

Разноспрягаемые глаголы – это глаголы, которые имеют окончания разных спряжений. В русском языке всего 4 разноспрягаемых глагола: есть, дать, хотеть, бежать.

Глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по первому, частью по второму спряжению:

ЛицоЕдинственное числоМножественное число
1-ое я хочу я бегу мы хотим мы бежим
2-ое ты хочешь ты бежишь вы хотите вы бежите
3-е он хочет он бежит они хотят они бегут

По особому типу будут спрягаться глаголы есть и дать и образованные от них приставочные глаголы: поесть, съесть, подать, создать и так далее.

ЛицоЕдинственное числоМножественное число
1-ое я ем я дам мы едим мы дадим
2-ое ты ешь ты дашь вы едите вы дадите
3-е он ест он даст они едят они дадут

Безличные глаголы

Безличные глаголы – это глаголы, которые не изменяются по лицам и числам и не имеют формы повелительного наклонения.

Безличные глаголы обозначают действия, которые совершаются сами по себе, без участия действующего лица или независимо от него, они называют различные состояния природы, окружающего мира и человека, например:

Меня сейчас знобит. На улице смеркается.

  • Безличные глаголы имеют форму условного наклонении:
  • вечерело бы, стемнело бы
  • В изъявительном наклонении безличные глаголы изменяются по временам и могут иметь две формы:
  1. Форма 3-его лица единственного числа настоящего и будущего времени:

    вечереет, стемнеет

  2. Форма среднего рода единственного числа прошедшего времени:

    вечерело, стемнело

В предложениях безличные глаголы являются сказуемыми, но при них нет и не может быть подлежащего, например:

Меня знобит. Уже смеркается.

Если в предложении отсутствует подлежащее, то личный глагол может быть употреблён в безличном значении, например:

На улице сильно шумело. По дороге несло поток машин.

Также безличный глагол может быть образован от личного с помощью суффикса -ся (-сь):

Она много придумывает. — Ничего не придумывается.

Ребёнок играл. — В дороге ему не игралось.

Источник: https://naobumium.info/russkiy/spryajenie_glagolov.php

"Как определить спряжение глагола"

  • Презентация к уроку
  • Общие сведения об уроке
  • Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».
  • Время проведения: 2 академических часа.
  • Цели:
  • = обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;
  • = развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;
  • = воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.
  • Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске – стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски – задания самостоятельной работы), лист с темой урока – для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.
  • План урока.
  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
  • Постановка проблемы.
  • Изучение нового материала.
  • Физкультминутка.
  • Закрепление изученного.
  • Контроль знаний.
  • Домашнее задание.
  • Рефлексия.
  • Ход урока
  • I. Организационный момент:

Здравствуйте! Садитесь.

(На доске):

Интересная часть речи

В русском языке жив..т.

Кто что дела..т, расскаж..т,

Черт..т, пиш..т иль по..т,

Вышива..т, или паш..т,

Или забива..т гол,

Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т –

Все расскаж..т нам … (глагол.)

  1. — Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее – о спряжении глагола.
  2. II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания
  3. — И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

— На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.

  • 1 задание: (Слайды 2, 3)
  • Продолжите предложения:
  • Имя прилагательное  изменяется по родам, падежам и числам.
  • Имя существительное  изменяется по числам и падежам.
  • Глагол изменяется по лицам и числам.
  • При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл – ставим напротив задания).
  • — Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.
  • — Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)

— Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)

— Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого – второе задание.

  1. 2 задание: (Слайды 5, 6)
  2. Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:
  3. -им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.
I II
-Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете -Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят
  • При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла – ставим напротив задания).
  • 3 задание: (Слайды 7, 8)
  • Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.

— Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

III. Постановка проблемы.

А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.

  1. Ты игра….шь
  2. человек тон….т
  3. лень вал….т
  4. кто расскаж….т
  5. мы не скуча….м

— Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).

  • — Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)
  • — А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)
  • — Как вы думаете, почему? (Не знаем…)
  • — В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)

— И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)

— Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)

— Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).

IV. Изучение нового материала.

  1. — Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 — первый щелчок):
  2. Топит – топИть поможет — помОчь
  3. светит – светИть греет — грЕть
  4. любит – любИть забудет — забЫть
  5. подарит – подарИть напишет — написАть

Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

— Они падают на окончания? (Нет)

— Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)

— Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 — второй щелчок)

— Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).

— Составим алгоритм определения спряжения глагола:

= итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

= если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение – ешь, ет , ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).

= а если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:

— Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание – в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.

Как определить спряжение глагола. 1. Укажи ударение, выдели окончание. 2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение; –ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение. 3.Если окончание безударное, определи вид глагола. 4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид! 5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

  • 6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):
  • — 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;
  • — 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

V. Физкультминутка.

Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.

Это легкая забава – Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно – Там стена, а там окно. Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.

VI. Закрепление изученного.

1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):

  1. ты играЕшь (играть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕШЬ)
  2. человек тонЕт (тонуть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)
  3. лень валИт (валить – 2 спряжение, поэтому окончание –ИТ)
  4. кто расскажЕт (рассказать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)
  5. мы не скучаЕм (скучать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕМ)

2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов – поработаем в парах.

У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором – глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями.

Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом.

(Слайд 12)

Ножницами пилят (пилить — II спр.)
Молотком ловят рыбу (ловить — II спр.)
Пилой выдергивают гвозди (выдергивать -1 спр )
Клещами режут (резать — I спр.)
Зубной щёткой забивают гвозди (забивать -1 спр.)
Удочкой чистят зубы (чистить — П спр.)

— Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.

3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.

4 задание: (Слайды 14, 15)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

— Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).

— Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!

— Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов – «5», 10-13 баллов – «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.

VII. Контроль знаний.

— А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.

  • Мини-тест.
  • 1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…
  • A) склонением В) спряжением C) чередованием

2. Сколько в русском языке спряжений?

  1. А) 3 B) 1 C) 2
  2. 3. Глаголы II спряжения имеют окончания…
  3. А) –ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) –ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.

4. Укажите строку с глаголами I спряжения.

А) читать, копать, звать B) кричать, лететь, строить C) брить, терпеть, дышать.

5. Укажите строку с глаголами II спряжения.

А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.

(Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

— Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина – на «5», Андрей – на «4», Миша – на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.

VIII. Домашнее задание.

— Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою.

Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи.

Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

IX. Рефлексия.

— Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:

— Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное – сразу вставляем окончание, если безударное – н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).

  • Интересная часть речи
  • В русском языке живёт.
  • Кто что делает расскажет,
  • Чертит, пишет иль поёт.
  • Вышивает или пашет,
  • Или забивает гол.
  • Моет, чистит, жарит, варит
  • Все расскажет нам глагол.

— Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.

— До свидания!

Список использованной литературы.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. – Просвещение, 2006.

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. – М., Дрофа, 2004.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010.

Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. – СПб, 2004.

Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.

Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. – М.: Просвещение, 2005.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.

Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. – М.: 1972.

Махмутов М.И.. Проблемное обучение. – М.: 1975.

Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. – М.: ВЛАДОС, 1995.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kak_opredelit_spryazhenie_glagola_145249.html

Как определить спряжение глагола в русском языке? Учим правило легко

21.10.2013

Определение спряжения глагола многих ставит в ступор. Хотя при написании делового письма или поста на форуме само слово «спряжение» может даже не возникнуть в сознании. Однако, чтобы не прослыть безграмотным, окончания глаголов стоит писать правильно.

Что такое спряжение глагола?

Спряжение — это как раз та грамматическая категория глагола, которая, определяя его изменение по лицам и числам, диктует, какую букву писать в сомнительном его окончании.

Известно два спряжения глагола: первое и второе соответственно. В зависимости от того, к какому из них глагол относится, и происходит выбор буквы, которую необходимо писать в его окончании.

