Какая часть речи слово «название»?

На уроке мы рассмотрим понятия «части речи», «морфология», научимся ставить вопросы к словам для определения частей речи, узнаем о свойствах частей речи, выполним много интересных заданий.

Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов. Слова объединяются в большие группы.

Мы уже умеем определять группы слов, которые имеют общее значение и отвечают на одинаковые вопросы. Это группы слов, которые обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов.

Вспомним, на какие вопросы отвечают слова из каждой группы:

Первая группа – слова, обозначающие предметы, отвечают на вопросы Кто? Что?

Вторая группа – слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Третья группа слов – это слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
Кто? Какой? Что делать?
Что? Какая? Что сделать?
Какое?
Какие?

В русском языке группы слов, имеющие общее значение, общие признаки и отвечающие на одинаковые вопросы получили название части речи.

Морфология

  • Частями речи и их особенностями занимается наука морфология.
  • Слово морфология происходит от двух греческих слов: морфо – форма, логос – наука.
  • Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы.
  • Сколько частей речи, как они называются и какими свойствами обладают, мы узнаем на других уроках.

Свойства частей речи

  1. А пока на практике научимся правильно ставить вопросы и распределять слова в группы.
  2. Распределим слова в группы: слова, обозначающие предмет; признак предмета; действие предмета.
  3. Зелень, звонить, светлеть, зелёный, звон, свет, звонкий, зеленеть, светлый.
  4. Проверим правильность выполнения задания:

Что? Зелень – обозначает предмет.

Что делать? Звонить – обозначает действие.

Что делать? Светлеть – действие.

Какой? Зелёный – признак предмета.

Что? Звон – предмет.

Что? Свет – предмет.

Какой? Звонкий – признак.

Что делать? Зеленеть – действие.

Что делать? Светлеть – действие.

ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
Зелень Зелёный Зеленеть
Звон Звонкий Звонить
Свет Светлый Светлеть
  • Составим цепочку слов по образцу:
  • Цветок – цветочный – цвести.
  • Ночь –
  • Смех –
  • Рыба –
  • Холод –
  • Корм –
  • Проверим, что получилось:

Ночь – какой? – Ночной – что делать? – Ночевать.

Смех – какой? – Смешной – что делать? – Смешить.

Рыба – какой? – Рыбный – что делать? – Рыбачить.

Холод – какой? – Холодный – что делать? – Холодить.

Корм – какой? – Кормовой – что делать? – Кормить.

Каждая часть речи имеет общее значение, одинаковые вопросы, а также общие признаки. Понаблюдаем за общими признаками слов каждой группы.

Рассмотрим картинки.

Один или много предметов обозначают слова?

Яблоко – один предмет. Яблоки – много предметов.

Цветок – один предмет. Цветы – много предметов.

  1. Это общее свойство – обозначать один или много предметов.
  2. Одушевлённые или неодушевлённые предметы?
  3. Кто? Воробей – одушевлённый предмет
  4. Что? Книга – неодушевлённый предмет
  5. Что? Солнце – неодушевлённый предмет

Кто? Девочка – одушевлённый предмет.

Кто? Кошка – одушевлённый предмет.

Что? Юла – неодушевлённый предмет.

  • Делаем вывод: у слов, обозначающих предметы, есть общие признаки – они могут обозначать один или несколько предметов, называть одушевлённый и неодушевлённый предмет.
  • Определим, признак принадлежит одному или нескольким предметам.
  • Зелёный (лист), цветные (карандаши).
Какая часть речи слово Какая часть речи слово
Рис. 11. Зелёный лист Рис. 12. Цветные карандаши

Лист– какой? – Зеленый – признак принадлежит одному предмету.

Карандаши – какие? – Цветные – признак принадлежит нескольким предметам.

Делаем вывод: признак может принадлежать одному или нескольким предметам.

Рассмотрим картинки и определим, когда происходит действие: в настоящий момент, уже произошло или произойдёт?

Что делают? Читают. Действие происходит в настоящий момент.

Что сделал? Поймал. Действие уже произошло.

Что сделает? Прыгнет. Действие ещё произойдёт.

Делаем вывод: у группы слов, которая обозначает действие предмета, есть общий признак: они указывают, в какой момент происходит действие.

Задания для закрепления

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Отгадаем загадки. Назовём слова-названия предметов; слова, обозначающие признак предмета; слова, обозначающие действие предмета.

  1. Гудит, а не мотор,
  2. Летит, а не птица,
  3. Жалит, а не змея.

Какая часть речи слово

Рис. 16. Пчела

Ответ: пчела.

Названия предметов:

Что? Мотор.

Кто? Птица.

Кто? Змея.

Кто? Пчела.

Действия предметов:

Что делает? Гудит.

Что делает? Летит.

Что делает? Жалит.

  • Следующая загадка.
  • Летит чёрная орлица,
  • Крылья распластала,
  • Солнце красное застлала.

Какая часть речи слово

Рис. 17. Туча (Источник)

Ответ: туча.

Названия предметов:

Кто? Орлица.

Что? Крылья.

Что? Солнце.

Признак предмета:

Орлица какая? Чёрная.

