Николай и миша в родительном и винительном падеже

Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания — 5 балльная. Разбалловка теста — 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!

Укажи, где правда, а где ложь.

Варианты ответов

  • Одушевлённые имена существительные в именительном падеже отвечают на вопрос кто? В 1-ом склонении у них окончания -а, -я. Во 2-м и 3-м склонениях — нулевое окончание.
  • Одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах отвечают на вопрос кого?
  • У одушевлённых имён существительных 2-го склонения в родительном и винительном падежах окончания -а, -я.
  • У одушевлённых имён существительных 3-го склонения в родительном и винительном падежах окончание -и.
  • Имена существительные в родительном и винительном падежах могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами.
  • У имён существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах окончания -ы, -и.

Прочитай предложения. Определи падеж имени существительного «леопард».

Варианты ответов

  • Люди считают леопарда одним из самых опасных хищников в мире!
  • Иногда детёныши леопарда рождаются черными.
  • Леопард необычайно красив, но суровой, тревожной красотой.

Прочитай пословицы. Выбери среди них те, в которых имя существительное «друг» стоит в винительном падеже.

Варианты ответов

  • Друга на деньги не купишь.
  • Нет друга, так ищи, а найдешь — береги.
  • Друга любить — себя на щадить.
  • Без друга на сердце вьюга.
  • Знал друга в радости, не оставляй в горести.

Прочитай пословицы. Выбери среди них те, в которых имя существительное «товарищ» стоит в родительном падеже.

Варианты ответов

  • На вкус и цвет товарища нет.
  • Спасти товарища — себя спасти.
  • Сам пропадай, а товарища выручай.
  • Товарищ за товарища в огонь бросится.
  • От товарища отстать — без товарища стать.

Определи падеж одушевлённых имён существительных в словосочетаниях.

Варианты ответов

  • Увидеть филина.
  • Подготовить для робота.
  • Родной человек.
  • Злую собаку.
  • Обрадовать мать

Какие предлоги употребляются с именами существительными в именительном, родительном и винительном падежах?

Варианты ответов

  • у, с, от, до, из, без, для, около, возле
  • в, во, за, на, под, про, через
  • с предлогами не употребляется

Выбери строчку, в которой все имена существительные стоят в родительном падеже.

Варианты ответов

  • Для кролика, около матрёшки, про мышь.
  • Без подруги, от бегемота, через коня.
  • Возле коня, после приятеля, у рыси.
  • На слона, за учителя, для лошади.

Выбери строчку, в которой все имена существительные стоят в винительном падеже.

Варианты ответов

  • От кота, на медведя, про подругу.
  • На товарища, про куклу, для ястреба
  • У стрижа, под кита, на лошадь.
  • Про оленя, за слона, на антилопу.

Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное в именительном падеже и запиши его.

Николай и Миша в родительном и винительном падеже Сохранить этот тест в личном кабинете и раздать его своим ученикам

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

  • Николай и Миша в родительном и винительном падеже
  • Видео: Как работать с тестами?
  • Инструкция по работе с тестами

Лицензия на осуществление образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Источник: https://videouroki.net/tests/imienitiel-nyi-roditiel-nyi-i-vinitiel-nyi-padiezhi-odushievlionnykh-imion-sushc.html

Как объяснить ребенку падежи быстро и понятно ?

Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет.

Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей.

Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.

Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.

Как объяснить ребенку падежи легко и просто

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.

Николай и Миша в родительном и винительном падеже

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный — именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

  • Далее быстро перечисляем остальные падежи:
  • Родительный,
  • Дательный,
  • Винительный,
  • Творительный,
  • Предложный.

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего?» Сейчас пока нет — но «родим, и будет«. Родительный падеж.

Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»

Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».

Падеж «Винительный» — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что?«. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

«Курица снесла яйцо» — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже.

«Мама ест кашу» — «что?» кашу — винительный падеж. Это слово имеет окончание «у«, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а«.

«Мама положила ложку каши» — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».

