Уменьшительно-ласкательные суффиксы – это суффиксы имен существительных, которые служат для образования форм слова с целью придания ему эмоциональной окраски и в зависимости от нее различных оттенков значения.
Они бывают разных видов, но слова и предложения, которые образуются с их помощью, играют огромную роль в русском языке и выполняют самые разнообразные функции — от придания словам уменьшения («карандашик», «мячик») до увеличения («силища», «лапища»), выражают пренебрежение («книжонка», «городишко», «умишко») и ласку («Васенька», «деточка», «паровозик») и пр.
Само название этого грамматического явления уже указывает нам на цель их использования – оно дает говорящему возможность показать свое отношение к предмету, о котором он рассказывает. В литературе и в художественных произведениях это средство оценки автором своего героя, акцентирования на особенно ярких чертах его характера. Какое это может быть отношение?
Прежде всего оно всегда носит субъективную оценку, т. е. это личное мнение автора о своем герое. При этом значение слов, в которых использован уменьшительно-ласкательный суффикс, имеет добавочные смысловые оттенки ласкательности или уничижения, пренебрежения, сочувствия или иронии, уменьшительности или увеличительности.
Как средство выразительности уменьшительно-ласкательные суффиксы использовалось во все периоды развития литературы — от периода фольклора до современной литературы.
Это явление грамматики хорошо изучено. Существует ряд ученых, которые его исследовали, среди них труды Н. А. Петровского, А. В. Суперанской, Д. И. Ермоловича, А. Вежбицкой и др.
Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Суффиксы -ик-/-ек-
Посмотрим, для чего они употребляются. Не всегда суффикс -ек- используют для того, чтобы придать слову уменьшительно-ласкательное значение. Иногда он добавляет слову пренебрежительную окраску: «сотрудничек», «хозяйничек».
Суффикс –ик- тоже не всегда указывает на небольшой размер предмета. А если мы говорим о человеке, то с помощью этого суффикса мы хотим передать его принадлежность к какой-либо деятельности, а также указать на его возраст или физическое состояние: «электрик», «старик», «диабетик».
- Как правильно пишется?
- Если мы просклоняем существительное по падежам, то в случае, когда «е» выпадет, ставим суффикс –ек-: «замочек – замочка».
- Если «е» при склонении не выпадает, то в слове будет суффикс –ик-: «ключик – ключика».
Суффиксы -ок-/ек
Правило написания суффикса –ок- довольно простое. Он пишется в словах, когда на него падает ударение: «пушОк», «снежОК», «стожОк».
Если суффикс стоит после шипящего согласного звука, на который оканчивается корень слова, и на него не падает ударение, то в этом слове будет суффикс -ек-. Примеры: «нОжичек», «горОшек», «внучОчек».
Суффикс -к-
Указывает на размер предмета: «дорога — дорожка», «мышь – мышка», «река — речка». Особых трудностей в написании не вызывает.
Суффиксы -ец-/-иц-
Для того, чтобы правильно их использовать, нужно знать, к какому роду относится имя существительное. Если перед нами слово мужского рода, то пишется суффикс -ец-.
- Примеры: «братец», «зубец», «пришелец».
- Если существительное женского рода, то пишется -иц-, как здесь: «книжица», «сестрица».
- Имена существительные среднего рода могут быть и на -ец- и на -иц-:
- если слог с суффиксом стоит перед ударным, то пишем -ец-, вот так: «письмецо´», «пальтецо´»;
- если слог с суффиксом стоит после ударного, то правильно будет поставить -иц-. Примеры: «креслице», «маслице».
Суффиксы -очк-/-ечк-
И здесь все просто: после корня, заканчивающегося на твердый согласный, пишется -очк-, а в остальных словах -ечк-: «стремя – стрем-ечк-о», «роза – роз-очк-а».
Суффиксы -ышк-/-ишк-
- Суффикс –ышк- употребляется в существительных среднего рода: «солн-ышк(о)», «стекл-ышк(о)».
- Суффикс –ишк- образует неодушевлённые существительные мужского и среднего рода – «городишко», «домишко», «барахлишко», «золотишко».
Суффиксы -оньк-/-еньк-
В суффиксе -оньк-, стоящем после твердых согласных, пишется «о» – «лиса – лисонька», а после мягких -еньк – «деревенька».
Слова-исключения: «заинька», «паинька».
Суффиксы -ушк-/-юшк-
- Если существительное как одушевленное, так и неодушевленное, относится к женскому роду, то пишется –ушк-/-юшк-, например: «старушка», «дубинушка», «нянюшка», «Катюшка».
- В существительных, относящихся к мужскому роду и являющихся одушевленными, пишется –ушк/-юшк-: «заюшка», «зятюшка», «Никитушка», «дедушка».
Заключение
Уменьшительно-ласкательные суффиксы – это суффиксы личной оценки, вносящие в основной смысл слова дополнительные эмоционально-экспрессивные оттенки. Обозначают личное отношение автора к описанию в тексте, выражают собственную оценку.
Правописание данных суффиксов изучается в классах начальной и средней школы, тема не сложная, но для запоминания необходимо иметь таблицу перед глазами или в рабочей тетради. Это поможет быстро находить нужный суффикс, проверять слово и не делать ошибок при разборах.
Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/umenshitelno-laskatelnye-suffiksy.html
Конспект урока русского языка по теме «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке»
Красовская Т. А. Конспект урока русского языка по теме «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке» // Школьная педагогика. — 2017. — №2. — С. 36-43. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2071/ (дата обращения: 01.11.2019).
Ценность урока в неделимой цепи проблемного диалога, который способствует достижению следующих планируемых результатов: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; развитие умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре и группе; развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний. (УМК «Школа 2100», 3 класс,авторы учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина)
- Содержательная цель: расширение представлений о роли уменьшительно — ласкательных суффиксов в образовании мужских и женских имен, определение значения суффикса –к- в образовании уменьшительно — ласкательных форм мужских и женских имен.
- Деятельностная цель: формирование у учащихся умения образовывать различные формы мужских и женских имен с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и правильно использовать их в речи, определение значимости использования разных форм личных имен для успешного общения в разных сферах; овладение навыками словообразования; развитие умения осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладение навыками работы с разными источниками информации и ориентации в них, с целью достижения поставленной задачи.
- Ход урока
- Самоопределение кдеятельности.
Девиз урока: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» (Мотивация на успех).
Словарная работа — «Поиграем в рифмы». (Работа в парах на карточках).
— Я предлагаю вам, ребята, сочинить стихотворение. Используйте словарные слова: …гурец, л…мон, …п…льсин, б…тон, п…м…дор, дополните строчки стихотворения так, чтобы получилась рифма (Таблица 1).
Таблица 1
|
|
— Запишите стихотворение в тетрадь, обозначьте все известные вам орфограммы.
— Оцените свою работу в листе самооценки.
- Формулирование темы ицели урока.
- — Назовите имена детей с уменьшительно-ласкательным значением.
- — С помощью каких суффиксов образовались уменьшительно-ласкательные формы имен?
- — Сформулируйте тему урока. (Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке)
- — Для чего в жизни человека нужны слова с уменьшительно — ласкательным значением?
Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.
— На прошлом уроке мы говорили, что с помощью суффикса -к- образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например: река — речка, гора — горка, глаза — глазки.
— Давайте пронаблюдаем, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к-? Заполните, пожалуйста, карточки и определите роль суффикса –к-. (Работа в группах. Таблица 2)
Таблица 2
Имя | Образуйте уменьшительно-ласкательные формы имен спомощью суффиксов: -очк-, -ечк-, -ок-, ёк, еньк-, -оньк-, -ушк-, -юшк-. | С суффиксом -к |
Саша | ||
Надя | ||
Соня | ||
Ваня |
- Цель групповой работы:
- 1) В коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий;
- 2) Уточнение цели проекта (найти ответ на затруднение, которое возникло при образовании новых слов с помощью суффикса -к-.);
3) Определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т. д.);
4) Построение плана достижения цели.
- Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- — В чем затруднение этого задания?
- — Можете ли вы объяснить, почему имена с суффиксом –к — не образовали уменьшительно-ласкательную форму?
- — Хватает ли нам тех знаний, которые мы приобрели на предыдущих уроках?
- Решение проблемного вопроса.
Упражнение 271. Выполняется устно по заданию.
Известно, что А. С. Пушкин своих детей называл так: Машка, Сашка, Гришка и Наташка. В девятнадцатом веке такое обращение говорило о близости людей, нежности и простоте отношений. И Пушкин так выражал свою любовь и нежность к детям.
А сейчас чаще всего имена с суффиксом -к- имеют оттенок пренебрежения к человеку, которого так называли. (По А. Сусловой)
— Понаблюдайте за своей речью. Как вы обычно называете своих друзей, родственников? Нравится ли им такое обращение? (Вывод: суффикс -к- чаще всего в образовании имен людей имеет пренебрежительный оттенок в нынешнее время, а во времена А. С. Пушкина он имел совершенно иное значение.)
— Почему автор написала, что чаще всего суффикс -к- имеет пренебрежительное значение? Может ли все — таки он иметь уменьшительно — ласкательное значение? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.
- Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.
- Сидит Славочка на заборчике,
- А под ним на скамеечке Боречка.
- Боречка взял тетрадочку, написал:
- «Глупый мальчик ты, Славочка».
- Разозлился Слава порядком и…
- Порвал он Борину тетрадку!
- Дружба кончилась, слезы лились,
- Слово за слово, подрались…
- Плачет Славочка под заборчиком.
- Под скамеечкой плачет Боречка.
- Чтобы помирить ребят, дети выстроились в ряд:
- Андрей, Витя, Саша,
- Максим, Петя, Маша,
- Денис, Люба, Жанна,
- Егор, Артем и Анна.
— Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему?
- — Используя имена тех ребят, кто пришел на помощь, попробуйте при помощи суффикса -к- образовать уменьшительно-ласкательные имена.
- — Составьте предложение — совет поссорившимся ребятам, используя образованные имена.
- (Ребята в группах образовывают уменьшительно-ласкательные имена мальчиков
(Максимка, Дениска, Андрейка, Егорка, Артемка), делают вывод, что в некоторых случаях суффикс -к- имеет уменьшительно-ласкательное значение. Составляют предложение — совет поссорившимся ребятам, используя образованные имена. Выступает каждая группа).
Упражнение 272. Работа со схемой. Выполняется устно по заданию.
— Схема показывает образование сокращённых имён от имени АЛЕКСАНДР(А) (Рисунок 1)
Рис.1 Образование сокращенных имен
— Проследите цепочку и сделайте вывод о том, как образовались новые имена, уменьшительно-ласкательные формы.
- Самостоятельная работа ссамопроверкой.
Запись предложений под диктовку с заданием: вместо полных имён написать сокращённые. Эти предложения из произведений Н. Носова.
Растопили плиту, (Михаил) насыпал в кастрюлю крупы. (Константин) пролез под стулом и встретился с (Александром) нос к носу. Мы с мамой и (Владимиром) были в гостях у тёти (Ольги) в Москве. (Мишка, Костя, Шурик, Вовка, Оля.)
— С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные и ласкательные формы имён? Сокращённые формы имён?
— Что нового, интересного вы узнали из этой схемы?
— Какие формы сокращённых имён нежелательно употреблять в речи? Почему?
- Итог урока. Рефлексия. Анализ иоценка успешности достижения цели иперспектива последующей работы
— Вспомните высказывание Л. Н. Толстого.
«Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
- — Подумайте, в чем главный смысл изречения?
- — Над образованием каких слов мы работали сегодня?
- — Пригодится ли вам в жизни такой урок?
- — Какое задание было самым интересным?
- Домашнее задание. Инвариант. Стр. 50 упр.3 или написать 12 женских и мужских имен с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Приложение
Лист самооценки. Фамилия______________________________ имя_______________________________ | ||
Задание | Критерии | Баллы |
Словарная работа — «Поиграем в рифмы». |
|
|
Образование уменьшительно-ласкательных форм имен с помощью суффиксов |
|
|
Работа над стихотворением |
|
|
Запись предложений под диктовку | С работой справился без ошибок — 3 балла Допускал ошибки, но все исправил -2 балла | |
Значимость урока |
|
|
|
Итого: |
Литература:
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — № 4.
2. Бунеева Е., Бунеев Р., Пронина О., Русский язык, Учебник 3 класс. Изд. 5-е, перераб. М.: БАЛАСС, 2016. — 176 c.
3. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Суслова А. В., Суперанская А. В. Издательство: Лениздат, 1991
Основные термины (генерируются автоматически): имя, балл, суффикс, слово, уменьшительно-ласкательная форма имен, уменьшительно-ласкательное значение, Пушкин, помощь суффикса, ласкательное значение, словарная работа.
— С помощью каких суффиксов образовались уменьшительно—ласкательные формы имен? — Сформулируйте тему урока. (Уменьшительно—ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке).
имя, балл, слово, суффикс, помощь суффикса, Пушкин, уменьшительно—ласкательная форма имен… Урок на тему «Англоязычные заимствования в современном…»
В языке есть большое количество разнообразных аффиксов, способных транслировать оценочное значение: помимо усилительных и уменьшительно—ласкательных суффиксов, к ним также примыкают и некоторые приставки.
Конспект урока русского языка по теме «Уменьшительно—ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке». Сопоставительный анализ обращений современного английского…
Основное значение данного суффикса уменьшительно—ласкательное, передает теплые чувства, испытываемые к адресату.
Ключевые слова: диминутивы, уменьшительно—ласкательные суффиксы, прагматика. По сравнению с русской словообразовательной системой, в
Это показывает, что основной частью речи, способной нести диминутивное значение, является имя существительное.
Чмаффоки — неологизм, уменьшительно—ласкательная форма слова «поцелуи».
Основные термины (генерируются автоматически): неологизм, использование суффикса, Всемирная паутина, лексический неологизм, региональный рекламно-информационный журнал, слово.
Наиболее частотные словообразующие аффиксы, используемые в русском Интернет-сленге — уменьшительно—ласкательный суффикс
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2071/
ychat-v-shkole.ru
Так и хочется поласковей обратиться к каждому из наших читателей: ах ты, наш дружочек! Ах ты, наш птенчик! Ах ты, наша звездочка, кисонька!
А знаете, почему? Потому, что речь у нас пойдет об уменьшительно-ласкательных суффиксах! Они могут любой, даже самый большой, предмет превратить в маленький.
Вот идет по дороге огромный человек. Подбегает к нему суффикс -ек-. Смотришь — по дороге идет маленький человечек.
А в зоопарке сидит в бассейне бегемот. Еле помещается. Подобрался к нему суффикс -ик-, и оказалось, что в большом бассейне, словно в бескрайнем болоте, расположился малюсенький бегемотик.
Тут ничего странного нет. Уменыпительно-ласкательные суффиксы — они такие. Непонятно только, почему к человеку подбежал именно суффикс -ек-, а к бегемоту подобрался именно суффикс -ик-. А не наоборот.
Это все потому, что правила такие. Гласные в суффиксах -ек- и -ик- очень часто бывают безударными. Чтобы правильно их написать, ни в коем случае нельзя забывать о правилах:
Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова по падежам гласный звук из него выпадает.
СУФФИКС -ЕК- | |
Слово | Проверочное слово |
|
|
Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова по падежам гласный звук из него не выпадает.
СУФФИКС -ИК- | |
Слово | Проверочное слово |
|
|
Но это ещё не все уменьшительно-ласкательные суффиксы. Например, есть ещё и такие: -очк- (-ечк-) и -оньк-(-еньк-)
тетрадь | тетрадочка |
чашка | чашечка |
яблоня | яблонька |
дочь | доченька |
Гласные в этих суффиксах тоже очень часто бывают безударными. Не любят уменьшительно-ласкательные ставить себя под удар. А чтобы вам самим не подставиться под удар, всегда помните такие правила:
После мягких согласных и после шипящих пишутся суффиксы -ечк- и -еньк-.
-ечк-, -еньк- | -очк-, -оньк- |
поЛечка | тетраДочка |
чаШечка | скаЗочка |
доЧенька | ябЛонька |
ноВенький | глаЗоньки |
Поделиться с друзьями:
Источник: http://ychat-v-shkole.ru/pravopisanie-umenshitelno-laskatelnyx-suffiksov-324/
Значение уменьшительно- ласкательных суффиксов в русском языке. — презентация
1 Значение уменьшительно- ласкательных суффиксов в русском языке
2 Цель урока: изучение употребления и правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов в слове Задачи: практическое усвоение словообразования посредством суффикса; знакомство с понятием уменьшительно-ласкательный суффикс ; усвоение правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов; определение роли уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи.
3 Что такое суффикс? Суффикс — значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. А что такое уменьшительно- ласкательный суффикс? Уменьшительно-ласкательный суффикс – значимая часть слова, помогающая изменить его значение для придания особого оттенка.
4 Уменьшительно-ласкательный суффикс -ик: столик; -чик: чемоданчик; -ок, -ёк: кружок, огонёк; -к- : песенка; -оч-к-а, -еч-к-а: тетрадочка, копеечка; -ец, -ц-о (-ц-е), -иц-е: пальтецо, деревцо, платьице; -еньк-а, -оньк-а: маменька, берёзонька; -ушк-а, -юшк-а: соседушка, волюшка; -ышк-о:солнышко, гнёздышко, зёрнышко.
5 ЗАМЕТКА 1. Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов: -ижк-о, -ижк-а: городижко, человечижка, хвастунижка; -ёнк-а, -онк-а: избёнка, шубёнка, клячонка. 2.
Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов: -из-е, -из-а: домизе, ручиза. 3. Названия молодых животных образуются при помощи суффиксов -ёнок (-окон): котёнок, медвежокон.
6 Задание 1. «Назови ласково» огурец огурчик; помидор помидорчик; горох горошее; птица птичка; кресло креслице; морковь морковка; буква буковка.
7 ЗАМЕТКА Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ее-, -ик- в безударном положении у существительных произносятся и слышатся одинаково: [ик]. Поэтому можно допустить ошибку.
8 Правописание суффиксов 1. -ик, -ее. Чтобы различить суффиксы -ик, -ее, надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ее утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик-а, огурч-ик – огурч-ик-а, но цветочее – цветоч-к-а, огонёч-ее – огонёч-к-а.
9 Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ее-, -ик- у существительных? 1. Измени слово по падежам 2.Посмотри, выпадет ли гласный звук в суффиксе. 3. Если выпадет, пиши –ее-; если сохраняется, пиши -ик-.
10 СКАЗКА Жили-были суффиксы –ик, -ижк, -из. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. –Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом. «Домик», — писал –ик. «Большой дом. Домизе», — писал -из. «Старый, дряхлый дом. Домижко», — писал –ижк.
11 Суффиксы –ик, -из, -ижк были очень довольны, что сделали всю работу и счастливые и довольные пошли домой все вместе. Дома их ждал вкусный торт. «Тортик!» — закричал –ик. «Тортижко!» — промолвил –ижк. «Тортизе!» — сказал –из.
12 Задание 2. Есть три домика. В каждом домике живет один суффикс. Поселите слова, от которых можно образовать новые слова с тем или иным суффиксом, в нужный домик. ГОРЛО ВРЕМЯ ДЕД БРЕВНО СКАМЕЙКА ПЕРО СЕМЯ ИМЯ ТЁТЯ ЗИМА
13 Задание 3. «Ласковое имя» Каждый из нас любит и умеет называть себя ласково. Именно суффиксы помогают нам обращаться друг к другу с любовью, уважением, вниманием, желанием помочь. Давайте все вместе образуем из данных имен уменьшительно-ласкательную форму. Алена… Лена… Саша… Юля… Соня… Лида… Ваня… Илья… Миша… Петя… Света… Гриша… Рома… Паша… Вова… Коля… Аня… Оля…
14 Задание 4. Вставьте пропущенные слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как вы думаете, почему в теесте употреблено так много слов с уменьшительно- ласкательным значением? Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате.
По углам стояли … и … с изображением разных цветов. У окна стоял круглый …. На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала …, вся истыканная иголками, словно ощетинившийся …. столик; маленькие креслица; коврики и картинки; ежик; подушечка.
15 Задание 5. Какая часть слова поможет нам образовать новые слова с корнем -мышь- : мышька, мышьокон, мышьоночее, мышьата, мышьиный ? Определите оттенок суффиксов. 1. Мышь, как мышьь, сама с вершок, влезла на мешок (мышька шустрая, проворная). Оттенок — суффикс -к-. 2.
Шепчет мышьь: «Ты всё шуршишь, не спишь!» (видно, что мышьокон не просто маленький, он играет, балуется. Вот какой оттенок у суффикса — окон-). 3. Увидев кошку за домом у ёлочее, сжался наш бедный мышьоночее (он испугался, сжался, стал малюсеньким, чтобы его не заметила кошка.
Здесь нам помогли суффиксы -оноч- и -ее-).
16 Задание 6. Давайте отыщем в первом стихотворении существительные с суффиксами, которые помогают сделать это стихотворение выразительным, интересным, называют слова ласково. За окном ветерок Веселится: то попрыгает, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно жёлтые мышьки от кошки.
17 Правописание суффиксов 2. -ок, -ее. После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется -ок: бережок, волчок, петушок, сапожок. Суффикс -ее после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичее, орешее.
18 Правописание суффиксов 3. -чик, -чик. После согласных суффиксы -чик и -чик в произношении трудно различаются. Нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик, если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик, После других согласных пишется — чик: наборчик, каменчик, пальчик.
19 Задание 7. ЗАГАДКА Встает на заре, Поет во дворе. На голове гребешок. Кто же он? (Петушок) ЗАГАДКА Осенью был в луже сапожок, Зимой же вместо луж…? (Снежок)
20 Задание 8. 1) Образуйте слова с суффиксами –окон- -ёнок- со значением детёныш от слов : лиса, ёж, медведь, человее, свинья, собака, лошадь, заяц, морж Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему? 2) Образуйте слова с суффиксами –ушч- — к- -чик- -ик- — еньк- от слов: карман, девочка, мыло, шея, рука, стол, стул Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему?
21 УЧИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК!!!
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1311792/
Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Suffisso diminutivo dei sostantivi
Итальянский язык красив и мелодичен и позволяет более точно выражать свои мысли и эмоции с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Самый часто употребляемый суффикс -ino (a). Добавляем его к корню существительного.
- Например:
- naso – nasino (нос – носик) fratello – fratellino (брат – братик) dente – dentino (зуб – зубик) vestito – vestitino (костюм – костюмчик, платьице) cavallo – cavallino (конь – коник, лошадка) letto – lettino (кровать – кроватка) telefono – telefonino (телефон – телефончик) fragola – fragolina (клубника – клубничка) guancia – guancina (щека – щёчка) catena – catenina (цепь – цепочка) bambola – bambolina (кукла – куколка) mamma – mammina (мама – мамочка) scarpa – scarpina (туфля – туфелька) sorella – sorellina (сестра – сестричка)
- Если к слову bene (хорошо) добавить окончание -ino, то получим слово benino (неплохо).
- Еще один уменьшительно-ласкательный суффикс, но употребляется редко -etto (a):
- macchina – macchinetta (машина – машинка) scarpa – scarpetta (туфля – туфелька)
- Посмотри, какую красивую лошадку купил тебе папа! – Guarda, che bel che ti ha comprato papà. (guarda – смотри, ti – тебе, papà – папа)
- Этот небольшой посёлок находится посреди гор. – Questo si trova in mezzo alle montagne. (trovarsi – находиться, in mezzo le montagne – посреди гор, questo – этот)
- Я обожаю свою младшую сестрёнку. – Io adoro la mia minore. (adorare – обожать, minore – младший)
- Тебе нравится мой новый телефон. – Ti piace il mio nuovo ? (ti – тебе, piacere – нравиться, mio – мой)
- На сельском празднике есть маленький поезд для детей. – Alla festa del paese c'e un per bambini. (alla festa – на празднике, il paese – посёлок, per – для, il bambino – ребёнок)
- Мой сын хочет игрушечную дорогу с машинками. – Mio figlio vuole la pista con le . (il figlio – сын, volere – хотеть, la pista – дорожка)
- Огоньки… множество, красивые и разноцветные! – … tante, belle e colorate! (tanto – много, bello – красивый, colorato – разноцветный)
- Они купили красивый домик в горах. – Hanno comprato una bella in montagna. (in montagna – в горах)
- Покажите мне эту маечку, пожалуйста. – Mi faccia vedere questa , per favore.
- На море моя дочка играет с ведёрком и совочком. – Al mare mia figlia gioca con e la . (al mare – на море, giocare – играть, con – с)
- Любимая плюшевая игрушка Джованни – медвежонок. – Il peluche preferito di Giovanni è . (il peluche – плюшевая игрушка, preferito – любимый)
- Я не хочу надевать короткие брюки, дай мне обычные. – Non voglio mettermi i , dammi i pantaloni. (mettersi – надевать)
- Мне не нравятся дома с маленькими балконами, я предпочитаю нормальные балконы. – Non mi piacciono le case con i , preferisco i balconi. (la casa – дом, preferire – предпочитать)
- Оформите мне, пожалуйста, подарок в подарочную упаковку с бантиком. – Mi faccia un pacco regalo con il , per favore. (mi – мне, faccia – сделайте, un pacco regalo – подарочная упаковка, con – с)
- Эти туфельки отлично подходят моей малышке. – Queste vanno perfetto alla mia . (questo – это, perfetto – отлично)
- На окно в ванной комнате я предпочёл повесить небольшую занавеску. – Nella finestra del bagno ho preferito mettere una . (la finestra – окно, il bagno – ванная комната, mettere – разместить, повесить)
- Мусор выбрасывается в небольшие баки. – La spazzatura si butta nei . (la spazzatura – мусор, buttarsi – выбрасываться)
- Я купил небольшой новый стол для моей кухни. – Ho comprato un nuovo per la mia cucina. (comprare – покупать, nuovo – новый, per – для, mia – моя, la cucina – кухня)
- Осторожно! Ступенька! – Attenzione! Lo ! (attenzione – осторожно, внимание)
- Закрой окно (автомобильное), я включу кондиционер. – Alza che accendo l'aria condizionata. (alzare – поднимать, accendere – включать, l'aria condizionata – кондиционер)
- В нашем саду мы поставим красивую скамеечку. – Nel nostro giardino mettiamo una bella . (nostro – наш, il giardino – сад, mettere – размещать, bello – красивый)
- Посмотри, какая красивая малышка-толстушечка. – Guarda che bella bimba . (guardare – смотреть, il bimbo – малыш)
- Когда я был маленьким мальчиком, часто играл в футбол. – Quando ero , giocavo a pallone. (quando – когда, giocare a pallone – играть в футбол)
- В 6 месяцев начинают расти молочные зубы (зубки). – A 6 mesi si mettono i da latte. (il mese – месяц, da latte – молочные)
- У меня дома есть аквариум с маленькими жёлтыми рыбками. – A casa mia ho un acquario con i gialli. (a casa – дома, un acquario – аквариум, con – с, giallo – жёлтый)
- Первые сотовые телефоны были (имели) с маленькой антенной. – I primi cellulari avevano . (il primo – первый, cellulare – сотовый телефон)
- Бельё вешается с помощью прищепок. – I panni si stendono con le . (i panni – бельё, stendersi – развешиваться)
- Ты самая красивая мамочка в мире. – Sei la più bella del mondo. (il mondo – мир)
- У наших соседей есть три котёнка. – I nostri vicini hanno tre gattini. (il vicino – сосед, tre – три)
- Давай подарим нашим детям щеночка? – Regaliamo ai nostri figli un ? (regalare – дарить, i nostri figli – наши дети)
- Посмотри, какую красивую лошадку купил тебе папа! (guarda – смотри, ti – тебе, papà – папа)
- Этот небольшой посёлок находится посреди гор. (trovarsi – находиться, in mezzo le montagne – посреди гор, questo – этот)
- Я обожаю свою младшую сестрёнку. (adorare – обожать, minore – младший)
- Тебе нравится мой новый телефон. (ti – тебе, piacere – нравиться, mio – мой)
- На сельском празднике есть маленький поезд для детей. (alla festa – на празднике, il paese – посёлок, per – для, il bambino – ребёнок)
- Мой сын хочет игрушечную дорогу с машинками. (il figlio – сын, volere – хотеть, la pista – дорожка)
- Огоньки… множество, красивые и разноцветные! (tanto – много, bello – красивый, colorato – разноцветный)
- Они купили красивый домик в горах. (in montagna – в горах)
- Покажите мне эту маечку, пожалуйста.
- На море моя дочка играет с ведёрком и совочком. (al mare – на море, giocare – играть, con – с)
- Любимая плюшевая игрушка Джованни – медвежонок. (il peluche – плюшевая игрушка, preferito – любимый)
- Я не хочу надевать короткие брюки, дай мне обычные. (mettere – надевать)
- Мне не нравятся дома с маленькими балконами, я предпочитаю нормальные балконы. (la casa – дом, preferire – предпочитать)
- Оформите мне, пожалуйста, подарок в подарочную упаковку с бантиком. (mi – мне, faccia – сделайте, un pacco regalo – подарочная упаковка, con – с)
- Эти туфельки отлично подходят моей малышке. (questo – это, perfetto – отлично)
- На окно в ванной комнате я предпочёл повесить небольшую занавеску. (la finestra – окно, il bagno – ванная комната, mettere – разместить, повесить)
- Мусор выбрасывается в небольшие баки. (la spazzatura – мусор, buttarsi – выбрасываться)
- Я купил небольшой новый стол для моей кухни. (comprare – покупать, nuovo – новый, per – для, mia – моя, la cucina – кухня)
- Осторожно! Ступенька! (attenzione – осторожно, внимание)
- Закрой окно (автомобильное), я включу кондиционер. (alzare – поднимать, accendere – включать, l'aria condizionata – кондиционер)
- В нашем саду мы поставим красивую скамеечку. (nostro – наш, il giardino – сад, mettere – размещать, bello – красивый)
- Посмотри, какая красивая малышка-толстушечка. (guardare – смотреть, il bimbo – малыш)
- Когда я был маленьким мальчиком, часто играл в футбол. (quando – когда, giocare a pallone – играть в футбол)
- В 6 месяцев начинают расти молочные зубы (зубки). (il mese – месяц, da latte – молочные)
- У меня дома есть аквариум с маленькими жёлтыми рыбками. (a casa – дома, un acquario – аквариум, con – с, giallo – жёлтый)
- Первые сотовые телефоны были (имели) с маленькой антенной. (il primo – первый, cellulare – сотовый телефон)
- Бельё вешается с помощью прищепок. (i panni – бельё, stendersi – развешиваться)
- Ты самая красивая мамочка в мире. (il mondo – мир)
- У наших соседей есть три котёнка. (il vicino – сосед, tre – три)
- Давай подарим нашим детям щеночка? (regalare – дарить, i nostri figli – наши дети)
Спасибо за подписку. Пожалуйста, активируйте рассылку, перейдя по ссылке, которая отправлена на Ваш email.
- Guarda, che bel cavalluccio che ti ha comprato papà.
- Questo paesino si trova in mezzo alle montagne.
- Io adoro la mia sorellina minore.
- Ti piace il mio nuovo telefonino?
- Alla festa del paese c'e un trenino per bambini.
- Mio figlio vuole la pista con le macchinine.
- Lucette… tante, belle e colorate!
- Hanno comprato una bella casetta in montagna.
- Mi faccia vedere questa magliettina, per favore.
- Al mare mia figlia gioca con secchiello e la paletta.
- Il peluche preferito di Giovanni è l'orsacchiotto.
- Non voglio mettere il pantoloncino, dammi il pantolone.
- Non mi piacciono le case con i balconcini, preferisco i balconi.
- Mi faccia un pacco regalo con il fiocchetto, per favore.
- Queste scarpette vanno perfetto alla mia piccolina.
- Nella finestra del bagno ho preferito mettere una tendina.
- La spazzatura si butta nei cassonetti.
- Ho comprato un tavolino nuovo per la mia cucina.
- Attenzione! Lo scalino!
- Alza il finestrino che accendo l'aria condizionata.
- Nel nostro giardino mettiamo una bella panchina.
- Guarda che bella bimba cicciottella.
- Quando ero ragazzino, giocavo a pallone.
- A 6 mesi si mettono i dentini da latte.
- A casa mia ho un acquario con i pesciolini gialli.
- I primi cellulari avevano l'antennina.
- I panni si stendono con le mollette.
- Sei la mammina più bella del mondo.
- I nostri vicini hanno tre gattini.
- Regaliamo ai nostri figli un cagnolino?
- Guarda, che bel cavalluccio che ti ha comprato papà.
- Questo paesino si trova in mezzo alle montagne.
- Io adoro la mia sorellina minore.
- Ti piace il mio nuovo telefonino?
- Alla festa del paese c'e un trenino per bambini.
- Mio figlio vuole la pista con le macchinine.
- Lucette… tante, belle e colorate!
- Hanno comprato una bella casetta in montagna.
- Mi faccia vedere questa magliettina, per favore.
- Al mare mia figlia gioca con secchiello e la paletta.
- Il peluche preferito di Giovanni è l'orsacchiotto.
- Non voglio mettere il pantoloncino, dammi il pantolone.
- Non mi piacciono le case con i balconcini, preferisco i balconi.
- Mi faccia un pacco regalo con il fiocchetto, per favore.
- Queste scarpette vanno perfetto alla mia piccolina.
- Nella finestra del bagno ho preferito mettere una tendina.
- La spazzatura si butta nei cassonetti.
- Ho comprato un tavolino nuovo per la mia cucina.
- Attenzione! Lo scalino!
- Alza il finestrino che accendo l'aria condizionata.
- Nel nostro giardino mettiamo una bella panchina.
- Guarda che bella bimba cicciottella.
- Quando ero ragazzino, giocavo a pallone.
- A 6 mesi si mettono i dentini da latte.
- A casa mia ho un acquario con i pesciolini gialli.
- I primi cellulari avevano l'antennina.
- I panni si stendono con le mollette.
- Sei la mammina più bella del mondo.
- I nostri vicini hanno tre gattini.
- Regaliamo ai nostri figli un cagnolino?
- Guarda, che bel cavalluccio che ti ha comprato papà.
- Questo paesino si trova in mezzo alle montagne.
- Io adoro la mia sorellina minore.
- Ti piace il mio nuovo telefonino?
- Alla festa del paese c'e un trenino per bambini.
- Mio figlio vuole la pista con le macchinine.
- Lucette… tante, belle e colorate!
- Hanno comprato una bella casetta in montagna.
- Mi faccia vedere questa magliettina, per favore.
- Al mare mia figlia gioca con secchiello e la paletta.
- Il peluche preferito di Giovanni è l'orsacchiotto.
- Non voglio mettere il pantoloncino, dammi il pantolone.
- Non mi piacciono le case con i balconcini, preferisco i balconi.
- Mi faccia un pacco regalo con il fiocchetto, per favore.
- Queste scarpette vanno perfetto alla mia piccolina.
- Nella finestra del bagno ho preferito mettere una tendina.
- La spazzatura si butta nei cassonetti.
- Ho comprato un tavolino nuovo per la mia cucina.
- Attenzione! Lo scalino!
- Alza il finestrino che accendo l'aria condizionata.
- Nel nostro giardino mettiamo una bella panchina.
- Guarda che bella bimba cicciottella.
- Quando ero ragazzino, giocavo a pallone.
- A 6 mesi si mettono i dentini da latte.
- A casa mia ho un acquario con i pesciolini gialli.
- I primi cellulari avevano l'antennina.
- I panni si stendono con le mollette.
- Sei la mammina più bella del mondo.
- I nostri vicini hanno tre gattini.
- Regaliamo ai nostri figli un cagnolino?
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта и анализа трафика. Закрыть
Источник: https://speakasap.com/en/it/grammar/umenshitelno-laskatelnye-suffiksy/
Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Русский народный фольклор»
- Цели урока.
- Образовательная: формирование умения образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, суффикса – ИЩ -.
- Коррекционно-развивающая: развитие словотворчества и дальнейшее совершенствование языкового чутья: чуткость к слову и его формам.
- Коррекционно-воспитательная: создание атмосферы успешности для каждого учащегося предупреждение утомляемости детей, развитие интереса к логопедическим занятиям через сказкотерапию.
- Оборудование: картинка-символ СУФФИКСА, КОРНЯ, картинки с изображением предметов для образования новых слов с помощью суффикса, карточки с заданиями для индивидуальной работы карточки с суффиксами, дерево.
- Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам пришлигости, и мы с вами покажем, как мы умеем работать и играть.- Повторите за мной.Ень,ень, ень, ень – скажем всем мы « добрый день ».Вы, вы, вы,вы — будем все мы вежливы.Те, де, де, те – и услышим « здравствуйте ».
Ос, ас, ас, ос – я не буду вешать нос.
2. Развитие мелкой моторики пальцев.
Я мячом круги катаю.Взад, вперед его катаю.Им поглажу я ладошку,Будто я сдуваю крошку.И сожму его немножко,Как сжимает лапу кошка.Каждым пальцем мяч прижму,И другой рукой начну.И теперь последний трюк:
- Мяч летает между рук.
- 3. Актуализация опорных знаний:
— Вспомните, чему мы учились на прошлом занятии. (Выделяли корень в словах, придумывали однокоренные, родственные слова ).-Послушай слова и назови лишнее.Дорого, дорогой, дорога, дорожить.Сова, засов, совушка, совиная.Слон, прислониться, слоновья, слонята.
Загорел, горит, горевал, горящий.
4. Формирование новых понятий.
Презентацию смотреть здесь.
(Работа у доски и на карточке).А) — Любите ли вы сказки? — Сейчас я вам расскажу сказку.Есть сказочная страна, в которой живут….. слова. Это очень большая страна, вы ведь знаете, что слов в нашем языке много-много.
А теперь представьте себе двор нашей школы. Представили? А теперь слушайте. В одном городе, в одном из дворов жил-был ….дом. (Слайд № 2) Не большой, но и не маленький – в 5 этажей, пятиэтажный дом. А рядом стоял высоченный дом-башня. (Слайд № 3) Смотрел 5-этажный дом на башню и думал: какая она высокая, какая красивая! Как мне хочется быть таким же!
И вот однажды ночью, когда все люди спали, дом заговорил с башней: как мне хочется стать высоким и большим, как ты! Как мне хочется! А башня отвечает: есть такой волшебник по имени – ИЩ –. Позови его, он тебе обязательно поможет.
Позвал дом этого волшебника, и вот что получилось. (Демонстрируются 2 карточки с изображением Крепыша-корня и Волшебника- суффикса, рядом с которыми их «имена» Дом, — ИЩ –. Прочитайте, что получилось. В слове чего-то не хватает.
Конечно, в конце надо добавить – Е-.
Это окончание слова ДОМИЩЕ. Слышите, как только сказали это слово, всем сразу стало ясно, что дом большой, очень большой, большущий. Послушайте, что было дальше.
Стал дом домищем и сначала очень радовался – высоко стоит, далеко глядит.Только холодно там, наверху, людей совсем не видно, а ребят и подавно. Стало ему грустно.
Тогда догадался он позвать другого волшебника, и тот сумел сделать его маленьким. Как теперь мы скажем о нем?
Правильно, ДОМИК. (Слайд № 4). Какой Волшебник живет в этом доме? Как его зовут? (Слайд № 5) Напишите слова ДОМ, ДОМИЩЕ, ДОМИК. Какая у них общая часть? Наденьте во всех словах на Крепыша шапочки.
В каких словах есть Волшебники? Как их зовут? Оденьте им шапочки. У зтой семьи есть еще родственники. В классе вы пишите классную работу, а дома? ДОМАШНЮЮ, правильно.
Волшебника в этом слове зовут – АШН — .
А теперь составь волшебную историю сам. (Жил-был шкаф ….)- Итак, какая часть слова показывает, что предметы маленькие?
— Верно, суффикс. А какой суффикс? (-ИК — ).
— Какой суффикс называет большущий предмет? (-ИЩ -).- Конечно же вы догадались что мы с вами сегодня работаем над …….. (уменьшительно-ласкательными суффиксами ).
— Что же мы получаем с помощью Волшебника – суффикса? (новые слова).- Где он находится в слове? (после корня).На нашем уроке сегодня мы будем использовать произведения русского народного
фольклора.
— Что такое народный фольклор? (Это народная мудрость).Какие произведения народного творчества вы знаете? (Сказки, потешки, заклички,
пословицы, поговорки, скороговорки, загадки). (Слайд № 6).
Б) Работа с загадкой.
— Какие загадки вы знаете?- Загадка – это народная мудрость. Это умение описать предмет намеками,не договаривая того, что нужно.- Отгадайте одну из них.Запорошила дорожки,Разукрасила окошки.Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Это зима ). (Слайд № 7).
-Как догадались, что это зима. (Выпал снег, на окнах — узоры, дети катаются насанках).
— Назовите зиму ласково. (Зимушка).
— Какая часть помогла сделать это?
— Какой суффикс – Волшебник в этом слове? (УШК).
В) Слого-звуковой анализ слова ЗИМУШКА.
— Сколько в слове гласных?- Сколько согласных?- Сколько слогов? Почему?- Выложи схему слова. Поставь ударение.
- -Какое слово спряталось в слове ЗИМУШКА (М УШКА).
- -Замените 2-й звук на звук — О — (МОШКА).
- — Замените 2-звук на звук- Ы- (МЫШКА ).
— Что такое МУШКА?- Что такое МОШКА?- Какие 3 новых слова мы получили? (МУШКА, МОШКА, МЫШКА).- Подберите еще родственные слова. (Зимний, зимовать, зимовка.)- Запишите слова.- Выделите корень в этих словах.
— Какая часть слова помогла назвать слово ЗИМА ласково? (Суффикс — УШК -).
Г) Работа с потешками.
(Работа по карточкам).- Что такое потешки?Потешки – жанр устного народного творчества, особые забавы взрослых с маленькимидетьми. Назначение этих произведений – развлечь, развеселить, потешить себя и своихтоварищей.- Вспомните одну из них.
(Петушок, петушок, золотой гребешок).-А эту потешку мы попробуем изменить, чтобы она зазвучала совсем по –другому.- Прочитайте потешку.
Понравилась ли она вам? Давайте заменим выделенные слована слова, в которых есть уменьшительно – ласкательные суффиксы.
(Текст на доске и у каждого ученика на карточке). (Слайд № 8).
Как по снегу, по метели трое санок летели.И шумят и гремят, колокола звенят.В первых санках – дед.В других санках – баба.В третьих санках – тетя.
— Проверьте. (Слайд № 9.)
Как по снегу, по метели трое саночек летели.И шумят и гремят, колокольчики звенят.В первых санках – дедушка.В других санках — бабушка.В третьих санках — тётушка.
— Оденьте на суффиксы шапочки.-Назовите, какие еще суффиксы называют предмет ласково
или показывают, что предмет маленький. (-ОЧК -,- ЕЧК -, — ЧИК -,- УШК — ).
5. Физминутка.
Есть на пальцах наших ногтиНа руках запястья, локти.Темя, плечи, шея, грудьИ животик не забудь.Есть колени и спина,Но она всего одна.Есть у нас на голове уха дваИ мочки две.Брови, скулы и вискиИ глаза, что так близки.Щеки, нос и две ноздриГубы, зубы – посмотри!Подбородок под губой
Вот, что знаем мы с тобой.
6. Закрепление полученных знаний.
А) Волшебники заблудились. Верните их на место.
(Работа по карточкам).
(Слайд № 10) | (Слайд № 11) |
ЛЕС ЕЧК аЧАС ЫШК ОЗВЕЗД ОКЛЯГУШ ИКСОЛН ОЧК а | ЛЕС…..ОКЧАС…..ИКЗВЕЗД…..ОЧК АЛЯГУШ…..ЕЧК аСОЛН….ЫШК О |
Б) Работа над сказками.
-Еще один вид народного творчества – сказка.- Какие сказки вы знаете?- Что такое сказка?-Да. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное.Есть в них и волшебство, и фантастические персонажи.
Сказки доступнымязыком рассказывают о жизни, учат добру, показывают выход изсложных ситуаций.Отгадайте, из каких сказок эти отрывки. Выпишите только те слова, в которыхесть уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Оденьте на них суффиксы.
Чтение логопедом отрывков из сказок. (Работа у доски и в тетрадях )
— Жил-был старик со старухой, у них было три сына: двое умных, третий – Иванушка-дурачок.(ИванУШКа-дураЧОК). (Слайд № 12)-Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая.
(репКа ). (Слайд № 13).
— Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше – частый дождичек.(СнегурОЧКе. холодОК, дождиЧЕК ) (Слайд № 14)
— Съел петушок бобовое зернышко и подавился.(петушОК, зернЫШКо). (Слайд № 15).- Медведь, медведь, отпусти меня в деревню: я бабушке да дедушкегостинцев отнесу. А Машеньке того и надо.
- (бабУШКе, дедУШКе, МашЕНЬКе) (Слайд № 16).
- В) Работа с пословицами и поговорками.
(Работа у доски и в тетрадях).- Мудрость, собранная многими поколениями, созданная народом,точные и меткие выражения — это пословицы и поговорки.- Давайте прочитаем пословицы и выберем только ту, в которой
встречаются слова с уменьшительно — ласкательным значением. (Слайд № 17)..
— Запишите эти пословицы. Оденьте на суффиксы шапочки.
Зима без снега – лето без хлеба.Хороший снежок урожай сбережет.
Г) Работа со скороговоркой.
Скороговорки – это шуточный жанр народного творчества, фраза,построенная на сочетании звуков для исправления неправильного произношенияслогов.
-Послушайте скороговорку. (Слайд № 18).
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнкаЧертили чёрными чернилами чертёж.Какие слова в ней имеют уменьшительно – ласкательное значение?Какой звук в ней чаще всего повторяется?
Попробуй четко и ясно повторить эту скороговорку.
7. Рефлексия.
— Кто был главным на нашем уроке?-Для чего служат суффиксы?-Давайте вспомним все уменьшительно – ласкательные суффиксы и вырастим ихна дереве.
- (Суффиксы называются учащимися и помещаются на дерево ).
- Список использованной литературы
1. Занимательное азбуковедение: Москва, Просвещение, 1998.2. Занимательная грамматика: Москва, Знание, 1995.
Карточка к уроку по теме «УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ»
(- ИК -, -ЕК-, — ОК -, — К -, -УШК -, — ЮШК -, -ЫШК -, — ОЧК -,- ЕЧК -,- ОНЬК -, — ЕНЬК — ), СУФФИКС – ИЩ — .
1. Образуй новые слова при помощи уменьшительно – ласкательного суффикса – ИК -, суффикса – ищ -.
Дом – дом……, дом…… .Кот — кот……, кот…… .Стол — стол……, стол…… .Лист — лист……, лист…… .
Енот — енот……, енот…… .
2. Отгадай загадку.Запорошила дорожки.Разукрасила окошки.Радость детям подарила,И на санках прокатила.- Образуй от слова отгадки слово с уменьшительно – ласкательнымсуффиксом.А) — Проведи звукослоговой анализ слова, которое получится .
——————————————————————Б) — Подбери еще родственные однокоренные слова к этому слову.Зима, …В) — Какие еще слова в загадке называют предметы ласково?Выдели суффикс, надень шапочки.3. Измени слова, поставь в слова уменьшительно-ласкательныесуффиксы.Как по снегу, по метели трое сан… летели.
И шумят, и гремят, колоколь … и звенят.В первых санках – дед … а, в других санках – баб … а.
В третьих санках – тет … а.
4. Волшебники заблудились. Верни их на место.- лес ЕЧКа — лес- час ЫШК о — час- звезд ОК — звезд- лягуш ИК — лягуш- солн ОЧК а — солн
Авторы материала: Дунаева Надежда НиколаевнаМатяж Валентина Ивановна
Источник: http://logoped18.ru/logopedist/obrazovaniye-slov-s-pomoshchyu-umenshitelno-laskatelnykh-suffiksov.php