Солнце какое? Красное.

Действие предмета:

Орлица что делает? Летит.

Орлица что сделала? Распластала и застлала.

  1. В каждом ряду определите лишнюю часть речи:
  2. 1 Зима, стол, зимний, лес.
  3. 2 Рисовать, рисунок, сидеть, петь.
  4. 3 Дорогой, маленький, красный, мяч.
  5. Проверим, что получилось:

1 Что? Зима Что? Стол Какой? Зимний Что? Лес.

Лишнее слово – зимний. Это слово обозначает признак предмета, все остальные – предмет.

2 Что делать? Рисовать Что? Рисунок Что делать? Сидеть Что делать? Петь.

Лишнее слово – рисунок, это слово обозначает предмет, остальные слова обозначают действие предмета.

3 Какой? Дорогой Какой? Маленький Какой? Красный Что? Мяч.

Лишнее слово – мяч. Это название предмета, остальные слова обозначают признак предмета.

На этом уроке мы узнали, что части речи – это группы слов, которые имеют общее значение, общие признаки и отвечают на одинаковые вопросы.

Это интересно

Иногда, чтобы определить, что обозначает слово, необходимо целое словосочетание или предложение. Давайте рассмотрим пример.

Большая печь.

Какая часть речи слово

Рис. 18. Печь (Источник)

Что? Печь – слово обозначает предмет.

Печь блины.

Какая часть речи слово

Рис. 19. Печь (Источник)

Что делать? Печь – слово обозначает действие предмета.

  • Определите, что обозначают выделенные слова:
  • Ребята разбили стекло.
  • Молоко стекло по краю стола.

Разбили что? Стекло – предмет.

Молоко что сделало? Стекло – действие предмета.

Моряки заделали течь.

Вода перестала течь.

Заделали что? Течь – предмет.

  1. Вода перестала что делать? Течь – действие предмета
  2. На следующем уроке мы узнаем, какая часть речи называется «имя существительное», что обозначает существительное, как определить род существительного.
  3. Список рекомендованной литературы
  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 93 С. 70, упр. 94 С.71.
  • Разделите слова из стихотворения на три колонки: предмет, признак предмета, действие предмета.

Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин)

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 5 предложений, описывающих картинку. Слова, называющие предмет, подчеркни одной чертой, слова, называющие признак предмета, – волнистой линией, слова, называющие действия, подчеркни двумя линиями.

Какая часть речи слово

Рис. 20. Красная Шапочка и Волк (Источник)

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/chasti-rechi/chto-takoe-chasti-rechi

Введение в морфологию. Части речи

ЗНАНИЯ

  • Части речи в русском языке (таблица с примерами):
  • Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
  • Классы слов с общим грамматическим значением предмета, признака, действия, признака действия – это части речи.

Какая часть речи слово

Еще выделяются междометия и звукоподражательные слова.

Название Вопрос Грамматическое значение Примеры
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Имя существительное кто? что? и другие падежные вопросы Предмет стол, друг, любовь
Имяприлагательное какой? какая? какое? чей? Признак предмета красивый, стеклянный, грустный
Имячислительное сколько? который? и др. Количество или порядок предметов при счете пять, восемь, первый, второй
Местоимение кто? что? какой? который? сколько? чей? Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их ты, тот, кто, наш, какой, чей, другой
Глагол что делать? что сделать? Действие предмета, его состояние ехать, беспокоиться, рассмешить
Наречие как? куда? откуда? зачем? почему? и др. Признак действия или признак признака быстро (бежать), очень (полезный), издалека (прийти)
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Предлог Служит для связи слов в словосочетании и предложении в, на, за, без, после, кроме
Союз Служит для связи однородных членов и частей сложного предложения и, а, но, да, или, так, как, потому что
Частица Вносит в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение и др. не, ни, ли, вот, неужели, еще, даже
МЕСТОИМЕНИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Междометия Выражают чувства, но не называют их Ах! Ой! Ну, ура, увы, ха-ха
Звукоподража-тельные слова Воспроизводят звуки окружающего мира гав-гав, мяу, тик-так

Источник: http://uchilegko.info/russian/vvedenie-v-morfologiyu-chasti-rechi

Определить и указать части речи в предложении

Фонетический разбор слова Разбор слова по составу Подобрать однокоренные слова Проверить уникальность Подобрать синонимы к словам Проверить орфографию Распознать Поставить ударение в слове

Сервис позволяет автоматически разобрать предложение для определения и указания частей речи. 

Части речи русского языка

Части речи в русском языке – это классы, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами.

Каждая часть речи характеризуется общностью значения и характерным набором грамматических признаков. Выделяют самостоятельные (знаменательные) и служебные, а также существует междометие, которое относится к особой части речи.

Стоит определить, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Также важную роль играют вопросы, которые необходимо задавать к слову, чтобы определить часть речи.

Название части речи Вопросы Примеры Краткое описание
Имя существительное Кто? Что? Мальчик, дедушка, папа Книга, стул, дверь Слова этой части речи обозначают предмет, лицо, явление или понятие

Самостоятельные части речи

Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, а также имеют ряд грамматических признаков. Существительные изменяются по падежам и числам. Помимо этого, имеют категорию рода:

  • отец – мужской род;
  • мама – женский род;
  • дерево – средний род.

В зависимости от рода существительные относятся к одному из трёх типов склонения.

В предложении имена существительные обычно выступают в роли подлежащего и дополнения.

Название части речи Вопросы Примеры Краткое описание
Имя прилагательное Какой? Какая? Какое? Какие? При использовании притяжательного задается другой вопрос (чей? чья? чьи?) Белый, умная, светлое, глупые Обозначает признаки и свойства предметов. Делится на три разряда:

  • качественные (злой, легкий)
  • относительные (вечерний, стеклянный)
  • притяжательные (папин, бабушкин)

Имя прилагательное имеет родовую принадлежность, а также может менять форму в зависимости от числа и падежа:

  • старый дом;
  • новая жизнь;
  • грязное белье;
  • странные личности.

Прилагательные, которые описывают качество предмета имеют краткую форму и сравнительную степень:

  • умный – умён;
  • умнее, более умный, умнейший, самый умный.

При использовании суффиксов и окончаний всякое существительное можно преобразовать в прилагательное. К примеру, дерево – деревянный, дым – дымный, ветер – ветреный и так далее.

В предложении имя прилагательное берет на себя роль определения, а также сказуемого.

Название части речи Вопросы Примеры Краткое описание
Имя числительное Сколько? Который? Полтора, двадцать девятое, семнадцатый, три Обозначает количество или порядок при подсчете предметов. Выделяют три группы числительных:

  • количественные числительные (сколько?) семь, тысяча, сто тысяч, миллиард
  • собирательные числительные (сколько?) шестеро, семеро, двое
  • порядковые числительные (который?) одиннадцатый, второй, тридцать седьмой

Имя числительное может быть отнесено к простым и составным числительным:

  • простые числительные: восемь, три, четыре;
  • составные числительные: сто тридцать четыре, семьдесят пять, восемнадцать.
Название части речи Вопросы Примеры Краткое описание
Местоимение В зависимости от разряда существуют разные вопросы Я, она, оно, твой, никто Местоимение является той частью речи, которая указывает на лицо, но не обозначает его. В речи служит для сокращения подачи информации и разнообразия разговора.

Местоимение имеет различные виды разрядов:

  • личные: мы, ты, она, он, оно и так далее;
  • возвратное: себя;
  • притяжательные: наш, ваш, мой и так далее;
  • вопросительные: чей, каков, который, сколько и так далее;
  • отрицательные: ничей, никто, нечего, никакой и так далее;
  • неопределенные: кое-кто, кто-то, что-нибудь, некто, нечто и так далее;
  • определительные: каждый, любой, иной, другой, весь и так далее;
  • указательные: тот, этот, такой-то, столько-то, таков и так далее.

Личные местоимения выступают в предложении в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства.

Название части речи Вопросы Примеры Краткое описание
Глагол Что делать? Что сделать? Бежать, прибежать Сесть, присесть Указывает на действие или состояние предмета, рассматривая процесс

Глагол имеет ряд грамматических признаков:

  • категория вида;
  • залог;
  • наклонение;
  • время и лицо.
  • (что делать?) рисовать – (что сделать?) перерисовать;
  • пишешь, писал, будет писать, написал бы, напишите;
  • напишу, напишешь, напишите, напишут.

Каждая форма глагола имеет эти признаки, которые делают глагол самостоятельной частью речи.

К примеру, начальная форма (инфинитив глагола), не имеет ряд грамматических признаков залога, наклонения, времени, числа, рода, лица:

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе изменяют род. В предложении зачастую выполняет роль сказуемого.

Название части речи Вопросы Примеры Краткое описание
Причастие Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Стоявший, бежавший, нарисованный, падающий, растущий, выделяющийся, развивающийся Причастие соединяет в себе грамматические свойства глагола и имени прилагательного. Указывает на черты действия.

К постоянным грамматическим признакам причастия (признакам глагола) относят следующие понятие:

  • Тип (действительное/страдательное);
  • Вид (совершенный/несовершенный);
  • Время (настоящее/прошедшее).

К непостоянным признакам причастия (признакам прилагательных) относят следующие определения:

  • Форма (полная/краткая);
  • Число (единственное/множественное);
  • Род (мужской/женский/средний);
  • Падеж.

В предложении причастие несет роль определения и сочетается с именем существительным или именем прилагательным.

Название части речи Вопросы Примеры Краткое описание
Деепричастие Что делая? Что сделав? Прибежав, нарисовав, собираясь, анализируя, добиваясь Деепричастие выражает второстепенное действие, которое происходит наряду с первостепенным. Считается самостоятельной частью речи, но в некоторых пособиях имеет определение особой формы глагола

Деепричастие сочетает в себе функций глаголов и причастий:

  • Обозначает действие;
  • Указывает на признак действия (как оно совершается).

Деепричастие также комбинирует в себе свойства глаголов и наречий.