«Мама увидела девочку» — слово «девочка» стоит в винительном падеже. Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа, то и окончание слова «девочка» поменялось бы на «девочки«.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежавинить. Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого?» «винить что?«. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого?» «нет чего?«.

Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:

«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)

«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:

«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)

«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).

Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?»

Примеры:

Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем?» мамой.

Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем?» собакой.

Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем?» грушей.

И самый последний падеж «Предложный«. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем?»

Пример

Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком?» о папе.

Николай и Миша в родительном и винительном падеже

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним.

Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

  1. Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
  2. Например:
  3. мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
  4. Определили падеж?
  5. А вот так, когда мы задаем вопрос:
  6. кто? — мышь — именительный падеж
  7. кого? мыши — родительный падеж
  8. кому? мыши — дательный падеж
  9. кого? мышь — винительный падеж
  10. кем? мышью — творительный падеж
  11. о ком? о мыши — предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

  • Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
  • И — Имя
  • Р- Рождения
  • Д- Дали
  • В — Винили
  • Т — Творили
  • П — Предлоги давали.
  • Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам — чтобы ребенок легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

Именительный — кто? что?

Родительный — нет кого? нет чего?

Дательный — «дать кому?» «дать чему?»

Винительный — «винить кого?» «винить что?»

Творительный — «сделано кем?» «сделано чем?»

Предложный — «о ком?» «о чем?» — перед существительным есть предлог.

Источник: https://skvorushka.ru/kak-obyasnit-rebenku-padezhi-byistro-i-ponyatno/

Падежи. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. В немецком языке, например, падежей только 4, а у финнов насчитывается целых 15. Ваша задача понять и выучить свои падежи, чтобы говорить грамотно, передавая самые разнообразные значения. Тема урока: «Падежи».

В предложения нужно вписать слово щенок. Реши, оставишь ли слово в начальной форме или будешь его изменять.

1)Пришёл ……2) У друга нет …. 3) ……дают угощение.  4) Я ругаю….. 5) Я горжусь ….. 6) Я мечтаю о ……

Пришёл щенок. У друга нет щенка. Щенку дают угощение. Я ругаю щенка.  Я горжусь щенком. Я мечтаю о щенке.

Пришлось 6 раз изменять форму слова, чтобы правильно соединять с другими словами в предложении. По команде каких вопросов изменяли форму слова?

Пришёл  кто? щенок, окончание нулевое.

Нет кого? щенка, окончание –а.

Дают кому? щенку, окончание –у.

Ругаю кого? щенка, окончание –а.

Горжусь кем? щенком, окончание –ом.

Мечтаю  о ком? о щенке, окончание –е.

Понаблюдаем за поведением другого слова: река.

1)У нас есть ….2) А у нас нет ….3)….дали название. 4) Мы увидели …5) Мы любуемся … 6) Хорошо купаться в …!

У нас есть река.  А у нас нет реки. Реке дали название. Мы увидели реку.  Мы любуемся рекой. Хорошо купаться в реке!

Есть что? река, окончание -а.

Нет чего? реки, окончание -и.

Дали чему? реке, окончание -е.

Увидели что? реку, окончание -у.

Любуемся чем? рекой, окончание -ой.

Купаться в чём? в реке, окончание -е.

Назовём по порядку все вопросы, которые задавали: Кто?  Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? или В ком? В чём? (см. Рис. 1)

6 раз меняли форму слова. Как же такое изменение называется?

Николай и Миша в родительном и винительном падеже

Рис. 1. Вопросы

Для связи с другими словами имена существительные изменяются по командам 6 пар вопросов. Такие изменения учёные назвали изменением по падежам. Падеж – от греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров-6 падежей.

Первый из падежей – главный, потому что он даёт имя предмету, именует его, требуя ответа на вопросы: это кто? что? За такую работу он и получил название: именительный падеж.

Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.

Родительный буквально означает «полученный с рождения». Таким было исходное значение этого падежа. Затем он приобрёл другие оттенки значения.

Сын (кого?) Ивана,  (Иван – родитель). Дом (кого?) отца,  (отец – создатель). Платье (кого?) сестры,  (сестра – владелица). Кусок (чего?) пирога.

Понаблюдаем, с какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже:

сидеть без дела, подарок для мамы, доехал до магазина, вышел из школы, письмо от брата, съехал с горы, спросил у учителя

падежный вопрос вспомогательное  слово предлоги
кого? чего?              нет без, для, до, из, от, с, у

Дательный —  от слова «дать», так как первоначальное  его значение – обозначить адресата, для которого, ради которого делается что-нибудь.

Подарок (кому?) дочери. Помогать (кому?) раненым. Дань (чему?) Родине.

В этих выражениях кому-нибудь что-либо даётся: дочери даётся подарок, раненым даётся помощь, Родине отдаётся дань любви и восхищения. Благодаря этому значению, очевидно, падеж и получил своё название ещё в мире древних народов.

  • Понаблюдаем, с какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже:
  • Я бродил по нивам,
  • По лугам игривым.
  • Думал: «До чего же

Всё вокруг красиво!» (Е. Соломенко)

Бродил (по чему?) по нивам (т.е.засеянным полям), по лугам.

Склонились к земле

падежный вопрос вспомогательное  слово предлоги
кому? чему?   дать к, по

Винительный – некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина», что значило в древнерусском языке «причина».

Читать (что?) книгу. Шить (что?) платье. Делать (что?) зарядку. Книга, платье, зарядка являются причиной, вызывающей само действие.

С какими предлогами употребляются существительные в этом падеже: положил в сумку, смотрел на портрет, сел за стол, спрятался под стол, узнал про подругу, перешёл через дорогу.

падежный вопрос вспомогательное  слово предлоги
кого? что?                вижу  в, на, за, под, про, через

Творительный – связан с глаголом «творить» и имеет значение орудия, которым что-нибудь делают. Писать (чем?) карандашом. Ловил (чем?) неводом. Шить (чем?) иголкой.

В старину иногда учёные упоминали «орудивный» падеж от слова орудие. Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много других значений.

С какими предлогами употребляются существительные в этом падеже: увидел за окном, летел над лесом, росли перед домом, встретился с другом, проплывал под мостом.

падежный вопрос вспомогательное  слово предлоги
кем? чем?                доволен за, над, перед, с, под

Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного.

Посмотрим на предлоги: занимаюсь в кружке, думаю о работе, играли на перемене, построили при школе

падежный вопрос вспомогательное  слово предлоги
о ком? о чём?          думаю в, о, на, при

Предложный падеж назван так, поскольку без предлога он не употребляется. Родоначальником предложного падежа был МЕСТНЫЙ падеж. Он существовал в старославянском и древнерусском языках, указывал на место действия. Теперь предложный падеж служит не только для обозначения места, а также того, о ком или о чём мы ведём речь.

  1. Что где?
  2. Дерево прячет корни в земле.
  3. Искры таятся в тёплой золе.
  4. В жёлуде зрелом спрятан дубок.

В белой скорлупке спрятан желток. (О. Дриз)

Прячет (в чём?) в земле, таятся (в чём?) в золе, спрятан (в чём?) в жёлуде, спрятан (в чём?) в скорлупке.

Зола – это остаток от сжигания в виде серо-чёрной пыли.

Как мы действовали, чтобы узнать  падеж имени существительного?

1. Нашли то слово, которое именем существительным командует.

2. Задали от слова-командира нужный вопрос.

3. По вопросу узнали падеж.

Обрати внимание! Иногда непросто различить родительный и винительный падежи. Они имеют общий вопрос кого?

Я смотрю (на кого? что?)  на слона. Или (на кого? чего?) на слона. Форма слова одинаковая и в родительном падеже и в винительном. Окончание –а.

Подставлю в предложение слово лиса. В винительном падеже:  вижу (кого? что?) лису, окончание –у. В родительном – нет кого? чего? лисы, окончание –ы.

Я смотрю на лису, окончание –у, это винительный падеж.

Я смотрю на слона, винительный падеж.

Именительный и винительный падежи отвечают на вопрос что? Важно научиться их различать.

Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим, а имя существительное в винительном падеже – второстепенным членом предложения. В именительном падеже имена существительные всегда употребляются без предлога, а в винительном – и без предлога, и с предлогами.

  • Сыплет спелые орехи
  • Мне орешник в кузовок.
  • Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог. (М. Исаковский)

(Веха – шест для указания пути, в лесу рябинки — указатели дороги)

Найдём основу предложения. (Что?) орешник, (что делает?) сыплет. Подлежащее орешник выражено существительным в именительном падеже. (Что?) лес, (что делает?) расставляет. Существительное лес в именительном падеже.

Найдём другие существительные. Существительными обычно командует глагол.

Сыплет (кого? что? или кого? чего?) орехи. Подставим слово лиса: сыплет лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Сыплет (в кого? что? или в кого? чего?) в кузовок. Подставим слово лиса: сыплет в лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Расставляет (кого? что? или кого? чего?) вехи. Подставим слово лиса: расставляет лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Расставляет (у кого? чего?) у дорог. Родительный падеж. Расставляет у лисы, окончание –ы, родительный падеж.

1.      Определи падеж существительных.

  1. Всюду в ранние часы
  2. Сшило утро дачное
  3. Всем травинкам из росы

Платьица прозрачные. (И. Демьянов)

(Что?) утро, (что сделало?) сшило. Это основа предложения. Подлежащее утро в именительном падеже.

Сшило (в кого? что? или в кого? чего?) в часы. Подставим слово лиса: сшило в лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Сшило (чему?) травинкам, дательный падеж.

Сшило (из кого? чего?) из росы, родительный падеж.

Сшило (кого? чего? или кого? что?) платьица. Подставим слово лиса: сшило лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

2.      Найдём существительные в тексте и определим их падеж.

Зима.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река. Уснула, как в сказке. Ходит зима в больших мягких валенках, по сторонам поглядывает.

Вот бугорок в поле. Проказник-ветер сдул с бугорка белую шапку. Нужно её снова надеть. Серого зайчишку зима одела в белую шубку. (Г. Скребицкий)

Побелели (что?) поля и пригорки (И.п.) Покрылась (что?) река  (И.п.). Покрылась (чем?) льдом (Т.п.). Уснула, как (в чём?) в сказке (П.п.). (Что делает?) Ходит (что?) зима (И.п.). Ходит (в чём?) в валенках (П.п.). Поглядывает (по чему?) по сторонам (Д.п.

) (Что?) Бугорок (И.п.) (В чём?) в поле (П.п.) (Что?) Проказник-ветер (И.п.) (что сделал?) сдул. Сдул (с чего?) с бугорка (Р.п.) Сдул (что?) шапку (В.п.) (Что?) зима (И.п.) что сделала? одела. Одела (кого?) зайчишку (В.п.) Одела (во что?) в шубку (В.п.

)

3. Добавьте  в пословицы слово ум, определите падеж.

1) И сила…….уступает.

2) В умной беседе быть — ….прикупить.

3) Не копьём побивают, а ….

4) Голова без …., что фонарь без свечи. (В.Даль)

1) И сила уму уступает. (Д.п.)

2) В умной беседе быть – ум прикупить. (В.п.)

3) Не копьём побивают, а умом.(Т.п.)

4) Голова без ума, что фонарь без свечи. (Р.п.)

(В.Даль)

На уроке вы узнали 6 падежей.

И.п. существует  кто? что?

Р.п. нет кого? чего?

Д.п. дать кому? чему?

В.п. вижу кого? что?

Т.п. доволен кем? чем?

П.п. думаю о ком? о чём?

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  • Подумай, чем похожи имена существительные в каждой группе слов. В одной группе найди лишнее сочетание слов и подчеркни его.
  • 1) Увяз в болоте, растянулся на грядке, заботился о собаках.
  • 2) Общался с попугаем, сидел в клетке, копался под деревом, спрятался за спиной.
  • 3)  Мчался по шоссе, подарил подружке, подлетел к рябине.
  • 4) Стоял у гаража, вернулся из города, добрался до деревни.
  • Надпиши над именами существительными падеж. Перед именем существительным пиши в скобках падежный вопрос от слова-командира.
  1. 1) Шагал (…) по тропке (…) через парк (…) к памятнику.
  2. 2) Писал (…) картину (…) маслом (…) на холсте.
  3. 3) Любовался (…) природой (…) с горы (…) в бинокль.
  • Прочитай шуточное стихотворение и определи падеж имени существительного кот.
  • У норы добычи ждёт,
  • Притаившись, серый кот.
  • Мышь осталась без хвоста.
  • Вырываясь от кота.
  • А теперь и за версту
  • Не приблизится к коту.
  • Крыса старая — и та,
  • Видя грозного кота,
  • Убежит в нору под дом,
  • Чтоб не встретиться с котом.
  • Там сидит и в темноте
  • Вспоминает о коте.
  • (А. Грачёв)

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/imya-suschestvitelnoe/padezhi

Тема: Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах

Цель:развивать умение распознавать одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах, имена существительные в дательном падеже.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; анализ, сравнение, классифи­кация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к.

— умение с до­статочной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот­ветствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л.

— установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • II. Актуализация знаний
  • Словарный диктант
  • Справа, налево, одиннадцать, аккуратно, медленно, горизонт, билет, пожалуйста, багаж, вокзал, вчера, пассажир, вагон, железная дорога, пре­красный, пейзаж, впереди, человек, завтра, каникулы.

(Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай! Без хозяина дом плачет.

— Определите падеж выделенных существительных.

— В чём трудность определения падежа этих существитель­ных? (Они имеют одинаковые окончания, отвечают на один и тот же вопрос, являются второстепенными членами пред­ложения, но при этом в первом случае падеж винительный, а во втором —родительный.)

Как же следует рассуждать в этом случае? Воспользуйтесь таблицей на с. 82 учебника. (Во втором предложении су­ществительное отвечает на вопрос кого? и употребляется с предлогом без, значит, падеж родительный. В первом пред­ложении определяем падеж по вопросам: слушай (кого ? что ?) хозяина — винительный.)

Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать оду­шевлённые имена существительные в родительном и вини­тельном падежах.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 144 (с. 85).

Прочитайте пословицы.

— Объясните их смысл.

— Какими способами можно определить падеж выделенных существительных? (По предлогам, вопросам, вспомогатель­ному слову.)

(Учащиеся по цепочке выделяют словосочетания из предло­жений, определяют падеж существительных.)

Упр. 145 (с. 85).

Прочитайте задание.

— Вспомните по таблице на с. 82, что мы знаем о дательном падеже имён существительных. (Комментированное письмо.)

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Какое значение может иметь падежная форма имён суще­ствительных дательного падежа?

— Сделайте вывод: как определить имена существительные в дательном падеже? (Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?, могут иметь предлоги к, по, к ним можно поставить вспомогательное слово дать.)

— Запишите в словарик слова телефон, телепередача, поставь­те ударение, подчеркните орфограммы.

— Найдите в толковом словаре слово телефон. Какие значения имеет это слово?

— Что общего у слов телефон и телепередача!

— Придумайте и запишите другие слова с частью теле-. (Те­леоператор, телеграф, телеграмма, телевизор и т. д.)

Составьте и запишите предложение со словом телефон. (На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

  1. V. Физкультминутка
  2. VI. Закрепление изученного материала
  3. Работа по учебнику

Упр. 146 (с. 86). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик чита­ет предложения, называет падеж выделенных слов.)

— Какие существительные отвечают на вопрос куда?(На по­лянку, к земле, под листики.)

— В каком падеже они употреблены? (Они употреблены в раз­ных падежах.)

Как вы определили падеж? (По падежному вопросу и пред­логу.)

Что значит «лезть на глаза»? (Стремиться быть замеченным, привлекать к себе чьё-либо внимание.)

— Что значит «сесть на корточки»? (Сесть, согнув ноги в коле­нях и держась на носках.)

  • — Назовите части слова кувшинчик.
  • VII. Рефлексия Работа по карточкам
  • — Укажите падеж выделенных имён существительных.

1) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 2) Дыма без огня не бы­вает. 3) Зайца ноги носят, волка зубы кормят. 4) Живём, хлеб жуём. 5) По работе и мастера знать. 6) От добра добра не ищут.

(Самопроверка. Ответы даны на обратной стороне карточки.)

— Оцените свою работу на уроке.

Источник: https://cyberpedia.su/6×794.html

Видеоурок «Именительный и винительный падежи»

§ 1  Падежи в русском языке

Этот урок будет посвящен двум падежам имени существительного — именительному и винительному. Мы научимся распознавать и отличать эти падежи друг от друга. Но сначала давайте немного повторим: что такое падеж имени существительного и сколько падежей существует в русском языке?

Падеж — это выражение отношения предмета, названного именем существительным, к другим предметам.

В грамматике русского языка выделяется шесть падежей имён существительных. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.

Именительный падеж — кто? что?

Родительный падеж — нет кого? чего?

Дательный падеж — дать кому? чему?

Винительный падеж — вижу кого? что?

Творительный падеж — творю кем? чем?

Предложный падеж — думать о ком? о чём?

§ 2  Отличия И.п. и В.п.

Обратим внимание, что именительный и винительный падежи имеют общий вопрос: что? Рассмотрим особенности обоих падежей и найдем способы их отличия.

Для этого обратимся к истории.

В европейских языках, таких как немецкий, английский, французский, до сих пор существует название номинатив для падежа, который считается основной формой существительного.

Латинское слово «nomin» в переводе обозначает «имя», так в русском языке появился падеж под названием «именительный» (т.е. падеж, который именует, называет). Если слово в предложении является подлежащим, т.е.

главным членом предложения, то оно употреблено в форме именительного падежа.

Например:

Лодка сильно закачалась.

Что? лодка – это подлежащее, выраженное существительным в И.п.

  • В отличие от именительного падежа, слово, стоящее в винительном падеже, всегда является второстепенным членом предложения.
  • Например:
  • Павел проявил заботу и помог мальчику подняться.

Найдем подлежащее. Кто? – Павел.

Павел проявил что? – заботу.

  1. Так как слово «Павел» стоит в именительном падеже и является подлежащим, то делаем вывод, что слово «заботу» – в винительном.
  2. Бывают случаи, когда слова в именительном и винительном падежах находятся в одном предложении.
  3. Например:
  4. Тучи закрыли солнце.

Тучи что сделали? – закрыли.

Закрыли что? – солнце.

Определяем, что подлежащим в данном предложении является слово «тучи», в то время как слово «солнце» является дополнением, к которому мы задаем вопрос от сказуемого «закрыли». Следовательно, слово «тучи» стоит в именительном падеже, а «солнце» – в винительном.

Но не только эти признаки отличают именительный и винительный падеж друг от друга. Следует помнить, что именительный падеж в предложении всегда употребляется без предлога.

Например:

Ёлка стояла нарядная.

Что? – ёлка. Предлога нет.

  • Перед нами существительное в именительном падеже.
  • Винительный падеж может употребляться как без предлога, так и с предлогами: в, на, за, под, про, через.
  • Например:
  • Вечерами он долгим взглядом смотрел на море.

На что? – на море. Предлог присутствует.

  1. Смело делаем вывод, что существительное на море стоит в винительном падеже.
  2. Например:
  3. Миша спрятался под кровать.

Под что? – под кровать.

К существительному относится предлог, по этому определяем, что слово стоит в винительном падеже.

Подводя итог урока, следует помнить, что в предложении подлежащее, как правило, стоит только в И.п. Когда Вы видите существительное, которое отвечает на вопрос «что?», но при этом не является подлежащим, то следует, что оно стоит в форме В.п.

Источник: http://b.znaika.ru:98/catalog/4-klass/russian/Imenitelnyy-i-vinitelnyy-padezhi.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика