11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка – этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова.

Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда.

Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие?) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним.
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая?) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку.
  • Всякий человек, (какой?) кто считает себя вершиной творения Всевышнего, должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой?) где всё привычно и знакомо, может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных.

Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части.

Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что. Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой.
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить.

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать.

Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад. Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение).

Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

  • — союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);
  • — любых союзных слов;
  • — частицы (союза) ли.
  • Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения:
  • А доводилось ли вам наблюдать, (что?) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему?) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного.
  • И сразу становится ясно, (что?) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой.
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие?) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира.

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени.

Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так.

Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки.
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета.
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения.

Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где.

Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох.
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа.
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом.

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому.

К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда.

Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда?) когда они растут рядом с самого детства.

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия.

    Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае?) когда он приобретает статус родителя, будь то человек, мартышка или пингвин.

  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины.

    Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как. Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему?) потому что от этого существа зависит его благополучие.

  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем?, называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы).

    Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели?) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель.

  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что, например: Воспитание – процесс сложный и регулярный, (что из этого следует?) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту.

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно.

От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа.

Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями.

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки.

К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные.

Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли, их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

Источник: https://www.syl.ru/article/142048/mod_vidyi-pridatochnyih-predlojeniy-s-primerami

Спп с придаточным сравнительным.pptx — сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ 11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения Свидетельствоо создании электронного портфолио 11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения 11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения Грамота заинформатизацию образования 11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения Рецензияна любой материал бесплатно 11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций 11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения
×

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Повторение изученного. • Что называется сложным предложением?• Какие разновидности сложных предложений мы изучили?• Что называется СПП?• Какие виды СПП мы уже знаем? Например. Например. • Как определить значение СПП? • Могут ли быть два значения у

СПП? Например.

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Определить значение СПП1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л. Толстой)2. Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. (В. А. Сухомлинский). 3.

Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека). 4. Радость жизни была бы недоступна, если бы сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не было захвачено грустью…(В. А. Сухомлинский)5. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский)6.

Только лентяй или ни на что не способный человек

может говорит, что он не нашел занятия. (Л.Толстой)

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Определить значение СПП7. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой)8. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)9. Надо поставить свою жизнь в такие условия,чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов)10.

Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он забудет меня. (И. Росляков)11. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)12. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М.Горький)13. И нет ничего проще, как заблудиться в себе. (В.Распутин)14.

Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово

лишнее. (Л. Толстой)

Проверь себя• 1. Условия • 2. Условия + противопоставления • 3. Условия • 4. Условия• 5. Изъяснительное • 6. Изъяснительное • 7. Времени + условия • 8. Условия• 9. Определительное • 10. Условия • 11. Условия • 12. Условия+времени • 13. Изъяснительное

• 14. Условия.

В чем состоит особенность СПП с придаточным сравнениемЗначениеВопросКак?ОбстоятельственныесравненияПримерМы спешили изо всех сил, (как будто за нами кто-то гнался). Средства связиСоюзы:Как; подобно тому,как; чем; словно; будто; как будто; чем,

тем ….

Как отличить придаточное сравнение от придаточного образа действия?1.Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался. 2. Мы спешили изо всех сил, как

будто за нами кто-то гнался.

Определите, как выражено сравнение1.Стихи растут, как звезды и как розы,Как красота — ненужная в семье. (М. Цветаева)2.Ярким солнцем в лесу пламенеет костер3.Ты прекрасна – спору нет,Но царевна всех милееИ румяней, и белее. 4.Живет – небо коптит

5.Вьется улица- змея.

Обратите внимание на постановку знаков препинания в предложении с союзом как.Запятая не ставитсяСтавится запятая1.В придаточном 1. Как в составе сравнения. сказуемого. 2.Как в составе вводных конструкций. 3.Как в сравнительном обороте4.Как в составе приложения в значении причины2. Как в составе устойчивых словосочетаний. 3. Как в составе приложения со значением “в

качестве”.

Объясните постановку запятой1.Луг как бархат. 2.Луг, как бархат, зеленеет. 3.Дождь мелкий, как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу. 4.Надо беречь Родину как зеницу ока. 5.Меня представили как старого знакомого. 6.Море все в живых белых пятнах, как будто бесчисленные стаи птиц опустились на его

синюю равнину.

Домашнее задание• Выписать из художественной литературы 8 СПП с придаточными сравнения и 5 предложений со

сравнительными оборотами

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/slozhnopodchinyonnye_predlozheniya_s_pridatochnymi_sravneniya-6551/8437

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными степени

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ

  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ СТЕПЕНИ И ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ, СРАВНИТЕЛЬНЫМИ.СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА И ВРЕМЕНИ.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельствами

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Придаточные времени

В сложноподчинённом предложении с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ придаточная часть указывает на время протекания действия в главной части и отвечает на вопросы с каких пор? до каких пор?: Когда он заговорил, все притихли. В главной части могут быть указательные слова тогда, до тех пор.

Расскажите о признаках придаточного времени, используя материалы схемы:

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

Придаточные места

В ПРИДАТОЧНЫХ МЕСТА в сложноподчинённом предложении придаточная часть указывает на место, где совершается то, о чём говорится в главной части.

Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Обычно придаточная часть стоит после главной: Откуда ветер, оттуда и дождь (Пословица).

Придаточная часть места, стоящая перед главной частью, усиливает смысловое значение главной части: Где некогда всё было пусто, голо, / Теперь младая роща розрослась (А. Пушкин).

Расскажите о признаках придаточных времени, используя материалы схемы:

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

1.  Восстановление предложений

І. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу союзы с тех пор как, пока, едва. Расставьте пропущенные запятые и буквы. Какие орфографические правила вы повторили, выполняя это упражнение?

ІІ. От главной части к придаточной задайте вопрос. Определите вид придаточной части.

1. … я начал пр..подавать литературу в университете у меня очень сильно изменилось мироощущение (В. Аксёнов). 2. Катерина глядела на них … оба исчезли за поворотом (В. Белов). 3. Тропинка начала подн..

маться между дубов и берёз … не пр..вела нас на большой луг окаймлённый справа лесом (Ю. Казаков). 4. … я на пенсии я соб..раю все редкие книги (Ф. Искандер). 5. Дома … я пр..

шёл из школы тотчас начались приготовления к отъезду.

2.  Конструирование предложений

Из простых предложений составьте сложные, используя данные в скобках союзы. Расставьте знаки препинания. Объясните, почему не все предложения, соединённые союзом и, надо разделять запятой.

1. Охотники подошли к озеру. Солнце уже поднялось высоко. Роса держалась только в тени под кустами (Ю. Казаков). (Когда, и). 2. Мать не доила корову. Пастух не выгонял стадо в луга. Проснулся Яшка (Ю. Казаков). (И, когда). 3. Лобанов дочитал рукопись до середины. Налетел шквал. Тотчас погасло электричество  (К. Паустовский). (Едва, и). 4. Ирина Михайловна

возвращалась домой. Ветер вдруг унялся. Пошёл снег (Д. Рубина). (Когда, и). 5. Я отошёл от костра. Сырой холодный воздух охватил меня со всех сторон. Сапоги заблестели от росы (Ю. Казаков). (Едва, и).

І. Спишите текст, исключая выделенные курсивом союзы. Как изменится пунктуация предложений?

ІІ. Причастные и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения. Сделайте разбор последнего предложения.

Зима, нежданно нагрянувшая накануне, вроде сообразила, что пришла до срока. Отступила.

Когда неуверенный первый снег растаял, по тротуарам и мостовым потекли потоки грязной холодной воды. Повсюду серыми озерцами плескались лужи.

Когда к полудню выглянуло солнце, пейзаж заметно оживился. И даже лёгкая путаница возникла в головах, потому что поздняя осень вдруг показалась весной.

Оживился, повеселел поток машин, и прохожие, чертыхаясь, уворачивались от фонтанов грязной воды, летящих из-под бойких колёс.                                                                                                                                                                     (По М. Юденич)

ІІІ. Укажите примеры олицетворения. Какова их роль в создании художественного образа?

Придаточные образа действия и степени

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главной части, а также степень признака, обозначенного в главной части.

Придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? до какой степени? и присоединяются к главной при помощи союзов что, чтобы, как будто, словно и союзных слов как, насколько.

В главной части, как правило, есть указательные слова такой, настолько, так. Указательные слова образуют с союзами и союзными словами пары: так — что; такой — что; до того — что. Придаточные образа действия и степени всегда стоят после главной части:Ливень начался такой, что через полминуты, прятаться было поздно.

І. Расставьте знаки препинания в незавершённых предложениях.

ІІ. Закончите предложения придаточными образа действия и степени. Поставьте вопрос от главной части к придаточной.

1. Я был в таком восторге что … . 2. Он настолько увлёкся своей идеей что … . 3. Вокруг было так тихо будто … . 4. Он настолько изменился точно … . 5. Закат был таким красным будто … .