Свойства глагола:

  • Вид – совершенный (приняв, послав) или несовершенный (укладывая, отправляя);
  • Переходность (сжигая полено, гладя собаку) и непереходность (приседая вниз, передвигаясь по двору);
  • Возвратность (становясь, моясь) и невозвратность (радуя, удивляя).

Свойства наречия:

  • Неизменяемость (нельзя склонять или спрягать)
  • При использовании в словосочетаниях соседствует с личной формой глагола (она пишет, думая)

В предложении деепричастие занимает место обстоятельства, являясь второстепенным членом предложения.

Название части речи Вопросы Примеры Краткое описание
Наречие Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Сколько? Люто, смело, поспешно Наречие указывает на свойства действия, предмета

Существует два типа наречий:

  • знаменательные (медленно, быстро, спешно);
  • местоименные (зачем-то, когда-либо, где-либо).

Наречие является неизменяемой частью речи. Его нельзя склонять, спрягать. Оно также не имеет форм рода, числа, падежа.

В предложении занимает роль обстоятельства. Не имеет зависимых слов. Может примыкать к глаголам, именам прилагательным, существительным и другим наречиям.

Наречия, которые образованы от качественных имен прилагательных имеют сравнительную и превосходную степень сравнения (холодно – холоднее – холоднее всего)

Наречия часто путают со словами категории состояния. Но слова категории состояния независимы от других слов и выступают в роли сказуемого.

Название части речи Вопросы Примеры Краткое описание
Категория состояния Каково? Как? Пасмурно, больно, весело Обозначает состояние живых существ и окружающей природы или среды

Главными признаками этой части речи считаются:

  • неизменяемость;
  • употребляется в роли сказуемого в безличных предложениях.

Служебные части речи

К служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы.

Служебные слова нельзя изменять. Они не являются членам предложение.

Название части речи Примеры Краткое описание
Предлог В, у, спустя, из Указывает на зависимость имени существительного, прилагательного, числительного или местоимения от различных слов в предложении

Различают несколько видов предлогов:

  • отнаречные (мимо, внутри);
  • отыменные (путем, насчет);
  • отглагольные (исключая, спустя).
Название части речи Примеры Краткое описание
Союз И, зато, также, тоже Союз выступает соединяющим звеном между однородными членами и частями сложных предложений

Существуют две категорий союзов:

  • сочинительные (зато, только, либо)
  • подчинительные (несмотря на то что, точно, если)
Название части речи Примеры Краткое описание
Частица Именно, как раз, что за, то-то Выражает смысловые оттенки и образует формы слов

Различают следующие типы частиц: утвердительные, отрицательные, вопросительные, сравнительные, усилительные, указательные, уточняющие, восклицательные, выражающие сомнение.

Название части речи Примеры Краткое описание
Междометие Ах, ох, ух, ужас, беда Выражают чувства и эмоций, не называя их конкретно

Междометие не является служебной или самостоятельной частью речи.

Междометия бывают:

  • непроизводные (увы, фу, ух)
  • производные (батюшки, господи)

Источник: https://progaonline.com/part_speech

Ответы Mail.ru: Откуда произошли названия частей речи и какое у них значение?

Светлана Приймачева(Буханцова) Мастер (1669) 10 лет назад http://www.durov.com/linguistics2/shcherba-74d.htm- очень интересный материал..Существительное- часть речи, которая включает в себя название предметов и одущевленных существ. Еще древние люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепляли *substare — существовать. Прилагательное — обозначает, что признак, выражаемые корнем прилагательного имени, принадлежит другому предмету, обозначенному именем существительным.Весьма вероятно, что многие прилагательные произошли от существительных, служивших сначала приложением к дроугому существительному. Числительное — калька лат. numerale, обозначение количества или порядкового номера предмета. Как я уже писала в ответе прошлого задания, числа в древнерусском языке относились либо к существительным, либо к прилагательным, либо это было сочетание слов. Имя — общее название существительных, прилагательных, числительных, обьединенных грамматической категорией падежа и тем самым противопоставляемых как знаменательные части речи глаголу и наречию (местоимение, представлявшее в прошлом богатый класс указательных слов).Имя — греч. onoma. В древнерусском имя- имhти — иметь, считать, принимать за кого-либо, за что-либо или древнеинд yuyoti- дается чтобы отличать людей и животных друг от друга. О причастии Даль писал так: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Глагол — грамм. термин, калька, лат. «verbum»,ст.-слав. «глаголъ», «гологолить». Прилагательное — перевод с лат. «nomen adjectivum» — то, что прилагается, присоединяется к имени существительному. Существительное — перевод с лат. «substare» — существовать. Местоимение — др.-русск., ст.-слав. «место имене» — перевод лат. pronomen — вместо имени. Наречие — перевод лат. «adverbium», «ad-» при и «verbum» — слово, речь. Причастие — перевод лат. «participium», которое является переводом греч. слова в знач. «участвующий», «причастный». Причастие, как часть речи, по своим грамматическим признакам имеет особенности, т.е. сопричастно как имени, так и глагола. Числительное (нач. XVIII в.) — перевод лат. numerale (numerus) — число. Союз — др.-русск. «съвузъ» — «связь, узы», «съузъ», также «соузъ» — «путь, узы, общ-во», русск. слово заимств. из услав. Междометие — калька лат. «interjectio» («inter» — между, ср. интернациональный, «ject» — мет-, брос-, кид-, «-io» — -ие, ср. инъекция с in «в»). В «Российской грамматики» М. В. Ломоносова части речи характеризуются так: «Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названия деяний, 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение, 5) наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям, 7) союз для изображения взаимности наших понятий, 8) междометие для краткого изъявления движений духа.» Имя существительное впервые встречается в «Грамматике» М.Смотрицкого (1619). Считается, что это морфемная калька с лат. substancium. Это производное от глагола «substare» — быть в наличии, существовать. При образовании слова «существительное» используется старославянская основа «существовать» + суффикс.Таким образом,слова данной части речи называют существа, предметы, т.е. то, что существует, бытует, чему можно приписать какой-либо признак. Имя прилагательное — тоже впервые встречается в «Грамматике» М. Смотрицкого. Это буквальный перевод с лат. nomen adjectivum -имя прилагательное. Буквально обозначает что-то присодиняемое, прилагаемое. Происходит тоже от глагола «прилагать» + суффикс. Действительно, прилагательное присоединяется к существительному и обозначает его признак.

Глагол — обозначает действие, состояние как процесс. Встречается в руской речи с 16в. Является калькой греч. rema serbum — речь, слово, изречение. В этом названии отражено

Polosatii Мастер (1326) 10 лет назад Существительное- часть речи, которая включает в себя название предметов и одущевленных существ. Еще древние люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепляли *substare — существовать. Прилагательное — обозначает, что признак, выражаемые корнем прилагательного имени, принадлежит другому предмету, обозначенному именем существительным. Весьма вероятно, что многие прилагательные произошли от существительных, служивших сначала приложением к дроугому существительному. Числительное — калька лат. numerale, обозначение количества или порядкового номера предмета. Как я уже писала в ответе прошлого задания, числа в древнерусском языке относились либо к существительным, либо к прилагательным, либо это было сочетание слов. Имя — общее название существительных, прилагательных, числительных, обьединенных грамматической категорией падежа и тем самым противопоставляемых как знаменательные части речи глаголу и наречию (местоимение, представлявшее в прошлом богатый класс указательных слов). Имя — греч. onoma. В древнерусском имя- имhти — иметь, считать, принимать за кого-либо, за что-либо или древнеинд yuyoti- дается чтобы отличать людей и животных друг от друга. О причастии Даль писал так: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Глагол — грамм. термин, калька, лат. «verbum»,ст. -слав. «глаголъ», «гологолить». Прилагательное — перевод с лат. «nomen adjectivum» — то, что прилагается, присоединяется к имени существительному. Существительное — перевод с лат. «substare» — существовать. Местоимение — др. -русск. , ст. -слав. «место имене» — перевод лат. pronomen — вместо имени. Наречие — перевод лат. «adverbium», «ad-» при и «verbum» — слово, речь. Причастие — перевод лат. «participium», которое является переводом греч. слова в знач. «участвующий», «причастный». Причастие, как часть речи, по своим грамматическим признакам имеет особенности, т. е. сопричастно как имени, так и глагола. Числительное (нач. XVIII в. ) — перевод лат. numerale (numerus) — число. Союз — др. -русск. «съвузъ» — «связь, узы», «съузъ», также «соузъ» — «путь, узы, общ-во», русск. слово заимств. из услав. Междометие — калька лат. «interjectio» («inter» — между, ср. интернациональный, «ject» — мет-, брос-, кид-, «-io» — -ие, ср. инъекция с in «в»). В «Российской грамматики» М. В. Ломоносова части речи характеризуются так: «Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названия деяний, 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение, 5) наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям, 7) союз для изображения взаимности наших понятий, 8) междометие для краткого изъявления движений духа. » Имя существительное впервые встречается в «Грамматике» М. Смотрицкого (1619). Считается, что это морфемная калька с лат. substancium. Это производное от глагола «substare» — быть в наличии, существовать. При образовании слова «существительное» используется старославянская основа «существовать» + суффикс. Таким образом, слова данной части речи называют существа, предметы, т. е. то, что существует, бытует, чему можно приписать какой-либо признак. Имя прилагательное — тоже впервые встречается в «Грамматике» М. Смотрицкого. Это буквальный перевод с лат. nomen adjectivum -имя прилагательное. Буквально обозначает что-то присодиняемое, прилагаемое. Происходит тоже от глагола «прилагать» + суффикс. Действительно, прилагательное присоединяется к существительному и обозначает его признак.

Глагол — обозначает действие, состояние как процесс. Встречается в руской речи с 16в. Является калькой греч. rema serbum — речь, слово, изречение.

Марат Фазлыев Профи (712) 3 года назад Существительное- часть речи, которая включает в себя название предметов и одущевленных существ. Еще древние люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепляли *substare — существовать. Прилагательное — обозначает, что признак, выражаемые корнем прилагательного имени, принадлежит другому предмету, обозначенному именем существительным. Весьма вероятно, что многие прилагательные произошли от существительных, служивших сначала приложением к дроугому существительному. Числительное — калька лат. numerale, обозначение количества или порядкового номера предмета. Как я уже писала в ответе прошлого задания, числа в древнерусском языке относились либо к существительным, либо к прилагательным, либо это было сочетание слов. Имя — общее название существительных, прилагательных, числительных, обьединенных грамматической категорией падежа и тем самым противопоставляемых как знаменательные части речи глаголу и наречию (местоимение, представлявшее в прошлом богатый класс указательных слов). Имя — греч. onoma. В древнерусском имя- имhти — иметь, считать, принимать за кого-либо, за что-либо или древнеинд yuyoti- дается чтобы отличать людей и животных друг от друга. О причастии Даль писал так: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Глагол — грамм. термин, калька, лат. «verbum»,ст. -слав. «глаголъ», «гологолить». Прилагательное — перевод с лат. «nomen adjectivum» — то, что прилагается, присоединяется к имени существительному. Существительное — перевод с лат. «substare» — существовать. Местоимение — др. -русск., ст. -слав. «место имене» — перевод лат. pronomen — вместо имени. Наречие — перевод лат. «adverbium», «ad-» при и «verbum» — слово, речь. Причастие — перевод лат. «participium», которое является переводом греч. слова в знач. «участвующий», «причастный». Причастие, как часть речи, по своим грамматическим признакам имеет особенности, т. е. сопричастно как имени, так и глагола. Числительное (нач. XVIII в.) — перевод лат. numerale (numerus) — число. Союз — др. -русск. «съвузъ» — «связь, узы», «съузъ», также «соузъ» — «путь, узы, общ-во», русск. слово заимств. из услав. Междометие — калька лат. «interjectio» («inter» — между, ср. интернациональный, «ject» — мет-, брос-, кид-, «-io» — -ие, ср. инъекция с in «в»). В «Российской грамматики» М. В. Ломоносова части речи характеризуются так: «Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названия деяний, 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение, 5) наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям, 7) союз для изображения взаимности наших понятий, 8) междометие для краткого изъявления движений духа. » Имя существительное впервые встречается в «Грамматике» М. Смотрицкого (1619). Считается, что это морфемная калька с лат. substancium. Это производное от глагола «substare» — быть в наличии, существовать. При образовании слова «существительное» используется старославянская основа «существовать» + суффикс. Таким образом, слова данной части речи называют существа, предметы, т. е. то, что существует, бытует, чему можно приписать какой-либо признак. Имя прилагательное — тоже впервые встречается в «Грамматике» М. Смотрицкого. Это буквальный перевод с лат. nomen adjectivum -имя прилагательное. Буквально обозначает что-то присодиняемое, прилагаемое. Происходит тоже от глагола «прилагать» + суффикс. Действительно, прилагательное присоединяется к существительному и обозначает его признак.

Глагол — обозначает действие, состояние как процесс. Встречается в руской речи с 16в. Я

иван хурс Ученик (123) 3 года назад Существительное- часть речи, которая включает в себя название предметов и одущевленных существ. Еще древние люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепляли *substare — существовать. Прилагательное — обозначает, что признак, выражаемые корнем прилагательного имени, принадлежит другому предмету, обозначенному именем существительным. Весьма вероятно, что многие прилагательные произошли от существительных, служивших сначала приложением к дроугому существительному. Числительное — калька лат. numerale, обозначение количества или порядкового номера предмета. Как я уже писала в ответе прошлого задания, числа в древнерусском языке относились либо к существительным, либо к прилагательным, либо это было сочетание слов. Имя — общее название существительных, прилагательных, числительных, обьединенных грамматической категорией падежа и тем самым противопоставляемых как знаменательные части речи глаголу и наречию (местоимение, представлявшее в прошлом богатый класс указательных слов). Имя — греч. onoma. В древнерусском имя- имhти — иметь, считать, принимать за кого-либо, за что-либо или древнеинд yuyoti- дается чтобы отличать людей и животных друг от друга. О причастии Даль писал так: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Глагол — грамм. термин, калька, лат. «verbum»,ст. -слав. «глаголъ», «гологолить». Прилагательное — перевод с лат. «nomen adjectivum» — то, что прилагается, присоединяется к имени существительному. Существительное — перевод с лат. «substare» — существовать. Местоимение — др. -русск., ст. -слав. «место имене» — перевод лат. pronomen — вместо имени. Наречие — перевод лат. «adverbium», «ad-» при и «verbum» — слово, речь. Причастие — перевод лат. «participium», которое является переводом греч. слова в знач. «участвующий», «причастный». Причастие, как часть речи, по своим грамматическим признакам имеет особенности, т. е. сопричастно как имени, так и глагола. Числительное (нач. XVIII в.) — перевод лат. numerale (numerus) — число. Союз — др. -русск. «съвузъ» — «связь, узы», «съузъ», также «соузъ» — «путь, узы, общ-во», русск. слово заимств. из услав. Междометие — калька лат. «interjectio» («inter» — между, ср. интернациональный, «ject» — мет-, брос-, кид-, «-io» — -ие, ср. инъекция с in «в»). В «Российской грамматики» М. В. Ломоносова части речи характеризуются так: «Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названия деяний, 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение, 5) наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям, 7) союз для изображения взаимности наших понятий, 8) междометие для краткого изъявления движений духа. » Имя существительное впервые встречается в «Грамматике» М. Смотрицкого (1619). Считается, что это морфемная калька с лат. substancium. Это производное от глагола «substare» — быть в наличии, существовать. При образовании слова «существительное» используется старославянская основа «существовать» + суффикс. Таким образом, слова данной части речи называют существа, предметы, т. е. то, что существует, бытует, чему можно приписать какой-либо признак. Имя прилагательное — тоже впервые встречается в «Грамматике» М. Смотрицкого. Это буквальный перевод с лат. nomen adjectivum -имя прилагательное. Буквально обозначает что-то присодиняемое, прилагаемое. Происходит тоже от глагола «прилагать» + суффикс. Действительно, прилагательное присоединяется к существительному и обозначает его признак.

Глагол — обозначает действие, состояние как процесс. Встречается в руской речи с 16в. Я

Источник: https://otvet.mail.ru/question/21983457

Роль, место и частота употребления самостоятельных и служебных частей речи в тексте

В настоящее время остается еще нерешенной проблема снижения грамотности обучающихся школы, падение интереса к изучению русского языка. А поэтому заявленная нами тема статьи актуальна.

Целью нашей статьи является выявление частотности употребления самостоятельных и служебных частей речи, а также определение роли самостоятельных частей речи в художественном тексте.

Для реализации цели поставлены следующие задачи: изучить примеры использования самостоятельных и служебных частей речи в текстах разных типов, сопоставить данные «Частотного словаря русского языка» и результаты исследования текстов разных типов речи и проранжировать части речи по частоте употребления, закрепить знания, полученные на уроках русского языка, пробудить интерес к изучению русского языка как науки.

Язык — одна из мировых загадок. Мы не всегда осознаём роль языка в нашей жизни, а воспринимаем его как воздух, как дыхание, как что-то само собой разумеющееся.

Язык живёт и развивается в речи. В современном русском языке слова «язык», «речь» и «слово» употребляются как синонимы. Так, например, С. Н. Сергеев-Ценский в стихотворении «Наш язык» употребляет все три слова:

  • В век темноты самодержавья
  • Тургенев к Родине приник
  • И взял, как меч, против бесправья,

Наш златокованный язык…

  1. Народу русскому величье
  2. По языку он предсказал.
  3. И слово вещее мы ценим,

И слово русское мы чтим…

  • Как стража драгоценной чаши,
  • Должны мы дар веков сберечь
  • И новым блеском жизни нашей
  • Обогатить родную речь!

Язык представляет собой систему фонетических, лексических и грамматических единиц. Обратимся к морфологии — разделу науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Слова — это обозначения, названия, имена всего того, что мы видим, чувствуем, воспринимаем в окружающем нас мире.

Слова обозначают предметы, людей, животных, птиц (журнал, сосна, ворона), явления природы (оттепель, гололедица), семейной и общественной жизни (праздник, именины), различные действия (читать, решать, смотреть), качества (робкий, неторопливый) и многое другое.

Общее грамматическое значение существительного — значение предмета. В зависимости от значения выделяют несколько групп существительных: конкретные (дерево, дом, жаворонок), вещественные (масло, сахар, вода), отвлечённые (чтение, храбрость, доброта), собирательные (детвора, молодёжь, студенчество).

Общее грамматическое значение прилагательного — признак предмета. Имена прилагательные могут иметь лексическое значение цвета (синий, белый, коричневый), размера (большой, маленький), материала (кожаный, деревянный), формы (круглый, квадратный), а также обозначать качества характера человека, признаки и свойства его духовного мира (благородный, умный, честный, душевный).

В текстах-описаниях места (пейзажных описаниях) преобладают имена существительные и прилагательные. Они позволяют нам увидеть картину, в которой каждый предмет занимает своё место.

Общее грамматическое значение глагола — обозначает действие, состояние предмета. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, умываться, плыть, качаться), звучания (петь, говорить, кричать), состояния (синеть, золотиться, болеть), процесса (впитываться, нагреваться), существования (жить, находиться), речи (говорить, отвечать), мысли (думать, размышлять) и другие.

Много глаголов в повествовании, так как этот тип речи характеризуется тем, что его тема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий.

Общее грамматическое значение местоимения — указывает на предметы, признаки, количество, не называя их. Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении. Чаще всего бывают подлежащим, дополнением — как существительное, определением — как прилагательное, обстоятельством — как наречие.

Местоимения являются важнейшим средством связи частей текста. Местоименные слова позволяют не допустить неоправданного повтора слов.

Предлог как название части речи встречается уже в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского (1890–1912 гг.). По происхождению это калька с греческого языка (prothesis), буквальный перевод значит «перед словом».

Предлогов не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после имени существительного, глагола и местоимения).

36 предлогов входят в общий частотный список, 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов, причем два из них возглавляют весь частотный список (в — на первом месте, на — на четвером).

Предлог — это служебная часть речи («частица речи»). В чём же состоит её роль, если учесть её высокую частотность? По меткому определению видного лингвиста В. А. Богородицкого, предлоги — это «словечки отношений». Такое определение полностью соответствует роли, отводимой в языке предлогам. Они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами.

Союз — древнее название части речи, отмеченное в словаре И. И. Срезневского. По происхождению является калькой с греческого языка.

Количественно это сравнительно небольшая группа. По частоте употребления союз занимает седьмое место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относятся и (второе место), а (десятое место) и но.

Союз, как и предлог, является служебной частью речи («частицей речи»). Его задача — соединять однородные члены предложения (брат и сестра; читать и писать; не день, а ночь) или части сложного предложения (Наступила осень, и птицы улетели в тёплые края).

  1. Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому союзы, как и предлоги, относятся к «словечкам отношений».
  2. В «Частотном словаре русского языка» части речи располагаются по частоте употребления в такой последовательности:
  3. 1)     существительное — 26,65–1 место
  4. 2)     глагол — 17,12–2 место
  5. 3)     прилагательное — 9,37–5 место
  6. 4)     наречие — 8,096–6 место
  7. 5)     числительное — 1,17
  8. 6)     местоимение — 13,27–3 место
  9. 7)     союз — 7,39–7 место
  10. 8)     предлог — 11,1–4 место
  11. 9)     частица — 1,002

В качестве примера для исследования мы взяли 100 слов из рассказа И. А. Бунина «Косцы».

  • Косцы
  • Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.
  • Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.
  • Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось …

Далее распределили изученные части речи в следующую таблицу:

Имя сушествительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Предлог Союз
дороге большой шли мы по а
лесу молодом косили они в и
жизнь полный пели неё от и
время берёзовом не вернётся то в и
густоты серединной откликался наших перед и
свежести исконной жили это в и
цветов предвечернее косили это и
запахов июньского пели та потому что
поля старая были мы
глушь кудрявой было они
России давней уходила им
время бесконечную склонялось нас
дня русскую было весь
дорога большая было наших
муравой берёзовый нами
колеями
следами
жизни
отцов
дедов
даль
солнце

Как видно из таблицы, на первом месте — имена существительные (их в тексте 22), на втором месте — имена прилагательные и местоимения (их 15), на третьем — глаголы (в текте Бунина их 14). Так как это текст-описание места, то и преобладают имена существительные и прилагательные.

Как отмечено выше, среди союзов высокочастотным является союз И, в данном тексте он употреблён 6 раз, а среди предлогов высокочастотный предлог В в исследуемом тексте встречается 3 раза.

С целью получения более полной информации по исследуемой проблеме обратимся к тексту А. Платонова «Маленький солдат» (этот небольшой рассказ предназначен для дополнительного чтения на уроках литературы).

Маленький солдат

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии.

Сереже шел теперь десятый год, он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война.

И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата… и оставил у немцев свой склад с боезапасом…

Распределяем изученные части речи в таблицу:

Имя сушествительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Предлог Союз
Сергей военного был его в и
Лабков немецкого служили своего к и
сыном единственного взяли они при и
полковника жил себе в и
врача рос он к чтобы
отец шел них для и
мать принимал он при и
полку начал он в и
сына понимать его с и
армии говорил этого о что
Сереже заботился свой при и
год взорвут до
сердцу вышел из
войну оставил у
дело с
отца
война
услышал
отец
блиндаже
офицером
немцы
отходе
боезапас
полка
полк
охвата
немцев
склад
боезапасом

Как видно из таблицы, на первом месте — имена существительные (их в тексте 30), на втором месте — глаголы (их 14), на третьем — местоимения (11). Так как это текст-повествование, то и преобладают имена существительные и глаголы.

  1. Среди служебных частей речи высокочастотный союз И в данном тексте употреблён 9 раз, высокочастотный предлог В в исследуемом тексте встречается 3 раза.
  2. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что частота употребления изученных нами в 5 классе частей речи в основном совпадает с данными «Частотного словаря русского языка».
  3. В заключение хочется сказать, что те задачи, которые были поставлены нами в работе, в основном были решены, однако, данная работа не претендует на исчерпывающий анализ заявленной проблемы, и исследование будет нами продолжено в процессе дальнейшей практической работы с текстами разных типов и стилей речи.
  4. Литература:
  1. Бунин, И. А. Избранная проза. «Косцы». — М.: АСТ Олимп, 1997.
  2. Великий и могучий… Художественные тексты и педагогические советы. Педагогическая литература. — М., 2008.
  3. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку 6 класс. ФГОС УМК Зайцева О. Н. Издательство «Экзамен», М., 2013.
  4. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 6 класс. Малюшкин А. Б. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  5. Платонов, А. П. Маленький солдат. — М.: Эксмо, 2008.
  6. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы. В 2 кн. Кн. 2 / Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. — М.: Баласс, 2010.
  7. Русский язык. Учебник для 6 класса основной школы. В 2 кн. Кн. 1 / Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. — М.: Баласс, 2011.
  8. «Частотный словарь русского языка» — М., 1977.

Источник: https://moluch.ru/archive/106/22311/

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика