В слове «судьба» есть ли оглушение согласного д?

И началось утро в офисе Lingualeo… И сошлись два лингвиста за чашечкой кофе… И был один из них экспертом по русскому языку, а второй – знатоком английского (таких у нас много)… И началась великая дискуссия о различиях этих лингвистических систем… И не было этому обсуждению конца…

В слове

Хотя нет, конец был. Результат – цикл статей, одну из которых ты читаешь сейчас. ???? Зачем читать? Осознав сходства и различия родного языка и изучаемого, учить второй гораздо легче и результативнее. Начнем с основ – фонетики английского языка.

Как звучит английский и что есть фонетика

Что такое фонетика? Это звуковой строй языка и раздел языкознания, этот строй изучающий. Исследуются фонетикой звуки, слоги и закономерности их взаимодействия. Мы поговорим о последних – о правилах взаимодействия звуков.

Не путаем звуки и буквы! Например, «Ю» – это буква, которая обозначает два звука / j / и / у /.

А в слове «люк» эта буква означает мягкость согласного звука / л’ / и звук / у /.

О стойкости английских звуков: разбираемся с понятием редукции

В одном и том же русском слове мы можем встретить подмену звуков. Например:

  • Дуба – дуб (в первом случае звук / б /, во втором звук / п /);
  • Лес – леса (в первом / э /, во втором – / иэ /);
  • Кот-кота (в первом / о /, во втором – / а /).

То есть мы меняем форму слова (падеж, число, род, спряжение), а вместе с ней и звуки. Это называется качественная редукция.

Качественная редукция – замена звука на другой. Количественная редукция – потеря долготы звука.

В английском слове каждый звук – постоянный житель, которого нужно чтить и произносить внятно и четко.

Однако, подмену звуков в английском языке мы можем наблюдать в служебных частях речи:

  • артиклях,
  • вспомогательных и модальных глаголах,
  • союзах и предлогах,
  • также в личных и притяжательных местоимениях,
  • и наречиях.

Эти слова имеют две формы – полную (под ударением, с четким произнесением всех звуков) и редуцированную (без ударения, где отдельные звуки становятся более краткими и менее отчетливыми).

Видеоурок «Говори, как носитель языка» (о произношении ряда слов в слабой позиции)

В слабой, безударной позиции такие слова произносятся в одном звуковом потоке с соседями по предложению – практически слитно.Например, союз and в сильной позиции читается как / ænd /, а в безударной позиции мы произнесем скорее / en /(You and I – / juːenaɪ /).

Так же со служебными словами обходятся и русскоговорящие – мы скажем / паулице /, а не
/ по улице /, / фцентр’э /, а не / в центр’э /.

ВАЖНО: качественная редукция (смена) звуков в английском языке правомерна в служебных словах, которые могут быть в ударной и безударной позиции.

Уважай гласные в английском: когда замена звука будет ошибкой

Качество гласного звука в русском языке напрямую зависит от ударения: в сильной позиции произносим один звук, в слабой – другой (м/о/ст – м/а/сты). Ирусскому человеку сложно осознать, что в английском гласные без ударения качественно не редуцируются (за исключением служебных слов).

Пример: в русском языке мы скажем п/а/езда – / о / в безударном положении превращается в / а /. Но в английском мы скажем /ˌɑpərˈtunəti/ (opportunity) – в безударном положении мы произнесем / ə / – хоть и короткое, но все же / о /.

ВАЖНО: безударный гласный звук в самостоятельных частях речи может подвергаться только количественной редукции – произносим короче, но сам звук не меняем.

Долго ли, коротко ли: о важности широты и долготы гласных звуков

В русском языке долгота не имеет значения. Да, гласный / а / под ударением ты произнесешь чуть дольше, чем его безударного собрата, но ударные в нашем языке всегда пользуются привилегиями.

В английском, не дотянув один звук, ты вновь изменишь смысл слова: sheep / ʃip / (овца) – ship / ʃɪp / (корабль). Также основополагающей является широта звука, о которой носители русского языка даже не слыхивали: pen / pɛn / (ручка) – pan / pæn / (кастрюля).