5.  Проверьте свой пунктуационный слух

І. Работа в парах. Соблюдая правильную интонацию, прочитайте друг другу по два предложения. Определите на слух, сколько в предложениях смысловых отрезков, которые надо выделить запятыми.

ІІ. Запишите по два диктуемых друг другу предложения. Проведите взаимопроверку, не используя учебник. Затем проверьте свою работу, сверяя с учебником. Проведите устный и письменный пунктуационный разбор предложений. Укажите придаточные части образа действия и степени.

1. Наша публика так ещё молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения (М. Лермонтов). 2. Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветов, что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще (Л.

Паустовский). 5. .этой зимой снег выпал поздно, но падал четыре дня без перерыва и так завалил знакомую землю, что ее не узнать (К. Паустовский). 4. Дни стояли тёплые безветренные, и комара народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь (Б.

Васильев).

Придаточные сравнительные

СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета или явления с другим. Сравнение придаёт речи особую наглядность, выразительность, эмоциональность. Чтобы сопоставить предметы или явления, можно использовать разные конструкции, некоторые из них вы изучали ранее на уроках украинского и русского языка.

6.  Анализ учебного материала

І. Прочитайте упражнение и определите, каким способом можно выразить значение сравнения.

ІІ. Спишите предложения, расставляя дефисы (место пропуска дефиса не указано). Объясните, почему не все конструкции с союзом как выделяются запятыми. Сравнительные обороты в составе обстоятельства и в составе сказуемого подчеркните как члены предложения. Объясните, почему их необходимо различать.

1. Комната убрана по старинному (как в старину). По весеннему пригревает солнышко. Отвечал он чётко, по военному. Он поделился со мной чеммог по братски. Ты поступил не по мужски. Он по дружески протянул мне руку. Он по заячьи труслив. По волчьи завыла собака. Он был по медвежьи неуклюж.

2. Доброе братство дороже богатства. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти. Сыр калача белее. Простота хуже воровства. Птичке воля дороже золотой клетки.

3. Змея выскочила из травы, как пружина. На ветру ветка раскачивалась, как маятник. Она красива, как цветок. Она ухаживала за ним как нянька.

4. Змея как пружина. На ветру ветка как маятник. Она как цветок. Она как нянька.

Сравнение может быть выражено как с помощью сравнительного оборота в составе обстоятельства или сказуемого, так и с помощью придаточного сравнения. Придаточные сравнительные поясняют в главной части действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы

как? подобно чему? и присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как если бы.

Придаточные сравнения позволяют более точно и полно передать сходство предметов и явлений: У него получалось всё так легко и свободно, словно он долго репетировал (Д. Рубина).

Предложения с двойным союзом чем — тем являются разновидностью сложноподчинённых предложений с придаточным сравнения. В них используется сравнительная степень имени прилагательного или наречия: Чемближе подходил я к этому дому, тем явственнее различал звуки музыки.

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

ІІ. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части. Проверьте, можно ли перенести придаточную часть в другую часть предложения.

1. Раздался металлический треск как будто кто-то прошёлся по железной крыше (В. Медведев). 2. Он свистел так тонко и нежно как будто играл на флейте (В. Медведев). 3.

Август был с тёплыми дождиками как будто нарочно выпадавшими для сева (И. Бунин). 4.

Он сидел на табуретке у окна смотрел сквозь стекло на улицу и попыхивал папиросой словно и сам кому-то подавал сигналы (В. Распутин).

Выразительно прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Какие способы выражения сравнения использованы? В каких предложениях конструкцию с союзом как не надо было выделять запятыми? В простых предложениях конструкцию с союзом как подчеркните как члены предложения.

1. Солнце светило горячо как в мае (М. Шолохов). 2. Стою и качаюсь и;; стороны в сторону как тополь в бурю (М. Шолохов). .1 Тёмный сад вздымался и опадал как океан (Т. Толстая). 4. Неподалёку от себя я разглядел птицу такого же цвета как эта прошлогодняя листва (М. Пришвин). 5. Воздух хоть ножом режь! Вода как нектар! (В. Титов). 6. Человек сам как трава

привязанная к земле но стремящаяся вверх (В. Солоухин). 7. Утром я встаю как встрёпанный (М. Шолохов). 8. Холодный сырой воздух был таким как бывает зимой и промозглый туман совершенно по-зимнему окутал притихший город (М. Юденич).

  1. Дополните каждое предложение сравнительным оборотом, придаточным сравнения. Преобразуйте
  2. сравнительный оборот в сказуемое.
  3. О б р а з е ц

. Снег искрится на солнце, как сахар. — Снег искрится на солнце, будто его посыпали сахаром. Снег как сахар.  

Снег сверкает на солнце, будто … . Снег укрывает землю, словно … . Деревья в снежном убранстве, точно … . Снежинки кружатся, как … . Воробьи на деревьях нахохлились, будто … . Трещат деревья от холода, точно … .

Прочитайте текст. Какими способами выражено сравнение? Объясните постановку знаков препинания. Почему не во всех случаях конструкции с союзом как выделяются запятыми?

Не успев ещё как следует обдумать свои действия, он, как кошка, вцепился лошади в гриву и в один прыжок очутился на ней. Дальнейшее произошло как во сие. Лошадь сорвалась с места и помчалась по степи как бешеная. Потом резко остановилась, метнулась в сторону и, оглушительно заржав, свечой взмыла вверх, по-змеиному вытянув шею. Как ни металась, как ни противилась Чайка, всё же вынуждена была покориться, как покоряется животное властной воле человека. 

                                                                                                                                                                              (В. Титов)

11.  Домашнее задание

Переведите текст на русский язык и запишите его, расставив знаки препинания. Укажите, какие способы выражения сравнения в нём использованы.

Коли я он там на вершку гори або в глибині лісу спинюся нерухомо то мені здається що не маю пощо додому вертати. Там розходиться грудь широко легко в серці немов щось ясне сильне  прокинеться і оживає. Там я і співаю не раз навіть з полохливими пташками навперейми любуючись власним голосом як він далеко лісом лунає ніби дзвенить. Це так прегарно й весело це так свобідно!

Зайшовши вниз я не розказую нічого.

Ні одно словечко не перехоплюється через уста мої що я там бачила що пережила яку міць принесла звідти в серці. Як пробуючи свої сили потрясала молодими смереками як ухопившись галуззя старих дерев висіла немов метелик як гойдалася як спинаючись без відпочинку на гору спочивала опісля в м'якім моху гляділа в небеса а там хмари прозоро-білі ледве замітні улітали попід ніжну синяву далеко…

                                                                                                                                                                    (О. Кобилянська)

Источник: https://s1literator.ucoz.ru/publ/urok_russkogo_jazyka_v_9_klasse/slozhnopodchinennye_predlozhenija_s_pridatochnymi_obstojatelstvennymi_slozhnopodchinennye_predlozhenija_s_pridatochnymi_stepeni/9-1-0-64

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной

Сравнительные придаточные поясняют главную часть предложения путем сравнения, основываясь на ассоциативной связи явлений. Сравнительные отношения выражаются союзами «как», «подобно тому как», «словно», «будто», «как будто», «точно», «как если бы».

Оттенки значений сравнительных придаточных разнообразны (собственно сравнение, уподобление, соответствие и др.) и определяются лексическим значением союзов.

  • Значение соответствия, равенства сравниваемых предметов или явлений передается придаточными с союзом «как»:
  • Он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала (Л.),
  • а также с союзом «что»(народно-поэт.):

Нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся (Ник.).

То же значение, но с оттенком книжности передается союзом «подобно тому как»:

Подобно тому как в средние века церковь низвела философию до роли служанки богословия, современный бизнес низвел искусство до уровня слуги торговой рекламы (из газет).

Придаточные с союзами «словно», «точно», «будто», «как будто», «как если бы»содержат сравнение, которое представляется не как нечто реальное, а лишь как возможное (или воображаемое), т. е. имеют значение сравнительно-условное.

Союзы «словно», «точно»указывают на значительное сходство сравниваемых предметов или явлений:

Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опускались на его синюю равнину (М. Г.).

Союзы «как будто», «будто»указывают на приблизительность сравнения:

Слова лились, как будто их рождала не память робкая, но сердце… (П.);

Сейчас он приближался вихляющей походкой, будто под ногами была палуба парохода, качаемого бурей (Панф.).

  1. Союзом «как если бы»подчеркивается, что сравнение предположительно:
  2. В комнате стало свежо, как если быоткуда-то проник холодный воздух.
  3. Важно помнить, что с придаточными сравнительными предложениями по средствам связи и по значению сближаются сравнительные обороты:
  4. Я ползу, как зверь, и только слышу, как больно и громко стучит мое сердце (Пришв.);

Вправо и влево от магистрального канала, словно сучья и ветки от могучего ствола дуба, разрослись каналы поменьше, густо опутали все поле (Мусат.).

Сравнительные обороты отличаются от сравнительных придаточных своей структурной неполнотой (в сравнении со структурой простого предложения), в результате чего в них не усматриваются признаки предикативного соединения слов.

Сравнительные союзы «словно», «точно», «как будто», «как бы»могут присоединять отдельные члены внутри простого предложения. В таком случае они не выражают сравнения, как сравнительные придаточные или сравнительные обороты, а лишь подчеркивают недостаточную определенность в отношениях между членами предложения. Например:

  • Ты меж сестёр словно горлинка белая промежду серых простых голубей (Н.) (союз «словно» при сказуемом);
  • Он шел медленно, осторожно, словно крадучись (союз «словно» при обстоятельстве).
  • Придаточные сравнения могут передавать:
  • А) реальное сравнение;
  • Б) гипотетическое (предположительное) сравнение.
  • В первом случае связь главной и придаточной частей осуществляется с помощью союзов «как», «подобно тому как», «точно так же, как», «всё равно что», «что», «вроде того как», «прямо как»:
  • И вот всё кончилось хорошо, как всегда всё кончается в новогодних рассказах.
  • Восторг его гас, как гаснет свеча от сильного порыва ветра.
  • Во втором случае связь главной и придаточной частей осуществляется с помощью союзов «как будто», «будто», «словно», «точно», «как если бы», «вроде бы», «как бы», «так же если бы»:
  • Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.
  • Облака стояли неподвижно, точно зацепились за верхушку сухих старых сосен.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_14947_slozhnopodchinennie-predlozheniya-s-pridatochnoy-chastyu-sravnitelnoy.html

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения ( 9 класс)

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения

Цель. 1. Выявить признаки сложноподчиненных предложений с придаточной частью сравнения.

2. Развивать умение находить придаточные части сравнения и отграничивать их от сравнительных оборотов.

3. Совершенствовать речевые, синтаксические и пунктуационные умения.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Введение в тему.

Сегодня первое февраля, последний зимний месяц. И хотя впереди еще наc ждут метели и вьюги, еще не перестают трещать морозы, но все мы уже мечтаем о весне, о теплых днях и о буйстве красок. Наш урок я бы назвала так : розовое и… А вот вместо многоточия вы сами добавите слово, только чуть позже.

  • Записываем в тетрадь число, классная работа, пропускаем строку для темы, которую сформулируем чуть позже.

Ребята, перед вами текст.

1.Жил — был розовый слон, и был он не похож на других.2.Все слоны – серые, а он – розовый.3.Розовый слон был совсем один. 4. Как белоснежное облачко бродит в небе, так бродил он в поисках пищи и друзей. 5.

Серые слоны не принимали его, потому что розовый слон не мог петь серые песни, как они.6. Мечтая быть с ними, он думал: «Чем лучше я спою свою розовую песню, тем быстрее они меня полюбят. 7. Он не понимал, что розовые песни и розовые стихи не нужны серым слонам.8.

Они не хотели знать, что в мире есть розовое, подобное счастью.

9.Отвергнутый, он ушел в лес и, взяв розовую краску, нарисовал прекрасную страну.10. В этой стране все было розовым, словно сахарная вата.11.Над синевой моря проступали нежно-золотые и розовые облака, будто и там сверкала сказочная страна.12.Розовое, подобно доброму волшебнику, делало всех по-настоящему счастливыми. 13. Жаль, что серые слоны этого не понимали.

3.Задание. Прочитайте внимательно текст и спишите предложения, распределив их по группам. Количество групп определяйте сами.

4.Побуждающий к теме диалог:

  • Сколько групп предложений получилось? (Три ).
  • Каким образом вы их распределили? (Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Простые предложения. )
  • Среди сложноподчиненных предложений, какие виды придаточных предложений вам встретились?
  • Какие группы придаточных обстоятельственных предложений мы с вами уже знаем?
  • Какие придаточные предложения показались вам новыми. Приведите примеры.
  • Что объединяет эти придаточные и простые предложения?
  • Исходя из назначения придаточного, как можно их назвать?
  • Какова тема нашего урока?
  • Сформулируйте основную цель урока

Записываем тему урока в тетрадь.

5. Задание. Вернемся к сложноподчиненным предложениям с придаточными сравнения. Докажите, что перед вами придаточная часть. Какой план можно использовать? Постройте доказательство.

  • Тип придаточного
  • К какому слову в главном относится, что поясняет
  • На какие вопросы отвечает
  • При помощи каких союзов или союзных слов связывается
  • Наличие указательных слов
  • Место придаточного предложения
  • Придаточное сравнения
  • Поясняет то, о чем говорится в главной части
  • Отвечает на вопрос как?
  • Союзы: как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому, как, чем…тем и др.
  • Так
  • Любое
  • Над синевой моря проступали нежно-золотые и розовые облака, будто и там сверкала сказочная страна.

6. Работа с учебником. Задание. Прочитайте текст на странице 94 и ответьте на вопросы:

  • Верными ли были наши рассуждения?
  • Какую новую для себя информацию вы получили, о чем мы не говорили?
  • В чем, на ваш взгляд, заключается отличие придаточной части сравнения и сравнительного оборота?
  • Всегда ли сравнительный оборот выражен одним словом?
  • Обратите внимание на конструкцию предложений со сравнительным оборотом и придаточной частью сравнения. Что вы можете сказать?
  • Что делает придаточную часть предложением? Сравните ваши выводы с информацией в учебнике. Стр. 96

7. Задание. В чем заключается отличие сложноподчиненного предложения с придаточным сравнительным от простого предложения с сравнительным оборотом. (Работа в парах).

Сконструируйте алгоритм, таблицу, схему (по выбору).

8. Задание. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Работа в парах.

Напишите сочинение-рассуждение: «В чем отличие сравнительного оборота от придаточного сравнительного предложения?» Найдите и приведите два примера из предложенного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования)

Чтение двух вариантов работ.

9. Закрепление полученных знаний.

  • Дидактический материал стр. 85. Упражнение 92. Заполните таблицу.
  • Работа на компьютерах с заданиями цифровых образовательных ресурсов.

Проверочный тест – папка 1.

Найдите и отметьте предложения с придаточными предложениями сравнения, расставьте знаки препинания.

  1. Какой-то смолоду скворец так петь щегленком научился как будто бы щегленком сам родился.

  2. Как верна у Пушкина всякая мысль всякое чувство и всякое ощущение так верен у него и всякий оборот всякая фраза.

  3. Трава была так густа и сочна так ярко сказочно-прелестна как это видят люди и звери только в раннем детстве.

  4. Мне все представлялось будто за снегом кто-то прячется страшный-страшный.

  5. Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем угрюмее лез Гаврик в самые опасные места.

  6. Так и заговорила скрипка, точно это и вправду девичье сердце было.

Скажите, пожалуйста, есть ли у вас вопросы по изученной теме? Что было непонятно?

Контрольный тест – папка 2.

Оценивание результатов, автоматическое выставление оценок.

M 01 teleschool.russian.09.017-032.p1.oms

М 02 teleschool.russian.09.017-032.k.oms

teleschool.russian.09.017-032.p1.oms

10. Подведениеитоговурока.

  • Какую роль в художественном и публицистическом стилях играют предложения с сравнительными оборотами и сложные предложения с придаточными сравнительными?
  • Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока. Мы работали с текстом, где главные герои жили в разных интеллектуальных измерениях. Кто, по-вашему, интереснее? Почему?
  • А какие люди нравятся вам? Как можно закончить начатое мной предложение?

11. Рефлексия.

  1. Пословицы и поговорки
  2. (отметь пословицу, соответствующую твоему видению урока )
  3. 1.
  4. Лучше меньше, да лучше
  5. 2.
  6. Терпение и труд все перетрут
  7. 3.
  8. Счастливые часов не наблюдают
  9. 4
  10. А ну, познания человеческие, поглядим, кто — кого! (Жан Поль Сартр)
  11. Твое эмоциональное состояние (смайлик)

12. Домашнее задание.

По выбору:

  1. Учебник: упражнение №150 стр.97.

  2. Дидактический материал: упражнение 93

  • Приложение
  • Клише для написания сочинения – рассуждения
  • на лингвистическую тему может быть таким.
  • Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему

Знание отличительных особенностей придаточных сравнительных предложений и сравнительных оборотов, безусловно, очень важно. Как же разобраться, где придаточные сравнительные предложения, а где просто сравнительный оборот? Давайте это сделаем вместе.

Во-первых, сравнительный оборот является членом простого предложения и может быть распространенным или нераспространенным. В качестве примера можно привести предложение….

Во-вторых, в сравнительном обороте нет сказуемого и членов предложения, относящихся к сказуемому. Рассмотрим предложение … Подлежащее — ….

, сказуемое -…; второстепенные члены предложения -… Таких членов предложения мы не увидим в предложении…, которое является простым предложением с сравнительным оборотом.

Таким образом, для грамотно письма, правильного построения текста отличие сравнительного оборота от придаточного сравнительного предложения знать просто необходимо.

Источник: https://infourok.ru/slozhnopodchinennye_predlozheniya_s_pridatochnoy_chastyu_sravneniya___9_klass-352174.htm

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными. Видеоурок. Русский язык 9 Класс

На какие вопросы отвечают придаточные сравнительные и уступительные, какими союзами и союзными словами прикрепляются к  главному, в каких случаях мы можем ошибиться в определении вида придаточных – об этом наш урок.

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными

Термин придаточное сравнительное говорит о том, что в предложении что-то сравнивается, сопоставляется  с чем-то.

Придаточное сравнения как раз и поясняет содержание главного с помощью сравнения, обычно располагается после главной части  и относится ко всему главному.

  Средством связи главного и придаточного предложений служат сравнительные союзы  как, точно, словно, будто, как будто, как если бы, чем…тем и др.

Если в  главном есть указательное слово так, то в придаточном значение сравнения сочетается со значением образа действия: Какдерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин).

Придаточные  сравнения  часто бываю неполными: Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов)

Особое место в системе сложноподчинённых предложений  с придаточным сравнительным занимают  предложения с двойным союзом чем… тем.

В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку части не могут существовать самостоятельно.

Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается  главным  предложением:

Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось  сердце. ( С. Аксаков / см. М. Разумовская.)

Придаточное сравнительное  более полно и ясно, чем другие сравнительные конструкции, выражает сравнение  предметов и явлений.

Важно не путать придаточные сравнительные со сравнительным оборотом (это часть простого предложения, его выделяем запятыми, он не имеет сказуемого),  со сказуемым, в состав которого входит союз как, с нераспространенными обстоятельствами  сравнения, которые  часто можно заменить  творительным сравнения.

Придаточные уступительные отвечают на вопросы: несмотря на что?  вопреки чему? К главному  предложению прикрепляются союзами хотя (хоть),  несмотря на то что, пусть, пускай, даром что,  союзными словами с усилительной частицей ни (что ни, как ни, где ни, куда ни и т.д.): Кто б ни был ты, печальный мой сосед,  люблю тебя, как друга юных лет. (М. Лермонтов.)

Так как  сложноподчиненные с придаточными уступительными по своему значению близки сложносочиненным предложениям с противительными союзами  но, а, однако, тем не менее, все же, эти союзы мы можем увидеть в главном предложении сложноподчиненного с придаточным уступительным. Не путайте эти предложения.

Надо отличать придаточное  уступительное  с союзным словом что бы ни от  придаточного цели с союзом  чтобы:Чтобы написать книгу, требуется много времени.- Что бы ни писал автор, его произведения всегда пользовались спросом.

Домашнее задание

Вопросы

1. К чему относится придаточное  сравнительное?

2. Чем связывается придаточное сравнительное с главным?

3. С каким  обстоятельственным значением может сочетаться  придаточное сравнительное?

4. С какими конструкциями можно спутать  придаточное сравнительное?

5. На какие вопросы отвечают придаточные уступительные?

6. Чем прикрепляются придаточные уступительные к главному?

7. Где возможна ошибка в определении придаточных уступительных?

Упражнение 1.   Определите вид придаточных предложений.

(1)   Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов)  (2) Несмотря на то что экзамен уже  был сдан, волнение все еще не покидало Свету.

(3) Несмотря на сданный  экзамен, волнение не покидало Свету. (4) Роса как алмазы на листьях. (5) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной  почве. (И.

Тургенев)  (6) Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов)

Упражнение 2.  Задайте вопрос к придаточному.

(1)   Чтобы написать книгу, требуется много времени.  (2) Что бы ни писал автор, его произведения всегда пользовались спросом.  (3) Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось  сердце. ( С. Аксаков / см. М. Разумовская) (4) Как дерево роняет тихо листья, такя роняю грустные слова. (С. Есенин)  (5) Пусть арфа сломана, она еще рыдает. (С. Надсон)

Упражнение 3.  Сделайте вывод о виде придаточных в предложениях упражнения 2.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник). 

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник).

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В.   Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Русский язык. Теория 5–9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)  аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего  образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya-s-pridatochnymi-sravnitelnymi-ustupitelnymi

Спп с придаточным сравнения

  • Конспект урока русского языка в 9 классе
  • Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.
  • Цели урока:
  • повторить сведения о способах выражения в языке значения сравнения (сравни­тельный оборот, творительный сравнения, сочетание сравни­тельной формы прилагательного и существительного, придаточ­ное сравнения); формировать умения пользо­ваться приемом синонимиче­ской замены, конструировать сложноподчи­ненные предложения с прида­точным сравнения, находить сложноподчи­ненное предложение с придаточ­ным сравнения и сравнительны­ми оборотами в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтакси­ческие конструкции.
  • Конспект урока.
  • I. Орг этап
  • II Проверка домашнего задания.

1. Упражнение 159, чтение и объяснение составленных схем по цепочке.: 1)объяснение смысла каждой пословицы,

  1. 2) назвать морфологические признаки наречий,3) прочесть 10 слов по заданной модели (каждый называет 1 слово , не повторяя прозвучавшее
  2. упр 160 –конспект проверят дежурные по образцу.
  3. (вопросы, сложности при выполнении).
  4. II Работа с учебником.
  1. Чтение лингвистического материала § 20

На какой вопрос отвечают языковые конструкции , которые помогают выразить значение сравнения? Назовите данные языковые конструкции

1.Оскалить зубы

2.Радость ползёт улиткой.

3.Под ним струя светлей лазури

4.Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

Спп с придаточным сравнения.

Как, точно, словно, будто, как будто, как если бы

1)Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось. (М.Пришвин)

  • 2)Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
  • ВЫВОД: Спп с придаточным сравнения более полно и ярко выражает сходство предметов и явлений.
  • Проверка
Наречие образа действия Творительный сравнения (глагол +сущ в тв.п) Сравнит ф прилаг +сущ Сравнительный оборот СПП с придат сравнения
2 6 7 8 3 5 1 4 9

Вывод. Сравнительные союзы могут присоединять придаточные предложения и сравнительные обороты. В этом случае запятая перед сою­зами ставится. А могут стоять при сказуемом, тогда запятая не ставится.

(Море как ртуть.)

IV. Закрепление материала.

  1. — Записать предложение (строки из стихо­творения Анны Ахматовой).
  2. Для мирной жизни новых поколений,
  3. От Каспия и до полярных льдов,
  4. Как памятники выжженных селений
  5. Встают громады новых городов.

Вывод. Придаточные сравнительные, как и сравнительные обороты, используются в поэтической речи и прозе и служат для создания вырази­тельности речи.

V. Работа с художественными текстами.

  • Фигура поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления, предмета или состояния с другим, называется сравнением.
  • — Разберем несколько примеров, распределяя предложения по груп­пам.
  • Карточка.

1. Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка. 2. Она, как с давними друзьями, своими рощами, лугами ещё беседовать спешит (А. С. Пушкин). 3.

Спорили, советуясь друг с другом, как спорят гордые в правде люди с сильными мира сего, не сдаваясь силе, но стараясь её убе­дить (М. Пришвин). 4'.

Мелкий грибной дождь не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К. Паустовский). 5. Анчар, как грозный часовой, стоитодин во всей вселенной (А. С. Пушкин).

6. Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман (А. С. Пушкин).

7. Сосновый лес как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим вет­ром (Дудин). 8. И эта песнь была нежна, как будто для земли она была на небе сложена! (М. Ю. Лермонтов.)

Проверка

Сложноподчинённые предложениях придаточными сравнительными Предложения со сравнительным оборотом
1, 3, 4, 8 2, 5, 6,

— Почему седьмое предложение не записано ни в одной колонке? (потому что сравнительный союз как входит в состав сказуемого: лес как орган).

— Чем осложнены предложения? (деепричастными, сравнительными оборотами, обособленным определением, однородными членами предло­жения).

Данные предложения позволяют повторить правописание гласных в личных окончаниях глаголов, перед суффиксом -л- в прош. вр. глагола, в падежных окончаниях существительных; -н- и -нн- в полных и кратких причастиях и прилагательных.

VI. Обобщающий вывод.

  1. — С помощью каких союзов и союзных слов присоединяются прида­точные сравнительные?
  2. — Какие конструкции могут присоединять сравнительные союзы, кро­ме придаточных?
  3. — В каких случаях перед сравнительным союзом не ставится запятая?

— Как называется поэтическая фигура (троп), основанная на сопостав­лении предметов, явлений, состояний и т. д.?

— Для чего употребляются в поэтической речи сравнения?

VII. Домашнее задание. § 20,упражнение 168

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/spp_s_pridatochnym_sravnieniia

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика