Употребление предлогов в речи

Слайд 1Употребление предлогов в речиОписание слайда:

Урок русского языка в 7 классе Стёпина Татьяна Юрьевна 07.02.2014

Слайд 2Употребление предлогов в речи Слайд 3Употребление предлогов в речиОписание слайда:

Употребление предлогов в речи

Слайд 4Употребление предлогов в речиОписание слайда:

Цели урока: показать сферу употребления предлогов в речи; совершенствовать речевую компетентность учеников; развивать навыки орфографической зоркости; расширять лексический запас учащихся;

Слайд 5Употребление предлогов в речиОписание слайда:

Разминка. Найдите лишнее сочетание: а) навстречу ветру, на встречу выпускников, навстречу колонне автомашин;
б) благодаря таланту, благодаря экскурсовода, благодаря трудолюбию;
в) вблизи берега, мимо дома, идти мимо.

Слайд 6Употребление предлогов в речиОписание слайда:

Исправьте ошибки в образовании формы слова. Запишите правильный вариант в тетрадь. Отряхни ноги от снега. Оплачивать за квартиру. Лежать на береге. Я приехал с Крыма.

Слайд 7Употребление предлогов в речиОписание слайда:

Проверь себя! Отряхни снег с ног. Оплачивать квартиру. Лежать на берегу. Я приехал из Крыма.

Слайд 8Употребление предлогов в речиОписание слайда:

Исправьте в рассказе ошибки. Определите части речи слов, в которых допущены ошибки. Запишите правильный вариант в тетрадь. Предлоги выделите. Одна кошка в первые по шла поулице.

Про йдя немного, она за метила дом и за глянула вокно, вкотором только что загорелся свет. Вкомнате кошка у видела устола пятерых детей. Кошка стала наблюдать задетьми.

Расскажите: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно.

Слайд 9Употребление предлогов в речиОписание слайда:

Сравните три предложения. В каком из них содержится ошибка? Объясните, почему? Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. Благодаря помощи папы я быстро собрал модель парусника. Я опоздал на урок благодаря дождю.

Слайд 10Употребление предлогов в речиСлайд 11Слайд 12Слайд 13Описание слайда:

Напишите письмо-благодарность своей семье, используя производные и непроизводные предлоги, простые и составные В ЗА, ДЛЯ, С, СО БЛАГОДАРЯ НЕСМОТРЯ НА В ТЕЧЕНИЕ ИМЕТЬ В ВИДУ ИЗ-ЗА В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 14Слайд 15Описание слайда:

Домашнее задание: 1.Напишите сочинение-миниатюру «Речь в защиту предлогов». 2. Повторите правила из раздела «Предлог». Упр.353 (устно), упр. 347 (письменно). 3. Карточка с заданиями.

Слайд 16Слайд 17

Источник: https://myslide.ru/presentation/113721_upotreblenie-predlogov-v-rechi

Предлог как часть речи. Употребление в речи непроизводных предлогов

Cлайд 1

Употребление предлогов в речи

Cлайд 2

Употребление предлогов в речи познакомиться с грамматическими признаками предлога как части речи и нормами употребления непроизводных предлогов в речи.

Cлайд 3

Употребление предлогов в речи Кошка сидит на столе. Кошка сидит в столе. Кошка сидит под столом. Кошка сидит за столом. Кошка сидит у стола. Кошка сидит перед столом. Кошка сидит между столом и стулом.

Cлайд 4

Употребление предлогов в речи Войти в комнату Прийти через час Не пришёл из-за болезни (не пришёл почему? из-за болезни) Остановились для ночлега (остановились зачем? с какой целью? для ночлега) (войти куда? в комнату) (прийти когда? через час)

Cлайд 5

Употребление предлогов в речи 1. Простые 2. Составные 1. Производные 2. Непроизводные

Cлайд 6

Употребление предлогов в речи О ЧЁМ? ОБО ЧТО? Предложный падеж Винительный падеж ПО ЧЕМУ? ПО ЧТО? Предложный падеж Винительный падеж Дательный падеж ЗА ЧЕМ? ЗА ЧТО? Творительный падеж Винительный падеж К ЧЕМУ? Дательный падеж

Cлайд 7

Употребление предлогов в речи ЧТО? ОКОНЧАНИЕ ЧЕГО? ОКОНЧАНИЯ ЧЕМУ? ОКОНЧАНИЮ ЧТО? ОКОНЧАНИЕ ЧЕМ? ОКОНЧАНИЕМ О ЧЁМ? ОБ ОКОНЧАНИИ ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ

Cлайд 8

Употребление предлогов в речи ЧТО? ПРИЕЗД ЧЕГО? ПРИЕЗДА ЧЕМУ? ПРИЕЗДУ ЧТО? ПРИЕЗД ЧЕМ? ПРИЕЗДОМ О ЧЁМ? О ПРИЕЗДЕ ПО ПРИЕЗДЕ ДОМОЙ

Cлайд 9

Употребление предлогов в речи НА ЧЁМ? НА ЧТО? Предложный падеж Винительный падеж ИЗ ЧЕГО? Родительный падеж С ЧЕМ? С ЧЕГО? Творительный падеж Родительный падеж В ЧЁМ? ВО ЧТО? Предложный падеж Винительный падеж

Cлайд 10

Употребление предлогов в речи Родительский отпуск… Каникулы вскоре… Поедем семьёй всей На Чёрное море. Не хочется в отпуск Нам дома сидеть. Мечтаем во Францию Мы полететь. Но кто-то другой Сейчас там отдыхает, Ведь НАС очень много, И ВИЗ не хватает.

Cлайд 11

Полюс, экватор, тропики, опушка, лес, нос, лодка, кухня, комната, премьера, театр, Забайкалье, Байкал, Урал, Зауралье, балет, Карпаты, Закарпатье, университет, кафедра.

Cлайд 12

Товарищи! Оплатите за проезд! Товарищи! Уплатите проезд! за Товарищи! Оплатите проезд! Товарищи! Уплатите за проезд!

Cлайд 13

указать путь указать на ошибки Указать (переходный) (что ?) путь (В.п. без предлога) Указать (непереходный) (на что ?) на ошибки (В.п. с предлогом)

Cлайд 14

Прятать (что?), прятать (где?). Раскинуть (что?), раскинуть (на чём?). Отпилить (что?), отпилить (от чего?). Положить (что?), положить (на что?). Принести (что?), принести (для кого?).

Cлайд 15

быть старт участвовать участвовать в старте Но ! быть на старте присутствовать митинг участвовать участвовать в митинге Но ! присутствовать на митинге обсудить заседание участвовать участвовать в заседании Но ! обсудить на заседании интересоваться математика проявлять интерес интересоваться математикой Но ! проявлять интерес к математике рассказать проект коснуться рассказать о проекте Но ! коснуться проекта любовь Родина преданность любовь к Родине Но ! преданность Родине отзыв книга рецензия отзыв о книге Но ! рецензия на книгу

Cлайд 16

3. Некоторые глаголы-синонимы требуют разных предлогов и разных падежей, сочетаясь с одним и тем же словом: говорить (о чём?) – коснуться (чего?). 1. Некоторые синонимичные предлоги, например в – на, с – из, не допускают вариантов падежных сочетаний: приехать в Москву, но приехать на Кубань. 2. Некоторые глаголы употребляются как в переходном, так и в непереходном значении: указать (что?) – указать (на что?).

Cлайд 17

Страница 112, упражнение 258.

Cлайд 18

Источник: https://bigslide.ru/russkiy-yazik/14958-predlog-kak-chast-rechi-upotreblenie-v-rechi-nepro.html

Предлоги, которые все время употребляют неправильно

Почему вы правы, когда недовольны, услышав-прочитав чье-то «Я с магазина вернулась», «За этот фильм ничего не могу сказать, я его не видел»? Разбираем трудные случаи употребления простых предлогов, взяв на заметку советы портала «Грамота.ру».

К врачу или ко врачу?

  • Несмотря на две подряд согласные в слове «врач», правильно писать и говорить «к врачу». Предлог «ко» требуется лишь в ряде случаев:
  • – перед словами «лев», «лед», «лен», «лоб», «ложь», «мох», «ров», «рожь», «рот», «весь», «всякий», «всяческий», «вторник», «второй», «многое» в дательном падеже: ко лбу, ко льву, ко всякому празднику;
  • – перед словом «мне»: приходи ко мне;
  • – перед словами «вчерашний», «шов» можно использовать и предлог «к», и предлог «ко»: обратимся к/ко вчерашним новостям.

НО! В некоторых случаях (в художественной литературе, в публицистике) для придания речи пафоса и торжественности возможна замена предлога «к» на «ко»: ко вселенской трагедии.

Про книгу или о книге?

Оба варианта возможны, но предлог «про» – примета разговорного стиля, непринужденной речи, тогда как словосочетание с «о» стилистически нейтрально и безупречно грамотно.

В украине или на украине?

Это один из самых популярных вопросов специалистам портала «Грамота.ру». Их ответ: литературная норма современного русского языка – «на Украине», «с Украины». И никакой политики, только традиции великого и могучего, которые складывались веками.

Употребление предлогов в речи

Контроль ЗА или контроль НАД?

Оба предлога могут быть использованы в паре с существительными, которые образованы от глаголов: контроль за / над расходованием прибыли.

Тонкости: если существительное обозначает действие, процесс или признак, лучше выбрать предлог «за» (контроль за самостоятельной работой учеников, контроль за исполнением приказа директора).

А если это отвлеченное понятие или одушевленный объект, чаша весов склоняется в пользу «над» (контроль над стажерами, контроль над бизнесом).

Тревожиться ЗА или тревожиться О?

Не нужно тревожиться за собственную грамотность или плохо думать о ней же: оба варианта имеют право на существование. Прежде, впрочем, конструкция «тревожиться о чем-либо, ком-либо» считалась разговорной.

О всех, об всех или обо всех?

Правильный ответ: обо всех. Когда же нужны предлоги «о», «об» и обо»?

  1. – в винительном падеже перед словами, которые начинаются с согласных (кроме слов «всё», «всю», «все», «всех», «что»), пишем-произносим предлоги «о»/«об»: ударился о/об воду;
  2. – в винительном падеже перед словами, которые начинаются с гласных, нужен предлог «об»: об университете, об абрикосовом варенье;
  3. – в винительном падеже перед словами «все», «всё», «всех», «всю», «что», «что-либо», «что-нибудь», «что-то» ставим предлог «обо»: запнулся обо что-то в темноте;
  4. – в предложном падеже перед словами, которые начинаются с согласных (кроме слов «мне», «всём», «всей», «всех»), требуется предлог «о»: спел о любви;
  5. – в предложном падеже перед словами, которые начинаются с гласных, употребляется предлог «об»: напомнила об отпуске;
  6. – в предложном падеже перед словами «мне», «всём», «всей», «всех» нужен предлог «обо»: догадался обо всех ее уловках.

НО! Словам с «е», «ё», «ю», «я» в начале (падеж уже не важен) подходит только предлог «о», так как они не в написании, но в произношении «стартуют» с согласного звука «й»: елка = йолка, поэтому о елке, о яблоках, о юристе.

Употребление предлогов в речи

За книгу или о книге?

Какая фраза кажется вам более благозвучной: «Скажу за новую книгу: интересная» или «Скажу о новой книге: интересная»? Вы правы: употребление предлога «за» вместо предлога «о» неверно.

Он Из магазина или он С магазина?

Запомним пары предлогов, дополняющих друг друга как инь и ян: предлог «из» – напарник «в», а предлог «с» – друг «на». То есть если кто-то ушел в магазин, то и вернется из магазина, а никак не с него. А если кто-то родом с Урала, то и навестить родителей отправится на Урал (сравните: «я из Сибири», но «еду в Сибирь»).

Читайте также:  "помаленьку" правильно пишется слитно или с дефисом?

С вчерашнего дня или со вчерашнего дня?

  • В этом примере оба варианта равноправны. А вообще предлог «со» вместо «с» необходим:
  • – перед словами, которые начинаются с «с/з/ш/ж + согласный» или с согласного «щ»: со шхуны, со щедростью;
  • – перед словами «лев», «лед», «лен», «лоб», «мох», «ров», «рот» в родительном и творительном падежах: со лба, со льдом;
  • – со словами «мной», «мною»;
  • – перед падежными формами слов «вошь», «весь», «всякий», «всяческий», «вторник», «второй», «многое»: со вторника, со всеми;
  • – в устойчивых сочетаниях: со вкусом, со вниманием, со временем, со двора, со дня на день, со дна.

Между деревьев или между деревьями?

Филологи знают: сказать «между чем?» и «между чего?» не ошибка. Но второй вариант (между деревьев, между столов, между книг) считается устаревающим.

У нас самих или у нас у самих?

Повторять предлог в подобных выражениях не нужно, это черта просторечия.

В вселенной или во вселенной?

Перед словами, которые начинаются с «в/ф + согласный» (во всероссийском конкурсе, необходимость во фторировании воды), нужно писать и произносить предлог «во». Иначе, особенно в устной речи, легко споткнуться на невыговариваемом скоплении согласных звуков.

По 20 мая или до 20 мая?

Итак, вам нужно обозначить себе или кому-то еще временной промежуток и указать дату его окончания. Принято считать, что в дате с предлогом «до» границей служит предыдущий день: например, до 20 мая – это 19 мая как последний срок.

А если указано «по 20 мая», то завершить задачу можно и 20-го числа. Но лингвисты подчеркивают: конструкции с тем и другим предлогом не определяют достоверно, входит ли контрольная дата в завершаемый ею период.

И советуют добавлять наречие «включительно»: с 10 до 20 мая включительно, с 10 по 20 мая включительно.

К понедельнику или в понедельник?

И снова тонкости смысла. «К понедельнику» означает, что нужно сделать что-то в воскресенье, до начала следующего дня. «В понедельник» – значит, дело можно сделать в течение этого дня.

Заявление Петровой или заявление ОТ Петровой?

Оба варианта при написании документа равнозначны: использовать предлог или нет – выбор за вами.

Употребление предлогов в речи

Иллюстрации: Госия Херба

Источник: https://sunmag.me/stil-zhizni/16-05-2017-predlogi-kotorye-vse-vremya-upotreblyayut-nepravilno.html

Употребление предлогов в речи

Употребление предлогов в речи

  • Пояснительная записка
  • Сейчас, когда в педагогике большое внимание уделяется личности ребёнка, задача учителя предоставить ему возможность саморазвития, способствовать формированию высококультурной, интеллектуальной, способной действовать в системе динамичных общественных отношений личности школьника, развитию у учащихся умений слушать друг друга, излагать свои мысли, критически оценивать свои ответы и ответы своих товарищей, работать в коллективе, создавать условия для обучения постановке целей и достижению их.
  • Тема представленного урока «Употребление предлогов в речи» включает в себя 5 подтем, мало связанных между собой, однотипных в содержательном плане:
  • «Употребление синонимичных предлогов с — из»;
  • «Многозначный предлог по»;
  • «Стилистические синонимичные предлоги из-за, ввиду, по причине»;
  • «Нормы управления при предлогах благодаря, согласно, вопреки»;
  • Нормы управления в предложно-падежных конструкциях с простыми непроизводными предлогами».

Тип урока — усвоение нового материала.

На этапе мотивации применяется проблемно-практический метод формирования интереса к изучаемому материалу, наглядно показывающий важность темы урока как в общекультурном плане, так и в практическом — вопрос сформулирован на ЕГЭ по предмету.

Исходя из задачи организовать урок на коммуникативно-деятельностной основе, была выбрана ведущая форма организации урока — групповая работа с использованием техники мозаика», которая даёт возможность учащимся проявить себя в группах сменного состава, поддержать их активность и самостоятельность в ходе выполнения заданий.

В группе № 1 — детальное прорабатывание одного эпизода темы, составление опорной схемы в тетради, подготовка эпизода к афишированию. В группе № 2 — представление эпизодов темы группе нового состава, составление целостного представления о границах темы, составление опорных схем по всем эпизодам темы.

