Разбор наречий в предложениях

  • ·                   Сегодня мы с вами проведем сеанс воспоминаний.
  • ·                   Узнаем, из чего состоит наречие.
  • ·                   А в конце у нас обязательно получится схема, которая пригодится в дальнейшем.

Начнем с воспоминаний о том, что такое наречие. Это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Машина медленно ехала по дороге. Ехала – как? – медленно.

Наречие медленно обозначает признак действия.

Наречие также может обозначать признак признака или признак предмета.

 Очень интересная книга. Интересная насколько? – очень. Наречие очень обозначает признак признака.

У начальника были глаза навыкате. Глаза какие? – навыкате. Наречие навыкате обозначает признак предмета.

Наречие не изменяется. Это значит, что оно не склоняется и не спрягается.

Кот сидит неподвижно. Мы можем употребить наречие неподвижно с любыми формами глагола: сидел, будет сидеть, сидел бы. Можем даже сказать, что кот лежит неподвижно. Наречие от этого не изменится.

Наречие имеет степени сравнения: сравнительную и превосходную. Простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Составная форма сравнительной степени образуется при помощи слов более или менее. Наречия в превосходной степени в основном образуют составную форму при помощи слов наиболее, наименее, всех.

Попытаемся определить, в какой степени сравнения употребляются наречия в этих предложениях.

На стуле менее удобно сидеть, чем на диване. При помощи слова менее образована составная форма сравнительной степени.

Этот опыт Катя провела лучше всех в классе.  При помощи слова всех образуется составная форма превосходной степени наречия хорошо.

Дворовый Тузик подошел поближе. Поближе – один из вариантов образования простой формы сравнительной степени глагола близко. Если сравнительная степень образуется с приставкой по-, то это указывает на небольшую степень проявления признака. То есть, подошел немного ближе.

В тексте наречие обычно является обстоятельством.

Незабудки зацветут весной. Зацветут когда? – весной. Наречие весной – обстоятельство.

Дедушка сослепу наступил на ежа. Наступил почему? из-за чего?  − сослепу.

Иногда наречие может быть определением. Это обычно происходит, когда оно примыкает к существительному.

Внуки очень любили чтение вслух. Чтение – какое? – вслух. Наречие вслух является несогласованным определением.

На завтрак мы ели яйцо всмятку. Яйцо – какое? – всмятку. Наречие всмятку является определением.

Итак, что же мы знаем о наречии? Мы знаем, что обычно оно обозначает признак действия. Наречие не изменяется. Может иметь степени сравнения. И, наконец, в предложении обычно является обстоятельством.

Это и есть сведения, которые нужны для нашего морфологического разбора.

Разбор наречий в предложениях

Сегодня класс идет в поход. Выполним морфологический разбор наречия сегодня.

Устный разбор

Сегодня – наречие.

Во-первых, оно обозначает признак действия: идет когда? – сегодня.

  1. Во-вторых, это неизменяемое слово.
  2. В-третьих, в предложении является обстоятельством.
  3. Письменный разбор

Разбор наречий в предложениях

На соревнованиях Юра бежал быстрее всех. Сделаем морфологический разбор наречия быстрее всех.

Устный разбор

Всех – наречие.

Во-первых, оно обозначает признак действия: бежит как? – быстрее всех.

  • Во-вторых, это неизменяемое слово и оно стоит в составной форме превосходной степени.
  • В-третьих, в предложении является обстоятельством.
  • Письменный разбор

Разбор наречий в предложениях

Он услышал бойкие шаги вниз. Выполним разбор наречия вниз.

Устный разбор

Вниз – наречие.

Во-первых, оно обозначает признак предмета: шаги какие? – вниз.

  1. Во-вторых, это неизменяемое слово.
  2. В-третьих, в предложении является определением.
  3. Письменный разбор
  4. Разбор наречий в предложениях
  5. Что же нам требуется запомнить?
  6. Схема морфологического разбора наречия
  7. ·               Сначала нужно указать часть речи и ее общее значение.
  8. ·               Потом обратиться к морфологическим признакам (указать, что слово неизменяемое, а также обозначить степень сравнения, если она есть).
  9. ·               И наконец мы должны отметить синтаксическую роль наречия в предложении.

Источник: https://videouroki.net/video/25-morfologhichieskii-razbor-nariechii.html

Разбор наречий и слов состояния

  • Морфологический разбор наречий (разбор под цифрой 3)
  • Разряды наречий по функции (в школьной программе могут не указываться):
  • Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков,

Местоименные наречия указывают на них, ср.: справа – где, налево – куда, сдуру – почему, назло – зачем, вчера – когда. (В некоторых учебниках местоименные наречия отнесены к разряду местоимений).

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда – указательные, где, куда, зачем – вопросительно-относительные, везде, всюду – определительные и т. д.

Разряды наречий по значению:

Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак – его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и подразделяются на:

– качественные (как? каким образом? образуются, как правило, от прилагательных, реже – от причастий, имеют степени сравнения): быстро, так, вдвоём;

– количественные (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

– места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

– времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;

– причины (почему?): сгоряча, почему, потому;

– цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

  1. Примечание: В некоторых учебниках наречия не подразделяются на местоименные и знаменательные; определительные (качественные и количественные) отнесены к обстоятельственным образа действия.
  2. Примеры разбора наречий
    медленнее — наречие, начальная форма медленно;
    постоянные признаки: знаменательное, определительное, качественное;
  3. непостоянные признаки: в простой сравнительной степени;
  4. синтаксическая роль: обстоятельство.
  5. очень — наречие, начальная форма очень;
    постоянные признаки: знаменательное, определительное, количественное;
  6. непостоянные признаки: нет;
  7. синтаксическая роль: обстоятельство.
  8. по-собачьи — наречие, начальная форма по-собачьи;
    постоянные признаки: знаменательное, определительное, качественное;
    непостоянные признаки: в положительной степени сравнения;
  9. синтаксическая роль: обстоятельство.
  10. (было) поздно — наречие, начальная форма поздно;
    пост. признаки: знаменательное, определительное, качественное;
    непостоянные признаки: в положительной степени сравнения;
  11. синтаксическая роль: часть сказуемого.
  12. куда-то — наречие, начальная форма куда-то;
    постоянные признаки: местоименное, обстоятельственное, места, неизменяемое;
    непостоянные признаки: нет;
  13. синтаксическая  роль: обстоятельство.
  14. (Пусть будет) по-твоему — наречие, начальная форма по-твоему;
    постоянные признаки: местоименное, определительное, качественное, неизменяемое;
    непостоянные признаки: нет;
  15. синтаксическая  роль: часть сказуемого.
  16. (поеду) летом — наречие, начальная форма летом;
    постоянные. признаки: знаменательное, обстоятельственное, времени, неизменяемое;
    непостоянные признаки: нет;
  17. синтаксическая  роль: обстоятельство.
  18. там — наречие, начальная форма там;
    постоянные признаки: местоименное, обстоятельственное, места, неизменяемое;
    непостоянные признаки: нет;
  19. синтаксическая  роль: обстоятельство.
  20. Примечания:
  21. Сравнительная степень наречия бывает простая и составная.
  22. Простая сравнительная степень наречия (теплее, громче, раньше, глубже).
  23. Составная сравнительная степень (более громко).
  24. Превосходная степень
  25. простая превосходная степень сравнения только во фразеологизированных оборотах (благодарю покорнейше, нижайше кланяюсь).
  26. составная превосходная степень сравнения (Он прыгнул наиболее высоко. Он прыгнул выше всех)
  27. Омонимия наречий и других частей речи
  28. Этимологически большинство наречий – это застывшая форма того или иного слова (волосы ёжиком), часто с предлогом (разбить наголову), или застывшее сочетание слов (сегодня). Для того, чтобы правильно писать наречия, их важно отличать от других частей речи и их словоформ:
  • от падежных форм существительных с предлогом или без предлога: Разгромил наголову (наречие) своих врагов. Надел на голову (предлог с существительным) кепку. Волосы торчат ёжиком (наречие). Своей прической он схож с ёжиком (существительное в творительном падеже). В некоторых предложениях отличить наречие от падежной формы существительного можно по наличию при существительном согласуемых с ним слов: Я встал утром (наречие). Я встал ранним утром (существительное и согласованное с ним прилагательное);
  • от местоимений: Я нисколько (наречие) не расстроился. Сколько у тебя конфет? – Нисколько (отрицательное местоимение).
  • от падежных форм прилагательных со стоящим рядом предлогом: Мы зажили по-новому (наречие). Поезда идут по новому (предлог с прилагательным)  расписанию;
  • от кратких прилагательных среднего рода: Мать говорила спокойно (наречие). Море тихо и спокойно (краткое прилагательное);
  • от частиц: Картошка была вкусная, он купил ещё (наречие). Я ещё (частица) не обедал;
  • от деепричастий: Читать лёжа (наречие) вредно. Он принимал гостей, лёжа (деепричастие) на диване;
  • от предлогов: Пуля пролетела мимо (наречие). Она прошла мимо (предлог) своего дома;

Следует также различать количественные наречия “много”, “мало” и местоимения-числительные “многие”, “столько”, “сколько” и т. п. Помните, что местоимения, в отличие от наречий, изменяются.

  • Наречия, образованные от других частей речи с предлогом, могут писаться с бывшим предлогом, ставшим приставкой,  слитно, раздельно и через дефис.
  • Морфологический разбор слов категории состояния
  • Разбор наречий в предложениях
    Порядок разбора:
    — часть речи
    — значение
    — неизменяемость
    — степень сравнения (если есть)
  • — синтаксическая роль

Примеры:
Ему было весело.
весело – слово категории состояния; душевное состояние человека; не изменяется; сказуемое (подчеркнуть двумя чертами).

Дом близко, но мне лень.
близко – слово категории состояния; выражает модальную оценку ситуации; не изменяется; сказуемое (подчеркнуть двумя чертами);

лень — слово категории состояния; выражает волевое состояние человека; не изменяется; сказуемое (подчеркнуть двумя чертами).

перейти на стр. «Морфология в таблицах«, «Наречия  и слова категории состояния» (табл.),  «Морфология в песнях«, вернуться на главную

Источник: https://grammatika-rus.ru/glavnaya/razbor-narechij-i-slov-kategorii-sosto/

Краткосрочное планирование урока русского языка для 7 класса. Синтаксическая роль наречий в предложении. Морфологический разбор наречий

  • завуч по УВР учитель русского языка и литературы
  • ____________ КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО РК
  • 2015 – 2016 учебный год
  • КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 классе «Б»
  • урок
  • Ключевые цели урока
  • Принципы и порядок достижения требования обучения (тема)
  • Используемые активные способы преподавания
  • Виды  работ на уроке
  • Результаты урока
  • Что учащиеся (все или некоторые) будут знать, понимать и способны сделать?
  • Оценивание, включающее в себя оценивание для обучения
  • Выяснение эффективности процесса обучения
  • каждого учащемуся
  • Учет потребностей каждого ученика при планировании
  • Ресурсы и оборудование
  • Список технических устройств, который необходимо заранее приготовить
  • Кол-во часов
  • 51/13
Читайте также:  "в заключение" или в "заключении", как правильно?

