К какому стилю речи относится каждый отрывок?

Привет, друзья! На связи Павел Ямб. Как было бы сложно пользоваться в разных ситуациях одним единственным стилем речи: рассказ, исследование, очерк и даже разговор – по одному образцу.

Представили? Все потому, что стилей несколько, и у каждого свое назначение. Как определить стиль текста? В этой статье я для каждого стиля приводил свой пример, почитайте, там забавно.

Сегодня обобщу немного эту информацию и представлю в другом ключе.

Этот тест покажет насколько вы разбираетесь в стилях текста.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

    максимум из 100 баллов

    МестоИмяЗаписаноБаллыРезультат
    Таблица загружается
    Нет данных

    Книжный или разговорный?

    Стили делят на книжные и разговорный.

    Главные особенности разговорного стиля: яркость, красочность, емкость, использование просторечных слов, повторов, междометий. Сюда относят диалоги, беседы и частные разговоры.

    Разговорный – для ежедневого общения. Люди делятся своими мыслями, чувствами в неофициальной обстановке.

    Особенности книжных стилей

    Книжные — это публицистический, художественный, официально-деловой и научный стили.  Задача последнего – сообщить о данных и доказать их истинность. Про книжный стиль у меня написана отдельная статья. К какому стилю речи относится каждый отрывок?

    Научный

    Научный стиль – для научных статей, учебной литературы, диссертаций, докладов.

    Активно используется терминология, профессионализмы и абстрактная лексика. Предложения с преобладанием существительных точны, однозначны. Много обобщений, оценка – объективная.

    Официально-деловой

    Нужен для информирования людей в официальной обстановке. Употребляется в приказах, законодательных актах, справках.

    Более всего употребим в правовой сфере. Авторы выступают как юристы, правоведы, дипломаты. Изложение точное, отсутствует эмоциональность, языковые штампы, шаблоны, аббревиатуры и специальная терминология.

    Умение писать любым из этих стилей даст вам преимущество при заработке на бирже текстов, самыми распространенными из которых являются Advego и Etxt.

    Публицистический

    Публицистика – любимый стиль СМИ. Репортажи, интервью, очерки, эссе, зарисовки – примеры публицистического стиля. Публикации адресованы широким массам, а не ограниченному кругу.

    Публикации отличает эмоциональность, последовательность, присутствие авторской оценки и побуждения к действиям.

    Художественный

    Литературный стиль необходим для воздействия на читателя, передачи чувств, мыслей автора, его переживаний. Основное применение в художественной литературе.

    Главные признаки: образность, используются все лексические средства языка, эмоциональность речи.

    Как определить стилевую принадлежность текста

    Чтобы определить, к какому стилю относится публикация, необходимо внимательно прочесть текст, определить, где он употребляется: в неофициальной обстановке, отрывок из литературного произведения, инструкция, памятка, учебник, лекция или доклад. Возможно ли использовать его для выступления на собрании?

    • Если остаются сомнения в правильности выбора, то необходимо определить задачи: обмен впечатлениями, общение, сообщение точных данных для применения на практике, указания, рекомендации, сообщение научных сведений, объяснение причин явлений.К какому стилю речи относится каждый отрывок?
    • Способен ли такой текст оказать влияние на широкие слои людей, сформировать верное отношение к проблемам общества?
    • Способен ли такой текст оказать влияние на широкие слои людей, сформировать верное отношение к проблемам общества?

    Сомнения остались? Тогда выясняем, присутствует ли в тексте непринужденность, свобода выбора выражений, образность, эмоциональность или точность, официальность и отсутствие любых эмоций.

    Возможно, публикация бесстрастна, отличается обобщенностью, доказательностью или злободневна, призывна и страстна?

    Определимся с жанром. Это может быть анекдот, запись в дневник, заметка, спор, портрет, отрывок из литературного произведения. А может, пословица, загадка, мемуары, биография, заявление, отзыв, аннотация.

    Теперь определим принадлежность текста:

    • В разговорном стиле пишут заметки, поговорки, пословицы рассказы и беседы.
    • Постановления, указы, расписки пишут в деловом стиле.
    • К публицистике относят репортажи, эссе, ораторские речи, статьи, фельетоны, листовки.
    • В научном стиле пишут рецензии, рефераты, доклады, словари, учебники.
    • Художественный стиль – повесть, романы, баллады, поэмы.

    Вот вам видео в помощь:

    Забавно, но исследователи утверждают, что четкого следования одному стилю нет: они переплетаются и смешиваются. Подписывайтесь, читайте статьи делитесь с друзьями. До связи.

    Источник: https://copirayter.ru/kak-opredelit-stil-teksta-kto-ehto-pisal-zachem-i-dlya-kogo/

    Как определять стиль текста

    В разных речевых ситуациях мы привыкли использовать различные стили речи. Стили речи в русском языке делятся на две группы: разговорный и книжные. А книжные в свою очередь делятся на художественный, публицистический, официально-деловой и научный. Каждый функциональный стиль речи имеет собственные особенности. К какому стилю речи относится каждый отрывок? Разговорный стиль.

    Разговорный стиль служит для повседневного общения, когда человек делится своими чувствами или мыслями с окружающими в неофициальной обстановке. В нем присутствует разговорная и просторечная лексика. Данный стиль отличается от других большой смысловой емкостью, красочностью, он придает вашей речи экспрессивность и яркость.

    Речевые жанры: диалог, беседа, частный разговор или частные письма.

    Языковые средства: образность, простота, эмоциональность, выразительность лексики, употребление вводных слов, междометий, повторов, слов-обращений.

    Научный стиль.

    Главная функция научного стиля – сообщение информации, фактов и доказательство их истинности.

    Речевые жанры: научная статья, монография, учебная литература, доклад, диссертация и т.д.Языковые средства: терминология, наличие общенаучных слов, профессионализмов, абстрактной лексики.

    Черты стиля: преобладание существительных в предложении, логичность, точность, доказательность, однозначность, обобщенность, объективность.

    Официально-деловой стиль.Используется для информирования людей в официальной обстановке. Официально-деловой стиль применяется в следующих документах: законах, приказах, расписках, справках, протоколах и т.д. Сфера применения этого стиля – право, автор может выступать как юрист, дипломат, правовед или просто гражданин.

    Стилевые черты: точность, стандартизированность, отсутствие эмоциональности, наличие речевых клише, использование терминологии, аббревиатур.

    Публицистический стиль.Публицистический стиль служит для информирования людей в средствах массовой информации. Данный стиль можно встретить в репортажах, статьях, интервью, очерках, ораторской речи. Информация, передаваемая в публицистическом стиле, предназначена не для узкого круга людей, а для широких слоев общества.

    Стилевые черты: эмоциональность, призывность, логичность, оценочность.

    Художественный стиль.Используется в художественной литературе. Цель художественного стиля – воздействовать на читателя, передать чувства и мысли автора, его переживания.

    Стилевые черты: эмоциональность речи, образность, использование всех богатств лексики.

    • Войти на сайт
    • или

    Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-13623-kak-opredelyat-stil-teksta

    Как определить стиль текста?

    Различные речевые ситуации требуют использования разных стилей. Их принято делить на две группы: книжные и разговорный. Книжные стили делятся на научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Как определить стиль текста? Каждому функциональному стилю речи присущи определенные качества.

    Разговорный стиль

    Без данного стиля не обойтись в повседневном общении. Для этого стиля характерны красочность, большое смысловое наполнение, экспрессивность.

    К разговорному стилю относятся такие речевые жанры, как частные письма, разговор, беседа.

    Языковые средства стиля: выразительность лексики, эмоциональность, простота, употребление коротких, часто неполных фраз и выражений, слов-обращений, междометий, вводных слов.

    Официально-деловой стиль

    Определение стиля текста протокола, справки, приказа или закона особого затруднения не вызывает – это официально-деловой стиль.

    Сфера его применения – право, авторы – правоведы, дипломаты, юристы, да и простые граждане, составляющие официальный документ.

    К основным чертам стиля относятся: речевые клише, отсутствие эмоциональности, стандартизированность, точность, использование аббревиатур.         

    Научный стиль

    Как доказать – стиль текста является научным? Очень просто – такой текст будет изобиловать информацией, фактами и доказательствами их достоверности. Жанры научного стиля: диссертация, доклад, учебная литература.

    Языковые средства – это присутствие абстрактной лексики, профессионализмов, общенаучных слов. Основные признаки: объективность, обобщенность, логичность, преобладание существительных.

    Фрагмент текста выполненного характерным научным стилем: «Отталкиваясь от результатов эксперимента, можно прийти к заключению, что объект обладает однородной мягкой структурой…».

    Художественный стиль

    К какому стилю относится текст, используемый в художественной литературе? К художественному! Цель данного стиля – воздействие на читающего, передача мыслей, переживаний и чувств автора.

    Стилевые черты — это образность, эмоциональность речи, использование всех ее богатств, лексики из разных стилей.

    Вот короткий пример художественного стиля, можно сравнить его с научным: «Ночью Андреевич ворочался, просыпаясь то и дело от сверкания молний и громовых раскатов. Хотелось зарыться под одеяло».

    Публицистический стиль

    Данный стиль актуален для средств массовой информации. Его мы встречаем в очерках, интервью, репортажах (различные СМИ). Передаваемая посредством публицистического стиля информация предназначена для широких общественных слоев. К основным чертам публицистического стиля можно отнести оценочность, логичность, призывность.  

    Источник: https://elhow.ru/ucheba/russkij-jazyk/raznye-voprosy-po-rja/kak-opredelit-stil-teksta

    002.10.03.040

    Источник: http://lik-bez.com/load/tematicheskie_testy/stilistika/002_10_03_040_stili_rechi/42-1-0-373

    Функциональные стили речи

    • Функциональные стили речи
    • Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка совершенствование навыков правописания.
    • 1. Образовательные:
    • -вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки;
    • -научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное.
    • 2. Развивающие:
    • -актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования.
    • -закрепить умение определять стиль речи.
    • 3. Воспитательные:
    • -воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
    • Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
    • Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
    • Формы: Коллективная, фронтальная, индивидуальная
    • Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), мультимедийное оборудование.
    • Ход урока

    1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.

    Садитесь. В тетрадях запишите число.

    Разгадайте шараду.

    Слог первый мой – предлог.Второй слог – летний дом.А целое, порой,Решается с трудом.

    1. (За-дача)
    2. Да, нам сегодня действительно на уроке предстоит решить несколько задач, касающихся текста и речи в целом.

    Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента.

    Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем.

    Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д.

    Итак, сегодня мы с Вами вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

    2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

    • Общие вопросы по теме:
    • — Как вы понимаете слово стиль?
    • — Однозначное ли это слово?
    • (Учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос)
    • Слово учителя (после ответов участников групп учитель более точно дает определение и историю происхождения этого слова)

    Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заострённым концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное.

    Древнеримский поэт Гораций советовал «почаще перевёртывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать ещё лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог.

    В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

    В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

    Знаете ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки», а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать ещё лучше.

    Назовите, какие стили речи вам известны.

    (Ученики перечисляют стили речи).

    Чем отличаются стили речи друг от друга? В этом поможет таблица, которая лежит перед вами.

    1. (Функциональными особенностями, языковыми средствами, ситуацией общения).
    2. Выполнение упражнения, где необходимо словосочетания распределить в соответствие со стилем речи.
    3. Упражнение 338
    4. Пробуждающаяся природа, по данным социологического опроса, светская хроника, шорох ресниц, ходил совсем ошалевший, предстоящие переговоры, судебное разбирательство, вопросы экологии, завершившийся эксперимент, праздничное настроение, хлопать ушами, серебристый иней, лебедь белая, парламентские дебаты, валютный коридор, библиографический указатель, защищать природу, растянулся на лавке.
    5. Проверьте и оцените свою работу по критериям.
    6. Ответы: (Разговорный: ходил совсем ошалевший, хлопать ушами, растянулся на лавке.
    7. Научный: вопросы экологии, завершившийся эксперимент, библиографический указатель.
    8. Официально-деловой: судебное разбирательство, предстоящие переговоры, валютный коридор, парламентские дебаты.
    9. Публицистический: по данным социологического опроса, светская хроника, защищать природу.
    10. Художественный: пробуждающаяся природа, шорох ресниц, праздничное настроение, серебристый иней, лебедь белая).

    Критерии оценки: 0 ош. – «5», 1-3 ош. – «4», 4-5 ош. – «3», 6 и более – «2».

    • Это были словосочетания, но мы даём стилистическую окраску тексту.
    • Скажите, а как доказать принадлежность текста к тому или иному стилю?
    • (Нужно выполнить полный или частичный стилистический анализ).

    У вас есть памятки плана стилистического анализа текста. Применяя памятку, попробуем частично произвести стилистический анализ текста.

    Памятка «План стилистического анализа текста»

    1. Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.

    2. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость – официальность, точность – расплывчатость названия, эмоциональность – бесстрастность, конкретность – абстрактность, субъективность – объективность, образность – отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).

    3. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

    4. Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

    Работа по теме урока с текстом.

    Запишите текст.

    Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закрутился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, /увлекая за собою солому, стрекоз и перья/, поднялась к небу и затуманила солнце. (А.П. Чехов).

    – Объясните знаки препинания.

    – Определите тему текста. (Ветер, вихрь). Ветреная погода. Начало бури.

    – Определите стиль речи. Назовите признаки стиля.

    (Художественный стиль. Описывается картина сильного ветра с использованием изобразительно-выразительных средств. В нём отражены такие черты художественной речи, как конкретность (ветер в степи поднял прошлогоднюю траву, закружил пыль), образность (олицетворение: ветер рванул, трава и бурьян подняли ропот, закружилась пыль)).

    Этап проверки знаний учащихся.

    Перед вами лежат несколько текстов. И ваша задача – определить стиль речи, применяя памятку стилистического анализа текста. Попробуйте это задание выполнить парами.

    1.

    Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В.

    Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается  (научный).

    2.

    Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

    3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

    Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

    – Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

    Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

    4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

    5.

    Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

    6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

    7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь.

    Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь.

    Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

    8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

    9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

    10. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что   исписанная бумага горит неохотно.

    Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал.

    Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (художественный).

    Задание на создание текста. Попытайтесь передать содержание следующего отрывка средствами пяти стилей. Сделайте выводы о целесообразности и корректности подобных экспериментов.

    Три вечера я пытался решить эту задачу и только сегодня понял, что неправильно составил чертёж. Изменил его, и сразу получилось. Проверил по ответу – всё правильно.

    Можно ли любой текст представлять в разных стилях речи?

    (Нет. В большинстве своём текст соответствует определённому стилю речи. То есть не каждый текст можно представить в различных стилях. Если только стиль худож.литер-ры может совместить и разговорный, и книжный).

    Заключительный вопрос.

    Почему в языке не может быть один стиль? (тогда язык наш будет или официальный, или просторечный, или пафосный. Нужен применяться тот стиль речи, в зависимости от речевой ситуации).

    Этап подведения итогов урока.

    Слово учителя:

    Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всём их, пусть не богатом, но разнообразии.

    Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык той аудитории, который удобен для неё.

    Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

    Готовьтесь к следующему занятию, на котором мы будем анализировать прозаический и лирический тексты.

    4

    Источник: https://videouroki.net/razrabotki/funktsional-nyie-stili-riechi.html

    Стили текста в русском языке с конкретными примерами: какие бывают, как определить публицистический и разговорный

    Человек, использующий русский язык, в своей жизни никогда не разговаривает в одной манере: с друзьями он говорит по-одному, во время научного доклада — по-другому. Иными словами, он использует разные стили речи.

    Общее понятие

    Стиль – это основополагающий элемент речи, её оформление, способ изложения мыслей, событий, фактов. Если же обратиться к строго научному определению, то стиль речи – это система разнообразных языковых средств выразительности и способов изложения.

    Это значит, что для определённой сферы жизнедеятельности характерны свои особенности разговора. Например, человек, работающий на заводе, будет немного иначе говорить, нежели работник какого-нибудь банка во время общения с клиентом.

    Стилистика русского языка очень разнообразна, давайте же узнаем, какие бывают стили текста и подкрепим информацию примерами.

    Виды

    Во время общения со своими друзьями люди используют так называемый разговорный стиль речи. Он включает в себя слова, фразы и выражения, которые характерны именно для устной, а не для письменной речи.

    Люди ведут диалог, передают какую-либо информацию в неформальной обстановке, потому используют слова обыкновенные, жаргонные, нехарактерные, например, для работника банка. Но если с устной речью всё ясно, то как же быть с письменной?

    Чем отличается текст судебного приговора от произведения Пушкина? Всё, что не относится к устной речи, а называется книжным стилем, в который включают ещё 4 вида текста.

    Публицистический стиль

    Очень многие называют данный стиль официальным.

    Важно! Публицистический стиль может использоваться не только в текстах, но и в устной речи. Например, во время репортажа какого-нибудь телеканала с места событий репортёры и корреспонденты используют именно публицистический стиль.

    Главная цель использования — воздействие на читателя или слушателя, чаще всего при помощи СМИ, для формирования определённого общественного мнения.

    Чтобы лучше понимать, как определить публицистический стиль, выделим его характерные черты:

    • Использование отличительной эмоциональности и образности для создания нужной атмосферы.
    • Наполненность речи уверенностью, оценочными суждениями, предположениями, заинтересованностью.
    • Для того, чтобы поступающая информация не выглядела недостоверной, все утверждения обосновываются, аргументируются, подтверждаются фактами и доказательствами.
    • Применяются эмоциональные слова, устойчивые выражения и фразеологические обороты. В зависимости от аудитории, могут употребляться диалектные или жаргонные слова.
    • Используется как можно больше прилагательных, местоимений и наречий.

    Для наглядности давайте рассмотрим примеры текстов: «В ветеринарной клинике на улице x был зафиксирован акт жестокого обращения с животными.

    Сигнал поступил сегодня утром в 9:30 по Московскому времени. На место событий уже прибыли полицейские, в отношении преступников уже заведено уголовное дело по статье о жестоком обращении с животным. Обвиняемым грозит до 5 лет лишения свободы.»

    Также стоит знать, что публицистический стиль довольно часто объединяется с научным, ведь некоторые их особенности очень похожи.

    Научный стиль

    Уже из самого названия понятно, что подразумевает собой использование научного стиля. Такой текст будет повествовать о каких-либо научных событиях, явлениях, фактах, доказательствах, теориях, открытиях и так далее. Рассмотрим подробнее, как определить стиль текста.

    Внимание! Не будет научным являться стиль в том случае, когда, например, средства массовой информации повествуют о чём-то научном: “Вчера вечером в Калифорнийском научном университете группа студентов провела эксперимент, и открыла новый химический элемент, ранее нигде не встречавшийся.” Данный отрывок скорее будет относиться к публицистике, чем к науке.

    Характерными чертами для научного стиля будут являться:

    • Научные заметки, записки, письма, процессы и результаты экспериментов.
    • Курсовые или дипломные работы для учёной степени.
    • Различные доказательства того, или иного утверждения. Научные теории, гипотезы.
    • Существование не только в письменном виде, но и в устной речи, ведь какие-либо научные доклады, лекции и дискуссии также будут к нему относиться к научному стилю.

    Подводя итог, мы понимаем, что научный стиль – это результат или отчёт о какой-либо исследовательской деятельности. Для того, чтобы текст был более информативным, его снабжают доказательствами, описанием исследования, формальным изложением всей информации. Рефераты, аннотации, доклады – всё это относится к данному виду.

    В завершение рассмотрим примеры текста: «Сила инерции – это сила, появление которой не обусловлено действием каких-либо определённых тел. Необходимость их введения вызвана только тем, что системы координат, относительно которых рассматривается движение тел, являются не инерциальными, то есть имеют ускорение относительно Солнца и звёзд.»

    Как определить стиль текста, указанного выше, всем понятно. Тут и научные термины, и определения научных явлений, и доказанные наукой утверждения.

    Художественный стиль

    Самый красивый, легко читаемый и распространённый стиль текста в русском языке. Функции очень просты – максимально подробная и красивая передача эмоций и мыслей от автора к читателю.

    Главная отличительная черта этого стиля – обилие литературных средств выражения мысли. Он воздействует на воображение, фантазию, чувства, заставляет читателя переживать.

    Его называют языком литературы и искусства. Способ самовыражения авторов – вот что есть художественный стиль.

    Давайте рассмотрим его отличительные черты:

    • Фигурирует в стихотворениях, поэмах, пьесах, рассказах, романах.
    • Обилие литературных приёмов – эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол, антитез и других.
    • Литературные средства выразительности, которые используются в данном стиле, описывают художественные образы, передают эмоции, мысли и настроение писателя.
    • Упорядоченность текста является ещё одной характерной чертой. Деление на главы, действия, явления, прозы, сцены, акты.

    Важно! Художественным стилем могут заимствоваться черты публицистического и разговорного, так как их использование может заключаться в творческом замысле автора.

    Примеры текстов художественного стиля — это абсолютно любые литературные произведения.

    Официально-деловой стиль

    В реальной, повседневной жизни данной стиль встречается гораздо чаще, чем, например, художественный. Инструкции, техники безопасности, официальные документы – всё это относится к официально-деловому стилю.

    Главная цель его использования – максимально подробное донесение информации. Если человек подписывает трудовой договор на новой работе, то он получит огромное количество документов, ведь в них отражен вся нужная информация. Стилистическая принадлежность текста в данном случае определяется очень легко.

    Черты официально-делового стиля текста:

    • Информативная направленность, отсутствие словесной «воды».
    • Отсутствие размытых формулировок. Точные, понятные, конкретные фразы.
    • Возможна сложность в восприятии и понимании текста из-за его административно-правовой направленности.
    • Какая-либо эмоциональность, языковые и литературные средства выразительности в таких текстах отсутствует полностью. Факты, условия, обоснованные гипотезы – вот, что должны содержать официальные документы.
    • Регулярно используются речевые штампы, языковые клише, устойчивые выражения.
    • Предложения, применяемые в официально-деловых документах, в большинстве случаев осложнены различными оборотами и достаточно объёмны.
    • Давайте разберём примеры текстов: «Я, Петрова Анна Ивановна, ученица 11 класса образовательного учреждения «X», получила в библиотеке пятнадцать экземпляров толкового словаря русского языка, и обязуюсь их вернуть в течение двух недель».
    • «Данный документ свидетельствует о том, что Иванов Иван Иванович, 12 октября в 12:32 по Московскому времени занял у Игорева Игоря Игоревича 1000 рублей, и обязался вернуть эти деньги в течение одного месяца.»
    • Какие бывают стили речи в русском языке, урок
    • Обзор стилей речи в русском языке

    Вывод

    Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем определить по отличительным чертам стили текста в русском языке, которые попадутся нам под руку. Обилие языковых и литературных средств выразительности? Определённо художественный.

    Репортаж от средств массовой информации, наличие оценочных суждений? Это точно публицистический стиль. Факты, гипотезы, доказательства, сложные термины – явные признаки научного текста. Ну а к официально-деловому тексту можно отнести все официальные документы.

    Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/stili-teksta-v-russkom-yazyke-s-primerami.html

    Ссылка на основную публикацию
    [ Скачать с сервера (65.2 Kb) · Скачать удаленно () ] 05.11.2010, 12:45
    1. Определите, о каком стиле идёт речь.

    Зарождение этого стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.
        
    1)    разговорный
    2)    художественный
    3)    официально-деловой
    4)    научный
    5)    публицистический

    2. Укажите, какие из названных характерных особенностей научного стиля являются лишними.

    1)    насыщенность терминами, которая составляет 15-20% всей лексики
    2)    использование речевых штампов, клише
    3)    научная фразеология
    4)    преобладание абстрактной лексики
    5)    употребление формы единственного числа в значении множественного числа
    6)    преимущественное употребление существительных вместо глаголов

    3. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

    1)    ода
    2)    роман
    3)    репортаж
    4)    рассказ
    5)    элегия
    6)    очерк

    4. Выберите правильное определение.

    1)    Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
    2)    Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
    3)    Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

    5. Определите, к какому пласту речи относятся выделенные слова.

    Посли домик Чехова смотреть…
    Ну, САГАЕМ потихоньку, слусаем…
    А там под стеклом кожаное пальто висит.
    Ну, эта женщина, солидная такая, стояла рядом… КАК ЗАОРЁТ: «Это он такой больсой был!» Да как БРЯКНЕТСЯ! Петька долго один смеётся, вспомнив, как БРЯКНУЛАСЬ СОЛИДНАЯ ТЁТЯ. Она на каблучках, а хотела подойти поближе – поглядеть пальто, запуталась в этих стуках-то…
    Ну, ЕСЛЯ, все за животики взялись (В. Шукшин «Петька Краснов рассказывает…»).
    1)    общеупотребительные
    2)    разговорно-просторечные
    3)    диалектные
    4)    профессиональные

    6. Узнайте автора этих строк:

    Участь моя решена, а женюсь… Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она… почти моя. 1)    А. Грибоедов
    2)    А. Пушкин
    3)    А. Блок
    4)    Л. Толстой

    7. Определите, в какой столбик со словами художественной речи попали слова из других пластов речи.

    1)    в лазоревой воде
    под сенью дружных муз
    перлы дождевые
    сладкий трепет
    лелеемая невской водой 2)    стоит спокойно, величаво
    взять на баланс
    увянувшее поле
    задумалась дорога
    в каждом взоре пенится река 3)    венец рубинный и сапфирный
    в дыму неукрощённых бурь
    с жемчужным хохолком
    чудное мгновенье
    гений чистой красоты

    8. Назовите стиль по его особенностям.

    Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкой использование абстрактной лексики и терминологии. 1)    научный
    2)    художественный
    3)    публицистический
    4)    официально-деловой

    9. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

        а) научному
        б) официально-деловому
        в) публицистическому
        г) художественному
        д) разговорному 1) Я упоминаю в моём слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая всё должное Лермонтову-поэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному из меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, – считаю всё же, что Лермонтов-прозаик – это чудо, это то, к чему мы сейчас, через 100 лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать её как истоки великой русской прозаической литературы (А. Толстой). 2) Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! (Н. Гоголь). 3) Термин «микрочастица» образован от греческого слова mikros (малый) и русского слова «частица» (доля). В современном языке он обозначает очень малые предметы и величины, исследование которых производится с помощью оптических приборов и иных научно-технических средств. В ряде случаев такие средства применяются и для обнаружения микрочастиц. (Крылов «Криминалистическое учение о следах»).

    10. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.

    ом_фоны, к_ламбур, арх_измы, паф_с, р_цензия, _бзац 1)    о, а, а, о, е, о
    2)    о, а, о, о, и, а
    3)    а, о, а, о, е, а
    4)    о, а, а, о, е, а

    11. Найдите ошибки в употреблении деепричастий.

    1)    Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передали приказ причалить немедленно.
    2)    Самгин сердито нахмурился, подбирая слова для резкого ответа.
    3)    Придя к врачу, старушке определённо нездоровилось, и она утомлённо присела на край стула.
    4)    Вздрогнув, Самгин подумал, что Москва в эту ночь страшнее Петербурга.
    5)    Найдя лодку, туристы обрадовались.
    6)    Возвращаясь домой, надо было переезжать мост через реку.