ВАЖНО: для английских гласных долгота и широта имеет смыслоразличительную функцию. Необходимо изучить правила произношения гласных звуков и строго следовать им.

Оглушить ли мне согласный: о правильном произношении звонкихглухих звуков

Русский язык – для ленивых. Согласитесь, сложно произносить звонкий звук в конце слова (особенно когда есть глухой аналог). Вот и оглушаем мы все / б /, / д /, / в /, / з /, не имеющие после себя «защитного» гласного.

В английском языке такого процесса не существует! Произнеси приглушенно звонкий звук, и слово изменит смысл (ba– bat; ki– kit и т.д.).

ВАЖНО: в английском языке звонкость и глухость звука имеют смыслоразличительную функцию!

Я хочу сказать мягко: об отсутствии чередования по твердости/мягкости

В русском языке есть чередование согласных по твердости/мягкости (пр.: кот – коте). Перед звуками, обозначенными на письме буквами е, ё, и, ю, я и перед мягким знаком, согласные звуки (кроме вечно твердых) произносятся мягко.

В английском языке нет мягких согласных (за исключением звука / l /, который имеет два варианта, и постоянно мягких звуков, например, / d3 /). Подробнее об этом в статье: Произношение английских звуков: согласные /d-t/, /z-s/

С этим различием, кстати, связана судьба заимствованных в русский язык слов. В недавно пришедших согласный мы произнесем твердо: бизн/э/см/э/н, копирайт/э/р. Но в словах, давно усвоенных и часто используемых, начинают действовать русские орфоэпические законы: бейсбол, демонстрация.

ВАЖНО: в английском языке практически отсутствуют мягкие согласные!

Например, слово team (команда) произносим не / т’им /, а скорее / тиым /, то есть / т / произносим твердо, а гласный звук – похож на русское / и /, склонное к / ы /.

Не ищи соответствия: в английском языке совершенно иные звуки

Типичная ошибка при изучении – соотносить звуки изучаемого языка со своими, родными фонемами. Мы видим «близнецов» и начинаем произносить их одинаково.

Например:

ВЫВОД: не приучай себя искать аналоги звуков в родном языке. И ни в коем случае не пиши для себя транскрипции в стиле /бьютифул/. Да, на первый взгляд так проще, но ты изначально приучишь себя к ошибкам в произношении и к «лет ми спик фром май харт».

Не менее важно

В заключение упомяну еще ряд фонетических различий:

  • мы считаем слоги слева направо – носители английского считают наоборот;
  • в русских словах есть только одно ударение – в английском может быть и два, и три;
  • мы не уделяем большого внимания интонации – в английском языке она имеет определяющее значение;
  • в русском языке нет дифтонгов и трифтонгов (двугласных и трехгласных звуков) – в английском языке одних только гласных – 7 дифтонгов и 2 трифтонга.

На этом закончу обзор. Но обещаю вернуться с очередной статьей о различиях наших любимых языков. Правда, в следующий раз поговорим о словооизменении. До встречи! ????

Источник: https://corp.lingualeo.com/ru/2016/05/24/kak-mne-govorit-po-angliyski-esli-moy-yazyik-russkiy/

Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме: Фонетическая система русского языка | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Фонетическая система русского языка

Слайд 2

Вопросы для повторения Что изучает фонетика? Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания и соотношение со звуками? В чем различие между буквой и звуком? В чем различие между произношением гласных и согласных звуков? В чем различие между глухими и звонкими согласными? Какие звуки не образуют пар по глухости/ звонкости?

Слайд 3

Вопросы для повторения 7. Какие согласные называют сонорными? 8. В чем различие между твердыми и мягкими согласными? 9. Какие звуки образуют пары по твердости/ мягкости? Какие являются непарными? 10.

Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков? 11. Какие согласные звуки называют шипящими? 12.

Какие буквы и в каких условиях обозначают 2 звука? С помощью каких букв обозначается звук (Й)?

Слайд 4

Упражнения 1. В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове СЫН? Щиплет, жизнь, циркуль, щит, читка, ширь, бежит. ЖИЗНЬ, ЦИРКУЛЬ, БЕЖИТ, ШИРЬ

Слайд 5

Упражнения 2. Даны пары слов: а) НОС- НЁС б) ПЫЛ- ПИЛ в) ПУД – ПУТЬ. В каких парах произношение слов различается только одним звуком? А, В

Слайд 6

Упражнения 3. Какие слова получатся, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звонкими? КОРА, СЛОЙ, ШАР, ТОЛК, СВЕРЬ. ГОРА, ЗЛОЙ, ЖАР, ДОЛГ, ЗВЕРЬ

Слайд 7

Упражнения 4. Назовите общие звуки в словах СЕРБ и ПЕРС . 5. Как изучающим фонетику может помочь предложение Пастух Фока, хочешь щец? (Э), (Р) В этом предложении содержатся все глухие согласные.

Слайд 8

Упражнения 6. Решите пропорции: 1. (а)/(я)=(о)/? 2. (в)/(ф)=(з ’ )/(?) 3. лад / тал = лёд/…? 4. рай / яр = ешь/…? 1) Ё 2) С ’ 3) ТОЛЬ 4) ШЕЙ

Слайд 9

Упражнения 7. По какому признаку приведенные слова можно разбить на 2 группы? Берег, петля, вьёт, метёлка, мятеж, поют, ёж, июль, ясный, люк. вьёт, поют, ёж, июль, ясный Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука. берег, петля, метёлка, люк Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают гласный звук и мягкость предшествующего согласного.

Слайд 10

Упражнения 8.Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков. Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятерка, июль, женитьба, приют. Объяснение- 10б,11зв; медальон-8б,7зв; женитьба- 8б, 7зв; приют- 5б,6зв.

  • Слайд 11
  • Основные фонетические процессы русского языка Фонетические процессы – изменения звуков в потоке речи, когда звуки влияют друг на друга.
  • Слайд 12

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 1.Оглушение звонких парных на конце слова: стог (сток), кровь (кроф ’ ). 2.Оглушение звонких парных перед глухими : лодка (тк),в тень (фт ’ эн ’ ).

Слайд 13

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 3. Озвончение глухих парных перед звонкими ( кроме сонорных и (В) (В ’ ): молотьба (д ’ б), к дубу (гдубу)

Слайд 14

Такое уподобление звуков называют ассимиляцией . Возможна ассимиляция не только по глухости/звонкости, но и по другим признакам, н-р, по месту образования преграды. (С) + (Ш) = (Ш): СШИТЬ (ШЫТ ’ ) ( З)+ (Ж)= (ЖА): РАЗЖАТЬ (РАЖАТ ’ ) (Т)+ (С) = (Ц): УЛЫБАТЬСЯ (УЛЫБАЦА ) и др.

Слайд 15

В результате ассимиляции возникают долгие согласные. В транскрипции долгота звука обозначается чертой над ним. Долгие согласные встречаются в корнях иноязычных слов: АЛЛЕЯ (АЛ ’ ЭЙ ’ А), ТОННА (ТОНА) и на стыке морфем: ПОДДЕТЬ (ПАД ’ ЭТ ’ ) .

Слайд 16

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 4. Расподобление ( диссимиляция)- усиление различий между звуками для облегчения произношения. Н-р, в слове МЯГКИЙ вместо ожидаемого уподобления (ГК ’ ) или (К ’ К ’ ) произносится (ХК ’ ), что облегчает произношение слова. Ср.также: ЛЁГКИЙ (Л ’ ОХК ’ ИЙ)

Слайд 17

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 5 . Упрощение групп согласных происходит в словах с непроизносимыми согласными: в сочетании из 3-х согласных один не произносится. ЗДН – (ЗН): ПРАЗДНЫЙ – ПРА(ЗН)ЫЙ СТН – (СН): ПОСТНЫЙ- ПО(СН)ЫЙ СТЛ – (СЛ): УЧАСТЛИВЫЙ –УЧА(СЛ)ИВЫЙ РДЦ – (РЦ): СЕРДЦЕ – СЕ(РЦ)Е ЛНЦ – (НЦ): СОЛНЦЕ –СО(НЦ)Е и др.

Слайд 18

Безударные гласные на месте ударных (А), (О), (Э). Гласные звуки чётко произносятся под ударением. Это сильная позиция.