Синтаксическая роль наречий в предложении. Морфологический разбор наречия.

интеллект-карта

Шкала знаний

Умеют производить морфологический разбор наречия, знают синтаксические функции наречий. Различают части речи и члены предложения.

Формативное защита инт.карты, «3 хлопка» — защита презентации; самооценивание

суммативное оценивание

 Умеют работать в группе, парах, совместно решают поставленные учебные задачи. Слушают выступления других групп и оценивают их.

  1.  Тренинг «Цветотерапия».
  2. Интерактивная доска, презентация, учебники, слайды,
  3. маркеры,
  4. карточки с заданиями, стикеры,
  5. 1
  6. ПРЕДМЕТ
  7. КЛАСС
  8. К-ВО УЧАЩИХСЯ
  9. ДАТА
  10. УРОК
  11. ВРЕМЯ
  12. урок № 44 по КП
  13. урок № 6 по ССП
  14. русский язык
  15. 7 «Б»
  16. всего:
  17. на уроке
  18. Ссылка
  19. Госстандарт, календарное планирование, среднесрочное планирование

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана, 2013.- 183с.

Планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года.

Источники

учебники и учебные пособия

Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы /Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б. 2-е изд., переработ. — Алматы: Атамұра, 2007. – 320 с.

Русский язык. Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы.Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-144с.

Русский язык. Сборник диктантов и тестов для изложений: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы. Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-136с.

Раздел учебной программы

Грамматика. Морфология. Наречие.

  • Тема урока
  • Морфологический разбор наречия.
  • Синтаксическая роль наречий в предложении.
  • § 41, с. 141
  • § 42, с. 142-145
  • Тип урока
  • Комбинированный урок
  • Ученик должен
  • ЗНАТЬ
  • УМЕТЬ
  • ВЛАДЕТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
  • Морфологические признаки наречия
  • Знать план морфологического разбора самостоятельных частей речи.
  • Знают синтаксические функции наречий.
  • уметь формулировать высказывание, понимать значимость употребления наречий в речи, употребление синонимов/антонимов наречий, фразеологических оборотов, в составе которых есть наречия
  • владеть навыками работы с различными источниками информации;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию
  • Общие цели
  • Выработка навыка морфологического разбора наречий.
  • Цель урока

Выработка навыков грамотного правописания наречий. Совершенствование коммуникативной компетенции посредством изучения темы «наречие».

  1. Задачи урока
  2. Образовательный аспект: формировать умение производить морфологический разбор наречий.
  3. Развивающий аспект: развивать связную речь.
  4. Воспитательный аспект: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность на уроке.
  5. Ключевые идеи

Использование стратегий позволит ученикам развить навыки управления информацией, выражать свои мнения. По результатам проведенной работы учитель сможет увидеть, на какой ступени находится ученик в процессе обучения.

  • Ожидаемые результаты
  • Учащиеся усвоят степени сравнения наречий, научатся находить наречия в предложении, научатся правильно образовывать степени сравнения наречий.
  • Результаты обучения
  • Умение самостоятельно изучать новую грамматическую тему; анализировать и сопоставлять ранее изученный материал.
  • Умение формативно оценивать результаты, проводить рефлексию своей деятельности.
  • Модули
  • НПО, УиЛ, ТиО, ИКТ, ВО, ОдО, КМ
  • Методические приемы
  • Повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицами, тренировочные упражнения.
  • Формы контроля и оценка результатов деятельности
  • Формативное и суммативное оценивание
  • Взаимопроверка, самопроверка.
  • Пирамида собственной деятельности.
  • Опороные знания
  • Повторить основные морфологические признаки наречий (7класс).
  • Фонетический разбор (5 класс).
  • Морфологический разбор деепричастий (7 класс).
  • Знаки препинания при деепричастном обороте (7 класс).
  1. Культура речи
  2. Целесообразное использование наречий в собственных высказываниях школьников
  3. Развитие речи
  4. Формировать умения опознавать наречия, определять их значение и роль в предложении, правильно использовать в речи; обогащение словарного запаса учащихся наречиями; составление монологического выступления на лингвистическую тему.
  5. Внутрипредметные связи
  6. Морфология – культура речи – орфоэпия – орфография
  7. Синтез
  8. Русский язык – литература — информатика
  9. Домашнее задание

§41,с.141 – устно + словарь-справочник (переписать).

§42,с.142-145 – учить (правило + пример).

Упражнение № 342 с. 144 – по заданию.

  • Слова в рамочках на полях учебника – учить, записать в словарь-справочник.
  • ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и ДИДАКТИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ средства обучения
  • Оборудование
  • Оборудование SMART: компьютер, монитор, проектор, интерактивная доска
  • Дидактическое обеспечение SMART
  • Презентация
  • словари-справочники
  • Дидактические материалы
  • таблица «Морфологический разбор наречий», карточки с заданием
  • Оснащение
  • бумага формата А4, фломастеры
  • Список литературы, используемой для разработки занятия

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272с. – (В помощь школьному учителю).

Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 303 с. – (Конспекты уроков).