Стоит помнить, что глаголы прошедшего времени не имеют спряжения, так как тут просто не в чем сомневаться.

Как определить спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола в русском языке, 5 класс, наверняка, ответит вам хором. Если, конечно, дети сами разобрались со сложным алгоритмом, представленным в учебниках.

Итак, давайте разбираться.

Чтобы узнать спряжение глагола и определить, какую гласную в его окончании нужно написать, сначала посмотрим, куда в слове падает ударение. Если ударным оказывается окончание, то с гласной сразу все понятно. Она стоит в сильной позиции, и сомнений быть не должно. Спряжение же определяется по самой гласной. Так, если под ударением гласные е, у, ю, то глагол первого спряжения, а если в сильной позиции и, а или я, то глагол второго спряжения. Например: спЯт — гл. 2 спр.; несУт — гл. 1 спр.
Все карты может спутать приставка вы- у глагола. Обычно, ударение всегда падает на нее (например, вЫгорит). В таком случае нужно отбросить помеху и рассматривать слово без приставки.Например: вЫгорит — вы- горит — горИт — гл. 2 спр.
В случае если ударение падает не на окончание глагола, спряжение его определятся по инфинитиву. Для тех, кто забыл: это неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? / что сделать?.Например: глагол (что делает?) рисует — инфинитив (что делать?) рисовать.

глагол (что сделает?) скажет — инфинитив (что сделать?) сказать.

Глаголами второго спряжения считаются глаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить. Тогда в личных окончаниях глаголы будут иметь гласные и, а, я.Например: трат_т — тратить — трятят, ход_те — ходить — ходите.
К глаголам первого спряжения можно смело относить все остальные глаголы.Например: встан_т — встать — встанет; побор_т — побороть — поборют.
Из каждого правила существуют исключения. Из этого — тоже. Так, к глаголам второго спряжения относятся 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать — и 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть.Например: смотреть — смотрят, гнать — гонят.
А к глаголам первого спряжения относятся глаголы на -ить: брить, стелить, зиждиться (т.е. основываться), зыбиться (т.е. качаться, колебаться).Например: брить — бреются, зиждиться — зиждется.

Способы запоминания

Спряжение глагола — одно из самых сложных правил «великого и могучего». И на сегодняшний день придумано огромное количество вариантов его запоминания алгоритмы, шуточные стишки и песни, таблицы.

Но суть одна: важно отследить зависимость буквы в безударном личном окончании глагола от буквы в инфинитиве, а также оставить в памяти 15 глаголов-исключений, и спряжение вы будете определять еще до того, как начнете записывать глагол.

Как определить спряжение глаголов в русском языке, лучше всего покажет таблица. Наглядность помогает подключить еще и зрительную память.

1 спр. 2 спр.
все остальные глаголы глаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить
искл.: брить стелитьзиждитьсязыбиться искл.: гнать, держать, слышать, дышать, смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть
  • А вот стишок, который помогает с ответом на вопрос, как определить спряжение глагола в русском языке:
  • Ко второму же спряженью
  • Отнесем мы без сомненья
  • Все глаголы, что на -ить,
  • Исключая брить, стелить.
  • А еще смотреть, обидеть,
  • Слышать, видеть, ненавидеть,
  • Гнать, держать, дышать, терпеть,
  • И зависеть, и вертеть.

Один глагол — два спряжения

Известны в русском языке и так называемые разноспрягаемые глаголы. Это такие, у которых в одних формах используются буквы первого спряжения, а в других — второго. Среди них глаголы есть, хотеть, дать, бежать, чтить, брезжить.

Например: чтить — чтят (2 спр.) — чту (1 спр.), хотеть — хочет (1 спр.) — хотят (2 спр.).

Источник: https://nazvania.net/kak-opredelit-spryazhenie-glagola-v-russkom-yazyke-uchim-pravilo-legko_11093

Ссылка на основную публикацию