дом – д(О)м Слабая позиция – это безударное положение, в котором гласные звучат более слабо. В науке это явление называется редукцией безударных гласных.

Н-р, в 1-м слоге слова СТОЛЫ произносится звук, близкий к звуку (А). В слове ЧАСЫ в 1-м слоге произносится звук, средний между (И) и (Э)

Слайд 19

Упражнения 1.Сколько раз названные звуки употреблены в тексте. Какими буквами обозначены эти звуки? А: звук (Ц): Хвост овечий – сердце бьется, расстается с телом дух. Что ж он (снаряд), черт, лежит, не рвется, ждать мне больше недосуг. Б: звук (Ч ’ ): Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я считал, сыграть- то можно, думал, что её (гармошку) беречь. (Ц)- 4 (Ч ’ )- 3

Слайд 20

Упражнения 2. Сколько звуков, непарных по твердости/ мягкости, в тексте? Тогда, чело склонив к сырой стене, я слушаю, и в мрачной тишине твои напевы раздаются. О чём они – не знаю; но тоской исполнены, и звуки чередой, как слёзы, тихо льются. (Х) – 1, (Ч) – 4, (Ц) – 2, (Й) – 9, (Ш) – 2.

Слайд 21

Упражнения 3. Какой согласный звук (глухой/ звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах? В переди, ло ж ка, к дому, в среду, о т берега, доро ж ка, с гирей, по д столом, ви з г, приска з ка, в саду, по д писать, гво з дь, о т бежать, во к зал .

Слайд 22

Упражнения 4. Определите, как передается на письме звук (Ш ’ ). Вставьте пропущенные буквы. Переска_ик, разно_ик, пе_инка, бру_атый, весну_атый, _уплый, гру_ик, перебе_ик, му_ина, зака_ик, поме_ик, _атье, мо_ённый.

Слайд 23

Упражнения 5. Разделите слова на 3 группы. Аллея, кассовый, ясный, поздний, ёмкость, воюю, боевой, шведский, бельевой, ёрш, расчёт, приют, степь, отгадка Количество букв и звуков в слове совпадает Звуков в слове больше, чем букв Звуков в слове меньше, чем букв .

Слайд 24

Контрольный тест 1.В каком слове произносится звук (З ’ )? 1) изморозь 2) просьба 3) безыдейный 4)бензовоз 2.В каком слове произносится звук (В)? 1) вспугнуть 2) воспитать 3) объектив 4) обвить 3.В каком слове произносится звук (С ’ )? 1) витязь 2) сделать 3) спасатель 4) бирюза 4.В каком слове произносится звук (Г)? 1) гитарист 2) легкий 3) творог 4) вокзал

Слайд 25

Контрольный тест 5.В каком слове произносится звук (Б ’ )? 1) голубь 2) гибкий 3) беречь 4)обыграть 6.В каком слове произносится звук (В ’ )? 1) воевать 2) бровь 3) впадать 4) обвинить 7.В каком слове произносится звук (О)? 1) лопата 2) подарок 3) чёрный 4) коварный 8.В каком слове произносится звук (Ж)? 1) мужчина 2) бедняжка 3) обжиг 4) фляжка

Слайд 26

Контрольный тест 9.В каком слове произносится звук (Ч ’ )? 1) счёт 2) грузчик 3) песчаный 4) чемпион 10.В каком слове нет звука (Ш ’ )? 1) помощник 2) расчистить 3) подписчик 4)брусчатка 11.В каком слове нет звука (С)? 1) айсберг 2) собрать 3) заказ 4) указка 12.В каком слове нет звука (Ф)? 1) лавка 2) буфет 3) впечатление 4) всюду

Слайд 27

Контрольный тест 13.В каком слове все согласные звуки мягкие? 1) лишь 2) жить 3) пять 4) шесть 14.В каком слове все согласные звуки мягкие? 1) беречь 2) лучше 3) щеголять 4) несёшь 15.В каком слове все согласные звуки твёрдые? 1) поют 2) хижина 3) купаться 4) подсчёт 16.В каком слове произносится твердый звонкий шипящий? 1) чистый 2) целиком 3) вираж 4) жалость

Слайд 28

Контрольный тест 17.В каком слове произносится твердый глухой шипящий? 1) подрежь 2) частокол 3) щуплый 4) сажа 18.

В каком слове происходит оглушение согласного? 1) обложка 2) школьный 3) лестница 4) сделка 19.В каком слове происходит оглушение согласного? 1) впереди 2) участник 3) бесшумный 4) судьба 20.

В каком слове происходит оглушение согласного? 1) с дороги 2) в поле 3) в лесу 4) под окном

Слайд 29

Контрольный тест 21.В каком слове происходит озвончение согласного? 1) подкатить 2) подбежать 3) отбирать 4) отпилить 22.

В каком слове происходит озвончение согласного? 1) сгусток 2) свист 3) субтитры 4) стружка 23.В каком слове происходит озвончение согласного? 1) с ложкой 2) к воде 3) с кистью 4) к делу 24.

В каком слове кол- во букв и звуков совпадает? 1) вьюга 2) агентство 3) уменьшить 4) ясный

Слайд 30

Контрольный тест 25. В каком слове кол- во букв и звуков совпадает? 1) южный 2) ябедничать 3) рассказ 4) учиться 26. В каком слове кол- во букв и звуков совпадает? 1)крепостной 2) маячить 3) аккордеон 4) события 27.

В каком слове букв больше, чем звуков ? 1) умывается 2) съестное 3) подъём 4) бухгалтер 28. В каком слове букв больше, чем звуков ? 1)создаёшь 2) повсеместный 3)прелестное 4)вьюжная 29. В каком слове звуков больше, чем букв ? 1) проявить 2) участник 3) аллея 4) здание 30.

В каком слове звуков больше, чем букв ? 1) въедливый 2) юбилей 3) пятёрка 4)масштаб

Слайд 31

Ответы к тесту 1 2 2 2 3 1 4 4 5 3 6 4 7 3 8 3 9 4 10 1 11 1 12 2 13 3 14 1 15 3 16 4 17 1 18 1 19 1 20 3 21 3 22 1 23 4 24 1 25 2 26 2 27 4 28 3 29 4 30 2

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/13/foneticheskaya-sistema-russkogo-yazyka

Ринолалия



ПОДЕЛИТЬСЯ

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. пазиз — нос) тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.
При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме
носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от
глоточной и ротовой.
Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением
мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.
Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней
стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней
поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту
в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного
смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для
согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном «в», самое сильное — при «с», обычно в 6-7 раз сильнее, чем при «а».
При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная
струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания
выделяются различные формы ринолалии.

Формы ринолалии и особенности звукопроизношения

Открытая ринолалия
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее
заметно изменяется тембр гласных «и» и «у», при артикуляции
которых, ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет
гласный «а», так как при его произнесении ротовая полость широко
раскрыта.
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении
шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой
полости. Взрывные «п», «б»,» д», «т», «к» и «г» звучат неясно, так как в
ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие
неполного перекрытия носовой полости.
Воздушная струя в ротовой полости настолько слабая, что недостаточна для
колебания кончика языка, необходимых для образования звука «р».

Диагностика

Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального
исследования. Самый простой — так называемая проба Гутцмана. Ребенка
заставляют попеременно повторять гласные «а» и «и», при этом тозажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно «и», заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.
Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо,
другую в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно «у» и «и», слышится сильный гул. Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами.
Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с
вялой артикуляцией.
Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она
наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в
результате постдифтерий пареза, из-за длительного ограничения подвижного
мягкого нёба.
Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо
изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой
ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При
согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она
исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения
устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.
Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и
мягкого нёба, при Рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.
Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов,
ранения, давление опухоли и др.
Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное
расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.
Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет
собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она
является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских
отолорингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины примыкают к
наиболее частым и тяжелым порокам развития.
Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных
странах и даже в разных областях каждой страны. А. А. Лимберг (1964),
обобщая сведения из литера, отмечает, что на 600-1000 новорожденных
рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота
рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей
колеблется от 1 на 500 новорожденных до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению
за последние 15 лет.
Расщелина лица — это пороки сложной этиологии, т.е. мультифакторные пороки.
В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их
совместное действие в раннем периоде развития эмбриона. Различают:
1. биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.);
2. химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания
матери, психические травмы и профессиональные вред;
3. имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для несращения верхней губы
и нёба является 7-8-я недели эмбриогенеза.
Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для
многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический анализ
показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок.
Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в
целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей
микропризнаки расщелены губы и нёба: борозда на небе или язычке мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кончик носа,
несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н. И. Каспарова, 1981).
У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные
расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают
сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом
врачебном наблюдение и лечение. По состоянию психического развития дети с расщелинами, составляют весьма
разнородную группу: дети с нормальным, психическим развитием; с задержкой
умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей
имеют отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия
глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных
рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением
цент нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются
функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на
свой дефект, повышенная возбудимость и др.
Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной
чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у
детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдвардс. Причина
заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловлены
неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте.
Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата
обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны
речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.

  • Закрытая ринолалия
  • Смешанная ринолалия
  • Нарушения голоса при ринолалии
  • Можно указать три основные причины патологии голоса при врожденных
    незаращениях нёба.
  • Нарушения речи при ринолалии
  • Письменная речь
  • Устранение ринолалии
  • Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-физиологические условия для воспитания правильного произношения.
  • Ваш ребенок не один:частота рождаемости и причины появления
  • Пренатальная диагностика-профилактика ринолалии. Мои рекомендации будущим родителям

Источник: https://solnet.ee/parents/log_63

Оглушение согласных: определение понятия, толкование и значение лингвистического термина

Такой процесс, как оглушение согласных звуков в потоке речи — явление, с которым не понаслышке знакомы не только люди, получавшие образование по «языковому», филологическому профилю, но и логопеды и их посетители.

Сам по себе этот процесс естественен, но в ряде случаев он становится причиной многих проблем. В частности, оглушение слова в неправильный момент может стать причиной неприятного впечатления от речи говорящего.

А в случае с иностранным языками и вовсе полностью исказить значение произносимого слова и поставить человека в крайне неловкое положение.

Именно по этой причине следует разобраться с возникновением оглушения согласного в неправильном месте и начать решение этой проблемы. Поскольку раннее начало работы над ней во многом определяет скорость получения результата и его уровень.

Речь и изменения звуков

Отчетливо выговаривать отдельные звуки — достаточно простая задача, однако необходимости в ней почти не бывает. К ней прибегают только в процессе работы над новыми звуками. Человеческая речь представляет собой поток звуков, в котором отдельные элементы так или иначе влияют друг на друга, определенным образом изменяя «соседей» и изменяясь самостоятельно.

Изменениям могут подвергаться как гласные звуки (например, они могут менять или утрачивать какие-либо из своих характеристик, получать призвуки), так и согласные звуки (могут, к примеру, уподобляться друг другу, выпадать, озвончаться или оглушаться).

Какие-то из этих явлений являются произносительной нормой, какие-то — типичны для русского языка, а другие можно встретить лишь при изучении иностранного.

В любом случае изменения звуков в потоке речи — явление неизбежное, особенно явно заметное на примере согласных звуков.

Изменения согласных в потоке речи

Наиболее часто встречающееся в русском языке изменение согласного звука в потоке речи — ассимиляция. Суть явления, обозначаемого этим лингвистическим термином, заключается в уподоблении одного звука другому по какому-либо признаку. Сама ассимиляция бывает нескольких видов. Например, ее можно разделить на полную и неполную.

Пример полной ассимиляции можно найти в слове «сшить», где звук «с» в начале слова полностью уподобляется следующему за ним звуку «ш». К примерам неполной ассимиляции и того, в каких словах происходит оглушение согласного, можно отнести «д» в слове «подкоп». Ассимиляцию можно также разделить на регрессивную и прогрессивную.

Первая — влияние последующего звука на предшествующий согласный. Вторая, соответственно — наборот.

Озвончение согласных

Озвончение согласных — достаточно распространенное явление, одно из наиболее частых фонетических процессов в потоке речи, наряду с оглушением звука. Чаще всего встречается в нескольких положениях:

  • В случае нахождения звука на стыке морфем. Например, в словах «просьба», «сбор» и «сделка» находящийся на стыке частей слова глухой согласный звук озвончается, переходя в свою пару.
  • При нахождении озвончаемого звука на стыке слова и предлога, стоящего перед ним, как, например, в словосочетаниях «к дому» и «с дачи».
  • На стыке слова со стоящей за ним частицей.

Озвончение согласного звука во многом связано его окружением в потоке речи и процессом неполной ассимиляции. Причем как регрессивной, так и прогрессивной.

Оглушение звонких согласных звуков

Наиболее часто встречающееся в русском языке и наиболее типичное для него явление, считающееся нормой. Это оглушение согласного на конце слова. Особенно в тех случаях, когда за ним следует пауза. Примерами слов с оглушением согласных на конце могут служить «дуб», «зуб», «огород». Вариантов можно указать немало.

В данных ситуациях оглушение согласного имеет под собой физиологическую основу. В связи с тем, что следом за произносимым словом следует пауза, речевой аппарат в момент произнесения начинает приходить в состояние покоя, работать с меньшим напряжением. В результате согласный звук и теряет свою звонкость.

Также согласные звуки могут оглушаться, если они находятся перед другими глухими согласными (упомянутая выше неполная ассимиляция).

Однако случается так, что порой человек не произносит звонких звуков вообще, оглушая их, или какую-то группу звуков.

Это не всегда делает речь непонятной, но в значительной мере усложняет понимание того, что говорящий хочет донести до своего собеседника.

Как правило, такое чрезмерное оглушение заметно уже в детском возрасте и исправляется занятиями со специалистом-логопедом, который с помощью специальных упраженний помогает ребенку овладеть правильной артикуляцией.

Работа над произношением

Как уже было сказано выше, оглушение — процесс естественный в ряде случаев. Это вполне нормальное явление. Однако порой случается так, что человек неосознанно по какой-либо причине оглушает согласный там, где он должен оставаться звонким. Такие ситуации становятся проблемой, требующей решения, в том числе помощи специалиста-логопеда.

Источник: http://4responsible.ru/article/332048/oglushenie-soglasnyih-opredelenie-ponyatiya-tolkovanie-i-znachenie-lingvisticheskogo-termina

Что такое сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков? План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е.

звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д

ам – т
ам, б
ил – п
ил, з
лой – с
лой, д
рель – т
рель.

Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м

ал – м
ял,л
ук – л
юк, б
ыть – б
ить, в
ол – в
ёл
(но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр
(единица измерения; произносится с мягким [м»]) –метр
(учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток

и стог
, прут

и пруд
).

Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з

десь
и с

делать:
в обоих словах в позиции перед звонким [д»] произносится звонкий [з»]), а перед глухими – как глухие (ср.

труб
ка
и шап
ка:
в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с»н
«]ег, ко [н
«с»] ервы, бо[м
«б»]ить. [д»в»]ерь, гa
(твёрдые согласные , , , , произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными.

Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются.

Сравните: труб
а–труб

(произносится [труп
]), косит
ь–косьб
а
(произносится [каз
«ба]), трав
а–трав
ка
(произносится [траф
къ]), бо[м
б]а–о бо[м
«б]е, [д
«в»]е– [дв]умя.

Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв.

Сравните: свет
ить – свеч
у, буд
ить – буж
у, стерег
и – стереж
ёт и
под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед , и перед возможны как [т»], [д»], [г»], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу
и т. п.).

(Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

В данной главе:

§1. Звук

Звук
— минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:

  • слова: [дом] — [том], [том] — [там], [м’эл] — [м’эл’]
  • формы слова: [дом] — [дама´
    ] — [до´
    ма].

Обратите внимание:

слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.

§2. Транскрипция

Транскрипция
— это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:

Квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

[ ´
] — ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.

[б’] — значок рядом с согласным обозначает его мягкость.

[j] и [й] — разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: , [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.

Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные

Источник: https://dilmars.ru/chto-takoe-silnaya-i-slabaya-poziciya-glasnyh-i-soglasnyh-zvukov.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика