На каком принципе построена русская пунктуация?

  • Сегодня мы…
  • ·                   Выясним, на основе каких принципов строится русская пунктуация
  • ·                   Попытаемся выделить самый главный принцип.
  • ·                   Поймём, зачем нам знать принципы русской пунктуации.

На уроках русского языка мы уже говорили о принципах русской орфографии. То есть, об основных законах, на которые опирается эта область науки. Это морфемный, фонетический, традиционный, дифференцирующий принципы.

Как известно, любое правило орфографии можно объяснить тем или иным принципом.

Вообще, принцип в языке – это такое универсальное «потому что». Объяснение, как именно и почему именно так работает какое-либо правило. И если бы никаких принципов в пунктуации не было – мы бы просто ставили знаки препинания там, где мы захотим. Однако пунктуация – весьма принципиальная дама!

На каком принципе построена русская пунктуация?

И первый принцип, на который нужно обратить внимание – это структурный. Его ещё называют синтаксическим. Звучит он примерно так: употребление знаков препинания зависит от строения предложения. То есть пунктуация зависит от синтаксиса! Эту истину мы уже и сами знаем.

Как это работает? Вот предложение

Начался новый учебный год

Вернее, пока что это незаконченное высказывание. А если мы хотим его закончить и оформить – нам понадобится знак препинания. Мы должны поставить что-нибудь в конце предложения. Например, точку.

Можно добавить к первому высказыванию второе –

Начался новый учебный год и ученики пошли в школу.

Теперь получается, что в этом предложении две части – такова его структура. И мы должны отметить это: нужно отделить две части друг от друга. Сделаем это при помощи запятой.

А если вместо одного сказуемого у нас вдруг три? Пошли, побежали, полетели в школу.

Начался новый учебный год и ученики пошли побежали полетели в школу.

Теперь строение предложения изменилось – у нас есть однородные сказуемые. И они ничем не отделяются друг от друга. Нужно их разделить. Мы для этого тоже используем запятые.

Ещё раз немного изменим структуру предложения.

Начался новый учебный год, и ученики искренне радуясь пошли в школу.

Теперь у нас в предложение как будто вставлена какая-то лишняя деталь. На самом деле так и есть – у нас тут деепричастный оборот. Без выделения запятыми он нарушает строение предложения. Значит, придётся его выделить.

А если вот так:

Начался новый учебный год весело сказала Маша.

Получается, что у нас здесь есть речь. И её тоже нужно как-то выделить из структуры всего предложения. Поэтому мы выделяем её кавычками. Части предложения разделяем запятой. И добавляем тире, чтобы указать на речь автора.

Итак, структурный принцип довольно строг. При попытке выставить знаки препинания только там, где делаются паузы, он мигом напоминает нам, что есть синтаксис, есть строение предложения. И если мы забудем о нем, нам несдобровать.

На каком принципе построена русская пунктуация?

Структурный, или синтаксический, принцип является основным для русского языка. Он олицетворяет собой главный закон, который действует в языке. Знаки, которые требуются по этому принципу, обычно обязательны. Они не могут быть авторскими.

  1. И все основные правила пунктуации, которые мы будем изучать, в большинстве своём основаны именно на структурном принципе.
  2. Но почему бы не построить всю пунктуацию только по этому принципу?
  3. Потому что в речи есть ещё и смысл.
  4. Сравним два предложения:
  5. Твоё сочинение должно быть уже на моем столе.
  6. Твоё сочинение, должно быть, уже на моем столе.

В первом предложении совсем необязательно ставить запятые. Но как только мы их поставили, смысл изменился. Значит, постановка этих знаков препинания продиктована смыслом.

Так что в языке есть ещё и смысловой принцип. Иногда его ещё называют логическим. Его можно сформулировать так: знаки препинания ставятся в соответствии с оттенками смысла.

Иногда именно знак препинания может указывать нам на определённый смысл в предложении. А по грамматическому принципу знак здесь можно и не ставить.

Посмотрим на предложение

С нами поедет Игорь, мой друг и Евгений.

Кажется, что мы говорим о трёх людях. А если мы поставим запятую после слова друг? Тогда слова «мой друг» сразу же начинают относиться к Игорю. И получается, что с нами едет уже двое. Так сколько же человек с нами отправляется? Это зависит от запятой и от того смысла, который нужен.

Вот предложение:

Я сделал задание, так как меня попросили.

То есть, меня попросили, поэтому я и сделал задание. А если мы переставим запятую всего лишь на одно слово?

  • Я сделал задание так, как меня попросили.
  • Теперь речь уже о том, что нам были даны какие-то конкретные инструкции, и мы выполнили задание именно так, как нужно.
  • Я не пришёл, потому что заболел.

Заболел, поэтому не пришёл. Если мы передвинем запятую на одно слово, получится немного другая интонация и другой смысл: Я не пришёл потому, что заболел.

  1. То есть, не пришёл именно из-за болезни, а не из-за чего-то ещё.
  2. Из-за несоблюдения смыслового принципа можно сделать нелепую ошибку. Вот предложение:
  3. Кот стоял на трёх лапах, а четвертой передней лапой пытался достать сосиску.

По структурному принципу тут запятые не требуются. Но что обозначает это – четвертой передней лапой? Что-то многовато у кота передних лап!

На каком принципе построена русская пунктуация?

А вот если мы поставим после слова четвертой запятую, то лап окажется столько, сколько нужно.

Смысловой принцип допускает авторские знаки препинания. Например, у Максима Горького есть такое предложение: «Я – видел небо». Тире между подлежащим и сказуемым совершенно не нужно. Но автор решил, что оно выражает дополнительные оттенки значения, и поставил его.

Но не всегда даже и смысл может помочь. В конце любого предложения мы можем поставить точку, восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие. Структурный принцип нам здесь просто советует ставить знак препинания.

На каком принципе построена русская пунктуация?

Смысловой принцип требует уточнить смысл. А уточнить его поможет интонация.

Третий принцип в русском языке – интонационный. Он звучит так: знаки препинания ставятся в соответствии с интонацией.

Заметим – знаки препинания далеко не всегда ставятся там, где делаются паузы при интонации.

Но иногда все же ставятся.

Благодаря интонационному принципу мы выбираем знак в конце предложения. Даже одно слово с разной интонацией превращается в совершенно разные предложения. То же самое с интонацией при обращении. Оно, как известно, может отделяться запятой или восклицательным знаком.

При помощи разной интонации отображаются разные оттенки смысла. Вот три сложных предложения, части которых связаны при помощи разной интонации.

На каком принципе построена русская пунктуация?

В первом случае мы просто перечисляем события, поэтому ставим запятую. Во втором случае речь о том, что кто-то сел за парту, так как урок начался.

А тире – это быстрая смена событий. Не успел человек сесть за парту, как начался урок.

Есть ещё и так называемое интонационное тире. То есть, иногда тире ставится именно там, где нужна пауза. Там, где нужно обозначить дополнительную интонацию, привнести какие-то оттенки смысла.

Разговаривать – долго он не мог. Человек долго не мог пользоваться речью.

Разговаривать долго – он не мог. Человек мог пользоваться речью, но недолго.

Какой вывод из этого мы можем сделать?

Есть три принципа русской пунктуации.

Структурный или синтаксический. Мы ставим знаки препинания в соответствии со строением предложения.

Смысловой. Знаки препинания могут быть продиктованы смыслом предложения.

Интонационный. Знаки препинания могут зависеть и от интонации.

При этом структурный принцип считается главным, а остальные – подчинёнными. Вот почему так важно хорошо разбираться в строении предложения.  

Источник: https://videouroki.net/video/02-principy-russkoj-punktuacii.html

Принципы русской пунктуации

Как и орфография, русская пунктуация строится по своим определенным принципам, которые делают ее логичной и понятной при изучении.

Хотя в пунктуационных правилах много говорится об обязательной постановке знаков препинания, все же система в целом достаточно гибкая: например, можно вместо одного знака поставить другой, опираясь на смысл синтаксической единицы. Все это изучается на уроках русского языка в 11 классе.

На каком принципе построена русская пунктуация?

Его называют структурным или синтаксическим, поскольку он основан прежде всего на строении предложения, то есть на его синтаксической структуре. Так, точка в конце предложения обусловлена именно строением предложения, как и знаки препинания между частями сложного предложения.

В большинстве случаев смысловое членение текста совпадает с синтаксическим, однако есть и такие случаи, когда синтаксическое членение подчиняется смысловому и это влияет на постановку знаков препинания.

Таком образом, выделяется еще один принцип русской пунктуации – смысловой. Он также влияет на постановку знаков препинания – именно этот принцип допускает постановку тех знаков, которые называются “авторскими”. Авторские знаки препинания выполняют функцию различителей смысла, а не просто деления предложения на синтаксические части.

Третий и последний принцип русской пунктуации – интонационный. Несмотря на то, что знаки препинания отражают интонацию только частично, она все же влияет на их постановку. Так, случай выбора между точкой и восклицательным знаком в конце предложения стоит отнести к реализации именно интонационного принципа.

Что касается того, что буквального совпадения между интонацией и знаками препинания нет, это легко подтвердить: далеко не во всех случаях интонационные паузы стоят там же, где знаки препинания, то есть этот знак может не стоять там, где есть пауза в речи, или стоять там, где ее нет.

Кроме указания на смысловое членение текста, они выявляют его синтаксическое деление и ритмомелодику, то есть фактически реализуют принципы русской пунктуации. Существует несколько типов знаков препинания:

  • знаки выделения, которые необходимы для того, чтобы обозначить те синтаксические конструкции, которые дополняют и поясняют предложение, обращения и т.п. Это всегда парные знаки препинания – скобки, кавычки, два тире или две запятые;
  • знаки отделения – они нужны для того, чтобы обозначить границы, будь то границы между предложениями, однородными членами. также они указывают на тип предложения по цели высказывания и его эмоциональную окраску. Для этого используются как точка и запятая, вопросительный и восклицательный знаки, так и точка с запятой, многоточие, двоеточие и тире;
  • красная строка – это тоже знак препинания, совершенно особый – он указывает на начало нового абзаца.

Все знаки препинания делятся на две категории: одиночные и парные. Первые, как понятно из названия, не требуют постановки второго, а парные – требуют.

Русская пунктуация основана на трех принципах, которые применяются не отдельно, а во взаимодействии. Первый – синтаксический, который основан на строении предложения.

Второй – смысловой, он основан на том, что постановка знаков препинания основана на содержании, так что благодаря этому принципу допускается использование авторских знаков препинания. И третий принцип – интонационный, когда на постановку знаков препинания влияет интонация.

Сами знаки препинания делятся на две группы – отделения и выделения, красная строка является особым знаком препинания.

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 78.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/principy-russkoy-punktuacii-11-klass.html

Принципы русской пунктуации

Принципы русской пунктуации Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой.

Например, именно со структурой предложения связано употребление точки, фиксирующей конец предложения; знаков между частями сложного предложения; знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции).

Поэтому основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксиче­ский) принцип.

Например: Известно,1 (что,2 (для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб,3 птицу,* притаив­шуюся в ветвях,5 птичье гнездо,6 орех на ветке7 одним словом,8 всё),9 (что редко попадается и так или иначе прячется от глаз),10 надо держать в воображении то), (что ищешь).

Здесь знаки препинания отражают структуру предложения: 1 — запятая отделяет придаточное от главного; 2 — запятая на стыке союзов при последователь­ном подчинении придаточных; 2, 10— запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении; 3, 6 — запятые разделяют однород­ные члены, связанные бессоюзно; 4, 5 — запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова; 7 — тире после однородного ряда перед обобщающим словом; 8 — за­пятая выделяет вводную конструкцию; 9, 11 — запятые разделяют придаточные при последовательном подчинении; 12 — точка указывает на конец предложения.

Эти знаки строго обязательны и не могут быть авторскими.

Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним.

Однако часто случа­ется и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).

Читайте также:  Тире в сложносочиненном предложении. 16 примеров

Поэтому второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой.

Например: 1) В предложении Жених был приветлив и очень важен, потом — он был неглуп и очень зажиточен (М. Горький) тире указывает на то, что слово потом имеет здесь значение «кроме того».

При отсутствии тире потом имело бы значение «после чего-либо», «впоследствии», не­уместное в данном случае. 2) Предложение Ваше заявление должно быть рассмотрено комиссией (без знаков препина­ния) выражает уверенность говорящего в достоверности со­общаемого.

А предложение Ваше заявление, должно быть, рассмотрено комиссией (с вводной конструкцией) — неуверенность, предположительность. 3) Ср.: Сзади сели Вася, связной командир и автоматчик (К.

Симонов) (три уча­стника ситуации обозначены тремя однородными подлежащими) и Сзади сели Вася, связной командир, и автомат­чик (запятая перед союзом и превращает словосочетание связной командир в приложение к слову Вася, и в этом предложении речь идёт уже только о двух персонажах). 4) Ср. также разные смысловые отношения между главным и придаточным в зависимости от места запятой: Я сделал это, так как мне приказали и Я сделал это так, как мне приказали.

Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки. Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один па волков (И. Тургенев).

Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения.

Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказы­ваются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.

Таким образом, во всех этих примерах знаки выступают как различители смысла, который и обусловливает определённую структуру предложения.

Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). Например, интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невоклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.

Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет. Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет.

На­пример: 1) В предложении Краткие речи/всегда более со­держательны/и способны вызвать сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет. 2) В пред­ложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М.

Лермонтов) между союзом и и дееприча­стием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсут­ствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет.

Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.

Источник: http://lingvotech.com/printsipi_russkoy_punktuatsii

Русская пунктуация — урок. Русский язык, 11 класс

Пунктуация — это собрание правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания (препинание — «остановка, перерыв») — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

«Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания»*. «Знаки препинания — ноты при чтении» — так характеризовал А. П. Чехов пунктуацию в одном из писем, датированных (1888) г. Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи. В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине (XV) в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.

В современном русском языке (10) знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки.

К знакам препинания условно можно отнести также кавычки. Кроме того, для чтения текста используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.

По своей функции знаки препинания делятся на две группы: разделительные (отделительные) и выделительные.

К разделительным знакам препинания относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире. Разделительные знаки, как правило, однофункциональны (кроме запятой и тире), они употребляются для отделения одних отрезков речи от других и всегда выступают как одиночные знаки.

Пример:

«Встречают нас годы, призывно трубя. Пульсирует кровь без умолку… Самоотдача — отдача себя людям, призванию, долгу. Если другим твоя жизнь нужна, это ли не удача! Пусть же всегда, во все времена главенствует самоотдача!» (Я. Татьяничева).

Выделительные знаки препинания — это двойные (парные) знаки. К ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяются различные отрезки и смысловые единицы речи.

Пример:

«Твердят: «Строка твоя проста!» — Проста, да не обобрана! Она, как ягода с куста, твоей рукою собрана» (Л. Татьяничева).

Многие знаки препинания являются многофункциональными, многозначными. Помимо функции расчленения текста, знаки препинания могут иметь и другие функции. Так, они могут употребляться в дифференцирующей функции.

Пример:

«Наша задача завтра — сдать экзамен; Наша задача — завтра сдать экзамен».

Употребление знаков препинания, как и правила русской орфографии, регламентируется «Правилами русской орфографии и пунктуации», принятыми в (1956) г.

В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: логический (смысловой), структурно-синтаксический и интонационный.

Ф. И. Буслаев, представитель логического направления в русской грамматике, так определял назначение знаков препинания: «Так как посредством языка одно лицо передаёт свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:

1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой,

2) выра­жают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…»** Ф. И. Буслаев отмечал также, что система знаков препинания в русском языке основывается «не только на грамматическом разборе, но и на правилах риторического изложения мыслей»***.

Таким образом, знаки препинания помогают расчленить текст на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме (смысловое членение), делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

Надо иметь в виду, что одни правила пунктуации отражают только структурно-синтаксический принцип (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), другие — смысловой и интонационный принцип (например, постановка знаков препинания при обособленных членах); в основу третьих положены все три принципа (например, постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения).

В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков препинания, факультативное их употребление.

Источники:

* Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. — М., 1966. — С. 6.

** Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. — М., 1959. — С. 337.

*** Там же.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10–11 классы. Учебник. — М.: 2011.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/osnovnye-poniatiia-sintaksisa-i-punktuatcii-13388/osnovnye-printcipy-russkoi-punktuatcii-10931/re-81179d87-0baf-4886-8ef3-d25cb562a962

Принципы русской пунктуации

Принципы русской пунктуации — это основы современных пунктуационных правил, определяющих использование знаков препинания. Надо помнить, что назначение знаков препинания — помогать перенести на письмо звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно. Знаки отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение.

Невозможно построить все правила на одном принципе — смысловом, формальном или интонационном. Например, стремление отразить все структурные компоненты интонации очень осложнило бы пунктуацию, пришлось бы отмечать знаками все паузы: Мой отец // был бедный крестьянин; Над лесом // взошла луна; Дед попросил Ваню // нарубить и принести дров и т.д.

Отсутствие знаков в таких положениях не затрудняет чтение текстов, воспроизведение их интонации. Не отражается знаками с полной последовательностью и формальное строение предложения; например, однородные сочинительные ряды при одиночном и: Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света (Пауст.).

  • Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение в их взаимодействии.
  • пунктуация препинание русский письменность
  • Знаки препинания — это графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию.

Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак — это знаки конца предложения; 2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой — это знаки разделения частей предложения; 3) скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале или в конце предложения, употребляется одна запятая или тире: Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.); Кроме рек, в Мещёрском крае много каналов (Пауст.); — Эй, а ты куда, мамаша? — А туда ж, — домой, сынок (Тв.); 4) особый знак многоточие, «смысловой»; он может ставиться в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи: — Что такое ужин? Проза. Вот луна, звезды… (Остр.); — Отец, не кричи. Я тоже скажу… ну, да! Ты прав… Но твоя правда узка нам… — Ну да! Вы… вы! Как же… вы образовались… а я дурак! А вы… (М.Г.).

Особое, сложное значение передают сочетания знаков. Так, употребление вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический вопрос (т.е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской: Кто же из нас не думал о войне?! Конечно, все думали (Сим.); Негодяй и вор, одним словом.

И за такого человека выходить замуж?! Жить с ним?! Удивляюсь! (Ч.). Соединение разных значений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком: Проехал черный верховой, качаясь в седле, — подковы высекли две синие искры из камня (М.Г.); Над лесом небо прояснилось, — бледное солнце пролилось на серые колокольни Белоомута (Пауст.

) — грамматическая однородность, перечисление передаются запятой, а с помощью тире подчеркивается значение следствия-результата. Чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу, например тире в бессоюзном сложном предложении после запятой, передающей обособление: ср.: Ты, брат, — это батальон (Тв.

) — тире употреблено по правилу «тире между подлежащим и сказуемым (перед частицей-связкой это)», а запятыми выделено обращение.

Варианты употребления знаков препинания предусмотрены пунктуационными правилами. Если допускается постановка разных знаков, то обычно один из них является основным, т.е. ему предоставляется преимущество.

Так, вставные конструкции выделяются, как правило, скобками: Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.).

Допускается выделение вставки с помощью двух тире: А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице — она была не ровная, а покатая — бурно катилась целая река желтой воды (С.-Ц.). Для скобок данное употребление является основным, а для тире — одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков предусмотрены правилами оформления сложных бессоюзных предложений, например при пояснении или мотивации вместо основного знака двоеточия употребляется тире: Разлука призрачна — мы будем вместе скоро (Ахм.).

При обособлении определений и приложений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Море — седое, зимнее, невыразимо угрюмое — ревело и неслось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень — вечер года — мне улыбается светло (Марш.).

Возможно выделение обособленных определений и приложений двумя знаками — запятой и тире — одновременно: Долетел спокойный мужественный гудок, — океанский, в три тона (Пауст.).

Читайте также:  Слово "вообще" как пишется правильно?

Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми другими правилами (в частности, запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении, запятой и восклицательного знака при обращении, восклицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопросе и др.).

Проявляется вариантность также в возможности употребления или неупотребления знаков в некоторых других случаях, например непоследовательно выделяются некоторые вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно; они могут выделяться вместе с присоединяемым существительным.

Источник: https://studbooks.net/2107520/literatura/printsipy_russkoy_punktuatsii

«Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» 11 класс

  • Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме «Принципы русской пунктуации.
  • Функции знаков препинания»
  • Цели:
  • 1) рассмотреть основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания;
  • 2) определить функцию каждого из препинания;
  • 3) совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста;
  • 4) совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения;
  • 5) определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
  • Структура урока: комбинированный; для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии (коммуникативная и культурологическая компетенции).
  • Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский

Оборудование: учебник А.И. Власенков «Русский язык 10-11 класс, дидактический материал.

Ход урока:

I. Организационный момент: приветствие и объяснение целей и задач урока.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.Мотивация.

  1. Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания.
  2. — А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?
  3. (10 знаков)
  4. — Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые представляет стройная система знаков препинания?

Задание 1. Французский писатель В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Издатель так же ответил без слов: !.

— Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между В.Гюго и издателем.

-Какую роль играют знаки препинания? Как вы относитесь к знакам препинания?

-Что такое пунктуация?

Дается справка.

Пунктуация (лат. — точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

  • В современном русском языке наиболее употребляются 10 знаков препинания:
  • Точка (.)
  • Вопросительный знак (?)
  • Восклицательный знак (!)
  • Многоточие (…)
  • Запятая (,)
  • Точка с запятой (;)
  • Двоеточие (:)
  • Тире (-)
  • Кавычки («»)
  • Скобки ( ).

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Задание 2. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла.

По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи.

Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

— Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

  1. -Покажите, как меняется смысл предложения?
  2. -Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом?
  3. Вывод: знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

II. Изучение новой темы. Осмысление содержания.

Сегодня главные вопросы на уроке:

  1. Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?

  2. Какова функция каждого из 10 знаков препинания?

  • Попробуем найти ответ на эти вопросы, проводя диалог с текстом.
  • А) Работа с текстом учебника, упражнение №225 (приложение 1).
  • После выразительного чтения ответить на вопросы:
  1. Каковы принципы русской пунктуации?

  2. Какой принцип является ведущим?

Составить тезисный план к вопросам (приложение 2): смысловой (логический), грамматический (синтаксический), интонационный (логико-грамматический), так как разъяснить смысловую и грамматическую роль знаков препинания практически невозможно.

Смысловой (логический) принцип. В основе правил лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

Грамматический (синтаксический) принцип. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическим (синтаксическим) принципом.

Интонационный принцип. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части.

Читая текст Э.Шима, заполняем таблицу (текст на каждой парте, приложение 3):

Функции знаков препинания.

Знаки препинания

  1. Функции знаков
  2. Пример
  3. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части
  4. Предают соответствующую интонацию
  5. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску.
  6. Приглашают читателя к разговору.
  7. -Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания
  8. -Знак эмоционального напряжения
  9. -Отделяет одно предложения от другого
  10. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части
  11. Выделение в предложении особо значимых частей
  12. Членение текста на значимые части
  13. Пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое – одна часть речи)
  14. Пропуск членов предложения
  15. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность
  16. Привлекает и акцентирует внимание читателя
  17. Разъяснительно-пояснительная
  18. Выделение в предложении особо значимых частей
  19. Выделение цитат, «чужой речи»
  • Тире ставится: 1) между подлежащим и сказуемым при наличии определенных условий;
  • 2) после однородных членов перед обобщающим словом;
  • 3) в БСП для выражения противопоставления;
  • 4) в неполных предложениях.

Спишите указанные предложения. Сделайте синтаксический разбор предложения. Кто затрудняется – выделите грамматическую основу предложения.

  1. I вариант: 1 предложение (1 абзац)
  2. II вариант: 2 предложение (2 абзац)
  3. Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

III. Подведение итогов проделанной работы. Рефлексия.

Высказывания о знаках препинания.

Тире – знак отчаяния. (А.М.Пешковский)

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов (В.В.Набоков)

— Как вы их понимаете?

— Согласны ли вы с авторами? В чем?

  • — Проиллюстрируйте высказывания примерами из художественной литературы.
  • — Что изучает пунктуация?
  • — Назовите принципы русской пунктуации.
  • — Перечислите функции знаков препинания.
  • Приложение 3
  • Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

И вдруг улыбнулась погодка: выпал чистый, мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и как-то сделалось словно в лесу! Сахарный снег блестит – переливается, все деревья цветными сделались: елки – с коричневой шкуркой, сосны – с желтенькой, осинки – с зелененькой, березки – с пестренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет!

(Э.Шим)

Источник: https://infourok.ru/principi-russkoy-punktuacii-funkcii-znakov-prepinaniya-klass-3169586.html

Принципы русской пунктуации

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

Принцип пунктуации Определение Пример, комментарий

Грамматический Основной принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с его грамматическим строением. Таковы, например, знаки в конце предложения, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами предложения и др. Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала. (П.)

Обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.

Смысловой Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно интерпретировать смысл предложения, а грамматически нередко возможны варианты. Кот несся на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине(Пауст.).

Если не поставить запятую между двумя определениями, не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несется, и еще четыре передних. Не кот, а осьминог какой–то.

Интонационный Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с особенностями интонации. Да. Да! Да?! Да…

Видите, как по–разному можно произнести одно и то же слово. И смысл совсем разный.

  • ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
  • Знаки Значения знаков препинания и их грамматические особенности Примеры, комментарии
  • Одиночные, разделяющие знаки
  • Ставятся между предложениями, частями сложного предложения, однородными членами предложения, подлежащим и сказуемым и членят текст на отрезки

. ! ? Членят текст на законченные мысли – предложения; знаки ! и ? к значению разделения добавляют смысловые и эмоциональные оттенки восклицания, вопроса. Да. Да? Да!

  1. Разные знаки – разный смысл.
  2. … В конце предложения или при обрыве предложения указывает на недосказанность мысли.
  3. В середине может указывать на недосказанность или обозначать пропуск в цитате. Последнее часто в сочетании со скобками: (…) Да…

Еще один смысловой оттенок по сравнению с предыдущими примерами

, ; В середине предложения членят текст на равнозначные грамматически и логически отрезки и ставятся между частями сложного предложения, однородными членами простого. Обладают разной разделяющей силой.

!!! Обратите внимание: вот основное правило, которым мы (часто интуитивно) пользуемся: ставь точку с запятой тогда, когда запятой мало, а точки много.

; часто имеет смыслоразличительное значение, помогая правильно интерпретировать смысловые связи, или подчеркивает структурную и смысловую самостоятельность каких–либо частей предложения, когда членит распространенные, имеющие внутри знаки синтаксические конструкции. Снежок изрезан лыжами; как снег, скрипуч и сух.

Смыcлоразличительный знак, который помогает сравнительный оборот отнести по cмыслу ко второму и третьему сказуемому.

: Имеет значение толкования. Все, что сказано после : , раскрывает смысл, указывает на признак, причину того, что сказано в первой части предложения.

Как одиночный знак ставится только между частями сложного предложения, чаще всего бессоюзного.

!!! Обратите внимание: не путайте : как одиночный знак с : и – как двойным знаком, который употребляется только в предложениях с однородными членами с обобщающим словом.

– Употребляется и в простом и в сложном предложении и обозначает:

— пропуск членов предложения, прежде всего связки в составном именном сказуемом;

— противопоставление (на месте знака можно ставить союз НО), сопоставление (можно вставить союз А), сравнение (можно вставить союз КАК);

— следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ)

— паузу при чтении и акцентирование последующей части предложения (интонационное тире), может употребляться, когда не нужны грамматические знаки, но тема сообщения делает целесообразным применение интонационных знаков. Архитектура – застывшая музыка. (Гете);

Все жалуются на свою память – никто не жалуется на свой разум. (Ларошфуко);

Бензин ваш – идеи наши. (И. и П.);

  • Сказано – сделано;
  • У войны – не женское лицо.(Алексиевич)
  • , – Как единый знак употребляется только при прямой речи, цитировании и в периоде.

NB! Чаще , – встречается в результате контекстного стечения знаков препинания. Будьте внимательны! «Это лошадь отца моего», – сказала Бэла. (Л.)

  1. Человек, не читавший утреннюю газету, – оптимист.
  2. ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
  3. Знаки Значения знаков препинания и их грамматические особенности Примеры, комментарии
  4. Двойные, выделяющие знаки

ставятся в начале и в конце какой–либо грамматической конструкции, чтобы показать ее грамматическую и смысловую самостоятельность. Употребляются при обособлении членов предложения, для выделения придаточных частей сложноподчиненного предложения, расположенных в середине главной, обращений, междометий, вводных и вставных конструкций.

!!! Обратите внимание: по контексту может быть употреблена только одна, правая или левая половина выделяющего знака (двойного тире или запятых), если конструкция, выделяемая им, стоит в начале или в конце предложения. В середине предложения затруднения возникают при стечении по контексту запятой и тире.

,/…/, Из всех выделяющих знаков имеет наиболее слабо выраженное значение и употребляется во всех случаях, когда не нужны более сильные знаки, то есть для выделения придаточных частей сложных предложений в середине главных, обращений, междометий, вводных конструкций, большинства обособленных оборотов. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (П.)

–/../– Обладает более сильным выделяющим значением, чем двойные запятые, и употребляется тогда, когда в силу структурных или смысловых особенностей выделяемой конструкции недостаточно двойных запятых:

1) при сильном распространении обособленных оборотов,

2) при возникновении у обособленного оборота значения пояснения (вместо тире можно вставить союзы ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО).

!!! Обратите внимание: значение пояснения возникает как между предложением и обособленным оборотом в его составе, тогда ставится двойное тире, так и между частями сложного предложения, тогда ставится двоеточие.

Не путайте эти конструкции (см.: Табл. 3) 1) Самый штрих его карандаша, самый почерк – железный, когда передает он железо, – и бархатный, когда передает он бархат, – очаровали меня своей артистичностью (Чук.

Читайте также:  Между бровями или между бровей, как правильно?

)

2) Курс у нас один – правильный(ЧВС).

(…) Самый сильный выделяющий знак используется для выделения вставных конструкций – попутных замечаний, грамматически не связанных с предложением. А Татьяне и дела нет (их пол таков). (П.)

  • : … – Узкоспециализированный выделяющий знак, который используется для пунктуационного оформления предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения.
  • «…» 1) Используется при выделении чужой речи и цитат,
  • 2) при употреблении слова в противоположном значении и в необычном переносном значении,
  • 3) в различных названиях 1) Замяукали котята: «Надоело нам мяукать» (Чук.)
  • 2) «Отлично», Константин! (= плохо)
  • 3) Роман «Отцы и дети» написан в 1859 году.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/37619.html

Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания

9–10-е классы

Учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.»

(М.: Просвещение, 2007)

  • Цели: совершенствование умения использовать основные приемы информационной обработки текста; совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
  • Структура урока:
  • Для достижения поставленных целей будут использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
  • Этапы урока:

I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

II. Осмысление содержания (получение новой информации)

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

ХОД УРОКА

I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

– Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?

Задание 1

Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.

Хватит жевать давайте читать

Хватит! Жевать давайте, читать…

Хватит. Жевать? Давайте! Читать?

Хватит жевать – давайте читать.

(Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.)

– Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?

Какую функцию выполняет в этом предложении тире? Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но).

Задание 2

В данном стихотворении расставлены знаки препинания, но иные, чем в авторском варианте. Восстановите авторскую пунктуацию.

Семейство Слонов перепугано: Насмерть Слоненок простужен.И кашель, и насморк лекарства достали. Компрессы готовы, но где? Продается платок хоботовый! Семейство Слонов Перепугано насмерть  Слоненок простужен:

  1. И кашель, и насморк.
  2. Платок хоботовый?
  3. Рената Муха. Слоненок

Лекарства достали, Компрессы готовы, Но где продается

– Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом? Знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

– Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания в данном случае?

– Какую функцию выполняет в авторском варианте текста тире? (В первой части указано следствие, а во второй – причина.)

  • Главные вопросы сегодняшнего урока:
  • Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?
  • Какова функция каждого из 10 знаков препинания?
  • Попробуем найти ответы на эти вопросы, проводя диалог с текстом.

II. Осмысление содержания (получение новой информации).

Работа с текстом учебника (с. 114–115, № 225).

Читая про себя, учащиеся делают пометки карандашом (прием инсерта – маркировка текста значками по мере его чтения) («V» – знал(а); «+» – новое, «–» – вызывает сомнения, «?» – вопросы по ходу чтения).

Приводим текст (отрывки из книги С.И. Абакумова «Методика пунктуации»):

Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения.

Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Употребление запятой при однородных членах предложения, для выделения приложений, обособленных причастий и деепричастий и т.д. обычно определяется именно синтаксической структурой предложения.

Частично на грамматической основе строятся также правила употребления точки с запятой, двоеточия, особенно в сложноподчиненных предложениях, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. Однако во всех этих и подобных случаях в основе правил все же лежит смысл высказывания.

Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

Возможные вопросы:

– Каковы принципы русской пунктуации? Структурный, смысловой, интонационный.

  1. – Какой принцип является ведущим?
  2. Следует обратить внимание учащихся на тот факт, что настоящее осмысление пунктуации, ее роли в понимании написанного начинается при работе над связным текстом.
  3. Знаки препинания служат для обозначения такого расчленения письменной речи, которое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни расположением слов.

Современная пунктуация исторически сложилась в стройную систему знаков, достаточно совершенную и гибкую для служения своему назначению. Системность пунктуации заключается прежде всего во взаимодействии ее принципов, условно расчленяемых, – структурного, смыслового и интонационного.

Заполняем таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров предложения из текста Н.Рериха (упражнение № 208, с. 110).

  • Комментарий для учителя: предлагаемая таблица может быть предъявлена учащимся (в зависимости от уровня подготовки класса) заполненной частично:
  • – только перечисление знаков препинания, чтобы учащиеся могли вспомнить и записать функции знаков препинания и примеры самостоятельно;
  • – перечисление знаков и указание функций тире и многоточия, так как речь на уроке идет в основном о предложениях с этими знаками;
  • – заполненной полностью, кроме колонки, в которую предлагается вписать примеры.

Вспоминаем, что знаки делятся на отделяющие и выделяющие. Внимание обращаем на функцию тире в данном тексте (так как из 10 предложений 6 организованы при помощи этого знака). Читаем текст Н.Рериха, параллельно заполняем таблицу. Примерный комментарий:

1) Россия не только государство… Многоточие подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания. Какую функцию еще может выполнять многоточие? Объясняем отсутствие тире в данном предложении (наличие отрицательной частицы и частицы только).

2) Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега.

Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.).

Налицо логическое подчеркивание сказуемого, пример того, как взаимодействуют структурный и смысловой принципы русской пунктуации.

3) Отмечаем параллелизм в строении предложений 5–8. Тире также означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.).

4) В 9-м предложении тире выполняет не отделяющую, а разделяющую функцию – обособление приложения, стоящего в конце предложения, дается его разъяснение.

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Изучение правил постановки знаков препинания начинается с первого класса. Что принес сегодняшний урок? Придумайте вопрос, который мог бы стать темой для сочинения-рассуждения.

Как пригодятся эти знания для выполнения заданий ЕГЭ?

  1. «Вооруженные» систематизированными знаниями о функции тире, приступаем к выполнению тестовых заданий, предлагаемых в ходе ЕГЭ.
  2. Задание 1
  3. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
  4. 1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.
  5. 2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
  6. 3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
  7. 4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.
  8. Комментарий:
  9. 1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака. (Должно быть двоеточие, так как в первой предикативной части следствие того, о чем говорится во второй; между частями можно вставить союз потому что, так как…)

2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Посредством глагола взглянул дается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта, допускается вставка и увидел, что.)

3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны. (Передача значений следствия в БСП.)

4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии. (Означает пропуск связки в сказуемом.)

  • Задание 2
  • Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении:
  • Земля (1) кругла (2) на ней не скроешь тайны.

1) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится запятая (2). В первой части ставится тире между подлежащим и сказуемым (1).

2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится двоеточие (2). В первой части запятая отделяет уточняющий член предложения (1).

3) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2), так как вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части. В первой части запятая не нужна (1).

4) Предложение простое. Тире (2) разделяет подлежащее и сказуемое. Запятая (1) не нужна.

  1. Таблица
  2. Функции знаков препинания
Знаки препинания Функция знаков Пример
1 Точка Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части
2 Восклицательный знак A. Передают соответствующую интонацию B. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску
3 Вопросительный знак
4 Многоточие A. Отделительная B. Знак эмоционального напряжения C. Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержанияD. Сигнал преднамеренного пропуска частей 1) Россия не только государство…
5 Запятая A. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части B. Выделение в предложении особо значимых частей
6 Точка с запятой Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части
7 Тире A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.) B. Означает пропуск членов предложения C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданностьF. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения) 2) Она – сверхгосударство, океан… 5) Россия – это океан земель… 6) Россия – это семь синих морей… Россия – меховая щетина… 7) Россия – это бесконечные снега… 8) Россия – страна… сокровищ…9) Россия есть страна византийских куполов… и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима
8 Двоеточие Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП)
9 Скобки Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)
10 Кавычки Выделение цитат, «чужой речи»
  • Домашнее задание:
  • 1) продолжите заполнение таблицы «Функции знаков препинания», определяя функции запятой в тексте упражнения 208 (текст Н.Рериха);

2) напишите сочинение-миниатюру «Многофункциональность тире в лирике М.Цветаевой»; «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).

Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена. Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

1. Россия не только государство… 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.

7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.

9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.

(Н.Рерих)

И.Н. ДОБРОТИНА, г. Москва

Источник: https://rus.1sept.ru/view_article.php?id=200801704

Ссылка на основную публикацию