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

  1. СТРУКТУРА УРОКА
  2. Этап урока
  3. время
  4. Деятельность учителя
  5. Деятельность учащихся
  6. ОдО
  7. модуль
  8. РЕСУРС
  9.   І.
  10. ПОБУЖДЕНИЕ
  11. Оргмомент
  12. Мобилизирующий этап урока. Формулируют  цели
  13. и задачи урока
  14. Докладывают о готовности к уроку
  15. Словесная оценка
  16. Учебник, тетради
  17. Подготовка к осознанному восприятию темы.
  18. Разноуровневые вопросы
  19. Фронтальный опрос по темам:
  20. «Мягкий знак после шипящих на конце наречий», «Правописание -Н- и -НН- а наречиях», Правописание наречий через дефис», Слитное и раздельное написание наречий».
  21. Отвечают на поставленные вопросы.
  22. самооценивание
  23. СЛАЙД
  24. С вопросами
  25. «Третий лишний»
  26. Задание.

а. Сформулируйте к данной записи вывод-задание.

б. Из каждого ряда исключите по одному слову и составьте из полученных слов четвертый ряд.

в. Объясните правописание записанных слов каждого получившегося ряда.

  1. Ноч…, проч…, глуш…;

  2. Сплош…, стереч…, береч…;

  3. Умываеш…, намаж…, настеж…;

  4. …, …, …. .

  • Записывают слова.
  • Образуют четвертый ряд.
  • Формулируют выводы.
  • Вспоминают орфографические правила.
  • Готовят выступление спикеров.
  • самооценивание
  • Синтаксическая пятиминутка.
  • Словарный диктант.

Задание. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

  1. Досыта, смолоду, сослепу, подолгу, неподалеку, за границу, за город, в насмешку, на цыпочках, до смерти, насмерть, на лету, на ходу, с разбегу, влип, на скаку, на дом, на совести, на память, насилу, с ходу, надвое, впоследствии, наизусть.
  2. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 — задание
  3. Работа в паре.
  4. Учащиеся вставляют пропущенные буквы.
  5. Формулируют выводы.
  6. Взаимопро-верка.
  7. СЛАЙД
  8. карточка с заданием
  9. Задание.
  10. Произведите синтаксический разбор следующих предложений.

1. Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

2. Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей (М. Горький.)

  • Работают по заданию
  • Разбирают предложения.
  • Само-оценка
  • доска
  • ОСМЫСЛЕНИЕ
  • Задание.
  • Составьте возможную схему разбора наречий по аналогии с деепричастием.
  • Групповая работа.
  • Создание интелекткарты.
  • самооценивание
  • учебник
  • Работа по учебнику
  • Задание.

Уточните созданную карту, познакомившись с материалом §41 на стр. 141.

Читают параграф на стр. 141.

  1. Вносят дополнения.
  2. Листы
  3. Словари-справочники
  4. Вывод
  5. Демонстрирует таблицу «Морфологический разбор наречия»
  6. Формулируют выводы
  7. СЛАЙД
  8. Задание.
  9. Распределить наречия по значению.
  10. 1 группа – где?
  11. 2 группа – когда?

3 группа – как? каким образом?

  • завтра, вчера, серьезно, справа, сейчас, спокойно, здесь, однажды, аккуратно.
  • Сделать устный морфологический разбор одного из них.
  • Групповая работа.
  • Выписывают наречия.
  • Формулируют выводы.
  • Озвучивают ответ группы, вывешивают на магнитную доску.
  • Слушают спикеров других групп.
  • взаимо-оценивание
  • тетрадь
  • Проверка усвоения знаний
  • Работа по учебнику.

«Кто больше?» — записать по памяти наречия, помещенные в рамочках на стр. 107 – 140

  1. с последующей самопроверкой:
  2. Всего 47 слов:
  3. Слитно – 31 слово
  4. Через дефис — 3
  5. Раздельно — 13
  6. Работа в группах
  7. Выполняют задание, записывают слова по памяти.
  8. Проверяют свои ответы: в группе, затем со словами в учебнике.
  9. Самостоятельно формулируют вывод.
  10. самооценивание
  11. СЛАЙД
  12. Проверка осознанного изучения мтериала
  13. — Когда в наречия пишутся слитно?
  14. — Когда наречия пишутся раздельно?
  15. — При каких условиях наречия пишутся через дефис.
  16. Отвечают на поставленный вопрос
  17. Работа по учебнику
  18. Задание.

Упражнение № 335, с. 143. Определить, к какой части речи относятся пары данных слов. Расставить ударение. В чем смысловая разница данных пар. Составить словосочетания.

По-моему — по моему мнению (наречие — определение, выраженное притяжательным местоимением в Д.п.).

Читайте также:  Как определить окончание глагола по спряжению

Насмерть — послать на смерть (наречие – существительное в В.п.).

Издали — из дали леса (наречие – существительное).

По-вашему — по вашему вопросу (наречие — определение, выраженное притяжательным местоимением в Д.п.).

Наголову — надеть на голову ( наречие – существительное в В.п.).

Вовремя — во время похода. Накрест — посмотреть на крест (наречие – существительное в В.п.)

  • Выполняют упражнение.
  • В случаи затруднения обращаются к орфоэпическому словарю
  • само-проверка
  • Орфоэпические словари,
  • тетради
  • Вывод
  • Сформулируйте вывод:
  • в чем смысловая разница записанных пар слов?
  • Формулируют вывод.
  • Анализ текста или выборочный диктант
  • Задание.
  • Выпишите наречия вместе с глаголами, сделайте морфологический разбор 2-3 наречий.
  • Сделать синтаксический разбор предложений 1-го и 5-го предложений (по вариантам).
  • СПЯТ КИТЫ

Все китообразные спокойно спят на малой глубине у самой поверхности воды. Спящий кит опускается вниз медленно. Время от времени он во сне ударяет хвостом и снова поднимается на поверхность.

Потом, выдохнув воздух, осторожно и пассивно погружаются до следующего удара хвостом. Сигналом для открывания дыхала (ноздри) кита служат ощушаемая им при выпыривании смена среды.

Дыхание осуществляется очень быстро, почти одновременно. Вдох и выдох из-за особого строения дыхательных путей происходит одновременно.

Во время пребывания животного под водой дыхало плотно закрыто клапоном. («Наука и жизнь».

  1. Выполняют задания
  2. Уточняют свои записи по записям в словаре-справочнике.
  3. само-оценка,
  4. взаимо-оценивание
  5. Тетради
  6. Карточки с зданиями
  7. РЕФЛЕКСИЯ
  8. Предлагает заполнить рефлексивный экран «Пирамида самопознания»

Разбор наречий в предложениях

  • Слушают учителя
  • Учащиеся оценивают свою деятельность.
  • саморефлексия
  • СЛАЙД
  • стикеры-стрелочки
  • Инструктаж по выполнению домашнего задания.

§41,с.141 – устно + словарь-справочник (переписать).

§42,с.142-145 – учить (правило + пример).

Упражнение № 342 с. 144 – по заданию.

  1. Слова в рамочках на полях учебника – учить, записать в словарь-справочник.
  2. Фиксируют ДЗ в дневник, уточняют его выполнение.
  3. дневник
  4. Мониторинг качества изученной темы, раздела______________________________
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
  6. Задание.
  7. Словарный диктант.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание.

  • (До)сыта, (с)молоду, (со)слепу, (по)долгу, (не)п__далеку, (за)границу, (за)город, (в)(на)смешку, (на)ц__почках, (до)смерти, (на)смерть, (на)лету,
  • (на)ходу, (с)(раз)бегу, (в)лип, (на)скаку, (на)дом, (на)совести, (на)память, (на)силу, (с)ходу, (на)двое, (в)последствии__, (на)изусть.

Источник: https://infourok.ru/kratkosrochnoe-planirovanie-uroka-russkogo-yazika-dlya-klassa-sintaksicheskaya-rol-narechiy-v-predlozhenii-morfologicheskiy-razb-708083.html

Морфологический разбор наречия (образец)

Морфологический раз­бор наре­чия — это опре­де­ле­ние части речи, ука­за­ние обще­го зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков и син­так­си­че­ской роли в пред­ло­же­нии. Морфологический раз­бор наре­чия сле­ду­ет выпол­нять по опре­де­лен­но­му пла­ну.

Общее грамматическое значение наречия

Чтобы про­ве­сти раз­бор наре­чия как части речи, сна­ча­ла нуж­но опре­де­лить его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние.

Часть слов рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет пред­ме­ты (ночь, город). Слова, име­ю­щие пред­мет­ное зна­че­ние, — это име­на суще­стви­тель­ные. Другая часть слов обо­зна­ча­ет при­зна­ки этих пред­ме­тов (теп­лая ночь, боль­шой город). Это име­на при­ла­га­тель­ные. Для обо­зна­че­ния дей­ствий и состо­я­ний (насту­пит ночь, город спит) в пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ют­ся гла­го­лы.

Наречие — это уни­каль­ная часть речи, кото­рая может обо­зна­чать при­знак дей­ствия (быст­ро насту­пит, креп­ко спит), при­знак при­зна­ка (слиш­ком теп­лый, очень боль­шой) и при­знак пред­ме­та (ули­ца спра­ва).

Следовательно, сло­во этой само­сто­я­тель­ной части речи обла­да­ет одним из пере­чис­лен­ных общих зна­че­ний:

  • при­знак дей­ствия;
  • при­знак при­зна­ка;
  • при­знак пред­ме­та.

Морфологический раз­бор наре­чия выпол­ня­ем в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти по образ­цу.

Последовательность морфологического разбора наречий

Отыщем в пред­ло­же­нии наре­чие и выпи­шем его. Укажем его началь­ную фор­му, если оно име­ет сте­пень срав­не­ния. Определим часть речи и общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, то есть при­знак чего оно обо­зна­ча­ет.  Далее зада­дим к наре­чию вопрос от того сло­ва, кото­рое оно пояс­ня­ет.

Затем рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки наре­чия. Укажем посто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки. Сначала опре­де­лим раз­ряд наре­чия по функ­ции: зна­ме­на­тель­ное или место­имен­ное наре­чие.

Далее сле­ду­ет ука­зать раз­ряд зна­ме­на­тель­но­го наре­чия по зна­че­нию:

1. опре­де­ли­тель­ные

  •  обра­за дей­ствия (как? каким обра­зом?);
  • меры и сте­пе­ни (в какой мере? насколь­ко?);

2. обсто­я­тель­ствен­ные

  • вре­ме­ни (когда?);
  • места (где? куда? отку­да?);
  • цели (с какой целью?);
  • при­чи­ны (зачем?)

У место­имен­ных наре­чий ука­жем раз­ря­ды:

  • ука­за­тель­ные (здесь, тут, там);
  • вопро­си­тель­ные (где? куда? отку­да? зачем?);
  • отно­си­тель­ные (где, куда, отку­да, зачем);
  • опре­де­ли­тель­ные (вез­де, все­гда, вся­че­ски);
  • неопре­де­лен­ные (где-то, куда-либо, кое-как)

Постоянным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мость наре­чий.

Непостоянные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки отме­тим толь­ко у наре­чий, кото­рые обра­зо­ва­ны от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных  с помо­щью суф­фик­сов -о и -е (непо­сред­ствен­но, искренне). Их назы­ва­ют каче­ствен­ны­ми наречиями.В пред­ло­же­нии такие наре­чия могут упо­треб­лять­ся в фор­ме сте­пе­ней срав­не­ния:

  • круп­но — круп­нее, более круп­но: круп­нее всех;
  • искренне — искрен­нее, менее искренне; искрен­нее всех.

При мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре ука­зы­ва­ем, в фор­ме какой сте­пе­ни нахо­дит­ся каче­ствен­ное наре­чие.

Последний шаг мор­фем­но­го раз­бо­ра — опре­де­ле­ние, каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во.

Наречия при­мы­ка­ют к гла­го­лам, при­ла­га­тель­ным и дру­гим наре­чи­ям. Такие сло­ва в пред­ло­же­нии явля­ют­ся обсто­я­тель­ства­ми. Если наре­чие пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное (удар какой? испод­тиш­ка), то оно выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния.

Запишем после­до­ва­тель­ность мор­фем­но­го раз­бо­ра наре­чия в виде пла­на.

План (образец) морфологического разбора наречия

 После гро­зы све­жо пах­нул воз­дух.
План раз­бо­ра Образец уст­но­го раз­бо­ра
I. Часть речи. Общее зна­че­ние. Вопрос к раз­би­ра­е­мо­му сло­ву. I. Пахнул (как?) свежо — наре­чие. Обозначает при­знак дей­ствия.II. Знаменательное,  опре­де­ли­тель­ное;

  • обра­за дей­ствия;
  • неиз­ме­ня­е­мое.

III. Свежо (как?) — обсто­я­тель­ство.

II. Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  1. Знаменательное или место­имен­ное
  2. Разряд по зна­че­нию
  3. Неизменяемость
III. Непостоянные при­зна­киСтепень срав­не­ния (у каче­ствен­ных наре­чий)
IV. Синтаксическая роль
Образец пись­мен­но­го раз­бо­ра
Свежо — наре­чие (пах­нул как?), обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, н. ф. све­жо, зна­ме­на­тель­ное, обра­за дей­ствия, неизм., обсто­я­тель­ство.

Приведем при­ме­ры, как выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор наре­чия в зави­си­мо­сти от его при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му смыс­ло­во­му раз­ря­ду и от грам­ма­ти­че­ской фор­мы.

Примеры

Морфологический разбор наречия «вдали»

Вдали мельк­ну­ло голу­бое рус­ло реки.

Вдали

I. Наречие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия. Мелькнуло где? вда­ли.

II. Знаменательное, обсто­я­тель­ствен­ное, наре­чие места, неиз­ме­ня­е­мое.

III. Обстоятельство места.

Морфологический разбор наречия «всюду»

Ранней вес­ной всю­ду слыш­но жур­ча­нье быст­рых ручьев.

Всюду

I. Наречие, ука­зы­ва­ет на при­знак дей­ствия. Слышно где? всю­ду.

II. Местоименное наре­чие, опре­де­ли­тель­ное, неиз­ме­ня­е­мое.

III. Обстоятельство места.

Морфологический разбор наречия «быстро»

Рыжий конь быст­ро ска­чет по пыль­ной доро­ге.

Быстро

I. Наречие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия. Скачет как? быст­ро

II. Знаменательное, опре­де­ли­тель­ное, обра­за дей­ствия, неиз­ме­ня­е­мое.

III. Обстоятельство обра­за дей­ствия.

Морфологический разбор наречия «тише»

Песня зву­чит всё тише и тише.

Тише

I. Наречие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия. Звучит как? всё тише.

II. Начальная фор­ма — тихо. Знаменательное, опре­де­ли­тель­ное, обра­за дей­ствия, в фор­ме про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни.

III. Обстоятельство обра­за дей­ствия.

Видеоурок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/narechie/morfologicheskiy-razbor-narechiya.html

Морфологический разбор наречий

Морфологический разбор наречий

План разбора наречия

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (неизменяемое слово; форма положительной степени – для качественных наречий). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 неизменяемость;
2 разряд по значению;
3 для качественных наречий – отметить, если употреблено в сравнительной или превосходной степени.
III Роль в предложении (каким членом предложения является наречие в данном предложении).
  • Образцы разбора наречий
  • Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская).
  • (Шагнул) вперёд
  1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда?
  2. Н. ф. – вперёд. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие места.
  3. В предложении – обстоятельство места.

(Застыл) навытяжку

  1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как?
  2. Н. ф. – навытяжку. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
  3. В предложении – обстоятельство образа действия.

Стало совсем темно (Чаковский).

(Стало) темно

  1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
  2. Н. ф. – темно. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
  3. В предложении – именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.

Совсем (темно)

  1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
  2. Н. ф. – совсем. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие меры и степени.
  3. В предложении – обстоятельство меры и степени.

Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин).

Ласковее (греет)

  1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
  2. Н. ф. – ласково. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
  3. В предложении – обстоятельство меры и степени.
  • Вскачь (неслась) – нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (неслась) как?; н. ф. – вскачь; неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; в предложении – обстоятельство образа действия.
  • (Наговориться) досыта – нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (наговориться) до какой степени?; н. ф. – досыта; неизменяемое слово; разряд – наречие меры и степени; в предложении – обстоятельство меры и степени.
  • Изредка (капали) – нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (капали) когда?; н. ф. – изредка; неизменяемое слово; разряд – наречие времени; в предложении – обстоятельство времени.
  • Вот-вот (привезти) – нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (привезти) когда?; н. ф. – вот-вот; неизменяемое слово; разряд – наречие времени; в предложении – обстоятельство времени.
  • По-мальчишески (юркнул) – нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (юркнул) как?; н. ф. –по-мальчишески; неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; в предложении – обстоятельство образа действия.
  • (По) прежнему (партизанству) – прил.; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (по партизанству) какому?; н. ф. –прежний; относ.; употреблено в ед. ч., ср. р., Д. п.; в предложении – определение.
  • (Отползаю) назад – нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (отползаю) куда?; н. ф. – назад; неизменяемое слово; разряд – наречие места; в предложении – обстоятельство места.
  • (Здоровье становилось) хуже – прил.; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (здоровье становилось) каким?; н. ф.– плохой; кач.: есть ст. срав. (хуже) икр. ф. (плох); употреблено в срав.ст. (прост. ф.); в предложении – именная часть составного именного сказуемого.
  • (Отцу становилось) хуже – нар.; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (становилось) как?; н. ф. – плохо; неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; употреблено в сравн. ст. (прост. ф.); в предложении – часть сказуемого в безличном предложении.

Источник: http://litera865.blogspot.com/2016/01/blog-post_30.html

Морфологический разбор наречия как-то

Итак, нам нужно выполнить морфологический разбор слова «как-то». Давайте сначала разберемся, как в принципе нужно выполнять морфологические разборы наречий. 

  •   Наречие — это самостоятельная часть речи, которая может обозначать признак признака, признак действия или предмета. Примеры наречий в предложениях: 
  • Как хорошо  на свежем воздухе!
  • Меня постоянно достают эти соседи сверху: каждую ночь они громко смотрят телевизор и иногда еще кричат.
  • Время так быстро летит, что мы часто забываем, когда произошло то или иное событие, ведь почти все со временем полностью забывается.
  • Если вечером тридцать первого августа в двенадцать часов ночи выйти на балкон, то можно отчетливо услышать крик миллионов недовольных школьников. 

Морфологический разбор наречия

 (На этом месте мы пишем нужное нам наречие в той форме, в какой оно стоит в предложении) — наречие, обозначает признак действия.

  1. ( в скобках задаем вопрос к наречию (?)) наречие. Начальная форма — (наречие в начальной форме).
  2.  морфологические признаки: значение наречия ( наречие места, времени, цели, причины, следствия…), степень сравнения (если есть).
  3. (Вопрос?) (наречие) и здесь же мы подчеркиваем наречие как член предложения ( как правило оно является обстоятельством).

   Это схема разбора. Теперь перейдем к заданному слову.

  1.    Как-то — наречие, обозначает признак действия.
  2. (Как?) — как-то. Начальная форма — как-то.
  3.  Морфологические признаки: наречие образа действия, сравнительная степень   отсутствует.
  4. (Как?) — как-то (подчеркиваем наречие как член предложения).

Разбор окончен!

Закрепление

Давайте проведем еще несколько разборов для закрепления.

В канун Нового Года все чаще можно увидеть радостные лица на улицах города, в магазинах, в парках…

   Выполним разбор наречия чаще.

Чаще — наречие, обозначает признак действия.

  1. (Как?) — чаще. Начальная форма — часто.
  2. Морфологические признаки: наречие образа действия, употреблено в сравнительной степени.
  3. (Как?) — чаще. (_ ._._._.)

   На самом деле производить морфологические разборы слов не так и сложно. Нужно только запомнить схему разбора, порядок выполняемых действий.

Источник: http://VashUrok.ru/questions/morfologicheskiy-razbor-narechiya-kak-to

Морфологический разбор наречия (с примерами)

Наречие — это часть речи, которая не изменяется и обозначает или указывает на признак:

  • действия (сидеть ровно);
  • признака (очень высокий);
  • признак предмета (жаркое по-русски).

Для того чтобы выполнить морфологических разбор наречия необходимо определить:

  • его значение
  • начальную форму
  • постоянные признаки
  • непостоянные признаки
  • синтаксическую роль
  1. Значение наречия определяется или в словосочетаниях, или в предложениях. Наречия могут присоединяться к:
  • глаголу (признак действия): грустно рассказывать, медленно идти, тихо смеяться, ударить сгоряча, сказать назло.
  • прилагательному или наречию (признак признака): немного грустный, весьма быстро.
  • существительному (признак предмета): яйцо всмятку.
  1. Начальная форма приемлема только для наречий, которые имеют степень сравнения. И выражается в виде положительной степени: хорошо, плохо.
  2. Постоянные признаки.

Наречия могут выполнять 2 основных функции:

  • называть признак;
  • указывать на признак.

В связи с этим выделяют два разряда наречий

  • местоимённые (указывающие);
  • знаменательные (называющие). Кот убежал так далеко, что его нельзя было догнать.

Местоимённые (соединяющие в себе признаки местоимения и наречия) имеют следующие категории:

  • указательные — используются для замены слова (предложения), которое было упомянуто в тексте выше, с целью избежания однообразности. Могут указывать на:
    • место (тут, там);
    • образ выполнения действия (так);
    • время (когда-то);
    • причину (потому);
    • цель (затем).

( Примеры: «Выступать на сцене было сложно. Если бы я знал, что так будет, я бы не согласился играть роль.» «Это плохой поступок. Так делать больше не надо.»)

  • вопросительные — употребляются для постановки вопроса. (Зачем ты меня разбудил?)
  • относительные — это те же вопросительные, только использующиеся для соединения придаточного предложения с главным. (Клумба, где росли розы, радовала жильцов дома своей красотой).
  • неопределенные — выражают неопределенность признака (Где-то я уже читал это стихотворение.)
  • отрицательные — не принимают признак (Она никогда больше плохо не поступит.)
  • определительные — указывают на обобщенный признак (Всюду росли красивые цветы.)

Выделяют виды (разряды) наречий по значению:

  • Определительные — выражают качество, степень или способ проявления признака действия (состояния) и делятся на:
    • качественные — дают характеристику качества действия. Образуются от прилагательных с помощью суффиксов «о», «е». (Быстрый — как? быстро, хороший — как?хорошо, разумный — как? разумно). В данной категории присутствуют формы превосходной и сравнительной степени (быстро — быстрее — быстрее всех)
    • образа действия — указывают на способ выполнения действия (Она отнеслась к сироте [каким образом?] по-матерински.)
    • степени действия (интенсивность) или степень проявления признака (Сегодня я [сколько раз?] дважды споткнулся.)
  • Обстоятельственные — выражают обстоятельства действия и делятся на наречия:
    • времени — характеристика действия во временном отношении ([когда?] Давным-давно мы ходили в поход.)
    • места — характеристика действия в пространственном отношении (Неожиданный шум заставил девочку посмотреть [куда?] вверх.)
    • причины — выражает причину, которая побудила на действие (Я ударил тебя (почему?) сгоряча.)
    • цели — выражает итоговую задачу действия (Я это сделала [зачем?] напоказ.)
  1. Следующий элемент морфологического разбора наречия: непостоянные признаки. Рассмотрим их.

Одна из главных особенностей наречий — это неизменяемость.

Только у качественных наречий выделяют непостоянные признаки (степени сравнения)

    • простая — образование происходит с помощью суффиксов «ее», «ей», «е», «ше» (Пример: громко — громче);
    • сложная — образование происходит с помощью частиц «более», «менее» (быстро — менее быстро).
  • Превосходная — образование происходит с помощью сравнительной степени наречия и слова «всех» (всех быстрее).

Могут выступать в предложении:

  • Обстоятельством (основная роль): «Мальчики пришли [когда?] поздно домой.»
  • Несогласованным определением (в случаях, когда присоединяются к существительному): «Мальчик любит на завтрак кушать яйцо [какое?] всмятку.»

Источник: https://russkyaz.ru/slova/narechie/morfologicheskij-razbor-narechiya-s-primerami.html

Морфологический разбор наречия

  • Морфологический разбор наречия нужно проводить, если в задании рядом со словом ты видишь надсторчную цифру «3» — гордо3.
  • Схема морфологического разбора наречия:
  • Пример устного рассуждения:
  • Дано предложение: Птенчик несмело3 высунул головку из гнезда.
  • (высунул) несмело
  1. Выделяю словосочетание со словом несмело: высунул (как?) несмело. Несмело — это наречие, так как отвечает на вопрос как? и поясняет глагол.
  2. Наречие несмело обозначает образ (способ) действия.
  3. В предложении является обстоятельством образа (способа) действия: высунул (как?) несмело.

Дано предложение: Он придёт ко мне в гости завтра3.

(придёт) завтра

  1. Выделяю словосочетание со словом завтра: придёт (когда?) завтра. Завтра — это наречие, т.к. отвечает на вопрос когда? и поясняет глагол.
  2. Наречие завтра обозначает время действия.
  3. В предложении является обстоятельством времени: придёт (когда?) завтра.

Дано предложение: Яблоко висело слишком3 высоко.

слишком (высоко)

  1. Выделяю словосочетание со словом слишком: высоко (насколько? в какой степени?) слишком. Слишком — это наречие, поскольку отвечает на вопрос насколько? и поясняет другое наречие.
  2. Наречие слишком обозначает степень качества.
  3. В предложении является обстоятельством степени качества: высоко (насколько?) слишком.
  1. Образец письменного разбора:
  2. Дано предложение: Птенчик несмело3 высунул головку из гнезда.
  3. (высунул) несмело
  1. Высунул (как?) несмело. Наречие.
  2. Образ (способ) действия.
  3. Обстоятельство: несмело.

Дано предложение: Он придёт ко мне в гости завтра3.

(придёт) завтра

  1. Придет (когда?) завтра. Наречие.
  2. Время действия.
  3. Обстоятельство: завтра.

Дано предложение: Яблоко висело слишком3 высоко.

слишком (высоко)

  1. Высоко (насколько? в какой степени?) слишком. Наречие.
  2. Степень качества.
  3. Обстоятельство: слишком.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

  • Группы наречий по значению
  • Части речи
  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие
  • Частица
  • Союз
  • Предлог
  • Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

  1. 7 класс
  2. Упражнение 246, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  3. Упражнение 258, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  4. Упражнение 293, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  • © budu5.com, 2019
  • Пользовательское соглашение
  • Copyright
  • Нашли ошибку?
  • Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/70

Ссылка на основную публикацию