Обращение к работе в группах, перемещение по классу в течение урока решают проблемы создания условий для здоровьесбережения.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕМА УРОКА Употребление предлогов в речи (7 класс)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ Создать условия для отработки навыков употребления синонимичных предлогов в — на, из — с, построения конструкций с многозначным предлогом по, словосочетаний с предлогами благодаря, согласно, вопреки, наблюдения за стилистическими различиями в употреблении предлогов из-за, по причине, вследствие; содействовать развитию грамматически правильной речи; способствовать воспитанию культуры речи, развитию интереса к русскому языку.
ТИП УРОКА Усвоение новых знаний.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные базовый уровень — знают о многозначных о однозначных предлогах, в том числе и о значении предлога по и нормах построения предложно-падежных сочетаний с этим предлогом в разных его значениях, о нормах управления в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки, владеют приёмами, помогающими правильно употреблять синонимичные предлоги в — на, из — с; понимают стилистические различия в употреблении предлогов из-за, по причине, вследствие; продуктивный уровень — умеют редактировать предложения и словосочетания с предлогами
Личностные понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу
Метапредметные (универсальные учебные действия)
  • познавательные — общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; учатся структурировать знания; логические: совершенствуют мыслительные операции; анализируют речевые высказывания на лингвистическую тему на основании выработанных критериев;
  • регулятивные — формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
  • коммуникативные — умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе; слушать друг друга
Основное содержание темы, понятия и термины Предлог как служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в словосочетании. Употребление предлогов с существительными, местоимениями, числительными
Образовательные ресурсы
  1. Учебник «Русский язык. 7 класс» М. Т. Баранова и др.
  2. Рабочие листы для групповой работы.
  3. Жетоны для деления на группы.
  4. Кроссворд «Предлог»
Оборудование Компьютер, организация столов для групповой работы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения
1. Актуа-лизация знаний Форма — фронтальная; метод — беседа Постановка во-просов, направ-ленных на фор-мирование реф-лексорно-оце-ночных умений по изучаемой теме. Вопросы: что такое пред-лог, для чего он служит, что мы уже знаем о предлоге? Отвечают на во-просы, , осущест-вляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изуча-емой теме. Строят речевое высказывание, осуществляют рефлексорно-оценочные умения. Индивидуальная: знание определения предлога, его особенностей как служебной части речи
2. Моти-вационная и целевая установка на урок Форма — инди-видуальная; метод — проб-лемно-практи-ческий Постановка уче-бной задачи, на-правленной на объективацию противоречий между знанием и незнанием в рамках изучае-мой темы. Фор-мулирует зада-ние, основыва-ясь на демон-страционном варианте ЕГЭ: указать предло-жение с грамма-тической ошиб-кой (нарушени-ем синтаксичес-кой нормы) Выполняют задание, испытывают затруднения, осознают, что знаний для выполнения задания недостаточно. Анализируя задание, строят речевое высказывание Индивидуальная: использование метода наблюдения для выполнения задания
Форма — фронтальная; метод — беседа
  1. Постановка во-просов, направ-ленных на фор-мирование ре-гулятивных действий:
  2. -Какие вопросы грамматики, связанные с предлогами, проверяются в данном задании?
  3. -Учитывая важность данной темы, аспекты темы, которые предложены в заданиях ЕГЭ, определите тему и цель работы на уроке.

— Как достичь эту цель? Об-судим ход рабо-ты на уроке. Предлагаю пой-ти эмпириче-ским, т.е. осно-ванным на опы-те путём:

  • 1) выявление уровня владе-ния данной язы-ковой нормой через выполне-ние упражне-ния;
  • 2) осуществле-ние самопрове-рки упражне-ния;
  • 3) формулиро-вание законно-мерности упо-требления пред-лога в речи на основании про-деланной рабо-ты;
  • 4) сверка гипотез по справочным материалам.
  1. Осуществляют анализ выполняя-емого упражне-ния: при употре-блении предлогов возникает ряд со-мнений, связан-ных со значением предлогов, с их стилистической окраской, с необ-ходимостью в ну-жной форме упо-требить сущест-вительное с пред-логом.
  2. Исходя из темы упражнения, оп-ределяют учебные задачи урока, те-му — «Употре-бление предлогов в речи», цель — на-учиться пра-вильно употре-блять предлоги в речи.
  3. Внимательно слушают, какие задания и упражнения помогут решить поставленные задачи
Строят речевое высказывание при коммен-тировании трудностей, возникших по ходу выполнения задания. Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока. Индивидуальная: знание, что предлог требует определённого падежа от зависимого слова в словосочетании. Индивидуальная: использование метода прогно-зирования для выполнения задания.
3. Форми-рование новых знаний Форма — групповая; метод — практический Формулирует задания для групповой ра-боты в технике «мозаика» для первого этапа освоения темы: в соответствии с выработанным планом, выпол-нить упражне-ние, предложен-ное группе, на рабочем листе; составить в ра-бочих тетрадях опорную схему по осваиваемой теме Выделяют труд-ности в употре-блении предлогов (один из аспектов темы), предлага-ют свои варианты построения сло-восочетаний с предлогами, про-веряют себя по справочным мате-риалам, состав-ляют опорную схему по обсуждаемому вопросу Анализируют задания; удер-живают в памяти усло-вие учебных задач; осуще-ствляют поиск средств их до-стижения; ана-лизируют объект с целью выявления его признаков (существен-ных и несу-щественных) для составле-ния схемы Групповая: выполнение учебных действий в соответствии с планом
Форма — коллективная; метод — практический
  • Предлагает со-здать группы нового состава с таким расчетом, чтобы в новой группе собра-лись ученики, освоившие каж-дый свою тему.
  • ФИЗМИНУТКА
  • Свободное пе-ремещение уче-ников между рабочими сто-лами групп, оп-ределение но-вого рабочего места
Пересаживаются в группы нового состава Осознают задание и выполняют действия чётко и согласованно, следуя инструкции учителя. Коллективная: действие в соответствии с целью, организация своего рабочего места
Форма — групповая; методы — ил-люстративно-объяснитель-ный, практи-ческий Определяет дальнейшее содержание работы в группах нового состава: предла-гает каждому участнику группы выступить в роли учителя и рассказать о своей теме. Задача рассказ-чика — показать всем остальным участникам группы возможные трудности упо-требления пред-логов в речи. Для представления материала целе-сообразно ис-пользовать схе-му, выработан-ную ранее. Предлагает осуществить взаимооценку выполненного задания через ин-дивидуаль-ное выполнение «Листа оцен-ки». Совместно с учениками обсуждает кри-терии оценива-ния: все ли по-зиции будем оценивать сей-час? Какие кри-терии может оценить непод-готовленный по теме ученик? При заполнении шапки «Листа оценки» послед-ние два столбца — это сумма бал-лов и рейтинг, который позво-лит выявить лучшего в группе Заполняют шапку «Листа оценки», внимательно слу-шают выступле-ния товарищей в группах, оценива-ют рассказы по выработанным критериям. В ра-бочую тетрадь пе-реносят схемы по каждому вопросу в рамках темы «Употребление предлогов». Ком-ментируют итоги оценивания вы-ступлений; дела-ют выводы, обра-щая внимание на затруднения, при-чины затрудне-ний, меры по пре-одолению трудностей. Строят речевые высказывания о разных аспек-тах учебной темы «Употре-бление предло-гов». Осущест-вляют рефлек-сорно-оценоч-ные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само- и вза-имоконтроль Групповая: адекватное использование речевых и символьных средств для представления результатов
4. Закре-пление изучен-ного материала Форма — коллективная; метод — практический
Читайте также:  "невозможно" или "не возможно", как правильно пишется?

Источник: https://multiurok.ru/files/upotreblenie-predlogov-v-rechi.html

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку

Предлоги — это служебная часть речи, выражающая зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. Например, считать до семи, выйти из класса, бежать за зайцем и т.д. Служат для выражения различных смысловых отношений между словами в предложении…

Термин «предлог» буквально значит «перед словом». Предлоги обычно стоят перед словом, с которым они сочетаются.

  • Есть четыре предлога, которые могут находится  перед словами, с которыми они сочетаются,  и после них : ради скуки  — скуки ради; идти навстречу друзьям — вперед, заре навстречу; вопреки ожиданиям — рассудку вопреки; наперекор стихиям — судьбе наперекор.
  • По частотности употребления занимает четвертое место после существительных, глаголов и местоимений.
  • Общее грамматическое значение предлогов — обозначение подчинительной связи между знаменательными словами.

Предлог не имеет самостоятельного значения. Под значением предлога понимают грамматические отношения, которые он выражает в сочетании с косвенным падежом существительного.  См. Типы предлогов  по значению.

Предлоги (так же как и окончания знаменательных слов) служат для связи слов. Например, бежать за зайцем  подчинение существительного выражается не только предлогом, но и окончанием существительного.

Употребление предлогов с падежами:

  • чаще всего с одним падежом(Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом.):
    • с родительным: без, вокруг, для, до, из, от, у и др.
    • с дательным: к,  предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу употребляются только с дат.п. (напр.,согласно уговору, вопреки предсказанию),  и др.
    • с винительным: про, сквозь, через, несмотря на и др.
    • с творительным: между, над, перед;
    • с предложным: о, при.
  • с двумя падежами:
    • в, на — с винительным и предложным
    • за, под — с винительным и творительным
  • с тремя падежами:
    • с,  по — с родительным, винительным и творительным
    • С именительным падежом предлоги не употребляются.

По предлогу можно определить падеж имени, что важно для правильного написания безударных окончаний : у дерева (род.п.), от города (род.п.), без ошибок (род.п.); к дереву (дат.п.), к городу (дат.п.).

Специфических морфологических и морфемных признаков у предлогов нет. См. Морфологический разбор предлога.
Предлоги не изменяются— морфологический признак предлога.

Синтаксические функции:

Предлоги, как все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного).  Поэтому предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения.

Предлоги не являются членами предложения, но входят в их состав.
Пр.  Однажды  в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел.  (Н.Некрасов)
Сочетание в зимнюю пору связано со сказуемым вышел и отвечает на вопрос когда?.

Сочетание из лесу также связано со сказуемым и отвечает на вопрос откуда? Предлоги в, из входят в состав обстоятельств места.

  1. Предлоги — синонимы: при (школе) — у (школы) — около (школы); из-за (болезни) — по причине (болезни) и др.
  2.  Предлоги — антонимы:  в  (школу) — из (школы),  до (уроков) — после (уроков), над — под.
  3. Наверх
    Список использованной литературы.
  • Справочник школьника под ред. В.Славкина, «Слово», 1994
  • Бабайцева В.В. Русский язык. Теорияю 5-9 кл., М.:Дрофа,2208, —  414 с.
  • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам.ЕГЭ. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.

Источник: http://tutrus.com/morpholog/predlogi

« Правильное употребление предлогов в речи у детей с ОНР»

В логопедии термином онтогенез речи обозначается период становления речи человека от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.

Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).

Однако у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

  • Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.
  • Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
  • НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)
  • В – это означает внутри чего-то (в столе)
  • ПОД – внизу под чем-то (под столом)
  • НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
  • ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)
  • ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)
  • ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия).

То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы.

После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях.

Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога.

При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления» картинок:

  1. * Чайка летит над водой.
  2. * Белка сидит в дупле.
  3. * Птица сидит на ветке.
  4. * Мяч лежит под книгой.
  5. * Дети играют около дома.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т.д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

В ходе следующих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться).

Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т.д.» Примерно также отрабатываются и остальные предлоги.

Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).

Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т.п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.

  • Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог:
  • * Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.
  • * Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.
  • * Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.
  • * Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки.
Читайте также:  Какая часть речи слово "название"?

В ходе упражнений снова обращается внимание на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания (под столом, под сосной, под солнцем, под дверью и т.д.)

Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку надо задавать вопросы: «Где лежит мяч? Где кукла?» и др.

Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:

  1. * Чай можно пить с конфетами
  2. * С пирожными
  3. * С сахаром
  4. * С мёдом
  5. * С тортом
  6. * С лимоном
  7. * С вафлями
  8. * С вареньем

Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд?» (с маслом, с сыром, с колбасой и т.д.). «Из чего делают игрушки?» (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т.д.)

Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры.

1. Игра «Что мы делали, не скажем…» Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям. Например: Мама вышла за дверь. Папа положил газету на стол. Бабушка налила чай в чашку. И т.д.

2. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.) Поставь книгу на полку.

Куда поставил книгу? Где она стоит? Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит? Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка? Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит? Положи яблоко перед куклой.

Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?

3.Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ). Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки. Девочка налила воду в кувшин. — … Мама положила яблоки на стол. — … Ваня поставил лампу на тумбочку. — … Машина подъехала к магазину.

— …

4. Игра «Исправь ошибки Незнайки» (закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ).Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки: Я перепрыгнул по лужу. — Я перепрыгнул через лужу. Машина едет через дороге. — Машина едет по дороге. Кот перепрыгнул по кресло. — Кот перепрыгнул через кресло.

Дети перепрыгнули по ручей. — Дети перепрыгнули через ручей.

Желаем Вам успехов в обучении детей правильному употреблению предлогов!

Источник: https://nsportal.ru/user/701699/page/pravilnoe-upotreblenie-predlogov-v-rechi-u-detey-s-onr

Ответы на вопрос "12.Особенности употребления в речи некоторых предлогов" — Конспектов.Нет

 Значительная часть предлогов принадлежит к стилистически нейтральной лексике: в, на, за, между, о, перед, по и мн. др. Некоторые предлоги имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжных стилях речи, например: вопреки, согласно, по мере, в отношении, применительно к, в лице, помимо, в связи и нек. др.

Ряд предлогов управляет не одним, а разными падежами существительных (см.

выше); эти предложно-падежные сочетания могут различаться как по значению, так и по стилистическим свойствам, а также по употребительности: одни сочетания характерны для современного языка, а другие являются устаревшими. Встречаются в речи и неправильные, с точки зрения литературной нормы, способы соединения предлога с существительным.

Приведём примеры, иллюстрирующие все перечисленные случаи.

При глаголах «чувства»: тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.

– предлог поупотребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать породному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения при указанных глаголах ставятся в предложном падеже, например: тужит по нем (возможно и по нему), плачет по вас, горюет по нас и т. д. Иногда встречается употребление в предл. падеже не только местоимений, но и существительных, например: тужит по сыне, плачет по отце, скучает по Михайловском и т. п. Такое употребление существительных считается или устарелым, или диалектным. Совершенно ошибочным является употребление после отмеченных глаголов 

предлога за с творительным падежом, например: Он скучает за вами; она тоскует за тобой.

В современном языке всё шире развивается употребление после указанных глаголов «чувства» предлога о с предложным падежом: тужит о сыне, тоскует о муже, скучает о брате и т. п.

После глаголов сдвиження» (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.

) предлог поупотребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), двигался по рельсам, взбирался по лестнице (по лестницам), бродил по полю (по полям) и т п.

Предлог по с предложным падежом употребляется в книжной речи со значением «после чего-нибудь», например: поистечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город. Раньше наряду е предложным падежом употреблялся дательный падеж, например: Я уже писал царю тотчас по окончанию следствия. (П.) По короткому совещанию решили… (Г.) Теперь употребление дательного падежа в подобных сочетаниях считается ошибочным.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток пропадал из дома. (Допустим также вин. пад.: по сколько, по несколько).

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., .

употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей): 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, пять,… 

десять…. двадцать, …сорок, …пятьдесят, …девяносто, сто (выдали по одному, по пяти, по сорока, по пятидесяти, …

): в современном языке получают всё большее распространение сочетания с винительным падежом: по пять, по десятьпо пятьдесят,которые до недавнего времени оценивались как просторечные; 3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот, по семисот и т. д., по полтора, по полторы).

В последнее время предлог по активно употребляется вместо других предлогов, а также используется в конструкциях, которые раньше были беспредложными, например: программа по литературе (вместо программа литературы), лекция по истории (вместо лекция об истории), совещание по животноводству, соревнования по плаванию, мастер по ремонту (сравните: совещание о животноводстве, соревнования в плавании, мастер ремонта) и т. п.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.

Предлог благодаря по происхождению является деепричастием. Сравните: 1) Благодаря отца, мы стали с ним прощаться (деепричастие); 2) Благодаря обильным весенним дождям яровые хлеба были превосходные (предлог).

Деепричастие благодаря употребляется с винительным падежом; лексическое значение деепричастия обусловливает преимущественное сочетание его с существительными одушевлёнными, винительный падеж которых совпадает по форме с родительным (благодаря брата, благодаря учителя за помощь и т

п.). Влиянием форм винительного одушевлённого, очевидно, и объясняется употребление после предлога благодаря существительных в родительном падеже, например: «благодаря совета», «благодаря весенних дождей» и т. п. Такое употребление является неправильным.

Лексическое же значение предлога благодаря обусловливает сочетание его с существительными, имеющими «положительное» значение, обозначающими нечто такое, чему можно принести благодарность, например: благодаря вашему совету…, благодаря солнечной погоде… и т. п. Поэтому сочетания вроде Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника следует считать неудачными.

Предлог согласно по происхождению является наречием.

Раньше он употреблялся в сочетании с первообразным предлогом с; при этом сочетании существительное ставилось в творительном падеже, например: Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.

) Это сочетание считается вполне литературным и в современном языке, но встречается оно редко.

Вместо него чаще употребляется предлог согласно с дательным падежом, например: Согласновашему приказанию рота на смотр построена. Обороты с предлогом согласно более свойственны речи деловой, в которой иногда при предлоге согласно встречается родительный падеж (согласно вашего приказания), что противоречит литературной норме.

При предлоге вопреки, который по происхождению является наречным, в литературной речи тоже употребляется дательный падеж, например: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) (Сравните дательный падеж при глаголе перечить.) В живой речи иногда встречается ошибочное употребление родительного падежа.

С дательным падежом употребляются ещё три наречных предлога:навстречу, подобно, наперекор, например: I) Ябросилсянавстречу брату. 2) Подобно грохотанью дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных.

 В употреблении дательного падежа с предлогами навстречу иподобноошибки встречаются редко, чаще ошибочно употребляют родительный падеж при предлогенаперекор: это, очевидно, объясняется влиянием синонимичного предлогапротив, который сочетается с родительным падежом (наперекор желанию, но против желания).

Источник: http://www.konspektov.net/question/2149002

Ссылка на основную публикацию